Снятие и установка двигателя — ваз oka (1111)
Отзывы ваз 11113 ока
История двигателей ВАЗ 1111/11113
Перед разрабатывавшими автомобиль «Ока» инженерами стояла достаточно непростая задача – сделать компактное и доступное транспортное средство, выполненное из распространенных комплектующих и обладающее хорошей ремонтопригодностью. Аналогичные требования выдвигались и к двигателю – он должен был стать простым, надежным и легко чинящимся в случае поломки вне специализированных СТО с квалифицированным персоналом.
В первых вариантах «Оки» разработчики применяли двухцилиндровый силовой агрегат от Daihatsu Quore на 30 лошадиных сил. С этим двигателем изготовили несколько прототипов. Но, хотя двигатель обладал отлаженной и надежной конструкцией, от его копирования отказались, поскольку иностранный силовой агрегат требовал высокого качества деталей мотора и культуры сборки. Кроме того, копирование требовало сборки двигателей «с нуля» и освоения соответствующего техпроцесса, а это сделало бы машину неприемлемо дорогой и серьезно сдвинуло время выпуска серийных образцов.
Тогда инженеры обратились к существующим в отечественном автопроме решениям моторов.
Мотор «восьмерки» был уже полностью отработан, поэтому для оснащения нового компактного молодежного авто было принято решение создать двухцилиндровый двигатель на базе «восьмерочного», который на тот момент был основным в производстве ВАЗа. Путем ряда технических манипуляций получился мотор 1111, которым и стали оснащать «Оку».
Снятие навесного оборудования
Также для удобства выполнения работ автомобиль лучше загнать на смотровую яму. Сразу же после этого снимается «минусовая» клемма с АКБ.
Перед началом работ нужно слить с двигателя масло и жидкость с системы охлаждения.
Чтобы удобнее было производить снятие и отсоединение навесных элементов двигателя, разу же с авто нужно демонтировать капот. Это обеспечит лучший доступ к верхним навесным элементам.
Затем отсоединяются все патрубки и проводка с двигателя – патрубки системы охлаждения, идущие к двигателю от радиатора, патрубки, идущие на печку.
Что касается проводки, то потребуется отсоединение всех соединений, идущих к датчикам:
- давления масла,
- температуры ОЖ,
- электромагнитного клапана карбюратора,
- датчика момента искрообразования,
также понадобиться отсоединение проводов со свечей, стартера, генератора. В дальнейшем придется генератор и вовсе демонтировать.
Указанный выше перечень работ, далее показан на фото:
1. Снятие патрубка | 2. Снятие патрубка системы отопителя | 3. Отключение датчика давления масла |
4. Снятие датчика ОЖ | 5. Снятие электромагнитного клапана | 6. Датчик момента искрообразования |
7. Отключение генератора | 8. Отключение проводов высокого напряжения | 9. Снятие троса привода спидометра |
Также понадобится отсоединить:
- топливный патрубок с бензонасоса,
- шланг вакуумного усилителя тормозов,
- корпус воздушного фильтра с карбюратора,
- от самого карбюратора – тросики привода дроссельной и воздушной заслонок.
Далее нужно открутить выпускной коллектор и снять его со шпилек.
Вообще снятие двигателя «Ока» должно сопровождаться предварительным демонтажем КПП и привода, но можно этого и не делать.
Поскольку двигатель все равно будет разбираться, при способе извлечения мотора без КПП, потребуется снятие головки блока цилиндра до изъятия мотора из авто.
Указанный выше перечень работ, далее показан на фото:
10. Снятие патрубка карбюратора | 11. Снятие шланга вакуума тормозов и подогрева коллектора | 12. Снятие корпуса воздушного фильтра |
13. Снятие привода воздушной заслонки | 14. Снятие привода дросселя | 15. Снятие массового провода |
Мотор ВАЗ 11113
Этот двигатель появился позднее как доработка того же мотора от «восьмерки», когда последний довели до объема в 1.5 литра (ВАЗ-21083). Двигатель снова был «располовинен», и в итоге получился агрегат на 750 кубов. Внешний вид моторов 1111 и 11113 одинаков, изменения коснулись только внутренней части. Автомобиль с этим мотором получил название LADA OKA.
Так, был увеличен до 81 мм. диаметр поршня мотора (с 76). Инженеры установили дополнительную охлаждающую систему для камеры сгорания и сделали толще межцилиндровые перегородки.
Дополнительное охлаждение оказалось необходимым из-за повышенного тепловыделения нового двигателя: без него поршни часто клинили, задирались стенки цилиндров, возникали другие неисправности, типичные для перегрева мотора.
Обновленный мотор сделался мощнее на 3-5 лошадиных сил, хотя и остался по-прежнему карбюраторным. В остальном двигатель ВАЗ 11113 технические характеристики получил почти не отличающиеся от «младшего брата», в частности, экостандарт остался Евро-0, прежним осталось и устройство системы топливоподачи (карбюратор). Основные параметры:
- рабочий объем – 749 кубов;
- развиваемая мотором мощность: 33 силы;
- штатный крутящий момент: 50 Нм на 3200 оборотах;
- горючее: 92 бензин:
- расход топлива: до 6.2 л. на «сотню».
Так выглядит заводской инжектор-кит для 11113-го мотора:
Существуют и «самодельные» проекты установки инжектора с последующими доработками мотора – компрессором, перепрошивкой ЭБУ инжектора, и т.д. Кроме того, на заводе СеАЗ до прекращения производства «Оки» выпускалась модель с двигателем 11116 – лицензированным трехцилиндровым инжекторным мотором китайского происхождения TJ 376 QE. Этот мотор развивает до 53 сил и соответствует нормам Евро-2.
