Покупаем новый автомобиль в салоне: на что нужно обратить внимание | BanksToday
Не все так просто: на что обратить внимание при покупке нового автомобиля в салоне?
В 2019 году в России было продано почти 1,8 миллиона новых автомобилей – по одному на 62 жителя России. Сколько было продано подержанных авто, вряд ли кто-то скажет (не каждая сделка купли-продажи оформляется официально), но их явно больше, чем новых. Плюсы и минусы есть у каждого из вариантов, и мы расскажем о главных из них.
Покупаем новый автомобиль в салоне – что нужно знать
Если задуматься, то покупка нового автомобиля – не самое сложное занятие: выбрать конкретную модель, немного подождать (не все модификации есть в наличии), внести сумму в кассу, через банк или оформить автокредит, забрать авто и поставить его на учет.
На самом деле схема примерно такая, но на каждом этапе будущего владельца поджидают сюрпризы, о которых нужно знать. Мы расскажем, на что обратить внимание даже в таком простом мероприятии.
Определяемся с автосалоном
Если принято решение покупать новую машину в салоне, то первым делом надо выбрать в каком именно. Если речь идет о небольшом городе, выбор обычно не самый большой – пару фирменных салонов и несколько «универсальных» дилеров, и то все на расстоянии в пару сотен километров.
Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение серьезным продавцам – сетевым автосалонам или официальным дилерам автопроизводителей. Останавливать свой выбор на ближайших автосалонах с завлекательной рекламой тоже рискованно – сейчас в отрасли довольно большая конкуренция, многие салоны стремятся привлечь потенциальных покупателей всевозможными льготными предложениями.
В прайсах часто можно увидеть низкую стоимость авто, по сравнению с существующими на рынке – тогда нужно уточнить, при каких условиях действительна такая цена, и входит ли в нее НДС (а это 20%, которые могут серьезно увеличить цену).
Проще всего собрать информацию от всех дилеров, которые есть поблизости, почти у каждого есть сайт с ценами. Плюс можно поискать отзывы о дилере на специализированных ресурсах.
Сейчас на рынке кризис, поэтому все заинтересованы в клиенте: можно позвонить любому дилеру и узнать все по телефону, сразу можно записать имя и контакты менеджера. Если при личном обращении выяснится, что цена не соответствует заявленной, то можно подать жалобу на сотрудника – возможно, он обманом завлекает покупателей в салон.
Перед покупкой автомобиля обычно можно пройти тест-драйв, серьезные салоны разрешают это. Если испытать машину на ходу нельзя – то хотя бы посидеть на месте водителя (хоть и отсутствие тест-драйва должно насторожить).
Как оформляется покупка
После того, как с салоном определились, следуют другие этапы:
- Проверить машину на наличие закрашенных дефектов : сколов, царапин, вмятин и прочего. Автомобиль на пути от завода до салона дилера преодолевает тысячи километров, и, если везли его неаккуратно, ЛКП получает повреждения. Дефекты в покраске снижают стоимость автомобиля как минимум на 10%.
- Уточнить все параметры автомобиля (объем и мощность двигателя, параметры КПП, кузова и т.д .). Проще всего это узнать официальном сайте производителя – бывает так, что продавцы преднамеренно завышают технические показатели машины, чтобы привлечь покупателей.
- Подписать договор купли-продажи . Важно сначала его внимательно прочитать, чтобы все условия соответствовали вашим интересам. Не игнорируйте ни один пункт, даже то, что пропечатано мелким шрифтом. Не ставьте подпись, пока все непонятные моменты не будут досконально разъяснены менеджером. Основные аспекты, которые должны быть в соглашении: сроки поставки, размер аванса и условия его возврата (при отказе покупателя по вине продающей стороны), наименование модели (по ней устанавливается заводская комплектация).
