АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ Программа и методические указания к изучению разделов курса для студентов специальности 150500 Автомобили и
Рабочая программа теория двигателей и автомобилей
Программа и методические указания к изучению разделов курса
для студентов специальности 150500
«Автомобили и автомобильное хозяйство»
заочной формы обучения Хабаровск Издательство ХГТУ 2002 1 УДК 621.431 Автомобильные двигатели. Теория автомобильных двигателей.
Питание двигателей: Программа и методические указания к изучению разделов курса для студентов специальности 150500 заочной формы обучения / Сост. В. Д. Басаргин. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн.
ун-та, 2002. – 32 с.
Работа подготовлена на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания». Включает программу первой части курса, вопросы для самопроверки, контрольную работу, список литературы.
Печатается в соответствии с решениями кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» и методического совета заочного факультета.
© Издательство Хабаровского государственного технического университета, Общие сведения Программа курса «Автомобильные двигатели» предусматривает изучение трех основных разделов: теорию автомобильных двигателей (раздел I); питание двигателей (раздел II); конструкцию и расчет автомобильных двигателей (раздел III). После изучения теоретических разделов курса и выполнения цикла лабораторных работ выполняется курсовой проект, который требует знаний по всем трем разделам изучаемой дисциплины «Автомобильные двигатели».
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Тема 1. Термодинамические циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания Общие понятия. КПД и удельная работа цикла. Обобщенный цикл. Циклы с подводом теплоты при постоянном объеме, постоянном давлении и комбинированном подводе теплоты. Влияние различных факторов на показатели цикла. Сравнительный анализ циклов.
Методические указания Основное внимание при изучении этой темы следует уделить сопоставлению между собой показателей изучаемых циклов и оценке их по коэффициентам полезного действия.
[1, с. 13 – 28; 2, с. 10 –22] Вопросы и задания для самопроверки 1. Изобразите теоретические циклы с подводом тепла при постоянном объеме, при постоянном давлении и со смешанным подводом тепла в P-V и T-S координатах.
2. Как цикл со смешанным подводом тепла можно преобразовать в циклы с подводом тепла при постоянном объеме и давлении?
3. Покажите, как влияют степень сжатия и показатель адиабаты на термический КПД и среднее давление цикла.
4. Получите формулы для определения полезной работы циклов.
5. Выведите формулы для определения среднего давления каждого цикла. Определите графически величину этого давления по диаграммам анализируемых циклов.
6. Дайте определение коэффициентов предварительного и последующего расширения. Покажите их влияние на показатели цикла.
Тема 2. Химические реакции топливовоздушных смесей Реакция сгорания жидкого и газообразного топлива. Теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания топлива.
Коэффициент избытка воздуха. Характеристики топлива. Состав горючей смеси. Полное и неполное сгорание топлива. Количество и состав продуктов сгорания. Коэффициент молекулярного изменения. Теплота сгорания топлива и горючей смеси. Зависимость теплоты сгорания горючей смеси от состава и коэффициента избытка воздуха. Теплоемкость свежего заряда и продуктов сгорания.
В автомобильных двигателях, главным образом, используется топливо нефтяного происхождения, которое состоит в основном из углерода и водорода. Изучение процесса сгорания сводится к рассмотрению реакций, происходящих между углеродом, водородом и кислородом. Поэтому, зная условия протекания этих реакций, важно уметь определять теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания топлива. Сгорание может осуществляться с недостатком и с избытком воздуха. В связи с этим необходимо иметь представление о коэффициенте избытка воздуха.
Для определения параметров конца сгорания – температуры и давления – важно уметь определять теплоемкости свежего заряда и продуктов сгорания.
[1, с. 20–55; 2, с. 23–434; 3, с. 4–18.] 1. Получите зависимость для определения теоретически необходимого количества воздуха для сгорания 1 кг топлива.
2. Поясните физический смысл понятия «коэффициент избытка воздуха».
3. Каковы условия протекания процесса сгорания топлива, если коэффициент избытка воздуха меньше, равен и больше единицы.
4. Назовите состав рабочего тела до сгорания в карбюраторном двигателе, в дизеле и газовом двигателе.
5. Какой состав имеют продукты сгорания и как определяется их количество в зависимости от коэффициента избытка воздуха?
6. Высшая и низшая теплота сгорания топлива, как подсчитать низшую теплоту сгорания топлива?
7. Зная состав горючей смеси, как определить её теплоту сгорания?
8. В чем заключается физическое понимание теплоемкости рабочей смеси и продуктов сгорания?
Тема 3. Действительные циклы Характер протекания действительных циклов и их основные отклонения от теоретических циклов. Индикаторные диаграммы действительных циклов в четырех-и двухтактных двигателях. Особенности протекания действительного цикла в двигателе с воспламенением от сжатия. Фазы газораспределения.
Протекание действительного цикла в автомобильных двигателях значительно отличается от теоретического. Осуществление действительного цикла по сравнению с теоретическим связано не только с конструктивными особенностями двигателя, но и со значительными дополнительными тепловыми и гидравлическими потерями. К потерям относятся: 1) работа, затраченная на осуществление впуска и очистку цилиндров двигателя от продуктов сгорания; 2) теплообмен между рабочим телом и охлаждающей средой на протяжении всего времени, в течение которого осуществляется действительный цикл. В связи с этим в действительном цикле процессы сжатия и расширения протекают по политропическим зависимостям.
Подвод тепла в процессе сгорания топлива и отвод тепла с выпускными газами происходит в действительном цикле на протяжении определенного времени, а не мгновенно, как в теоретическом.
Отличие действительного цикла от теоретического состоит также в том, что теплоемкость реального рабочего тела изменяется с изменением температуры, тогда как в теоретическом цикле предполагается, что рабочее тело является идеальным газом и его теплоемкость не зависит от температуры.
В процессе изучения действительных циклов необходимо уметь изображать их в виде индикаторных диаграмм.
[1, с. 56–66; 2, с. 62; с. 120–122] 1. Какие физические явления при осуществлении действительных циклов способствуют тому, что они отличаются от теоретических?
2. Изобразите индикаторные диаграммы действительных циклов двигателей с воспламенением топлива от искры и самовоспламенением от сжатия.
3. В чем принципиальные особенности индикаторных диаграмм для четырех- и двухтактных двигателей?
Процесс газообмена в быстроходных двигателях. Факторы, влияющие на протекание процесса наполнения, гидравлические сопротивления впускной системы, подогрев заряда, остаточные газы.
Определение температуры и давления в конце впуска. Коэффициент наполнения. Наполнение в двухтактных двигателях. Действительная и условная степень сжатия. Коэффициент утечки и продувки, числовые значения параметров процесса впуска. Методика расчета процесса газообмена на основе уравнения баланса энергии.
