Эксплуатационные свойства автомобиля
Эксплуатационные свойства автомобиля
Конструктивная безопасность автотранспорта — это комплексное эксплуатационное свойство, которое обычно измеряет реальную возможность автомобиля благополучно избежать ДТП либо существенно снизить возможные последствия аварии. Автотранспорт обязан соответствовать основным требованиям безопасности во время использования, и задача любого автолюбителя — беспристрастно оценивать и сохранять это качество в течение всего срока пользования.
При умелом использовании конструктивной безопасности автомашины существенно уменьшается риск ДТП. Непредвзятая оценка реальных возможностей автотранспорта поможет внести изменения в курс автомобиля заблаговременно, до возможного возникновения аварийной ситуации.
Основные компоновочные характеристики автотранспорта (габаритные, весовые), стабильность, маневренность, информативность, тормозная и тяговая динамичность — все это неотъемлемые составляющие активной безопасности автомашины.
Тормозная и тяговая динамичность
Тормозная динамичность выявляет способность автотранспорта остановиться в минимальное время при неожиданном появлении препятствий на пути. В основном автомашины имеют четыре рабочие тормозные системы: запасную, дополнительную, стояночную и рабочую. Более необходимой является последняя из них.
Тяговая динамичность непосредственно характеризует ведущую функцию легкового автотранспорта – осуществлять передвижение. От тяговой динамичности существенно зависит скорость разгона и скорость хода при всевозможных обстоятельствах.
Тяговая динамичность возрастает с помощью усиления мощности мотора и его приёмистости за счет сокращения массы, увеличения обтекаемости корпуса и значительного улучшения конструкции двигателя, трансмиссии и ходовой части. Значительная тяговая динамичность автотранспорта нередко дает преимущество во время вождения непосредственно на дороге, хранит запас мощности, именно то, что может помочь при дорожных помехах.
Изготовители передовых автомашин желают сделать лучше тяговую динамичность, что невозможно без улучшения иных сторон конструктивной безопасности.
Компоновочные характеристики
Размеры автомобиля воздействуют на величину и форму транспортного потока. Основные компоновочные характеристики воздействуют на динамику и тормоза автотранспорта, также они нередко оказывают достаточно большое влияние на стабильность и маневренность автомобиля. На динамику и тормоза, стабильность и маневренность автомобиля влияет масса автотранспорта, пассажиры и груз, а еще их месторасположение в салоне.
Устойчивость и маневренность автотранспорта
«Петляние» по проезжей части или резкая перемена направления движения, как правило, вызвана техническим сбоем поперечной устойчивости при движении по прямой. Это может являться следствием:
- неодинаковых тормозных или/и тяговых сил на колесах различных бортов;
- влияния боковых сил (поперечной составляющей массы, интенсивного ветра);
- разного регулирования колесных тормозов;
- резкой сменой скорости или направления;
- повреждения шин;
- повреждения рулевого правления;
- скольжения или пробуксовки одного борта.
Из-за нарушения устойчивости автотранспорт неоднократно выезжает на чужую полосу. Большие старания потребуется приложить водителю, чтобы удержать автомашину в своей полосе при «петлянии» по проезжей части.
Переворачивание или скольжение автотранспорта именуется утратой устойчивости автотранспорта. Есть продольная и поперечная устойчивость, в зависимости от направленности скольжения или переворачивания. Потеря второй происходит чаще всего. Это явление считается более опасным.
Поперечная устойчивость нередко нарушается по причине влияния центробежной силы и силы тяжести легкового автотранспорта, существенного влияния бокового ветра, а также по причине внезапных ударов колес о неровное дорожное покрытие. Предельная скорость хода по окружности и угол поперечного уклона дорожного покрытия являют собой показатели поперечной устойчивости автомашины.
При достаточно резком и крутом повороте автотранспорт рискует лишиться поперечной устойчивости, хоть и на маленький угол. Также легко может произойти занос по причине действия центробежных сил, каковые в короткий срок становятся эквивалентными силе сцепления шин. А в случае если автотранспорт движется с большой скоростью, и коэффициент сцепления небольшой, то случится неуправляемый занос в крайне быстрое время.
