Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень — – автомобильный журнал

Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень

Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

Два слова о ГРМ

Клапанный механизм газораспределения, сокращенно ГРМ, — это то, без чего четырехтактный двигатель существовать в принципе не может. Он открывает впускные клапана, впуская воздух или горючую смесь в цилиндры на такте впуска, открывает выпускные на такте выпуска и надежно запирает горящую в цилиндре смесь во время рабочего хода. От того, насколько хорошо он обеспечивает «дыхание» мотора — подачу воздуха и выпуск отработавших газов — зависит и мощность, и экологичность мотора.

Клапаны открывают и закрывают своими кулачками распределительные валы, а крутящий момент на них передается с коленвала, в чем, собственно, и состоит задача привода ГРМ. Сегодня для этого используют цепь или ремень. Но так было не всегда…

Старый добрый нижний распредвал

В начале ХХ века проблем с приводами распредвала не было — его раскручивали обычные шестерни, а к клапанам от него шли штанги толкателей. Клапаны располагались тогда сбоку, в «кармане» камеры сгорания, прямо над распределительным валом, и открывались-закрывались штангами. Потом клапаны стали ставить один напротив другого, чтобы уменьшить объем и площадь поверхности этого «кармана» — в результате неоптимальной формы камеры сгорания моторы имели повышенную склонность к детонации и плохой термический КПД: много тепла уходило в стенки головки блока цилиндров. И наконец, клапаны перенесли в область прямо над поршнем, и камера сгорания стала совсем небольшой и почти правильной формы.

Расположение клапанов сверху камеры сгорания и привод клапанов более длинными толкателями (так называемая схема OHV), предложенные еще в начале ХХ века Дэвидом Бьюиком, оказались самыми удобными. Такая схема вытеснила варианты моторов с боковыми клапанами в гоночных конструкциях уже к 1920 году. Например, именно она применяется в знаменитых двигателях Chrysler Hemi и моторах Corvette и в наше время. А моторы с боковыми клапанами могут помнить водители ГАЗ-52 или ГАЗ-М-20 «Победа», где данная схема применялась в двигателях.

Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

И ведь так удобно все это было! Конструкция очень проста. Распредвал, оставаясь внизу, находится в блоке цилиндров, где прекрасно смазывается разбрызгиванием масла! Даже штанги и кулачки рокеров с регулировочными шайбами можно оставить снаружи при необходимости. Но прогресс не стоял на месте.

Почему отказались от штанг?

Проблема — в лишнем весе. В 30-е годы скорость вращения гоночных моторов на земле и авиационных моторов на самолетах достигла величин, при которых появилась необходимость облегчить механизм газораспределения. Ведь каждый грамм массы клапана вынуждает увеличивать и силу пружин, которые его закрывают, и прочность толкателей, через которые распредвал жмет на клапан, в результате потери на привод ГРМ быстро возрастают при увеличении оборотов мотора.

Выход был найден в переносе распределительного вала наверх, в головку блока цилиндров, что позволило отказаться от простой, но тяжелой системы с толкателями и значительно уменьшить инерционные потери. Поднялись рабочие обороты мотора, а значит, увеличилась и мощность. Например, Роберт Пежо создал в 1912 году гоночный двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя верхними распредвалами. С переносом распределительных валов наверх, в головку блока, возникала и проблема их привода.

Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

Первым решением было ввести промежуточные шестерни. Существовал, скажем, вариант с приводом дополнительным валом с коническими шестернями, как, например, на всем танкистам знакомом двигателе В2 и его производных. Такая схема применялась и на уже упомянутом моторе Peugeot, авиамоторах Curtiss К12 образца 1916 года и Hispano-Suiza 1915 года.

Еще одним вариантом стала установка нескольких цилиндрических шестерен, например в двигателях болидов Формулы-1 периода 60-х годов. Удивительно, но «многошестеренная» технология находила применение и совсем недавно. Например, на нескольких модификациях дизельных 2.5-литровых моторов Volkswagen, ставившихся на Transporter T5 и Touareg — AXD, AXE и BLJ.

Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

Почему пришла цепь?

У шестеренчатого привода было много «врожденных» проблем, главная из которых — шумность. Помимо того, шестерни требовали точной установки валов, расчета зазоров и взаимной твердости материалов, а также — муфт гашения крутильных колебаний. В общем, конструкция при кажущейся простоте была мудреной, а шестерни — отнюдь не «вечными». Нужно было что-то другое.

