Топливная система автомобиля

Схема подачи топлива в дизельный и бензиновый двигатели

На старых бензиновых двигателях, не оборудованных системой впрыска, смесеобразование происходит в карбюраторе. Происходит это таким образом: капельки топлива попадают сначала в воздушный поток, проходящий на высокой скорости (от 50 до 150 м/с) через смесительную камеру, затем происходит их измельчение и испарение, в результате получается горючая смесь. Если мотор инжекторный, то образование смеси происходит во впускном коллекторе двигателя. Разница заключается в том, что бензин подается для смешивания с воздухом в уже распыленном виде через форсунки. Форсунка может быть одна (моновпрыск) или несколько (распределенный впрыск). Топливная система современных автомобилей предусматривает отдельные форсунки для всех цилиндров.
Топливная система автомобиля
У дизельного двигателя топливо подается через форсунку непосредственно в камеру сгорания, где происходит его смешивание с воздухом. На некоторые бензиновые моторы также устанавливается топливная система с непосредственным впрыском. Их отличие от дизеля заключается лишь в способе поджигания рабочей смеси: бензин поджигается свечой зажигания, дизтопливо – сжатием. Непосредственный впрыск позволяет достичь наиболее высокой топливной экономичности, однако из-за сложности конструкции широкого применения в бензиновых двигателях не нашел, тогда как для дизеля это единственно возможный вариант.

  1. Топливная система инжекторного мотора
  2. Система питания дизельного двигателя
  3. Устройство подкачивающего насоса
  4. Устройство топливного насоса высокого давления (ТНВД)

Топливная система инжекторного мотора

Устройство топливной системы бензинового впрыскового двигателя представлено следующими основными элементами:

  • бензобак;
  • бензонасос;
  • топливный фильтр;
  • адсорбер и шланг для отвода бензиновых паров;
  • подающий и сливной бензопровод;
  • топливная рампа;
  • форсунки.

Бензобак предназначен для хранения горючего, его объем, как правило, обеспечивает автомобилю около пятисот километров пробега без дозаправок. После включения зажигания при помощи электрического бензонасоса оно через фильтр грубой очистки, представляющий собой капроновую сетку, попадает в подающий топливопровод. После этого бензин проходит через топливный фильтр, где очищается от мелких механических примесей, и попадает в рампу, а затем через форсунки в цилиндры.
Топливная система автомобиля
Устройство топливной системы на некоторых автомобилях немного усложнено: топливный насос у них начинает работать при открытии водительской двери.

Если давление в топливной системе превышает максимально допустимый порог, то часть топлива сливается через регулятор давления обратно в бак. Вентиляция бензобака происходит через адсорбер. Данное устройство улавливает пары горючего из воздуха.

Схема системы питания включает в себя различные датчики, основываясь на показаниях которых электронный блок управления двигателем (ЭБУ) дозирует подачу горючего. К ним относятся датчик детонации, положения дроссельной заслонки и массового расхода воздуха.

Один из основных критериев, по которому топливная система автомобиля с бензиновым мотором отличается от дизеля, это требование к надежности всех соединений: бензиновый мотор не столь требователен к этому, в отличие от дизельного.

Система питания дизельного двигателя

Схема топливной системы двигателя, работающего на дизтопливе, несколько отличается от описанной ранее. Устройство системы питания дизеля обусловлено необходимостью обеспечивать более высокое давление горючего. В ее состав входят:

  1. фильтр грубой очистки;
  2. фильтр тонкой очистки;
  3. топливный бак;
  4. топливный насос высокого давления (ТНВД);
  5. подкачивающий насос;
  6. форсунки.

Топливная система автомобиля
Схема работы в целом аналогична схеме, по которой работает топливная система бензинового двигателя. Горючее из бака подается к ТНВД при помощи подкачивающего насоса шестеренчатого или помпового типа. При этом вначале топливо проходит сквозь фильтр грубой очистки, где отсеиваются крупные механические примеси, а непосредственно перед топливным насосом высокого давления стоит фильтр тонкой очистки, задерживающий мелкие посторонние частицы. Повышенные требования к чистоте горючего объясняются желанием продлить срок службы дизеля.

Устройство подкачивающего насоса

Устройство и схема работы шестеренчатого подкачивающего насоса дизеля предельно просты: это две шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении. Во время вращения зубья играют роль лопастей и создают ток горючего по топливопроводу к ТНВД.

Главный действующий элемент помпового насоса – поршень, нагнетающий топливо. Для подачи солярки требуется два хода поршня: рабочий (или основной) и вспомогательный.

Производительность подкачивающего насоса дизельного двигателя превышает потребность насоса высокого давления, поэтому часть горючего сливается из магистрали обратно в бак.