Техническое обслуживание
Заявленный ресурс двигателей «Оки» в условиях своевременного и правильного обслуживания – 120 тыс. км. То есть эти агрегаты, несмотря на ряд врожденных проблем, можно назвать относительно надежными в своей категории.
Регламентный срок прохождения ТО – каждые 15 тыс. километров пробега. В рамках обслуживания меняют масло (желательно использовать синтетическую смазку, если в двигатель заливали полусинтетику, интервал снижается до 10 тысяч км.). Поэтому выбирая, какое масло залить в двигатель «Ока» и когда, следует уточнить, какая жидкость уже находится в картере. При замене промывается масляная система и меняется масляный фильтр. Степень вязкости масла – 0W 40. 5W 40, 10W 40, в зависимости от сезона.
Регулировку клапанных зазоров полагается делать каждые 30 тысяч, но фактически ее проводят по необходимости и реальному состоянию двигателя. Также на этом пробеге следует прочищать карбюратор и регулировать холостой ход.
Через 60 тысяч пробега следует менять жидкость в охлаждающем контуре. Если не произвести этого вовремя, субстанция деградирует и потеряет антикоррозийные и смазочные свойства, уменьшая ресурс системы в целом. При данном пробеге строго обязательна и замена изношенного ремня ГРМ: если он оборвется, клапана загнет, что приведет к необходимости менять двигатель или делать дорогой ремонт.
Затем нужно переместиться под авто
Снятие элементов подвески двигателя
Вначале нужно будет открутить все болты крепления картера сцепления от силовой установки.
16. Снятие картера сцепления
Затем следует приступать к элементам подвески двигателя.
Для этого придется выкрутить болты крепления опор мотора. Вначале скручивается гайка с болта на передней опоре. Поскольку на эту опору силовая установка продолжает опираться, то для того, чтобы была возможность вытянуть болт, при помощи монтировки двигатель следует несколько вывесить и извлечь болт. Далее, удерживая монтировкой агрегат, в зазор между ним и подрамником вставить деревянный брусок. После этого появиться возможность открутить болты крепления кронштейна двигателя.
17. Снятие передней опоры двигателя | 18. Приподнимая двигатель монтировкой вынимаем болт | 19. Что бы разгрузить кронштейн, подкладываем брусок |
20. Головкой на «17» откручиваем 3 болта крепления кронштейна | 21. Болты крепления кронштейна в снятом состоянии | 22. Вынимаем кронштейн с опорой |
Точно также разбалтывается задняя правая опора, с последующей установкой ее на деревянный брусок и снятием кронштейна.
23. Ключом на 17 отворачиваем и вынимаем болт | 24. Отворачиваем 2 болта крепления кронштейна задней опоры | 25. Снимаем заднюю опору |
26. Снять болт заднего крепления картера сцепления возможно только после демонтажа задней опоры. На фото показано на снятом двигателе
кронштейна левой опоры к КПП
Далее в передней части двигателя устанавливается на место рым, который был снят при демонтаже генератора. Задний рым, прикрепляется к крайней левой шпильке крепления головки блока цилиндров.
За эти рымы зацепляется подъемный механизм. Чтобы извлечь мотор, его нужно до упора сдвинуть влево, чтобы первичный вал КПП вышел из маховика. Вполне возможно, что для этого придется немного кантовать двигатель, и при этом сдвигая его влево.
После того, как вал выйдет из маховика и дисков сцепления, силовой агрегат подъемным механизмом аккуратно поднимается вверх. Это лучше делать вдвоем – один будет поднимать мотор, а второй направлять его, чтобы он нигде не цеплялся.
Мотор ВАЗ 1111 – особенности и устройство
650-кубовый мотор 1111 представляет собой «половину» двигателя 2108. Для его создания просто взяли половину двигателя и блока цилиндров, поскольку разработать оснастку под такое решение было проще и дешевле, чем под новый агрегат. Таким образом, 1111-й – двухцилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель рядной компоновки, с 2 клапанами на каждый цилиндр и верхней конфигурацией распределительного вала мотора.
1111 в смонтированном виде:
Основные характеристики двигателя «Ока»:
- мощность – 30 сил;
- объем – 649 куб. см.;
- крутящий момент – максимум 44 Нм на 3400 оборотах;
- рекомендуемое топливо – бензин с октановым числом 92;
- цилиндров: 2;
- тип питания – карбюраторное;
- клапанов – 4;
- расход горючего – около 4.7 литра на 100 км;
- охлаждение двигателя – жидкостное;
- экологический стандарт мотора: Евро-0.
Вес и габариты двигателя «Ока»:
- вес – 66.5 кг без КПП и сцепления;
- габаритные размеры – 550*640*670 мм.
Весь рабочий процесс происходит за два оборота коленвала, благодаря чему мотор испытывает серьезные вибрационные нагрузки. Чтобы их компенсировать, предусмотрены два уравновешивающих вала, снижающих вибрацию мотора.
Подачей топливной смеси управляет карбюратор. Смазочная система, как и в 2108, создана с установкой шестеренчатого насоса. Моторное масло забирается из картера, поступая к парам трения распред- и коленвала. Цилиндры орошаются образующимся в ходе работы коленвала масляным туманом, а газораспределительный механизм мотора и клапанные штоки смазываются самотеком.
Основные неисправности
На первых порах существования 1111/11113 владельцы «Оки» часто жаловались на повышенную назойливую вибрацию с шумом из моторного отсека. Особенно сильным был шум во время прогрева мотора, виноваты в нем упомянутые выше балансирные валы. Это явление беспокоит автовладельцев, но неисправностью не считается.
Шуметь двигатель может и по причине слишком больших зазоров клапанов. Проблема устраняется регулировкой таковых. Вибрация же – конструктивная особенность, поскольку в моторе всего два поршня.