Когда впервые применили цепь для привода ГРМ, точно неизвестно. Но одной из первых массовых конструкций был двигатель мотоцикла AJS 350 с цепным приводом в 1927 году. Конструкция оказалась удачной: цепь не только была тише и проще в устройстве, чем система валов, но и снижала передачу вредных крутильных колебаний за счет работы своей системы натяжения.

Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

Как ни странно, цепь не нашла применения в авиационных моторах, и в автомобильных появилась значительно позже. Сначала она появилась в приводе нижнего распредвала вместо громоздких шестерен, но постепенно стала набирать популярность и в приводах с верхними распредвалами, однако особенно стала актуальна, когда появились моторы с двумя распредвалами. Например, цепью приводился ГРМ в двигателе Ferrari 166 1948 года и в поздних версиях мотора Ferrari 250, хотя ранние варианты его имели привод коническими шестернями.

В массовых моторах нужды в цепном приводе долго не возникало — до 80-х годов. Маломощные двигатели выпускались с нижним распредвалом, и это не только «Волги», но и Skoda Felicia, Ford Escort 1.3 и множество американских машин — на V-образных моторах штанги-толкатели стояли до последнего. А вот на высокофорсированных моторах европейских производителей цепи появились уже в 50-е годы и до конца 80-х оставались преобладающим типом привода ГРМ.

Как появился ремень?

Примерно тогда же у цепи появился опасный конкурент. Именно в 60-е развитие технологий позволило создать достаточно надежные зубчатые ремни. Хотя вообще-то ременная передача — одна из старейших, она использовалась для привода механизмов еще в античности. Развитие станочного парка с групповым приводом механизмов от паровой машины или водяного колеса обеспечило развитие технологий производства ремней. Из кожаных они стали текстильными и металлокордными, с применением нейлона и других синтетических материалов.

Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

Первый случай использования ремня в приводе ГРМ относят к 1954 году, когда в гонках SCCA победил Devin Sports Car конструкции Билла Девина. Его мотор, согласно описанию, имел верхний распредвал и привод зубчатым ремнем. Первой же серийной машиной с ремнем в приводе ГРМ считается модель Glas 1004 1962 года небольшой немецкой компании, позднее поглощенной BMW.

В 1966 году, Opel/Vauxhall начал производство массовых моторов серии Slant Four с ремнем в приводе ГРМ. В том же году, несколько позже, появились моторы Pontiac OHC Six и Fiat Twincam, тоже с ремнем. Технология стала по-настоящему массовой.

Причем мотор от Fiat чуть было не попал на наши» Жигули»! Рассматривался вариант его установки вместо нижневального мотора Fiat-124 на будущий ВАЗ 2101. Но, как известно, старый мотор просто переделали под верхние клапаны, а в качестве привода поставили цепь.

Как видно, сначала ремень использовался исключительно на недорогих моторах. Ведь его основными преимуществами была низкая цена и малая шумность привода, что актуально для небольших машин, не обремененных шумоизоляцией. Но его нужно было регулярно менять и следить, чтобы на него не попадали агрессивные жидкости и масло, причем интервал замены уже тогда был немаленьким и составлял 50 тысяч километров.

И все же славу не слишком надежного способа привода ГРМ он получить успел. Ведь достаточно было погнуться одной шпильке или выйти из строя одному ролику, как его ресурс снижался в разы.

Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

Серьезно снижало ресурс и замасливание — тут не всегда помогал даже герметичный кожух, ведь моторы тех лет имели весьма примитивную систему вентиляции картерных газов и масло все равно попадало на ремень.

Впрочем, все нюансы применения некачественных ремней ГРМ у нас знакомы владельцам переднеприводных ВАЗ. Мотор 2108 разрабатывался как раз в 80-е, на пике увлечения ремнями. Тогда их стали ставить даже на большие моторы вроде ниссановского RB26, и надежность лучших образцов была на уровне. С тех пор споры о том, что лучше — цепь или ремень, не утихают ни на минуту. Будьте уверены, прямо сейчас, пока вы читаете эти строки, на каком-нибудь форуме или в курилке два апологета разных приводов спорят до полного изнеможения.

В следующей публикации я подробно разберу все плюсы и минусы цепных и ременных приводов. Оставайтесь на связи!

На каких авто есть цепные двигатели подскажите?

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    На каких авто есть цепные двигатели подскажите?

