Седельный тягач «Татра»: технические характеристики, конфигурации 4х4 и 6х6, модель 815
Седельные тягачи “Татра”
Объемы выпуска тягачей «Татра» довольно скромны по сравнению с современными автогигантами. Но, несмотря на это, фирма остается одним из основных поставщиков колесного военного транспорта практически во все экономически развитые государства мира.
О производителе
Единственный концерн, сумевший сохранить свою 170-летнюю историю и произ-водственную родину – это Tatra Trucks. Компания осталась верна чешской конструк-торской школе и продолжает успешно развивать и распространять ее идеи.
Пять фирменных отличий компании, проверенных временем:
- Единственный старожил автопроизводства Центральной Европы и второй по старшинству во всем мире.
- Ее первенец – легковой автомобиль 1897 года рождения, а грузовик 1898 года.
- Фирменная «фишка» – уникальный двигатель с непосредственным воздушным охлаждением на дизельном топливе.
- Автомобили «Татра» адаптированы для работы в крайне сложных условиях и проезжают там, где никто другой не способен.
- Уникальные авторские конструкторские решения.
Интересный факт! В 1986 году руководство компании в целях маркетингового продвижения приняло решение об участии команды «Татра» на ралли Дакар. Трассу прошли две машины Т815. Набравшись опыта в завоевывающей популярность гонке, команда Карела Лопрайса в 1988 году впервые стала победителем. После такого начала они сумели выиграть эти гонки еще пять раз.
Детальная информация видна на видео:
Общая характеристика седельных тягачей «Татра»
Легендарный тягач прочно вошел в мировой рынок в 80-е годы. В Советском Союзе с татрами познакомились во время Второй мировой войны. И с тех пор выносливые грузовики всегда присутствовали на дорогах, стройках и карьерах.
В повседневной жизни российской промышленности широко эксплуати-руются «Татра Т815» в пяти модификациях. Модели создавались для работы в самых экстремальных климатических и дорожных условиях.
Стандартные двигатели «Татры»: V8, V10, V12, устанавливаемые на всю линейку грузовиков, ориентированы на евростандарты от 2-го по 5-й уровень. Количество осей от 2 до 6.
Интересный факт! Тяжелый тягач Т111 – единственный в своем роде автомобиль, которому благодарные пользователи поставили памятник. Он находится в Магаданс-кой области, в поселке Берелех.
Предназначение и преимущества
Седельный тягач Татра используется в грузовых перевозках в составе автопоезда или большегрузного трейлера. Способ соединения машины с полуприцепом седельно-сцепной, и поэтому тягачи стали называться седельными.
Преимущества автомобиля-буксировщика таковы:
- располагает возможностью перевозки длинномерных грузов;
- отлично сбалансирован по отношению к своему весу и общей грузоподъемности;
- гораздо маневреннее машин такого класса;
- легкозаменим за счет простоты способа соединения с прицепом;
- в ограниченном территориальном пространстве груженый прицеп можно отцеплять.
Дополнительная информация! Упрощенная конструкция соединения с полуприцепом позволяет легко заменить тягач на варианты буксировщиков поменьше, где это будет необходимо. Например, на ограниченных территориях вроде склада или порта, где перемещение больших авто может быть проблематично.
Особенности конструкции
Угол колес относительно земли на седельном тягаче «Татра» несколько искривлен, и этим он отличается от своих аналогов из других компаний.
Самая узнаваемая черта тягача – «хребтовая рама», независимая подвеска с большим ходом (конструкторское решение Г. Ледвинки), придуманная еще 100 лет назад.
Подъем в кабину управления осуществляется с помощью выдвижной многофункцио-нальной лестницы, которую можно снимать и эксплуатировать отдельно. Салон состоит из двух отсеков. Во второй половине находится спальное место. Интерьер отделывается светлым пластиком со всеми необходимыми нишами и отсеками на рабочем месте, созданными для комфорта водителей.
Сиденья с боковыми поддержками и специальной подушкой очень эргономичны и удобны при долгих переездах.
V-образный двигатель прост в обслуживании и имеет мощность 408 л. с.
Оригинальное инженерное решение коснулось и выхлопной системы. Отработанные выхлопные газы получают дополнительную обработку, проходя через катализатор SCR. Использовать машины с такой системой в условиях Крайнего Севера не рекомендуется.