Достаточно распространенная проблема моторов – прогар прокладки ГБЦ. Основные его причины:
- заводские производственные огрехи, когда прокладку изготовили с неточностями;
- неправильная затяжка ГБЦ, при которой прокладка обжата не до конца.
Если проводится ремонт мотора, уплотнение заменяют, повторно использовать его нельзя.
Двигатель «Ока» 11113 может плохо запускаться «на горячую», после кратковременной остановки. Причина этого – компоновка отсека двигателя и проблемы диафрагмы бензонасоса. В горячем двигателе ВАЗ 11113 образуются топливные пары, в том числе и в полостях топливного насоса, а этот узел не предназначается для прокачки газов и может «барахлить» при пуске мотора до остывания. Диафрагму можно поменять.
Другие возможные проблемы:
Потеря искры мотора.
Катушки зажигания расположены так, что в них способна попадать вода, например, при пересечении автомобилем луж. Вода приводит к отказу модуля повышения напряжения, как результат – двигатель невозможно запустить. Могут быть и общие проблемы с проводкой, связанные с низким качеством сборки и некачественными проводами, свойственные двигателям ВАЗ в целом.
Поломка охлаждающей системы мотора.
Чаще всего выходит из строя помпа, из-за плохой сборки и низкого качества комплектующих. Если отказывает помпа – двигатель перегревается и ломается, поэтому за температурой агрегата нужно следить и своевременно менять помпу, при необходимости. Термостат мотора также не отличается высоким качеством исполнения и может отказывать, с последующей заменой такового.
Сбои электронных датчиков.
В двигателях «Оки» применена электроника отечественной сборки, не лучшая по качеству, и поломки датчиков – не редкость. Кроме того, они не всегда должным образом закреплены на корпусе агрегата из-за низкой культуры производства.
Несмотря на эти проблемы, многие ремонтные операции, за исключением сложных специфических поломок, могут выполняться автовладельцем самостоятельно или в «гаражном» автосервисе. Для ремонта подходят запчасти от моторов 21083, 21093.
Отзывы ваз 11113 ока
История двигателей ВАЗ 1111/11113
Перед разрабатывавшими автомобиль «Ока» инженерами стояла достаточно непростая задача – сделать компактное и доступное транспортное средство, выполненное из распространенных комплектующих и обладающее хорошей ремонтопригодностью. Аналогичные требования выдвигались и к двигателю – он должен был стать простым, надежным и легко чинящимся в случае поломки вне специализированных СТО с квалифицированным персоналом.
В первых вариантах «Оки» разработчики применяли двухцилиндровый силовой агрегат от Daihatsu Quore на 30 лошадиных сил. С этим двигателем изготовили несколько прототипов. Но, хотя двигатель обладал отлаженной и надежной конструкцией, от его копирования отказались, поскольку иностранный силовой агрегат требовал высокого качества деталей мотора и культуры сборки. Кроме того, копирование требовало сборки двигателей «с нуля» и освоения соответствующего техпроцесса, а это сделало бы машину неприемлемо дорогой и серьезно сдвинуло время выпуска серийных образцов.
Тогда инженеры обратились к существующим в отечественном автопроме решениям моторов.
Мотор «восьмерки» был уже полностью отработан, поэтому для оснащения нового компактного молодежного авто было принято решение создать двухцилиндровый двигатель на базе «восьмерочного», который на тот момент был основным в производстве ВАЗа. Путем ряда технических манипуляций получился мотор 1111, которым и стали оснащать «Оку».
Снятие навесного оборудования
Также для удобства выполнения работ автомобиль лучше загнать на смотровую яму. Сразу же после этого снимается «минусовая» клемма с АКБ.
Перед началом работ нужно слить с двигателя масло и жидкость с системы охлаждения.
Чтобы удобнее было производить снятие и отсоединение навесных элементов двигателя, разу же с авто нужно демонтировать капот. Это обеспечит лучший доступ к верхним навесным элементам.
Затем отсоединяются все патрубки и проводка с двигателя – патрубки системы охлаждения, идущие к двигателю от радиатора, патрубки, идущие на печку.
Что касается проводки, то потребуется отсоединение всех соединений, идущих к датчикам:
- давления масла,
- температуры ОЖ,
- электромагнитного клапана карбюратора,
- датчика момента искрообразования,
также понадобиться отсоединение проводов со свечей, стартера, генератора. В дальнейшем придется генератор и вовсе демонтировать.
Указанный выше перечень работ, далее показан на фото:
1. Снятие патрубка | 2. Снятие патрубка системы отопителя | 3. Отключение датчика давления масла |
4. Снятие датчика ОЖ | 5. Снятие электромагнитного клапана | 6. Датчик момента искрообразования |
7. Отключение генератора | 8. Отключение проводов высокого напряжения | 9. Снятие троса привода спидометра |
Также понадобится отсоединить:
- топливный патрубок с бензонасоса,
- шланг вакуумного усилителя тормозов,
- корпус воздушного фильтра с карбюратора,
- от самого карбюратора – тросики привода дроссельной и воздушной заслонок.
Далее нужно открутить выпускной коллектор и снять его со шпилек.
Вообще снятие двигателя «Ока» должно сопровождаться предварительным демонтажем КПП и привода, но можно этого и не делать.
Поскольку двигатель все равно будет разбираться, при способе извлечения мотора без КПП, потребуется снятие головки блока цилиндра до изъятия мотора из авто.
