Значение «тайных» шифров на спецтехнике МЧС
АД, АВ, АГ, АКП. Изучаем значение «тайных» шифров на пожарной спецтехнике МЧС
На каждом спецавтомобиле МЧС (как правило, сзади) есть буквенная маркировка. В этих аббревиатурах зашифровано назначение машины и, соответственно, задачи, для решения которых она предназначена. Задач у МЧС и его техники множество. Рассказываем о них и о шифрах на бортах спецавтомобилей.
Вообще, всю спецтехнику МЧС можно поделить на две большие группы — автомобили, предназначенные для борьбы с огнем, и техника для работы при чрезвычайных ситуациях всех остальных типов. Сегодня говорим только о пожарных машинах.
Основные пожарные автомобили общего применения
Машины, которые применяются непосредственно для тушения огня, называют основными. Это самый главный и самый большой класс пожарной техники.
Главный тип пожарного автомобиля — это автоцистерна, или сокращенно АЦ.
Автоцистерны — это пехота пожарной охраны. В численной структуре пожарного автопарка этот тип доминирующий.
Шасси для автоцистерн применяют самые разные — от низкорамных среднетоннажных до четырехосных полноприводных на «зубастой» резине.
Только на базе грузовиков марки МАЗ у белорусского МЧС несколько десятков моделей автоцистерн. Запас воды у легких АЦ — около 2 тонн, у тяжелых — 8 тонн и более. Автоцистерны-рекордсмены перевозят по 12 тонн воды. Об одной такой мы подробно рассказывали.
Автомобили быстрого реагирования (АБР) сконструированы для случаев, когда пожар можно ликвидировать довольно быстро и с относительно невысокими затратами тушащих средств. Как правило, АБР оснащаются насосами высокого давления с системой мелкодисперсного распыления. Запас воды небольшой, основной упор делается на аварийно-спасательное оборудование.
Но бывают пожары, когда воды нужно не много, а очень много. Настолько много, что и водопровода может не хватить. Тогда в дело вступают ПНС — пожарные насосные станции. Прежде с ними работали еще автомобили рукавные (АР), но современные ПНС перевозят большой запас рукавов в собственном кузове. Такие машины могут подавать воду на несколько километров.
Основные пожарные автомобили целевого применения
Не все виды возгораний можно тушить водой. В некоторых случаях нужны совершенно другие тушащие вещества.
Пожарные машины, которые тушат огонь не водой, относятся к технике целевого применения.
Аббревиатура АВ расшифровывается как «автомобиль воздушно-пенного тушения». Пеной тушат главным образом горящие нефтепродукты. Водой ни нефть, ни бензин тушить нельзя, только хуже будет. В баке у АВ, кстати, не пена, а специальное вещество — пенообразователь. Для получения пены его смешивают с водой и воздухом в специальных устройствах (пеногенераторах).
Водой нельзя тушить и все, что находится под электрическим напряжением, — ЛЭП, трансформаторные подстанции и т. п. Для тушения таких объектов нужен специальный порошок и автомобили порошкового тушения, или сокращенно АП. Самые новые АП в Беларуси охраняют, естественно, БелАЭС.
Существуют машины, на которых установлено и пенное, и порошковое пожарно-техническое вооружение. Их называют автомобилями комбинированного тушения, или АКТ. Таких машин совсем немного, а самая передовая охраняет предприятие «Гродно Азот».
Бывают случаи, когда каким-то материальным ценностям, горящим внутри помещения, вода может нанести не меньший вред, чем огонь. На этот случай созданы автомобили газового тушения, или АГ. Закрытые помещения заполняют специальным газом (углекислотой), который нейтрализует саму химическую реакцию горения.
Самый экзотический и редкий тип пожарной техники целевого применения — это АГВТ, автомобили газоводяного тушения. Главный рабочий орган таких машин — авиационный реактивный двигатель, генерирующий плотную высокоскоростную газовую струю. В эту струю от насосной станции под большим давлением подается вода. Нужны АГВТ для борьбы с горящими под давлением нефтяными и газовыми фонтанами.
Отдельный тип пожарной спецтехники — аэродромные автомобили, или АА. Это ближайшие родственники АЦ и АВ, оснащаемые дополнительным оборудованием, которое способно, например, покрыть толстым слоем пены всю ВПП. Главный оператор аэродромных пожарных автомобилей в нашей стране не МЧС, а «Белаэронавигация», но у самого МЧС тоже есть АА, который охраняет эмчээсовский аэродром Липки.
