ГОСТ Р -2003 ССБТ

ГОСТ Р 12.2.011-2003 ССБТ. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО
СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р -2003 ССБТ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ P
12.2.011-
2003

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ , ДОРОЖНЫЕ И ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ

Общие требования безопасности

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 267 «Строительно — дорожные машины и оборудование»

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 2003 г . № 360- ст

3. В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих европейских стандартов :

ЕН 474-1 — 1994 «Землеройные машины . Безопасность . Часть 1. Общие требования» ;

ЕН 500-1 — 1995 «Машины дорожные самоходные . Безопасность . Часть 1. Общие требования»

4 . ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ , ДОРОЖНЫЕ И ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Building, road and earth-moving machinery. General safety requirements

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на строительные , дорожные и землеройные машины ( далее — машины ), предназначенные для работы в районах с умеренным климатом , и устанавливает общие требования безопасности к их конструкции .

Стандарт не распространяется на машины , безопасность которых регламентирована «Правилами» , утвержденными Госгортехнадзором России , а также на малогабаритные машины .

Машины на базе автомобилей должны соответствовать настоящему стандарту в части безопасности конструкции рабочего оборудования , остальные требования — по стандартам на базовые машины .

Дополнительные требования безопасности к отдельным группам машин устанавливаются в стандартах и нормативных документах на эти машины .

Поправка. ИУС 12-2004

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты :

ГОСТ 2.601 — 95 Единая система конструкторской документации . Эксплуатационные документы

ГОСТ 12.1.003 — 83 Система стандартов безопасности труда . Шум . Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.004 — 91 Система стандартов безопасности труда . Пожарная безопасность . Общие требования

ГОСТ 12.1.005 — 88 Система стандартов безопасности труда . Общие санитарно — гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012 — 90 Система стандартов безопасности труда . Вибрационная безопасность . Общие требования

ГОСТ 12.1.046 — 85 Система стандартов безопасности труда . Строительство . Нормы освещения строительных площадок

ГОСТ 12.2.003 — 91 Система стандартов безопасности труда . Оборудование производственное . Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0 — 75 Система стандартов безопасности труда . Изделия электротехнические . Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.032 — 78 Система стандартов безопасности труда . Рабочее место при выполнении работ сидя . Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.033 — 78 Система стандартов безопасности труда . Рабочее место при выполнении работ стоя . Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.040 — 79 Система стандартов безопасности труда . Гидроприводы объемные и системы смазочные . Общие требования безопасности к конструкции

ГОСТ 12.2.049 — 80 Система стандартов безопасности труда . Оборудование производственное . Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.061 — 81 Система стандартов безопасности труда . Оборудование производственное . Общие требования безопасности к рабочим местам

ГОСТ 12.2.062 — 81 Система стандартов безопасности труда . Оборудование производственное . Ограждения защитные

ГОСТ 12.2.064 — 81 Система стандартов безопасности труда . Органы управления производственным оборудованием . Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.086 — 83 Система стандартов безопасности труда . Гидроприводы объемные и системы смазочные . Общие требования безопасности к монтажу , испытаниям и эксплуатации

ГОСТ 12.2.098 — 84 Система стандартов безопасности труда . Кабины звукоизолирующие . Общие требования

ГОСТ 12.2.101 — 84 Система стандартов безопасности труда . Пневмоприводы . Общие требования безопасности к конструкции

ГОСТ 12.3.001 — 85 Система стандартов безопасности труда . Пневмоприводы . Общие требования безопасности к монтажу , испытаниям и эксплуатации

ГОСТ 12.4.040 — 78 Система стандартов безопасности труда . Органы управления производственным оборудованием . Обозначения

ГОСТ 17.2.2.01 — 84 Охрана природы . Атмосфера . Дизели автомобильные . Дымность отработавших газов . Нормы и методы измерений

ГОСТ 17.2.2.02 — 98 Охрана природы . Атмосфера . Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей , тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин

ГОСТ 17.2.2.05 — 97 Охрана природы . Атмосфера . Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин

ГОСТ 3940 — 84 Электрооборудование автотракторное . Общие технические условия

ГОСТ 5727 — 88 Стекло безопасное для наземного транспорта . Общие технические условия

ГОСТ 8769 — 75 Приборы внешние световые автомобилей , автобусов , троллейбусов , тракторов , прицепов и полуприцепов . Количество , расположение , цвет , углы видимости

ГОСТ 14192 — 96 Маркировка грузов

ГОСТ 21752 — 76 Система «человек-машина» . Маховики управления и штурвалы . Общие эргономические требования

ГОСТ 21753 — 76 Система «человек-машина» . Рычаги управления . Общие эргономические требования

ГОСТ 21786 — 76 Система «человек-машина» Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений . Общие эргономические требования

ГОСТ 22269 — 76 Система «человек-машина» . Рабочее место оператора . Взаимное расположение элементов рабочего места . Общие эргономические требования

ГОСТ 22614 — 77 Система «человек-машина» . Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные . Общие эргономические требования

ГОСТ 22615 — 77 Система «человек-машина» . Выключатели и переключатели типа тумблер . Общие эргономические требования

ГОСТ 23000 — 78 Система «человек-машина» . Пульты управления . Общие эргономические требования

ГОСТ 27254 — 87 ( ИСО 5010 — 84) Машины землеройные . Система рулевого управления колесных машин

ГОСТ 27258 — 87 ( ИСО 6682 — 86) Машины землеройные . Зоны комфорта и досягаемости органов управления

ГОСТ 27719 — 88 ( ИСО 3449 — 84) Машины землеройные . Устройства защиты от падающих предметов . Лабораторные испытания и технические требования

ГОСТ 27921 — 88 ( ИСО 2860 — 83) Машины землеройные . Минимальные размеры смотровых отверстий

ГОСТ 28634 — 90 ( ИСО 6011 — 87) Машины землеройные . Приборы для эксплуатации

ГОСТ 29292 — 92 ( ИСО 9533 — 89) Машины землеройные . Бортовые звуковые сигнализаторы переднего и заднего хода . Методы акустических испытаний

ГОСТ P 12.4.026 — 2001 Система стандартов безопасности труда . Цвета сигнальные , знаки безопасности и разметка сигнальная . Назначение и правила применения . Общие технические требования и характеристики . Методы испытаний

ГОСТ P 12.4.208 — 99 Система стандартов безопасности труда . Средства индивидуальной защиты органа слуха . Наушники . Общие технические требования . Методы испытаний .

ГОСТ P 12.4.209 — 99 Система стандартов безопасности труда . Средства индивидуальной защиты органа слуха . Вкладыши . Общие технические требования . Методы испытаний .

ГОСТ P 12.4.210 — 99 Система стандартов безопасности труда . Средства индивидуальной защиты органа слуха . Противошумные наушники , смонтированные с защитной каской . Общие технические требования . Методы испытаний

ГОСТ P ИСО 2867 — 99 Машины землеройные . Системы доступа

ГОСТ P ИСО 3411 — 99 Машины землеройные . Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора

ГОСТ P ИСО 3450 — 99 Машины землеройные . Тормозные системы колесных машин . Требования к эффективности и методы испытаний

ГОСТ P ИСО 3457 — 99 Машины землеройные . Защитные устройства и ограждения . Определения и технические характеристики

ГОСТ P ИСО 3471 — 99 Машины землеройные . Устройства защиты при опрокидывании . Технические требования и лабораторные испытания

ГОСТ P ИСО 6405-1 — 99 Машины землеройные . Символы для органов управления и устройств отображения информации . Часть 1. Общие символы

ГОСТ P ИСО 10532-99 Машины землеройные . Устройство буксирное . Технические требования

ГОСТ P 52033 — 2003 Автомобили с бензиновыми двигателями . Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами . Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Государственные стандарты» , составленному по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный документ заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным ( измененным ) стандартом . Если ссылочный документ отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .

3. Общие требования безопасности

3.1. Машины в части требований эргономики , безопасности и охраны окружающей среды должны соответствовать настоящему стандарту и ГОСТ 12.2.003 .

3.2. Машины должны быть окрашены в контрастный цвет по сравнению с фоном окружающей среды .

Цвет окраски машины определяет предприятие — изготовитель конкретных моделей машин .