Этот период рискует стать еще короче, если водитель промедлит и не сможет своевременно предупредить занос. Особую угрозу представляет мокрая или скользкая поверхность. Во избежание потери управления необходимо заблаговременно, до поворота сбавлять скорость.
Эксплуатационные свойства автомобиля
Назначением автомобиля является транспортировка грузов, пассажиров или специального оборудования из пунктов отправления в пункт назначения, а свойства автомобиля, определяющие средние скорости транспортировки, расходы топлива, связанные с транспортировкой, безопасность движения автомобилей, выполняющих свои производственные функции, возможность движения по дорогам различного качества, а иногда и без дорог, и называются его эксплуатационными свойствами.
Таким образом, эксплуатационные свойства АТС – это группа свойств, определяющих степень его приспособленности к эксплуатации в качестве специфического (наземного, колесного, безрельсового) транспортного средства по перевозке грузов, пассажиров или специального оборудования.
Автомобиль может выполнять свои функции, если он находится в работоспособном состоянии, т. е. когда значения всех его параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической или конструкторской документации.
Для оценки эксплуатационных свойств АТС используют показатели и измерители. Показатель – это параметр, характеризующий какое-либо свойство изделия (автомобиля). Измеритель – это конкретная величина, позволяющая производить количественную оценку, т.
е. указывает численное значение показателя.
В данном курсе изучаются показатели, измерители и их нормативные значения только эксплуатационных свойств АТС. Зная показатели и измерители, можно анализировать потенциальные возможности автомобиля и оценивать влияние его конструктивных параметров и эксплуатационных факторов на эксплуатационные свойства.
Эксплуатационные свойства АТС можно разделить на следующие более мелкие группы свойств, характеризующие движение автомобиля: тягово-скоростные, топливные и тормозные свойства, управляемость, устойчивость, маневренность, плавность хода и проходимость.
Скоростными свойствами называют совокупность свойств, определяющих возможные но характеристике двигателя или сцеплению ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей, ускорений и предельных углов подъема в различных условиях эксплуатации.
Топливные свойства, или, точнее, топливная экономичность АТС определяет его способность минимально расходовать топливо в заданных (стандартизованных) условиях движения.
Тормозные свойства – это способность АТС быстро снижать скорость движения вплоть до полной остановки, сохранять заданную скорость движения на затяжных спусках и оставаться неподвижным на стоянке на уклоне или при действии каких-либо возмущающих сил.
Управляемость – это свойство АТС, определяющее его способность изменять направление движения в соответствии с воздействиями водителя на органы управления.
Устойчивость – это свойство АТС, определяющее его способность сохранять заданные параметры движения или положения. То есть способность противостоять внешним возмущающим силам, вызывающим его отклонение от заданного направления движения или положения.
Маневренность – это способность АТС изменять свое положение на ограниченной площади без переменного использования заднего и переднего ходов.
Плавность хода – это способность АТС уменьшать воздействие от механических колебаний на водителя, пассажиров, перевозимые грузы и элементы автомобиля при движении но неровным дорогам.
Проходимость – это свойство АТС, определяющее его способность двигаться в тяжелых дорожных условиях, в том числе по грунтам с повышенным сопротивлением движению и малым коэффициентом сцепления, и преодолевать искусственные и естественные препятствия без вспомогательных средств.
Для суждения о возможности использования того или иного АТС в заданных условиях эксплуатации выработан ряд показателей, позволяющих объективно оценить соответствие существующей или перспективной конструкции автомобиля предъявляемым требованиям. В качестве основного показателя, характеризующего эффективность использования АТС, применяют относительные затраты на перевозку 1 т груза или одного пассажира. Эти показатели зависят не только от конструкции автомобиля, но и от ряда других факторов: дорожных условий, уровня организации перевозок, технического обслуживания и ремонта.
