ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 — Характеристики и Расход

Грузовик ЗиЛ-4331 высокой проходимости

Кабина автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

Транспортное средство относится к грузовикам капотного типа. На автомобиле ЗИЛ-133ГЯ использована трехместная кабина от модели ЗИЛ-130 с общим диваном и жестко закрепленной спинкой. В передней части ее установлены фары, пофарники и указатели поворотов, между которыми расположена радиаторная решетка с характерными горизонтальными прорезями. Из кабины обеспечивается хороший круговой обзор через ветровое, боковые и заднее окна. Попасть внутрь можно через запираемые двери, снабженные опускающими окнами и поворотной форточкой.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Рабочее место водителя оборудовано приборным щитком, рулем, педальным узлом, рычагами переключения передач и стояночного тормоза. Органы управления автомобилем расположены удобно и в меру информативны, что упрощает вождение. На щитке установлены следующие приборы и устройства:

  • Спидометр со счетчиком пробега.
  • Указатели тока, температуры двигателя, количества топлива.
  • Манометр двухстрелочный, указывает давление воздуха в рабочей тормозной системе.
  • Сигнальная лампа перегрева охлаждающей жидкости.
  • Контрольные лампы: дальнего света – синяя, указателя поворотов – зеленая.
  • Выключатель зажигания с ключом.
  • Трехпозиционная ручка переключателя света.
  • Ручки управления дроссельной заслонкой карбюратора, стеклоочистителя, подачей горячего воздуха из отопителя, жалюзи радиатора.
  • Кнопка включения насоса омывателя.
  • Выключатели плафона освещения кабины, вентилятора кабины и двухпозиционный для управления противотуманными фарами.
  • Трехпозиционный переключатель управления электродвигателем печки.
  • Ножной переключатель ближнего и дальнего света фар.

Для управления агрегатами и механизмами автомобиля предусмотрены три педали: сцепление, тормоз и акселератор. Кнопка звукового сигнала находится в центре рулевого колеса, что упрощает ее использование при необходимости. На потолке кабины установлена розетка для переносной лампы, которая может работать даже при отключенной массе, поскольку находится в цепи аварийной сигнализации.

Технические характеристики ЗИЛ-4331

Хотя изначально ЗИЛ-4331 задумывался как именно дизельный грузовой автомобиль нового поколения, «в историю» он вошёл с тремя серийными типами моторов, два из которых – бензиновые карбюраторные. Минские и катерпилларовские двигатели – не в счёт, они, конечно, пробовались на «ЗИЛах», но это – раритет и экзотика.

Дизель собственной разработки завода «ЗИЛ-645», так сказать, «запоздал на премьеру» машины и внедрялся в серийное производство позже. Да так и остался, по мнению многих имеющих опыт работы на ЗИЛ-4331, довольно сырым и не до конца доработанным двигателем. Но об этом позже, в разделе «Отзывы владельцев», а сейчас – кратко о технических характеристиках каждого из серийных моторов данной модели.

Двигатель ЗИЛ-508.10

Восьмицилиндровый, 16-ти клапанный карбюраторный бензиновый двигатель собственного производства Завода имени Лихачёва.

  • Конфигурация цилиндров – V-образная.
  • Рабочий объём камеры сгорания 6 литров.
  • Диаметр цилиндра 100 мм.
  • Ход поршня – 95 мм.
  • Максимальная мощность, при 3 200 об/мин – 150 л. с.
  • Степень сжатия: 7,1.
  • Максимальный крутящий момент: 402 Н·м, при 1800—2000 об/мин.
  • Расход топлива при смешанном цикле: 36 литров бензина А-76 на 100 км.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Двигатель ЗИЛ-508300

  • Также 8 цилиндров, 16 клапанов, 6-ти литровый,
  • V-образная компоновка.
  • Отличие – в установке на этот мотор карбюратора К-96 с электронным управлением и соответствие двигателя экологическому стандарту «Евро3».
  • Есть также отличия в максимальной мощности: при 3 200 об/мин она составляла 134 л.с.
  • Максимальный крутящий момент: 377 Н·м, при 2000 об/мин.
  • Расход бензина меньший, но незначительно, по сравнению с ЗИЛ-508.10, также превышающий 30 л. на 100 км пути.

Двигатель ЗИЛ-645

  • Восьмицилиндровый, 16-ти клапанный 4-х тактный дизельный силовой агрегат рабочим объёмом 8 745 кубических сантиметров. (8,745 литров).
  • Максимальная мощность, при 2800 об/мин: 185 л. с.
  • Диаметр цилиндра: 110,0 мм;
  • ход поршня: 115,0 мм.
  • Степень сжатия: 18,5.
  • Максимальный крутящий момент: 510 Н·м, при 1400-1600 об/мин.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Коробка передач ЗИЛ-4331

Большинство ЗИЛ-4331 комплектовались механической 9-ти ступенчатой коробкой передач, оснащённой планетарным демультипликатором, синхронизированной (кроме 1й передачи и «задней скорости»). В отдельных модификациях использовались пяти- и восьми ступенчатые МКПП.

Механизм сцепления – однодисковый, с периферийными пружинами и пневмо-гидроусилителем в приводе.

Подвеска, ходовая часть

На ЗИЛ-4331 устанавливались колёса размером R20, с обычным или вездеходным рисунком протектора. Рекомендованное производителем давление в колёсах составляет 6 кгс. на квадратный сантиметр. Тормозная система построена по двухконтурной системе с пневмо-приводом, оснащена тормозами барабанного типа.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Радиус тормозных барабанов – 210 мм, ширина передних тормозных накладок – 100 мм, задних – 140 мм. Дополнительный тормозной контур является совмещённым с контуром стояночного тормоза, который воздействует на задний мост посредством механических энерго-аккумуляторов.