Интересно! Водители со стажем сравнивают татру с косолапым медведем. Он очень мощный и немного неуклюжий, но профессионализм водителя может легко справить-ся с этим нюансом.
Технические характеристики
Технические характеристики седельного тягача «Татра» с завода следующие:
- Полный привод и трансмиссия.
- Мощность от 310 до 820 лошадиных сил.
- Восьмицилиндровый двигатель.
- Охлаждение двигателя воздушное (воздух подается и распределяется вентилятором и системой кожухов).
- В кабине имеется панорамное окно, пневматические сиденья, спальная полка (она полностью шумоизолирована, присутствует кондиционер).
- Колеса используются по классической формуле 4 × 4 до 12 × 12.
- Габариты: высота кабины 1 970 мм, погрузочная платформа имеет длину 410 мм, ширина приемной площадки 2 550 мм.
- Топливный бак на 320 л. Расход горючего (в зависимости от мощности мотора) до 47 л/100 км.
Грузоподъемность модельного ряда 29 тонн, но может буксировать до 44 т.
Справка! Одно из оригинальных конструктивных решений завода – метод нейтрализации выхлопных газов. Вместо популярной у европейцев рециркуля-ционной системы «татровцы» используют мочевинный способ.
Модельный ряд
Грузовики «Татра» зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Они востребованы в военной, строительной, горнодобывающей отрасли.
Лесозаготовка, агротехника, нефтяная и газовая добыча, коммунальное хозяйство и пожаротушение, дальние перевозки – вот лишь неполный список направлений экономики, где задействованы тягачи чешской марки.
Семейство 815
Большегрузные 815 появились в СССР первыми. В начале восьмидесятых годов прошлого века Советский Союз был основным покупателем чешских автомобилей. Пройдя пятилетний испытательный срок, эта модель вышла серийным выпуском в 1983 году.
Были разработаны три основные модификации с вместимостью:
- 14,9 т;
- 15,2 т;
- модель с увеличенным кузовом.
Кроме Союза, поставки грузовых авто совершались в Индию. Она закупала модели с шасси 6 × 6 (использовались для гражданских объектов), а 8 × 8 работали на индийскую армию.
Для эксплуатации в условиях арктического холода отлично подходят модели T 815-290n9т 4242 300, 8 × 8.1r, 264 с северными пакетами.
Еще одна кругосветная поездка, и снова на модели 815 4 × 4 запланирована чехами Петром Голечеком и Мареком Гавличеком на 2020 год. Век развитых коммуникаций позволит всем желающим наблюдать за приключениями команды онлайн или смотреть специально выложенные видео, виртуально участвуя в двухгодичном турне.
Детальная информация видна на видео:
Tatra 813
Первая модель, выпущенная в бескапотной компоновке. Ее специально разрабатывали для эксплуатации в военных целях. Грузоподъемность – 8,2 т. При этом она способна буксировать грузы весом до 100 т. Мощная характеристика Т813 полностью оправдывает ее народное название «Колосс».
Техническая компоновка колосса соответствует модельному ряду татр. Все фирменные «фишки» соблюдены: дизайн и мощь двигателя, особенности рамы, подвески и формула колес 4 × 4 или 6 × 6, они соответствует чешским канонам стандарта.
813-е часто использовались как артиллерийские тягачи и перевозчики понтонных парков. В гражданском варианте их нередко переделывают под хозяйственные нужды. Например, как лесовозы.
T816-6VWN9T
Модель T816-6VWN9T 43 610 была создана в 1997 году специально для перевозки тяжелой армейской техники вроде танков. Колесная формула 8 × 8, мощный дизельный двигатель немецкого производства.
Полевые испытания машина проходила на ближневосточных территориях. Серийный выпуск стал возможен в 2004 году, так как до этого на нее не было заказа.
Только после 7 лет ожидания компания АТС (американская часть «Татра») сумела заключить контракт с израильской армией на 302 автомобиля. 816-я модель, названная Force, официально считалась американского производства и выпускалась с эмблемой АТС.
Т158 Phoenix
«Феникс» – результат совместных усилий разработчиков «Татра» и DAF. Основой конструкции для новой модели инженеры взяли фирменную «хребтовую раму». Целевое назначение этих машин с повышенной проходимостью и американскими двигателями PACCAR MX – карьерные работы.
