HR16DE — двигатель Ниссан 1

Двигатель Nissan HR16DE

  • Двигатели
  • Nissan
  • HR16DE

1.6-литровый двигатель Ниссан HR16DE впервые представили на автосалоне в Токио 2005 года и до сих пор вполне активно устанавливают на многие массовые модели японского концерна. На отечественном АвтоВАЗе собирают одну из модификаций этого мотора под индексом H4Mk.

В семейство HR также входят двс: HR15DE и HRA2DDT.

  • Характеристики
  • Описание
  • Расход
  • Применение
  • Отзывы
  • Сервис
  • Поломки
  • Цены

Технические характеристики двигателя Nissan HR16DE 1.6 литра

Тип рядный
Кол-во цилиндров 4
Кол-во клапанов 16
Точный объем 1598 см³
Диаметр цилиндра 78 мм
Ход поршня 83.6 мм
Система питания инжектор
Мощность 105 — 120 л.с.
Крутящий момент 140 — 160 Нм
Степень сжатия 10.7
Тип топлива АИ-92
Экологические нормы ЕВРО 4/5

Описание устройства мотора HR16 DE 1.6 литра

1.6-литровый агрегат серии HR был впервые представлен на Токийском автосалоне 2005 года. Конструкция была вполне обычной для японского моторостроения тех лет: алюминиевый блок с чугунными гильзами и открытой рубашкой охлаждения, алюминиевая 16-клапанная головка, привод ГРМ цепью, фазорегулятор на впуске и цельные толкатели вместо гидрокомпенсаторов.

Впрыск топлива тут распределенный, но не совсем обычный, с двумя форсунками на цилиндр, а благодаря применению электронного дроссельного узла двигатель удалось вписать в Евро 5.

На видео китайская версия двс с двумя фазорегуляторами

  • Руководство для Ниссан Ноут 1.6 вы найдете на Драйв 2

    Немало полезной информации собрано на Club-Nissan.ru

    Расход топлива HR16DE

    На примере Nissan Note 2010 года с механической коробкой передач:

    Город 8.5 литра
    Трасса 5.5 литра
    Смешанный 6.7 литра

    Аналогичные двигатели других производителей:

    На какие машины ставится силовой агрегат Ниссан HR16 DE

    Nissan

    Cube Z12 2009 — 2011
    Bluebird Sylphy G11 2005 — 2012
    Juke F15 2010 — 2019
    Kicks P15 2016 — н.в.
    Latio N17 2011 — н.в.
    Livina L10 2006 — 2019
    Micra K12 2007 — 2010
    Micra K13 2010 — 2017
    Note E11 2006 — 2013
    Note E12 2012 — н.в.
    NV200 M20 2009 — н.в.
    Qashqai J10 2006 — 2013
    Sentra B17 2012 — 2020
    Sentra B18 2019 — н.в.
    Tiida C11 2007 — 2012
    Tiida C12 2011 — н.в.
    Versa C11 2006 — 2018
    Wingroad Y12 2008 — 2017

    Отзывы на двигатель HR16DE его плюсы и минусы

    • Простая и уже изученная конструкция
    • Нет больших проблем по надежности
    • Доступные сервис и запасные части
    • Нормально переваривает 92-й бензин
    • Весьма часто встречается жор масла
    • Не самый высокий ресурс цепи ГРМ
    • Может с трудом заводиться в морозы
    • Не предусмотрены гидрокомпенсаторы

    Регламент обслуживания двс Nissan HR16 DE 1.6 l

    Маслосервис

    Периодичность каждые 15 000 км
    Объем смазки в двс 4.7 литра
    Нужно для замены около 4.3 литра
    Какое масло 5W-30, 5W-40
    Газораспределительный механизм

    Тип привода ГРМ цепной
    Заявленный ресурс не ограничен
    На практике 200 — 250 тысяч км
    При обрыве/перескоке гнет клапана
    Тепловые зазоры клапанов

    Регулировка каждые 100 000 км
    Принцип регулировки подбор толкателей
    Замена расходников

    Воздушный фильтр 30 тысяч км
    Топливный фильтр 45 тысяч км
    Фильтр в баке не меняется
    Свечи зажигания 30 тысяч км
    Вспомогат. ремень 60 тысяч км
    Охлажд. жидкость 5 лет или 90 тысяч км

    Видео-инструкция по замене масла и фильтров

  • Недостатки, поломки и проблемы двигателя HR16DE

    Этот очень надежный мотор в первые годы выпуска отметился целым ворохом проблем: были трудности с заводкой в мороз, часто прогорало кольцо приемной трубы глушителя, проводилась массовая отзывная компания по замене дефектного реле блока зажигания.

