Где искать причину шума в автомобиле: основные источники
Основные источники шума в автомобиле – где искать причину?
Наличие посторонних шумов в автомобиле – большая проблема для каждого владельца транспорта. Нужно понимать, что за каждым звуком стоит определенная неисправность. Есть автомобилисты, которые и вовсе не терпят никакого дискомфорта, любят исключительную тишину в салоне и готовы вкладывать большие деньги в устранение каждого сверчка. Если вас начали раздражать стуки и вибрации в автомобиле, прочитайте сегодняшнюю публикацию. Возможно, вы найдете ответ на интересующий вас вопрос о том, откуда доносятся эти неприятные звуки. Основные источники шума в автомобиле могут оказаться непредсказуемыми. Конечно, они часто зависят от марки и модели авто. Есть детские болезни конкретных моделей, которые становятся причиной повышенного звукового сопровождения при поездке. В большинстве случаев проблемы можно устранить, не затрачивая много времени и денег.
Важно правильно обнаружить источник шума и найти способ борьбы с такими неприятностями. Сегодня мы поговорим о том, откуда в машине чаще всего доносятся неприятные посторонние шумы, а также разберемся с основными методами устранения таких проблем. Уделим внимание в статье как естественным звукам, так и сигналам о конкретных неполадках. Вы получите полноценную информацию о том, где искать источник проблемы. Тема объемная, поэтому вопросам борьбы с посторонними шумами в салоне следует посвятить отдельную публикацию. Сегодня мы сконцентрируемся именно на том, как найти виновника скрипов, стуков и прочего неприятного сопровождения. Учитывайте специфику вашей модели авто и не забывайте о возрасте машины при поиске таких неполадок.
Содержание
- Главные источники шума в салоне
- Звуки снаружи авто
- Как диагностировать посторонние шумы в автомобиле?
- Главные виды звуков при поломке важных элементов
- Порядок устранения звуков и шумов в машине
- Подводим итоги
Главные источники шума в салоне – популярные проблемы
Прежде чем приниматься за звукоизоляцию, необходимо определить, откуда же именно доносится неприятный звук. Автомобиль в этом смысле – коварный механизм. Стуки вы можете слышать из подкапотного пространства, а на самом деле их причина скрыта под панелью приборов. Иногда кажется, что стучит подвеска, но на деле это постукивает деталь кузова. Даже приблизительно определить место возникновения шума не всегда удается. И это нужно учитывать для нормальной диагностики шумовых эффектов в машине.
Следует исследовать такие элементы в интерьере машины:
- пластиковые панели салона – обычно скрипы, стуки, или свисты возникают из-за трения между собой пластиковых элементов из жесткого материала;
- места крепления деталей интерьера – расшатывается пластик и начинает скрипеть именно из-за некачественного крепления, проверьте все крепежные детали;
- крепления сидений – загадочные щелчки могут издавать кресла водителя и пассажира, следует внимательно проверить все крепления в этих деталях;
- установленные недавно элементы – это может быть магнитола, дополнительный бортовой компьютер или кронштейн для видеорегистратора;
- крепеж потолка и клипсы дверных карт – непонятные и сложно диагностируемые звуки могут возникать при поломке определенных клипс на панелях;
- механизмы двери – очень часть причиной посторонних шумов в авто оказываются детали центрального замка или стеклоподъемника, расположенные в полости двери.
Идентифицировать шум в интерьере очень сложно. Мало того, его можно перепутать со звуками, доносящимися снаружи. К примеру, оторванный подвес глушителя может привести к тому, что деталь будет постукивать о пол. Вам же может казаться, что стучит что-то внутри. Так что к диагностике шумов в автомобиле следует подходить осторожно. Иначе можно отремонтировать и заменить половину автомобиля, так и не получив оптимальных результатов.
Звуки снаружи авто – что чаще всего раздражает водителя?
Снаружи автомобиля все виды звукового сопровождения можно условно разделить на две части – естественные и приобретенные. К естественным звукам относится рокот работы двигателя, аэродинамический шум от преодоления воздушных масс, гул от шин, а также от работы системы выхлопа. Если все в машине исправно, эти звуки не создают большой дискомфорт. Чтобы снизить шум от резины, выбирайте качественные покрышки, а также можно дополнительно выполнить звукоизоляцию колесных арок и перегородки между салоном и подкапотным пространством.