На «Феникс» была поставлена кабина DAF CF85, поэтому она отличается от своих родственников по цеху. Модели разработаны с осями от 2 до 5 и колесной формулой 4 × 4, 6 × 6, 8 × 6, 8 × 8.
На заметку! В условиях российских морозов до -45 градусов двигатели PACCAR MX могут запускаться без проблем. Для этого чешские инженеры специально разработали «Арктический пакет» с обогреваемым топливным фильтром.
Другие модели
Первый грузовик, выпущенный автозаводом, был оснащен безбортовой платформой, двухцилиндровым двигателем Benz и имел грузоподъемность в 2 тонны. С начала первого массового производства в 1914 году были выпущены целые серии линеек: от Т14 до Т817 с различными модификациями.
Современные модели тягачей доступны в конфигурациях: 4 × 4, 6 × 6, 8 × 8, 10 × 10, 12 × 12 и 10 × 8. Они сохранили свое уникальное шасси и подвеску. Изготовление же происходит с учетом самых сложных запросов клиентов.
В 2006 году «Татра» выпустила новую модель, ориентированную исключительно на Сибирь, с собственным именем «Ямал».
Модель Т163 – это своеобразное возвращение к историческим корням. Она выполнена в капотной компоновке, как дань традиции машин, долго использовавшихся в северных регионах России.
Кстати! Т815 7 предназначена для эксплуатации в армии. Она бронирована и снижена по высоте для упрощения авиаперевозок.
Отзывы владельцев
Надежные, выносливые и внедорожные татры всегда отличались уникальным инженерным исполнением.
Во многом успеху машин способствуют и атмосферные V8-двигатели, имеющие 462 лошадиные силы.
По мнению покупателей, работать на чешских машинах, сочетающих в себе высокую грузоподъемность, отменную проходимость и небольшие затраты на эксплуатацию, очень удобно. Отзывы водителей сходятся в одном – автомобиль «Татра» непобедим на бездорожье, комфортен в управлении и обладает титанической силой при буксировке.
Где можно купить
Во всех регионах России действуют официальные дилерские и сервисные центры «Татра». Продажа машин в них может включать в себя и доставку. Так как тягачи этой марки находятся на советском и постсоветском пространстве уже около полувека, цены на вторичном рынке на татры сильно разнятся – от полумиллиона до 15 миллионов рублей.
С конвейера завода выходит 4 модельных ряда грузовиков: 2 гражданских и 2 на армейские нужды. Они пользуются заслуженным спросом и разработаны для эксплуатации в труднодоступных районах при самых сложных погодных условиях.
Самосвал «Татра 815»: достоинства, технические характеристики и разновидности
Чешская компания «Татра» выпустила первый грузовик под маркировкой Tatra 815 в 1983 году.
Несмотря на возраст, данная модель до сих пор производится и постоянно модернизируется.
Она обладает множеством различного рода достоинств, имеет большое количество преимуществ перед своими аналогами-соотечественниками и продукцией из других стран.
История создания
«Татра 815» была спроектирована заводом как полноценная и модернизированная замена модели Т-148. В течение всего своего существования грузовик обновлялся целых 4 раза – в 1994, 1997, 2000 и 2010 году.
За все это время в базовую модификацию были внесены следующие изменения:
- сконструирована новая кабина Terr №1;
- установлена модернизированная приборная панель с дополнительными органами управления и датчиками;
- в последних моделях присутствует жидкостное охлаждение;
- установлен новый двигатель V8 T3C (он полностью соответствует нормам Евро 3).
Двигатель с жидкостным охлаждением имеет маркировку T3D и устанавливается на Tatra 815 с 2006 года.
Устанавливаемые двигатели
Чаще всего на сегодняшний день можно встретить грузовики Tatra 815, оснащаемые тремя типами двигателей со следующими параметрами:
Характеристика | V8 T3C | T3D | ТЗА-929-13 |
Количество цилиндров, шт. | 8 | 8 | 10 |
Максимально возможная мощность, л. с. | 310 | 820 | 285 |
Тип охлаждения | Воздушный, жидкостный | Жидкостный | Воздушный |
Тип топлива | Дизель | Дизель | Дизель |
Объем камеры сгорания, л | 12,7 | 12,667 | 15,825 |
Сегодня все грузовики, выпускаемые рассматриваемым производителем, оснащаются дизельными моторами с жидкостным охлаждением T3D. Они имеют множество особенностей, не свойственных никаким другим двигателям данного класса и мощности.