Указанный выше перечень работ, далее показан на фото:
10. Снятие патрубка карбюратора | 11. Снятие шланга вакуума тормозов и подогрева коллектора | 12. Снятие корпуса воздушного фильтра |
13. Снятие привода воздушной заслонки | 14. Снятие привода дросселя | 15. Снятие массового провода |
Мотор ВАЗ 11113
Этот двигатель появился позднее как доработка того же мотора от «восьмерки», когда последний довели до объема в 1.5 литра (ВАЗ-21083). Двигатель снова был «располовинен», и в итоге получился агрегат на 750 кубов. Внешний вид моторов 1111 и 11113 одинаков, изменения коснулись только внутренней части. Автомобиль с этим мотором получил название LADA OKA.
Так, был увеличен до 81 мм. диаметр поршня мотора (с 76). Инженеры установили дополнительную охлаждающую систему для камеры сгорания и сделали толще межцилиндровые перегородки.
Дополнительное охлаждение оказалось необходимым из-за повышенного тепловыделения нового двигателя: без него поршни часто клинили, задирались стенки цилиндров, возникали другие неисправности, типичные для перегрева мотора.
Обновленный мотор сделался мощнее на 3-5 лошадиных сил, хотя и остался по-прежнему карбюраторным. В остальном двигатель ВАЗ 11113 технические характеристики получил почти не отличающиеся от «младшего брата», в частности, экостандарт остался Евро-0, прежним осталось и устройство системы топливоподачи (карбюратор). Основные параметры:
- рабочий объем – 749 кубов;
- развиваемая мотором мощность: 33 силы;
- штатный крутящий момент: 50 Нм на 3200 оборотах;
- горючее: 92 бензин:
- расход топлива: до 6.2 л. на «сотню».
Так выглядит заводской инжектор-кит для 11113-го мотора:
Существуют и «самодельные» проекты установки инжектора с последующими доработками мотора – компрессором, перепрошивкой ЭБУ инжектора, и т.д. Кроме того, на заводе СеАЗ до прекращения производства «Оки» выпускалась модель с двигателем 11116 – лицензированным трехцилиндровым инжекторным мотором китайского происхождения TJ 376 QE. Этот мотор развивает до 53 сил и соответствует нормам Евро-2.
Техническое обслуживание
Заявленный ресурс двигателей «Оки» в условиях своевременного и правильного обслуживания – 120 тыс. км. То есть эти агрегаты, несмотря на ряд врожденных проблем, можно назвать относительно надежными в своей категории.
Регламентный срок прохождения ТО – каждые 15 тыс. километров пробега. В рамках обслуживания меняют масло (желательно использовать синтетическую смазку, если в двигатель заливали полусинтетику, интервал снижается до 10 тысяч км.). Поэтому выбирая, какое масло залить в двигатель «Ока» и когда, следует уточнить, какая жидкость уже находится в картере. При замене промывается масляная система и меняется масляный фильтр. Степень вязкости масла – 0W 40. 5W 40, 10W 40, в зависимости от сезона.
Регулировку клапанных зазоров полагается делать каждые 30 тысяч, но фактически ее проводят по необходимости и реальному состоянию двигателя. Также на этом пробеге следует прочищать карбюратор и регулировать холостой ход.
Через 60 тысяч пробега следует менять жидкость в охлаждающем контуре. Если не произвести этого вовремя, субстанция деградирует и потеряет антикоррозийные и смазочные свойства, уменьшая ресурс системы в целом. При данном пробеге строго обязательна и замена изношенного ремня ГРМ: если он оборвется, клапана загнет, что приведет к необходимости менять двигатель или делать дорогой ремонт.
Затем нужно переместиться под авто
Снятие элементов подвески двигателя
Вначале нужно будет открутить все болты крепления картера сцепления от силовой установки.
16. Снятие картера сцепления
Затем следует приступать к элементам подвески двигателя.
Для этого придется выкрутить болты крепления опор мотора. Вначале скручивается гайка с болта на передней опоре. Поскольку на эту опору силовая установка продолжает опираться, то для того, чтобы была возможность вытянуть болт, при помощи монтировки двигатель следует несколько вывесить и извлечь болт. Далее, удерживая монтировкой агрегат, в зазор между ним и подрамником вставить деревянный брусок. После этого появиться возможность открутить болты крепления кронштейна двигателя.
17. Снятие передней опоры двигателя | 18. Приподнимая двигатель монтировкой вынимаем болт | 19. Что бы разгрузить кронштейн, подкладываем брусок |
20. Головкой на «17» откручиваем 3 болта крепления кронштейна | 21. Болты крепления кронштейна в снятом состоянии | 22. Вынимаем кронштейн с опорой |
Точно также разбалтывается задняя правая опора, с последующей установкой ее на деревянный брусок и снятием кронштейна.
23. Ключом на 17 отворачиваем и вынимаем болт | 24. Отворачиваем 2 болта крепления кронштейна задней опоры | 25. Снимаем заднюю опору |
26. Снять болт заднего крепления картера сцепления возможно только после демонтажа задней опоры. На фото показано на снятом двигателе
кронштейна левой опоры к КПП
Далее в передней части двигателя устанавливается на место рым, который был снят при демонтаже генератора. Задний рым, прикрепляется к крайней левой шпильке крепления головки блока цилиндров.
За эти рымы зацепляется подъемный механизм. Чтобы извлечь мотор, его нужно до упора сдвинуть влево, чтобы первичный вал КПП вышел из маховика. Вполне возможно, что для этого придется немного кантовать двигатель, и при этом сдвигая его влево.
После того, как вал выйдет из маховика и дисков сцепления, силовой агрегат подъемным механизмом аккуратно поднимается вверх. Это лучше делать вдвоем – один будет поднимать мотор, а второй направлять его, чтобы он нигде не цеплялся.
