Причины появления трещин и течи в бензобаке, способы устранения неисправности
Причины появления трещин и течи в бензобаке, способы устранения неисправности
В процессе эксплуатации автомобиля бензобак, который является частью топливной системы, постепенно изнашивается. Проще всего при возникновении течи бака заменить его новым, но это дорого. Если же трещина незначительная, то справиться с такой проблемой можно своими руками, независимо от того, установлен на вашем автомобиле металлический или пластиковый бензобак.
Причины повреждений бензобака
Производители обычно размещают бензобак в задней части автомобиля, при этом в зависимости от модели авто он может располагаться справа, слева или посредине. Такое решение позволяет максимально обезопасить людей, находящихся в салоне. Кроме этого, размещение ёмкости для топлива в задней части автомобиля улучшает его управляемость. Вместе с тем такое расположение бензобака подвергает его внешним воздействиям (механическим, химическим, природным), которые могут привести к появлению трещин и пробоин.
Этот элемент топливной системы может быть сделан из металла или композитного материала, условно его называют пластик. Независимо от вида используемого материала на корпусе бака могут появляться пробоины, трещины или микротрещины, через которые будет вытекать топливо. Если повреждение значительное, то топливо обильно выливается и под автомобилем образуется пятно.
Топливный бак может быть сделан из металла или композитного материала
При образовании микротрещин в салоне или багажнике появляется запах топлива, а вокруг повреждения — мокрое пятно. Ещё одним признаком выхода из строя этого элемента системы питания является повышенный расход топлива. В любом случае надо искать место протечки и определять причину её появления, а уже потом приступать к ликвидации.
Есть несколько причин, приводящих к неисправностям топливного бака:
- Механическое повреждение. Учитывая расположение этого элемента и состояние наших дорог, есть большая вероятность удара бензобака, в результате чего появляется пробоина или трещина.
Бензобак может быть повреждён механическим путём
Коррозия. Хотя для создания бензобака используется качественный металл, со временем он может повреждаться коррозией. Обычно этому подвержены старые автомобили, но если в новом авто бак сделан из некачественного металла, то он также быстро ржавеет. Снаружи коррозия бака происходит из-за воздействия влаги, а также агрессивных веществ, попадающих на его стенки. В некачественном топливе может присутствовать вода и это становится причиной развития коррозии изнутри.
Топливный бак может повреждаться коррозией из-за некачественного топлива
При выявлении протечек бензобака эксплуатировать такое транспортное средство нельзя и надо срочно устранить неисправность.
Ремонт металлического бензобака
Способы заделки дефектов, появившихся на топливном баке, будут зависеть от материала, из которого он сделан. Чтобы качественно отремонтировать неисправный бак, его надо снять с автомобиля. Это позволит внимательно осмотреть элемент со всех сторон, выявить имеющиеся повреждения и качественно их устранить.
Необходимые инструменты
Если принято решение о самостоятельном ремонте повреждённого бензобака, то для выполнения работ понадобятся:
- подъёмник, его может заменить эстакада или смотровая яма;
- набор гаечных ключей;
- набор отвёрток;
- плоскогубцы;
- наждачная бумага;
- напильник;
- паяльник;
- сварочный аппарат;
- холодная сварка;
- ёмкость, в которую будет сливаться топливо из бака;
- воронка,
- шланг;
- рабочая одежда;
- перчатки;
- жидкость для очистки повреждённого места. Для этого можно использовать очиститель карбюратора или аналогичный растворитель.
Для демонтажа и ремонта бензобака понадобятся простые и доступные инструменты
Демонтаж бензобака
В зависимости от модели автомобиля процесс снятия бензобака имеет свои особенности. Но в целом алгоритм выполнения работы во всех случаях будет практически одинаковым.
Последовательность демонтажа бензобака:
- Машину загоняют на яму, эстакаду или на подъёмник.
- Сливают топливо. Обычно в нижней части бака есть сливное отверстие, через которое сливают бензин в подготовленную ёмкость. Если отверстия нет или невозможно открутить пробку, слить топливо можно через горловину при помощи шланга.
Топливо можно слить при помощи шланга или через специальное отверстие
Отключают датчик уровня топлива и питание бензонасоса. В зависимости от модели авто такой разъём может находиться в багажнике или внутри салона за задним сидением.
Отключают датчик уровня топлива и питание бензонасоса
Снимают топливные шланги
Откручивают крепление бака. Освобождают хомуты, которыми бак крепится к кузову. После этого снимают бензобак со шпилек. Сначала опускают свободный край, затем освобождают другую сторону крепления.
Освобождают хомуты, которыми бак крепится к кузову
Вынимают горловину из посадочного места. Для этого надо предварительно снять пробку бака, а затем сдвинуть его немного в сторону, чтобы можно было вытянуть горловину из резинового уплотнителя.
Чтобы вынуть горловину бензобака из уплотнителя, надо снять пробку
Снимают бак.
После освобождения бака от крепления его снимают с автомобиля
Очистка бензобака
При наличии внизу сливного отверстия можно попробовать очистить топливный бак без его демонтажа. Для этого сливают всё топливо. Затем несколько раз заливают и сливают топливо и таким образом удаляют весь мусор из бака. Надо учитывать, что у большинства легковых авто бак не имеет сливного отверстия, поэтому для его очистки придётся выполнить демонтаж. Чтобы проще было выявить повреждения, бак снаружи надо хорошо вымыть и высушить.
Чтобы проще было выявить повреждения, бак снаружи надо хорошо вымыть и высушить
Так как топливо и применяемые для очистки бака средства являются токсичными, то такую процедуру надо проводить в помещении, которое хорошо проветривается, или на улице.
Очистка бака внутри осуществляется заливанием в него топлива или других жидкостей, после чего ёмкость хорошо выколачивают и сливают жидкость вместе с имеющимся мусором.
Для очистки такого резервуара могут применяться разные средства:
- Ацетон или аналогичные растворители. Для промывки надо взять 2–3 литра ацетона, который заливают в бак. Потом закрывают все отверстия и хорошо встряхивают ёмкость, после чего сливают жидкость вместе с мусором. Для полной очистки может понадобиться несколько таких процедур.
Для промывки надо взять 2–3 литра ацетона, который заливают в бак
Уксус и пищевая сода. В этом случае надо полностью заполнить бак уксусом и оставить так на ночь. Затем сливают половину жидкости, хорошо встряхивают бак и сливают остатки вместе с мусором. После этого засыпают в бензобак соду и она, вступая в реакцию с остатками уксуса, удаляет оставшуюся ржавчину. Осталось промыть бак водой и хорошо высушить.
Уксус — самый доступный способ для очистки бензобака своими руками
Моющие средства. С их помощью хорошо удаляется грязь, но со ржавчиной они не справляются. Бак заливают тёплой водой, добавляют моющее средство и оставляют на пару часов. После этого промывают и если надо, то процедуру повторяют.
