Бизнес на ремонте коробок передач

Бизнес на ремонте коробок передач. Сложная ниша для опытных мастеров.

Каждый владелец автомобиля, особенно с автоматической коробкой передач (акпп), рано или поздно сталкиваются с проблемой ремонта или обслуживания данного узла. В зависимости от характера вождения и качества самой системы такие поломки бывают как на 200 тыс. пробега так и на 50 тыс. пробега автомобиля. В этой статье мы рассмотрим бизнес идею открытия сервиса по ремонту коробок передач в вашем городе, укажем плюсы и минусы данного направления деятельности и разберемся с некоторыми деталями.

Если говорить о конкуренции, то она есть, и многие мастерские работают в этом направлении, но на самом деле найти толкового мастера очень сложно, и если вы будете одним из них, то работа у вас будет всегда, а записываться в очередь, будут на месяц вперед.

С чего начать?

Важный вопрос новичков, с чего стартовать и где взять деньги на запуск своего дела. Каждый мастер, кто работает в этой нише, при неимении у вас бюджета на открытие полноценного сервиса по ремонту механических и автоматических кпп, скажет вам, что начать нужно с обучения.

Бизнес на ремонте коробок передач

Вам нужно будет найти СТО, которое согласиться вас взять в качестве помощника мастера по ремонту кпп. Работать придется много, и изучать также нужно будет много. Для начала вам будут доверять разборку узлов той же акпп, далее мойку и сборку, в последующем, когда вы покажите результаты в этой работе, вас, возможно, обучат основам ремонта и диагностики. Обучение и получение практических навыков может занять 5 – 6 лет усердной работы, поскольку на рынке есть много систем с различной структурой и чаще всего вы будете обслуживать агрегаты отдельных автомобильных марок.

Только после того, как вы станете опытным мастером, который может осуществить самостоятельно ремонт кпп и знает основные причины поломки, умеет проводить диагностику, можно задумывать о запуске собственного бизнеса на ремонте акпп.

Причины поломок акпп

Существует три основных направления поломок данного механизма.

  1. Гидравлика. Сюда можно отнести неисправности гидротрансформатора, гидравлического блока управления.
  2. Механика. Поломки фрикционных групп, корпусов сцепления, втулок, планетарных рядов, суппортов, насоса, других механических частей.
  3. Электроника. Сюда можно отнести неисправности: датчиков расхода воздуха, датчика дроссельной заслонки, датчика распредвала, блока и датчиков АБС, блока управления двигателем или АКПП, электрической проводки между блоками, электронного регулятора давления и соленоидов АКПП, датчиков вращения входного и выходного валов АКПП, датчика положения переключения передач (MLPS), Неисправность датчика температуры АКПП.

На самом деле ремонт акпп – это сложный и ответственный процесс, который требует навыков и опыта от мастера. По статистике даже у опытных специалистов, каждая третья машина возвращается с повторной проблемой, а также есть случаи полного сгорания акпп и если это ваша вина, то вам, как предпринимателю, нужно будет ремонтировать авто за свой счет, а это затраты на разборку, покупку новых автозапчастей и прочие немалые расходы.

Как проводят диагностику акпп?

Для диагностики системы переключения передач часто используют различные приспособления и компьютерную технику. Что диагностируют?

  • уровень и качества масла в системе.
  • наличие отложений в поддоне акпп.
  • давление.
  • время до загрузки акпп.

На практике после приезда клиента, мастера делают тестовую поездку на авто в различных режимах коробки передач. Далее подключают компьютер и считывают ошибки с блока управления, при этом рассматривают и ошибки других узлов авто, которые могут непосредственно воздействовать на работу кпп.

Теперь давайте рассмотрим организационные моменты открытия бизнеса на ремонте коробок передач автомобилей.

Помещение

Если вы планируете работать один или с помощником, то вам нужно будет арендовать помещение около 60 – 80 кв.м. В нем сделать зонирование на несколько частей:

  • рабочее пространство на 2 авто
  • стол для разборки, обслуживания и ремонта коробок передач
  • санузел
  • небольшой склад для запчастей
  • кладовка с пожарной сигнализацией для хранения ГСМ и отработки.

К помещению должны быть подведены коммуникации: электричество, отопление, вентиляция, водопровод и канализация.

Бизнес на ремонте коробок передач

При выборе локации гаража или бокса важно ориентироваться на удобство подъезда, и наличие парковки на несколько машин. Конечно же, неплохим плюсом будет видимость из дороги и при надлежащем брендировании такое размещение будет привлекать новых клиентов.