3.3. Элементы конструкции машин , которые могут представлять опасность при работе , обслуживании или транспортировании , должны иметь сигнальную окраску . Сигнальные цвета и знаки безопасности должны соответствовать ГОСТ P 12.4.026 .

3.4. На машинах , работа которых без принятия специальных мер безопасности может привести к возникновению аварийной ситуации или представлять опасность для работающих , должны быть нанесены необходимые предупредительные надписи , например : «Без опор не работать» , «Не стой под стрелой» .

3.5. Элементы конструкции машин , в том числе трубопроводы и кабели , находящиеся в кабине оператора , которые могут представлять при эксплуатации опасность механического , теплового , химического и электрического воздействия , должны быть ограждены или снабжены средствами защиты по ГОСТ P ИСО 3457 — для самоходных машин и по ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.2.062 — для стационарных машин .

3.6. Машины должны быть снабжены устройствами безопасности и блокировки , предохраняющими их от перегрузок и исключающими несовместимое одновременное движение механизмов . В качестве таких устройств могут быть использованы муфты предельного момента , конечные выключатели , ограничители грузоподъемности и т . п .

3.7. Конструкция машин должна исключать самопроизвольное ослабление или разъединение креплений сборочных единиц и деталей , а также исключать перемещение подвижных частей за пределы , предусмотренные конструкцией , если это может повлечь за собой создание опасной ситуации .

Конструкция противовесов машин должна исключать возможность их смещения и падения .

Цвет обозначения мест строповки и установки домкратов должен быть контрастным общему цвету машины .

Схемы зачаливания и мест установки домкратов должны быть приведены в эксплуатационной документации .

3.9. Сборочные единицы и детали машин , которые могут самопроизвольно перемещаться при погрузке , транспортировании и выгрузке , должны иметь средства фиксации или быть легкосъемными .

3.10. Каждую машину следует укомплектовывать эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601 , содержащей требования ( правила ), предотвращающие возникновение опасных ситуаций при транспортировании , монтаже ( демонтаже ) и эксплуатации .

4. Требования к силовым установкам, рабочим органам, пневмо- и гидроприводам

4.2. Запуск двигателя должен осуществляться непосредственно с рабочего места или кабины оператора . Допускается осуществление запуска вне кабины при наличии устройств , выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов .

Самоходные машины должны быть оборудованы устройством , исключающим запуск двигателя при включенной передаче .

4.3. Двигатели должны быть оборудованы устройством для экстренной остановки при аварийной ситуации .

4.4. Доступ посторонних лиц к силовым агрегатам машин должен быть защищен одним из следующих устройств :

устройством , которое может быть открыто только с помощью инструмента или ключа ; устройством отпирания изнутри кабины оператора .

4.5. Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу .

Струя отработавших газов не должна быть направлена на оператора или горючие материалы . В местах соединений выпускной системы прорыв газов и искр не допускается .

4.6. В приводах рабочих органов должно быть предусмотрено устройство , позволяющее отключать рабочие органы от двигателя . Конструкция устройства должна исключать возможность самопроизвольного включения и выключения .

4.7. В машинах , при работе которых возникает опасность выброса обрабатываемого материала , рабочие органы или рабочая зона должны быть закрыты специальными защитными устройствами ( кожухами ).

4.9. Гидроприводы и другие гидравлические устройства машин должны соответствовать ГОСТ 12.2.040 и ГОСТ 12.2.086 .

4.10. Заправочные горловины топливных баков , системы смазки и охлаждения двигателя и гидравлической системы должны находиться вне кабины .

4.11. Расположение заправочных горловин должно обеспечивать возможность заправки , в том числе механизированной , без загрязнения окружающей среды , а также исключать возможность попадания заправляемых жидкостей на части машины , способные вызвать воспламенение .

4.12. Высота расположения заправочных горловин для самоходных машин должна быть не более 1400 мм от опоры ног оператора .

4.13. Конструкция системы питания , смазки и охлаждения двигателя , пневмо — и гидросистемы должна исключать подтекание топлива , масла и охлаждающей жидкости .

4.14. Детали и сборочные единицы пневмо — и гидросистем следует располагать в местах , исключающих возможность их механического повреждения , или ограждать в необходимых случаях специальными защитными устройствами .

4.15. Конструкция пневмо — и гидросистем и рабочих органов должна обеспечивать безопасность обслуживающего персонала в случае их повреждения .

5. Требования к органам управления

5.1. Конструкция и размеры рычагов управления должны соответствовать требованиям ГОСТ 21753 , штурвалов и маховиков — ГОСТ 21752 , выключателей и переключателей клавишных и кнопочных — ГОСТ 22614 , выключателей и переключателей типа «тумблер» — ГОСТ 22615 .

Расстояние от рукояток рычагов управления ( во всех положениях ) до элементов рабочего места и между рукоятками рычагов , приводимых в движение кистью , должно быть не менее 50 мм ; для приводимых в движение пальцами — не менее 25 мм .

Минимальная длина свободной части рычага вместе с рукояткой в любом положении должна быть не менее 50 мм , приводимого в движение пальцами , и не менее 100 — приводимого в движение кистью .

5.2. Размеры , форма и угол наклона опорной поверхности педали должны обеспечивать устойчивое положение ноги оператора . Угол разворота от продольной оси сиденья опорных площадок педалей , приводимых в действие стопой ноги , не должен превышать 15 ° . Педали должны иметь поверхность , которая препятствует скольжению и легко очищается .

Ширина педали должна быть , мм , не менее :

40, если усилие нажатия на педаль не более 60 Н ;

60, если усилие нажатия на педаль более 60 Н .

Просвет между расположенными рядом педалями должен быть , мм , не менее :

20, если усилие нажатия на педаль не более 60 Н ;

50, если усилие нажатия на педаль более 60 Н .

5.3. Усилия на органах управления должны быть :

— на органах управления двигателем внутреннего сгорания — не более 50 Н ;

— на рулевом колесе при движении машины со скоростью не менее 8 км / ч на горизонтальном участке с сухим твердым покрытием — не более 115 Н ;

— на органах управления машиной , используемых при перемещении ее собственным ходом , не более 120 Н для рычагов и 245 Н — для педалей ; на педалях типа тормозной — не более 300 Н ;

— на органах управления рабочим оборудованием , используемым в каждом рабочем цикле , не более : 60 Н — для рычагов , маховиков управления и штурвалов , 120 Н — для педалей ;

— на органах управления , используемых не более пяти раз в смену , не более 200 Н для рычагов , маховиков управления и штурвалов , 300 Н — для педалей ;

— на маховиках ручного привода арматуры трубопроводов в момент запирания запорного органа ( или страгивания при открытии ) — не более 450 Н .

Если машины оснащены педалями с такими же функциями , как и на автомобилях , то эти педали для исключения ошибок оператора должны быть расположены так же , как и на автомобилях ( педаль сцепления — слева , тормозная педаль посредине , педаль газа — справа ).

Рычаги управления , рулевое колесо и педали не должны мешать входу оператора на рабочее место и выходу с него , а также должна быть исключена возможность случайного их включения или смещения в опасное положение .

5.5. Расположение органов управления стационарных машин — по ГОСТ 22269 . Общие требования к органам управления стационарных машин — по ГОСТ 12.2.049 , ГОСТ 12.2.061 и ГОСТ 12.2.064 .

5.6. Перемещение органов управления относительно нейтрального положения должно производиться в том же направлении , что и рабочее движение , которым они управляют , если только комбинирование органов управления или установившаяся практика не диктуют иное решение .

5.7. Органы управления должны возвращаться в нейтральное положение сразу после прекращения оператором воздействия на них , если только управление машиной или ее рабочим оборудованием не требует иного , например :

при необходимости постоянно включенного положения ;

при автоматическом включении ;

если нейтральное положение связано с определенной функцией .

5.8. Органы управления , воздействие на которые одновременно или не в установленной последовательности может приводить к аварийной ситуации или повреждению машины , должны взаимно блокироваться .

Блокировка не должна распространяться на органы управления , служащие для остановки машины или любого элемента оборудования .

5.9. Конструкция органов управления должна исключать их самопроизвольное включение .

