Что такое редуктор в автомобиле; автомобильный редуктор; Авто; Другое
Что такое редуктор в автомобиле
Содержание статьи
- Что такое редуктор в автомобиле
- Как проверить главную пару
- Что такое гипоидная передача
Редуктор в автомобиле необходим для распределения передаваемого от двигателя крутящего момента между ведущими колесами. Конструктивно автомобильный редуктор представляет собой коническую зубчатую передачу, размещенную в отдельном корпусе.
В зависимости от типа автомобиля, редуктор располагается на переднем либо заднем мосту, а полный привод предполагает наличие двух редукторов, так как крутящий момент в этом случае распределяется между всеми колесами.
Передаточное отношение автомобильного редуктора
Основной характеристикой редуктора, как и любой другой механической передачи, является передаточное отношение, показывающее степень уменьшения угловой скорости и увеличения крутящего момента, передаваемого на колеса. Передаточное отношение напрямую зависит от количества зубьев ведущей и ведомой шестерни. В редукторах большее число зубьев всегда имеет ведомая шестерня. Благодаря хорошим эксплуатационным качествам, широкое распространение в автомобильных редукторах получили шестерни с круговым зубом.
Передаточное отношение, приближенное к единице, имеют редуктора скоростных автомобилей, у которых количество зубьев ведомой шестерни всего на несколько единиц больше, чем ведущей. Увеличение передаточного отношения повышает тяговые характеристики транспортного средства, что особенно важно для специальных автомобилей и тягачей.
Особенности установки редукторов на полноприводных автомобилях
На переднем и заднем мосту полноприводных автомобилей должны быть установлены редукторы с одинаковым передаточным отношением, так как в противном случае становится невозможной эксплуатация машины при включенной блокировке межосевого дифференциала.
Отказы и ремонт редуктора
Большое значение для обеспечения безотказности редуктора автомобиля имеет смазка вращающихся деталей в зоне зацепления. Утечка смазки может привести к масляному голоданию, в результате которого зубья шестерен будут перегреваться и интенсивно изнашиваться. Избежать поломки поможет периодический контроль состояния трансмиссии, осуществляемый профессиональными сотрудниками СТО.
Ремонт редуктора относится к работам особой сложности, так как предполагает большое количество регулировок и последующих тестов. Одна из шестерен редуктора не может быть заменена без подбора и приработки, так как в противном случае не будет обеспечена требуемая площадь пятна контакта. Регулировка редуктора осуществляется изменением зазора между торцом зубчатого колеса и корпусом агрегата.
Сколько редукторов в автомобиле?
Кроме того, что масло в редуктор нужно заливать периодически, водитель должен знать, что в авто их существует несколько, относятся они к разным системам, поэтому для некоторых передач применяются полужидкие смазки, для других — пластичные с модифицирующими добавками и специальными присадками.
Смазка передачи в редукторе
При вращении червячных и шестеренчатых передач внутри картера основными проблемами становятся:
- интенсивный нагрев деталей;
- коррозия и задиры;
- заедание и потеря мощности.
Для решения указанных проблем масло в редуктор заливается до уровня погружения в него венцов колес. Однако в современном авто имеется несколько редукторов, имеющих разное название, служащих для решения неодинаковых задач, поэтому необходимо определиться с терминологией, уточнить режимы работы для заливки или набивки корректной смазки внутрь корпуса.
Терминология
В курсе механики любого учебного заведения под редуктором понимают любой механизм, как изменяющий значение/направление крутящего момента, так и просто передающий его дальше без изменения. В редукторе может быть несколько передач, то есть, пар шестеренок на одном или разных валах.
Редуктор в картере с передачей зубчатой
Водители чаще называют редуктором механизм, изменяющий скорость вращения вала. Так, мультипликатор увеличивает обороты, а демультипликатор, наоборот, снижает угловую скорость, зато увеличивает усилие.
Таким образом, разновидностями редукторного механизма в авто являются:
- коробка передач – механика МКПП, автомат АКПП, вариатор или роботизированная модифкация;
- рулевой механизм – редуктор или рейка, изменяющие вращение «баранки» в поступательное движение колес вбок;
- усилитель руля – гидравлический ГУР либо электронный ЭУР;
- механизмы мостов – заднего и/или переднего;
- устройство полного привода – раздаточный редуктор;
- дифференциал – узел, распределяющий крутящий момент в неравных пропорциях на колеса при повороте;
- ШРУСы – шарниры, выравнивающие угловую скорость приводных колес.
КПП машиныРулевой редукторГУР автоРедуктор заднего мостаРаздатка машиныДиференциалШРУС трансмиссии
В некоторых внедорожниках и грузовиках имеются редукторы лебедки. Дифференциалом называется планетарная передача, делящая мощность вращения между двумя источниками (валами), каждый из которых может получать любое ее количество в любой момент времени, независимо от соседнего.