Мотор ВАЗ 1111 – особенности и устройство
650-кубовый мотор 1111 представляет собой «половину» двигателя 2108. Для его создания просто взяли половину двигателя и блока цилиндров, поскольку разработать оснастку под такое решение было проще и дешевле, чем под новый агрегат. Таким образом, 1111-й – двухцилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель рядной компоновки, с 2 клапанами на каждый цилиндр и верхней конфигурацией распределительного вала мотора.
1111 в смонтированном виде:
Основные характеристики двигателя «Ока»:
- мощность – 30 сил;
- объем – 649 куб. см.;
- крутящий момент – максимум 44 Нм на 3400 оборотах;
- рекомендуемое топливо – бензин с октановым числом 92;
- цилиндров: 2;
- тип питания – карбюраторное;
- клапанов – 4;
- расход горючего – около 4.7 литра на 100 км;
- охлаждение двигателя – жидкостное;
- экологический стандарт мотора: Евро-0.
Вес и габариты двигателя «Ока»:
- вес – 66.5 кг без КПП и сцепления;
- габаритные размеры – 550*640*670 мм.
Весь рабочий процесс происходит за два оборота коленвала, благодаря чему мотор испытывает серьезные вибрационные нагрузки. Чтобы их компенсировать, предусмотрены два уравновешивающих вала, снижающих вибрацию мотора.
Подачей топливной смеси управляет карбюратор. Смазочная система, как и в 2108, создана с установкой шестеренчатого насоса. Моторное масло забирается из картера, поступая к парам трения распред- и коленвала. Цилиндры орошаются образующимся в ходе работы коленвала масляным туманом, а газораспределительный механизм мотора и клапанные штоки смазываются самотеком.
Основные неисправности
На первых порах существования 1111/11113 владельцы «Оки» часто жаловались на повышенную назойливую вибрацию с шумом из моторного отсека. Особенно сильным был шум во время прогрева мотора, виноваты в нем упомянутые выше балансирные валы. Это явление беспокоит автовладельцев, но неисправностью не считается.
Шуметь двигатель может и по причине слишком больших зазоров клапанов. Проблема устраняется регулировкой таковых. Вибрация же – конструктивная особенность, поскольку в моторе всего два поршня.
Достаточно распространенная проблема моторов – прогар прокладки ГБЦ. Основные его причины:
- заводские производственные огрехи, когда прокладку изготовили с неточностями;
- неправильная затяжка ГБЦ, при которой прокладка обжата не до конца.
Если проводится ремонт мотора, уплотнение заменяют, повторно использовать его нельзя.
Двигатель «Ока» 11113 может плохо запускаться «на горячую», после кратковременной остановки. Причина этого – компоновка отсека двигателя и проблемы диафрагмы бензонасоса. В горячем двигателе ВАЗ 11113 образуются топливные пары, в том числе и в полостях топливного насоса, а этот узел не предназначается для прокачки газов и может «барахлить» при пуске мотора до остывания. Диафрагму можно поменять.
Другие возможные проблемы:
Потеря искры мотора.
Катушки зажигания расположены так, что в них способна попадать вода, например, при пересечении автомобилем луж. Вода приводит к отказу модуля повышения напряжения, как результат – двигатель невозможно запустить. Могут быть и общие проблемы с проводкой, связанные с низким качеством сборки и некачественными проводами, свойственные двигателям ВАЗ в целом.
Поломка охлаждающей системы мотора.
Чаще всего выходит из строя помпа, из-за плохой сборки и низкого качества комплектующих. Если отказывает помпа – двигатель перегревается и ломается, поэтому за температурой агрегата нужно следить и своевременно менять помпу, при необходимости. Термостат мотора также не отличается высоким качеством исполнения и может отказывать, с последующей заменой такового.
Сбои электронных датчиков.
В двигателях «Оки» применена электроника отечественной сборки, не лучшая по качеству, и поломки датчиков – не редкость. Кроме того, они не всегда должным образом закреплены на корпусе агрегата из-за низкой культуры производства.
Несмотря на эти проблемы, многие ремонтные операции, за исключением сложных специфических поломок, могут выполняться автовладельцем самостоятельно или в «гаражном» автосервисе. Для ремонта подходят запчасти от моторов 21083, 21093.
Снять двигатель с оки не снимая коробки
С 1987 по 2008 год отечественный автопром выпускал автомобиль особо малого класса с обозначением ВАЗ-1111 (1113) и названием «Ока». Это была достаточно интересная модель малого городского авто, который изначально позиционировался как машина для инвалидов.
Автомобиль был интересен по ряду факторов:
- Самое малогабаритное авто Волжского автомобильного завода (хотя он выпускался также на СеаЗ и КамАЗ);
- Одно время был самой дешевой машиной в мире;
- Для нее был разработан свой двигатель, а не просто позаимствован с других моделей;
Что касается силовой установки, то «Ока» — единственное отечественное, авто, комплектующееся двухцилиндровым агрегатом, причем конструктивно полноценным и современным – с жидкостной системой охлаждения, ременным приводом ГРМ, поперечным расположением.
Естественно, при проектировании этого агрегата, пошли обычным путем – максимальной унификации с другими моторами ВАЗ, но все же это был отдельный мотор, со своими особенностями. Отметим, что практически везде использовалась унификация узлов, что позволило максимально удешевить производство авто.
Модификации двигателей
Несколько слов о самых моторах этого авто. Изначально на «Ока» устанавливался агрегат с рабочим объемом всего 650 куб. см. Основой для его создания выступила установка от ВАЗ-2108 с 1,3-литровым агрегатом, но количество цилиндров было уменьшено до двух (в народе часто говорилось, что на «Оке» используется половина двигателя «Восьмерки»). Модель с эти мотором получила заводской индекс ВАЗ-1111.