5.10. Элементы органов управления , с которыми соприкасаются руки оператора или обслуживающего персонала , следует изготавливать из материала с теплопроводностью не более 0,2 Вт /( м×К ), или они должны иметь покрытие из такого материала толщиной не менее 0,5 мм .

5.11. На органах управления или непосредственно рядом с ними должны быть приведены символы по ГОСТ P ИСО 6405-1 для самоходных машин и по ГОСТ 12.4.040 — для стационарных машин . При недостатке места допускается помещать в поле зрения оператора схему расположения основных органов управления и инструктивные надписи .

5.12. Места ввода органов управления в кабину должны быть защищены от проникновения пыли и влаги .

5.13. Требования к дистанционному управлению самоходных машин

5.13.1. Управление самоходными машинами допускается осуществлять дистанционно с помощью портативного устройства управления .

Устройства дистанционного управления устанавливают по специальному заказу потребителя .

5.13.2. В машине на месте оператора должен быть переключатель выбора для включения или выключения дистанционного управления .

5.13.3. Устройство дистанционного управления должно иметь : аварийный выключатель ;

понятные и хорошо различимые символы , обозначающие передвижение машины и перемещение ее рабочих органов ;

защиту от непреднамеренных передвижений и непреднамеренного или неправильного воздействия на машину .

5.13.4. Конструкция машин с дистанционным управлением должна обеспечивать их остановку и недопустимость возобновления работы в случаях , когда :

прерывается подача энергии на пульт дистанционного управления ;

прерывается связь между пультом дистанционного управления и приемником , находящимся на машине .

5.13.5. На машине , оснащенной системой дистанционного управления , должно быть установлено оптическое и ( или ) акустическое устройство , предупреждающее окружающих , что машина управляется дистанционно .

6. Требования к рабочему месту оператора, кабине и ее оборудованию

6.1. Требования к рабочему месту оператора и кабине самоходных машин

6.1.1. Постоянное рабочее место оператора самоходных машин должно быть оборудовано сиденьем со спинкой .

Необходимость установки подлокотников определяется нормативным документом на конкретные машины .

6.1.2. Сиденье должно иметь размеры , мм , не менее :

350 — высота передней кромки подушки сиденья от пола .

Размеры дополнительного сиденья , при его наличии — по нормативному документу на машины конкретных моделей .

6.1.3. Покрытия подушек сидений следует изготавливать из умягченного воздухопроницаемого нетоксичного материала .

6.1.4. Конструкция сиденья должна обеспечивать регулировку в продольном и вертикальном направлениях , а также изменение угла наклона спинки .

Для машин с реверсивным постом управления должен обеспечиваться поворот сиденья на 180 ° с фиксацией его в рабочих положениях .

6.1.5. С рабочего места оператора должна быть обеспечена возможность наблюдения рабочего оборудования в его основных технологических и транспортных положениях , а также рабочей зоны машины .

При невозможности обеспечения визуального контроля за органами рабочего оборудования они должны быть оборудованы маркерами или указателями положения , просматриваемыми с рабочего места оператора .

При отсутствии кабины панель контрольных приборов должна закрываться съемным ( откидным ) щитком , снабженным запорным устройством , препятствующим доступ к ним посторонних лиц на неохраняемой стоянке .

6.1.7. Пол в передней части рабочей площадки ( кабины ), если на машине не предусмотрены педали управления , должен иметь наклонные упоры или опорные площадки для ног под углом 25 °- 40 ° . Размеры их должны обеспечивать устойчивое положение ноги оператора .

6.1.8. Система доступа на рабочее место оператора должна соответствовать ГОСТ P ИСО 2867 .

6.1.9. Самоходные машины с двигателем мощностью свыше 30 кВт должны быть оснащены кабиной оператора , кроме машин , предназначенных для работы в условиях , которые допускают отсутствие кабины .

Отсутствие кабины — по согласованию с потребителем .

При отсутствии кабины над рабочим местом оператора должен быть установлен тент .

6.1.10. Внутренние размеры кабины и параметры рабочего места оператора должны обеспечивать минимальное рабочее пространство вокруг оператора в соответствии с ГОСТ P ИСО 3411 .

6.1.11. Конструкция и размеры дверных проемов и дверей кабин , а также аварийных выходов должны соответствовать ГОСТ P ИСО 2867 .

Двери кабин машин должны иметь замки , запирающиеся на ключ , и фиксатор для удержания их в крайнем открытом положении . Допускается устанавливать замок на одной двери при наличии на другой двери внутреннего запора .

Аварийные люки ( при их наличии ) должны иметь внутренние запоры и открываться без помощи инструмента .

Открывающиеся окна должны фиксироваться в нужном положении .

Во время работы открытые окна и двери не должны выступать за габариты машины .

6.1.13. У переднего лобового стекла кабин должен быть солнцезащитный щиток и стеклоочиститель с автономным приводом .

Видимость через лобовое стекло должна быть обеспечена во всем диапазоне рабочих температур .

6.1.14. Кабины машин должны быть оборудованы зеркалом заднего вида .

Кабины самоходных колесных машин , участвующих в дорожном движении , должны быть оборудованы наружными зеркалами заднего вида слева и справа .

6.1.15. Кабины машин должны быть оборудованы плафонами внутреннего освещения с автономным включением .

Освещенность на уровне пульта управления и панели приборов от внутреннего освещения кабины должна быть не менее 5 лк .

6.1.16. Кабины машин должны быть оборудованы устройством для крепления верхней одежды оператора .

6.1.17. Самоходные машины должны иметь место для аптечки первой медицинской помощи и устройство для крепления термоса или другой емкости для питьевой воды .

Снятие и извлечение аптечки и термоса должно осуществляться без применения инструмента . При наличии кабины место для аптечки и устройство для крепления термоса должны быть размещены внутри кабины .

6.2 Требования к рабочему месту оператора и кабине стационарных машин

6.2.2. Рабочее место должно обеспечивать возможность удобного выполнения работ в положении сидя или стоя или в положениях и сидя , и стоя .

Рабочее место при выполнении работ сидя должно соответствовать ГОСТ 12.2.032 , в положении стоя — ГОСТ 12.2.033 .

6.2.4. По согласованию с потребителем допускается установка кабин управления , имеющих объем не менее 12 м 3 и площадь не менее 5,5 м 2 на одного работающего .

6.2.5. Окна кабины следует остеклять безосколочным стеклом , вставленным в рамы на уплотняющих прокладках .

Рамы должны иметь только вертикальные переплеты .

6.2.6. Конструкция кабин управления должна предусматривать наличие устройств , исключающих запотевание и обмерзание стекол в холодный период года .

6.2.7. Кабина должна быть снабжена устройствами ( козырьком , навесом и т . п .), защищающими стекла от прямого попадания дождя , снега , а оператора — от ослепляющего действия солнечных лучей .

6.2.8. Необходимость установки сетчатых ограждений , защищающих стекла кабины от механических повреждений , оговаривается нормативным документом на машины конкретных моделей .

Ограждения ( при их установке ) должны быть достаточно прочными , а также легкосъемными или открываться для очистки стекол .

6.2.9. В кабине управления должны быть светильники общего освещения , обеспечивающие освещенность на уровне пульта управления 25 — 30 лк .

Светильники должны располагаться так , чтобы прямой или отраженный световые потоки ламп не падали в глаза оператора .

6.2.10. Электрические и гидравлические устройства , являющиеся дополнительными источниками шума , следует размещать вне кабины .

6.2.11. Дверь кабины должна иметь замок , запирающийся на ключ , и фиксатор для удержания ее в крайнем открытом положении .

Входная дверь должна открываться наружу .

6.2.12. Кабина должна быть оборудована местом ( ящиком , карманом ) для хранения документов , устройством для крепления термоса или другой емкости для питьевой воды , местом для аптечки первой помощи , шкафом для одежды .

Размеры шкафа : высота не менее 1200 мм , ширина 450 — 500 мм , глубина — 250 — 400 мм . Допускается вместо шкафа кабину оборудовать крючками или вешалкой .

7. Требования к защитным устройствам рабочего места и кабины

7.1. Конструкция самоходных машин , при работе которых может возникнуть опасность опрокидывания ( бульдозеры , автогрейдеры , погрузчики ), должна обеспечивать возможность установки устройства защиты оператора при опрокидывании , соответствующего ГОСТ P ИСО 3471 .

