Надежность и ресурс вариатора Toyota RAV4: устройство и срок службы бесступенчатой коробки, отзывы владельцев об обслуживании, проблемах и ремонте
Описание вариатора на Toyota RAV4: ресурс, устройство и эксплуатация коробки
Из-за того что CVT появились недавно и найти специалистов для их ремонта проблематично, считается, что такой агрегат не слишком надежен. В этой статье мы расскажем, какой ресурс вариатора Тойота Рав 4 и что необходимо учитывать при его эксплуатации, чтобы не допустить преждевременной поломки.
Устройство и принцип работы
Правила эксплуатации и обслуживания
Видео «Как произвести замену масла в вариаторной трансмиссии Рав 4?»
Комментарии и Отзывы
Устройство и принцип работы
Вариаторная КПП является единственным видом агрегатов, которые позволяют бесступенчато менять передаточное число между трансмиссией и силовым агрегатом. Транспортное средство набирает скорость, при этом не увеличивая обороты двигателя.
Конструкция CVT автомобилей Тойота Рав 4 2010, 2011, 2013 и других годов выпуска включают два раздвижных вала. Они взаимодействуют друг с другом посредством натянутого между ними ремешка. Один из этих шкивов соединяется с силовым агрегатом и считается ведущим, а второй — ведомый — соединяется с ведущими колесами. Оба шкива состоят из двух половинок. Когда эти элементы сдвигаются друг с другом, то ремешок выталкивается наружу, а когда раздвигаются, он проваливается внутрь. В результате синхронного изменения радиусов деталей, по которым перемещается ремешок, диаметр одного вала увеличивается, а другого — уменьшается. Это способствует плавному изменению передаточного числа. Если размеры ведущего вала меньше, чем ведомого, то транспортное средство движется на пониженной скорости. При равных диаметрах шкивов автомобиль едет на прямой передаче. Если размер ведомого вала меньше, машина движется на повышенной скорости.
Вариаторная КПП Тойоты
В качестве сцепления в коробках передач Тойота Рав 4 2014, 2015, 2016, 2021 года выпуска используется гидротрансформаторное устройство. Этот узел обладает большими габаритами и весом. Его наличие в конструкции позволяет обеспечить плавное трогание автомобиля с места и исключить рывки при ускорении. Благодаря использованию гидротрансформаторного устройства транспортное средство быстрее переключается с низкой передачи на более высокую, если водитель резко нажмет на педаль газа. Чтобы машина могла двигаться назад, в трансмиссии используется планетарная передача.
Работа вариаторной трансмиссии контролируется управляющей системой, которая включает в себя центральный процессор, контроллер, а также узел управления валами. На управляющий модуль поступает информация о скорости движения машины, оборотах силового агрегата, а также положении педали газа. В соответствии с этими данными центральный процессор выбирает передаточное отношение для определенного режима езды. Если информация о вращении первичного и вторичного шкивов не совпадает, то управляющий модуль подает команду гидросистеме о необходимости изменения размеров валов. Величина рабочего давления в системе обеспечивается насосным устройством. Этот же узел выполняет смазку внутренних деталей коробки передач.
Подробнее о принципе действия вариаторной трансмиссии вы можете узнать из видео, снятого каналом Toyota Russia.
Параметр давления в системе обычно определяется не оборотами силового агрегата, а поддерживается пропорциональным развивающемуся крутящему моменту. С увеличением этого показателя сильнее сжимаются диски, что позволяет предотвратить проскальзывание ремешка. Величина давления, которая образуется насосным устройством, определяет быстродействие вариаторной коробки передач. Чем больше будет этот параметр, тем быстрее поменяется передаточное число. Для смазки внутренних деталей и компонентов используется специальное смазочное вещество, предназначенное для вариаторов Тойота Рав 4 и выпускающееся производителем автомобиля.
Срок службы
Теперь разберем, сколько в среднем ходят бесступенчатые коробки передач. По отзывам владельцев, агрегат надежный и в среднем служит около 100-150 тысяч километров пробега, при этом не доставляя неудобств автомобилисту. Только после этого интервала возможны первые сбои в работе коробки передач.
Основные неисправности
Проблемы в работе трансмиссии не всегда проявляются постепенно. Поэтому если сломался вариатор, это может быстро привести к невозможности управления машиной.
Ремонт вариатора
Какие неполадки характерны для CVT и как отремонтировать коробку в машине с двигателем 2 литра или другим объемом:
- Выход из строя планетарного ряда передач. Когда агрегат работает в условиях высоких нагрузок, это приводит к разрушению осей шестеренок, в итоге ломаются их зубчики. В таком случае зубья подлежат замене.
- Масляное голодание. При отсутствии смазки и работе мотора на повышенных оборотах, когда автомобиль используется по бездорожью, происходит повреждение планетарного ряда. Увидеть такую неисправность можно при замене фильтрующего устройства. На магнитах, установленных в поддоне, собираются продукты износа в виде металлической стружки, вам необходимо ее осмотреть. Если пробег транспортного средства более 150 тысяч км, а размеры стальной крошки больше 1 мм, это говорит о том, что в работе агрегата происходит цепная реакция разрушения шестеренок. Если вы не будете предпринимать какие-либо действия, то планетарный ряд коробки передач может повредить насосное устройство и другие составляющие элементы КПП. В таком случае ремонт будет дорогостоящим.
- Выход из строя передней шестеренки. При эксплуатации автомобиля в агрессивных условиях происходит повреждение этой детали. Продукты износа элемента в итоге повреждают и «коронную» шестеренку. Если вы вовремя не решите проблему, то наличие металлической стружки может повредить задний планетарный ряд коробки. В итоге из строя выйдут фрикционы.
- При интенсивной эксплуатации, особенно в условиях бездорожья, происходит быстрый износ опорных подшипниковых устройств. Речь идет о деталях, расположенных на первичном и вторичном валу. Исправить такую проблему достаточно сложно, поскольку вы не найдете подшипники для вариаторов Тойота в продаже. Детали от CVT не поставляются на рынок запчастей. Поэтому для решения проблемы придется искать подшипники на разборках авто либо покупать похожие по размерам и вытачивать их на токарном станке под габариты установленных деталей. Такой вариант ремонта считается самым дешевым.
