Система полного привода xDrive: характеристики, особенности
Интеллектуальная система xDrive
Немецкий концерн BMW разработал собственную систему полного постоянного привода xdrive еще в прошлом веке, но система постоянно совершенствуется и по сегодняшний день устанавливается на многие модели концерна. Максимально эффективно оптимизировать управление автомобилем и при этом удерживать под контролем все показатели, доверено именно этой системе. Сегодня система xDrive полного привода xdrive устанавливается на внедорожники нового поколения BMW:
- Sports Activity Vehicle х1;
- Sports Activity Vehicle х3;
- Sports Activity Vehicle х5;
- Sports Activity Vehicle х 6.
Кроме того, системы этой разработки также устанавливаются и на легковые модели BMW, на 3-ю, 5-ю и 7-ю серию. Система хорошо зарекомендовала себя за двадцать пять лет своего существования и поэтому концерн не планирует отказываться от ее применения.
- Основные характеристики системы
- Полный привод
- Чем обеспечивается эффективность системы
- Прохождение поворотных моментов
Основные характеристики системы
Интеллектуальная система полного привода xdrive контролирует действие всех сил в автомобиле, как действующих на него извне, так и его собственных. Тяга и динамичность распределяются совершенно по новому благодаря действию этой разработке. Чтобы было понятно, о чем идет речь следует привести некоторые характеристики системы:
- Она обеспечивает переменное распределение крутящего момента бесступенчатого характера. Благодаря этому крутящий момент распределяется равномерно между задними и передними колесами, увеличивая их скорость многократно;
- Система на интеллектуальном уровне распознает изменение ситуации и при необходимости невероятно быстро перераспределяет крутящий момент;
- xDrive обеспечивает невероятно чувствительное рулевое управление, поэтому водителю не приходится предпринимать ни каких усилий при вождении автомобилем;
- Система очень точно дозирует и регулирует торможение, благодаря чему эксплуатация автомобилей концерна стала еще более безопасной;
- В систему входят упругие амортизаторы и элементы, которые благодаря своей чувствительности оптимизируют и контролируют вертикальные и продольные динамические силовые моменты;
- Система обеспечивает невероятную устойчивость и динамичное движение на любом дорожном покрытии.
Из этих характеристик становится понятно, что BMW сделал все, что управление полноприводным автомобилем стало полностью безопасным и приносило удовольствие водителю. Машина, обеспеченная системой xDrive обладает огромной мощностью, но при этом показывает невероятно интеллектуальное послушание управлению. Годы работы и постоянное совершенствование технологий концерн добился того, что автомобиль оснащенный системой xDrive обрел невероятную вариабельность и точность реакции на посыл управления. Система в любых условиях преобразует приводные усилия, оптимально адаптируя их к ситуации, и эффективно улучшает динамику движения.
Если говорить простыми словами, то система xDrive интеллектуально адаптирует полноприводный автомобиль под потребности водителя.
Полный привод
Полным приводом оснащаются автомобили многих производителей, но система xDrive есть только у BMW. Традиционно, полный привод направлен главным образом на то, чтобы минимизировать неудобства доставляемые покрытием дороги, неровностями, грунтом или гололедом. Но если усилия распределяются по осям неравномерно или неэффективно, то полный привод не будет приносить удовольствия от вождения. Характерными для такого неэффективного распределения будут следующие недостатки управления:
- Ограничивается чувствительность к поворотам руля;
- Становятся недостаточными ходовые качества;
- Прямолинейное движение становится неустойчивым;
- Теряется комфорт при маневре.
Но в концерне BMW к вопросу создания полного привода нового поколения подошли совершенно иначе. За основу производители взяли проверенный и прекрасно зарекомендовавший себя задний привод автомобилей концерна. Оптимизировав и усовершенствовав его характеристики, их распределили на все четыре колеса.
И вот уже четверть века полный привод BMW показывает невероятную динамику и полную безопасность на дорогах по всему миру.
