Двигатель и масло
Двигатель и масло. Часть 3. Расход масла: воздушные приключения
И снова мы беседуем об особенностях работы моторного масла в ДВС. В основе разговора лежит опыт MS Motorservice International. Сегодняшняя тема – влияние чистоты воздуха на состояние системы смазки и расход масла. На первый взгляд, прямой связи здесь нет. А на самом деле от чистого воздуха зависит многое. Напомним, что первые две статьи этого цикла опубликованы в № 11 и № 12/2016.
Чем он дышит?
В цилиндрах ДВС сгорает не бензин и не дизельное топливо. Там воспламеняется топливно-воздушная смесь. Иными словами, мотору непрерывно нужен воздух, воздух, воздух. А воздух этот обязательно содержит разнокалиберную пыль.
Возьмем двигатель бюджетного легкового автомобиля усредненной мощности – скажем, 80–90 л. с. По данным книги немецкого исследователя М. Дурста «Фильтрация в автомобилях» (Munchen, 2005) за 10 лет эксплуатации такой двигатель стремится поглотить до 6,2 кг пыли. И поглотил бы, не будь во всасывающей магистрали воздушного фильтра.
Погодите. Господин Дурст приводит статистику для ухоженных немецких дорог! У нас с этим гораздо серьезнее. Запыленность дорог несравненно выше, а равнодушие дорожников вообще не поддается оценке. Наши ветра приносят не только мягкую лёссовую пыль (это еще полбеды!), но и беспощадную кварцевую. Именно кварцевая пыль, жесткий абразив, наиболее опасна для прецизионных пар трения. Вывод очевиден: качественный воздушный фильтр для российских условий еще важнее, а его своевременная замена тем более.
На пути к цилиндрам
Прежде чем смешаться с топливом и сгореть во славу мощности агрегата, воздух проходит несколько сочленений воздуховода (рис. 1). Если эти сочленения будут негерметичными, в двигатель попадет нефильтрованный воздух. И тогда даже самый лучший фильтр станет бесполезным – часть воздуха его просто-напросто обойдет. Причина появления «обходного пути» банальна: небрежный монтаж воздуховода после того или иного ремонта. Или износ сочленений вследствие частого монтажа-демонтажа. О таких «мелочах» почему-то забывают, и напрасно. Расплатой становятся пыль и грязь внутри мотора.
Но главной причиной пылевых загрязнений становится неквалифицированная работа с воздушным фильтром. Вот несколько характерных случаев, приведенных в документации MS Motorservice International.
- Пропущенное техническое обслуживание, превышение интервала замены воздушных фильтров.
- Неаккуратность при замене воздушных фильтров, когда в мастерской грязь попадает на штору, в том числе и на поверхность, обращенную к двигателю. Словом, перед нами механик-неряха.
- Неисправные, деформированные и поврежденные фильтрующие элементы. А еще – фильтры, предназначенные для других двигателей, но подогнанные под воздуховод данной модели.
- Фильтрующие элементы, поврежденные при продувании или чистке, о чем мы еще скажем. И даже покажем картинки.
И что в итоге?
Загрязнения, попадающие с воздухом в камеру сгорания, резко ускоряют абразивный износ гильз, поршней и поршневых колец. Грязь откладывается и в канавках поршней. Там она смешивается с моторным маслом, образуя консистенцию, близкую по свойствам к абразивной пасте (рис. 2).
Как известно, для нормальной работы поршня кольца должны быть подвижны. Но при загрязнении их подвижность начинает «играть на руку» износу. Судите сами: поршневые кольца двигаются вместе с налипшей «абразивной пастой» и постепенно истираются. Их высота уменьшается, а кольцевые канавки при этом расширяются (рис. 3).
