Хромирование деталей: как сделать гальваническую обработку пластика на автомобиле своими руками и где купить оборудование для этого
Можно ли самому сделать хромирование деталей?
Хромированная деталь выделяется на поверхности кузова своим блеском. Это один из бюджетных вариантов тюнинга — в отличии от аэрографии, где перекрашивается весь автомобиль, хромирование не сопровождается кардинальными изменениями в экстерьере машины — вы получите броский, агрессивный вид авто преобразив лишь малую его часть — диски, спойлер либо решетку радиатора.
Процесс хромирования позволяет нанести покрытие на всю поверхность кузова, однако такое перекрашивание негативно сказывается на безопасности дорожного вождения — машина блестит под солнечными лучами, что ослепляет водителей проезжающих мимо транспортных средств.
Хромирование деталей автомобиля
Чтобы избежать проблем с ГАИ рационально хромировать лишь некоторые элементы кузова.В данной статье представлена технология хромирования в домашних условиях.
Мы рассмотрим методы получения хромированных покрытий — применение хром-пленки, гальваническое, химическое и каталитическое хромирование, и узнаем, какое оборудование необходимо для их реализации. Также будут рассмотрены способы ухода и восстановления хромированных деталей.
Уход за хромированными деталями
Хромированный элемент — слабое место кузова машины, которое в процессе эксплуатации подвергается износу сильнее, чем детали с обычным лакокрасочным покрытием. Износ приводит к матовости и потери эффекта светоотражения, в результате чего поверхность получает непрезентабельных внешний вид.
Решив покрыть хромом деталь учитывайте, что при эксплуатации машины она будет подвергаться следующим негативным воздействиям:
- Химическим реагентам, которыми усыпаются дороги в зимнее время;
- Агрессивным моющим средствам;
- Механическим повреждениям.
Появляющаяся на обработанной хромом поверхности сетка из мелких царапин (устойчивость покрытия к механическим воздействиям минимальна) приводит к тому, что в них попадают химически агрессивные вещества и разъедают покрытие изнутри. Вопреки общепринятым убеждениям детали, прошедшие химическое хромирование, подвергаются коррозии не меньше, чем окрашенные эмалью элементы.
Чтобы продлить срок жизни обработанных деталей придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Мойка хрома выполняется исключительно теплой водой с мыльным раствором (агрессивные автошампуни использовать не рекомендуется). После очистки поверхность протирается мягкой ветошью, не применяйте для протирки грубые тряпки;
- Избегайте перепада температур (нельзя мыть поверхность теплой водой на морозе);
- При эксплуатации зимой после каждого выезда протирайте деталь керосином (после протирки керосин смывается водой), это позволяет удалить с поверхности дорожную химию;
- Избегайте длительного контакта с деталью растворителей — уайт-спирита, бензина (тот же керосин смывается спустя несколько секунд после нанесения);
- При поездках в зимнее время, когда дорога усыпана химическими реагентами, рационально покрывать деталь тонким слоем технического вазелина — ее внешний вид ухудшиться, однако деталь переживет зиму без негативных последствий.
С целью защиты хромированных бамперов от механических повреждений имеет смысл установить на автомобиль ситигард.
Восстановление хромированной детали кузова
Ремонт хромированных деталей автомобиля предусматривает устранение возникших на них очагов коррозии механическим способом и последующее восстановление обработанного участка гальваническим методом либо оклеивание пленкой хром. Полировка хрома на авто позволяет убрать матовость покрытия, образовавшееся из-за сетки царапин и потертостей.
Ремонт хромированных дисков, в которых коррозия разрушила слой покрытия — трудоемкий процесс.
Первоначально вам потребуется обезжирить обрабатываемую поверхность керосином, далее мелкозернистой наждачной бумагой обрабатывается зона коррозии (с минимальным заступом на смежные участки).
Если поверхность затерта до металла, то сталь нужно вскрыть 2-3 слоями грунтовки (незащищенные области оклеиваются малярным скотчем), с целью предотвращения распространения ржавчины.
Дальнейшие действия — окрашивание эмалью с хром эффектом либо полное перехромирование детали, о котором мы поговорим в следующем разделе статьи.
Чтобы восстановить блеск покрытия при наличии поверхностной коррозии, царапин или потертостей, производится полировка хромированных деталей своими руками. Летом процесс реализуется без демонтажа детали с кузова, зимой, во избежание перепада температур, восстанавливаемый элемент снимается и полируется при комнатной температуре.
Полировка хрома в домашних условиях может выполняться разными способами:
- С использованием специальных полирующих паст — состав наносится на войлочную либо фетровую ветошь и втирается в поверхность детали круговыми движениями (для обработки больших деталей — бампера, спойлера, обвесов, рационально использовать полировочную машинку, при ее отсутствии — дрель, укомплектованную полировальным кругом). Не используйте полировочные составы с крупными абразивными элементами и пасту ГОИ, это чревато появлением на поверхности новых царапин;
- Простой, но действенный вариант — полировка фольгой, смоченной в Кока-Коле (данный напиток содержит ортофосфорную кислоту, являющуюся сильным окислителем);
- Восстановить блеск хрома позволяет нашатырный спирт и порошок мела — мягкая ветошь (подойдет микрофибра) смачивается спиртом, покрывается порошком и поверхность затирается до появления выразительного глянца.