Показателем, более тесно связанным с конструкцией автомобиля и достаточно полно характеризующим эффективность его использования, является производительность АТС. Производительность определяется грузоподъемностью или пассажировместимостыо автомобиля и средней технической скоростью движения.
Знание эксплуатационных свойств автотранспортного средства инженером по технической эксплуатации автомобилей позволит ему выбрать оптимальные методы поддержания потенциальных эксплуатационных свойств, т. е. свойств, заложенных в конструкцию автомобиля при его проектировании и производстве, и восстановления их в процессе ремонта.
Инженер по организации перевозок и управления на автомобильном транспорте, зная потенциальные возможности конкретного автомобиля и умея анализировать влияние его конструктивных параметров и эксплуатационных факторов на показатели производительности, сумеет выбрать такие АТС, которые наилучшим образом будут соответствовать характеристикам перевозимого груза и условиям перевозок и помогут ему разрабатывать оптимальную стратегию перевозок.
Инженер по организации дорожного движения, зная эксплуатационные свойства АТС, может правильнее организовать движение на дорогах различных категорий с учетом погодно- климатических условий, снижая вероятность возникновения аварийных ситуаций, вводя определенные ограничения на параметры движения в соответствии со свойствами автомобилей, а также требовать от дорожных служб соблюдения тех или иных мероприятий по поддержанию дорожного покрытия и коммуникаций в соответствующем состоянии.
Задача теории автомобиля состоит в раскрытии механизма преобразования динамической системой управляющих и возмутающих воздействий в выходные характеристики. Аналитически строго из-за сложности задачи это не всегда удается сделать, тогда производится упрощение модели вплоть до задач статики.
Все эксплуатационные свойства АТС связаны с тем или иным видом движения: прямолинейным, криволинейным, ускоряющимся, замедляющимся, с колебаниями. Расчетным путем оценка того или иного эксплуатационного свойства может быть осуществлена только в результате решения уравнений, описывающих соответствующее движение. Поэтому теорию автомобиля можно определить как науку о законах его движения.
Page 2
Поскольку автомобиль является частью системы «автомобиль- водитель-дорога-среда», то его свойства проявляются только во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значимость определенного эксплуатационного свойства в оценке качества или эффективности применения автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т. е.
от условий эксплуатации. Условия эксплуатации автомобилей в целом определяются дорожными, транспортными и природно-климатическими.
Дорожные условия характеризуются элементами профиля и плана дорог, рельефом местности, видом и ровностью дорожного покрытия, интенсивностью движения, помехами движению, стабильностью дорожного состояния, режимами движения.
Транспорт ные условия характеризуются видом груза и его свойствами, объемом перевозок, партионностью отправок, расстоянием перевозок, способами погрузки и вьпрузки, режимами работы, видами маршрутов и организации перевозок, условиями хранения, технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Природно-климатические условия характеризуются температурой окружающего воздуха, атмосферным давлением, скоростью и направлением ветра, количеством атмосферных осадков, влажностью и запыленностью воздуха, продолжительностью холодного периода и т. п. и делятся в зависимости от зон на зоны умеренного, холодного, жаркого и высокогорного климата.
На эксплуатационные свойства автомобилей в наибольшей степени оказывают влияние дорожные условия. В силу значительного разнообразия они могут быть классифицированы по различным признакам.
Все дороги общего пользования в России в зависимости от возможной пропускной способности, расчетной скорости движения, типа покрытия, числа и ширины полос движения, наибольшего продольного уклона, наименьших радиусов поворота и т. п. в соответствии со СНиГ1 2.
05. 02-85 делятся на пять категорий.
К дорогам 1-4-й категорий относятся дороги с покрытиями, к дорогам 5-й категории – грунтовые.
В зависимости от прочности покрытий на дорогах общего пользования допускают нагрузку на одну ось до 100 кН (дороги 1—4-й категорий) и до 60 кН (дороги 5-й категории), на сдвоенную тележку – до 180 кН (дороги l^t-й категорий) и до 110 кН (дороги 5-й категории).