Габаритно-массовые характеристики ЗИЛ-4331:

  • Длина х Ширина х Высота: 6,37 х 2,422 х 2.81 метров;
  • Стандартная колёсная база – 4,5 м;
  • Дорожный просвет: 330 мм;
  • Расстояние между передними колесами – 1,93 м; между задними – 1,85 м;
  • Масса автомобиля «безо всего» – 4,82 тонны; снаряжённой машины – 5,3 тонны.
  • Суммарная масса с полной загрузкой – 11,7 тонн.
  • В качестве седельного тягача или в составе автопоезда дизельный ЗИЛ-4331 может тянуть груз до 25-ти тонн.
  • На ЗИЛ-4331 установлен 170-литровый топливный бак;
  • ёмкость для охлаждающей жидкости на 27 литров.
  • Ёмкость системы смазки двигателя – 18 л; гидроусилителя – 3 л.; системы смазки МКПП – 10,5 литров.

Весовые параметры отдельных узлов и механизмов автомобиля

Каждая система ЗИЛ-4331 имеет довольно внушительный вес:

  • полностью укомплектованное колесо (диск, камера, шина) – 93 кг;
  • платформа (без расширительных опор и других механизмов) – 860 кг;
  • вес радиатора (без хладагента) – 20 кг;
  • дополнительная рессора из листовой стали – 27 кг;
  • рессора задней части платформы – 75 кг;
  • рессора передней части платформы – 60 кг;
  • карданный вал – 59 кг;
  • ведущий мост (без колес) – 290 кг;
  • мост задний (без установленных на нем колес) – 520 кг;
  • вес силовой установки – 720 кг;
  • вес силовой установки со всем дополнительным оборудованием – 960 кг;
  • КПП – 200 кг;
  • вес водительской кабины вместе с креслами и остальным наполнением – 550 кг;
  • рамная конструкция (вместе с буфером) – 540 кг.

Особенности конструкции

Задачи конструкторы СКБ решили непростые: они сделали всепроходимый и плавающий автомобиль, при этом достаточно лёгкий, но и вместительный. Стеклопластиковый кузов-лодка; огромные колёса с шинами И-159 и системой централизованной подкачки обеспечивают машине плавучесть. Трёхосная конструкция позволяет проезжать по пересечённой местности с самым сложным и неоднородным ландшафтом, а возможность их стравить – по непрочным грунтам, которые не выдерживают большого удельного давления.

Вездеходы ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 имеют максимально унифицированную конструкцию. Они отличаются только оборудованием грузовой площадки (ЗИЛ-4906) или пассажирского блока (ЗИЛ-49061) в кормовой части корпуса. В первом случае вездеход оснащался подъёмным краном и подходящим по форме ложементом для спускаемого аппарата, а во втором – герметичной, оборудованной всеми медицинско-спасательными средствами и климатической установкой, пассажирской кабиной.

Корпус, силовая установка, трансмиссия, шасси обеих этих машин – совершенно одинаковые. Согласно опыту предыдущих подобных проектов, вездеходы-амфибии ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 были построены на основе корпуса рамной конструкции.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

В его составе – сварная облегчённая рама из алюминиевого сплава, составленная из продольных и поперечных профилей, плюс нескольких косынок и раскосов в наиболее нагруженных местах. Рама скреплена со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом амфибии. Передний свес корпуса выполнен изогнутым, с несколькими продольными ребрами жёсткости. Над колёсами разместили вертикальный борт с крупными колёсными арками. Задняя часть корпуса, с вертикальной кормовой панелью, имеет поднимающееся днище. Данное решение было связано с конструктивной необходимостью монтажа пары наружных гребных винтов.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Для передвижения по водной поверхности вместо танковых водомётов, которые применялись на экспериментальных ЗИЛовских вездеходах, в «Синих птицах» применили гребные винты.

Поскольку вездеходы ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 – аэромобильные, за счёт материалов кузова их постарались сделать как можно более лёгкими: раму сдалали из алюминиевых профилей, сам кузов – из стеклопластика. Для ЗИЛовцев этот материал уже в середине 1960-х был не чем-то инновационным, а вполне знакомым, поэтому кузов был выполнен очень профессионально, и получился очень качественным.

Те, кому удалось покататься на «Синих птицах» в наше время, рассказывают, что сегодня этот кузов утратил часть своих свойств. Он просто-напросто постарел. Дело в том, что с течением времени эпоксидная смола, которая соединяет многочисленные слои стеклопластикового кузова, утратила свою эластичность. И если «молодой» кузов ЗИЛ-49061 с лёгкостью валил деревья толщиной в руку, прогибался и деформировался, как угодно, возвращаясь потом в исходное состояние; то сегодня его приходится беречь: кузов неэластичный и хрупкий стал.

Интересным было выполнено крыло, которое идёт вдоль борта автомобиля. Оно сделано откидным. Его не сломаешь в кустах или непролазной чаще, а на воде его можно откинуть, получив мостик, по которому можно проходить вдоль всего борта. А когда крылья висят, они закрывают доступ к двум бензобакам, которые расположены симметрично по обоим бортам машины.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Невиданное разнообразие

В модельный ряд «Новотрака» включили автомобиль-тягач повышенной проходимости ЗИЛ-131Н4 (6х6), оборудованный дизелем Cat 3114. С этим мотором машина развивала максимальную скорость 80 км/ч, расходуя при этом 25 л топлива на 100 км пути (при скорости 60 км/ч). Масса снаряжённого автомобиля – 6705 кг, полезная нагрузка – 5 т (по бездорожью – 3,75 т). Модель могла быть оборудована ремонтной мастерской, буровой установкой, цистерной, фургоном и др. Один из полноприводных вездеходов ЗИЛ-131Н4 с двигателем Cat 3114 отправили заказчику в Северную Америку.