Оборудование и оснащение мастерской

Для оснащения рабочей зоны для слесарных работ вам будет нужен базовый набор оборудования.

  • подъемники для автомобилей, или же смотровые ямы.
  • тележки, стойки, масляные нагнетатели.
  • компрессор и пневматическая система.
  • инструменты для разборки.
  • размывочные и дефектовочные столы.
  • моечный стол с вытяжкой.
  • установка горячей мойки.
  • стойки сборки/разборки АКПП.
  • инструмент, оборудование, оснастка.
  • набор для контроля давления масла.
  • приспособление для демонтажа элементов АКПП.
  • приспособление для снятия/установки муфты.
  • набор для замены сцепления.
  • инструмент для мехатроника DSG.
  • инструмент для установки сальника.
  • установка для промывки и замены масла в коробке передач – от $600.
  • набор адаптеров для акпп.

Для слесарного цеха дополнительно, в будущем, можно будет закупить дорогостоящее оборудование: проверочный стенд для гидравлических блоков управления, цена на который $25000 — $30000, и стенд для проверки АКПП, цена около $5000 — $20000.

Для склада запчастей потребуются стеллажи и полки.

Оборудование для санузла и гардеробной.

Для склада ГСМ, нужно будет сделать отделку из негорючих материалов, установить противопожарную систему.

Мастерскую нужно будет оснастить сигнализацией и подключить на пульт охранной фирмы.

Бизнес на ремонте коробок передач

Вложения в оборудование будут серьезными, но их можно делать постепенно, по мере появления финансовых возможностей.

Сюда не включается оборудование для ремонта гидротрансформаторов, поскольку их обслуживание на первых порах лучше отдавать в специализированные мастерские.

Несколько слов о запчастях

Проблема с запчастями в бизнесе на ремонте механических и автоматических коробок передач зачастую выходит на первый план. Связано это с тем, что на некоторые модели авто, особенно старше 5 – 7 лет запчасти сложной найти, а если они и есть, то ждать их нужно месяцами. Чтобы избежать задержек в обслуживании клиентов можно на самые популярные модели заказывать детали наперед и хранить их на складе. На этом, кстати, можно дополнительно зарабатывать.

В основном запчасти покупают в двух местах:

  • у оптовых поставщиков, с которыми можно заключить контракт и договориться о сниженной цене, чтобы при продаже запчасти немного заработать.
  • на разборках. Нужно постоянно мониторить объявления на онлайн досках и при появлении интересных вариантов, после проверки выкупать запчасти.

Некоторые мастера заказывают запчасти из Европы и США, но срок их доставки более месяца.

Персонал

С кадрами в этом сегменте рынка особая проблема. Опытные мастера уже давно работают в крупных сервисах, где им платят высокие зарплаты, либо же открыли свое дело и потихоньку раскручивают его. Если у вас получилось нанять хорошего специалиста по ремонту акпп, то оплата его труда составит 50% от стоимости услуги.

Можно попробовать обучить своего знакомого, предварительно договорившись об условиях, но на это уйдет много времени (3 – 5 лет), и в итоге он потребует очень высокую заработную плату, или же уйдет к конкурентам, от этого никто не застрахован.

Есть на рынке труда и много «специалистов», которые приходят к вам работать, делают 5 – 10 заказов, после чего идут возвраты клиентов, фирма несет потери, и человек просто увольняется без желания брать на себя ответственность за свою работу.

Реклама

Рекламировать свои услуги по ремонту акпп можно несколькими способами.

  1. Свой сайт + контекстная реклама.
  2. Доски объявлений.
  3. Сотрудничество с автомастерскими.
  4. Расклейка объявлений.

Лучшей рекламой будет «сарафанное радио», которое может сработать в случае качественного выполнения работ вашим сервисом.

Документация

Чтобы работать официально вам нужно будет оформить пакет документов.

  • открыть ИП.
  • указать ОКВЭД на деятельность. Для России это код – 45.20. Для Украины – код 33.1.
  • подписать договор на аренду помещения.
  • получить разрешения от СЭС и пожарной службы.
  • оформить на работу персонал.
  • иметь сертификаты на оборудование.

В случае возникновения сложностей, можно обратиться за консультацией к опытному юристу.

Сколько стоят услуги?

Для того чтобы разобраться сколько может заработать мастерская по ремонту корок передач, давайте рассмотрим средний прайс-лист на услуги.