ТНВД нагнетает высокое давление в рампе, и солярка в мелкораспыленном состоянии впрыскивается в цилиндры дизеля. В действие данное устройство приводится кулачковым валом, который, в свою очередь, приводится от коленвала двигателя и вращается с меньшей частотой. Кулачок толкает плунжер топливного насоса, который выталкивает дизтопливо к форсункам.
» alt=»»>

Устройство топливного насоса высокого давления (ТНВД)

Схема внутреннего устройства ТНВД дизеля выглядит следующим образом: внутри корпуса, представляющего собой неподвижную гильзу, расположен плунжер – поршень, диаметр которого значительно меньше его длины. Вместе эти детали образуют плунжерную пару. Они притерты между собой таким образом, что зазор не превышает 4 мкм, благодаря чему не происходит утечки горючего.
Топливная система автомобиля
Такое устройство позволяло бы обеспечить топливом мотор, работающий постоянно на одних и тех же оборотах, поскольку количество топлива, подающегося за один ход плунжера неизменно. Однако работа дизеля в разных режимах требует и разного количества горючего. Для этого устройство плунжера немного усложнено: на его поверхности имеется спиральная выточка, позволяющая менять величину активного хода при помощи механизма поворота плунжеров.
Топливная система автомобиля
Форсунка – это устройство, играющее первостепенную роль в процессе снабжения дизеля распыленным топливом. Чем мельче будут частицы, тем качественнее получится рабочая смесь и более устойчивой будет работа дизельного двигателя. Чтобы распыление происходило равномерно во всех направлениях, форсунки изготавливают многодырчатыми.

Топливная система современного автомобиля — 5 важных конструктивных элементов

Топливная система авто – это одна из ключевых систем в автомобиле. Её неисправность или неправильная работа могут привести к дорогостоящим ремонтам или перерасходу топлива. Схема топливной системы современных авто состоит из пяти ключевых элементов. Системы дизельного и бензинового двигателя отличаются. Про особенности их конструкций читайте ниже.

Топливная система автомобиля

Назначение топливной системы

Топливная система нужна для доставки бензина, дизеля из топливного бака непосредственно в цилиндры двигателя. По пути оно смешивается с воздухом и уже в поршневую систему доходит смесь, состоящая из топлива и воздуха. В цилиндрах происходит детонация, иными словами микровзрыв топливной смеси. Энергия, полученная от детонации, передаётся на коленвал, там преобразуется в крутящий момент и потом переходит на колёса автомобиля.

Устройство и основные конструктивные элементы

По конструкции всю топливную систему можно разделить на такие элементы:

  1. Бак для топлива. Баки бывают разные по конфигурации и объёму. Оснащены датчиком уровня топлива, который даёт понимание водителю об уровне наполненности бака. Для заливки топлива в баке есть горловина, закрывающаяся крышкой.
  2. Топливные магистрали. Представляют собой набор трубчатых магистралей, по которым топливо доходит из бака до распределяющего устройства.
  3. Фильтры. Применяются фильтры грубой и тонкой очистки. Фильтр грубой очистки монтируется непосредственно на бак с топливом и представляет собой металлическую решётку. Этот фильтр не даёт проникнуть большим частичкам загрязнений в магистрали топливной системы. Фильтр тонкой очистки устанавливается непосредственно в моторном отсеке перед топливным насосом. Он уже отлавливает более маленькие частички грязи.
  4. Топливные насосы. По конструкции устанавливают два или один топливный насос. Их количество зависит от конструкции смеси образователя. В карбюраторных типах насос стоит один. В дизельных двигателях устанавливают насосы низкого и высокого давления.
  5. Смесеобразователь. Этот элемент отвечает за смешивание топлива с воздухом и впрыск смеси в двигатель. В бензиновых двигателях это карбюратор или же инжектор.

Топливная система автомобиля

Типы систем подачи топлива в двигатель

В зависимости от конструкции автомобиля, его года выпуска и типа горючего материала, на котором он работает, топливные системы имеют свои отличия.

По типу топлива:

  • бензиновые;
  • дизельные.

Конструкция этих топливных систем кардинально различается и об их особенностях читайте ниже.

Бензиновые в свою очередь разделяются на:

  • карбюраторные;
  • инжекторы.

В современных автомобилях карбюраторные подачи топлива почти не встречаются. В большинстве стоят именно инжекторы. Но авто, выпущенные 10 — 15 лет назад оснащались карбюраторами, поэтому принцип работы таких систем мы тоже разберём.

