Harley-Davidson и тарифы ЕС: суд отменил производственный план Таиланда
В 2018 году администрация Трампа ввела импортные пошлины на сталь (+25%) и алюминий (+10%). Эта мера, предвыборное обещание тогдашнего президента США, имела далеко идущие последствия. Европейский Союз ответил встречными тарифами на американские товары, такие как мотоциклы, джинсы и бурбон. На американские мотоциклы, в том числе Harley, был введен дополнительный тариф в размере 31%, что составляет около 2000 долларов за машину.
План Harley: перенести производство в Таиланд
Чтобы избежать высоких тарифов и в то же время снизить затраты на производство, Harley-Davidson перенесла часть своего производства в Таиланд. Завод в Районге, заработавший на полную мощность в 2019 году, предназначался для производства мотоциклов для европейского рынка. Расчет Harley: машины, произведенные в Таиланде, будут считаться тайской продукцией и на них не будут распространяться пошлины ЕС. В то же время завод предназначался для обслуживания растущих азиатских рынков.
Но эта стратегия имела последствия. В США было потеряно 600 рабочих мест. Однако в Европе этот план натолкнулся на юридические препятствия.
Решение Европейского суда
Европейский суд недавно постановил, что перенос производства Harley-Davidson был в первую очередь направлен на то, чтобы избежать пошлин ЕС. Аргумент компании о том, что этот шаг был сделан по соображениям экономии, был отклонен как неубедительный.
Суд установил, что близость между введением тарифов ЕС и перемещением производства была достаточной, чтобы продемонстрировать намерение обойти тарифы. Согласно правилам ЕС (статья 33 Делегированного регламента 2015/2446), данная мера экономически неоправданна. Несмотря на то, что мотоциклы производятся в Таиланде, они по-прежнему считаются продукцией США, поскольку Harley-Davidson классифицируется как американская компания.
Прецедент с далеко идущими последствиями
Это решение может стать новаторским для подобных дел и поэтому имеет прецедентный характер. Это посылает компаниям четкий сигнал о том, что стратегии по избежанию торговых тарифов будут подвергаться строгому контролю.
Влияние на мотоциклетную промышленность
Приговор был вынесен Harley-Davidson в самый неподходящий момент. Компания борется с падением продаж, старением клиентской базы и недовольством дилеров. В то же время Harley находится под давлением необходимости выпускать дочерние электрические модели LiveWire, пытаясь при этом сохранить классический имидж бренда.
Другие производители также страдают от торговых конфликтов. Конкурент Harley, компания Polaris, с 2020 года производит такие модели, как Scout и FTR, на заводе в Ополе, Польша, даже те, которые предназначены для рынка США. Еще неизвестно, столкнется ли Индия с аналогичными юридическими препятствиями.
Заключение
Попытка Harley-Davidson избежать пошлин ЕС путем перемещения производства провалилась. Решение Европейского суда показывает, насколько тщательно изучаются торговые стратегии, направленные на использование лазеек в регулировании. Что касается Harley, еще неизвестно, как компания отреагирует на эти неудачи и сможет ли она вернуть бренд на путь к успеху.