- Поломки датчиков. Вариаторные трансмиссии оснащаются большим количеством различных электронных контроллеров, предназначенных для считывания данных и передачи их на блок управления. Поломка одного датчика может отразиться на функциональности CVT в целом. Если диагностика показала выход из строя контроллера, необходимо произвести его детальную проверку. Надо проверить разъемы, а также контакты. Часто причина неработоспособности кроется в повреждении штекера.
- Неисправности в работе управляющей системы. Если центральный процессор выходит из строя, работа коробки передач будет невозможной. Если управляющий модуль «заглючил», но еще функционирует, коробка передач будет работать, но с перебоями. Решение проблемы в работе блока управления лучше доверить профессионалам. Иногда требуется перепрошивка блока, но выполнить ее в домашних условиях практически невозможно.
- Обрыв приводного ремня. Из-за быстрого износа при неправильной эксплуатации приводной ремень может оборваться. Его звенья могут разлететься по всей коробке передач и повредить другие компоненты вариатора.
Особенно опасно повреждение фланца дифференциала. Привод так называемой раздаточной трансмиссии проходит через фланец на корпусе дифференциала. Этот элемент обладает тонкими стенками и на практике часто происходили проблемы, когда деталь лопалась из-за работы в условиях постоянных высоких нагрузок. Это приводит к утечке смазочной жидкости. Если своевременно ее не обнаружить и не решить, то трансмиссионная жидкость может полностью слиться из коробки. Кроме того, фланец покрошится в системе и его осколки попадут на шестеренки коробки передач, что приведет к повреждению деталей трансмиссии. Сложность ремонта заключается в том, что дифференциалы для вариаторных КПП нельзя найти в продаже.
У автовладельца есть вариант приобрести новый в сборе узел, который будет стоить более 15 тысяч долларов. Проблему можно решить путем установки контрактного вариатора, но и такой агрегат найти в продаже проблематично. Причем стоимость такого агрегата будет достаточно высокой. Оптимально решить проблему можно на этапе утечки масла и трещины. В таком случае поверх поврежденного фланца надо напрессовать любую подходяющую по размерам стягивающую втулку и удалить следы утечки. Но учтите, что дать точных гарантий по поводу долговечности такого решения нельзя. Обычно после таких манипуляций автовладельцы стараются как можно быстрее продать транспортное средство.
Каналом АКПП Технология ремонта опубликован ролик, в котором показан процесс ремонта трансмиссии Рав 4 при оборванном ремне.
Правила эксплуатации и обслуживания
Какие нюансы следует учесть, чтобы не снизить ресурс вариатора Тойота Рав 4 :
- Не начинайте движение с места нажатием педали газа до упора. На конструктивные элементы коробки передач оказывается высокая нагрузка, которая приведет к повреждению деталей.
- Не буксируйте другие автомобили. Буксировка прицепов также не рекомендуется. Вариаторные КПП рассчитаны на работу с определенной массой транспортного средства и ее нельзя увеличивать.
- Заднюю передачу нельзя включать и отключать до того, как машина полностью не остановится.
- Постарайтесь меньше ездить на максимальной скорости. Это может привести к тому, что обороты двигателя начнут плавать.
- Исключите пробуксовку колес. Часто автомобили буксуют, когда застревают в грязи или в сугробах. Нельзя пытаться выехать из препятствия враскачку, поочередно включая режимы R и D. Это приведет к снижению ресурса эксплуатации вариаторной трансмиссии. Лучше включить нейтральную передачу и попросить кого-то вытянуть машину из препятствия.
- При включении аварийного режима автовладельцу необходимо заглушить силовой агрегат машины и снова попытаться его завести. Если после повторного запуска двигателя коробка работает нормально, то можно продолжать ее использовать. Если аварийный режим остался, то требуется диагностика агрегата, причем ее желательно выполнить как можно быстрее.
- В холодное время года всегда прогревайте КПП. Двигатель автомобиля нагревается быстрее трансмиссии, поэтому когда мотор нагреется, нельзя полагать, что прогрелась и коробка передач. При низких отрицательных температурах для полноценного прогрева агрегата потребуется не менее 10 минут. Только после этого допускается езда на нормальной скорости. Для более быстрого прогрева трансмиссии можно по очереди включить все режимы на селекторе КПП, задержавшись в каждом из них на несколько секунд. Это позволит маслу быстрее разойтись по каналам трансмиссионной системы.
- В ходе эксплуатации транспортного средства нельзя забывать о необходимости регулярной проверки уровня масла. Если диагностика показала, что смазки в системе меньше нормы, нужно проверить состояние КПП. Возможно, причина заключается в утечке жидкости. Если в масле видны продукты износа, а также от него доносится запах гари, смазочное вещество подлежит замене. Перед выполнением этой задачи ознакомьтесь с сервисной книжкой. По регламенту производитель запрещает использовать в трансмиссиях любое масло, кроме Toyota Genuine CVT Fluid TC или Toyota Genuine CVT Fluid FE. Применение расходных материалов от других производителей может привести к проблемам в работе коробки передач. В районе селектора КПП вы можете почувствовать вибрации, сам рычаг может заклинить. В некоторых случаях возможен полный выход из строя агрегата, если качество смазки не будет соответствовать стандарту.
- Нельзя включать режим нейтральной передачи при каждой недолговременной остановке, в пробке, на светофорах и т. д. Если вы знаете, что стоять долго, включите режим парктроника. Нейтральная скорость считается аварийной. Ее можно включать, если автомобиль нужно вытянуть из сугроба.
- Воздержитесь от езды по бездорожью. Toyota RAV4 относится к классу кроссоверов, но вариаторная КПП, установленная на эти авто, не предназначена для регулярной работы в условиях плохих дорог или сельской местности.
