Ремонт и обслуживание системы питания автомобиля
Ремонт и обслуживание системы питания
Статья о том, как обслуживать и ремонтировать систему питания автомобиля. Важные рекомендации. В конце статьи — видео о том, как устроена система питания автомобиля.
Содержание статьи:
- Возможные неисправности системы
- Особенности системы питания дизельного двигателя
- Рекомендации по обслуживанию и правильной эксплуатации
- Видео — устройство системы питания автомобиля
Система питания – важнейшая составляющая часть любого автомобиля, без должного внимания и своевременного обслуживания которой полноценная эксплуатация становится невозможной. От её состояния зависит не только стабильная работа двигателя, но и ваша безопасность, поэтому рассмотрим подробнее вопросы ремонта данного узла.
Возможные неисправности
От правильной работы системы питания напрямую зависит не только работоспособность, но и долговечность двигателя, поскольку образование бедной или богатой смеси может привести к его быстрому выходу из строя. Богатая смесь приводит к тому, что больший объём топлива, поступающего в цилиндры, не успевает полностью сгореть за время одного цикла, что приводит к его догоранию в выпускном коллекторе. Это, в первую очередь, приводит к опасности прогорания клапанов или коллектора, а также каталитического нейтрализатора, ремонт и замена которых – длительный и дорогостоящий процесс.
Как и в предыдущем случае, догорание смеси происходит в выпускном коллекторе, с теми же последствиями. Причиной такого сходства является тот факт, что бедная смесь (в которой воздуха значительно больше, чем топлива) воспламеняется в самом конце процесса сжатия в цилиндре и просто не успевает полностью сгореть.
Конечно, такая проблема, как неправильное смесеобразование, была больше свойственна автомобилям с карбюраторной системой питания, которая требовала постоянной регулировки и настройки, но и современные машины от такой неисправности не застрахованы.
Причиной образования богатой смеси могут быть как банально забитый пылью воздушный фильтр, который просто не в состоянии пропускать необходимое количество воздуха, так и избыточное давление в топливной магистрали. Обычно это происходит при использовании неоригинального бензонасоса, или выходе из строя датчика давления.
Датчик массового расхода воздуха также может привести как к обеднению, так и к обогащению смеси. Это достаточно дорогостоящая деталь, замену которой целесообразно производить только после комплексной диагностики.
Что касается форсунок, то использование низкокачественного топлива может привести к тому, что они попросту забьются присадками или продуктами их горения, в результате чего существенно снизится их пропускная способность, что также может привести к обеднению смеси. Решается эта проблема довольно просто – промывкой форсунок на специальном стенде, после чего их работоспособность полностью восстанавливается.
Обеднение смеси может произойти и в случае подсоса воздуха в обход датчика его расхода при разгерметизации воздуховодов. Как правило, эти элементы выполнены из резины и пластика, в результате чего под воздействием высоких температур в подкапотном пространстве быстро теряют эластичность, растрескиваются и начинают пропускать воздух.
Если вы не следите за состоянием топливного насоса, то его приёмная сетка может запросто забиться примесями бензина, в результате чего он уже не создаёт требуемого давления, что также вызывает образование бедной смеси. Как правило, в такой ситуации сам бензонасос достаточно быстро выходит из строя.
Индикатором правильного смесеобразования могут служить свечи зажигания, а точнее – налёт на них. Чёрный рыхлый нагар, как правило, свидетельствует о богатой смеси. Белый налёт – верный признак обеднения, которое вредно и для самих свечей, поскольку может привести к их оплавлению.
Особенности системы питания дизельного двигателя
Дизельный мотор существенно отличается от своего бензинового аналога, но основные рекомендации по контролю за состоянием систем питания сходны. Главным отличием в этом случае является необходимость обеспечения полного отсутствия воздуха в топливных магистралях.
Так, если автомобилист не следит за уровнем топлива в баке, то после его израсходования в систему попадут пузырьки воздуха, которые уже не дадут просто завести мотор после заправки. Для их удаления требуется на работающем двигателе выкрутить болты крепления топливного фильтра и подождать, пока его струя не станет прозрачной, посте чего повторить процедуру на болтах каналов топливного насоса высокого давления.
Если же двигатель запустить не удалось – необходимо обратиться в сервисный центр.
Что касается ТНВД, то его неисправность диагностируется поочерёдным отключением одной из секций. Если в одной из них отсутствует струя топлива, то необходимо осуществить замену, или, если это возможно, ремонт узла.
Особое внимание следует уделять герметичности системы питания, поскольку это не просто залог исправной работы мотора, но и вашей безопасности.