Чуть позже начала выпускаться другая модификация – ВАЗ-1113, у которой объем повысили до 750 куб. см., а по сути, «переполовинили» 1,5-литровый агрегат той же «Восьмерки». Естественно, и менялись показатели по мощности мотора. У 650-кубового мотора этот показатель составлял 29,3 л. с., а на 0,75 литра – 33 л. с.
Модификация ВАЗ-1113 была самой массовой, поэтому в дальнейшем и будем ее рассматривать. Отметим также, что в последние годы выпуска «Ока» комплектовалась 1,0-литровым китайским мотором с 3-мя цилиндрами, но их было немного.
История двигателей ВАЗ 1111/11113
Перед разрабатывавшими автомобиль «Ока» инженерами стояла достаточно непростая задача – сделать компактное и доступное транспортное средство, выполненное из распространенных комплектующих и обладающее хорошей ремонтопригодностью. Аналогичные требования выдвигались и к двигателю – он должен был стать простым, надежным и легко чинящимся в случае поломки вне специализированных СТО с квалифицированным персоналом.
В первых вариантах «Оки» разработчики применяли двухцилиндровый силовой агрегат от Daihatsu Quore на 30 лошадиных сил. С этим двигателем изготовили несколько прототипов. Но, хотя двигатель обладал отлаженной и надежной конструкцией, от его копирования отказались, поскольку иностранный силовой агрегат требовал высокого качества деталей мотора и культуры сборки. Кроме того, копирование требовало сборки двигателей «с нуля» и освоения соответствующего техпроцесса, а это сделало бы машину неприемлемо дорогой и серьезно сдвинуло время выпуска серийных образцов.
Тогда инженеры обратились к существующим в отечественном автопроме решениям моторов.
Интересно: на выбор двигателя повлиял запуск на конвейере Тольяттинского завода ВАЗ-2108.
Мотор «восьмерки» был уже полностью отработан, поэтому для оснащения нового компактного молодежного авто было принято решение создать двухцилиндровый двигатель на базе «восьмерочного», который на тот момент был основным в производстве ВАЗа. Путем ряда технических манипуляций получился мотор 1111, которым и стали оснащать «Оку».
Особенности ремонта и обслуживания
Как и любая силовая установка внутреннего сгорания, мотор ВАЗ-1113 требовал периодического технического обслуживания, а после исчерпания ресурса, проводился капитальный ремонт или же полная замена двигателя на «Оке».
Капитальный ремонт двигателя «Оки» проводится в случае сильного износа цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Причем ресурс мотора хоть примерно и рассчитан производителями, но на него сильно влияют особенности эксплуатации, периодичность проведения технического обслуживания, а также качества используемых технических жидкостей и топлива.
В большинстве случаев ремонт двигателя «Ока» выполняется без снятия его с авто. В ряде систем и механизмов можно снять составные элементы с силовой установки для последующего восстановления или замены, или и вовсе все выполнить на агрегате. Это касается систем питания, зажигания, пуска, электробеспечения, охлаждения, а также газораспределительного механизма.
Но снятие мотора и его разборка потребуется, если дело касается цилиндропоршневой группы и кривошипношатунного механизма, к которому относится и система уравновешивающих валов. Что касается последних, то они – особенность конструкции двухцилиндрового мотора.
Дело в том, что поршни в установках «Оки», поршни ходят парно, а не раздельно. Но при этом рабочие такты в цилиндрах выполняются по-разному. К примеру, оба поршня движутся вверх, но в первом цилиндре происходит такт сжатия, а во втором – выпуск. После прохождения ВТМ, в первом цилиндре идет рабочий ход, а во втором – впуск, и так по кругу.
Система уравновешивания же предотвращает появление повышенных вибраций, которые обязательно возникают при таких особенностях конструкции и работы силовой установки.
Если силовой агрегат исчерпал свой ресурс, то есть износ цилиндропоршневой группы достиг критических значений, или произошла серьезная поломка КШМ, производится переборка мотора. При этом, все работы можно выполнить только на снятой установке.
Далее рассмотрим, как правильно своими руками извлечь силовую установку из подкапотного пространства этого авто, не прибегая к услугам СТО.
Оснащение и инструменты
Для выполнения работ потребуется:
- Набор рожковых ключей и головки с воротками;
- Отвертки;
- Монтировка;
- Деревянные бруски;
- Таль или любой другой подъемный механизм;
Имея все это, можно приступить к снятию двигателя с «Оки» своими руками.
Следует отметить, что существует два способа демонтажа силовой установки — опустить двигатель вниз или же вынуть его вверх.
Далее рассмотрим последний способ, поэтому и нужен подъемный механизм.
Что потребуется
Основные ключевые моменты будут изображены на фото. Сразу отметим, что есть несколько способом извлечь мотор, причем один из них подразумевает наличие подъемных механизмов (талей), которые имеются не у всех, поэтому рассмотрим другой метод, с извлечением силовой установки через низ авто.
Для проведения работ потребуется не так уж и много:
- Наборы ключей (рожковых, накидных), а также головок с воротками и штангами;
- Набор отверток (плоские, крестообразные, усиленные и т. д.);
- Домкрат (2 шт.);
- Деревянные брусы;
- Ветоши;
- Емкости для слива технических жидкостей;
Оснащение и инструменты
Для выполнения работ потребуется:
- Набор рожковых ключей и головки с воротками;
- Отвертки;
- Монтировка;
- Деревянные бруски;
- Таль или любой другой подъемный механизм;
Имея все это, можно приступить к снятию двигателя с «Оки» своими руками.
Следует отметить, что существует два способа демонтажа силовой установки – опустить двигатель вниз или же вынуть его вверх.
Далее рассмотрим последний способ, поэтому и нужен подъемный механизм.