К каким системам относятся?
Многие водители называют коробку передач трансмиссией, что не совсем верно. В механике под трансмиссией понимают системы, состоящие из редукторов, отдельных деталей, механизмов и сборочных узлов, передающих вращение с вала ДВС (коленвал) к колесам.
Схема трансмиссии авто
Другими словами, КПП является частью трансмиссии наряду со ШРУСАМи, карданами, дифференциалом, главной передачей, коробкой отбора мощности, раздаткой, КПП и сцеплением.
Классификация смазочных материалов
Перед тем, как заменить масло в редукторе, необходимо знать принцип смазки. Передачи обычно помещаются внутрь корпуса, называемого картером для увеличения ресурса ГСМ и эффективности смазки, поэтому смазочные материалы для них назвали картерными. Используется картерная смазка для угловых скоростей рабочих поверхностей передач в диапазоне 0,3 – 12,5 м/с. При меньшей скорости масло стекает с шестерни, не поступая на поверхность контакта. При больших оборотах отбрасывается центробежной силой или вспенивается, повышая давление внутри картера.
Смазка в масляной ванне
Общим принципом выбора конкретной смазки для редуктора является соответствие вязкости окружной скорости червяка или шестерни и контактного напряжения пары трения. Учитываются также факторы:
- совместимость продуктов – если залить новую порцию смазки без промывки картера, оставшаяся часть должна смешаться с ней без негативных последствий;
- совместимость с материалами механизма – например, для цветных металлов/сплавов не рекомендуется содержащий щелочь Литол, к которому черные металлы инертны.
Всего существует 4 типа смазок по составу:
- мыльные – щелочные, обычно на основе аниона натрия, алюминия, бария, лития и кальция;
- органические – на основе дисперсии сажи, полимочевины, пигментов или полимеров;
- углеводородные – загустителями служит синтетический и природный воск, озокерит, парафин, церезин, петролатум;
- смешанные – только смеси мыла, например, натрий/кальций, литий/кальций.
Виды передач по способу зацепления
Консистенция продуктов может быть твердой, пластичной или полужидкой, а дисперсной средой служит синтетическое или нефтяное масло. Область применения регламентируется ГОСТ 23258, для редукторов используется только антифрикционная смазка, имеющая собственную классификацию смазок:
- общего назначения – Солидол и Солидол Ж, Графитин и графитная Ж;
- высокотемпературные общего назначения – Литин-2, Консталин и модификация 1-13;
- многоцелевые – Литол 24 (24РК и 24М), Фиол (1, 2, 2М), БНЗ-3, Герметин;
- термостойкие – Р-402, Циатим, Резьбол-Б, ВНИИНП (207 – 246), Униол-2М, Графитол, Силикол, Аэрол, БНЗ-4, Полимол, ПФМС-4С;
- морозостойкие – Зимол, Лита, ГОИ-54, Циатим-203;
- химостойкие – ВИИНП 279, Циатим-205, Криогель;
- редукторные полужидкие – ОЗП-1, СТП-Л, Циатим-208, Редуктол, Трансол, ЛЗ-ПЖЛ-00, СКП-М.
Классификация смазок
К узкоспециализированным смазкам относятся электрические модификации, отраслевые продукты и притирочные пасты, морские, железнодорожные и авиационные масла.
Существует категория автомобильных смазок, в которую входят ЛЗ-31, №158 (карданы, игольчатые подшипники), ЛЗ-62 (подшипники качения), Фиол-2У (крестовины карданов) и ШРУС-4 .
Для входящих в трансмиссию редукторов создано трансмиссионное масло:
- дисперсная среда – очищенное нефтяное масло;
- присадки противозадирные – молибдена дисульфид, сера, хлор и фосфор;
- вязкость для картера 6 – 20 мм 2 /сек, открытых передач 50 – 500 мм 2 /сек.
Масла трансмиссионные
Для передач с седлообразной поверхностью червяка применяются гипоидные масла, вступающие с материалом зубьев в химическую реакцию.
Смазка редукторов машины
Вышеуказанная информация из справочников и стандартов ГОСТ является общим руководством, какое масло заливать в редуктор вышеуказанных механизмов. Во времена СССР существовала маркировка:
- А – автомобильное масло;
- С – сделано из нефти сернистой;
- Д – долгоработающее;
- Т – трансмиссионное;
- и – присадки импортные;
- к – только для КамАЗов;
- п – присадки отечественные.
Кинематическая взякость при 100 градусах выносилась в маркировку продуктов. За исключением мостов гипоидных и рулевых редукторов с аналогичным червяком смазки использовались по принципу:
- рулевая система, раздатка и КПП (механика) – ТСп 14 – 15 или Тап-15В;
- передачи гипоидные – ТСп-14гип (грузовики), ТАД-17 (легковые машины).