Приобретенные эффекты включают шум от взаимодействия металлических панелей кузова, а также стук от сломанных механизмов. Вышедшие из строя детали подвески, элементы рулевого управления, переключения передач издают самые разные звуки, которые явно не понравятся вам при поездке на автомобиле. Устранить их можно только с помощью замены или ремонты сломанного элемента. Очень часто это будет стоить дорого, но ездить со сломанными деталями подвески или управления не стоит, это небезопасно.
Как диагностировать посторонние шумы в автомобиле?
Определить источник шума бывает непросто. Обычно это делается экспериментальным путем, а также с помощью диагностики машины на сервисе. Возможны трудности с определением источника постороннего звука, если создается эхо. К примеру, вышло из строя крепление кресла пассажира, но шум распространяется по полости и отбивается в районе моторного щита. Водитель со своего места слышит посторонний стук именно в этом месте. На поиск могут уйти месяцы, пока другой пассажир автомобиля не определит истинный источник.
Рассмотрим поиск источника шума на конкретном примере:
- в поездке вы услышали, что в автомобиле появился неприятный посторонний стук, которого раньше не было, нужно зафиксировать его из разных точек авто;
- постарайтесь определить по слуху, где именно локализуется источник, очень часто уже на этом этапе можно безошибочно определить виновника и устранить причину;
- посадите другого человека в авто и попросите его прослушать новый эффект из разных мест салона, возможно, так получится более точно определить место, виновное в распространении шума;
- если причина так и не найдена, запишитесь на диагностику автомобиля на СТО, но обязательно расскажите мастеру о природе звукового сопровождения, это поможет сконцентрировать внимание на проблеме;
- замените детали, неполадки в которых были обнаружены в процессе поисков проблемы, это поможет приблизиться к решению неприятностей с автомобилем.
Учтите, что далеко не всегда удается в первый же день понять, что именно стучит или вибрирует в машине. Иногда стук локализуется под капотом, но он передает вибрацию на элементы рулевого управления или переключения передач, так что слышат все звук именно в салоне. К примеру, на отечественных авто частым виновником становится кулиса переключения передач. Владелец ищет причину странного звона везде, но только не под капотом. Так что к диагностике неприятных странных шумов стоит подходить комплексно.
Главные виды звуков при поломке важных элементов
Если шум по салону распространяется от пластиковых деталей или расшатанного крепления кресел, это не так страшно. Ситуация неприятная, но она не несет реальной угрозы безопасности эксплуатации транспорта. Да и устранить проблему можно довольно просто. А вот в ситуации с поломкой некоторых функциональных элементов конструкции могут возникать настоящие проблемы. При появлении некоторых видов звуков и вовсе нельзя эксплуатировать машину. Важно сразу же после проявления шумов найти конкретный источник и по возможности устранить проблему.
Обратите внимание на такие посторонние неприятности:
- Стук под капотом. Это комплексное проявление, которое может свидетельствовать о неполадке чего угодно, лучше остановить авто и найти проблему, прежде чем продолжать движение.
- Ритмичное проклацывание в колесах. Причина может быть скрыта даже в неправильном давлении в шине, но чаще проблема возникает при выходе из строя ступичных элементов или деталей тормозной системы.
- Сильное трение. Обычно это связано с тем, что колодки не разжимаются до конца, оставляя диск под воздействием тормозных накладок. Из-за этого авто подтормаживает, а вы слышите шорох.
- Писк из-под капота. Этот звук связан с тем, что проскальзывает ремень генератора. Неприятность не фатальная, но нужно в ближайшее время заменить или натянут ремень, чтобы избежать его обрыва в дороге.
- Шум и вибрация двигателя. В этом случае стоит прекратить эксплуатацию авто до выяснения причин. Возможно, виновата сорванная подушка силового агрегата, но проблемы могут быть куда серьезнее.
- Шум при повороте рулевого колеса. Связаны звуки могут быть с рулевой рейкой или усилителем рулевого управления. Необходимо записаться на диагностику и проверить работу данных узлов.
- Посторонние звуки при проезде неровностей. Обычно виновником становятся детали подвески, нужна диагностика. Но иногда проблемы связаны с панелями кузова, которые проржавели и не держатся на положенных местах.
Это далеко не все возможные неприятности. Вполне вероятно, что вы столкнетесь и с другими проблемами в процессе эксплуатации транспорта. Не забывайте о качественной диагностике. Это единственное, что позволит вам безошибочно определить реальные проблемы и вовремя принять верное решение по ремонту. Также не следует долго ездить на машине со странными посторонними звуками неизвестного происхождения. Иногда это говорит о серьезной неполадке, которую нужно срочно устранить, чтобы сохранить авто в нормальном рабочем состоянии.