    Самым известным недостатком этого мотора является прогрессирующий расход масла. Нередко он появляется уже на малых пробегах и пропадает после подбора иной смазки, однако чаще всего масложор начинается после 100 000 км помогает лишь замена колец.

    Многие владельцы сталкиваются с растяжением цепи ГРМ на пробеге около 200 000 км. Часто кроме цепи, звездочек и башмаков замены требует дорогостоящий фазорегулятор.

    К мелким проблемам силового агрегата мы отнесем не самый большой ресурс его опор, вечно свистящий ремень генератора и необходимость в регулировке зазоров клапанов.

    Производитель заявляет ресурс двигателя в 200 000 км, но он легко ходит и до 300 000 км.

    Цена двигателя Nissan HR16DE нового и бу

    Минимальная стоимость 15 000 рублей
    Средняя цена на вторичке 50 000 рублей
    Максимальная стоимость 92 000 рублей
    Контрактный мотор за рубежом 1 966 евро
    Купить такой новый агрегат

    Состояние: хорошее
    Комплектация: в сборе
    Рабочий объем: 1.6 литра
    Мощность: 105 л.с.

    * Цена на данный двигатель указана справочно

    Подробное видео о замене свечей на Ниссан НР16ДЕ

  • Связаться с администратором сайта Вы можете по электронной почте:
    otobaru@mail.ru

    Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.

    Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.

    Двигатель Nissan hr16de

    Универсальный двигатель h4m/hr16de прототипом модели, которого был двс от компании renault. Агрегат зарекомендовал себя как экономичный и походящий под топливо типа евро 95.

    Стандарты, используемые в разработки устройства, позволяют не только долго его эксплуатировать даже в самых тяжёлых и переменчивых климатических зонах, но и проводить модернизацию.

    Подробнее о технических характеристиках, происхождении и марках автомобиля, на который устанавливается агрегат можно узнать из материала, приведённого в статье ниже.

    Описание

    Для России этот мотор стал привлекателен и интересен тем, он официально устанавливается на новые модели автомобиля Lada X-Ray на заводе АвтоВАЗ. Базовый агрегат имеет мощность в 114 л с. Ранее аппарат монтировался на такие иномарки как Рено и Nissan. И сегодня его можно встретить на многих моделях автомобилей от седанов до кроссоверов городского типа.

    При разработке агрегата инженеры решили увеличить акцент на КПД ДВС. Было внедрено устройство, позволяющее в атематическом режиме изменять фазы газораспределения. Впускной вал изменил наклон при вращении.

    Такие инновации более 10 лет назад, с момента выпуска в 2006 году произвели технический фурор, сделав акцент на высокое качество и экономичный расход топлива на автомобилях такого класса, как седаны и кроссоверы.

    Был также сделан акцент на снижение общей массы силового агрегата. В этом случае разработчики сменили сплав в блоках цилиндров на алюминий. Снижение общей массы силовой установки позволило значительно увеличить ресурс подвески на транспортном средстве.

    Технические характеристики

    На двигатель устанавливается не ремень грм, а цепь. Это повышает запас хода и на ранних этапах не стоит волноваться, что она может быть растянута. Мотор, устанавливаемый на ниссан и другие марки, имеет средний объём 1.6 литров.

    Модель двигателя проходила заводскую модернизацию. Так, были установлены н по 2 форсунки на каждый из цилиндров. Это позволило значительно понизить расход топлива. Дополнительно блок цилиндров повысил мощность аппарата. Также благодаря модернизированной системе снизились холостые обороты в гбц.

