Экологические стандарты Евро
Экологические стандарты Евро
С целью борьбы за улучшение экологической ситуации в мире были введены специальные экологические стандарты, характеризующие все транспортные средства согласно количеству выбрасываемых ими вредных веществ в атмосферу. На сегодняшний день на территории России, начиная с 2010 года, действует стандарт «Евро-4».
Экологический класс автомобиля — это специальный классификационный код, характеризующий автомобильную технику согласно уровню выброса загрязняющих веществ. К загрязняющим веществам относятся выхлопные газы двигателей и испарения топлива, содержащие в себе оксид углерода — СО, производные углеводородов — CmHn, оксиды азота — NОx, а также дисперсные частицы.
Все автомобили, которые ввозятся на территорию России, должны соответствовать определенным экологическим стандартам. На сегодняшний день на территории России действует экологический стандарт «Евро-4», который распространяется на любые транспортные средства, находящиеся на территории страны, независимо от их типа. Это значит, что действующим стандартам должны отвечать не только легковые, но и грузовые автомобили, а также спецтехника.
Характеристика экологических стандартов
Экологический стандарт «Евро-1»
Данный стандарт был введен в 1992 году в странах Европы, в США и Японии, став первым шагом к улучшению экологический ситуации в мире. Действовал до 1995 года.
Экологический стандарт «Евро-2»
Пришел на смену стандарту «Евро-1» в 1995 году, значительно ужесточив требования, предъявляемые как к самому топливу, так и к уровню вредных веществ, выбрасываемых дизельными и бензиновыми двигателями. Именно с этого стандарта подключилась к борьбе за экологию Россия, приняв «Евро-2» в 2006 году. Начиная с 2006 года, на территорию России был запрещен ввоз автомобилей, не имеющих сертификата соответствия стандарту «Евро-2».
Экологический стандарт «Евро-3»
В 2000 году в Европе был принят новый стандарт «Евро-3», снижающий допустимые показатели вредных выбросов на 30-40%. Россия приняла данный стандарт в 2008 году, и действовал он до 2010 года.
Экологический стандарт «Евро-4»
В любом случае ЕС опережает Россию в борьбе за экологию, поэтому стандарт «Евро-4», который в России начал действовать только с 2010 года и вызвал много споров, в Европе был внедрен еще в 2005 году. Данный стандарт ужесточил предыдущие нормы на 65-70%.
Экологический стандарт «Евро-5»
Подобная норма в Европе действует уже с 2009 года. На территории России возможно введение стандарта «Евро-5» в 2014 году. На сегодняшний день оформление сертификата соответствия «Евро-5» возможно и в России, но данная процедура пока не является обязательной.
Экологический стандарт «Евро-6»
В ЕС планируется введение нового экологического стандарта «Евро-6» в 2014 году.
Ниже приведена сравнительная таблица с требованиями каждого из экологических стандартов по отношению к легковым автомобилям с бензиновым и дизельным двигателем.
Класс | Дата | СО | ТНС | NMHC | NOx | HC+NOx | PM |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дизельные двигатели | |||||||
Евро-1 | Июль 1992 | 2,72 (3,16) | — | — | — | 0,97(1,13) | 0,14 (0,18) |
Евро-2 | Январь 1996 | 1,0 | — | — | — | 0,7 | 0,08 |
Евро-3 | Январь 2000 | 0,64 | — | — | 0,50 | 0,56 | 0,05 |
Евро-4 | Январь 2005 | 0,50 | — | — | 0,25 | 0,30 | 0,025 |
Евро-5 | Сентябрь 2009 | 0,500 | — | — | 0,180 | 0,230 | 0,005 |
Евро-6 | Сентябрь 2014 | 0,500 | — | — | 0,080 | 0,170 | 0,005 |
Бензиновые двигатели | |||||||
Евро-1 | Июль 1992 | 2,72 (3,16) | — | — | — | 0,97 (1,13) | — |
Евро-2 | Январь 1996 | 2,2 | — | — | — | 0,5 | — |
Евро-3 | Январь 2000 | 1,3 | 0,20 | — | 0,15 | — | — |
Евро-4 | Январь 2005 | 1,0 | 0,10 | — | 0,08 | — | — |
Евро-5 | Сентябрь 2009 | 1,00 | 0,100 | 0,068 | 0,060 | — | 0,005 |
Евро-6 | Сентябрь 2014 | 1,00 | 0,100 | 0,068 | 0,060 | — | 0,005 |
Условные обозначения: СО — углекислый газ, ТНС — углеводород, NMHC — летучие органические вещества, NOx — оксид азота, PM — взвешенные частицы.
Внедрение экологических стандартов в России
На территории Росси на сегодняшний день действует экологический стандарт «Евро-4». Автомобили, которые не соответствуют данному стандарту, не могут быть ввезены на территорию страны.
Если говорить о компании «АвтоВАЗ», основном российском производителе автомобилей, то уже в декабре 2011 года началось производство автомобилей Lada, полностью соответствующих стандартам «Евро-4». Стоит заметить, что «Лады», производящиеся для экспорта, были переоборудованы под «Евро-4» еще в 2005 году.
На сегодняшний день АвтоВАЗ активно готовится к внедрению в стране нового стандарта «Евро-5». Поэтому разговоры насчет того, что Россия не может полноценно перейти на строгие экологические стандарты только из-за того, что производитель отечественных автомобилей не в состоянии переоборудовать свои заводы под новые требования, не имеют реальной почвы.
Основная проблема на сегодняшний день заключается даже не в самих автомобилях, а в топливе, качество которого оставляет желать лучшего. А ведь, по идее, к топливу тоже предъявляются некоторые требования. Тем не менее, уже в 2014 году ожидается переход России на экологический стандарт «Евро-5».
Первый раз в Euro 4 класс (ч. 2)
(Окончание. Начало см. «ОС» №7, 2011 г.)
Каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр
О возможности выхода из строя каталитических нейтрализаторов из-за низкого качества реагента уже говорилось. Нейтрализатор может выйти из строя и от перегрева в результате догорания несгоревшего топлива в выпускной трубе. Неполное сгорание топлива в камере сгорания происходит из-за переобогащения смеси, нарушения угла опережения впрыска либо прогорания выпускных клапанов. Конечно, двигатель с такими неисправностями может выйти из строя гораздо раньше, чем нейтрализатор, тем не менее эти неисправности обязательно ухудшат эффективность нейтрализатора. В результате оплавляется керамический носитель и перекрываются каналы, по которым проходят отработавшие газы (ОГ), в выпускной системе повышается противодавление, ухудшается наполнение цилиндров и снижается мощность, особенно на больших оборотах и скоростях. В конце концов двигатель может совсем заглохнуть. Каталитический нейтрализатор с оплавленным носителем восстановить невозможно, но прежде, чем ставить новый, следует устранить причину неисправности, иначе новый агрегат долго не прослужит.
Ресурс оригинального каталитического нейтрализатора может быть сопоставим с ресурсом грузовика: 800 000. 1 000 000 км при условии, что он не будет отравлен, например, соединениями кремния или фосфора. Соединения кремния входят в состав некоторых охлаждающих жидкостей и автомобильных смазок. Если охлаждающая жидкость попадет в камеру сгорания при пробое прокладки, соединения кремния попадут в ОГ и с ними – в нейтрализатор. Соединения фосфора могут содержаться в моторном масле и при увеличенных зазорах в направляющих втулках стержней клапанов или износе маслосъемных поршневых колец с маслом, попадающим в камеру сгорания, отравят нейтрализатор. Конечно, двигатель может выйти из строя раньше и тем самым «спасти» нейтрализатор, но рассчитывать на это не стоит.
Как правило, сажевые фильтры не нуждаются в обслуживании в течение первых лет работы, если не нарушают правила эксплуатации автомобиля. Сажевые фильтры магистральных грузовиков часто не требуют специальной регенерации: сажа выгорает самопроизвольно во время движения с большой скоростью и нагрузкой, когда сажевый фильтр прогревается до температуры 220. 250 °С. Однако коммунальные, развозные, строительные грузовики, работающие с частыми остановками и на холостом ходу, с длительным пребыванием в городских пробках, нуждаются в активной регенерации, которая выполняется специальной системой, впрыскивающей определенное количество топлива в выпускной тракт перед сажевым фильтром. Регенерация выполняется автоматически «под управлением» бортовой системы машины, поэтому сажевые фильтры не нуждаются в большом объеме обслуживания – обычно это только удаление золы, оставшейся после выжигания сажи, которая не удаляется самопроизвольно.
Водитель должен следить за величиной противодавления в системе выпуска, и когда оно достигнет определенной величины, это означает, что сажевый фильтр засорился. Фильтр следует снять с машины и очистить от золы. Это простая операция. В Европе продаются специальные установки, позволяющие продувать фильтр в обратном направлении. Такая установка представляет собой камеру, в которую помещают фильтр. Удаленная из фильтра зола остается в камере. Вся процедура очистки занимает 30…40 мин. Предлагаются также очищающие жидкости для промывки сажевых фильтров. Некоторые западные производители машин предлагают программы очистки или обмена сажевых фильтров, а компания Volvo Trucks, например, не разрешает владельцам самостоятельно очищать сажевый фильтр, допуская лишь сервисное обслуживание.
Оставшаяся после выжигания сажи зола считается опасным токсичным веществом, поэтому при ее извлечении из фильтра нужны меры предосторожности, чтобы она не попала в воздух.
В некоторых случаях для обслуживания грузовиков Euro 4 и Euro 5 потребуется специнструмент для точной центровки сажевого фильтра относительно трубы выпускной системы. Для извлечения картриджа сажевого фильтра обычно специальный инструмент не нужен. В конструкции применяются легкосъемные крепления, например, ленточного типа.
Периодичность замены сажевого фильтра составляет от 300 000 до 500 000 км пробега.
Система EGR
Принцип работы системы EGR подробно описан в литературе. Основные компоненты системы – это клапан EGR, система каналов, по которым происходит рециркуляция, промежуточный охладитель рециркулируемых газов, сажевый фильтр, клапан системы принудительной вентиляции картера PCV, а также ряд датчиков, например, датчик обратного давления в системе выпуска.
Об особенностях обслуживания сажевых фильтров уже говорилось.
Для удовлетворения требований новых экологических норм в дизельных двигателях экологического класса Euro 4 и выше с технологией EGR пришлось увеличить степень рециркуляции ОГ, что в свою очередь привело к увеличению тепловой нагрузки на двигатель по сравнению с моделями класса Euro 3. Поэтому их системы охлаждения комплектуют более мощными или дополнительными радиаторами. Кроме того, рециркулируемые ОГ охлаждаются перед подачей в камеру сгорания, и эта система промежуточного охлаждения также потребует обслуживания. Воздействию самых высоких температур подвергается промежуточный охладитель отработавших газов – температура охлаждающей жидкости в нем самая высокая во всей системе охлаждения, и меняется она быстрее всего. Если в промежуточном охладителе ОГ возникнет местное кипение ОЖ, возможна разгерметизация охладителя и вытекание ОЖ в систему рециркуляции ОГ, поэтому заполнение системы охлаждения жидкостью должно выполняться очень квалифицированно и тщательно, исключая при этом возможность образования воздушных пробок, ведь они быстро станут причиной прекращения циркуляции и закипания ОЖ в данном контуре. Если в верхних трубопроводах системы охлаждения есть резьбовые пробки для выпуска воздуха, ими обязательно следует воспользоваться при заполнении системы или при проверке ее состояния. Данные винтовые пробки не предназначены для других целей, кроме выпуска воздуха из системы. В некоторых случаях советуют даже приподнимать переднюю часть автомобиля при заправке системы охлаждения, чтобы воздушные пробки лучше удалялись из охладителя EGR и отопителя. Для больших автохозяйств можно порекомендовать использовать для заправки систем охлаждения вакуумный насос, создающий в системе небольшое разрежение. С таким приспособлением заправлять систему гораздо удобнее.
