Реагенты на дорогах: вред или необходимость?

Реагенты на дорогах: вред или необходимость?

Реагенты на дорогах: вред или необходимость?

Действительно ли так опасны реагенты, и существуют ли реальные альтернативы этим средствам? В разных странах и городах на этот вопрос отвечают по-разному.

Реагенты на дорогах: вред или необходимость?Женщина посыпает реагентом ступеньки у здания Государственной библиотеки имени Ленина в центре Москвы. Фото: Денис Тырин / РИА Новости

Каждая зима оборачивается бесчисленными жалобами на использование противоледных реагентов. В начале 2021-го года в Госдуме эту проблему поднимал первый зампред по экологии Николай Валуев. Депутаты вынуждены бесконечно отвечать на жалобы жителей по этому поводу, но городские суды оправдывают использование реагентов, а Генпрокуратура воздерживается от рассмотрения этого вопроса. Споры о том, насколько вредны эти химические средства, вряд ли разрешатся в ближайшее время — власти многих городов продолжают закупать их в огромных количествах.

Соли

Для жителей крупных городов нашей страны реагенты — это самые привычные средства борьбы с гололедом. Например, в Москве хлориды начали широко использовать еще с 1992 году, а смесь соли и песка была в ходу уже с конца XIX века. Сейчас в городах нередко используется смесь солей натрия, калия и кальция, которую называют «Бионорд». Но каким бы ни был состав, именно соли вызывают самую горячую ненависть — как у обычных людей, так и у экологов. Соль разъедает обувь и обшивку автомобилей, она вызывает болезненные язвы на лапах животных и беспокоит аллергиков. Она на долгие десятилетия оседает в почве и убивает растительность. В чем же причина популярности этого реагента?

Хлориды — это одни из самых недорогих средств. При этом солевые реагенты очень активны. Активность их настолько высока, что, например, в 2009-м году техническая соль стала причиной аварии на Южной подстанции в Санкт-Петербурге, разъев изоляцию проводов. Правда, при очень низких температурах (ниже -21 °С) использовать соль нельзя, она просто замерзает, но уже и при температуре ниже минус 5 °С ее эффективность заметно падает.

Реагенты на дорогах: вред или необходимость?Тротуар, посыпанный противогололедным реагентом после сильного снегопада в Москве. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Если соль не растворяется до конца, ее избыток скапливается на обочине, создавая своего рода «полосу отчуждения», где вымирает вся растительность. Именно поэтому экологи все чаще говорят о том, что главная проблема не в самом факте использования соли, а в нарушении технологии обработки дорог. В России по ГОСТу количество технической соли на кв. м не должно превышать 60 грамм. Но по факту эта цифра может оказаться в разы больше: ведь реагенты частенько просто рассыпают «на глаз» по своему усмотрению работники ЖКХ.

А между тем, в Финляндии для обработки льда используется смесь из 70% обычной соли и 30% хлористого калия расчетом всего 2–5 г/кв. м, а для ликвидации снежной каши – всего 10 г/кв. м. Это и дешевле, и экологичнее. При температурах ниже 5 °С соль не используют, дороги просто своевременно очищают от снега.

В США и Канаде тоже используют соли — как правило, хлорид магния, который в российских городах использовать запрещено. Калиевая соль муравьиной кислоты (формиат калия) часто используется в городах Европы, так как считается, что она быстро разлагается даже в холодном климате. При этом есть мнение, что формиат калия может вызывать аллергию.

Принцип действия реагентов:

Альтернативы

Помимо солей есть и другие способы борьбы с обледенением дорог. У них тоже есть свои достоинства и недостатки.

Гравий и песок

Этот материал в комбинации с песком активно использовали несколько лет назад в Санкт-Петербурге, с гордостью объявив «отказ от реагентов» в городе. Но все это было актуально до снежной зимы 2018-19 года, обернувшейся «стихийным бедствием» и даже человеческими жертвами. В итоге власти снова начали закупать реагенты.

Плюсы: Если дорога очищена, шанс поскользнуться на гравии минимален.

Минусы: Гранитной крошке не под силу растопить лед. Еще один минус гравия или щебня — высокая цена. Кроме того, крошка попадает в подземные коммуникации, в механизмы эскалаторов, забивает ливневые стоки и протирает дорожное полотно. Но главная проблема в том, что для эффективного использования гравия должна быть идеально отлажена работа дорожных служб — снег и лед необходимо своевременно вычищать, а отработанную крошку — собирать (и в идеале использовать повторно), чтобы почва вокруг дороги не окаменела. С песком дело обстоит еще хуже — его уже нельзя использовать вторично. Песок часто смешивают в «коктейль» с солями, и в таком виде его разносит ветер и вдыхают жители мегаполисов.