Дорожные условия подразделяются, кроме того, на магистральные (магистрально-холмистые), горные (горно-холмистые) и городские (пригородные). В этом случае классификационными признаками являются статистические характеристики продольного профиля дороги и режимы движения автомобиля.
К факторам, влияющим на среднюю скорость движения – один из основных параметров автомобиля, определяющих его производительность – следует отнести интенсивность движения, ограничения скорости движения, число пересечений с другими дорогами и число полос движения.
Однако каждый конкретный маршрут в значительной степени индивидуален и может состоять из участков, характеризующихся разными дорожными условиями, на которых режимы движения могут существенно различаться. Существенно отличаются и весьма специфичны условия эксплуатации автомобилей-самосвалов, работающих с заездом в карьер, автомобилей, работающих в крупных городах с интенсивным движением и частыми остановками, автомобилей, перевозящих грузы, требующих пониженных скоростей движения, и т. п.
Транспортные условия определяются, в основном, специализацией автомобиля, его конструктивными параметрами и эксплуатационными свойствами. Партионность груза определяет оптимальную грузоподъемность, а его объемная масса – объем грузовой платформы автомобиля. То есть транспортные условия эксплуатации определяют тип и модификацию применяемого подвижного состава, а также такие показатели эффективности использования автомобилей, как коэффициенты использования грузоподъемности и пробега, себестоимость перевозок и др.
Природно-климатические условия в нашей стране подразделяются на несколько климатических зон – умеренного климата, холодного климата, жаркого и высокогорного климата. Основной характеристикой климатической зоны, существенно влияющей на эксплуатационные свойства автомобилей, является температура окружающего воздуха. Изменение атмосферных условий оказывает влияние на работу двигателя, трансмиссии, шин, что приводит к изменению эксплуатационных свойств автомобиля.
Нормативные значения оценочных параметров, приводимые в справочной литературе, даны для новых автомобилей и стандартных условий эксплуатации (температура окружающего воздуха +25 °С, атмосферное давление 750 мм рт. ст. , дорога – прямолинейная, горизонтальная с цементобетонным или асфальтобетонным ровным покрытием).
Существенное отклонение температуры окружающего воздуха от стандартного значения (+25 °С) как в сторону понижения, так и в сторону повышения вызывает нарушение нормального теплового режима двигателя (95… 100 °С) и, как следствие, – ухудшение показателей тягово-скоростных свойств и увеличение расхода топлива.
Понижение температуры воздуха в сильной степени влияет на увеличение сопротивления шин и уменьшение КПД трансмиссии, что приводит к увеличению расхода топлива.
При работе автомобилей в высокогорных условиях происходит снижение мощности двигателя вследствие уменьшения коэффициента наполнения цилиндров. В результате средняя скорость движения грузовых автомобилей в горных условиях примерно на40…50 ниже, а расход топлива на 10… 15 выше, чем на равнинной местности.
В общем случае автомобили используются в разных климатических зонах, значительно отличающихся значениями климатических факторов. Например, средняя годовая температура воздуха в нашей стране имеет весьма широкий диапазон значений от +16,8 °С (жаркий сухой район) до -16,6 °С (холодный район), средняя влажность воздуха изменяется от 20 % (жаркий сухой район) до 80 % и более (умеренно влажный район). Даже внутри одного и того же климатического района значения климатических факторов в течение года изменяются в широких пределах. Так, в умеренно климатическом районе (Москва) средняя суточная температура в течение года колеблется от +30 °С до -30 °С, а в очень холодном (Якутск) – от +30 °С до -60 °С.
Вес перечисленное свидетельствует о важности и необходимости учета влияния условий эксплуатации на эксплуатационные свойства автомобилей с целью наиболее правильного выбора типа и марки автомобиля при перевозке грузов и пассажиров.
Page 3
Отдельные вопросы теории эксплуатационных свойств автомобиля начали развиваться почти сразу же после создания первых автомобилей. Еще в начале XX века в США начал выходить специальный автомобильный журнал, в котором печатались статьи по отдельным вопросам теории движения автомобилей. Специалисты в области теории автомобилей появились в различных странах к 1920-м годам. Наиболее крупными специалистами того времени можно считать Кайма в Германии, Сенсо де Ляво и Жульена во Франции.