С течением времени внутри радиаторов накапливаются грязь и твердые отложения. Для эффективной очистки засоренных изнутри радиаторов охлаждения рекомендуется применять ультразвуковые установки, особенно для двухходовых радиаторов, которые невозможно хорошо очистить практически никаким иным способом.
Давление открытия парового клапана пробки системы охлаждения следует регулярно проверять. Например, для двигателей Cummins давление срабатывания выпускного клапана пробки составляет 1 бар (103 кПа).
Клапан EGR
На грузовиках с дизельными двигателями применяются клапаны рециркуляции ОГ (клапаны EGR) щелевого типа и типа заслонки. Более современные клапаны-заслонки, как правило, не нуждаются в техобслуживании.
Клапаны EGR щелевого типа имеют электрический либо пневматический привод управления. Клапаны EGR с диафрагменным управлением бывают двух типов: работающие от «положительного давления» и от «разрежения». Оба типа клапанов связаны с системой выпуска, давление или разрежение в которой и управляет их работой. Очевидно, что клапаны двух типов не взаимозаменяемы.
Клапан должен периодически очищаться, так как в процессе работы в нем накапливаются сажа и нагар, которые препятствуют протеканию ОГ в камеры сгорания двигателя. При засорении клапан будет заедать, он не сможет закрываться или вообще застрянет в открытом положении. В результате дозирование рециркулируемых ОГ нарушится и в выхлопе появится черный дым, топливная экономичность двигателя ухудшается, а уровень токсичных составляющих в ОГ растет, двигатель будет неустойчиво работать или глохнуть на холостом ходу. Включится система ограничения крутящего момента. В таком случае в качестве временной меры можно порекомендовать заглушить канал рециркуляции – до того, как клапан будет очищен или заменен.
Прежде чем списывать клапан EGR как неисправный, следует попытаться его очистить: возможно, сажа и нагар – единственная причина «неисправности». Чтобы снять, очистить и установить на место клапан EGR, надо всего несколько минут. Не рекомендуется промывать клапан растворителями: они могут повредить диафрагму. Нагар следует удалять механическим способом. Но если удалить затвердевший нагар отверткой и металлической щеткой не удается, надо осторожно смочить его специальной жидкостью для снятия нагара, «безопасной для каталитических нейтрализаторов», в противном случае жидкость может отравить нейтрализатор. Однако делать эту работу надо аккуратно, чтобы не повредить клапан.
Также следует очистить от сажи и нагара отверстия системы рециркуляции во впускном и выпускном коллекторах. Отложения обычно скапливаются на углах и выступах на стенках каналов. Каналы впускного коллектора необходимо проверить с помощью зеркала и подсвечивающей лампы. При необходимости можно снять впускной коллектор и очистить каналы. Рекомендуется применять для очистки щетку для форсунок, отвертку и изогнутую проволоку. После очистки важно удалить из клапана и трубопровода все остатки сажи вакуумным насосом или с помощью продувки сжатым воздухом через шланги такого диаметра, чтобы они входили в каналы клапана. Затем следует протереть очищенные поверхности растворителем или жидкостью для очистки. Установить клапан на место следует с новой прокладкой.
Некоторые специалисты рекомендуют снимать и очищать клапан EGR от отложений каждый раз при замене моторного масла, добавлять очищающие присадки в топливо, меньше давать двигателю работать на холостом ходу, несколько раз в неделю давать ему работать с высокими нагрузками.
Очистка клапана EGR не всегда эффективна: надо помнить, что внутри него еще находится датчик положения клапана, который тоже бывает неисправен. Поэтому при осмотре и проверке клапана EGR важно выполнить тест на «положение и ход» клапана. Если имеется указатель температуры клапана EGR, можно отслеживать состояние по этому показателю: если температура существенно выше 38 °С, клапан может быть неисправен.
В некоторых дизелях класса Euro 4 и выше в системе вентиляции картера устанавливается фильтр, который также следует периодически заменять.
Моторное масло и качество топлива
Использование в автомобилях «Euro 4 и выше» сажевых фильтров потянуло за собой использование только качественного топлива «Euro 4» и специального масла. При интенсивной рециркуляции ОГ (система EGR) увеличивается проникновение сажи в моторное масло. Картерные газы, в том числе не сгоревшее топливо, окисляют масло, существенно сокращая срок его службы. Если сажа накапливается в масле и не диспергируется должным образом, она собирается в агломераты, которые засоряют фильтр, откладываются на поверхностях деталей и увеличивают вязкость масла. Ухудшается интенсивность охлаждения маслом, устойчивость масляной пленки и возникает сухое трение металла по металлу, при этом агломераты сажи играют роль абразива, еще больше увеличивая износ трущихся поверхностей.
Как уже говорилось, применение EGR приводит к повышению уровня рабочих температур в двигателе, а с каждым повышением рабочей температуры на 10 °С интенсивность окисления моторного масла удваивается. Температура масла в поддоне двигателей уровня Euro 5 примерно на 20 °С выше, чем у моторов Euro 4. Поэтому категорически не рекомендуется использовать в двигателях Euro 4 и выше моторные масла, предназначенные для двигателей более низких экологических классов. Масла старых марок не содержат достаточного количества присадок, диспергирующих сажу. Масла старых марок могут работать в новых двигателях, но это приведет, во-первых, к потере гарантии, и, во-вторых, они будут способствовать сокращению срока службы сажевого фильтра, т. е. увеличению стоимости эксплуатации.