Специальные пожарные автомобили
Специальные пожарные автомобили непосредственно огонь не тушат, но обеспечивают работу пожарных расчетов в различных условиях.
Самый массовый пример применения специальных пожарных машин — горение на высоте. Если пожар на 5-м этаже и выше, то нужны средства высотного доступа.
Классический тип специального пожарного автомобиля — автолестница, или АЛ: 30-метровая достанет до 9-го этажа, 52-метровая — до 16-го. Раскладываются такие лестницы довольно быстро, а самые передовые модели имеют собственный лифт.
Более сложный тип высотной техники — автомобильные коленчатые подъемники, или АКП. Им нужно больше времени и места для развертывания, но вариативность рабочей зоны гораздо шире. У флагманского АКП белорусского МЧС высота подъема составляет 90 метров.
Есть варианты АКП, оснащаемые еще и лестницами вдоль колен. Иногда (но не в Беларуси) такие машины обозначают как «АКП с лестницей» или АКПЛ. У нас же для них оставили обозначение АКП. Еще одна особенность современных моделей — проложенные вдоль стрел водопенные коммуникации.
Есть высотная техника, которая не предназначена для подъема людей. Она поднимает на высоту только оборудование, в частности пеногенераторы. Называются такие машины пеноподъемниками, или ПП. Часто они строятся на гусеничном шасси и используются для тушения нефтяных резервуаров.
Опасность на пожаре представляет не только огонь, но и дым. Для работы в условиях задымления пожарным нужны КИПы (противогазы с запасом кислорода). Запас таких противогазов привозят автомобили газодымозащитной службы (АГДЗС). В последнее время аббревиатуру АГДЗС сократили до АГ. Кроме КИПов такие АГ привозят и другое оборудование для работы в условиях задымления.
Параллельно с АГ, как правило, используется АД — автомобиль дымоудаления. Это, по сути, очень мощный вентилятор, который высасывает или выдавливает дым.
Автомобиль УГЗС — это техника, которая применяется в основном вне пожаров. Унифицированная газозарядная станция заправляет кислородом те самые КИПы, которые пожарные используют в дыму. Как правило, заправку кислородом производят в спокойных условиях в дежурном режиме, но в случае необходимости УГЗС может работать и непосредственно на месте пожара.
Как известно, МЧС занимается не только пожарами. Для работы при чрезвычайных ситуациях всех остальных типов применяется своя не менее (а часто и более) интересная спецтехника. О ней поговорим в следующей статье.
Пожарные автомобили: виды техники, характеристики
Различные виды пожарных автомобилей предназначены для тушения локальных и масштабных очагов возгорания, предупреждения распространения пожара, защиты людей, животных, материальных ценностей от него. Современная специальная техника включает в свое оснащение разнообразный арсенал: первичные приспособления для тушения пожаров, автомобили разных категорий, средства связи и специфические установки. Перед началом работ может выполняться ряд действий, в которые входит разведка очагов возгорания, ликвидация продуктов горения из помещений, спасение людей, вскрытие конструкций и многое другое. Для качественного проведения подобных операций требуется соответствующее оборудование и машины.
Общая информация
Среди основных видов пожарных автомобилей выделяют транспортную или транспортируемую технику, используемую непосредственно для тушения огня, а также вспомогательные машины, служащие для обслуживания личного состава и оборудования.
Рассматриваемые агрегаты создаются на базе колесных, гусеничных, плавательных и летательных транспортных средств, а также на основе поездов. Пожарной техникой укомплектовываются части Государственной пожарной службы, а также подразделения профильных министерств (лесное хозяйство, МЧС, железнодорожный транспорт и тому подобное).
Виды пожарных автомобилей
В зависимости от предназначения и условий использования пожарные автомобили (ПА) делятся на несколько категорий. Основные машины общего применения:
- Автомобильные цистерны (АЦ).
- АВД (техника с насосами высокого давления).
- АПП (машины первой помощи).
- Насосно-рукавный транспорт (АНР).
Основные ПА целевого применения:
- Аэродромные варианты (АА).
- АГВТ (модели газоводного тушения).
- АП (версии с порошковыми гасителями).
- Насосные станции (ПНС).
- Машины с пенным тушением (АПТ).