Рекомендации по обслуживанию и правильной эксплуатации
В общем смысле, контроль за состоянием системы питания должен включать:
- проверку её герметичности;
- регулярную замену топливных и воздушных фильтров;
- проверку работоспособности и исправности топливоподающего насоса;
- мониторинг стабильности работы двигателя на всех режимах;
- проверку состояния свечей зажигания;
- комплексную диагностику, согласно рекомендациям производителя.
Современный автомобиль – это сосредоточение электронных систем, обеспечивающих работу основных узлов и агрегатов, поэтому зачастую для оптимизации или устранения неисправности рекомендуется проверять корректность работы электронного блока управления двигателем.
Для диагностирования системы питания, рекомендуется на прогретом моторе нажать на педаль акселератора, после чего резко её отпустить. В случае отсутствия неисправностей двигатель плавно выйдет на малые обороты и продолжит стабильную работу.
Не стоит полагаться на такой метод восстановления работоспособности форсунок, как езда на качественном высокооктановом топливе на повышенных оборотах двигателя, рассчитывая на то, что при интенсивной их работе нагар и осадок, их забивший, выгорит или будет выдавлен интенсивным потоком топлива. Такой метод может устранить лишь незначительный засор, который и без того не оказывал существенного влияния на работу мотора. Что же касается более серьёзных случаев, то он либо не даст положительного результата, либо приведёт к возникновению поломки.
Что касается герметичности воздухозаборного канала, то её рекомендуется определять визуальным осмотром узла, поиском посторонних свистов при работе двигателя. Не лишним будет и периодическая проверка затяжки всех хомутов и винтов крепления.
Что же касается замены топливных и воздушных фильтров, то её следует осуществлять в строгом соответствии с рекомендациями производителя. Более частая замена в условиях интенсивной эксплуатации также оправдана.
Существенный вред системе питания может нанести использование некачественного топлива, поскольку в нём может содержаться вода, губительно влияющая на работу топливного насоса, а также вызывающая активную коррозию в топливных магистралях, продукты которой в конечном итоге могут привести к преждевременному износу форсунок и выходу их из строя.
Что касается дешёвого высокооктанового топлива, то его характеристики достигаются применением низкокачественных присадок, которые могут кристаллизоваться как в топливопроводе, так и в бензонасосе, вызывая его перегрев и поломку, а также в форсунках.
Таким образом, следуя всем вышеизложенным рекомендациям, а также зная последствия и причины возникновения неисправностей, вы сможете вовремя их диагностировать и избежать дорогостоящих поломок.
Устройство системы питания автомобиля — в видео:
Ремонт системы питания бензиновых двигателей, выполняемые в топливном отделении
1. Очистка и мойка деталей
Поступившие в ремонт карбюраторы подвергаются предварительной мойке. При разборке карбюратора снимаемые детали следует укладывать в специальные сортовики (металлические поддоны с ячейками и сетчатым или имеющим отверстия днищем) для сохранности мелких деталей — пружин, клапанов, винтов и т.д.
Все детали промывают керосином и тщательно очищают от грязи, используя волосяную щетку или специальную ультразвуковую установку. Жиклеры, детали привода ускорительного насоса и привода экономайзера для удаления смолистых отложений промывают ацетоном или скипидаром. Резиновые и прорезиненные детали перед промывкой ацетоном или растворителем на его основе должны быть сняты с карбюратора для предохранения от разбухания.
После промывки и сушки все каналы, жиклеры и распылители продувают сжатым воздухом. Для очистки жиклеров и распылителей не допускается применение стальной проволоки и ветоши. После промывки и обдувки сжатым воздухом детали карбюратора осматривают, измеряют и проверяют.
2. Топливные баки
Топливные баки, поступившие в ремонт, могут иметь вмятины, разрывы, трещины в стенках или в местах крепления заливной горловины и штуцеров, нарушения крепления перегородок к стенкам.
Перед ремонтом бак очищают и моют снаружи, удаляя грязь и ржавчину; внутреннюю полость промывают моющими растворами и горячей водой. После этого проверяют герметичность бака. Для этого закрывают все отверстия заглушками, а к штуцеру сливного крана или пробки подсоединяют шланг и погружают бак в ванну с водой. При избыточном давлении в баке (до 0,05 МПа) наблюдают за выделением пузырьков воздуха, указывающих места трещин или нарушений герметичности.
Незначительные трещины в стенках баков обезжиривают, флюсуют 25%-ным раствором хлористого цинка и запаивают оловянисто-свинцовым (ПОС-40) или серебряным (ПСр-45) припоем. Большие трещины и пробоины ремонтируют наложением заплат, засверлив концы трещины, чтобы предотвратить ее дальнейшее распространение. Заплаты закрепляют на поврежденных местах пайкой или газовой сваркой.
