ЗИЛ Бычок: технические характеристики ЗИЛ 5301, модификации
ЗИЛ 5301 Бычок
Серийное производство ЗИЛ Бычок начато АМО «Завод имени Лихачева» в 1996 году. Крупнейшее автосборочное предприятие по выпуску среднетоннажных грузовиков, в связи с обвалом спроса на продукцию, было вынуждено искать новые ниши для реализации техники, предлагать рынку более конкурентоспособную продукцию. Одним из решений стало освоение в производстве трехтонной серии грузового автомобиля, получившего обозначение «Бычок».
Назначение машины и модельный ряд
ЗИЛ 5301 Бычок использовался для перевозки небольших партий грузов в условиях плотной городской застройки по автомобильным трассам с высокой плотностью движения. Компактное по размерам шасси позволяло совершать необходимые маневры при парковке для погрузки-выгрузки, обеспечивало экономию места при стоянке автомобиля. Экономичный дизель значительно снижал затраты на эксплуатацию и себестоимость грузоперевозок. Расход топлива на 100 км у ЗИЛ Бычок составлял 12 л.
Подобные параметры сделали автомобиль популярным в малом бизнесе, обеспечили спрос на машину.
Расширяя сферу применения на рынок малотоннажной техники выпущены модификации ЗИЛ Бычок:
1. ЗИЛ 5301АО – база головной модели;
2. индекс БО в конце обозначения — платформа для установки оборудования, может комплектоваться кузовами различного назначения;
- ГО и ПО – фургоны, в том числе изотермические;
- ДО – версия с удлиненной платформой;
- ЕО – удлиненная платформа под различного назначения кузова;
- ИО – удлиненная платформа фургона;
- ТО – удлиненная платформа с 6-местной на 4 двери кабиной;
- ЮО – наличие места для отдыха (сна).
3. Шасси ЗИЛ 5301БО предназначалось для размещения коммунального, грузоподъемного оборудования. Платформа ЗИЛ 5301ТО с шестиместной кабиной использовалась монтажными, строительными и ремонтными организациями, коммунальщиками.
4. Выпускались грузопассажирские варианты авто Бычок с малой высотой погрузки и боковой дверью сдвижной конструкции.
5. В 98 году на базе Бычка заводом начат выпуск автобусов-маршруток на 15 и 19 мест.
Технические характеристики ЗИЛ 5301АО
Вес груза к перевозке | т | 3,45 |
Вес готового к эксплуатации изделия | -/- | 3,35 |
Весовое воздействие на дорожное полотно через шины готового к эксплуатации автомобиля: |
Как устроен автомобиль
Конструкция традиционна для заднеприводных грузовиков. На жесткой раме устанавливается силовая установка, узлы трансмиссии, монтируется кабина, через рессорные узлы с амортизаторами крепятся передний и задний мосты. Использованы несколько типов дизельных моторов Минского производства, трансмиссия механическая, тормоза с гидроприводом и пневмоусилением, рулевое управление комплектуется гидравлическим усилителем.
Особенности устройства основных узлов
Стальная рама лестничного типа, продольные лонжероны из стального профиля, поперечины — стальные швеллера и трубы. Конструкция собрана при помощи болтовых соединений.
Силовая установка комплектовалась несколькими типами турбированных двигателей производства ММЗ — Д-245. С 2008 года на машину устанавливались моторы Д-245.9 Е3, отвечающие требованиям стандарта Евро-3.
Дизель работает в четырехтактном цикле, 4 цилиндра расположены в ряд продольно. Наддув газотурбинный. Система охлаждения замкнутого типа, жидкостная.
Характеристики двигателя
Цилиндры | ед. | 4 |
Литраж цилиндровой группы | л | 4,76 |
Сжатие | 15 | |
Расход горючего | г/л.с.ч | 158 |
Мощность | л.с. | 136 |
Обороты в номинальном режиме | об/мин | 2400 |
Крутящий момент на 1300 об/мин | кгм | 47 |
Вес изделия | кг | 430 |
Узлы трансмиссии
Механизм сцепления однодисковый в сухом исполнении. На ведомом диске установлен гаситель крутильных колебаний пружинного типа. Кожух сцепления стальной, нажимной диск выполнен из серого чугуна. Выключение механизма приводом гидравлического типа с пневмоусилением.
Коробка передач на 5 рабочих режимов передачи крутящего момента, в механическом исполнении с ручным выбором передачи. Переключения коробки синхронизированы.
Карданная передача собрана из 2 трубчатых стальных валов, поддерживаемых промежуточной опорой. В торцевые шарнирные узлы запрессованы обоймы подшипников игольчатого типа.
Задний мост
Одноступенчатая гипоидная передача, дифференциал собран из конических шестерен, полуоси разгруженного исполнения.
