Нанесение автомобильных акриловых лаков: MS, HS, UHS, VHS
Работаем с лаками: MS, HS, UHS, экспресс-лаки. Техника нанесения, основные ошибки
Покраска
Большинство современных автомобилей несут на себе двух- или трехслойные покрытия, в которых последним слоем поверх цветной эмали нанесен прозрачный лак. В этом многослойном «пироге» лаковый слой выполняет несколько защитных и декоративных функций. Качество нанесения лака в значительной степени влияет и на общее впечатление от выполненного ремонта. Ведь у одного мастера лак блестит, а у другого тусклый, у одного гладкий, а у другого торчит шагренью. Так что лак — это тот слой, который может быть показателем как профессионализма, так и неопытности маляра.
- Его величество — лак
- Нанесение MS-лаков
- О выдержке перед горячей сушкой и между слоями
- Основные ошибки при работе с лаками MS
- Нанесение HS-лаков
- Основные ошибки при работе с лаками HS
- Зависимость вязкости от температуры
- Нанесение UHS/VHS-лаков
- Правила работы с быстросохнущими (экспресс) лаками
Его величество — лак
К современным лакам предъявляются довольно разносторонние требования. Лак должен обладать высокой прочностью, но в то же время быть эластичным. Он должен иметь высокую прозрачность, быть устойчивым к воздействию различных химических веществ, атмосферных осадков и солнечных лучей. А главное — отменно блестеть!
Кстати, о блеске. Что вообще такое блеск? В книге Р. Поля «Оптика и атомная физика» это явление объясняют с помощью одного интересного эксперимента.
Эксперимент сводился к следующему. На расстоянии нескольких миллиметров от листа матовой оранжево-красной бумаги установили закопченную мелкую проволочную сетку, а полученную конструкцию стали освещать ярким белым светом и наблюдать за ней.
При этом наблюдались интересные вещи: в определенном положении через петли сетки можно было увидеть тени ее проволочек (яркость которых мала) и из-за этого складывалось впечатление, что видна не сетка, а покоробленная блестящая медная пластина. В другом положении через петли можно было видеть незатененную часть бумаги, из-за чего наблюдателю казалось, что поверхность ярко блестит.
Из этого можно заключить, что блеск — это совсем и не физическое свойство поверхности, как мы привыкли считать, а всего лишь «видимость»!
Описанный эксперимент лишний раз доказывает нам, насколько сильным может быть влияние субъективных факторов при оценке работы автомаляра. Теми же субъективными пристрастиями можно также объяснить и тот факт, что разные маляры дают разную оценку одному и тому же лаку. Причем мнения об одном и том же продукте могут быть диаметрально противоположными.
Например, один маляр любит работать жидкими лаками, нахваливая их неприхотливость к условиям и хорошую растекаемость. Другому нравятся густые, которые можно наносить более толстыми слоями и набирать необходимую толщину покрытия за меньшее количество слоев. Каждый здесь по-своему прав, спорить по этому поводу смысла нет.
Ну а производителям современных ЛКМ ничего не остается, как попытаться предложить потребителям побольше различных лаков на все случаи жизни, которые в результате своего применения давали бы одинаково хороший результат.
И действительно, выбор прозрачных лаков на сегодняшний день очень богат. Это дает возможность адаптировать любой вид ремонта не только под условия той или иной мастерской, но даже и под индивидуальные привычки и навыки разных маляров.
Например, быстросохнущие лаки эффективны для выполнения локальных ремонтов и покраски небольших поверхностей при недостатке времени. Долго сохнущие используются для покрытия больших площадей или перекраски всей машины, а также при работе в жаркое время года. Лаки повышенной твердости лучше всего подойдут для покраски тех частей автомобиля, которые сильно подвержены механическим воздействиям — передних крыльев, бамперов, капотов. Керамические лаки — для окраски дорогих автомобилей представительского класса. И так далее.
Нужно понимать, что каждый из этих лаков обладает своими специфическими характеристиками, которые могут дать хороший эффект только в случае правильного применения материала.
На этом закончим введение и перейдем ближе к делу.
