Как работает система отопления и вентиляции автомобиля
Как работает система отопления и вентиляции автомобиля
Современные автомобили сконструированы таким образом, что постоянный поток свежего воздуха обдувает салон, поддерживая нужную температуру даже с закрытыми окнами. Поступающий снаружи воздух может нагреваться двигателем, чтобы окна не запотевали.
Стандартная система отопления
Вентиляционная система современных автомобилей обеспечивает постоянный приток свежего воздуха и нагревает его при необходимости.
Поток воздуха
Воздух входит в большое отверстие, расположенное в передней части автомобиля. При движении в этой области создается давление, вталкивающее воздух в воздуховод. Затем воздух попадает в отопитель, который при необходимости нагревает его. Решетка для приема воздуха может располагаться в верхней части капота.
Воздух попадает в салон через отверстия, расположенные на приборной панели и в нижней части кузова. Вентиляторы можно повернуть так, чтобы они направляли потоки воздуха на водителя и пассажира, занимающего переднее сиденье.
В некоторых автомобилях предусмотрены вентиляторы, направляющие воздух на пассажиров, занимающих заднее сиденье.
Воздушный поток из отверстий в планке, расположенной в нижней части лобового стекла, препятствует его запотеванию. В более поздних моделях такая функция предусмотрена и для боковых стекол.
Во многих современных автомобилях воздуховоды снабжены клапанами, которые открываются и закрываются по необходимости.
В задней части корпуса предусмотрены выходные отверстия. При движении давление на них снижено, и воздух беспрепятственно выходит наружу.
Отопитель (печка)
В автомобилях с водяной системой охлаждения в корпус отопителя монтируется пучок труб. Получившийся небольшой радиатор принимает от двигателя горячую воду.
Захваченный воздух согревается при прохождении сквозь пучок труб с горячей водой.
В вентиляционной системе также присутствуют электровентиляторы, которые обеспечивают перемещение потоков воздуха, когда автомобиль стоит на месте или движется недостаточно быстро.
Электровентиляторы могут работать в разных режимах в соответствии с потребностями водителя и пассажиров.
Способы терморегуляции
Система отопления с водяными клапанами
В отопителе с водяными клапанами воздух проходит сквозь пучок труб. Температура в пучке определяется количество проходящей сквозь него горячей воды.
Система отопления на основе смешивания воздуха
В системе на основе смешивания воздуха трубы нагреваются до определенной температуры, и теплый воздух смешивается с холодным за счет движения створки.
Температура, до которой нагревается воздух, определяется водяными клапанами или системой смешивания. Водяные клапаны часто встречаются в старых моделях.
Датчик температуры, расположенный на приборной доске, посылает сигнал крану, который регулирует количество горячей воды, подаваемой в трубы. Эта система медленно реагирует на изменения, поэтому установить точную температуру практически невозможно.
Трубы системы с воздушным отоплением нагреваются постоянно. Датчик температуры изменяет положение створки, которая смешивает уже нагретый воздух с холодным воздухом, захваченным извне.
Зачастую такая система может подавать холодный воздух на вентилятор для обдува лобового стекла, даже если все остальные вентиляторы работают с теплым воздухом.
Створки, контролирующие подачу воздуха в отопитель, можно запустить вручную, переключив рычаг, который находится на приборной панели и соединен со створками тросами.
В дорогих автомобилях можно увидеть электронные элементы управления, которые получают информацию от датчиков, установленных рядом с входными отверстиями.
Автомобили с воздушным охлаждением
В автомобилях с воздушной системой охлаждения двигателя воздух во внутреннем отопителе может согреваться при движении по охлаждающим ребрам рядом с горячим выпускным коллектором.
Благодаря системе смешивания с термочувствительными клапанами воздух доводится до нужной температуры и поддерживает комфортную атмосферу в салоне.
При необходимости воздух дополнительно подогревается с помощью устройства теплообмена, которое получает тепло при сжигании топлива.
В отличие от водяных систем, в воздушных системах теплообменник позволяет отопителю работать от двигателя. В остальном же способы распределения тепла идентичны.
5 причин, которые приводят к плохому воздуху в салоне автомобиля
Кондиционер, салонный фильтр, рециркуляция воздуха в салоне и другое, что может стать причиной плохого запаха в машине
Тяжелый, затхлый, переувлажненный воздух в салоне автомобиля нередко является важным звоночком, сигнализирующим автомобилистам о появившейся проблеме, которую нужно будет решать в ближайшее время. Ведь ездить в такой, прямо скажем, гнетущей атмосфере то еще удовольствие, особенно летом, когда солнце активно нагревает металл кузова, а внутри складывается ощущение, будто попал в баню.
Хорошо, что такая проблема решаема и почти всегда связана с пятью техническими неисправностями и узлами, которые нужно будет проверить в первую очередь.
Но прежде чем рассказать, на что нужно будет обратить внимание, упомянем еще об одном важном факторе. Подобные поломки, или, вернее сказать, неприятные последствия, наблюдаются в салоне автомобилей в первую очередь из-за отсутствия должного технического обслуживания. Особенно часто проблема встречается после длительного периода межсезонья и холодных зимних месяцев, когда мы не пользуемся системами кондиционирования воздуха.
Соответственно, за это время на ячейках теплообменника кондиционера в изобилии размножаются грибки, различные бактерии и другие микроорганизмы, которые и будут вызывать, в том числе, и этот неприятный, затхлый запах сырости. О том, что повышенный бактериальный фон вреден для здоровья человека и может вызывать различные заболевания, включая и дыхательные системы человека, говорить, думаем, будет излишне.
Для многих автовладельцев, возможно, действительно будет открытием тот факт, что кондиционер необходимо время от времени включать даже зимой и проводить его регулярное обслуживание, по крайней мере раз в год, после зимнего простоя.
Второй по популярности причиной неприятных запахов и затхлого воздуха может быть отсыревший салон. Если проблема с салоном не запущена, решается проще всего: достаточно в теплый солнечный день открыть все двери, проветрить, просушить интерьер.
1. Пренебрежение проведением дезинфекции кондиционера
Так выглядят загрязненные ячейки теплообменника
Как мы говорили выше, причиной неприятного запаха чаще всего являются бактерии и плесень. Последние, в свою очередь, нередко возникают на ячейках теплообменника кондиционера после зимнего простоя.
Если при работе системы кондиционирования салона вы отчетливо чувствуете неприятный запах, настало время провести дезинфекцию. Главное не игнорировать эту необходимость.
Произвести дезинфекцию можно и своими силами, для этого потребуется около 500 рублей на покупку специального чистящего аэрозоля , немного времени и инструкция по впрыскиванию средства очистки для автомобильных кондиционеров. В общих чертах дезинфекция кондиционера происходит следующим образом:
Видео взято с YouTube-канала «Ревущие в глуши.»
2. Игнорирование замены фильтра салона
Воздушный фильтр для салона должен регулярно меняться (в среднем раз в 10 тыс. км). Грязный, изношенный фильтр – это еще один рассадник бактерий, а значит, и неприятного запаха, заболеваний и, конечно же, спутник запотевших стекол.
Замена фильтра особенно важна для людей, страдающих аллергией, астмой. Они должны менять его не реже одного раза в год, вне зависимости от пробега, так как именно он предотвращает попадание пыльцы внутрь машины.
О том, как заменить салонный фильтр, мы подробно писали здесь
3. Думать, что кондиционер не требует обслуживания
Со временем каждая система кондиционирования воздуха теряет охлаждающую жидкость – до 15 процентов в течение года. Неудивительно, что система кондиционирования теряет мощность и в итоге перестает адекватно охлаждать. Вот почему вы должны проводить техническое обслуживание по крайней мере каждые три или даже лучше каждые два года.
В обслуживание входит не только заправка охлаждающей жидкостью, но и проверка системы кондиционирования воздуха на герметичность. Это важно, потому что потеря охлаждающей жидкости загрязняет не только систему кондиционирования, но и окружающую среду. Неприятный запах также может идти от нее.
4. Не избавляться от влаги в салоне автомобиля
Если в машине пахнет плесенью, значит, салон автомобиля переувлажнен – там скопилось много влаги, которая интенсивнее всего появляется в зимние месяцы.
Проблема усугубляется неправильным уходом за автомобилем: засоренные дренажи (сливные отверстия, через которые вода должна стекать с внутренних поверхностей кузова) или порванные, рассохшиеся дверные уплотнители являются главными пропускными воротами для воды. Снег на обуви и даже просто мокрая одежда, когда вы садитесь в машину во время дождя, не добавляет сухости.
Первые признаки повышенной влажности в салоне – это быстро запотевающие окна. Здесь могут помочь специальные автомобильные осушители или кошачий гранулированный наполнитель в носке или тканевом мешочке: Как избавиться от запотевающих стекол в машине .
Проветривайте салон, но также не забывайте включать кондиционер. Он сушит воздух и избавляет машину от излишков скопившейся влаги.
Если вы не будете действовать, рискуете не только появлением неприятных запахов, но и плесени.
5. Не выключать рециркуляцию воздуха
С одной стороны, это один из самых полезных режимов в летний период при использовании кондиционера или климат-контроля. При его включении система подачи воздуха с улицы не будет постоянно подавать забортный воздух. Она будет использовать внутренний воздух салона. Охлажденный воздух разгрузит систему кондиционирования автомобиля. Если не будет включен режим рециркуляции воздуха , то кондиционер будет постоянно работать на максимальную мощность, охлаждая порцию поступающего горячего воздуха с улицы.
Но функция полезна, лишь когда кондиционер начинает охлаждать салон. В дальнейшем, когда температура будет понижена, надобность в рециркуляции отпадает, скорее наоборот – появляются проблемы. А именно то, что переувлажненный от дыхания воздух не будет уходить за борт – салон не будет проветриваться, а значит, влага будет копиться, осаждаясь на обивке и элементах интерьера. Очень быстро появятся проблемы с запотеванием стекол, а со временем может обнаружиться не только вода под ковриками, но и гниющая шумо/виброизоляция и плесень.
Аналогично нельзя полностью выключать обдув вентилятора. Хоть на минимуме, но он должен работать, чтобы создавать конвекцию внутри салона.
Источник http://17koles.ru/how/kak-rabotaet-sistema-otopleniya-i-ventilyacii-avtomobilya
Источник http://1gai.ru/baza-znaniy/525216-5-prichin-kotorye-privodjat-k-plohomu-vozduhu-v-salone-avtomobilja.html