В настоящее время классификация изменена в ГОСТ 17479:
- GL-1 – легкие условия, червячные, конусные передачи;
- GL-2 – средние нагрузки, червячные передачи;
- GL-3 – конусные передачи, средние нагрузки;
- GL-4 – тяжелые условия, гипоидные передачи, КПП грузовиков, ведущий мост;
- GL-5 – тяжелые условия, гипоид со смещением валов, всех механизмов трансмиссии, кроме КПП;
- GL-6 – ударные нагрузки, большие моменты крутящие, высокие скорости.
Присадки обозначены цифрами 1 – 5: без добавок, против износа, задиров, высокоэффективные и многофункциональные, соответственно. поэтому новая маркировка имеет вид (пример):
ТМ-4-92 – трансмиссионное, присадка высокоэффективная 4 группы, вязкость 9 класса (соответствует 6 – 10 мм 2 /сек), загущающая присадка (нижний индекс).
В масла добавляют красители, цвет которых необходим только для идентификации источника протечки. Продукция разных производителей с одинаковыми свойствами, но разного оттенка, может смешиваться без последствий.
Цвет смазки
Например, залив красное масло в редуктор, водитель легко отличит неисправность именно этого механизма, не двигателя, в котором циркулирует, опять же для примера, желтое моторное масло. Несмотря на указанные рекомендации, на практике используются нижеприведенные смазки.
Коробка передач
Прежде всего, механические, автоматические коробки КПП и вариаторы передают крутящий момент от ДВС колесам разными способами, поэтому кроме конструктивных отличий используются не одинаковые смазки, которые запрещено смешивать между собой.
В трансмиссионном масле состав имеет много общего с моторными смазками, но отличаются пропорции присадок. Обе эти жидкости хорошо смачивают зоны трения передач, снижают износ и задиры металлов шестерней. Крутящий момент передается исключительно передачей, масло в этом процессе не участвует.
Смазка коробки КПП
В АКПП масло является рабочей средой и становится элементом трансмиссии, оставаясь одновременно с этим и смазкой трущихся поверхностей металлических деталей. В вариаторах масло CVTF вовсе выполняет несвойственную смазкам функцию – предотвращает проскальзывание вала, поэтому если вы сели за руль транспортного средства впервые, проверяйте, какой из вариантов КПП на нем установлен при замене масла.
В механической коробке эксплуатируется трансмиссионное масло. Приобретать следует продукцию проверенных временем производителей, следуя мануалу для конкретной модели машины. В зависимости от основы жидкая смазка бывает:
- синтетической – текучесть высокая, что в авто с солидным пробегом чревато утечкой в изношенных сальниках и прокладках, зато эти масла всесезонные, так как сохраняют свойства в широком диапазоне эксплуатационных температур;
- полусинтетической – стандартный вариант для большинства пользователей с улучшенными свойствами;
- минеральной – бюджетный вариант с большим содержанием серы для улучшения характеристик.
Замена масла в МКПП
Минеральное масло смешивать с двумя остальными запрещено.
АКПП и вариатор
Прежде всего, нужно знать, что с трансмиссионными маслами и между собой смазки ATF (автомат) и CVTF (вариатор) несовместимы. Это многокомпонентные дисперсные композиции, классифицирующиеся по собственным стандартам.
Основными нюансами заливаемого масла для автомата и вариатора являются:
- SVTF дороже, но объем картера вариатора в 1,5 раза меньше, поэтому цена ТО примерно одинакова;
- для Хонды пригодны смазки HMMF и CVT-F;
- производитель Нисан рекомендует варианты CVT NS-2 (синтетика) и CVT NS-1 (минералка);
- для вариаторов Тойоты создано масло CVT Fluid TC 08886-02105.
Замена смазки в АКПП
Внимание: В отработанном масле, оставшемся внутри картера при замене, содержатся механические примеси и разложившиеся после выработки ресурса присадок вещества, поэтому рекомендуется промывка перед заливкой новой порции.
Существует категория присадок, заливаемых в КПП отдельно от масла. Например, производитель RVS Master гарантирует защиту шестеренок за счет образования на поверхности зубьев керамической пленки, что резко повышает их эксплуатационный ресурс и восстанавливает работоспособность при износе без замены.
Присадка для коробки КПП от РВС Мастер
Рулевой редуктор
На легковых авто рулевой редуктор имеет небольшие размеры и нагружен значительно меньше прочих передач машины из-за низких оборотов пар трения, поэтому масло в рулевой редуктор заливается с учетом факторов. С одной стороны, подойдет любое трансмиссионное масло, даже для гипоидного червяка, с другой стороны, смазки нужно мало, можно использовать гипоидное масло.
Замена смазки в рулевом редукторе
Для любых передач машины справедливо мнение эксперта, что залив моторное масло во все редукторы, авто будет исправно служить владельцу. Другое дело, что снизится ресурс отдельных передач, поэтому делать этого все же не следует.