Основной износ, спровоцированный загрязнениями, происходит на верхней торцевой поверхности колец. А по радиусу поршневые кольца изнашиваются благодаря ухудшению свойств масляной пленки на поверхности гильзы. Из-за той же грязи нормальные режимы смазки здесь сменяются полусухим трением – особенно вблизи верхней мертвой точки поршня. В итоге возникает комплексный (торцевой и радиальный) износ поршневых колец, а за ним – снижение компрессии и увеличение зазора между кольцами и цилиндром. И вот вам результат: при каждом ходе поршня начинается заброска моторного масла в камеру сгорания и резкое увеличение его расхода на угар.
О роли масляного фильтра
Может возникнуть вопрос: а что же масляный фильтр? Почему он не отсеивает губительные загрязнения? Почему не выполняет своих обязанностей?
Отсеивает. Выполняет. Но не все так просто. Не забывайте, что грязь поступает к поршневым кольцам не через масляную магистраль, а с воздухом (еще раз посмотрим на рис. 1). Да, какая-то часть кварцевой пыли со стенок цилиндра попадает в поддон картера и оттуда – в масляные каналы. Крупные частицы, наиболее опасные для подшипников коленчатого и распределительного вала, задерживаются масляным фильтром. А мелкие циркулируют в масле постоянно, штора их пропускает. Но такова уж физика процесса очистки: если сделать «идеальную» фильтрующую штору, она и масло не будет пропускать! Поэтому тонкость отсева и пропускная способность масляного фильтра – это всегда компромисс, подразумевающий, что пыли в масле быть не должно.
В какой-то мере проблему мелких загрязнений решает комбинированная система фильтрации масла, когда параллельно полнопоточному фильтру устанавливают частичнопоточный (байпасный) фильтр тонкой очистки. Но это прерогатива дорогих автомобилей. А на бюджетных моделях, с которых мы начали разговор, устанавливают лишь один масляный фильтр – полнопоточный.
Поэтому еще раз подчеркнем особую роль воздушного фильтра: именно он является первым и главным стражем на пути пылевых загрязнений.
Умелое обращение с «воздушником»
В сопроводительной документации компания MS Motorservice International дает ряд полезных советов – как мастеру работать с тем или иным видом продукции. Не остались в стороне и воздушные фильтры, а именно – изделия марки KOLBENSCHMIDT, входящие в ассортимент компании.
Мы писали о них год назад – в январе 2016 года. Сегодня та публикация оказалась весьма кстати. Производитель фильтров приводит наглядные картинки – как надо обращаться с воздушным фильтром. В какой-то мере это повторение сказанного ранее, но уже с графическими примерами.
Смотрим: нельзя продувать фильтр сжатым воздухом и выбивать его. А еще – устанавливать фильтр в воздухоочиститель, если каркас или штора деформированы. Причины понятны: при продувке или «выколачивании» частицы грязи могут забить поры, а то и надорвать штору. А деформированный фильтр направит поток воздуха в обход фильтрующей шторы. Про важность своевременной замены воздушного фильтра уже говорилось.
Выполнение этих несложных правил продлит жизнь двигателю и предотвратит бессмысленный расход моторного масла «на угар» – весьма дорогого, кстати, продукта.
Иллюстрации MS Motorservice International
Чистота под капотом. Когда необходимо мыть двигатель?
Автомобилисты, проездившие на машине несколько лет и пережившие вместе с техникой много грязных зим в крупных городах, редко когда бывают довольны внешним видом моторного отсека. Пыль и грязь лежат ровным налетом на узлах и агрегатах мотора. Вид у всего этого неприглядный. Хочется взяться за тряпку и ведро воды. Некоторые совсем отчаянные хватаются за «керхер». Но насколько это вредно для двигателя?
Почему нельзя наводить чистоту в моторном отсеке?
Перед тем как приступать к мойке силового агрегата, стоит взвесить все риски и понять, зачем эта сложная процедура нужна. Если хочется помыть двигатель только ради чистоты, то лучше отказаться от этой затеи. В особенности если придется орудовать «керхером», распрыскивающим струю воды под высоким давлением.