Порядок устранения звуков и шумов в машине
Когда неполадка определена, осталось только найти подходящий способ ее устранения. Если проблема несерьезная, можно поездить еще, не обращая внимания на неприятные звуки. Но при наличии серьезной неполадки нужно сразу же ее устранить. Это поможет восстановить нормальное состояние авто и не допустить развития поломки с самыми разными последствиями. Будьте внимательны и следите за состоянием своего автомобиля. Тогда он отблагодарит вас комфортной и качественной эксплуатацией.
Также не забывайте, что 1 раз в год следует проводить полную диагностику подвески, систем рулевого управления и торможения, а также двигателя и электронной системы управления. Это позволит предотвратить серьезные поломки и значительно снизить итоговую стоимость эксплуатации машины. Не стоит забывать о простых правилах нормальной эксплуатации машины, иначе авто вас подведет в самый неожиданный момент.
Предлагаем посмотреть видео о гуле подшипника ступицы при поездке на авто:
Подводим итоги
Обратите особое внимание на звуки, которые возникают при поездке на вашем автомобиле по неровной дороге. Это своеобразная диагностика машины, которая позволит устранить неприятные моменты и получить оптимальные возможности эксплуатации. В большинстве случаев неприятности связаны с небольшими неполадками, часть из которых вы сможете устранить даже своими руками. В других случаях придется вложить определенную сумму денег в ремонт автомобиля, но затем получать удовольствие от эксплуатации и наслаждаться отсутствием посторонних звуков.
Кстати, в некоторых случаях наличие посторонних звуков и внимательность водителя спасают жизни. К примеру, небольшой люфт колеса из-за минимального отпускания крепления вызывает еле заметную вибрацию на скорости. Если не обратить внимания на такую неполадку, в определенный момент болт может сломаться, а машина останется без колеса из-за разбалансировки на скорости. Заметив неполадку вовремя, можно остановиться, взять в руки баллонный ключ и устранить проблему ровно за 1 минуту. Так что обращайте внимание на особенности работы вашего авто.
Внимание, говорит мотор: пять шумов из-под капота, которые должны насторожить
Мы всё больше и больше привыкаем к тому, что щуп из мотора должен вытаскивать только механик СТО (если, конечно, у вас не Subaru), а самый максимум, что можно сделать самостоятельно – это долить “незамерзайку”. Тем не менее, современный автомобиль любит внимание не меньше, чем любили его Жигули и Москвичи.
К онечно, речь не идёт о том, чтобы всё бросить и за выходные перебрать подвеску своего Логана. Для этого действительно есть автосервис. Но есть и другие вещи, даже более важные для машины, чем замена изношенного сайлентблока. Например, послушайте, как работает его мотор. Частенько вовремя услышанный звук помогает избежать крупных затрат на ремонт. Давайте попробуем разобраться в речи мотора и понять, о чём он говорит.
Свист и гул
Начнём со звука, который ни с чем перепутать нельзя: со свиста ремней навесного оборудования. Тут даже прислушиваться не надо: он слышен очень хорошо, чаще — в момент резкого нажатия на педаль газа. О чём он говорит, и чем опасен?
В первую очередь следует проверить натяжение ремня (или ремней, если их несколько). Если вы привыкли к нашей вазовской “классике”, то знаете, что раньше натяжение почти везде регулировалось смещением генератора. Это славное время потихоньку уходит, и сейчас на большей части автомобилей, даже самых бюджетных, стоят натяжители с роликом. Там изменить натяжение не получится, и проблему можно решить только заменой ремня и натяжителя.
Езда со свистом может закончиться не совсем приятно. Но не всегда. На автомобилях, где ремень крутит генератор, насос ГУРа и, может быть, компрессор кондиционера, в случае его обрыва вы останетесь, соответственно, без зарядки аккумулятора, кондиционера и ГУРа. Но тут хотя бы можно доехать до дома: хорошая АКБ вполне позволяет проехать километров 50, а этого в городе хватает за глаза. Главное — выключить все лишние потребители.
Если же на вашем автомобиле сервисный ремень приводит в действие ещё и помпу охлаждения, то ехать без него уже никуда не получится. Устранение последствия перегрева мотора обойдётся гораздо дороже транспортировки машины на эвакуаторе или, тем более, на тросе.