Основными физическими явлениями, влияющими на параметры впуска рабочего заряда в цилиндры двигателя, являются гидравлические сопротивления впускной системы двигателя, подогрев свежего заряда на протяжении такта впуска и остаточные продукты сгорания от предыдущего цикла.
В результате изучения физического состояния рабочего заряда к концу впуска достигается возможность объяснения причин невозможности полного заполнения цилиндров двигателя. Более полное использование объемов цилиндров приводит к увеличению количества рабочего заряда и увеличению показателей рабочего цикла двигателя.
Эффективность процесса наполнения оценивается коэффициентом наполнения, поэтому необходимо ознакомиться с выводом уравнения для определения коэффициента наполнения и оценить факторы, влияющие на этот показатель.
Особенности наполнения двухтактных двигателей связаны с действительной и условной степенями сжатия и с утечками заряда в процессе продувки. Необходимо изучить основные схемы продувки и разобраться в методике расчета процесса газообмена на основании уравнения баланса энергии.
[1, с. 67–92; 2, с. 62–69; 3, с. 19–25] 1. Какие физические явления влияют на наполнение цилиндров 2. Влияет ли подогрев свежего заряда на наполнение цилиндров 3. Какова доля влияния остаточных газов на наполнение цилиндров двигателя?
4. Дайте анализ влияния всех параметров, входящих в формулу 5. Каковы значения величин давления и температуры свежего заряда в конце процесса впуска для дизелей?
Общие сведения о процессе сжатия. Различия в протекании процесса сжатия в действительном и термодинамическом циклах. Теплообмен между рабочим телом и стенками цилиндра в процессе сжатия.
Показатель политропы сжатия, его изменение в процессе сжатия. Экспериментальные методы определения параметров процесса сжатия.
Для сгорания топлива, поступившего в цилиндры двигателя, необходимо обеспечить соответствующие температуру и давление свежего заряда, для чего свежий заряд после закрытия впускного клапана сжимается при перемещении поршня до верхней мертвой точки. В конце сжатия достигаются необходимые значения температуры и давления, которые зависят от типа двигателя.
В процессе сжатия происходит теплообмен между свежим зарядом и стенками цилиндра двигателя. Необходимо обратить внимание на физику явления теплообмена и уяснить причины и характер отличий сжатия действительного цикла и теоретического. Обосновать справедливость принятого для расчетов среднего показателя политропы сжатия.
Особое внимание следует обратить на факторы, влияющие на процесс сжатия.
[1, с. 98–100; 2, с. 69–72; 3, с. 25–28] 1. С какой целью необходимо производить сжатие свежего заряда?
2. Назовите отличия в протекании процесса сжатия действительного и теоретического циклов?
3. Как влияет теплообмен на величину показателя политропы 4. Как принимается среднее значение политропы сжатия?
5. Перечислите и проведите анализ факторов, влияющих на величину показателя политропы сжатия.
6. Проведите анализ зависимости для определения давления в конце процесса сжатия и выделите наиболее значимые параметры, от которых оно зависит.
7. Приведите порядок значений величин температуры и давлений в конце сжатия для дизеля и двигателя с искровым зажиганием.
Физико-химическая сущность процесса сгорания горючей смеси в цилиндре двигателя. Самовоспламенение топливовоздушных смесей и распространение пламени. Концентрационные пределы воспламенения смеси, их физико-химическая сущность. Ламинарное, турбулентное и диффузионное горение.
Сгорание горючей смеси в двигателях с искровым зажиганием.
Скорости распространения пламени в камере сгорания, их зависимость от различных факторов. Основные фазы процесса и их объяснение по развернутой индикаторной диаграмме.
Скорость нарастания давления, характеристика активного тепловыделения. Диссоциация продуктов сгорания. Теплоотдача в стенки камеры сгорания.
Влияние основных конструктивных факторов на процесс сгорания в карбюраторных двигателях: степени сжатия, формы камеры сгорания, количества и расположения свечей зажигания, размеров цилиндра, материалов основных деталей, замыкающих объем камеры сгорания.
Влияние основных эксплуатационных факторов: состава горючей смеси, угла опережения зажигания, числа оборотов, степени дросселирования, интенсивности охлаждения, нагарообразования, технического состояния двигателя.
Детонационное сгорание в двигателях с искровым зажиганием.
Внешние признаки детонации. Опасность детонации для двигателя.
Причины, вызывающие появление детонационного сгорания. Влияние различных факторов на момент возникновения и интенсивность детонации. Основные методы устранения детонации.
Преждевременное воспламенение от накаленных поверхностей и от частиц тлеющего нагара. Последующее самовоспламенение.
Протекание процесса сгорания в дизелях. Фазы сгорания. Период задержки воспламенения и его зависимость от скоростного режима, сорта топлива, давления и температуры сжатия.
Скорости нарастания давления в процессе сгорания и максимальное давление цикла в быстроходных дизелях. Факторы, влияющие на процесс сгорания в дизеле.
Термодинамика процесса сгорания в дизелях. Коэффициенты полноты сгорания, теплоотдачи и использования теплоты как основные факторы, учитывающие потери тепловой энергии. Определение температуры конца видимого сгорания, степени повышения давления, предварительного расширения. Числовые значения этих параметров в двигателях с искровым зажиганием и в дизелях.
Физико-химическая сущность сгорания заключается в том, что при определенных температурных условиях происходят интенсивные реакции между топливом и кислородом воздуха. При этом меняется состав, выделяется тепловая энергия и протекает нарастающий процесс распространения пламени по всей камере сгорания.
Воспламенение и распространение пламени в цилиндре двигателя зависит от концентрационных пределов воспламенения смеси, которые оцениваются коэффициентом избытка воздуха. Следует обратить внимание на различие концентрационных пределов для различных видов топлива.
Скорость нарастания давлений зависит от тепловыделения, следует разобраться в механизме закона тепловыделения и факторах, влияющих на него. Необходимо усвоить причины возникновения детонации и меры борьбы с этим явлением в двигателях, изучить отличия в процессах сгорания дизелей и карбюраторных двигателей и факторы, обусловливающие эти различия, возможности управления процессом сгорания.
В результате анализа процесса сгорания определяются температура и давление в конце сгорания. Необходимо уяснить физический смысл и определить предельные значения коэффициентов полноты сгорания и предварительного расширения.
[1, с. 101–135; 2, с. 72–96; 3, с. 28–32] 1. Какие основные физические и химические явления определяют процесс сгорания в цилиндре двигателя?
2. Почему различные виды топлива имеют различные концентрационные пределы воспламенения? Каковы числовые значения концентрационных пределов воспламенения для топлива, используемого в автотракторных двигателях?
3. Как распространяется пламя в камере сгорания двигателя?