Чем обеспечивается эффективность системы
Как было сказано выше, основной принцип системы xDrive заключается в равномерном распространении крутящего момента на обе автомобильные оси. Такое эффективное и точное распределение становится возможным при помощи коробки раздаточного характера, она имеет вид зубчатой передачи привода передней оси. Управляется коробка при работе фрикционной муфты. Если система xDrive устанавливается на спортивный внедорожник BMW, то в трансмиссии передачу зубчатого типа заменяют на цепную.
Кроме того, значительно повышают эффективность системы и дополнительные опции, которые внедряются в трансмиссию наряду с ней:
- Динамическая система контроля курсового управления;
- Электронная блокировка дифференциального момента;
- Контрольная система тяги;
- Система помощи на спуске;
- Система интегрального управления ходовым отделом;
- Активная система рулевого управления;
- Основные принципы работы системы.
Интеллектуальная система BMW имеет собственные характерные режимы, которые определяет муфта фрикционного характера:
- Плавное трогание с места;
- Преодоление поворотов с поврочиваемостью избыточного типа;
- Преодоление поворотов с поворачиваемостью недостаточного типа;
- Передвижение по скользкому покрытию;
- Оптимизированная парковка.
Когда автомобиль трогается в условиях нормального места и качественных дорожных показателях муфта фрикционного характера имеет замкнутый вид и крутящий момент в этом случае имеет распределение по осям 40:60, это приводит к максимально эффективной тяге при разгоне. После того, как автомобиль набирает скорость 20 км/ч, происходит перераспределение крутящего момента в зависимости от покрытия полотна дороги и моментов управления.
Прохождение поворотных моментов
Во время осуществления маневров на поворотах с поворачиваемостью избыточного типа заднюю ось автомобиля BMW может заносить к наружной части поворота. Чтобы этого избежать муфта фрикционного характера проводит замыкание с большей силой, тогда как передняя ось принимает на себя крутящий момент. Если машина проходит очень крутой поворот угол, которого недостаточно стандартный то на помощь приходит система динамического контроля и стабилизирует движение с помощью некоторого подтормаживания колес.
Если автомобиль проходит поворот с поворачиваемостью недостаточного характера, когда переднюю ось может занести к наружной части поворота, муфта фрикционного характера совершает размыкание. В этой ситуации сто процентов крутящего момента распределяются на заднюю ось. Если возникает нестандартная ситуации, то в процесс вступает система стабилизации движения.
Когда автомобиль проходит поворот с поворачиваемостью нестандартного характера, передняя ось машины заносится к наружной части поворота. В этом случае муфта фрикционного типа проводит размыкание и 100 % крутящего момента распределяются на заднюю ось. Если автомобиль не выравнивается, то в работу вступает система курсовой устойчивости.
Когда автомобиль совершает движение на скользком дорожном полотне, покрытом водой, людом или снегом может произойти пробуксовка отдельных колес и машину занесет. Чтобы этого не случилось фрикционная муфта блокируется и если ситуация не приходит к стабильности, то в работу входит вспомогательная системная установка курсовой устойчивости динамического характера.
Парковка автомобиля, оснащенного системной концепцией xDrive происходит с полным размыканием муфты фрикционного типа. В этом случае автомобиль полностью переходит в заднеприводное состояние и тем самым эффективно достигается понижение нагрузок трансмиссионного характера при рулевом управлении. Обоснованное и интеллектуальное вмешательство вспомогательных систем при управлении автомобиля создает оптимально комфортные условия вождения и повышает безопасность управления многократно.
Что такое IVT трансмиссия? Интеллектуальная передача или очередная проблема для водителей?
IVT трансмиссия — подвид вариатора, являющийся разработкой Hyundai Motor Group и в будущем способный заменить классический автомат.
Ниже рассмотрим, в чем особенности новой коробки передач, на какие автомобили она устанавливается, и по какому принципу работает. Отдельно приведем отзывы автовладельцев, испытавшим данных агрегат, поговорим о его проблемах и особенностях эксплуатации.
Что такое IVT трансмиссия, и где устанавливается
IVT — бесступенчатая трансмиссия, передающая момент путем изменения диаметра шкивов. Производством таких вариаторов занимается концерн Хендай Мотор Групп.
Руководство южнокорейского бренда приняло решение самостоятельно заняться разработкой коробки передач для лучшей адаптации к автомобилю.