Машины с защитными устройствами или защитными кабинами должны быть снабжены местами крепления ремней безопасности .

Требования по устойчивости машин , при работе которых может возникнуть вероятность опрокидывания , устанавливаются в нормативных документах машин конкретных моделей .

7.2. Конструкция самоходных машин , при работе которых может возникнуть опасность для оператора от падающих предметов , должна обеспечивать возможность установки устройства защиты оператора от падающих предметов , соответствующего ГОСТ 27719 .

7.3. Необходимость установки специальных защитных устройств на стационарных машинах устанавливается в нормативных документах на машины конкретных моделей .

8. Требования к условиям труда оператора

8.1. Шумовые характеристики машин должны соответствовать ГОСТ 12.1.003 .

8.2. Параметры вибрации на рабочих местах и органах управления машин должны соответствовать ГОСТ 12.1.012 . В нормативных документах на машины конкретных моделей должны быть указаны фактические уровни вибрации . В случае превышения допустимых уровней в эксплуатационной документации должны быть перечислены меры , снижающие степень вредного влияния вибрации на работающих .

8.3. Содержание пыли и оксида углерода в воздухе кабины оператора не должно превышать предельно допустимых норм по ГОСТ 12.1.005 .

Моторный отсек должен быть изолирован от рабочего места оператора ( кабины ).

Стационарные машины , работающие с выделением пыли , должны быть оборудованы пылеулавливающими или пылеподавляющими устройствами или должны иметь места для присоединения их к обеспыливающим устройствам технологических линий .

8.4. Требования к параметрам микроклимата в кабинах машин

8.4.1. Кабины самоходных машин должны иметь теплоизоляцию и быть оборудованы средствами нормализации микроклимата в теплое и холодное время года .

При установке кондиционера в теплый период года температура воздуха в кабине не должна превышать 28 º C , а относительная влажность воздуха 60 %.

При установке воздухоохладителей температура воздуха в кабине не должна превышать , º C :

28 — при температуре наружного воздуха до 25 º C ;

31 — при температуре наружного воздуха 25 º C — 30 º C ;

33 — при температуре наружного воздуха более 30 ºС .

При установке вентилятора в теплый период года температура воздуха в кабине не должна превышать наружную более чем на 5 ºС .

В холодный период года температура воздуха в кабине машины должна быть не ниже 14 º C при температуре наружного воздуха до минус 20 ºС .

Перепад температуры воздуха в кабине между точками измерения на уровне головы и ног оператора в теплый и холодный периоды не должен превышать 4 ºС .

Температура всех внутренних поверхностей кабины ( за исключением поверхностей стекол , панели моторного отсека и щитка контрольных приборов ) не должна быть выше 35 ºС .

Направление и скорость движения воздуха в кабине машины должны быть регулируемыми . Скорость движения воздуха в зоне дыхания оператора не должна превышать 1,5 м / c .

Для самоходных машин , предназначенных для эксплуатации преимущественно в теплый период года , допускается систему отопления не устанавливать .

8.4.2. Требования к параметрам микроклимата в кабинах стационарных машин — по ГОСТ 12.1.005 .

В кабинах стационарных машин , предназначенных для эксплуатации в закрытых отапливаемых помещениях , системы отопления и теплоизоляцию допускается не устанавливать .

8.5. В кабине оператора при ее закрытых дверях должен быть обеспечен необходимый воздухообмен , для чего могут быть использованы :

приточный вентилятор или кондиционер ;

открывающиеся люки , в том числе предназначенные для аварийного выхода .

При использовании открывающихся окон и люков они должны фиксироваться в нужном положении .

9. Электрооборудование, освещение и сигнализация

9.1. Электрооборудование машин должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ 3940 , а также «Правилам устройства электроустановок» — для стационарных машин с силовым электроприводом .

9.2. Электропроводка в местах перехода через острые углы и кромки деталей , а также шарнирные соединения должна иметь дополнительную изоляцию от механических повреждений .

Монтаж и крепление электропроводки должны исключать возможность повреждения ее изоляции .

9.3. Система электрооборудования должна иметь устройство для отключения аккумуляторной батареи .

9.4. Аккумуляторные батареи следует размещать вне кабины в местах , исключающих попадание на них токопроводящих материалов , горючесмазочных продуктов и скопления газов .

9.5. Самоходные машины , максимальная скорость которых превышает 20 км / ч должны быть оборудованы внешними световыми приборами в соответствии с ГОСТ 8769 . По согласованию с потребителем допускается изменение расположения на машине некоторых световых приборов , если это обусловлено конструктивными особенностями машины и не нарушает требования безопасности движения .

Внешние световые приборы для машин со скоростью движения менее 20 км / ч — по нормативным документам на машины конкретных моделей .

9.6. При использовании машины в технологическом режиме установленные на ней внешние световые приборы должны обеспечивать освещенность рабочих органов и рабочей зоны на расстоянии 20 м в направлении движения в соответствии с ГОСТ 12.1.046 .

9.7. На машинах в местах , требующих дополнительного освещения при проведении работ по обслуживанию и ремонту , должны быть установлены штепсельные разъемы для подключения переносных источников света .

9.8. Самоходные колесные машины , передвигающиеся по дорогам общего пользования со скоростью 20 км / ч и более и имеющие ширину более 2,55 м , а также машины , предназначенные для выполнения работ на проезжей части автодорог , должны быть оборудованы специальными световыми сигналами ( проблесковыми маячками ) желтого или оранжевого цвета .

Количество и расположение проблесковых маячков должны обеспечивать их видимость на угол 360 ° в горизонтальной плоскости , проходящей через центр источника излучения света .

9.10. Наличие местного освещения и звуковой сигнализации на стационарных машинах определяется нормативным документом на машины конкретных моделей .

10. Требования к полуприцепным, прицепным машинам и навесному оборудованию

10.1. Полуприцепные машины , выполненные на базе одноосных тягачей , должны соответствовать требованиям , предъявляемым к самоходным машинам .

10.2. Прицепные машины должны иметь жесткое сцепное устройство .

10.4. Тормозные системы прицепных машин должны отвечать следующим требованиям :

тормозить прицеп на ходу ;

включаться при отрыве сцепного устройства тягача ;

надежно удерживать прицеп во время стоянки на склонах ;

исключать набегание прицепа на тягач .

Прицепы и полуприцепы , не имеющие стояночного тормоза , должны быть укомплектованы двумя противооткатными упорами ( башмаками ).

10.5. Конструкцией машин и оборудования должна быть обеспечена безопасность обслуживающего персонала при навеске и сцепке навесных и прицепных устройств .

10.6. Конструкция и расположение навесного оборудования не должны затруднять оператору доступ к рабочему месту и местам обслуживания , а также ограничивать обзор рабочей зоны .

11. Требования безопасности к техническому обслуживанию машин

11.1. Конструкция машин должна обеспечивать :

удобный и безопасный доступ к местам осмотра , регулирования и смазки ;

проведение работ по техническому обслуживанию , в том числе замене отработавшего масла и фильтрующих элементов двигателя и гидравлической системы , без загрязнения окружающей среды ;

возможность проведения работ по техническому обслуживанию при неработающем двигателе . Если работы могут выполняться только при работающем двигателе , то должна быть предусмотрена защита работающих в соответствии с требованиями ГОСТ P ИСО 3457 ;

возможность механического предохранения от опускания рабочего оборудования , если техническое обслуживание проводится при поднятом рабочем оборудовании .

11.2. Система доступа к местам технического обслуживания самоходных машин должна соответствовать требованиям ГОСТ P ИСО 2867 .

11.3. Стационарные машины , элементы которых расположены на высоте и требуют периодического обслуживания , должны иметь площадки шириной не менее 400 мм . Расстояние от настила площадки до обслуживаемого элемента должно быть 800 — 1100 мм . При высоте площадки более 500 мм она должна иметь ограждающий поручень с высотой установки над площадкой 1000 — 1100 мм . Между настилом площадки и поручнем на высоте 500 мм должна быть установлена дополнительная ограждающая планка . По периметру настила площадка должна иметь сплошной бортик высотой не менее 100 мм .