Канал АКПП Технология ремонта предоставил ролик, автор которого рассказал о том, какие нюансы учитывать при эксплуатации, чтобы увеличить срок службы вариаторной коробки передач.
Плюсы и минусы
Чтобы понять, что лучше — вариатор или автомат, необходимо разобраться с плюсами и минусами трансмиссий CVT.
- Меньший расход топлива по сравнению с автоматическими коробками передач. За счет отсутствия фактического переключения скоростей и постоянной работе на оптимальном числе оборотов двигатели с вариаторными КПП работают более экономично. Также снижается объем вредных веществ, выходящих в атмосферу с отработанными газами.
- Плавное переключение передач во время движения. Благодаря этому при увеличении скорости автомобиля отсутствуют рывки и толчки. Из-за этого возрастает и ресурс эксплуатации отдельных узлов КПП.
- Надежность агрегата.
- Хорошая динамика автомобиля.
- Небольшой вес коробки передач.
- Шумность. Эффект от работы вариаторной коробки передач можно сопоставить с шумом, который издает троллейбус во время движения.
- Чувствительность трансмиссии. При использовании автомобилей с вариаторными КПП необходимо четко придерживаться правил эксплуатации и техобслуживания. Иначе это может навредить конструктивным элементам коробки передач и повлиять на продолжительность службы.
- Дороговизна и сложность ремонта. При поломке конструктивных компонентов КПП найти новые детали проблематично. Они не всегда есть в продаже.
Видео «Как произвести замену масла в вариаторной трансмиссии Рав 4?»
Пользователь Андрей Флорида в своем ролике подробно рассказал и показал, как выполняется смена смазочной жидкости в коробке передач CVT автомобиля Toyota Rav 4.
Замена вариатора Тойота Рав 4: причины, варианты, стоимость
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что представляет собой вариатор на Toyota RAV 4
- Какие симптомы сигнализируют о возможной неисправности вариатора
- Какие существуют варианты ремонта вариатора RAV 4
- Как нужно эксплуатировать вариатор на Toyota RAV 4
Среди автомобилей, поставляемых в Россию, существуют переднеприводные и полноприводные модели Toyota RAV 4, которые в комплектации имеют коробку передач «вариатор». Такой тип трансмиссии обладает рядом преимуществ (например, мягким ходом). Однако эта коробка передач значительно капризнее в процессе эксплуатации и обслуживания.
Рассмотрим ситуации, при которых обязательно нужна замена вариатора «Тойоты-РАВ-4», а также стоимость услуги.
Как устроен и работает вариатор в Toyota RAV 4
КПП типа «вариатор» – это единственный агрегат, позволяющий изменить бесступенчатым способом передаточное число трансмиссии и силового автомобильного агрегата. Машина развивает скорость без увеличения оборотов двигателя.
Трансмиссия (от англ. Continuously Variable Transmission, или CVT) – это передающее устройство между двигателем и движителем, включающим колеса, гребной винт и др. Бесступенчатая коробка передач позволяет плавно менять коэффициент передачи. Причем отношение вращательной скорости и моментов вращения двигателя и движителя мягко изменяется во всем скоростном рабочем интервале, а также в полном диапазоне тяговой силы.
Как правило, переднеприводной автомобиль «Тойота-РАВ-4» оборудован вариаторами К111, К112, К114. В комплектацию полноприводной модели входит бесступенчатая CVT типа K111F, K112F, K114F.
У «Тойоты-РАВ-4», выпущенной с 2010 по 2013 годы, а также в другие периоды, конструкция трансмиссии предполагает взаимодействие двух раздвижных валов (шкивов) с помощью натянутого меж них ремешка. Ведущий вал – тот, что соединен непосредственно с силовым агрегатом. Ведомый – шкив, присоединенный к ведущим колесам.
Две части, из которых состоят валы, сдвигаясь друг к другу, выталкивают ремешок наружу. Во время их разъединения ремень опускается внутрь.
Величина радиусов, вдоль которых передвигается ремень, меняется синхронно. В результате этого процесса один вал увеличивается в диаметре, а другой, соответственно, уменьшается. Благодаря чему трансмиссионное число меняется мягко, без толчков.
Размеры валов влияют на скорость движения авто. Так, если ведущий вал меньше ведомого, машина едет медленнее. Когда диаметры шкивов одинаковые, транспортное средство двигается на прямой передаче. В том случае, если параметры ведомого вала меньше ведущего, скорость автомобиля повышена.
Рекомендуем
В коробке передач «Тойоты-РАВ-4» (выпуска 2014–2016 гг., 2019 г.) сцепление представляет собой гидротрансформаторное устройство, обладающее внушительными габаритами и массой. При помощи этого механизма транспортное средство может плавно трогаться, а также ускоряться без рывков. Помимо этого, наличие конструкции гидротрансформатора в «Тойоте-РАВ-4» позволяет водителю оперативно заменить пониженную передачу на высокую, если ему пришлось резко «газануть». Для осуществления движения назад трансмиссия оснащена планетарной передачей.
Контроль за функционированием вариаторного трансмиссионного устройства осуществляет управляющая система. Она состоит из центрального процессора (ЦП), контроллера, а также узла, регулирующего работу шкивов.
Управляющее устройство получает информацию о скоростном режиме автомобиля, о том, каковы обороты силового агрегата и в каком положении находится педаль газа. Центральный процессор анализирует эти сведения и определяет передаточное отношение, оптимально подходящее к каждому конкретному режиму езды.
При выявлении несовпадений в полученной информации, касающейся работы первичного и вторичного валов, модуль управления «Тойоты-РАВ-4» сигнализирует гидравлической системе, что необходимо заменить параметры шкивов. Рабочее давление в системе создает насосное устройство. Оно же осуществляет процедуру смазки внутренних элементов коробки передач.
Величина давления находится на уровне, пропорциональном усиливающемуся крутящему моменту, и не зависит от оборотов силового агрегата. Если этот параметр увеличивается, диски начинают сильнее сжиматься, тем самым исключая проскакивание ремня.