Топливная система карбюраторных двигателей

По конструкции карбюратор состоит из корпуса, поплавковой камеры, клапанов, жиклеров, смеси образующей камеры. В карбюраторной системе топливный насос устанавливается один — малого давления. Устанавливается он в моторном отделении, недалеко от карбюратора. Насос накачивает топливо в поплавковую камеру. Своё название эта камера получила за счёт поплавка, который регулирует её наполнение. Если в камере больше топлива, чем нужно, поплавок подымает игольчатый клапан. Игольчатый клапан закрывает подачу топлива в камеру. При недостатке топлива в камере весь процесс происходит наоборот.

Топливная система автомобиля

Из поплавковой камеры топливо через жиклер, который представляет собой трубочку с малым отверстием, подаётся в камеру смешивания. В этой камере бензин смешивается с воздухом, который в свою очередь поступает из воздухозаборника.

Регулируется подача топлива дроссельной заслонкой, а она тросиком связана с педалью газа в авто. Из карбюратора смесь подаётся в двигатель с помощью обратной тяги от цилиндропоршневой группы. Иными словами, поршень всасывает топливную смесь.

Бывают три вида топливной смеси:

  1. Обогащённая. В составе этой смеси увеличенное количество топлива и уменьшенный объём воздуха. Это приводит в свою очередь к перерасходу топлива. Такую смесь применяют при запуске двигателя автомобиля. Регулируется это с помощью так называемого «подсоса». После прогрева двигателя смесь необходимо сделать нормальной и убрать «подсос».
  2. Нормальная. В составе смеси нужное количество топлива и воздуха. Это иными словами золотая середина.
  3. Обеднённая. В этой смеси количество воздуха больше нужного, а топлива меньше. Это влечёт за собой уменьшение расхода и мощности. Машина будет с трудом подниматься на горки, особенно гружёная. Скорость станет значительно меньше.

Регулируется качество смеси на карбюраторе болтом. Вообще стоит сказать, что на карбюраторе есть винт холостого хода и качества смеси. Именно винтом качества смеси и регулируется её состав.

Если нет понимания, как регулировать, то лучше доверить это дело профессионалу. Эта работа очень точная и здесь нужны навыки.

Одна из самых частых проблем карбюраторных типов систем — это как раз самостоятельная регулировка. Бывают ситуации, что дело вовсе не в настройках, а, например, в поломанном игловом клапане. Из-за переполнения поплавковой камеры расход увеличивается, а автолюбители начинают крутить винты смеси образователя. Это не приводит ни к чему.

Особенности топливной системы инжекторного двигателя

Несхожесть инжекторного типа двигателя и карбюраторного в следующем. Топливный насос создает высокое давление и подаёт горючее на топливную рампу, а с неё через форсунки в двигатель. Регулирует подачу топлива, его количество и качество блок управления.

Делать какие-то регулировки возможно только через специальный компьютер. Кроме того, блок управления не даст сигнала на подачу топлива, если хотя бы один датчик в автомобиле вышел из строя. На панели будет выдаваться ошибка с названием. По названию ошибки можно расшифровать, какой именно датчик вышел из строя.

Схема топливной системы дизельного двигателя

В дизельном двигателе топливная система отличается от бензиновой. Воспламенение топливной смеси происходит вследствие сжатия воздуха и его нагрева. В таких системах не применяются свечи для детонации смеси. В дизельных двигателях применяются свечи, но накаливания. Они служат для подогрева топливной системы при пуске. При работе они не нужны.

В дизельной системе есть два топливных насоса. Один из них высокого давления, а другой низкого. Насос низкого давления качает топливо из бака. Насос высокого давления создаёт нужное давление в системе при впрыскивании. Роль распределителя выполняют форсунки, они дозируют количество смеси и определяют её качество. Для проверки износа форсунок есть специальный стенд.

Топливная система автомобиля

Особенностью дизельного двигателя является отсутствие регулирования качества смеси. Особенно это сказывается зимой при низких температурах. Так же в зимнее время дизель начинает подмерзать. Для того, чтобы этого не случалось, применяют присадки.

Заключение

Топливная система напрямую влияет на расход бензина или дизеля автомобиля. Если за системой нет должного контроля и она попросту не обслуживается, то это увеличивает расход топлива автомобиля. Как показывает практика, легче поддерживать в надлежащем состоянии то, что есть, нежели ремонтировать запущенное.

Нужно регулярно менять расходные материалы, а именно — топливные фильтры и проходить диагностику систем подачи топлива (карбюратора, инжектора, форсунок). Это поможет сэкономить и деньги, и время.

4.11 Система питания (топливная система). Основные отличия бензиновых двигателей от дизельных

Общее устройство системы питания

Назначение и основные части системы питания

Система питания любого двигателя внутреннего сгорания служит для приготовления горючей смеси, за счет сгорания которой в цилиндрах двигателя осуществляется его работа. Горючая смесь состоит из топлива и воздуха, смешанных в определенной пропорции.