Органы управления
На колесах передней оси установлены дискового типа тормозные устройства, на задней оси — барабанного типа тормозные узлы. Привод торможения двух контурный в гидравлическом исполнении с пневмоусилением. В барабанах задних колес смонтирован колодочного типа тормоз стоянки.
Рулевое управление оборудовано гидроусилителем.
Подвеска
Передняя собрана из 2 полуэлептических рессор и 2 гидроамортизаторов, задняя работает на 2 основных и 2 дополнительных рессорах.
Кабина
В базовом варианте использована кабина ЗИЛ 4331 на 3 места, двух дверная, в комплектацию которой входили:
- сидение для двух пассажиров нерегулируемое;
- радиатор отопления кабины, подключенный к системе жидкостного охлаждения силовой установки;
- подрессоренное сидение водителя с регулированием жесткости, высоты и по наклону спинки;
- очиститель ветрового стекла на 3 щетки и омыватель.
Предлагались версии машины Бычок с шестиместной четырехдверной кабиной с двумя рядами сидений.
Преимущества и недостатки. Отзывы владельцев
- Основное достоинство ЗИЛ 5301 Бычок в простоте устройства, малых затратах на эксплуатацию и обслуживание, доступность запасных частей.
- Расход топлива ЗИЛ Бычок дизель достаточно экономичный и составляет 12-15 л на 100 км в зависимости от загрузки.
- ЗИЛ фургон в изотермическом исполнении позволяет расширить функционал машины (безопасно перевозить скоропортящиеся продукты и т. д.)
- Грузоподъемность «Бычка» ЗИЛ по факту эксплуатации доводилась до 5 т без последствий для подвески автомобиля.
- Двигатель отнесен к тракторным силовым агрегатом шумен и подвержен значительной вибрации, но в эксплуатации и обслуживании прост и надежен. Замена масла через 10 000 км, расход незначителен, долива не требуется.
Вместе с тем:
- Машина собрана крайне небрежно, качество комплектующих низкое.
- Механизмы регулировок водительского сидения быстро выходят из строя.
- Зимой в кабине холодно, температурный режим дизеля не обеспечивает эффективной работы отопителя. Кабина плохо герметизирована.
- Запуск дизеля при отрицательных температурах сложен, требует использования электро-факельного устройства либо предпускового подогревателя. Стартер на 24V при схеме 12V требует еженедельного переключения двух аккумуляторов, так как штатно заряжается только один из них.
- Передаточные числа режимов коробки не обеспечивают эффективного набора скорости груженого автомобиля.
- Не надежные узлы заднего моста.
Положение на рынке. Аналоги
Годом снятия с производства ЗИЛ Бычок Википедия обозначает 2014. На вторичном рынке автотехники стоимость автомобиля с пробегом начинается от 100 тыс. рублей. Средняя цена машины на ходу, в хорошем техническом состоянии составляет 450-500 тыс. рублей.
В отличие от Бычка свое положение на рынке сохраняют его аналоги российского производства Газели различных модификаций, китайские малотоннажники Foton, Faw, Gonow. Lifan, японские, южнокорейские и европейские модели.
Бычок не выдержал конкуренции с ГАЗовскими Газелями и Валдаями, проиграл по соотношению цена-качество дизельным грузовикам из КНР, по всем параметрам уступил японским и южнокорейским аналогам. У разработчиков модели были предложения по созданию новых модификаций, более совершенного грузовика «ТАПИР», но из-за низкого спроса на ЗИЛ 5301, общезаводских проблем, отсутствия финансирования работы были свернуты.
Трехтонный Бычок имел неплохие ходовые характеристики, экономичную дизельную силовую установку, позволяющие достаточно эффективно использовать машину как в городских условиях, так и на дальних перевозках
Отечественный малотоннажный грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 Бычок с более 35 модификациями
ЗИЛ Бычок серии 5301 — грузовой 3-тонный автомобиль, созданный российской машиностроительной компанией ПАО «Завод имени Лихачева» (АМО ЗИЛ). Первые опытные экземпляры выпущены в 1994 году. В качестве образца послужили сборочные узлы и ходовая от Мерседес-Бенц Т2, последней на то время разработки транснационального концерна Daimler-Benz AG. Серийно машины выходили с конвейера с 1995 по 2014 год.
Устройство
За 10 лет предприятие создало более 35 моделей на основе Бычка, которые отличаются устройством и техническими показателями. Основные из них имеют следующий вид:
- ЗИЛ-5301АО — бортовая классическая модель для транспортировки груза по твердому дорожному покрытию.
- ЗИЛ-5301БО — грузовое шасси для установки специализированных надстроек, таких как инкассаторские, почтовые, пожарные оснастки, самосвалы.