Насосная система формирует показатель давления, которое, в свою очередь, влияет на скорость работы вариатора. Быстрая смена передаточного числа напрямую зависит от величины давления.
Рекомендуем
Производители автомобиля «Тойота-РАВ-4» выпускают смазочное средство для вариаторов, которое используют на всех внутренних деталях и элементах конструкции.
Владельцы агрегата отмечают его надежность. Если судить по отзывам автомобилистов, средний срок службы устройства составляет 100–150 тыс. км пробега, после чего повышается вероятность появления неполадок в работе коробки передач «Тойоты-РАВ-4» и может потребоваться ремонт или замена.
Симптомы неисправности вариатора на RAV 4
Вариатор «Тойоты- РАВ-4» обладает чувствительностью к качеству и состоянию масла. Поэтому масло требуется регулярно менять, соблюдая интервалы. Кроме того, необходимо покупать только оригинальную жидкость для вариатора «Тойоты-РАВ-4».
В процессе замены смазочной трансмиссионной жидкости меняют и фильтрующий элемент. Если этого не сделать, давление масла начнет падать, что приведет к повышенному износу элементов вариатора.
Валовые подшипники начинают ломаться на 70–80 тыс. км пробега, если автомобилист практикует активный стиль вождения. Подшипники необходимо заменить, так как изнашиваться в таком режиме они будут еще быстрее.
Как только вы заметите какие-либо изменения в работе коробки, сделайте диагностику вариатора. Рассмотрим характерные признаки неисправности, по которым можно определить, что скоро возникнет поломка и потребуется замена или ремонт деталей RAV 4:
- машина начинает буксовать;
- появляется значок аварийного режима АКПП на панели передач;
- наблюдается постоянное либо эпизодическое вибрирование (проверьте подушки);
- когда переключаете передачу (любую), замечаете рывки (как при горячем, так и при холодном моторе);
- пропадает передача;
- наблюдаются удары («пинки») в системе трансмиссии;
- наличие других неполадок: шум, вариатор начинает тормозить, «тупить».
Необходимо своевременно проходить сервисное обслуживание вариатора «Тойоты-РАВ-4» (хотя бы осуществлять замену масла, фильтров). Если ситуация запущена, требуется промывка гидроблока и вариатора. Нужно регулярно самостоятельно производить проверку щупом уровня масла в коробке передач. Не торопитесь зимой газовать, прогрейте двигатель или пройдите небольшое расстояние на малой скорости.
Ремонт и замена вариатора Toyota RAV 4
Наиболее характерные неполадки в коробке автомобиля и способы их устранения:
- Не работает планетарный ряд передач. Эта неисправность появляется по причине высокой нагрузки, в результате которой разрушаются оси шестеренок, следом ломаются их зубья. Ремонт заключается в замене зубчиков шестеренок.
- Недостаточное снабжение маслом. Если нет смазки, а двигатель работает на повышенных оборотах при езде по бездорожью, планетарный ряд повреждается. Этот дефект становится виден, когда производится замена фильтрующих элементов.
- Магниты, которые установлены на поддон, притягивают металлическую стружку. Рассмотрите ее. Если при пробеге больше 150 тыс. км металлические продукты износа в виде стальной крошки имеют размер более 1 мм, значит, разрушаются шестеренки. Понадобится дорогостоящий ремонт или замена, если ничего не предпринять. Ведь планетарный ряд вариатора может повредить насосный агрегат и остальные детали КПП.
- Неисправность в передней шестеренке. Данный элемент может повредиться из-за езды в агрессивных условиях. Металлическая крошка воздействует на «коронную» шестерню и, в конце концов, ее повреждает. При несвоевременном принятии мер (ремонте или замене), приходит в негодность и задний планетарный ряд коробки, а за ним и фрикционы.
- Опорные подшипниковые устройства особенно быстро изнашиваются при интенсивной эксплуатации в условиях бездорожья. Данные детали RAV 4 находятся на первичном и вторичном шкивах. Если такая проблема возникла, справиться с ней самостоятельно вы не сможете, так как подшипники вариаторов для «Тойоты-РАВ-4» не продаются на рынке запчастей, и замена их затруднена. Чтобы решить вопрос, поищите детали в пунктах разборов автомобилей или приобретите аналогичные по параметрам. Их необходимо будет вытачивать на станке и подгонять под размеры уже установленных элементов. Этот вариант наиболее дешевый.
Рекомендуем
Элементы трансмиссии могут повредиться из-за попадания осколков раскрошившегося фланца на шестерни вариатора. Устранять поломку затруднительно по той причине, что приобрести дифференциалы на вариатор «Тойоты-РАВ-4» и заменить их крайне сложно из-за отсутствия их в продаже.
Есть альтернативный вариант – замена вариатора на «Тойоте-РАВ-4», однако цена будет довольно высокая (больше $15 000).
Можно установить контрактный вариатор на «тойоту», однако его тоже трудно купить, и стоить он будет недешево.
Оптимальное решение – устранение проблемы еще на стадии появления трещины, через которую утекает масло. Для этого на поврежденный фланец крепят путем напрессовывания втулку подходящих размеров. Впрочем, гарантировать долговечность такой «заплатки» нельзя. Поэтому автовладелец задается целью быстрее продать «Тойоту-РАВ-4» и купить себе новую.
Как правильно ездить на вариаторе, чтобы служил дольше
Как грамотно ездить на RAV 4 с вариаторной коробкой, отечественные автолюбители узнали не так давно. И к тому, что нет третьей педали, многие уже привыкли. Однако не стоит приравнивать автоматическую КПП к бесступенчатой трансмиссии.
