Как перебороть психологический страх при вождении машины? /
Как перебороть психологический страх при вождении машины?
Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто, так же как и другие человеческие фобии, преодолим.
Кто боится больше?
Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто. Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.
Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.
Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин. Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала «чувствовать» дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован.
Но не стоит думать, что «водительский» страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции «бьют» по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.
Чего чаще всего боятся
Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.
Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.
Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.
Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной «недовольные» сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.
Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль. Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.
Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД, в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.
Но пожалуй самыми «популярными» страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.
Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая в все время в напряженном состоянии, скорее всего «наживет» себе не один недуг, станет нервным, может быть даже агрессивным или наоборот замкнется в себе. И скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.
Как побороть в себе страх вождения?
Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: «хочу» (со стороны разума) и «не хочу» (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.
Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.
Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.
Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.
Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы «не». Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза «Я не боюсь» становится вполне утвердительной «Я боюсь». Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.
Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.
Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно «инсценируйте» опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для «профилактики» лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.
Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих «декорациях». То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.
Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей, кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто. Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.
Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.
Совет 8: вождение даже для опытного водителя зачастую вызывает состояние стресса. Увы, на наших дорогах достаточно факторов стресса. Не поддаваться стрессу – задача не простая, а может быть даже бесполезная. А вот умение максимально быстро выходить из такого нервного состояния — вполне реальное умение, освоить которое в ваших же интересах. Главное, научитесь прислушиваться к своим переживаниям, и когда ситуация на дороге сильно «натянула» ваши нервы, остановитесь, если такая возможность есть, успокойтесь и продолжайте поезду. Ведь раздраженная стрессом психика – плохой советчик и помощник.
Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого «врага». В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.
Осознанность за рулем как профилактика аварийных ситуаций
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Ты – это ты. А я – это я.
И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.
А если нет – этому нельзя помочь.
Фредерик Перлз, 1951
Что может быть общего у гештальт-терапии с вождением? Чем психотерапия, набирающая ныне популярность, может помочь водителю?
Садясь за руль, мы не только облегчаем, но и существенно усложняем себе жизнь. Управление транспортным средством – это прежде всего риск и ответственность. Водитель отвечает за безопасность – себя, пассажиров, других участников дорожного движения. Поэтому длительное пребывание за рулем чревато не только физическими, но и психическими перегрузками. Неудобная поза, напряженные шея и плечи вкупе со стрессом, который порождает стояние в пробках или любая выходящая из ряда вон ситуация (подрезающие попутчики, невнимательные пешеходы), может ухудшать здоровье, расшатывает нервную систему.
Новичкам, которые испытывают страх перед железным конем, или асам, самоутверждающимся за счет виртуозной езды, гештальт-терапия поможет переосмыслить процесс вождения. Она научит получать истинное удовольствие от процесса, избавит от страхов, снизит уровень злости и агрессивности, которая присуща некоторым водителям.
Осторожно! Злой водитель!
Злость – негативное эмоциональное состояние, человеческий фактор – первопричина большинства аварийных ситуаций. Любопытный факт выяснили в ходе психологического исследования в Великобритании. Большинство опрошенных водителей признались, что гнев, спровоцированный стрессовой ситуацией во время вождения, появляется чаще, чем раздражение в других ситуациях (происходящих не за рулем).
А 72 процента опрошенных студентов университета Невада (University of Nevada, Reno) отметили, что испытывают злость до трех раз в день, если находятся за рулем. Согласно другим исследованиям, выяснилось, что люди, которые садятся за руль, ожесточаются и начинают злиться.
Последствия злости, испытываемой водителем, могут быть плачевны:
- Сильная негативная эмоция заставляет нас давить на газ, превышать скорость.
- Водители, испытывающие злость за рулем, склонны к риску.
- Злые водители на дороге ведут себя агрессивно.
- Водители, которые часто злятся, чаще жалуются на проблемы со здоровьем.