Настил на площадках и переходах , а также ступеньки лестниц должны иметь поверхность , препятствующую скольжению и удержанию атмосферной влаги .

Лестницы с углом наклона к горизонту до 75 ° должны иметь расстояние между ступеньками не более 300 мм .

На вертикальных лестницах , а также на лестницах с углом наклона к горизонту более 75 ° , начиная с высоты 3000 мм , необходимо устраивать ограждения в виде дуг . Дуги должны быть расположены на расстоянии не более 800 мм друг от друга и скрепляться между собой не менее чем тремя продольными полосами .

11.4. Размеры смотровых отверстий для технического обслуживания самоходных машин должны соответствовать ГОСТ 27921 , остальных машин — по нормативному документу на машины конкретных моделей .

11.5. Конструкция капота силовой установки , а также других поднимаемых ограждений при верхнем их положении должна исключать возможность их самопроизвольного опускания .

11.6. Самоходные машины должны иметь место для хранения инструмента .

11.7. Точки индивидуальной смазки должны быть обозначены контрастной краской по отношению к основному цвету машины .

11.8. В конструкциях машин для труднодоступных трущихся составных частей должна быть предусмотрена централизованная смазка либо применены подшипники , обеспеченные одноразовой смазкой на установленный период эксплуатации .

12. Пожарная безопасность

12.1. Пожарная безопасность машин должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004 .

12.2. Элементы шумо — и теплоизоляции , внутреннюю обивку и пол кабины следует изготавливать из огнестойкого материала , который имеет линейную скорость распространения фронта пламени не более 250 мм / мин .

12.3. На самоходных машинах , в легкодоступном месте , должно быть предусмотрено устройство для крепления огнетушителя , конструкция которого должна обеспечивать снятие его без применения инструмента .

Необходимость установки огнетушителей для остальных машин , а также дополнительные меры пожарной безопасности устанавливают в нормативном документе на машины конкретных моделей .

13. Требования к транспортированию

13.1. Конструкция машин должна обеспечивать возможность перевозки их любым видом транспорта в соответствии с правилами перевозки , действующими на данном виде транспорта .

Порядок погрузки грузоподъемными механизмами и закрепления машины на транспортном средстве должен быть указан в руководстве по эксплуатации .

13.2. Конструкция машин , участвующих в дорожном движении , должна обеспечивать возможность фиксации рабочих органов в транспортном положении .

13.3. Рулевое управление машин с максимальной скоростью движения 20 км / ч и более должно соответствовать ГОСТ 27254 ; рабочие и стояночные тормоза должны соответствовать ГОСТ P ИСО 3450 ; для остальных машин — по нормативному документу на машины конкретных моделей .

Конструкция тормозов должна обеспечивать плавность их действия и полную остановку машины . Эффективность действия тормозных систем должна быть достаточной для обеспечения безопасности движения .

Ключевые слова : безопасность , строительные , дорожные и землеройные машины , силовые установки , приводы , органы управления , рабочее место оператора , кабины , условия труда оператора

Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Техника безопасности при эксплуатации дорожно-строительных машин

Безопасность при эксплуатации транспортных средств. Техника безопасности при эксплуатации бульдозера, скрепера, грейдера, автогрейдера. Неисправность оборудования, приспособлений, инструмента, машин. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ.

РубрикаБезопасность жизнедеятельности и охрана труда
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления06.05.2011
Размер файла31,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

ГОСТ Р -2003 ССБТ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на Источник Источник http://www.allbest.ru/

1. Базовые машины

1.1 Безопасность при эксплуатации транспортных средств

2. Дорожно-строительные машины

2.1.1 Техника безопасности при эксплуатации бульдозера

2.2.1 Техника безопасности при эксплуатации скрепера

2.3 Грейдеры и автогрейдеры

2.3.1 Техника безопасности при эксплуатации грейдера и автогрейдера

3. Грузоподъёмные средства

3.1 Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных средства

1. Базовые машины

безопасность транспорт эксплуатация

Базовая машина — это гусеничный или колесный трактор, тягач или любая другая самоходная машина, которую можно агрегатировать (соединять) с навесным, полуприцепным или прицепным строительно-дорожным оборудованием, в том числе с землеройным.

Базовая машина должна обеспечивать:

тяговое усилие, необходимое для копания грунта, при движении её с рабочей скоростью без потери устойчивости и достаточно низком удельном давлении на опорную поверхность;

отбор мощности для привода механизма управления рабочим органом;

достаточно высокие скорости движения и проходимость при обратных холостых ходах и транспортных переездах;

сравнительно быстрое и легкое изменение направления и скоростей движения при переходе от рабочего хода к обратному, холостому ходу или транспортному переезду;

удобное управление одновременно навесным, полуприцепным или прицепным оборудованием и базовой машиной;

возможность быстрого проведения технических уходов, разборки, сборки и ремонта;

необходимую безопасность и удобство водителя.

В качестве базовых машин для бульдозеров используют в основном гусеничные тракторы и в меньшей степени — двухосные колесные тракторы и тягачи.

Прицепные скреперы и грейдеры агрегатируются с этими же тракторами и тягачами, а полуприцепные — главным образом с двухосными колесными тракторами.

Самоходные скреперы выполняют на базе одноосных колесных тягачей, которые входят составной частью в эти машины и соединяются с ковшом скрепера при помощи шарнирно-сцепного устройства.

Автогрейдеры представляют собой самоходные машины специальной конструкции.

Эффективность применения гусеничных или колесных машин определяют грунтовыми эксплутационными условиями.

Работа в тяжелых грунтовых условиях вызывает большой повреждение и износ шин. При работе в абразивной среде, например на песчаных грунтах, гусеницы выходят из строя быстрее, чем шины колес.

Определенные требования предъявляют также к положению центра массы базовых машин, удельному давлению на грунт, обзорности с места водителя, управлению и конструкции кабины, необходимый комфорт для водителя.

1.1 Безопасность при эксплуатации транспортных средств

Основными причинами опасностей, аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией транспортных средств является:

нарушение требований правил дорожного движения на улицах и дорогах, а также во всех местах, где возможно движение транспортных средств, например, внутризаводские территории;

— нарушение требований правил техники безопасности;

— неосторожные действия исполнителей работ;

— отсутствие механизации выполняемых работ;

— неправильный и опасный прием труда, работа в опасной зоне;

— неисправность оборудования, приспособлений, инструмента, машин;

— выполнение несвойственной работы;

— скользкость полов, территорий, платформ, кузовов, лестниц, буферов, подножек автомобилей;

— незнание правил безопасности выполнения работ, устройства автомобиля, оборудования.

При эксплуатации автомобильного транспорта, тракторов, погрузчиков, других транспортных средств необходимо руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте. При эксплуатации автомобилей, тракторов и других мобильных машин возникновение опасных факторов отмечается при выполнении почти всех производственных операций.

Следствием травматизма является нарушение требований безопасности при их выполнении: техническое обслуживание, текущий ремонт и хранение подвижного состава автотранспорта; вождение подвижного состава автотранспорта по улицам и дорогам; обслуживание и текущий ремонт автомобилей в пути; погрузка и разгрузка грузовых автомобилей.

2. Дорожно-строительные машины

2.1 Бульдозеры

Бульдозером называют самоходную землеройную машину, представляющую собой гусеничный или колесный трактор, тягач или другую самоходную машину с навешенным с помощью рамы или брусьев рабочим органом — отвалом криволинейного профиля, расположенным вне базы ходовой части.

Чаще всего отвал располагают криволинейной отвальной поверхностью в сторону от базовой машины, габарит которой по ширине он полностью перекрывает.

Бульдозер служит для послойного копания, планировки и перемещения на расстояние до 60-150 м грунтов, полезных ископаемых, рудных, строительных и других материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, дамб, котлованов и других строительных, гидротехнических, земляных сооружений.

В зависимости от мощности и конструкции бульдозеры могут работать на самых разнообразных грунтах и материалах: от болотистых и песчаных до разборных, взорванных или разрыхленных скальных пород и руд.

2.1.1 Техника безопасности при эксплуатации бульдозера

Помимо общих требований техники безопасности, выполнение отдельных видов бульдозерных работ требует соблюдения определенных правил.

