Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и дымоудаления — технические характеристики

Правила работы с пожарными автомобилями ГДЗС и АСИ

Работа с пожарными автомобилями ГДЗС заключается в доставке к месту ЧП необходимого оборудования, удалении дыма, проведении других спасательных мероприятий. Чем руководствуется, как действует личный состав при развертывании АСИ?

  1. Пожарная техника и ее виды
  2. Автомобили ГДЗС
  3. Назначение
  4. Технические характеристики и требования
  5. Функции и принцип работы
  6. Область применения
  7. Виды и методы испытаний авто
  8. Действия личного состава при развертывании АСИ
  9. Электросиловой установки
  10. Дымососа
  11. Прожектора
  12. Электропилы
  13. Правила охраны труда при работе на АГДЗС
  14. Законодательные нормы и правила
  15. Выводы

Пожарная техника и ее виды

Понятие включает в себя различные средства ликвидации огня, ограничения его распространения, защиты людей, вещей. Сюда относят: огнетушители, средства связи, установки пожаротушения, машины, другую спецтехнику.

Перед тем, как начать маневры по устранению пожара, проводится разведка, вскрытие конструкций, эвакуация людей, удаление из здания продуктов горения. Для этого используют специальную технику.

К основным видам пожарного оборудования относят:

  1. Огнетушители. Среди достоинств: доступность, мобильность, эффективность, простота в использовании, обслуживании. Существует большое количество моделей, каждая из которых подходит для конкретного случая. Ними оснащают учебные заведения, промышленные предприятия, складские, торговые помещения.
  2. Пожарный гидрант. Основное назначение – отбор воды из системы. Делится на наземный, подземный.
  3. Колонка КПА – предназначена для открытия, закрытия клапанов в гидранте.
  4. Пожарные рукава – доставляют воду или раствор пенообразователя к очагу горения. Для их производства используют брезент или специальную синтетическую ткань. Для повышения прочности применяются покрытия из резины, металлической оплетки или полимерного материала.
  5. Стволы предназначены для подачи воды. В зависимости от конфигурации, струя бывает сплошной, компактной или распыляющей.
  6. Арматура. Включает в себя клапаны, вентили, головки для соединения рукавов.
  7. Шкафы пожарные – предназначены для хранения средств тушения.
  8. Щиты используют для размещения предметов, которые могут понадобиться при ликвидации возгорания (ведра, лопаты, топор).

Автомобили ГДЗС

К группе транспортных средств относят машины, оборудованные агрегатами, с помощью которых проводятся работы в задымленных, загазованных местах.

Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и дымоудаления - технические характеристики Автомобили ГДЗС

Назначение

Автомобили ГДЗС и дымоудаления нужны для:

  • доставки к месту аварии техники, сотрудников спасательной службы;
  • электропитания осветительных приборов, оборудования, инструментов;
  • развертывания поста безопасности;
  • проведения аварийно-спасательных мероприятий.

Технические характеристики и требования

Автомобиль может эксплуатироваться при температуре от – 40 до + 40 градусов. Он состоит из:

  • кузова;
  • шасси (чаще на базе автомобиля ЗИЛ или КАМАЗ) и кабины, где располагается боевой расчет;
  • системы управления;
  • выдвижной мачты с прожекторами;
  • электрооборудования, силовой установки;
  • комплекта специальных приборов.
  1. Автомобиль способен перевозить не менее 7 членов боевого расчета.
  2. Не допускается превышение показателей массы транспортируемого груза, установленной изготовителем. Нагрузки на оба борта должны быть одинаковыми или не отличаться, более чем на 1%.
  3. Крепление надстройки проводится по рекомендациям производителя шасси.
  4. Габаритные размеры – соответствуют нормативной документации.
  5. Газодымозащитный автомобиль оснащают противотуманными и фарами-искателями. Управление ними осуществляется из кабины водителя.
  6. Оборудование размещают таким образом, чтобы можно было оперативно выполнять аварийно-спасательные работы.
  7. Машина должна укомплектовываться набором инструментов, запасным колесом. Также знаком аварийной остановки, переносными огнетушителями, аптечкой, противооткатными упорами.
  8. Вместимость баков для горючего должна гарантировать беспрерывную эксплуатацию без дозаправки не менее 6 часов подряд.
  9. Аккумуляторные батареи требуют наличия защиты от влаги, грязи. Размещают их за пределами пространства, в котором находятся водитель с бригадой спасателей.
  10. В комплектации автомобиля должны присутствовать дезинфицирующие вещества, СИЗОД, средства оказания первой помощи, контроля за показателями окружающей среды.