Справиться с проблемами, которые порождает беспричинная злость, сложно. Под беспричинной здесь следует понимать ответную реакцию, по силе своей превосходящую возбудитель. Можно понять человека, чертыхнувшегося за рулем в ответственный и напряженный момент, но понять разразившегося проклятьями водителя, увязавшегося в погоню за подрезавшим его «уродом», согласитесь, сложнее.
Осознанность против агрессии
Бороться с неконтролируемой злостью и агрессией можно одним способом – научиться их контролировать. Управлять эмоциями учат разные методики. Один из способов – групповая гештальт-терапия.
Она преследует следующие цели:
- Личностный рост.
- Повышение осознанности себя и окружающей среды.
Этот вид психологической помощи разработал Фредерик Саломон Перлз (также известен как Фриц Перлз) с коллегами в начале 1950-х годов. Оригинальный подход стал результатом переосмысления автором психоанализа, объединения его с биоэнергетикой и собственным опытом ученого.
Гештальт-терапия – путь к гармонии разума и чувств, усилению жизненной энергии. Результатом становится чуткое взаимодействие внутренних сигналов и действий, при совершении которых учитываются все внешние обстоятельства. Иными словами, терапия направлена на то, чтобы повысить способность саморегуляции личности, устранив возможные преграды, которые очень часто представлены «вдолбленными» правилами и заученными представлениями о том, что есть хорошо, а что плохо.
Рост осознанности (основные аспекты традиционной философии гештальт-терапии – аспекты осознанности, актуальности и ответственности) связан со снижением агрессивности и ее проявлений в стрессовых, напряженных ситуациях, которыми изобилует водительская практика. Замечено также, что терапия помогает бороться с тревожностью и депрессией, которые являются частыми спутниками повышенной агрессивности.
Осознанное вождение «здесь и сейчас»
Терапия позволяет провести границу между ощущением и мыслью (думать и чувствовать – разные процессы). Цепочка мыслей: «Опять подрезал! Вот урод! Все меня стараются обогнать! Не желаю быть крайним!» – способна возбудить в нас агрессию, заставить почувствовать дискомфорт, от которого мы непременно захотим избавиться, превысив скорость. Однако виновником ДТП станем мы, а не подрезавший нас нахал, давно умчавшийся в неизвестность.
В то же время мысль: «Куда это он так торопится? Как бы ни случилось чего дурного!» – заставит нас озаботиться, лишний раз осознать ответственность водителя и, быть может, даже немного снизить скорость.
Навык осознанного вождения строится на принципе присутствия «здесь и сейчас». Ценен и важен настоящий момент – осознанное присутствие «здесь и сейчас» позволяет избежать проблем в будущем.
Эмпатия также крайне важна. Ведь именно эмпатия (понимание чувств других людей и готовность оказать им эмоциональную поддержку) даст водителю возможность не лезть на рожон, не ввязываться в сумасшедшие гонки, не провоцировать аварийные ситуации.
Гештальт-терапия пользуется популярностью во многом из-за того, что круг доверительного общения современных горожан значительно сузился, нам просто не с кем поговорить о своих чувствах. Гармонизация внутреннего мира, которую обещают представители этого направления, интересует чаще женщин, их же привлекает возможность детально обсудить собственные чувства в группе, с терапевтом. Энергичные мужчины гештальт-терапию понимают хуже, консультации, где много говорится о чувствах, кажутся слишком медленными и непрактичными.
Основные приемы работы и техники – подведение к осознаванию, фокусировка энергии здесь и сейчас, принятие ответственности, арт-терапия, работа в метафоре, монодрама. Результат процесса чаще всего зависит от самого терапевта, его мудрости и искреннего желания помочь клиенту.
http://www.avtobeginner.ru/articles/85/overcome-driving-fear.html
Источник http://autopsiholog.ru/osoznannost-za-rulem-kak-profilaktika-avarijnyh-situatsij/