Грузовые крытые вагоны / Справочная информация / Альфа Рэйл Экспорт

Грузовые крытые вагоны / Справочная информация / Альфа Рэйл Экспорт

Грузовые крытые вагоны

Что из себя представляет крытый вагон

В данной статье мы будем рассматривать грузовые крытые вагоны колеи 1520 мм, узкоколейные и пассажирские вагоны в обзор не входят.

Крытыми вагонами называют вагоны, имеющие защиту груза от любого воздействия со всех сторон, кузов которых закрыт со всех сторон. Данные вагоны предназначены для обеспечения сохранности перевозимого груза при неблагоприятных погодных условиях, для защиты от краж и повреждений.

Крытые вагоны используются для перевозки штучных и тарно-штучных грузов, насыпных (погрузка таких грузов осуществляется через люки, которые имеются в некоторых моделях вагонов), пакетированных грузов, дорогостоящих устройств и приборов, механизмов, станков, машин и других ценных грузов, требующих защиты от влияния метеоусловий, механических повреждений и прочих внешних воздействий.В конструкциях кузовов крытых вагонов можно выделить раму, боковые и торцовые стены, крышу, двери и люки для загрузки и выгрузки грузов. По назначению (по перевозимым грузам) крытые вагоны разделяются на два типа: универсальные и специализированные.

Таблица 1. Модели крытых железнодорожных вагонов и их назначение

Модели вагоновВиды груза
11-066,11-К001, 110217, 11-260, 11-270, 11-264Штучные, зерновые и другие грузы широкой номенклатуры, требующие защиты от атмосферных осадков
11-276, 11-280, 11-286Штучные зерновые и другие грузы широкой номенклатуры, требующие защиты от атмосферных осадков
11-240, 11-246Скот (на дальние расстояния)
11-262, 11-261, 11-С001, 11-К253, 11-267, 11-К-254, 11-268Живность (на дальние расстояния)
11-259Бумага
11-К255, 11-Н002Среднетоннажные контейнеры
11-К651, 11-835, 11-268Легковые автомобили
11-4081Микроавтобусы
23-4082Троллейбусы
10-475, 10-4022Апатитовый концентрат
11-715, 19-758Цемент (насыпью) и другие порошкообразные и гранулированные грузы, требующие защиты от атмосферных осадков
55-321Цемент
11-739, 19-752Зерно и другие пищевые, сыпучие грузы насыпью
11-740, 19-Х051Насыпные гранулированные минеральные удобрения (при бестарной перевозке)
55-350, 19-923, 19-3116Минеральные удобрения
25-4001, 20-403, 25-4046Технический углерод (насыпью)

Крытые вагоны использовались и иногда до сих пор используются для перевозки хозяйственных грузов внутри крупных предприятий, имеющих протяжённые подъездные пути, между подразделениями крупных компаний, а также в качестве служебных, вагонов-бытовок и торговых вагонов-лавок. Кроме того, крытые вагоны могут использоваться для перевозки людей. Для этого в вагон устанавливается специальное дополнительное оборудование (печки, системы вытяжки печки и вентиляции, установке нар — в таком случае переоборудованные крытые вагоны называются «теплушками».

Основные производители крытых вагонов в России и странах СНГ:

Производители в России:

  • ОАО «Алтайвагон» (Алтайский край)
  • ОАО «Рузхиммаш» (Республика Мордовия)
  • ЗАО «Трансмашхолдинг
  • ОАО «Тверской ВЗ» ОАО (г. Тверь)
  • ЗАО «Брянский машиностроительный завод» (Брянская обл.)
  • ОАО «Армавиртяжмаш » (г. Армавир, Краснодарский край)
  • ОАО «Калининградский ВСЗ» (г. Калининград)
  • ОАО «Торжокский ВЗ» (г. Торжок, Тверская обл.)
  • ОАО «Трансмаш» (г. Энгельс, Саратовская обл.)
  • ОАО «Уралвагонзавод НПК» (г. Нижний Тагил, Свердловская обл.)
  • ОАО «Рославльский ВРЗ» (г. Рославль, Смоленская обл.)

Производители в Украине:

  • ПАО «Азовмаш» (г. Мариуполь, Донецкая обл.)
  • ОАО «Стахановский вагоностроительный завод» (Луганская обл.)
  • ОАО «Мариупольский завод тяжелого машиностроения» (Донецкая обл.)
  • ОАО «Днепровагонмаш» (Днепропетровская обл.)
  • ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» (Полтавская обл.)

