Двигатель ГАЗ 66: характеристики, неисправности и тюнинг
Двигатель на ГАЗ 66: характеристики, неисправности и тюнинг
Грузовой автомобиль ГАЗ 66 – это самый массовый двухосный полноприводный грузовик, производство которого осуществлялось на Горьковском автозаводе с 1964 по 1999 год. Он представлял собой уже третье поколение грузовых автомашин ГАЗ. Сначала на них устанавливали двигатель ГАЗ 66 со
бственной разработки, а затем заменили на новые, более мощные, V8 карбюраторные силовые агрегаты ЗМЗ 66-06.
Производство последнего было организовано на Заволжском моторном заводе. Разрабатывался он специалистами ГАЗ и ЗМЗ совместно, и его технические характеристики в то время считались одними из лучших в мире. Автомашины ГАЗ 66 агрегатировались двигателем ЗМЗ 66-06 до середины 80-х годов минувшего столетия. В дальнейшем этот двигатель неоднократно модернизировался, а его последняя модификация ЗМЗ 513 производится по настоящее время. Он устанавливается на грузовые автомобили ГАЗ 3307 и др.
Примечание
В 1993 году на Горьковском автозаводе был освоен в серийном производстве 4-х цилиндровый дизельный двигатель ГАЗ 544, мощность которого составляла 85 л. с. Этот силовой агрегат устанавливали на грузовики вплоть до прекращения их производства (1999). Тогда же был прекращен и выпуск дизельных двигателей, производство которых посчитали нерентабельным.
Технические характеристики
ПАРАМЕТРЫ ЗМЗ 66-06 | ЗНАЧЕНИЯ |
---|---|
Рабочий объем цилиндров, л | 4.25 |
Номинальная мощность, л. с. | 88,3. 120 |
Максимальный крутящий момент (при частоте вращения коленвала 2500 об/мин.), Нм | 284.4 |
Частота вращения коленвала при максимальном крутящем моменте, Нм | 2000. 2500 |
Количество цилиндров | 8 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 |
Ход поршня, мм | 80 |
Степень сжатия | 7,0. 7,6 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Механизм газораспределения | V8 OHV (OverHeadValve) |
Способ подачи питания/тип карбюратора | Карбюраторный/К-126 или К-135 |
Вид горючего/марка | бензин/А-76 |
Система смазки | Комбинированная (под давлением+ разбрызгивание) |
Система охлаждения | Жидкостная, замкнутого типа, с принудительной вентиляцией |
Расход топлива, л/100 км | 24 |
Масса, кг | 262 |
Силовой агрегат устанавливался на грузовые автомашины семейства ГАЗ-66; автобусы НЗАС-3964, «Волгарь 39461, АПП 66; автомобили для вооруженных сил: АП-2, АС-66, ДДА-66, ДПП-40, Р-142.
Описание
Двигатель ЗМЗ 66 появился в результате модернизации силовых агрегатов ЗМЗ 13 серии. Вызвана она была необходимостью уменьшения эксплуатационных затрат и расхода горюче-смазочных материалов. В результате была разработана новая серия ЗМЗ 66, которая отличалась уменьшенным объемом цилиндров, расположенных V-образно.
Блок цилиндров силового агрегата ЗМЗ 66-06 изготовлен из специального алюминиевого сплава. В него вставлены гильзы из износостойкого чугуна, которые прижимаются к блоку головками. Их герметизация осуществлялась с помощью:
- асбесто-стальных прокладок с водяными протоками – в верхней части блока цилиндров;
- медных кольцевых прокладок – в нижней части блока цилиндров (устанавливались между блоком и гильзой).
Сами головки оснащались высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами. Каждая головка присоединялась к блоку цилиндров 18-ю шпильками.
Сборка двигателя отличалась достаточно большой трудоемкостью. Многие детали требовали совместной обработки. Кроме того, ряд деталей был маркирован и их установка должна была осуществляться в строгой последовательности. Например:
- номер, отштампованный на стержне шатуна и метка на его крышке при сборке должны были быть обращены в одну сторону;
- на бобышках под болт шатуна и его крышке маркировали номер цилиндра, для которого эта пара предназначена;
- на поршнях наносилась надпись «перед» и «назад». Именно так их должны были устанавливать по отношению к частям двигателя;
- коленвал балансировался в сборе со сцеплением и маховиком и т. д.
Двигатели серии ЗМЗ 66 оснащены газораспределительным механизмом с верхним расположением клапанов и системой рециркуляции выхлопных газов, которая способствует снижению выброса токсичных веществ в воздух.
Техническое обслуживание
Силовые агрегаты семейства ЗМЗ 66 отличались высокой надежностью. Единственное требование, которое предъявлялось к ним – своевременное и качественное техническое обслуживание. Для этого рекомендуется:
- использовать рекомендуемые марки горюче-смазочных материалов (бензин, моторное масло и пр.);
- во время каждого второго технического обслуживания подтягивать головки блока цилиндров (операцию необходимо проводить на холодном двигателе);
- не перегревать мотор во время работы;
- периодически проверять и при необходимости подтягивать гайки крепления выпускной трубы – это позволит избежать попадания воды в моторное масло;
- контролировать состояние поршневых колец и вкладышей коренных подшипников. При обнаружении признаков их неисправности сразу же заменить.
Выявление неисправностей
Все силовые агрегаты серии ЗМЗ 66 имеют ряд одинаковых «типовых» неисправностей. К ним относятся:
- подтекание моторного масла через сальник заднего коренного подшипника;
- низкое давление моторного масла в системе смазки мотора;
- увеличенный расход моторного масла и др.