    Таблица с техническими характеристиками аппарат выглядит следующим образом:

    Наименование параметра Показатели
    Техническое наименование двигателя HR16DE / H4M
    Старт начала производства 2006 год
    Сплав блоков в цилиндре Алюминий
    Устанавливаемые системы питания Инжекторные
    Тип Рядный
    Кол-во цилиндров в блоке 4
    Кол-во клапанов на 1 цилиндр 4
    Ходовая часть поршней 83.6 мм
    Диаметры цилиндров 78 мм
    До какой степени происходит сжатие 10.07.2018
    Точный объём мотора 1598 куб. см.
    Какую мощность имеют варианты мотора 1. 108л.с. – 5600 об.мин
    2. 114л.с. – 6000 об.мин
    3.117л.с. – 6000 об.мин
    Какие крутящие моменты у вариантов моторов 1. 142Нм 4000 об.мин
    2. 156Нм 4400 об.мин
    3. 158 Нм 4000 об.мин
    Стандарты и топлива, используемые в двигателе 95
    Соответствие экологическим нормам Евро 4, Евро 5
    Примерные расходы топлива на 100 километров 1. Смешанная езда – 6.4 литра
    2. Город – 8.9 литра
    3. Трасса – 5.5 литра
    Примерный расход масла на 1000 километров До 500 граммов
    Установленный объём масла в двигателе 4.3 литра
    Практичный ресурс двигателя 250 000 километров +
    Наличие возможности проведения тюнинга +
    Увеличение лошадиных сил 150+

    Стоит учитывать, что двигатель устанавливается на разные модели транспортных средств. В результате могут оказаться разные объёмы и мощности с расходом. Точных показателей в приросте мощности, а также реальном расходе топлива у заводов производителей нет. Единственное что указывается в дилерских центрах по этому поводу модернизированные комплектующие двигателя, позволяющие значительно экономить расход топлива в разных режимах езды.

    Аббревиатура двигателя приводиться следующим образом:

    • Hr – это названия модели самого агрегата;
    • 16 – в десятичной системе обозначает допустимый объём двигателя – 1.6 литра;
    • D – в моторе уставлены 4 клапана в каждом из цилиндров и 2 распределительных вала;
    • E – установлены форсунки или система многоточечного впрыска.

    Важным моментом является теплопроводность алюминиевого сплава. Благодаря этим свойствам инженерам удалось значительно снизить время прогрева авто. Это положительно повлияло на расход топлива в целом при эксплуатации авто.

    На какие модели производятся установки

    На каких машинах стоит двс? Производителей оборудования много. При этом на авто концернах используется двигатель более 10 лет. Сегодня список автомобилей, где установлен h4m/hr16de, выглядит следующим образом:

    Марка авто Модель
    Nissan Note
    Nissan Tiida
    Nissan Qashqai
    Nissan Sentra
    Nissan Juke
    Nissan Micra
    Nissan Wingroad
    Nissan Cube
    Nissan Bluebird Sylphy
    Nissan Latio
    Nissan Grand Livina
    Nissan Versa
    Nissan NV200
    Renault Kaptur
    Renault Logan
    Lada X-Ray

    В преобладающем количестве двигатель устанавливается на автомобили марки Ниссан. Их чаще всего можно встретить на отечественном авторынке. Автолюбители отмечают, что двигатель отлично эксплуатируется даже в непогоду, мороз и при влажном климате. Главное для поддержания нормального состояния необходимо проходить плановые ТО, и менять расходники. Мотор h4m/hr16de type engine имеет собственный стандарт качества. Все выпускаемые с завода двигатели имеют гарантийный срок и соблюдают экологическую безопасность по европейским протоколам 4 и5.

    Давление масло в двигателе регулируется магнитным клапаном. Он управляется посредством электроники в системе автомобиля.

    В моторе также были введены такие инновации как:

    • Форсунки топлива нового типа;
    • Свечи для проведения пуска последнего поколения;
    • Дроссельные заслонки на электронном исполнении;
    • Новый тип гидромуфты.