В прошлой статье мы выяснили, что одним из важнейших параметров лаков является содержание сухого остатка. По этому признаку все лаки делятся на несколько классов:
- LS — low solid (низкое содержание сухого остатка);
- MS — medium solid (среднее содержание сухого остатка);
- HS — high solid (высокое содержание сухого остатка);
- UHS/VHS — ultra high solid/very high solid (сверхвысокое содержание сухого остатка).
LS-материалы из-за своей низкой продуктивности и высокой токсичности уже давно не применяются, поэтому опустим их и начнем с материалов MS.
Нанесение MS-лаков
Лаки серии MS в работе очень похожи на 2K акриловые эмали. Методы их нанесения, по сути, ничем не отличаются: в оптимальных условиях для покраски наносятся два полных мокрых слоя с промежуточной выдержкой между ними 10 минут.
Под оптимальными условиями для покраски здесь и далее подразумевается температура воздуха +20°С, влажность 80%.
Сушить эти лаки можно как естественным путем, так и принудительно. Единственное, перед горячей сушкой не забывайте давать нанесенному покрытию дополнительную 15-минутную выдержку. Зачем?
О выдержке перед горячей сушкой и между слоями
Чтобы понять это, давайте представим себе сам процесс сушки ЛКП.
Сушка лакокрасочного покрытия — это, во-первых, испарение из слоя всех добавленных растворителей и разбавителей. Во-вторых, это образование связей между молекулами смолы и отвердителя (если речь идет о двухкомпонентных материалах) либо молекулами смолы и кислорода (при сушке окислением у однокомпонентных алкидных материалов).
Как известно, при повышении температуры процесс испарения ускоряется. А поскольку испарение растворителей происходит только с поверхности слоя, то сушка вверху проходит интенсивнее, и на ней, на поверхности, образуется пленка. При этом формирование этой поверхностной пленки при повышении температуры немного опережает испарение из лакокрасочного слоя всех частиц растворителей. Таким образом, чем выше скорость образования поверхностной пленки, тем больше растворителей останется «под ней», не успев испариться.
Что происходит дальше? Повинуясь законам физики, «запертые» внутри слоя частицы растворителей начинают искать выход. Проходя сквозь образовавшуюся пленку, эти частицы пробивают в ней большое количество мельчайших пор. Эти поры очень маленькие, они не похожи на кратеры и почти незаметны для человеческого глаза, однако все покрытие, изрешеченное такими порами, на вид становиться матовым. Это явление называется «кипением».
«Закипание» лака. Главные виновники — недостаточная пауза между слоями или перед горячей сушкой
Выдержка перед ускоренной сушкой позволяет нам избежать указанного дефекта. Просто не будем гнать лошадей, позволим летучим веществам испариться и никакого закипания не произойдет.
Вышесказанное в равной степени относится и к межслойной выдерже, поскольку недостаточная просушка между слоями также может привести к кипению. Так что после нанесения первого слоя не стоит очертя голову тут же накладывать второй. Иначе мы закроем выход сольвентам из нижнего слоя, что неминуемо приведет к разрыву пленки.
Поэтому, повторюсь, для MS-лаков мы должны оставлять между слоями около 10 минут на испарение (при 20°С). И чем ниже температура и хуже вентиляция в окрасочном помещении, тем больше потребуется времени. Например, для 15°С этот промежуток должен быть в среднем не менее 15 минут.
Самый верный признак — первый слой должен стать сухим «на отлип». После этого смело можно наносить второй слой.
Основные ошибки при работе с лаками MS
Главные ошибки при работе с лаками серии MS связаны как с недостаточной выдержкой между слоями или перед горячей сушкой, так и с неправильной толщиной наносимых слоев. К чему приводят первые мы уже сказали, теперь поговорим о вторых.
Часто маляры первый слой наносят тоньше, чем рекомендуется, после чего наносят второй — с хорошим розливом и глянцем, в надежде их сохранить. Подобное нанесение чаще всего приводит к превышению допустимой толщины второго слоя, что грозит все тем же «вскипанием» и помутнением лака, а само покрытие при этом выходит недостаточно твердым, сильно подверженным появлению сколов и истиранию в процессе эксплуатации.
Поэтому не забывайте, что правильное использование бесцветного лака класса MS, — это нанесение двух полноценных, одинаковых по толщине слоев с выдержкой между ними.