4. Объясните основные фазы сгорания топлива в двигателе по индикаторной диаграмме.
5. Перечислите и дайте анализ основных факторов, влияющих на процесс сгорания в двигателе.
6. Назовите основные виды тепловых потерь в двигателях.
7. Что такое детонационное сгорание и что влияет на его появление?
8. В чем сказывается отрицательное влияние детонационного горения, т. е. преждевременного воспламенения горючей смеси, на работу двигателя?
9. В чем отличия в процессах сгорания топлива в дизеле и карбюраторном двигателе?
10. Объясните явление задержки воспламенения топлива в дизелях и назовите пределы её изменения.
11. В чем заключается методика составления уравнения теплового баланса при определении температуры конца сгорания в 12. Как определить давление конца сгорания в дизеле?
13. Дайте определения степени повышения давления и степени предварительного расширения.
Особенности процесса расширения в действительном цикле.
Влияние характера протекания процесса и теплоотдачи стенкам на теплоиспользование. Показатель политропы и его изменение в процессе расширения. Расчетное определение давления и температуры конца расширения.
Процесс расширения газов в действительном цикле отличается от предусматриваемого расширения газов в теоретическом цикле. Необходимо рассмотреть эти отличия, с тем чтобы обоснованно выбирать показатель политропы расширения, изучить методику вывода формул для определения температуры и давления в конце расширения и уяснить, какие факторы влияют на эти параметры.
[1, с. 136–138; 2, с. 96–99; 3, с. 33–37] 1. Почему отличаются процессы расширения в действительном и теоретическом циклах?
2. Почему в действительном цикле принимают значение показателя политропы расширения средним?
3. Изучите методику вывода формул для вычисления температуры и давления в конце расширения и запомните, в каких пределах они лежат у автомобильных двигателей.
Характер протекания процесса выпуска. Гидравлические сопротивления в выпускной системе. Факторы, влияющие на величину потерь при выпуске.
Конструктивные мероприятия по экологии в отношении токсичности выхлопа, шума и вибраций.
Рабочий цикл двигателя завершается процессом выпуска. Система выпуска газов осуществляет не только очистку цилиндров от отработавших газов, но и выполняет функции глушения шума и нейтрализатора. В процессе изучения этой темы необходимо уделить внимание физическим явлениям, которые обусловливают процесс очистки цилиндров двигателя и выпуска продуктов сгорания.
Особое внимание следует обратить на мероприятия по регулировкам рабочего процесса, способствующим уменьшению в выпускных газах вредных составляющих для здоровья человека и окружающей среды.
[1, с. 139–143; 2, с. 99–100; 3, с. 37–38] 1. Какие конструктивные особенности имеют выпускные системы для четырех-и двухтактных двигателей?
2. Как влияет увеличение гидравлического сопротивления выпускной системы на показатели двигателя?
3. Какие мероприятия необходимо предусматривать для обезвреживания выбрасываемых в атмосферу продуктов сгорания?
Тема 4. Показатели рабочего цикла Среднее индикаторное давление действительного цикла. Его аналитическое определение для различных двигателей.
Влияние отдельных факторов на величину среднего индикаторного давления. Индикаторная мощность.
Индикаторный коэффициент полезного действия. Расчетное определение индикаторного КПД. Влияние отдельных факторов на величину индикаторного КПД. Индикаторный расход топлива. Связь между основными параметрами, характеризующими рабочий цикл.
Основными показателями рабочего цикла, показывающими эффективность преобразования тепловой энергии топлива в механическую работу, являются индикаторные показатели двигателя. Это среднее индикаторное давление цикла, индикаторный КПД, индикаторный удельный расход топлива и индикаторная мощность.
В зависимости от влияния различных факторов на протекание рабочего процесса индикаторные показатели двигателя меняются и при определенных условиях могут иметь оптимальные значения.
При изучении этой темы особое внимание следует уделить анализу величин, входящих в формулы для вычисления перечисленных выше параметров, и их взаимовлиянию, которое в конечном итоге отражается на эффективности рабочего цикла.
[1, с. 144–182; 2, с. 103–110; 3, с. 38–42] 1. Какие факторы влияют на величину среднего индикаторного 2. Сформулируйте определения основных индикаторных показателей действительного цикла.
3. Проанализируйте влияние отдельных параметров, входящих в формулы для вычисления индикаторных показателей.
4. В чем физическое различие между теоретическим и индикаторным КПД?
Механические потери в двигателе. Потери на трение, их распределение по основным сопряженным узлам двигателя. Потери на процесс газообмена. Затраты мощности на привод вспомогательных механизмов.
Среднее эффективное давление. Литровая и удельная поршневая мощность.
Механический КПД. Зависимость механического КПД от скоростного и нагрузочного режимов.
Эффективный КПД двигателя. Эффективный удельный расход топлива. Факторы, влияющие на эффективные показатели двигателя.
Эффективные показатели по сравнению с индикаторными показателями рабочего цикла оценивают работу двигателя в целом. Отличаются эффективные показатели от индикаторных на величину механических потерь. Необходимо подробно рассмотреть все составляющие механических потерь, от чего они зависят и какую долю они составляют от общих потерь. Особое внимание рекомендуется уделить определению величин эффективных показателей и пределам их варьирования у современных двигателей.
[1, с. 152–193; 2, с. 110–117; 3, с. 42–46] 1. Какие виды механических потерь существуют в двигателе?
2. Каковы методы определения механических потерь?
3. Как определить среднее эффективное давление, эффективный удельный расход топлива и эффективный КПД?
4. Какие факторы влияют на эффективные показатели двигателя, природа их появления?
5. Как определяются литровая и поршневая мощности двигателя и каковы их пределы для автомобильных двигателей?
Тема 5. Характеристики автомобильных двигателей Оборудование и аппаратура, применяемые при испытании двигателей, ГОСТы на методы типовых испытаний автотракторных двигателей, обработка результатов испытаний. Виды характеристик: скоростные, нагрузочные, регулировочные, регуляторные, холостого хода, шумность двигателей.
Анализ показателей двигателя по характеристикам.
Краткие сведения по технике безопасности при проведении испытаний.
Характеристики двигателя снимаются на испытательных стендах, оснащенных приборами. При изучении этой темы необходимо изучить перечень параметров, которые требуется измерять, и методы измерения и обработки результатов. Необходимо разобраться, для каких целей снимаются характеристики и какие данные по ним анализируются.
[1, с. 193–210; 2, с. 182–192; 3, с. 80–89] 1. Изобразите на рисунке характеристики различных видов тормозов.
2. Чем измеряется частота вращения коленчатого вала двигателя?
3. Какие параметры измеряются при снятии скоростной характеристики двигателя?