Для очистки поверхностей от загрязнений не используйте кухонную химию, из-за присутствующего в составе хлора она оставляет на хромированном покрытии темные пятна.
Покраска хромом
Сделать хромирование в домашних условиях можно несколькими способами — посредством оклеивания деталей либо элементов кузова пленкой, выполнив каталитическое, гальваническое либо химическое хромирование своими руками.
Оклейка авто пленкой хром — простое в реализации и не затратное решение. Его преимущества — обширный диапазон оттенков пленки (от золотого до перламутровых), возможность снятия износившегося покрытия. Пленка выполняет и защитную функцию, предотвращая появление на поверхности кузова царапин и потертостей.
Также хромирование своими руками в домашних условиях нередко выполняется посредством окрашивания каталитической хром-краской.
Такие составы наносятся с помощью пульверизатора и сохнут при комнатной температуре, однако на выходе вы получаете лишь декоративный светоотражающий эффект (коэффициент отражения у качественных красок — до 95%), защитных свойств, характерных для покрытий полученных методом гальванизации, каталитическое хромирование своими руками не обеспечивает.
Хромирование деталей своими руками методом окрашивания состоит из следующих этапов:
- Поверхность матируется мелкозернистой наждачной бумагой, удаляется пыль и деталь обезжиривается уайт-спиритом либо растворителем;
- Деталь вскрывается 2-3 слоями базовой грунтовки (применяется состав черного цвета), после высыхания грунта наносится один слой керамического лака. Сушка лака происходит в течении часа при температуре 60 градусов;
- После отвердевания лака деталь выдерживается 3 -е суток при 20 градусах и производится окрашивание хромом. Краска наносится пульверизатором с соплом 1.1-1.2 мм. в 4-5 тонких слоев, напылом (с расстояния в 30 см. при давлении подачи 2.5-3 мПа);
- Поверхность сохнет 24 часа при температуре 20 градусов (либо 1 час при 60 градусах), после чего вскрывается защитным лаком в 2 слоя. После высыхания лак полируется ветошью из микрофибры с применением полировочной пасты.
Красящие составы с хром-эффектом, помимо металлических поверхностей, позволяют выполнить хромирование пластиковых деталей в домашних условиях, также они пригодны для обработки стекла, пенопласта, дерева.
Гальваническое хромирование детали своими руками
Хромирование металла в домашних условиях методом гальванизации, в отличие от имитирующих хром технологий, вместе с декоративным эффектом дает защитное покрытие. Таким образом рационально хромировать детали, эксплуатирующиеся в жестких условиях — диски, бамперы.
Промышленная установка для хромирования своими руками (химическим способом) стоит порядка 150-200 тысяч рублей, тогда как гальваническое хромирование в домашних условиях, выполняемое с применением подручных средств, не сопровождается существенными материальными затратами.
Для хромирования в домашних условиях нужно:
- Пластмассовая либо полипропиленовая ванна;
- Калорифер, посредством которого нагревается состав электролита (требуется устройство с кислотостойким покрытием, приобрести которое можно в специализированных магазинах);
- Химический термометр, работающий в диапазоне температур 0-100 градусов;
- Источник постоянного тока (выпрямитель), поддерживающий силу тока до 60 А и напряжение в 13 В;
- Медный прут, проволока для подвески.
Оборудование для хромирования своими руками обойдется вам в 400-500 долларов, большая часть из которых уйдет на покупку выпрямителя.
Размер емкости под электролит выбирается исходя из размеров обрабатываемой детали: хромирование дисков в домашних условиях выполняется в ваннах объемом 150-200 л., мелкие детали — накладки на панель приборов, дверные ручки можно покрывать в пластиковом ведре.
Также вам потребуются реагенты для хромирования своими руками:
- Вода с низким содержанием соли (рекомендуем использовать техническую дистиллированную воду);
- Раствор хромового ангидрида (концентрация 230-240 г/литр);
- Раствор серной кислоты (концентрация 2.3-2.4 г/л);
- Соляная кислота;
- Растворитель (чистый ацетон либо № 646);
- Листовой свинец.
Чтобы сделать хромирование своими руками первоначально нужно приготовить электролит — на один литр дистиллированной воды добавляется 400 грамм хромового ангидрида и 4 грамма серной кислоты.
Сначала в ванну выливается вода, далее в ней разбавляется ангидрид и подмешивается серная кислота (добавляется тонкой струей).
Смесь готовится в объеме, достаточном для полного перекрытия размещенной в ванне детали.