Бытовые моющие средства позволяют хорошо очистить бензобак от грязи и примесей
Фосфорная или соляная кислота. Наиболее простой и эффективный способ очистки от ржавчины. Работать с ними надо очень осторожно, в перчатках, очках и респираторе, так как можно получить сильный ожог. В бак заливают воду, добавляют пару литров кислоты, такой состав должен там пробыть несколько часов. После этого всё сливают и промывают ёмкость.
Мощное средство для очистки от ржавчины — это кислоты
Способы ремонта
Разнообразные способы ремонта металлического топливного бака позволяют качественно устранить течь самостоятельно.
Пайка
Это один из самых распространённых методов ремонта, который производится при помощи паяльника. Процесс выполнения работ:
- Нахождение места течи. Определив повреждённый участок топливной ёмкости, его зачищают от ржавчины и обезжиривают.
Перед пайкой место повреждения зачищают до чистого металла
На повреждённое место наносится паяльная кислота. Для упрощения процесса лужения поверхность бака прогревают строительным феном.
Место пайки прогревают при помощи лампы или строительного фена
Залуживают место вокруг трещины. Если повреждение большое, то делают это в несколько этапов до тех пор, пока пробоина полностью не исчезнет.
При больших размерах трещины олово необходимо наплавлять в несколько слоёв
Зачищают отреставрированный участок. Делают это при помощи растворителя, когда бак остынет.
После пайки участок очищают растворителем
Видео: пайка бензобака
Заваривание повреждения
Заварить повреждённый бензобак можно полуавтоматом, но здесь есть свои особенности:
- Заполняют бак водой. Это делают для того, чтобы не воспламенились пары топлива.
- Зачищают повреждённое место. Для этого используется наждачная бумага или дрель с насадкой. Обрабатывают до чистого металла.
- Заваривают повреждение. При наличии большой пробоины может использоваться металлическая накладка.
При наличии большой пробоины может использоваться металлическая накладка
Видео: заваривание трещины в бензобаке
Реставрация бака холодной сваркой
В этом случае проведение подготовительных работ будет аналогично предыдущим способам ремонта. Преимущество использования холодной сварки в том, что если повреждённый участок находится в доступном месте, то заделать трещину можно, не демонтируя бензобак.
Работа выполняется в такой последовательности:
- Очищают повреждённое место.
- Отрезают кусок холодной сварки и при помощи рук хорошо его разминают. Работать надо в перчатках, чтобы не повредить руки.
- Когда состав размягчится, его наносят на повреждённый участок, хорошо прижимают и разравнивают.
Холодную сварку можно использовать, не снимая бензобак
Для получения более надёжного результата на первый слой холодной сварки укладывают кусок ткани и наносят второй слой.
Видео: ремонт топливного бака при помощи холодной сварки
Ремонт с использованием эпоксидной смолы
Этот способ применяют в том случае, когда нет возможности заварить или запаять повреждённый бензобак:
- Очищают повреждённое место.
- Наносят первый слой подготовленной смолы и покрывают его стеклотканью.
- Укладывают ещё несколько слоёв смолы и ткани.
Эпоксидную смолу используют, когда нет возможности заварить или запаять повреждённый бензобак
Использование для заделывания трещин бензобака холодной сварки или эпоксидной смолы — временное решение возникшей проблемы, более надёжными способами заделки трещин и пробоин бензобака будут пайка и сварка.
Видео: особенности использования эпоксидки
Ремонт пластикового бензобака
Большинство современных авто имеют баки из композитных материалов. Основные их преимущества:
- небольшой вес;
- устойчивость к коррозии;
- невысокая стоимость;
- высокий срок службы.
Недостаток пластиковых баков в том, что в результате сжатия и расширения на них появляются микротрещины. Чаще всего такие ёмкости повреждаются в районе горловины, но может это происходить и в других местах.
Снятие пластикового бензобака
Демонтаж выполняется в такой же последовательности, как и в случае с металлическим баком. Перед снятием надо слить всё топливо. Сделать это можно через сливное отверстие или горловину.
Инструменты и принадлежности
Чтобы самостоятельно провести ремонт пластикового топливного бака, надо иметь следующее:
- паяльник, его мощность должна быть не менее 250 Вт;
- металлическая сетка;
- куски материала, аналогичного тому, из которого сделан бензобак;
- клей;
- холодная сварка;
- заклёпочный пистолет и заклёпки;
Для ремонта бензобака надо использовать алюминиевые заклёпки
Очистка
Очистка выполняется в такой же последовательности, как и металлического бензобака. Отличие будет в том, что пластиковый бак лучше не чистить при помощи ацетона и кислоты. Чаще всего такую ёмкость моют составом из 2 частей каустической соды и 10 частей воды.
Перед очисткой пластикового бензобака его также надо снять с автомобиля
После очистки бака его надо обязательно просушить. Сделать это можно естественным путём, а чтобы ускорить процесс, применяют строительный фен.
Устранение повреждений
Отремонтировать пластиковый топливный бак самостоятельно можно несколькими способами.
Заклеивание трещины
Для этого чаще всего применяется клей «Момент» или аналогичный:
- Повреждённое место бака зачищают наждачной бумагой и обезжиривают.
- Плотный кусок ткани покрывают клеем и прижимают к трещине.
Плотный кусок ткани покрывают клеем и прижимают к трещине
Можно также использовать эпоксидную смолу, но, как и обычный клей, это временный ремонт.
Пайка трещины
Такой метод реставрации бензобака является самым надёжным и эффективным:
- Зачищают место повреждения, после чего его хорошо обезжиривают.
- Паяют трещину. Поверх образовавшегося дефекта можно впаять металлическую сетку, которая закроет пробоину и усилит этот участок. Можно взять кусочек материала, аналогичного тому, из которого сделан бак, и наплавить его на образовавшуюся трещину.
Пластиковый бензобак можно запаять, для чего расплавляют границы повреждения, используют металлическую сетку с мелкими ячейками либо применяют кусочек такого же пластика
Видео: пайка пластикового бензобака
Ремонт при помощи холодной сварки
Здесь последовательность выполнения работ будет такая же, как и при использовании холодной сварки во время ремонта металлической ёмкости. Если бак сделан из мягкого пластика, то этот метод применить не получится.
Холодная сварка используется для ремонта металлических и пластиковых бензобаков
Заклёпки или саморезы
Заделать небольшие трещины или пробоины можно при помощи саморезов. Для большей герметизации под него делают шайбу из маслостойкой резины. После этого вкручивают шуруп в повреждённое место и таким образом закрывают трещину.
Для большей герметизации под саморез надевают шайбу из маслостойкой резины
Можно использовать алюминиевые заклёпки и специальный пистолет. Оба эти способа позволяют проводить ремонт без демонтажа бака, но только при одном условии — к месту повреждения есть свободный доступ.