4. Почему не совпадают максимум крутящего момента, максимум мощности и минимальный удельный расход топлива по скоростной характеристике?
5. Какие требования необходимо соблюдать для обеспечения техники безопасности при проведении испытаний двигателя?
Тема 6. Наддув двигателя Применение наддува на автомобильных двигателях. Системы наддува. Агрегаты наддува. Газотурбинный наддув. Экономические и мощностные показатели двигателя при наддуве.
Значительное повышение удельной мощности двигателя можно получить при применении наддува. Это достигается за счет увеличения количества свежего заряда, поступающего в цилиндры двигателя. Наддув различают на частичный, полный и высокий. Для осуществления нагнетания свежего заряда в цилиндры двигателя применяют осевые, центробежные и объемные компрессоры с приводом от коленчатого вала и от газовой турбины.
При изучении этой темы надо обратить внимание на целесообразность применения наддува в зависимости от назначения двигателя и необходимости его форсировки.
[1, с. 211–226; 2, с. 128–137] 1. Чем ограничивается возможность повышения мощности у безнаддувных двигателей?
2. Назовите предельные величины давления наддува и причины нецелесообразного его дальнейшего повышения.
3. Охарактеризуйте применяемые схемы систем наддува в автомобильных двигателях.
4. Как влияет наддув на процесс наполнения цилиндров?
Тема 7. Тепловой баланс двигателя Внутренний и внешний тепловой балансы. Распределение тепла в зависимости от режима работы двигателя. Влияние основных конструктивных и эксплуатационных параметров на теплоиспользование.
В двигателях на полезную работу используется только 20. 40 % теплоты, выделяющейся при сгорании топлива в цилиндрах двигателя.
Остальная же часть тепла не реализуется в эффективную работу и теряется с отработавшими газами, отдается в охлаждающую среду и уносится с несгоревшей частью топлива.
В теории двигателя распределение этих составляющих тепла представляется в виде уравнения, называемого тепловым балансом двигателя. Анализ составляющих теплового баланса двигателя при различных режимах работы позволяет оценивать степень совершенства двигателя и намечать пути совершенствования его рабочего процесса.
1. Перечислите составляющие уравнения теплового баланса. По каким формулам определяются его составляющие?
2. Покажите характер изменения составляющих теплового баланса двигателя в зависимости от режима его работы.
3. Назовите факторы, влияющие на перераспределение тепла по составляющим баланса, и возможности управления ими.
4. Опишите методику экспериментального определения составляющих теплового баланса двигателя.
5. Какая доля тепла отдается в систему охлаждения?
6. Как определить долю тепла, уносимую с отработавшими газами в систему выхлопа?
Раздел II. ПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ Роль и значение карбюрации в рабочем процессе двигателя с принудительным зажиганием. Требования, предъявляемые к карбюраторам.
Рабочий процесс элементарного карбюратора. Истечение топлива из жиклера. Коэффициент расхода жиклера. Совместное истечение топлива и воздуха.
Характеристика элементарного карбюратора. Корректирование характеристики карбюратора по скоростной и нагрузочной характеристикам двигателя. Вспомогательные системы карбюратора. Регулир.
свойства топлива. Распыливание, испарение и поверхностное натяжение топлива.
Приготовление горючей смеси в карбюраторных двигателях осуществляется вне цилиндров в смесительной камере карбюратора.
При изучении этого вопроса необходимо обратить особое внимание на физику приготовления рабочей смеси. Автомобильный двигатель работает в основном в условиях постоянно меняющихся режимов. Поэтому количество и состав смеси должен постоянно меняться.
Экономичная и мощностная регулировки карбюраторов, коэффициенты избытка воздуха при этих регулировках, требования к карбюраторам – это практические знания по теории карбюрации. Важно иметь также представление о методах корректировки характеристики элементарного карбюратора для обеспечения различных режимов работы двигателя. Необходимо изучить вспомогательные системы карбюратора, их устройство и принцип действия. Разобраться в вопросах смесеобразования и качества приготовления горючей смеси.
[1, с. 227–234; 2, с. 118–120; 3, с. 67–79] 1. Назовите основные требования к карбюраторам.
2. Какие факторы влияют на процесс карбюрации?
3. Почему необходимо корректировать характеристику элементарного карбюратора для работы двигателя на переменных режимах?
4. Как определить расходы воздуха через диффузор и топлива 5. Что такое коэффициент расхода диффузора и жиклера и как они определяются?
6. Изобразите характеристику элементарного карбюратора и поясните методику её построения.
7. В чем заключаются регулировки карбюратора?
8. Как влияют физические свойства топлива на качество приготовления смеси?
9. Устройство современных отечественных карбюраторов.
Тема 2. Впрыск топлива и смесеобразование в дизелях Способы подачи и распыливания топлива в цилиндре дизеля.
Различные способы смесеобразования при непосредственном впрыске.
Методы управления подачей топлива.
Развитие факела распыленного топлива и его взаимодействие с потоком газа.
Однополостные и многополостные камеры сгорания. Смесеобразование в вихревых камерах и предкамерах.
Топливный насос высокого давления. Характеристики подач топливных насосов. Корректирование характеристик подач.
Форсунки. Типы форсунок и распылителей. Характеристики форсунок.
Совместная работа насоса и форсунки. Характеристика впрыска топлива по углу поворота кулачка.
Регулятор частоты вращения. Характеристики двигателя при работе на двухрежимном и всережимном регуляторах. Степень нечувствительности и неравномерности регулятора.
В дизеле процесс подачи топлива в цилиндр осуществляется в течение 30. 400 угла поворота коленчатого вала. Время, отводимое на впрыск и распыливание топлива в дизелях, примерно в 8. 10 раз меньше, чем в карбюраторном на приготовление смеси. Это является характерной особенностью этих типов двигателей, а смесеобразование называют внешним и внутренним. Впрыск топлива, распыливание и смесеобразование в камере сгорания дизеля производится топливоподающей аппаратурой, от совершенства которой зависят мощностные и экономические показатели автомобильных дизелей. Автотракторные двигатели имеют два вида топливных систем: разделенную и неразделенную.
При изучении темы необходимо обратить внимание на особенности смесеобразования в дизелях, на отличия объемного и пленочного смесеобразования, на способы дозирования топлива и корректирования их характеристик, изучить устройство, принцип действия и характеристики различных конструкций форсунок. Для поддержания скоростного режима работы дизеля они снабжаются регуляторами.
[1, с. 277–355; 2, с. 172–181] 1. Какие функции выполняет топливоподающая система?
2. Основные требования, предъявляемые к топливной аппаратуре дизеля?
3. Чем оценивается тонкость распыливания и дальнобойность факела?
4. Какими параметрами оценивается процесс впрыска и как влияет противодавление воздуха на распыливание топлива?