Резко нагружать не стоит. Автомобиль «Тойота-РАВ-4», оснащенный вариатором, «боится» резко увеличивающихся нагрузок. Кроме того, необходимо прогревать двигатель на морозе. Это нужно для распределения масла по всей системе (непрогретая смазочная жидкость не покрывает полностью все детали). Переключение режимов («P-R-N-D») для улучшения прогрева выполнять не рекомендуется, потому что это бесполезно. Нужно помнить, что конструкция вариатора отличается от других КПП. Можно для прогрева гидромуфты (сцепления) включить на некоторое время режим «N» (нейтраль).
Не трогайтесь, пока не прогреете как следует двигатель. Чтобы вся коробка полностью прогрелась, двигайтесь не менее километра в спокойном темпе. Причем, время, затрачиваемое на обогрев, напрямую зависит от температуры воздуха (чем холоднее, тем дольше ждать). Не рекомендуется эксплуатация авто, если на столбике термометра -35 о С. Но при острой необходимости поездки прогрев должен составлять не менее получаса, после чего на всем протяжении пути нельзя использовать агрессивный режим езды. Расходуя больше бензина, вы экономите на замене вариатора «Тойоты-РАВ-4-2.0».
Бездорожье не рулит. Если транспортное средство оборудовано КПП вариаторного типа, по бездорожью на нем ездить не рекомендуется. Внедорожники с вариатором, несмотря на рекламные ролики производителей, все же относятся к «паркетникам».
Есть риск повреждения бесступенчатой трансмиссии в результате наезда на какое-либо препятствие.
Нет буксировке. Буксировка и пробуксовка в равной степени опасны для CVT. Прежде чем начать буксировку «Тойоты-РАВ-4», ознакомьтесь с инструкцией. Должен быть включен двигатель, чтобы защитить элементы от трения. Однако не всегда это является страховкой от поломки и последующей замены CVT. Поэтому не советуем применять буксировку, особенно для КПП с пробегом.
Рекомендуем
Внимание, датчики! Безопасность езды зависит от того, насколько корректно работают контрольные устройства. За их состоянием нужно постоянно следить и вовремя заменять. Если «полетит» один из датчиков, есть риск поломки всего узла.
Когда повреждается датчик контроля скорости, центральный электронный блок перенаправляет ремень трансмиссии на средний аварийный уровень, и двигатель начинает резко тормозить. В этой ситуации ремень подвергается большому риску деформирования. Высокоскоростной режим езды иногда приводит к разрыву ременного привода (которому потребуется замена). Процент того, что CVT, скорее всего, «выживет», повышается с понижением оборотов.
Что думают автолюбители о вариаторе Toyota RAV 4
«Стоимость нового вариатора К111, К112 на «Тойоту-Рав-4» в сборе 16 тысяч долларов. Jatco выставляет такую цену. Еще до поднятия доллара это равнялось примерно 500 тыс. руб. Если считать по текущему курсу (60 к 1), выходит 960 тыс. рублей. Проблема не в дилере, это политический ход «Тойоты». Понятно, что это ненормальная цена, но она будет меняться. Автомобили RAV 4 все чаще оборудуются вариаторами. Со временем гарантия на них заканчивается, пробег увеличивается, и CVT требуют ремонта или замены. Вследствие этого спрос на запчасти растет в геометрической прогрессии. Большинство проблем (не все, конечно) с вариатором «Тойоты-РАВ-4» 2010 года можно решить без его замены».
О стиле вождения
«Компания Aisin производит вариаторы К111, К112, которыми оснащаются RAV 4 (двигатель 2 л), начиная с 2010 г. Этот агрегат более нежный в отличие от обычной АКПП (она, как правило, установлена на «РАВ-4» с мотором 2,5 л), поэтому не терпит частых и интенсивных пробуксовок, а также езды по бездорожью.
При спокойной езде проблемы с вариатором не возникнут, и замена ему не потребуется. Как доказательство, приведу пример: на Toyota Noah 2008 г. выпуска при пробеге больше 260 тыс. км стоял родной вариатор (модель К111). Причем большую часть расстояния автомобиль использовался в качестве такси в Краснодарском крае РФ. Элементарно, его хозяин (ему за 50) – спокойный, не сторонник быстрой езды.
Если вы молодой человек, любитель отжигать, купите RAV 4 с объемом двигателя два с половиной литра. В этой машине установлена обыкновенная АКПП, и можете спокойно гонять по полям, не опасаясь поломки. А в случае таковой ремонт или замена автомата на «Тойоте-РАВ-4» обойдется вам гораздо дешевле, чем ремонт вариатора».
У моего знакомого был случай
«Мой родственник приобрел новую Toyota RAV 4 с вариатором у официального дилера где-то в 2011 г. Человек в возрасте, не любитель гонок, машина ездила только в городе, при хороших дорожных условиях. Накатал за 3 года 100 тысяч пробега, причем автомобиль обслуживался согласно регламенту и только у официалов. И вдруг он подумал: «А не заменить ли машину? 3 года, как никак, во-вторых, кризис, цены на новые поднялись…» Я ему посоветовал не заниматься ерундой и кататься на почти новой «тоЁте» еще так тысяч 100 километров. В общем, примерно спустя месяц вариатор «полетел», и официалы оценили ремонт или замену в 400 или 450 тысяч (точнее не помню). В результате родственник отремонтировал CVT в левой автомастерской примерно за 60–80 тысяч и продал».
Совсем не доверяет вариаторам
«КПП вариаторного типа недостаточно надежна, так как, в сущности, работает одна передача, следовательно, она и изнашивается. Поэтому средний пробег вариатора 100 тысяч, а дальше капиталка или замена».
Не надо бояться вариаторов
«Не нужно опасаться вариатора. Естественно, когда-нибудь ремонт и надо будет сделать. Однако, если знаешь опытного автомеханика или сам в автожелезе разбираешься, то можно без капремонта коробки обойтись, а заменить только отдельные диски».
Обзор Тойота РАВ4 4 поколение — есть ли слабые места?