Большие вмятины на стенках баков устраняют следующим образом: против вмятины на противоположной стороне бака вырезают окно, обеспечивающее возможность работы молотком и оправкой внутри бака; после правки поврежденной стенки вырезанное окно заделывают. Вмятины можно устранять также путем подачи сжатого воздуха в бак. Герметичность отремонтированных баков проверяют.
3. Топливопроводы
Топливопроводы низкого давления изготовляют из медных или латунных трубок или из стальных трубок с антикоррозионным покрытием; трубопроводы высокого давления — из толстостенных стальных трубок.
Основные дефекты трубопроводов: вмятины, трещины, переломы, повреждения развальцованных концов трубок в месте нахождения ниппеля.
Перед ремонтом трубопроводы промывают горячим раствором каустической соды и продувают воздухом.
Герметичность трубопроводов проверяют опрессовкой в ванне с водой. Для этого один конец трубопровода заглушают пробкой, а через другой подают сжатый воздух. По наличию пузырьков, выходящих из разрушенной поверхности трубки, определяют поврежденное место.
Вмятины на трубопроводах устраняют правкой (прогонкой шарика).
При наличии трещин или переломов, а также перетирания трубок дефектные места вырезают, затем топливопроводы низкого давления соединяют при помощи соединительных трубок, а высокого давления — сваркой встык. Концы медной соединительной трубки зачищают и профлюсовывают водным раствором хлористого цинка. Затем трубку надевают на концы поврежденного трубопровода и припаивают легкоплавким припоем, после чего проверяют на герметичность.
Поврежденные развальцованные концы трубопроводов отрезают и вновь развальцовывают. Перед развальцовкой концы трубопроводов отжигают, для чего их сначала нагревают, а затем быстро помещают в воду. Если при этом длина трубопровода уменьшилась, вставляют дополнительный кусок трубки.
После ремонта трубопроводы проверяют на герметичность, а трубопроводы высокого давления — и на пропускную способность. Отклонение величин пропускной способности трубопроводов, устанавливаемых на один двигатель, не должно превышать 10 %.
4. Топливные насосы
Топливные насосы ремонтируют в случае снижения подачи, давления или отсутствия разрежения у всасывающего патрубка. Насос разбирают и все детали промывают в керосине или бензине, после чего осматривают для выявления трещин и обломов корпусов, негерметичности всасывающего и нагнетательного клапанов, проворачивания в посадочных местах или осевого смещения патрубков верхнего корпуса, разрывов, отслоений и затвердений мембраны насоса, вытянутости краев отверстия под тягу мембраны. При проверке рычаг ручного привода и пружина рычага должны быть работоспособными. Фильтр насоса должен быть чистым, без разрывов сетки, уплотнительная кромка по всему периметру не должна иметь неровностей.
Упругость пружины мембраны проверяют под нагрузкой. Пружины и мембраны, не удовлетворяющие техническим требованиям, заменяют.
Корпус топливного насоса, изготовленный из цинкового сплава, может иметь такие повреждения, как износ отверстий под ось рычага привода, срывы резьбы под винты крепления крышки, коробление плоскостей разъема крышки и корпуса. Изношенные отверстия под ось рычага привода развертывают до большего диаметра с установкой втулки. Сорванную резьбу в отверстиях восстанавливают, нарезая резьбу большего размера. Коробление плоскости прилегания крышки устраняют притиранием на плите шлифовальной шкуркой или пастой.
У рычага привода мембраны насоса изнашивается отверстие, в которое устанавливается опорный палец, и рабочая поверхность, соприкасающаяся с эксцентриком. Изношенное отверстие развертывают до большего диаметра, а рабочую поверхность наплавляют и подвергают механической обработке по шаблону.
Изношенные текстолитовые пластинчатые клапаны насоса ремонтируют торцеванием их поверхности при шлифовании на притирочной плите. При ремонте клапанов проверяют упругость их пружин. После ремонта и сборки насос должен быть подвергнут испытанию на приборе модели 577Б.
5. Карбюраторы
Их ремонтируют в том случае, если при контрольной проверке на безмоторной установке обнаружено значительное отклонение качества приготавливаемой горючей смеси, которое нельзя устранить регулировкой. Основанием для ремонта карбюратора может служить также износ запорного игольчатого клапана, нарушение гepметичности поплавка, увеличение отверстий жиклеров, нарушение плоскостности привалочных поверхностей.