- ЗИЛ-5301ГО — изотермический автофургон на основе ЗИЛ-5301БО.
- ЗИЛ-5301 ЕО — удлиненное шасси для дополнительного спецоборудования.
- ЗИЛ-5301ТО — автомобиль с бортами и длинной рамой, имеющий 2-рядную 4-дверную кабину, используется для ремонтно-технических целей.
- ЗИЛ-5301ЮО — автошасси с удлиненной базой, оснащенное 2-местной кабиной и 2 спальными местами, служит для дооборудования спецкузовами и надстройками.
- ЗИЛ 5301ВА — модель с термокузовом, оснащенная удлиненной 2-местной кабиной и 2 местами для отдыха, применяется для транспортировки грузов по дорогам общего назначения.
- ЗИЛ-5301ВЕ — бортовой грузовик.
- ЗИЛ-540100 Бычок — седельный тягач для перевозки материалов и грузов в составе автопоезда по всем видам дорог.
- ЗИЛ-432720 — бортовой грузовик с колесной формулой 4х4.
Для создания автобусов по схеме 4х2 используют шасси машин ЗИЛ-5301 с разными базами колес. Предприятие также производит грузопассажирскую технику на основе «Бычка» специальной комплектации, например:
- автобус серии Люкс с умывальником, биотуалетом, системой вентиляции, внутренней обшивкой высокого качества, оборудованными сиденьями;
- ритуальные катафалки ЗИЛ-325010-40 и ЗИЛ-32500-40;
- автомобильный фургон ЗИЛ-5301СС без отопителя в салоне и тормозного механизма АВС для транспортировки сухих грузов;
- ассенизатор КО-503В на шасси ЗИЛ-5301 — автоцистерна с гидронасосом для очистки канав, колодцев и канализационных ям с дальнейшим вывозом в места утилизации.
Электрооборудование
Система электрооборудования в машинах — 1-проводная. Отрицательные клеммы источников тока присоединены к корпусу грузовика. В бортовой сети применяется электрическая проводка низкого напряжения типа ПГВА разного цвета и сечения. Номинальное напряжение — 12 В, напряжение пускового механизма — 24 В. Типы основных электрических приборов приведены в пояснениях к электросхеме ЗИЛ-5301.
Главными механизмами в электрике машины, согласно подробной цветной схеме электропроводки, являются:
- аккумуляторы;
- генератор;
- регулятор напряжения;
- трансформаторно-выпрямительный блок (ТВБ);
- стартер;
- осветительные приборы;
- световая сигнализация;
- предохранительные механизмы и реле;
- стеклоочистители и омыватели;
- звуковая сигнализация;
- отопитель.
Грузовики укомплектованы генераторами переменного тока с вмонтированными выпрямителями и конденсатором.
ТВБ — 3-фазный трансформатор, обмотки которого соединены в треугольник. Он имеет 2 вывода для соединения с дополнительной аккумуляторной батареей и соединительную колодку с 3 штекерами для подключения к выводам генераторных фаз.
Регулятор напряжения содержит 2 изолированных вывода «Ш» и»+», поддерживает напряжение генератора и работает с датчиком температуры электролита.
Предохранители находятся справа от водителя за щитком панели приборов. Они отключают проводку при превышении предела силы тока. Маркировка жгутов показывает, какая величина тока подходит к каждому предохранителю в случае их перегорания.
К освещению и световой сигнализации по электросхеме ЗИЛ «Бычок» относят:
- передние и боковые поворотники;
- задние фонари;
- осветительные фонари для номера машины;
- светильники в салоне;
- фары.
Звуковой сигнал устанавливается снизу брызговика кабины с левой стороны машины.
В электрику отопительной системы входят:
- электромоторы с постоянными магнитами последовательного возбуждения;
- электронный блок управления;
- переключатель.
Электрическая схема отопителя защищена биметаллическим предохранителем.
Тормозная система
Тормозная система ЗИЛ-5301 представлена комбинированным пневмогидравлическим приводом с 2 независимыми гидравлическим и пневматическим контурами, которые разделены на 2 ветки. На автобусах модели «Бычок» присутствует система АВС.
Тормоза передних колес — дисковые с плавающими 2-цилиндровыми скобами, 2-колодочные. На тормозе задних колес установлены колодки барабанного типа.
Привод стояночного тормоза — механический от пружинного энергоаккумулятора с пневмоуправлением.
Трансмиссия
На всех модификациях автомобиля установлена механическая 3-ходовая 5-ступенчатая коробка передач с синхронизаторами, облегчающими управление, обеспечивающими бесшумность включения скоростей и увеличивающими длительность работы зубчатых муфт шестерен. На крышке коробки вмонтирован качающийся рычаг переключателя трансмиссии со схемой переключения передач ЗИЛ: 5 скоростей для движения вперед и 1 — назад.