О наличии тех или иных неисправностей судят по состоянию силового агрегата. Мотор нуждается в ремонте, если, например:
- расход масла более 0,4 л /100 км;
- контрольные индикаторы на приборной панели показывают, что давление
масла в системе смазки недостаточно;
Важно! При неисправных контрольных приборах давление можно измерить манометром. При этом его значение, измеренное на хорошо прогретом двигателе, не должно быть ниже: на холостых оборотах – 0,5 кгс/см.кв.; на средних оборотах – 1 кгс/см.кв.
Эксплуатация мотора в случаях, когда давление моторного масла ниже указанных значений – запрещается.
О неисправности мотора может свидетельствовать также недостаточная компрессия в цилиндрах. Измеряют ее компрессометром, предварительно вывернув свечи зажигания, полностью открыв дроссельную заслонку и отключив питание на высоковольтные провода.
Тюнинг
Несмотря на то что двигатель ЗМЗ 66 давно снят с производства, автолюбители не оставляют попыток его совершенствования. Правда использовать при этом чип-тюнинг не представляется возможным, так как управление этим мотором осуществляется без электронного блока управления (ЭБУ).
В общем случае улучшить работу силового агрегата ЗМЗ-66 можно несколькими способами:
- Осуществить подгонку двигателя под установку современных газораспределительных механизмов.
- Заменить карбюраторную систему подачи топлива на инжекторную.
- Установить систему турбонаддува.
Эти способы позволят повысить мощность и экономичность старого двигателя, однако потребуют достаточно много времени и высоких материальных затрат.
Существует еще один способ, который по трудозатратам и финансовым вложениям сродни проведению капитального ремонта мотора. Суть переделки — превратить силовой агрегат ЗМЗ-66 в ПАЗовский двигатель ЗМЗ 523.
Для этого нужно приобрести и установить:
- новый коленчатый вал ПАЗ-3205 с вкладышами ЗМЗ-5234;
- цилиндро-поршневую группу в сборе, например, комплект «Мотордеталь Кострома»;
- комплект прокладок и сальников.
Кроме того, необходимо увеличить степень сжатия до 8,5. Этого можно добиться, если подрезать головку блока цилиндров на 1,8 мм. Больше подрезать не рекомендуется, так как усложнится установка впускного коллектора на шпильки головки цилиндров.
Автолюбители, уже осуществлявшие подобные доработки, рекомендуют также заменить штатный карбюратор К-135 (К-126) на американский Edelbrock 1407. Сделать это можно, если доработать входной коллектор, объединив его каналы в один и сварить площадку, на которую будет установлен новый карбюратор.
ГАЗ-66 с кунгом и дизельным двигателем для охоты
История и назначение
Разработка ГАЗ 66 началась в 1950-х годах. Первые опытные экземпляры автомобиля Горьковский автозавод представил в 1957 году. Однако серийного мотора требуемой мощности для техники не было, потому массовое производство пришлось отложить. В 1958-1962 годах предприятие производило в небольших количествах модель ГАЗ 62 с кабиной от ГАЗ 66.
Масштабная доработка модели началась в 1960-х годах. На первых этапах разработки главным конструктором был Р.Заворотный, позднее его заменил О.Образцов. При создании автомобиля активно применялся опыт, полученный в проекте ГАЗ 62. В итоге принципиально новой моделью ГАЗ 66 не стал. Машина представляла собой глубокую модернизацию ГАЗ 62, который особой популярностью на тот момент не пользовался. На Горьковском автозаводе давно пытались отказаться от предшественника, но должную замену ему готовили долго. Выпущенный ранее ГАЗ 63 оказался неудачным, и его производство пришлось завершить в 1968 году.
ГАЗ 66 поступил в серийное производство только в 1964 году. В тот период его появление было определенным прорывом в машиностроении. Небольшой грузовик с отменными характеристиками выгодно отличался от предшественников. Несмотря на то, что ГАЗ 66 был очень далек от совершенства, его популярность начала стремительно расти.
На фоне существующих конкурентов модель выделялась нестандартными решениями. ГАЗ 66 первым из советских автомобилей получил V-образный 8-цилиндровый агрегат. За счет размещения кабины над силовой установкой удалось добиться повышения площади платформы при сохранении прежней длины автомобиля. Вертикальное расположение запаски за кабиной позволило опустить основание кузова. Среди других особенностей машины значились омыватели ветрового стекла, тормозная система с гидровакуумным усилителем, цельнометаллическая платформа и гидроусилитель руля.
ГАЗ 66 – «долгожитель», выпуск которого осуществлялся на протяжении 35 лет. За этот период автомобиль неоднократно дорабатывали, улучшая функционал и добавляя новые возможности. В 1967 году облицовка передней части кабины претерпела изменения. С 1968 года грузовик стали комплектовать централизованной системой регулировки воздуха. Изменение оказалось настолько удачным, что осталось на многих автомобилях и сегодня.
В тот же период ГАЗ 66 дебютировал на Московской выставке техники, где модель удостоилась главного приза. Эксперты признали актуальность ее характеристик. Позднее автомобиль удостоился золотой награды в Лейпциге. Здесь жюри отметило его внедорожные и грузовые качества. В 1969 году ГАЗ 66 получил национальный Знак Качества. После этого начался массовый экспорт модели во все социалистические государства. Серийный выпуск автомобиля достиг небывалых размеров.
