КПП Нива Шевроле: подробная схема 5-ти ступки, передаточные числа задней и передних скоростей
Трансмиссия Нива Шевроле: схема и принцип работы
+7-916-119-99-08
кпп нива шевроле
Цена 12 500 руб.
Фирма ПАРКМОТОРС реализует со склада в Москве новые КПП Нива Шевроле. На легковых полноприводных автомобилях Волжского автозавода установлена пятиступенчатая механическая коробка передач. Этот силовой агрегат достаточно сложен в устройстве. Однако при правильной эксплуатации коробка передач Нива Шевроле не вызывает никаких нареканий. Завод к тому же гарантирует определенный значительный ресурс пробега при условиях правильной эксплуатации агрегата. К примеру согласно рекомендации производителя замена трансмиссионного масла должна проводится не реже 45 000 км пробега. Поэтому сливать отработанное масло рекомендуется во время первых 15 минут после поездки. Прежде всего это связанно с температурой масла. То есть пока оно горячее — оно жидкое. Заранее нужно приготовить емкость для слива масла. Также шестигранник 12 мм и ключ на 17 мм.
Схема 5-ти ступенчатого механизма переключения передач ВАЗ-2123
На заводе современные автомобили Niva комплектуют пятиступенчатой коробкой включения скоростей, изготовленную по типу трехвальной схемы.
Устройство коробки выключения передач:
Основные элементы корпуса коробки – купол сцепления, сам картер КПП и задняя крышка. Изготовление каркасных деталей производится на заводе из современного сплава алюминия с хим.присадками.
Теплоотвод от нагретых трущихся деталей реализован путем изготовления многореберной структуры на поверхности картера и Также для предохранения узла выбора скоростей от перегрева и превышения избыточного давления в конструкции присутствует сапун.
Герметичность корпусных соединений обеспечивается за счет применения прессованных фигурных прокладок. В случае ремонта узла выбора передач допускается также использовать жидкий формирователь прокладок. Нижняя часть картера коробки передач закрыта стальной штампованной защитой с прокладкой.
В современной конструкции корпус КПП и муфты синхронизаторов отличаются надежностью и адаптированы к условиям эксплуатации по российским дорогам.
Заводская защита картера на Шевроле Нива вполне справляется со своей функцией. Для безопасных поездок по деревенским дорогам и бездорожью можно рассмотреть установку дополнительной комбинированной защиты КПП и раздатки. На просторах интернета предлагается много различных вариантов и конструкций, где можно подобрать понравившийся вариант как по цене так и по комплектации и качеству металла.
Со временем любой механизм изнашивается, рано или поздно потребуется производить техническое обслуживание, регулировку механизма включения скоростей. На рынке запчастей достаточно много фирм производителей любых узлов, деталей и сопутствующих материалов как для старых так и новых модификаций Шевроле.
Интересное! По отзывам владельцев данных автомобилей, произвести ТО и ремонт механизма переключения передач на Шевроле можно своими руками в домашних условиях.
Расположение контрольного и дренажного отверстий:
- контрольное отверстие выполнено для удобства замена масла в верхней левой части корпуса картера;
- технологическое отверстие для слива отработанного масла остается без изменений в нижней точки каркаса.
Оно оснащено закручивающейся магнитной пробкой для сбора мелкой металлической стружки. Смазка трущихся поверхностей осуществляется методом разбрызгивания. В корпусе на выходе первичного и вторичного валов установлены отечественные сальники. На задней крышке картера КПП фиксируется ось шестерни скорости ЗХ.
Вращение первичного вала осуществляется через 2 шариковых подшипника. Для промвала в конструкции узла предусмотрены двухрядный шариковый роликовый подшипники.
В верхнюю часть корпуса (около сцепления) установлен сапун. В случае неисправности сапуна (выход из строя колпачка) возможно выдавливание трансмиссионного масла через сальники и соединения корпуса.
В коробке включения передач реализована трехвальная система. В момент включения любой из скоростей, кроме пятой, промежуточный вал передает крутящий момент на вторичный.
Расположение шестерен промвала реализовано в следующей последовательности:
- зубчатая шестерня постоянного зацепления с первичным валом;
- III;
- II;
- I.
Совет! МКПП ВАЗ 2123 достаточно “нежная”, не следует допускать перегрузок, производить замену масла рекомендуется не дожидаясь пробега в 45-50 тыс.км.
Особенности и неисправности раздаточной коробки
Раздатка Шевроле Нивы не просто сместилась назад на 250 мм, но и поменяла угол установки на 4 градуса. Инженеры Шевроле вычислили, что именно такой угол будет оптимальным для работы шарниров карданных валов. В конструкции раздатки применяются мелкомодульные малошумящие шестерни, поэтому вой раздатки, как на старой Ниве, теперь полностью исключён.
Ещё одной распространённой неисправностью раздатки на старых Нивах была вибрация. На Шевроле этот вопрос практически решён установкой новых подушек и появлением третьей точки крепления. Это исключит не только эксплуатационные вибрации и шум, но и вероятность неправильной установки раздатки после ремонта, профилактики или устранения неисправностей.
Есть ещё одна неисправность, о которой мало кто думает, тем не менее эта проблема связана с ресурсом и выносливостью шарниров равных угловых скоростей. Дело в том, что непосредственно под хомутом крепления пыльника ШРУСов установлен металлокерамический клапан. Его задача — компенсировать избыточное давление внутри чехла, тем самым обезопасить его от разрыва, а сам ШРУС от попадания воды и грязи. Если во время ремонта или замены шарниров следить за работоспособностью металлокерамического клапана, пыльник прослужит долго и будет надёжно защищать ШРУС.
Передаточные числа задней и передних скоростей Шеви Нива
Передаточные значения МКПП Шевроле Нива с 2002 г. по н.в.:
- I – 3.67;
- II – 2.10;
- III – 1.36;
- IV – 1.00;
- V – 0.82;
- передача ЗХ – 3.53.
Для включения ЗХ необходимо отвести рычаг КПП до упора вправо и утопить вниз с небольшим усилием, нажимая на рукоятку КПП в направлении задних сидений автомобиля.
В коробке ВАЗ-2123 для шестерни заднего хода не предусмотрено отдельного синхронизатора. Случайное включение задней скорости исключается благодаря применения в конструкции изогнутой блокирующему упору в виде скобы.
Важно! Заднюю скорость КПП Нива Шевроле как и любого автомобиля необходимо включать при полностью остановленном автомобиле.
Уязвимость стандартной конструкции
Как правило, в целях улучшения внедорожных характеристик своего автомобиля нивоводы устанавливают колеса размером от 31’’, производят замену двигателя и главной пары. В этом случае, возрастает нагрузка на раздаточную коробку, а если конкретизировать — на ось сателлитов и шестерни дифференциала.