При производстве любых работ уклоны на подъемы и спусках, а также крены в поперечном направлении не могут превышать предельных значений, указанных заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации. Обычно эти значения не превышают для подъемов 25, спусков 35, для боковых кренов — 12-15є.

При сбросе грунта под откос поперечными ходами нельзя выдвигать отвал за край насыпи, так как в этом случае машина может сползти вниз. При движении бульдозера вдоль откоса или насыпи его ходовая часть не должна выходить за их края. Такие же требования соблюдают при засыпке траншей поперечными, косыми и продольными ходами бульдозера. Нарушение этих правил может вызвать обрушение стенок траншеи и сползание в неё всей машины.

Высота перемычек между траншеями при производстве любых работ траншейным способом не должна превышать высоту отвала, так как в противном случае возможно случайное обрушение грунта .

Сбрасывать грунт под откос методом работы через вал следует без заезда ходовой частью на разрыхленный грунт, находящийся за краем откоса, иначе вместе с рыхлым грунтом машина может сползти вниз по откосу.

При работе на косогорах следует создавать небольшой (3-7є) обратный уклон полки или террасы, что исключит возможность сползания трактора по склону или обрушения края разработанной полки или террасы вниз.

Расчищать местность от кустарника и мелколесья, а также сооружать пионерные дороги и пробивать трассы следует с большой осторожностью, так как при выполнении таких работ возможно повреждение радиатора, кабины, облицовки и других узлов базового трактора деревьями, корнями и другими препятствиями.

При корчевке пней и удалении крупных камней возможны наезд на корчуемый предмет поддоном картера двигателя, корпусами заднего моста и бортовых передач и их повреждение, что особенно опасно при отсутствии защитных кожухов снизу.

По той же причине опасно работа бульдозера на разработке взорванных и разрыхленных скальных пород. При этом особенно надо следить за тем, чтобы отдельные камни не попадали между отвалом, брусьями и ходовой частью и остовом базовой машины, а также между отдельными узлами и деталями ходовой части.

При валке деревьев после того, как дерево начало наклоняться, бульдозер останавливают, отводят назад, подводят отвал под корневую систему дерева и продолжают операцию валки одновременным действием напорного усилия базовой машины и подъемного усилия на отвале. В противном случае корни падающего дерева, попав под трактор могут повредить его или даже опрокинуть. При валке дерева от ударов могут обломиться крупные сучья, поэтому эту операцию выполняют с той стороны, где такие сучья отсутствуют.

Работы в воде можно производить при глубине, не выше указанной в инструкции заводом-изготовителем. Обычно эта глубина равна высоте гусеницы или радиусу колеса. При большей глубине вода может попасть внутрь отдельных узлов базового трактора.

Контакт бульдозерного отвала с буфером скрепера для толкания его при наборе следует производить на передаче, близкой к скорости движения скрепера. В противном случае возможно повреждение конструкций обеих машин. При толкании недопустимо движении бульдозера под углом к скреперу, так как при этом возможно повреждение конструкции скрепера и его шин ножам и отвала бульдозера. Нельзя вывешивать бульдозер на буфере скрепера, так как это перегружает конструкцию скрепера.

Загружать бульдозером транспортные средства с помощью лотков и эстакад следует постепенно, учитывая, что падение большой массы грунта или какого-либо материала в кузов автомашины может вызвать её повреждение.

2.2 Скреперы

Скреперы предназначены для послойного (горизонтального слоями) копания грунтов, транспортирования и отсыпки их в земляные сооружения спланированными слоями заданной толщины. Кроме того, при движении по насыпям скреперы своими колесами уплотняют отсыпанные слои грунта, благодаря чему сокращается потребность в применении специальных грунтоуплотняющих машин.

Скреперы используют для разработки грунтов — от чернозема и песка до тяжелой глины. Очень плотные грунты обычно предварительно разрыхляют специальными машинами — рыхлителями.

Дальность транспортирования грунта является основным показателем, от которого зависит возможность применения скреперов.

Прицепные скреперы в агрегате с базовыми гусеничными тракторами обычно используют при дальностях транспортирования от 100 до 800, максимум 1500 м. Чем больше емкость скрепера, чем быстроходнее его базовый трактор, тем на больших дальностях транспортирования целесообразно применять агрегат. Однако при дальностях транспортирования 1 км и более прицепные скреперы уступают в рентабельности автомобилям-самосвалам, загружаемым одноковшовым экскаватором. Если дальность транспортирования менее 100 м , выгоднее применять более простые и дешевые бульдозеры на базовых гусеничных тракторах.

Полуприцепные скреперы, агрегатируемые с базовыми быстроходными колесными тягачами (агрегаты, условно называемые самоходными скреперами), применяют в благоприятных условиях при дальностях транспортирования от 300 до 3000 м и более. При дальностях менее 300 м целесообразно использовать более дешевый прицепной скрепер с гусеничным трактором.

По типу ходовой части базовой машины скреперы бывают с гусеничной и колесной тягой.

По способу загрузки ковша грунтом: скреперы с загрузкой движущим усилием, то есть тягой базовой машины, и скреперы с принудительной загрузкой при помощи скребкового элеватора, установленного на самом скрепере.

По способу выгрузки грунта из ковша различают скреперы со свободной (самосвальной) разгрузкой опрокидыванием ковша вперед и назад по ходу; с полупринудительной разгрузкой передней и донной, с принудительной разгрузкой.

При свободной разгрузке ковш с откинутой заслонкой опрокидывается вперед или назад по ходу скрепера. Под действием силы тяжести грунт высыпается из ковша на поверхность земляного сооружения.

Полупринудительная передняя разгрузка осуществляется опрокидыванием вперед (по ходу машины) днища и задней стенки ковша.

Принудительная разгрузка осуществляется при поднятой заслонке прямолинейным выдвижением задней стенки ковша.

2.2.1 Техника безопасности при эксплуатации скрепера

Все рабочие операции скреперов выполняют при их движении по бездорожью или в лучшем случае по примитивно подготовленным грунтовым дорогам, по материковым поверхностям забоев или по рыхлоотсыпанным грунтам отвалов. Местные неровности и уклоны могут вызывать потерю устойчивости движения машины, а также нарушение их равновесия.

Если путь движения скрепера проходит вдоль крутого откоса котлована или вдоль бровки траншеи, то край откоса и бровка траншеи должны быть отмечены легким ограждением или забором, чтобы машинист заранее видел опасное для движения место и смог проехать мимо без происшествий.

В работе скреперов часто встречающиеся операцией является отсыпка насыпей продольной возкой. При этом рекомендуется отсыпать края насыпи выше, чем её середину. Благодаря этому уменьшается опасность бокового падения скреперов на откос насыпи при движении вдоль её кромки.

Вогнутая поверхность отсыпанной скреперами насыпи планируется автогрейдером при её отделке с уклонами во внешние стороны.

Въезды и выезды скреперов по откосам насыпи опасны, так как откосы слишком круты для движения поперек них. Косые подъемы и спуски скреперов по откосу насыпи еще опаснее из-за возможности их бокового опрокидывания. Для обеспечения безопасности на откосе насыпи устраивают слабонаклонные въезды, которые могут использоваться и как съезды. Въезды или съезды на откосах насыпей формируются при их отсыпке скреперами.

Аналогичные въезды и съезды устраивают скреперами путем планирования пути при порожних ходах на откосах котлованов и резервов по мере их углубления.

Правильно устроенные въезды и съезды обеспечивают безопасность работы на скреперных при возведении ими высоких насыпей и отрывке котлованов и резервов.

Опасными при работе на скреперных всех типов является поворот (изменение направления) при движении под уклон. При повороте возможно

боковое внешнее опрокидывание скрепера, особенно при наличии местных неровностей на пути поворота. Поэтому желательно избегать поворотов на спусках, а если это невозможно, планировать место поворота и двигаться на повороте на пониженных скоростях и по кривым большим радиусов, которые должны быть в 2,5-3 раза больше минимального радиуса разворота машины.

Движение по боковым уклонам, а также и повороты на них опасны из-за возможности бокового опрокидывания скреперов, особенно при наличии местных неровностей. У самоходных машин в таких условиях могут потерять устойчивость одноосные тягачи и при крутом повороте опрокинуться на носовую часть или на корму.