С распадом СССР популярность ГАЗ 66 начала резко снижаться. Серийное производство модели Горьковский автозавод прекратил в 1995 году. Ее место занял ГАЗ 3308. При этом партии по спецзаказам и единичные экземпляры предприятие выпускать продолжило. Последний ГАЗ 66 был произведен в июле 1999 года. За 35 лет существования модель разошлась рекордным тиражом в 965000 единиц.
Основные модификации ГАЗ 66:
- базовый ГАЗ 66 – шасси с кабиной или грузовик с платформой (выпускался до 1966 года);
- ГАЗ 66А – версия с лебедкой (1964-1966 года);
- ГАЗ 66Б – авиадесантная модель со складной крышей, откидной рамкой лобового стекла и телескопической рулевой колонкой (1966-1985 года);
- ГАЗ 66Д – шасси под установку сельскохозяйственных самосвалов и бурильных установок. Модель имела коробку отбора мощности (1961 год);
- ГАЗ 66Ф – шасси с кабиной под армейские нужды. Дополнительно модель оснащалась лебедкой и экранированным электрооборудованием (1963-1965 года);
- ГАЗ 66-01 – доработанная базовая модификация с централизованной системой регулирования давления воздуха (1966-1984 года);
- ГАЗ 66-02 – версия ГАЗ 66-01 с лебедкой (1966-1984 года);
- ГАЗ 66-03 – модель ГАЗ 66-01 с экранированным электрооборудованием без системы регулирования давления воздуха (1966-1984 года);
- ГАЗ 66-11 – модернизированная базовая модель (1985—1996, 1998—1999 года);
- ГАЗ 66-12 – модернизированная базовая модель с лебедкой (1985—1996, 1998—1999 года);
- ГАЗ 66-21 – народнохозяйственная версия с деревянной платформой и двойными шинами сзади (1992-1994 года);
- ГАЗ 66-22 – модификация ГАЗ 66-21 с лебедкой (1992-1994 года);
- ГАЗ 66-40 – модель с турбодизелем ГАЗ-5441 (1995-1998 года);
- ГАЗ 66-41 – модель с безнаддувным дизелем ГАЗ-544.10 (1993-1995 года);
- ГАЗ 66-96 – шасси для вахтовых автобусов.
Модели ГАЗ 66-51, ГАЗ 66-52, ГАЗ 66-81, ГАЗ 66-91 были экспортными. Также горьковский автозавод выпускал следующие специальные автомобили на базе ГАЗ 66:
- ДДА-2 – дезинфекционная душевая установка;
- Р-142 – командно-штабная машина;
- АС-66 – санитарный автомобиль;
- ГЗСА-731 – фургон «Медикаменты», «Хлеб», «Почта»;
- АП-2 – машина медицинского пункта;
- МЗ-66 – маслозаправщик.
ГАЗ 66 предназначался, преимущественно, для сельского хозяйства и армии. Простота конструкции и повышенная проходимость позволяли использовать автомобиль на бездорожье. Этому также способствовали система регулировки давления в шинах и большой клиренс. Практически идеальная сбалансированность позволяли применять ГАЗ 66 там, где другие машины проехать не могли.
Описание базовой модели
Платформой вездеходу ГАЗ-66 послужил собиравшийся в пятидесятые годы на заводе в Горьком ГАЗ-62.
Эта машина обладала характерной для того времени конструкцией кабины с матерчатой сворачивающейся крышей и съемными надставками дверей.
Создатели нового полноприводного автомобиля сохранили общую компоновку кабины, находящуюся над двигателем. Только теперь она стала цельнометаллической.
Запаску разместили вертикально за кабиной, перед кузовом. В результате при укороченных общих размерах всего автомобиля удалось увеличить размер грузовой платформы и понизить ее посадку, тем самым облегчив погрузку/разгрузку.
Кузовная платформа грузовика была металлической с деревянными решетчатыми и откидным бортами с задней стороны. В кузове имелись складывающиеся скамейки для перевозки людей.
Первый базовый ГАЗ-66-1 обладал грузоподъемностью в две тонны. Различные модификации на этом шасси выпускались до середины восьмидесятых годов.
Основные преимущества грузового автомобиля «Урал-6464» представлены в нашем обзоре. А здесь описаны технические характеристики полуприцепов «Кегель».
За это время для нужд Вооруженных Сил, сельского хозяйства и районов с труднопроходимыми дорогами были созданы такие модификации, как:
- «66А» с лебедкой;
- «66Э» или «66-03» — машина, у которой оборудование было экранировано;
- модификация, предназначенная для десантирования с военно-транспортного самолета, под маркировкой «66Б». Она имела складывающуюся крышу, откидывающуюся переднюю рамку с триплексом и РУ с колонкой складывающейся конструкции;
- единичные испытательные образцы — ГАЗ-4 с колесной формулой 6х6 и «66П» в качестве седельного тягача.
Отличительной особенностью первых автомобилей ГАЗ-66-1 было отсутствие автоматической подкачки воздуха в колеса.
В середине восьмидесятых с конвейера сошел модернизированный вариант этого вездехода под маркировкой ГАЗ-66-11.
На нем установили компрессор с питанием от двигателя для автоматического поддержания нужного давления в колесах, что, согласно отзывам владельцев, достаточно удобно.
Благодаря технической характеристики автомобиля, такой как грузоподъемность в четыре тонны, на базе ГАЗ-66 можно было устанавливать КУНГи и спецоборудование в разных комплектациях. В книгах можно найти следующие параметры автомобиля:
- Геометрические размеры машины — 5 655 (без спецоборудования в виде лебедки)х2 322х2 490 (по кабине) в миллиметрах.