Продуктовая линейка, в которой применялись дизельные двигатели Cat 3116, оказалась довольно разнообразной. В неё входили двухосные машины (ЗИЛ-4421, ЗИЛ-4423) со 185-сильным двигателем, двух- (ЗИЛ-4423) и трёхосные грузовики с увеличенной до 200 л.с. мощностью. ЗИЛы с этими моторами изготовляли в вариантах седельных тягачей для работы в составе автопоездов и длиннобазных шасси для установки различных кузовов ёмкостью до 30 кубов. С 1995 года клиенты могли остановить свой выбор и на самой мощной модификации двигателя Cat 3116 ТА (250 л.с.).

Именно такой двигатель оказался в подкапотном пространстве седельного тягача ЗИЛ-54236A, предназначенного для работы на местных и ближнемагистральных перевозках. Партию подобных машин в количестве 100 единиц заказало у СП правительство Москвы, являвшееся владельцем контрольного пакета акций АМО ЗИЛ. На указанные тягачи устанавливали двухдисковое сцепление Lipe, механическую 9-ступенчатую коробку передач Eaton, карданный вал изготовила и поставила компания Spicer. Ещё одной особенностью машины стало то, что она комплектовалась новым, так называемым тяжёлым ведущим мостом, выдерживавшим 11,5-тонную нагрузку, и впервые на машине ЗИЛ была установлена АБС тормозов калужского производства.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Тягач имел колёсную базу 5600 мм. Его снаряжённая масса составила 5610 кг, нагрузка на седельно-сцепное устройство – 8,1 т, максимальная скорость движения автопоезда с нагрузкой – 85 км/ч. Полная масса автопоезда достигала 25–30 т (в зависимости от передаточного числа главной пары, которое равнялось 4,62 или 5,29). Тягач снабдили парой топливных баков объёмом по 300 л каждый, а также интегрированным спальным отсеком повышенной комфортности, имевшим два спальных места, улучшенные отделку и оснащение. Объёмные аэродинамические обтекатели обеспечивали экономию топлива при движении на высоких скоростях.

Двухсотсильными Cat 3116 могли комплектоваться трёхосные модели: шасси ЗИЛ-133Д4, седельные тягачи ЗИЛ-133ВЯ, ЗИЛ-13309А, ЗИЛ-13312А, бортовые грузовики ЗИЛ-13303А, ЗИЛ-13314А. Их оборудовали короткой кабиной или удлинённым вариантом cо спальным отсеком. Колёсная база автомобилей – 3800+1400 мм и 4610+1400 мм. Впрочем, все эти модели по желанию клиентов могли оснащаться и мотором Cat 3116 мощностью 185 л.с. Шасси были приспособлены для монтажа термоизолирующих или мебельных кузовов, а также специализированных кузовов типа «передвижной офис», «автолавка» и пр. полезным объёмом до 30 кубометров.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

История создания МАЗ-6303

История модели МАЗ-6303 началась еще в 1965 году. Именно тогда белорусские конструкторы начали делать первые шаги на пути к созданию полноценных трехосных грузовиков повышенной грузоподъемности. Необходимость создания таких автомобилей обуславливалась интенсивно увеличивающимися объемами грузоперевозок, а также плохим качеством и недостаточной разветвленностью дорог того времени.

Свои первые наработки в сегменте трехосных большегрузов инженеры воплотили в бортовом МАЗ-516 с вывешиваемой задней осью, седельных тягачах МАЗ-520 и 515, а также в бортовом магистральном тягаче с проходным средним мостом МАЗ-514.

Как показали испытания, эти экспериментальные модели были еще очень далеки от совершенства, несмотря на свою перспективность. В частности, увеличение грузоподъемности автомобилей требовало использования более мощных двигателей, усовершенствования задней подвески, перекомпоновки шасси и т.д.

В течение последующих лет эти модели претерпели множество изменений, но судьба каждой из них сложилась по-разному. Так, например, первая партия усовершенствованных МАЗ-516 сошла с конвейера в 1969 году. С 1970 по 1981 год продолжался выпуск модернизированных МАЗ-516А и 516В. МАЗ-515 и 520 так и не вышли в серийное производство, зато концепция рулевого управления последнего была позже использована конструкторами при создании МЗКТ-6515. Испытания МАЗ-514 прошли в 1969 году, но мощности шестицилиндрового двигателя ЯМЗ-236 для модели, которая должна была работать в составе автопоезда, оказалось недостаточно, поэтому первая промышленная партия с 270-сильным мотором ЯМЗ-238Е была выпущена только в 1974 году.

В последующие 10 лет конструкторы МАЗ плодотворно работали над созданием мощных и многофункциональных грузовиков, и к началу 90-ых годов предприятие уже имело в запасе несколько довольно удачных моделей нового поколения большегрузных автомобилей. Именно этот факт помог автозаводу не только более-менее спокойно перенести экономический кризис, вызванный распадом СССР, но и продолжить разработку и выпуск новых автомобилей, которые так требовались в то время для поддержания конкурентоспособности МАЗ.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Одной из таких ярких и свежих моделей стал мощный бортовой трехосник МАЗ-6303, выделившийся оригинальным техническим решением в виде колесной формулы 6х4. Данный автомобиль изначально создавался под европейские требования, поэтому был, что называется, обречен на успех. Новинка оказалась настолько успешной, что практически все последующие трехосные большегрузы Минского автозавода имели определенную «родственную связь» с МАЗ-6303.

На базе этой модели были созданы такая автоспецтехника, как МАЗ-630168 (6х2), МАЗ-6317 (6х6), мощный МАЗ-630326 лесовоз, крупный тягач для работы в составе автопоезда грузоподъемностью до 67 тыс. кг и прочие версии.