    Господа зародился вопрос. Какие автомобили имеют двигатели на ЦЕПИ? знаю о Ваз (классика), на Mazda 6 (вроде), у Nissan. Очень интересует данная информация, так как это один из критериев выбора машины.

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    фордовский двухлитровый DURATEC-HE
    был на фокусах, мондео, маздах и вольвах
    а вообще лучше выбрать пяток подходящих машин(по остальным критериям) для начала, потом уже на моторы смотреть.

    Последний раз редактировалось k0rtes; 20.01.2012 в 08:51 .

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Honda cr-v 3 поколение. остальные хз.

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Вот так вот подберешь пяток машин, а они движком не те =))

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Какие классы авто то хоть рассматриваются?
    Какого ценового диапазона?

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    а почему цепь/ремень такой критичный параметр?

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Легковой автомобиль, привод уже не важен (зданий более люблю), бюджет 300-500.

    2Kortes ну потому что цепь надо раз в 200тысяч, а ремень вроде 100. Просто с моей стороны БУ авто надежнее взять на цепном, если новый то да можно и ремень =)

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    а можно побольше конкретики

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    В этом бюджете и на ремне, и на цепи можно попасть ))

    Ремень после покупки не дорого и поменять. И забыть. На твой век хватит
    Не исключена и вероятность попадалова с цепью. купил и через месяц она «прикажет долго жить».
    Влететь можно в копеечку

    Бери чё нравится и не парься(диагностику перед покупкой сделай)

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    у цепных двигов тоже есть свои недостатки. туарег 4.2 литра тоже цепной, только цепь там ходит 100-120 тысяч. расположена ппц как «удобно». что-бы поменять надо двигатель выдергивать

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Легковой автомобиль, привод уже не важен (зданий более люблю), бюджет 300-500.

    2Kortes ну потому что цепь надо раз в 200тысяч, а ремень вроде 100. Просто с моей стороны БУ авто надежнее взять на цепном, если новый то да можно и ремень =)

    при этом цена замены ремня в разы меньше чем цепи, раз в 100ткм. не сложно поменять ремень.
    покупаешь машину, сразу меняешь ремень и ездиешь, в чём проблема?

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    королла, филдер, рункс, алекс, спасио, виш, овенсиз, что там ещё..

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    тойота, вольво, ниссан, хонда есть, что еще?

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    У корейцев почти на всех цепи.КИА,Хёндай.

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    РАВ, Камри 2.4, Прадо 4.0.

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    На Вольве ремни стоятъ.

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    вот об этом я даже и думать не думал

    Преимущества и недостатки цепи ГРМ: сильные и слабые стороны цепного двигателя

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Многие автолюбители любят устраивать между собой споры о том, что лучше: ремень ГРМ или цепь. Чтобы установить истину, необходимо знать, какие преимущества имеет цепь в двигателе, недостатки цепи ГРМ, а также для чего она нужна и какие особенности конструкции имеет цепной привод.

    Матчасть

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    В автомобильном двигателе металлическая цепь используется в одном узле: в газораспределительном механизме. Чтобы понять ее назначение, стоит вспомнить о работе самого механизма.

    Итак, во время работы двигателя внутреннего сгорания на многих ДВС топливно-воздушная смесь поступает в цилиндры через впускной коллектор. Камера сгорания отделена от коллектора впускным клапаном. После сгорания отработанные газы удаляются уже через выпускной коллектор, который также отделяет цилиндр от коллектора выпускным клапаном. Клапаны закрываются под воздействием клапанных пружин. А открываются под воздействием кулачков распределительного вала.

    Цепь в двигателе выполняет данную функцию. На многих марках и моделях машин цепь заменена ремнем ГРМ. Довольно редко встречается гибридный привод, в котором цепь и ремень установлены одновременно. Кроме того, привод может дополнительно состоять из нескольких шестеренок.

    Преимущества цепи ГРМ

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Цепной привод на газораспределительном механизме используется давно и вовсе не является пережитком прошлого, как ошибочно полагают неопытные автолюбители. Решение используется и сегодня, причем такими гигантами автомобилестроения, как BMW, Toyota, Mitsubishi и многими другими. Причиной тому служат следующие преимущества:

    • Прочность. Цепь исключительно редко получает механические повреждения;
    • Износостойкость. При должном уходе ресурс цепи ГРМ составляет от 100 до 200 тысяч километров пробега;
    • На ресурс цепи не влияют низкие или высокие температуры;
    • Цепь под нагрузкой не растягивается (растяжение цепи происходит, но лишь со временем, по мере выработки ресурса);
    • Устойчивость к локальным резким перегрузкам;