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя на ЗИЛ — с принудительной циркуляцией жидкого охлаждающего вещества от центробежного насоса. Тепловой режим проверяют датчиком, который находится в головке цилиндра позади детали.
К насосу прикреплен аварийный датчик, реагирующий на перегрев.
В моделях последних лет выпуска имеется сигнальный датчик, контролирующий охлаждение. Он прикреплен к расширительному бачку.
Рулевое управление
Рулевое управление (РУ) ЗИЛ-5301 включает гидроусилитель (ГУР), винт с гайкой на циркулирующих шариках и зубчатый поршень.
Насос ГУР — шестеренный. Масляный бачок находится отдельно. Шариковый предохранительный клапан размещен в корпусе клапана РУ, распределяет масляное давление и раскрывается при 6,8-7,2 МПа.
Колонка РУ регулируется по высоте и наклону, имеет противоугонное действие.
Технические характеристики
Для автомобиля ЗИЛ-5301 технические характеристики имеют вид:
- Грузоподъемность — 3 т.
- Вес — 6950 кг.
- База:
- основная — 3650 мм;
- удлиненная модель — 4250 мм.
- Длина кузова:
- для модификации АО — 6195 мм;
- для ДО и ТО — 6795 мм;
- для БО — 6165 мм;
- для ЕО и ГА — 6765 мм;
- для АА — 6818 мм.
- Ширина:
- автомобилей серии АО, ДО и ТО — 2265 мм;
- БО, ЕО, ГА — 2210 мм.
- Высота:
- модификаций АО, ДО и ТО — 2885 мм;
- БО, ЕО и ГА — 2369 мм;
- АА — 3130 мм.
- Колея:
- задняя — 1690 мм;
- передняя — 1820 мм.
- Габариты платформы (фургона) модели АО:
- высота — 450 мм;
- ширина — 2215 мм;
- длина — 3750 мм.
- Клиренс — 170 мм.
- Размерность шин — 6.5J-16H2.
- Давление в шинах:
- передних — 0,46-0,48 МПа;
- задних — 0,5-0,52 МПа.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) ЗИЛ-5301 включают:
- Дизель — 4-тактный ММЗ Д-245.12.
- Мощность -108,8 л. с.
- Объем двигателя — 4,75 л.
- Максимальный крутящий момент — 1700 Н*м.
- Объем топливного бака — 125 л.
- Максимальная скорость — 95 км/ч.
После 2001 года на Бычок устанавливался дизельный мотор ММЗ Д-245.9 с улучшенными параметрами. Его мощность доходила до 136 л. с. Среди особенностей выделяются:
- турбонаддув;
- интеркулер;
- регулятор давления воздуха;
- соответствие классу Евро-2.
Расход топлива ЗИЛ-5301 Бычок при езде по городу составляет не более 16 л на 100 км. При езде с полной массой и со скоростью 60 км/ч горючего топлива на 100 км расходуется около 12 л.
Эксплуатация, обслуживание и ремонт
Выполнение своевременных ремонтных работ по устранению неисправностей приводит к увеличению срока службы автомобиля, его безопасности и надежности. Текущий ремонт механизмов, вышедших из строя, выполняется согласно руководству по эксплуатации, в котором приведены чертежи и схемы всех агрегатов.
Нужен ли тахограф
Тахографы устанавливаются на грузовики тоннажностью более 3,5 т, в зависимости от назначения машины, надстроек и при условии осуществления маршрутных рейсов на расстояние более 50 км. Поэтому на грузопассажирские автобусы «Бычок» с более 8 пассажирских мест, самосвалы, манипуляторы и другую технику, выполняющую коммерческие перевозки, прибор необходимо устанавливать.
Как прокачать тормоза
Алгоритм прокачки тормозов:
- Залить жидкость для тормозов в систему.
- Наполнить пневматический привод сжатым воздухом.
- Нажать на тормозную педаль.
- Наполнить бачки жидким раствором до отметки.
- Снять предохраняющий колпачок и натянуть шланг из резины на головку детали колесного цилиндра. Оставшийся конец опустить в прозрачную емкость с небольшой порцией жидкости.
- Повернуть клапан на 1 вращение, мягко нажать на педаль и закрутить элемент.
- Повторять процедуру, пока из шланга не начнет поступать жидкий материал без пузырьков.
- Аналогично прокачивают задний правый тормоз и 2 передних.
- Убирают шланг.
- Протирают клапан, вставляют колпачки.
При замене тормозных колодок или диска производят приработку деталей:
- делают 30 торможений по убыванию от 90 до 30 км/ч с интервалом в 2 км;
- производят 3 торможения на блокировочной грани от 80 км/ч до полной остановки.