Усилитель руля
Техобслуживание усилителя руля сложно назвать бюджетным – литр жидкости «родоначальника» специальных смазок ГУР Pentosin стоит больше 1000 рублей. Это единственный редуктор в машине, информация о смазке которого наносится на бачок под капотом. Единственным достоинством продукта Пентосин является низкая вязкость, поэтому на практике используются варианты:
- можно использовать ATF, если отсутствует усилитель тормозов и активная подвеска;
- аналоги Пентосина PSF совместимы с ATF;
- проверка уровня масла должна производиться своевременно;
- от жесткого хода руля может спасти замена оригинальной смазки маслом ATF;
- при забившемся фильтре внутри бака ГУР масло может выдавливаться из него избыточным давлением, меняется фильтр вместе с бачком.
Доливка ГСМ в ГУР
В силу конструкционных особенностей, узнать, сколько масла заливается в бачок усилителя, можно только в инструкции для конкретной модели авто. Там же указана марка масла и допустимые аналоги. Никакой разницы для электрического и гидравлического усилителя руля не существует. Однако пользователи ЭУР обычно используют масла с содержанием молибдена.
Во всех передачах, расположенных внутри картера производители предусматривают возможность, как проверить уровень масла без демонтажа всего узла. Верхняя пробка на корпусе – заливная, смазка должна доходить до ее нижнего края при горизонтальном расположении машины, нижняя пробка – слив отработанной смазочной жидкости.
Рекомендуется проехать на машине 15 минут, подождать, пока редуктор немного остынет, затем сливать теплое масло, чтобы его не осталось слишком много внутри картера.
По аналогии с остальными редукторами, производитель нанокерамических присадок РВС Мастер выпускает жидкость Ps2 для ГУРа. Даже при негерметично закрытых клапанах снижаются протечки масла, на поверхности передач образуется высокопрочная пленка из силиката магния.
Бачок ЭУР
Флакон ценой 1300 – 1500 рублей выливается в 2 л бак ГУР/ЭУР, но позволяет повысить межремонтный период механизма, снизив в конечном счете эксплуатационный бюджет транспортного средства.
Фирма Хадо предлагает аналог, но уже в виде геля, который сплавляется на поверхности зубчатых колес в металлокерамику, попутно восстанавливая геометрию в местах задиров и каверн. Полное отвердевание заявлено производителем в течение 1500 км пробега или 50 моточасов.
Редукторы мостов
В отличие от моторной смазки, обновляемой каждые 10 – 12 тысяч км пробега, замена масла в редукторе мостов производится в 5 – 10 раз реже, но только при условии использования трансмиссионной смазки. При наличии в магазинах летнего, зимнего и всесезонного минерального, полусинтетического и синтетического масла алгоритм выбора имеет вид:
- зимнее – летом использовать запрещено, за сезон «откатать» необходимый ресурс нереально, заливается в задний мост коммерческого транспорта в холодных регионах;
- летнее – зимой замерзает, поэтому используется частниками, не садящимися за руль зимой, коммерческим транспортом, но уже в жарких регионах;
- всесезонное – оптимальное сочетание свойств для климата РФ;
- синтетика – дорого, но удобно зимой, часть затрат окупается за счет повышения межремонтного периода редуктора;
- минералка – бюджетный вариант, но только для теплой погоды;
- полусинтетика – по аналогии со всесезонным маслом оптимальный вариант для большинства водителей.
Мосты автомобиля
В маркировке зимних масел цифра с латинской W, у летних смазок отсутствует буква, у всесезонных добавляется вторая цифра с другой стороны через дефис.
Передний
Большинство пользователей игнорирует требования производителя ТС о том, что трансмиссионное масло в редуктор переднего моста должно заливаться при ТО и ремонте. Вместо этого набивается ЛИТОЛ-24 и ШРУС-4, №158 и МФС 1000.
В первом случае это загущенное литиевым мылом масло индустриальное цвета вишни либо цветочного меда.
Смазка универсальная ЛИТОЛ
Во втором варианте содержится, все тот же ЛИТОЛ, но уже с молибдена дисульфидом в пределах 10%, поэтому цвет получается черным, а задиров металлических зубьев под этой смазкой практически не бывает.
Смазка ШРУС-4
Смазка №158 ядовита для человека, так как присадкой служит меди фталоцианин, который и придает яркий синий цвет веществу. В данном случае литиевым и калиевым мылом загущено авиационное МС-20 масло с канифолью, придающей продукту мягкость.
Набивка литиевая №158
Многофункциональная смазка 1000 является металлоплакирующей – на парах трения в зоне контакта образуется металлическая пленка. Кроме порошка цинка литиевая смазка содержит молибден, имеет блестящий серый цвет.
