Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Устройство, эксплуатация и диагностика неисправностей системы охлаждения ВАЗ 2106

Исправная система охлаждения имеет большое значение для беспроблемной работы двигателя любого автомобиля. ВАЗ 2106 не является исключением. Выход из строя одного или нескольких элементов системы может привести к перегреву двигателя и, как следствие, к дорогостоящему ремонту. Поэтому своевременное обслуживание и ремонт системы охлаждения является чрезвычайно актуальным.

Система охлаждения ВАЗ 2106

При движении любого автомобиля, в том числе и ВАЗ 2106, в рабочем режиме двигатель нагревается до 85–90˚С. Температура фиксируется датчиком, передающим сигналы на щиток приборов. Для предотвращения возможного перегрева силового агрегата предназначена система охлаждения, заполненная охлаждающей жидкостью (ОЖ). В качестве ОЖ используется тосол (антифриз), который циркулирует по внутренним каналам блока цилиндров и охлаждает его.

Назначение системы охлаждения

Отдельные элементы двигателя при работе довольно сильно нагреваются, и возникает необходимость отвода от них избыточного тепла. В рабочем режиме в цилиндре создаётся температура порядка 700–800 ˚С. Если тепло не отводить принудительно, может произойти заклинивание трущихся элементов, в частности, коленчатого вала. Для этого по рубашке охлаждения двигателя циркулирует тосол, температура которого снижается в основном радиаторе. Это позволяет эксплуатировать двигатель практически беспрерывно.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Параметры системы охлаждения

Основными характеристиками системы охлаждения являются тип и количество ОЖ, необходимые для бесперебойной работы двигателя, а также рабочее давление жидкости. Согласно инструкции по эксплуатации, система охлаждения ВАЗ 2106 рассчитана на 9,85 л антифриза. Поэтому при замене следует приобретать не менее 10 л ОЖ.

Работа двигателя предполагает расширение антифриза в охлаждающей системе. Для нормализации давления в крышке радиатора предусмотрены два клапана, работающие на впуск и выпуск. При повышении давления открывается выпускной клапан и избыток ОЖ поступает в расширительный бачок. При снижении температуры двигателя объем тосола уменьшается, создаётся разрежение, открывается впускной клапан и ОЖ поступает обратно в радиатор.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Это позволяет поддерживать нормальное давление ОЖ в системе при любых режимах работы двигателя.

Видео: давление в системе охлаждения

Устройство системы охлаждения ВАЗ 2106

Система охлаждения ВАЗ 2106 состоит из следующих элементов:

  • радиатор;
  • пробка радиатора;
  • патрубки;
  • термостат;
  • расширительный бачок;
  • водяной насос.

Выход любого элемента из строя приводит к замедлению или прекращению циркуляции ОЖ и нарушению теплового режима работы двигателя.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Кроме перечисленных узлов и деталей, в состав системы охлаждения входят отопительный радиатор и кран печки. Первый предназначен для обогрева салона, а второй — для прекращения подачи ОЖ в радиатор печки в тёплое время года.

Радиатор системы охлаждения

В радиаторе охлаждается нагретый двигателем антифриз. Производитель устанавливал на ВАЗ 2106 радиаторы двух типов — медные и алюминиевые, состоящие из следующих частей:

  • верхний бачок;
  • нижний бачок;
  • соты охлаждения.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Верхний бачок оснащён заливной горловиной, в которой при работе двигателя накапливается горячий антифриз, прошедший один круг циркуляции. Из горловины ОЖ через соты радиатора переходит в нижний бачок, охлаждаясь с помощью вентилятора, а затем снова поступает в рубашку охлаждения силового агрегата.

В верхней и нижней части устройства имеются отводы для патрубков — два большого диаметра и один малого. Узкий шланг соединяет радиатор с расширительным бачком. В качестве клапана для регулировки потока ОЖ в системе используется термостат, с которым радиатор связан через широкий верхний патрубок. Термостат изменяет направление циркуляции антифриза — в радиатор или блок цилиндров.

Принудительная циркуляция ОЖ осуществляется с помощью водяного насоса (помпы), который под давлением направляет антифриз в специально предусмотренные в корпусе блока цилиндров двигателя каналы (рубашка охлаждения).

Неисправности радиатора

Любая неисправность радиатора приводит к повышению температуры ОЖ и, как следствие, к возможному перегреву двигателя. Основными неполадками являются утечка антифриза через трещины и пробоины, появившиеся в результате механических повреждений или коррозии, и внутреннее засорение трубок радиатора. В первом случае медный теплообменник восстанавливается довольно просто. Гораздо сложнее отремонтировать алюминиевый радиатор, так как на поверхности металла образуется оксидная плёнка, затрудняющая пайку и другие способы восстановления повреждённых участков. Поэтому алюминиевые теплообменники при появлении течи обычно сразу меняют на новые.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Вентилятор системы охлаждения

Вентилятор системы охлаждения ВАЗ 2106 может быть механическим и электромеханическим. Первый крепится на валу помпы четырьмя болтами через специальный фланец и приводится в действие с помощью ремня, соединяющего шкив коленчатого вала со шкивом помпы. Включение-выключение электромеханического вентилятора происходит при замыкании-размыкании контактов датчика температуры. Такой вентилятор смонтирован как одно целое с электродвигателем и присоединён к радиатору с помощью специальной рамки.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Если раньше питание вентилятора осуществлялось через температурный датчик, то сейчас оно подаётся через контакты датчика-выключателя. Моторчик вентилятора представляет собой электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Он установлен в специальном кожухе, закреплённом на радиаторе системы охлаждения. В процессе эксплуатации моторчик не требует никакого обслуживания, а при выходе из строя подлежит замене.

Датчик включения вентилятора

Выход из строя датчика включения вентилятора (ДВВ) может привести к весьма серьёзным последствиям. При повышении температуры до критической вентилятор не включится, что, в свою очередь, приведёт к перегреву двигателя. Конструктивно ДВВ представляет собой терморезистор, замыкающий контакты вентилятора при повышении температуры ОЖ до 92±2°С и размыкающий их при снижении температуры до 87±2°С.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

ДВВ ВАЗ 2106 отличается от датчиков ВАЗ 2108/09. Последние включаются при более высокой температуре. На это следует обращать внимание при покупке нового датчика.

ДВВ в автомобиле может располагаться:

  • снизу на левой стороне бачка латунного радиатора;
  • в нижней части правого бачка алюминиевого радиатора.

Электрическая схема включения вентилятора

Схема включения вентилятора системы охлаждения ВАЗ 2106 состоит из:

  • электродвигателя;
  • реле;
  • предохранителя;
  • датчика;
  • кнопки включения.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Вывод включения вентилятора на отдельную кнопку

Целесообразность вывода включения вентилятора на отдельную кнопку в салоне обусловлена следующим. ДВВ может отказать в самый неподходящий момент (особенно в жаркую погоду), а с помощью новой кнопки появится возможность подать питание напрямую к вентилятору, минуя датчик, и избежать перегрева двигателя. Для этого необходимо в схему питания вентилятора включить дополнительное реле.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Для выполнения работ потребуются:

  • клеммы «папа» и «мама»;
  • изолента;
  • провода (7 м);
  • плоскогубцы;
  • отвёртки.

Кнопка включения вентилятора устанавливается в следующем порядке:

  1. Снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
  2. Отсоединяем и откусываем одну из клемм датчика включения.
  3. Зажимаем в новую клемму штатный и новый провод и изолируем соединение с помощью изоленты.
  4. Прокладываем провод в салон через моторный отсек таким образом, чтобы он ничему не мешал. Сделать это можно как со стороны приборной панели, так и просверлив отверстие со стороны бардачка.
  5. Закрепляем реле около аккумулятора или в другом подходящем месте.
  6. Подготавливаем отверстие под кнопку. Место установки выбираем на своё усмотрение. Удобно выполнить монтаж на панели приборов.
  7. Монтируем и подключаем кнопку в соответствии со схемой.
  8. Подсоединяем клемму к аккумулятору, включаем зажигание и нажимаем на кнопку. Вентилятор должен начать работать.

Видео: принудительное включение вентилятора системы охлаждения кнопкой в салоне

Реализация такой схемы позволит включать вентилятор системы охлаждения независимо от температуры ОЖ.