Хромирование выполняется в следующей последовательности:
- Обрабатываемая деталь полируется с целью устранения царапин и потертостей (после хромирования на поверхности видны даже малейшие дефекты), очищается и обезжиривается ацетоном;
- Деталь выдерживается в растворе дистиллированной воды и соляной кислоты (10:1) в течении 10-15 минут, происходит процесс ее «активации»;
- После выдержки деталь изымается, промывается в дистиллированной воде и с помощью подвески из проволоки либо крюка опускается в емкость с предварительно нагретым до температуры 45 градусов электролитом;
- К подвеске, удерживающую деталь, подключается провод «-» выпрямителя. В ванну опускается листовой свинец, закрепленный на медном прутке. К прутку подключается повод «+»;
- Подается напряжение от выпрямителя и деталь выдерживается в электролите в течении 30-40 минут при постоянной температуре 45 градусов.
Как восстановить хром: очистка и реставрация хромированного покрытия
Выполнить восстановление хрома, ранее нанесенного на поверхность металлического или пластикового изделия, не так просто. Несмотря на высокий уровень развития современных технологий, по-настоящему эффективных методов решения такой задачи не так много. Особенно трудно провести процедуру восстановления хрома в домашних условиях.
Хромированная накладка автомобиля до и после восстановительных работ
Нанесение слоя хрома на изделия различного назначения осуществляется для того, чтобы не только улучшить их декоративные характеристики, но и сформировать на них надежное защитное покрытие. Хромированные детали хорошо защищены от коррозии, кроме того, слой хрома увеличивает их прочность и, соответственно, износостойкость.
Наиболее распространенной технологией, по которой на изделие наносится хромовый слой, является гальванический метод. Данный способ предполагает обработку детали в электролитическом растворе, через который пропускается электрический ток, и позволяет сформировать на ее поверхности защитный слой хрома. Эту же технологию используют для восстановления хрома.
Как ухаживать за хромовым покрытием
Хромированные изделия сегодня можно встретить практически повсеместно, но чаще всего хром наносят на детали, используемые для комплектации автомобилей. Хромированные элементы автомобиля из-за особенностей эксплуатации транспортных средств подвергаются наиболее негативному влиянию внешних факторов.
Именно поэтому уходу за такими деталями следует уделить особое внимание. Чтобы в дальнейшем не восстанавливать и не менять их при повреждении или утрате привлекательности хромового покрытия, достаточно следить за их состоянием и регулярно выполнять несложные профилактические работы.
Выполнить такие работы в состоянии каждый автолюбитель, которого волнует внешний вид своего транспортного средства.
Свежие окислы на блестящих деталях автомобиля можно удалить специальной пастой для восстановления хромовых покрытий
Для поддержания хромированного покрытия в первоначальном состоянии и профилактики повреждений, требующих его восстановления, его необходимо регулярно протирать поролоновой губкой или мягкой тканью, смоченной в теплой воде.
Выполняя такие работы, нельзя использовать грубую ткань или жесткую губку, которые могут оставить на защитном слое мелкие царапины и потертости, что приведет к его потускнению.
Важно знать, что хромовый слой на поверхности изделия достаточно критично относится к перепадам температурного режима. Поэтому, чтобы исключить необходимость процедуры восстановления хрома, при эксплуатации автомобиля в холодное время года хромированные детали лучше всего защищать при помощи специального масляного спрея, а их очистку и обслуживание выполнять в условиях теплого гаража.
Очистка хромированных деталей
Любого владельца транспортного средства интересует вопрос о том, как почистить хромированную деталь деликатно, чтобы затем не заниматься восстановлением хрома. Для качественного проведения такой процедуры необязательно обращаться к специалистам, выполнить ее можно и своими руками, используя для этого простейшие средства:
- мел, измельченный до состояния порошка;
- нашатырный спирт;
- полироль для хрома;
- салфетки, изготовленные из микрофибры;
- обычную кока-колу.
Наиболее бюджетный вариант очистки хромового покрытия предполагает применение кашицеобразной смеси измельченного мела, зубного порошка и нашатырного спирта. Очищенная при помощи такой смеси деталь приобретает свой первоначальный блеск.
Для сохранения блеска на длительный период обработанную поверхность желательно покрыть слоем бесцветного лака, который надежно защитит ее от мелких механических повреждений.
Многие автолюбители предпочитают очищать хромовое покрытие при помощи кока-колы, что также является достаточно эффективным способом. Объясняется это тем, что в составе данного напитка содержится ортофосфатная кислота, которая обладает сильными окисляющими и, соответственно, чистящими свойствами.
Полировка хрома выполняется при помощи специальных паст, которые можно приобрести в любом автомобильном магазине. Такая паста наносится на салфетку из микрофибры, при помощи которой и выполняется обработка.
Процедура восстановления хрома
Восстановление хромированных деталей является значительно более сложной процедурой, чем приведение в первоначальный вид окрашенных изделий. Качественно восстанавливать поврежденный хромовый слой можно только с использованием специального оборудования и расходных материалов, многие из которых невозможно приобрести в обычном хозяйственном магазине.