- Дорожный просвет составляет 315 мм.
- Наибольший возможный вес машины — 5 940 кг.
- Колесная база у этого автомобиля — 3 300 мм, колея — 1 800 мм.
- Радиус при развороте обеспечивает хорошую маневренность и составляет 9,5 метров, что меньше, чем у многих легковых автомобилей, более компактных по размеру.
- Восемнадцатидюймовые шины и герметичные агрегаты машины и двигателя обеспечивают возможность преодоления брода глубиной в 80 см.
- В качестве трансмиссии — синхронизированная КПП с четырьмя передачами и раздатка с прямой и понижающей передачами, которая также имеет способность отключать передний мост.
Сцепление однодисковое. Усилия передаются с помощью трех валов и шести карданов.
Дифференциалы имеют способность к повышенному трению, кулачкового типа. Поскольку передние колеса являются ведущими, то в их приводе используются ШРУСы.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина 5655 мм;
- ширина – 2342 мм;
- высота – 2440 мм;
- колесная база – 3300 мм;
- дорожный просвет – 315 мм;
- передняя колея – 1800 мм;
- задняя колея – 1750 мм;
- минимальный радиус разворота – 9500 мм.
Весовые характеристики:
- снаряженная масса – 3470 кг;
- грузоподъемность – 2000 кг;
- разрешенная максимальная масса – 5940 кг.
Автомобиль способен преодолевать брод глубиной 800 мм. Максимальная скорость составляет 90 км/час. Средний расход горючего на скорости 60 км/час – 20 л/100 км. При общем объеме топливного бака в 210 л (2 бака по 105 л) это обеспечивает неплохой запас хода, позволяющий покрывать большие расстояния.
Система питания
Подача горючего на форсунки осуществляется системой из топливного насоса высокого давления
, топливного аккумулятора и регулятора давления, который обеспечивает оптимальное давление топлива в аккумуляторе
высокого давления. Это позволяет варьировать закачиваемый объём горючего в зависимости от нагрузки на двигатель, числа оборотов и теплового состояния двигателя.
Схема топливной системы двигателя Д-245
Поступающее к насосу топливо проходит через фильтр предварительной очистки, устраняющий механические частицы и влагу. Однако, в базовую комплектацию двигателя оный фильтр не входит и должен устанавливаться потребителем. Причём при эксплуатации двигателя в условиях температуры ниже –25С, фильтр должен оснащаться подогревателем топлива, а в случаях подмораживания до –25С, подспорьем станут свечи накаливания, которые облегчают запуск мотора при температурах, когда просто холодно.
Двигатель
На ГАЗ 66 устанавливался 4-тактный V-образный карбюраторный двигатель ЗМЗ-513, работающий на бензине. Мотор имел жидкостное охлаждение. Собирали силовую установку на Заволжском моторном заводе. По некоторым параметрам агрегат был похож на предшественников, но имел и заметные отличия. В конструкции ЗМЗ-513 появился ряд уникальный решений, а сам он выделялся компактными габаритами. Блок цилиндров и головку блока цилиндров для мотора изготавливали из алюминия.
Характеристики мотора ЗМЗ-513:
- рабочий объем – 4,25 л;
- номинальная мощность – 125 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 284,5 Нм;
- степень сжатия – 7,6;
- количество цилиндров – 8;
- тип используемого топлива – бензин А-76.
В 1990-х годах появились версии ГАЗ 66 с дизельной силовой установкой ГАЗ 544, которая имела больший ресурс работы и высокую производительность.
Характеристики мотора ГАЗ 544:
- рабочий объем – 4,25 л;
- номинальная мощность – 85 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 235 Нм.
Позднее Горьковский автозавод стал производить двигатели ГАЗ 5441 с турбонаддувом и воздушным охлаждением. Их использовали для установки на ГАЗ 66. Особенностью агрегата был небольшой расход топлива (около 17 л на 100 км пути).
Характеристики мотора ГАЗ 5441:
- рабочий объем – 4,15 л;
- номинальная мощность – 115 л.с.;
- степень сжатия – 16;
- количество цилиндров – 4.
История создания автомобиля
Разработка модели, впоследствии ставшей грузовиком ГАЗ-66, началась в 1957 году с целью замены первого полноприводного советского грузовика ГАЗ-63. Конструкцию предшественника «шишиги» начали разрабатывать ещё до Великой Отечественной войны и стали серийно выпускать с 1948 года, во многом унифицировав производство с массовой моделью ГАЗ-51.
Но скорому выпуску «наследника» ГАЗ-63 воспрепятствовало отсутствие на тот момент серийно производимого двигателя требуемой мощности. Кроме того, в те же годы Горьковский автозавод разработал и начал выпускать грузовик лёгкого класса (грузоподъёмностью 1,1 тонны) ГАЗ-62. Его конструкция, сделанная бескапотной, привлекла внимание военных уменьшением общих габаритов и равномерной нагрузкой на переднюю и заднюю оси.
Это отразилось на воплощении бескапотной схемы и для разрабатываемого 2-тонного грузовика ГАЗ-66. Хотя первые экспериментальные образцы этой модели, созданные в 1958 году, были с капотом, уже с начала 1960-х годов кабина лишилась этого элемента. Более того, высшее армейское руководство в лице главкома Сухопутных войск маршала Чуйкова настояло на свёртывании производства ГАЗ-62 в пользу более грузоподъёмного ГАЗ-66.