Водяной насос

Помпа предназначена для обеспечения принудительной циркуляции ОЖ по системе охлаждения. При её выходе из строя движение антифриза по рубашке охлаждения прекратится, и двигатель начнёт перегреваться. Помпа ВАЗ 2106 представляет собой насос центробежного типа со стальной или пластиковой крыльчаткой, вращение которой с высокой скоростью заставляет ОЖ циркулировать.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Неисправности помпы

Помпа считается довольно надёжным узлом, но и она может выйти из строя. Её ресурс зависит как от качества самого изделия, так и от условий эксплуатации. Поломки помпы могут быть незначительными. Иногда для восстановления её работоспособности достаточно заменить сальник. В других случаях, например, при выходе из строя подшипника, потребуется заменить помпу целиком. В результате износа подшипника она может заклинить, и охлаждение двигателя прекратится. Продолжать движение в этом случае не рекомендуется.

Большинство владельцев ВАЗ 2106 при возникновении проблем с водяным насосом заменяют его на новый. Ремонт неисправной помпы, как правило, нецелесообразен.

Термостат

Термостат ВАЗ 2106 предназначен для регулировки температурного режима силового агрегата. На холодном двигателе ОЖ циркулирует по малому кругу, включающему в себя печку, рубашку охлаждения двигателя и помпу. При повышении температуры антифриза до 95˚С термостат открывает большой круг циркуляции, в который, кроме указанных элементов, входит радиатор охлаждения и расширительный бачок. Это обеспечивает быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры и продлевает срок службы его узлов и деталей.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Неисправности термостата

Наиболее распространённые неисправности термостата:

  • клапан не открывается;
  • клапан полностью не закрывается.

Причиной возникновения первой ситуации обычно является заклинивание клапана. При этом указатель температуры заходит в красную зону, а радиатор системы охлаждения остаётся холодным. Продолжать движение с такой неисправностью не рекомендуется — перегрев может привести к повреждению прокладки ГБЦ, деформации самой головки или появлению в ней трещин. Если же возможность заменить термостат отсутствует, следует его снять на холодном двигателе и соединить патрубки напрямую. Этого будет достаточно, чтобы доехать до гаража или автосервиса.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Если клапан термостата не закрывается полностью, то, скорее всего, внутрь устройства попал мусор или какой-либо посторонний предмет. В этом случае температура радиатора будет такой же, как и корпус термостата, а салон будет прогреваться очень медленно. В результате двигатель не сможет достигать рабочей температуры, а износ его элементов ускорится. Термостат необходимо снять и осмотреть. Если он не засорён, следует заменить его на новый.

Расширительный бачок

Расширительный бачок предназначен для поступления расширяющейся при нагревании ОЖ и контроля её уровня. На ёмкость нанесены метки min и max, по которым можно судить об уровне антифриза и герметичности системы. Количество ОЖ в системе считается оптимальным, если её уровень в расширительном бачке на холодном двигателе находится на 30–40 мм выше отметки min.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Бачок закрывается крышкой с клапаном, который позволяет выравнивать давление в системе охлаждения. При расширении ОЖ из бачка через клапан наружу выходит какое-то количество пара, а при охлаждении через этот же клапан поступает воздух, не допуская разрежения.

Расположение расширительного бачка ВАЗ 2106

Расширительный бачок ВАЗ 2106 находится в моторном отсеке с левой стороны около ёмкости с жидкостью для омывания лобового стекла.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Принцип работы расширительного бачка

По мере прогрева двигателя объем ОЖ увеличивается. Избытки ОЖ поступает в специально отведённую для этого ёмкость. Это позволяет при расширении антифриза избежать разрушения элементов системы охлаждения. О расширении жидкости можно судить по меткам на корпусе расширительного бачка — на горячем двигателе её уровень будет выше, чем на холодном. При охлаждении двигателя, напротив, объём ОЖ уменьшается, и антифриз снова начинает поступать из бачка в радиатор системы охлаждения.

Патрубки системы охлаждения

Патрубки системы охлаждения предназначены для герметичного соединения её отдельных элементов и представляют собой шланги большого диаметра. На ВАЗ 2106 с их помощью соединяется основной радиатор с двигателем и термостатом и печка с системой охлаждения.

Типы патрубков

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять шланги на предмет утечки антифриза. Сами патрубки могут быть целыми, но из-за ослабления хомутов в местах соединений может появиться течь. Все патрубки со следами повреждений (трещины, разрывы) подлежат безусловной замене. Комплект патрубков для ВАЗ 2106 состоит из:

  • верхнего подводящего патрубка;
  • отводящего патрубка;
  • муфты соединения термостата и помпы;
  • перепускного шланга термостата.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Патрубки различаются в зависимости от типа установленного радиатора. Нижние отводы медного радиатора имеют отличную от алюминиевого форму. Патрубки изготавливаются из резины или силикона и для повышения надёжности и долговечности армируются металлической нитью. В отличие от резиновых, силиконовые имеют несколько армированных слоёв, но и стоимость их заметно выше. Выбор типа патрубков зависит лишь от пожеланий и возможностей автовладельца.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Замена патрубков

Если патрубки повреждены, их в любом случае необходимо заменить на новые. Меняют их и в процессе ремонта системы охлаждения и её элементов Заменить патрубки довольно просто. Все работы проводятся на остывшем двигателе при минимальном давлении ОЖ в системе. Крестообразной или плоской отвёрткой ослабляют крепящий хомут и сдвигают его в сторону. Затем, потянув или покрутив из стороны в сторону, снимают сам шланг.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Перед установкой новых шлангов очищают посадочные места и сами шланги от пыли и грязи. При необходимости меняют старые хомуты на новые. На отвод наносится герметик, затем на него надевается шланг и затягивается хомут.

Видео: замена патрубков системы охлаждения

Охлаждающая жидкость для ВАЗ 2106

Основное назначение антифриза — охлаждение двигателя. Кроме этого, по температуре ОЖ можно судить о состоянии двигателя. Для корректного выполнения этих задач антифриз необходимо своевременно обновлять.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Основные функции охлаждающей жидкости:

  • поддержание рабочей температуры двигателя;
  • подача тёплого воздуха в салон зимой;
  • смазка водяного насоса.

Выбор охлаждающей жидкости для ВАЗ 2106

Система охлаждения ВАЗ 2106 предполагает замену ОЖ через каждые 45 тыс. км пробега или один раз в два года. Это необходимо, так как антифриз в процессе эксплуатации утрачивает свои оригинальные свойства.

При выборе ОЖ следует учитывать год выпуска автомобиля.

Таблица: антифриз для ВАЗ 2106

ГодТипЦветСрок эксплуатацииРекомендуемые производители
1976TLсиний2 годаPrompek, Speedol Super Antifriz, Тосол-40
1977TLсиний2 годаAGA-L40, Speedol Super Antifriz, Sapfire
1978TLсиний2 годаЛукойл Супер А-40, Тосол-40
1979TLсиний2 годаАляска А-40М, Felix, Speedol Super Antifriz, Тосол-40
1980TLсиний2 годаPrompek, Speedol Super Antifriz, Тосол-40
1981TLсиний2 годаFelix, Prompek, Speedol Super Antifriz, Тосол-40
1982TLсиний2 годаЛукойл Супер А-40, Тосол-40
1983TLсиний2 годаАляска А-40М, Sapfire, Anticongelante Gonher HD, Тосол-40
1984TLсиний2 годаSapfire, Тосол-40, Аляска А-40М, AGA-L40
1985TLсиний2 годаFelix, Prompek, Speedol Super Antifriz, Sapfire, Тосол-40
1986TLсиний2 годаЛукойл Супер А-40, AGA-L40, Sapfire, Тосол-40
1987TLсиний2 годаАляска А-40М, AGA-L40, Sapfire
1988TLсиний2 годаFelix, AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Sapfire
1989TLсиний2 годаЛукойл Супер А-40, Тосол-40, Speedol Super Antifriz, Sapfire
1990TLсиний2 годаТосол-40, AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Anticongelante Gonher HD
1991G11зелёный3 годаGlysantin G 48, Лукойл Экстра, Aral Extra, Mobil Extra, Zerex G, EVOX Extra, Genantin Super
1992G11зелёный3 годаЛукойл Экстра, Zerex G, Castrol NF, AWM, GlycoShell, Genantin Super
1993G11зелёный3 годаGlysantin G 48, Havoline AFC, Nalcool NF 48, Zerex G
1994G11зелёный3 годаMobil Extra, Aral Extra, Nalcool NF 48, Лукойл Экстра, Castrol NF, GlycoShell
1995G11зелёный3 годаAWM, EVOX Extra, GlycoShell, Mobil Extra
1996G11зелёный3 годаHavoline AFC, Aral Extra, Mobil Extra, Castrol NF, AWM
1997G11зелёный3 годаAral Extra, Genantin Super, G-Energy NF
1998G12красный5 летGlasElf, AWM, MOTUL Ultra, G-Energy, Freecor
1999G12красный5 летCastrol SF, G-Energy, Freecor, Лукойл Ультра, GlasElf
2000G12красный5 летFreecor, AWM, MOTUL Ultra, Лукойл Ультра
2001G12красный5 летЛукойл Ультра, Motorcraft, Chevron, AWM
2002G12красный5 летMOTUL Ultra, MOTUL Ultra, G-Energy
2003G12красный5 летChevron, AWM, G-Energy, Лукойл Ультра, GlasElf
2004G12красный5 летChevron, G-Energy, Freecor
2005G12красный5 летHavoline, MOTUL Ultra, Лукойл Ультра, GlasElf
2006G12красный5 летHavoline, AWM, G-Energy

Слив охлаждающей жидкости

Слив ОЖ необходим при её замене или в процессе некоторых ремонтных работ. Сделать это довольно просто:

  1. На остывшем двигателе открываем крышку радиатора и пробку расширительного бачка.
  2. Подставляем подходящую ёмкость объёмом около 5 л под кран радиатора и откручиваем кран.
  3. Для полного слива ОЖ из системы подставляем ёмкость под сливное отверстие и откручиваем болт-пробку на двигателе.