Влага на катушках зажигания и вовсе приводит к перебоям работы мотора и, как следствие, к «троению» силового агрегата. Какой-нибудь цилиндр пропускает зажигание, искра не проскакивает, и несгоревшая смесь бензина выбрасывается в выхлопную систему, попадает в каталитический нейтрализатор и догорает уже там, раскаляя его керамические соты. Узел греется, трубы раскаляются, что может привести к пожару, в особенности если припарковать автомобиль на даче на лужайке с высохшей скошенной травой.
Вода также может попасть на блок управления двигателем, что вызывает перегорание электронных плат. Поэтому при незначительном загрязнении лучше оставить мотор таким, как есть.
Чистка пылесосом
Также нет смысла мыть силовой агрегат и при перепродаже автомобиля. Обычно покупатели оценивают состояние двигателя по маслянным подтекам. Если он начисто вымыт, это значит, что владелец скрывает следы неисправности, вызвавшей масляные утечки. Покупатели ценят моторы, которых не касалась рука человека.
Если навести чистоту необходимо, то лучше всего делать это без применения воды. Пригодится обычный домашний пылесос. Правда, перед началом уборки необходимо снять из моторного отсека пластиковые крышки, закрывающие двигатель. Частичная поверхностная разборка поможет открыть доступ в проблемные места.
Неплохо также снять защиту картера, если она есть. Пылесос отлично удаляет старую листву, клочки травы в нижней части отсека, а также наслоения пыли на стенках силового агрегата. Помочь пылесосу можно сухими щетками. Но усердствовать не стоит. Главное, не трогать провода и их разъемы во избежание повреждений.
Мойка после офф-роуда
Мыть же моторный отсек водой необходимо только в одном случае, а именно когда автомобиль прошел через раскисшие дороги и не раз тонул в грязи на бездорожье, после чего собрал килограммы глины, которая рискует засохнуть и затвердеть в моторном отсеке. В этом случае может значительно нарушиться теплоотдача мотора, что приводит к его повреждениям. Забитый грязью радиатор вызывает перегрев, а грязь в нижней части моторного отсека препятствует работе вентиляторов. На офф-роуде грязь собирается даже в газораспределительном механизме (ГРМ). Она нависает на моторе многокилограммовой коркой, рискуя вызвать ряд неисправностей.
В общем, грязь необходимо удалять. Сначала сухими тряпками, а затем можно аккуратно переходить к водным процедурам. Лучше при этом не использовать «керхер». Если грязь засохла в радиаторе, то простыми мокрыми тряпками его не очистишь. Придется снимать деталь с машины и промывать отдельно, предварительно вымочив в воде. Пользоваться «керхером» и здесь нужно аккуратно, так как струя воды под давлением способна загнуть мягкие соты. Тогда предстоит долгий и затратный по времени ремонт.
Как избавиться от пыли в салоне автомобиля надолго
Избежать проблемы попадания пыли вовнутрь транспортного средства практически невозможно, но бороться с ней можно. Сначала необходимо понять, почему берется пыль в салоне автомобиля и откуда ее попадает больше всего. После этого уже можно решать, какие средства можно использовать для обеспечения максимальной чистоты.
Причины появления
Пыль попадает внутрь авто с улицы из-за таких обстоятельств:
- открытие дверей в ходе посадки и высадки пассажиров;
- герметичность автомобиля – чем старее транспортное средство, тем выше вероятность, что его уплотнители уже не способны эффективно справляться с поставленными задачами;
- езда с открытыми окнами;
- требующий замены салонный фильтр – он не способен задержать абсолютно все загрязнения.
Чем плоха пыль
Узнав причины, откуда берется подобная грязь, следует понять, насколько это вредно для человека. Во-первых, рекомендуется максимально обезопасить себя от попадания пыли в организм. Это может привести к развитию аллергии, затруднению дыхания, а также к дискомфорту.
После езды по проселочным дорогам пыли настолько много, что уборка неизбежна
Во-вторых, наличие пыли внутри автомобиля негативным образом отражается на красоте и чистоте панели приборов, дверных карт, обивки сидений.