В систему питания бензинового двигателя входят топливный бак, топливный насос, топливный фильтр, топливопроводы, карбюратор/топливные форсунки, топливная рампа. Схематическое изображение системы питания бензинового двигателя приведено на рисунке 4.46.

Топливная система автомобиля
Рисунок 4.46 Основные части топливной системы современного бензинового двигателя.

Топливная система автомобиля
Рисунок 4.47a Схема карбюраторного бензинового двигателя.

Примечание
Максимально упрощенно работа системы питания двигателя в целом описана далее.

Топливо из бака посредством насоса подводится к карбюратору, где смешивается в определенной пропорции с воздухом, проходящим через воздухоочиститель (схематически изображено на рисунке 4.47 а). Если же на двигателе установлена система впрыска, то топливо, подводится к форсункам, которые впрыскивают его во впускной коллектор или непосредственно в цилиндр (подробнее устройства и работы системы впрыска мы будем касаться ниже). Полученная горючая смесь по впускному коллектору поступает в цилиндры двигателя, где и сгорает. Отработавшие газы из цилиндров отводятся через выпускной коллектор и глушитель.

Топливо для питания бензиновых двигателей

Само собой разумеется, что для работы бензинового двигателя необходим бензин.

Внимание
Бензин является легким жидким топливом и представляет собой светлую жидкость, которая испаряется на воздухе и легко воспламеняется.

Основными свойствами бензина являются испаряемость, теплотворность и антидетонационная стойкость. Для простого обывателя определяющей характеристикой является антидетонационная стойкость.

Антидетонационная стойкость определяет возможную величину степени сжатия двигателя.

Примечание
Детонация – сгорание топлива с такой скоростью, что его можно смело называть взрывом (2000 м/сек и выше против 20-40 м/сек при нормальном сгорании), который протекает при чрезвычайно высоких температурах с резким повышением давления в цилиндре. Возникает при использовании топлива с несоответствующей степени сжатия двигателя антидетонационной стойкостью.

При детонационном сгорании смеси в двигателе слышны резкие металлические стуки и звон, объясняемые ударами звуковых волн высокого давления о стенки камер сгорания, цилиндров и днищ поршней и возникновением вибрации в деталях. При этом в результате неполного сгорания топлива, усиленной теплоотдачи и увеличения механических потерь мощность и экономичность двигателя резко снижаются.

Внимание
Длительная работа при детонационном сгорании может привести не только к повышенному износу деталей двигателя, но даже к их поломке или образованию крупных дефектов в виде трещин и изгиба деталей с последующим их разрушением.

Поэтому если во время движения со стороны двигателя начали доноситься постоянные звонкие металлические удары, лучше остановиться. В противном случае появится перспектива капитального ремонта двигателя или его замены.

Примечание
Детонация может быть устранена путем уменьшения нагрузки на двигатель (переход на более низкую передачу) и прикрытия дроссельной заслонки.

Показателем, характеризующим антидетонационные свойства бензина, является его октановое число. Чем больше октановое число бензина, тем меньше он детонирует и тем большая степень сжатия может быть принята для двигателя.

Продаваемые на топливном рынке бензины имеют свое обозначение. Например, «А-95», где «А» говорит нам о том, что бензин этот «автомобильный», а число после буквы обозначает октановое число.

Смесеобразование и составы горючей смеси

Смесеобразованием называют процесс смешивания мелко распыленного топлива с воздухом.

Необходимо, чтобы приготовляемая смесь, называемая горючей смесью, удовлетворяла двум основным требованиям:

1) смесь при воспламенении в цилиндре двигателя должна сгорать очень быстро, в промежуток времени, измеряемый тысячными долями секунды, чтобы обеспечить соответствующее давление газов на поршень в начале его рабочего хода;

2) бензин, находящийся в горючей смеси, должен сгорать полностью, чтобы обеспечить наибольшее выделение тепла и повышение экономичности работы двигателя.

Смесь может быстро и полно сгорать при условии, что бензин с воздухом смешивается в строго определенной весовой пропорции и происходит очень тщательное распыление и испарение бензина в воздухе и их перемешивание.

При этом каждая мельчайшая частица топлива будет окружена частицами кислорода в требуемом количестве, что и обеспечит одновременное быстрое и полное сгорание всей смеси.

В зависимости от весового соотношения бензина и воздуха различают следующие виды смесей: нормальная, обедненная, бедная, обогащенная, богатая.

Нормальной называется смесь, в которой на 1 кг бензина приходится примерно 15 кг воздуха. Такое количество воздуха теоретически необходимо для полного сгорания топлива. При такой смеси двигатель работает устойчиво со средними показателями по мощности и экономичности.