Если ремень свистит, откройте капот и послушайте по возможности работу навесных агрегатов. Может оказаться, что ремень начал проскальзывать из-за износа их подшипников. В этом случае нагрузка на ремень возрастает, и его натяжения становится недостаточно. Износ подшипников звучит по-разному: как писк, похрустывание или гул. Обычно его можно услышать, и тогда сначала придётся, например, заменить подшипники генератора или ту же самую помпу.
На некоторых автомобилях не слишком сложно скинуть приводной ремень. Если со снятым ремнём посторонний гул пропадает, то причина однозначно кроется в навесном оборудовании. Только не злоупотребляйте этим способом диагностики на автомобилях с приводом ремнём помпы охлаждения. Помирающий насос ГУРа вы, может, и обнаружите, но заодно можете устроить и перегрев мотора, который гораздо опаснее отказа ГУРа.
Свист, как вы понимаете, начинается от проскальзывания ремня. И этот звук означает стремительный его износ. Поэтому затягивать устранение неприятности не стоит: финал может произойти в любой момент, в том числе — и в самый неподходящий.
Ну и чтобы напоследок ещё сильнее сгустить краски, отметим, что на некоторых автомобилях ремни навесного оборудования и ГРМ находятся в опасной близости. А это значит, что порванный на скорости один ремешок с высокой долей вероятности заденет и оборвёт второй. Что вызовет в двигателе разрушительный процесс, метко именуемый мастерами «Сталинградом».
Что-то стучит
Стук клапанов — наиболее частый “неправильный” звук мотора. Проще всего его заметить на холодном моторе сразу после пуска. Дело чаще всего в возросшем тепловом зазоре в клапанном механизме. Который изменяется на любом автомобиле с течением времени в силу естественного износа деталей привода.
По мере прогрева звук может стать тише или исчезнуть вовсе: детали греются, тепловые зазоры сокращаются, стук становится менее заметным. Звучит обычно как цоканье, частота которого зависит от оборотов коленвала и которое пропадает по мере прогрева.
Что делать? Тут всё зависит от мотора вашего автомобиля. Если он гидрокомпенсаторный (то есть, возрастное изменение теплового зазора компенсируется гидравлическими толкателями), попробуйте для начала заменить масло — иногда это помогает. Компенсаторы на то и гидравлические, что «питаются» маслом, и вязкость его может быть неоптимальной.
Если стук остался — меняйте сами гидрокомпенсаторы, боржоми пить уже поздно. Если гидрокомпенсаторов в моторе нет, то езжайте на регулировку клапанов. Интервал этой процедуры у производителей бывает разным, но обычно он составляет 80-100 тысяч километров.
Можно ли ездить с этим звуком? Конечно, можно. Только клапаны могут прогореть, а толкатели — уничтожить кулачки распредвала. Первое происходит из-за неполного прилегания тарелок и их “поджаривания” отработавшими газами. Второе, ясное дело — от удара толкателя (рокера) по кулачку распредвала из-за увеличенного зазора. Помните, что разрушение верхнего слоя кулачка происходит не сразу, и если вовремя проблему устранить, распредвал выживет. Но если верхний слой разрушен, распредвал начинает “жрать” (так это называют в некоторых гаражных и не очень сервисах), и его менять придётся уже почти обязательно.
Что-то трещит
Чаще всего трещать любит фазорегулятор. Этот звук хорошо знают владельцы Тойот всех мастей или, например, Рено с мотором K4M (1,6 л, 113 л.с.). Симптомы умирающего фазорегулятора очень разнообразны. Это могут быть и нестабильные обороты при прогреве, и отсутствие тяги в определённом диапазоне и, конечно же, треск самого фазорегулятора. В принципе, есть те, кто не сильно заморачивается и ездит с этим до последнего. Но прежде чем забивать на эту проблему болт на 24, ознакомьтесь с особенностями мотора вашего автомобиля. В зависимости от его конструкции могут быть разные причины и последствия этого неприятного явления.
Если в треске виноват клапан фазовращателя, может помочь замена масла. Желательно — на то, что имеет допуск производителя. И лучше найти не “палёное”. Впрочем, это всегда лучше.
Иногда поможет замена не фазорегулятора, а датчика положения распредвалов (иногда его называют датчиком фаз). Так что прежде чем покупать эту не всегда дешёвую деталь, проведите диагностику в хорошем сервисе.