Смазка МФС 1000
Задний
В принципе, замена масла в заднем редукторе ничем не отличается от ТО любой передачи. При этом количество смазки зависит от модели машины. При откручивании сливной пробки масло должно быть темным, а на магните пробки должен оставаться слой стружки, что является нормальным для любой машины. Чистое масло и отсутствие стружки говорят о неработающем редукторе, то есть, серьезной неисправности трансмиссии.
- в задний мост Субару Форестер льете только всесезонное масло 75W-90;
- предпочтительнее масло в редуктор заднего моста производителей Zic или Motul;
- индекс API должен соответствовать GL-5 (для особо тяжелых условий);
- доступ к пробкам нормальный из ямы.
Трансмиссионное масло всесезонноеДоступ к пробкам Субару Форестер
Ведущие производители по аналогии с АКПП начинают практиковать комплектацию машин не обслуживаемыми редукторами. Например, редуктор заднего моста Мерседес Бенц Е-класса на заводе заполняется смазкой А001 989 3303, не подлежит ТО и ремонту весь эксплуатационный период машины.
Редуктор раздаточный
Благодаря менее нагруженным условиям работы допускается заливка масла в раздаточный редуктор модификации GL-4. Вполне подойдет гипоидная смазка любого типа. Периодичность ТО этой передачи очень низкая, поэтому по умолчанию масло должно быть всесезонным, предпочтительнее синтетическим.
В среднем на внедорожниках объем масла внутри раздатки варьируется в пределах 1 – 1,6 л. Единственным минусом является сложный доступ к заливному отверстию и сливной пробке на некоторых авто.
Приспособление для заливки масла в редуктор раздатки
Дифференциал
В автомобилях картеры АКПП и дифференциала находятся рядом, но между собой не связаны. Владельцы узнают об этом слишком поздно, полагая, что после промывки и замены масла в коробке дифференциал также получил профилактику.
Заливные отверстия КПП и дифференциала расположены недалеко друг от друга, обычно откручиваются одинаковым ключом, например, на Nssan X-Trail 31 шестигранником 10 мм. Основными нюансами работ являются:
- перед тем, как поменять масло в редукторе своими силами, лучше заехать передними колесами на кирпичи, а после слива съехать с возвышенности;
- удобнее заливать смазку шприцом снизу;
- даже при использовании синтетики, бюджет ТО остается в пределах 1000 руб.
Пробки дифференциала Нисан Х-Трайл
Например, литровый флакон синтетики 75W-90 производителя Castrol Syntrax стоит 800 руб., медные шайбы 10 – 20 руб.
Масло для дифференциала
В картер дифференциала производитель Тойота Камри рекомендует заливать трансмиссионное масло ATF D-II в количестве 1,6 л.
Трансмиссия Тойота Камри
ШРУСы
В комплект нового шарнира равных угловых скоростей по умолчанию входит смазка. Комплектацией оригинальной запчасти занимается производитель машины или поставщик ШРУС для конвейера. Аналоги изготавливаются и комплектуются тюбиками пластичной смазки сторонними компаниями, поэтому уже на этапе установки шарнира могут использоваться разные смазочные материалы. Кроме того, существуют нюансы:
- наружный редуктор – это сепаратор с шариками;
- внутренний ШРУС имеет конструкцию трипода;
- эксплуатационные режимы существенно отличаются, лучше применять разную смазку.
ШРУС наружныйВнутренний шарнир ШРУС
При потере свойств после выработки смазкой ресурса в ШРУС наблюдается крекинг-коррозия.
Поражение внутренней поверхности ШРУС коррозией
Наружный сепаратор редуктора с шариками внутри обоймы набивается отечественной литиевой смазкой производителя Very Lube с молибденом в тубе.
Смазка для наружного шарнира
Детали трения трипода также должны вращаться внутри литиевой смазки, но уже другой модификации – Mobilgrease XHP 222 от одноименного производителя Мобил.
Смазка для внутреннего шарнира
Расход материалов примерно одинаковый:
- 2/3 туба каждого вида;
- внешний 130 – 150 г;
- внутренний 100 – 140 г.
Набивка гранаты ШРУС наружногоНабивка ШРУС трипода внутреннего
Внимание: Перед монтажом колес следует распределить смазку по шарнирам и пыльникам вывешенной машины на холостых оборотах.
Достойными аналогами указанных литиевых смазок являются продукты:
- Valvoline Cerulean NLGI 2;
- Chevron SRI Grease NLGI 2;
- Renolit PU-FH 300;
- Febi 03630;
- ХАДО ШРУС4;
- BP Energrease L21M;
- Mobilgrease Special NLGI 2.
Шаровые шарниры ходовой авто лучше смазывать МС-1000, Литолом-24, ШРБ-4, Castrol LM или Mobilgrease XHP 222. Для ролика ремня ГРМ оптимальными смазками являются: МС-1000, P Energrease L21M и LS-EP2, Total Altis SH2, MV2 и EM2, Castrol LMX, Mobilgrease XHP 222 и Литол-24.