Новое на фоне старого

На этом фоне грузовик ЗИЛ-433180, созданный с минимальными усилиями, можно сказать, из подручных средств, отличается лучшими удельными показателями, например, коэффициентом тары (отношение полной массы к грузоподъемности) и ценой за одну тонну номинальной грузоподъемности. Опыт продаж показывает, что ЗИЛ-433180 пользуется повышенным спросом, другое дело, что объем производства сравнительно невелик. В семейство пока включены две основные версии: бортовой грузовик 433180 и шасси 433182 под комплектацию разнообразными надстройками, например, изотермическими фургонами, мусоровозными кузовами. Разработана версия шасси 494582 под самосвальный кузов.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и РасходЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Сам автомобиль получился внешне довольно привлекательным благодаря удлиненной в процессе компоновки нового двигателя передней маске капота с новой облицовкой радиатора округлой формы. Но мягкий голубой тон внешней окраски кабины контрастирует с убогим интерьером. Попадаешь в другой мрачный мир, с черным дерматином сидений, черным пластиком передней панели, черной обивкой и черной эмалью окраски металлических деталей. Только лампочки и стрелочки панели приборов выделяются на этом «ровном» фоне разноцветной мишурой. К сожалению, показанный на ММАС-2006 рестайлинговый проект «Тапир» с вполне симпатичным вариантом оперения кабины пока остается только прототипом с неясными перспективами серийного производства.

Порадовала работа передней подвески – она сохранила традиционную мягкость и хорошую энергоемкость. В задней подвеске, правда, только в качестве опции, предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости, рассчитанный на осевую нагрузку 10 т. Предусмотрена и заказная блокировка дифференциала. Девятиступенчатая КП с автоматически управляемым демультипликатором оснащена синхронизаторами на всех передачах, кроме первой. Включение демультипликатора осуществляется пневмоприводом с управлением от рычага КП (простым покачиванием рычага в стороны).

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Наиболее благоприятное впечатление произвела работа АБС. На скользкой зимней дороге даже при движении по прямой задняя часть автомобиля постоянно стремилась к заносу, но при торможении в этих же условиях автомобиль четко сохранял направление движения и позволял его корректировку. В различных источниках мы обнаружили разночтение относительно контрольного расхода топлива при скорости 60 км/ч, в одном случае 22 л/100 км, в другом – 20,4 л/100 км, а в третьем – 19 л/100 км. На наших же испытаниях мы получили значение всего в 16,3 л/100 км, что только подтверждает привлекательность дизеля с точки зрения расходов на эксплуатацию. К сожалению, сравнить эти данные с расходами топлива аналогов мы пока не можем из-за отсутствия у нас собственной базы данных по автомобилям такого класса.

Пример ЗИЛ-433180 показывает, что нынешний вектор развития АМО ЗИЛ направлен в сторону улучшения потребительских свойств и качеств продукции, но хочется видеть более уверенное и быстрое движение в этом направлении. Несомненно, в перспективе дизельный двигатель нового технического уровня с использованием электронных систем управления топливоподачей, турбокомпрессором и системой нейтрализации уровня Euro 3 и Euro 4 позволит традиционной линейке грузовых моделей ЗИЛ оставаться в строю еще достаточно долго.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Испытания проводились на динамометрической дороге ФГУП НИЦИАМТ в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306–90.

История модели «ЗИЛ-433362» через призму истории завода

Завод имени Лихачёва совсем немного «не дотянул» до своего 100-летнего юбилея. На рубеже 2013/2014 годов в многолетней истории старейшего отечественного автопроизводителя была поставлена точка.

Обширная территория предприятия (это 300 гектаров, практически в центре столицы, примыкающая к Москве-реке) застраивается новыми жилыми комплексами, офисными зданиями, торгово-развлекательными центрами. «Остался в живых» только маленький цех по производству и обслуживанию правительственных легковых автомобилей премиум-класса.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход
Если серийное производство семейства «ЗИЛ-4331» ведёт свою историю с 1987-го года, то модель «ЗИЛ-433362» была разработана в конце 90-х годов ХХ века. В то время Завод имени Лихачёва не только ещё не скатывался к банкротству, но даже был на определённом подъёме, наращивая объёмы производства и оправляясь от удара, нанесённого ему «шоковой терапией» 90-х.

Справедливости ради нужно отметить, что количество ЗИЛовских грузовиков, выпущенных в те годы, росло вовсе не потому, что они были очень конкурентоспособными, современными и востребованы на рынке. Напротив, «ЗИЛ-4331» уже в первые годы своего серийного производства был безнадёжно устаревшей «моделью прошлого века», а новый «ЗИЛ-5301 Бычок» был бесконечно далёк от совершенства и во многом уступал конкурентам.

Спрос на «ЗИЛ»ы в конце 90-х / начале 2000-х был создан во многом искусственно, благодаря невероятно энергичной деятельности тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова. С 1997-го года контрольный пакет акций завода принадлежал правительству Москвы. Все столичные, и многие региональные коммунальные и прочие службы оснащали свой автопарк «ЗИЛ»ами именно по настоятельным рекомендациям Юрия Михайловича и его помощников.

В 1997 году в самом авторитетном автожурнале страны «За рулём» анонсируется выпуск новой модели в рамках 4331-го семейства. Это «ЗИЛ-433362» – универсальное шасси, максимально приспособленное для успешной работы илососных вакуумных установок для канализационных колодцев и ливнёвки; комбинированных дорожных машин для уборки улиц и т.п.

Почему это наш МКАД чистят от снега «их» грузовики «Мерседес» с системой «Шмидт»? Непорядок! Наш «ЗИЛ», может, не красавец, но дело свое знает! И вместо импортной техники закупались новые «ЗИЛ-433362», с новой же системой «ПР-1 Экомтех» Ряжского авторемонтного завода. И т.д., и т.п.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Юрий Лужков стремился сохранить промышленное производство в столице, используя «административный ресурс».

В 2000 году три автомобиля марки «ЗИЛ-433420» совершили, при поддержке правительства Москвы, уникальный кругосветный (!) автопробег по маршруту Москва-Якутск-Уэлен-Северная Америка-Западная Европа-Калининград-Москва.