Для дизелей грузовых автомобилей классов Euro 4 и Euro 5 созданы масла, по классификации API обозначающиеся CJ-4, а по европейской классификации это класс Е9-08. Это масла с малой сульфатной зольностью и низким содержанием фосфора и серы. Благодаря такому составу эти масла с более эффективными диспергирующими присадками обладают улучшенными защитными свойствами, повышенной устойчивостью к окислению, высоким и низким температурам, обеспечивают длительную эффективную работу сажевых фильтров, каталитических окислительных нейтрализаторов и, как заявляется, даже увеличение интервалов ТО.
Размер пор в масляном фильтре должен быть не более 20 мкм, чтобы эффективно задерживать частицы сажи. Чем эффективнее будет масляный фильтр, тем дольше прослужит масло, увеличится интервал его замены.
Качество топлива серьезно влияет на ресурс двигателя. Дизельные двигатели класса Euro 4 и выше рассчитаны на работу на низкосернистом топливе. В процессе сгорания топлива образуются две кислоты, и одна из них серная, возникающая за счет серы, содержащейся в дизтопливе. Источник образования другой кислоты – азот, содержащийся в воздухе. Наличие в топливе воды также способствует образованию кислот. Кислоты разлагают антикоррозионные присадки в моторном масле, тем самым сокращая срок его службы. К тому же топливо низкого качества будет сгорать не полностью, увеличится количество лаковых отложений на деталях и сажи, попадающей в масло и в сажевый фильтр. Все это актуально в основном для двигателей с EGR.
В заключение отмечу, что интервалы ТО для грузовиков Euro 4 и Euro 5 с системой SCR не изменяются по сравнению с автомобилями Euro 3. В список работ лишь добавляется обслуживание систем снижения токсичности ОГ. Например, на грузовиках Volvo по сравнению с обслуживанием автомобилей класса Euro 3 добавляется только замена фильтра реагента (стоимость около 80 евро), по крайней мере первые три года. Напротив, у грузовиков с сиcтемой EGR сроки ТО меняются очень существенно.
Редакция благодарит специалистов компаний Volvo Trucks, ООО «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ и «Русбизнесавто» за помощь в подготовке статьи
Нарушение работы EGR
Одним из негативных последствий засорения каналов системы рециркуляции и/ или отключения клапанов EGR является то, что кислоты и влага из ОГ с течением времени накапливаются в охладителе ОГ. Если через охладитель не будет проходить поток ОГ или поток будет слабым, воздействие кислоты и влаги со временем приведет к сквозной коррозии бачков и трубок охладителя. То есть, если отсоединится (или будет отсоединен!) разъем электрического управления клапана EGR, в долговременной перспективе это может вызвать более серьезные неисправности, чем заедание клапана.
Экологический стандарт Евро-5: в чем отличие от Евро-4
Машина не роскошь, а средство передвижения – вполне справедливо утверждал известный персонаж известного произведения. Но кроме этого, автомобиль является источником выбросов токсичных соединений в атмосферу, а следовательно, и в экосистему страны приписки. Давайте поговорим про экологический класс автомобиля.
Выхлопные газы транспортного средства – продукт сгорания (окисления) углеродного топлива. Содержат в себе как безвредные или быстроразлагающиеся вещества, так и токсичные компоненты и канцерогены. К первым относятся:
- Азот (N2)
- Пары воды (H2O)
- Кислород (O2)
- Угарный газ (CO2)
Вторые представлены следующими соединениями:
- Монооксид углерода (CO)
- Углеводороды
- Альдегиды
- Сажа
- Бензпирен
Существенное повышение концентрации токсичных компонентов и канцерогенов в местах скопления транспортных средств, вызывает ухудшение общего состояния здоровья человека,и увеличение количества онкологических заболеваний.
Что такое экологический класс
Экологические классы – это категории, на которые условно разделены механические транспортные средства, такие как автомобили, поезда, плавательные суда и авиатранспорт. Каждому из них присваивается класс в зависимости от того, как много вредного вещества содержится в отработанных газах после того, как топливо проходит полный цикл сгорания и преобразования в движущую энергию. Помимо выбросов, на классовость автомобилей также влияет вредность испарений от топлива, которое оно использует.
Насущный вопрос
Хотя бережливых автолюбителей сегодня волнует другой вопрос: как узнать экологический класс автомобиля? Если вы решили купить подержанный автомобиль из-за рубежа, то экологический класс вам должны занести в ПТС на таможне при ввозе на территорию России. Но это только в том случае, если автомашина соответствует «Евро-5». Если же класс ниже дозволенного, то ввезти машину вы сможете только для разборки на запчасти. Для регистрации в МРЭО вам не выдадут ПТС. Также сейчас нужно очень внимательно относиться к покупке китайских машин, поскольку их класс экологичности, несмотря на общее повышение качества, не всегда дотягивается даже до «Евро-4». То есть градация экологичности б/у машин имеется в базе данных таможенного Федерального агентства.
Современное транспортное средство должно отвечать стандартам качества
Если у вас нет желания в будущем платить повышенные налоги за низкий класс вашего автомобиля, то вы должны об этом позаботиться заранее. Как же самому определить данную характеристику? Если в ПТС вашей машины не проставлен класс, то вам нужно воспользоваться базой данных Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Ее можно найти на соответствующем сайте. Для определения экологического порога вашего 4-х колесного помощника вам следует знать VIN-код авто. В специальной форме сайта нужно ввести первые девять цифр VIN-кода и дождаться ответа. Если четкого ответа нет, то нужно будет в эту форму внести все 17 знаков VIN-кода и номер двигателя вашего автомобиля. Но как поступить, если даже в таком случае вы не можете узнать экологический стандарт. Вам придется обратиться в специальную официальную организацию, которая занимается сертификацией и может определить порог экологического класса. В зависимости от полученного класса вашего автомобиля будут начисляться соответствующие налоги.