Для ремонта бензобака подходят только алюминиевые заклёпки
Видео: ремонт топливного с использованием самореза и шайбы
Проверка отремонтированного бензобака на герметичность
После выполнения ремонтных работ бак проверяют на герметичность. Для этого закрывают все отверстия и при помощи ручного или электрического насоса создают в бензобаке давление, достаточно 7–15 кПа. Затем покрывают резервуар мыльным раствором и внимательно осматривают. Можно поместить бак полностью в воду, но сделать это будет нелегко. Если воздух нигде не проходит, значит, работа выполнена качественно, и бак можно устанавливать на автомобиль.
Закрывают все отверстия, накачивают насосом в бак воздух и при помощи мыльной воды проверяют качество выполненного ремонта
Если произошло повреждение топливного бака, то устранить такую неисправность можно самостоятельно, без привлечения специалистов. В зависимости от того, произошло это в дороге или выявлено на месте, используется один из имеющихся способов реставрации. В любом случае сделать всё можно самостоятельно, для этого не требуется наличие специального оборудования и профессиональных навыков. Чтобы выполнить работу качественно, надо соблюдать разработанные технологии ремонта и соблюдать рекомендации специалистов.
Почему сильно ржавеет кузов: пять главных причин
С той поры редакция опубликовала десятки статей по борьбе с коррозией. И даже выпустила тематическую брошюру совместно с компанией ЮВК, нашим давним партнером и консультантом. Сегодня мы предлагаем вам фрагменты из этого издания, посвященные теории коррозионных процессов. Знания – сила, и чтобы победить врага, надо хорошо изучить его повадки.
Терминология
Что такое коррозия металлов? Это слово происходит от латинского «corrodo – грызу». В литературе встречаются ссылки и на позднелатинское «corrosio – разъедание». Но так, или иначе, коррозия – это процесс разрушения металлов в результате химического и электрохимического взаимодействия с внешней средой.
Мы не зря подчеркнули слово процесс в определении коррозии. Дело в том, что многие водители и механики в бытовых и даже в профессиональных разговорах частенько отождествляют термины «коррозия» и «ржавчина». Однако это не синонимы, разница в следующем.
Слово «коррозия» применимо ко многим металлам (включая цветные), сплавам, а также бетону и некоторым пластмассам. А ржавчина – это результат коррозионного процесса. Этот термин относится только к железу, входящему в состав стали и чугуна. И говоря «ржавеет (или корродирует) сталь», мы подразумеваем, что ржавеет (окисляется) железо, входящее в ее состав.
Столь подробное разъяснение тривиальных, в общем-то, вещей, приводится с единственной целью: подчеркнуть, что бороться надлежит не со ржавчиной, а именно с коррозией. Иными словами, не с результатом, а с процессом, на что и нацелены все современные системы антикоррозионной защиты. И чем раньше начата эта борьба, тем дольше проживет авомобильный кузов.
И еще. В определении коррозии мы подчеркнули слова химического и электрохимического взаимодействия. Это тоже не зря. В некоторых публикациях, включая рекламные, встречается мнение, что коррозия – процесс сугубо химический. Дескать, окисление кислородом воздуха, и все тут. Это далеко не так – едва ли не главную роль в разрушении автомобильного кузова играют электрохимические процессы, и мы подробно поговорим об этом ниже. А пока немного истории.
Коррозия автомобиля
Автомобиль может подвергаться как химической коррозии, так и электрохимической. Ярким примером химической коррозии является разрушение выпускного тракта двигателя под воздействием отработавших газов. Также газовая химическая коррозия автомобиля может наблюдаться и в его топливной системе, если в топливных жидкостях присутствуют примеси сероводорода, меркаптанов, элементарной серы и т.д. При этом корродируют металлические вкладыши подшипников.
Но в большинстве случает, автомобиль все же поддается воздействию электрохимической коррозии, которая поражает больше составляющих частей машины и имеет место только в случаях присутствия на поверхности металла электролита. Исследования доказали, что в атмосферных условиях на поверхности любого металла всегда присутствует пленка влаги. Толщина ее зависит от температуры, влажности воздуха и других показателей.
Любая металлическая поверхность автомобиля является электрохимически неоднородной (некоторые участки имеют разность электродных потенциалов). Поверхность с меньшим значением электродного потенциала (при контакте с электролитом) становится анодной, а с большим – катодной. Каждая пара неоднородных участков образует короткозамкнутый гальванический элемент. Таких работающих гальванических элементов на поверхности автомобиля очень много. При этом идет разрушение только анодных участков. Разность потенциалов может возникать по многим причинам, о которых можно прочитать в статьях, о внешних и внутренних факторах электрохимической коррозии.
Если металлическая поверхность не защищена, то условия для протекания коррозионных процессов есть всегда. Автомобиль может подвергаться местным (коррозия пятнами, точечная, нитевидная, сквозная, межкристаллитная, язвенная, подповерхностная) коррозионным разрушениям.
Коррозия автомобиля, по условиям протекания, подразделяется на:
— коррозию в неэлектролитах (масляная и топливная системы);
— газовую (разрушение выпускной трубы, глушителя, на фасках тарелок выпускных клапанов в камерах сгорания);
— в электролитах (в местах застоя влаги);
— контактную (места контакта металлов с разным электродным потенциалом);
— атмосферная (при хранении, транспортировки и эксплуатации автомобиля);
— щелевая (в зазорах и узких щелях);
— структурная (в местах с неоднородностью состава металла, например, после сварки);
— в условиях трения (наблюдается в узлах трения, где есть коррозионная среда);
— под напряжением (на поверхностях, которые находятся под напряжением);
— биокоррозия (под воздействием микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности).
Коррозионному воздействию подвергаются почти все составные части автомобиля. Чтобы удешевить автомобиль (сделать его более доступным для всех потребителей) производители все чаще и чаще используют для кузова очень тонкий стальной лист. На таких машинах первые коррозионные повреждения (особенно сквозные) появляются уже через 1,5 – 2 года эксплуатации. Большая их часть расположена на внутренних (скрытых) частях кузова. На таких участках образуются зоны застоя влажного воздуха (особенно при высокой влажности воздуха). При охлаждении влага начинает концентрироваться уже на поверхности самого металла. Этот механизм можно представить следующим образом. Нагретый во время движения автомобиль, оставляют на ночь на открытой стоянке. Машина постепенно охлаждается, и ее температура опускается ниже точки росы. Влага, которая содержится в воздухе, оседает сначала на крышу кузова, а потом и на всю поверхность. Когда на поверхности находится пленка влаги — все защитные покрытия испытывают ее разрушительное воздействие. Негативное влияние усиливается примесями воздуха и загрязнениями самого автомобиля, которые переходят во влажную пленку. Для автомобилей, хранящихся на открытом воздухе, наиболее опасное время – утро. Температура воздуха поднимается, и влага начинает потихоньку испаряться. В процессе высыхания в электролите возрастает концентрация вредных веществ. Именно перед полным высыханием на защитно-декоративные покрытия воздействуют довольно агрессивные растворы кислых электролитов.