Метод Торгейра Ваа

Эту экологичную технологию изобрел в 2004 году шведский ученый Торгейр Ваа, озадачившись вопросом, как эффективнее использовать песок на дорогах. Песок в пропорции 7 к 3 смешивается с горячей водой 95 °С и в таком виде распыляется по обледенелой поверхности.

Плюсы: Смесь«вплавляется» в лед и держится до 3–7 дней даже на оживленных автомобильных дорогах.

Минусы: Для использования этого метода требуется дорогостоящая техника.

Реагенты на дорогах: вред или необходимость?Стокгольм. Фото: unsplash.com

Сахар

В Белоруссии несколько лет назад предложили использовать в качестве реагента мелассу, побочный продукт в производстве сахара.

Плюсы: Вещество эффективно справляется с наледью при температуре до -15 °С, при этом более экологично, чем соль, и не вызывает коррозии.

Минусы: Стоимость мелассы выше, чем у технической соли, так что «сладкий реагент» так и не завоевал популярность.

Мочевина

Это вещество, более известно нам как органическое удобрение, но может использоваться и как «реагент».

Плюсы: Обладает хорошими противоледными свойствами (30 г мочевины может растопить кубометр льда). Не представляет угрозы для придорожной растительности, а, наоборот, идет ей на пользу

Минусы: Примерно в 7 раз дороже соли.

Подогреваемые дороги

Этот метод используют в некоторых скандинавских странах — в Норвегии, Финляндии.

Плюсы: Трубы тепло-коммуникации прокладывают рядом или под магистралями и пешеходными дорожками, и необходимость использовать реагенты сама собой отпадает. В Исландии для этих целей используется вода из термальных источников, и необходимость в «грязных» источниках энергии с каждым годом снижается.

Минусы: Очень дорогостоящий метод, который требует тщательного планирования.

Снежный накат

В Японии, где каждую зиму идут обильные снегопады, снег или укатывают или просто расчищают. В итоге вокруг дорог образовываются гигантские снежные стены, как, например, на знаменитой альпийской дороге Татеяма — Куробе.

Плюсы: Поскольку реагенты запрещены, нет и связанных с ними проблем для окружающей среды, здоровья, обуви и шин.

Минусы: Гололед и скопление снега на дорогах нередко становятся причинами множества травм и аварий.

Действительно ли вредны реагенты?

У каждого из методов избавления от наледи есть свои плюсы и минусы. Использование реагентов позволяет сократить количество травм на тротуарах — до 44%. При этом Роспотребнадзор получает множество жалоб на аллергии и астмы, вызванные реагентами. Официальные источники говорят о том, что реагенты не могут вызывать аллергию, так как они «не испаряются».

Эксперты сходятся во мнении, что главной проблемой становится соблюдение рекомендованных норм реагентов. Соли и песко-соляные растворы не должны попадать на газоны и корни деревьев, а кучи оставшихся с зимы реагентов — оставаться возле дорог весь год. Но часто эти правила нарушаются.

Еще один важный момент — куда попадают снег и шуга, смешанные с реагентами? В городах их отвозят на стационарные и мобильные снегоплавильные пункты. Измельченный и затем расплавленный снег отправляется в очистные сооружения, прежде чем попасть в коллекторы и водостоки. А осадок, оставшийся в очистных сооружениях, затем сжигается.

Сгорая, соль выделяет в атмосферу опасные химические вещества — диоксиды и др. Некоторая часть реагентов все равно попадает в реки, минуя все очистные сооружения — вместе со сточными водами. Так что вред для окружающей среды при использовании реагентов практически неизбежен.

Мнение эксперта

Руководитель аппарата Ассоциации Зимнего содержания дорог, Анна Климентова рассказала «Экосфере» о последних разработках, которые применяют коммунальные службы, чтобы добиться оптимального результата по всем параметрам: эффективность, цена, безопасность для окружающей среды и здоровья людей.

Заправка снегоуборочных машин реагентами на базе для хранения противогололедных материалов в Москве:

«Изменение климата и растущее количество автомобилей и пешеходов заставляют дорожные службы пересматривать технологии уборки, искать более щадящие для окружающей среды материалы. Научно доказано негативное влияние песчаного смёта, аккумулирующего крайне токсичные загрязнения от дорожного транспорта, на здоровье людей, в особенности страдающих аллергическими заболеваниями. На сегодняшний день основная мировая тенденция – переход на более совершенные и безопасные материалы – противогололёдные реагенты, которые либо предотвращают образование наледи, либо способствуют таянию льда.

Наиболее безопасными и эффективными, по результатам многочисленных исследований, считаются составы на основе нескольких солей (натрия, кальция, калия), формиата натрия и мраморной крошки. Добавление биофильных элементов и антикоррозионной добавки позволяют существенно снизить влияние на окружающую среду и объекты дорожного хозяйства по сравнению с солью и пескосоляной смесью.