Также имеется возможность определить порог экологического класса на сайте «Росстата». Там аналогично нужны такие данные, как VIN-код автомобиля, год его производства и номер двигателя. Ещё у них существует таблица, по которой тоже можно узнать порог экологического класса: 1, 2, 3, 4 или 5. Определяется это с помощью года выпуска, страны производства и типа мотора авто. Эта таблица действенна для любого автомобиля.
Новый стандарт выхлопов
В чем разница между экологическими классами
Ученые посчитали, что среднестатистический легковой автомобиль потребляет в течение года до 4 тонн кислорода. Взамен он выдает примерно 800 кг угарного газа, 200 кг углеродистых веществ и до 50 кг оксида азота, который имеет слабое наркотическое воздействие на организм человека и более известен как «веселящий газ».
Очевидно, что подобный набор элементов не способствует оздоровлению окружающих людей. Потому в рамках Женевского соглашения был принят ряд документов, регламентирующих разделение ТС на классы с присвоением числовых идентификаторов от 0 до 6. Чем больше число, тем более экологически чистым признается автомобиль. Итак, какие сегодня существуют стандарты и как они между собой отличаются:
- Евро-1. Самый первый стандарт, введенный в 1992 году. Он был предельно лояльным к автомобилистам и распространялся только на ТС, использующие в качестве горючего бензин.
- Евро-2. Является доработанной версией первого стандарта. Появился спустя 3 года, в 1995. Основные изменения: добавление к перечню регулируемых средств тех, что используют дизель. Требования по выбросам ужесточились в 3 раза.
- Евро-3. Все так же учитывает бензиновые и дизельные двигатели. Норма вредных веществ, находящихся в выхлопных газах, была снижена в сравнении с Евро-2 на 40%.
- В 2005 году появился следующий экологический стандарт – Евро-4. Ничего существенно не изменилось, кроме количественных норм для вредных выхлопов. Их опасность должна составлять еще на 40% меньше, чем у третьего класса. В России этот стандарт официально приняли только в 2010 году.
- Евро-5. До недавних пор – наивысший класс. Особенность его в том, что его приняли не одновременно для всего транспорта, а отдельно для грузовых и легковых машин. В октябре 2008 года новые правила коснулись новых выпускаемых в Евросоюзе грузовиков, а для легковых автомобилей был принят на год позже – в сентябре 2009. Для России законодательно установлен с начала 2014 года, а окончательный полноценный переход на пятый стандарт состоялся лишь в начале июля 2020 года.
- Евро-6. Для стран Евросоюза стандарт открыт в 2020 году. В РФ на законодательном уровне стандарт принят не был. Но с 14 апреля 2018 года на уфимском нефтеперерабатывающем действует производство бензина, соответствующего нормам 6-го класса экологичности.
Начиная с 4-го класса, нормы выбрасываемого оксида углерода не изменяются и составляют 0,5 г/км. В то время как допустимое количество оксида азота и прочих более сложных соединений постоянно снижается.
Экологические требования к автомобилям в Украине
Во многих развитых государствах существует четкие экологические требования ко всем автомобилям. В зависимости от этого все транспортные средства разделяются на несколько классов. В Украине также придерживаются экологических стандартов евро.
В Украине существуют определенные особенности, которые мы рассмотрим в данной статье. Кроме того, важным является определение экологического класса машины, которую произвели или завезли в Украину.
Основные стандарты экологического характера
Любое государство определяет строгие технические нормы, касающиеся максимально допустимого объема вредных выбросов за какое-то время или единицу пробега. Экологический класс транспортного средства представляет собой четкую классификационную категорию, которая используется для характеристики мотора в зависимости от выделяемых им вредным выбросов.
- К таким вредным выбросам относятся отработанные газы и топливные испарения, такие как азот, углеводороды, угарный газ и дисперсные соединения. Соответственно, для моторов с более высоким экологическим классом действуют более строгие экологические требования евро.
На сегодняшний день в Украине действуют нормативные экологические стандарты, соответствующие евро 4. По сравнения с предыдущими нормативами евро 3, эти стандарты предполагают уменьшение содержания вредных веществ в выхлопах примерно на семьдесят процентов.
Новые нормы для Украины связаны с ухудшением экологической ситуацией. Современные экологи утверждают, что только в воздухе столицы содержится более миллиона тонн вредных выбросов. Большая часть из них является следствием выхлопов от транспортных средств.
Самыми токсичными считаются дизельные моторы, которые выделяют больше количество вредных веществ. Именно поэтому введение норм евро 4 стало необходимой мерой для Украины. Стоит отметить, что в европейских странах такие нормы были утверждены уже десять лет.
Читаем по теме: Как снять ограничение на регистрационные действия с автомобилем
Ситуация в Украине
Современные требования евро 4 были введены в Украине в прошлом году. Они распространяются на все автомобили, которые ввозят в нашу страну, а также на машины, производимые в Украине. Однако, большинство украинских производителей оказались не готовы к подобным требованиям. В связи с этим для большинства из них ввели двухлетнюю отсрочку.
Решение было принято для того, чтобы производители смогли модернизировать свои автомобили для того, чтобы они соответствовали стандартам евро 4. Кроме того, по современным требованиям данные стандарты не распространяются на машины, которые уже эксплуатировались до введения новых технических норм.
После оформления автомобиля на таможне ему сразу же присваивают экологический класс. Для его определения используется экологический сертификат. После этого класс записывается в паспорт машины. Получается, что если ввозимое транспортное средство не соответствует классу евро 4, то оно не получит паспорт.
Без паспорта транспортного средства автомобиль не сможет участвовать в дорожном движении.