Первый этап кругосветной экспедиции длиною 13 с половиной тысяч километров был пройден за 62 дня и завершился в поселке Уэлен на берегу Берингова пролива (Чукотка). Затем – на Аляску, и через весь североамериканский континент к Атлантике. Всего экспедиция на «ЗИЛ-433420» преодолела 45 тысяч километров. Последний километр, до Красной Площади, вместе с членами экспедиции проехал и сам московский мэр.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Памятна также история с производством колоколов для возрождаемого Храма Христа Спасителя. 14 колоколов весом то 8 кг до 27 тонн были изготовлены на «ЗИЛ»е!
А затем и мэр, и весь состав столичного правительства сменился.

Новые чиновники подошли к проблеме Завода имени Лихачёва с холодным и прагматичным расчётом: завод – это актив, и он должен приносить прибыль, а не хлопоты и убытки. Без мощной поддержки пресловутого «административного ресурса» устаревшие, неэкономичные и малорентабельные, по сравнению с современными конкурентами, «ЗИЛ»овские грузовики оказались уже окончательно никому не нужны.

Данных о том, сколько было выпущено единиц модификации «ЗИЛ-433362», нет. Но, по всей видимости, не так много. Эпоха грузовиков, работающих на бензине, прошла, и «ЗИЛ-433362» – один из последних её представителей.

Бортовой грузовик ЗИЛ-433180

Вот уже полтора десятилетия АМО ЗИЛ переживает трудные времена, которые никак не закончатся, несмотря на многочисленные планы модернизаций и реструктуризаций, а недавно окончательно решено вывести за пределы столичной территории значительную часть производственных мощностей. Но, несмотря на это, АМО ЗИЛ продолжает работать над созданием новых моделей автомобилей, одним из которых стал ЗИЛ-433180.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Необходимая прелюдия

Этот грузовик, выпускаемый с 2004 года, интересен двумя моментами – увеличенной до 8 т грузоподъемностью и шестицилиндровым дизелем ММЗ Д-260.11 Е2 мощностью 178 л.с. с солидным значением крутящего момента, равным 708 Н·м. Ставка на импортный (хотя и ближнезарубежной страны) дизель сделана не от хорошей жизни – просто в настоящее время у АМО ЗИЛ нет собственного дизельного двигателя, несмотря на многолетние усилия по его созданию и освоению в производстве.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Примерно тридцать лет назад на фоне резкого подорожания нефти на мировом рынке в СССР была принята широкомасштабная программа тотальной дизелизации автомобильного транспорта. Она подразумевала помимо модернизации двигателей ЯМЗ, пуска мощностей по выпуску дизелей КамАЗ и разработку ряда новых семейств дизелей, включая даже малолитражные дизели для легковых автомобилей. В условиях впадавшей во все больший паралич командно-административной системы хозяйствования успели создать дизели и для ВАЗа (малолитражный), и для ГАЗа (с воздушным охлаждением), а для УралАЗа закупили лицензию на мотор Deutz (тоже «воздушник»), а ЗИЛу была поручена разработка собственного семейства дизелей ЗИЛ-645. В отличие от предыдущих проектов этот безнаддувный мотор с водяным охлаждением мощностью порядка 180 л.с. дошел до серийного производства и в 1986–2003 годах устанавливался на серийную продукцию. Под производство порядка 150 000 дизелей в год специально был построен огромный завод в городе Ярцево, Смоленской области, но выйти на крупносерийное производство двигателей он уже не успел. Грянули рыночные реформы.

Очевидно, что Госплан и Минавтопром совершили просчет, приведший к распылению средств. Вместо создания оптимальной номенклатуры дизельных двигателей (хотя бы и на основе лицензий передовых мировых производителей) и их централизованного производства на базе ЯМЗ и/или КамАЗа каждому заводу был задан план по освоению собственных силовых агрегатов.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Переход к новой рыночной политике в 1992 году послужил точкой отсчета в новой судьбе отечественной автопромышленности. Крупномасштабные проекты производства дизелей стали закрываться один за другим как убыточные и бесперспективные. Проект развития дизеля ЗИЛ-645 замер на этапе оснащения его системой наддува, было создано всего несколько десятков таких двигателей. Оставшись без руководящего и надзирающего государева ока, предприятия автомобилестроительной отрасли начали выплывать в бурных водах экономики периода первоначального накопления каждый сам по себе, уже не имея и толики тех средств, что централизованно выделялись на дизелизацию, к тому же растеряв рынки сбыта не только в дальнем, но и в ближнем зарубежье, где, кроме того, остались и многие прежние смежники.

Дизельные химеры

В России и по сей день не существует массовых серийных дизелей, предназначенных для коммерческого транспорта полной массой 3,5–5 т и мощностью до 220 л.с. (минимальный порог для продукции камских и ярославских дизелей). Ярославская серия 530, включающая рядные четырех- и шестицилиндровые двигатели, превратилась в мифический образ, а отсутствие даже опытных образцов на прошедшем ММАС-2006, как говорится, оптимизма не прибавляет. Поэтому неудивительно, что ОАО «КАМАЗ», например, сделало ставку на двигатели Cummins, создав СП с американцами по их сборке. Белорусский ГУП «МАЗ» проявляет заметный интерес к двигателям Deutz. Российских производителей пока выручают братья-славяне с Минского моторного завода. АМО ЗИЛ первым еще в 1994 году начал устанавливать на своего «Бычка» (ЗИЛ-5301) дизель ММЗ Д-245.12 мощностью 109 л.с.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

За последнее время Минский завод осуществил дальнейшую модернизацию двигателя, сделав его более автомобильным: была увеличена степень сжатия, изменены впускная и выпускная системы, при этом существенно возросли крутящий момент и мощность, а в сочетании с охладителем наддувочного воздуха дизель стал соответствовать экологическим нормам Euro 2. Появились модификации Д-245.7 мощностью 122 л.с и Д-245.9 мощностью 136 л.с. Нам доводилось испытывать и бортовой, и пассажирский «Бычки» (ЗИЛ-5301ЕЕ и 3250ВО соответственно), оснащенные Д-245.9 Е2. Основным их достоинством оказался уникально низкий расход топлива, правда, только на скоростях до 60–70 км/ч. Модификации модернизированного Д-245.7 Е2 также с успехом используются на автобусах ПАЗ, КАвЗ и новом нижегородском среднетоннажнике «Валдай». На свою пятитонку 4370 «Зубрёнок» МАЗ устанавливает двигатель ММЗ Д-245.30 мощностью 155 л.с.