То есть первый слой наносим так же, как наносили бы последний — с хорошим розливом и глянцем, ждем подсыхания «на отлип», после чего наносим точно такой же второй слой.
MS-лаки, как и акриловые эмали, наносятся в два равных по толщине мокрых слоя
Нанесение HS-лаков
Материалы серии HS являются более концентрированными материалами, чем MS, в их составе меньше летучих растворителей, они более густые и вязкие, поэтому и способ их нанесения отличается от принятого при работе с лаками MS. Когда HS-лаки только начали появляться в продаже, для многих маляров, набивших руку на MS-лаках, отход от привычной технологии доставлял немало хлопот.
Большинство HS-лаков наносятся по «полутораслойной» технологии. Главный вопрос здесь состоит в правильном понимании того, что должны представлять собой эти «полтора слоя».
Основные ошибки при работе с лаками HS
Прежде всего здесь важно понимать, что любой двухкомпонентный акриловый лак (как и 2К акриловая краска) обладает свойством «памяти первого слоя»: с какой шагренью нанесен первый слой, такая же шагрень получится и на готовом покрытии.
Часто маляры грешат тем, что первый слой HS-лака наносят слишком сухо, без глянца (как дымчатый слой базы), после чего наносят второй, очень толстый слой. Весь материал при таком нанесении накладывается, по сути, за одну операцию.
В таком способе нанесения есть две проблемы. Во-первых, из-за слишком сухого первого слоя (представляющего собой слой в виде неслившихся капель), шагрень на готовом ЛКП может получиться слишком острой, что здорово подпортит финальную картину. Во-вторых, при таком нанесении допустимая толщина второго слоя скорее всего будет превышена, что повышает риск появления сопутствующих этому превышению дефектов: кипения и потери глянца, подтеков, долгого набора твердости.
Другая распространенная ошибка — нанесение двух полных слоев лака (как у MS-материалов) — что также нежелательно.
Как же правильно нанести HS-лак? Правильный вариант находится где-то посередине. Первый слой HS-лака нужно наносить тонко, но с розливом и равномерным образованием по всей поверхности легкой шагрени. При этом полноценного глянца еще быть не должно — такой себе «полуглянец». А затем после небольшой паузы в три-пять минут наносим второй, полноценный мокрый слой с хорошим розливом.
Классическая технология нанесения HS-лаков — 1,5 слоя. Первый — тонкий, но с разливом. Второй — полноценный, мокрый
Если же первый слой у вас получился «мокрым», глянцевым, в этом случае ему необходимо дать больше времени на испарение — не меньше, чем при нанесении MS-лаков, и только после его подсыхания «на отлип» наносить второй слой. Так нам удастся избежать дефекта кипения.
Через 10-15 минут после нанесения второго слоя можно сушить покрытие в ОСК, с помощью инфракрасной сушки или на открытом воздухе.
При окраске пластиковых деталей не забывайте о необходимости добавления в покровный лак пластификатора. Чем более гибкий пластик, тем больше пластификатора добавляется. При необходимости также используйте матирующую либо структурную добавку.
Зависимость вязкости от температуры
Еще одной особенностью HS-лаков является зависимость вязкости материала от температуры. Если у МS-материалов этого особо и не заметно, то HS-лаки при изменении температуры меняют вязкость довольно ощутимо. Это же касается и UHS/VHS-лаков.
Пример из практики: в зимнее время маляр лакирует автомобиль холодным HS-лаком. На первый взгляд все хорошо, розлив шикарный, но как только маляр включает сушку, весь лак тут же берется подтеками.
Так происходит потому, что, пока лак был холодный, его вязкость была выше (молекулы находились близко друг к другу и были малоподвижны), но как только температура поднялась, молекулы стали резко «убегать» друг от друга (тепловое расширение). То есть вязкость лака снизилась и он стал более жидким.
Поэтому, как бы мы ни пытались, но на холодном HS или UHS-лаке у нас никогда не получится увидеть реальную картину розлива и предугадать, каким выйдет результат покраски. Из-за большой вязкости холодный лак сразу растекаться не станет, нам покажется, что есть шагрень, и мы захотим разлить еще больше, нанести более толстый слой. К чему это приведет мы уже знаем.