После замены колодок проверяют систему в дорожных условиях.
Как настроить сцепление
Регулировка сцепления по полному ходу выполняется изменением расположения подвижного упора педали. Допустимое значение расстояния сверху до нижнего ограничителя — 180 мм. Значение свободного хода — 1-2 мм. Оно измеряется передвижением педали сцепления.
Муфта подшипника имеет ход, равный 3-4 мм, который проверяется движением вилочного рычага переключения при снятой оттяжной пружине. Толкатель вращается и производит регулировку перемещения детали.
Как отрегулировать клапана
Регулировка клапанов заключается в проверке зазоров между клапанами и коромыслами. Их регулируют на холодном моторе и через 30 минут после выключения. Топливная подача также отключена.
Номинальные значения зазоров:
- для впускного клапана — 0,25-0,3 мм;
- выпускного — 0,4-0,45 мм.
Регулировка клапанов осуществляется так:
- Снять крышку головки.
- Измерить ключом болтовой и гаечный затяжной момент.
- Поворачивать коленвал до тех пор, пока впускной клапан первого цилиндра будет открываться, выпускной — начнет закрываться.
- Настроить зазоры в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах. Счет ведут от вентилятора.
- Провернуть коленчатый вал на 1 оборот и отрегулировать расстояния в первом, втором, третьем и пятом клапанах.
- Вставить крышку.
- Запустить мотор и проверить работу.
Замена подушки двигателя
При ремонте ЗИЛа допускается замена подушки силового агрегата при ее износе или выходе из строя. Для проведения текущего обслуживания машину загоняют на смотровую яму, отсоединяют клеммы от аккумуляторной батареи, поднимают на домкратах ту сторону, на которой выполняют замену. Отворачивают гайки крепления подушки к кронштейну, выкручивают болты, соединяющие кронштейн с лонжероном. Снимают деталь.
При откручивании подушки придерживают коробку передач и опускают механизм на упор или подставку. Верхний ограничитель отводят в сторону, производят демонтаж старого устройства и замену на новое. Затем все сборочные единицы собираются в обратной последовательности.
Отзывы владельцев и цены
Стоимость машин на вторичном рынке зависит от технического состояния, года выпуска и установленного оборудования. Автомобили-фургоны конца 90-х лет можно купить за 150-300 тыс. рублей. Цена на самосвалы, краны-манипуляторы и спецмашины на базе «Бычка» составляет 500-700 тыс. рублей.
Максим, 45 лет, Нижний Новгород
Все время мечтал о большом грузовике, но категория прав не позволяла. Пришлось купить Бычок с бортами в коммерческих целях. Работой машины доволен. Сложностей в ремонте нет, запчасти всегда в продаже, стоимость сравнительно небольшая.
Игорь, 57 лет, Орел
Техника служит более 10 лет. Покупал в виде фургона. Расход был более 15 л на 100 км. Периодически подтекал люк, к моторному отсеку добраться было сложно. Постоянные мелкие поломки мешали работе. Решил ЗИЛ модернизировать, изменил конструкцию самостоятельно с помощью сварки деталей. После переделки машина стала самосвалом, меньше ломается, но ест намного больше.
ЗИЛ 5301 Бычок технические характеристики
ЗИЛ 5301 – отечественный грузовой автомобиль малого класса, выпускаемый Заводом имени Лихачева. Прототип серии был представлен в 1991 году, но ее производство открылось лишь спустя 4 года. За 10 лет модель обзавелась множеством версий и прочно заняла свою нишу на российском рынке. Основными преимуществами автомобиля стали доступность и простота конструкции.
ЗИЛ 5301 получил прозвище «Бычок». Возникло оно как ответ на появление семейства «Газель» от Горьковского автозавода, которое достаточно успешно вышло на рынок несколькими годами ранее. Отдельные источники связывают название с бывшим мэром Москвы (Юрием Лужковым), поддерживающим Завод имени Лихачева.
Примечательно, что индекс ЗИЛ 5301 серия получила по ошибке. Согласно принятому на тот момент в отрасли стандарту первая цифра серии должна быть «3». Изначально на неточность не обратили внимания, а потом менять название было поздно, поскольку оно значилось в технологической документации. В итоге 3-тонное семейство получило индекс, относящий его к тяжелому грузовому классу.
НАЗНАЧЕНИЕ
В техническом плане ЗИЛ 5301 оказался удачным и не уступал даже иностранным конкурентам. Создавалась модель для перевозок в границах области или города. Однако присутствовали специальные версии, оборудованные спальными местами, для выполнения дальних поездок.
ЗИЛ 5301 относится к сегменту малотоннажных грузовиков. В сравнении с аналогами модель смотрится достаточно компактно, что позволяет комфортно чувствовать себя в стесненных городских условиях. При этом модель с грузоподъемностью в 3 тонны уверенно справляется со своими прямыми обязанностями – перевозкой больших объемов груза.