5. Каковы особенности объемного и пленочного смесеобразования, их преимущества и недостатки?
6. Как организуется смесеобразование в одно- и многополостных камерах сгорания?
7. В чем особенности вихревых камер, предкамер и камеры ЦНИДИ (Центральный научно-исследовательский дизельный институт)?
8. Как дозируется цикловая подача топлива в различных типах топливных насосов высокого давления и за счет каких конструктивных элементов?
9. Корректоры характеристик подачи топлива и их принцип действия.
10. В чем заключается основная функция форсунки и как она осуществляется в различных её типах и конструкциях?
11. Назовите преимущества и недостатки неразделенной топливной аппаратуры.
12. Перечислите функции регулятора скорости дизеля и принцип его работы. Требования к регуляторам скорости.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Контрольная работа выполняется с соблюдением всех требований, которые предъявляются к оформлению расчетно-графических работ. Контрольное задание может быть оформлено как на компьютере, так и чернилами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению научных работ. На каждой странице работы необходимо оставлять поля шириной не менее 4 см для замечаний рецензента.
Задание на контрольную работу состоит из теплового расчета рабочего цикла двигателя и расчета внешней скоростной характеристики.
Исходные данные для работы – в табл. 1 и 2. Студент должен выполнить контрольное задание по варианту, номер которого соответствует двум последним цифрам шифра его зачетной книжки.
По табл. 1 (номер варианта соответствует последней цифре шифра студента) устанавливается заданный прототип проектируемого двигателя, перечень деталей и систем, которые будут рассчитываться в курсовом проекте в следующем семестре. По табл. 2 в соответствии с вариантом и предпоследней цифрой шифра студента устанавливается мощность двигателя в киловаттах и соответствующая ей частота вращения коленчатого вала.
Все остальные величины и коэффициенты, необходимые для проведения расчетов, устанавливаются и обосновываются студентом самостоятельно в соответствии с заданной конструкцией двигателя и рекомендациями, изложенными в методических указаниях по выполнению курсового проектирования. В отдельных случаях может быть выдано индивидуальное задание на курсовое проектирование, если студент связан по своей производственной работе с эксплуатацией, ремонтом или конструированием других типов двигателей. Индивидуальное задание согласовывается с руководителем курсового проекта и утверждается заведующим кафедрой.
* — Цифры в этой графе обозначают перечень деталей и систем, подлежащих расчету: 1 – детали поршневой группы; 2 – детали шатунной группы; 3 – механизм газораспределения; 4 – шатунная шейка коленчатого вала; 5 – система охлаждения; 6 – система смазки; 7 – топливная система.
** — Продольный и поперечный разрезы двигателя чертить по согласованию с руководителем курсового проекта.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1. Основные правила испытаний двигателей и обработки результатов испытаний.
2. Регулировочные характеристики карбюраторного двигателя по составу смеси.
3. Регулировочные характеристики по углу опережения зажигания.
4. Нагрузочные характеристики карбюраторного двигателя.
5. Скоростные характеристики карбюраторного двигателя.
6. Внешняя скоростная характеристика дизеля.
7. Нагрузочные характеристики дизеля.
8. Испытание топливоподающей аппаратуры дизеля.
Для выполнения лабораторных работ по курсу «Автомобильные двигатели» студентам необходимо изучить теорию по перечисленным в данных методических указаниях темам, выполнить контрольную работу и ознакомиться с правилами по технике безопасности при проведении испытаний двигателя на стенде.
После выполнения лабораторных работ, оформленные по ним отчеты защищаются индивидуально.
Список литературы 1. Автомобильные двигатели: Учеб. / Под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. 591 с.
2. Артомонов М. Д., Панкратов Г. П. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1963. 520 с.
3. Колчин А. И., Демидов В. П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высш. шк; 1971. 400 с.
ПРОГРАММА КУРСА……………………………………………………….. Раздел I. ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ……………………………………….. Тема 1. Термодинамические циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания…………………………………………….. Тема 2. Химические реакции топливовоздушных смесей……………. Тема 3. Действительные циклы………………………………………….. Тема 4. Показатели рабочего цикла……………………………………. Тема 5. Характеристики автомобильных двигателей………………… Тема 6. Наддув двигателя………………………………………………. Тема 7. Тепловой баланс двигателя……………………………………. Раздел II. ПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ………………………………………… Тема 1. Карбюрация…………………………………………………….. Тема 2. Впрыск топлива и смесеобразование в дизелях……………. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1…………………………………………. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ…………….. Список литературы……………………………………………………………..
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. ПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ
Программа и методические указания к изучению разделов курса «Автомобили и автомобильное хозяйство» заочной формы обучения Компьютерная верстка В. Д. Басаргина, Е. Н. Ермишко Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 020526 от 23.04. Бумага писчая. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,8.
Издательство Хабаровского государственного технического университета.
Хабаровского государственного технического университета.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ
Министерство образования Российской Федерации Хабаровский государственный технический университет
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Программа и методические указания по курсовому проекту «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания»
Рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим советом заочного факультета «» _ 2002 г.