- Внести оплату. В нее может входить не только стоимость автомобиля – если продажа оформляется в кредит, нужно будет заплатить еще за оформление залога, страхового полиса КАСКО и ОСАГО, госпошлина при постановке на учет в ГИБДД, приобретение дополнительного оборудования, инструментов, аптечки и огнетушителя. Все это может достигать около 15% от исходной цены автомобиля.
Обращаться в салоны лучше в конце или начале календарного года. Именно в эти временные промежутки там действуют разные программы лояльности, поскольку останавливается выпуск одних моделей и производство перестраивается на новые. Ранние модификации после этого продают значительно дешевле.
Почти всегда покупателю приходится покупать автомобиль под заказ и ждать доставки. Менеджер может предложить купить ту, которая сейчас есть в наличии, а для этого – немного доплатить. Такое предложение должно насторожить – скорее всего, от машины просто отказались, а по какой причине – не понятно.
Прежде чем забирать авто, надо его досконально осмотреть и сверить номера на деталях с техпаспортом. Еще нужно перепроверить соответствие автомобиля изначально заявленной комплектации (отдельные агрегаты могут подменить), наличие масла, охлаждающей и тормозной жидкости, а также общее состояние.
Как могут обмануть в салоне
Даже если салон фирменный или относится к крупной сети, вероятность обмана все равно остается. Зарплата менеджеров зависит от продаж (причем от продаж чего-то по завышенным ценам), поэтому клиентам лучше не терять бдительности.
Расхождение в цене
На форумах часто жалуются на такую схему: клиент выбирает нужную модель и вносит аванс, а когда приезжает забирать покупку выясняется, что цена вдруг выросла. Почему такое происходит? А причин может быть несколько:
- изначально предлагаемого автомобиля со скидкой не было на складе;
- машину доукомплектовали рядом опций, ранее не оговоренных с клиентом;
- в рекламной цене не указали НДС.
Когда клиенты возмущенно отказываются от покупки и требуют вернуть залог, то продавец ссылается на один из пунктов в договоре, согласно которому покупатель в этом случае должен возместить салону неустойку. Обычно ее размер равен сумме залога или большей его части. А поскольку не каждый готов расстаться с довольно солидным авансом, то приходится доплачивать.
Только подобные действия продавца возможно опротестовать на законных основаниях и даже получить моральное возмещение в денежном эквиваленте. Оперировать надо ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителя». В ней говорится, что покупатель вправе в течение обозначенного периода расторгнуть договор купли-продажи и потребовать вернуть залог, а также возместить причиненный моральный ущерб.
Чтобы автосалон оштрафовали, нужно написать жалобу в Роспотребнадзор, еще можно подать заявление в отдел полиции. Но лучше не доводить ситуацию до судебных разбирательств, а изначально внимательно читать договор и не отдавать залог, пока сотрудники документально не подтвердят наличие авто именно по акционной цене и в оговоренной комплектации.
Потребность в дополнительной комплектации
Клиент остановил свой выбор на конкретном экземпляре и определился с комплектацией. Однако ему сообщают, что подобного варианта нет в наличии, можно заказать его с завода. Приходится соглашаться подождать – и часто ожидание длится не одну неделю. Покупатель заключает договор и вносит предоплату.
Когда приходит время забирать машину, обнаруживается, что стоимость значительно выше заявленной. Объясняют тем, что производитель установил дополнительные функции и придется немного переплатить. В итоге, клиент сталкивается с теми же проблемами, что были описаны в предыдущей схеме обмана.
Бывает, что авто доукомплектовывают прямо в салоне. Устанавливают дешевое оборудование, а плату берут как за фирменное. Разница в цене остается в автосалоне.
Так что перед подписанием договора не лишним будет узнать, смогут ли показать прайс с ценами на дополнительные опции от завода-производителя. Если в этом отказывают, это должно насторожить.