Для более тяжелых моделей, как МАЗ-4371, КамАЗ-4308 и тем более ЗИЛ-433180, требуется значительно большая мощность двигателя, составляющая уже порядка 180 л.с., как на зарубежных аналогах. Интересно, что двигатель ММЗ Д-260.11 Е2 применяется Минским автозаводом только для оснащения автобусов большого класса, а вот в сегменте среднетоннажных грузовиков предприятие все больше ориентируется на использование (пока в заказной комплектации) двигателя Deutz мощностью 170 л.с. В свою очередь КАМАЗ свою пятитонную модель 4308 изначально создавал под шестицилиндровый Cummins старой серии «В» мощностью 178 л.с., причем если до недавних пор эти двигатели импортировали из Бразилии, то с 2007-го намереваются оснащать данный грузовик моторами уже собственной сборки.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Двигатель прогресса

Конструкция шестицилиндрового мотора Д-260.11 Е2 и его компоновка в моторном отсеке оставалась для нас «терра инкогнито». Когда же был откинут интегральный капот , первый взгляд разрешил все загадки – двигатель создан путем продольной «стыковки» двух трехцилиндровых блоков Д-243 (этот двигатель применяется на дорожно-строительной технике), о чем свидетельствовали две раздельные крышки головок блоков цилиндров. Таким образом, рабочий объем Д-260 в полтора раза больше, чем у четырехцилиндрового Д-245 (4,75 л), и составляет 7,12 л. Совершенно очевидно, что такой модульный принцип создания дизелей большей мощности из двигателей меньшей мощности (да еще морально устаревших) решает проблему лишь частично. Мы испытали разочарование. Действительно, современный мирового уровня двигатель таким путем не создашь. Из-за увеличения длины двигатель не подходит для автомобилей МАЗ по компоновочным параметрам, а вот под удлиненным «зиловским» капотом выглядит вполне естественно. К сожалению, не представилось возможности более детально познакомиться с конструкцией двигателя, но можно смело утверждать, что принципиальной разницы в конструкции с Д-245.7 Е2 он не имеет.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Таким образом, отсутствие прогресса в области создания собственного российского дизеля средней мощности, отвечающего мировому уровню, в условиях ужесточения экологического законодательства во всем мире вообще и в нашей стране, в частности, уже превращается в национальную проблему. Компания Cummins за это время создала новую серию ISBe уровня Euro 4 и такую мощность получает уже с четырех цилиндров при сохранении отличительной особенности серии «В» – один литр объема на один цилиндр. Топливные системы с не зависящим от оборотов двигателя давлением многоступенчатого впрыска топлива, его электронное управление и дозирование становятся необходимыми условиями обеспечения современных параметров двигателей. Но пока не станем заглядывать в будущее. До середины 2007 года в России действуют нормы Euro 2, двигатель Д-260.11 Е2 им соответствует и вполне гармонирует с автомобилем ЗИЛ-433180, к тому же есть практические наработки по обеспечению двигателем норм Euro 3.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Относительно грузоподъемности 8 т надо отметить, что в данном сегменте российского рынка грузовики отечественных марок представлены весьма скудно. Единственным аналогом ЗИЛ-433180 можно считать лишь КамАЗ-43253 (4х2) полной массой 14 740 кг и грузоподъемностью в бортовом варианте 7,5 т. В последние годы КАМАЗ успешно расширил диапазон грузоподъемности своей продукции, преимущественно в сторону больших и особо больших значений, но и среднему классу стал уделять значительное внимание. Новые семейства камских грузовиков с колесной формулой 4х2 разрабатываются уже изначально с использованием качественных и надежных, но и более дорогих комплектующих европейского уровня, например, одноступенчатых гипоидных мостов «Мадара» и коробок передач ZF. Впрочем, КАМАЗ предпринимает усилия по локализации производства ряда комплектующих (для выпуска современных коробок передач создано СП с фирмой ZF).

Новое на фоне старого

На этом фоне грузовик ЗИЛ-433180, созданный с минимальными усилиями, можно сказать, из подручных средств, отличается лучшими удельными показателями, например, коэффициентом тары (отношение полной массы к грузоподъемности) и ценой за одну тонну номинальной грузоподъемности. Опыт продаж показывает, что ЗИЛ-433180 пользуется повышенным спросом, другое дело, что объем производства сравнительно невелик. В семейство пока включены две основные версии: бортовой грузовик 433180 и шасси 433182 под комплектацию разнообразными надстройками, например, изотермическими фургонами, мусоровозными кузовами. Разработана версия шасси 494582 под самосвальный кузов.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Сам автомобиль получился внешне довольно привлекательным благодаря удлиненной в процессе компоновки нового двигателя передней маске капота с новой облицовкой радиатора округлой формы. Но мягкий голубой тон внешней окраски кабины контрастирует с убогим интерьером. Попадаешь в другой мрачный мир, с черным дерматином сидений, черным пластиком передней панели, черной обивкой и черной эмалью окраски металлических деталей. Только лампочки и стрелочки панели приборов выделяются на этом «ровном» фоне разноцветной мишурой. К сожалению, показанный на ММАС-2006 рестайлинговый проект «Тапир» с вполне симпатичным вариантом оперения кабины пока остается только прототипом с неясными перспективами серийного производства.