Тойота РАВ4 в 4 поколении кардинально изменила внешний облик. Не все восприняли это изменение позитивно. Но Toyota — это в первую очередь легендарная надёжность. И у RAV4 с этим всё в порядке, но есть мнение, что “Тойота уже не та!”. В статье мы затронем все ключевые узлы модели и выясним, куда стоит обратить своё внимание при покупке б/у экземпляра. А это важно, так как Toyota не ломается, но ремонт обойдётся дорого.
Немного истории
Представили модель в конце 2012 года, а фактические продажи начались в 2013. Технически это третье поколение с кардинально обновлённым кузовом и салоном. Хотя подвеску доработали в сторону комфорта.
Дизайн изменился кардинально, а запаска перекочевала с задней двери под пол багажника. Добавили и практичности — пороги и арки защитили каучуковым покрытием.
Немного сузилась моторная гамма. В четвёртом поколении не стало 2.4 литрового бензинового двигателя и 2.0-литрового дизеля. Хотя на практике дизельного третьего поколения и так практически не существовало (14 из 1492 машин в продаже).
Двухлитровый дизель в четвертом поколении появился в перечне возможных только после рестайлинга, но найти его в продаже на вторичном рынке практически нереально. Позаимствовали его у Avensis (2WW Р4 производства BMW) и в Россию официально он не поставлялся.
Кузов и рестайлинг
Лакокрасочное покрытие традиционно для японского автопрома слабое. Для бездорожья не рассчитано, да и в городском режиме требует бережного отношения. О коррозии в таком возрасте речь не идёт, но царапины и сколы найдутся обязательно. В большинстве случаев устраняются простой полировкой.
На заметку. У Тойоты РАВ4 обычная краска металлик имеет толщину 90-100 микрон, а краска перламутр за счёт дополнительного слоя уже 140. Поэтому она более стойка к повреждениям и полировать машину можно чаще. В автосалонах за перламутровую краску просят доплату минимум 500$.
Рестайлинг пришёл в конце 2015 года и принёс довольно много изменений:
- новая светодиодная оптика спереди и сзади;
- нормальная шумоизоляция;
- другой передний бампер и решётку радиатора;
- гибрид на основе 2.5 литрового бензинового двигателя;
- уникальная комплектация SE с 18-ми дисками, подрулевыми переключателями и спортивной подвеской;
- добавился “мифический” двухлитровый дизель, который нигде не найти;
- чуть дорисовали приборную панель и улучшили мультимедийный дисплей (Toyota Touch 2).
Производство рестайлингового РАВ4 на Санкт-Петербургском заводе запустили в августе 2016 года.
Комплектации RAV4 4 поколения
Общим минусом для всех комплектаций является посредственная шумоизоляция. После рестайлинга стало лучше, но не кардинально. На городских скоростях это не принципиально, а после долгой езды по трассе может немного шуметь в голове.
Базовую комплектацию можно распознать по неокрашенным в цвет кузова бамперам и пластиковому рулю. Зато с безопасностью всё в порядке. Минимальный набор включает: две фронтальные подушки, боковые в сиденьях, шторки в стойках кузова и отдельная подушка для коленей водителя.
В максимальной комплектации имеется электропривод багажника, контроль слепых зон, бесключевой доступ и много других “плюшек”. Но у Toyota всегда будет Lexus NX300h, в котором комплектация должна быть богаче, а двигателя мощнее. Поэтому в “топе” присутствуют такие мелкие недочёты, как отсутствие электропривода пассажирского сидения, автоматический электростеклоподъемник только у водителя и упор-кочерга под капотом.
Любителям плохих дорог нужно учесть, что клиренс Toyota RAV4 с 2.5 литровым бензиновым двигателем на 32 мм меньше. Инженеры не смогли (или не захотели) заморочиться и сделали колено выхлопной системы самой нижней точкой на уровне 165 мм от земли. С другими моторами клиренс целых 197 мм, что для наших дорог самое то.
Бензиновые двигатели
Toyota традиционно не спешит пускать в серию непроверенные технологии, это касается и моторов. Их немного, но все они надёжные. Но факт надёжности не отменяет необходимости диагностики перед покупкой. На любой, даже самый безотказный двигатель, сильно влияет человеческий фактор. Регулярное обслуживание качественными материалами обязательное условие прославленной тойотовской надёжности. Оптимальный регламент ТО — каждые 8-10 тыс. км пробега.
2.0 бензин (3ZR-FE, 146 л.с.)
На вторичном авторынке 90% Тойота РАВ 4 XA40 продаются с бензиновыми моторами (2131 объявлений из 2370). Из них 85% с двухлитровым мотором. Он перекочевал с предыдущего поколения кроссовера. Из проблем:
- не очень долговечная помпа, может потечь через 50 тыс. пробега;
- плавающие холостые обороты из-за грязной дроссельной заслонки или вышедшего из строя датчика положения;
- преждевременное растяжение цепи встречается нечасто, в большинстве случаев вызвано некачественным обслуживанием или заводским браком;
- стук в системе VVT-i на холодную.
Двухлитровый бензиновый двигатель РАВ 4 4 поколения
Если не пренебрегать качеством и частотой ТО, то двигатель проедет без вмешательства не меньше 250 тыс. км. В неспешном режиме езды по городу можно уложиться в 9-10 литров расхода бензина.
2.5 бензин (2AR-FE, 180 л.с.)
Хороший вариант в плане динамичности, но расход будет на 2-3 литра выше, чем у двухлитрового. У него также может потечь помпа и на холодную возможен стук системы изменения фаз газораспределения. И всё, минусы закончились. Очень надёжный двигатель с хорошим запасом мощности, который особенно ощущается на трассе.
Недоразумение в виде “лишней” выхлопной трубы, озвученное выше, можно устранить с помощью сварщиков. В некоторых регионах даже официальные автосалоны предлагают такую услугу.
Перед покупкой проверяйте, где и когда обслуживался РАВик, для тойотовских моторов это критически важно. Любой мотор можно “убить”, а капитальный ремонт обойдётся дорого из-за алюминиевого блока цилиндров. Придется восстанавливать с помощью гильзования или купить контрактный двигатель в сборе.