    Использование новых типов CVTC расположенных между расположенными с внутренней стороны впускными клапанами, хорошо снизило сопротивление на впуске выпуске. Такое свойство помогло добиться повышение оборотов в минуту при низких и средних показателях при движении. Ремонтопригодность у агрегата хороша. Отзывы автовладельцев указывают, что запас хода на таких моделях как кашкай составляет не менее 200 -250 тысяч километров. Потом потребуется проводить капитальный ремонт агрегата. Таких показателей можно добиться, своевременно выполняя ТО и меняя расходники. Есть и у двигателя свои слабые стороны. К ним относятся:

    • Гидрокомпенсаторы отсутствуют. В результате автовладельцы должны периодически производить регулировки клапанов. Делается при помощи замены толкателей. Стоимость работ высокая.
    • Масляный насос и цепь грм также имеют высокую цену.
    • Топливный насос в бензобаке имеет сложную модульную конструкцию. Если одно из комплектующих на узле выйдет из строя, это приведёт к тому, что придётся проводить замену всего агрегата.

    Измерение давления в рампе позволит избежать проблемы связанной с быстрым выходом из строя топливного насоса. Вкладыши коренные на шейках коленвалов могут быть также повреждены от неправильной эксплуатации или использования не подходящего по марки масла.

    Распространённые проблемы

    При эксплуатации такого автомобиля как ниссан жук или лада веста может появиться после непродолжительного использования стук на холодную. Это может быт связано с растяжением ремня грм. Для того чтобы проверить этот факт нужно убедиться что метки грм установлены на местах. Слабая компрессия может также стать причиной, из-за которой появляется стук.Также двигатель имеет следующие слабые места:

    • Несвоевременная замена свечей образует нагар на контактах;
    • Масляный фильтр может стать причиной, что появиться течь масла;
    • Выход из строя правой подушки двигателя.

    В последнем пункте, если двигатель начинает сильно троить, это следствие образования поломки. Требуется просто сменить подушку и стук пройдёт.Ещё одна распространённая проблема при долгой эксплуатации это работа мотора. На средних и малых оборотах он может неожиданно заглохнуть. Решить проблему такого типа можно заказав новое реле для блока зажигания. Для обслуживания потребуется:

    • Своевременно менять масло и свечи;
    • Должны производиться ручная регулировка клапанов;
    • Ремень генератора при возникновении ослабления в натяжении должен быть сразу заменён.

    Такие действия позволят избежать более серьёзных поломок в системе двигателя. Согласно карте технического обслуживание все эти действия проводятся по планам. Если были замечены стуки или свист стоит сразу обращаться в диагностику.

    Не все модели транспортных средств сталкиваются с подобными проблемами. Но как показывает практика, при продолжительной эксплуатации в неблагоприятных условиях такие неполадки могут возникнуть.

    Какое масло используется

    Рекомендованное масло для нормальной работы агрегата в целом:

    • 0W-30;
    • 0W-40;
    • 5W-30;
    • 5W-40;
    • 10W-30;
    • 10W-40;
    • 10W-60;
    • 15W-40.

    Допуски масла по технической документации составляют каждые 1500 0киллометров согласно технической документации. При этом объем масла в двигателе 4.3 литра. Практика показывает, что производить замену, особенно если автомобиль часто эксплуатируется в зимнее время лучше каждые 7500 километров.

    Обратите внимание, если жрет масло, то возможно причина кроется в проблемах с масленым насосом. Выяснить неисправность можно, проведя диагностику и замерив, точный расход по установленным показателям.

    Модернизация

    Цена модернизации различается. Важно учитывать, что тюнинг может проводиться в качестве прошивки электронного блока или физического апгрейда силовой установки. Многие водители предпочитают устанавливать систему гбо, в качестве основной. Двигатель имеет экономичный расход, на газовой установке он будет ещё меньше. Контрактные двигатели поставляются по заказу без проблем.

    Установка имеет массовый рынок и часто устройство подвергается индивидуальной модернизации при помощи интеркуллером и турбонаддува. Также в апгрейде принимают участие:

    • сальник коленвала;
    • передний привод;
    • прошивка центрального блока управления;
    • система охлаждения силового агрегата;
    • ролик натяжной.

    Декоративная накладка монтируется поверх основной части двигателя. При проведении ремонтных работ потребуется совершить её демонтаж. Двигатели с увеличенным ходом имеют, как уже говорилось выше, значительный ресурс, после чего происходит обновление комплектующих или полная замена на приобретённый заранее контрактный аппарат.Чип тюнинг мотор данной версии не даёт значительного прироста мощности.

