Классификация грузовых автомобилей – типы и виды грузовиков
Классификация грузовых автомобилей
Дата публикации — 03.05.2018
Грузовой автомобильный транспорт – популярный вид техники, используемый для перевозки грузов: неопасных и различной степени опасности, стандартных габаритов и массы, крупногабаритных и тяжеловесных, навальных, насыпных, в контейнерах и цистернах. Широкий перечень грузовых авто позволяет выбрать вариант, подходящий для транспортировки конкретного вида груза и объема партии. По типу кузова различают открытые и закрытые грузовые автомобили.
Классификация грузового транспорта с открытым кузовом
Такие автомобили пригодны для транспортировки грузов общего назначения, кроме наливных без тары. Выпускаются в широком ассортименте по грузоподъемности, проходимости и другим параметрам.
- Бортовые автомобили. В общей конструкции объединены кабина и открытая кузовная часть. Один или несколько бортов могут быть откидными. Кузов неопрокидывающийся.
- Самосвал. Одиночный автомобиль с откидывающимся кузовом.
- Самосвал-тягач с одним или двумя прицепами. В последнем случае такая техника называется автопоездом.
- Бортовые автомобили-тягачи, к которым можно присоединить один или два прицепа.
- Седельный тягач. Кузов отсутствует. Имеется седельно-сцепное устройство, предназначенное для присоединения полуприцепов. Это более универсальное транспортное средство, по сравнению с сочлененным грузовым автомобилем. Обладает маневренностью, большой грузоподъемностью, может использоваться для длинномерных грузов.
- Платформы и их разновидность – низкорамные тралы. Такая автотехника обладает уникальной грузоподъемностью – до 200 тонн, оснащается специальными фиксирующими устройствами. Предназначена для транспортировки тяжеловесных и длинномерных грузов.
Бортовой автомобиль (КАМАЗ 43118-6013-46) | Самосвал (КАМАЗ65115-23) | Седельный тягач (КАМАЗ 53504) |
На базе шасси и прицепа или седельного тягача и полуприцепа создают лесовозы-сортиментовозы – технику, удобную для транспортировки длинномерной древесины – 2, 4, 6 м.
Классификация грузовых автомобилей с закрытым кузовом
Автофургоны изготавливают в виде одиночных автомобилей либо с одним или двумя прицепами. Грузовая техника общего назначения с закрытым типом кузова используется для перевозки почты, посылок, мебели, специализированные виды – для транспортировки охлажденной или замороженной пищевой продукции, медикаментов, свежесрезанных цветов, парфюмерии.
Виды кузовов-фургонов:
- тентованные – удобны тем, что тент можно частично или полностью убрать и использовать авто в качестве открытой площадки, а натянутый тент обеспечивает защиту от непогоды;
- цельнометаллические контейнеры – обеспечивают грузу надежную защиту от внешних механических воздействий, непогоды и грязи;
- изотермические – изготавливаются из многослойных панелей, в которых промежуточным слоем выступает изоляционный материал, температура в таких фургонах длительное время сохраняется на одном уровне;
- рефрижераторы – представляют собой изотермические фургоны с холодильным или отопительным агрегатом, используются для доставки на значительные расстояния грузов, требующих особых температурных условий.
Цельнометаллический фургон | Тентованный фургон | Изотермический фургон |
К этой категории можно отнести микроавтобусы – транспортные средства, которые могут быть пассажирскими, грузопассажирскими и просто грузовыми.
Специализированная грузовая автотехника
Для транспортировки и кратковременного хранения жидкостей (воды, молока, кваса, нефтепродуктов), сыпучих веществ и сжиженных газов используются автоцистерны, которые выпускают в следующих вариантах:
- одиночный автомобиль с цистерной, имеющей цилиндрическую, эллиптическую, смешанную форму;
- автомобиль-цистерна, оснащенный тягово-сцепным устройством.
Виды прицепов и полуприцепов
Грузовая техника с прицепами и полуприцепами удобна тем, что при поломке тягача прицепное устройство можно присоединить к другой технике без перегрузки. Прицеп – это транспортное средство, не имеющее собственного двигателя. Предназначается для формирования автопоездов. Отличается от полуприцепа опиранием на собственные оси. Прицепы бывают следующих типов:
- бортовые;
- самосвальные;
- тентованные;
- контейнерные цельнометаллические;
- изотермические;
- рефрижераторные.