бензиновых моторах обязательна регулярная (раз в год) процедура чистки дроссельной заслонки. Особенно если есть сомнения в качестве топлива. Первый признак — плавающие холостые обороты. При необходимости можно почистить самостоятельно. Порядок выполнения тут. Дроссель самообучаемый и выполнять адаптацию у дилера нет необходимости.
Дизельный мотор
Теоретически на Тойоте РАВ4 XA40 устанавливали 4 дизельных двигателя D4D. Два двухлитровых на 126 и 143 л.с., более мощный производства BMW. И две версии 2.2 литрового на 150 и 177 л.с. Но на практике 100% (236 из 236) дизельных RAV4 в продаже укомплектованы 150-сильным 2.2 литровым агрегатом 2AD-FHV. О нём и расскажем.
2.2 дизель (2AD-FHV, 150 л.с.)
В общем, этот мотор вполне надёжен. Естественно, он любит регулярное обслуживание качественным маслом и хорошее дизельное топливо (где ж его взять только). В больших городах с большим количеством брендовых заправок с этим проще. А в регионах срок службы топливной аппаратуры может существенно сократиться.
По причине некачественного топлива дизельная Toyota RAV 4 поставлялась на российский рынок без сажевого фильтра. Это плюс, поскольку избавляет от регулярной процедуры чистки. Но клапан EGR придётся промывать регулярно из-за нагара.
В предыдущем поколении РАВ 4 с этим мотором довольно часто встречалась проблема пробоя прокладки головки блока цилиндров. Поломка серьёзная и дорогостоящая. Производитель постарался устранить её в следующих модификациях, но полностью избавиться от проблемы не получилось. Есть вероятность столкнуться с заменой прокладки и шлифовкой головки блока и в четвёртом поколении RAV 4.
Дизельный двигатель Тойота РАВ 4 2.2 литра
Крутящий момент 340 Нм обеспечивает отличную тягу на старте. Но в этом заключается и определённый минус, автоматическая коробка не выдерживает слишком частых и резких стартов, что может привести к существенным дополнительным расходам.
Кстати, о расходе. Можно уложиться в 5.5 литров солярки на сотню, если ехать 100 км/ч по ровной трассе. Если особо не задумываться о режиме езды, то 7 литров по трассе и 9 по городу.
Ресурса форсунок хватает на 200-250 тыс. км, потом только замена. Сложные пьезоэлектрические форсунки от Denso ремонту не подлежат.
Toyota RAV4 Hybrid
Внешних отличий гибридного РАВ4 от обычного немного: шильдик Hybrid на задней двери и логотип Тойота с голубой каймой. А внутри только изменённая панель приборов и две дополнительные кнопки в труднодоступном месте.
Гибридная установка добавляет новизны в повседневное использование автомобиля — это как игрушка, только для взрослых. Батарея находится под задним сидением и на ровную площадку при сложенном заднем диване рассчитывать не стоит.
Силовая установка основана на 2,5 литровом бензиновом двигателе 2AR-FXE и заднем электродвигателе. В сумме они дают 197 л.с. и разгон до сотни за 8.4 секунды. “Одолжили” её у Lexus NX300h и проблем с надёжностью не должно быть. Статистика эксплуатации пока скудная, но потенциальный ресурс вряд ли будет меньше 10 лет или 300 тыс. пробега. Скорее потребует внимания бензиновый мотор, чем электрические компоненты. Hybrid сочетается только с вариатором, ресурс которого 200-250 тыс. км.
В городских условиях расход бензина составляет 6.5-7.5 литров. Максимальную экономию гибридный RAV4 показывает в режиме пробок и тянучек. На трассе расход как у обычного бензинового РАВа и зависит от скоростного режима.
Гибридный РАВ на бездорожье
Обслуживание гибридного RAV4 по регламенту и перечню работ не отличается от бензинового. Приятным бонусом будет редкая замена тормозных колодок. Батарея заряжается за счёт рекуперации энергии торможения. На деле это означает, что при лёгком нажатии на педаль тормоза Тойота замедляется с помощью электродвигателей. Только при интенсивном торможении включается штатная система торможения.
Такой РАВ сложно найти в продаже в силу новизны и малого количества продаж.
Трансмиссия
Коробки передач могут быть всего трёх видов:
- Механическая шестиступенчатая коробка.
- Вариатор (e-CVT).
- “Классический” гидротрансформаторный автомат.
Последние две требуют бережного отношения. С двухлитровым бензиновым мотором сочетались только механика или вариатор. Дизель и 2,5 литровый мотор комплектуются более надёжной шестиступенчатой гидротрансформаторной АКПП. Но это не означает, что её не нужно обслуживать каждые 60 тыс. км.
Проверяйте историю замены масла в коробке перед покупкой. Иначе к 200 тыс. пробега придётся полностью перебрать или заменить автоматическую коробку. Крутящий момент дизельного мотора 340 Нм в сочетании с резкими стартами и агрессивной манерой езды сокращает ресурс надёжной коробки в 2-3 раза. В остальных случаях можно рассчитывать на пробег 300+ тыс. км без вмешательства.
Бесступенчатый вариатор имитирует переключение передач. Поэтому нет эффекта “троллейбусности” и такой режим езды более привычен большинству водителей. Любой тип автоматических КПП имеют потенциально высокий ресурс, но требуют осознанно бережного отношения. Три фактора “долголетия” АКПП:
- Избегать резких стартов и постоянной агрессивной езды;
- Не перегревать долгим буксованием на бездорожье;
- Менять масло каждые 60 тыс. км.
В итоге только с двухлитровым бензиновым двигателем можно выбирать между вариатором или механической коробкой. Дизель и 2,5 литра комплектуются только автоматом от Aisin, а гибрид только с вариатором.
Подвеска
Ходовая часть простая, надёжная и жёсткая. По сравнению с третьим поколением (хотя конструктивно подвеска осталось прежней), передвигаться стало комфортнее. Но это актуально на хорошем дорожном покрытии. Вне асфальта и на разбитой дороге все неровности отчётливо чувствуются.