Самым важным и необычным конструктивным решением завода Tatra стал способ нейтрализации выхлопных газов.
Ресурсы компании довольно ограничены, и производство всегда ощущало нехватку денежных средств. Поэтому инженера пошли по пути наименьшего сопротивления.
В отличие от именитых брендов (MAN, SCANIA), Tatra вместо высокотехнологичной рециркуляционной системы использовала SCR (мочевинный способ вывода выхлопа).
Недостатком такой системы является то, что замерзают отходы в виде мочевины при температуре -11 градусов, а это делает эксплуатацию данной модели на севере в зимнее время несколько затруднительной. Но в теплом климате SCR не доставляет никаких неприятностей водителям.
Электронный блок управления у двигателя полностью отсутствует, что сильно упрощает ремонт. В конструкции присутствует обычный ТНВД.
Массово-габаритные параметры
Несмотря на то, что «Татра 815» является грузовиком, способным перевозить даже очень большой вес, данный автомобиль имеет весьма скромные габаритные размеры:
- высота кабины от земли – 1 970 мм;
- ширина погрузочной платформы – 2 400 мм;
- длина погрузочной платформы – 4 310 мм;
- высота грузового отсека варьируется в широких пределах.
Стандартная модель, выпускаемая на сегодняшний день, способна без каких-либо затруднений перевозить груз объемом до 16 990 кг. Полная масса составляет 28 500 кг. Вес автопоезда, полностью нагруженного, 44 000 кг.
Нагрузка на оси распределяется следующим образом (колесная формула 6×6):
Ось | Снаряженная масса, кг | Максимальная масса, кг |
Передняя | 3 932 | 6 300 |
Средняя | 5 116 | 11 100 |
Задняя | 2 552 | 11 100 |
При необходимости данные пределы можно незначительно превышать. Хребтовая рама грузовика и остальные элементы (ходовая часть, подвеска) выполнены с очень большим запасом прочности.
Расход топлива
Поскольку Tatra 815 не единожды модифицировалась, расход топлива у данного грузовика довольно велик.
Хотя некоторые улучшения появились после того, как завод начал устанавливать моторы, оснащенные SCR. За счет этого нововведения количество топлива, необходимого на 100 км пути, снизилось на 5-6%.
Производителем установлены следующие значения расхода на модели «Татра 815» для смешанного цикла:
Мощность двигателя, л/с | Расход, л/100 км |
300 | 45,1 |
285 | 47,5 |
312 | 43,7 |
Стоимость грузовика сильно варьируется в зависимости от года выпуска, технического состояния и его рабочих характеристик (мощности двигателя, грузоподъемности, модификации):
Год выпуска | Пробег, км | Цена, руб. |
1991 | 300 000 | 180 000 |
1989 | 350 000 | 100 000 |
2004 | 350 000 | 580 000 |
2008 | 202 | 2 020 000 |
2012 | 9 800 | 2 990 000 |
2014 | 5 | 12 772 000 |
Благодаря столь большому разбросу цен можно при необходимости приобрести Tatra 815 за несколько сотен тысяч рублей в приличном состоянии.
Стоимость нового автомобиля данной марки также нельзя назвать чересчур большой – многие аналогичные грузовики от более именитых брендов стоят в разы дороже. Ценовая доступность сделала Tatra 815 популярной моделью в странах ближнего зарубежья.
Подвеска и хребтовая рама
Основным отличием описываемого автомобиля от остальных подобных является его хребтовая рама. На сегодняшний день данного типа шасси используется только автопроизводителем Tatra, оно и является его детищем.
Такая рама имеет два преимущества перед иными конструкциями:
- чрезвычайно большая крутильная жесткость;
- для установки дополнительных мостов не требуется осуществлять переделку.
В основе конструкции хребтовой рамы лежит трансмиссионная труба. Она жестко скрепляет между собой следующие основные составные части автомобиля:
- сцепление;
- раздаточную коробку;
- КПП;
- картер коробки главных передач.
В следующем обзоре рассмотрены технические характеристики МАЗ-4370.
Вращение от двигателя при использовании хребтовой рамы передается на редуктор и колеса при помощи тонкого вала, а не карданного.