- Хендай-Киа приступили к разработке моделей со своими бесступенчатыми КПП еще в 2008 году.
- Трансмиссия для Kia Seltos SP2 — собственный продукт, изготовленный в центре R&D подразделения Hyundai T
- В работе применяется технология SmartStream, обеспечивающая быстрое управление с применением IT-технологий.
- При изготовлении трансмиссии IVT использовался новый алгоритм переключения скоростей, обеспечивающий максимально быстрое ускорение и большее удовольствие от вождения.
Причиной выбора такого вариатора производители называют стремление к экономии, ведь модели Хендай Крета с АКПП критиковали именно из-за большого расхода. Здесь этот недостаток удалось нивелировать.
IVT трансмиссия устанавливается на следующие авто:
- Kia Cerato 4-го поколения;
- KIA Seltos (на территории РФ IVT трансмиссия ставится на передне и полноприводную версии).
В отличие от аналогов этот тип вариатора снабжается цепным приводом, что делает его более выносливым при работе с повышенным нагрузками и высоким моментом вращения.
Дополнительные плюсы — более широкий диапазон передаточных чисел, отсутствие проскальзывания и, как следствие, потерь.
Ресурс трансмиссии IVT составляет в среднем 150 000 км пробега или пять лет (в зависимости от того, что наступит быстрее). В автомобиле KIA Seltos вариатор идет в паре с 2-литровым мотором мощностью 150 лошадиных сил. Другие варианты на сегодня не доступны.
Принцип работы
IVT — особый тип CVT-вариатора, выделяющийся бесконечным числом: передаточным и соотношения скоростей.
Особенность коробки состоит в способности включать «нулевой коэффициент» передаточных числе, когда вал на выходе никак не зависит от ведущего вала.
Иными словами, машина обездвижена, а мотор еще работает и остается замкнутым на скорости.
Конструктивная особенность — применение лопастного насоса, нуждающегося в чистом масле и обеспечивающего более тихую работу. Для сравнения на других типах вариаторов применяется зубчатый насос шестеренчатого типа. Он отличается большей надежностью, но работает громче. Здесь же конструкторы сумели уменьшить шумность КПП.
В отличие от конкурентов ведомый и ведущий шкив соединяются с помощью цепи. Как результат, гарантируется высокий диапазон передаточных чисел (7,0). Этот параметр отображает разницу между наиболее низким и максимальным передаточным отношением.
Для сравнения у конкурентов этот параметр равен 6,3. Такая особенность способствует улучшению динамики разгона и экономии топлива при движении на «крейсерской» скорости.
Запчасти и обслуживание
При поиске запчастей необходимо знать, что на Киа Селтос установлена трансмиссия IVT с номером 480002Н352 на переднеприводных версиях. Фильтрующий элемент грубой очистки идет под номером 481482Н000, а масляный фильтр КПП — 481972Н000.
Что касается обслуживания, новый вариатор требует смены масла каждые 90 000 км. Эта информация официально озвучивается производителем, и ее не пытаются скрывать.
Допустимая нагрузка
Автовладельцы, использующие прицепы, должны учитывать максимальную нагрузку на IVT-вариатор. Допускается применение такого же прицепного устройства, как на 6-ступенчатой АКПП — 1100 кг. В этом отношении роботизированный вариант опережает конкурентов и способен потянуть до 1,25 тонн, а «механика» — до 1,3 тонн.
Распространенные поломки
В США Kia Cerato с трансмиссией IVT продается с 2019 года. Почти за 12 месяцев эксплуатации удалось собрать некоторую информацию об опыте применения и основных поломках.
Автовладельцы рассказывают о следующей проблеме:
- На 5-15 тысяч километрах машина внезапно набирает оборот до 6-7 тысяч, но скорость остается прежней. Чаще всего это происходит при движении со 90-120 км/час. Какое-то время скорость сохраняется на одном уровне, но потом падает. Некоторые автовладельцы жалуются на появление перед указанными выше симптомами нехарактерного скрежета.