Очень опасными для автомобиля являются различного рода зазоры, трещины лакокрасочного покрытия, швы контактной сварки кузова и т.п. В них скапливается и застаивается влага. Развивается щелевая коррозия. Кислород, который находится в щели, очень быстро расходуется на протекание коррозионных процессов. В итоге, образуются зоны обедненные кислородом (анод) и с нормальным его доступом (катод). Возникает гальванический элемент.
С окрашенным авто все происходит почти так же само. Во время его эксплуатации покрытие подвергается воздействию различных загрязнений, перепадов температур (порой довольно значительных), солнечной радиации и др. Со временем ЛКП трескается. Именно трещины и являются основными очагами коррозионного разрушения. Кислород может спокойно проникать к самой стали, и со временем стальная поверхность становится анодной. Коррозия стали протекает в сильнощелочной среде. Появившиеся продукты коррозии постепенно разрушают защитно-декоративное покрытие.
Можно сказать, что коррозия кузова автомобиля, как результат совместной работы коррозионно-механического износа, а также электрохимической и химической коррозии, протекает в следующем порядке:
— коррозия кузова автомобиля под лакокрасочным материалом;
— вспучивание покрытия, его шелушение в местах протекания коррозии автомобиля;
— образование сквозных отверстий в кузове автомобиля;
— в результате коррозионных процессов растрескиваются сварные соединения автомобиля;
— разрушение силовых элементов машины, в результате чего теряется жесткость кузова;
— расшатывание дверных петель и потеря жесткости порогов и стоек;
— вследствие перемещения и расшатывания узлов автомобиля, которые присоединяются непосредственно к кузову, нарушается система управления машины.
Многочисленные исследования и опыт показали, что различные детали и узлы автомобиля подвергаются коррозии в разной степени. Это связано с их расположением относительно поверхности дороги, материалом, из которого тот или иной узел изготовлен, конструкцией, вентиляцией, и, конечно же, условиями эксплуатации автомобиля.
Шведский институт коррозии, совместно с одной из авто-фирм, в течение нескольких лет проводили испытания и наблюдения автомобилей. Целью данных исследований было: определить, какие из несущих частей кузова наиболее сильно подвержены коррозионному разрушению, причины возникновении коррозии этих узлов. В осмотрах принимали участие различные модели легковых автомобилей.
По результатам наблюдений, в большей степени подвергаются коррозии следующие элементы: поперечины, стойки, различные опоры (которые находятся под нагрузкой) и кронштейны пружин, лонжероны, двери, днище кузова автомобиля, ниши фар, крылья и бамперы.
Основными причинами разрушения вышеперечисленных частей автомобиля являются: воздействие влаги, дорожной грязи, пыли, выхлопных газов, вредных соединений в воздухе, противогололедных средств (например, соль или песок на дорогах). Отдельной графой можно отметить механические повреждения лакокрасочных и защитных покрытий частичками щебня и гравия.
«От Ромула до наших дней…»
Коррозия отравляет жизнь человечеству уже давно. Еще в первом веке нашей эры римский ученый Плиний-старший писал: «На железо обрушилась месть человеческой крови… Оно ржавеет быстрее, когда соприкасается с нею».
Немало воды утекло с момента высказывания Плиния. А сколько железа превратилось в бурый порошок! Зато процесс коррозии металлов получил теоретическое объяснение – правда, не сразу.
Например, Лавуазье рассматривал коррозию железа как процесс простого окисления – прямо как некоторые наши современники, упомянутые в предыдущем разделе. Однако и великие иногда ошибаются – в 1837 году М. Пайен показал, что при температуре ниже 200 °С в атмосфере сухого кислорода (т.е. среде, не содержащей водяных паров) железо практически не ржавеет! Значит, дело не только в наличии кислорода?
Волей-неволей от взглядов Лавуазье на коррозию пришлось отказаться. Но что предложить взамен, ведь «природа на терпит пустоты»? Какое-то время механизм коррозии увязывали с кислотностью соприкасающейся с железом среды. И лишь электрохимическая теория коррозии металлов смогла объяснить все тонкости этого коварного процесса.
В заключение этого раздела отметим, что в результате коррозии по разным данным теряется от 10 до 25% мировой добычи железа. Значит, железная руда, изначально сконцентрированная в земной коре, в поте лица добытая и искусно переработанная в чугун и сталь, безвозвратно рассеивается, распыляется по всему белому свету. И не борясь с коррозией, мы наказываем не только себя, любимых, но и потомков своих, оставляя их без ценнейшего конструкционного материала – железа. А оно, несмотря на успешные опыты с алюминиевыми сплавами и пластиками, пока что играет ведущую роль в производстве автомобильных кузовов.
Химическая коррозия
Итак, коррозия может быть химической и электрохимической. Их отличие в следующем: первая протекает в среде, не проводящей электрический ток, вторая – в водных растворах электролитов.
В документации некоторых фирм, производящих защитные антикоррозионные материалы, химическую коррозию иногда называют «сухой», а электрохимическую – «мокрой». Однако следует знать, что в присутствии влаги, углекислого газа и кислорода воздуха химическая коррозия также активизируется.
В результате окислительных процессов на поверхности железных изделий образуется ржавчина, состоящая из слоя частично гидратированных оксидов железа. Формула ржавчины – Fe3O4 (или FeO•Fe2O3), а под действием кислорода во влажном воздухе образуется соединение Fe2O3•nH2O. Слой этот хрупок и порист, поэтому не предохраняет железо (сталь) от дальнейшего корродирования.
Электрохимическая коррозия
В отличие от окислительных, процессы электрохимической коррозии протекают по законам электрохимической кинетики. Вспомним тот же курс химии, посмотрев на рисунок внизу.
Элементы, расположенные в указанном на схеме порядке, образуют электрохимический ряд напряжений металлов. Смысл его в следующем: металл, стоящий в этом ряду левее, способен вытеснить из растворов электролитов металл, стоящий правее. Поэтому, глядя на рисунок, можно с уверенностью сказать, что железо будет вытеснять медь из раствора ее солей.
В электрохимический ряд напряжений металлов включен также водород. Казалось бы, зачем? А вот зачем: его положение показывает, какие металлы могут вытеснять водород из растворов кислот, а какие – нет. Так, железо вытесняет водород из растворов кислот, поскольку находится левее его. Медь же на такой подвиг не способна, так как находится правее. Из этого следует вывод: кислотные дожди для железа опасны, а для чистой меди – нет. Чего нельзя сказать о бронзе и других сплавах на основе меди: они содержат алюминий, олово и другие металлы, расположенные левее водорода.
Но вернемся к электрохимической коррозии как таковой. Все, в общем-то, просто: если в каком-либо узле имеется соединение двух металлов с различными потенциалами, то в присутствии электролита они образуют гальваническую пару. И чем дальше разнесены металлы в электрохимическом ряду напряжений, тем больше гальванический ток, активнее переход электронов и, соответственно, сильнее разрушения металла – какого? Правильно, «левого».