Ремонту подлежат корпусные детали карбюраторов, привалочные поверхности которых имеют неплоскостность более 15 мм. В случае неплоскостности привалочных поверхностей, превышающей указанное значение, из корпуса карбюратора извлекают переходные втулки и по пятну контакта определяют места наибольших отклонений привалочной поверхности А корпуса от общей прилегающей плоскости (рис. 1). Для этого корпус карбюратора устанавливают обрабатываемой поверхностью на шлифовальную ленту 2 зернистостью не более № 20, натянутую на стальную или чугунную плиту 3. Выполняют корпусом 2–3 круговых движения, снимают корпус и по пятну контакта определяют места наибольшей деформации. При пятне контакта менее 30 % поверхность доводят рихтовкой с последующим шлифованием, при пятне контакта менее 30 % поверхность только шлифуют.
Рис. 1. Шлифование корпуса карбюратора: 1 — корпус карбюратора; 2 — шлифовальная лента; 3 — плита; А — поверхность прилегания крышки; В — поверхность прилегания крышки насосаускорителя; С — поверхность прилегания корпуса дроссельных заслонок
Рихтовка производится нанесением ударов через латунный стержень в местах, указанных на рис. 2, по обрабатываемой поверхности корпуса карбюратора, установленного на металлической плите. После рихтовки снова определяется пятно контакта. Если оно превышает 30 %, следует выполнить шлифование обрабатываемой поверхности.
Засоренные жиклеры карбюратора продувают сжатым воздухом. Если продувка производится при снятых жиклерах, их желательно на некоторое время положить в ацетон или растворитель № 645–652 (для размягчения образовавшихся смолистых отложений). В отдельных случаях, когда продувка сжатым воздухом не дает результатов, жиклеры прочищают остро заточенными деревянными палочками и промывают. Для очистки отверстий малого диаметра в жиклерах допускается использовать мягкую медную проволоку соответствующего сечения.
При монтаже жиклеров нужно обращать особое внимание на усилие затяжки, так как даже незначительная перезатяжка приводит к изменению их формы, а значит, и пропускной способности (обычно она уменьшается).
При обнаружении в поплавке трещин и попадании в него бензина в первую очередь удаляют бензин, проколов стенку, противоположную поврежденной, и продув поплавок сжатым воздухом. После этого прокол и трещину в стенке запаивают.
Рис. 2. Рихтовка фланца корпуса карбюратора
Для устранения вмятин на поплавке его распаивают, выправляют поврежденное место и вновь запаивают. После охлаждения запаянного поплавка для устранения разрежения прокалывают маленькое отверстие и вновь запаивают его, по возможности не прогревая сильно стенку. После пайки проверяют массу поплавка и доводят до нормы отпиливанием припоя. Латунный поплавок ремонтируют пайкой минимальным количеством олова, чтобы чрезмерно не увеличивать его массу.
При невозможности пайки поврежденный участок можно заклеить эпоксидным клеем. В ремонтной практике наиболее широко используют эпоксидный клей, составляющими которого являются эпоксидная смола ЭД-16 или ЭД-201, отвердитель (полиэтиленполиамин), а также пластификатор. Механическая прочность соединения повышается при введении в состав клея наполнителя — порошка алюминия.
Основной причиной неисправности запорного клапана является:
- его негерметичность, возникающая в результате износа запорной поверхности иглы и образования кольцевого углубления в конусе;
- разрушение, потери эластичности или выпадения уплотнительной шайбы (в тех клапанах, где она установлена);
- попадание частиц грязи под иглу.
Сильно изношенную иглу следует заменить вместе с седлом. При отсутствии новых деталей работоспособность иглы можно восстановить притиркой, в ряде случаев даже без абразивной пасты, с одним маслом или «всухую». Перед притиркой целесообразно шлифовальной шкуркой снять острые выступы на границах изношенного участка конической поверхности иглы. После осторожной обработки седла клапана коническим зенкером игла садится на седло неизношенной поверхностью и может удовлетворительно работать еще в течение достаточно продолжительного времени. Выбирая зенкер, следует учитывать, что угол при вершине его конуса должен или точно соответствовать углу конуса неизношенной иглы, или, в крайнем случае, быть меньше на 2…3°. Обработка седла зенкером с большим углом при вершине может привести к значительно более глубокой посадке иглы в седло и нарушению работы поплавкового механизма.
Ремонт запорных клапанов с эластичной шайбой заключается в замене поврежденной шайбы на новую. После ремонта и разборки запорного клапана необходимо повторно отрегулировать уровень топлива. Посторонние частицы, попавшие под иглу запорного клапана, удаляют после его разборки и промывки всех топливоподводящих каналов.