Функции и принцип работы

Деятельность ГДЗС заключается в:

  • проведении разведки задымленных помещений, территорий;
  • развертывании на месте аварии поста;
  • освещении местности;
  • спасательных мероприятиях;
  • помощи людям, оказавшимся в эпицентре ЧС;
  • создании условий, способных облегчить функционирование отряда МЧС.

Область применения

Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и АСИ проводится в задымленных помещениях больших размеров или подземных сооружениях, к примеру, метрополитене. Звено формируется на месте ЧП из имеющихся сил, средств, исходя из поставленной задачи.

Виды и методы испытаний авто

Проверка транспортного средства проводится регулярно по заранее установленному плану, но не реже 1 раза в год. Оценивается техническое состояние, возможность эксплуатации находящихся в резерве средств индивидуальной защиты. Результаты заносятся в журнал, учетную карточку СИЗОД.

Действия личного состава при развертывании АСИ

Пожарный расчет состоит из: командира, спасателей, водителя. Прибыв в зону аварии, они действуют согласно методическому конспекту.

Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и дымоудаления - технические характеристики Пожарный расчет

Электросиловой установки

Развертывание ЭСУ на месте ЧП осуществляет водитель. Он активирует тормозную систему, осуществляет фиксацию колес с помощью противооткатных упоров, заземляет ТС, включает двигатель. После запускается коробка отбора мощности, выжимается сцепление, повышая напряжение до 220 В. После осуществляется контроль, чтобы частота была около 49-53 Гц.

Получив команду: «Нагрузку – включить!», он должен проверить сопротивление на рабочих линиях. После запускает генератор.

Дымососа

Действие выполняют водитель с двумя пожарными. По команде начальника они переносят дымосос к месту, где его планируется установить. Здесь третий член бригады принимает всасывающие рукава. Затем соединяет цепь.

На следующем этапе к выкидным рукавам присоединяют всасывающие. Производится подключение кабеля к распределительному щиту, его продвижение к дымососу.

Два пожарных выставляют перемычки в помещении, требующем вентиляции. Водитель в это время включает ЭСУ на нагрузку. Тумблер распределительной коробки переводится в положение ВКЛ.

Спасатели проверяют, чтобы дымосос был надежно установлен, защищен от опрокидывания. Дополнительно контролируют, чтобы шнур не соприкасался с промасленными или горячими поверхностями. На этапе эксплуатации в прибор не должны попадать посторонние предметы. Прежде чем его перенести на новое место, нужно предварительно отключить питание.

Во время работы по обеспечению дымоудаления запрещается:

  1. Использовать прибор в зоне, где есть опасность взрыва.
  2. Работать с поврежденным шнуром или штепсельным соединением. Если на коллекторе наблюдается искрение, включатель функционирует не четко, слышен сильный шум или вибрация деталей корпуса, в электродвигателе произошло задымление или сломаны лопасти вентилятора.
  3. Выключать двигатель или снимать заземление до окончания применения дымососа.

Прожектора

Получив команду от начальника бригады, водитель с двумя пожарными достают установки, перенося на нужное место. Здесь их закрепляют на опоре, подключают. Один из членов бригады прокладывает шнур, соединенный с распределительной коробкой.

Если нужно установить выдвижной прожектор, водитель включает генератор на холостой ход, задействует тумблер на электрощите. На пульте выставляется защита 24 В. Телескопическая мачта поднимается на требуемую высоту. Нажимается «Поворот», рычаг переводится в нужное положение (влево, вправо, вниз, вверх).

Электропилы

Водитель с двумя членами спасательной бригады по команде начальника включают ЭСУ. Один из них переносит прибор к месту, где его планируется использовать. Второй подключает кабель, контролируя, в каком положении находится тумблер.