Поэтому рекомендация здесь такая — всегда доводите HS- и UHS-лаки до оптимальной рабочей температуры. Да и не только лаки, но и любые другие ЛКМ. Не забудьте также и о температуре поверхности, которую собираетесь красить, она тоже должна быть близка к оптимальной.
Правило 3х20: воздух в камере, окрашиваемая поверхность и лакокрасочный материал должны иметь температуру, близкую к +20°С. При значительных отклонениях от оптимальной температуры применяйте «быстрые» или «медленные» разбавители/отвердители.
Нанесение UHS/VHS-лаков
Лаки данной группы отличаются от других самым низким содержанием летучих веществ (Low VOC) и, соответственно, самым большим содержанием сухого остатка. Эта особенность дает возможность нам наносить их более толстыми слоями без риска образования подтеков. Нередко для укрытия поверхности таким лаком достаточно всего одного полного слоя.
UHS-лаки наносятся либо в один, либо в полтора слоя. Только в отличие от HS-лаков это несколько другие 1,5 слоя. Здесь первый слой должен быть очень легкий, невесомый, после чего сразу же, без паузы наносится полный слой. Первый слой нужен не для набора необходимой толщины, а для пропитки базы во избежание микропросадки основного слоя
Эта однослойность «сверхнаполненных» лаков обуславливает некоторые особенности работы с ними.
Эти особенности начинают проявляться уже с момента приготовления лака. Дело в том, что UHS-лаки практически не требуют дополнительного разбавления. Вязкость этих материалов закладывается уже на заводе, при изготовлении, поэтому добавление разбавителя для таких лаков либо минимально (до 5%), либо не рекомендовано вообще.
А не рекомендуется этого делать вот почему. UHS-лаки обладают очень высокой тиксотропностью. Для таких толстослойных материалов это свойство критично важно: оно дает возможность при большой толщине нанесения избежать появления подтеков, особенно на вертикальных поверхностях. А если подтек все же сделать, он по мере высыхания как бы расправится, превратившись в почти незаметную плавную выпуклость.
Если же добавить в такой материал большое количество разбавителя, лак станет более жидким и его тиксотропность станет хуже, а значит риск возникновения наплывов и подтеков резко возрастает. Кроме того, избыток разбавителя приводит к более быстрому формированию поверхностной пленки при испарении, что может привести к закипанию лака.
Вторая особенность этих лаков проявляется в процессе сушки.
Во-первых, желательно, чтобы сушка (как и нанесение) UHS-лака проходила в условиях покрасочной камеры. Вообще, любой лак, высушенный в камере или ИК-сушкой, будет иметь более высокую прочность и выглядеть лучше, чем выдержанный в естественных условиях.
Если MS- и HS-продукты в гаражных условиях (при плохой вентиляции и отсутствии принудительной сушки) могут простить нам довольно много ошибок, то UHS-лаки в этом плане более капризны. Почему? Потому что у нас поверхности лежит один толстенный слой лака, и если мы его по всей толщине хорошенько не прогреем, набирать свою полную твердость он будет очень долго.
Второй момент. Перед началом сушки нужно сделать выдержку не меньше 15-20 минут с хорошим воздухообменом (в районе 20000 м³/ч), чтобы помочь растворителям испариться из такого толстого слоя материала. Если вентиляция будет плохой, растворители могут не успеть улетучиться из глубины слоя прежде чем сформируется поверхностная пленка, что опять же может привести к закипанию.
Такое часто бывает, когда маляр, не желая ждать окончания сушки, под конец смены нагревает камеру, а затем выключает ее и уходит домой. Он думает: зачем терять время, если машина и так «дойдет»? Но возвращаясь утром на работу, он с ужасом замечает, что лак закипел…
Отсутствие вентиляции не дало возможности растворителям вовремя улететь из слоя, они остались под пленкой, а затем в поисках выхода изрешетили ее. На вертикальных элементах этот дефект почти не проявляется, так как испарение на этих поверхностях идет не так интенсивно, а вот все горизонтальные (капоты, крыша) — испорчены.
Словом, UHS-лаки конечно хороши, они обладают феноменальной твердостью и прочностью, исключительно высоким блеском, но требуют уважительного отношения к себе.