ИСТОРИЯ
В начале 1990-х годов российская экономика переживала серьезный кризис. Многие предприятия в тот период потеряли рынки сбыта и оказались на грани краха. Завод имени Лихачева столкнулся со схожими проблемами. Бензиновые грузовики среднего тоннажа, выпускаемые предприятием, популярностью у потребителей не пользовались. Предпринимателям требовались небольшие машины для перевозки в пределах города. «Прожорливые» и устаревшие автомобили не способствовали росту продаж. После сокращения государственных и военных заказов производство практически остановилось.
Горьковский автозавод сориентировался довольно быстро и представил компактный грузовик «Газель». На заводе имени Лихачева решили пойти тем же путем и в срочном порядке открыли проект по разработке принципиально нового развозного автомобиля с грузоподъемностью 3 тонны. В качестве приоритетов рассматривалась максимальная унификация с существующими тяжелыми грузовиками. Прототипом для создания продукта послужил Mercedes-Benz Vario. На серию решили устанавливать проверенные элементы с других моделей: коробку типа 130 и кабину ЗИЛ 4331.
В серию ЗИЛ 5301 был запущен в 1994 году. Главной проблемой стало отсутствие мотора, подходящего для нового продукта. Предполагалось создать несколько платформ и на их базе собирать грузовики под определенные заказы. Флагманом серии должен был стать классический «Бычок». Для скорейшего открытия производства в качестве временного решения проблемы начали использовать автомобильную версию двигателя Д-245. Агрегат в результате стал основным для серии. Первые опытные образцы представили в конце 1994 года, спустя год выпустили опытно-промышленную партию из 219 грузовиков. В 1996 году началось массовое производство ЗИЛ 5301.
В 1996-1997 годах появилась модульная платформа цельнометаллического кузова для выпуска 2-, 3- и 4-секционных фургонов с вместимостью от 10,5 до 20,5 кубометров. Компактность и низкая высота погрузки позволили разработать на базе ЗИЛ 5301 грузопассажирские модификации с 6-местной кабиной и уменьшенным грузовым отсеком. В 1998 году на рынок вышла серия небольших автобусов ЗИЛ 3250 (15- и 19-местные версии).
«Бычки» активно «пристраивали» в качестве госзаказов в различных областях, что позволяло заводу имени Лихачева справляться с трудностями. К 2000 году объемы производства семейства достигли 12300 единиц. Серия показала неплохие продажи на старте, но постепенно интерес к автомобилю стал снижаться. ЗИЛ 5301 проигрывал основному конкуренту ГАЗ 3310 «Валдай» и китайским дизельным грузовикам.
В середине 2000-х годов для открытия экспорта «Бычков» на восточноевропейский рынок было решено открыть производственную площадку в латвийской Елгаве. Машину предполагалось оснащать дизелем Cummins, современными дисковыми тормозами, трансмиссией ZF и переделанной кабиной. Экспортный вариант имел грузоподъемность 4,5 тонны. Однако реализовать проект не удалось, а продажи серии продолжили падать.
Изначально ЗИЛ 5301 оснащался дизельными двигателями ММЗ Д-245.10, ММЗ Д-245.9 и ММЗ Д-245.12С (экологический класс – Евро-0). С 2005 года моторная гамма поменялась: все версии стали комплектоваться агрегатом ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2). Еще через 3 года мотор поменяли на ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3).
К 2008 году объемы производства сократились до 527 единиц. Отсутствие современного дизельного мотора и плохое качество сборки негативно сказывалось на популярности модели.
В конце 2011 года производство ЗИЛ 5301 перенесли с головного завода в город Петровск (Саратовская область) на Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ. Однако линия сборки просуществовала всего 3 года, после чего выпуск модели был завершен. Устаревшая конструкция, низкое качество сборки и появление более конкурентоспособных преемников стало причиной резкого падения спроса на ЗИЛ 5301. Несмотря на завершение производства, «Бычок» и сегодня можно встретить на дорогах страны.