При работе с электропилой нужно придерживаться правил:

  • цепь не должна соприкасаться с объектом;
  • при аварийном отключении двигателя пиление прекращается;
  • чтобы не допустить разрыва после завершения работы цепь аккуратно вынимается;
  • во время перерыва, при регулировке или проведении ТО, устройство отключается от питания;
  • оптимальным для пилы считается режим беспрерывной эксплуатации при загрузке в 40 секунд;
  • цепь должна регулярно смазываться погружением в масло.
  • заземление пилы;
  • подключение к сети, где напряжение значительно выше или ниже 220 В;
  • использование прибора на улице если идет дождь или снег;
  • включение инструмента в помещении, где присутствует химически активная или взрывоопасная среда;
  • соприкосновение шнура с промасленными или горячими предметами;
  • использование установки при поврежденных частях инструмента, кабеля питания, штепселя, включателя, при появлении дыма, искрении, нехарактерных звуках, поломке корпуса.

Правила охраны труда при работе на АГДЗС

К эксплуатации автомобилей допускаются исключительно те, кто прошел специальный подготовительный курс и получил уровень по электробезопасности не ниже II. Использовать выносную технику способны только люди с высшей квалификационной группой.

Ежедневно во время смены караула электрооборудование, срабатывание генераторов тщательно проверяется. Кроме того, существует график обследования в стационарных условиях.

Чтобы избежать несчастных случаев во время работы запрещено:

  • пользоваться услугами, помощью посторонних людей;
  • передвигаться на машине с выключенным гидроусилителем руля, выдвинутой мачтой;
  • эксплуатировать неисправное оборудование.

В холодное время года важно следить за тем, в каком состоянии находятся поручни, подножки. При необходимости их очищают от снега, обледенения.

Законодательные нормы и правила

Работая, обслуживая и проводя ремонт ГДЗС необходимо придерживаться устава. А именно норм, регламентирующих охрану труда в МЧС, закона №123-ФЗ от 22.07.2008 «Регламент о ПБ», ГОСТа Р 53247-2009 и других документов аналогичного характера.

Выводы

Для удаления дыма, проведения спасательных работ на месте возгорания используют автомобили ГДЗС. Требования к их техническому состоянию, порядку действий бригады регламентированы нормативными актами.

Требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарной техники

Основные требования правил охраны труда при эксплуатации пожарно-технического оборудования установлены Приказом Минтруда от 23.12.2014 № 1100н и обязательны для применения во всех пожарных частях и отделениях. На их базе учреждения разрабатывают и утверждают локальные инструкции в сфере безопасной эксплуатации имеющихся у них технических устройств и оборудования.

Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и дымоудаления - технические характеристики

Требования правил охраны труда при эксплуатации пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования

Обязательства соблюдать правила безопасной работы техники ФПС и МЧС возлагаются на руководителей их частей. Все техсредства пожарных подразделений обязательно должно быть сертифицированы и приняты на учет должным образом. Объекты, не имеющие инвентарного номера и отметок о проведении испытаний, подлежат выводу из эксплуатации и не должны применяться в работе по причине неисправности.

До того как запустить в работу технические средства и транспорт, персонал пожарной части должен пройти обучение и иметь по его итогам необходимый допуск. Перед каждым дежурством требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарной техники предписывают проводить ее визуальный осмотр на предмет исправности. Работать со стендами по диагностике могут только сотрудники, имеющие соответствующую группу допуска.
При техобслуживании и наладке техники запрещено:

  • Увеличивать длину ключей трубами, бить по ним молотком или кувалдой, или применять прокладку между ним и болтом при вращении;
  • Использовать незаземленные станки и оборудование

Требования безопасности, предъявляемые к пожарной технике и птв

Применение в работе неисправного оборудования запрещено, поскольку от этого напрямую зависит безопасность персонала пожарной службы. Характеристики используемого оборудования должны пребывать в полном соответствии с технической документацией завода изготовителя и внесение каких-либо конструктивных изменений недопустимо.

До начала эксплуатации все приспособления, транспортные средства, инвентарь проходят испытание. Аналогичной процедуре они подвергаются и в процессе несения службы в утвержденные в части сроки. Результаты проверок в обязательном порядке фиксируются в журнале. Пожарные лестницы подлежат, как минимум, ежемесячной проверке.

Все требования безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей в части текущего применения в работе их электросистем, сосудов и гидросистем под давлением определяются утвержденными для них правилами.