Из всех экспериментов с присадками для шарниров угловых скоростей удачным решением можно считать только бариевую смазку ШРБ-4, причем отечественного производителя НПО Агринол. Зарубежные аналоги минимум втрое дороже, поэтому распространения не получили.
Смазка бариевая
Не нужно закладывать во внутренние и наружные ШРУСы:
- графитную и графитовую смазку – они созданы для электродвигателей и подшипников, в шарнирах угловых скоростей их нужно менять через 25000 км максимум;
- технический вазелин – углеводородные составы обладают консервирующими свойствами, коррозии в ШРУС точно не будет, но уже при 45 градусах смазка разрушится;
- кальциевые/натриевые консистентные смазки – для высоких нагрузок не пригодны, замена через 15 тысяч км пробега.
Не желательно наличие в смазках шарнира угловых скоростей цинка и железа.
Редуктор лебедки
Основными проблемами эксплуатации лебедок традиционно являются:
- интенсивная коррозия при свободном доступе влаги;
- отсутствие герметичности;
- редкое использование в экстремальных нагрузках.
Оригинальная смазка в лебедочном редукторе
Смазка для редуктора лебедки должна быть невымываемой, то есть, консистентной, поэтому используются трансмиссионные масла универсального типа. Специалисты часто используют ЛИТОЛ-24, разбавленный 50 мл синтетического масла Декстрон-3 (применяется в ГУР и АКПП). Даже в морозы при ручном кручении лебедки в этом случае не возникает проблем.
Разбавление Литола трансмиссионным маслом Декстрон до состояния сметаны
Внимание: Редуктор лебедки не нужно набивать полностью по аналогии с УШМ, перфоратором или ШРУС. Достаточно 100 г смеси Литола и масла или оригинальной смазки Liqui Moly Bootsfett, которая плохо смывается, даже бензином.
Таким образом, смазка редуктора должна учитывать скорости вращения и типы передач, нагрузки конструктивные особенности механизмов. Существуют адекватные замены маслам, указанным в мануалах производителей. Так как ничего принципиально нового в области смазочных материалов изобрести невозможно из одних и тех же компонентов. Могут меняться присадки, но, не более того.
Редуктор заднего моста: устройство, типы, неисправности, замена
1.3 Junior (105) AR 00530
Как всем известно, классическим силовым агрегатов автомобиля является двигатель внутреннего сгорания. Разумеется, по ходу распространения электрического транспорта такой двигатель будет отходить в прошлое, но этот момент еще очень далек. А пока всем автолюбителям стоит разбираться, как работают основные узлы транспорта. Так вот, двигатель! Для движения автомобиля энергия от двигателя отбирается с коленчатого вала. Прямая передача энергии ведущим колесам нецелесообразна – они будут вращаться чрез чур быстро. Для этого в автотранспорте предусмотрено сразу два устройства – коробка передач и специальный редуктор моста. Об особенностях последнего, неисправностях и обслуживании – в материале Avto.pro .
Экскурс в историю
Изобретению редукторов мир обязан инженерам, работавшим над оснащением станков. В середине 19 века большое распространение получили паровые двигатели – довольно мощные, относительно надежные и недорогие агрегаты. Энергия стала дешеветь, а значит, появилась возможность использовать новые устройства в производстве. Одним из таких устройств стал текстильный станок, работающий в тандеме с паровым двигателем.
Запчасти на renault 19
1.7 (D53C) F3N 742
Запчасти на mazda 2
Так вот, о решенной инженерами проблеме: вращательный момент. Вал парового двигателя вращался со слишком большой скоростью , что делало невозможным прямое подключение станка. Редуктор же позволял изменить как крутящий момент, так и угловую скорость. Это чисто инженерные понятия, так что давайте упростим схему работы редуктора для понимая. Представьте:
- На вращающемся вале двигателя находятся зубья шестерни;
- С зубьями ведущего вала сцепляются зубья вала аналогичного диаметра. В идеальных условиях валы начинают вращаться синхронно;
- С ведомым валом сцепляют уже другой, но большего диаметра. Малая шестеренка вращает большую – скорость вращения большой шестеренки оказывается меньше, чем малой!
Как было выяснено, любые зубчатые передачи имеют особую характеристику – передаточное число . Это отношение числа зубьев т.н. ведомой шестерни к числу зубьев у ведущей шестерни. Если, например, ведомая шестерня имеет m зубьев, а ведущая n зубьев, то передаточное число у такой пары будет равно m/n. Исходя из значения передаточного числа можно понять, что будет происходить с передаваемым крутящим моментом – увеличится он или уменьшится.
Изобретение редуктора позволило создать надежные и производительные станка, однако со времен редуктор удалось применить и в автомобилестроении. Как вы наверняка знаете, зубчатые передачи используются практически во всех механических и многих электромеханических устройствах. В автомобиле такие передачи являются основой трансмиссии и позволяют быстро менять скорость, с которой движется транспортное средство.