С целью снижения трудоемкости процесса полировку таких лаков специалисты рекомендуют производить уже спустя час после сушки лака в камере при 60°С.
Правила работы с быстросохнущими (экспресс) лаками
Как можно понять из названия, главной характеристикой экспресс-лаков является высокая скорость их сушки. Эта их особенность повышает производительность ремонта, но не дает наносить такой лак на весь кузов — по причине короткого времени межслойной сушки и опасности появления «перепыла». Поэтому основная область применения таких лаков — быстрые ремонты 1-2 элементов.
Также быстросохнущие лаки востребованы в тех мастерских, где имеются проблемы с соблюдением температурных режимов и наличием пыли в покрасочном помещении. Быстрое подсыхание таких лаков «от пыли» дает возможность выполнять качественные ремонты без покрасочной камеры. Количество включений пыли, которые нужно заполировывать, при этом будет минимально.
При работе с быстросохнущими лаками прежде всего помните: эти материалы обладают очень непродолжительным «временем жизни». Поэтому разбавляйте «быстрый» лак только перед применением, ни в коем случае не заблаговременно. Только когда базовый слой подсох и готов к лакировке, можно приготовить лак и сразу же нанести его.
Нанося такой лак, внимательно следите за процессом. Поскольку лак сохнет очень быстро, важно качественно нанести первый слой (память первого слоя). Если он нанесен некачественно, вторым слоем исправить положение будет очень сложно, а иногда и невозможно.
Мы рассмотрели приемы работы с основными типами прозрачных лаков, которые сегодня применяются в авторемонте. О некоторых лаках, которые остались за рамками статьи (например керамических), мы будем говорить отдельно.
Подводя итог хотелось бы еще раз напомнить, что лак — это завершающий слой ЛКП, и по его внешнему люди часто судят о качестве проведенного ремонта в целом. В то же время лак является лишь частью лакокрасочного «пирога», а результат покраски зависит и от множества других моментов, например от качества нанесения слоя базовой эмали. Но об этом — отдельный разговор.
Сравнение и порядок применения автомобильных лаков HS, MS, UHS/VHS: разбираемся во всех подробностях
Большинство современных автомобилей несут на себе двух- или трехслойные покрытия, в которых последним слоем поверх цветной эмали нанесен прозрачный лак. В этом многослойном «пироге» лаковый слой выполняет несколько важных функций, как защитных, так и декоративных. От качества нанесения лака в огромной степени зависит и общее представление о проведенном ремонте. Ведь у одного маляра лак блестит, а у другого тусклый, у одного гладкий, как зеркало, а у другого торчит «апельсиновой коркой». В общем, это тот слой, в котором может отражаться как профессионализм, так и неопытность маляра.
Его величество — лак
К современным лакам предъявляются довольно разносторонние требования. Лак должен обладать высокой механической прочностью, но в то же время быть эластичным. Он должен быть стойким к различным химическим веществам и к атмосферным воздействиям, иметь высокую прозрачность и отменный блеск.
Кстати, о блеске. Что вообще такое блеск? Поможет нам в этом разобраться один интересный эксперимент, описанный в учебнике Р. Поля «Оптика и атомная физика».
Эксперимент сводился к следующему. На расстоянии нескольких миллиметров от листа матовой оранжево-красной бумаги установили закопченную мелкую проволочную сетку, а полученную конструкцию стали освещать ярким белым светом.
При этом происходили интересные вещи: в одном положении через петли сетки были видны тени ее проволочек (яркость которых мала) и из-за этого наблюдателю казалось, что видна не сетка, а покоробленная блестящая медная пластина. В ином положении через петли стала видна незатененная часть бумаги и субъективно это воспринималось как яркий блеск поверхности.
Получается, что блеск — это только «видимость», а не физическое свойство поверхности предмета! Такой вот неожиданный вывод был сделан из этого эксперимента.
Описанный эксперимент как нельзя лучше нам демонстрирует, насколько велико влияние субъективных факторов при оценке качества работы маляра. Субъективными пристрастиями также объясняется и различная оценка малярами характеристик одного и того же лака, и наличие множества диаметрально противоположных точек зрения относительно тех или иных продуктов.