«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию _ САНКТ-ПЕРЕТРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. С.М. КИРОВА А.И. Жукова, кандидат технических наук, доцент И.В. Григорьев, доктор технических наук, профессор О.И. Григорьева, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент А.С. Ледяева, кандидат технических наук, ассистент ЛЕСНОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ Учебное пособие Для студентов направления 250300, и специальности 250401 Под общей редакцией. »
«Государственны ком й итет Российской Федерации по вы ему образованию сш РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В. П. КОРОВИН ЗАРУБЕЖНЫЕ В ОКЕАНОЛОГИИ Рекомендовано Государст венны ‘ к м тт м Российской ф м оие о едерации п
вы ем обра^ ани в к0е’ те у еб д^ пособия Ь сш у1 д^ ю. с в.ч н д для’ ст д т в в’й И учебны заведений, у ен о ‘ сш х х обучаю ихся по направлению Гидром еорология. щ ет С ец альн ь О пи ост кеанология САНКТ-ПЕТЕРБУРГ У Д К 551.46(075.8) Коровин В. П. »
«Юрий ЛАЗАРЕВ _ Начала программирования в среде MatLAB Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Киев – НТУУ КПИ — 2003 УДК 681.3.06(075.8) ББК 32.973.26-018.2 Я73 Л17 Лазарев Юрий Федорович Л17 Начала программирования в среде MatLAB: Учебное пособие. — К.: НТУУ КПИ, 2003. — 424 с. Изложены основные особенности проведения вычислений в среде MatLAB как в режиме калькулятора, так и в программном режиме. Ознакомление с системой рассчитано на начинающего. Приведены сведения об основных. »
«Федеральное агентство по образованию Архангельский государственный технический университет Институт экономики, финансов и бизнеса ЭКОНОМЕТРИКА Методические указания и задания к выполнению контрольной работы Архангельск 2010 2 Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией Института экономики, финансов и бизнеса Архангельского государственного технического университета 30 ноября 2009 года Составитель М.Л. Репова, доц., канд. экон. наук Рецензент Е В. Сазанова, доц., канд. экон. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тамбовский государственный технический университет Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области финансов, учёта и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению Экономика (уровень бакалавриата) специальности Налоги и. »
«Федеральное агентство по образованию Архангельский государственный технический университет НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА Учебно-методическое пособие к выполнению контрольной работы №2 Архангельск, 2005 Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией факультета природных ресурсов Архангельского государственного технического университета 29 июня 2005 г. Составители: Л.М. Гельфанд, доц.; Н.П. Помазкина, ст. преп.; СЮ. Семенова, ст. преп.; Е.А. Согрина, ст. преп. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Н.В. КОЗЛОВА ПСИХОЛОГО–АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Издательство ТПУ Томск – 2007 УДК ББК Печатается по решению учебно-методического совета Томского политехнического университета Рецензенты: О.М. Краснорядцева, д.психол. н., профессор С.В.Тимченко, д.ф-м.н., профессор Л.Г. Смышляева. »
«НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР РУСИЧ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЖЕВСК 2011 г. Учебно-методическое пособие составили: Старший преподаватель Филиппов А.Ю. Преподаватель Поздеев Л.В. Преподаватель Малых О.А. Системный администратор Петухов А.С. В пособие включены выдержки с комментариями из основных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Кодексов РФ, нормативных актов МВД России и других учебных пособий по. »
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ Министерство образования и науки Российской Федерации Тамбовский государственный технический университет ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Методические рекомендации к изучению курса для студентов первого и второго курсов всех форм обучения специальности Юриспруденция Тамбов Издательство ТГТУ ББК Х2(0) я73- И Рецензент: Кандидат юридических наук, доцент ТГУ В.Г. Баев И907 История государства и права зарубежных стран. »
«Д.А. Мидоренко, В.С. Краснов Мониторинг водных ресурсов ТВЕРЬ 2009 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской государственный университет Д.А. Мидоренко, В.С. Краснов Мониторинг водных ресурсов Учебное пособие ТВЕРЬ 2009 2 УДК 504.4.064.36(075.8) ББК Д220.8я73-1 Рецензенты: Казанский технологический университет доктор технических наук, профессор В.Н. Башкиров Петрозаводский государственный университет кандидат. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Ухтинский государственный технический университет БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДОКУМЕНТА Методические указания Ухта 2008 УДК 025.32 (075.8) А 46 ББК 78.37 я7 Александрова, К.Ф. Библиографическое описание документа [Текст]: методические указания / К.Ф. Александрова, Н.А. Михайлова. – Ухта: УГТУ, 2008. – 38 с. Методические указания разработаны с учетом ГОСТа 7.1-2003 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. В указании много. »
«Министерство сельского хозяйства РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мичуринский государственный аграрный университет А.Н. Негреева, Е.Н. Третьякова, В.А. Бабушкин, И.А. Скоркина ПТИЦЕВОДСТВО НА МАЛОЙ ФЕРМЕ Допущено министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов сельскохозяйственных учебных заведений, обучающихся по специальности 110305 Технология сельскохозяйственного производства и. »
«Федеральное агентство по образованию (Рособразование) Архангельский государственный технический университет Институт экономики, финансов и бизнеса Бухгалтерский финансовый учет Методические указания и задания к курсовой работе Архангельск 2008 Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией Института экономики, финансов и бизнеса Архангельского государственного технического университета 23 июня 2008 г. Составители: Г.В. Веретильная, ст. преподаватель Н.Г. Вотинова, ст. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Б.П. Иванов ПРОЕКТИРОВАНИЕ СВЧ УСТРОЙСТВ Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине Проектирование СВЧ устройств для студентов специальности 21020165 Проектирование и технология радиоэлектронных средств Ульяновск 2005 УДК 621.396.67 (076) ББК 32.84 я 7 И 20 Рецензент заместитель директора по научной. »
«Министерство образования и наук и Российской Федерации Санкт–Петербургский Комиссия по образованию Санктгосударственный политехнический Петербургского научного центра РАН университет Учебно-методическое объединение вузов России по университетскому политехническому образованию ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (АСПИРАНТУРА) Санкт–Петербург 2011 3 УДК 378.046(083.7) ББК 74.584(2) Организация учебной деятельности высшего. »
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА Л.М. РЕКС, А.Г. ИБРАГИМОВ МЕНЕДЖМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНО-ТЕХНОПРИРОДНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Москва 2012 ISBN 978-5-89231-392-6 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА Л.М. РЕКС, А.Г. ИБРАГИМОВ МЕНЕДЖМЕНТ
«ВОБЛИКОВ А.Б. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств международной перевозки Учебное пособие Тверь 2012 А.Б.Вобликов Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств международной перевозки Учебное пособие Тверь 2012 Рецензенты: Доктор юридических наук, зав. кафедрой конституционного, административного и таможенного права Тверского государственного университета Н.А. Антонова Кандидат технических наук, начальник аналитического отдела Тверской таможни Ю.Б. »
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Э.Баумана Кафедра Высшая математика Блюмин А.Г., Федотов А.А., Храпов П.В. ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ ИНТЕГРАЛОВ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДЛЯ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу Численные методы Mосква 2008 Блюмин А.Г., Федотов А.А., Храпов П.В. Численные методы вычисления интегралов и решения задач для обыкновенных дифференциальных уравнений: Методические указания к выполнению. »
«База нормативной документации: www.complexdoc.ru ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ СОЮЗВОДОКАНАЛПРОЕКТ ГОССТРОЯ СССР Серия основана в 1989 году СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТОВ ВНЕПЛОЩАДОЧНЫХ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ К СНИП 2.04.02-84 И СНИП 2.04.03-85 МОСКВА СТРОЙИЗДАТ, Рекомендовано к изданию решением технического совета Союзводоканалпроекта Госстроя СССР. Разработано Союзводоканалпроектом Госстроя СССР (канд. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ Кафедра Конструирования и производства микроэлектронной аппаратуры УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры КиПМЭА Теория и практика эксперимента Методические указания к выполнению лабораторных работ направление: 210200 Проектирование и технология электронных. »
© 2013 www.diss.seluk.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Авторефераты, Диссертации, Монографии, Методички, учебные программы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
ДС.1 «Устройство и конструкция автомобиля»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050502 – «Технология и предпринимательство» специализация « Автодело и техническое обслуживание автомобиля»
(код и наименование специальности)
Утверждено на заседании кафедры
(протокол №___от_________200_ г.)