Полуприцеп – разновидность прицепа, опирается на тягач с помощью сцепного механизма. Полуприцепы имеют два или три осевых элемента. Одна ось является подъемной, ее задействуют только при перевозке тяжеловесных материалов и конструкций. Полуприцепы бывают:
- тентованные;
- контейнеры;
- цистерны;
- самосвалы;
- тралы;
- платформы.
В одном автопоезде могут присутствовать прицепы и полуприцепы.
Другие классификационные признаки
Помимо конструкции кузова, грузовые автомобили различаются и по другим признакам.
По количеству осей
Двух-, трех-, четырех-, пятиосные и более. Этот параметр оказывает влияние на грузоподъемность и учитывается при получении допуска на проезд по той или иной автодороге. Для транспортировки тяжелых грузов на дальние расстояния используют грузовые автомобили с тремя и более осями.
По осевым нагрузкам
При определении этого параметра учитывают наиболее загруженную ось:
- до 6 тонн;
- 6-10 тонн.
По колесной формуле
- 4х2;
- 4х4;
- 6х4;
- 6х6.
Первая цифра обозначает общее количество колес, вторая – число ведущих колес. Сдвоенные колеса обозначаются как одно.
По типу топлива
На бензине, дизельном топливе, газе.
По грузоподъемности
Этот один из наиболее важных параметров, учитываемых при выборе автомобиля для транспортировки груза. Классы грузовиков по грузоподъемности:
Список классификационных признаков можно продолжить, исходя из конструкционных и эксплуатационных особенностей автомобиля, функционального назначения, характеристик перевозимых грузов.
Устройство бортового редуктора
Почти каждый автовладелец хоть раз в жизни интересовался серьёзными внедорожниками и военными вездеходами, проходимость которых вошла в легенды. В числе их принципиальных отличий от обычных машин – редукторный мост. Для понимания конструкции внедорожников нужно разобраться, бортовой редуктор – это что такое и для чего предназначен.
Что такое бортовой редуктор
Бортовой редуктор — это деталь, за счёт которой ось вращения колеса может опускаться ниже оси привода, что позволяет увеличить дорожный просвет, не меняя размер колёс. Эта деталь передаёт крутящий момент на колесо или гусеничную цепь и влияет на плавность хода машины, угол поворота и многое другое. На автомобиль, оснащённый бортовым редуктором, можно установить централизованную систему подкачки шин.
Конструкция:
- корончатая шестерня;
- солнечная шестерня;
- водило;
- вспомогательные шестерни.
Как правило, таким устройством оснащаются колёсная и гусеничная спецтехника и серьезные внедорожники, в первую очередь армейские машины. После установки дорожный просвет увеличивается в среднем на 12 см, колея становится шире на 18 см. Это существенно повышает проходимость, однако ограничивает скорость по трассе до 60–80 км/ч, так как на более скоростных режимах резко возрастает нагрузка на трансмиссию.
Одной из первых легковых машин в СССР, на которую устанавливали колёсный редуктор, стал ЛуАЗ 969 «Волынь» повышенной проходимости, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот компактный автомобиль был предназначен для сельских жителей и рассчитан на эксплуатацию по плохим дорогам. Так же редукторы устанавливают на внедорожники Нива (ВАЗ-2121 и LADA 4×4) и др.
Принцип работы редукторного моста
Корпус бортового редуктора вмещает шестерни, передающие вращение привода колесу или звёздочке гусеницы. Крутящий момент передаётся от ступицы шестерням, а оттуда – на новую, нижнюю ступицу, на которой крепится колесо. В результате колеса опускаются ниже штатных ступиц, а автомобиль поднимется на эту же высоту.
Редукторные или, как их ещё называют, военные мосты отличаются от обычных «гражданских» П-образной формой (мост как перекладина буквы, к обоим концам которой крепятся колеса). Крутящий момент распределяется между главной парой и редукторами, что позволяет уменьшить главную пару и сместить картер на 4 см. В целом редукторные мосты надежнее обычных, обеспечивают повышенную мощность и тягу разгона, но накладывают ограничения по скорости.
Устанавливаются такие мосты на УАЗ и другие армейские внедорожники. Также редуктор бортовой т 40 от УАЗа подходит к другим легковым автомобилям и широко используется для тюнинга.