Стандартный дифференциал раздаточной коробки ВАЗ 2121, 2123 и других модификаций Нива имеет две шестерни, установленные на ось сателлитов. Ось, в свою очередь, фиксируется в корпусе при помощи стопорных колец, устанавливаемых с внешней стороны:
Если в стоковом автомобиле эта схема работает, то на подготовленном к бездорожью автомобиле Нива, в условиях экстремальных нагрузок, одной пары сателлитов становится недостаточно, чтобы «переварить» увеличенный крутящий момент, что и приводит к скоропостижной их поломке.
Подходит ли механизм выбора скоростей от Классики на ВАЗ 2123?
В современном мире развитых технологий, оборудования и огромного количества предлагаемых магазинами запасных частей, гаражным кулибинам и любителям тюнинга доступны любые действия по ремонту, конструктивной переделке и модернизации своих автомобилей.
МКПП для авто ВАЗ-2123 создана на базе классической коробки выбора скоростей для ВАЗ-2107 с несколькими отличиями:
- конструктора исключили установку ограничительных колец в конце вторичного вала;
- установлена современная дистанционная втулка, обеспечивающая функцию привода спидометра;
- ось промежуточной шестерни фиксируется отдельно на картере МКПП.
Если Вы столкнулись с поломкой заводской коробки передач на Шниве, а покупка нового узла слишком затратна, то можно подобрать хороший б/у вариант КПП от классики и выполнить несколько доработок своими руками.
Советы по замене коробки передач
Изначально необходимо демонтировать заводскую КПП со всеми прилегающими механизмами ( глушитель, карданный и промвал). Демонтаж производится при включенной 1 скорости. На устанавливаемую 4-х ступку от классики потребуется также переставить сам узел переключения передач (рычаг переключения и кулису), лапку выключения задней передачи (для этого придется снять заднюю крышку).
При перестановки кулисы выбора передач с одной коробки на другую советуем поменять ограничительное стопорное кольцо.
Немного повозиться придется с задней опорной траверсой КПП к кузову т.к. классическая не подойдет. Отверстие для троса спидометра можно заглушить подобранным по размеру резиновым уплотнителем.
Полезное! При перестановки коробки передач рекомендуется заменить все сальники и прокладки. Также, при снятом узле выключения скоростей, обратите внимание на состояние выжимного подшипника сцепления. В случае необходимости заменить его проще пока все разобрано и доступно.
Многорежимный привод
Привод Selectable 4WD является гибридом рассмотренных режимов, в нем присутствует возможность включения Part-time и Full-Time. Он является достаточно сложным по конструкции и управлению.
В нем присутствует больше всего режимов работы:
- 2WD или 2H (привод одной оси);
- 4 part time или 4H (полный привод с блокировкой дифференциала);
- 4 full time или 4HLc (постоянный полный привод с автоматическим распределением передаточного соотношения);
- N (нейтраль);
- 4Lo или 4LLc (пониженная передача с блокировкой дифференциала).
Такой механизм представляет собой своего рода распределитель тяговых усилий, идущих от мотора на колеса. Важной особенностью является то, что последние имеют возможность вращаться с различными скоростями. Важность наличия дифференциального механизма обусловлена тем, что во время совершения маневров поворота колесо, находящееся внутри, совершает количество оборотов меньшее, если сравнить их с количеством поворотов внешнего.
При отсутствии механизма дифференциала это вызывало бы пагубные последствия, такие как износ и повреждения, ведь получалось бы следующее: одно колесо при выполнении поворота находилось бы в состоянии букса, а второе просто терлось об дорожное покрытие. Особенности конструкции трансмиссии «Нивы» предусматривают наличие 3-х дифференциалов. Они располагаются в каждом из мостов и в раздаточном механизме.
При движении машины по ровной дороге и прямолинейно дифференциалами усилие тяги разделяется поровну между всеми 4-мя колесами. При недостаточном сцеплении колес с покрытием, появлении пробуксовки дифференциалы перераспределят нагрузку на буксующее и скользящее колесо таким образом, чтобы первое получило большее усилие, а второе, соответственно, меньшее.
Мы уже упоминали УАЗ. Несмотря на многие сходства, следует понимать, что полный привод ВАЗа выполнен в стиле «пат-тайм». Это значит, что при подключении оси крепко связываются друг с другом, и вращение происходит с одинаковыми скоростями. Такое устройство накладывает некоторые ограничения на использование полного привода – возможность его применения лишь в случаях, когда дорожные условия позволяют проскальзывание. В случаях же с твердыми асфальтовыми дорогами и трассами рекомендуется переводить машину в режим монопривода.
Иногда можно встретить заблуждение на тему того, зачем нужна маленькая ручка рядом с рычагом переключения на «Ниве». Некоторые автовладельцы считают, что она нужна для подключения переднего привода. Однако передний привод у данного автомобиля подключен постоянно. Как и задний. У автомобилей семейства «Нива» полный привод является постоянным. Ручка же на самом деле служит для переключения режимов работы дифференциала раздаточного механизма.
В положении «вперед» работа дифференциала протекает в обычном режиме, если же двинуть ее назад, дифференциал блокируется, и усилия от мотора поступают на дифференциалы мостов, что делает привод более жестким. Стоит отметить, что существуют также специальные типы блокировок для передних и задних мостов.
В теории при их применении в условиях, когда машина застряла, она сможет преодолеть препятствие при наличии достаточного сцепления с покрытием хотя бы одного колеса. Блокировку дифференциала в таком случае лучше проводить перед преодолением препятствия, но никогда нельзя делать после попадания в тяжелую для преодоления область. Такое применение блокировки позволит избежать износа и повреждений трансмиссии.
Трансмиссия нивы 2121: схема, описание, видео
1 – вилка муфты блокировки дифференциала; 2 – шток вилки блокировки дифференциала; 3 – защитный чехол штока; 4 – стопорная шайба; 5 – втулка оси рычага; 6 – ось рычага; 7 – стопорный болт вилки; 8 – выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала; 9 – шток вилки переключения передач; 10 – рычаг блокировки дифференциала; 11 – дистанционная втулка; 12 – ось рычага переключения передач; 13 – кронштейны; 14 – вилка муфты переключения передач; 15 – рычаг переключения передач; 16 – втулка пружины фиксатора; 17 – пружина и шарик фиксатора; 18 – фланец ведущего вала; 19 – передняя крышка; 20 – сальник ведущего вала; 21 – упорное кольцо подшипника; 22 – передний подшипник ведущего вала; 23 – шестерня высшей передачи; 24 – муфта переключения передач; 25 – картер раздаточной коробки; 26 – шестерня низшей передачи; 27 – задний подшипник ведущего вала; 28 – установочное кольцо заднего подшипника ведущего вала; 29 – ведущий вал; 30 – втулка; 31 – ступица; 32 – задняя крышка; 33 – задний подшипник промежуточного вала; 34 – промежуточный вал; 35 – подшипник вала привода заднего моста; 36 – задний подшипник дифференциала; 37 – фланец; 38 – сальник вала привода заднего моста; 39 – задний корпус дифференциала; 40 – опорная шайба шестерни; 41 – шестерня привода заднего моста; 42 – ось сателлитов; 43 – стопорное кольцо; 44 – пружинная шайба; 45 – кронштейн подвески; 46 – упорная шайба сателлита; 47 – картер привода переднего моста; 48 – сателлит; 49 – ведомая шестерня дифференциала; 50 – передний корпус дифференциала; 51 – стопорное кольцо; 52 – пружинная шайба; 53 – передний подшипник корпуса дифференциала; 54 – муфта блокировки дифференциала; 55 – установочное кольцо переднего подшипника дифференциала; 56 – маслоотражатель; 57 – сальник вала привода переднего моста; 58 – подшипник вала привода переднего моста; 59 – фланец вала привода переднего моста; 60 – вал привода переднего моста; 61 – пробка слива масла; 62 – ведомая шестерня привода спидометра; 63 – роликовый подшипник промежуточного вала; 64 – заливная пробка;
65 – ведущая шестерня привода спидометра.