- АКТ и АГТ – с комбинированными и газовыми гасителями.
Кроме того, выделяют виды специальных пожарных автомобилей:
- АШ (штабные модификации).
- АЛ (автомобильные лестницы).
- Коленчатые автоподъемники (АПК).
- АР (автомобили рукавные).
- АСА (аварийно-спасательный вариант).
- Для удаления дыма (ДУ).
- ГДЗС (служба газовой и дымовой защиты).
Среди вспомогательных ПА:
- Грузовые и легковые транспортные средства.
- Автобусы.
- Бензовозы.
- Ремонтные мастерские на колесах.
Предъявляемые требования
Независимо от вида и назначения пожарных автомобилей, к ним предъявляется ряд общих требований (регламентируются Федеральным законом о техническом обеспечении и пожарной безопасности). Среди них:
- Техника для ликвидации пожаров должна гарантировать возложенные на нее функции в рабочих условиях.
- Особенности конструкции и материалы изготовления должны обеспечивать безопасность машин при транспортировке, эксплуатации, хранении и утилизации.
- На каждой единице предусмотрена маркировка, позволяющая ее идентифицировать.
- Документация технического плана должна содержать сведения для обучения личного состава правилам эффективного применения имеющегося оборудования.
- Все виды пожарных автомобилей должны использоваться в соответствии с параметрами требований по пожарной безопасности, согласно методам, установленным соответствующей нормативной документацией.
Назначение
Основные пожарные авто предназначаются для перевозки персонала, приспособлений для тушения огня и рабочего оборудования к месту возгорания. Общие ПА используются для ликвидации пожаров в черте города и жилых секторах. ПА целевого применения задействуют при тушении огня на объектах нефтяной, газовой, химической сферы, аэродромах, предприятиях повышенной опасности и прочее. Все виды пожарных автомобилей сооружаются преимущественно на автотранспортном шасси отечественного производства, входят в общую систему обозначений.
Классификация
Идентификация рассматриваемой техники осуществляется посредством определенного цифро-буквенного кода. Первая цифра указывает на полную массу АТС. Второе обозначение – это тип транспортного средства:
- Легковая машина – 1.
- Автобус – 2.
- Грузовик – 3.
- Тягач седельный – 4.
- Самосвал – 5.
- Цистерна – 6.
- Фургон – 7.
- 8 – резервная отметка.
- 9 – спецтехника.
Виды пожарных автомобилей и их классификация по порядковому номеру определяются третьей и четвертой цифрами в индексе. Пятый элемент в условном обозначении – это модификация транспортного средства. Шестая цифра — тип исполнения (для умеренного, тропического или холодного климата – 6/7/1). Номера 01, 02 и подобные им, указывают на то, что техника изготовлена в переходном исполнении или оснащается дополнительным оборудованием. Кроме того, перед цифрами указывается буквенное обозначение завода-изготовителя.
Предполагается переход на идентификацию по европейскому принципу (подразделение на классы):
- L – полный вес ПА составляет от 2 до 7,5 тонны.
- М – средние модификации (7,5-14,06 тонны).
- S – тяжелый класс (более 14 тонн).
Пример условного обозначения: АПТ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ. Речь идет о ПА пенного тушения с цистерной объемом 3 куб. м. с подачей 40 и 4 л/с (на высоком давлении). Шасси – ЗиЛ-4331, номер модели – ХХХ.
Виды технического обслуживания пожарных автомобилей
На каждый ПА устанавливается конкретная норма эксплуатации на квартал и год. При этом учитывается пробег, выделенное количество топлива и прочие технические условия. Месячная норма пробега вычисляется с учетом квартального показателя. Для поддержания оптимальной боевой готовности и повышения возможностей подразделения, устанавливается резерв ПА.
Техническая готовность техники определяется по следующим пунктам:
- Исправность и общее состояние.
- Заправка горюче-смазочными, эксплуатационными и огнетушащими материалами.
- Комплектация пожарно-техническими приспособлениями и инвентарем с учетом табельного положения и правил по охране труда.
- Соответствие нормам внешнего вида, окраски и надписей ГОСТУ 50574-93.
Если хотя бы одно требование не выполняется, эксплуатация техники запрещается. Виды и периодичность ТО пожарных автомобилей организуется по планово-предупредительному принципу.