Игра на колебаниях курса
Дилеры часто получают прибыль на колебаниях курса рубля. Законодательство требует, чтобы продавцы выставляли цены в рублях. Однако в прайсах автосалонов пишут: «стоимость за товар указана в российских рублях по определенному курсу за доллар с учетом НДС, и продавец может ее изменить на момент оформления договора».
Вероятнее всего, при подписании соглашения коммерческий курс повысится, что приведет к увеличению стоимости авто. В такой ситуации покупателю будет проблематично отстоять права.
Как еще могут обманывать при покупке авто
При покупке машины в кредит нужно будет оформить страховку. Оформление в салоне обойдется дороже, чем напрямую в офисе страховой компании. Менеджеры будут уговаривать оформить страховку на месте, но все же лучше заранее узнать, какие условия страхования предлагает ближайшая страховая компания.
На чем акцентируют внимание при покупке в кредит:
- окончательная цена;
- способ оплаты;
- подробное описание транспортного средства;
- срок доставки и передачи машины (если нужной модели нет в наличии).
Сразу нужно уточнить, в наличии ли паспорт транспортного средства (ПТС). Часто автосалоны намеренно тянут время доставки ПТС, хотя машина стоит в салоне. Нельзя верить менеджерам на слово – надо требовать документального подтверждения, тогда при любом конфликте в дальнейшем можно будет отстоять свою правоту в суде, ссылаясь на документы.
После внесения задатка нужно попросить себе один экземпляр договора. Только это должен быть именно договор купли, а не займа (иногда менеджеры подсовывают его). В последнем не прописаны сроки поставки, а потому им нельзя будет оперировать в суде, если будут какие-то претензии по этому поводу.
Новые правила по оформлению купли авто
После приобретения машины ее нужно в течение 10 суток зарегистрировать в ГИБДД. Записаться на прием можно через Госуслуги, в этом случае предоставляется скидка от госпошлины в размере 30%.
На регистрационные действия установлены такие суммы госпошлины:
- внесение изменений в ПТС – 350 руб.;
- выдача свидетельства о регистрации ТС – 500 руб.;
- изготовление номеров – 2000 руб.
Какие документы нужно собрать:
- заявление;
- паспорт российского образца;
- договор купли авто;
- техпаспорт.
Сейчас для переоформления не нужно предъявлять ОСАГО, его наличие проверяется сотрудниками самостоятельно по базе РСА (то есть, страховка должна быть оформлена все равно).
Покупая машину в салоне, обычно можно поторговаться с менеджером – сказать, что в другом салоне предлагают более низкую цену (и, если получится, чем-то подтвердить свои слова). Можно сразу обозначить, что на покупку есть только определенная сумма и тратить больше вы не намерены. Выбирать лучше машины прошлого года, поскольку на них охотнее дают скидку.
Как проверить новый автомобиль в салоне
Правильно принять и подписать документы
Я помогаю покупать новые автомобили в автосалонах.
Раньше я работал на заводе и в автосервисе, поэтому разбираюсь в устройстве машин. Когда стал сопровождать сделки по покупке авто, заметил, что в салоне покупатель рискует не меньше, чем на вторичном рынке. При этом денег потерять он может больше: стоит-то новая машина дороже.
В статье расскажу, как проверять машину в салоне и как снизить цену нового автомобиля у дилера.
Почему стоит проверять даже новый автомобиль
Есть мнение, что, если покупать новый автомобиль у официального дилера, проверять его не нужно. Мол, машина новая, «муха не сидела». Но перед тем как попасть в автосалон, машина проделывает огромный путь, даже если она российской сборки. Ее собирают в регионах, например в Калининграде, Калуге, Санкт-Петербурге. Там грузят на автовоз и доставляют до автосалона открытым способом. В дороге, при погрузке или при выгрузке с машиной может случиться всякое.
Поэтому покупатель в салоне должен внимательно проверить даже новый автомобиль. Если подписать акт приема-передачи заранее, то все дефекты при осмотре будут головной болью покупателя, а не дилера.