МОДИФИКАЦИИ
- ЗИЛ 5301 – базовая серийная версия на платформе Mercedes-Benz, выпущенная партией из 219 автомобилей;
- ЗИЛ 5301АО – бортовая машина с колесной базой 3650 мм (1996-2001 года выпуска);
- ЗИЛ 530104 – шасси для пожарных расчетов с 2-рядной кабиной;
- ЗИЛ 530120 – реанимобиль;
- ЗИЛ 5301А1 (ЗИЛ 5301А2/ЗИЛ 5301А3) – грузопассажирский фургон;
- ЗИЛ 5301БО – шасси для фургонов с колесной базой 3650 мм (1996-2001 года выпуска);
- ЗИЛ 5301ВЕ – бортовая версия;
- ЗИЛ 5301В2 (ЗИЛ 5301В3/ ЗИЛ 5301В4) – шасси;
- ЗИЛ 5301ВА – шасси для фургонов с базой 4250 мм и 2 спальными местами;
- ЗИЛ 5301ГО – шасси для изотермических фургонов с базой 3650 мм;
- ЗИЛ 5301ГА – шасси для специальных надстроек с колесной базой 4250 мм и 2-рядной кабиной;
- ЗИЛ 5301ДО – удлиненное шасси для фургонов с базой 4250 мм;
- ЗИЛ 5301ЕО – шасси с колесной базой 4250 мм для специальных кузовов;
- ЗИЛ 5301ЕЕ – бортовая модификация;
- ЗИЛ 5301Е2 (ЗИЛ 5301Е3/ЗИЛ 5301Е4) – шасси;
- ЗИЛ 5301ЕС – цельнометаллический фургон с базой 4505 мм;
- ЗИЛ 5301ИО – удлиненное шасси для изотермических фургонов с базой 4250 мм;
- ЗИЛ 5301 – бортовая машина с колесной базой 4250 мм и двигателем мощностью 130 л.с.;
- ЗИЛ 5301К2 (ЗИЛ 5301К4) – шасси;
- ЗИЛ 5301МЕ – бортовой автомобиль;
- ЗИЛ 5301М2 – шасси;
- ЗИЛ 5301ПО – шасси для изотермических фургонов с колесной базой 3650 мм;
- ЗИЛ 5301РО – шасси для фургонов с базой 4250 мм;
- ЗИЛ 5301НС – фургон с базой 3245 мм;
- ЗИЛ 5301Р1 – цельнометаллический фургон со 130-сильным мотором и базой 3650 мм;
- ЗИЛ 5301СС – цельнометаллический фургон со 108-сильным агрегатом и базой 3650 мм;
- ЗИЛ 5301ТО – бортовой грузовик с 2-рядной кабиной, базой для которого послужило шасси ЗИЛ 5301ДО;
- ЗИЛ 5301ЧА – автомобиль-эвакуатор;
- ЗИЛ 5301ЯО – бортовая версия с базой 4250 мм и 2 спальными зонами;
- ЗИЛ 5301ЮО – удлиненное шасси для фургонов с колесной базой 4250 мм и кабиной, оборудованной 2 спальными местами.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры (основные модификации):
- длина (стандартная/удлиненная версия) – 6195/7165 мм;
- ширина – 2319 мм;
- высота – 2365 мм;
- колесная база (стандартная/удлиненная версия) – 3650/4250 мм;
- дорожный просвет – 180 мм;
- передняя колея – 1832 мм;
- задняя колея – 1690 мм;
- радиус разворота – 7800 мм.
ЗИЛ 5301 комплектовался бортовой платформой. В стандартном исполнении она имела следующие параметры:
- длина – 3750 мм;
- ширина – 2254 мм;
- высота – 450 мм.
Прочие характеристики автомобиля:
- снаряженная масса – 3695 кг;
- грузоподъемность – 3000 кг;
- полная масса – 6950 кг;
- нагрузка на переднюю ось – 2350 кг;
- нагрузка на заднюю часть – 4600 кг;
- погрузочная высота – 765-1050 мм;
- максимальная скорость – 95 км/час;
- средний расход топлива на скорости 60 км/час – 16 л/100 км;
- емкость бака – 125 л.
Интервалы обслуживания:
- первое ТО – 4000 км;
- второе ТО – 16000 км.
ДВИГАТЕЛЬ
За весь период существования ЗИЛ 5301 оснащался исключительно одним мотором – дизелем Д-245 (Минский моторный завод). Разработчики неоднократно пытались применять другие агрегаты: Renault MIDR 040226F4 (136 л.с.), болгарский Вамо (120 л.с.) и САТ-3054 (135 л.с.), но дальше экспериментов дело не продвинулось. Мотор Д-245 за время производства серии несколько раз модернизировался, получив изменения в конструкции и турбонаддув. Экологический класс поднялся с Евро-0 до Евро-3.
Изначально на ЗИЛ 5301 устанавливали агрегаты ММЗ Д-245.10 (105 л.с.). Позднее в линейке появились модели Д-245.12С (190 л.с.) и Д-245.9 (136 л.с.). С января 2005 года семейство комплектовалось дизелями Д-245.9 Е2, с апреля 2008 года – агрегатами Д-245.9 Е3 с непосредственным впрыском горючего. Последняя версия отличалась умеренным топливным расходом, неплохими тяговыми качествами и соответствовала требованиям Евро-3. Мотор позволял работать со значительным перегрузом.