    В результате увеличение может быть максимум до 5 лошадиных сил. В реальности же при движении этого заметно не будет. Стоит внимательно относиться к прошивкам такого типа. Неправильные настройки могут значительно снизить ресурс двигателя и ускорить его выход из строя.

    HR16DE — бензиновый двигатель 1.6 Ниссан (H4M у Рено)

    Двигатели с маркировкой HR16DE производятся в Японии, Китае и с 2014 года в России. Разработка мотора H4M (маркировка этого мотора в автомобилях Renault) велась в 2005 году двумя еще не объединившимися в альянс компаниями – Ниссан и Рено. Мотор должен был заменить QG16DE, и в итоге был выпущен как уменьшенный аналог ДВС MR20DE.

    Характеристики HR16DE

    Технические характеристики двигателя HR16 следующие:

    • годы выпуска – с 2006-го по настоящее время;
    • точный объем – 1598 куб. см;
    • мощность (л.с.) – 108 при 5600 об./мин, 114 при 6000 или 117 при 6000;
    • крутящий момент (Н/м) – 142 при 4000 об./мин, 156 при 4400, 158 при 4000;
    • степень сжатия – 10,7;
    • используемое топливо – бензин АИ-95;
    • экологический класс – Евро 4/5;
    • блок цилиндров из алюминия;
    • количество цилиндров – 4;
    • клапанов на цилиндр – 4;
    • диаметр цилиндра – 78 мм;
    • ход поршня – 83,6 мм;
    • в приводе ГРМ – цепь;
    • питание – многоточечный впрыск топлива;
    • рабочая температура – нет данных;
    • объем масла в моторе – 4,3 л;
    • допустимый расход масла – до 500 гр. на 1000 км пробега;
    • периодичность замены смазки – каждые 15000 км (лучше через каждые 7500 км пробега);
    • примерный ресурс – на практике 250 тысяч км, по данным производителя – нет точной информации.

    Расход топлива

    Потребление бензина рестайлинговым кроссовером Кашкай (j10) с двигателем HR16DE, передним приводом и 5-ступенчатой механикой:

    • в городском режиме – 8,3 л на 100 км пробега;
    • в загородном режиме (на трассе) – 5,6 л;
    • смешанный цикл – 6,6 л на сотню.

    Расход бензина у рестайлинговой версии Кашкая первого поколения с мотором HR16, передним приводом и вариатором чуть меньше:

    • в городе – 8,1 л на 100 км;
    • на трассе – 5,4 л на сотню;
    • среднее значение расхода – 6,4 л.

    Расход топлива у переднеприводного автомобиля Ниссан Тиида (первая генерация, после рестайлинга) с 4-ступенчатой автоматической коробкой:

    • городской режим – 10 л;
    • режим «трасса» – 5,9 л;
    • смешанный цикл – 7,4 л.

    Технические особенности

    Двигатель HR16DE – это неплохая силовая установка, прекрасно работающая и на бензине АИ-92 (при рекомендованном заводом-изготовителем АИ-95). В системе газораспределительного механизма (ГРМ) установлена надежная цепь, которой несвойственно растягиваться раньше времени. Фазы газораспределения меняются, для этих целей впускной вал оснащен фазовращателем. Имеется и дроссельная заслонка электронного типа.

    Моторы HR16 не имеют гидрокомпенсаторов, поэтому клапана регулируются вручную по необходимости. Такая необходимость возникает примерно через 80-100 тысяч км пробега (может и раньше), проблема присутствия шума и стука решается путем подбора соответствующего толкателя. Блок цилиндров двигателя HR16DE изготовлен из алюминия.

    Рассматриваемая силовая установка модернизировалась. Суть изменений свелась к следующему:

    • были установлены две форсунки на каждый цилиндр;
    • улучшилась экономичность;
    • возросла отдача;
    • уменьшились холостые обороты;
    • стали выполняться требования экологического класса Евро-5.

    Обслуживание HR16DE

    Техническое обслуживание двигателя HR16DE проводится в соответствии с регламентом:

    • замена моторного масла и свечей зажигания – через каждые 15 тысяч км (при тяжелых условиях эксплуатации – через каждые 7,5 тысячи км);
    • смена смазки в коробке – механика (через 90000), автомат (через 60000);
    • замена цепи ГРМ, антифриза в системе охлаждения – через 90 тысяч;
    • смена воздушного фильтра, салонного фильтра и тормозной жидкости – каждые 30 тысяч;
    • установка нового топливного фильтра – каждые 45000;
    • масло в раздаточной коробке и редукторе – каждые 60 тысяч;
    • регулировка клапанов каждые 80 тыс. км.