    Недостатки цепного привода ГРМ

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    • Увеличенный вес. В некоторых случаях этот пункт покажется спорным, а иногда вес действительно имеет значение. Например, в гоночных автомобилях.
    • Сложность конструкции, более технологичное и затратное производство. То есть, более высокая стоимость запчасти для конечного потребителя. Кроме того, усложняется и сама конструкция всего привода ГРМ, так как нужен успокоитель, натяжитель цепи. Эти детали также выходят из строя и при этом нередко создают дополнительные проблемы.
    • Сложность замены. Для того чтобы заменить или хотя бы проверить цепь в двигателе автомобиля, придется снимать специальную крышку на блоке цилиндров, крышку самого блока (в зависимости от марки и модели машины).
    • Шум. Даже новая цепь будет издавать во время работы двигателя больше шума, чем ремень.

    Как понять, что пора менять цепь в двигателе

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Цепь газораспределительного механизма, несмотря на свою износостойкость, тоже приходится менять. Чаще всего это происходит по причине того, что она растягивается.

    То есть, ее длина увеличивается на несколько миллиметров. Вследствие этого ухудшается натяжение, цепь нередко перескакивает на 1-2 зуба шестеренки. Все это может привести к крайне негативным последствиям. Например, к заклинившему двигателю.

    Но, само собой разумеется, что до таких симптомов лучше не доводить, а регулярно проверять натяжение цепи. Можно ориентироваться и на пробег. Цепь на двигатель того или иного типа имеет определенный средний ресурс (в зависимости от модели и марки автомобиля). Как правило, это показатель от 100 тысяч километров пробега. Для успокоения совести можно проверить или заменить цепь ГРМ раньше. Например, через 60-80 тысяч км.

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Почему гнет клапана при обрыве приводного ремня или цепи: причины обрыва. Как узнать, гнет ли клапана на конкретном бензиновом или дизельном двигателе.

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Почему необходимо менять цепь газораспределительного механизма. Доступные способы самостоятельной замены цепи ГРМ, особенности и нюансы. Полезные советы.

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Назначение привода ГРМ. Преимущества и недостатки ремня или цепи в конструкции привода газораспределительного механизма двигателя.

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Машина не заводится после замены ремня ГРМ, цепи ГРМ или проведения других работ с приводом газорасределительного механизма. Основные причины, рекомендации.

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Особенности и нюансы правильного подбора приводного ремня ГРМ. Когда ремень нужно менять, лучшие производители ремней, как не купить подделку. Рекомендации.

    Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень - – автомобильный журнал

    Когда нужно менять приводной ремень механизма газораспределения. Замена ремня ГРМ, выставление по меткам и как это сделать правильно. Советы и рекомендации.

    Источник Источник http://www.kolesa.ru/article/evoljucija-grm-shesterni-cep-i-remen-2014-12-26
    Источник Источник http://forums.drom.ru/vybor-lr/t1151721577.html
    Источник Источник http://krutimotor.ru/preimushhestva-i-nedostatki-tsepi-grm/

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожее

    Geely: путь от малоизвестного бренда к глобальному игроку

    Geely: путь от малоизвестного бренда к глобальному игроку

    Начало пути: 1986 — 2000 гг. История Джили началась в 1986 году с небольшого предприятия по производству холодильников в городе Ханчжоу. В 1997 году, под руководством предпринимателя Ли Шуфу, компания вступила в автомобильную индустрию, начав сборку недорогих легковых автомобилей под собственным брендом. Ранние модели отличались простой конструкцией, невысокой ценой и скромным дизайном. Взлет: 2001 — […]

    ООО ТЕХЦЕНТР ГРАНД Т - Официальный дистрибьютор тракторов LOVOL в России

    ООО ТЕХЦЕНТР ГРАНД Т — Официальный дистрибьютор тракторов LOVOL в России

    ООО «ТЕХЦЕНТР ГРАНД Т» является официальным дистрибьютором тракторов LOVOL в России, предлагая своим клиентам широкий выбор качественной сельскохозяйственной техники, оригинальных запчастей и сервисного обслуживания на высшем уровне. Благодаря разветвлённой дилерской сети, охватывающей всю территорию страны, и гарантии до 2 лет, покупатели могут быть уверены в надёжности приобретённой техники и профессиональной поддержке на всех этапах эксплуатации. […]