Получение экологического сертификата евро 4
Раньше при ввозе машины сотрудник таможни определял принадлежность транспортного средства к определенному экологическому классу, используя специальную базу данных. Однако, в такой ситуации возникали и спорные моменты, так как многих марок просто не было в подобных базах.
Сотрудникам таможни приходилось обращаться в специальные центры сертификации. В этих центрах можно на основании тех паспорта получить сертификат экологического класса.
Поэтому, начиная с 2010 года, все органы таможни добавили сертификат об экологическом классе евро 4 в список документов, необходимых для подачи в таможенную декларацию.
Оформление этого сертификата осуществляется в специальном сертификационном центре.
Определение ЭК
Любой автомобиль относится к определенному экологическому классу по уровню содержания в выхлопных газах таких веществ:
- оксид азота;
- углеводороды;
- твердые вещества;
- окись углерода.
При меньшем выбросе вредных веществ автомобиль имеет более низкий класс. Как правило, уровень выбросов тесно взаимосвязан с годом выпуска машины. Таким образом автопроизводители стараются адаптировать свои модели под современные требования.
В Европе подобные нормы были определены Женевским соглашением еще с 1988 года. В Украине стандарты были введены десять лет назад. Поэтому, эти нормы не распространяются на машины, выпущенные до 2010 года.
В связи с этим класс может быть определен только для машин с более поздним годом выпуска.
Современные способы определения экологического класса транспортного средства Сегодня для того, чтобы определить соответствие автомобиля тому или иному экологическому классу, можно применять такие способы:
- проверить ПТС автомобиля, в котором обычно указывается этот параметр;
- использовать таблицу соответствия;
- ввести VIN в сетевую базу данных сертифицированных машин.
Уточнение экологического класса в ПТС
Самый простой способ определение экологической категории – это взять информацию из ПТС. В новом формате этого документа соответствующие данные расположены в тринадцатой строке. Они выражены словами, а не цифрами.
Более старые образцы паспорта транспортного средства могут не иметь такой строки. Тогда уточнить экологический класс авто можно будет в пункте особых отметок, который вы сможете найти в левом верхнем углу.
Определение экологического класса при помощи VIN
Более современный способ определения экологической категории – использование VIN. Для решения вопроса нужно будет посетить специальный сайт. Он представляет собой онлайн сервис, который осуществляет запросы в базу данных таможенных одобрений.
После загрузки этой страницы следует нажать ссылку «Поиск», что приведет к появлению соответствующей формы. В этой форме вам следует ввести VIN. Основное преимущество подобного способа определение экологического класса машины заключается в его точности и полноте получаемых сведений.
После введения VIN система показывает водителю такие данные:
- марка автомобиля;
- тип транспортного средства;
- время получения одобрения и срок его действия;
- номер одобрения;
- экологическая категория.
Правда, для того, чтобы система выдала все эти сведения, нужно иметь VIN, который присутствует в базе данных. К сожалению, бывает такое, что в системе отсутствуют сведения о необходимом автомобиле. Тогда водителю придется искать другие пути для поиска нужной информации.
В частности, можно лично посетить соответствующее ведомство или созвониться с ним по телефону, указанному на сайте при помощи специальной онлайн формы.
Уточнение экологической категории грузовых машин
Для определения экологической категории грузовых автомобилей необходимо использовать те же способы, что и для поиска информации по легковым машинам. Современные экологические требования к грузовым автомобилям в Европе и Украине являются одинаковыми.
Единственное отличие заключается в датах вступления в силу определенных законов для легковых и грузовых транспортных средств. Соответственно, одинаковыми будут и экологические классы. Поэтому, информацию о классах для грузовиков вы сможете получить описанными выше способами.
Перспективы введения новых экологических требований
Напомним, что с 2013 года в Украине запрещено ввозить и заниматься регистрацией автомобилей с экологическим стандартом евро 3. Начиная с 2014 года требования были подняты до евро-4. Далее планируется увеличить требования до евро-5 в 2020 году.
В перспективе желателен переход на экологические стандарты не ниже уровня евро-6, что планируется осуществить в 2020 году. Однако, готовы ли к этому в Украине, пока не ясно. Первоначально были огромные проблемы с введением требований евро-3, которое было запланировано на 2010 год.
Реально требования начали действовать только в 2012 году. Задержка была связана с тем, что многие отечественные автомобильные производители были не готовы к европейским экологическим стандартам, так как на то время они выпускали машины, соответствовавшие только евро-2.
Кроме того, большинство нефтеперерабатывающих заводов, выпускавших топливо с низкими стандартами, также тормозили введение новых требований.
Поэтому, планы на введение стандартов евро-6 к 2020 году кажутся фантастическими, поскольку далеко не каждый производитель в мире смог добиться этих норм при производстве автомобилей. Чтобы остаться на отечественном рынке, украинским производителям нужно будет активно сотрудничать с иностранными компаниями. Источник Источник https://ekowheel.com
Экологический класс вашего авто: как узнать
Каждый порядочный автовладелец обязан знать характеристики своего транспортного средства. Как правило, объем и мощность двигателя, максимальная скорость и скорость разгона до 100 км/ч, габариты своего авто знают все. Но очень многие забывают о деталях, которые также являются значимыми. В числе их находится и экологический класс.
Существует несколько способов узнать, к какому экологическому классу принадлежит ваше авто. Самый простой из них – открыть и внимательно изучить паспорт технического средства (ПТС). Там должна быть соответствующая отметка. Стоит отметить, что непосредственно в техпаспорте указывать класс стали начиная с 2010 года. Если по каким-то причинам у вас нет возможности проверить это, можно зайти на сайт Росстандарта. Также информация об экологических классах есть в Федеральной таможенной службе (ФТС).
Как определить, какой экологический класс у транспорта?