Проиллюстрируем это простым примером. Положим, в стальной автомобильной панели появилась медная заклепка. Она будет являться катодом, а стальной лист – анодом. Коррозионное разрушение железа в месте соединения обеспечено.
Итак, контакт данного «левого» металла с менее активным «правым» усиливает коррозию первого. Теперь понятно, почему цинковое покрытие защищает железо от коррозии, а поврежденное медное – усиливает его коррозионное разрушение в местах, медью не покрытых.
Покрытия слоем более активных металлов называют «безопасными», а слоем менее активных – «опасными». Безопасные покрытия давно и успешно применяют в мировом автомобилестроении. Это, в частности, оцинковка кузовных панелей и хромирование некоторых деталей.
Заканчивая этот раздел, еще раз подчеркнем, что автомобильный кузов подвергается действию обоих видов коррозии – химической и электрохимической. Но главная роль все же принадлежит электрохимическим процессам. Дело в том, что при относительной влажности воздуха более 60% на металлической поверхности образуется слой влаги, играющий роль электролита. А для средних широт показатель 60%, как правило, превышается в течение всего года.
Кроме того, в реальных условиях эксплуатции оба вида коррозии усиливаются неоднородностью металла, воздействием напряжений, деформаций, трения, износа и других факторов. А теперь посмотрим, что влияет на коррозию автомобильного кузова.
Типы коррозийных очагов на кузове
Чтобы избавиться от ржавчины важно понимать, что коррозия металла бывает разная и от её вида зависит метод борьбы с ней. Различают следующие проявления коррозии:
Способ 2 из 2: Использование ремонтного набора из стекловолокна для ремонта отверстия
Набор из стекловолокна очень похож на наполнитель для тела, но для этого требуется наложение нескольких слоев стекловолокна и небольшое шлифование между ними. Шаг 1: Удалите всю ржавчину, пока не достигнете твердого тела. Это можно сделать, используя оловянные ножницы или электрическую дрель с помощью проволочной щетки, заслонки или прикрепленного шлифовального диска.
Предупреждение: Обязательно надевайте защитные очки, чтобы защитить глаза от летающего металла и покрасить пыль. Нарисуйте границу отверстия, которое вы создали, с помощью ржавостойкого праймера или конвертера ржавчины. Конвертор ржавчины преобразует ржавчину в полимерное покрытие, которое защищает металл и действует как грунтовка. Защитное покрытие герметизирует поверхность от любой новой влаги, которая помогает предотвратить дальнейшую ржавчину.
- Косметическая — чаще всего возникает там, где имеет место соприкосновение металла с накладными элементами (фонарями, молдингами, решётками, бамперами и т. д.). Внешне это выглядит как вспучивание, отслаивание, помутнение или растрескивание лакокрасочного покрытия. Своевременное выявление проблемы позволит достаточно быстро её решить.
- Подплёночная — до определённого момента проблема скрывается под краской. Внешне это выглядит как вздувшиеся пузыри. Если проигнорировать такую коррозию, то со временем ржавчина в этом месте «проест» в кузове сквозную дыру.
- Точечная — внешне такое поражение выглядит как небольшие шелушащиеся точки. Развитие подобной коррозии осуществляется изначально вглубь металла, а затем и вширь.
- Пятновидная — начальная стадия коррозии, которая довольно быстро охватывает большую территорию и потом начинает развиваться вглубь. Последняя стадия перерастает в сквозной вид поражения металла.
- Сквозная — этот вид коррозии образуется в том случае, когда владелец авто не обращает внимания на проблему и запускает точечную, пятновидную либо подплёночную коррозию. Это уже считается заключительной стадией разрушения металла. На поверхности кузова образуются сквозные отверстия и его легко можно проткнуть твёрдым предметом.
Эти продукты доступны как спрей или кисть. Примените к инструкциям производителя и подождите рекомендуемое время, прежде чем переходить к следующему шагу. Шаг 3: Выровняйте края отверстия. При необходимости коснитесь краев отверстия внутрь маленьким шаровым молотком до уровня панели кузова.
Удаление ржавчины с порогов
Теперь отверстие должно быть готово к заполнению стекловолоконным наполнителем. Шаг 4: Подготовьте комплект для ремонта стекловолокна. Смешайте смолу и отвердитель в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к набору. Вырежьте кусок ткани из стекловолокна, чтобы ткань была немного больше, чем отверстие для ржавчины, которое вы заполняете.
Химический состав и структура металла
Если бы кузовные панели штамповались из технически чистого железа, их коррозионная стойкойсть была бы выше всяких похвал. Но по многим причинам это невозможно. В частности, применяющееся в электротехнической промышленности железо ARMKO (99,85% Fe), для автомобиля слишком дорого и недостаточно прочно. Хотя оно обладает великолепной пластичностью и ржавеет крайне неохотно – в чем автор убедился лично, работая в свое время с этим материалом.
А вот конструкционные металлы и тем более сплавы пасуют перед коррозией. Например, сталь марки 08КП, широко применяемая в нашей стране для штамповки деталей автомобильных кузовов, при исследовании под микроскопом являет такую картину: мелкие зерна чистого железа, обильно перемешанные с зернами карбида железа (цементита Fe3C) и другими включениями.
Думаем, дальше все понятно: подобная структура порождает множество гальванических пар, в которых примеси играют роль положительных электродов, а зерна железа – отрицательных. При соприкосновении с влажным воздухом в этой системе возникают гальванические токи, вызывающие коррозию железа. Аналогично работают на коррозию примеси и в других металлах.
Так что в рассуждениях опытных мастеров и водителей – дескать, раньше металл был чище, кузова долго не ржавели, содержится изрядная доля истины. Любые отклонения от стандартов и ТУ при изготовлении стального листа сулят будущему автомобилю весьма недолгую жизнь.
Кстати, почему, извините за невольный каламбур, не ржавеют нержавеющие стали? Да потому, что фактически это сплавы, по составу близкие к однородным твердым растворам. Кроме того, в их состав входят изрядные порции хрома и никеля, стоящих в электрохимическом ряду напряжений рядом с железом. И еще: хром и никель на воздухе почти не окисляются, поскольку образуют на своей поверхности прочную оксидную пленку. Поэтому гальванические и окислительные процессы на поверхности нержавеющей стали практически не возникают.
Конструкция кузова и его технологи
Кузов современного легкового автомобиля состоит из большого числа деталей (панелей), собранных в единое целое. Толщина листовой стали, из которой эти детали изготавливаются, как правило, менее 1 мм. Кроме того, в процессе штамповки эта толщина в некоторых местах уменьшается.
Теория обработки металлов давлением гласит, что в любом технологическом процесе – будь то вытяжка, гибка и тому подобные операции, пластическая деформация металла сопровождается возникновением нежелательных остаточных напряжений. Если оборудование и скорости деформирования подобраны правильно, а штамповая оснастка не изношена, эти напряжения незначительны.