Реагенты на дорогах: вред или необходимость?База для хранения противогололедных материалов «Бионорд» (ПГМ) в Москве. Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Первым городом в РФ, полностью перешедшим на технологию с использованием многокомпонентных реагентов, стала Москва. В арсенале столицы несколько видов антигололёдных средств для разных городских нужд. Для содержания проезжей части применяются жидкие и твердые комбинации хлоридов натрия и кальция, а также хлоридов натрия, кальция, калия с добавлением формиата натрия, который препятствует коррозии автомобилей. А для тротуаров используется состав из формиата натрия, пищевой соли и мраморной крошки (по сути — спрессованный мел), максимально щадящий обувь и улучшающий уровень фильтрации почв.»

Оптимальное решение

Однозначного решения в вопросе использования реагентов пока не существует. Городским службам приходится все время балансировать между тремя факторами: эффективности, цены и экологичности. Если небольшой и финансово-благополучный город может себе позволить перекрыть улицу для расчистки снега и льда, привлечь для этого местных жителей или перенести трубу теплотрассы так, чтобы она полностью растапливала лед на дороге, у мегаполиса масштаба Москвы или Нью-Йорка такой возможности нет.

Но технологии не стоят на месте, исследователи постоянно изобретают новые, более экологичные методы борьбы со снегом и наледью. И хотя пока соль не собирается сдавать свои позиции на дорогах в больших городах, технология ее использования становится более совершенной. Во многих городах уже используются специальные дозаторы для реагентов, а некоторые ученые даже предлагают сразу укладывать на дороги асфальт, смешанный с солью.

Автоэксперт дал советы, как защитить машину от реагентов и соли на дорогах

Автоэксперт дал советы, как защитить машину от реагентов и соли на дорогах Автоэксперт дал советы, как защитить машину от реагентов и соли на дорогах

Защитить машину от соли и реагентов сможет тщательное мытье с протиранием кузова и уплотнительных соединений. Об этом iReactor рассказал автоэксперт Алексей Хресин.

Каждой зимой наступает момент, когда дороги посыпаются антигололедными материалами, однако кроме обеспечения безопасности, агрессивные химические вещества наносят и немалый вред машине. Скопившаяся слякоть и реагенты могут быстро привести к коррозии металла. Как защитить автомобиль от повреждений и что делать, если кузов уже начал приходить в негодность и на нем появились первые очаги коррозии, расскажет iReactor.

Зимняя пора — особенно суровое время и для машин, и для их обладателей. В целях обеспечения безопасности коммунальщики постоянно и порой в завышенных объемах посыпают дороги реагентом, который портит не только обувь, но и автомобили. Есть ряд способов, как защитить автомобиль от химикатов, — и почти всегда заниматься машиной стоит до наступления морозов.

Под действием реагентов сколы и царапины создают очаги появления ржавчины. Бывалые водители, которые сталкивались со схожей проблемой, в осеннее время отдают машины на полировку или сами покрывают транспорт защитным составом. Это может быть оклейка пленкой, керамическое покрытие или более бюджетная обработка мастикой.

Есть мнение, что приобретать подкрашивающий карандаш имеет смысл, но, как правило, это только сделает дилера богаче. Фактически такие средства только маскируют проблему, обычно неумело, а ржавчина продолжает разъедать кузов автомобиля. По этой причине бороться с ней лучше осмысленно.

Источник фото: pixabay.com

Что и как защищать?

Рыба с головы гниет, а машина — с днища. В настоящий момент это больше заблуждение. Все дело в том, что у автомобиля стоит антикор от завода. Таких машин, которые бы начинали ржаветь снизу, уже нет, поскольку технологии производства с девяностых годов изменились.

В настоящий момент, как это ни удивительно, транспорт начинает гнить изнутри. Это происходит, когда обладатель не следит за «снежной кашей», в которой содержатся абразивы — реагенты, соль, песок, — и заносит все это в транспорт на своих ногах. Так что хорошее отряхивание ног перед заходом в транспорт может дать больше пользы, чем постоянная мойка.

Принося соль в салон своими ногами, часто никто не видит разрушительного процесса, который активно происходит изнутри. Если посмотреть на днище автомобиля из «ямы» — оно целое. А под антикором не будет металла, и через несколько лет проблемный участок, как его ни защищай снаружи, рассыплется как труха.

Источник фото: pixabay.com

Тщательное отряхивание ног не сможет помочь во всем. Нужно смывать с поверхности машины все вредные отложения. С мытьем тоже нужно придерживаться определенных правил. Прежде всего вода не должна быть горячей, поскольку иначе на кузове могут образоваться трещины из-за перепадов температурного режима. При мытье особое внимание следует уделять колесным аркам, брызговикам и порогам. С мойки на улицу можно выезжать только тогда, когда транспорт полностью просохнет.