  • ремонт акпп – от $400
  • для полного привода – от $480
  • дефектовка – от $80
  • снятие акпп – от $115
  • установка акпп – от $100
  • замена масла с фильтром и прокладкой – от $50

Исходя из этих цифр, и графика загруженности работой вы можете рассчитать сроки окупаемости инвестиций.

Выводы. Ремонт коробок передач – это сложный бизнес, который требует серьезных финансовых вложений, а также навыков и опыта работы от мастера, который хочет его запустить. При грамотном подходе спрос на услугу будет постоянным. Лучшим решением будет начать с обучения и получения практических навыков в этой сфере деятельности.

Капиталим «автомат»: разбираем все нюансы ремонта автоматических коробок передач вместе с центром ZF-Expert

Автоматическая коробка передач, можно сказать, окончательно завоевала авторынок, в том числе и российский. Если в 2005 году на «двухпедальные» автомобили приходилось всего 20% спроса, то уже в 2015-м была пробита отметка в 50%. А в 2019-м спрос на «автоматы» составил почти 60%. Автолюбители перестали бояться технических проблем — сегодня практически любой «автомат» можно починить или вообще полностью перебрать, восстановив его почти до заводского состояния. О том, как это происходит, нам рассказали в специализированном сервисном центре ZFExpert.

Бизнес на ремонте коробок передач

Типичные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей с автоматической коробкой, — пинки и рывки при переключении передач, проблемы при переключении селектора, снижение динамики, заметное увеличение расхода топлива, пробуксовки в работе трансмиссии, перегревы, выходы в аварийный режим и подтеки рабочих жидкостей.

При любых подобных симптомах нужно незамедлительно обращаться в сервис, поскольку раннее выявление проблемы может существенно сократить масштаб и стоимость ремонта.

По словам экспертов сервисного центра, самые частые неприятности — это все же ошибки по пробуксовке и гидротрансформатору. А наиболее распространенные причины таких ошибок — банальная «усталость» и износ материалов из-за большого пробега, а также жесткая эксплуатация автомобиля, что особенно касается мощных машин премиального класса — они намного чаще эксплуатируются при ударных нагрузках: это либо постоянные «отжиги», либо таскание прицепов с катерами, снегоходами и прочими атрибутами рекреационных развлечений.

Бизнес на ремонте коробок передач

Увы, никуда не делась и такая проблема, как просчеты создателей «автомата», — он может иметь как конструктивные недостатки, так и производственные. Проще говоря, проблемной коробка передач может быть с самого начала эксплуатации. Типичный пример — «автомат» GM 6T30/6T40, который устанавливался на ряд легковых автомобилей Chevrolet и Opel. Изначально американская коробка производилась в Китае, где не был доведен до нужного уровня процесс обработки материалов. В результате «автомат» мог в прямом смысле развалиться, причем порой при пробеге до 30 тыс. км — настолько низкое было качество комплектующих.

Еще один пример — купленный у Volkswagen «французский» AL4/DP0. Это технически простая и хорошая автоматическая коробка передач, которую постоянно подводят комплектующие, в частности соленоиды, работающие неизвестное количество километров. Кстати, японские и немецкие трансмиссии, по словам мастеров, не панацея. На мощных «Тойотах», «Лексусах» и «БМВ» те же коробки Aisin U660 и ZF 6HP «разваливаются вдрызг», не выдерживая порой и 50–60 тыс. км. Главная причина — избыточная мощность автомобиля, темперамент водителя и несовместимые с тем и другим ресурсные возможности агрегата.

Бизнес на ремонте коробок передач

Типичный пример неисправности «автомата» ZF на BMW: при движении на круиз-контроле начинает «плавать» тахометр в пределах 200–300 оборотов. Чуть позже «проваливается» и динамика, а затем начинаются вибрации. Все это признаки ослабления преднатяга блокировки. Определенное усилие блокировки закладывается в изначальной программе управления «автоматом». Когда со временем детали изнашиваются, блок управления не может сориентироваться, начинается сбой, который и проявляется в провале оборотов. Ну а вибрации — следствие износа блокировочного фрикциона, который начинает продергивать.

Этапы ремонта

Любая коробка передач при ремонте проходит через определенный цикл действий, который позволяет выявить все проблемы и подготовить необходимый набор мер.

Само собой, все начинается с диагностики сканером и считывания ошибок для получения базовой информации о состоянии АКП. Затем осуществляется демонтаж коробки и уже механическая дефектовка, в процессе которой определяется уровень износа деталей и скрытые дефекты. Ну а дальше — непосредственно ремонт и восстановление.

Бизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передач

Коробка полностью промывается — все действия выполняются только «на сухую». Обусловлено это тем, что в «автомате» очень много мелких деталей и сложных конструкций, которые требуют точной подгонки. Для гидроблока, например, делается вакуум-тест на износ: он должен выдерживать давление, ведь грязь тут неприемлема ни в каком виде.

Бизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передач

При неисправностях «автомата» любого уровня всегда готовится базовый ремкомплект. Это набор прокладок, резино-пластиковых деталей, уплотнений, сальников, втулок, подшипников, фрикционных дисков, фильтров, прочих расходников, которые обязательно подлежат замене. Конечно же, в этот набор входит и трансмиссионное масло

Бизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передач

Примеры механических повреждений АКП

Второй этап — восстановление гидротрансформатора, который для этого разрезается пополам. Это стандартная процедура, и при ее выполнении специалистами никаких негативных последствий для коробки не будет.

Бизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передач

В гидротрансформаторе есть свои уплотнения, фрикционы и втулки, а также много чего еще, что так или иначе потребует замены, — например, обновление необходимо для турбинного и реакторного колеса, блокировки, а то и самого корпуса. Так что для общего здоровья «автомата» без разбора «бублика» не обойтись.

Третий этап подразумевает работы с гидравлической системой «автомата», то есть ремонт или замену маслонасоса, соленоидов, гидравлических магистралей, а также охлаждающего контура АКП.

Бизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передач

Завершающий этап — обслуживание электрики и электронных блоков: проверка и ремонт плат, проводки, а также настройка и прошивка блока управления. Затем коробка передач снова собирается и отправляется на выходную диагностику в условиях реальной работы.

Можно ли обойтись без разбора «автомата»?

Тут все зависит от неисправностей. Вполне возможно, что удастся обойтись даже без снятия коробки передач. Например, на «автомате» GM 6L45 одной из распространенных неисправностей являются проблемы мехатроника. В этом случае просто снимается поддон, вынимается мехатроник, ремонтируется и вставляется обратно — и машина едет дальше. С мехатрониками чаще всего случаются чисто механические проблемы по гидравлической части, так что можно, как правило, обойтись малой кровью.

Бизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передач

Мастера ZFExpert говорят, что появление многоступенчатых «автоматов» на 8–9 передач не особо влияет на сложность и ремонт. Там ведь те же пять пакетов фрикционов, только чуть изменена конструкция, добавлен планетарный ряд. Нюансы в основном по комплектующим

Еще одна немаловажная деталь профессионального ремонта «автоматов» — знание особенностей каждого агрегата. Увы, механики чаще всего узнают их на личном опыте — ни производители автомобилей, ни производители самих коробок передач обычно сервисно-информационной поддержкой не занимаются: их задача — продать или заменить агрегат в сборе. Так что в перспективе — либо гарантийная замена у дилера, либо покупка новой коробки.

Бизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передач

Еще одна сложность в восстановлении «автомата» — доступ к комплектующим. Далеко не ко всем коробкам производители выпускают ремкомлекты или даже наборы запчастей. Бывает так, что на 6-ступенчатую коробку можно купить детали без каких-либо проблем, а на 8-ступенчатую того же производителя — уже нет. Иногда какие-то узлы продаются только в сборе, что удорожает ремонт в несколько раз. Сервисменам приходится искать варианты — как правило, это связано с особенностями поставок на разные рынки: например, специальные ремкомплекты для коробок могут поставляться в США и не поставляться в Россию. Соответственно, приходится заказывать запчасти через Америку, что опять-таки влияет на стоимость и срок ремонта.

Особенности ремонта вариаторов

Как бы ни доказывали производители автомобилей, что современные вариаторные системы по надежности давно не чета коробкам первых поколений, сотрудники сервисного центра ZF-Expert констатируют, что все опасения, которые испытывают потенциальные и реальные владельцы автомобилей с такой трансмиссией, увы, оправданны.

Аксиомой является тот факт, что ремонт вариатора всегда дороже классического гидромеханического «автомата». Несмотря на то что вариатор чисто технически проще «автомата» и на самом деле в нем нечего ремонтировать — железные конусы с задирами не протачиваются, а наборный ремень (цепь) не перенабирается, — все это подлежит исключительно замене, и стоит такая замена очень больших денег. Единственное, что можно отремонтировать, — гидроблок.

Бизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передач

Основная проблема вариаторов — разрушение поверхностного слоя конусов по самым разным причинам, что мгновенно приводит к возникновению металлической пыли, забивающей и разрушающей все остальное. Небольшие вариаторы часто страдают из-за слабых подшипников, что приводит к появлению отложений, которые забивают насос и клапанный регулятор, — в результате падает давление, начинается продергивание и повреждаются конусы.

Самое интересное, что прогресса пока не наблюдается. Даже с относительно новыми коробками случаются те же самые проблемы, что и в предыдущих поколениях, разве что теперь они проявляются не так быстро.

Особенности ремонта роботизированных коробок передач

Схожую ситуацию наблюдают сервисмены и с ремонтом роботизированных трансмиссий, в частности пресловутой DSG. Несмотря на то что на сегодняшний день конструктивный прогресс налицо, проблем, увы, меньше не становится. Просто, как и в случае с вариаторами, у современных «роботов» они обнаруживаются после большего пробега.

Основные причины — износ сцеплений и неисправности мехатроника. Последний сильно страдает от продуктов выработки механической части трансмиссии — подшипников, муфт, шестерен и валов. Происходит это из-за того, что при высокой нагрузке в пробках подшипники начинают испытывать недостаток смазки. Микроскопическая стружка быстро оседает на датчиках мехатроника, и он начинает допускать ошибки.

Бизнес на ремонте коробок передач

Возникают толчки и рывки, большие задержки при переключении передач. Проблема может вызывать в том числе полное обездвиживание машины, когда не включается ни одна передача. Известны случаи внезапной потери тяги при движении.

На сегодня ремонтировать научились и роботизированные коробки. Причем отдельные производители выпускают для подобных трансмиссий ремкомплекты, которые облегчили жизнь механикам и удешевили процедуру для автовладельцев.

ZFExpert дает два года гарантии на выполненные работы по восстановлению автоматических трансмиссий ZF и год на все остальные, причем без ограничений по пробегу и эксплуатации. Особое отношение только к «заряженным» машинам вроде BMW серии M или Mercedes AMG, а также к тюнинговым автомобилям — там есть гарантийные ограничения

Бизнес на ремонте коробок передач

Комментирует Александр Сосновский, технический специалист компании febi, производителя масел для автоматических трансмиссий:

Бизнес на ремонте коробок передачБизнес на ремонте коробок передачАвтоматические коробки передач — сложные устройства, в которых в зависимости от производителя используются различные технические решения. Масло для АКП является тем продуктом, без которого функционирование автоматической коробки невозможно. В частности, одной из задач масла является передача усилия в гидравлических механизмах. Кроме того, масло участвует в процессе переключения передач, влияет на комфорт переключения, смазывает и охлаждает коробку передач.

В зависимости от типа АКП, применяемых технических решений, максимальной нагрузки, давления в системе, температуры, а иногда и программного обеспечения условия работы масла и требования к ним очень сильно отличаются. Именно поэтому трансмиссионные масла для автоматов — это специализированные жидкости, разработанные специально для своих областей применения. Такие масла, как правило, нельзя мешать с другими или применять вместо других масел, которые предусмотрены для других сфер применения.

Чтобы предотвратить возможные тяжелые последствия от смешивания, некоторые производители окрашивают свою продукцию в различные цвета. Компания febi применяет в своих маслах те же цвета, что и производители оригинальных смазок. Однако для определения нужного продукта, конечно, цвет знать недостаточно — нужен OE‑номер или требуемая спецификация.

В конструкцию «автомата» входят планетарные редукторы, пакеты сцепления для переключения передач, гидротрасформатор и прочие узлы и детали — все это должно работать в одном масле. Естественно, смазка испытывает сильные нагрузки — высокую рабочую температуру, давление, загрязнение продуктами износа, выработки присадок, что сказывается на ресурсе масла. В результате регулярная замена масла в АКП становится одним из главных факторов долгой работы трансмиссии.

На сегодняшний день на рынке огромное число предложений по трансмиссионным маслам. От оригинальных до никому не известных производителей. Оригинальные масла имеют очень узкую применяемость, ограничиваясь одной маркой, и достаточно дороги. Универсальные масла, предлагаемые множеством производителей, имеют достаточно широкую, зачастую противоречивую линейку применения. Масла для АКПП от febi в этом сегменте — нечто среднее, поскольку мы предлагаем специализированные смазки для конкретных трансмиссий и областей применения. Сегодня в ассортименте febi доступны масла практически для всех коробок — как для классических АКП и МКП, так и для вариаторов, а также «роботов» с одним или двумя сцеплениями.