Изношенные отверстия под ось воздушной и дроссельной заслонок рассверливают и запрессовывают в них бронзовые втулки, которые затем развертывают. Дроссельная и воздушная заслонки после ремонта должны легко проворачиваться.
К основному оборудованию для ремонта карбюраторов можно отнести: безмоторно-вакуумную установку; стенд для проверки жиклеров; прибор для проверки топливных насосов; прибор для проверки герметичности топливного клапана, уровня топлива в поплавковой камере, производительности ускорительного насоса; ванны с моечной установкой для мойки деталей; сверлильный и наждачные станки.
Ремонт системы питания с впрыском топлива предусматривает замену ее составляющих на новые.
Обслуживание и ремонт топливной системы
Назначение топливной системы
Топливная система хранит и подает топливо в камеры сгорания так, чтобы процесс сгорания проходил эффективно. Стоит отметить что, несмотря на то, что все топливные системы содержат много общих узлов, они различаются: одни для подачи топлива в двигатель используют инжекторы, другие — карбюраторы. Это, что касается бензиновых двигателей. В дизельных двигателях топливо подается через форсунки.
В общем, топливная система состоит из следующих элементов:
- топливный бак (в нем хранится запас топлива — бензина или дизтоплива)
- топливный насос (забирает топливо из бака и гонит его к двигателю)
- датчик уровня топлива (подает сигнал о необходимости дозаправки)
- топливный фильтр или система фильтров (очищают топливо от механических примесей)
- воздушный фильтр (очищает воздух от пыли и других мелких частиц)
- топливопровод (система трубок и шлангов, по которым топливо подается в двигатель)
- система впрыска (устройство, через которое топливо попадает в камеру сгорания)
Топливный бак
Топливный бак, или бензобак, является металлической или пластиковой емкостью, которая обычно находится под багажником, хотя иногда в некоторых автомобилях он располагается в других местах.
Датчик уровня топлива
Внутри бензобака имеется маленький поплавок, он плавает на поверхности топлива, и посылает сигналы датчику уровня топлива на панели приборов, благодаря этому можно узнать, когда необходима очередная заправка. Несмотря на то, что некоторые автомобили работают на дизельном топливе, сейчас в большинстве случаев используется бензин, поэтому под словом «топливо» мы будем подразумевать именно его, возможно это и не очень корректно.
Топливный насос
Топливный насос подает бензин (либо дизтопливо) по топливопроводу, который распологается под днищем автомобиля от бака к карбюратору или инжекторам — для бензиновых двигателей. В дизельных двигателях топливо подается в насос высокого давления (ТНВД) и далее в форсунки. В старых машинах с карбюраторами используется механический насос, который работает от двигателя. Двигатели с впрыском топлива используют электрический насос, который может находиться внутри бака либо где-то рядом.
Топливный фильтр
Топливный фильтр — фильтрует топливо, то есть очищает его. На своем пути по бензопроводу к инжекторам или карбюратору топливо проходит через топливный фильтр. Маленькая сетка внутри фильтра задерживает грязь и ржавчину, которая может присутствовать в бензине. На некоторых автомобилях устанавливают дополнительные фильтры между баком и насосом. Важно своевременно менять фильтры, по заводскому графику обслуживания.
Воздухоочиститель
Воздухоочиститель предназначен для очищения воздуха перед его смешиванием с бензином. В карбюраторных двигателях воздухоочиститель, как правило, большой и круглый с торчащей сбоку трубкой для облегчения забора свежего воздуха. На инжекторных двигателях может быть установлен круглый воздухоочиститель, а может быть и прямоугольный.
Чтобы найти прямоугольный воздухоочиститель, нужно следовать за большим раструбом воздухозаборника, который отведен, как можно дальше от двигателя.
Воздушный фильтр
Внутри воздухоочистителя находится воздушный фильтр, который задерживает грязь и частицы пыли из забираемого воздуха. Если вы часто ездите по пыльной или песчаной местности, нужно периодически проверять воздушный фильтр и менять его по мере загрязнения (чаще чем того требует инструкция по эксплуатации).
Работа топливной системы автомобиля
Все рассмотренные элементы работают в следующей последовательности:
- В момент запуска двигателя, начинает работать топливный насос, который создаёт необходимое рабочее давление в топливной системе, нужное для подачи топлива к двигателю.
- В момент прохождения топливного фильтра или системы фильтров, по пути к двигателю, топливо очищается от различных механических примесей.
- Воздух, поступает к камере сгорания или карбюратору через воздушный фильтр, где так же очищается.