В России одним из первых на вопросы, связанные с законом движения автомобиля, обратил внимание Н. Е. Жуковский.
Первая из его работ – статья «Теория прибора инженера Ромейко- Гурко», связанная с изучением явлений, происходящих при качении жестко связанных колес, имеющих неодинаковые диаметры, опубликованная в 1905 г. В дальнейшем Н. Е.
Вопросам движения на повороте в 20-х годах XX в. были посвящены работы В. П.
Ветчинкина, Б. Е. Млодзиевского, А.
Оформление теории эксплуатационных свойств автомобиля (теории автомобиля) как науки впервые было выполнено в Советском Союзе Е. А. Чудаковым в 1923-1928 гг.
Следует отметить, что в США первый систематизированный курс теории автомобиля был опубликован Я. Табореком только в 1957 г.
В дальнейшем как общий курс теории автомобилей, так и отдельные его направления развивались и развиваются многочисленными учениками Е. А. Чудакова: Г.
В. Зимелевым, А. Н.
Островцевым, Б. С. Фалькевичем, Н.
Я. Яковлевым, В. А.
Ила- рионовым, Н. А. Бухариным, Я.
М. Певзнером, Р. В.
Page 4
Скоростными свойствами (СС) АТС называют совокупность свойств, определяющих возможные по характеристике двигателя или сцеплению ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей, ускорений и предельных углов подъема в различных условиях эксплуатации.
Тягово-скоростные свойства АТС оценивают, сравнивая их показатели со значениями, принятыми в качестве базовых (стандартных), или с аналогичными показателями других автомобилей. Показатели тягово-скоростных свойств могут определяться расчетным путем или экспериментально. Задача определения тягово-скоросгных свойств расчетным путем может быть выполнена двояко:
- • определением показателей СС по заданным конструктивным параметрам автомобиля в конкретных дорожных условиях. Этот метод называют анализом или проверочным тяговым расчетом автомобиля;
- • определением конструктивных параметров автомобиля, обеспечивающих получение заданных СС в заданных дорожных условиях. Этот метод называют синтезом или проектировочным тяговым расчетом автомобиля.
Проверочный тяговый расчет и экспериментальное определение СС можно проводить не только для новых автомобилей, но и для автомобилей, находящихся в эксплуатации. В этом случае оценка их технического состояния или качества определяется по степени соответствия показателей нормируемым или паспортным, указываемым в технической характеристике автомобиля заво дом-изготовителем.
Эксплуатационные свойства автомобиля оцениваются с помощью их измерителей и показателей. Измерителем эксплуатационного свойства называется единица измерения, характеризующая это свойство с качественной стороны (например, скорость движения автомобиля).
Показателем эксплуатационного свойства называется число, определяющее величину измерителя этого свойства, его количество (например, значение максимальной скорости автомобиля). Измерители и показатели эксплуатационных свойств автомобиля устанавливаются ГОСТами, стандартами и другими нормативными документами. Для определения показателей эксплуатационных свойств проводят испытания автомобиля.
1.3. Эксплуатационные свойства и конструкция автомобиля
Эксплуатационные свойства, обеспечивающие движение автомобиля, существенно зависят от конструкции и технического состояния автомобиля, его систем и механизмов. Чем совершеннее конструкция автомобиля и лучше его техническое состояние, тем выше эксплуатационные свойства автомобиля. Поэтому автомобиль, его системы и механизмы конструируют таким образом, чтобы он имел определенные эксплуатационные свойства, Рис. 1.2 Связь эксплуатационных свойств с системами и механизмами автомобиля требуемые для заданных условий эксплуатации и обеспечивающие его эффективное использование.
На рис. 1.2 показана связь эксплуатационных свойств с теми системами и механизмами автомобиля, конструкция и техническое состояние которых оказывают наибольшее влияние на эти свойства.