Коротко о главном
Неправильно считать, будто для распределяния энергии с коленчатого вала достаточно одной лишь коробки передач. Почему многие в этом уверены? Дело в том, что ключевым узлом трансмиссии мотоциклов является именно коробка передач и более ничего. Логично предположить, что автомобиль тоже может работать с одной только КП – двигатель внутреннего сгорания у транспорта ведь построен по примерно одинаковым схемам. Однако у автомобилей имеется пара ведущих колес против одного и мотоциклов, вследствие чего вращение одного вала должно передаваться паре т.н. выходных валов. Здесь-то и нужен редуктор. Грубо говоря, он представляет собой два узла в одном корпусе:
- Непосредственно редуктор;
- Дифференциал.
В будущем Avto.pro уделит больше внимания устройству дифференциала. В этом есть смысл, так как обычные описания дифференциалов из технических справочников не дадут автолюбителю четкого понимания того, что же это такое – без графики и подробного «разжевывания» здесь не обойтись. В данном материале мы уделим именно редукторам. Главная их задача в автомобильной трансмиссии – снижение скорости вращения выходных валов относительно скоростей входного вала. Здесь важно отметить, что вне зависимости от привода автомобиля редукторы мостов практически всегда имеют одинаковую конструкцию.
Устройство редуктора заднего моста
Современные автомобильные редукторы имеют довольно сложное устройство. Дело в том, что они эксплуатируется в очень жестких условиях, так что простые конструкции типа «шестерня-шестерня» сегодня не встречаются. Хотя, разумеется, пара шестеренок являются основой редуктора. Предлагаем взглянуть на редуктор заднего моста в разрезе:
В зависимости от конструкции и выполняемых задач ведущая и ведомая шестерни редукторов могут иметь различную геометрию. В зависимости от формы зубьев механизм будет иметь различный КПД, шумность работы и т.п. Среди основных вариантов выделяют следующие:
- Коническая передача. Это пара конических шестерен, расположенных под углом 90° друг относительно друга. Применяются в авто как с задним, так и полным приводом;
- Червячная передача. Это перпендикулярно расположенные и сцепление друг с другом шестерня и винт, называемый червяком. В трансмиссии уже не применятся, а вот в рулевых механизмах – очень широко;
- Гипоидная передача. Пара шестерен, расположенных относительно друг друга под углом 45°. Такая передача используется в авто и с задним, и с полным приводом;
- Цилиндрическая передача. Параллельно расположенные шестерни. Вариант исполнения передачи в переднеприводных автомобилях.
Уже упомянутое передаточное число является основной характеристикой редуктора заднего моста. Чем больше передаточное число , тем на более тяжелый автомобиль устанавливается редуктор. Так, например, грузовики имеют редуктора с большим передаточным числом – транспорт получает огромную грузоподъемность, но не выдает большой скорости. В свою очередь, спортивные автомобили имеют редуктор с небольшим передаточным числом, да и сам механизм обычно (за исключением шестерен) изготовлен из легких материалов – это позволяет немного, но уменьшить вес транспорта. Кстати, если автомобиль полноприводный, то он имеют пару редукторов.
Неисправности редуктора заднего моста
В силу эксплуатации в жестких условиях редуктор периодически выходит из строя. Сама его конструкция создавалась с расчетом на высокую живучесть, однако механизм все равно нуждается в периодическом осмотре и обслуживании . На скорый выход редуктора заднего моста автолюбителю укажет следующее:
- Появление шумов при разгоне авто;
- Скрипы и шум при вхождении в поворот;
- Шум при торможении двигателем;
- Постоянный назойливый гул со стороны заднего моста;
- Появление стуков при начале движения.
В первом случае неисправность кроется в изношенных подшипниках дифференциале или же низком качестве смазки редуктора . Во втором случае имеет место аналогичный износ подшипников. В третьем случае стоит проверить подшипники главной шестерни и ее зубья. Классическим признаком износа редуктора является изменение зазоров между зубьями. В четвертом случае неисправность связана с деформацией балок или же истиранием шестеренок, полуосей. И, наконец, в пятом случае причиной появления шума может стать увеличение зазоров в шлицевом соединении или же нарушение целостности отверстия под оси сателлитов. Более редкий случай: появление гула со стороны редуктора вследствие поломки его корпуса.
Как можно видеть, чаще всего редуктор выходит из строя по причине сильного износа подшипников и сальников, а также истирания зубьев шестерен. На практике основные компоненты редуктора быстро изнашиваются вследствие несоблюдения регламента замены масла. В идеале, маслу требуется замена каждые 40-55 тыс. км. пробега . Также не стоит экономить на масле – рекомендуем покупать или оригинальный смазочный материал, или же «аналоги» от серьезных производителей. Смазочным материалом для большинства современных редукторов является масло класса API GL5. Его вязкость регламентируется автоконцерном.