- В зависимости от конструкции двигателя топливо-воздушная смесь может готовиться как непосредственно внутри камеры сгорания цилиндра двигателя, так и до попадания в цилиндр, например, в карбюраторе. Возможен так же комбинированный способ приготовления топливо-воздушной смеси.
- После того, как топливо-воздушная смесь готова и поступила в камеру сгорания, происходит ее воспламенение. Для продолжения работы двигателя требуется постоянная подача все новых порций топлива, за что и отвечает топливная система.
Система подачи топлива в дизельный и бензиновый двигатели
На старых бензиновых двигателях, которые не оборудованы системой впрыска, образование смеси происходит в карбюраторе. Это происходит следующим образом: капельки топлива попадают сначала в воздушный поток, проходящий на высокой скорости (от 50 до 150 м/с) через смесительную камеру, затем происходит их измельчение и испарение, в результате получается горючая смесь. В случае если двигатель инжекторный, тогда образование смеси происходит во впускном коллекторе двигателя. Разница заключается в том, что бензин подается для смешивания с воздухом в уже распыленном виде через форсунки. Форсунка может быть одна (моновпрыск) или несколько (распределенный впрыск). Топливная система современных автомобилей предполагает отдельные форсунки для всех цилиндров.
В дизельном двигателе топливо подается через форсунку в камеру сгорания, где происходит его смешивание с воздухом. Имеются некоторые бензиновые двигатели, на которых также устанавливается топливная система с непосредственным впрыском. Они отличаются от дизеля только в способе поджигания рабочей смеси: бензин поджигается свечой зажигания, дизтопливо – сжатием. Впрыск позволяет достичь наиболее высокой топливной экономичности, но по причине сложности конструкции широкого применения в бензиновых двигателях не нашел, а для дизельных двигателей это единственно возможный вариант.
Топливная система бензинового двигателя
Устройство топливной системы бензинового впрыскового двигателя состоит из следующих основных элементов:
- бензобак;
- бензонасос;
- топливный фильтр;
- адсорбер и шланг для отвода бензиновых паров;
- подающий и сливной бензопровод;
- топливная рампа;
- форсунки.
Бензобак предназначен для хранения горючего, объем бензобака, обычно, обеспечивает автомобилю около пятисот километров пробега без дозаправок. После включения зажигания с помощью электрического бензонасоса, топливо через фильтр грубой очистки ( который представляет собой капроновую сетку), попадает в подающий топливопровод. Далее бензин проходит через топливный фильтр, очищается от мелких механических примесей, и попадает в рампу, а затем через форсунки в цилиндры.
Устройство топливной системы на некоторых автомобилях немного усложнено: топливный насос у них начинает работать при открытии водительской двери.
В случае если давление в топливной системе превышает максимально допустимый порог, тогда- то часть топлива сливается через регулятор давления обратно в бак. Вентиляция бензобака происходит через адсорбер. Адсорбер это устройство, которое улавливает пары горючего из воздуха.
В схему системы питания входят различные датчики, основываясь на показаниях которых электронный блок управления двигателем (ЭБУ) дозирует подачу горючего. К этим датчикам относятся датчик детонации, положения дроссельной заслонки и массового расхода воздуха.
Один из основных критериев, по которому топливная система автомобиля с бензиновым двигателем отличается от дизеля, это требование к надежности всех соединений: бензиновый двигатель не так требователен к этому, в отличие от дизельного.
Топливная система дизельного двигателя
Схема топливной системы двигателя, которая работает на дизельном топливе, немного отличается от описанной ранее. Устройство системы питания дизеля определенно необходимостью обеспечивать более высокое давление горючего. Топливная система дизельного двигателя состоит из следующих элементов:
- фильтр грубой очистки;
- фильтр тонкой очистки;
- топливный бак;
- топливный насос высокого давления (ТНВД);
- подкачивающий насос;
- форсунки.
Схема работы в общем аналогична схеме, работы топливной системы бензинового двигателя. Горючее из бака подается к ТНВД при помощи подкачивающего насоса шестеренчатого или помпового типа. Сначала топливо проходит через фильтр грубой очистки, где отсеиваются крупные механические примеси, а перед топливным насосом высокого давления стоит фильтр тонкой очистки, задерживающий мелкие посторонние частицы. Высокие требования к чистоте горючего объясняются желанием продлить срок службы дизеля.
Очистка топливной системы
Как правило, отечественное топливо оказывает негативное влияния на топливные системы современных автомобилей, приводя их в негодность. Увеличение расхода топлива, детонация силового агрегата и потеря мощности это только первые признаки будущих серьезных проблем.