Характеристики двигателя Д-245.9 Е3:
- рабочий объем – 4,75 л;
- номинальная мощность – 100 (136) кВт (л.с.);
- частота вращения – 2400 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 460 Нм;
- число цилиндров – 4 (L-образное расположение);
- диаметр цилиндра – 110 мм;
- степень сжатия – 15,1.
УСТРОЙСТВО
Прототипом ЗИЛ 5301 выступил грузовик немецкой компании Mercedes. В основу модели легла рама лестничного типа, дополненная лонжеронами со швеллерным сечением. Подобную компоновку позаимствовали у иностранного «собрата». Полученная конструкция оказалась очень устойчивой и не складывалась даже в случае лобового столкновения. Спереди «Бычок» комплектовался устройством для буксировки.
Ходовая часть
Передняя подвеска ЗИЛ 5301 устанавливается на 2 полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами и 2 амортизаторами. Задняя подвеска основана на 2 главных и 2 дополнительных полуэллиптических рессорах. В базовом исполнении значатся штампованные диски 6.5Jх16Н2 из высокопрочного металла, выполненные из сплава повышенной твердости, что позволяет выдерживать критические нагрузки без деформаций. С дисками применяются шины 227/75R16C бескамерного типа.
Трансмиссия
«Бычок» оснащается 3-ходовой 5-ступенчатой механической коробкой передач с инерционными синхронизаторами на всех скоростях. Карданная передача является открытой с промежуточной опорой и шлицевым скользящим соединением. В трансмиссии используется гипоидная главная передача с передаточным числом 3,273 и конический шестеренчатый дифференциал. Ведущий мост – одноступенчатого типа. В качестве сцепления используется однодисковая сухая фрикционная система с периферийным расположением пружин.
Тормозная система
Серия комплектуется тормозной системой с пневмоусилителем и двухконтурным гидроприводом. Первый контур обеспечивает торможение правого переднего и левого заднего колес, второй – двух оставшихся колес. При возникновении проблем с контурами выполняется экстренное торможение посредством гидравлики. Спереди используются дисковые тормозные элементы, сзади – барабанные. Для заднего моста применяются тормозные механизмы с автоматическим регулятором усилия торможения. Стояночный тормоз имеет привод на колодки колес задней оси. На последних модификациях серии также присутствует система ABS.
Электрическая система
Система электрооборудования на ЗИЛ 5301 однопроводного типа с напряжением 12 В. Машина оснащается генератором переменного тока 1652.3701 и 2 аккумуляторами 6СТ-110ТР.
Кабина
Для снижения затрат на разработку серии создатели использовали решения, ранее опробованные на других автомобилях завода имени Лихачева. Кабина стала одним из таких элементов, «перекочевав» на ЗИЛ 5301 с модели ЗИЛ 4331. В качестве дополнений выступили необычное «оперение» и выразительные фары. Существовала специальная 4-дверная версия с 2 рядами, рассчитанная на 6 человек.
Кабина «Бычка» имела множество недостатков, характерных для отечественных машин того периода. Даже на малых оборотах в салоне был слышен гул двигателя. Тепло- и шумоизоляция оказались на низком уровне. В зимнее время работать на ЗИЛ 5301 становилось очень холодно, несмотря на высокую эффективность печки. Лакокрасочное покрытие также считалось «больным местом», поскольку начинало слезать уже в первый год эксплуатации. Еще одной недоработкой был вентиляционный люк, который у многих автомобилей протекал.
При этом салон ЗИЛ 5301 позволял работать с комфортом. Водительское кресло имело несколько настроек и отличалось мягкостью. Обивка была выполнена из прочного материала, который практически не пачкался. Последние модификации получили кабину с улучшенной теплоизоляцией, позволяющей работать в морозную погоду. Большой 2-спицевый руль с ГУРом обеспечивал простоту осуществления маневров. Рулевое колесо настраивалось по высоте и углу наклона.
Недостатки
Среди основных недостатков ЗИЛ 5301 выделяют:
- шумный мотор, который издает громкие звуки даже на холостых оборотах;
- протечки люка в крыше (при наличии);
- низкое качество резины, рвущейся при повышенных нагрузках достаточно быстро;
- регулярные поломки системы автономного отопления, устанавливаемой по заказу;
- повышенная чувствительность к некачественным горюче-смазочным материалам;
- проблемы с запуском в морозы (характерны для всех версий);
- растрескивание крестовин и дефекты шестеренок дифференциала на заднем мосту.
Источник http://traktoramira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/zil-5301-bychok.html
Источник Источник http://specmahina.ru/zil/bychok.html
Источник http://gruzrus.com/zil-5301-bychok-texnicheskie-xarakteristiki/