В противном случае в кузовную панель закладывается этакая «бомба замедленного действия»: атомы в некоторых кристаллических зернах располагаютя нехарактерно, поэтому механически напряженный металл корродирует интенсивнее, чем ненапряженный. Кстати, нечто подобное поисходит в панелях, востановленных после аварии, а также в старых «уставших» кузовах.
Но вернемся к заводским технологиям. После сборки (сварки) в кузове образуется множество щелей, полостей, нахлестов, кромок, в которых скапливается грязь и влага. И что очень важно – сварные швы образуют с основным металлом все те же гальванические пары. Надо ли указывать, что перечисленные факторы способствуют возникновению и развитию коррозионных процессов?
Почему появляется ржавчина на кузове
Распространенная причина появления ржавчины – щебенка, вылетающая из-под колес попутного или встречного транспорта. Маленькие камешки оставляют на автомобиле микро-трещины и царапины, которые в дальнейшем могут спровоцировать развитие коррозийного процесса.
Колеса: Если у вас есть стальные колеса, у вас также может быть ржавчина. Выхлоп: есть высокотемпературные краски, которые не будут содержать ржавчину. Вы можете физически удалить ржавчину из компонентов выхлопных газов и верхний слой краской. Это продлит срок службы выхлопных газов, но при условии, что ваша выхлопная система будет жить в ней, это проигравшая битва. Некоторые современные автомобили используют нержавеющую сталь для коррозионной стойкости, которая является наиболее дорогостоящей, но обычно длится всю жизнь автомобиля.
Создайте барьер для предотвращения взаимодействия влаги и кислорода с основным металлом
Предотвращение ржавчины или защита от ржавчины включает удаление одного или нескольких элементов из электрохимической реакции до образования ржавчины. Краска: большинство современных красок обеспечивают большой барьер для предотвращения ржавчины. Хранение воска на вашем автомобиле также поможет предотвратить ржавчину и имеет побочный эффект, чтобы ваш автомобиль выглядел лучше! Подпольное покрытие: иногда применяется на заводе, иногда продается как дополнение к дилеру подержанных автомобилей, нижнее покрытие — это толстое покрытие, которое защищает нижнюю часть вашего автомобиля от породы и других повреждений. Обычно, сделанный из асфальтового покрытия, он иногда распыляется на нижней стороне ваших половиц, рамы и даже внутри вашей рамы. Он может улавливать влагу и не останавливает ржавчину, которая уже началась. Ингибитор ржавчины: тонкий нефтехимический препарат, который распыляется на нижней стороне вашего автомобиля и создает барьер, препятствующий введению влаги и кислорода в реакцию со сталью под ней. Обычно его необходимо повторно применять на регулярной основе, но он более доступен, чем подслой.
Соль не просто плоха для вашего кровяного давления
Соль ускоряет процесс ржавчины, поэтому в штатах, где вы получаете много снеговых и дорожных экипажей, пользуйтесь солью, убедитесь, что вы ополаскиваете свою карету несколько раз за сезон.
и какие нюансы стоит учесть — смотрите в нашем материале.
В зимнее время года появлению ржавчины способствует влажность, резкие перепады температур и реагенты, которыми коммунальщики щедро посыпают улицы Российских городов.
Считается, что иномарки менее подвержены коррозии, чем автомобили отечественных производителей. Однако правда заключается в том, что от появления ржавчины не застраховано ни одно транспортное средство. В группу риска входят:
- автомобили, на протяжении долгого времени находящиеся в помещениях с повышенной влажностью;
- автомобили в аварийном состоянии;
- автомобили, которые не подвергались обработке с помощью антикоррозийных средств.
Влияние окружающей среды при эксплуатации
В результате человеческой деятельности, прежде всего развития промышленности, окружающая среда становится все более агрессивной. В последние годы в атмосфере повысилось содержание оксидов серы, азота, углерода. А значит, автомобиль омывается кислотными дождями, фактически – электролитом, ускоряюющим коррозионные процессы.
Можно и формально утверждать, что в городских условиях кузова живут меньше. Здесь мы можем сослаться на Шведский институт коррозии (о нем будет рассказано далее), опубликовавший следующие данные:
- скорость разрушения стали и цинка в сельской местности в Швеции составляет 8 и 0,8 мкм в год;
- для города эти цифры составляют соответственно 30 и 5 мкм в год.
Немалую роль играет и географическое положение местности, где эксплуатируется автомобиль. Так, морской климат делает коррозию примерно в 2 раза активнее, чем резкоконтинентальный.
Влияние доступа воздуха
В теории коррозии есть так называемый принцип дифференциальной аэрации, гласящий: неравномерный доступ воздуха к различным участкам металлической поверхности приводит к образованию гальванического элемента.
При этом участок, хуже снабжаемый кислородом, будет разъедаться, а участок, интенсивно снабжаемый им, наоборот, останется невредимым. Так, блестящая поверхность витого стального троса вовсе не означает, что он не проржавел внутри: в местах, куда доступ воздуха затруднен, угроза коррозии больше.
Проецируя сказанное на внутренние полости автомобильных кузовов, можно представить, сколько возможностей существует для возникновения коррозии в скрытых, плохо вентилируемых сечениях.
Кроме того, коррозия скрытых полостей начинает свою разрушительную деятельность невидимкой. Когда же она «выходит наружу» в виде перфорированной ржавчины, бороться с ней уже бесполезно. Зачастую ответственные участки кузова становятся ненадежными и дальнейшая эксплуатация такого автомобиля может иметь катастрофические последствия.
Как убрать ржавчину на машине самостоятельно
Если во время осмотра автомобиля были обнаружены коррозийные повреждения кузова, необходимо в кратчайшие сроки устранить проблему. Чтобы убрать ржавчину на машине, потребуется запастись следующими инструментами:
Пескоструйный аппарат или шлифовальная машинка (при отсутствии финансовой возможности приобретения подобных инструментов, можно ограничиться наждачной бумагой);
В зависимости от стадии коррозии, набор необходимых инструментов будет варьироваться.
Когда необходимый набор инструментов будет подготовлен, можно переходить к устранению ржавчины на кузове машины. Выполняется данная процедура следующим образом:
- Автомобиль необходимо хорошо помыть, чтобы грязь не мешала бороться с коррозией.
- Далее потребуется зачистить поврежденные участки корпуса при помощи пескоструйного аппарата, шлифовальной машинки или наждачной бумаги. Важно перед началом зачистки прикрыть неповрежденные участки корпуса при помощи бумаги и малярного скотча. При этом закрывать «здоровые» части корпуса не следует впритык к поврежденным, иначе по краям элементы коррозии не будут удалены. Лучше зачистить поверхность больше, чем поверженная ржавчиной зона, чем меньше. Зачищать фрагменты кузова необходимо, чтобы они были гладкими и ровными по окончанию работы.