Определить состояние топливной системы может любой автовладелец, который знаком с особенностями бензинового двигателя внутреннего сгорания. Состояние топливной системы можно определить по цвету свечей зажигания. Правильно работающая свеча будет иметь равномерный оттенок «песочного» цвета. Если она черного цвета — это говорит о проблемах с топливной системой либо о отсутствии компрессии. Исправность работы системы можно проверить и по равномерности выхлопа на автомобиле. В случае, если из глушителя наблюдается прерывистый выхлоп с характерными хлопками, то тогда пришло время задуматься о ремонте топливной системы автомобиля.
Есть много способов восстановления работоспособности топливной системы, но наиболее распространённые на станциях технического обслуживания только два.
Первый способ очистки топливной системы
Первый способ это чистка с применением ультразвуковой установки. В данном случае выполняется демонтаж основных узлов и комплектующих топливной системы с последующей очисткой в ультразвуковой ванне. Что бы усилить эффект очистки форсунок по данному методу часто применяют генератор импульсов, который заставляет работать форсунки с той же частотой, как и на автомобиле. В момент открытия форсунки очищающая жидкость поступает внутрь, где под воздействием ультразвука производится разрушение грязи. Помимо грязи, низкочастотные колебания ультразвука удаляют и скопившийся кокс с любыми отложениями. Обычно, применение ультразвука позволяет удалить до 98% грязи любого типа.
Работа данным методом имеет сложности, основной из которых — является сложность демонтажа топливной системы на современных автомобилях. Как правило, на некоторых моделях автомобилей может уйти несколько дней только на демонтаж топливной системы.
Второй способ очистки топливной системы
Вторым способом является очистка топливной системы её «без разбора», с использованием специальной очищающей жидкости. Топливную систему подключают к специальному оборудованию, которое имеет резервуар с жидкостью и насос для создания необходимого давления. После отключения топливного насоса на автомобиле, оборудование запускается и работает определенное количество времени на очищающей жидкости. В процессе работы, жидкость собирает всю грязь и отправляет ее на сжигание в цилиндры. Помимо самой топливной системы, в процессе работы очищаются системы выпуска и впуска, цилиндры силового агрегата и впускной коллектор.
Из недостатков методики специалисты отмечают, возможность повреждения каталитического нейтрализатора которая возникает по причине несоблюдения временных интервалов, при работе с очищающей жидкостью имеющей очень высокое октановое число. Максимальное время очистки составляет 15 минут. Очень важно сделать паузу не менее 10 минут, которая нужна для остывания нагретого каталитического нейтрализатора.
Результаты очистки топливной системы:
- Лучшее сгорание топлива, повышение мощности двигателя
- Снижение расхода топлива — экономия на топливе
- Восстановление и выравнивание компрессии
- Оптимальная форма факела бензина
- Улучшение холодного запуска
- Улучшение холостого хода
- Возможность более точного задания смеси топлива и воздуха
- Повышение срока службы инжектора, форсунок, клапанов и других частей топливной системы
Большую популярность сегодня получили разнообразные присадки, которые добавляются в топливо в процессе эксплуатации. Большого эффекта в этом случае можно добиться, если соблюдать некоторые простые правила. Перед тем как использовать присадки автовладельцу нужно убедиться, что топливный бак автомобиля чистый. Иначе присадка соберёт всю грязь и отправит ее по магистрали к наиболее важным узлам топливной системы. Последствием этого является ухудшение работы, вплоть до полного отказа транспортного средства.
Нужно помнить и о том, что использование присадок жестко лимитировано и допускается не чаще, чем один раз в 20 тысяч км. пробега. Это потому что в присадках имеется наличие активных веществ, которые губительно воздействуют на все резиновые детали силового агрегата. Если злоупотреблять присадками забивается каталитический нейтрализатор, деформируются все резиновые детали и часто сбивается угол опережения зажигания.
Ремонт топливной системы
Топливная система является механизмом, который осуществляет попадание топлива в двигатель. В случае, если передача по каким либо причинам не происходит, автомобиль не заводится и не едет. Поэтому крайне важно при возникновении каких-либо, даже не больших дефектов в топливной системе незамедлительно обратиться в автосервис. Своевременное обращение к квалифицированным специалистам поможет предотвратить более серьёзные поломки системы, ремонт которых обойдется достаточно дорого.
Топливная система это конструкция, главными частями которой являются топливный бак, топливный насос, фильтры и инжекторы. Принцип работы системы следующий: бензин поступает при помощи насоса в инжекторы, которые затем впрыскивают его через отверстия в двигатель. Там бензин поджигается от свечей и сгорает. Перед тем, как топливо попадает в двигатель, оно очищается при помощи топливных фильтров.