Ремонт коробки переключения передач (КПП)

Основными дефектами коробки передач являются:

  • износ зубьев шестерен;
  • поломка или выкрашивание зубьев;
  • износ шлицев валов и шестерен;
  • износ подшипников и мест их посадки;
  • износ вилок, стопоров и замков;
  • трещины картера.

Разборка коробки передач

Устранение отдельных дефектов коробки передач связано с ее частичной или полной разборкой. При разборке выполняют следующие основные операции:

  1. отъединяют компрессор (при его наличии) от картера коробки передач;
  2. снимают верхнюю крышку с механизмом переключения передач;
  3. отвертывают болты, снимают переднюю крышку и извлекают ведущий вал с подшипником;
  4. отвертывают заднюю крышку и извлекают ведомый вал с подшипником;
  5. вынимают из картера коробки шестерни ведомого вала, ось и вилку включения заднего хода;
  6. снимают стопорную пластину оси заднего хода и оси промежуточного вала и выбивают оси (у автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-150 отвертывают крышки подшипников промежуточного вала);
  7. вынимают из картера шестерни заднего хода и промежуточный вал или блок шестерен.

Ремонт зубьев шестерен, шлицев и валов

Зубья шестерен подвергаются нормальному износу в результате трения, а ускоренному — в результате неправильного ударного переключения передач, неполного зацепления зубьев, рывков или недоброкачественной смазки. При этом зубья скалываются, выкрашиваются, а иногда и ломаются.

Состояние зубьед контролируют внешним осмотром, шаблоном или измерением толщины их штангензубомером по начальной окружности шестерни.

Зубья шестерен, имеющие заусенцы и небольшую выработку, зачищают абразивными брусками (оселком). Шестерни, имеющие выкрошенные или сломанные зубья, заменяют новыми. Для получения правильного зацепления зубьев необходимо сопряженные шестерни (пару) заменять одновременно. Замена одной шестерни допускается при постановке не новой, а уже работавшей шестерни, которая но своему износу может быть допущена к дальнейшей эксплуатации.

При необходимости изношенные и выкрошенные зубья можно восстановить наплавкой металла с последующей термической и механической обработкой. Наплавку зубьев газовой сваркой производят сормайтом № 2 (твердый сплав) или стержнями, изготовленными из выбракованных шатунных болтов и клапанных пружин.

Бизнес на ремонте коробок передач

Рис. Установка шестерен при наплавке зубьев:
а — при наплавке торцевой поверхности; б — при наплавке боковой поверхности.

При наплавке торцевой поверхности зубьев производят следующие операции:

  1. Устанавливают шестерню в ванну с водой так, чтобы зубья были погружены в воду на 1/3—1/2 своей длины (рис. а).
  2. Нагревают поверхность зуба ацетилено-кислородной горелкой до потения (не доводя металл до плавления), наносят флюс (буру) и каплями наносят сормайт до заполнения изношенной части зуба. После наплавки всех изношенных поверхностей шестерню оставляют в ванне до остывания. При наплавке стержнями из шатунных болтов и клапанных пружин зубья закаливают путем опускания шестерни в ванну. Зачищают наплавленные зубья абразивным бруском.
  3. При наплавке боковой поверхности зубьев шестерню помещают в ванну с водой на стержне вертикально (рис. б) и наплавляют второй зуб, считая от поверхности воды. Когда наплавленный зуб остынет до вишневого цвета, его погружают в воду поворотом шестерни, затем наплавляют следующий зуб и т.д.

По окончании наплавки всех зубьев их зачищают. Изношенные шлицы шестерен ремонтируют редко, так как шестерни выбраковываются обычно ранее из-за износа зубьев. Шлицы можно ремонтировать также наплавкой металла. Изношенные шлицы на валах иногда восстанавливают раздачей с последующей механической обработкой. Помимо износа шлицев, валы коробки передач могут иметь погнутость и изношенные места посадки шариковых и роликовых подшипников.

Вал проверяют на биение индикатором в центрах токарного станка.

Погнутый вал выправляют без нагрева под прессом.

Изношенные места посадки подшипников на валах восстанавливают наплавкой металла сваркой, хромированием, металлизацией или протачиванием шеек с последующей напрессовкой стальных втулок.