Как можно видеть, удалить ржавчину с автомобиля самостоятельно очень просто, и с подобной задачей справится любой автолюбитель.
(414 голос., средний: 4,55 из 5)
Похожие записи
Как проверить утечки тока в автомобиле
Сажевый фильтр на дизельном двигателе
Влияние влажности и температуры
Важнейшим фактором, влияющим на скорость коррозии, является время, в течение которого металлическая поверхность остается влажной.
Ясно, что внутренние поверхности коробов, щелей, кромок, отбортовок сохнут гораздо медленнее открытых частей кузова. Немалую роль здесь играет посыпание зимних дорог солью, особенно хлоридом натрия NaCl. Когда снег и лед подтаивают, в результате электролитической диссоциации образуется очень сильный электролит. А поскольку внутренние полости не герметичны, он проникает и в них. Тем самым создаются прекрасные условия для электрохимической коррозии.
Вот еще важный пример: холодное время года. Утром водитель прогревает машину, ночью она остывает – в дверях и порожках образуется конденсат. И так каждый день. А вот, казалось бы, мелочь: в машине мы дышим, выдыхаем углекислый газ, а коррозии это только на руку.
Отметим также, что повышение температуры активизирует коррозию. Так, вблизи выхлопной системы следов коррозии всегда больше.
Защита авто от ржавчины
Вопрос защиты кузова от коррозии следует решать уже на этапе покупки авто. При создании машин разных марок используется разный металл. Наиболее устойчив к коррозии металл, содержащий в своем составе легирующий материал.
Старайтесь содержать транспортное средство в сухости и чистоте. Не поленитесь после поездки в дождливую погоду просушить днище. Гараж рекомендуется оснастить качественными системами вентиляции и системой регулировки температуры.
Не следует мыть автомобиль в холодное время года горячей водой. Вода высокой температуры нагреет ЛКП, в то время как днище автомобиля будет оставаться холодным. Такой перепад температур может спровоцировать появление трещин и отслоение краски.
Хороший способ защиты авто от появления ржавчины – ламинирование кузова. Полимерная пленка легко наклеивается на поверхность автомобиля, выдерживает перепады температур, не отклеивается и надежно защищает кузов от воздействия окружающей среды.
Ржавеют любые кузова
Как писали сатирики, «статистика знает все». Есть в Стокгольме такая организация – Шведский институт коррозии, далее просто ШИК. Его экспертизы пользуются огромным авторитетом, причем не только в Скандинавии.
Раз в три-четыре года шведские ученые организуют масштабное изучение коррозионного поражения автомобильных кузовов. В этих работах участвуют и автопроизводители, охотно предоставляющие автомобили на испытания. Не остались в стороне и металлургические компании, поставляющие листовой прокат для изготовления кузовов, а также разработчики технологий цинковых и цинко-никелевых покрытий.
Для определения степени коррозионного поражения шведские ученые выбирают сотни кузовов хорошо потрудившихся автомобилей. Вырезают участки вблизи порогов, угловых участков дверей, соединений арок колеса с порогом и тому подобных местах, и оценивают степень их поражения.
Исследованные кузовные панели были защищены от коррозии оцинковкой и (или) антикоррозионными препаратами. Итак, оцинковка и антикор.
Поделим оцинковку на три группы: «толстый» слой – от 7 до 10 мкм; «тонкий» слой – от 2 до 5 мкм; и «нулевой» слой (панель не оцинкована).
Под словом «антикор» будем понимать современные профессиональные антикоррозионные материалы. Получается шесть видов обработки панели:
- «толстая» оцинковка плюс антикор;
- «толстая» оцинковка без антикора;
- «тонкая» оцинковка плюс антикор;
- «тонкая» оцинковка без антикора;
- «нулевая» оцинковка плюс антикор;
- «нулевая» оцинковка без антикора, что означает просто окрашенную панель без дополнительной защиты.
ШИК утверждает, что пять вариантов из шести – плохи. Лишь владелец автомобиля с «толстой» оцинковкой и (внимание!) дополнительной антикоррозионной обработкой может ездить спокойно – 5%-ная поверхностная коррозия грозит ему лишь через семь лет эксплуатации. Выводы очевидны: оцинковка – не панацея; основа долголетия кузова – регулярная дополнительная антикоррозионная защита.
Работы ШИКа дают колоссальный статистический материал по коррозионной стойкости автомобильных кузовов. Именно он ложится в основу совершенствования технологий защиты от коррозии – как заводских, так и послепродажных.
К сожалению, у нас в России столь масштабные исследования не проводятся. А тем временем многие популярные иномарки (новые, «с иголочки»!) прибывают к российским дилерам с голым днищем. Катафорезный грунт, штатная окраска да скромные полоски пластизоля на сварных швах – вот и вся защита. Надолго ли ее хватит на наших дорогах?
Столь же безрадостно выглядят скрытые сечения кузова, если заглянуть в них с помощью соединенного с компьютером технического эндоскопа. Редко, очень редко в автомобильных внутренностях можно встретить антикоррозионный барьер из воскообразного ML-препарата. Чаще монитор показывает точки и даже очаги ржавчины – и в порогах, и в дверях, и в полостях капота и багажника. Вот тебе, бабушка, и новая иномарка…
Но автомобильные мифы живучи, иномарки заманчиво блестящи, а сознание потребителя инертно. Значит, будем развенчивать мифы: рассказывать, доказывать, убеждать.
Места локализации ржавчины
Существуют наиболее распространённые места, где появляется и начинает уничтожать металл ржавчина. Это:
- рама;
- капот и багажник;
- арки колёс и крылья;
- пол под ногами водителя и сидениями;
- двери;
- места, контактирующие с накладными элементами;
- пороги и днище.
Чтобы своевременно обнаружить очаги поражения и на самой ранней стадии произвести удаление ржавчины, рекомендуется регулярно (1 раз в неделю, в месяц) осматривать указанные места автомобиля.
Большинство наборов содержат стекловолоконную смолу, жидкий отвердитель, стекловолоконную ткань, пластиковый разбрасыватель, смесительный поддон и смесительную палочку. Предупреждение: стекловолокно может раздражать кожу, поэтому лучше использовать резиновые перчатки при использовании этих комплектов. Шаг 5: Нанесите слой из стекловолокна. Положите слой из стекловолокна через отверстие, из-за отверстия.
Используйте кисть для нанесения смеси смолы на матирование. Это будет стабилизатор для стекловолоконной смолы. Шаг 6: Нанесите смолу из стекловолокна. Используйте пластиковый аппликатор, который поставляется вместе с комплектом для нанесения стекловолоконной смолы на матирование.
Опасен ли ржавый кузов?
Регламентирует ли государство эксплуатацию ржавых автомобилей? Много лет назад появился ГОСТ Р 51709–2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Иными словами – руководство для проведения Государственного технического осмотра. Все было в этом ГОСТе – только вот о коррозии кузова ничего не говорилось.
В марте 2006 года родилась новая редакция документа. Среди многочисленных поправок и дополнений появились и такие:
«4.7.25. Нe допускаются:
- ненадежное крепление амортизаторов вследствие сквозной коррозии мест или деталей крепления;
- чрезмерная общая коррозия рамы и связанных с ней деталей крепления или элементов усиления прочности основания кузова автобуса, грозящая разрушением всей конструкции;
- сквозная коррозия или разрушение пола пассажирского помещения автобуса, способные служить причиной травмы;
- коррозия либо трещины и разрушения стоек кузова, нарушающие их прочность;
- вмятины и разрушения кузова, нарушающие внешние очертания и узнаваемость модели АТС.
4.7.26. Грозящие разрушением грубые повреждения и трещины или разрушения лонжеронов и поперечин рамы, щек кронштейнов подвески, стоек либо каркасов бортов и приспособлений для крепления грузов не допускаются».
Мы еще в 2006 году отметили: в документе нет количественных оценок коррозионного поражения! И методик нет, и приборы не прописаны. Вот для двигателя есть свои нормативы и оборудование. И для тормозов, и для фар… А для коррозии – нет. Сплошь визуальные, а значит, субъективные оценки.
Старый ГОСТ…
Вдумаемся. Что такое «ненадежное крепление амортизаторов вследствие сквозной коррозии мест или деталей крепления»? Поговорку помните: «Поздно пить ”боржоми“»?
А чего стоит сентенция «вмятины и разрушения кузова, нарушающие внешние очертания и узнаваемость модели АТС»? Это как? Несется по шоссе смятый и разрушенный кузов. Внешние очертания настолько нарушены, что его и опознать-то невозможно. Это значит нельзя. А если не совсем разрушенный, очертания сохранивший, это значит – можно…
Господа разработчики! Тревогу надо бить задолго до потери внешних очертаний. И до появления сквозной коррозии. Необходимо периодически защищать автомобиль специализированными антикоррозионными препаратами, о чем наш журнал пишет регулярно. Но вы же не читатели, а писатели. Вам не до журналов.
По уму надо было делать так. Прописать в ГОСТе обязательный контроль скрытых полостей кузова и прежде всего лонжеронов, порогов, стоек и других силовых элементов. В несущем кузове они играют роль каркаса, скелета. Именно от него зависит, способен кузов что-либо «нести» или пора выносить его самого. В последний путь под шредеры и прессы.
Проконтролировать скрытые полости просто: надо лишь обзавестись уже упомянутым эндоскопом. Подключенный к компьютеру, он дает возможность наблюдать на экране любую внутреннюю поверхность. И оценить степень коррозионного поражения. И тогда можно решать – опасен данный кузов или нет. Неужели разработчики ГОСТов о них ничего не знают? Похоже, что нет. То ли дело «узнаваемость модели», «сквозная коррозия» и прочие страшные сказки на ночь…
Как очистить бензобак от ржавчины без снятия
Мало кто из автовладельцев задумывается о том, что бензобак внутри требует периодической очистки и промывки. Откуда там может собираться пыль или грязь, при герметичной емкости? Однако с возрастом у машины бак сильно засоряется, появляются загрязнения.
В результате использования топлива посредственного качества в баке скапливается конденсат, ржавчина, грязь. Все эти неприятности могут привести к дорогостоящему ремонту двигателя или к другим неприятным последствиям. Однако для решения данной задачи есть трудность – бак нужно снимать. Но не все так плохо, сегодня я расскажу, как можно убрать ржавчину без демонтажа топливного бака.
Факторы, которые влияют на загрязнения бензобака
- Срок эксплуатации бака.
- Применение некачественного горючего.
- Пользователь не использует очистители для топливной системы.
Способы устранения воды, грязи и ржавчины из бензобака
В холодное время года специалисты периодически рекомендуют удалять влагу с бака, которая смогла попасть туда в качестве конденсата. Так как вода в топливе может вывести из строя как саму топливною систему, так и двигатель в целом, а еще, является источником коррозии самого бака.
Удалить воду из бензобака возможно без демонтажных работ. Для этого необходимо применять ацетон или спирт. Заливать требуется одно из веществ 10 мл. на один литр топлива.
Для устранения из бензобака ржавчины первым делом необходимо полностью слить топливо. Допускать работу двигателя до полного расхода горючего ни в коем случае нельзя! Чтобы откачать можно использовать шланг и сделать по старинке, или воспользоваться старым вазовским электробензонасосом, помпой которая работает от дрели (есть на алиэкспресс), либо сделать помпу для откачки жидкости самому.
Помпа для перекачки жидкостей (куплена на али приводится в действие дрелью)
Когда бак пуст можно поступить несколькими способами: залить пару литров кока-колы и сильно раскачать авто, чтобы она там поплескалась, постояла пару часов, потом слить, и промыть несколькими литрами топлива; влить преобразователь ржавчины и проделать также как с кока-колой только промыть потом сначала содовым раствором. Но лучше всего вспомнить школьную химию и сделать электролиз.
Электролизный метод устраняет из бака ржавчину за двадцать минут. Причем не только удалит ржавчину, а еще и восстановит металл.
Проводить такую очистку топливного бака в закрытом помещении весьма опасно! Только на улице или в хорошо проветриваемом помещении!
Как удалить ржавчину из бака автомобиля без демонтажа
Для этого в бак заливается электролит, приготовленный из карбоната натрия. Если такого вещества нет, то его легко сделать самому. Поскольку это обычная кальцинированная сода, только разогретая до 180°C и залитая водой. Нагреваете соду в духовке. Затем разбавляете её водой на 1 ст. л. вещества требуется 3 л. воды.
Процесс электролиза в баке (чистка от ржавчины)
Заливать электролит нужно под горло в бак. Поэтому предварительно, естественно, вынимаете топливный насос в сборе. Потом, в электролит нужно поместить электрод из металла. Потребуется это сделать таким образом, чтобы он бака не касался и не возникло замыкание!
Запустить химический процесс с помощью мощного блока питания постоянного тока на 12V (можно воспользоваться зарядным устройством). «Минус» нужно соединить с корпусом бака, а к проводу идущего от электрода подать «плюс».
Будет наблюдаться бурление жидкости. При этом начнет выделяться водород. Для очистки потребуется 20 мин, но можно оставить и на ночь. Заливать электролит нужно теплым. После процесса вымойте хорошо бак (сразу водой потом парой литров бензина) и высушите, затем заливайте топливо.
http://auto-self.ru/prichiny-poyavleniya-treschin-i-techi-v-benzobake-sposoby-ustraneniya-neispravnosti/
Источник http://koreec73.ru/nesushchaya/poyavilas-rzhavchina.html
Источник http://avtodoc24.ru/kak-ochistit-benzobak-ot-rzhavchiny-bez/