Разборка и сборка раздаточной коробки
Сливаем масло из раздаточной коробки и очищаем ее от грязи.
Ослабляем гайку фланца ведущего вала (см. Замена сальников валов раздаточной коробки).
Аналогично ослабляем гайки двух других фланцев. Снимаем корпус шестерни привода спидометра (см. Снятие корпуса шестерен привода спидометра и датчика скорости автомобиля ВАЗ-21214 (корпуса шестерни привода спидометра автомобиля)).
- Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек картера привода переднего моста.
- Поддев отверткой за приливы картер,…
- …снимаем его…
- …и прокладку.
- Поддев отверткой стопорную шайбу,…
- …вынимаем ось рычага блокировки дифференциала ваз 2121 (при затруднении выбиваем выколоткой из мягкого металла).
- Снимаем рычаг блокировки дифференциала и пластиковые втулки оси.
Снимаем выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала (см. Замена выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала).
- Снимаем со штока вилки блокировки дифференциала пружину рычага.
- Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления крышки картера привода переднего моста.
- Снимаем крышку и прокладку.
- Вынимаем пружину и вытряхиваем из гнезда картера шарик фиксатора.
- Накидным ключом «на 10» отворачиваем стопорный болт вилки муфты блокировки дифференциала.
- Вынимаем болт с пружинной шайбой.
- Поддеваем отверткой защитный чехол штока вилки блокировки дифференциала…
- …и вынимаем шток с чехлом.
- Вынимаем вилку…
- …и муфту блокировки дифференциала.
- Отворачиваем до конца ослабленную ранее гайку крепления фланца и снимаем шайбу.
- Снимаем фланец.
- Сжав щипцами, вынимаем стопорное кольцо подшипника вала привода переднего моста.
- Вынимаем вал в сборе из картера.
- С переднего конца вала снимаем маслоотражатель и упорное кольцо.
- Зацепив трехлапым съемником наружное кольцо подшипника,…
- …спрессовываем подшипник.
- Головкой «на 13» отворачиваем восемь гаек крепления задней крышки к картеру раздаточной коробки.
- Поддев отверткой,…
- …снимаем крышку в сборе с валом привода заднего моста…
- …и прокладку.
- Вал привода заднего моста вынимаем из задней крышки и разбираем аналогично валу переднего картера ваз 2131.
- Детали вала привода заднего моста и задняя крышка.
- Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления кронштейна рычага переключения передач к картеру раздаточной коробки…
- …и снимаем кронштейн переключения передач с рычагом.
- Рычаг переключения передач отсоединяем от кронштейна аналогично снятию рычага блокировки дифференциала. Отвернув окончательно гайку фланца ведущего вала,…
- …снимаем фланец.
- Ключом «на 13» отворачиваем три гайки…
- …и снимаем крышку переднего подшипника ведущего вала.
- Соединение уплотнено прокладкой.
- Ключом «на 10» отворачиваем четыре гайки крепления лючка.
- Снимаем лючок и прокладку.
- Снимаем со штока вилки переключения передач пружину рычага и сдвигаем чехол штока.
- Внутри лючка накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.
- Чтобы шарик и пружина фиксатора не выскочили,…
- …прикрываем отверстие пальцем и постепенно вытягиваем пассатижами шток.
- При этом шарик фиксатора выпадает через боковое отверстие картера.
- Пружину фиксатора вынимаем пинцетом.
- Вытягивая шток дальше, снимаем вилку муфты переключения передач…
- …и дистанционную пластиковую втулку.
- Вынимаем шток.
Штоки вилки блокировки дифференциала и вилки переключения передач ваз 2121 уплотняются резиновыми кольцами. Покажем их снятие на примере кольца штока вилки переключения передач.
- Поддев отверткой,…
- …вынимаем уплотнительное резиновое кольцо.
- Расконтриваем гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов ваз 2131.
- Накидным ключом «на 27» отворачиваем одну из гаек, удерживая от проворачивания валы за другую гайку ключом или головкой той же размерности.
- Снимаем гайку и шайбу.
- В отверстия фланца вставляем болты крепления карданного вала и надеваем фланец на шлицы ведущего вала раздаточной коробки ваз 2121.
- Отворачиваем вторую гайку, удерживая валы от проворачивания монтажной лопаткой, вставленной между болтами.
Снимаем гайку и шайбу. Снимаем фланец ведущего вала.
- Снимаем упорное кольцо переднего подшипника ведущего вала.
- Ключом «на 13» отворачиваем три оставшиеся гайки крепления передней крышки раздаточной коробки.
- Остальные гайки этой крышки были отвернуты при демонтаже крышки переднего подшипника ведущего вала, картера привода переднего моста и кронштейна рычага переключения передач.
- Снимаем переднюю крышку раздаточной коробки ваз 2131 с дифференциалом.
- Снимаем прокладку со шпилек картера раздаточной коробки.
- Пассатижами снимаем установочное кольцо переднего подшипника корпуса дифференциала.
- Разъединяем дифференциал нива 2121 и переднюю крышку раздаточной коробки.
- Вынимаем (или выбиваем через выколотку из мягкого металла) из гнезда передней крышки наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала.
- Щипцами разжимаем стопорное кольцо переднего подшипника корпуса дифференциала…
- …и снимаем его.
- Снимаем пружинную шайбу.
- Устанавливаем в отверстие переднего корпуса дифференциала нива 2131 подходящий упор для винта съемника…
- …и трехлапым съемником…
- …спрессовываем передний подшипник.
При необходимости аналогично снимаем задний подшипник нива 2121. На переднем и заднем корпусах дифференциала наносим метки, чтобы при сборке не нарушить балансировку узла.
- Зажав корпус дифференциала в тиски с накладками губок из мягкого металла,…
- …накидным ключом «на 17» отворачиваем шесть болтов, скрепляющих ведомую шестерню, передний и задний корпуса дифференциала.
- Разъединяем передний и задний корпуса дифференциала.
- При этом ведомая шестерня остается на переднем корпусе.
- Сбиваем ее с корпуса через выколотку из мягкого металла.
- Разъединяем ведомую шестерню и передний корпус дифференциала.
- С шестерни привода переднего моста снимаем опорную шайбу…
- …и вынимаем саму шестерню.
- Щипцами разжимаем стопорное кольцо оси сателлитов и снимаем его.
- Снимаем пружинную шайбу оси сателлитов нива 2131.
- Зацепив пассатижами за другое стопорное кольцо, вынимаем ось сателлитов.
- Вынимаем опорную шайбу и сателлит из заднего корпуса дифференциала.
- Вынув второй сателлит и его шайбу, извлекаем шестерню привода заднего моста.
- Для снятие первичного и промежуточного валов…
- …пассатижами снимаем установочное кольцо заднего подшипника ведущего вала.
- Аналогично демонтируем кольцо заднего подшипника промежуточного вала.
- Вынимаем из картера ведущий вал…
- … и промежуточный вал.
- Зажимаем шлицевую часть ведущего вала в тиски с накладками губок из мягкого металла,…
- …и, зацепив лапами съемника за муфту переключения передач,…
- …снимаем задний подшипник, втулку, шестерню низшей передачи и муфту.
- Снимаем с вала ступицу муфты и шестерню высшей передачи.
- Съемником спрессовываем передний подшипник ведущего вала.
- Из переднего подшипника промежуточного вала отверткой вынимаем ролики…
- …и снимаем сепаратор.
- Зажимаем промежуточный вал нива 2121 в тиски с накладками губок из мягкого металла.
- Поддевая двумя монтажными лопатками, спрессовываем внутреннее кольцо переднего подшипника…
- …и снимаем его.
Задний подшипник промежуточного вала снимаем также, как передний подшипник ведущего вала. Собираем раздаточную коробку нива 2131 в обратной последовательности. При сборке межосевого дифференциала совмещаем метки на его корпусах. Пружинную шайбу на оси сателлитов устанавливаем со стороны глухого отверстия на торце оси.
- Подходящими отрезками труб напрессовываем…
- …внутреннее кольцо переднего подшипника промежуточного вала,…
- …подшипник вала привода переднего моста (труба опирается на внутреннее кольцо)…
- …и подшипники дифференциала.
Таким же образом напрессовываем подшипник вала привода заднего моста, задний подшипник промежуточного вала, передний и задний подшипники ведущего вала.
Ведущий и промежуточный валы устанавливаем в картер раздаточной коробки одновременно. Все уплотнительные прокладки смазываем тонким слоем силиконового герметика.
Затянув гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов установленным моментом, стопорим гайки, вдавив их буртики в пазы хвостовиков валов.
После сборки заливаем масло (см. Замена масла).
- Полезные советы
- Узел крепления шпильки:
- 1 — картер; 2 — втулка; 3 — оставшаяся часть бобышки;
- 4 — шпилька
- Ремонт крепления шпильки картера раздаточной коробки
У раздаточной коробки нива 2121 бывает лопается правая (длинная) бобышка, в которую запрессована специальная шпилька, крепящая коробку к кронштейну.
Для ремонта можно выточить втулку из дюралюминия, как показано на рисунке, запилить все ребра на оставшейся части бобышки и опилить ее наружный диаметр, чтобы плотно посадить втулку.
Установив в отверстие шпильку крепления, нужно напрессовать втулку до упора и приварить ее по периметру к корпусу коробки.
Определение причин вибрации и центрирование раздаточной коробки
Запоминаем скорость автомобиля нива 2121 и обороты двигателя, при которых возникает вибрация в зоне крепления раздаточной коробки.
На стоящем автомобиле переводим рычаги коробки передач и раздаточной коробки в нейтральное положение и запускаем двигатель. Устанавливаем число оборотов коленчатого вала ваз 2121, соответствующее скорости автомобиля, при которой возникали вибрации. Если вибрация сохраняется, проверяем состояние и крепление опор силового агрегата.
Если вибраций не обнаружено, повторяем предыдущее испытание, включив прямую передачу в коробке передач нива 2131. Если на этот раз вибрация проявилась, неисправен промежуточный вал (ослабло крепление фланцев, заедание шарнира, трещины эластичной муфты и т.п.).
Если вибраций нет, разгоняем автомобиль чуть выше отмеченной скорости и переводим рычаги коробки передач и раздаточной коробки в нейтральное положение. Причины вибрации в этом случае – дисбаланс межосевого дифференциала, переднего или заднего карданных валов, заедание их шарниров.
Также проверяем крепление раздаточной коробки к кузову: состояние резинометаллических опор (разрывы и отслоения резины недопустимы), затяжку гаек, отсутствие усталостных трещин на кузове.
Перед центрированием раздаточной коробки проверяем состояние опор силового агрегата и правильность их установки (центрирующие шайбы подушек двигателя должны входить в соответствующие отверстия боковых кронштейнов). Устанавливаем раздаточную коробку на автомобиль ваз 2121, не затягивая до конца гайки крепления кронштейнов ее подвески.
Перемещая раздаточную коробку в продольном, поперечном и вертикальном направлении (подтягивая или ослабляя гайки ее крепления), добиваемся минимального и равномерного зазора между фланцами промежуточного вала и ведущего вала раздаточной коробки (фланцы должны быть на одном уровне и параллельны друг другу). Зазор между полом кузова и опорами заполняем регулировочными прокладками и совмещаем центрирующие пояски фланцев, слегка сдвинув раздаточную коробку ваз 2131 вперед (на величину зазора между фланцами). Окончательно затягиваем гайки крепления опор раздаточной коробки.
Средняя оценка: 4,71 (7 из 5) Загрузка…
Трансмиссия нива как правильно эксплуатировать: принцип работы
Автомобиль ВАЗ 2121, иначе говоря, «Нива» — поступил в серийное производство в 70-х годах прошлого века. Такой автомобиль относится к классу легковых машин повышенной проходимости. В истории отечественного автопрома «Нива» стала первой машиной, в конструкции которой применялся полный привод.
Рассмотрим подробнее устройство трансмиссии. Сделать это следует для того, чтобы понять, почему с учетом почти 40-летней истории трансмиссия нива отличается от множества прочих аналогичных машин, оснащенных полным приводом и возможностью переключения классическим способом или при помощи вискомуфты.
Трансмиссия в ряду семейства «Нивы» (2121, 2131) сконструирована таким образом, что полный привод подается на 4 колеса. Также характерным выступает наличие межосевого дифференциала.
Трансмиссия включает в себя КП, раздаточный механизм, пару карданных валов, а также оба моста. Характерным отличием модели 2131 является удлиненный кузов. В остальном преимущественные сходства с первой моделью прослеживаются во всем.
От мотора происходит передача крутящего момента через коробки передач на «раздатку», а она, в свою очередь, передает момент к мостам.
Дальше через карданные валы он уходит к редукторам. Передний редуктор через дифференциал и шарниры равных угловых скоростей передает момент на колеса. Аналогично для задних, так же выступающих ведущими, колес.
Именно потому, что крутящий момент распределяются на 4 колеса одновременно, привод получил название полного. Обозначением является следующее – 4WD.
Еще один отечественный автомобиль, устроенный по схожему принципу с «Нивой», — УАЗ.
Дифференциал
Такой механизм представляет собой своего рода распределитель тяговых усилий, идущих от мотора на колеса. Важной особенностью является то, что последние имеют возможность вращаться с различными скоростями.
Важность наличия дифференциального механизма обусловлена тем, что во время совершения маневров поворота колесо, находящееся внутри, совершает количество оборотов меньшее, если сравнить их с количеством поворотов внешнего.
При отсутствии механизма дифференциала это вызывало бы пагубные последствия, такие как износ и повреждения, ведь получалось бы следующее: одно колесо при выполнении поворота находилось бы в состоянии букса, а второе просто терлось об дорожное покрытие. Особенности конструкции трансмиссии «Нивы» предусматривают наличие 3-х дифференциалов. Они располагаются в каждом из мостов и в раздаточном механизме.
При движении машины по ровной дороге и прямолинейно дифференциалами усилие тяги разделяется поровну между всеми 4-мя колесами. При недостаточном сцеплении колес с покрытием, появлении пробуксовки дифференциалы перераспределят нагрузку на буксующее и скользящее колесо таким образом, чтобы первое получило большее усилие, а второе, соответственно, меньшее.
Мы уже упоминали УАЗ. Несмотря на многие сходства, следует понимать, что полный привод ВАЗа выполнен в стиле «пат-тайм». Это значит, что при подключении оси крепко связываются друг с другом, и вращение происходит с одинаковыми скоростями.
Такое устройство накладывает некоторые ограничения на использование полного привода – возможность его применения лишь в случаях, когда дорожные условия позволяют проскальзывание.
В случаях же с твердыми асфальтовыми дорогами и трассами рекомендуется переводить машину в режим монопривода.
Блокирование дифференциалов
Иногда можно встретить заблуждение на тему того, зачем нужна маленькая ручка рядом с рычагом переключения на «Ниве». Некоторые автовладельцы считают, что она нужна для подключения переднего привода.
Однако передний привод у данного автомобиля подключен постоянно. Как и задний. У автомобилей семейства «Нива» полный привод является постоянным.
Ручка же на самом деле служит для переключения режимов работы дифференциала раздаточного механизма.
В положении «вперед» работа дифференциала протекает в обычном режиме, если же двинуть ее назад, дифференциал блокируется, и усилия от мотора поступают на дифференциалы мостов, что делает привод более жестким. Стоит отметить, что существуют также специальные типы блокировок для передних и задних мостов.
В теории при их применении в условиях, когда машина застряла, она сможет преодолеть препятствие при наличии достаточного сцепления с покрытием хотя бы одного колеса.
Блокировку дифференциала в таком случае лучше проводить перед преодолением препятствия, но никогда нельзя делать после попадания в тяжелую для преодоления область.
Такое применение блокировки позволит избежать износа и повреждений трансмиссии.
Ряд передач на понижение
Часто можно столкнуться с заблуждением следующего типа: переключение задней ручки может повысить мощностные характеристики мотора. Но это неправда. Она служит для того, чтобы сменить передаточное число между мотором и колесами. При увеличении его увеличатся тяговые усилия на колесах. В раздаточном механизме существует также понижающий редуктор.
Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Вот его работу и можно контролировать посредством задней ручки. При переключении рычага назад мы будем иметь передаточное число в виде 2,135 – это и есть пониженная передача.
Включение такой передачи на понижение рекомендуется производить только тогда, когда машина стоит, и выжато сцепление.
Несмотря на то, что руководство такого ограничения не содержит, новичкам и неопытным водителям «Нив» не рекомендуется производить переключение во время движения, так как раздаточный механизм «Нивы» не снабжен синхронизатором.
Советы владельцам
Для того, чтобы вождение вашего автомобиля стало комфортным, ознакомьтесь с некоторыми важными моментами:
- Обычное, стандартное расположение передней и задней ручки – вперед и назад соответственно. Движение при таком режиме можно и нужно осуществлять на участках, характеризующимся ровным и гладким покрытием.
- Блокировать дифференциал путем переключения передней ручки в заднее положение лучше всего на дорогах, характеризующихся повышенной скользкостью. Такая мера придаст «Ниве» устойчивости. Стоит понимать, что после преодоления проблемного участка ручку потребуется вернуть в исходное положение.
- Как было отмечено ранее, передача на понижение должна активироваться перед вероятным препятствием, но не в то время, когда машина уже застряла.
- Стоит понимать, что включение блокировки на неподвижном автомобиле иногда невозможно, даже если выжать сцепление. Это может быть вызвано тем, что зубцы муфты уперлись в зубцы шестеренки. В таком случае можно пробовать активировать блокировку, начав медленное движение и выполняя некрутой поворот. Если же проблемы возникают с выключением блокировки, то рекомендуется выполнить ту же процедуру при выжатом сцеплении и небольшом покачивании руля.
Заключение
Рассмотренные особенности автомобиля «Нива» и тонкости в устройстве конструкции его трансмиссии делают его по-настоящему уникальным и обладающим повышенной проходимостью транспортным средством. Важно лишь учитывать нюансы применения и активации тех или иных функций полного привода. Удачи на дорогах!
Как пользоваться раздаткой на ниве, устройство коробки
Относительно сложная схема распределения момента от ДВС на колеса объясняется универсальным предназначением Нива 2121 – при грамотном использовании на ней комфортно передвигаться в городе и по раскисшему проселку.
Обеспечиваются подобные свойства наличием раздаточной коробки с блокировкой межосевого дифференциала, дополняющих 4- или 5-ступенчатую «механику», в зависимости от года выпуска.
Рычаг, находящийся ближе к торпедо, отвечает за отключение/включение межосевого дифференциала, второй «малый» рычаг управляет демультипликатором и имеет 3 положения: повышенный и пониженный ряды, а также нейтраль.
Устройство и принцип действия раздатки Нива 2121
Механизм раздаточной коробки включает более 60-ти самостоятельных деталей, что подтверждает представленный чертеж. Поэтому вполне благоразумно назвать основные элементы и их предназначение.
- Корпус
- Корпус дифференциала
- Валы
- Муфты
- Сальники
- Сателлиты
- Шестерни
- Фланцы
- Рычаги
Пара шестерен плотно посажены на ведущем валу, одна из них (большая) предназначена для высшей передачи, вторая (маленькая) – отвечает за пониженную. На них выточены зубцы с прямым и косым профилем.
Первые – контактируют с муфтой, вторые – с промежуточным валом.
Включение того или иного ряда приводит в движение по ступице в горизонтальном направлении муфты, после чего она соединяется с шестерней на ведущем валу раздатки.
Промежуточное положение отключает коробку (редуктор разомкнут), передвижение авто в этом режиме невозможно. Для управления дифференциалом предназначена передняя косозубая шестерня на промежуточном валу.
Включение блокировки, или жесткая сцепка валов приводов обоих осей, осуществляется через муфту. Конструкция характерна для модификаций 21213 и 21214, причем последняя дополнительно комплектуется приводом датчика скорости.
- Фото №2
- В действующем состоянии (при подключенной понижающей передаче раздатки) передаточное число на первой ступени изменяется с 4,4 до 7,83, второй – с 2,52 до 4,58, третьей – с 1,63 до 2,9, на четвертой – с 1,2 до 2,14, пятой – с 0,98 до 1,75, что выражается в увеличении тягового усилия на колесах.
Как пользоваться раздаткой с демультипликатором на Ниве 2121
Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:
- Передняя – от себя
- Задняя – к себе
Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора.
Несколько сложнее правильно обращаться с принудительной ручной блокировкой межосевого дифференциала. Она, напротив, включается при небольшом (до 20 км/ч) движении машины из-за несовпадения пазов на блокирующей муфте, сателлитах и зубчатом венце.
Для упрощенного включения рычага в нужное положение, учитывая устройство раздатки нива 2121, наберите небольшую скорость, после чего, покачивая руль, потяните рукоятку на себя.
Проблемы также могут возникнуть при отключении блокировки, поскольку зубья муфты буквально зацепляются за венец. Включите задний ход и, раскачивая руль, надавите на рычаг от себя. Данное действие производится сразу после преодоления сложного отрезка во избежание перегрузки КПП.
Наиболее эффективно отключать дифференциал совместно с переходом на понижающие ступени. Остановить Ниву 4х4 сможет при этом только диагональное вывешивание колес, поскольку штатная межколесная блокировка не предусмотрена. Выполняя перечисленные операции, нельзя давать волю физической силе.
Попытка «протолкнуть» передачу с высокой вероятностью обернется дорогостоящим ремонтом.
Возможные проблемы
Жесткая эксплуатация, недостаточное внимание, как пользоваться раздаткой на ниве 2121, приводят к появлению:
- Вибрации по кузову в движении
- Вибрации при старте
- Гула
- Шума при маневрировании
- Тугого включение режимов
Опыт показывает, что виной служат: недостаточный уровень масла, неправильная центровка РК, раскручивание крепления опор и повреждение резинок. Дополнительное влияние оказывает состояние кардана и самого двигателя.
Раздаточная коробка для Нива 2121
Назначение раздаточной коробки
Ключевое назначение узла – распределение момента силы ДВС на колесные оси. Проще говоря, демультипликатор направляет нужное усилие на каждую ось при движении. Выражается это в следующем:
- раздатка Нивы 2121 упрощает передвижение по бездорожью и неустойчивым грунтам;
- блокирует межосевой дифференциал;
- отключение одного из мостов автомобиля;
- усиление вращательного момента ведущей пары колес;
- монтаж коробки отбора мощностей для доп.оборудования.
Элементы раздатки 2121
Демультипликатор устанавливается только на моделях ВАЗ с 2 ведущими мостами. Располагается – за коробкой передач. На саму раздаточную коробку монтируется карданный вал. Базовые элементы, которые присутствуют во всем моделях демутильтипликаторов советского производства:
- корпус;
- промежуточный и ведущий валы;
- набор подшипников и шестерен;
- сателлиты;
- валы приводов переднего и заднего мостов;
- сальники, фланцы, муфты;
- дифференциал;
- рычаги контроля и управления.
Соединение узла и коробки передач – жесткое, которое осуществляется через муфту и промвал. Раздаточная коробка модели ВАЗ 21214 отличается от классической только присутствием привода скоростного датчика.
Основные неполадки демультипликатора
Большинство поломок раздатки носят чисто механический характер (например, срезанный вал между КПП и раздаточной коробки). Провоцируют это невнимательное отношение к уровням ГСМ, износ резинок, неверное расположение (центровка) агрегата, состояние сопредельных узлов. Первым показателем проблем с раздаточной коробкой становится характерный шум и вибрация по корпусу.
Другие признаки поломок раздатки:
- проблематичное включение переднего моста;
- перегрев демультипликатора;
- утечка или перерасход масла во время работы раздатки;
- самовыключение переднего моста.
Ремонт раздатки в Ниве 21213 своими руками вполне реален при мелких поломках. Владельцу будет достаточно базовых навыков автослесаря. Сложнее правильно установить и отцентровать раздаточную коробку. Здесь рекомендуется все же обращаться в автосервис. Схема самого агрегата представлена в документации к автомобилю.
Демонтаж демультипликатора Нива 2121
Снять узел приходится не только в случаях ее поломки. Иногда ее демонтируют для доступа к другим узлам. Чтобы снять коробку, понадобится обычный набор инструментов. Последовательность, как снять раздатку на Ниве 2121, следующая:
- Поднять автомобиль на подъемнике или загнать на эстакаду (смотровую яму).
- В салоне снять декоративный тоннель между передними сидениями, открутить крепления, приподнять крышку и отключить провода лампы блока дифференциала.
- От раздатки отсоединить тросик привода спидометра.
- Отсоединить задний и передний карданы.
- От фланца КП отсоединить мягкую муфту (открутить первый набор болтов крепления, провернуть муфту и открутить оставшиеся).
- Обжать муфту хомутом и извлечь болты.
- Установить регулируемую опору под раздатку и открутить крепления.
- На опоре опустить раздаточную коробку.
Раздаточная коробка “Нива 2121”- Назначение и устройство
Автомобиль высокой проходимости ВАЗ 2121 является надежным универсальным внедорожником. В отличие машин с одним ведущим мостом, он оборудован полным приводом, обладает высокой проходимостью.
Устройство раздатки Нива 2121 обеспечивает условия для эксплуатации транспортного средства как на труднопроходимых трассах, так и в режиме городских улиц с интенсивным движением.
Благодаря колесной формуле полноприводного авто, серия автомобилей производства АвтоВАЗ получила известность под названием «Нива 4х4».
Основное назначение раздатки Нивы 2121
- Раздаточная коробка (другое название – демультипликатор) соединена непосредственно с коробкой передач, участвует в распределении вращения на оси вездехода и способствует увеличению момента при передаче на колеса транспортного средства.
- Нива 2121 раздатка схема в разрезе
Функции раздаточной коробки:
- Блокировка межосевого дифференциального механизма.
- Отключение одного моста.
- Повышение крутящего момента, передаваемого на ведущие колеса, при включении
- понижающей передачи.
- Распределение момента кручения на оси автомобиля.
- Обеспечение работы вала отбора мощности при установке дополнительных агрегатов.
Устройство раздатки Нивы 2121
В состав раздаточной коробки внедорожника Нива входят:
- валы – ведущий, промежуточный, привода заднего, переднего мостов;
- дифференциальный механизм;
- муфта переключения передач.
Два зубчатых колеса, жестко расположенные на ведущей оси раздатки, предназначены для включения повышенной или пониженной передач.
При изготовлении ведущего вала, производится специальная термообработка в местах, где предполагается наибольшая нагрузка от работающих шестерен.
Это необходимо для обеспечения достаточной прочности вала, с целью исключить возможные дефекты при эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях.
Конструкцией шестерен раздаточной коробки предусмотрены прямые и косые зубья, расположенные в два ряда. Косые зубья колес находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями, плотно сидящими на промежуточном валу. Прямые – соединены с муфтой переключения режимов. Муфта имеет три рабочих положения: среднее – нейтральное и соединение с одной из двух шестерен на ведущей оси.
Читайте также… Замена масла АКПП Лада Гранта
Работа раздатки на Ниве 2121
По аналогии с коробкой передач, раздаточная коробка на джипе Нива Шевроле тоже имеет передачи. При включении соответствующих зубчатых зацеплений шестерен на валах обеспечиваются передаточные отношения, равные 1,2 и 2,135. При помощи дифференциального механизма обеспечивается перераспределение момента кручения между колесами, в соответствии с их сопротивлением движению.
Работа раздатки, во время движения внедорожника ВАЗ Нива по сухому ровному шоссе колеса машины вращаются с одинаковой скоростью. При этом передачи не включены, шестерни и муфта находятся в нейтральном положении.
Как только условия движения транспортного средства ухудшились, включается раздатка на Ниве.
Водитель при помощи специального рычага переводит на раздатке передачу на понижение, чтобы внедорожник уверенно продолжил движение со стабильной скоростью.
Как работает раздатка на Ниве 2121 в экстремальных условиях бездорожья. Опытные автолюбители умеют профессионально пользоваться раздаткой на Ниве.
Они знают, что в таких ситуациях при помощи рычагов нужно блокировать шестерни дифференциала.
Это необходимо для обеспечения равномерного вращения обоих валов ведущих мостов автомобиля с целью создания повышенной проходимости транспортного средства.
Важно: Переключение раздатки на пониженную передачу осуществляется только после полной остановки внедорожника Нива 2121 (не на ходу).
Описание возможных проблем с раздаткой
В процессе работы транспортных средств повышенной проходимости детали и узлы раздатки постепенно приходят в негодность, вследствие износа. Чаще всего случаются следующие перебои в работе механизма:
- Не включается передний мост.
- Перегревается раздатка.
- Утечки и повышенный расход масла раздатки.
- Несанкционированное отключение переднего моста.
Замена масла в раздатке Нива 2121
Для обеспечения работоспособности транспортного средства необходимо своевременно производить техническое обслуживание. замена масла входит в обязательный перечень работ по ТО машины. Для смены расходного материала в раздатке Нива 2121 потребуется трансмиссионное масло в объеме 0,8 – 1,5 литров.
Читайте также… Многоступенчатые коробки передач немецкой фирмы ZF
Периодичность замены смазочной жидкости равна 45 000 км пройденного пути. Первая процедура проводится спустя 60 000 км, а далее – в соответствии с установленным графиком.
Внимание: При возникновении проблем с переключением передач, посторонних звуков, вибраций и колебаний необходимо проверить состояние, а также количество масла в раздаточной коробке и трансмиссии в целом.
Порядок замены масла в раздатке внедорожника Нива:
- прогреть автомобильные системы и механизмы, для этого нужно завести мотор и проехаться на небольшое расстояние;
- установить машину на эстакаду или над специальной смотровой ямой;
- очистить заливную и сливную пробки раздатки от грязи и пыли;
- подставить под слив емкость для сбора отработанного материала;
- открутить пробки и слить жидкость;
- удалить металлические фрагменты, стружку, осколки и прочие элементы износа;
- завинтить пробку;
- залить в промывочную жидкость (около одного литра);
- запустить мотор;
- прогнать рычаг по передачам раздатки с небольшими задержками;
- выключить двигатель;
- слить промывочный состав;
- заправить раздатку новым маслом;
- проверить уровень масла ;
- при необходимости добавить нужное количество.
Для раздатки внедорожника Нива 2121 чаще всего используются трансмиссионные масла известных брендов Mobil, ТНК, Castrol класса GL-4.
Трансмиссия ВАЗ-2121
Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. В салоне автомобиля снимаем провода с выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала, для этого:
Прежде всего, отметьте, при какой скорости возникает вибрация раздаточной коробки, затем приступайте к определению причин вибрации.
Раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-2121 служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля.
На Ниве ставится раздаточная коробка двухступенчатая, с принудительно блокируемым межосевым дифференциалом и ручным управлением.
Разборку редуктора заднего моста мы рассмотрели в статье – Разборка редуктора заднего моста.
Перед сборкой промываем детали редуктора в керосине и осматриваем их.
Обычно редуктор снимают для его замены, ремонта или замены или ремонта балки заднего моста.
Первым делом вывешиваем задний мост.
Вывешиваем заднюю часть автомобиля на треноги, снимаем заднее колесо и тормозной барабан.
Манжету можно заменить, не снимая редуктор с автомобиля. Для этого вывесив задний мост, сливаем масло из картера, снимаем колеса и тормозные барабаны, выводим полуоси из зацепления с шестернями дифференциала (смотрим статью по снятию полуосей – Как снимать и ремонтировать полуось заднего моста ВАЗ-2121).
Задний мост автомобиля выполнен в виде пустотелой балки, к торцам которой приварены фланцы с посадочными местами под подшипники полуосей и отверстиями для крепления тормозных щитов.
В середине к балке болтами крепится редуктор главной передачи с дифференциалом, а со стороны фланцев в балку вставлены две полуоси, передающие крутящий момент от редуктора к задним колесам.
Трансмиссия ВАЗ 21213, ВАЗ 21310 (Нива)
Автомобили семейства ВАЗ 2121, 21213, 21310 и их модификации имеют постоянный полный привод. Это значит, что в момент езды крутящий момент передается на любое колесо автомобиля. В действительности выходит, что только одно колесо является ведущим. Это то колесо, которому в данный момент времени легче вращаться. В зависимости от характера дороги легче становиться вращаться то одному, то другому колесу. Поэтому и ведущее колесо автомобиля меняется в зависимости от условий дороги. Ведущим колесом может быть как переднее, так и заднее, как правое, так и левое.
Раздаточная коробка имеет повышенную и пониженную передачу, таким образом, она двухступенчатая. Повышенная передача используется на трассе для экономии топлива.
Пониженная передача используется при движении по бездорожью, при этом значительно увеличивается расход топлива ( до 20-25 л). Коробка переключения передач механическая пятиступенчатая. На автомобилях ВАЗ 2121 использовалась механическая четырехступенчатая коробка передач.
Во время блокировки межосевого дифференциала крутящий момент идет на ведущие мосты. Далее через меж колёсные дифференциалы к ведущим колесам. То есть теперь у нас постоянно вращается одно колесо спереди и одно сзади. Есть люди которые утверждают что при этом колеса вращаются по диагонали автомобиля( какой диагонали легче, та и является ведущей).
Это мнение ошибочно, потому что дифференциалы в мостах направляют крутящий момент к колесу, которому легче вращаться. А значить опять всё зависит от конкретных условий дороге. Вращаться могут как переднее правое с задним правым, переднее левое с задним левым, так и по диагонали. В продаже имеются дополнительные самоблокирующиеся меж колесные дифференциала.
Принцип их работы заключается в пробуксовке одного колеса и автоматической подачи крутящего момента на оба колеса. Завод изготовитель не советует устанавливать такие устройства, потому что растёт дополнительная нагрузка на все узлы трансмиссии. Даже меж осевой дифференциал необходимо включать только на плохо проходимых участках.
Постоянная езда на блокировке приводит к выходу из строя узлов трансмиссии и повышенному расходу топлива ( до 30 л).
Для передачи крутящего момента от раздаточной коробки к мостам используются карданные валы. Стандартные валы имеют крестовины для передачи угловой скорости.
На рынках имеются карданные валы, у которых вместо крестовин установлены шарниры равных угловых скоростей.
Такие валы наиболее эффективно передают крутящий момент и снижают уровень вибраций, но при эксплуатации в жестких дорожных условиях необходимо регулярно проверять состояние пыльников этих валов.
При эксплуатации автомобиля нельзя забывать про регулярное техническое обслуживание трансмиссии, в которое входит регулярная замена масла в мостах, в коробке передач и раздаточной коробке. Наилучшее масло для этих узлов является ZIC.
Передача крутящего момента от переднего моста к колёсам осуществляется через привода передних колёс, в состав которых входят наружные и внутренние шарниры угловых скоростей. При эксплуатации автомобиля в повышенных тяжелых дорожных условиях, также необходимо регулярно проверять целостность пыльников ШРУС приводов.
- К недостаткам трансмиссии относятся вибрации в области раздаточной коробки, а также быстрый износ деталей переднего редуктора.
- При своевременном техническом обслуживании, а также при правильной эксплуатации автомобиля, детали трансмиссии автомобилей ВАЗ 21213 и ВАЗ 21310 практически не выходят из строя.
- Все эти узлы Вы можете приобрести в нашем магазине
Постоянный полный привод «Нива»- Как устроен и правила использования
Автомобиль Нива стал первым советским внедорожником, в устройстве которого использовалась полноприводная трансмиссия. Характерной особенностью автомобиля является механизм блокировки межосевого дифференциала. Среди автомобилистов бытует мнение о том, что данный механизм служит для подключения переднего моста. Однако, передний привод Нива всегда находится в подключенном состоянии. Разобраться, какой привод у Нивы, можно после изучения конструкции данного узла.
Устройство привода Нивы
Ходовая часть автомобиля выполнена по принципу постоянного полного привода – крутящий момент от силового агрегата передается на все 4 колеса. Такая схема улучшает эксплуатационные качества авто при движении в условиях бездорожья, одновременно уменьшая нагрузку на детали трансмиссии.
Привод у нивы шевроле состоит из следующих узлов:
- Коробка скоростей.
- Раздаточная коробка.
- Пара приводных и карданных валов.
- Редукторы переднего и заднего мостов.
Раздаточная коробка предназначена для распределения вращательного момента между ведущими мостами транспортного средства. На авто установлена двухскоростная «раздатка», которая обеспечивает:
- устойчивый ход машины при движении с малой скоростью в режиме повышенных оборотов двигателя;
- распределение мощности между ведущими мостами, в зависимости от сцепления с дорожным покрытием.
Дифференциал – один из важнейших элементов трансмиссии. Его основное предназначение заключается в распределении тягового усилия, а при необходимости, обеспечение вращения двух потребителей с разной угловой скоростью. В трансмиссии привода Chevrolet Niva установлено три дифференциала:
- По одному на каждый мост (межколесные) — дают возможность колесам одной оси вращаться с различной скоростью.
- Третий (межосевого действия) — передает мощность от силового агрегата к обоим мостам автомобиля. Также он позволяет валам работать на разных угловых скоростях, в зависимости от условий эксплуатации, что значительно улучшает управляемость.
Пара карданных валов (шрусовой или крестовой конструкции) обеспечивают связь раздаточной коробки с редукторами ведущих мостов. Оба вала автомобиля имеют одинаковое устройство – они взаимозаменяемы.
Передний и задний мосты передают усилие от раздаточной коробки на ведущие колеса посредством наружных и внутренних шарниров угловых скоростей.
Принцип работы полного привода на Ниве Шевроле
В обычном режиме Нива Шевроле работает на повышенной передаче с разблокированным дифференциалом. Крутящий момент передается от силового агрегата, через коробку скоростей и промежуточный вал, на двухступенчатый редуктор раздаточной коробки. В корпусе «раздатки» установлен межосевой дифференциал. Он связывает передний и задний мосты, позволяя им вращаться на разных скоростях, в зависимости от дорожных условий и направления движения.
Как функционирует полный привод на Ниве при заблокированном дифференциале
При включенном полном приводе, оба карданных вала фиксируются муфтой-блокатором. Это способствует равномерной передаче тягового усилия на обе оси автомобиля. За счет этого повышается проходимость автомобиля, но ухудшается управляемость.
Совет: Не рекомендуется использовать режим блокировки на дорогах с хорошим сцеплением, так как это приведет к ускоренному износу шин, увеличению нагрузки на детали и узлы трансмиссии, а также повысит потребления топлива.
Как включить полный привод
Поскольку привод на Ниве является постоянно полным, то под вопросом, как включить полный привод на Ниве Шевроле, подразумевается, как включить блокировку межосевого дифференциала.
Использовать блокировку нужно в следующих случаях:
- при движении на труднопроходимых участках местности, где есть опасность пробуксовки колес;
- когда ощущается недостаток тяги двигателя;
- при движении по дороге, покрытой снегом или льдом.
Важно: Блокировка бесполезна при диагональном вывешивании автомобиля, когда по одному колесу на разных осях начинаются буксования. Это связано с конструктивной особенностью трансмиссии. В таком случае нужно действовать по ситуации – подкапывать или подсыпать под вывешенные колеса.
Основной составляющей механизма блокировки мостов является раздаточная коробка. Управление раздаточной коробкой осуществляется одним шестипозиционным рычагом. Продольный ход обеспечивает повышенный и пониженный ряды передач. Поперечный – отвечает за блокировку межосевого дифференциала. При положении рычага в режиме блокировки на панели приборов загорается пиктограмма желтого цвета. В конструкции раздатки отсутствуют синхронизаторы, поэтому, при попытке включить диапазон скоростей или блокировку, шестерни встают зуб на зуб. Для переключения нужно просто подать автомобиль вперед или назад и тогда все переключится.
Источник Источник http://lada-avia.ru/harakteristiki/niva-shevrole-pereklyuchenie-peredach.html
Источник http://granta-service.ru/remont/transmissiya-nivy-2121-shema-opisanie-video.html
Источник http://motoran.ru/transmisii/niva-polnyj-privod