РАЗДЕЛ I . Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1. Автор программы:
Челтыбашев А.А. ст. преподаватель кафедры «Технологии и дизайна»
1.2. Рецензенты:
Есаулова М.Б. профессор, д.п.н.;
Шадрина И.М. доцент, к.п.н..
1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа учебной дисциплины «Устройство и конструкция автомобиля» предназначена для реализации требований к необходимому уровню подготовки студентов по специальности 050502 «Технология и предпринимательство» со специализацией «Автодело и техническое обслуживание автомобиля».
Программой предусматривается изучение общего устройства автомобилей; устройства, принципа действия узлов, агрегатов, механизмов и различных систем автомобилей, а также сущности процессов, протекающих при эксплуатации автомобилей.
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, получаемых при изучении «Машиноведения», «Теоретической механики», «Общей электротехники», «Инженерной графики», и др.
Дисциплина «Устройство и конструкция автомобиля» является специальной дисциплиной для подготовки студентов в области технического обслуживания и ремонта автомобилей. Знание этого предмета необходимо для последующего изучения дисциплин: «Техническое обслуживание автомобиля», «Ремонт автомобиля», «Электрооборудование автомобиля», и др.
В целях закрепления и углубления знаний, полученных на теоретических занятиях, программой предусматриваются лабораторные и практические работы.
В результате изучения дисциплины студенты:
Должны знать:
— классификацию автомобилей, их общее устройство;
—назначение, устройство и работу агрегатов, механизмов, систем автомобилей;
— конструктивные особенности различных агрегатов и систем;
— взаимное расположение деталей, узлов и механизмов автомобиля;
— характерные неисправности механизмов, приборов, узлов и систем автомобилей, возможные причины их возникновения и признаки проявления;
— специализированный подвижной состав, его конструктивные особенности;
— требования техники безопасности к техническому состоянию и оборудованию автомобиля.
Должны уметь:
— производить частичную разборку и сборку узлов, механизмов, агрегатов автомобилей;
— определять и устранять характерные неисправности агрегатов, узлов и систем автомобилей, не требующие разборки агрегатов и узлов;
— пользоваться электроизмерительной аппаратурой и технологическим оборудованием.
1.5. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
1.6.2. Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ 1. ДВИГАТЕЛЬ
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ
Цель и содержание предмета. Распределение учебного времени, средства и методы изучения предмета. Рекомендуемая литература.
Значение автомобильного транспорта. Этапы развития автомобильной промышленности России. Классификация автомобилей. Краткая характеристика изучаемых автомобилей.
Решение правительства в области развития автомобильной промышленности и автомобильного транспорта. Общее устройство автомобилей.
ТЕМА 1.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДВИГАТЕЛЯ
Определение понятия «двигатель». Назначение и классификация двигателей. Механизмы и системы двигателя. Термины и определения двигателя: верхняя и нижняя мёртвые точки, ход поршня, объем камеры сгорания, полный и рабочий объём цилиндра, литраж, степень сжатия.
ТЕМА 1.2. РАБОЧИЕ ЦИКЛЫ ДВИГАТЕЛЯ
Определение терминов: рабочий цикл, такт, четырёхтактный двигатель, двухтактный двигатель. Рабочие циклы четырехтактных карбюраторных и дизельных двигателей.
Преимущество и недостатки четырёхтактных карбюраторных двигателей по сравнению с дизельными и газовыми двигателями. Недостатки одноцилиндрового двигателя. Схемы расположения цилиндров в многоцилиндровом двигателе. Порядок работы многоцилиндровых двигателей.
Работы четырёхтактных двигателей с однорядным расположением цилиндров (четырёх- и шестицилиндровых) и с V -образным расположением цилиндров (шести- и восьмицилиндровых). Преимущества и недостатки многоцилиндровых двигателей.
ТЕМА 1.3. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Назначение кривошипно-шатунного механизма. Неподвижные и подвижные части КШМ. Устройство блока цилиндров, головки блока цилиндров, гильз цилиндров. Цилиндропоршневая группа, коленчатый вал, подшипники, маховик, картер.
Конструктивные и технологические мероприятия, обеспечивающие повышение надежности и долговечности деталей. Установка и крепление двигателей на раме.
ТЕМА 1.4. ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
Назначение механизма. Типы механизмов. Устройство механизма и его деталей. Взаимодействие деталей механизмов с нижним и верхним расположением клапанов. Преимущества и недостатки этих механизмов. Конструктивные и технологические мероприятия, обеспечивающие повышение надежности и долговечности деталей.
Тепловой зазор в механизме. Фазы газораспределения. Их влияние на работу двигателя.
ТЕМА 1.5. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Назначение системы охлаждения. Типы систем охлаждения. Влияние на работу излишнего или недостаточного охлаждения. Общее устройство и работа жидкостной системы охлаждения.
Постоянство теплового режима — одно из средств повышения долговечности и экономичности двигателя. Охлаждающие жидкости. Устройство узлов системы охлаждения.
Подогрев системы охлаждения перед пуском двигателя. Преимущество и недостатки жидкостной и воздушной систем охлаждения.
ТЕМА 1.6. СИСТЕМА СМАЗКИ
Назначение системы смазки. Применяемые отечественные масла их расшифровка, современные стандарты масел. Способы подачи масла к трущимся поверхностям. Общее устройство и работа системы смазки. Устройство узлов системы смазки. Сравнение различных видов фильтров по качеству фильтрации и постоянству фильтрующей способности.
Вентиляция картера двигателя, назначение и типы систем вентиляции, их устройство и работа. Влияние вентиляции картера двигателя на загрязнение окружающей среды.
ТЕМА 1.7. СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Назначение системы питания. Общее устройство и работа системы питания. Краткие сведения о применяемых топливах для карбюраторных двигателей. Понятие о детонации двигателя. Определение понятий: горючая смесь, рабочая смесь, составы горючих смесей коэффициент избытка воздуха.
Пределы воспламенения горючей смеси. Требования к горючей смеси. Влияние состава смеси на экономичность и мощность двигателя, на загрязнение окружающей среды.
Простейший карбюратор, схема и работа. Оценка простейшего карбюратора. Требования к карбюратору. Режимы работы двигателя и составы горючих смесей на этих режимах.
Назначение, устройство и работа карбюраторов К-126Б, К-88А, К-126Г. Системы и механизмы изучаемых карбюраторов, их устройство и работа. Вспомогательные устройства карбюраторов. Назначение, типы, устройство и работа ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала. Управление карбюратором.
Устройство и работа приборов системы питания отвечающих за подачу топлива, воздуха и отвода отработавших газов. Влияние состава отработавших газов на загрязнение окружающей среды. Способы снижения токсичности отработавших газов. Устройство и работа каталитических нейтрализаторов.