- Попытка начать движение приводит к переходу вариатора в аварийный режим, что подтверждается свечением контрольной лампы панели приборов. Нажатие акселератора в пол не дает результата, и машина продолжает двигаться на скорости до 25 км/ч даже при полностью утопленной педали.
Высказывалось мнение, что причина лежит в электрике авто, но отбрасывание «плюса» и «минуса» с АКБ не дает результата. Также отсутствовал эффект при отключении зажигания и переводе вариатора в иные режимы. Единственным решением для такой поломки является вызов эвакуатора и замена трансмиссии IVT новой.
С учетом продаж за 2019-2020 года количество жалоб на форумах не превышает 20. Для вариатора это хороший показатель. При том, что общее число проданных авто превышает отметку в 100 000 единиц.
Опытные автовладельцы рекомендуют периодически проверять температуру в вариаторе. Для этого можно использовать программу Car Scanner для разъема ELM 327.
Здесь показывается температура в вариаторе масла и двигателе.
Отзывы
Лучший способ больше узнать о IVT трансмиссии — прочтение отзывов.
Автовладельцы выделяют следующие преимущества:
- простая конструкция;
- высокий КПД;
- большая плавность работы и комфортная езда, благодаря плавному переключению скоростей;
- быстрый разгон, благодаря отсутствию потерь времени на переключение КПП;
- экономичность за счет удержания оборотов мотора в оптимальном диапазоне;
- меньшая шумность в салоне;
- лучшая реакция педали газа, благодаря быстрому изменению передаточного числа, в том числе на колеса транспортного средства;
- возможность повысить отзывчивость путем включения спортивного режима.
Из недостатков выделяется:
- ограниченность нагрузки;
- высокие требования к качеству применяемых материалов;
- необходимость частичного ТО с использованием дорогостоящих трансмиссионных составов;
- ограничение размера передаваемого момента;
- высокая стоимость ремонта;
- боязнь пробуксовки и риск выхода из строя.
Итоги
С учетом сказанного в отношении трансмиссии IVT возникают двоякие чувства. С одной стороны, разработчики отдали предпочтение цепи и сделали коробку более надежной. Улучшилась динамика, снизился расход топлива и появилась долгожданная плавность хода.
С другой стороны, много сомнений касается срока жизни варианта в долгосрочной перспективе и его способности выдерживать продолжительные нагрузки.
Известны случаи, когда во время активного тест-драйва IVT-вариатор перегревался и требовал ремонта.
А что Вы думаете про новую трансмиссию? Уживется ли она у нас? Пишите в комментариях.
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Автоматические коробки передач
Автоматические коробки передач — разновидность трансмиссии автомобилей, обеспечивающая автоматический (без прямого участия водителя) выбор соответствующего текущим условиям движения передаточного числа, в зависимости от множества факторов. Исторически название «автоматическая коробка передач» закрепилось лишь за одной разновидностью таких коробок передач — гидромеханической планетарной коробкой передач.
Типы автоматических трансмиссий
Существуют два типа автоматических трансмиссий (коробок передач), отличаемых по эффективности воздействия на динамику управления автомобилем:
- Полуавтоматические трансмиссии, являющиеся ручными коробками передач, с помощью которых все управляющие операции выполняются водителем, а переключение передач осуществляется путем электронно-управляемых исполнительных механизмов; с точки зрения динамики автомобиля это означает, что переключение передач всегда связано с прерыванием потока мощности при помощи сцепления;
- Полностью автоматические трансмиссии, которые обеспечивают переключение передач при нагрузке, то есть, мощность продолжает передаваться к ведущим колесам во время переключения передач.
Такое отличие в динамике управления автомобилем является важным фактором, определяющим область применения для этих двух видов трансмиссии. Полностью автоматические трансмиссии используются при условиях, когда разъединение силовой передачи приводит к значительному уменьшению комфорта движения (прежде всего, при управлении легковым автомобилем с высокой приемистостью), или когда это недопустимо при сложных режимах движения (при управлении внедорожным транспортным средством). Полуавтоматические трансмиссии находят применение на тяжелых грузовых автомобилях, междугородных автобусах, а также небольших легковых автомобилях, гоночных и спортивных легковых автомобилях.