При прямолинейном движении на подъемах и спусках у скреперов, особенно груженых, должны быть в полном порядке тормоза. Если же тормоза отказали и создалась аварийная обстановка, машинист должен опустить ковш скрепера на землю механизмом управления ковшом. При этом ножи ковша вступят в контакт с поверхностью уклона, чем затормозят, а затем и прекратят движения скрепера. Опускать ковш надо плавно, чтобы избежать динамических перегрузок.

При скреперных работах небольшого объема иногда можно примириться с некоторым удлинением транспортного пути, которые вызываются необходимостью объезда мест, представляющих опасность для движущихся машин.

При планировании для скреперов работ с большими объемами перемещаемых грунтовых масс должны быть предусмотрена подготовка путей для машин, чтобы обеспечить безопасность движения.

2.3 Грейдеры и автогрейдеры

Грейдеры и автогрейдеры применяют в дорожном строительстве для профилирования поверхности грунта, возведения невысоких насыпей (до 0,6 м), перемещения грунта и дорожно-строительных материалов, планировки откосов, выемок и насыпей, устройства корыт и боковых канав, строительства, ремонта и содержания грунтовых, гравийных, асфальтобетонных цементобетонных дорог, при железнодорожном, мелиоративно-ирригационным и гидротехническим строительствах, а также для очистки дорог и площадей от свежевыпавшего снега.

Эти машины используют на строительстве дорог, начиная с подготовительных работ и кончая профилированием земляного полотна, так как они позволяют выполнять весь комплекс земляных работ- резание грунта, транспортирование его к месту укладки, укладывание и разравнивание грунта, не производя лишь уплотнение грунта.

Грейдеры и автогрейдеры работают в режиме низких передач 3-4,5 кмч; холостые пробеги и легкие планировочные работы осуществляют на скорости до 15 кмч; их транспортные скорости достигают 30-40 кмч.

Отличительной чертой грейдера и автогрейдера является большая протяженность рабочего хода (1-2 км в зависимости от фронта работ). Эти машины при работе на низших передачах (рабочих скоростях) должны иметь устойчивую и длительную тяговую характеристику, которая определяется в основном массой машины и выбором рациональной схемы её ходовой части (число осей, а также ведущих и управляемых).

Грейдеры выпускают двух типов — легкие и тяжелые, различающиеся длиной основного отвала и системой управления рабочими органами. Легкие грейдеры имеют отвал длиной 2500-3000, тяжелые 3500-4500 мм.

Автогрейдеры классифицируют по массе (главному параметру) на три типа (ГОСТ 9420-69): легкие — 9 т; средний — 13 т; тяжелый — 19 т.

2.3.1 Техника безопасности при эксплуатации грейдеров и автогрейдеров

При постройке земляного полотна на косогоре применять грейдеры на строительстве дорожной насыпи высотой более 30 см и крутизной свыше 20є небезопасно, так как возможно его боковое опрокидывание. В этих случаях для зарезания грунтов применяют средние и тяжелые бульдозеры с универсальным отвалом, а грейдеры используют только для отделки откосов канав и резерва, планировки и разравнивания грунта на полотне дороги.

При работе на склоне горы трудно совершать развороты грейдера, поэтому надо подбирать наиболее длинные участки проходов (свыше 500 м). При повороте передние колеса грейдеров наклоняют в нагорную сторону.

В тех грейдерах, где возможно, тяговую раму выносят за пределы заднего колеса в сторону зарезаемого конца отвала, который устанавливают так, чтобы заднее колесо грейдера шло по дну вырезанной борозды.

С особой осторожностью разравнивают грунт на свеженасыпанных и неогражденных насыпях высотой более 1,5 м. при этом нельзя подъезжать к бровке ближе 1м.

Перед спуском с горы еще на ровном участке включают первую или вторую передачи и двигаются на этой передаче до конца спуска. Категорически запрещается переключать передачи при спуске с горы или съезжать с неё на повышенных скоростях, выключать главное сцепление и тормозить ручным тормозом. Ручной тормоз предназначен только для затормаживания машины на стоянке, пользоваться им для торможения в движении не допускается.

Нельзя оставлять автогрейдер на уклонах, если на рабочем месте нет машиниста.

При работе с включенной системой автоматики «Профиль — 1» или «Профиль — 2» необходимо принять меры предосторожности и удалить от отвала технический персонал или посторонних людей, так как в момент включения автоматического режима работы отвал может автоматически подняться или опуститься, если в данный момент положение отвала не соответствует положению стрелки задатчика.

Включить систему автоматически на рабочий режим можно только при подключенном заряженном аккумуляторе.

При эксплуатации автогрейдера в условиях плохой видимости (темное время суток, туман) следует особенно тщательно соблюдать правила техники безопасности. На автогрейдере должны быть в исправном состоянии стеклоочистители, средства освещения и световой сигнализации. Яркие источники света не должны мешать проезжающему транспорту. Габаритные огни должны быть включены постоянно.

3. Грузоподъёмные средства

Грузоподъемные машины — это машины циклического действия, предназначенные для подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния в пределах определенной площади промышленного предприятия.

Грузоподъемные машины весьма разнообразны по назначению принципам действия и конструктивному исполнению.

По назначению грузоподъемные машины условно разделяют на общего и специального назначения.

Машины общего назначения более универсальны. Их используют в производственных условиях для выполнения только подъемно-транспортных операций.

Специальные грузоподъемные машины используют для подъема и перемещения определенных видов грузов либо для выполнения подъемно-транспортных операций при специальных технологических процессах.

По конструктивному исполнению грузоподъемные машины классифицируют на подъемные механизмы (домкраты, тали и т.д.), подъемники, грузоподъемные краны, погрузчики и манипуляторы.

Кроме того, грузоподъемные машины в зависимости от конфигурации обслуживаемой рабочей площади можно разделить на следующие группы: подъемные механизмы, подъемники — определенная точка рабочей площади; тележки, тали — рабочая площадь в виде прямолинейной или криволинейной полосы; стационарные поворотные краны — рабочая площадь в виде узкого кольца; стреловые краны, манипуляторы — рабочая в виде широкого кольца или сектора; краны мостового типа, кабельные, краны-штабелеры, чики, манипуляторы, самоходные краны — рабочая площадь произвольной конфигурации.

Домкраты, предназначенные для подъема грузов на небольшую высоту (от 0,15 до 0,7 м) применяют преимущественно при ремонтных и строительно-монтажных работах. Основное отличие домкратов от других грузоподъемных машин состоит в том, что подъем груза домкратами производится без грузозахватных устройств. Некоторые домкраты могут производить горизонтальное перемещение поднятого груза на небольшое расстояние. Домкраты бывают переносными и стационарными. По конструкции домкраты разделяют на реечные, винтовые и гидравлические.

Привод домкратов может быть ручным и механическим.

Таль — грузоподъемное устройство (лебедка) с ручным, электрическим или пневматическим приводом, которое подвешивают к балкам или специальным тележкам, перемещающимся по подвесному монорельсовому пути.

Лебедками называют грузоподъемные машины, в которых в качестве рабочего элемента, навиваемого на барабан или огибающего канатоведущий шкив или звездочку, используют канат или цепь. Лебедки предназначены для подъема и перемещения грузов по горизонтальному или наклонному пути при ремонтных, строительно-монтажных и других работах, а также для механизации транспортирования грузов.

Лебедками также называют механизмы подъема грузоподъемных кранов и подъемников, механизмы изменения вылета или передвижения тележек кранов, если в этих механизмах используют канаты или цепи.

Подъемником называют грузоподъемную машину прерывного (циклического) или непрерывного действия для подъема груза и людей в специальных грузонесущих устройствах, движущихся по жестким вертикальным (иногда наклонным) направляющим или рельсовому пути.

По способу передачи воздействия от привода к грузонесущим устройствам различают:

канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные подъемники.

Подъемники имеют электрический, реже гидравлический привод.

Подъемник прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жестким направляющим, установленным в огражденной со всех сторон шахте.

Одним из наиболее распространенных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ на любых производствах являются грузоподъемные краны, обеспечивающие подъем груза, перемещение его на незначительное расстояние и опускание с помощью грузозахватного устройства.