Например, одни маляры нахваливают жидкие лаки, приводя в аргумент их хорошую растекаемость и неприхотливость к условиям. Другие предпочитают густые, позволяющие наносить более толстые слои и достигать нужной толщины покрытия при меньшем количестве проходов. Каждый здесь по-своему прав, спорить по этому поводу бессмысленно.
Ну а производителям современных ЛКМ ничего не остается, как попытаться предложить потребителям побольше различных лаков (как говорится, на все случаи жизни), которые в результате своего применения давали бы одинаково хороший результат.
И действительно, выбор прозрачных лаков на сегодняшний день очень богат. Это дает возможность адаптировать любой вид ремонта под условия ремонтного предприятия и даже под индивидуальные навыки и привычки того или иного маляра.
Например, быстросохнущие лаки эффективны для выполнения локальных ремонтов и окраски небольших поверхностей при дефиците времени. Долго сохнущие используются для покрытия панельных поверхностей большой площади либо перекраски всей машины, а также при работе в жару. Лаки повышенной твердости наилучшим образом подходят для окраски частей машины, больше других подверженных механическим воздействиям при эксплуатации — передних крыльев, капотов, бамперов. Керамические лаки — для окраски дорогих элитных автомобилей. И так далее.
Нужно понимать, что каждый из этих продуктов обладает своим специфическим набором характеристик, которые дадут положительный эффект только в случае его правильного использования.
На этом закончим, наконец, это длинное введение, и перейдем ближе к делу.
В прошлой статье мы выяснили, что одним из важнейших параметров лаков является содержание сухого остатка. По этому признаку все лаки делятся на несколько классов:
- LS — low solid (низкое содержание сухого остатка);
- MS — medium solid (среднее содержание сухого остатка);
- HS — high solid (высокое содержание сухого остатка);
- UHS/VHS — ultra high solid/very high solid (сверхвысокое содержание сухого остатка).
LS-материалы из-за низкой продуктивности и высокой токсичности уже давно канули в лету, поэтому начнем мы с материалов MS.
Классификация лаков
Все автомобильные лаки маркируются различными буквами (аббревиатурой). В чем разница между ними? Способ маркировки основан на содержании сухого остатка – самого важного параметра материала. Также маркировка учитывает концентрацию полимера, есть различия и в твердости средства.
Все лаки делятся на такие группы по сухому остатку:
- LS (низкое содержание). Имеют высокую текучесть, большой расход, выделяют много летучих компонентов, то есть не являются экологичными. В большинстве стран уже не используются.
- MS (среднее содержание). До ½ состава – органические разбавители. Лак этого типа прозрачный, отлично полирует, придает красивый блеск, но требует нанесения в 2-3 слоя из-за жидкой текстуры. Чаще используется для частичного окрашивания авто.
- HS (высокое содержание). Включают 60% сухого остатка, экологичны, экономичны, быстро сохнут. Могут наноситься в 1,5 слоя (первый тонкий, второй полноценный). Отличие лаков в том, что они более сложны в последующей обработке. Материал очень популярен при вторичном ремонте и нанесении аэрографии.
- UHS/VHS/HD. Это – лаки последнего поколения, которые требуют сушки при высоких температурах и обеспечивают качественное покрытие. В них присутствует сверхвысокое количество сухого остатка.
Чем выше сухой остаток, тем меньше летучих веществ проникает в воздух, следовательно, тем менее лаки будут токсичны для мастера и атмосферы. Также существуют специальные автомобильные лаки для полировки фар (например, BODY Lens Clear) – они производятся в аэрозолях и применяются только по непосредственному назначению.
Нанесение MS-лаков
Существует много популярных лаков данной серии. К ним относятся Vika («Вика»), Brulex («Брюлекс»), Reoflex («Реофлекс»), Quickline и прочие. Нанесение и сушка таких средств практически не отличаются от таковых у акриловых автоэмалей: тоже требуется минимум два слоя с полным просушиванием. Лучшие условия для применения материалов MS таковы:
- температура окружающей среды – от +10 до +20 градусов;
- влажность воздуха – до 80%.
Материал наносится на подготовленную поверхность при помощи краскопульта. Сушку допустимо проводить естественным способом, для ускорения процесса делают горячую принудительную сушку.