1.4. Условия эксплуатации автомобиля
Свойства автомобиля, представленные на рис. 1.1, наиболее полно проявляются в условиях эксплуатации. Условиями эксплуатации автомобиля называются условия, в которых осуществляются перевозки пассажиров, грузов, специального оборудования и которые характеризуются различными внешними факторами.
К условиям эксплуатации относятся дорожные, транспортные и природно-климатические условия.
Дорожные условия эксплуатации характеризуются рельефом местности, продольным профилем дороги и извилистостью в плане, шириной проезжей части, числом полос движения, ровностью и прочностью дорожного покрытия, стабильностью состояния дороги, интенсивностью, режимом и видом движения, а также помехами.
Основой дорожных условий эксплуатации являются дороги, которые по назначению подразделяются на дороги общего пользования, автомагистрали, внутрихозяйственные (сельские) и городские (улицы). Дорожные условия эксплуатации оказывают наибольшее влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.
Транспортные условия эксплуатации характеризуются видом и количеством перевозимых грузов, дальностью перевозок, способами погрузки и выгрузки грузов, режимом работы, видом маршрутов, условиями хранения, техническим обслуживанием и ремонтом автомобиля.
Транспортные условия эксплуатации определяют специализацию автомобиля, которая обеспечивает максимальную приспособленность к перевозке определенного вида груза. Природно-климатические условия эксплуатации характеризуются температурой окружающего воздуха, атмосферным давлением и осадками (туман, дождь, снег).
Территория России включает в себя в основном зоны умеренного и холодного климата. В зоне умеренного климата сосредоточена наибольшая часть подвижного состава автомобильного транспорта страны. Все автомобили общего назначения и специализированный подвижной состав приспособлены к перевозкам в этой зоне.
В зоне холодного климата зимой температура опускается до -50°С и ниже, а продолжительность зимнего периода со снежным покровом в отдельных районах с суровым климатом составляет 200 — 280 дней в году. Для этой зоны должны выпускаться специальные автомобили в северном исполнении: с морозостойкими шинами, легко запускаемыми при низких температурах двигателями и т. п.
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого Кафедра “Автомобильный транспорт” ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЕЙ Дисциплина для направления подготовки дипломированного специалиста Специальность 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство» Курс лекций
Разработал Доцент кафедры АТ
_____________ Н. Н. Заводов.
“ ____ “ _____________ 2011 г. Оглавление.
Введение………………………………………………………………………..4 Вопрос 1. АТС и его эксплуатационные свойства……………………4 Вопрос 2. Условия эксплуатации АТС………………………………….6Тема 2. Тягово-скоростные свойства АТС (ТСС АТС7 Вопрос 3. Оценочные показатели ТСС…………………………………7 Вопрос 4. Силы, действующие на АТС…………………………………9 Вопрос 5. Характеристики двигателя…………………………………10 Вопрос 6. Мощность, подводимая к ведущим колесам………………12 Вопрос 7. Потери в трансмиссии……………………………………….12Тема 3. Кинематика и динамика автомобильного колеса……………….12 Вопрос 8. Радиусы колеса………………………………………………..13 Вопрос 9. Скорость и ускорение АТС…………………………………14 Вопрос 10. Динамика автомобильного колеса………………………..14 Вопрос 11. Режимы качения колеса……………………………………16 Вопрос 12. Движение колеса по деформируемой дороге…………….17 Вопрос 13. Причины потерь мощности, связанные с качением…..18 Вопрос 14. Влияние эксплуатационных и конструктивных фак- торов на величину к-та сопротивления качению…………………………19 Вопрос 15. Предельные случаи качения колеса. К-т сцепления…..21 Вопрос 16. Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на величину к-та сцепления…………………………………….22Тема 4. Силы сопротивления движению…………………………………..23 Вопрос 17. Силы сопротивления дороги………………………………23 Вопрос 18 Аэродинамика АТС………………………………………….24 Вопрос 19. Сила сцепления. Возможность движения……………….26 Вопрос 20. Уравнение движения АТС…………………………………27 Вопрос 21. Методы решения уравнений силового и мощностного балансов………………………………………………………………………28 Вопрос 22. Графики силового и мощностного балансов……………28 Вопрос 23. Динамический фактор и динамическая характеристика……………………………………………………………..29 Вопрос 24. Динамический паспорт…………………………………….30 Вопрос 26. Приемистость АТС. Путь и время разгона……………..32 Вопрос 27. Нормальные реакции, действующие на колеса каждой оси……………………………………………………………………………..34 Тема 5. Тормозные свойства………………………………………………..35 Вопрос 28. Тормозные системы и оценочные параметры…………35 Вопрос 29. Виды испытаний ТС и тормозной путь…………………37 Вопрос 30. Теоретическое определение замедления и тормозного пути…………………………………………………………………………..38 Вопрос 31. Служебное торможение…………………………………….39 Вопрос 32. Оптимальное распределение тормозных сил…………..40 Тема 6. Топливная экономичность АТС………………………………….42 Вопрос 33. Оценочные показатели……………………………………42 Вопрос 34. Уравнение расхода топлива………………………………43 Вопрос 35. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность…………………………………44 Тема 7. Управляемость АТС45 Вопрос 36. Общие положения.Оценочные показатели управляемости……………………………………………………………….45 Вопрос 37. Увод автомобильного колеса……………………………..49 Вопрос 38. Кинематика поворота автомобиля………………………51 Вопрос 39. Силы, действующие на автомобиль при повороте…….52 Вопрос 40. Круговое движение и переходные процессы…54 Вопрос 41. Условие управляемости АТС……………………………………….55 Вопрос 42. Стабилизация управляемых колес………………………55 Вопрос 43. Колебания управляемых колес…………………………..56 Тема 8. Устойчивость АТС…57 Вопрос 45. Общие положения.Оценочные показатели устойчивости…………………………………………………………………57 Вопрос 46. Критические показатели по скольжению……………….58 Вопрос 47. Критические параметры движения по опрокидыванию………………………………………………………………60 Вопрос 48. К-т поперечной устойчивости…………………………….61 Вопрос 49. Курсовая устойчивость и действие внешних сил……….62 Вопрос 50. Система курсовой устойчивости …………………………………63 Тема 9. Маневренность……………………………………………………..63 Вопрос 51. Оценочные показатели…………………………………….66 Тема 10. Плавность хода………………………………………………….68 Вопрос 52. Основные положения. Оценочные показатели …………..68 Вопрос 53. Автомобиль – как колебательная система………………69 Тема 11. Проходимость……………………………………………………71 Вопрос 54. Общие положения ……………………………………………………….71 Вопрос 55. Оценка профильной проходимости………………………72 Вопрос 56. Оценка опорно-тяговой проходимости…………………..74 Вопрос 57. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на проходимость75 Эксплуатационные свойства автомобиля.
Введение Изучение эксплуатационных свойств направлено на приобретение знаний основных свойств автомобиля и необходимых навыков их оценки применительно к конкретным дорожным условиям.
Эффективность работы автомобиля определяется совместным влиянием всей совокупности эксплуатационных свойств автомобиля, в которой основными являются следующие: тягово-скоростные, тормозные, топливная экономичность, устойчивость, управляемость, плавность хода и проходимость.
Эти свойства изучаются по отдельности в определенной последовательности. Вместе с тем они тесно взаимосвязаны друг с другом и изменение одного свойства приводит к изменению других. При этом улучшение одних свойств может привести к ухудшению других.
Поэтому особое значение приобретает поиск оптимальных решений, как при проектировании автомобиля, так и при выборе режимов его движения в различных условиях эксплуатации. Измерители и показатели перечисленных эксплуатационных средств устанавливаются и определяются на основе закономерностей движения автомобиля.
Возможность движения, само движение и его характер обусловлены взаимодействием колес автомобиля с поверхностью качения.
Тяговые свойства автомобиля — совокупность свойств, определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой, диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе на тяговом режиме в различных дорожных условиях.