Топливная система или система питания топливом автомобиля это- комплекс механизмов, узлов и деталей, которые предназначены для очистки, хранения и обеспечения двигателя автомобиля топливом (бензином или дизельным топливом).
Топливная система бензинового и дизельного двигателя имеет в основном аналогичное устройство, она состоит из:
- топливного бака, предназначенного для хранения запаса топлива;
- топливного насоса, подающего топливо в систему впрыска и поддерживающего рабочее давление в топливной системе;
- датчик указателя запаса топлива, чьи показания выводятся на приборную панель автомобиля;
- топливного фильтра, обеспечивающего очистку поступающего в двигатель топлива;
- топливопроводов, по которым циркулирует бензин или солярка;
- и системы впрыска, отвечающей за приготовление топливно-воздушной смеси.
И так как мы уже говорили, при включении зажигания бензин либо дизельное топливо при помощи насоса подается по топливопроводам в систему впрыска, предварительно пройдя через топливный фильтр для очищения. В системе впрыска образуется топливно-воздушная смесь, она и поступает в цилиндры двигателя.
Топливная система является одним из основных составляющих автомобиля, поэтому обязательно необходимо периодически проводить её диагностику для того, чтобы выявить неисправности и сбои в работе двигателя и составных частей системы питания топливом. Это поможет предотвратить возникновение более серьезных неисправностей и избежать серьезного и дорогостоящего ремонта топливной системы.
Диагностика топливной системы включает в себя следующие работы — проверку исправности и обнаружение дефектов работы системы впрыска (карбюратора или инжектора), промывку форсунок, впускных и выпускных клапанов, а также при необходимости последующий ремонт топливной системы, замену изношенных деталей.
Когда необходим ремонт топливной системы?
Ремонт топливной системы требуется, если:
- снижена производительность топливного насоса;
- засорен топливный фильтр;
- засорен или деформирован сливной топливопровод;
- затруднен пуск двигателя;
- снижена номинальная мощность двигателя;
- перебои в работе двигателя на всех режимах (пуск, холостой ход, движение);
- превышен номинальный расход топлива;
- запах бензина в салоне;
- подтекание топлива;
- топливная система не герметична.
Не герметичность топливной системы является самой серьезной и опасной проблемой для технического состояния автомобиля. Она угрожает не только финансовыми затратами (на зря потраченное топливо), также она создает угрозу пожарной безопасности автомобиля. Главной причиной всех выше перечисленных проблем, является неправильная эксплуатация автомобиля: применение некачественного топлива, непрофессиональное и редкое техническое обслуживание, механические повреждения.
Возможные причины часто встречающихся неисправностей топливной системы:
1. В случае если вы заметили, что расход топлива автомобиля сильно увеличился, то возможной причиной стали следующие факторы:
- забит или загрязнен фильтрующий элемент;
- повреждена система впрыска топлива (для бензиновых двигателей);
- неисправны форсунки (для дизельных двигателей);
- неправильно установлен угол опережения зажигания;
- низкое давление в шинах.
2. Появление шума в системе выпуска отработанных газов может быть вызван:
- ненадежно привинченным выпускным коллектором;
- негерметичностью системы выпуска отработанных газов;
- повреждением глушителей или труб;
- дефектом подвески выхлопной системы или ее контакта с кузовом автомобиля.
3. Причину утечки топлива необходимо искать в поврежденных или проржавевших трубах, шлангах или топливном баке.
И если в случае некачественного топлива и его перегрева справиться можно самостоятельно, то в остальных случаях без квалифицированной помощи не обойтись. Автосервис V-STUDIO выполняет замену топливных фильтров, а также другие работы по устранению неисправностей в топливной системе, в том числе прочистку инжекторов. Мы работаем только с качественными материалами и на профессиональном оборудовании, что позволяет быстро производить диагностику и ремонт топливной системы. Специалисты нашего автосервиса V-STUDIO имеют большой опыт работы, и могут гарантировать вам ответственное отношение к вашему автомобилю и профессиональный подход к поставленной задаче. Обратившись в автосервис V-STUDIO, наши специалисты произведут ремонт вашего автомобиля любой степени сложности, качественно в максимально сжатые сроки.
Источник Источник http://fastmb.ru/autoremont/1331-remont-i-obsluzhivanie-sistemy-pitaniya-avtomobilya.html
Источник Источник Источник http://extxe.com/16871/remont-sistemy-pitanija-benzinovyh-dvigatelej-vypolnjaemye-v-toplivnom-otdelenii/
Источник Источник http://v-sto.ru/slesarnyy-remont/toplivnaya-sistema.html