При повышении температуры скорость испарения растворителей повышается, а на поверхности формируется пленка. Те частицы растворителя, что все еще находятся под пленкой, устремляются в атмосферу позже. Они неизбежно образуют на пленке микродырочки – поры лака, которые визуально незаметны, но в будущем могут приводить к негативным последствиям.
Покрытие со временем перестанет блестеть, станет матовым и шероховатым. Поэтому рекомендуется не производить горячую сушку сразу после нанесения слоя – следует выждать для испарения большего количества летучих веществ, чтобы не возникло «эффекта закипания». Оптимальное время выдержки – 10 минут, при плохой вентиляции в помещении – до 15-20 минут, при этом верх краски должен быть сухим на ощупь. Далее наносят еще один или два слоя лака MS.
Нанесение HS-лаков
Лаки с high-концентрацией сухого остатка содержат меньше органических растворителей, по текстуре более плотные, меньше текут. Работа с ними различается с той, что проводят со средствами MS. Популярными марками являются Novol («Новол»), Solid («Солид»), Dyna 6000 и другие.
Технология применения материала подразумевает так называемое полутораслойное нанесение, но начинающие мастера зачастую не могут справиться с методикой. Сложно сразу определить нужную толщину каждого слоя и не ошибиться. Как и в предыдущем случае, важно идеально выполнить первый слой, чтобы готовое покрытие было качественным. Распространенной ошибкой является выполнение очень тонкого, сухого первого слоя и последующее наложение слоя толстого. Это приводит к появлению «апельсиновой корки», или шагрени, а также следующих дефектов:
- потеков;
- капель;
- кипения;
- отсутствия нужного блеска.
Нанесение двух толстых слоев материала не менее вредно, поскольку это придает ненужную грубость покрытию. Правила применения средств HS таковы: первый слой выполняется тонким, после чего должен получиться эффект полуглянца. Через 5 минут делают второй слой, полноценной толщины, мокрый. Если же первое покрытие все-таки получилось полноценным, ему надо дать высохнуть полностью (15 минут), после досушить на воздухе или при помощи приборов инфракрасной сушки.
Особенности применения лаков HS:
- есть необходимость в добавлении пластификаторов;
- если нужен более матовый оттенок, следует добавить матирующие вещества;
- вязкость меняется в зависимости от температуры – при нанесении холодного лака во время сушки могут появиться дефекты, поэтому температура окружающей среды должна быть оптимальной (ближе к +20 градусам).
Нанесение UHS/VHS-лаков
Среди прочих лаков материалы данной группы отличаются самым низким содержанием летучих веществ (Low VOC) и, соответственно, наибольшим содержанием сухого остатка. Это позволяет наносить их более толстыми слоями без риска образования подтеков. Нередко для укрытия поверхности таким лаком достаточно всего одного полного слоя.
UHS-лаки наносятся либо в один, либо в полтора слоя. Только в отличие от HS-лаков это несколько другие 1,5 слоя. Здесь первый слой должен быть очень легкий, невесомый, после чего сразу же, без паузы наносится полный слой. Первый слой нужен не для набора необходимой толщины, а для пропитки базы во избежание микропросадки основного слоя
Именно эта однослойность и обуславливает некоторые особенности работы с UHS-материалами.
Проявляются эти особенности уже начиная с приготовления материала. Дело в том, что UHS-лаки практически не требуют дополнительного разбавления. По сути, их вязкость закладывается уже при производстве, поэтому добавление разбавителя для таких материалов либо минимально (до 5%), либо не рекомендовано вообще.
А не рекомендуется этого делать по следующим причинам. UHS-лаки обладают очень высокой тиксотропностью. Для таких толстослойных материалов это свойство просто жизненно важно: оно позволяет при большой толщине нанесения избежать возникновения подтеков, особенно на вертикальных поверхностях. А если даже специально сделать подтек, он по мере высыхания как бы растянется, и превратится лишь в совсем незаметную плавную выпуклость.
Добавление же большого количества разбавителя делает материал более жидким и снижает его тиксотропность, а значит вероятность возникновения подтеков и наплывов увеличивается. Кроме того, избыток разбавителя ускоряет образование поверхностной пленки при испарении, что может привести к закипанию материала.