Если необходимости в полном сливе нет, то последний пункт можно не выполнять.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Промывка системы охлаждения

Если слабо работает печка или вся система охлаждения функционирует с перебоями, можно попробовать её промыть. Некоторые автовладельцы считают эту процедуру весьма эффективной. Для промывки можно использовать специальные чистящие средства (MANNOL, HI-GEAR, LIQUI MOLY и т. п.) или ограничиться тем, что есть в наличии (например, раствором лимонной кислоты, средством для чистки сантехники «Крот» и др.).

Перед началом промывки народными средствами нужно слить из системы охлаждения антифриз и заполнить её водой. Затем необходимо завести двигатель, дать ему некоторое время поработать и снова слить жидкость — это удалит мусор и примеси. Если система периодически чистится и загрязнена незначительно, то промыть её можно чистой водой без добавления специальных средств.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Рекомендуется отдельно промывать радиатор и рубашку охлаждения двигателя. При промывке радиатора снимается нижний патрубок и на отвод надевается шланг с проточной водой, которая начнёт вытекать сверху. В рубашку охлаждения, напротив, вода подаётся через верхний патрубок, а отводится через нижний. Промывку продолжают до тех пор, пока из радиатора не начнёт вытекать чистая вода.

Для удаления из системы накопившейся накипи можно использовать лимонную кислоту из расчёта 5 пакетиков по 30 гр на всю систему охлаждения. Кислота растворяется в кипятке, а раствор разбавляется уже в системе охлаждения. После этого двигателю нужно дать поработать на повышенных оборотах или просто проехаться, контролируя температуру ОЖ. После слива раствора кислоты систему промывают чистой водой и заполняют ОЖ. Несмотря на дешевизну, лимонная кислота довольно эффективно очищает систему охлаждения. Если же кислота с загрязнениями не справилась, придётся использовать дорогостоящие фирменные средства.

Видео: промывка системы охлаждения ВАЗ 2106

Заливка охлаждающей жидкости в систему

Перед заливкой антифриза нужно закрыть кран радиатора системы охлаждения и закрутить болт-пробку на блоке цилиндров. ОЖ заливается сначала в радиатор по нижнюю кромку горловины, а затем — в расширительный бачок. Чтобы в системе охлаждения не начали образовываться пузырьки воздуха, жидкость заливается тонкой струёй. При этом рекомендуется приподнять расширительный бачок выше двигателя. В процессе заливки нужно убедиться, что ОЖ дошла до края без воздуха. После этого закрывают пробку радиатора и проверяют уровень жидкости в бачке. Затем запускают двигатель, прогревают его и проверяют работу печки. Если печка работает нормально, то воздух в системе отсутствует — работа выполнена качественно.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Система отопления салона ВАЗ 2106

Система отопления салона ВАЗ 2106 состоит из следующих элементов:

  • радиатор печки;
  • кран печки;
  • электродвигатель вентилятора печки;
  • система заслонок и воздуховодов.

С помощью печки в зимнее время в салоне автомобиля создаётся и поддерживается комфортный микроклимат. Горячая ОЖ проходит через радиатор печки и нагревает его. Радиатор обдувается вентилятором, воздух с улицы нагревается и через систему воздуховодов поступает в салон. Интенсивность воздушных потоков регулируется с помощью заслонок и изменением скорости вращения вентилятора. Печка может работать в двух режимах — с максимальной и минимальной мощностью. В тёплое время года можно перекрыть подачу ОЖ в радиатор печки с помощью крана.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Указатель температуры охлаждающей жидкости

Указатель температуры ОЖ на ВАЗ 2106 получает информацию от датчика температуры, установленного в ГБЦ. Перемещение стрелки в красную зону свидетельствует о проблемах в системе охлаждения и о необходимости устранения этих проблем. Если стрелка прибора постоянно находится в красной зоне (например, при включённом зажигании), то вышел из строя датчик температуры. Неисправность этого датчика может привести и к тому, что стрелка прибора застынет в начале шкалы и не будет перемещаться по мере нагрева двигателя. В обоих случаях датчик следует заменить.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Тюнинг системы охлаждения ВАЗ 2106

Некоторые владельцы ВАЗ 2106 предпринимают попытки доработать систему охлаждения, внося изменения в штатную конструкцию. Так, если автомобиль оборудован механическим вентилятором, при длительных простоях в городских пробках ОЖ начинает кипеть. Эта проблема характерна для автомобилей, оснащённых обычным механическим вентилятором. Проблема решается установкой крыльчатки с большим количеством лопастей или заменой вентилятора на электрический.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Другим вариантом повышения эффективности системы охлаждения ВАЗ 2106 является установка радиатора от ВАЗ 2121 с большей площадью теплообмена. Кроме этого, можно ускорить циркуляцию ОЖ в системе за счёт установки дополнительной электропомпы. Это положительно отразится не только на обогреве салона зимой, но и на охлаждении антифриза в жаркие летние дни.

Таким образом, система охлаждения ВАЗ 2106 устроена довольно просто. Любые её неисправности могут привести к печальным для владельца последствиям, вплоть до капитального ремонта двигателя. Однако большую часть работ по диагностике, ремонту и обслуживанию системы охлаждения сможет выполнить даже начинающий автолюбитель.

Система охлаждения ВАЗ-2106. Система охлаждения двигателя ВАЗ-2106

Состоит система охлаждения ВАЗ-2106 из нескольких элементов. Причем каждый выполняет свои функции, о них более подробно будет рассказано ниже. Система на «шестерках» отличается от той, которая применена на автомобилях поздних моделей (начиная с 2108). Способ заправки охлаждения несколько отличается: жидкость заливается сначала в радиатор, затем — в бачок для поддержания необходимого уровня. Да и еще есть несколько мелких деталей, которые отличают систему от более новых. Но это не говорит о том, что система охлаждения «шестерок» несовершенна и плохо работает.

Малый круг циркуляции жидкости

Допустим, вы запускаете холодный двигатель. Процесс циркуляции жидкости в нем начинается моментально, с первых оборотов коленчатого вала. Жидкость начинает свое движение сначала по малому кругу. В него входят все элементы, за исключением радиатора. Система охлаждения двигателя ВАЗ-2106 функционирует таким образом, что при циркуляции жидкости по малому кругу происходит прогрев радиатора печки. Кроме того, из-за быстрого движения жидкости, которая не успевает остыть, времени на прогрев двигателя затрачивается меньше.

Большой круг

Когда температура антифриза достигает значения 85 градусов, происходит подключение радиатора охлаждения. С его помощью намного эффективнее снижается температура, за счет этого происходит поддержка ее значения на оптимальном уровне. Система охлаждения включает в себя механический или электрический вентилятор. О них будет рассказано ниже, а также рассмотрены все преимущества и недостатки каждого типа вентиляторов.

Расширительный бачок

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Казалось бы, что можно рассказать о таком простом и незамысловатом элементе, как расширительный бачок. С одной стороны, в качестве него можно использовать любую емкость, которая удовлетворяет некоторым условиям. Но без этого узла не сможет работать нормально система охлаждения ВАЗ-2106. Объем жидкости всегда меняется, он непостоянен. А вот места для нее больше не становится в патрубках, рубашке двигателя и радиаторе. А причина того, что объем жидкости изменяется, – это постоянное колебание ее температуры.