После рестайлинга подвеску РАФика ещё больше настроили в сторону комфорта, в основном за счёт пружин. Но жёсткость — это понятие относительное. Что одному “хребет в штанах”, другому — одно удовольствие. Поэтому не верьте чужим словам, проверяйте лично на тест-драйве по разным дорогам.
Зато с ремонтопригодностью всё в порядке. На Toyota RAV4 2012 года выпуска были проблемы с сайлентблоками нижних передних рычагов. Они выходили из строя за 30-40 тыс. пробега. Но инженеры Тойота быстро заменили их на усиленные. Общий ресурс подвески не менее 100 тыс. км. Конечно же, зависит от качества ваших повседневных дорог и “ямочной” слепоты.
Передняя подвеска РАВ 4
Передние шаровые на болтах, поэтому меняются отдельно от рычага. Такой вариант намного дешевле в обслуживании и мало какой производитель может похвастать таким подходом. Кроме того, сами нижние рычаги передней подвески выглядят довольно монументально. И с учётом небольшого возраста модели вряд ли кто-то менял их полностью. Обычно достаточно замены шаровой или сайлентблоков, которые также продаются отдельно.
Крепление задних стоек стабилизатора вызывает вопросы. Их концы с гайкой выступают на 5 сантиметров ниже рычага и находятся в нижней точке клиренса. Соответственно на бездорожье повредить их совсем несложно.
Для России и стран СНГ РАВ 4 4 поколения поставляли с изменённой подвеской. В отличие от Европы:
- другие амортизаторы;
- другие пружины;
- более мощный стабилизатор.
Другими словами — традиционный для развивающихся стран пакет “плохие дороги”.
На бездорожье
Для оффроуда РАВ4 не проектировался. Большие свесы, чувствительные к перегреву АКПП, нет блокировки дифференциала. Но высокий клиренс и полный привод будут неоспоримым преимуществом зимой и на вынужденно плохих участках дороги.
Проходимость любого автомобиля во многом зависит от прокладки между рулём и двигателем. Поэтому с опытным водителем четвёртый РАВ проедет в сложных местах, а новичку он поможет справиться с лёгким бездорожьем.
Последствия бездумных offroad-экспериментов:
- покупка новых брызговиков;
- ремонт и покраска бамперов;
- обрыв провода лямбда-зонда;
- повреждение задней стойки стабилизатора;
- дорогостоящий ремонт автоматической коробки (или вариатора).
Трезво оценивайте целевое назначение автомобиля и свои навыки вождения.
Зато полный привод хорошо помогает в повседневной езде. При резком повороте, система стабилизации Тойота РАВ 4 автоматически подаёт до 50% крутящего момента на заднюю ось, чтобы стабилизировать траекторию. Это дополнительный элемент безопасности. А в зимнее время даже по городу 4WD и высокий клиренс существенно облегчает жизнь.
Муфта подключения заднего привода надёжна и проверена ещё третьим поколением RAV 4. Даже в случае выхода из строя можно заменить подшипники и ездить дальше. А управляющая электроника разработана с нуля и хорошо помогает водителю в сложных дорожных условиях.
Рулевое управление и электрика
Рулевое управление у РАВа с электрическим усилением и довольно отзывчивыми настройками. Управлять автомобилем приятно, у большинства водителей не возникнет претензий. Побеспокоить может разбитая втулка рулевой рейки. Стук отчётливо слышно на неровностях и его сложно не заметить перед покупкой. Сама втулка копеечная, а вот стоимость работы по замене существенно зависит от СТО.
Если задняя дверь с электроприводом встретит на пути препятствие, то моторчик очень быстро выходит из строя из-за перегрева. После рестайлинга отвод тепла доработали, но лучше не рисковать. Электропривод задней двери отдельный пункт препирательств с официальными дилерами. Он может то работать, то нет. И доказать неисправность довольно сложно.
Ресурс тормозных колодок, конечно, зависит от режима езды. Но практически в каждом втором отзыве владельца четвертого РАВ 4 есть упоминание о быстром износе заводских передних дисков и колодок. Проблема решается надолго установкой качественных неоригинальных тормозных компонентов. Или покупкой RAV 4 Hybrid, там колодки почти не изнашиваются.
Тюнинговый РАВ 4 выглядит агрессивно
Итог
Toyota RAV4 в четвёртом поколении неоднозначный автомобиль. С одной стороны прославленная надёжность марки и проверенные временем основные узлы, с другой — экономия на мелочах и высокая стартовая цена.
Подвеска жёсткая, но крепкая и недорогая в обслуживании. Двигатели с ресурсом 300+ тыс. км, но требуют качественного обслуживания, желательно с сокращённым до 8-9 тыс. интервалом замены моторного масла и фильтров.
Автоматические коробки и даже вариатор не побеспокоят, если вспоминать об их обслуживании раз в 60 тыс. пробега и не злоупотреблять резкими стартами и пробуксовками на бездорожье или снегу.
По сути, Тойота может подтвердить свою легендарную надёжность в виде РАВ 4. Только если будет в “хороших руках”. Поэтому при покупке б/у экземпляра, в приоритете история обслуживания и режим эксплуатации. В последнем случае мало кто признается, что “убивал” машину на бездорожье и стремился быть первым на светофоре. Значит, качественная диагностика нужна в любом случае. Тем более за счёт популярности марки и модели, механики изучили основные узлы вдоль и поперёк.
Популярность рождает ещё один недостаток РАВ4 — завышенная цена по сравнению с одноклассниками. Но это одновременно и плюс. У японского кроссовера огромная ликвидность. С годами он практически не теряет в цене, особенно “свежие” поколения.
http://autodvig.com/kpp/resurs-variatora-tojota-rav-4-27639/
Источник http://rad-star.ru/pressroom/articles/zamrna-variatora-toyota-rav-4/
Источник http://avtogeek.ru/toyota-rav4-xa40-2012-2018/