Он заключен внутри трансмиссионной трубы, именно поэтому ресурс его работы очень велик: он защищен от различного рода посторонних механических воздействий, находится в благоприятной среде.
Единственным недостатком такой конструкции является сложность выполнения капитального ремонта – добраться до вала и некоторых других важных составных частей и узлов довольно затруднительно.
Модификации
На сегодняшний день чаще всего на дорогах России и ближнего зарубежья можно встретить пять основных модификаций Tatra 815.
Они обозначаются следующим образом:
- 2A0S01,
- 290S24,
- 290S84,
- 280S45,
- 280S25.
Модель под маркировкой 2A0S01 обладает следующими основными особенностями и характеристиками:
- кузов оснащается подогревом;
- объем совка – 10 м3;
- разгрузка – односторонняя;
- максимальный перевозимый вес – 17 000 кг;
- мощность двигателя – 321 л. с.
«Татра 815» под маркировкой 290S24 имеет следующие параметры и особенности:
- кузов обогревается выхлопными газами;
- объем совка – 12 м3;
- разгрузка – задняя;
- снаряженный вес – 13 500 кг;
- максимальный перевозимый вес – 19 500 кг;
- мощность двигателя – 402 л. с.
Модификация, имеющая маркировку 290S84, может быть различных видов:
- с кузовом объемом 16 м3;
- с кузовом, объем которого 14 м3 (обогревается выхлопными газами);
- с кузовом объемом 14 м3, обогреваемым выхлопными газами и двигателем с «северным пакетом».
Мощность двигателя, устанавливаемого во все модификации под маркировкой 290S84, составляет 402 л. с.
Модель, реализуемая под маркировкой 280S45, может разгружаться с трех сторон (откидываются задний и боковые борта).
Предусмотрена возможность использования грузовика как прицепного тягача. Двигатель несколько слабее остальных модификаций – 362 л. с. К преимуществам можно отнести следующие опции:
- кондиционер,
- дизельный отопитель.
Модификация под номером 280S25 применяется чаще всего для осуществления перевозок самосвальным прицепом. Данная модель имеет следующие параметры:
- вместимость совка – 9 м3;
- максимальная грузоподъемность – 16 400 кг;
- мощность установленного двигателя – 362 л. с.
К особенностям можно отнести присутствие в конструкции понижающей коробки переключения передач. С ее помощью можно переключать скорости на неподвижно стоящем грузовике.
А здесь рассмотрена версия А4 КамАЗа-65115.
Перейдя по следующей ссылке Источник Источник http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/gaz/3302-opisanie-harakteristiki-modifikatsii.html, можно узнать технические характеристики автомобиля ГАЗ-3302, оснащаемого 2 моделями двигателей: УМЗ-4216 или Cummins ISF 2,8L.
Особенности эксплуатации
Рассматриваемая техника обладает несомненными достоинствами в плане удобства эксплуатации.
Небольшие габаритные размеры позволяют водителю без каких-либо затруднений обозревать все пространство позади грузовика, даже если к нему присоединен прицеп. Большеразмерное лобовое стекло дает возможность хорошо видеть площадь перед кабиной.
Сама кабина оснащается пневматическим водительским креслом, его можно очень легко и быстро подогнать под человека, обладающего любыми антропометрическими данными.
Все органы управления находятся в зоне доступности, нет необходимости тянуться далеко для осуществления каких-либо действий (включение света, поворотников).
Уровень вибрации и шума в кабине сведен к минимуму, что положительным образом сказывается на комфорте. Во время вождения водитель испытывает минимум усталости. На последних версиях Tatra 815 установлены кондиционер и очень мощная дизельная печь.
Грузовики Tatra 815 обладают выдающимися рабочими характеристиками, а также имеют множество других достоинств, что делает их использование удобным и экономически обоснованным.
Если соблюдаются условия эксплуатации и выполняется плановое обслуживание узлов, требующих этого, то автомобиль прослужит своему владельцу не один десяток лет.
После прочтения технических характеристик самосвала, предлагаем посмотреть видео, из которого вы узнаете, в каких условиях возможна эксплуатация «Татра 815»:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник Источник Источник Источник http://yvezi.ru/gruzoviki/sedelnye-tyagachi-tatra
Источник Источник http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/tatra/samosval-815-dostoinstva-harakteristiki-i-raznovidnosti.html