Универсальный крытый вагон и варианты конструкции его кузова

Особенностью кузовов универсальных крытых вагонов является наличие задвижных дверей (ссылка (линия-выноска) 1 на рис. 1, а), вентиляционных люков (ссылка 3 на рис. 1, а), в боковых стенах и загрузочных люков (ссылка 2 на рис. 1, а), в крыше. В таких вагонах наличие крыши препятствует верхней загрузке с использованием кранов и прочих подобных подъёмно-транспортных механизмов, а размеры дверного проёма ограничивают фронт работ при погрузке и выгрузке грузов авто- или электропогрузчиками.

Для ускорения погрузочно-разгрузочных работ (далее — ПРР) и повышения производительности труда, а также для более эффективного использования подъёмно-транспортной техники при производстве погрузочно-разгрузочных операций идут разработки крытых вагонов со съёмной крышей, трансформируемыми крышей или стенами, но в реальной жизни такие вагоны широкого распространения не получили. Некоторые уже существующие модели крытых вагонов теоретически (в качестве опции, заказываемой покупателем вагона при его постройке на заводе-изготовителе) могут иметь съёмную крышу, но на практике, опять же, такой способ погрузки и такие вагоны применяются крайне редко. Например, это модель вагона 11-280 производства ОАО «Алтайвагон» (более подробно о данном вагоне можно прочитать в нашей статье)

Для ускорения ПРР в крыше крытого вагона могут быть устроены щелевые люки (ссылка 4 на рис. 1, б) по всей длине кузова, что позволит загружать вагоны сыпучим грузом при движении состава вагонов под загрузочным бункером (ссылка 5 на рис. 1, б). В этом случае между кузовами должны быть предусмотрены специальные откидные фартуки для предотвращения массового просыпания груза в межвагонное пространство, попадания груза на автосцепки и пути (ссылка 6 на рис. 1, б).

крытый вагон

Для более эффективного использования авто- и электропогрузчиков и ускорения ПРР, производимых со штучными, тарно-штучными, пакетированными и прочими подобными грузами, кузова могут быть оборудованы стенами со сдвигающимися панелями (ссылки 7 и 8 на рис. 1, в). Сдвинув, например, панели 7 и 8 вправо, при помощи погрузчика можно было бы производить (с боковой платформы) ПРР в левой стороне кузова вагона, а затем, повторяя операции, в правой стороне кузова.

Для обеспечения возможности использования кранов и иных подъёмно-транспортных механизмов при погрузке и выгрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов кузов может быть оснащён раздвижной (рис. 1, г) или раскрывающейся (рис. 1, д) крышей. При такой конструктивной схеме часть крыши (ссылка 9 на рис. 1, г) сдвигается вправо, располагаясь над другой частью (ссылка 10 на рис. 1, г). После производства ПРР в левой части кузова обе части крыши сдвигаются влево и производится погрузка или выгрузка в правой части кузова вагона. При варианте кузова с раскрывающейся крышей продольные части 11 и 12 (ссылки 11 и 12 на рис. 1, д) располагаются вдоль боковых стен.

В настоящий момент универсальные крытые вагоны не остановились в своём развитии. Появляются новые модели, модернизируются старые, совершенствуются недавно выпущенные модели вагонов. Растёт вместимость (полезный объём кузова) вагонов, ведутся изыскания по увеличению грузоподъёмности вагонов за счёт усовершенствования тележек (основная модель тележки грузовых вагонов на текущий момент – тележка ЦНИИ Х3-О модели 18-100) и создания новых тележек увеличенной грузоподъёмности. В ближайшей перспективе появятся универсальные крытые вагоны вместимостью 160-168 куб. метров и более, а грузоподъёмность с появлением новых тележек может увеличиться до 72-74 тн и более.

На сети дорог колеи 1520 мм в настоящий момент обращается множество моделей универсальных крытых вагонов. Самыми распространёнными являются модели (расположены в порядке убывания доли вагонов в парке РФ): 11-280, 11-217, 11-066-08, 11-276, 11-270, 11-066-04, 11-066, 11-066-05, 11-286, 11-К001, 11-1807-01, 11-1807, 11-259, 11-264, 11-274, 11-280-01 , 11-274-01, Р-9494, 11-280Е, 11-066-10, 11-260, Р-9494-01. С течением времени доля старых моделей (например, модели 11-066 и её модификаций, модели 11-К001) уменьшается, а доля более современных моделей (например, 11-280, 11-1807-01) – увеличивается.

Лидер по доле в общем парке универсальных крытых вагонов – модель 11-280 и её модификации, таких вагонов обращается на нашей сети дорог около 20000 единиц), об этой модели на нашем сайте читайте отдельную статью.

Сравнительная таблица некоторых моделей универсальных крытых вагонов железных дорог России, стран СНГ и Балтии приведена ниже.

Таблица 2. Сравнение крытых вагонов различных моделей

Модель11-21711-06611-27011-27611-26011-28011-28611-27411-170911-175911-180711-1807-0111-7038
Грузо-ть,
т
686668,868686867505150,567,266,768
Масса вагона (тара), т232224,526262627354242,326,32725,3
Ширина макс., мм3249327932663266326632663266326631253125334232423170
Высота макс., мм4692468845884688458846934693464050765076461546604535
Длина кузова внутри, мм13844138441384413844160801572415724138032445024450157421768017492
Ширина кузова внутри, мм2764376027642764277027642764273025642730265027842790
Высота кузова по боковой стене, мм273727912791280030503050305027372981282028203040
Количество дверей, мм2122222222442
Размеры дверного проема, мм3794х 23432000х 23433802х 23433802х 23343973х 27173802х 23343802х 23342980х 226422298х 27002298х 27003973х 27173973х 27543900х 2864
Размеры загрузочного люка в боковой стене, мм690х 370690х 370615х 365614х 365614х 365614х 365614х 365нетнетнет
Размеры загрузочного люка в крыше, ммD400D400D400D400D400D400D400нетнетнет
Объем кузова с учетом объема крыши, кв.м120120122122138138138120250250138158150
Кол-во осей4444444444444

Специализированные (специальные) крытые вагоны

К специализированным крытым вагонам относятся вагоны для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, холодногнутой стали, гранулированных полимеров, муки, апатитового концентрата, бумаги в рулонах, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, а также конструкции бункерного типа (хоппер) для перевозки зерна, цемента и минеральных удобрений.

Кузова специализированных крытых вагонов обычно имеют цельнометаллическую конструкцию, кроме вагонов для перевозки скота. Крытый вагон для перевозки птицы и скота имеет вентиляционные отверстия в продольных стенах кузова или специальные люки. В таких вагонах обычно предусмотрены служебные помещения. Вагоны для перевозки скота оборудованы кормушками, корытами, системой водоснабжения и фуражными полками для кормления скота в дороге. Пол устраивается легко поддающимся очистке, не впитывающим влагу.

Пример вагона для перевозки скота — вагон 11-240. Максимальная вместимость кузова этой модели вагона: овец — 220, свиней — 82. При комбинированной перевозке мелкого и крупного рогатого скота на нижнем ярусе размещается 20 голов крупного рогатого скота, а на верхнем ярусе — 110 овец или 40 свиней. Кузов вагона модели 11-246 рассчитан на перевозку 168 овец или 64 свиней. При комбинированной перевозке на нижнем ярусе размещается 15 голов крупного рогатого скота, а на верхнем ярусе — 80 овец или 30 свиней. Высота грузового помещения первого яруса равна 1800 мм, а второго яруса — 1750 мм. На каждом ярусе имеются световые окна, кормушки и поилки для скота на боковых стенах кузова, обшитых изнутри досками толщиной 35 мм. В вагоне имеются отсеки для хранения фуража и приготовления корма, баки для воды общей ёмкостью 1500 л. Для обеспечения вентиляции грузовых помещений в боковых стенах кузова каждого яруса имеются люки с откидными крышками, а в крыше вагона — дефлекторы. Служебное отделение вагона модели 11-246 оборудовано спальными местами, плитой и умывальником. Некоторые конструкции вагонов для перевозки скота имеют торцевые двери с переходными площадками для обслуживающего персонала, имеет сливные отверстия.

Грузовые крытые вагоны / Справочная информация / Альфа Рэйл Экспорт

К специализированным вагонам также относят крытый вагон для легковых автомобилей (вагон-автомобилевоз), он имеет двухъярусный кузов с торцевыми дверями складывающегося типа. Вагон вмещает 8—10 автомобилей, расположенных в два яруса. Автомобили крепятся штатными колодками.

Кузова крытых вагонов, предназначенных для перевозки легковых автомобилей, имеют двустворчатые торцовые двери (ссылка 14 на рис. 1, ж), оборудованы нижним и средним полом (двухэтажный) и зарешеченными окнами (ссылка 15 на рис. 1, ж). Автомобили размещают на нижнем и среднем полу и закрепляют специальными колёсными упорами. Погрузоразгрузочные операции выполняют своим ходом по переездным площадкам и направляющим устройствам.

Крытый двухъярусный вагон модели 11-835 для перевозки легковых автомобилей (рис. 3) сконструирован с целью обеспечения повышенной защиты и сохранности товарного вида перевозимых автомобилей.

Грузовые крытые вагоны / Справочная информация / Альфа Рэйл Экспорт

В цельнометаллическом кузове 1 нижний ярус б размещен на раме вагона, а верхний 4 — имеет собственную раму несущей конструкции. В боковых стенах 7 имеются световые проемы 5, закрытые металлической сеткой. Торцевые стены 2 образованы двухстворчатыми дверями, в нижней части которых размещены переездные площадки 3 для проезда погружаемых автомобилей по всему составу, который состоит из однородных двухъярусных вагонов. Для второго яруса подобные площадки расположены с внутренней стороны торцевых дверей. Нижние переездные площадки имеют стопорные устройства с замками, без открытия которых нельзя открыть торцевую дверь. Крыша 2 надежно защищает автомобили от хищения и предохраняет их от атмосферного воздействия. Для обеспечения необходимой устойчивости вагона от поперечного опрокидывания под воздействием центробежной силы в кривых участках пути и давления воздуха при повышенном центре массы груженого вагона и увеличенной боковой поверхности кузова, в хребтовой балке вблизи шкворневых балок в средней части ее размещены балластные грузы общей массой 2,7 т. Для закрепления автомобилей от продольного и поперечного смещений по рамам ярусов вагона имеются съемные колесные упоры, которые размещаются в щелевых пазах в металлических гофрированных листах, приваренных к рамам ярусов вагона. Колесный упор (рис. 4) состоит из корпуса 3, внутри которого находятся винт 4 с регулировочной гайкой и закидка б, винт 4 шарнирно соединен с рычагом 2, заканчивающимся башмаком 1, на который в прижатом состоянии опирается колесо 10 автомобиля.

Грузовые крытые вагоны / Справочная информация / Альфа Рэйл Экспорт

Подошва корпуса колесного упора крепится к полу 7 захватами 9, вставляемыми в щелевые пазы в гофрированных листах, и удерживается закидкой б, которая прижимается к полу вагона пружиной 8. Обжатие четырех колес перевозимого автомобиля с помощью данной конструкции колесных упоров обеспечивает надежное закрепление автомобиля, что позволяет транспортировать их на магистральных участках пути МГТС России с установленными скоростями движения.

Крытый двухъярусный вагон рассчитан на перевозку 15—17 автомобилей «Жигули», «Москвич» или восьми автомобилей «Волга».

Двухъярусные крытые вагоны для перевозки скота (рис. 4) изготавливают двух моделей: 11-240 (без служебного отделения) и 11-246 (со служебным отделением).

Крытый вагон для бумаги не имеет внутри кузова выступающих частей на стенах и крыше, оборудован устройствами для закрепления рулонов от продольного перемещения и наваливания их на двери.

Крытый вагон для холоднокатаной стали снабжён кузовом с мощной несущей рамой, съёмными кожухами — крышами для защиты груза от атмосферных воздействий и внутренним оборудованием из подвижных и стационарных ложементов, стоек и упорных балок для крепления рулонов и пачек листовой стали.

Крытый вагон для апатитового концентрата имеет шарнирно соединённый с рамой кузов, поднимающийся при наезде вагона на разгрузочную эстакаду с помощью катков, расположенных на боковых стенах. Пол образован четырьмя секциями, которые при подъёме кузова на разгрузочной эстакаде (на 650 мм) образуют двускатную плоскость с наклоном 50° к горизонту. Концентрат выгружается на обе стороны от железнодорожного пути на ходу поезда (состав движется через эстакаду со скоростью 5—10 километров в час).

В вагонах бункерного типа с целью использования гравитационных свойств сыпучих грузов кузов проектируют с наклонными торцовыми стенами (рис. 1, е). В этом случае сыпучий груз самотёком выгружается через бункерные устройства (ссылка 13 на рис. 1, е) с боковыми или нижними люками. Загрузка сыпучего груза производится через люки (ссылка 2 на рис. 1, е), расположенные в крыше.

Для бестарной транспортировки муки используется специализированный вагон, на раме (ссылка 16 на рис. 1, з) которого размещены вертикальные коническо-цилиндрические бункера (ссылка 13 на рис. 1, з), имеющие верхние загрузочные люки (ссылка 2 на рис. 1, з). Разгрузка осуществляется автоматически с помощью сжатого воздуха через специальные герметичные муководы.

Кузов специализированного крытого вагона модели 17-486 (рис. 5) для бестарной перевозки муки состоит из рамы 1, в средней части которой хребтовая балка рамы отсутствует, и укрепленных на ней четырех бункеров 2 коническо-цилиндрической формы с наружным диаметром 3220 мм, изготовленных из алюминиевого сплава марки АМГ6 или марки 1915.Сверху бункеры соединены между собою по длине вагона переходными мостиками. Загрузка бункеров производится сверху самотеком через люки 3 диаметром 400 мм. Разгрузка бункеров производится снизу с помощью пневматической системы, состоящей из узлов подачи сжатого воздуха и аэрации продуктопроводов с арматурой, штуцеров для подключения манометров и предохранительных клапанов. Система разгрузи обеспечивает транспортировку муки из бункеров на расстояние до 200 м или на высоту до 30 м. Производительность разгрузки — 50 т/ч. Падение давления сжатого воздуха в системе разгрузки до нуля свидетельствует об окончании процесса разгрузки. Четырехосный специализированный крытый вагон модели 11 -274 грузоподъемностью 50 т для транспортировки опасных тарно-штучных и пакетированных грузов 9-го и 13-го разрядов, требующих зашиты от атмосферных и других внешних воздействий имеет цельнометаллический сварной кузов с металлической листовой обшивкой толщиной 14 мм и цельнометаллической крышей с внешним защитным покрытием из металлических листов для предохранения основной крыши от прожога при падении на крышу оборванного контактного провода. Внутри кузов обшит фанерой с теплоизоляцией из асбестовой ткани. Загрузка вагона производится через боковые и внутренние распашные двери. Защитные двери вагона, открывающиеся наружу, обшиты металлическим листом толщиной 13 мм. Наружные задвижные двери — самоуплотняющиеся. Кузов вагона имеет постоянные инвентарные устройства для крепления перевозимых грузов в кузове.

Грузовые крытые вагоны / Справочная информация / Альфа Рэйл Экспорт

Основные технические характеристики специализированных крытых вагонов приведены в табл. 3.

Технические характеристики специализированных крытых вагонов

ПоказателиВагон (модель)
Легковые автомобили
11-835
Скот
11-240
Цемент
19-758
Зерно
19-752
Минеральные удобрение
19-923
Холодно-катанная сталь
12-4011
Грузоподъемность, т.252272707064
Тара, т.3525,419,5222329
Объем кузова, м 3609481
База вагона, м17107,710,58,9810,77
Длина, м:
по осям сцепления
по концевым балкам
24,26
23,24
14,17
13,87
11,92
10,70
14,72
13,50
13,2
11,98
14,9
13,68
Ширина, м:
кузова, максимальная
дверного проёма
3,232
2,1
3,282
2,0
3,278
3,24
3,262
3,195
Высота максимальная от головок рельсов, м5,1255,1334,4054,5654,8923,5
Коэффициент тары1,41,150,2760,3140,3280,45
Удельный объем кузова, м 3 /т0,831,31,157
Осевая нагрузка, кН147117224,3225,5228228
Погонная нагрузка, кН/т24,73276,862,570,562,4
Конструкционная скорость движения, км/ч120120120120120120
Габарит по ГОСТ 9238-831-Т1-Т1-Т1-ВМ1-Т1-ВМ

Специализированный вагон-хоппер модели 19-752 для перевозки зерна (рис. 6) имеет цельнометаллический кузов с разгрузочными люками бункерного типа 11 с механизмами 12 для открывания и закрывания крышек 13 люков. Кузов вагона состоит из рамы 8, боковых 5 и торцевых 6 стен и крыши 1. Для механизированной погрузки зерна в крыше имеются четыре щелевых загрузочных люка 2 с крышками (с резиновыми уплотнениями) и упругими закидками 3, валом 4 и приводом 7 механизма запирания. Вагон оборудован площадкой с ограждением 10 для безопасного перехода. Боковые стены сделаны из гофрированной металлической обшивки толщиной 3 мм с подкреплёнными стойками (двутавр № 10), верхней и нижней обвязки. Торцевые стены кузова наклонены в сторону крайних разгрузочных люков под углом 55° к плоскости рамы и усилены двумя стойками-раскосами (швеллер № 14) с целью повышения прочности и жёсткости кузова.

Грузовые крытые вагоны / Справочная информация / Альфа Рэйл Экспорт

Крыша кузова сварена из гофрированных металлических листов толщиной 3 мм в средней части и 1,8 мм по бокам, подкреплёнными двадцатью фрамугами (уголок 75 х 50 х 5 мм). По всей длине крыши проходит трап. Для подъёма обслуживающего персонала на крышу с целью производства ремонтных, подготовительных и погрузо-разгрузочных работ имеется наружная лестница 9, а для спуска внутрь кузова имеется внутренняя лестница. Кузов специализированного крытого вагона-хоппера модели 19-758 для бестарной перевозки цемента отличается от кузова вагона-хоппера для перевозки зерна числом разгрузочных люков (две пары вместо четырёх пар), углом наклона торцевых стен (50° вместо 55°) и некоторыми техническими характеристиками. В крыше вагона-хоппера имеются четыре круглых загрузочных люка диаметром 621 мм. Выгрузка цемента производится через четыре нижних люка бункерного типа размерами 500 х 400 мм. Одновременное открывание и закрывание крышек люков осуществляется винтовым приводом.

Специализированный крытый вагон-хоппер модели 19-923 предназначен для бестарной перевозки гранулированных, крупнозернистых и кристаллических неслёживающихся минеральных удобрений, а также сыпучего порошкового сырья (в основном апатитового концентрата) для производства удобрений. По своей конструкции он аналогичен рассмотренным выше вагонам-хопперам, но угол наклона торцевых стен увеличен до 60° к горизонтали. Вдоль крыши по её продольной оси расположены четыре щелевых загрузочных люка размерами в свету 1623 х 473 мм с крышками, оборудованными специальным уплотнением и механизмом запирания торсионного типа. В нижней части кузова имеются четыре разгрузочных бункера с размерами в свету 2382 х 840, днище которых наклонено под углом 55°, что обеспечивает выгрузку груза в стороне от пути. Механизм разгрузки с пневматическим приводом обеспечивает как попарное открывание и закрывание крышек бункеров, так и всех четырёх одновременно. Предусмотрены возможность аварийного ручного открывания, а также места для крепления переносных электровибраторов.

Специализированный крытый вагон модели 12-4011 (рис. 7) грузоподъёмностью 64 т для перевозки холоднокатаной стали в рулонах или пакетах имеет кузов с двумя съёмными кожухами 1, изготовленными из гладких листов 15 толщиной 3 мм, дуг 16 верхней и нижней продольных обвязок 17, упор 18 и резиновые уплотнительные элементы 19.

Грузовые крытые вагоны / Справочная информация / Альфа Рэйл Экспорт

При погрузке и выгрузке грузов с помощью подъёмного крана снимаются поочерёдно кожухи и устанавливаются на четыре угловые опоры 14 соседнего вагона или укладываются около вагона. Для захвата кожухов подъёмным краном на каждом из них предусмотрены по четыре скобы 4, а для безопасности стропальных работ — поручни 3, подножки 10 и 2 и лестница 6. Рулоны листовой стали укладываются в вагон на стационарные неподвижные и поворотные ложементы в один или два ряда в зависимости от диаметра рулонов, которые фиксируются от продольных смещений упорными балками (швеллер № 35) с резиновыми амортизаторами, которые могут перемещаться вдоль кузова, для чего имеются балки и фиксирующие стержни. Для их размещения на боковых продольных балках-стенках 9 .предусмотрен набор отверстий. Пакеты листов стали удерживаются от поперечных смещений передвижными стойками, закрепляемыми в поперечных балках рамы с отверстиями. Кожухи вагона удерживаются от продольных и поперечных смещений торцевыми 5 и боковыми 11 упорами, расположенными на раме вагона, состоящей из продольных балок 8, концевых балок 13, средних промежуточных 7 и шкворневых балок 12.

Специализированный крытый вагон модели 11-4164 грузоподъёмностью 12 т для перевозки легковесных грузов имеет цельнометаллический сварной кузов несущей конструкции. Погрузка и выгрузка грузов производится через боковые проёмы в кузове с высокой платформы с использованием средств малой механизации и автопогрузчиков. Для этого имеются восемь переездных площадок и раздвижные двери, перемещающиеся по рельсам на специальных тележках. В кузове установлено электрооборудование для освещения грузового помещения светильниками с лампами накаливания напряжением 26 В. Возможно также подключение вагона к внешнему источнику электроэнергии напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Для вентиляции вагона на крыше кузова установлены два дефлектора.

Виды кузовов автомобиля

Производители выпускают автомобили в самых разных типах кузова, что позволяет подобрать покупателям модель под определенные потребности.Некоторые виды кузовов автомобилей являются более популярными и пользуются спросом, другие – менее распространены, есть и типы, которые уже не встретить. В целом, можно насчитать более 20 вариаций кузовов легковых автомобилей.

Кузов – элемент несущей части, обеспечивающий размещение пассажиров и грузов, и очень часто выступающий в качестве остова для закрепления основных агрегатов и узлов автомобиля. По сути, кузов – это основа, объединяющая все составные элементы в единое устройство, называемое автомобилем.

Существует несколько критериев, по которым они разделяются между собой:

  • Назначение (пассажирский, грузопассажирский, грузовой);
  • Компоновка (одно-, двух- и трехобъемная);
  • Степень нагруженности (несущий, полунесущий, разгруженный);
  • Конструкция (открытый, закрытый);

В большинстве случаев для определения типа кузова используется его компоновка и конструкция, а также некоторые конструктивные особенности. Стоит отметить, что существуют и виды, которые запросто можно одновременно отнести к двум разным типам.

Далее рассмотрим существующие вариации несущей части легковых авто, и для разделения будем использовать их компоновку и конструктивные особенности.

Кузова-однообъемники

Однообъемные кузова отличаются увеличенным пространством для размещения пассажиров и обеспечения максимальной комфортабельности. Основным представителем этой категории авто являются минивэны. Отметим, что однообъемными легковые авто считаются лишь условно. По определению такая компоновка подразумевает, что отдельного пространства под установку силового агрегата нет (по сути, мотор установлен в салоне и отделен от пассажиров небольшой перегородкой).

Что касается же легковых авто, относящихся к этому классу, то у них двигатель располагается в отдельном моторном отсеке, но форма кузова сделана так, что визуально отсек для мотора объединен с салоном. Из-за таких конструктивных особенностей их компоновку нередко называют полутораобъемной.

Минивэн

Минивэн – тип кузова автомобиля с большими габаритными размерами, что позволяет установить три ряда сидений. Отсек для размещения груза находится в салоне, за сиденьями. Часто конструктивно предусматривается возможность складывания последнего ряда сидений для увеличения грузового пространства. Доступ к нему осуществляется через заднюю дверь.

Микровэн

Микровэн – еще один представитель с однообъемным кузовом. В отличие от минивэна у него габаритные размеры значительно меньше, поэтому используется два ряда сидений, но при этом сами автомобили все так же высокие и комфортабельные для пассажиров.

Компактвэн

Компактвэн – промежуточный вариант межу первыми двумя. Может иметь как два, так и три ряда сидений. Все три типа обладают закрытой конструкцией с жесткой крышей.

минивэн Минивэн Mercedes Benz V-klasse II микровэн Микровэн Honda N-WGN компактвэн Компактвэн Chevrolet Orlando

Кузова с двухобъемной компоновкой

Двухобъемный тип кузова автомобиля отличается наличием отдельного отсека для размещения силовой установки. Что касается грузового отсека, то он совмещен с салоном и для доступа к нему используется задняя дверь. Автомобили с этим видом кузова могут быть как трех-, так и пятидверными.

Универсал

Универсал – автомобиль, отличающийся увеличенным задним свесом и неизменным уровнем крыши. Есть вариации с тремя и пятью дверьми. Основное достоинство универсалов – увеличенное пространство для груза и возможность трансформации в грузопассажирский вариант за счет складывания заднего ряда сидений. Задняя дверь может быть цельной, открывающейся вверх, а также двухстворчатой, с боковым открытием.

Хэтчбек

Хэтчбек – один из самых сейчас популярных видов кузова. От универсала отличается меньшим задним свесом, что сказывается на объемах грузового отсека. Производители нередко размещают заднее стекло под углом, обеспечивая плавный переход от крыши к корме. Задняя дверь, выполненная заодно со стеклом, у хэтчбека – только цельная, с открытием вверх.

Внедорожник

Внедорожник – автомобиль повышенной проходимости с двухобъемной компоновкой. Зачастую кузов у него – разгруженный, поскольку в конструкции несущей части используется рама. Родоначальником этого класса являются универсалы, поэтому по конструкции кузова они во многом схожи. Но стоит отметить, что существуют разные вариации внедорожников, поэтому судить только по компоновке – не совсем верно. К примеру, для военных целей нередко создаются такие авто с открытым по конструкции кузовом. Также на базе внедорожников выпускаются пикапы, которые уже имеют трехобъемную компоновку.

Кроссовер

Кроссоверы – сравнительно «молодой» класс автомобилей. По сути, это – хэтчбек, но с повышенными показателями проходимости за счет увеличенного клиренса. В отличие от внедорожника у этих авто кузов является несущим.