Обедненной называется смесь, в которой имеется избыток воздуха против нормального количества топлива (примерно 16,5 кг, а то и больше, на 1 кг).

При работе на обедненной смеси мощность двигателя вследствие замедления скорости сгорания смеси несколько снижается, но экономичность заметно повышается, так как расходуется меньшее количество топлива.

Бедной называется смесь, имеющая значительный избыток воздуха. Из-за относительно большого расстояния между частицами распыленного в воздухе бензина бедная смесь горит медленно и давление газов в цилиндре двигателя понижается. Вследствие медленного горения смеси большая часть тепла поглощается стенками цилиндров и охлаждающей их водой, что вызывает перегрев двигателя. Двигатель на бедной смеси работает неустойчиво, мощность его падает, значительно возрастает удельный расход топлива (расход топлива на единицу мощности).

Обогащенной называется смесь, имеющая незначительный недостаток воздуха против нормального количества (около 13 кг на 1 кг топлива). Скорость сгорания обогащенной смеси возрастает, в результате чего давление газов в цилиндре к началу рабочего хода поршня увеличивается. Поэтому при работе на обогащенной смеси двигатель развивает наибольшую мощность, но при этом наблюдается несколько повышенный расход топлива.

Богатой называется смесь, имеющая значительный недостаток воздуха по сравнению с нормальным количеством. В такой смеси вследствие недостатка кислорода бензин сгорает не полностью, что вызывает снижение мощности двигателя при значительном расходе топлива. Несгоревшие частицы топлива в виде копоти частично отлагаются внутри цилиндров, а основная часть несгоревших частиц топлива выбрасывается в выпускной трубопровод и выходит из него в виде черного дыма. В результате догорания несгоревшего топлива в выпускном трубопроводе образуются хлопки и выстрелы, что и является внешним признаком сильного обогащения смеси.

Исходя из рассмотренных свойств различных составов горючей смеси, можно сделать вывод, что, если двигатель по условиям работы не должен развивать полной мощности (при средних нагрузках), самой выгодной является обедненная смесь, так как расход топлива при этом значительно снизится. Образующееся при этом некоторое снижение мощности двигателя при работе его с неполной нагрузкой значения не имеет. При больших нагрузках целесообразнее работать на обогащенной смеси, так как двигатель при этом развивает наибольшую мощность. Несколько же увеличенный расход топлива вследствие кратковременности работы двигателя на данном режиме не вызывает заметного увеличения общего расхода топлива за большой период времени.

Работа на бедной или богатой смесях, вызывающих снижение мощности и экономичности двигателя, недопустима.

Простейший карбюратор

Все, даже самые современные из тех, что закончили свой век в середине девяностых годов ХХ-го века, карбюраторы в основе своей работают по принципу, который можно описать на примере простейшего карбюратора. Он-то ниже и будет описан и представлен на рисунке 4.47 b.

Топливная система автомобиля
Рисунок 4.47b Простейший карбюратор.

Карбюратором называется прибор, обеспечивающий смешивание бензина с воздухом в определенной пропорции и тщательное распыление бензина в воздухе.

Обратив внимание на рисунок 4.47 b можно с уверенностью сказать, что действительно, ничего сложного в карбюраторе нет! Он состоит из следующих частей: поплавковой камеры с поплавком и игольчатым клапаном, дозирующего устройства с жиклером и распылителем, смесительной камеры с диффузором, дроссельной заслонкой и воздушной заслонкой. Смесительная камера карбюратора соединяется со впускным коллектором двигателя.

Поплавковая камера служит для поддержания постоянного уровня топлива в распылителе жиклера. При помощи поплавка с игольчатым клапаном топливо в камере и распылителе поддерживается на постоянном уровне — на 1—1,5 мм выше нижнего конца распылителя. Такой уровень обеспечивает легкое высасывание топлива из распылителя и устраняет вытекание топлива из него при неработающем карбюраторе. В карбюратор, изображенный на рисунке 4.47, топливо из топливного бака поступает самотеком благодаря вездесущей на Земле силе тяжести.

В момент понижения уровня топлива в камере поплавок опускается и открывает игольчатый клапан, топливо начинает поступать в камеры. По достижении нормального уровня, топливо поднимет поплавок, который с помощью игольчатого клапана перекроет поступление топлива в поплавковую камеру.

Распылитель служит для подачи топлива в центр смесительной камеры, где оно распыляется. Он представляет собой тонкую трубку, входящую в смесительную камеру и сообщающуюся через жиклер с поплавковой камерой.

Жиклер дозирует количество топлива, проходящего к распылителю. Он выполнен в виде пробки с калиброванным отверстием.