Экологический класс автомобиля можно узнать тремя способами:
- с помощью паспорта транспортного средства (ПТС), поскольку производители достаточно часто делают отметку, указывающую на стандарт, в этом документе;
- помогает сориентироваться таблица Росстандарта;
- с помощью вин-кода.
В первом случае экологический класс может быть прописан в ПТС автомобиля в графе 13, при условии, что это документ нового образца, либо же в пункте «Дополнительные отметки».
Таблица, разработанная ведомством Росстандарта, помогает узнать, какой класс транспорта принадлежит тому или иному автомобилю. Критерии, которые необходимы для определения – это страна, где произведено авто и год его производства.
Ведомство использовало при составлении данной таблицы требования и нормативы, которые используются на территории Евросоюза, США и других стран-производителей авто.
Страна-производитель ТС | Год выпуска ТС, включительно | |||
Не соответствуют требованиям стандартов на момент ввоза РФ (Евро1 и ниже) | Соответствуют требованиям стандартов по экологическим классам | |||
Евро2 | Евро3 | Евро4 | ||
Бензин, входит в ЕС | До 1996 | 1997-2000 | 2001-2004 | 2005+ |
Дизель, входит в ЕС | До 1996 | 1997-2000 | 2001-2004 | 2005+ |
Америка | До 1996 | 1997-2001 | 2001-2003 | 2004+ |
Япония | До 1997 | 1998-2004 | 2005-2010 | 2011+ |
Корея | До 2000 | 2001-2002 | 2003-2005 | 2006+ |
Канада | До 2000 | 2001-2003 | 2004+ | — |
Индия | До 2004 | 2005-2009 | 2010+ | — |
Малайзия | До 2002 | 2003+ | — | — |
Россия | — | 2006 | 2008 | 2010+ |
Украина | 2005-2006 | 2006-2007 |
Если в данной таблице нет необходимого вам класса, если отсутствует страна-производитель или данные можно истолковать по-разному, следует воспользоваться сайтом Росстандарта, где по вин-коду можно определить экологический класс автомобиля.
В определенной графе необходимо вписать вин-код, который есть в паспорте транспортного средства. Сервис выдаст вам следующую информацию об автомобиле: тип транспортного средства, марку и модель авто, номер разрешения на ввоз, дата выпуска и тип экологического класса.
Всегда ли класс написан в документах на авто
Несмотря на важность экологического класса для законодательства, его не всегда можно найти в свидетельстве о регистрации ТС. Такое бывает, когда автомобиль был куплен во времена еще старых образцов документов, в которые классовость среди прочей информации не включалась. И с тех пор у него был только один владелец.
Если в вашем свидетельстве о регистрации ТС нет записи об экологическом классе, значит, пришло время заменить устаревший документ на современный. Процедура перерегистрации проводится во всех отделениях Госавтоинспекции. Однако обращаться нужно в то, по адресу которого был зарегистрирован автомобиль. Допускается обращение в другой участок, но даже если его примут, то все-равно будут перенаправлять по правильному адресу, а это лишние временные траты.
Для того чтобы получить новое свидетельство, нужно написать заявление на имя начальника местного ГИБДД прошение о признании старого документа недействительным с выдачей нового. Рассмотрение и оформление новых документов происходит в порядке живой очереди, потому точных сроков заранее знать не получится.
Когда заявление принято, нужно подготовить пакет документов:
- Технический паспорт ТС.
- Документы на право собственности. Это может быть договор купли/продажи или дарственная.
- Паспорт и идентификационный номер владельца авто, а также продавца или дарителя.
Стоимость нового свидетельства зависит от вида: бумажный вариант обойдется всего в 500 рублей, а за пластиковую карточку нужно заплатить 1500 рублей.
Новые дорожные знаки, введенные после 2020 года
В прошедшем 2020 году были внесены существенные изменения и поправки в правила дорожного движения. Коснулись они, в том числе, и экологических классов автомобилей.
С 1-го июля 2020 года на территории России начали действовать 4 новых дорожных знака, призванных улучшить экологическую ситуацию в стране. Они регламентируют, какие ТС могут въезжать в определенную зону и выезжать из нее.
5.35. «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Этот знак выглядит как автомобиль, расположенный на белом фоне, окруженном красным кругом. Ниже на знаке располагается зеленая окружность, внутри которой стоит число, соответствующее одному из экологических классов. Знак указывает на то, что право проезда дальше имеют только механические авто со стандартом чистоты не меньше числа.
5.36. «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей». Выглядит аналогично предыдущему знаку, но внутри изображен грузовой автомобиль. Знак запрещает движение грузовым авто, самоходным машинам и тракторам, чей экологический класс ниже заданного.
Еще два знака, а именно 5.37 «Конец зоны с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и 5.38 «Конец зоны с ограничением экологического класса грузовых автомобилей» сигнализируют о том, где заканчивается область действия первых двух знаков. Кроме того, на участках со знаками 5.35 и 5.36, где присутствуют средства фото- и видеофиксации правонарушений, должен висеть специальный знак, предупреждающий водителей.
Важно! Вышеуказанные правила не распространяются на некоторую спецтехнику, такую как автомобили военных, полиции, газовых и спасательных служб, карет скорой помощи. Также сюда относятся почтовые авто, если они выкрашены в цвета «Почты России».
Кроме вышеперечисленных 4 знаков, которые ввели с уже имеющимися на них пометками о лимите на экологический класс автомобилей, выпускается также отдельная небольшая табличка 8.25. Она применяется не сама по себе, но совместно с другими запрещающими и разрешающими дорожными знаками.