Ремонт механизма переключения передач

Дефектами деталей механизма переключения передач являются:

  • погнутость или износ вилок;
  • износ ползунов;
  • износ замков и стопоров;
  • износ рычага переключения передач.

Эти дефекты вызывают самопроизвольное выключение передач, одновременное включение двух передач, неполное зацепление шестерен и выход рычага из гнезда вилок.

При разборке механизма переключения коробки передач необходимо:

  1. расшплинтовать и вывернуть болты крепления вилок;
  2. вынуть ползун первой и второй передач, а также замок и стопор (остальные ползуны должны находиться в нейтральном положении);
  3. удалить ползун заднего хода, стопор и замок;
  4. вынуть ползун третьей и четвертой передач и его стопор;
  5. отвернуть колпак или стопорный болт крышки и вынуть рычаг с пружиной вверх (автомобиль ГАЗ-51) или вниз (автомобиль ЗИС-150).

Погнутость вилки определяют на проверочной плите, а правят ее в холодном состоянии под прессом. После правки и вторичной проверки вилку тщательно осматривают и при обнаружении трещин заменяют новой.

Изношенные щечки вилки (охватывающие каретку шестерни) и гнездо для шарового конца рычага переключения передач восстанавливают, наплавляя металл сваркой. Наплавленные места обрабатывают на фрезерном станке.

Изношенные выемки на ползунах под стопоры и замки исправляют абразивным бруском. При этом необходимо следить, чтобы не был смещен центр выемки.

Изношенные шарики стопоров и замков, а также ослабевшие пружины заменяют.

Сборка и испытание коробки передач

Бизнес на ремонте коробок передач

Рис. Коробка передач автомобиля ГАЗ-51:
1 — распорная втулка; 2 и 6 — роликовый цилиндрический подшипник; 3 — ось блока шестерен; 4 — ведущий вал; 5 — крышка подшипника ведущего вала; 7 — задняя крышка ведомого вала; 3 — ведомый вал; 9 — фланец; 10 — шестерня спидометра; 11 — шариковый подшипник; 12 — стопорная пластинка; 13 — каретка с шестернями заднего хода.

При сборке четырехступенчатой коробки передач (автомобиль ГАЗ-51) необходимо:

  1. опустить в картер коробки каретку с шестернями заднего хода 13 и вставить ее ось;
  2. установить в блок шестерен роликовый цилиндрический подшипник 2, распорную втулку 1 и второй роликовый цилиндрический подшипник;
  3. опустить блок шестерен в картер, пропустить ось 3 блока шестерен и закрепить ее стопорной пластинкой 12 вместе с осью заднего хода;
  4. на ведущий вал 4 напрессовать шариковый подшипник и закрепить его стопорным кольцом;
  5. вставить в гнездо картера упорное кольцо подшипника и установить ведущий вал;
  6. надеть на ведущий вал крышку 5 подшипника с прокладкой и привернуть ее болтами к картеру;
  7. установить в выточку ведущего вала роликовый цилиндрический подшипник 6 и вставить ведомый вал 8, на передний конец которого надеть упорное кольцо, а на задний — упорное кольцо, маслоотражатель, шариковый подшипник 11 и шестерню спидометра 10; при установке ведомого вала одновременно следует надевать на него каретки с шестернями первой и второй, третьей и четвертой передач;
  8. установить прокладку и привернуть заднюю крышку 7 ведомого вала;
  9. собрать механизм переключения передач (в обратной последовательности разборки), установить крышку с прокладкой на картер, вводя вилки в соответствующие каретки шестерен, и привернуть ее болтами к картеру.

Бизнес на ремонте коробок передач

Рис. Коробка передач автомобиля ЗИС-150:
1 — люк шестерни отбора мощности; 2 и 7 — гайки; 3 — упорная шайба; 4 и 6 — замочные шайбы; 5 — шестерня отбора мощности; 8 — шестерня четвертой передачи; 9 — муфта легкого включения четвертой и пятой передач; 10 — шестерня пятой передачи; 11 — шестерня третьей передачи; 12 — шестерня второй передачи с внутренними зубьями для третьей передачи; 13 — шестерня первой передачи и заднего хода; 14 — упорное кольцо шарикоподшипника; 15 — шестерня спидометра; 16 — роликовые цилиндрические подшипники; 17 — блок шестерен заднего хода; 18 — люк блока шестерен заднего хода.