Вторая особенность проявляется при сушке.
Во-первых, желательно, чтобы сушка (как и нанесение) UHS-лака проходила в условиях окрасочной камеры. Вообще, любой лак, высушенный в камере или ИК-сушкой, будет иметь более высокие прочностные и визуальные характеристики, чем выдержанный в естественных условиях.
Но если MS- и HS-материалы прощают нам довольно много ошибок в условиях плохого воздухообмена и отсутствия какой-либо принудительной сушки (проще говоря, в гаражных условиях), то UHS-лаки в этом плане куда более требовательны. Оно и понятно: у нас же на машине висит один толстенный слой, мы просто обязаны его хорошенько прогреть по всей толщине. В противном случае процесс набора полной твердости может превысить все целесообразные временные технологические рамки.
Во-вторых, перед началом сушки потребуется выдержка не менее 15-20 минут с обязательным воздухообменом (где-то на уровне 20000 м³/ч), чтобы помочь растворителям выйти из этой толстой 50-60-микронной массы (а в жидком виде и все 100 мкм). При плохой вентиляции (или ее отсутствии) растворители могут не успеть выйти из глубины слоя до начала формирования поверхностной пленки, как итог — всем нам хорошо знакомое кипение.
Такое часто происходит, когда спешащий домой под конец смены маляр, чтобы не терять времени и не ждать окончания сушки, нагревает камеру, а затем выключает ее, полагая, что в его отсутствие автомобиль и так «дойдет». Утром же перед ним предстает ужасающая картина — лак закипел. Отсутствие вентиляции не позволило частицам растворителей вовремя испариться и они остались под пленкой, а после изрешетили ее. Причем на вертикальных поверхностях дефект практически не проявляется, поскольку испарение на них происходит не так интенсивно, а вот все горизонтальные (капоты, крыша) — испорчены.
Словом, UHS-лаки хороши, они обладают исключительной твердостью и прочностью, высочайшей степенью блеска, но требуют уважительного отношения к себе.
С целью снижения трудоемкости процесса полировку таких лаков специалисты рекомендуют производить уже спустя час после сушки лака в камере при 60°С.
Правила работы с быстросохнущими (экспресс) лаками
Как известно, главной характеристикой экспресс-лаков является высокая скорость сушки. Это повышает производительность ремонтных операций, однако не позволяет наносить такой лак на весь кузов (из-за короткого времени межслойной сушки и опасности возникновения «перепыла»). Основная сфера применения таких лаков — быстрые ремонты 1-2 элементов.
Также быстросохнущие лаки востребованы ремонтными мастерскими, имеющими проблемы с температурным режимом и наличием пыли в покрасочном цехе. Быстрое «пылевое» высыхание таких лаков позволяет производить качественную окраску вне покрасочной камеры, при минимальном количестве пылевых включений, которые впоследствии нужно заполировать.
При работе с быстросохнущими материалами, прежде всего нужно помнить, что они обладают очень непродолжительным «временем жизни». Поэтому разбавлять «быстрый» лак необходимо только непосредственно перед применением, и ни в коем случае не заблаговременно. Только когда база подсохла и поверхность готова к лакировке, можно приготовить лак и сразу же нанести его.
При нанесении нужно внимательно следить за всем процессом. Так как лак сохнет очень быстро, важно качественно нанести первый слой. Если он нанесен плохо, вторым слоем исправить ситуацию будет крайне сложно, а иногда и невозможно.
Мы рассмотрели приемы работы с основными типами прозрачных лаков, которые применяются на сегодняшний день в авторемонте. О некоторых лаках, которые остались за рамками статьи (например керамических), мы поговорим отдельно.
Подводя итог хотелось бы еще раз напомнить, что лак — это завершающий слой лакокрасочного покрытия, и по его внешнему виду потребитель часто судит о качестве ремонта в целом. В то же время лак является лишь частью лакокрасочной системы, а результат окраски сильно зависит и от множества других факторов, например от техники нанесения слоя базовой эмали. Но об этом — отдельный разговор.
Источник Источник https://artmalyar.ru/pokraska/lakirovka.html
Источник https://wizard-aerosol.com/laki/rabotaem-s-lakami-ms-hs-uhs-ekspress-laki.html