Когда происходит повышение температуры (нагрев), то расстояние между молекулами вещества увеличивается. Это все знают из курса физики. А теперь представьте, если произошло повышение температуры антифриза с нуля до 80 градусов. Конечно же, его объем тоже станет больше. И куда-то должны деваться излишки жидкости. Они уходят через патрубок в расширительный бачок. Когда же происходит падение температуры, то объем неуклонно уменьшается. И все излишки, которые ушли в бак, возвращаются в радиатор и патрубки.

Патрубки системы

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Это именно те элементы, которые необходимы для того, чтобы система охлаждения двигателя ВАЗ-2106 нормально функционировала. С их помощью произведено соединение всех узлов и агрегатов, участвующих в работе системы. Циркуляция жидкости происходит только лишь при помощи этих элементов. Патрубки изготовлены из толстой резины, внутри нее имеется корд, который дополнительно усиливает конструкцию. Следовательно, патрубкам не страшны изгибы, мелкие удары и серьезные деформации.

Для каждой модели автомобилей патрубки имеют различную форму. Все напрямую зависит от того, какое расстояние между соединяемыми узлами. Также играет немалую роль и то, в какой точке происходит подключение патрубков к системе. За счет того что внутренняя часть патрубка идеально гладкая, она максимально плотно прилегает к металлическим трубкам, с которыми производится соединение. Для максимальной эффективности можно использовать при монтаже герметики на основе силикона. С внешней стороны каждый патрубок обжимается металлическим хомутом. Чем последний шире, тем качественнее будет соединение.

Жидкостный насос

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Данный элемент системы позволяет улучшить циркуляцию жидкости по патрубкам и радиаторам. Конечно, за счет того что горячий антифриз движется, вытесняя холодный, система кое-как, но будет работать. Однако крайне важно придать дополнительное ускорение, чтобы обеспечить два условия. Во-первых, жидкость не должна нагреваться до критических температур. Во-вторых, она должна как можно быстрее охлаждаться. Кратковременный нагрев и охлаждение позволяют удержать температуру на заданном уровне.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Жидкостный насос – это ротор в алюминиевом корпусе, у которого с внутренней стороны находится крыльчатка, а с внешней — шкив привода. Именно с помощью крыльчатки нормально работает система охлаждения ВАЗ-2106 (схема движения потоков жидкости приведена на рисунке выше). Крыльчатка изготавливается из пластика. Но встречаются и алюминиевые образцы, только использовать их неразумно по той причине, что они могут быстро разрушиться в случае применения воды, а не антифриза. Наиболее частая неисправность в помпе – это поломка подшипника. Она может разбиваться постепенно при чрезмерном натяжении ремня привода.

Кран печки

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Пожалуй, в «шестерках», да и во всей классике, это самый ненадежный элемент. К сожалению, качество данного узла хорошее, но конструкция у него такая, что невозможно долго эксплуатировать этот кран. Его функция – перекрывать поток горячей жидкости, который поступает в радиатор печки. Во многом только из-за этого крана ломается система охлаждения ВАЗ-2106. Неисправности данного узла можно увидеть по нескольким признакам. Самый первый – это наличие антифриза на коврике возле сиденья пассажира.

Выход из строя крана сопровождается тем, что он либо не открывает подачу горячего антифриза, либо не перекрывает ее. При этом, кстати, будет двигаться металлический флажок, расположенный на корпусе краника. Причина такого поведения – разрушение керамических пластин, с помощью которых производится регулировка подачи. На какие только ухищрения не идут владельцы – и глушат патрубок подачи жидкости на лето, и устанавливают водопроводные полуоборотные краны, которые можно приобрести за копейки. Правда, необходимо делать переходники для их подключения.

Радиаторы системы

Когда выполняется на автомобиле ВАЗ-2106 ремонт, система охлаждения редко отключается. Исключение – снятие двигателя. В этом случае потребуется сливать жидкость и отсоединять патрубки, идущие на радиаторы печки и охлаждения. Что такое радиатор? Это две небольшие емкости, которые располагаются в горизонтальной плоскости. По вертикали между ними проложены металлические трубки – ячейки. Горячая жидкость подается в верхнюю емкость, поступает в десятки тонких ячеек, что позволяет ей быстрее остыть.

Материал для изготовления радиаторов – медь, бронза, латунь, пластик. Из последнего делают только верхнюю и нижнюю емкости. Для увеличения эффективности отдачи тепла между ячейками находится несколько сотен тончайших пластин. За счет того что площадь увеличивается, улучшается и теплоотдача радиатора. Устройство основного радиатора и того, который находится в печке, одинаково. Но есть мелкая особенность первого – к нему произведено подключение расширительного бачка. Вся лишняя жидкость вытесняется из радиатора и поступает в бак.

Вентилятор обдува радиатора

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Он служит для увеличения эффективности системы охлаждения. С его помощью создается мощный поток воздуха. Система охлаждения радиатора ВАЗ-2106 может быть построена с использованием вентилятора либо с механическим приводом, либо с электрическим. Последний устанавливается на более ранние модели. Его преимущество в том, что он работает только в тех случаях, когда температура жидкости достигает критического значения. А вот вентилятор с механическим приводом (он просто монтируется на ротор помпы) производит обдув постоянно, независимо от того, какая температура в системе охлаждения. Это делает его использование в холодную погоду весьма неудобным.

Термостат

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Это небольшой прибор, с помощью которого производится переключение потоков жидкости между кругами охлаждения. Его состав весьма простой – обычная биметаллическая пластина, а также небольшая конструкция из пружин. При достижении определенной температуры происходит медленная деформация пластинки, которая двигает клапан. Положение последнего по умолчанию производит циркуляцию жидкости по малому кругу. Следовательно, при поломке неизбежно закипание антифриза. Ранее была рассмотрена детально система охлаждения ВАЗ-2106, схема циркуляции антифриза по ней. В случае поломки термостата можно его и вовсе исключить из системы. Правда, жидкость будет двигаться только по большому кругу, зимой прогрев двигателя окажется очень долгим. Результат – неправильная работа мотора и холодный салон автомобиля.

Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ 2106 — меняем тосол своими руками

Принцип работы

Главным местом в автомобиле является отнюдь не водительское кресло и даже не руль, а двигатель. Его даже называют сердцем. И это неспроста, ведь от правильной работы этого сердца напрямую зависит, поедет машина или нет. И чтобы не сгубить столь важный технический узел, в нём необходимо поддерживать определённую температуру и вовремя охлаждать. Принцип работы этой системы достаточно прост, но в то же время и технически продуман. Соединена она патрубками с самим двигателем, радиатором и отопителем салона. Чтобы понять важность этих элементов, необходимо знать основные их функции:

  • Поддержание необходимой температуры.
  • Охлаждение двигателя.
  • Прогрев салона авто.

В первом случае для работы двигателя и правильного сгорания топливной смеси нужна определённая и стабильная температура. Если она выше или ниже — это очень плохо влияет на мотор. Во втором случае двигатель защищается от перегрева, который может повлечь за собой деформацию некоторых деталей внутри.

Если исключить последний пункт из списка, то эксплуатация автомобиля станет невозможной в холодное время суток. И ключевую роль в этой системе выполняет специальная жидкость, без которой наличие охлаждающего цикла было бы бессмысленным.

Виды охлаждающих жидкостей

Чтобы принимать на себя тепло и отводить его от горячих мест двигателя, в системе необходима охлаждающая жидкость. Выделяют несколько типов жидкостей для охлаждения:

Но в суровых реалиях российского климата применение воды в качестве охлаждающей жидкости, нецелесообразно. Да и выкипает она очень быстро, имея довольно низкую теплопроводность. О том, как она влияет на появление коррозии, можно даже не упоминать.

Тосол среди отечественных автовладельцев наиболее распространён, однако имеет некоторые недостатки, например, образование внутри сосудов и патрубков масляной плёнки, препятствующей нормальному теплообмену. Соответственно, отвод тепла становится малоэффективным.

Третий же вариант имеет больше плюсов, чем минусов. Во-первых, антифриз начинает кристаллизоваться при очень низких температурах, то есть не замерзает, потому и получил такое название. Это преимущество позволяет использовать антифриз даже в условиях Крайнего Севера. Во-вторых, толщина масляной плёнки, образующейся внутри сосудов, очень мала, благодаря этому отдаче тепла почти ничего не препятствует. Это достигается благодаря тому, что антифриз, в отличие от тосола, производится из органических компонентов.

Основным недостатком антифриза является его цена, особенно если надо заменить всю жидкость целиком. Здесь выигрывает тосол, и более рационально использовать именно его в таких моделях авто, как ВАЗ-2101 или ВАЗ-2106. В моделях отечественного автопрома с внушительным возрастом и пробегом охлаждающая система зачастую становится больным и уязвимым местом. Поэтому владельцам этих автомобилей необходимо знать принцип работы охладителя и понимать, как его ремонтировать, что поможет избежать трат на сервисы и автомастеров.