Такое решение благотворно сказалось на дальнейшей истории новинки, заметно увеличив массовость выпуска этих машин. Они начали предсерийно производиться с 1962 года, а с июля 1964 году их производство было поставлено на конвейер. За всё время завод произвёл 966 тысяч автомобилей ГАЗ-66, вплоть до окончания их выпуска в 1999 году.
ГАЗ-66 на десантных платформах
Устройство
ГАЗ 66 основывался на рамной конструкции. Модель выпускалась в заднеприводном и полноприводном исполнении. Последняя вариация получила значительно большее распространение. Надежная рама, сделанная из высокопрочной стали, позволяла устанавливать 2 ведущих моста, мотор с трансмиссией, большую кабину и различные кузова.
Передняя и задняя подвески автомобиля были зависимыми и имели схожее строение. Монтировались на продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами. Благодаря этому модель имела плавный ход. Однако наличие самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах и одинарных рессор сзади сказывались на прочности конструкции. Перегружать ГАЗ 66 было крайне нежелательно.
Грузовик имел важную особенность – сбалансированность центра тяжести при компактных размерах. Нагрузка на заднюю и переднюю оси была практически одинаковой. Данное преимущество позволяло автомобилю спускаться на все колеса без завала кабины.
На ГАЗ 66 устанавливалась механическая 4-ступенчатая трансмиссия с синхронизацией на 3 и 4 передачах. В ее состав входили одинарная гипоидная главная передача, однодисковое сцепление с гидроприводом и 2-ступенчатая раздаточная коробка передач. Расположение трансмиссии было довольно необычным. Она находились справа и сзади от водительского кресла, потому управление автомобилем требовало определенных навыков и для новичков казалось неудобным.
Грузовик также оснащался раздаточной коробкой передач, используемой для усиления крутящего момента и распределения его между передним и задним мостами. Она предусматривала возможность включения и отключения переднего ведущего моста. Конструктивно раздаточная коробка включала промежуточный вал и ведущий вал с подвижным зубчатым колесом для подключения понижающей и прямой передачи.
Тормозная система состояла из барабанных механизмов с диаметром 380 мм, двупроводного пневмовывода для тормозов прицепа и двухконтурного гидравлического привода с разделением по осям и гидровакуумным усилителем в каждом контуре, повышающим эффективность работы. Стояночный тормоз (барабанный, трансмиссионный) монтировался на раздаточной коробке и оснащался механическим приводом. В качестве запасного тормоза выступал каждый контур основной тормозной системы.
На ГАЗ 66 в базовой модификации устанавливались 18-дюймовые шины. Более поздние версии получили регулировку давления воздуха. Для автомобиля использовались дисковые колеса с разъемным ободом и креплением на 6 шпильках.
Рулевое управление было представлено глобоидальным червяком с трехгребневым роликом и разнесенным гидравлическим усилителем.
ГАЗ 66 комплектовался стандартным электрооборудованием с напряжением 12 В. Оно включало аккумулятор 6-СТ66-ЭМ, генератор Г287 и другие элементы.
На большинство модификаций ГАЗ 66 устанавливалась лебедка, приводящаяся в действие посредством коробки отбора мощностей через промежуточную соединяющую опору и 2 кардана. По своим параметрам она превосходила электрическую конструкцию. Особенно явно ее достоинства проявлялись в процессе передвижения в сложных погодных и дорожных условиях. Тяговая нагрузка лебедки составляла 3,5 тонны. Ее отличали простота конструкции, благодаря которой поломок практически не происходило. Применять лебедку разрешалось в грязной и влажной среде. Дополнительно она оборудовалась тормозом.
Автомобиль комплектовался цельнометаллической 2-местной кабиной, которая монтировалась над силовой установкой. В отличие от предшественников ГАЗ 66 получил омыватель ветрового стекла и отопительную систему, что существенно повышало комфорт работы. Дополнительно в салоне устанавливалось подвесное спальное место (гамак, который крепился на четырех крючках), позволяющее отдохнуть при длительных перевозках. Внутренне пространство кабины выделялось лаконичностью. Салон нельзя было назвать большим, но он позволял комфортно размещаться водителю и пассажиру. Сама кабина имела ряд ощутимых недостатков. Капот автомобиля сильно нагревался, передавая часть тепла внутрь. В зимнее время подобная особенность была очень кстати, а вот летом снижала степень комфорта.
Салон ГАЗ 66 позаимствовал у прежних моделей с минимальными изменениями. Водительское кресло получило регулировки по углу наклона спинки и по длине. У пассажиров подобных удобств не было. Также появились места для крепления ремней безопасности. Для осмотра мотора кабину откидывали вперед, между водительским и пассажирским креслом располагался несъемный кожух, закрывающий агрегат, потому рычаг трансмиссии располагался в непривычном месте (сзади и справа от водителя).
Базовая версия ГАЗ 66 была довольно универсальной. В качестве кузова использовалась стандартная металлическая платформа больших размеров. По бокам размещались скамейки для перевозки людей. Кузов имел один откидной борт (задний), переднюю и боковые съемные решетки и специальные места для крепления дуг. Для защиты от осадков использовался классический тент.
Электронное управление
Внедрение электронного управления работой двигателя позволило улучшить точность и адекватность регулировки параметров процесса впрыскивания горючего и соответственно, обеспечило лучший контроль над процессом рециркуляции отработавших газов. Аппаратная часть интегрируется в единую бортовую сеть управления и диагностики технического средства.