Смесительная камера служит для смешивания топлива с воздухом и представляет собой короткий прямой или изогнутый патрубок, одним концом соединенный со впускным трубопроводом двигателя, а другим концом — с воздухоочистителем, через который в карбюратор проходит очищенный воздух.

Диффузор обеспечивает увеличение скорости воздушного потока в центре смесительной камеры и создает разрежение около конца распылителя, что необходимо для высасывания топлива из распылителя и лучшего его распыления. Конструктивно диффузор представляет собой короткий патрубок, суженный внутри и устанавливаемый в смесительной камере около конца распылителя.

Дроссельной заслонкой изменяют проходное сечение отверстия для горючей смеси и тем самым регулируют количество горючей смеси, поступающей из карбюратора в цилиндр двигателя. В соответствии с количеством поступающей в двигатель смеси изменяется мощность двигателя и число оборотов коленчатого вала.

Воздушной заслонкой можно уменьшить проходное сечение для воздуха, поступающего в карбюратор, и тем самым увеличить разрежение в смесительной камере, а следовательно, увеличить подачу топлива. Воздушную заслонку обычно используют только при пуске двигателя и управляют ею из кабины водителя.

Теперь опишем работу карбюратора. При вращении коленчатого вала двигателя во время тактов впуска, происходящих в его цилиндрах, через смесительную камеру карбюратора проходит воздух. Внутри диффузора скорость воздушного потока значительно возрастает и около конца распылителя получается разрежение. При этом топливо из распылителя поступает в смесительную камеру струйками, которые распыляются на мельчайшие частицы проходящим с большой скоростью воздухом. Топливо перемешивается с воздухом, испаряется в нем, и полученная горючая смесь поступает в цилиндры двигателя по впускному трубопроводу. Поплавковая камера с помощью поплавка и игольчатого клапана непрерывно поддерживает в распылителе нормальный уровень топлива (не забудьте, мы описываем простейший карбюратор, в котором нет насоса).

При управлении автомобилем водитель, по сути, устанавливает дроссельную заслонку карбюратора в различные положения, и в цилиндры двигателя поступает большее или меньшее количество горючей смеси, в результате чего получается необходимая мощность двигателя и скорость движения автомобиля.

Рабочие режимы двигателя и требования к карбюратору

В данном разделе мы будем рассматривать различные режимы работы карбюратора в зависимости от условий работы двигателя. Также приведем требования к функциям карбюратора и увидим, как должен преобразоваться конструктивно простейший карбюратор, чтобы удовлетворить все поставленные перед ним задачи.

Различают следующие основные рабочие режимы двигателя:

  • пуск (говорит сам за себя);
  • холостой ход (режим, при котором необходимо поддерживать обороты холостого хода, об этом сказано в примечании);

Примечание
Обороты холостого хода — это минимальные обороты, при которых двигатель может работать устойчиво без нагрузки. Вы запустили двигатель, при этом никакого движения и воздействия на педаль газа не происходит.

  • средние нагрузки (движетесь по незагруженной трассе/дороге, без особых ускорений – равномерно);
  • полная нагрузка (начало движения автомобиля, драг-рейсинг и все в этом духе);
  • быстрый переход со средней нагрузки на полную нагрузку (в основном, при обгоне).

В зависимости от режима в цилиндры двигателя необходимо не только подавать различное количество горючей смеси, но и использовать различное соотношение компонентов для ее получения.

При пуске двигателя в его цилиндры должно поступать большее количество бензина. Это достигается путем сильного обогащения смеси в результате усиленной подачи топлива в смесительную камеру карбюратора и на стенки впускного коллектора.

Когда двигатель запускается, разрежения, которое создается в диффузоре карбюратора, недостаточно для того, чтобы топливо начало поступать через распылитель. Чтобы создать так необходимое для пуска двигателя разрежение, используют воздушную заслонку, которую на время пуска прикрывают, вследствие этого через распылитель начинает поступать необходимое количество топлива. После того, как двигатель начал работать и прогрелся, воздушную заслонку снова полностью открывают.

Холостой ход

На холостом ходу для работы требуется небольшое количество топлива, однако оно должно быть достаточно обогащенным, чтобы этого хватило для устойчивой работы двигателя.

В простейшем карбюраторе, рассчитанном на нормальную работу при прикрытии дроссельной заслонки, для работы двигателя с малым числом оборотов холостого хода разрежение в диффузоре уменьшается настолько, что топливо из распылителя не поступает совсем, поэтому вводится система холостого хода, которая позволяет работать двигателю независимо от разрежения в диффузоре.

Средние нагрузки

На средних нагрузках (от малых и до 85% от полной нагрузки) для получения наилучших показателей экономичности необходимо подавать различное количество топливовоздушной смеси, но всегда одного вида — немного обедненной.