О тосоле и антифризе

Сразу следует сказать, что делить охлаждающие жидкости на тосолы и антифризы принято только в России. Чтобы разобраться, почему так вышло, нужно ответить на вопрос: а что вообще такое охлаждающая жидкость?

Как правило, основой для охлаждающей жидкости служит этиленгликоль (в редких случаях — пропиленгликоль), к которому добавляют воду и набор специальных присадок, препятствующих коррозии. У разных производителей разные наборы присадок. И все охлаждающие жидкости, представленные сегодня на рынке, классифицируются по технологиям производства этих присадок. Технологий существует три:

  • традиционная. Присадки сделаны из солей неорганических кислот (силикатов, нитритов, аминов или фосфатов);
  • карбоксилатная. Присадки в карбоксилатных жидкостях получают только из органических карбонатов;
  • гибридная. В этой технологии к органическим карбонатным присадкам производители добавляют небольшой процент неорганических солей (чаще всего это фосфаты или силикаты).

Охлаждающая жидкость, сделанная по традиционной технологии, называется тосолом, а жидкость, сделанная по карбоксилатной технологии, называется антифризом. Рассмотрим эти жидкости подробнее.

Тосол

У тосола есть несколько достоинств. Перечислим их:

  • защитная плёнка. Неорганические соли, содержащиеся в тосоле, образуют на поверхности охлаждаемых деталей тонкую химическую плёнку, надёжно защищающую детали от коррозии. Толщина плёнки может достигать 0.5 мм;
  • изменение цвета. Даже если водитель забыл поменять охлаждающую жидкость, он легко поймёт, что это пора сделать, просто заглянув в расширительный бачок автомобиля. Дело в том, что тосол по мере старения становится темнее. Очень старый тосол по цвету напоминает дёготь;
  • стоимость; Тосол, произведённый по традиционной технологии, примерно на треть дешевле антифриза.

Разумеется, у тосола есть и недостатки. Вот они:

  • небольшой ресурс. Тосол быстро приходит в негодность. Его нужно менять через каждые 40–60 тыс. км пробега;
  • действие на алюминиевые части. Присадки, содержащиеся в тосоле, негативно влияют на алюминиевые поверхности в главном радиаторе. Кроме того, тосол может образовывать конденсат. Эти факторы существенно сокращают сроки службы алюминиевых радиаторов;
  • влияние на водяную помпу; Склонность к образованию конденсата может пагубно повлиять и на водяной насос ВАЗ 2107, приведя к преждевременному износу его крыльчатки.

Антифриз

Теперь рассмотрим плюсы и минусы антифриза. Начнём с плюсов:

  • долгий срок службы. Шести литров антифриза в среднем хватает на 150 тыс. км пробега;
  • температурная избирательность. Благодаря карбонатным присадкам, антифриз может активнее защищать ту поверхность двигателя, которая нагрелась сильнее других;
  • долгая работа мотора. Вышеуказанная температурная избирательность приводит к тому, что двигатель, охлаждаемый антифризом, не перегревается намного дольше, чем двигатель, охлаждаемый тосолом;
  • отсутствие конденсата. Антифриз, в отличие от тосола, никогда не образует конденсата, а следовательно, не может повредить радиатору и водяной помпе автомобиля.

А минус у антифриза всего один: высокая стоимость. Канистра качественного антифриза может стоить в два, а то и в три раза дороже канистры хорошего тосола.

С учётом всех вышеперечисленных достоинств, подавляющее большинство владельцев ВАЗ 2107 останавливают свой выбор именно на антифризе, поскольку экономия на охлаждающей жидкости ещё никогда не приводила ни к чему хорошему. Для ВАЗ 2107 подойдёт практически любой антифриз как отечественного, так и западного производства. Чаще всего автовладельцы предпочитают заливать антифриз марки Лукойл G12 RED.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео
Лукойл G12 RED — самая популярная марка антифриза у владельцев ВАЗ 2107

Другими, не столь известными марками антифриза являются Felix, Aral Extra, Glysantin G48, Zerex G и др.

Ремонт теплоотводящего механизма

Перед тем как приступить к ремонту системы охлаждения, необходимо выяснить объём заливаемой в неё жидкости. Но даже полностью слив старый тосол, не удастся в полной мере установить точную цифру. Для этого рекомендуется всё-таки обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля, где указаны все необходимые регламенты и параметры.

Производитель уверяет, что рабочий объём системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106 — девять литров, но стоит учесть, что к этому объёму необходимо прибавить примерно литр, чтобы долить тосол в бачок расширителя до минимальной отметки. К тому же у запасливого и расчётливого водителя в багажнике обязательно должна находиться запасная литровая ёмкость с охлаждающей жидкостью.

Получается, что перед заменой охладителя или ремонтом всей системы приобрести следует около одиннадцати литров тосола. Однако при ремонте можно немного и сэкономить, оставив бо́льшую часть купленного про запас.

Слив охладителя

Перед любыми операциями с системой охлаждения в первую очередь необходимо дать двигателю остыть, чтобы не получить серьёзную травму. Затем предстоит слив жидкости, заполняющей систему. Чтобы правильно это сделать, предстоит разобраться, как она работает.
У системы охлаждения есть две стадии работы. Их можно назвать циклами и разделить на два круга:

Малый круг ограничивается самим двигателем и некоторыми патрубками, а предназначен он для того, чтобы движок быстрее набрал необходимую для правильной работы температуру. Это важно, чтобы топливная смесь сгорала более рационально с большим коэффициентом полезного действия. Когда температура повышается до определённой отметки, открывается специальная заслонка, пускающая жидкость по большому кругу. Задачей этого цикла является непосредственное охлаждение до приемлемой температуры.

Большой круг включает в себя радиатор с вентилятором, который включается специальным термостатом и потоком воздуха охлаждает систему и двигатель. Вся жидкость приводится в движение насосом, или помпой. Она же создаёт в системе охлаждения нужное давление.

В первую очередь сливается тосол с большого круга через радиатор, в левом углу которого находится специальный сливной краник. Для этого необходимо подготовить специальную ёмкость с широкой горловиной. Затем на самом двигателе выкручивается специальная пробка и происходит слив с малого круга, то есть непосредственно с движка.

При необходимости снимаются все патрубки, которые при необходимости нужно поменять, но если они не имеют видимых повреждений, трещин и подтёков, то на этом тоже можно сэкономить. После того как стечёт вся жидкость, производится необходимый ремонт.

Правильная заправка тосолом

После выполнения необходимой работы все сливные отверстия закрываются, а патрубки ставятся на место, и производится замена тосола ВАЗ-2106. Жидкость, которую удалось слить в ёмкость, можно использовать повторно, тщательно процедив её перед этим через марлю. Заправка системы охлаждения производится через расширительный бачок.

Залить жидкость нужно стараться аккуратно, не проливая на кузов, во избежание последующей коррозии. Когда жидкость перестанет поглощаться, нужно прогреть двигатель до максимальной температуры, при которой открывается заслонка, пускающая тосол по большому кругу.

Перед самой заправкой необходимо отмерить нужное количество, чтобы контролировать заполнение системы. После прогрева двигателя жидкость снова уйдёт из расширительного бачка, что будет означать заполнение большого круга тосолом. Далее останется лишь долить недостающую жидкость до минимальной отметки. Перелив выше уровня не рекомендуется, так как при нагревании тосол расширяется, и патрубки или расширительный бачок могут не выдержать создаваемого помпой давления! После окончания заправки необходимо убедиться в герметичности системы охлаждения и отсутствии подтёков.

Операция по замене охлаждающей жидкости ВАЗ-2106 не так уж и сложна, зато поможет сэкономить немного времени, денег, а главное, появится уверенность, что работа выполнена качественно.

Вентилятор радиатора

Система охлаждения работает таким образом, что чем быстрее вращается коленвал двигателя, тем интенсивнее насос гоняет жидкость по системе. Однако мотор нагревается и на холостых оборотах, когда машина стоит, поэтому охлаждение требуется и в этом случае. Для этой цели предусмотрен специальный вентилятор, расположенный перед радиатором и приводимый во вращение для дополнительного охлаждения жидкости.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео
Вентилятор охлаждения радиатора предназначен для защиты охлаждающей жидкости от перегрева

Датчик включения радиатора

В самых первых моделях ВАЗ-2101 датчик включения радиатора не был предусмотрен — такой прибор появился уже ближе к снятию «копейки» с конвейера. Этот датчик предназначен для включения вентилятора после того, как температура охлаждающей жидкости достигнет определённого значения, как правило, 95 градусов. Расположен датчик в нижней части радиатора на месте сливного отверстия.