Ошибкой было бы забывать и о фарах. Если стеклянным элементам ничего не грозит, то пластиковые от соли и грязи попросту помутнеют, и их придется полировать. Помимо кузова заботливому автомобилисту придется и обрабатывать автомобильные диски. Они, как и кузов, сильно страдают от реагентов. Особенно это затронет кованые и литые диски. В особо неприятных дорожных условиях их стоит обрабатывать раз в неделю средствами против ржавчины.

Источник фото: pixabay.com

Когда профилактика не помогла

Если на кузове автомобиля уже есть небольшие сколы, то их нужно как можно быстрее устранить. Особенно важно это тогда, когда в результате такого скола или царапины повреждается сама защитная оболочка машины. К ней относят лакокрасочное покрытие, грунтовку или оцинковку. Важно помнить, что именно открытые незащищенные участки всех элементов кузова в самый короткий период начнут окисляться, а позже покроются ржавчиной, после которой машину придется проваривать или менять элементы с последующей покраской.

Особенно сильно достается порогам, и если на них с внутренней стороны есть ржавчина, то только на начальном этапе их можно подлатать. Позже их придется полностью менять, ведь именно за пороги автомобиль «домкратится» на СТО. Поврежденные элементы не справятся с весом машины и их попросту «замнет». Так что закрывать глаза на ржавчину не стоит. «Жука» (коррозийный элемент), как только его заметили, нужно прошкурить и обработать цинковым составом вроде «Цинкаря».

Источник фото: pixabay.com

Позиция профессионала

Как защитить машину от реагентов и соли на дорогах, рассказал iReactor автоэксперт Алексей Хресин. Специалист посоветовал лучше и внимательнее протирать машину после мойки и смазывать все резиновые элементы и расщелины, где вода может стать катализатором коррозии.

Защиты от реагентов и соли не существует, только если антикор или воск. Насчет мытья, те же самые реагенты нужно смывать, тем более что это позволяет продлить срок службы. Злоупотреблять мытьем тоже не стоит. Не нужно забывать протирать уплотнители дверей, лючок бензобака, продувать замочные скважины. В противном случае возможны неприятные сюрпризы, — заметил Хресин.

Автоэксперт рассказал свое мнение по поводу того, правда ли, что много реагентов попадают внутрь машины на ногах автовладельца и запускают поражение кузова изнутри. Специалист уверяет: заносить снежную кашу в салон страшно, но не настолько, как стращают производители автохимии.

Не настолько все страшно. Нормальные водители на зиму кладут «корытца» под ноги. Спасает старая водительская привычка, сел на сиденье, ногами постучал, сбив снег, и поехал. Раньше народ газеты под ноги кидал, сейчас есть коврики, работающие по типу памперсов. Я ими не пользуюсь, но это распространено. Желательно зимой отряхивать ноги. Так можно определить, у кого есть машина, а у кого нет, ведь последние граждане такой привычки лишены. В любом случае антикор заводской с двух сторон существует, — заключил Хресин.

Источник фото: pixabay.com

Лучше всего

Конечно, лучше всего было бы увеличить срок службы машины, не используя ее в зимнее время, и особенно это затрагивает автовладельцев северных регионов России, но сейчас, автомобиль прочно вошел в жизнь людей и отказаться от его круглогодичного использования было бы очень сложно.

Вот и остается внимательно следить за кузовом машины и своевременно устранять на нем все царапины и сколы, а также регулярно мыть транспорт. Только так и можно в российских погодных условиях продлить срок службы кузова.

Источник Источник https://ecosphere.press/2021/02/01/reagenty-vred-ili-spasenie/
Источник Источник Источник https://inforeactor.ru/343418-avtoekspert-dal-sovety-kak-zashitit-mashinu-ot-reagentov-i-soli-na-dorogakh

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Керамика для авто: преимущества покрытия

Керамика для авто: преимущества покрытия

Керамика для авто– это инновационное средство защиты кузова автомобиля, которое становится все более популярным среди автолюбителей. Оно представляет собой тонкий слой нанокерамики, который наносится на лакокрасочное покрытие, образуя прочную, стойкую к повреждениям пленку. Керамическое покрытие обеспечивает не только долговременную защиту, но и придает автомобилю яркий, глубокий блеск. Разберемся, в чем основные преимущества керамического покрытия, как […]

Двери из стеклопластика для Volkswagen Crafter: Преимущества и особенности

Двери из стеклопластика для Volkswagen Crafter: Преимущества и особенности

Volkswagen Crafter — это один из самых популярных фургонов, используемых для коммерческих перевозок и грузовых работ. Его надежность, вместимость и универсальность делают его идеальным выбором для бизнеса. Однако, как и любой другой транспорт, Crafter требует регулярного обновления и улучшения различных компонентов, включая двери. Одним из наиболее интересных решений в этом плане являются двери из стеклопластика. […]