Метод извлечения силовой установки
Последовательность работ такова:
- Авто ставим в гараж и обездвиживаем. Для удобства приведения некоторых работ, передок выдомкрачиваем, причем полностью, а не только одной стороны;
- сливаем технические жидкости (масло, ОЖ);
- Демонтируем воздушный фильтр карбюратора вместе с корпусом;
- Отсоединяем от карбюратора приводные тросики дроссельной и воздушной заслонок, а также провод электроклапана ХХ;
5. Снимаем высоковольтные провода (со свечей и катушки);
6. Отсоединяем проводку, идущую к датчику момента искрообразования;
7. Послабляем хомут крепления патрубка подачи бензина на бензонасос и снимаем его;
9. Послабляем хомуты и снимаем патрубки с корпуса термостата, идущие на радиатор охлаждения;
10. Снимаем патрубки, ведущие на отопитель салона;
11. Послабляем и отсоединяем трос привода сцепления;
12. С КПП отсоединяем привод спидометра, провод датчика включения сигнала движения задним ходом, а также массовый провод, надетый на шпильку картера коробки;
Что ремонтируется при снятом моторе
Описанный метод – один из самых простых для выполнения, поскольку не требует наличия особых приспособлений.
Теперь пройдемся по тому, зачем вообще снимать ДВС с авто, и какой ремонт при этом можно выполнить. Как уже отмечено, демонтаж производится в случае замены силовой установки, а также возникновения проблем с КШМ и ЦПГ.
Одна из часто проводимых работ – это замена колец на «Оке». Эта операция сложная, поскольку требуется практически полная разборка мотора, чтобы извлечь поршни. И разбирать его, естественно, легче, если он установлен на столе или полу, и запросто можно повернуть его, как удобно.
Также на снятом моторе проводятся все работы с коленчатым валом, ведь снятие и установка коленвала без демонтажа коробки — невозможна, а пока установка стоит на авто, КПП практически не снять.
Но отметим, что снятие мотора для проведения работ с ЦПГ и КШМ – это рекомендация завода изготовителя. Если же дело касается только цилиндропоршневой группы (к примеру, требуется замена поршневых колец или поршней) и проточка цилиндров не предполагается, то все работы можно выполнить и не снимая двигатель.
Рассмотрим, как производится замена тех же колец на моторе «Оки» без его демонтажа с авто. Инструменты потребуются те же, что и указаны выше, но при этом работы лучше выполнять на смотровой яме.
Что в итоге
Как и любой другой агрегат, КПП Ока нуждается в качественном и регулярном обслуживании. Владелец должен проверять коробку на герметичность, контролировать уровень и качество трансмиссионного масла, вовремя регулировать привод переключения передач и выполнять ряд других действий и плановых работ.
Как выполняется регулировка привода переключения передач МКПП. В каких случаях нужна регулировка кулисы, основные признаки. Полезные советы и рекомендации.
Что такое кулиса коробки переключения передач: устройство кулисы КПП, признаки неисправностей. Регулировка кулисы переключения передач. Рекомендации.
Почему передачи на механической коробке передач включаются туго: основные причины затрудненного включения передач МКПП. Поломки сцепления и трансмиссии.
Роботизированная коробка DSG: основные недостатки и слабые стороны данной трансмисcии. Надежность DSG (DSG 6 и DSG 7), гарантии на коробку, ресурс ДСГ.
Передачи (скорости) МКПП не включаются после замены сцепления: основные причины, настройки и регулировки. Диагностика неполадок, полезные советы.
Как заменить сцепление на роботизированной коробке DSG/S-Tronic. Признаки необходимости замены, снятие и установка сцепления ДСГ, калибровка и адаптация.
Как выбрать кольца и поршни
Пройдемся по тому, как подобрать кольца для замены. Здесь сравнительно все просто. При создании этого мотора конструкторы старались максимально его унифицировать в другим, а именно от ВАЗ-2108. Поэтому и размеры поршней «Оки» полностью идентичны «Восьмеровским», вот только количество их – отличается. При этом следует же ориентироваться по объему мотора. Для модификации ВАЗ-1111 с установкой на 0,65 литра, подойдут кольца от 1,3-литрового мотора, поскольку диаметр поршня «Ока» и такой «Восьмерки» — идентичны. То же касается и другой модели – ВАЗ-1113 с мотором на 750 куб. см. Для нее подойдут кольца и поршни от 1,5-литрового мотора того же Ваз-2108.
При подборе также следует учитывать, что при замене используются поршни и кольца ремонтных размеров. К тому же, комплектации тех же колец именно под «Оку» практически не встречаются, поэтому придется приобретать полный комплект для Ваз-2108, но использовать только его половину.
ТО двигателей Ока
Двигатель Оки и первого и второго поколений достаточно надежен. И при соблюдении заводских требований по регламенту прохождения ТО имеет ресурс 120 000 км.
По паспорту транспортного средства и двигатель 11113 и двигатель 1111 имеют программу прохождения ТО каждые 15 000 км. Для прохождения ТО с таким интервалом рекомендуется использование полностью синтетического моторного масла. При использовании полусинтетики, а тем более минеральных моторных масел мотор Ока требует замены смазки в соответствии со сроком работоспособности масла, то есть не реже 10 000 км пробега.
При этом обязательно выполняется промывка масляной системы и замена фильтрующего элемента. Объем масла в двигателе Ока составляет 2,5 л, но при замене на стенках мотора остается 150-300 мл смазки, поэтому объем заливки контролируется по щупу. Перелив масла не допускается.
Система охлаждения двигателя ОКА 11113 требует замены жидкости при наработке 60 000 км. При этом ОЖ сохраняет смазывающие и антикоррозийные свойства и продлевает работу системы охлаждения.
Каждые 30 000 км требуется обязательная регулировка клапанов. Но по факту регулировка зазоров производится по техническому состоянию с контролем на данном пробеге.