Устройство бортового редуктора
Устройство бортового редуктора настолько простое, что его можно собрать своими руками. Основа механизма – шестеренка, которая надевается на шлицы стандартного привода. Вторая, ведомая шестерня приводит во вращение колесо. Для того чтобы направление вращения не поменялось, устанавливаются промежуточные (паразитные) шестерни.
Обычно ведомая шестерня имеет больше зубьев, чем ведущая. Это позволяет увеличить передаточное число и при желании оснастить автомобиль шинами большего диаметра.
По тому же принципу устроены тяжёлые тракторные редукторы типа Т 170 или грузовые, которыми оснащаются коммерческие автомобили КамАЗ или МАЗ. Единственное отличие состоит в том, что для гусеничных тракторов и другой техники крутящий момент передаётся не на ступицу колеса, а на звёздочку гусеницы.
Ремонт бортового редуктора при необходимости может быть выполнен собственными руками. В большинстве случаев для устранения шумов и вибраций достаточно заменить вспомогательные элементы: сальники, плавающие уплотнения, подшипники и пр.
Заключение
Бортовые редукторы пользуются большой популярностью у любителей тюнинга и самодельных машин. Если схема трансмиссии позволяет, устанавливают только редукторы, если нет – целиком меняют мосты. Некоторые фирмы специализируются на запчастях к внедорожникам и спортивным автомобилям, например, ВОиН 4х4 и другие. У сотрудников можно проконсультироваться, насколько выбранная деталь подойдёт к вашей машине и как изменит её эксплуатационные характеристики. Так же редукторы и мосты в сборе можно приобрести во всех крупных магазинах запчастей. Нужна ли вам деталь на Ниву или бортовой Т 130, каталог онлайн поможет найти и заказать в кратчайшие сроки.
Особенности грузовых бортовых автомобилей
Понятие бортового автомобиля
Среди многочисленных существующих в настоящее время определений и классификаций для автомашин наиболее точно и полно отражает понятия бортового автомобиля следующая формулировка: бортовой автомашиной называется самоходное транспортное средство, у которого на общей раме смонтированы грузовое отделение (кузов) и кабина. Кузов у такой машины представляет ровную платформу, окантованную с четырех сторон бортами, которые при необходимости могут открываться или закрываться, а также быть полностью съемными.
По следующим параметрам бортовые автомобили подразделяются:
- Грузоподъемность (т): особо малая – до 1; малая – 1-2; средняя – 2-5; большая – от 5; особо большая – сверх норм, установленных дорожными и весовыми ограничениями.
- Число осей автомобиля: 2; 3; 4; 5; специальные шасси – 6 и более.
- Колесная формула: 4×2, 4×4; 6×2, 6×4, 6×6; 8×4, 8×6, 8×8; особая – от 10.
- Тип состава транспортного средства: одиночный; автомобиль с прицепом.
Назначение бортового транспорта
Бортовые автомобили среди грузовых автомашин обладают наибольшим распространением за счет способности перевозить на своей платформе самые разнообразные грузы общего назначения, которые не требуют специальных условий по транспортировке. К основным таким грузам следует отнести:
[tchecklist]
- строительные материалы;
- контейнеры;
- материалы на поддонах;
- различную технику;
- лесо- и пиломатериалы;
- грузы сельскохозяйственного назначения.
[/tchecklist]
Экономичность транспортировки бортовыми автомобилями может быть значительно повышена за счет улучшенной организации погрузки (разгрузки), которую допускается выполнять с трех сторон, а также с помощью использования грузового прицепа. Данные мероприятия увеличивают скорость и объем перевозок.
Назначение кран-манипуляторной установки (КМУ)
Применение КМУ позволяет расширить функциональные возможности любого грузового автомобиля, в том числе и бортового. Такая установка механизирует погрузо-разгрузочные операции, снижает количество людей, занятых при их выполнении. Кроме того, данное устройство может использоваться при выполнении строительных, монтажных и ремонтных работ, осуществления погрузки (выгрузки) в ограниченных стесненных условиях.