Порадовала работа передней подвески – она сохранила традиционную мягкость и хорошую энергоемкость. В задней подвеске, правда, только в качестве опции, предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости, рассчитанный на осевую нагрузку 10 т. Предусмотрена и заказная блокировка дифференциала. Девятиступенчатая КП с автоматически управляемым демультипликатором оснащена синхронизаторами на всех передачах, кроме первой. Включение демультипликатора осуществляется пневмоприводом с управлением от рычага КП (простым покачиванием рычага в стороны).

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Наиболее благоприятное впечатление произвела работа АБС. На скользкой зимней дороге даже при движении по прямой задняя часть автомобиля постоянно стремилась к заносу, но при торможении в этих же условиях автомобиль четко сохранял направление движения и позволял его корректировку. В различных источниках мы обнаружили разночтение относительно контрольного расхода топлива при скорости 60 км/ч, в одном случае 22 л/100 км, в другом – 20,4 л/100 км, а в третьем – 19 л/100 км. На наших же испытаниях мы получили значение всего в 16,3 л/100 км, что только подтверждает привлекательность дизеля с точки зрения расходов на эксплуатацию. К сожалению, сравнить эти данные с расходами топлива аналогов мы пока не можем из-за отсутствия у нас собственной базы данных по автомобилям такого класса.

Пример ЗИЛ-433180 показывает, что нынешний вектор развития АМО ЗИЛ направлен в сторону улучшения потребительских свойств и качеств продукции, но хочется видеть более уверенное и быстрое движение в этом направлении. Несомненно, в перспективе дизельный двигатель нового технического уровня с использованием электронных систем управления топливоподачей, турбокомпрессором и системой нейтрализации уровня Euro 3 и Euro 4 позволит традиционной линейке грузовых моделей ЗИЛ оставаться в строю еще достаточно долго.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Погодные условия при проведении испытаний

Температура, °С+18
Скорость ветра, м/с1…3
Давление, гПа978
Относительная влажность, %45

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Особое мнение

Дизельная тема на ЗИЛе поднимается достаточно давно. Первые трехтонки ЗИС-5, оснащенные дизелями иностранного производства, участвовали еще в испытательном дизельном пробеге 1935 года. В 1950–1960-е годы велась разработка дизельных двигателей на базе серийных карбюраторных моторов, но перспективную бескапотную модель ЗИЛ-170 отдали по указанию сверху на КАМАЗ. Всерьез к разработке собственного дизеля в производственном объединении «АвтоЗИЛ» приступили только в 1980-х в связи с проектом капотного 6-тонного грузовика ЗИЛ-169Э, ставшего в дальнейшем моделью ЗИЛ-4331.

В 1983 году было принято соответствующее постановление Совета Министров СССР об организации производства дизельных грузовиков на ГАЗе и ЗИЛе. Выбранный для производства мотор ЗИЛ-645 с объемно-пленочным смесеобразованием должен был укладываться в контрольный расход 18–23 л/100 км для одиночного грузовика и 26–31 л/ 100 км – для автопоезда с прицепом. Однако запустить в серию автомобиль удалось лишь в 1986 году, да и то только в опытно-промышленных сериях. Развертывание производства дизелей отставало. В 1992 году с переходом на рыночные рельсы преобразованный в акционерное общество АМО ЗИЛ озаботился поиском альтернативы карбюраторным «восьмеркам», перестающим пользоваться спросом. На ЗИЛ-4331 пытались устанавливать дизели ЯМЗ-236М, КамАЗ-740 и Caterpillar 3116, но по ряду причин ни один из этих проектов тогда не получил серьезного развития. Предприятие продолжило установку на среднетоннажники и тяжелые трехоски двигателей семейства ЗИЛ-645, которые одно время поставлялись с УЗАМа, а позже собирались на мощностях опытного цеха самого ЗИЛа. В 1999 году АМО ЗИЛ освоил задний мост грузоподъемностью 10 т и выпустил семейство 8-тонных грузовиков 5334 с дизелями ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 230 л.с. В семейство входил седельный тягач 541720 (541740) с нагрузкой на седельно-сцепное устройство 8,1 т. Очевидно, что ЗИЛ-433180, оснащенный двигателем Д-260 меньшей, чем у «ярославца» мощности, в качестве тягача эксплуатировать уже не предполагается. Капотное шасси большой грузоподъемности (4х2) предпочтительнее под комплектацию различными спецнадстройками, например, автокранами, коммунальным оборудованием. Учитывая явную склонность АМО ЗИЛ в последние годы ориентироваться на сегменты специализированных и специальных автомобилей, модель 433180 вполне удачно и органично завершает собой модельную гамму этой известной, но переживающей в последние годы перманентный кризис столичной марки.

ЗИЛ 4331 самосвал — спецтехника с дизельным и бензиновым двигателем

Автомобильным заводом Лихачева выпускается ЗИЛ 4331 самосвал – одна из самых популярных грузовых машин в России с грузоподъемностью до восьми тонн. За три десятка лет выпущено около 1,6 миллиона единиц. Грузовое транспортное средство отличает надежность, экономичность и неприхотливость в работе.

Технические характеристики

Спецтехника оснащена основными элементами: двигателем, электрооборудованием, пневматической системой, МКПП, тормозной системой, сцеплением, а также задним и передним ведущими мостами.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Двигатель

Всего существует несколько подвидов модификации ЗИЛ-4331:

  • тягач;
  • самосвал;
  • бортовой грузовик;
  • пожарный вариант;
  • тягач с манипулятором.

Движок ЗИЛ-645 работает на любом дизельном топливе, при этом мощность выдает 2810 об/мин и 185 л.с. Момент кручения 515 Нм. Мотор имеет восемь цилиндров, он V-образный 4хтактный, у которого шестнадцать клапанов.