Если знак запрещающий, запрет распространяется только на автомобили, класс которых ниже указанного на табличке. В случаях же, когда экологическая табличка используется вместе со знаком разрешающим, проехать под такой знак смогут ТС с классом равным или выше. Ниже приводится табличка 8.25 и перечень дорожных знаков, с которыми она может использоваться:
Что изменится в 2021 году
Введение знаков – первый этап изменений. Второй этап начнется 1-го июля 2021 года. Тогда новые правила начнут затрагивать не только ТС с недостаточной экологичностью, но и те машины, в техпаспорте и регистрационном свидетельстве которых класс не указан вовсе. Таким образом, с лета 2021 года абсолютно все ТС на дорогах России будут поделены на допустимые в определенных зонах и запрещенные.
Ввод в эксплуатацию новых знаков – не единственный способ борьбы с загрязнением выхлопами окружающей среды. С 2020 года в столице России в рамках экспериментального проекта ввели несколько ограничений на движение грузовых авто:
- Для грузовиков с экологическим классом ниже 3 введен запрет на въезд в центральную часть города, которая ограничена Третьим транспортным кольцом. Движение по кольцу тоже не допускается.
- Для авто, чей класс ниже 2, не разрешается въезжать на МКАД и территорию внутри него.
Если ТС с классом ниже указанного внесено в Реестр действующих пропусков, то проезд допускается, несмотря на все ограничения. Для всего остального не допускающегося транспорта данные запреты действуют круглосуточно.
Штрафы
На сегодняшний день никаких штрафов за нарушение требований экологических знаков не предусмотрено. Тем не менее, согласно статье 12.16 КоАП, штрафами облагаются нарушения требований некоторых знаков, которые идут в связке с экологическими. В частности:
- 500 рублей штрафа полагается нарушителям во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, за проезд на грузовиках под запрещающие это делать знаки;
- за несоблюдение тех же правил, запрещающих въезд грузовых автомобилей, в Москве и Санкт-Петербурге полагается штраф в 5000 рублей;
- от 1000 до 1500 рублей штрафа придется заплатить за проезд налево, если вместе с табличкой об экологических классах висит знак, не разрешающий этого.
Таким же образом, начиная с 1 июля 2021 года, будут облагаться штрафами владельцы автомобилей, для которых не указан экологический класс.
Штрафные санкции
В первую очередь следует учесть, если автомобиль не соответствует определенному эко-классу (Евро-5), водитель не сможет его зарегистрировать.
Соответственно, транспортным средством нельзя будет пользоваться на дорогах общего пользования, в противном случае водитель может быть наказан (размер санкции – восемьсот рублей). Повторное нарушение приводит к штрафу в 5 тысяч рублей.
За низкий экологический класс транспортного средства каких-либо определенных наказаний нет. Осенью 2020 года сотрудники ГАИ начали штрафовать владельцев грузовиков класса Евро-2 в Москве. Размер штрафа составляет 500 рублей. В дальнейшем подобная практика может распространиться и в других регионах.
Справка! Уже не первый год в Правительстве обсуждают возможность введения штрафа в размере 10 000 рублей за использование ТС с «грязным выхлопом». Однако пока что каких-либо реальных действий в этом направлении сделано не было.
За игнорирование экологического знака можно получить штраф, но он такой же, как и за игнорирование всех других знаков. Размер штрафной санкции не превышает 500 рублей. Кроме того, если в ПТС нет данных о классе, определить его инспектору ГИБДД будет затруднительно.
Главные выводы
С 2020 года были ужесточены правила для водителей авто, которые не соответствуют европейским нормам экологической безопасности. Новые знаки не позволяют таким ТС безнаказанно передвигаться на всех участках дорог. В первую очередь знаки предполагается устанавливать в непосредственной близости к детским садам, школам и больницам. В марте 2020 года был анонсирован проект введения в Москве экологических зон.
А уже в 2021 году правила подействуют для авто без указанного класса вне зависимости от того, какой фактической опасностью с точки зрения экологии они обладают. То есть если ТС обладает характеристиками, удовлетворяющими экологическому классу, но об этом не говорится в документах, такому автомобилю въезд под знак будет запрещен.
Скандал — «Дизельгейт».
Новые стандарты «Евро-5» и конечно же «Евро-6» как мы уже выше сказали, прежде всего предъявляют повышенные и более жесткие требования к экологичности, как-раз именно к дизельным автомобилям. Например, для того, чтобы самим автопроизводителям добиться соответствия дизельных машин к стандарту «Евро-6» им приходиться переоборудовать машину. а в результате чего, вместе со снижением вредных выбросов многие модели машин начинают терять мощность своего двигателя.
Но на рынке существуют автопроизводители, которые нашли способ (более хитрым подходом), как разрешить эту проблему. Так например, теже и «Audi» придумали хитроумный способ, как обмануть регулирующие органы в Европе и в США, внеся в программное обеспечение своих дизельных автомобилей специальный универсальный код, который, при случае замеров экологических норм начинает давать сигнал двигателю работать на минимально возможных характеристиках смеси, что сразу понижает выбросы вредных веществ до необходимого уровня. Но как только такие замеры прекращались все эти дизельные модели автомобилей начинали сразу выбрасывали в атмосферу большее количество вредных частиц, установленных комиссией по Евростандарту, уровень которых и близко не соответствовал даже тем нормам стандарта «Евро-5».
К большому счастью, что эта хитрость автопроизводителей дизельных машин была выявлена бдительными и регулирующими органами США. В своем итоге жестко поплатилась за зту махинацию своей репутацией и потеряла на этом миллиарды долларов.
Источник http://www.autoopt.ru/articles/products/3458895/
Источник Источник Источник Источник Источник http://os1.ru/article/7325-perviy-raz-v-euro-4-klass-osobennosti-ekspluatatsii-i-tehobslujivaniya-gruzovikov-s-dvigatelyami-euro-4-i-vyshe
Источник http://xn—-8sban6b6a.xn--p1ai/avtoyurist/kakie-mashiny-evro-4.html