Грузоподъемные краны классифицируют по:

конструкции грузозахватного устройства;

конструкции ходового устройства;

по виду привода механизмов;

По конструктивному исполнению грузоподъемные краны разделяют на:

краны мостового типа — мостовые, козловые и мостовые перегружатели; кабельные и мостокабельные; краны-штабелеры; краны стрелового типа;

самоходные краны (гусеничные, железнодорожные, пневмоколесные, плавучие, шагающие).

По конструкции грузозахватного устройства краны разделяют на крюковые — предназначенные для работы с различными штучными грузами; грейферные — для работы с сыпучими материалами; магнитные — для транспортировки стальных и чугунных грузов; клещевые — для ящиков, бочек, мешков и т.д.; траверсные — оборудованные, например, вакуумными захватами; автоматические захваты (спредеры) — для транспортирования контейнеров.

По виду перемещения:

стационарные и передвижные.

По конструкции ходового устройства:

рельсовые, пневмоколесные, гусеничные, канатные, шагающие, плавучие.

По виду привода механизмов краны бывают ручными, электрическими, гидравлическими, пневматическими, с приводом от двигателя внутреннего сгорания, паровым и комбинированным.

По способу поворота стрелы краны разделяют на полноповоротные, неполноповоротные и неповоротные.

По способу опирания на крановый путь краны бывают опорные и подвесные.

При производстве дорожно-строительных работ используют самоходные краны. Эти краны классифицируют по грузоподъемности, конструкции ходового устройства, типу привода, виду стреловых устройств.

Грузоподъемность стреловых кранов в основном зависит от вылета стрелы с учетом устойчивости крана от опрокидывания и прочности его элементов.

По конструкции ходового устройства эти краны разделяют на гусеничные, автомобильные, пневмоколесные и с рельсово-колесным ходом.

По типу привода самоходные краны бывают с механическим, электрическим, гидравлическим или смешанным приводами.

При использовании группового механического привода все механизмы крана получают движение от дизеля или другого двигателя внутреннего сгорания; при использовании электрического многодвигательного привода каждый механизм имеет индивидуальный электродвигатель; при использовании гидропривода каждый механизм оснащен индивидуальным гидродвигателем.

На самоходных кранах устанавливают следующие стреловые устройства: невыдвижное (решетчатая стрела, секции которой жестко соединены одна с другой) ; выдвижное (стрела с одной или несколькими выдвижными секциями для изменения её длины).

Самоходный кран состоит из неповоротной и поворотной частей.

3.1 Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных средств

Основными причинами опасностей, аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией грузоподъемных средств, и в том числе кранового оборудования является:

— неправильная установка крана на месте производства работ (на краю откоса, котлована, на свеженасыпанном грунте и т.п.);

— перегруз крана во время подъема груза, масса которого превышает его грузоподъемность, или примерзшего, залитого бетоном, заваленного, закрепленного болтами груза;

— подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;

— неисправность кранового пути и тупиковых упоров;

— неисправность приборов безопасности, стреловых и грузовых канатов;

— неправильная (ненадежная) строповка груза;

— применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений и тары;

— нарушение схем строповки грузов;

— нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;

— нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, трюме судна, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;

— несоблюдение технологических карт складирования грузов;

— несоблюдение габаритов складирования грузов;

— допуск к обслуживанию крана в качестве стропальщиков необученных рабочих;

— нахождение людей в кабине автомашины при ее погрузке или разгрузке;

— нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;

— несоблюдение мер безопасности при строповке груза и обслуживании крана вблизи линии электропередачи.

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 года N 98 ПБ 10-382-00.

Руководители предприятий и частные лица — владельцы грузоподъемных машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций, эксплуатирующих краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

В этих целях должны быть назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

Для управления грузоподъемными машинами и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков и слесарей, а для обслуживания грузоподъемных машин с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров. Для зацепки и обвязки (строповки) груза на крюк грузоподъемной машины должны назначаться стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке груза. Для выполнения обязанностей крановщика, помощника крановщика, слесаря, электромонтера, стропальщика могут назначаться рабочие не моложе 18 лет.

Крановщики, их помощники и ремонтный персонал перед назначением на работу должны пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к работникам этих профессий.

Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности должны производиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях и стройках, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих разрешение органов Госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться:

а) периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

б) при переходе работника на другое место работы;

в) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Госгортехнадзора. Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме инструкций. Участие инспектора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала необязательно.

Допуск к работе крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана. Рабочие основных профессий, обслуживающие краны и производящие зацепку грузов, должны проходить повторный инструктаж каждые 3 месяца.

Все ответственные специалисты и обслуживающий персонал должны быть обеспечены должностными и производственными инструкциями, разработанными на основе типовых положений (инструкций).

Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться, как правило, механизированным способом с помощью подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается выбором способов производства работ, предусматривающих предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы должны выполняться в соответствии с технологическими картами, утвержденными руководителем предприятия.

Технологические карты (или проекты производства) погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ должны включать:

— схемы укладки различных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции; порядок разборки штабелей, предельную высоту складируемых различных грузов;

— кратчайшие и безопасные пути транспортирования материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;

— требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ;

— предельно допустимую массу грузов при подъеме и транспортировании грузов мужчинами, женщинами, подростками;

— фамилию, имя, отчество и должность лиц, ответственных за проведение работ.

Погрузочно-разгрузочные, складские и транспортные работы следует выполнять под руководством ответственного лица, назначаемого приказом руководителя предприятия и несущего ответственность за безопасную организацию и соблюдение требований безопасности на всех участках технологического процесса.

При погрузке (разгрузке) особо тяжелых, крупногабаритных и опасных грузов на месте работ должен постоянно находиться ответственный за безопасное выполнение работ.

Работники, занятые на погрузочно-разгрузочных, складских и транспортных работах, должны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой более 20 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.

Список литературы

1. Плешков Д.И., Хейфец М.И., Яркин А.А. Бульдозеры, скреперы, грейдеры. Учебник для средн. проф.-техн. учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Высшая школа», 1976. 320с с ил.

2. Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Гостехнадзор.

3. Правила устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов. М. :Металлургия, 1981.169с.

4. Сборник инструкций по безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов. М.:Недра, 1980.95с.

5. Справочник по кранам. В 2-х т. 1973, т2.504с.

6. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Обеспечение техники безопасности при заготовке сена, силоса и сенажа в траншее. Пожарная безопасность при работе с кормоприготовительной техникой, монтаже и эксплуатации машин и оборудования, хранении травяной резки и муки, эксплуатации сенажных башен.

реферат [39,0 K], добавлен 07.05.2014

Анализ опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъемных машин. Опасность поражения электрическим током, возникновения пожара, опрокидывания крана, падения груза. Безопасность эксплуатации грузоподъёмных кранов, погрузочно-разгрузочных работ.

курсовая работа [92,8 K], добавлен 10.11.2008

Требования межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок. Порядок регистрации работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации. Дополнительные меры безопасности. Перечень мероприятий при испытании повышенным напряжением.

шпаргалка [84,0 K], добавлен 05.04.2009

Характеристика автомобиля с точки зрения необходимости. Рекомендации по эксплуатации транспорта для безопасности движения. Стиль вождения и удобство посадки водителя, влияющие на безопасность. Правила эксплуатации авто при повседневных поездках и выездах.

реферат [36,7 K], добавлен 16.04.2011

Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов. Приборы и устройства безопасности. Ограничитель высоты подъема груза. Указатели приближения к ЛЭП и вылета стрелы.

реферат [38,6 K], добавлен 24.03.2009

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ, требования к процессам и местам их производства.

курсовая работа [50,2 K], добавлен 19.05.2011

Рассмотрение требований безопасности при эксплуатации сельско-хозяйственной техники. Анализ основ экологической безопасности в сельском хозяйстве. Выявление особенностей создания оптимальных условий труда в условиях сельскохозяйственного производства.

реферат [19,9 K], добавлен 26.02.2015

Источник http://www.vashdom.ru/gost/12.2.011-2003/
Источник Источник http://knowledge.allbest.ru/life/3c0b65625a3ac78a5c43b89521216c37_0.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика