Какое масло заливать на зиму в двигатель автомобиля Ваз Классика
Какое масло заливать в двигатель, КПП и мосты на зиму в ВАЗ
Одним из основных видов работ по техническому обслуживанию автомобилей ВАЗ, не важно какой модели и года выпуска, является замена рабочих жидкостей, в первую очередь масла. Причем смена смазочных материалов должна проводиться во всех составных частях авто, где смазка используется. В первую очередь это двигатель и части трансмиссии.
Поскольку в наших широтах происходит сезонная смена климата с сильными перепадами температур, часто возникает вопрос, какое масло заливать зимой в двигатель ВАЗ, ведь смена сезона тоже оказывает влияние на свойства смазочного материала. И в этом вопросе следует несколько разобраться.
Вязкость
Начнем с того, что у смазочного материала, предназначенного для заливки в силовые установки, одним из основных параметров является его вязкость. Эта характеристика определяет текучесть масла при разных рабочих условиях. Оно должно быть текучим, пока холодное (чтобы обеспечить легкость пуска двигателя) и сохранять вязкость, то есть не стекать с поверхности, после нагрева. Именно вязкость масла является одним из основных критериев при выборе. Для обозначения смазочных материалов по вязкости введена целая классификация – SAE.
Согласно ей все масла делятся на:
- Летние;
- Зимние;
- Всесезонные;
Первые два варианта встречаются у нас сравнительно редко, они больше предназначены для использования в условиях круглогодичных стабильных температурных показателей. Для летнего варианта основным критерием является сохранение вязкости при высоких температурах, а текучесть при низких – практически не учитывается. И все с точностью наоборот для зимнего варианта.
Поскольку у нас сезонные перепады температур – большие, использовать отдельно летнее и зимнее масла просто нецелесообразно. Поэтому более рациональным является использование всесезонных смазочных материалов. Причем они тоже бывают разные по вязкости, поэтому еще и следует правильно подобрать моторное масло на зиму на ВАЗ.
Для обозначения вязкости всесезонных моторных масел по классификации SAE используется индекс, состоящий из цифр и букв. Примеры такой маркировки – 5W-40, 0W-30, 10W-50 и т. д. Первая часть маркировки указывает на показатели вязкости при низких температурах. По сути, этот показатель указывает, при каком минимальном температурном пороге смазочный материал будет оставаться достаточно текучим, чтобы масляный насос смог его «продавить» по системе. И в данном случае, чем ниже цифра первой части маркировки, тем больший мороз выдержит смазка. Так, масло с индексом 5W будет оставаться текучим при температуре до – 30 град., а вот у 15W максимальный температурный порог составляет уже -20 град С.
Вторая же часть маркировки указывает на вязкость при высоких температурах. Здесь все наоборот, чем больше цифра, тем вязкость после нагрева выше.
Чтобы подобрать по вязкости моторное масло на зиму на ВАЗ-2114 или любой другой модели, следует всего лишь определиться с температурой в разные сезоны. Так, для северных широт следует в первую очередь ориентироваться по низкотемпературной вязкости, то есть, по первой части индекса SAE. Если зимой температура падает до -30 град. С и ниже, то лучше использовать масла 0W или хотя бы 5W. Использование смазки с более высоким индексом приведут к тому, что при сильных морозах масло будет настолько густым, что стартер не сможет провернуть коленчатый вал. А вот для южных широт, следует больше ориентироваться по второй части индекса, то есть по высокотемпературной вязкости.
Для широт с умеренным климатом масло на зиму на ВАЗ-2106 (в целом не важно, какая модель) придется искать компромисс, чтобы и зимой смазка оставалась жидкой, и летом – вязкой. Оптимальным для такого климата является масло с индексом 5W-40.
Тип масла
Это рассмотрели, какое масло лить зимой в ВАЗ 2110 по такому параметру, как вязкость.
Но также следует учитывать еще и тип смазочного материала. Всего их три:
- Минеральное;
- Синтетической;
- Полусинтетическое;
Минеральное масло на зиму ВАЗ-2109 – самый худший вариант. Такой смазочный материал, изготовленный путем переработки нефтепродуктов отличается недостаточно хорошими эксплуатационными показателями, особенно низкотемпературной вязкостью. То есть, порог загустевания у него значительно выше, чем у другим типов масла. Но здесь стоит отметить, что такое масло для использования в качестве смазочного материала практически не встречается. Но зато его часто применяют в качестве основы для промывочных жидкостей.
Синтетическое масло – один из самых оптимальных вариантов для силовых установок современных автомобилей. Его получают путем синтеза, в процессе которого задаются определенные параметры смазке, в том числе и вязкости. Поэтому определяясь, какое масло лить зимой в Ваз-2114, предпочтение следует отдать именно синтетическому.
Полисинтетик – это смесь минерального и синтетического масел. По эксплуатационным показателям оно уступает «синтетику» (зато по цене ниже), но превосходит «минералку». Поэтому использовать такое масло в двигателе ВАЗ-21083 или же моделях классического семейства – вполне приемлемый вариант.
Именно эти два критерия – вязкость и тип следует учитывать, определяя, какое масло залить на зиму в ВАЗ-2115 или любой другой модели.
Естественно, обратить внимание следует и на производителя. Не стоит покупать смазочный материал в сомнительных местах продаж, малоизвестных производителей. Выбирая масло лучше не экономить.
Трансмиссионное масло
Напоследок пройдемся по трансмиссии. В ВАЗ классических моделей смазочный материал залит в коробке передач и редукторе, а начиная с модели ВАЗ-2108 и выше – только в КПП (у них редуктора нет). Причем в этих узлах используется особое масло – трансмиссионное. Этот смазочный материал не требует такой часто замены, как смазка для силовой установки, да и общие требования к нему значительно ниже.
Выбирая трансмиссионное масло ВАЗ-2107 на зиму, учитывать нюансы особо и не нужно. В элементах трансмиссии используются масла имеющие индекс по классификации SAE 75W-85, 80W-90 и др. Заливается оно как в КПП, так и редуктор.
Это же масло используется и более современных моделях ВАЗ. Чтобы более точно подобрать трансмиссионное масло для того или иного авто, лучше в инструкции по эксплуатации узнать, какая именно смазка нужна.
На заметку. Здесь удобный фильтр подбора масла по параметрам автомобиля
Видео – Какое масло в авто выбрать на зиму?
Масло в коробку ваз
Полезная информация про трансмиссионные масла для ваз
- Как выбрать масло для отечественного авто
- Castrol или Valvoline: что выбрать
- Как выбрать нужный продукт
Когда водители выбирают трансмиссионные масла для ваз, они ориентируются на определенные характеристики жидкости. Ранее для отечественного автомобиля найти было сложно, поэтому в качестве альтернативы выступало моторное масло. В сегодняшние коробки передач водители заливают трансмиссионные масла для ваз.
Выбирать трансмиссионные масла для ВАЗ нужно по определенным характеристикам жидкости.
Как выбрать масло для отечественного авто
Почти все механизмы в автомобиле требуют смазки. Смазочные свойства у жидкостей постепенно утрачиваются. Поэтому замена масла в коробке должна быть своевременной, дабы не навредить ей. Опытные водители, выбирая масло для трансмиссионных узлов, стараются ориентироваться на:
- нагрузку механизма;
- скорость скольжения.
Автолюбители отдают предпочтение отечественному трансмиссионному маслу ТМ-4-12 из-за его характеристик.
Основываясь на этих 2 критериях, делают выбор между столь различными по вязкости и количеству присадок маслами для кпп. Противозадирные присадки имеют в своем составе сернистые соединения, которые при износе метала не образует задиров. Вместо этого появляется пленка из разъевшегося метала, что наносит гораздо меньше ущерба. Это правило касается чугунных или стальных изделий. Синхронизаторы, изготовленные в основном из цветных металлов, еще больше подвергаются износу. Это провоцируется разрушающим воздействием сернистых соединений на цветные металлы.
Изначально для коробок передач “самары” трансмиссионных масел не существовало, водители заменяли его на моторное. Спустя полтора десятка лет для ваз они появились. Первыми в стране стали выпускать масла серии ТМ-4 и ТМ-5. Адаптированной версией считается ТМ5-9П. Его заливали в коробку в качестве первоначальной для автозаправки. Затем в серию продаж поступили такие отечественные автомобили, как ваз 2109 и 2110 (на оба авто устанавливалась коробка от 2110).
Для автомобилей с передним приводом разработаны трансмиссионные масла для коробки, отвечающие минимальному своду требований. Заводы в этом своде не указывают нормативы развития коррозии (это касается материалов из цветных металлов).
Масла, которые чаще всего выбирают водители ваз 2109:
- Лукойл-Супер SAE 15W40 API CD/SF;
- М6з12Г1 – одно из самых простых трансмиссионных жидкостей;
- Рексол ТМ-4-12 – рекомендованное АвтоВАЗом для ваз 2109 и других авто с передним пирводом;
- ТАД-17И (хотя для автомобилей с передним приводом его использование не рекомендуеттся из-за того, что оно сильно густое, особенно в холодную погоду, и содержит чрезмерно много противозадирных добавок, которые разрушают синхронизаторы).
Эталоном отечественного водители считают ТМ-4-12. Однако они должны основываться не только на том, что входит в состав масляного продукта, но и на его степень вязкости. Сильно вязкое масло усложняет работу синхронизаторов и менее доступно к деталям, зато пленка его прочнее.
Вернуться к оглавлению
Castrol или Valvoline: что выбрать
Производители Valvoline заявляют, что их продукция обладает антипенными качествами и термоустойчивостью.
Некоторые водители желают, чтобы в их коробке находилось импортное масло. Так производителиValvoline утверждают, что их продукция позволяет оказывать сильные действия, противостоящие высокому давлению. SynPower LS 75W-90, SynPower Gear Oil и другие трансмиссионные продукты компании имеют в своем составе необходимое количество присадок и элементов, которые защищают от коррозии. Также компания Valvoline заявила, что их продукция обладает антипенными качествами и термоустойчивостью.
Для водителей, практикующих использование менее вязких трансмиссионых масел, по душе может быть продукция фирмы Castrol, находящейся на рынке более века. Для плавного переключения они рекомендуют использование синтетики (SYNTRANS V FE 75W-80 (API GL-4). Производитель заявил, что его масло не способствует задирам и повышенному износу, синхронизаторы автомобилей начинают надежнее работать, а экономия топлива повышается. Среди всех преимуществ Castrol выделяют:
- топливный расход уменьшается;
- с использованием данного продукта повышается износостойкость даже в случае вождения в экстремальных условиях;
- вязкость минимизирована;
- улучшает фортабельность при переключении передач;
- сила трения снижается, переключение выполняется более плавно;
- хорошая термо-износостойкость.
Многие водители, определившись с маслом по показателю вязкости, задумываются, а какой из всех представленных на рынке продуктов более термо-износостойкий и менее задирающий?
Вернуться к оглавлению
Как выбрать нужный продукт
Масло ТАД-17И, которое практически не имеет никаких присадок.
Согласно ГОСТ 9490 характеристики масляных продуктов, для трансмиссий определяют на специальной 4-шариковой машине трения.
К этим характеристикам относятся:
- Нагрузка заседания – нагрузка при продавливании пленки. Отечественные ориентированы на повышенную нагрузку гидродинамики (для синхронизаторов идеально полусухое трение), импортные – на сохранность шестеренок. То есть для данного критерия идеальны Российские масла.
- Нагрузка сваривания. Чем она выше, тем реже трущиеся поверхности способны выскальзывать, образуя задиры. ВАЗ установил определенное требование: сила этой нагрузки должна составлять 2200Н и более (от 225 кгс). Здесь выигрывают Castrol и Valvoline.
- Индекс задира. Чем он выше, тем меньше вероятности образоваться задиру. Доказано, что ТАД-17И – менее подходящая жидкость.
- Диаметр пятна от износа. По этому критерию водители также отметили самый худший показатель у ТАД-17И и самый лучший у М6з12Г1.
Водители должны всегда обращать внимание на коррозийные разрушения и температуру, при которой застывает. Температурные ограничения указаны производителями, а вот коррозийная активность элементов – нет. Однако догадаться не сложно, что чем больше масло содержит добавок, тем больше оно вызывает коррозии в коробке в период ее эксплуатации. Для данного показателя идеально ТАД-17И, которое практически не имеет никаких присадок. На втором месте идет Лукойл, ТНК, Норси, а после – импортные продукты групп GL-4 и GL-5.
Основываясь на данных показателях, водителю сделать полностью удовлетворяющий по всем параметрам продукт практически невозможно.
Требуется каким-либо качеством жертвовать, основываясь на собственных пожеланиях. Одно следует знать: для ваз 2109, оки и более ранних моделей отечественного автопрома GL-5, 5W50 и подобные крайне не рекомендуется. Лучше использовать 10 или 15W40. Идеально использование ТМ-4-12, рекомендованное АвтоВАЗом.
Какое лучше взять в коробку ВАЗ 2110 масло и как самостоятельно его заменить?
В настоящее время на отечественном рынке представлено огромное количество машинных авто масел, предназначенных для коробок передач. Водитель должен уметь правильно выбрать и знать, как самостоятельно заливать его в коробку.
Перед тем как посетить авто магазин, следует внимательно изучить руководство к автотранспортному средству ВАЗ 2110, в котором производителем даны рекомендации, касающиеся качества жидкости, пригодной для заливки в КПП.
Сегодня, всемирно-известными производителями, представлены отечественным автолюбителям следующие виды авто масла для КПП:
- Синтетические;
- Минеральные;
- Полусинтетические.
По мнению многих экспертов, для автотранспортного средства модификации ВАЗ 2110, как и для других моделей, больше всего подходят именно синтетические масла, с которым авто может эксплуатироваться даже в экстремальных условиях (сколько следует вливать литров в коробку можно узнать из инструкции к машине приложение №11 об использовании эксплуатационных жидкостей).
Если владелец авто не располагает свободными финансами для приобретения дорогих синтетических средств, он может купить их вполне достойный заменитель – полусинтетическое трансмиссионное масло. Каждый водитель должен помнить, что ни в коем случае нельзя смешивать минеральные и синтетические масла.
Правила замены
Существуют некоторые нюансы, касающиеся масла для КПП, которые необходимо знать каждому владельцу автотранспортного средства ВАЗ 2110:
- трансмиссионное масло в коробку необходимо заливать в соответствии с временем года (лить нужно летнее, зимнее или всесезонное);
- процедуру замены следует проводить после прогрева авто, соблюдая определённую последовательность (как написано в инструкции к авто, в пункте №5 о подготовке трансмиссии к эксплуатации);
- использовать авто масла для КПП нужно сертифицированные, которым гарантировано высокое качество;
- проверку авто масла в КПП следует проводить каждые 10 тыс. км пробега.
Самостоятельная замена
Для того чтобы самостоятельно поменять авто масло в автомобиле ВАЗ 2110 его владельцу необходимо подготовить:
- ёмкость, в которую нужно будет лить использованное авто масло;
- ключ на 17;
- специальный шприц, предназначенный для заправки агрегатов трансмиссии (с его помощью любые жидкости можно лить из ёмкости в ёмкость гораздо быстрее).
Процесс замены должен проводиться следующим образом:
- предварительно разогретое автотранспортное средство необходимо поставить на подъёмник или эстакаду;
- снять брызговик, установленный на силовом агрегате;
- при помощи ключа на 17 следует ослабить пробку, установленную на сливном отверстии КПП;
- открутить до упора пробку и слить в специальную ёмкость всю трансмиссионную жидкость из автомобиля;
- очистить пробку от грязи и частиц мусора, после чего поставить её на место и закрутить;
- слитое трансмиссионное масло нужно очистить от всех механических примесей;
- промыть коробку передач (как рекомендуется производителем);
- протереть указатель уровня авто жидкости;
- залить новое авто масло в картер КПП посредством специального шприца (Сколько литров масла в коробке ВАЗ 2110? Ответ — 3,3 литра, объем необходимого масла в КПП ВАЗ 2110);
- проверить уровень жидкости (определить, сколько её влито можно при помощи специального щупа);
- установить на место брызговик двигателя (как указано в инструкции к авто в пункте №5);
- протестировать работу мотора автотранспортного средства (как начнёт работать мотор сразу станет понятно, подходит ли залитое авто масло).
Выбираем правильное масло в коробку ВАЗ 2109
Отечественные автомобили марки ВАЗ 2109 славятся своими регулярными поломками, но ремонтные работы и сами запчасти стоят сравнительно недорого. При грамотной эксплуатации и регулярном обслуживании авто вы сможете поддерживать его в нормальном работоспособном состоянии. Важную роль при этом играет трансмиссионное масло для ВАЗ 2109. Сегодня мы расскажем вам, как правильно его выбрать с учетом всех основных параметров и характеристик.
Какое масло рекомендовано?
При выборе масла для КПП ВАЗ 2109 вы можете использовать руководство по эксплуатации автомобиля или обратиться к опыту многочисленных владельцев этой машины. Завод-производитель советует заливать минеральные всесезонные смазки, среди которых:
- Рексол Т — SAE 80W-85 класса GL-4;
- Омскойл Транс П — SAE 80W-85 универсальной классификации GL-4/5;
- Волнез ТМ4 — SAE 80W-90 класса GL-4.
Кроме того, можно подобрать трансмиссионное масло других импортных и российских марок. Ключевым критерием при выборе является класс жидкости.
Автомобиль ВАЗ 2109 является переднеприводным, поэтому для его коробки подходят масла GL-3 и GL-4 по иностранной классификации, а также ТМ-3 и ТМ-4 по российской. Соответственно, несмотря на советы некоторых автомобилистов, заливать в КПП трансмиссионки GL-5ТМ-5 ни в коем случае нельзя, иначе пострадают синхронизаторы коробки.
Разберем заводские рекомендации
На заводе в девятки заливали всегда минеральное масло для коробки передач от Лукойл. Разумеется, на первое время его вполне хватает, особенно если вы эксплуатируете авто в теплое время года. Для зимы минеральное трансмиссионное масло для ВАЗ 2109 подходит плохо, а с чем это связано мы разберемся ниже. Как заменить масло вы можете прочитать здесь .
Минеральное масло в КПП
Минеральное масло в КПП Лукойл
Важнейшим и единственным преимуществом минерального масла для КПП ВАЗ 2109 является низкая цена, особенно по сравнению с полусинтетическими и синтетическими жидкостями. Например, 4-литровую канистру хорошего минерального масла можно купить за 400 рублей, а аналогичная по объему канистра с полусинтетики стоит не менее 1000 рублей.
У минерального масла весьма неплохие смазывающие свойства, поэтому даже на самом дешевом смазочном составе можно откатать до 50-70 тыс. километров. При этом в холодное время масло будет терять свои свойства и застывать, затрудняя запуск мотора в сильные морозы.
Полусинтетика и синтетика
Масло для КПП ВАЗ 2109 Ликви Моли
С такими типами масел для коробки передач ВАЗ 2109 все несколько иначе, а главный недостаток связан с высокой ценой. В общем, этот минус является единственным, а вот преимуществ у таких масел много:
- Масло для КПП ВАЗ 2109 такого типа является более технологичным и содержит множественные присадки, снижающие износ деталей трансмиссии и продлевающие ее срок службы.
- Температура промерзания масла ниже, поэтому даже в мороз вы можете запускать мотор и отпускать сцепление через несколько секунд.
- Масло быстро прогревается и обретает текучесть, в отличие от минералки.
- Версия о том, что синтетическое масло выдавливает сальники и течет через все соединения – это миф.
Моторное или трансмиссионное?
Некоторые владельцы отечественных авто покупают заливают моторное масло в КПП ВАЗ 2109, но это не всегда хорошо для трансмиссии.
Когда в 80-х годах появились переднеприводные ВАЗы, многие автолюбители и механики в сервисных центрах удивлялись, что в трансмиссию нужно было заливать обычное моторное масло. Объяснялось это необычное решение новой конструкцией коробки переключения передач, под которые в те времена просто не существовало подходящего масла, а точнее его было очень трудно достать.
Популярное масло ТАД-17И
Распространенная марка трансмиссионного масла для ВАЗ 2109 ТАД-17И было создано для прямозубых, гипоидных и косозубых высоконагруженных передач, которые работали с контактными нагрузками между зубьями более 3 000 Мпа, однако для трансмиссий ВАЗ 2109 оно не подходило.
Высокая вязкость смазки и особые присадки в составе, делающие масляную пленку более прочной, способствовали обильному смазыванию синхронизаторов, но масло выдавливалось не полностью. Из-ха этого не выравнивалась угловая скорость шестерен и скользящей муфты, а передачи включались с трудом и с посторонним звуком. Вместе с этим происходил ускоренный износ трансмиссии.
Масла более высокого класса для ВАЗ 2109
Какие масла рекомендованы для трансмиссии автомобиля мы уже упоминали в начале статьи, но там перечислены только отечественные марки. При этом существуют и более дорогие варианты трансмиссионных масел:
- полусинтетика ТНК 75w90
- минеральное НестеОил 80w90
- минеральное Mobil 1 80w90
- синтетика NesteOil GL-4 75w90.
Вы можете купить и любое другое масло, руководствуясь рекомендациями других автомобилистов, продавцов в магазине или других людей.
Какое трансмиссионное масло лучше использовать: результаты тестов и отзывы
Масло для коробки передач
- Синтетическая основа
- Для МКПП
- Зачем менять трансмиссионное масло?
Подобно моторному маслу смазка для трансмиссии играет важную роль в предотвращении преждевременного износа трущихся деталей и в их охлаждении. Существует огромное разнообразие таких материалов. Разберемся, чем они отличаются друг от друга, как правильно подобрать масло для мкпп и акпп, какой регламент по их замене, а также как производить замену трансмиссионного масла.
Роль масла в КПП
Крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания передается через маховик на диски сцепления коробки передач. В трансмиссии автомобиля происходит распределение нагрузок между шестеренками, которые соприкасаются друг с другом. Благодаря смене пар шестеренок разных размеров, ведомый вал коробки вращается то быстрее, то медленней, что позволяет изменять скоростной режим автомобиля.
Нагрузка передается от ведущей шестеренке к ведомой. Соприкасающиеся между собой металлические детали быстро износятся и из-за чрезмерного нагрева придут в негодность. Чтобы устранить эти две проблемы, необходимо создать защитный слой, снижающий выработку металла в результате плотного соприкосновения деталей, а также обеспечивающий их охлаждение.
С этими двумя функциями справляется трансмиссионное масло. Этот смазочный материал – не то же самое, что моторное масло (о классификации и характеристиках такого смазочного материала рассказывается в отдельной статье). Мотор и трансмиссия нуждаются в своем типе смазочного материала.
В автоматических коробках помимо смазочной и теплоотводящей функции масло играет роль отдельного рабочего тела, участвующего в передаче крутящего момента на передачи.
Важные свойства
В состав масел для коробок передач входят практически те же химические элементы, что и в аналогах для смазки силового агрегата. Отличаются они только пропорциями, в которых смешана основа и присадки.
Дополнительные вещества в смазочном материале необходимы по следующим причинам:
- создать прочную масляную пленку, которая предотвращала бы непосредственный контакт металлических элементов (в коробке давление одной детали на другую очень высокое, поэтому пленки, которая создается моторным маслом недостаточно);
- смазочный материал должен сохранять вязкость в пределах нормы, как при отрицательных, так и при высоких температурах;
- металлические детали нужно защитить от окисления.
Автомобили с повышенной проходимостью (внедорожники) оснащаются особенной трансмиссией, которая способна выдерживать увеличенные нагрузки при прохождении машиной сложных участков дороги (например, крутые подъемы и спуски, болотистая местность и т.д.). Для таких коробок требуется специальное масло, способное создавать особенно прочную пленку, выдерживающую подобные нагрузки.
Немного о трансмиссионных смазках
О выборе таких смазок владельцам думать приходится гораздо реже, так как смена производится через значительный период эксплуатации машины, порой это происходит через несколько лет. Трансмиссионная смазка применяется не только в АКПП или механических коробках. Её заливают в мосты, редуктора, рулевые колонки и другие механизмы, где имеются зубчатые шестерни.
Исключение составляют «автоматы», в которых масло выступает в качестве рабочего тела. В этих механизмах смазках должна обеспечить:
- Минимальный износ между трущимися парами с помощью образовавшейся масляной плёнки;
- Уменьшение потерь при трении зубчатых пар;
- Служить теплоносителем для отвода тепла из зоны трения;
- Удалять из обслуживаемой зоны трения, появившиеся продукты износа;
- Исключать появление очагов коррозии в обслуживаемом механизме;
- Снижать шум от работающих механизмов.
Этот вид смазок не доставляет проблем владельцам машин, срок эксплуатации большой, по «карману» сильно не бьет, удобно и недорого. Однако роль их в обеспечении нормальной и безопасной эксплуатации автомобиля огромная. Для повышения качества таких масел, в них также добавляются различные присадки.
Типы основ масла
Каждый производитель создает собственную комбинацию присадок, хотя основа остается практически неизменной. Всего существует три разновидности этих основ. Каждая из них предназначена для отдельного типа устройств и имеет индивидуальные характеристики.
Синтетическая основа
Основное преимущество таких основ – их высокая текучесть. Это свойство позволяет использовать смазку в коробках автомобилей, которые эксплуатируются при низких зимних температурах. Также такая смазка часто имеет увеличенный (по сравнению минеральной и полусинтетической) рабочий ресурс.
При этом для автомобилей с большим пробегом этот показатель является самым главным недостатком. Когда смазка в трансмиссии нагревается, ее текучесть повышается настолько, что может просачиваться через сальники и прокладки.
Полусинтетическая основа
Масла на полусинтетической основе – нечто среднее между минеральными и синтетическими аналогами. Среди преимуществ перед «минералкой» – лучшая эффективность при работе автомобиля на морозе и в жару. По сравнению с синтетикой стоит дешевле.
Минеральная основа
Смазочные материалы на минеральной основе часто используются на старых автомобилях с большим пробегом. Благодаря низкой текучести такие масла не просачиваются на сальниках. Также такое трансмиссионное масло используется в механических коробках.
Для повышения эффективности при высоких нагрузках и улучшения показателей смазки производители добавляют в ее состав особые присадки с содержанием серы, хлора, фосфора и других элементов (их количество определяет сам производитель путем испытаний опытных образцов).
Отзывы пользователей о синтетических маслах
Изучая вопрос, какое трансмиссионное масло лучше для ВАЗ-2110, ВАЗ-2114, «Лады» и прочих отечественных марок автомобилей, следует рассмотреть отзывы покупателей. Они утверждают, что, применяя перечисленные выше средства, можно значительно продлить срок эксплуатации коробки передач.
При этом работа этой системы становится практически бесшумной и легкой. Движки работают быстрее, вибрация снижается. Машина легко заводится даже в зимний период. Единственным недостатком названа высокая стоимость подобных средств. Но при эксплуатации цена масла оказывается оправданной. Лучше приобрести надежное средство, чем впоследствии осуществлять дорогостоящий ремонт трансмиссии.
Различие масла по типу коробки
Помимо основы трансмиссионные масла делятся на смазку для механических и для автоматических коробок. Из-за отличий в механизмах передачи крутящего момента каждый из этих механизмов требует своего смазочного материала, который будет обладать характеристиками, позволяющими выдерживать соответствующие нагрузки.
Для МКПП
В механические коробки переключения передач заливают масла с маркировкой MTF. Они отлично справляются с задачей по снижению механических нагрузок шестеренчатых соединений, смазывают их. Такие жидкости содержат антикоррозионные присадки, благодаря чему детали во время простоя автомобиля не окисляются.
Данная категория смазочных материалов должна обладать противозадирным свойством. И в этом случае наблюдается некоторое противоречие. Чтобы снять нагрузку между ведущей и ведомой шестеренкой, требуется мягкая и скользящая пленка. Однако для снижения образования задир на их поверхностях требуется обратное – более жесткая сцепка. В связи с этим в состав трансмиссионной смазки для МКПП входят такие дополнительные вещества, которые позволяют достичь «золотой середины» между снижением нагрузки и противозадирными свойствами.
Для АКПП
В автоматических коробках нагрузки распределяются несколько иначе по сравнению с предыдущими типами трансмиссий, поэтому и смазка для них должна быть другой. В этом случае на канистре будет соответствующая маркировка – ATF (самая распространенная для большинства «автоматов»).
По сути, данные жидкости обладают подобными характеристиками, что и предыдущие – противозадирными, антикоррозийными, охлаждающими. Но для смазки «автоматов» требования по вязкостно-температурным характеристикам более жесткие.
Автоматические трансмиссии существуют разных типов, и для каждого из них производители строго регламентируют использование конкретного масла. Различают следующие модификации:
- КПП с гидротрансформатором. Смазка в таких трансмиссиях дополнительно играет роль гидравлической жидкости, поэтому требования к ней более жесткие – особенно что касается ее текучести.
- Вариаторная. Для таких типов трансмиссий тоже существует отдельное масло. На канистрах этой продукции будет нанесена маркировка CVT.
- Коробка «робот». Она действует по принципу механического аналога, только в этой сцеплением и переключением скоростей управляет электронный блок управления.
- Трансмиссия с двойным сцеплением. На сегодняшний день существует много модификаций таких устройств. Создавая свою «уникальную» трансмиссию, производители предъявляют жесткие требования по использованию смазочного материала. Если хозяин авто проигнорирует эти указания, то в большинстве случаев машина снимается с гарантии.
Так как масла для таких трансмиссий имеют «индивидуальный» состав (как заявляют производители), их невозможно классифицировать по API или ACEA, чтобы подобрать аналог. В этом случае лучше было бы прислушаться к рекомендациям завода-изготовителя, и купить то, которое указано в технической документации.
Классификация масла по степени вязкости
Помимо концентрации различных присадок, смазки для трансмиссии разнятся по степени вязкости. Это вещество должно обеспечивать плотную пленку между соприкасающимися под давлением деталями при высоких температурах, но в холода не быть чрезмерно густым, чтобы можно было свободно переключать передачи.
В связи с такими факторами были разработаны три категории масел:
- Летние;
- Зимние;
- Всесезонные.
Эта классификация поможет автомобилисту подобрать масло, соответствующее для климатической зоны, в которой эксплуатируется автомобиль.
Класс (SAE): | Температура воздуха окружающей среды, оС | Вязкость, мм2/с |
Рекомендуемая зимой: | ||
70W | -55 | 4.1 |
75W | -40 | 4.1 |
80W | -26 | 7.0 |
85W | -12 | 11.0 |
Рекомендуемая летом: | ||
80 | +30 | 7.0-11.0 |
85 | +35 | 11.0-13.5 |
90 | +45 | 13.5-24.0 |
140 | +50 | 24.0-41.0 |
На территории стран СНГ в основном используются всесезонные трансмиссионные масла. На таре таких материалов стоит обозначение 70W-80, 80W-90 и так далее. Подходящую категорию можно подобрать, пользуясь таблицей.
По эксплуатационным характеристикам такие материалы еще делятся на классы от GL-1 до GL-6. Категории с первой по третью в современных автомобилях не используют, потому что они создавались для механизмов, испытывающих малые нагрузки при относительно небольших скоростях.
Категория GL-4 предназначена для механизмов с контактным напряжением до 3000 МПа и нагревом объема масла до 150оС. Температурный режим эксплуатации класса GL-5 идентичен предыдущему, только нагрузки между контактными элементами должны быть выше 3000 МПа. Чаще всего такие масла используются в особо нагруженных узлах, таких как мост заднеприводного авто. Использование такого типа смазки в обычной коробке может привести к износу синхронизаторов, так как сера, входящая в состав смазки, вступает в реакцию с цветными металлами, из которых изготавливаются эти детали.
Шестой класс редко используется в коробках передач, так как он предназначен для механизмов с большими скоростями вращения, значительным крутящим моментом, в которых также присутствуют ударные нагрузки.
Мнение экспертов о полусинтетическом масле
Изучая вопрос, какое трансмиссионное масло лучше для «Нивы Шевроле», «восьмерки», «десятки» и прочих отечественных автомобилей с небольшим пробегом, следует учесть советы экспертов о полусинтетических средствах. Их стоимость будет меньше, чем у синтетических средств, но ненамного.
Если у нового отечественного автомобиля есть небольшой пробег, расходные материалы представленного типа будут предпочтительнее. Лучшими в этой области эксперты называют LIQUI MOLY Hipoid Getriebeoil (750 руб./л), ELF TRANSELF NFJ (600 руб./л), THK TRANS GIPOID SUPER (900 руб./л).
Каждое средство рассчитано на определенный тип коробки передач. Но есть и универсальные разновидности. Автомеханики выделяют высокие эксплуатационные характеристики представленных средств.
Замена масла в коробке передач
В плановое обслуживание автомобиля входят разные процедуры по замене технических жидкостей, смазок и фильтрующих элементов. Замена трансмиссионного масла входит в список обязательных работ по ТО.
Исключением являются модификации трансмиссий, в которые с завода заливается специальная смазка, которая не нуждается в замене на протяжении всего срока службы авто, установленного производителем. Примером таких машин служат: Acura RL (автоматическая трансмиссия MJBA); Chevrolet Yukon (автоматическая коробка 6L80); Ford Mondeo (с АКПП FMX) и другие.
Однако и в таких автомобилях могут возникать поломки КПП, из-за чего все равно нужно проводить диагностику.
Зачем менять трансмиссионное масло?
Повышение температуры в смазке свыше 100 градусов приводит к постепенному разрушению присадок, входящих в ее состав. Из-за этого защитная пленка становится менее качественной, что способствует большей нагрузке на контактные поверхности зацепляемых деталей. Чем больше концентрация отработанных присадок, тем выше вероятность вспенивания масла, из-за чего теряются смазочные свойства.
Зимой из-за старого масла механизм КПП подвергается особенной нагрузке. Отработанная смазка теряет свою текучесть и становится более густой. Чтобы оно качественно смазывало шестеренки и подшипники, его нужно разогреть. Так как густое масло плохо смазывает детали, первое время поездки трансмиссия работает почти в «сухую». Это увеличивает износ деталей, на них появляются задиры и сколы.
Несвоевременная замена смазочного материала приведет к тому, что скорости будут хуже переключаться или самостоятельно выключаться, а в автоматических коробках вспененное масло вообще не даст машине двигаться.
Если автомобилист использует несоответствующую категорию смазки, коробка может работать с меньшей эффективностью, что обязательно приведет к выходу из строя деталей, подвергающихся чрезмерным нагрузкам.
Ввиду перечисленных и других сопутствующих проблем каждому автомобилисту необходимо придерживаться двух правил:
- Следовать регламенту по замене смазочного материала;
- Выполнять рекомендации производителя, касающиеся типа масла для данного авто.
Когда необходима замена масла в коробке
Чтобы определить, когда нужно слить старое масло и залить новое, водитель должен помнить о том, что это плановая процедура. Производители часто устанавливают порог в 40-50 тысяч пробега. В некоторых автомобилях этот период увеличен до 80 тысяч. Есть такие автомобили, в технической документации которых указывается пробег 90-100 тысяч км. (для механики) или 60 000 км (для «автомата»). Однако эти параметры основаны на почти идеальных условиях эксплуатации.
В большинстве случаев трансмиссия автомобиля работает в режиме, близком к экстремальному, поэтому реальный регламент часто сокращается до 25-30 тысяч. Особенное внимание следует обратить на вариаторную трансмиссию.
В ней нет планетарных передач, а крутящий момент поступает непрерывно. Так как детали в механизме подвергаются чрезмерным нагрузками и высоким температурам, в таких модификациях важно использовать соответствующее масло. Для большей надежности профессионалы рекомендуют менять смазку через 20-30 тысяч пробега.
Как заменить трансмиссионное масло?
Идеальный вариант замены трансмиссионной жидкости – отвезти машину в сервис-центр или на СТО. Там опытные мастера знают тонкости процедуры для каждой модификации коробки. Неопытный автомобилист может не учесть, что в некоторых коробках после слива остается небольшой процент старой смазки, которая послужит ускоренному «старению» нового масла.
Прежде чем решиться на самостоятельную замену, также важно учесть, что каждая модификация кпп имеет свое строение, поэтому обслуживание будет происходить иначе. Например, во многих автомобилях Volkswagen при замене масла необходимо поменять прокладку (изготавливается из латуни) сливной пробки. Если не принять во внимание тонкости процедуры для отдельных моделей авто, иногда ТО приводит к поломке механизма, а не защищает от преждевременного износа.
Самостоятельная замена трансмиссионной жидкости МКПП и АКПП происходит по разным алгоритмам.
Замена масла в МКПП
Процедура проводится в следующей последовательности.
- Нужно разогреть масло в коробке – проехать приблизительно 10 километров.
- Автомобиль ставится на эстакаду или загоняют на смотровую яму. Колеса фиксируются, чтобы автомобиль не откатился.
- Коробка имеет сливное и заливное отверстия. Предварительно об их расположении нужно узнать из технической документации машины. По логике сливное отверстие будет расположено в самой нижней части коробки.
- Откручивается болт (или пробка) сливного отверстия. Масло вытечет в емкость, которую заранее поместили под КПП. Важно убедиться, что старая смазка полностью вылилась из коробки.
- Закрутить сливную пробку.
- Через заливное отверстие при помощи специального шприца заливается свежее масло. Некоторые вместо шприца используют шланг с подсоединенной к нему лейкой. В этом случае практически невозможно избежать перелива масла. В зависимости от модели коробки уровень проверяется щупом. Если его нет, то ориентиром будет кромка заливного отверстия.
- Маслозаливная пробка закручивается. Нужно немного проехаться в спокойном режиме. Затем проверяется уровень масла.
Замена масла в АКПП
Замена смазочной жидкости в автоматических трансмиссиях бывает частичная и полнопроточная. В первом случае через сливное отверстие сливается около половины масла (остальная часть остается в узлах коробки). Затем заливается новая смазка. Данная процедура не заменяет, а обновляет масло. Ее проводят при регулярном обслуживании авто.
Полнопроточная замена должна производиться при помощи специального прибора, который чаще всего подключается к системе охлаждения и замещает старую смазку новой. Она выполняется, когда авто прошло более 100 тысяч км., при возникновении проблем с переключением передач или когда агрегат неоднократно перегревался.
Данная процедура требует много времени и средств, так как при прокачке (а при необходимости и промывке) потребуется почти двойной объем технической жидкости.
Для самостоятельной полной замены масла в «автомате» потребуются следующие шаги:
- Трансмиссионная жидкость прогревается. Отсоединяется шланг охлаждения, идущий от коробки к радиатору. Его опускают в емкость для слива.
- Селектор переключения скоростей переводится в нейтральное положение. Заводится мотор, чтобы поработал насос коробки. Эта процедура не должна длиться дольше минуты.
- При заглушенном двигателе откручивается сливная пробка и сливается остаток жидкости.
- Через заливное отверстие нужно залить чуть более пяти литров масла. Через шланг системы охлаждения шприцем закачивается еще два литра.
- Затем двигатель заводится и сливается около 3,5 литра жидкости.
- Мотор глушится и заливается 3,5л. свежего масла. Такая процедура выполняется 2-3 раза, пока из системы не пойдет чистая смазка.
- Работы завершаются восполнением объема до уровня, установленного производителем (проверяется щупом).
Стоит учесть, что автоматические трансмиссии могут иметь разное устройство, поэтому тонкости проведения процедуры тоже будут отличаться. Если нет опыта в выполнении таких работ, тогда лучше доверить это профессионалам.
Как уберечь коробку от преждевременной замены?
Своевременное обслуживание автомобиля увеличивает ресурс деталей, находящихся под нагрузкой. Однако некоторые привычки водителя могут «убивать» коробку, даже при соблюдении рекомендаций по ТО. Если появились неисправности, советы из отдельной статьи помогут в их устранении.
Вот типичные действия, которые часто приводят к ремонту или замене КПП:
- Агрессивный стиль езды.
- Частая езда на скоростях, близких к предельному показателю для конкретного автомобиля.
- Использование масла, несоответствующего требованиям производителя (например, текучее в старом авто незаметно просачивается через сальники, из-за чего уровень в коробке понижается).
Чтобы увеличить рабочий ресурс КПП, водителям рекомендуется плавно отпускать педаль сцепления (на механике), а при эксплуатации АКПП – следовать рекомендациям по переключению селектора. Полезным также будет плавное ускорение.
Периодический визуальный осмотр автомобиля на наличие подтеканий позволит вовремя выявить неисправность и предотвратить более крупную поломку. Появление звуков, нехарактерных для данной модели трансмиссии, – веская причина для визита на диагностику.
Источник http://remont-avtovaz.ru/kakoe-maslo-zalivat-v-dvigatel-kpp-i-mosty-na-zimu-v-vaz/
Источник Источник http://ladafakt.ru/maslo-v-korobku-vaz.html
Источник http://rosavto-spb.ru/drugoe/transmissionnoe-maslo-dlya-peredneprivodnyh-avtomobilej-vaz.html