По моему опыту, менеджеры в автосалонах даже не скрывают, что часть машин они продают со вторично окрашенными деталями. Показывать эти крашеные автомобили они, конечно же, отказываются.
новых машин продаются с крашеными элементами
Причина вторичной покраски — небрежная сборка и транспортировка. Вот что обычно красят:
- Царапины, которые машина получила при погрузке или выгрузке с автовоза.
- Вмятины из-за того, что рабочие небрежно с ней обращались.
- Сколы или царапины из-за транспортировки автомобиля открытым способом.
- Дефекты из-за неправильных условий хранения. Например, машина могла попасть под град уже на заднем дворе официального дилера.
Допустим, человек купил машину с окрашенной деталью, а потом захотел ее продать. Покупатели нанимают автоэксперта для проверки машины, тот сразу же распознает вторичную окраску и использует это при торге. Покупатель может сам прийти смотреть машину с толщиномером — прибором, который измеряет толщину лакокрасочного покрытия автомобиля. За крашеный элемент придется делать скидку.
Даже если человек пригонит автомобиль в трейд-ин в тот же самый салон, где покупал, салон выкупит его дешевле. В среднем окрашенная машина теряет в цене до 10%.
Как выяснить, есть ли крашеные детали
Можно попробовать для начала внимательно осмотреть автомобиль. Но разницу в цвете окраски можно увидеть, только если машину красили совсем в кустарных условиях. Лучше всего для проверки взять толщиномер. Он распознает мельчайшие отклонения в толщине краски.
Если решите проверять автомобиль самостоятельно, в комнате выдачи попросите менеджера принести толщиномер из отдела трейд-ина. Предупредите, что хотите проверить автомобиль, чтобы в нужный момент прибор был доступен и мастер не занят.
Попросите мастера измерить все кузовные элементы. В Т—Ж уже была подробная статья, как правильно проверить кузов машины толщиномером. Там написано, что именно надо измерять этим прибором. Если кратко: средняя толщина краски должна быть от 100 до 150 микрометров. Все элементы должны быть окрашены слоем примерно одинаковой толщины. Максимально допустимое различие в толщине — 20—25%.
Мы проверяли эту машину толщиномером, и оказалось, что капот у нее крашеный. Без толщиномера этого не заметить
А вот толщина на капоте сильно превышает норму — 187 мкм: элемент красили
А вот толщина на капоте сильно превышает норму — 187 мкм: элемент красили
Осмотрите пластиковые элементы: бампер, накладки на пороги, крылья. Именно их чаще всего повреждают, когда загружают машину на автовоз или сгружают с него. Определить их покраску с помощью прибора не получится, поскольку это пластик. Тут нужно внимательно смотреть на оттенок краски, наличие явных переходов и пыль, попавшую под лак. Такого на заводе не бывает.
Также посмотрите на все стекла автомобиля, болты крепления капота и дверей. На болтах не должно быть царапин и облезшей краски. Все стекла должны быть от одного производителя. Исключениями могут быть лобовое и заднее ветровое стекло.
Если не уверены, что сами как следует осмотрите машину, пригласите профессионального осмотрщика — его можно найти на «Авито», «Профи-ру» или «Юду». Можно обратиться в профессиональную компанию по подбору и диагностике автомобилей. Разовая проверка обычно стоит 1500—2000 Р у частного мастера, 5000 Р — у компаний. Бывают предложения под ключ: поиск машины, диагностика и торг с продавцом стоят от 20 000 Р .