Полуавтоматические коробки передач
Недостаток полуавтоматических коробок передач с ручным выбором передач, применяемых, в основном, на грузовых автомобилях, по отношению к полностью автоматическим заключается в том, что каждое переключение связано с прерыванием потока мощности. (рис. «Полуавтоматическая трансмиссия» ) Однако, у такой конструкции имеются также важные преимущества, позволяющие:
- Создавать небольшие промежутки между передаточными числами, вплоть до 16 передач;
- Передавать мощность с повышенной эффективностью (к.п. д.);
- Повышать экономичность; использовать одну и ту же базовую коробку передач для конструкций неавтоматического и автоматического типов.
Принцип действия полуавтоматической коробки передач
Центральный клапанный блок коробки передач преобразует электрические сигналы в пневматическое или гидравлическое давление, воздействующее на гидро- или пневмоцилиндр переключения передач. В зависимости от используемой системы, электрически управляемые сигналы могут непосредственно поступать от рычага переключения передач, приводимого в действие водителем, или от электронной системы управления.
Конструктивные особенности полуавтоматической коробки передач
На большинстве полуавтоматических коробок передач имеет место дистанционное управление механическим режимом переключения передач. Процедуры переключения передач и выключения сцепления — те же, что и при использовании стандартной не автоматическипереключаемой коробки передач.
К преимуществам таких коробок передач относятся:
- Уменьшенное усилие, образуемое во время переключения передач;
- Упрощенная схема переключения;
- Защита двигателя от работы на повышенных оборотах без нагрузки.
На полностью автоматических коробках передач, кроме самой коробки, автоматическим является и механизм переключения передач. Управляющее устройство, имеющееся в распоряжении водителя, состоит либо из специального рычага переключения, либо из кнопок +/- с возможностью перехода на режим ручного выбора передач. Сложные системы переключения применяются при управлении коробками передач с большим количеством передаточных чисел. Система, в которой используется включение передач только в соответствии с фиксированной программой, далеко не всегда является оптимальной, поскольку при ее использовании не учитывается весь комплекс условий, связанных с достижением оптимального равновесия между управляемостью автомобиля и его топливной экономичностью.
Эта задача возлагается на микрокомпьютерную систему управления. Электронная система управления работой двигателя регулирует открытие дроссельной заслонки (система ЕТС или EGAS), облегчая, таким образом, достижение эффективной синхронизации с процессом переключения передач. К преимуществам такого управления относятся:
- Достижение оптимальной экономии топлива;
- Уменьшение нагрузки на водителя во время работы;
- Меньше вес и размеры;
- Повышение безопасности для водителя и для автомобиля.
Полностью автоматические коробки передач
Выполняют операции по переключению передач без участия водителя. Потери мощности в автоматической коробке передач существенно больше, чем в механической. Однако это компенсируется преимуществами, связанными с возможностью поддержания работы двигателя в максимально экономичном режиме. (рис. «8-ступенчатая автоматическая коробка передач легкового автомобиля (ZF 8 HP70)» )
Автоматическая коробка передач содержит:
- Гидротрансформатор (всегда используется в коробках передач легковых автомобилей; на грузовых автомобилях обычно применяется конструкция типа Trilok): предназначен для троганья с места, увеличения крутящего момента и поглощения крутильных колебаний;
- В коробках передач легковых автомобилей, как правил, и грузовых автомобилей (всегда) гидротрансформатор дополняется блокировочной муфтой;
- Несколько планетарных механизмов;
- Многодисковые фрикционы с гидравлическим приводом, дисковые или ленточные тормоза (предназначены для выполнения переключений без разрыва потока мощности);
- Механизмы свободного хода вместе с элементами переключения для оптимального переключения передач;
- Механизм планетарной передачи;
- Систему управления для выбора и плавного переключения передач в соответствии с программой, устанавливаемой водителем автомобиля;
- Гидронасос с приводом от двигателя, который обеспечивает давление, необходимое для работы элементов переключения, подает жидкость к гидротрансформатору, обеспечивает смазку и охлаждение коробки передач.
Варианты конструкции автоматической коробки
Автоматические коробки передач, устанавливаемые на легковых автомобилях, имеют до 8 передач переднего хода.