Если вентилятор перестал включаться, можно проверить, в чём причина, соединив клеммы, приходящие к датчику, между собой. Если вентилятор включится, скорее всего, потребуется замена датчика, если нет — причина может быть в двигателе вентилятора или в предохранителе.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео
Датчик включения вентилятора находится в нижней части радиатора рядом со шлангом подачи тосола

Чтобы заменить датчик включения вентилятора, необходимо отсоединить клеммы и ключом на 30 начать выкручивать гайку датчика. Затем рукой открутить её полностью и вставить на её место новый датчик, резьба которого будет заблаговременно смазана герметиком. Всё это следует проделать по возможности быстро, чтобы вытекло как можно меньше жидкости из радиатора.

Этапы замены охлаждающей жидкости ВАЗ 2106

На большинстве классических автомобилях Лада предусмотрен слив с радиатора, а также двигателя. Но перед заливом нового антифриза рекомендуется производить промывку системы охлаждения, чтобы исключить попадание примесей в новую жидкость.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

За время производства ВАЗ 2106 было выпущено большое количество модификаций, которые комплектовались различными двигателями. Но на данный момент самыми популярными являются бензиновые версии в вариантах карбюратор с объемом 1.6 литра.

Перед началом замены жидкости охлаждения, чтобы не получить ожоги, нужно дождаться полного остывания двигателя. Также следует избегать попадания антифриза или тосола на кожу, в глаза и органы пищеварения, так как химический состав жидкостей является ядовитым.

Слив охлаждающей жидкости

До начала процедуры слива следует подготовить инструменты, тару под отработанный антифриз, а также новые жидкости для последующего залива. Если установлена защита под двигателем, ее тоже можно снять, для удобства.

Далее выполняем процедуру слива жидкости с ВАЗ 2106:

    Поворачиваем регулятор температуры в салоне в максимальное положение вправо (Рис.1).

Промывка системы охлаждения

При наличии в слитой жидкости отложений или переходе с тосола на антифриз, следует произвести промывку системы. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. через расширительный бачок ВАЗ 2106 пролейте систему обычной водой. Пробки должны быть открыты;
  2. закрутите сливную пробку и болт;
  3. заполните систему средством для промывки (можно использовать Liqui Moly Kuhlerreiniger или промывка системы охлаждения Lavr) с дистиллированной водой (6-7 литров);
  4. запустите двигатель. Прогрейте до 90 градусов;
  5. оставьте поработать на холостых на 5-10 минут, в зависимости от загрязнения системы;
  6. заглушите. Дайте остыть двигателю примерно до 60 градусов;
  7. слейте промывку теми же действиями, что и старую жидкость;
  8. закрутите обе пробки;
  9. залейте дистиллированную воду для ополаскивания системы охлаждения;
  10. заведите автомобиль и прогрейте до 90 градусов;
  11. заглушите и дайте остыть до 60 градусов, слейте;
  12. при необходимости повторите пункты 8, 9, 10 и 11.

Заливка без воздушных пробок

Для заливки новой жидкости в систему охлаждения можно воспользоваться инструкцией, которая описана в книге по ремонту и эксплуатации автомобилей. Но делая по ней, у автомобилистов очень часто образовываются воздушные пробки.

Итак, приступаем к правильной заливке:

    Для начала нужно снять резиновый шланг со штуцера над впускным коллектором (Рис.6).

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Таким образом, залив охлаждающей жидкости без образования воздушных пробок закончен. Осталось протереть пролитый тосол и дождаться остывания двигателя. На уже остывшей машине проверяем еще раз уровень в расширительном бачке и при необходимости доливаем.

Сроки замены ОЖ и необходимый объем

Сначала стоит решить вопрос со сроками замены охлаждающей жидкости на ВАЗ 2107. И здесь все просто — каждые 60 тысяч км или раз в три года. Это при использовании оригинального антифриза АвтоВАЗ. В случае заливки иной жидкости стоит смотреть на рекомендации производителя. Но лучше не менять сроков — на отечественных дорогах ресурс ОЖ вырабатывается быстро.

Объем антифриза в системе одинаков для всех моделей Жигулей — 9,85 литра. Для замены охлаждающей жидкости на ВАЗ 2106 надо столько же антифриза, сколько в ВАЗ 2101 или 2107. Здесь стоит брать емкость на 10 литров (либо две по 5 литров). Рекомендуется приобретать антифриз Lada. Это оригинальная охлаждающая жидкость, подходящая для любой машины производства АвтоВАЗ. При выборе альтернативы стоит брать антифриз класса не ниже G12, с температурой замерзания не выше -40 градусов по Цельсию.

Еще стоит обратить внимание на признаки выработки ресурса антифриза. Смотреть надо на следующие моменты:

  • Постоянный перегрев двигателя. Стрелка термометра находится в красной зоне, вентилятор работает непрерывно, из радиатора идет пар. Чаще происходит в летнее время, но в худших случаях бывает и зимой. Но надо помнить: перечисленные проблемы могут быть связаны и с неисправностями системы охлаждения. Если была проведена замена антифриза, а ситуация не исправилась — стоит проверить работоспособность термостата, вентилятора, водяного насоса.
  • Неприятный запах из радиатора. Продукты разложения отработанного антифриза пахнут неприятно. Но надо учесть — появление этого запаха говорит о том, что все сроки замены уже прошли. И возможно, что теперь понадобится ремонт.
  • Изменение цвета и консистенции антифриза. Если жидкость слегка потемнела, но осталась прозрачной, замена еще не требуется. Но если антифриз загустел, появилась грязь, а цвет уже не определяется, то менять надо сразу.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

В описанных случаях замена проводится сразу, независимо от сроков. Еще стоит учесть — на текущий момент новых ВАЗ 2107 не имеется. А в подержанных авто состояние жидкости надо проверять сразу после покупки. И при необходимости заменять ее на качественный антифриз.

Периодичность замены, какой антифриз заливать

По рекомендации завода-изготовителя производить замену антифриза или тосола на автомобилях ВАЗ 2106 необходимо с периодичностью раз в 2 года или после пробега 60 тысяч километров. Если автомобиль эксплуатируется в более жестких условиях, то замену желательно производить чаще – каждые 30-40 тысяч километров.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Помимо рекомендуемой периодичности замены ОЖ, существуют другие причины, по которым необходимо менять жидкость в системе охлаждения автомобиля:

  • Утрата свойств. Проверить качество используемого антифриза можно при помощи тестовой полоски, которая продается в тех же местах, где и сама жидкость. Полоску опускаете в расширительный бачок, затем вытаскиваете. В комплекте с полоской идет цветовая шкала, согласно которой, можно будет понять, сколько еще можно эксплуатировать автомобиль до замены охлаждающей жидкости.
  • Изменение цвета на рыжий или красный. Это означает, что в составе появилась ржавчина.
  • Появление осадков, хлопьев и плотных образований.

В качестве охлаждающей жидкости для ВАЗ 2106, можно использовать неплохой тосол Лукойл. Или менее известный, но качественный продукт Газпромнефть. При замене также можно заливать антифриз, лучше с допуском G12, он более безопасен для всей системы. Также можно использовать оригинальный антифриз Lada G12, который подходит для всех автомобилей данного производителя.

Сколько антифриза в системе охлаждения, таблица объема

МодельОбъем двигателяСколько литров антифриза в системеОригинальная жидкость / аналоги
ВАЗ 21061.69.8Антифриз Lada G12
Тосол Газпромнефть
Тосол Лукойл

Система охлаждения ВАЗ-2101

Используемая в автомобиле ВАЗ-2101 система является:

  • жидкостной;
  • закрытого типа;
  • с принудительной циркуляцией.

Система вмещает 9,85 литра тосола (вместе с отоплением) и состоит из:

  • радиатора;
  • насоса;
  • расширительного бачка;
  • вентилятора;
  • шлангов и патрубков;
  • рубашек охлаждения головки блока и самого блока.

Принцип работы системы охлаждения основан на том, что разогретая в рубашках охлаждения жидкость по патрубкам и шлангам попадает в радиатор, если её температура превысила определённое значение. Если же температура охлаждающей жидкости не достигла заданного предела, термостат перекрывает доступ к радиатору и циркуляция происходит по малому кругу (минуя радиатор). Далее с помощью насоса жидкость снова направляется в рубашки охлаждения. К контуру, по которому циркулирует жидкость, подключена система отопления салона. Использование термостата позволяет быстрее разогреть мотор и поддерживать необходимый температурный режим работающего двигателя.