Примечание
Жиклер – это похожий на болт, только без головки, элемент с просверленным насквозь отверстием, размер которого подобран с высокой точностью (его называют калиброванным).

Примечание
В простейшем карбюраторе путем подбора жиклера соответствующего диаметра и диффузора можно получать смеси требуемого состава только при некотором постоянном, например среднем, положении дроссельной заслонки.

При дальнейшем открытии заслонки смесь, приготовляемая карбюратором, начинает обогащаться. Происходит это потому, что в этом случае значительно возрастает разрежение в диффузоре, вследствие чего сопротивление вытеканию топлива из жиклера становится меньше, чем при малом разрежении в диффузоре. Поэтому количество топлива, поступающего в смесительную камеру, увеличивается, но не пропорционально увеличению количества проходящего воздуха, что и приводит к обогащению смеси. При прикрытии заслонки смесь начинает обедняться. Для поддержания примерно постоянного наиболее выгодного состава смеси при различном открытии дроссельной заслонки на средних нагрузках, т. е. для компенсации смеси, в карбюраторе должно быть специальное устройство (например, экономайзер).

Полная нагрузка

При полной нагрузке двигателя топливовоздушная смесь, подаваемая в его цилиндры, должна быть обогащенной, что необходимо для получения от двигателя наибольшей мощности. Простейший карбюратор не обеспечивает такого обогащения. Для выполнения этого требования в карбюратор нужно ввести специальное устройство, называемое экономайзером.

При быстром открытии дроссельной заслонки (нажатии на педаль газа) необходимо подавать больше бензина, обогащая смесь для того, чтобы двигатель быстро увеличивал число оборотов, повышая мощность.

При быстром открытии дроссельной заслонки в простейшем карбюраторе в первый момент получается сильное обеднение смеси, в результате чего скорость набора оборотов (приемистость) двигателя ухудшается. Объясняется это тем, что воздух, имеющий меньшую плотность и обладающий хорошей подвижностью, при открытии заслонки сразу устремляется в смесительную камеру в значительном количестве. Топливо вследствие большей плотности менее подвижно и не успевает в первый момент быстро проходить через жиклер, поэтому смесь обедняется. Для повышения приемистости двигателя в карбюратор вводят специальное устройство, называемое ускорительным насосом.

Примечание
Таким образом, простейший карбюратор при различных режимах работы двигателя не обеспечивает питание его горючей смесью надлежащего состава и должен быть оснащен дополнительными устройствами: для компенсации смеси, для легкого пуска двигателя, для работы двигателя на холостом ходу, для обогащения смеси при полной нагрузке и для улучшения приемистости двигателя.

Топливная система автомобиля
Рисунок 4.48 Карбюратор семейства автомобилей ВАЗ 2108/2109 «Солекс».
1 – рычаг привода ускорительного насоса; 2 – регулировочный винт диафрагмы пускового устройства; 3 – диафрагма пускового устройства; 4 – воздушный канал пускового устройства; 5 – электромагнитный запорный клапан; 6 – топливный жиклер системы холостого хода; 7 – главный воздушный жиклер первой камеры; 8 – воздушный жиклер системы холостого хода; 9 – воздушная заслонка; 10 – распылитель главной дозирующей системы первой камеры; 11 – распылитель ускорительного насоса с шариковым клапаном; 12 – распылитель главной дозирующей системы второй камеры; 13 – распылитель эконостата; 14 – главный воздушный жиклер второй камеры; 15 – воздушный жиклер переходной системы второй камеры; 16 – балансировочный канал поплавковой камеры; 17 – поплавковая камера; 18 – топливный (игольчатый) клапан; 19 – топливовозвратный штуцер с жиклером; 20 – сетчатый фильтр; 21 – топливоподводящий штуцер; 22 – диафрагма экономайзера мощностных режимов; 23 – топливный жиклер экономайзера мощностных режимов; 24 – шариковый клапан экономайзера мощностных режимов; 25 – поплавок; 26 – топливный жиклер эконостата с трубкой; 27 – топливный жиклер переходной системы второй камеры с трубкой; 28 – эмульсионная трубка второй камеры; 29 – главный топливный жиклер второй камеры; 30 – выходное отверстие переходной системы второй камеры; 31, 33 – дроссельные заслонки; 32 – демпфирующий жиклер; 34 – щель переходной системы первой камеры; 35 – выходное отверстие системы холостого хода; 36 – блок подогрева карбюратора; 37 – регулировочный винт состава «качества» смеси холостого хода; 38 – штуцер системы вентиляции картера двигателя; 39 – штуцер отбора разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания; 40 – штуцеры отбора разрежения системы рециркуляции отработавших газов; 41 – главный топливный жиклер первой камеры; 42 – эмульсионная трубка первой камеры; 43 – шариковый клапан ускорительного насоса; 44 – диафрагма ускорительного насоса; 45 – толкатель ускорительного насоса.