Особенности
Техническое обслуживание представляет собой комплекс профилактических мероприятий, направленных на поддержание ПА в исправном состоянии и готовности к эксплуатации. При проведении ТО, должны обеспечиваться:
- Постоянная техническая готовность к работе.
- Стабильная работа агрегатов транспортного средства на протяжении установленного периода службы.
- Безопасность движения.
- Ликвидация причин, вызывающих преждевременное появление неисправностей.
- Установленный расход ГСМ и прочих эксплуатационных средств.
- Снижение негативного воздействия ПА на окружающую среду.
Периодичность
Далее рассмотрим, сколько существует видов ТО пожарных автомобилей:
- ЕТО – ежедневная проверка при смене караульного состава.
- Обслуживание ПА на учении или пожаре.
- Аналогичная процедура по возвращении в депо.
- ТО после первой тысячи километров пробега.
- ТО-1 (первое техобслуживание).
- ТО-2.
- СО – сезонный осмотр.
Кем и когда проводится ТО?
ЕТО проводится в подразделении во время смены караулов дежурным водителем и персоналом под руководством командира отделения. Все ПА, включенные в боевой расчет и резерв, должны быть чистыми, заправленными ГСМ и эксплуатационными материалами, включая огнетушащие вещества. Сменщик-водитель вносит все записи о работе транспортного средства во время дежурства (в эксплуатационную карту). Кроме того, в его обязанности входит подготовка машины к сдаче. Водитель, принимающий ПА, проверяет состояние транспортного средства в требуемом объеме и вносит соответствующую запись в карту.
ТО на учении или пожаре осуществляется водителем автомобиля. Аналогичная процедура после возвращения – начальником караульной смены.
Обслуживание после тысячного пробега и ТО-1 осуществляется руководителем подразделения ГПС. ТО-2 и СО проводится руководителем подразделения, в котором проходит указанный комплекс мероприятий.
Для ТО-1 и ТО-2 автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервной единицей. Порядок действий определяет начальник гарнизона ГПС, с учетом местных условий и особенностей. Для ТО-1 время пребывания ПА на обслуживании не должно превышать 2 суток (при ТО-2 – 3 дня).
При техобслуживании машин могут выполняться отдельные виды текущего ремонта в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего типа ТО.
Технику, прошедшую ТО-2, принимают руководитель подразделения и старший водитель (по акту приема/сдачи). После технического обслуживания транспортное средство должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, чистое, отрегулированное и смазанное, согласно соответствующей технической документации. На боевое дежурство вывод ПА, не прошедших очередное ТО, не допускается.
Ремонт
Виды ремонтов пожарных автомобилей:
- Непосредственно для машин – капитальный, средний и текущий.
- Для агрегатов – капитальный и текущий.
К ремонтным работам относится комплекс манипуляций по восстановлению работоспособности ПА и обеспечение их нормальной работы. Выполняются мероприятия по мере необходимости либо после определенного пробега.
Разборка, а также замена узлов и агрегатов проводится по итогам предварительной диагностики. После ремонта машину принимают руководитель подразделения и старший водитель по акту приема/сдачи. Перед выездом на боевое дежурство ПА должен пройти обкатку:
- После текущего и среднего ремонта – 150 километров и двухчасовой эксплуатацией основного рабочего агрегата.
- После капремонта – 400 км. пробега и 2 часа эксплуатации рабочих приспособлений.
Специальные обозначения
Для обозначения ПА в общем потоке, техника должна оснащаться определенными информативными отличиями. Все пожарные единицы имеют красную окраску, для контраста на определенных местах наносятся белые символы и полосы. Размещение обозначений и разбивка окрашиваемых участков определяется согласно государственным стандартам. На двери кабины наносится номер ПЧ и город, а на кормовой части – тип ПА и номер подразделения. Бампер и видимые детали ходового узла окрашиваются в черный колер. Кроме того, техника оборудуется специальными световыми и звуковыми сигналами.
Выше рассмотрено, сколько видов ТО у пожарных автомобилей. Учитывая специальное предназначение указанных транспортных средств, эти мероприятия строго регламентируются, а нарушение сроков их прохождения чревато серьезным наказанием для ответственного лица, не говоря уже о безопасности эксплуатации машины.
Источник http://auto.onliner.by/2020/08/10/emercom-fire-trucks
Источник Источник Источник http://businessman.ru/pojarnyie-avtomobili-vidyi-tehniki-harakteristiki.html