Диапазон механического преобразования находится в пределах от 3,5 (4-ступенчатая коробка передач) до 5,0 (5-ступенчатый агрегат), до 6 (6- и 7-ступенчатая коробка), до 7 (8-ступенчатая коробка). Коэффициент трансформации при разгоне изменяется в пределах от 1,7 до 2, 5.
Автоматические коробки передач для грузовых автомобилей могут иметь от 3 до 6 передач переднего хода. Диапазон механического преобразования изменяется в пределах от 2 до 8. Эти коробки передач часто имеют встроенные гидродинамические замедлители, а также гидронасос, большой поддон для накопления жидкости и охладитель жидкости.
В качестве альтернативы автоматической коробки передач гидротрансформаторного типа все шире на переднеприводных и спортивных автомобилях применяются автоматические трансмиссии с двойным сцеплением или автоматизированные механические коробки передач (рис. «7-ступенчатая трансмиссия с двойным сцеплением ZF 7DT50» ). Трансмиссии с двойным сцеплением (рис. «Принципиальная схема трансмиссии с двойным сцеплением» ) имеют преимущество над гидротансформаторами в условиях высоких значений частоты вращения коленчатого вала — от 6500 до 7000 мин -1 . Кроме того, благодаря наличию промежуточного вала, трансмиссия с двойным сцеплением может иметь преимущества в конфигурации привода (масса, объем). В настоящее время в серийное производство внедрены 6- и 7-ступенчатые трансмиссии с двойным сцеплением «мокрого» типа. Также серийно выпускаются версии с «сухим» сцеплением и электромеханическим приводом.
Подробнее об автоматических коробках передач можно почитать здесь.
Электронная система управления коробкой передач
Системы управления автоматических коробок передач, в которых применяется только гидравлика, вытесняются системами, в которых сочетаются элементы электроники и гидравлики (гидравлический привод сохраняется только применительно к фрикционам). К преимуществам применения электроники относятся:
- Возможность устанавливать несколько различных программ переключения передач,
- Большая плавность включения передачи,
- Гибкость и приспосабливаемость к различным типам автомобилей,
- Применение упрощенных гидравлических цепей управления и механизмов свободного хода.
Измерительные преобразователи системы определяют нагрузку, положение рычага переключения передач, положение переключателя программ и режима «kick-down», а также частоту вращения вала двигателя и ведомого вала коробки передач. Блок управления обрабатывает эти данные в соответствии с установленной программой и вырабатывает сигналы управления коробкой передач.
Электродинамические преобразователи образуют связь между электронными и гидравлическими цепями, в то время как соленоидные клапаны приводят в действие фрикционы. Используются аналоговые или цифровые регуляторы давления.
Управление переключением передач
Во время выбора необходимой передачи системой запрашиваются данные о частоте вращения ведомого вала коробки передач и двигателя, прежде чем сработает соответствующий соленоидный клапан. Водитель может выбрать из имеющихся требуемую программу переключения передач, например, для обеспечения максимальной топливной экономичности или максимального скоростного режима. В процесс переключения передач можно также в любой момент вмешаться посредством ручного переключения передач рычагом.
Интеллектуальные программы переключения передач оптимизируют управление автомобилем, пополняя стандартные данные управления коробкой передач вспомогательными параметрами, такими, как продольное и поперечное ускорение и скорость перемещения педалей тормоза и подачи топлива. Сложная программа управления позволяет выбирать соответствующую передачу как для текущих условий движения автомобиля, так и для стиля управления. Широкое распространение получили концепции, в которых сочетаются высокий уровень «интеллектуальных» (универсальных) программ переключения передач со средствами активной адаптации к индивидуальному управлению автомобилем.
В дополнение к стандартным положениям переключений рычаг переключения передач может переходить ко второй (параллельной) логической схеме, при которой простого легкого перемещения рычага толчком достаточно для того, чтобы немедленно изменить передачу (если при этом не будет превышена частота вращения вала двигателя).