Поэтому в тех случаях, когда хромированный автомобильный диск или другой элемент автомобиля, покрытый хромом, необходимо восстановить, лучше всего обратиться к специалистам. Однако знать о том, как восстановить хромированное покрытие, чтобы придать ему первоначальную привлекательность и защитные свойства, будет не лишним для любого автолюбителя.
Выполняется процедура восстановления хрома следующим образом:
- Обычно хромированные покрытия требуется избавить от ржавчины, способной не только ухудшить их декоративную привлекательность, но и значительно снизить их защитные свойства: коррозия начинает активно поражать и основной металл, на который нанесен хром. Прежде всего с хромированного покрытия, подлежащего восстановлению, необходимо убрать следы коррозии, для чего используется шлифовальная машинка. При помощи такого инструмента с обрабатываемой поверхности следует убирать и все неровности, которые на ней имеются. На начальном этапе выполнения такой обработки на машинку устанавливается более грубый диск, который в дальнейшем заменяют на инструменты, выполненные из мелкого абразива. Финишная обработка с использованием шлифовальной машинки выполняется при помощи войлочного диска.
- Очищенный при помощи шлифовальной машинки элемент изделия, поверхность которого должна стать идеально гладкой, необходимо обезжирить. Для такой процедуры, выполнять которую можно несколько раз, если обрабатываемая поверхность сильно загрязнена жировыми и масляными пятнами, можно использовать бензин или керосин. На данной стадии обработки также удаляются различные загрязнения и налет.
- После обезжиривания необходимо убрать следы его выполнения и только после этого погружать изделие в ванну с электролитическим раствором для восстановления хрома.
- Чтобы реставрация хромированного покрытия была выполнена качественно, а слой хрома держался максимально долго, желательно выполнить технологическую операцию декапирования. Выполняется такая процедура в специальном растворе, состоящем из смеси соляной и серной кислот, в который и погружается обрабатываемое изделие. После декапирования деталь очень аккуратно извлекают из кислотного раствора и промывают теплой водой. Делать это следует при помощи щипцов.
- Сам процесс хромирования выполняется в ванне с электролитическим раствором, в состав которого входят хромовый ангидрид, хромин, криолит и нитрат натрия. Восстанавливать хром в электролите следует на протяжении 7–10 минут (длительность обработки зависит от температуры используемого раствора).
Собрать свой аппарат для восстановления хрома можно, но в домашних условиях, как правило, им можно обрабатывать детали, отличающиеся небольшими размерами и несложной формой.
Восстанавливаем хромированные детали
Хромированные покрытия часто используются в интерьерах и экстерьерах автомобилей.
Хромированная деталь не только придает внешнему виду привлекательность, но еще качественно защищает металл и пластик от царапанья при мойке (хром тяжело поцарапать), воздействия осадков и так далее.
Еще, например, хромированные детали на ВАЗ, устанавливаются как вариант тюнинга. Но, как и с любым покрытием, хромированные поверхности тоже изнашиваются, теряют свой блеск, ржавеют и тому подобное, и тогда требуется восстановление хромированных деталей.
Конечно, можно заказать новую деталь, но всегда есть несколько нюансов, не всегда есть возможность купить такую деталь (раритет, вышедший из эксплуатации, отсутствие детали в каталоге и так далее), вторым пунктом всегда идет стоимость.
Например, цена за хромированный бампер может составлять 500 уе, из них стоимость покрытия около 20 %, но если родной бампер целый есть ли смысл переплачивать, может восстановление хромированных деталей автомобиля имеет больший смысл?
Понятно, что восстановление хромированных деталей своими руками, возможно, осуществить только при определенном объеме, так как, например, восстанавливать одну дверную ручку очень не выгодно.
Как хромировать детали
Нанесение хромированного покрытия, процесс технологически довольно сложный, будет работа с кислотами, электричеством, химически активными компонентами, поэтому без минимальных знаний (особенно по технике безопасности) не обойтись. Возможно, не стоит сразу спешить, и пытаться выполнить ремонт хромированных деталей самостоятельно.
Можно попробовать найти мастерскую или СТО, где хромировать детали научились не хуже чем на заводе изготовителе, а возможно даже лучше (обычно так происходит за счет увеличения толщины хромированного слоя). Но если вы все же не нашли, где можно хромировать детали автомобиля, то это действие можно выполнить самому, при условии выполнения следующих требований.
Итак, этапы восстановления хромированных деталей автомобиля:
- грубый подготовительный этап (очистка от грязи, обработка поверхности грубым наждаком, механическая шлифовка и полировка);
- тонкий подготовительный этап (затирка мелких царапин специальным кругом, матирование и полировка пастами и полировочной машинкой);
- обезжиривание (обычно это делается с помощью обычных растворителей, бензина или других технических жидкостях, путем нанесения на тряпку и вытирания требуемой поверхности).
Но этот способ довольно примитивен и обычно подходит для простой покраски, для восстановления хромированных деталей больше подойдет способ электрохимического или щелочного обезжиривания.
Он имеет более высокий коэффициент очистки, особенно для деталей сложной формы, и, не смотря на свою сложность лучше подходит для процедуры восстановления хромированных деталей своими руками.
Обезжиривание, один из самых важных этапов, качество и ремонт хромированных деталей полностью зависит от него.
Существует несколько вариантов химического или электрохимического обезжиривания, для различных материалов и поверхностей (для металлов, цинков, алюминия, пластика и так далее), и выбирать метод следует из справочников и документаций.
Неправильно выбранный метод обезжиривания может или негативно отразиться на процессе восстановления хромированных деталей или же вообще испортить ее:
- декапирование или легкое травление (деталь погружается в ванную с о слабым раствором серной, соляной или других кислот, на короткой период времени. Эта процедура обеспечивает более качественную реакцию в гальванической ванне и к тому же деталь проходит еще одну степень очистки).
- обмеднение. Этот этап необходим, там, где хромировать детали будут качественно и для себя. Так как этот этап напрямую влияет на продолжительность сохранения покрытия. Омеднение обычно проходит в ваннах с сернокислым электролитом, при слабых гальванических токах и специальных электродах (анод и катод). Так как при обмеднении используются высокотоксические вещества (цианистый калий), все данные для процесса омеднения необходимо выбирать из электрохимических справочников.
- на этом этапе необходимо выбрать, материал поверхности – никель или хром, так как существует некоторое различие в методах нанесения.
Хромирование или никелирование тоже происходит в гальванических ваннах, с помощью различных кислот и растворов, с соблюдением требований по протекающим токам и степени кислотности.
Эти сведения содержатся в описаниях технологического процесса, для определенных условий.
Защита
Уход за хромированными деталями автомобиля, нанесение специальных полиролей, паст и воска вручную или при помощи машинок или приспособлений, является основным методом защиты от старения хромированных изделий.
Можно сказать, что защита хромированных деталей и уход за хромированными деталями автомобиля выполнены успешно, когда на протяжении довольно большого срока, деталь сохраняет присущий ей блеск с серебряным отливом.
Народные способы реставрации
Там где хромировать детали не представляется возможным, можно испробовать народные методы. Они конечно не всегда полностью эффективны и часто носят временный характер, но иногда могут спасти ситуацию. Метод первый – покраска хромированных деталей:
- в магазинах и на рынках всегда можно найти краску «под хром» или «под никель». Это конечно не совсем тот эффект, но если краска нанесена с соблюдением всех требований, то результат будет хороший, отличие можно будет заметить только с близкого расстояния.
Как покрасить
Как правило, краска с хромовым покрытием продается в баллончиках, и для ее нанесения не требуется сложных условий (камеры, компрессора, краскопульта и так далее).
Необходимо отметить, что для качественного нанесения, деталь необходимо полностью очистить от остатков старого хрома, произвести зачистку грубыми и мелкими материалами, обезжиривание, грунтование и только затем наносить краску.
Обычно для достижения оптимального блеска необходимо наносить два или более слоя на деталь, это будет указано в инструкции к краске. После полного высушивания (температура и время также указаны на баллончике) деталь будет готова к полировке и установку на автомобиль.
Еще один народный способ, способен на некоторое время восстановить поврежденное ржавчиной хромированное или никелированное изделие, а также остановить процесс дальнейшего повреждения:
- на поверхность нанести слой обычного цемента и войлочной теркой затереть пятна и островки ржавчины. После того как будет восстановлен блеск, место необходимо обработать стандартным средствам тем которым выполняется обычный уход за хромированными деталями автомобиля.
Восстановление хромированных деталей авто своими руками
Восстановление хромированных деталей авто своими руками
Многие элементы автомобиля покрываются хромом, так как он выполняет функцию не только надежного защитника от коррозии, но неплохого украшения и даже тюнинга. К сожалению, такие детали не вечны, они тоже имеют свой запас прочности, изнашиваются, ломаются, и их приходится восстанавливать или покупать новые.
Здесь возникают сложности, так как хромированные детали приобрести достаточно проблематично. Они могут быть сняты с продаж или стоить столько, что многие предпочитают просто их доламывать. В таких случаях реставрировать запчасти приходится своими силами. Но и здесь нужно подходить рационально.
Обрабатывать необходимо достаточно большой объем деталей, покрывать хромом мелкие элементы совершено невыгодно.
Как нанести хром
Это довольно сложный процесс, потому что придется работать с электричеством, кислотами и другими химическими элементами. Поэтому понадобится хотя бы минимум знаний химии. Не обязательно делать это своими руками.
Можно обратиться в хороший автосервис или станцию техобслуживания, где могут качественно покрыть хромом нужные детали.
Правда, нет гарантий, что получится найти такого исполнителя, поэтому есть вероятность выполнения работы своими руками.
Реставрация хромированных элементов пошагово:
- Грубая подготовка. На данном этапе очищаем машину от грязи, обрабатываем наждачной бумагой, шлифуем механическим способом и полируем.
- Тонкая подготовка. Затираем маленькие царапины с помощью специального круга, матируем и полируем поверхность при помощи полироли и полировочной машинки.
Обезжиривание. В большинстве случаев пользуются стандартными растворителями (бензин или спирт). Жидкость просто наносится на ткань и растирается по поверхности. Однако такой метод не подойдет для хромирования, больше для простой покраски.
Чтобы восстановить такую деталь, понадобится электрохимический или щелочной способ. Он гораздо эффективнее и больше подходит к специфичным хромированным элементам, чем обычные способы, хотя он и несколько сложнее.
Обезжиривание является одним из наиболее серьезных шагов в восстановлении, который влияет на будущее качество деталей. Есть разные способы химического или электрохимического удаления жиров.
Выбор зависит от материала, из которого изготовлена деталь, и особенностей поверхности. Рекомендуется ознакомиться со специальной литературой.
При неправильном обезжиривании есть риск порчи детали или её некачественной работы в будущем.
Первый способ: деталь погружаем в емкость со слабой смесью серной, соляной и других кислот на небольшой промежуток времени. Так реакция очищения проходит наиболее хорошо и деталь дополнительно очищается. Называется способ декапированием либо слабым травлением.
Если детали планируется покрывать хромом на совесть, обязательно следует использовать омеднение. Этот процесс проводится в емкостях, заполненных электролитом из серной кислоты, при проведении слабого гальванического тока с применением электродов.
Обязательно изучите научную литературу по химии, так как на этом этапе будут применяться ядовитые вещества, такие, как цианид калия.
Покрытие. Здесь следует решить, каким материалом будет покрываться деталь: никель или хром, потому что способы нанесения немного отличаются. Этот процесс также протекает в гальванических емкостях при помощи растворов и кислот.
Обязательно следует соблюдать правила по электричеству и работам с кислотами. Эти данные стоит почерпнуть также из описаний электролиза в определенных условиях.
Перед хромированием и никелированием обязательно изучите суть процесса!
Кустарные способы восстановления
Если нанести на детали хромовую защиту невозможно, используем народные способы. Они не всегда дают такой эффект, как хромирование, но в экстренных случаях бывают очень кстати. Первым будет обычная покраска.
В любом торговом заведении можно отыскать краску с содержанием хрома или никеля. Понятно, что такой способ вряд ли прослужит долго, но если все сделать правильно, различие можно будет увидеть, подойдя вплотную.
Другим способом будет нанесение слоя простого цемента с последующим затиранием пятен и ржавчины войлочной теркой. Дальше просто ухаживаем за отреставрированной деталью, как за обычной хромированной.
Как покрасить
Обычно такие виды красок продаются в баллончиках. Чтобы их нанести, специальных устройств не требуется.
Для правильного распыления нужно счистить с детали остатки предыдущего покрытия, проделать выше описанные операции по подготовке и уже тогда распылять краску. Чаще всего для хорошего эффекта наносят 2 или больше слоев на элемент.
Об этом пишется в инструкции к покрытию. Затем деталь сушат определенное время и при определенной температуре, что тоже описано в инструкции, а после устанавливают на автомобиль.
На самом деле процесс восстановления хромированных деталей весьма сложный, требует особых знаний, практики, осторожности. Такую тонкую работу лучше доверить специалистам, особенно, если у вас дорогой автомобиль.
Обращайтесь за помощью к специалистам автосервиса АвтоРеал. Здесь не только качественно выполнят эту тонкую работу.
Как вернуть глянец хрому? Есть 12 способов восстановить блеск
Несмотря на стремительно уменьшающееся количество хромированных деталей в современных машинах, вопрос ухода за хромом по-прежнему актуален в среде автомобилистов. Сегодня рассмотрим народные универсальные средства и сравним результаты с тем, что даёт современная автохимия.
Средства ухода за автомобильным хромом
Главные кандидаты на чистку — ручки дверей, хромированные бампера ретро-авто, колёсные диски. На современных моделях хромирование встречается в виде накладок на двери, зеркала, бамперы, элементы салона. Со временем покрытие тускнеет, появляется серый налёт и точки ржавчины.
Препараты для чистки блестящих поверхностей делятся на абразивные и химические.
К абразивным средствам относятся:
- Пищевая сода. Подходит для поверхностей с поврежденным покрытием.
- Чистящий крем «Сиф» убирает загрязнения, справляется с маслом и жиром.
- Мел хорошо полирует, не царапая поверхность.
- Зубная паста или порошок. Мелкий абразив удаляет лёгкий налёт.
- Паста ГОИ разработана для стекла, отлично чистит металл. Имеет 3 размера зерна.
При наличии опыта разводы ржавчины уйдут, а поверхность будет блестеть.
Неабразивные химические средства – моющие растворы:
- Спрей «Силит» для удаления налета и ржавчины или аналогичный гель;
- Аммиак (нашатырный спирт) содержится в жидкостях для мытья стекол;
- Уксус — подойдёт пищевой или яблочный;
- Лимонная кислота содержится в лимоне, сухая продаётся в бакалее;
- Спирт — этанол, изопропанол, метиловый;
- Ортофосфорная кислота (Кока-Кола, Фанта) легко доступна для чистки.
Протираем деталь тряпкой, смоченной в составе. Через 5 минут промываем водой.
Специализированная автомобильная химия для хрома
Мелкоабразивные пасты и жидкие полироли-очистители предназначены для очистки, полировки и защиты хромированных покрытий. Гарантировано не разъедают лакокрасочное покрытие, имеют приятный запах, удобно работать. Упаковка пригодна для многократного использования.
Применение полиролей для хромированных покрытий
Технология обработки как народными, так и специализированными средствами не отличается разнообразием:
- Сначала моем деталь с шампунем или порошком, механически очищаем от песка, грязи и пыли, твердых отложений. Высушиваем.
- Полироль наносим аппликатором (поролоном, кистью или тряпкой) на поверхность, ждём высыхания.
- Далее располировываем энергичными движениями руками. Если есть шлифовальная или полировальная машина – устанавливаем малые обороты и полируем сначала поролоновым, затем фетровым кругом.
- Завершаем процесс шерстяной тряпкой или шинелью.
- Смываем остатки водой.
Избегайте попадания реактивов на окрашенные элементы, ткань или пластик.
Покраска авто под хром: от А до Я
Хромирование некоторых деталей кузова или ходовой части автомобиля было в моде, пожалуй, с того самого момента, как на дорогу выехала первая серийная машина. И, несмотря на то, что с этого момента прошло уже больше века, покрытые хромом детали, а то и кузов целиком, несомненно, привлекают внимание окружающих!
Но мало кто знает, какие существуют способы хромирования, насколько применимы они для конкретно взятого авто, и, что самое главное – как добиться «вау-эффекта» и не впустую потратить собственное время и деньги.
Итак, начнем с плюсов и минусов хромированного авто или его деталей.
+ Броский, привлекательный внешний вид
+ Индивидуальность
+ Дополнительная защита (хорошее хромирование надежнее хорошей покраски)
— Дороговизна
— Пыль и грязь гораздо заметнее
— Полное хромирование или золочение кузова, крупных деталей – сложный процесс
Кажется, с этим вопросом мы разобрались, и, сказать по правде, плюсы все-таки перевешивают минусы!
Но прежде чем собрать N-ную сумму денег и поехать к мастеру, стоит ознакомиться с возможными вариантами технологии хромирования
Хромирование с помощью пленок
Фактически, это нанесение специальной фольги на заранее подготовленный кузов или его элементы. Пожалуй, это наименее трудоемкий и бюджетный способ хромировки, однако главный его недостаток – нестойкость покрытия. Хорошую пленку найти не так-то просто, в ассортименте даже проверенных продавцов нередко попадаются брак и откровенные подделки, которые могут начать шелушиться и облезать буквально после первого дождя.
Однако есть и у этого способа еще пара достоинств! Во-первых, заводская покраска с кузова не удаляется, и под пленкой поверхность защищена от внешних воздействий, так что после снятия хромированной пленки ваше авто будет выглядеть совсем как новое. Во-вторых, относительная простота процесса нанесения позволяет покрыть даже кузов целиком за какой-нибудь день в обычном чистом гараже, без применения особого оборудования – достаточно будет только помощи приятеля при наклеивании пленки на детали большой площади, вроде крыши и капота.
Гальванохромирование
Нанесение хромированного покрытия с помощью гальваники – трудоемкий и дорогостоящий процесс, но возможность создания «рисунков» и невероятная надежность и прочность готового покрытия начисто перевешивают недостатки этого способа!
К тому же, хром, нанесенный гальваническим путем, не подвержен выцветанию, не желтеет и со временем практически не покрывается черными пятнышками, да и блестеть детали будут намного ярче, в сравнении с другими способами.
Каталитическое хромирование
Процесс каталитического хромирования, как и нанесение пленки, довольно прост и может быть выполнен без особой подготовки. На кузов, очищенный от заводской краски, наносятся поочередно несколько слоев специальных жидкостей (безвредных, кстати, для человека), которые при высыхании дают эффект зеркального хромированного покрытия.
Еще одно преимущество такого вида хромировки – большая гамма оттенков и цветов. К тому же, хром, нанесенный каталитическим способом, не имеет склонности к отслаиванию с деталей сложной формы и прекрасно смотрится не только на металле, но и пластике или гипсе – достаточно, чтобы поверхность была равномерно гладкой.
Электрохимическое хромирование
Пожалуй, это самый дорогой способ нанесения хрома на детали или кузов автомобиля. К тому же, таким способом вряд ли получится покрыть хромом весь кузов – процесс сложен и требует поочередного нанесения подложки и внешнего покрытия.
Впрочем, это все же неплохой вариант для тех деталей, которые часто подвергаются воздействия внешней среды – диски, брызговики и элементы декора мотоциклов – такую хромировку очень и очень сложно повредить (если, конечно, соблюдены все тонкости процесса).
Покраска под хром
Как и вариант с пленками, этот способ прост и дешев, но добиться «вау-эффекта» с его помощью очень сложно, кустарно окрашенные элементы часто не переживают больше одного сезона, теряя привлекательность всего за несколько месяцев активного использования автомобиля.
Но если окраской занимается более-менее опытный человек, а на подготовке кузова не слишком экономить, результат будет весьма достойным.
Технологически окраска под хром не слишком сильно отличается от обычной покраски. На подготовленный кузов наносится слой HS-лака с черным пигментом, затем – собственно, хромовая краска, а после того, как слой подсохнет, достаточно покрыть еще одним слоем HS-лака, в который добавляется небольшое количество цветного пигмента – таким образом можно добиться радужных бликов или эффекта вороненой стали.
От теории к практике
Именно на этом способе хромирования кузова мы и остановимся – качественная окраска под хром сочетает в себе относительную простоту и приемлемый результат, так что такой тюнинг авто под силу практически каждому и не требует спецоборудования.
Итак, для покраски под хром нам потребуется небольшой начальный набор инструментов и условий:
- Чистый гараж с хорошей вентиляцией
- Респиратор
- Пульверизатор
- Аэрограф
- Фен
- Краски и лаки в достаточном количестве (основа, черный и цветной пигменты, хром-краска, защитный лак)
- Растворитель и спиртосодержащая жидкость для обезжиривания
- Насадка для полировки для дрели или шлифмашинки
Технология довольно проста, достаточно выполнить 6 основных шагов
- Подготовленный и очищенный от грязи и жира кузов или его элементы равномерно покрывается черной краской – основой.
- Окрашенный кузов тщательно высушивается и полируется – результат должен напоминать чистое зеркало.
- После полировки кузов тщательно, но не слишком обильно протирается спиртом или спиртосодержащей жидкостью без посторонних примесей, после чего делаем небольшую паузу, дав поверхности полностью высохнуть
- Место, на которое будет наноситься хром, тщательно подогревается феном
- Приступаем непосредственно к хромированию прогретых участков. Краски при этом должно быть не так уж и много, а давление в компрессоре желательно сделать немного выше, чем при обычной покраске – хромирование влечет за собой большой расход воздуха.
- Когда готовые хромированные элементы полностью высохнут, их полируют снова, добиваясь зеркального эффекта. Допустимо использовать небольшое количество автокосметики, предназначенной для хромированных поверхностей.
Однако прежде чем приступать к чистовой работе, не пожалейте несколько вечеров и небольшое количество лакокрасочных материалов на то, чтобы набить руку! Опыт приходит довольно быстро, и на ненужных кусках металла, а, быть может, даже на гаражных воротах вы не только вдоволь натренируетесь, и, соответственно, снизите шанс на ошибку при окраске кузова, но и опробуете свои силы в аэрографии, поэкспериментировав с узорами и оттенками.
Хромирование дисков
Как и в случае с кузовом, для дисков применимы все вышеперечисленные способы нанесения хрома, однако самыми надежными являются электрохимическое хромирование или окрашивание.
Впрочем, как было сказано выше, процесс электрохимического хромирования сложен и практически нереализуем в домашних условиях, поэтому остановимся на обычной покраске.
От привычных кузовных работ отличий не так уж и много.
- Поверхность, которая подвергнется хромированию, достаточно тщательно зачистить наждачной бумагой, после – с помощью компрессора сдуть пыль и остаточные загрязнения.
- Далее, по аналогии с кузовом, диск обезжиривается и подсушивается, после чего наносится грунтовка – с ее помощью скрываются мелкие дефекты и поверхность «выглаживается».
- После высыхания грунтовки можно приступать непосредственно к хромированию, на этот раз без основы – достаточно лишь баллончика-другого хром-краски.
- Краска наносится в два слоя, между нанесением слоев делается пауза в 20-40 минут (точное время обычно указывается непосредственно на баллоне или банке с краской). Если слои получаются слишком тонкими или в процессе допущены неаккуратности, допускается нанесение третьего, «чистового» слоя, однако в таком случае покрытие через некоторое время может начать отслаиваться.
- После высыхания краски покрываем диск слоем лака – он придаст дополнительный блеск и продлит срок службы краски.
Источник Источник https://xn—-8sbna6aihebzq3cl.xn--p1ai/sposoby-borby-s-korroziej/mozhno-li-samomu-sdelat-hromirovanie-detalej.html
Источник Источник http://krasimauto.com/pokrasochnie-raboty/pokraska-avto-pod-hrom.html