Борьба с помощью фильтров
Одним из наиболее эффективных средств защиты от проникновения пыли можно считать фильтр. В настоящее время они устанавливаются на все автомобили без исключения. Основной задачей их применения является препятствование попаданию грязевых и пылевых частиц внутрь автомобиля. Кроме того, некоторые виды фильтров способны также исключить неприятный запах и бактерии.
Условно все виды фильтрующих элементов можно разделить на три категории:
- стандартные;
- угольные;
- антиаллергенные и антибактериальные.
Не зная, как избавиться от пыли в салоне автомобиля, рекомендуется сразу установить на свой автомобиль фильтр, имеющий специальный слой, выполненный из активированного угля.
Такие фильтры являются невероятно эффективными. Площадь одного грамма активированного угля превышает размер футбольного поля. В ходе прохождения через поры воздух очищается, как через противогаз. Благодаря этому можно исключить попадание в салон автомобиля неприятных запахов и вредных газов.
Установка дверных клапанов
В ходе движения по грунтовым дорогам в салон автомобиля может проникать большое количество пыли. Происходит это именно через дверные проемы, уплотнители.
Специальные клапаны для задних дверей помогут уменьшить количество пыли, попадающей в салон
Чтобы избежать этого, рекомендуется установить на автомобиль дверные клапаны. Это исключает попадание пыли в салон, особенно через задние двери. Благодаря этому внутри автомобиля будет всегда чисто.
Полироли с антистатиком
Чтобы навести идеальный порядок в салоне автомобиля, следует использовать специальные очистители и полироли. Благодаря им пластик будет выглядеть как новый. Это позволит скрыть дефекты на материалах автомобильного интерьера.
Кроме того, большинство полиролей обладает антистатическим эффектом. Это позволит избежать накопления на поверхностях салона статического электричества, которое притягивает к себе микрочастицы пыли.
Пыль на дефлекторах
Использование антистатических полиролей является эффективным средством очистки салона автомобиля. Благодаря нанесению средства на торпеду машины, она будет оставаться чистой более недели. Чтобы пыль не оседала на элементах салона, их необходимо регулярно протирать полиролем с антистатиком.
Применение полироля при очистке салона является современным методом, имеющим двойной эффект:
- отсутствие пыли;
- привлекательный вид пластиковых элементов. Поверхность становится глянцевой, скрываются мелкие дефекты.
Удобная щетка для очистки решеток
Влажная уборка
Это один из самых простых способов поддерживать салон автомобиля в чистоте. Достаточно регулярно мыть коврики и панели в салоне влажной тряпкой. Однако такой эффект является недолговечным. Уже спустя несколько часов эксплуатации автомобиля внутри снова начнет оседать пыль. Сохранить чистоту внутри можно будет лишь в том случае, если ездить только с закрытыми стеклами. При наличии кондиционера это не проблема.
Не лишней будет периодическая чистка воздуховодов вентиляции. В них постоянно оседает большое количество пыли, которая разлетается по салону при включении обдува. Лучше всего с этой задачей смогут справиться небольшие кисти и губки. Именно они смогут вымести мелкие частицы пыли из труднодоступных мест.
Заключение
Перед тем как бороться с пылью в салоне автомобиля, помните: главное – это комплексный подход.
- Своевременно производите замену салонного фильтра.
- Регулярно проводите влажную уборку и чистите сидения с помощью пылесоса.
- Старайтесь ездить с закрытыми окнами.
- Регулярно обрабатывайте панели салона полиролем с антистатическим эффектом.
Соблюдая все эти рекомендации, можете быть уверены, что в салоне автомобиля всегда будет чисто.
Источник http://abs-magazine.ru/article/dvigatel-i%C2%A0maslo-chast-3-rashod-masla-vozdushnye-prikljuchenija
Источник http://aif.ru/auto/support/chistota_pod_kapotom_kogda_neobhodimo_myt_dvigatel
Источник Источник Источник Источник http://mycary.ru/how/tips/pyl-salon-avto-kak-borotsya.html