Кстати, если ваша машина ещё на гарантии, а треск уже есть, мучайте специалистов, инженера по гарантии и вообще всех, кто попадётся вам на глаза на территории сервиса официального дилера. Часто бывает, что официалы стремительно глохнут и проблему не слышат (благо, бывают ситуации, где кроме кратковременного треска неисправность себя ничем не выдаёт), но как только гарантия заканчивается, они опять обретают слух и предлагают поделиться с ним денежками на замену фазовращателя. Это уже немного подленько, но что поделать.
Звук, похожий на треск, может издавать и растянутая цепь. Хотя больше он похож на рык или гул.
Ситуация с цепью — одна из самых сложных (хуже — только поршневая группа и коленвал, о чём поговорим ниже). Есть автомобили, которые о существовании цепного привода ГРМ напоминают только тысяч через 200 пробега. Но если в вашей машине под капотом стоит «шедевр» немецко-французской инженерной мысли под названием EP6 (он же Prince) или что-то из славной немецкой серии EA111 или даже EA888, будьте готовы услышать предсмертную песнь цепи в любой момент.
В принципе, шум должен сопровождаться загоревшейся лампочкой Check engine и ошибкой фаз, но такое бывает не всегда и не везде. Бывают случаи, когда ничего не горит, а цепь уже готова перескочить. Про последствия в виде «Сталинграда» мы уже говорили, повторяться не будем.
Разумеется, растянутую цепь нельзя вылечить ни заменой масла, ни чем-то другим. Её придётся менять, и чем раньше — тем лучше. Обратите внимание, что на некоторых моторах слабые не столько цепи, сколько гидронатяжители. И если пробег совсем небольшой, вполне вероятно, что шум цепи обусловлен ещё и натяжителем. Его тоже придётся поменять, обычно — на улучшенный, новой ревизии.
Слишком звонко и слишком глухо
Ну, и наконец, самый печальный звук. Честно говоря, его восприятие очень субъективно, и если первые звуки сложно с чем-то перепутать, то стуки в цилиндропоршневой группе или стук коленвала на изношенных вкладышах можно принять за что-то другое. Но встречаются они намного реже, в подавляющем большинстве — на сильно пробежных моторах. Хотя, конечно, бывают и исключения.
Поршневая может стучать по разным причинам. Например, вследствие локального перегрева или износа юбок поршней. Этот тот случай, когда без капитального ремонта уже не обойтись. Конечно, если этот глуховатый металлический звук вы слышите на своей машине, то он вас не должен удивить по одной простой причине: расход масла к этому времени повышается настолько, что удивительно, как этот мотор вообще ещё ездит. А вот если вы осматриваете машину перед покупкой, даже лёгкий намёк на звуки в поршневой может предотвратить приобретение злобного пожирателя масла. В первую очередь потому, что других признаков “масложора” может и не быть вовсе.
Стук коленвала из-за смерти вкладышей (весьма характерная проблема, скажем, для дизелей 2,2 DW12 на Пежо, Ситроенах, Фордах и Ленд Роверах) может быть разным. Но лучше всего его будет слышно на прогретом моторе на холостых оборотах. Звук явно металлический, и он может проявляться при изменении числа оборотов. Если он доносится откуда-то из области картера — это точно он. Если вкладыши изношены уже очень сильно, то звучание будет более звонким.
Что делать, если такой звук есть? Тут три выхода. Первый — быстренько продать этот автомобиль какому-нибудь неудачнику, желательно — скрутив пробег (это шутка, а не руководство к действию). Второй — ездить, пока ездит. Выход неплох, если машина никакой ценности уже не представляет, а стоимость её ремонта сопоставима со стоимостью другой такой машины, но с более-менее нормальным мотором. Ну, и третье — ремонтировать. Да, это обычно недёшево, но если машина хорошая, то почему бы и нет? Заодно можно поменять всё, что ещё нужно. Вряд ли ремонт мотора с изношенными вкладышами ограничится их заменой и шлифовкой шеек коленвала. Скорее всего, там будет, где разгуляться.
Послушать иногда мотор своего автомобиля – дело несложное. Особенно сейчас, зимой, когда волей-неволей приходится прогревать двигатель. И это действительно может быть полезным.
Хотя… Может, вы не греете мотор? Запустил – и в путь? Говорят, некоторые так действительно делают. Чего мы, конечно, не одобряем.
Источник Источник http://avto-flot.ru/blog/osnovnyie-istochniki-shuma-v-avtomobile-gde-iskat-prichinu.html
Источник Источник http://www.kolesa.ru/article/vnimanie-govorit-motor-pyat-shumov-iz-pod-kapota-kotorye-dolzhny-nastorozhit