Ответственность за исправность пожарной машины, своевременное ее обслуживание несут водители и мотористы. Доступ в кабину автомобиля, а также ко всему оборудованию, установленному на нем, должен быть удобным и безопасным. Все двери снабжаются запорными устройствами, обеспечивающими надежную фиксацию как в закрытом, так и в открытом состоянии. Крыши корпуса и платформы кузова комплектуются специальным настилом, препятствующим скольжению. Кроме того, обязательным является наличие на платформах бортов высотой не менее 10 см. Электронная система защиты электропроводки должна обеспечивать ее отключение в случае повреждения изоляции.

Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и дымоудаления - технические характеристики

Пожарные защитные костюмы

Применяющиеся огнезащитные костюмы должны соответствовать требованиям нормативных документов, не причинять неудобств ее пользователю и быть безопасными для него при ликвидации возгораний. Спецодежда пожарных не применяется в случае:

  • физического износа, наличия на них повреждений;
  • не соответствие утвержденному образцу;
  • в случае отсутствия на них качественных сертификатов;
  • в случае превышения уровня неблагоприятного воздействия над степенью защиты, обеспечиваемой костюмом;
  • при отсутствии теплозащитного покрытия или инструкции по использованию.

Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и дымоудаления - технические характеристики

Пояса пожарные спасательные и поясные карабины пожарные

Состояние страховочного и технического вооружения подлежит обязательной визуальной оценке перед началом рабочей смены на предмет выявления повреждений и неисправностей. Пожарный пояс не должен эксплуатироваться в случае:

  • Механические разрывы, проколы полотна пояса;
  • Дефектов фурнитуры ремня;
  • Отсутствия или нарушения заклепок;
  • При невозможности закрепить конец пояса из-за отсутствия хомутика;
  • Присутствия трещин, вмятин, порывов на конструктивных элементах пояса.

Карабин выводится из эксплуатации:

  • При видимых повреждениях, препятствующих его безопасному использованию;
  • При выявлении некорректной работы пружинного механизма или шарнирного затвора.

Все описанные устройства должны надежно крепиться в соответствии с документацией завода изготовителя и обеспечивать безопасную работу пожарного расчета.

Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и дымоудаления - технические характеристики

Спасательные веревки

При эксплуатации веревок в частях ФПС или МЧС необходимо соблюдать следующие требования:

  • Их хранение допускается исключительно в специальных кожухах в смотанном состоянии;
  • Соответствие действующим нормам пожарной безопасности;
  • Не допускается наличие утолщений, влажности, частичных разрывов (не более 15 порывов отдельных нитей на каждые 2 метра).

Начальник отделения проводит визуальный осмотр веревки не реже, чем каждые 10 дней и записывает результаты инспекции в специальный журнал. Начальники караулов обязаны проверять ее, в том числе на разрыв перед каждым занятием или после практического применения.

Для обследования веревки на возможность порыва, ее прикрепляют на всю длину, после чего на ней в течение 1-2 секунд висят 3 человека. Если после этого увеличение ее длины сохраняется, она признается негодной к использованию.

Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и дымоудаления - технические характеристики

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

Текущее использование и поддержание в рабочем состоянии средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения осуществляется на основании Наставлений по организации газодымозащитной службы.

Кислородоизолирующие противогазы (птв) относятся к индивидуальному оснащению и могут применяться лицами прошедшими медобследование и соответствующее обучение. Баллоны со сжатым воздухом и прилагаемые к ним аппараты для дыхания не относятся к предметам индивидуального пользования, однако прилагаемые к ним маски эксплуатируются по правилам для противогазов, приведенных выше.

При смене пользователя птв или маски для дыхания, а также в случае если пожарный подвергся инфекционному заражению, переболел, индивидуальная оснастка подлежат обязательной санитарной обработке. При использовании птв или масок их владелец несет полную ответственность за соблюдение правил эксплуатации и обслуживания подобных изделий. Применение неисправных средств защиты органов дыхания и зрения не допускается до момента восстановления их работоспособности после ремонта, о чем делается запись в соответствующем журнале.

Источник Источник Источник Источник Источник http://opozhare.ru/pozharnye/pravila-raboty-s-pozharnymi-avtomobilyami-gdzs-i-asi
Источник Источник Источник Источник http://nebezopasno.com/trebovaniya-ohrany-truda-pri-ekspluatatsii-i-tehnicheskom-obsluzhivanii-pozharnoj-tehniki/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]