Тяговым режимом считается режим работы двигателя, при котором от двигателя к ведущим колесам подводится мощность, достаточная для преодоления сопротивления движению. Чем тяжелее дорожные условия, тем меньше диапазон возможных скоростей и меньше возможность ускорения. В некоторых условиях, называемых предельными, диапазон скоростей снижается до одного значения. При более тяжелых условиях движение невозможно.
Динамичность — свойство автомобиля перевозить грузы и пассажиров с максимально возможной средней скоростью. Чем выше динамичность автомобиля, тем больше его производительность. Динамичность автомобиля во многом зависит от его тяговых и тормозных свойств.
Топливная экономичность — свойство автомобиля рационально использовать энергию топлива при выполнении единицы транспортной работы.
Снижение расходов топлива транспортными средствами является важнейшей задачей. От того, насколько экономичен автомобиль, зависит себестоимость автоперевозок. Управляемость — способность автомобиля сохранять заданное направление движения или изменять его при воздействии водителя на рулевое управление автомобиля.
Управляемость заивисит от конструкции автомобиля, технического состояния рулевого управления, подвески и шин, а также условий окружающей среды. Устойчивость — свойство автомобиля сохранять направление движения и противодействовать силам, стремящимся увести в сторону или опрокинуть автомобиль.
Управляемость и устойчивость тесно связаны друг с другом. Устойчивость вместе с управляемостью и тормозной динамичностью автомобиля обусловливают безопасность движения.
Проходимость — свойство автомобиля свободно двигаться по плохим (разбитым, размокшим) дорогам и пересеченной местности, преодолевая естественные и искусственные препятствия (канавы, рвы, пороги) без вспомогательных устройств и посторонней помощи.
Проходимость является одним из основных эксплуатационных свойств, определяющих эффективность использования данного транспортного средства. Этим качеством должны обладать автомобили всех типов, но в зависимости от их назначения — в различной степени.
Автомобили обычной проходимости предназначены для движения по шоссейным и грунтовым дорогам. К ним относятся автомобили обшетранспортного назначения колесной формулой 4×2 или 6×4 с обычными тороидными или низкопрофильными шинами и не блокируемыми дифференциалами.
К автомобилям повышенной проходимости относятся автомобили колесной формулой 4×4, 6×4, 6×6 и т. д. с широкопрофильными шинами, шинами регулируемого давления воздуха, с частично или полностью блокируемыми дифференциалами. К автомобилям высокой проходимости относятся полноприводные автомобили с шинами сверхнизкого давления, арочными шинами или пневмокатками Эти автомобили могут быть плавающими и работать в особо тяжелых климатических условиях, например на севере.
Плавность хода — свойство автомобиля двигаться по дорогам и местности с заданными скоростями без толчков и колебаний кузова, которые могут нарушить нормальную работу механизмов автомобиля, оказывать вредное влияние на водителя и пассажиров.
Выступы и впадины от 100 м до 10 см называют микропрофилем дороги, который является основной причиной колебаний автомобиля на подвеске. Мелкие неровности дорожной поверхности менее 10 см называются шероховатостью. Они могут создать высокочастотные вибрации отдельных элементов шасси и кузова автомобиля и высокий уровень шума как внутри кузова, так и вокруг машины.
Надежность — свойство автомобиля безотказно перевозить грузы и пассажиров в течение определенного срока и без ухудшения основных эксплуатационных показателей автотранспортного средства.
Надежность — это совокупность свойств, которая может включать в себя безотказность, долговечность и ремонтопригодность объекта.
Безотказность — свойство автомобиля (двигателя) сохранять работоспособность в течение определенного интервала времени или пробега определенной величины.
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до определенного времени, когда установлено проведение технического обслуживания и ремонта автотранспортного средства.
Ремонтопригодность — приспособленность автомобиля к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей и отказов.
Источник Источник Источник http://elm327rus.ru/blog/stati-i-poleznosti/ekspluatatsionnye-svoystva-avtomobilya/
Источник http://znayavto.ru/drugoe/ekspluatatsionnye-svojstva-avtomobilya/