Эту фотографию я сделал, чтобы показать: на новой машине под капотом практически не будет отпечатков пальцев или деталей с царапинами. Все разъемы на своих местах. Если в каком-то элементе вы сомневаетесь, посмотрите на такой же элемент с зеркальной стороны. Они должны быть одинаковы. Если различаются, это повод насторожиться
Как могут обмануть с документами
Иногда бывает так: счастливый владелец нового автомобиля приезжает ставить его на учет в ГИБДД и получает отказ. На осмотре выясняется, что номера кузова, рамы или вин-номер содержат ошибки: менеджер просто ошибся в цифрах. На руках у владельца машина с одними номерами, а в договоре они совершенно другие. Приходится ехать обратно в автосалон. Если дилер — порядочная компания, то договор переподпишут и можно будет снова ехать в ГИБДД. Но так бывает не всегда.
Недобросовестный дилер может специально указать в договоре другой вин-номер и выдать другую машину. То есть на заднем дворе покупателю показывали одну машину, а выдали и включили в документы другую. Мошенник может сказать: «Ничего не знаю. Вы читали договор, когда подписывали, видели, какая машина в нем указана. Ее вы и купили». В этом случае придется долго ходить по судам, и какое решение суд в итоге примет — никто не знает.
Встречается и другая ситуация. Покупателю показывают автомобиль, он измеряет толщину краски толщиномером — все идеально. Но вин-номер при осмотре не проверяет. А пока он подписывает документы, машину меняют на другую. Она будет той же марки и цвета, но с битым капотом или неисправной электроникой.
Такую машину можно вернуть в салон в первые 14 дней, если покупатель обнаружит замену — а так бывает не всегда. Иногда владельцы вообще не знают, что автомобиль поврежден, пока сами не соберутся его продавать. В ГИБДД ошибку тоже не заметят: вин-номер в договоре совпадает с тем, что на машине.
Чтобы избежать такой ситуации, при осмотре машины следует проверить вин-номер и сверить его с тем, что указан в паспорте транспортного средства и в договоре. Это займет не более 20 минут, зато потом не придется ходить по судам и ругаться с дилером.
Производители размещают вин-номера в разных местах. Не все сотрудники ГИБДД могут сразу определить, где он находится. Попросите сотрудника автосалона показать вин-номер: вы сможете сверить его с документами, а если сотрудник ГИБДД на осмотре сам не найдет номер — показать ему.
ПТС стоит проверить на подлинность. Узор должен быть четким и не расплываться, если поднести документ к лицу. В ПТС может быть уже вписан дилер, который выкупил автомобиль у представительства, — он владельцем не считается.
Первые две цифры серии ПТС должны совпадать с номером региона, где растаможивали или собирали автомобиль.
В оригинальном ПТС должны быть водяные знаки на просвет и четкий узор
Вин-номер , который указан в ПТС и на автомобиле — на стойке в дверном проеме, на кузове машины, под капотом или под сиденьем, под лобовым стеклом, — должен совпадать с номером, указанным в договоре купли-продажи.
Номер двигателя автомобиля тоже нужно сверить с тем, что указан в ПТС и в договоре.
Данные в договоре. Помимо вин-номера и номера двигателя в договоре нужно проверить:
- Ваши фамилию, имя, отчество и паспортные данные.
- Марку машины.
- Комплектацию — должно быть указано дополнительное оборудование, о котором вы договорились с дилером.
- Стоимость — она должна быть та, что вы обсудили с дилером, а не изначальная.
Сначала читать, потом подписывать
Договор купли-продажи следует читать внимательно. Если менеджер стоит у вас над душой или говорит, что договор — «просто формальность», попросите дать полчаса и принести чаю, чтобы комфортно ознакомиться с договором. Либо заберите его домой.
В акте приема-передачи обратите внимание на номер ПТС, вин-номер автомобиля, дату и номер договора купли-продажи. Если обнаружите недостатки в автомобиле, не подписывайте документы, пока их не устранят полностью
Источник Источник http://bankstoday.net/last-articles/ne-vse-tak-prosto-na-chto-obratit-vnimanie-pri-pokupke-novogo-avtomobilya-v-salone
Источник Источник http://journal.tinkoff.ru/avto-u-dilera/