При сборке пятиступенчатой коробки передач автомобиля ЗИС-150 надо:

  1. установить в пазы промежуточного вала шпонки и напрессовать шестерни третьей и пятой передач, шестерню для коробки отбора мощности и шестерню постоянного зацепления с ведущим валом (шестерни первой, второй передач и заднего хода откованы с валом);
  2. на передний конец промежуточного вала надеть упорную шайбу 3, роликовый цилиндрический подшипник, замочную шайбу 4, завернуть гайку 2 и отогнуть шайбу на гайку;
  3. установить в картер наружное кольцо роликового подшипника;
  4. опустить промежуточный вал в картер, на задний конец напрессовать шариковый подшипник с упорным кольцом, надеть замочную шайбу, завинтить гайку и отогнуть на нее шайбу;
  5. приподнять промежуточный вал, установить его в гнезда картера и привернуть крышки с прокладками;
  6. установить в блок шестерен заднего хода 17 два роликовых цилиндрических подшипника 16, вставить блок с левой стороны через люк 18 в картер большей шестерней вперед и пропустить ось, которую закрепить стопорной пластиной с болтом; привернуть крышку люка;
  7. напрессовать на задний конец ведомого вала шариковый подшипник с упорным кольцом 14 и шестерню спидометра 15;
  8. опустить в картер коробки шестерню первой передачи и заднего хода 13, второй и третьей передач 12 и пропустить через них ведомый вал; затем на вал надеть упорную шайбу, шестерню третьей передачи 11 (постоянного зацепления) венчиком назад, вставить в нее ролики (42 шт.), надеть упорную шайбу, шестерню пятой передачи 10 с бронзовой втулкой, зубчатую ступицу, муфту легкого включения 9, замочную шайбу 6, завернуть гайку 7 и отогнуть на нее шайбу. На переднюю шейку вала надеть упорное кольцо и роликовый цилиндрический подшипник;
  9. напрессовать на ведущий вал шариковый подшипник с упорным кольцом, надеть замочную шайбу, завернуть гайку и отогнуть на нее шайбу;
  10. вставить ведущий вал в гнездо картера, надеть крышку подшипника с прокладкой и привинтить ее болтами;
  11. вставить ведомый вал в выточку ведущего вала и привинтить болтами заднюю крышку с прокладкой;
  12. собрать механизм переключения передач, установить крышку с прокладкой на картер коробки, ввести вилки в каретки шестерен и привернуть крышку болтами.

Обкатка коробки передач

После ремонта деталей и сборки коробки передач ее обкатывают на стенде для приработки деталей и для определения легкости переключения шестерен, отсутствия шума, стуков, нагрева и течи масла.

Порядок обкатки следующий:

  1. Устанавливают коробку передач на стенд, сообщают ведущему валу 1200—1500 оборотов в минуту и переключают передачи, работая на каждой передаче 2—3 мин.
  2. Заливают в картер коробки передач масло до нормального уровня и проверяют работу коробки на всех передачах с нагрузкой в течение 30—40 мин.
  3. После устранения выявленных дефектов заменяют смазку и промывают картер керосином.

Источник Источник http://biznes-club.com/biznes-idei/remont-korobki-pereklucheniya-peredach.html
Источник Источник http://dvizhok.su/parts/kapitalim-avtomat-razbiraem-vse-nyuansyi-remonta-avtomaticheskix-korobok-peredach-vmeste-s-czentrom-zf-expert
Источник Источник http://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/remont-korobki-peredach/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Стоимость замены сцепления и ремонт коробки передач: что нужно знать

Стоимость замены сцепления и ремонт коробки передач: что нужно знать

Ремонт автомобиля, особенно таких важных узлов, как сцепление и коробка передач, всегда вызывает вопросы у владельцев машин. Чтобы избежать неприятных сюрпризов и быть готовым к возможным затратам, важно понимать, что влияет на стоимость и как выбрать подходящий автосервис. Замена сцепления: что входит в стоимость Это процедура, которая включает не только замену самого узла, но и […]

Карданный вал ГАЗ Соболь и ГАЗель Бизнес: неотъемлемая часть трансмиссионной системы

Карданный вал ГАЗ Соболь и ГАЗель Бизнес: неотъемлемая часть трансмиссионной системы

Карданный вал является одним из ключевых элементов в трансмиссии любого автомобиля, выполняя функцию передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Эта деталь особенно важна для коммерческих автомобилей, таких как ГАЗ Соболь и ГАЗель Бизнес двигатель, которые испытывают значительные нагрузки из-за интенсивной эксплуатации и перевозки тяжелых грузов. Особенности конструкции Карданный вал для ГАЗ Соболь и […]