Основные отличия бензиновых двигателей от дизельных

Самое главное отличие двигателей, использующих различные виды топлива, состоит в том, что топливовоздушная смесь в бензиновом двигателе поджигается электрическим разрядом свечи, а в дизельном самовоспламеняется от сильно разогретого воздуха. Такты такие же, фазы смещены в соответствии с началом и концом впрыскивания топлива.

В современных дизельных двигателях топливо впрыскивается форсункой под большим давлением непосредственно в цилиндр. Основным условием нормальной работы является тщательное перемешивание топливовоздушной смеси.

Итак, несколько кардинальных отличий дизельного двигателя от бензинового:

  1. Зажигание топливовоздушной смеси происходит за счет сильного нагревания сжатого в цилиндре воздуха.
  2. Камера сгорания находится не в головке блока цилиндров, а в поршне (пример того, как выглядит такой поршень, приведен в разделе «Поршень», раздела 4.6 «Блок цилиндров и кривошипно-шатунный механизм»).
  3. В системе подачи топлива установлено два топливных насоса: подкачивающий и топливный насос высокого давления (ТНВД), который создает достаточное давление в системе, чтобы обеспечить нормальное распыление топлива. Топливный насос высокого давления схематически показан на рисунке 4.50.
  4. Если установлена система впрыска Common-Rail (устройство системы показано на рисунке 4.50), то топливо насосом высокого давления нагнетается в специальную топливную рампу (показана на рисунке 4.49 и представляет из себя трубку). В рампе давление с помощью регулятора поддерживается на одном уровне (порядка 2000 бар, а то и выше), а из рампы подводится через топливные патрубки высокого давления к топливным форсункам.

Топливная система автомобиля
Рисунок 4.49 Внешний вид топливной рампы дизельного двигателя с системой Common-Rail.

  1. На современных дизельный двигателях в системе выпуска установлен сажевый фильтр.

Примечание
Именно сажа, содержащаяся в отработанных газах дизельных двигателей, является одним из самых опасных компонентов, и, по словам ученых, может приводить к образованию раковых опухолей.

  1. Не на всех дизельных двигателях устанавливается система подачи мочевины, которая способствует снижению выбросов вредных веществ (а именно: окислов азота) при работе двигателя.

Топливная система автомобиля
Рисунок 4.50 Система непосредственного впрыска дизельного двигателя Common-Rail.

Топливо

На дизельных двигателях, как можно догадаться, применяется дизельное топливо (часто называемое «тяжелым топливом»). Качество дизельного топлива отражается цетановым числом.

Примечание
Цетановое число – характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси (т. е. свежего заряда) (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь.

Тяжелое топливо содержит парафины и серу. Чем больше их в составе дизеля, тем хуже, поскольку сера снижает способность к самовоспламенению, а парафины влияют на работу топлива в условиях низких температур окружающего воздуха. Если в дизеле будет высокое содержание парафинов и будут отсутствовать необходимые присадки, то после ночевки автомобиля на открытой стоянке при —15°С, хозяин его завести не сможет, так как само топливо в патрубках превратится в подобие желатина или солидола. Это, кстати, одна из причин установки на многие современные автомобили систем подогрева топливного фильтра и свечей накала предпускового подогрева.

Источник http://znanieavto.ru/toplivo/toplivnaya-sistema-avtomobilya.html
http://auto-gl.ru/toplivnaya-sistema-sovremennogo-avtomobilya-5-vazhnyh-konstruktivnyh-elementov/
Источник Источник http://monolith.in.ua/structure-avto/toplivnaja-systema/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Как выбрать масляный фильтр для экскаватора

Как выбрать масляный фильтр для экскаватора

Экскаваторы являются неотъемлемой частью строительной и горнодобывающей техники. Для обеспечения их надежной и долговечной работы важно своевременно заменять топливный, фильтр масляный экскаватора. Правильный выбор фильтра помогает предотвратить повреждения двигателя, уменьшить износ компонентов и повысить общую эффективность работы машины. В этой статье рассмотрим основные аспекты выбора топливного фильтра для экскаватора. Зачем нужен топливный фильтр? Топливный фильтр […]

Нынешнее состояние актуальности ГБО

Нынешнее состояние актуальности ГБО

В последнее время из-за высокого и стремительного роста цен на топливо, которым пользуются автомобильные средства люди начали хвататься за голову и не знать, как дальше жить. Ведь, что бензин, что дизельное топливо стали многим не по карману. А бросать машину на месте и, чтобы она пылилась и не ездила тоже не особо правильный вариант. Но […]