Блокировка гидротрансформатора
Механическая блокировочная муфта может использоваться для повышения эффективности работы коробки передач за счет устранения проскальзывания в гидротрансформаторе. Переменными параметрами, используемыми для определения условий срабатывания блокировки гидротрансформатора, являются нагрузка на двигатель и частота вращения ведомого вала коробки передач.
Контроль качества переключения
Точность, с которой давление во фрикционных элементах регулируется в зависимости от величины передаваемого крутящего момента, оказывает решающее влияние на качество переключения; это давление устанавливается с помощью специального регулятора. Плавность переключения передач может повышаться за счет кратковременного снижения выходной мощности двигателя на период переключения передачи.
Защитные цепи
Предусмотрены для исключения повреждений коробки передач, связанных с ошибкой водителя, при этом система на ошибочные функции в электрической схеме срабатывает посредством возвращения к запасному режиму.
Конечные элементы управления
Элементы электрогидравлического преобразования, такие как соленоидные клапаны и регуляторы давления, обеспечивают связь между электронными схемами и гидравлическими цепями.
Подробнее об электронном управлении автоматической коробкой передач можно почитать здесь.
Бесступенчатые коробки передач
Бесступенчатые коробки передач позволяют оптимально сочетать характеристики двигателя с различными режимами эксплуатации автомобиля. (рис. «Бесступенчатая коробка передач легкового автомобиля ZF CFT23» )
К их преимуществам перед механическими коробками передач с фиксированным количеством передаточных чисел относятся возможности повышения производительности и топливной экономичности с одновременным уменьшением выброса токсичных веществ в отработавших газах (посредством обеспечения оптимальных условий работы двигателя). Однако полная реализация преимуществ бесступенчатой передачи повлечет за собой уменьшение коэффициента ускоряющей передачи до значения φ, равного 0,5 или 1,0.
Бесступенчатые передачи (CVT) могут быть механическими (ременными или фрикционными), гидравлическими или электрическими. Наивысший уровень разработок достигнут применительно к механическим бесступенчатым передачам, в которых используется стальной гибкий ремень (устанавливаются на маломощных переднеприводных легковых автомобилях с поперечным расположением двигателя).
Диапазон преобразования бесступенчатой передачи находится в пределах 5,5-6,0. Сегодня серийно выпускаются бесступенчатые трансмиссии, у которых передаваемый крутящий момент от двигателя колеблется между 300 и 350 Нм. Основными элементами бесступенчатой коробки передач легкового автомобиля являются:
- Механизм включения для начала движения (фрикцион с дисками в масле, электромагнитная муфта или гидротрансформатор);
- Первичный и вторичный шкивы с аксиально перемещаемыми дисками и стальной ремень, предназначенный для передачи мощности;
- Система электронно-гидравлического управления коробкой передач;
- Узел движения задним ходом;
- Главная передача с дифференциалом. Можно ожидать, что бесступенчатые трансмиссии со стальными ремнями в недалеком будущем будут использоваться шире, в частности, внедряться на более мощные легковые автомобили.
В настоящее время в производстве автомобилей пока еще не используются фрикционно-роликовые трансмиссии. С точки зрения компоновочной схемы они лучше подходят для транспортных средств с приводом на задние колеса.
На некоторых средствах общественного транспорта применяются электрические трансмиссии. Они могут приводиться от альтернативных источников питания, таких как аккумуляторные батареи, навесные линии электропередач или, в будущем, топливные элементы. К преимуществам электрических трансмиссий, применяемых на автобусах, относятся неинтегрированная конструкция силовой передачи, одноколесный привод и, в особенности, более простая реализация конструкции транспортного средства с низким уровнем пола.
Гидростатико-механические трансмиссии в настоящее время используются при производстве сельскохозяйственных тракторов. Применение их на транспортных средствах, движущихся по дорогам, нежелательно из-за высоких уровней шума, создаваемых такой трансмиссией.
Подробнее о бесступенчатых коробках передач можно почитать здесь.
Источник http://autodont.ru/transmission/intellektualnaya-sistema-xdrive
Источник http://autotopik.ru/korobka-peredach/ivt-transmissija.html
Источник Источник Источник Источник http://press.ocenin.ru/avtomaticheskie-korobki-peredach/