ТЕМА 1.8. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ГАЗОБАЛЛОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Назначение системы питания. Общее устройство и работа газобаллонных установок для сжатых и сжиженных газов. Топливо для газобаллонных установок. Устройство узлов системы питания. Пуск и работа двигателя на газе. Основные требования ТБ и пожарной безопасности.
ТЕМА 1.9. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Экономическая целесообразность применения дизельных автомобилей. Применяемые дизельные топлива. Назначение системы питания дизельного двигателя. Схемы системы питания четырёхтактных дизелей ЯМЗ и КамАЗ. Смесеобразование в дизельных двигателях.
Устройство и работа приборов топливной аппаратуры четырёхтактных дизельных двигателей ЯМЗ и КамАЗ. Влияние работы дизельного двигателя на загрязнение окружающей среды.
РАЗДЕЛ 2. ТРАНСМИССИЯ
ТЕМА 2.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСМИССИИ
Назначение и общее устройство трансмиссии. Типы изучаемых трансмиссий. Колёсная формула. Схемы механических трансмиссий с колёсными формулами 4х2, 4х4, 6х4, 6х6, 8х8. Назначение агрегатов трансмиссии и их расположение на автомобиле.
ТЕМА 2.2. СЦЕПЛЕНИЕ
Назначение сцепления. Типы сцепления. Устройство однодисковых и двухдисковых сцеплений. Гаситель крутильных колебаний.
Устройство механического и гидравлического приводов механизма выключения сцепления. Усилители приводов сцепления. Особенности устройства сцеплений автомобилей МАЗ с пневматическим усилителем и КамАЗ с пневмогидроусилителем.
ТЕМА 2.3. КОРОБКА ПЕРЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ. РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА
Назначение коробки переменных передач. Типы коробок передач. Понятие о передаточном числе передачи. Схема и принцип работы ступенчатой зубчатой коробки передач. Устройство 4-, 5-, 10-ступенчатых коробок передач. Устройство синхронизатора. Устройство механизма переключения коробки передач.
Назначение и устройство раздаточной коробки. Назначение спидометра и его устройство. Привод спидометра.
ТЕМА 2.4. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
Назначение карданной передачи. Типы карданных шарниров. Назначение и устройство карданных шарниров, промежуточных опор, шлицевых соединений и карданных валов. Устройство и работа карданных шарниров равных угловых скоростей (ШРУС).
ТЕМА 2.5. ВЕДУЩИЕ МОСТЫ
Типы мостов. Ведущий мост: назначение, общее устройство. Балка ведущего моста: назначение, типы, устройство.
Главная передача: назначение, типы. Устройство одинарных и главных двойных передач. Преимущества и недостатки главных передач. Дифференциал: назначение, типы. Устройство простого симметричного дифференциала и дифференциала повышенного трения.
Устройство межосевого дифференциала. Полуоси: назначение, типы, устройство. Промежуточный мост: назначение, устройство. Управляемый ведущий мост: назначение, устройство.
РАЗДЕЛ 3. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 3.1. РАМА
Назначение и типы рам. Устройство лонжеронных рам. Соединение узлов шасси с рамой. Тягово-цепное устройство.
ТЕМА 3.2 ПОДВЕСКА
Назначение подвески. Типы подвесок. Устройство зависимых и независимых подвесок. Задняя подвеска трехосного автомобиля. Рессоры: назначение, типы, устройство. Влияние состояния подвески на безопасность дорожного движения.
ТЕМА 3.3 КОЛЕСА И ШИНЫ
Назначение колёс. Типы колёс. Устройство колёс с глубоким и плоским ободом. Способы крепления шины на ободе колеса. Крепление колёс на ступицах, полуосях.
Назначение шин. Типы шин. Устройство камерных и бескамерных шин. Понятие о диагональных и радиальных шинах. Влияние конструкции и состояния шин на безопасность движения.
ТЕМА 3.4. ПЕРЕДНИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ
Устройство неразрезных и разрезных передних управляемых мостов. Влияние установки колес управляемых мостов на безопасность движения, износ шин и расход топлива.
РАЗДЕЛ 4. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
ТЕМА 4.1. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Назначение рулевого управления. Основные части рулевого управления. Схема поворота автомобиля. Назначение рулевой трапеции.
Рулевой механизм: назначение, типы, устройство и работа. Рулевой привод: назначение, типы, устройство, работа. Понятие о люфтах рулевых тяг и люфте рулевого колеса.
Усилители рулевого привода: назначение, типы, устройство, работа.
Конструктивные и технологические мероприятия, обеспечивающие повышение надежности, долговечности и упрощение обслуживания рулевого управления. Влияние состояния рулевого управления на безопасность движения.
ТЕМА 4.2. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Назначение тормозной системы. Основные части тормозной системы. Тормозные механизмы: назначение, типы. Устройство и работа колесных и трансмиссионных тормозных механизмов.
Тормозные приводы: назначение, типы. Устройство и работа механического, гидравлического и пневматического приводов тормозных механизмов. Свободный ход педали в тормозном приводе.
Усилители тормозных приводов: назначение усилителей, типы. Устройство и работа усилителей тормозного привода.
Конструктивные и технологические мероприятия, обеспечивающие повышение надежности, долговечности и упрощение обслуживания тормозной системы. Влияние состояния тормозной системы на безопасность движения.
РАЗДЕЛ 5. КУЗОВ, КАБИНА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ТЕМА 5.1. КУЗОВ И КАБИНА
Назначение кузова. Типы кузовов легковых автомобилей и автобусов. Устройство несущего кузова легкового автомобиля и автобуса. Устройство кабины и платформы грузового автомобиля. Уплотнение кузова и кабины, защита от коррозии.
Устройство сидений. Способы крепления запасного колеса. Устройство дверных механизмов: замков дверей и багажника, стеклоподъёмников, стеклоочистителей, зеркал заднего вида.
Вентиляция и отопление кузова и кабины. Оперение: капот, облицовка радиатора, крылья, подножки, защита от коррозии.
ТЕМА 5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Механизм подъёма кузова автомобиля — самосвал. Гидравлический подъёмный механизм. Коробка отбора мощности. Лебёдка и её типы.
1.6.3 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Источник Источник http://diss.seluk.ru/m-tehnicheskie/30003504-1-avtomobilnie-dvigateli-teoriya-avtomobilnih-dvigateley-pitanie-dvigateley-programma-metodicheskie-ukazaniya-izucheniyu-razdelov-kur.php
Источник Источник Источник http://zinref.ru/000_uchebniki/05300_transport/023_00_00_ustroistvo_i_konstrukcia_avto_uchebno_metodich/001.htm