При подборе КМУ с целью установки на бортовой автомобиль необходимо знать последующие варианты эксплуатации и, исходя из этих данных, выбирать:
[tchecklist]
- длину вылета стрелы (минимальную, максимальную);
- допустимую грузоподъемность на различных вылетах;
- грузовой момент стрелы;
- радиус поворота установки (наибольший, наименьший);
- особенности конструкции и порядок выдвижения составляющих стрелы;
- предельную высоту подъема груза.
[/tchecklist]
Наиболее экономично совместное использование КМУ с бортовыми автомобилями российского производства. Снижение затрат достигается за счет:
[tchecklist]
- адаптации грузовиков к существующим дорогам и климату;
- более дешевого сервисного обслуживания;
- возможности применения отечественных технологических материалов;
- доступности и стоимости запасных частей.
[/tchecklist]
Грузовики «ГАЗель»
Самыми популярными отечественными бортовыми автомобилями являются малотоннажные грузовики марки «ГАЗель». Учитывая интерес к этим автомашинам, компания-производитель «Группа ГАЗ» в настоящее время выпускает сразу два поколения модели:
- «ГАЗель Бизнес» – изготавливается с 1994 года.
- «ГАЗель Next» – выпускается с 2013 года.
Для обеих модификаций присущи следующие общие технические параметры:
1. Грузоподъемность – до 1500 кг.
2. Варианты шасси:
[tchecklist]
- удлиненный;
- стандартный.
[/tchecklist]
3. Вместимость кабины:
[tchecklist]
- 6 мест;
- 3 места.
[/tchecklist]
4. Колесная формула:
[tchecklist]
- 4×4 – полный привод;
- 4×2 – задний привод.
[/tchecklist]
Разнообразное количество модификаций для обоих поколений бортовых автомобилей «ГАЗель» может достигаться различными комбинациями указанных технических составляющих. Ключевые отличия между автомашинами состоят в применяемых двигателях и установкой на поколение Next более комфортабельной кабины.
Отечественный производитель бортовых грузовиков
Наибольшее количество российских грузовых автомобилей производит концерн «Группа ГАЗ». Кроме уже перечисленных моделей «ГАЗель», компания выпускает бортовые автомобили с характеристиками:
- «Соболь Бизнес» – грузоподъемность до 1 т, задний или полный привод.
- «ГАЗон NEXT» – до 5 т, задний привод, стандартная или укороченная база, кабина 3 или 7 мест.
- «Урал NEXT» – до 10,5 т, полный привод (6×6).
- «Урал-М» (4 модификации) – грузоподъемность от 3,7 до 8,2 т, полный привод (4×4, 6×6).
Преимуществами, которые обеспечивают стабильный спрос на бортовые автомобили «ГАЗ» и «Урал» от компании «Группа ГАЗ», являются:
[tchecklist]
- надежность;
- функциональность;
- безопасность;
- комфорт;
- стоимость;
- быстрая окупаемость;
- широкий выбор.
[/tchecklist]
Основные преимущества и недостатки бортовых автомобилей
Главным качеством, которое гарантирует обширное применение бортовым автомобилям, является универсальность, позволяющая переводить разнообразные грузы. Кроме того, автомашины такого типа характеризуются:
[tchecklist]
- меньшими затратами на производство по сравнению с другими специализированными автомобилями;
- простой конструкцией, функциональностью и надежностью бортовой платформы;
- способностью одновременно перевозить несколько различных вариантов груза;
- быстрая погрузка/разгрузка;
- возможность эксплуатации с дополнительным навесным и прицепным оборудованием;
- более дешевое техническое обслуживание (отсутствуют спецмеханизмы).
[/tchecklist]
Недостатком такого типа грузовиков считается открытая платформа, которая снижает номенклатуру возможных для перевозки грузов из-за риска возникновения повреждений от погодных осадков (снег, град, дождь) и дорожной пыли. Частично решается установкой тента. Кроме этого, следует назвать низкую защиту груза от возможной кражи.
Преимущества бортовых автомашин явно превосходят недостатки, поэтому такие транспортные средства справедливо считаются самыми востребованными грузовыми автомобилями.
Особенности грузовых бортовых автомобилей на News4Auto.ru.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.
Источник http://www.buspiter.ru/articles/361.html
Источник http://traktoramira.ru/remont-i-obsluzhivanie/ustrojstvo-bortovogo-reduktora.html
Источник Источник Источник http://news4auto.ru/osobennosti-gryzovyh-bortovyh-avtomobilei/