Объёмы подачи топлива регулируются в зависимости от определённых параметров:
- настроя водителя (положение педали акселератора);
- рабочего состояния двигателя;
- температуры охлаждающего агента;
- воздействия других систем транспортного (технического) средства;
- уровня эмиссии вредных веществ в отработавших газах.
Добавим, что двигатель оснащается системой самостоятельной диагностики, имеет ряд иных интересных и полезных опций, однако, для более подробного ознакомления с этой информацией, лучше использовать руководство по эксплуатации.
Цена нового с консервации и б/у ГАЗ 66
С производства ГАЗ 66 сняли в 1999 году, потому на рынке подержанных автомобилей данных моделей сравнительно немного. При этом б/у грузовик можно приобрести по вполне небольшой цене. Машина имеет неограниченные возможности в плане проходимости, и, несмотря на солидный возраст, может пригодиться в различных сферах. Затраты по доработке ее для дальнейшей работы будут минимальными, но вот превратить ГАЗ 66 в автомобиль для продолжительных путешествий с комфортом точно не получится.
Средняя стоимость машины на ходу составляет 100000-400000 рублей. Бортовые модификации оцениваются в 200000-250000 рублей (1997-1999 года выпуска). Версии с КУНГами обойдутся дороже – от 350000 рублей.
С 1999 года этот полноприводный автомобиль не выпускался, и новые можно найти только при продаже конверсионных машин. Такие ГАЗы-66, особенно с КУНГами, продаются по цене от 400 тыс. рублей.
Бортовые автомобили имеют цену значительно ниже — от 250 тыс. рублей. Машины, которые были в употреблении, на рынке оцениваются по-другому и стоят от 70 до 200 тыс. рублей.
В следующем видео более подробно рассказана история создания и эксплуатации автомобиля ГАЗ-66, а также рассмотрены его общие технические характеристики:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Легендарный ГАЗ 66
Во второй половине 20 века на Горьковском автозаводе производили одни из наиболее успешных советских автомобилей. Грузовик с полноприводной системой и 2 осями, получивший название ГАЗ 66, выпускался почти 35 лет. За этот период было произведено порядка миллиона моделей, выполненных в многообразных вариациях.
ГАЗ 66 застал не только советскую, но и российскую эпоху. Неприхотливый и неприметный автомобиль в народе назвали «Шишига». Наибольшее распространение модель получила в 1960-1990-х годах. Тогда ГАЗ 66 активно использовался в народном хозяйстве и Советской армии. Автомобиль ценили за простоту конструкции, высокую проходимость и большой ресурс работы. В некоторых областях ГАЗ 66 применяется и сегодня.
История и назначение
Разработка ГАЗ 66 началась в 1950-х годах. Первые опытные экземпляры автомобиля Горьковский автозавод представил в 1957 году. Однако серийного мотора требуемой мощности для техники не было, потому массовое производство пришлось отложить. В 1958-1962 годах предприятие производило в некрупных количествах модель ГАЗ 62 с кабиной оператора от ГАЗ 66.
Масштабная доработка модели началась в 1960-х годах. На первых этапах разработки главным конструктором был Р.Заворотный, позднее его заменил О.Образцов. При создании автомобиля активно применялся опыт, полученный в проекте ГАЗ 62. В итоге принципиально новой моделью ГАЗ 66 не стал. Машина представляла собой глубокую модернизацию ГАЗ 62, который особой популярностью на тот момент не пользовался. На Горьковском автозаводе давно пытались отказаться от предшественника, но должную замену ему готовили долго. Выпущенный ранее ГАЗ 63 оказался неудачным, и его производство пришлось завершить в 1968 году.
ГАЗ 66 поступил в серийное производство только в 1964 году. В тот период его появление было определенным прорывом в машиностроении. некрупный грузовик с отменными характеристиками выгодно отличался от предшественников. Несмотря на то, что ГАЗ 66 был очень далек от совершенства, его популярность начала стремительно расти.
На фоне существующих конкурентов модель выделялась нестандартными решениями. ГАЗ 66 первым из советских автомобилей получил V-образный 8-цилиндровый агрегат. За счет размещения кабины оператора оператора над силовой установкой удалось добиться повышения площади платформы при сохранении прежней длины автомобиля. Вертикальное расположение запаски за кабиной оператора позволило опустить основание кузова. Среди других особенностей машины значились омыватели ветрового стекла, тормозная система с гидровакуумным усилителем, цельнометаллическая платформа и гидроусилитель руля.
ГАЗ 66 – «долгожитель», выпуск которого осуществлялся на протяжении 35 лет. За этот период автомобиль неоднократно дорабатывали, улучшая функционал и добавляя новые возможности. В 1967 году облицовка передней части кабины оператора оператора претерпела изменения. С 1968 года грузовик стали комплектовать централизованной системой регулировки воздуха. Изменение оказалось настолько удачным, что осталось на многих автомобилях и сегодня.
В тот же период ГАЗ 66 дебютировал на Московской выставке техники, где модель удостоилась главного приза. Эксперты признали актуальность ее характеристик. Позднее автомобиль удостоился золотой награды в Лейпциге. Здесь жюри отметило его внедорожные и грузовые качества. В 1969 году ГАЗ 66 получил национальный Знак Качества. После этого начался массовый экспорт модели во все социалистические государства. Серийный выпуск автомобиля достиг небывалых размеров.
С распадом СССР популярность ГАЗ 66 начала резко снижаться. Серийное производство модели Горьковский автозавод прекратил в 1995 году. Ее место занял ГАЗ 3308. При этом партии по спецзаказам и единичные экземпляры предприятие выпускать продолжило. Последний ГАЗ 66 был произведен в июле 1999 года. За 35 лет существования модель разошлась рекордным тиражом в 965000 единиц.
Основные модификации ГАЗ 66:
- базовый ГАЗ 66 – шасси с кабиной оператора или грузовик с платформой (выпускался до 1966 года);
- ГАЗ 66А – версия с лебедкой (1964-1966 года);
- ГАЗ 66Б – авиадесантная модель со складной крышей, откидной рамкой лобового стекла и телескопической рулевой колонкой (1966-1985 года);
- ГАЗ 66Д – шасси под установку сельскохозяйственных самосвалов и бурильных установок. Модель имела коробку отбора мощности (1961 год);
- ГАЗ 66Ф – шасси с кабиной оператора под армейские нужды. Дополнительно модель оснащалась лебедкой и экранированным электрооснащением (1963-1965 года);
- ГАЗ 66-01 – доработанная базовая модификация с централизованной системой регулирования давления воздуха (1966-1984 года);
- ГАЗ 66-02 – версия ГАЗ 66-01 с лебедкой (1966-1984 года);
- ГАЗ 66-03 – модель ГАЗ 66-01 с экранированным электрооснащением без системы регулирования давления воздуха (1966-1984 года);
- ГАЗ 66-11 – модернизированная базовая модель (1985—1996, 1998—1999 года);
- ГАЗ 66-12 – модернизированная базовая модель с лебедкой (1985—1996, 1998—1999 года);
- ГАЗ 66-21 – народнохозяйственная версия с деревянной платформой и двойными шинами сзади (1992-1994 года);
- ГАЗ 66-22 – модификация ГАЗ 66-21 с лебедкой (1992-1994 года);
- ГАЗ 66-40 – модель с турбодизелем ГАЗ-5441 (1995-1998 года);
- ГАЗ 66-41 – модель с безнаддувным дизелем ГАЗ-544.10 (1993-1995 года);
- ГАЗ 66-96 – шасси для вахтовых автобусов.
Модели ГАЗ 66-51, ГАЗ 66-52, ГАЗ 66-81, ГАЗ 66-91 были экспортными. опять же горьковский автозавод выпускал следующие специализированные автомобили на базе ГАЗ 66:
- ДДА-2 – дезинфекционная душевая установка;
- Р-142 – командно-штабная машина;
- АС-66 – санитарный автомобиль;
- ГЗСА-731 – фургон «Медикаменты», «Хлеб», «Почта»;
- АП-2 – машина медицинского пункта;
- МЗ-66 – маслозаправщик.
ГАЗ 66 предназначался, преимущественно, для сельского хозяйства и армии. Простота конструкции и повышенная проходимость позволяли использовать автомобиль на бездорожье. Этому опять же способствовали система регулировки давления в шинах и большой клиренс. Практически идеальная сбалансированность позволяли применять ГАЗ 66 там, где другие машины проехать не могли.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина 5655 мм;
- ширина – 2342 мм;
- высота – 2440 мм;
- колесная база – 3300 мм;
- дорожный просвет – 315 мм;
- передняя колея – 1800 мм;
- задняя колея – 1750 мм;
- минимальный радиус разворота – 9500 мм.
Весовые характеристики:
- снаряженная масса – 3470 кг;
- грузоподъемность – 2000 кг;
- разрешенная максимальная масса – 5940 кг.
Автомобиль способен преодолевать брод глубиной 800 мм. Максимальная скорость составляет 90 км/час. Средний расход горючего на скорости 60 км/час – 20 л/100 км. При общем объеме топливного бака в 210 л (2 бака по 105 л) это обеспечивает неплохой запас хода, позволяющий покрывать большие расстояния.
Двигатель
На ГАЗ 66 устанавливался 4-тактный V-образный карбюраторный двигатель ЗМЗ-513, работающий на бензине. Мотор имел жидкостное охлаждение. Собирали силовую установку на Заволжском моторном заводе. По некоторым параметрам агрегат был похож на предшественников, но имел и заметные отличия. В конструкции ЗМЗ-513 появился ряд уникальный решений, а сам он выделялся компактными габаритами. Блок цилиндров и головку блока цилиндров для мотора изготавливали из алюминия.
Характеристики мотора ЗМЗ-513:
- рабочий объем – 4,25 л;
- номинальная мощность – 125 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 284,5 Нм;
- степень сжатия – 7,6;
- количество цилиндров – 8;
- тип применяемого топлива – бензин А-76.
В 1990-х годах появились версии ГАЗ 66 с дизельной силовой установкой ГАЗ 544, которая имела больший ресурс работы и высокую производительность.
Характеристики мотора ГАЗ 544:
- рабочий объем – 4,25 л;
- номинальная мощность – 85 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 235 Нм.
Позднее Горьковский автозавод стал производить двигатели ГАЗ 5441 с турбонаддувом и воздушным охлаждением. Их использовали для установки на ГАЗ 66. Особенностью агрегата был некрупный расход топлива (около 17 л на 100 км пути).
Характеристики мотора ГАЗ 5441:
- рабочий объем – 4,15 л;
- номинальная мощность – 115 л.с.;
- степень сжатия – 16;
- количество цилиндров – 4.
Устройство
ГАЗ 66 основывался на рамной конструкции. Модель выпускалась в заднеприводном и полноприводном исполнении. Последняя вариация получила значительно большее распространение. Надежная рама, сделанная из высокопрочной стали, позволяла устанавливать 2 ведущих моста, мотор с трансмиссией, большую кабину оператора и многообразные кузова.
Передняя и задняя подвески автомобиля были зависимыми и имели схожее строение. Монтировались на продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами. Благодаря этому модель имела плавный ход. Однако наличие самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах и одинарных рессор сзади сказывались на прочности конструкции. Перегружать ГАЗ 66 было крайне нежелательно.
Грузовик имел важную особенность – сбалансированность центра тяжести при компактных размерах. Нагрузка на заднюю и переднюю оси была практически одинаковой. Данное преимущество позволяло автомобилю спускаться на все колеса без завала кабины оператора оператора.
На ГАЗ 66 устанавливалась механическая 4-ступенчатая трансмиссия с синхронизацией на 3 и 4 передачах. В ее состав входили одинарная гипоидная главная передача, однодисковое сцепление с гидроприводом и 2-ступенчатая раздаточная коробка передач. Расположение трансмиссии было довольно необычным. Она находились справа и сзади от водительского кресла, потому управление автомобилем требовало определенных навыков и для новичков казалось неудобным.
Грузовик опять же оснащался раздаточной коробкой передач, применяемой для усиления крутящего момента и распределения его между фронтальным и задним мостами. Она предусматривала возможность включения и отключения переднего ведущего моста. Конструктивно раздаточная коробка включала промежуточный вал и ведущий вал с подвижным зубчатым колесом для подключения понижающей и прямой передачи.
Тормозная система состояла из барабанных механизмов с диаметром 380 мм, двупроводного пневмовывода для тормозов прицепа и двухконтурного гидравлического привода с разделением по осям и гидровакуумным усилителем в каждом контуре, повышающим эффективность работы. Стояночный тормоз (барабанный, трансмиссионный) монтировался на раздаточной коробке и оснащался механическим приводом. В качестве запасного тормоза выступал каждый контур основной тормозной системы.
На ГАЗ 66 в базовой модификации устанавливались 18-дюймовые шины. Более поздние версии получили регулировку давления воздуха. Для автомобиля использовались дисковые колеса с разъемным ободом и креплением на 6 шпильках.
Рулевое управление было представлено глобоидальным червяком с трехгребневым роликом и разнесенным гидравлическим усилителем.
ГАЗ 66 комплектовался стандартным электрооснащением с напряжением 12 В. Оно включало аккумулятор 6-СТ66-ЭМ, генератор Г287 и другие элементы.
На большинство модификаций ГАЗ 66 устанавливалась лебедка, приводящаяся в действие посредством коробки отбора мощностей через промежуточную соединяющую опору и 2 кардана. По своим параметрам она превосходила электрическую конструкцию. Особенно явно ее достоинства проявлялись в процессе передвижения в сложных погодных и дорожных условиях. Тяговая нагрузка лебедки составляла 3,5 тонны. Ее отличали простота конструкции, благодаря которой поломок практически не происходило. Применять лебедку разрешалось в грязной и влажной среде. Дополнительно она оборудовалась тормозом.
Автомобиль комплектовался цельнометаллической 2-местной кабиной оператора, которая монтировалась над силовой установкой. В отличие от предшественников ГАЗ 66 получил омыватель ветрового стекла и отопительную систему, что существенно повышало комфорт работы. Дополнительно в салоне устанавливалось подвесное спальное место (гамак, который крепился на четырех крючках), позволяющее отдохнуть при длительных транспортировках. Внутренне пространство кабины оператора оператора выделялось лаконичностью. Салон нельзя было назвать большим, но он позволял комфортно размещаться водителю и пассажиру. Сама кабина оператора имела ряд ощутимых недостатков. Капот автомобиля сильно нагревался, передавая часть тепла внутрь. В зимнее время подобная особенность была очень кстати, а вот летом снижала степень комфорта.
Салон ГАЗ 66 позаимствовал у прежних моделей с минимальными изменениями. Водительское кресло получило регулировки по углу наклона спинки и по длине. У пассажиров подобных удобств не было. опять же появились места для крепления ремней безопасности. Для осмотра мотора кабину оператора откидывали вперед, между водительским и пассажирским креслом располагался несъемный кожух, закрывающий агрегат, потому рычаг трансмиссии располагался в непривычном месте (сзади и справа от водителя).
Базовая версия ГАЗ 66 была довольно многофункциональной. В качестве кузова использовалась стандартная металлическая платформа больших размеров. По бокам размещались скамейки для транспортировки людей. Кузов имел один откидной борт (задний), переднюю и боковые съемные решетки и специализированные места для крепления дуг. Для защиты от осадков использовался классический тент.
Цена нового с консервации и б/у ГАЗ 66
С производства ГАЗ 66 сняли в 1999 году, потому на рынке подержанных автомобилей данных моделей сравнительно немного. При этом б/у грузовик можно приобрести по вполне некрупный цене. Машина имеет неограниченные возможности в плане проходимости, и, несмотря на солидный возраст, может пригодиться в многообразных отраслях. Затраты по доработке ее для дальнейшей работы будут минимальными, но вот превратить ГАЗ 66 в автомобиль для продолжительных путешествий с комфортом точно не получится.
Средняя стоимость машины на ходу составляет 100000-400000 рублей. Бортовые модификации оцениваются в 200000-250000 рублей (1997-1999 года выпуска). Версии с КУНГами обойдутся дороже – от 350000 рублей.
Источник Источник http://dvigatels.ru/russia/dvigatel-gaz-66.html
Источник Источник http://retrotruck.ru/gruzovoj-transport/dvigatel-dlya-gaz-66-dizel.html
Источник http://traktorbook.com/legendarnyj-gaz-66/