    Недостатки и слабые места HR16DE

    Основные проблемы HR16DE (и варианты их решения) выглядят следующим образом:

    • свист слабо натянутого ремня генератора – подтяжка или замена;
    • внезапная остановка – замена реле блока зажигания (концерн Ниссан делал отзыв авто с такой неисправностью);
    • прогоревшее кольцо приемной трубы глушителя вызывает нехарактерный громкий звук при ускорении – замена детали;
    • исчерпавшая ресурс правая опора вызывает вибрации – требуется установка новой подушки.

    Трудности с запуском HR16DE в мороз (причем от -15 градусов) можно считать минусом и особенностью. Установка новых свечей или попытки заводки с газом в ряде случаев помогают справиться с проблемой.

    Слабым местом можно назвать бесступенчатую трансмиссию (CVT), которая часто демонстрирует толчки, не любит резких стартов и торможений, пробуксовок.

    При хорошем обслуживании многие неприятности с мотором HR16 можно отсрочить до большого пробега.

    Достоинства и плюсы

    К преимуществам двигателя HR16DE можно отнести:

    • нетребовательность к бензину (водители часто заливают 92-й вместо рекомендованного 95-го);
    • превосходная работа на низких оборотах;
    • надежность при должном отношении к ТО;
    • высокий ресурс при правильной эксплуатации – на практике более 250 тысяч без капитального ремонта.

    Плюс – наличие контрактного двигателя на вторичном рынке. Цена силовой установки зависит от возраста и степени износа (от 25 до 45 тысяч рублей).

    Отзывы

    Уважаемые Читатели на нашем сайте пока нет отзывов о HR16DE. Если Вы хотите поделиться своим опытом, мнением, то оставляйте их в виде комментариев в любой форме. И они будут опубликованы в данном пункте.

    Тюнинг

    Наиболее популярный способ поднять показатели двигателя HR16DE – сделать спортивную прошивку. Чип-тюнинг дает небольшой прирост – около 5%. Более весомый тюнинг (до 125 лошадей) предполагает прошивку и установку:

    • прямоточного выхлопа;
    • трубы на два дюйма;
    • выпускного коллектора типа «паук» (4-2-1);
    • системы холодного забора воздуха.

    Конфигурация на 160 лошадок предполагает установку турбины VW K03 с охладителем воздуха (интеркулером) и воздушными трубами (пайпингом). Тщательная настройка приносит плоды, но если перестараться, потребуется ремонт.

    Установка более мощной турбины потребует вмешательства в устройство двигателя, благодаря чему можно добиться мощности в 200 и более лошадок.

    На какие автомобили устанавливался HR16DE (H4M)

    Двигатель HR16DE устанавливался на следующие автомобили:

    • Ниссан (Микра, Ноут, Тиида, Кашкай, Жук, Верса, Сентра);
    • Рено (Логан, Сандеро, Дастер, Каптюр, Флюенс);
    • Самсунг (СМ3);
    • Митсубиси (Делика);
    • Лада (ИксРей).

    Заключение

    Двигатель HR16DE представляет собой обычный силовой агрегат, не уступающий аналогам в классе. Мотор демонстрирует надежность и хороший ресурс при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании.

    Популярность ДВС подтверждается фактом установки на различные модели автомобилей Ниссан и Рено. Организация точки по сборке двигателя HR16DE на базе АвтоВАЗа говорит о важности агрегата для отечественного рынка. К тому же открытие производства в нашей стране – одна из крупных сделок альянса Nissan-Renault.

    Источник Источник Источник Источник Источник http://otoba.ru/dvigatel/nissan/hr16de.html
    Источник Источник http://motorist.expert/nissan/engines-nissan/hr16de.html
    Источник Источник Источник http://autonissancar.ru/dvigateli/hr16de-benzinovyj-dvigatel-1-6-nissan-h4m-u-reno

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *