Гарантийный ремонт автомобиля: права потребителя по закону
Право потребителя на получение гарантийного ремонта автомобиля по закону
Законодательной базой для предъявления покупателем требований по гарантийному ремонту и другим гарантийным услугам ТС является Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП), ГК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
- Гарантия на автомобиль, положенная по закону
- Сколько составляет гарантийный срок на новый автомобиль?
- Есть ли гарантия на подержанные авто?
- Срок ремонта автомобиля по гарантии
- Как правильно считается срок гарантийного ремонта?
- В каких случаях в проведении ремонта могут отказать?
- Продление гарантийного срока в случае ремонта
Гарантия на автомобиль, положенная по закону
Автомобиль является технически сложным изделием. Поэтому производители транспортных средств обязаны предусмотреть период, когда при возникновении дефектов и неисправностей они должны их устранить.
Гарантия на машину представляет собой обязательства дилера осуществлять ремонт авто или замену дефектных деталей в течение гарантийного срока, указанного производителем.
Гарантии на авто бывают трех видов:
- по закону, определяемая российским законодательством;
- от производителя;
- от продавца, условия по которой устанавливаются автосалоном и покупателем при заключении договора купли-продажи (ДКП).
Что входит в гарантию по закону?
- В соответствии со ст. 18 п. 1 ЗоЗПП, покупатель может расторгнуть ДКП и вернуть машину при обнаружении недостатков с требованием возврата денег или обмена автомобиля на любой другой с перерасчетом в течение 15 дней со дня передачи ТС.
- Если 15-дневный срок истек, то удовлетворение требований покупателя возможно, когда: обнаруживается «существенный недостаток» машины; нарушаются установленные законодательством сроки устранения дефектов; автомобилем нельзя пользоваться в совокупности больше 30 дней каждого года гарантийного срока из-за устранения многократных поломок (ст. 18, п. 1 ЗоЗПП).
- Покупатель может потребовать от дилера или производителя устранить дефекты ТС, обнаруженные во время действия гарантийного срока; если же таковой не установлен, то при выявлении недостатков в разумный срок, но не более 2 лет со дня передачи машины потребителю, если только не оговорен больший срок (ст. 19, п. 1 ЗоЗПП).
В случае необходимости доставить авто в сервисный центр расходы по транспортировке должен нести продавец.
Сколько составляет гарантийный срок на новый автомобиль?
Современное законодательство предусматривает два вида гарантийного срока автотранспортных средств:
- европейский стандарт, устанавливающий 2 года без ограничения по пробегу;
- азиатский стандарт, устанавливающий 3 года с ограничением пробега на 100 000 км.
Хотя законом не предусмотрен гарантийный срок более 3 лет, продавцы и производители нередко идут на маркетинговые ходы по привлечению покупателей, обещая 5-летний гарантийный срок. Следует иметь в виду, что ограничения по ремонтным работам будут весьма значительны. Например, гарантийный срок на навесное оборудование истекает в течение 3 лет со дня покупки, а на быстро изнашивающиеся детали даже в течение 1 года.
Есть ли гарантия на подержанные авто?
Покупка подержанного автомобиля носит повсеместный характер, поэтому вопрос с гарантийными обязательствами на данное ТС является чрезвычайно актуальным. Законодательством не определены подобные гарантии, тем не менее их возможно получить при определенных условиях:
- Если сделка проводится у дилера, то появляется возможность сохранить гарантию, полученную первым покупателем. Если машина покупается с рук, то гарантия не дается.
- При заключении специального соглашения между продавцом и покупателем, в котором четко прописаны права и обязанности сторон, продавец оплачивает ремонт выявленных неисправностей. Однако на авто, купленные на авторынке, данная практика не распространяется.
- Когда покупка машины происходит в автосалоне по программе Trade-in: в данном случае автомобиль кредитный и должен находиться в хорошем состоянии. Такая покупка выгодна тем, что машина прошла техническую проверку, и недостатки уже выявлены и устранены. Срок гарантии обычно составляет год. Все нюансы подобной сделки подробно оговариваются в ДКП.
Срок ремонта автомобиля по гарантии
Российским законодательством определены предельные сроки гарантийного ремонта ТС. Согласно ст. 20 п. 1 ЗоЗПП сроки ремонта могут устанавливаться и по договоренности. В случае когда они не были определены при заключении ДКП, неисправности должны быть устранены незамедлительно.
Как правильно считается срок гарантийного ремонта?
Если же данный срок будет превышен, то согласно ст. 23 п. 1 ЗоЗПП, автосалон или производитель должен оплатить неустойку собственнику машины в размере 1% ее цены за каждый день просрочки.
В каких случаях в проведении ремонта могут отказать?
Случаи, когда отказ в проведении гарантийного ремонта правомерен и прописан производителем в сервисной книжке ТС:
- нарушение правил и сроков прохождения технического обслуживания ТС, предусмотренного производителем, в его сервисе;
- чрезмерная сложность ремонта, выше гарантируемой;
- поломка частей авто, не подлежащих ремонту, а именно: ламп, свечей зажигания и др.;
- неосторожное пользование машиной, приведшее к ее поломке;
- самостоятельная установка на машину владельцем автотранспорта детали или деталей, не предусмотренных производителем;
- ДТП, природный катаклизм, преступные действия сторонних лиц, повлекшие повреждения транспортного средства;
- эксплуатация автомобиля в экстремальных природных условиях;
- поломка авто по причине участия в гонках;
- осуществление автовладельцем ремонта машины в автосервисах, не связанных с производителем или дилером;
- установка дополнительного оборудования и изменение технических параметров ТС.
Поэтому в случае неправомерного отказа со стороны дилера или производителя в проведении гарантийного ремонта нужно получить данный отказ в письменном виде с указанием его причин, провести независимую экспертизу и обратиться в суд.
Продление гарантийного срока в случае ремонта
Когда произведено устранение поломок, гарантийный срок на автомобиль, согласно ст. 20 п. 3 ЗоПП, должен быть продлен на период проведения ремонта, так как транспортное средство в это время не использовалось.
По окончании ремонта исполнитель обязан выдать покупателю документ, в котором должны быть зафиксированы даты:
- обращения по поводу устранения недостатков;
- сдачи в ремонт транспортного средства;
- устранения выявленных недостатков авто с их описанием и сведениями об использованных деталях;
- выдачи автомобиля владельцу по окончании ремонтных работ.
Источник https://zakonguru.com/zpp/tovary/remont-avto.html