Выбор нового редуктора
Подобрать новый редуктор заднего моста довольно просто. При этом в продаже встречаются почти идентичные оригиналу редукторы, которые отличаются лишь передаточным числом . Будьте особенно внимательны – если вы купите и установите редуктор с неподходящим передаточным числом, автомобиль будет вести себя странно. Данным компонент трансмиссии обычно ищут по параметрам транспорта, хотя автолюбитель может также искать его по:
- VIN-коду;
- Коду имеющегося редуктора.
Так как код детали обычно неизвестен до ее демонтажа, мы рекомендуем вести поиски по передаточному числу и параметрам автомобиля. Кстати, после того как вы найдете подходящий редуктор, внимательно осмотрите его . Часто в продаже можно увидеть редукторы с затертыми номерами заводской пары. Как правило, это оригинальные, но находившиеся в эксплуатации редуктора – они были восставлено (не всегда качественно) и пущены в розницу.
Отдельного упоминания стоят такие скрытые параметры редукторов, как… параметры металла. И вот почему мы заостряем на них внимание читателя: в продаже иногда встречаются не только восстановленные редукторы, но и изготовленные без соблюдения технологии . В идеале, шестерни редуктора должны быть на 1,5-2,0 мм насыщены углеродом, после чего закалены. Поверхность шестерней должна быть довольно твердой (около 55 ед.), а внутренность, напротив, вязкой. Обе шестерни должны иметь одинаковую твердость. Геометрия шестерен, как вы уже догадались, должна четко соблюдаться. После покупки редуктора имеет смысл отнести его на проверку к специалисту или воспользоваться твердомером, если он у вас есть.
Если вы не хотите «попасть» на некачественную деталь, то обращайтесь к проверенным продавцам или ищите ее в магазинах с хорошей репутацией. При покупке требуйте бумаги и требуйте выдачи гарантийного талона . Акцентируем ваше внимание: некачественные редуктора продаются очень часто, а выходят из строя такие автозапчасти довольно быстро. Как правило, в них стачиваются зубья шестерен или ломаются подшипники, так как качество используемых при их изготовлении материалов невысокого.
Снятие и замена узла
Мы не рекомендуем производить ремонт элементов заднего моста самостоятельно. Эту работу лучше доверить мастеру, однако если вы все же хотите попробовать, то вам понадобятся сами детали для замены, стандартный набор ключей, молоток, выколотка, новое масло редуктора, перчатки. Работа может занять до нескольких часов, особенно если вы делаете это в первый раз. И вот как выглядит алгоритм работы:
- Открутить сливную пробку и слить масло;
- Снять колеса автомобиля;
- Снять элементы тормоза;
- Выкрутить крепления полуосей с помощью торцевого ключа;
- Демонтировать полуоси;
- Разобрать карданный вал, не забывая проставить метки и подобрать новые гайки для дальнейшей обратной сборки;
- Выкрутить крепежи редуктора торцевым ключом;
- Снять редуктор и осмотреть его – по необходимости заменить сальники, фланцы, сателлиты или вовсе установить новый механизм;
- Провести очистные работы;
- Поставить редуктор на место, залить масло и провести обратный монтаж.
Отдельно стоит рассказать о диагностике и обслуживании снятого редуктора. Как только он оказался у вас в руках, снимите все подшипники, сателлиты, фланцы и оси, после чего внимательно их осмотрите. Как и было указано выше, изношенные детали нуждаются в замене. Оставшиеся детали промойте в бензине и протрите. При обратной сборке не забудьте о регулировке редуктора. Также не забывайте о том, что ведомая шестерня должна иметь небольшой люфт – при нагрузке вращающиеся детали слегка расширяются, так что присутствие люфта не будет проблемой.
Вывод
Редуктор – крайне живучий элемент трансмиссии, который, впрочем, вызывает много вопросов среди автолюбителей. Даже новый редуктор может работать не вполне нормально. Например, он может гудеть при достижении определенной скорости, после чего продолжает работать тихо. Если шумы появляются с определенной периодичностью, причин волноваться нет. А вот если шумы и ненормальная работа трансмиссии стали привычным делом, автолюбителю стоит как можно быстрее обратиться на СТО для проверки автомобиля. Новый редуктор может стоит немалых денег, однако мы не рекомендуем экономить на его замене. Некачественная или восстановленная деталь может выйти из строя в самый неподходящий момент, что может быть опасно.
Источник Источник http://www.kakprosto.ru/kak-863833-chto-takoe-reduktor-v-avtomobile
http://auto-gl.ru/skol-ko-reduktorov-v-avtomobile/
http://avto.pro/autonews/reduktor_zadnego_mosta_ustroystvo_tipi_neispravnosti_zamena-20190907/