К дополнительным работам, не актуальным на современных автомобилях, относится обязательная прочистка карбюратора каждые 30 000 км с регулировкой холостого хода при каждом очередном ТО.
На 60 000 км вне зависимости от технического состояния выполняется замена ремня привода ГРМ. Конструкция цилиндро-поршневой группы допускает загиб клапанов при обрыве ремня, поэтому данной процедурой пренебрегать не стоит.
Последовательность действий
Перейдем непосредственно к процессу замены поршневых колец на ВАЗ «Ока» без снятия мотора (ключевые моменты показаны на фото). Делается все так:
- Автомобиль ставиться на смотровую яму и обезвиживается;
- Сливаются рабочие жидкости (ОЖ, масло);
- Первый этап работ полностью проходит в подкапотном пространстве. Для удобства работ можно вообще снять капот с авто;
- Снимаем с карбюратора корпус воздушного фильтра, отсоединяем приводные тросики, провод электроклапана ХХ и бензиновые трубопроводы;
5. Снимаем защитную крышку привода ГРМ, послабляем приводной ролик, и снимаем с зубчатого колеса распредвала ремень. Окручиваем болт этого колеса и снимаем его с вала (аккуратно, чтобы не потерять шпонку);
6. Отсоединяем патрубки от клапанной крышки, выкручиваем болты ее крепления и демонтируем с авто;
7. Отсоединяем патрубок вакуумного регулятора;
8. Откручиваем болты крепления датчика момента искрообразования, и отводим его в сторону;
9. Откручиваем бензонасос, убираем в сторону;
10. Окручиваем крепление корпуса привода датчика момента искрообразования и снимаем его;
11. Откручиваем верхний болт крепления задней крышки приводного ремня ГРМ и отводим его вбок;
12. Откручиваем гайки крепления корпуса подшипников распредвала и снимаем его;
13. Аккуратно демонтируем распределительный вал его вместе с сальником. При сборке лучше сальник распредвала «Ока» лучше заменить. Если производится только замена распредвала на «Оке» дальнейшая разборка не нужна;
14. Снимаем кронштейн крепления генератора;
15. Демонтируем натяжной ролик;
16. Отсоединяем трубопроводы системы охлаждения, ведущие к рубашке охлаждения;
Другие модели двигателей «Оки»
После того, как АвтоВАЗ практически свернул микролитражное производство, оставшиеся , совершали попытки установки других моторов:
- рассмотренный ранее 11116;
- корейский агрегат Hyundai Atos (в серию не вышел);
- МеМЗ 245 (пошел в мелкосерийное производство);
- мотор МеМЗ модели 247.1 (можно встретить очень редко).
Созданный на платформе «Оки» вездеход на гусеницах оснащен агрегатом от ВАЗ 2131, а форсированный спорт-вариант ездит на двигателях от Лады Приоры.
Особенности сборки
Важные моменты при сборке:
- Следует обязательно в процессе собирания заменить прокладки головки ГБЦ, поддона, выпускных труб, клапанной крышки;
- Затяжку болтов головки блока выполнять в строго определенной последовательности;
- После сборки правильно выполнить регулировку – совместить метки коленвала и распредвала, чтобы обеспечить правильную работу ГРМ, натянуть приводные ремни, проверить тепловые зазоры;
И хоть операций, которые необходимо выполнить для снятия мотора или замены колец, достаточно много, но они не сложные и все работы вполне можно выполнить за день.
Видео — как снять двигатель
Прежде чем рассуждать о будущем, неплохо бы вспомнить прошлое. Тем более что далеко ходить не придется — Ока появилась на свет немногим раньше, чем рухнул СССР.
1988 год
На Волжском автозаводе начинается производство нового микролитражного автомобиля ВАЗ-1111 Ока, ранее разрабатывавшегося на Серпуховском автомобильном заводе с 70-х годов. Автомобиль отличается достаточно современной для своего времени внешностью, простым в эксплуатации и ремонте двухцилиндровым карбюраторным двигателем объемом 0.65 л (с уполовиненным блоком цилиндров от «восьмерочного» 1.3), двухконтурной системой тормозов, малым расходом топлива и демократичной ценой.
Производство автомобиля параллельно стартует на Серпуховском автомобильном заводе и Заводе малолитражных автомобилей в Набережных Челнах.
Я так понял, это возможно на гладком месте без разного рода подъемников и т.д., если мотор без головы уже? Сам вроде должен его достать или вдвоем с кем-то? А дальше уже снимать поддон, поршня, везтина расточку, может к Михалыч и т.д. его даже на метро на хозяйственной тележке можно, если я правильно понял? Все одно лучше чем буксировать машину куда нибудь.
Кто-нибудь такое проделывал уже?
Да зафигом ему лебедка-то? К дереву её чтоле цеплять? Жил бы человек на севере, я давно б подъехал да и выдернули бы сердце.
— Всё не так плохо, всё гораздо хуже.
Тем более, что все соседи сразу к рациям бросяцца. . и начнут шифровки-доносы участковому отбивать «Дело нечисто! Снимает двигатель! Срочно проверить документы!» и т.п.
Точное место где моя Окушка стоит сейчас
Вот примерно так и планирую только там не киргизы а молодежь, которая из нескольких утильных копеек или таврий одну собирает, раскрашивает шашечками и лампочками и катается иногда
Источник Источник Источник Источник Источник Источник http://portal-mashin.ru/lada/zamena-dvigatela-lada-11113-oka-vaz-11113-oka.html
Источник Источник Источник Источник Источник Источник http://portal-mashin.ru/lada/zamena-dvigatela-lada-11113-oka-vaz-11113-oka.html
Источник Источник http://avtouniversal142.ru/novosti/oka-zamena-dvigatelya.html