Бензиновый двигатель имеет карбюратор с двумя камерами. Также присутствует насосный узел, элемент для принудительного включения холостого режима. Движок ЗИЛ 4331 имеет:

  • объем 6 литров;
  • диаметр цилиндров 10 см;
  • ход поршневого узла 96 мм;
  • мощность силовой установки 150 л.

Силовая установка первых моделей соответствовала Евро-0. Сейчас встречаются модификации с экологическим классом Евро-1, 2 и даже 3.

ЗИЛ 4331 самосвал обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Передаточное число равно 6,45;
  • Топливный бак вмещает 172 литра;
  • Система охлаждения имеет 27,5 литра;
  • Клиренс составляет 3,32 см;
  • Вес силовой установки 94 кг.

Если рассматривать расход топлива ЗИЛа 4331, то он составляет три десятка литров на 100 км. В 2014 году, когда было возобновлено производство машин, стали использовать более экономичные движки. Они имеют более высокие стандарты в плане экологии.

Электрические системы обладают одноприводной системой. Стандартное напряжение 12 вольт. Электрическое оборудование снабжено звуковой и световой сигнализацией, фары имеют ближний и дальний свет.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Трансмиссия

Силовая передача самосвала имеет механическую КПП. Причем переключение происходит с использованием специального рычага. В машине есть две тормозные системы: одна взаимодействует с трансмиссией, другая стопорит все колеса. Образцом устройства узлов является модель ЗИЛ 130.

  • пневматический привод;
  • воздушный компрессор и поршни;
  • системой охлаждения жидкости.

Элементы тормоза работают от ремня, импульс подается от шкива водяного насосного узла. Цилиндры сделаны из чугуна и крепятся на самом картере.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Колесная формула

  • Шины имеют размер 9;
  • Колесная формула 4х4;
  • Свес на корме и спереди — 115,5 см;
  • Радиус разворота — 8,2 м;
  • Колея передней оси — 194 см;
  • Колея задней оси — 1850 мм.

Грузоподъемность

У грузовика металлическая платформа, борта открываются с трех сторон. Разгружать агрегат можно с кормы, а также с правого и левого борта. Присутствует возможность монтировать тентовую конструкцию.

  • 4695//2328/577 мм;
  • Укомплектованный вес — 4840 кг;
  • Общий вес — 11 720 кг;
  • Общая масса полезного груза – шесть тонн.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Ходовая

Машина имеет два моста, может двигаться по грунтовым и проселочным дорогам. Ведущий мост – это задние колеса, передний мост управляющий. Каждое колесо снабжено несколькими амортизаторами. На четырех колесах имеются барабанные тормоза.

Машина в груженом состоянии может двигаться под наклоном в 25 градусов. В составе автопоезда ЗИЛ может работать, если его вес не превышает 23,5 тонны, тогда угол наклона сокращается на семь градусов. Грузовик одинаково хорошо использовать как в городе, так и сельской местности.

Пневматический комплекс позволяет машине мягко передвигаться. Уровень давления в пневмосистеме должен быть не менее 4,6 кг/см. Причем этот важный показатель не должен превышать 7,6 кг/см.

Радиус колес 20 дюймов, давление в них одинаковое. Передняя подвеска нагружается до 4 тонн, а задняя – до 8 тонн.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Габаритные и весовые характеристики

Рентабельнее эксплуатировать машину, если перевозить грузы до шести тонн. Ход машины мягкий, управление несложное. Есть устойчивость к заносам.

  • длина — 6380 мм;
  • ширина — 2520 мм;
  • высота — 2670 мм;
  • клиренс — 335 мм.

Кабина и кузов

Цельнометаллическая кабина имеет ряд преимуществ. Имеется бесконтактная система зажигания. Кресло водителя регулируется. Кабина обогревается, она имеет подрессоренное сидение, в котором могут разместиться три человека. Есть ремни безопасности. Кузов выдерживает большие нагрузки, а его отдельные элементы можно без сложностей поменять.

ЗиЛ-4331 Грузовой Автомобиль, Схема Шасси, Кабины, Мостов и Тормозной Системы, Обзор Двигателей ЯМЗ 236 и 246, 645 - Характеристики и Расход

Отзывы владельцев и цены

  1. Самосвал – 1,51 млн. руб;
  2. Борт 1,31 млн. руб;
  3. ЗИЛ манипулятор 1,79 млн. руб;
  4. ЗИЛ пожарный 3,5 млн. руб;
  5. Тягач – 1,36 млн. руб.

В отзывах присутствует мнение, что ЗИЛ 4331 по надежности не уступает КАМАЗу или трактору «Беларусь». Последние модификации машины особенно положительно встречены автомобилистами. Много внимания уделено комфорту водителя.

Некоторые владельцы этих машин дополнительно ставят шумоизоляцию, что позволяет работать в еще более комфортных условиях. Также отмечается положительная работа движка и трансмиссии.

Источник http://gunsfriend.ru/zil-4331-gruzovoj-avtomobil-shema-sassi-kabiny-mostov-i-tormoznoj-sistemy-obzor-dvigatelej-amz-236-i-246-645-harakteristiki-i-rashod/
Источник Источник http://www.gruzovikpress.ru/article/3490-gruzovik-zil-433180-razdumya-pod-kapotom-zila/
Источник Источник Источник Источник Источник http://naperevoz.ru/transport/gruzoviki/zil-4331-samosval.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Geely: путь от малоизвестного бренда к глобальному игроку

Geely: путь от малоизвестного бренда к глобальному игроку

Начало пути: 1986 — 2000 гг. История Джили началась в 1986 году с небольшого предприятия по производству холодильников в городе Ханчжоу. В 1997 году, под руководством предпринимателя Ли Шуфу, компания вступила в автомобильную индустрию, начав сборку недорогих легковых автомобилей под собственным брендом. Ранние модели отличались простой конструкцией, невысокой ценой и скромным дизайном. Взлет: 2001 — […]