Протечки и проблемы

У автомобилей данной модели иногда случаются проблемы, связанные с выходом из строя некоторых деталей охлаждающей системы, таких как термостат или помпа. При поломке они меняются в сборе, благо стоят не дорого. Также, частой болезнью считаются потекшие шланги или треснутый расширительный бачок, что тоже подлежит замене.

Но есть еще одна проблема на ВАЗ 2106, потекший кран отопителя. Из-за этого может быть запах антифриза в салоне, мокрые коврики со стороны переднего пассажира, не работать печка.

В случаи закипания или бурления тосола в расширительном бачке, нужно обратить внимание на 2 вещи. Это либо образовалась воздушная пробка, либо пробита прокладка блока цилиндров. При определении проблемы, в первом случае печка будет дуть холодным. Во втором случае будет либо масло в антифризе, либо светлый дым из выхлопной трубы.

Схема системы на шестерке

Сразу нужно сказать, что она состоит из двух контуров – малого и большого. Посмотрите на фото и обратите внимание на стрелки, они указывают, в каком направлении движется тосол. 2106 – это не единственная модель с подобной схемой, вся классика имеет аналогичные конструкции системы. Нужно оговориться: тосол и антифриз – это одно и то же. По сути, тосол – это марка антифриза, а отличается от того, который вы привыкли видеть, только по количеству и качеству присадок. Тосол – это советское обозначение антифриза.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео
Работа термостата при различных температурах тосола

Если уж вдаваться в детали, провести расшифровку слова «антифриз», то его можно буквально перевести – «против холода». Это жидкость, которая не замерзает. Водка – тоже антифриз. В ней только присадок необходимых нет. Ну да ладно, хватит разглагольствовать, нужно же еще разобраться, из чего состоит схема охлаждения ВАЗ 2106. Итак, начнем с самого начала. Вы приходите утром к автомобилю, садитесь за руль и заводите мотор. В этот момент жидкость в системе начинает принудительно двигаться по малому кругу.

Заставляет жидкость двигаться помпа 2106. Цена ее в магазинах составляет около 700 рублей. Но это только крышка с крыльчаткой. Подробную конструкцию рассмотрим немного ниже. Теперь у вас двигатель работает, прогревается, в камерах сгорания происходят вспышки. В результате этого поверхность цилиндров нагревается до большой температуры. Но все тепло отдается в жидкость, которая протекает по рубашке охлаждения двигателя.

А когда происходит прогрев до температуры в интервале 80..85 градусов, включается в работу термостат ВАЗ 2106, цена его в районе 400 рублей. Он закрывает циркуляцию по малому кругу и пускает тосол по большому. А большой круг охлаждения – это включение в схему одного дополнительного узла – радиатора. Стоит упомянуть о том, что циркуляция жидкости происходит по радиатору печки постоянно, независимо от того, в каком положении находятся клапаны термостата.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео
Расширительный бачок шестерки

И если кипит тосол в расширительном бачке ВАЗ 2106, то можно предположить две поломки – выход из строя термостата или помпы. В большинстве случаев, конечно, виноват термостат. Это устройство весьма нежное и хрупкое, а внутри системы охлаждения обычно так много всякого мусора, который оседает на поверхности клапанов термостата. И если он ломается, то жидкость циркулирует по малому кругу, не попадая в радиатор охлаждения. И тут уж совершенно не важно, в пробке вы едете, либо по трассе на нормальной скорости. Тосол все равно будет кипеть.

Сколько литров тосола

Так как объем радиаторов, каналов, двигателя, рубашки охлаждения разные, то и, соответственно, для разных марок разные объемы. Поэтом приведем данные для определенных автомобилей.

Сколько тосола или антифриза нужно в систему охлаждения автомобиля:

  • Ваз 2101 — 8 литров;
  • 2102 — 8 литров;
  • 2103 — 8,6 литров;
  • 2104 — 8,5 литров;
  • 2105 — 8,6 л;
  • 2106 — 8,6 л;
  • 2107 — 8,6 л;
  • 2108 — 7,8 л;
  • Ваз 2109 — 7,8 л;
  • Ваз 21099 — 7,8 л;
  • Ваз 2113, 2114, 2115 — 7,8 л;
  • Ваз 2110, 2111, 2112 — 7,8 литров и для 8, и для 16 клапанных двигателей;
  • 21213 «НИВА» — 10,7 л;
  • Ваз 2111 «ОКА» — 4,8 литров;
  • Лада Гранта 2190 — 7,8 л;
  • Лада Калина 23009 — 7,84 л;
  • Лада Приора — 7,84 л;
  • Лада Веста — 7,84 литров;
  • Лада Xray (Х Рей) — 7 л.

Объемы тосола или антифриза для машин УАЗ:

  1. Уаз 469 — 13 л.;
  2. Уаз Патриот — 12 л.;
  3. Уаз 452 — 13,4 л.

Объемы тосола Газель:

  1. Газели всех модификаций: от 9,7 до 11,5 л.
  2. Газель 3110 — 10,5 л.

Замена ОЖ требует знаний не только самого процесса, но и правил безопасности проведения работ. Например, нельзя менять жидкость, когда мотор горячий, то есть, нельзя открывать крышку радиатора охлаждения двигателя, когда антифриз, тосол или вода в системе горячая. Можно обжечься паром или выплескивающейся ОЖ.

Замену жидкости охлаждения надо производить периодически с соблюдением норм и правил. Также надо знать, что нельзя смешивать тосол с антифризом, водой можно разбавить, но от этого ухудшатся свойства ОЖ.

Для автомашин семейства Ваз рекомендуют менять охлаждающую жидкость после прохождения пробега 60 тыс. км. Некоторые привыкли менять по годам, например, раз в 2-3 года проводят замену тосола или антифриза.

Порядок замены тосола

Итак, выяснив все необходимые моменты, мы узнали, что в ВАЗ 2106 объем охлаждающей жидкости составляет около десяти литров

, так что необходимо взять ровно десять литров охладителя. Перед применением концентрат необходимо развести согласно инструкции или же приобрести уже готовый к применению.

Этапы замены охлаждающей жидкости:

  • Проверить датчик, который отвечает за качественные и количественные показатели антифриза в системе.
  • Слить остатки старого антифриза. Для этого необходима емкость, в которую отработанный материал будет стекать.
  • Убедиться, что мотор полностью остыл, так как если этого не случилось, то запросто можно получить серьезный ожог.
  • Установить автомобиль на склон, чтобы лучше стекла вся ненужная жидкость.
  • Открутить пробки и болты с радиатора и расширительного бачка.
  • Обязательно промыть несколько раз всю систему при помощи воды или специальных средств. Это, прежде всего, необходимо, когда хотите использовать другой вид охладителя.
  • Залить новый антифриз, включить двигатель. Пусть поработает некоторое время.
  • Теперь можно проверить показания датчиков, температуру и сколько всего тосола в бачке. При недостаточном количестве можно долить тосол до нужной отметки.
  • Закрутить все пробки и болты и автомобиль готов к дальнейшей эксплуатации.

Как видите, ничего тяжелого в этой процедуре нет, только необходимо следовать инструкциям и с ответственностью относиться к своему транспортному средству.

Замена охлаждающей жидкости | ВАЗ 2106

Переводим верхний рычаг управления отопителем в крайнее правое положение, открывая кран радиатора отопителя. Открываем капот. Для удобства снимаем брызговик двигателя (см. Замена подушек и штанги стабилизатора).

Снимаем пробку расширительного бачка.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Снимаем пробку заливной горловины радиатора.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Отворачиваем пробку сливного отверстия, расположенную в нижнем левом углу радиатора,…

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

…и сливаем охлаждающую жидкость в заранее подготовленную емкость объемом не менее 10 л.

Отстегиваем ремень крепления расширительного бачка и, приподняв бачок, сливаем через радиатор оставшуюся жидкость из соединительного шланга. Устанавливаем бачок на место.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Ключом «на 13» с левой стороны двигателя отворачиваем пробку сливного отверстия и сливаем из блока цилиндров оставшуюся жидкость.

Заворачиваем пробки сливных отверстий в блоке цилиндров и радиаторе. Заливаем свежую охлаждающую жидкость в радиатор. Образования воздушных пробок можно избежать, сняв резиновый шланг с впускного трубопровода. При появлении жидкости – надеваем шланг на штуцер. Полностью заполнив радиатор, выжидаем несколько минут и при необходимости доливаем жидкость. Закрываем радиатор пробкой.

Заливаем жидкость в расширительный бачок до уровня на 3–4 см выше о.

Пускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры. Следя за уровнем жидкости в расширительном бачке, при необходимости доливаем. Рабочая температура двигателя равна примерно 90°C.

Радиатор

1. Слейте жидкость из радиатора и блока цилиндров, удалив сливные пробки в нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров; кран отопителя салона при этом откройте, а пробку радиатора удалите с наливной горловины.

ВНИМАНИЕ: Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку нижнего бачка, вторым ключом поддерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не повредить грани пробки

2. Отсоедините от радиатора шланги.

3. Отверните болты и снимите кожух вентилятора.

4. Выньте радиатор из отсека двигателя, отвернув болты крепления его к кузову.

1. Герметичность радиатора проверяется в ванной с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см 3 ) и опустите в ванну с водой не менее чем не 30 с. При этом не должно наблюдаться травления воздуха.

2. Незначительные повреждения запаяйте мягким припоем, а при значительных замените радиатор новым.

3. Допускается глушение (обязательно с двух сторон) не более 1,5% охлаждающих трубок радиатора.

Как заменить охлаждающую жидкость у ВАЗ 2106, порядок работ

Замена охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2106 проводится аналогично, как и на других авто линейки ВАЗ выпускаемых еще в советские времена.

Порядок выполнения работ

Заменять охлаждающую жидкость необходимо только на «холодном» двигателе.

Первым делом нам необходимо будет перевести верхний рычаг системы управления отопителя в самое крайнее правое положение, при этом открыв кран радиатора отопителя.

Здесь, для удобства необходимо снять брызговик двигателя.

Далее, находим расширительный бачок, снимаем пробку.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Аккуратно снимите пробку с заливной горловинки радиатора.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Постепенно выкрутите пробку, которая закрывает сливное отверстие. Пробку Вы найдете в самом нижнем левом углу радиатора,…

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

…и слейте отработанную охлаждающую жидкость в специальную емкость, которую следует подготовить заранее, рекомендованный объем не менее 8-10 л.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Не забудьте слить ОЖ из соеденительного шланга, для этого сняв крепление расширительного бачка, приподнимите последний.

Жидкость уйдет сначала в радиатор, а затем в емкость.Далее установите бачок на место.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Переместитесь к левой стороне двигателя, найдите сливную пробку на блоке цилиндров и с помощью ключа на 13, не спеша, выкрутите ее. Оставшаяся жидкость вытечет из блока.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

После, заверните обратно пробку радиатора и главное, не забудьте про пробку блока цилиндров.

Все, старая жидкость слита, теперь залейте новую охлаждающую жидкость непосредственно в радиатор.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106: как залить тосол и вывести вентилятор на кнопку, инструкции с фото и видео

Во время заливки могут возникнуть воздушные пробки, и чтобы этого избежать необходимо, снять резиновый шланг непосредственно с впускного трубопровода. При появление жидкости, наденьте шланг на штуцер.

Когда радиатор полностью залит, необходимо немного выждать (3-5 минут) и при необходимости долейте охлаждающей жидкости. Когда радиатор будет полон, закройте его пробкой.

Далее, оставшуюся жидкость, надо залить в расширительный бачок, таким образом, чтобы жидкость была на 2–4 см выше показательной о.

Когда все работы выполнены, заведите машину, прогрейте двигатель до рабочей температуры в 90°C (для ВАЗ 2106).

Когда все готово, пускаем двигатель до прогрева его до непосредственно рабочей температуры. Напоминаем, стандартная рабочая температура двигателя у ВАЗ 2106 равняется примерно 90°C.

При этом не забывайте следить за уровнем жидкости в бачке, и при необходимости жидкость доливайте.

Сколько жидкости нужно заливать в систему охлаждения двигателя ВАЗ 2104?

При этом указанными единицами измерения являются один м3, куб, кубометр или кубический метр. Реже 1 см3. А нас интересует, сколько весит литровый объем. Что приводит к необходимости дополнительного пересчета кубических метров (м3) в литры. Это неудобно, хотя и возможно сделать правильный пересчет кубов в количество литров самостоятельно. Пользуясь соотношением: 1 м3 = 1000 л. Для удобства посетителей сайта, мы самостоятельно сделали перерасчеты и указали, сколько весит один литр тосола в таблице 1. Зная вес 1 литра тосола, вы не только определяете массу литровой банки, но и легко можете рассчитать, сколько весит любая другая емкость, для которой известен литраж. При этом, нужно понимать нежелательность и невозможность точных оценок сделанных на основании подобных пересчетов для больших емкостей со значительным объемом литража. Дело в том, что при таких методиках расчета возникает большая погрешность, приемлемая только в смысле приблизительной оценки массы. Поэтому, профессионалы пользуются специальными таблицами, в которых указано, сколько весит, например автомобильная или железнодорожная цистерна, бочка. С другой стороны, для прикладных и бытовых целей, для домашних условий, метод расчета исходя из литрового объема, вполне пригоден и может применяться на практике. В тех случаях, когда нам нужны более точные данные, например: при лабораторных исследованиях, для проведения экспертизы, для отладки производственного процесса, наладки оборудования и так далее. Вес 1 литра тосола лучше определять экспериментальным путем, через взвешивание на точных весах, по специальной методике, а не пользоваться справочными, теоретическими, табличными средними данными о плотности и его удельном весе.

ЧП Колесник 2010-2011
Наш адрес: Днепропетровск, ул. Карла Либкнехта 57 Телефон по Украине или

Сколько литров тосола

Так как объем радиаторов, каналов, двигателя, рубашки охлаждения разные, то и, соответственно, для разных марок разные объемы. Поэтом приведем данные для определенных автомобилей.

Сколько тосола или антифриза нужно в систему охлаждения автомобиля:

  • Ваз 2101 — 8 литров;
  • 2102 — 8 литров;
  • 2103 — 8,6 литров;
  • 2104 — 8,5 литров;
  • 2105 — 8,6 л;
  • 2106 — 8,6 л;
  • 2107 — 8,6 л;
  • 2108 — 7,8 л;
  • Ваз 2109 — 7,8 л;
  • Ваз 21099 — 7,8 л;
  • Ваз 2113, 2114, 2115 — 7,8 л;
  • Ваз 2110, 2111, 2112 — 7,8 литров и для 8, и для 16 клапанных двигателей;
  • 21213 «НИВА» — 10,7 л;
  • Ваз 2111 «ОКА» — 4,8 литров;
  • Лада Гранта 2190 — 7,8 л;
  • Лада Калина 23009 — 7,84 л;
  • Лада Приора — 7,84 л;
  • Лада Веста — 7,84 литров;
  • Лада Xray (Х Рей) — 7 л.

Объемы тосола или антифриза для машин УАЗ:

  1. Уаз 469 — 13 л.;
  2. Уаз Патриот — 12 л.;
  3. Уаз 452 — 13,4 л.

Объемы тосола Газель:

  1. Газели всех модификаций: от 9,7 до 11,5 л.
  2. Газель 3110 — 10,5 л.

Замена ОЖ требует знаний не только самого процесса, но и правил безопасности проведения работ. Например, нельзя менять жидкость, когда мотор горячий, то есть, нельзя открывать крышку радиатора охлаждения двигателя, когда антифриз, тосол или вода в системе горячая. Можно обжечься паром или выплескивающейся ОЖ.

Замену жидкости охлаждения надо производить периодически с соблюдением норм и правил. Также надо знать, что нельзя смешивать тосол с антифризом, водой можно разбавить, но от этого ухудшатся свойства ОЖ.

Для автомашин семейства Ваз рекомендуют менять охлаждающую жидкость после прохождения пробега 60 тыс. км. Некоторые привыкли менять по годам, например, раз в 2-3 года проводят замену тосола или антифриза.

Источник Источник Источник Источник http://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/sistema-ohlazhdeniya-vaz-2106.html
Источник Источник http://fb.ru/article/191877/sistema-ohlajdeniya-vaz—sistema-ohlajdeniya-dvigatelya-vaz-
Источник Источник Источник Источник http://lada-avia.ru/drugoe/skolko-litrov-v-sisteme-ohlazhdeniya-vaz-2106.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Geely: путь от малоизвестного бренда к глобальному игроку

Geely: путь от малоизвестного бренда к глобальному игроку

Начало пути: 1986 — 2000 гг. История Джили началась в 1986 году с небольшого предприятия по производству холодильников в городе Ханчжоу. В 1997 году, под руководством предпринимателя Ли Шуфу, компания вступила в автомобильную индустрию, начав сборку недорогих легковых автомобилей под собственным брендом. Ранние модели отличались простой конструкцией, невысокой ценой и скромным дизайном. Взлет: 2001 — […]