Лифтбек

Лифтбек – тип кузова автомобиля, сочетающий в себе определенные черты двух- и трехобъемной компоновок. Дело в том, что визуально у авто с таким кузовом имеется отдельный багажный отсек. Особенность же заключается в том, что крышка багажника объединена с задним стеклом (поэтому ее называют задней дверью), из-за чего при ее открытии одновременно получается доступ и к грузовому отсеку, и к салону. При этом конструкция задней двери может быть цельной или составной (можно открыть только крышку багажника или поднять ее вместе со стеклом). В общем, лифтбек – спорный тип кузова автомобиля, и однозначно отнести его к какой-то конкретной компоновке невозможно.

универсал Универсал Skoda Octavia хэтчбек Хэтчбек Honda Civic внедорожник Внедорожник Ford Expedition
кроссовер Кроссовер Jaguar F Pace лифтбек Лифтбек Audi S7 Sportback

Типы с трехобъемной компоновкой

Отличительной особенностью трехобъемной компоновки является наличие отдельного от салона грузового отсека, закрываемого своей отдельной крышкой, не объединенной с элементами, относящимися к салону. Эти автомобили могут быть как открытой, так и закрытой конструкции с двумя или четырьмя дверьми (крышка багажника в этом случае не является дверью).

Седан

Самым основным представителем такой компоновки является седан. Кузов у такого авто — закрытый, с двумя рядами сидений, четырьмя дверьми и достаточно объемным салоном, что позволяет комфортабельно разместить всех пассажиров. Некоторые автомобили с таким кузовом обладают немного увеличенной колесной базой, что еще больше обеспечивает свободного пространства для пассажиров на заднем сиденье.

Лимузин

Лимузин – автомобиль, чаще всего с трехобъемной компоновкой и значительно увеличенной колесной базой. Особенностью конструкции является наличие перегородки, отделяющей водителя от пассажиров на задних сиденьях. При этом из-за имеющейся базы пространство за водителем позволяет установить до четырех сидений, причем два из них – продольно. Дополнительно авто оснащен большим количеством оборудования и аксессуаров для обеспечения комфортабельности. Выпускаются также лимузины на базе хэтчбеков и внедорожников, то есть с двухобъемной компоновкой.

Купе – трехобъемный кузов с двумя, реже – четырьмя дверьми. От седана отличается плавным переходом крыши к корме, что уменьшает пространство салона, поэтому его часто делают с одним рядом сидений. Бывают и версии с двумя рядами, но задний при этом не может обеспечить комфортное размещение взрослых пассажиров, поэтому такие сиденья называют «детскими». В современном автомобилестроении «купе» также называют трехдверными хэтчбеками.

Пикап

Пикап – как уже упоминалось, авто с таким кузовом в основном делают на базе внедорожников, хотя есть и версии, в которых за основу взят обычный легковой автомобиль. Особенность заключается в том, что вместо багажного отсека используется грузовая платформа. Это влияет на размеры салона, поэтому в таких авто он называется кабиной. Выпускаются версии как с одним, так и двумя рядами сидений, а кабина может иметь две или четыре двери.

Кабриолет

Кабриолет – открытый кузов с трехобъемной компоновкой. У него отсутствует жесткая крыша, а ее роль зачастую играет убираемый тканевый тент. Обычно основой для создания кабриолета выступают автомобили в кузове купе. Кабриолет имеет два ряда сидений и 4 двери.

седан Седан Audi A3 лимузин Лимузин Mercedes S-klasse купе Купе Honda Accord
пикап Пикап GMC Sierra кабриолет Кабриолет Maserati GranCabrio

Иные варианты

Выше рассмотрены самые основные типы кузовов автомобилей, использующиеся чаще других. Но существуют и другие версии, встречающиеся значительно реже.

Хардтоп – авто, выпускавшиеся в трехобъемной компоновке, по сути это были те же седаны и купе, но с одной конструктивной особенностью – отсутствие центральных стоек, что улучает внешний вид авто, но негативно сказывается на жесткости кузова.

Таун-кар – автомобиль со значительно увеличенным по высоте салоном. Применялись такие авто в качестве такси.

Родстер – еще одна вариация открытого купе. Но в отличие от кабриолета у такого авто только две двери и один ряд сидений, крыша та же – убираемый тканевый тент.

Купе-кабриолет – переходной вариант между двумя указанными в обозначении типами кузовов. Отличается наличием жесткой складной крыши.

Фаэтон – по сути, тот же кабриолет, но с одной особенностью – отсутствием дверных стекол. Поэтому даже имеющийся убираемый тент не делает салон полностью закрытым.

Ландо – вариация кузова с чертами седана и кабриолета. Особенность его заключается в том, что в передней части салон имеет жесткую крышу, а в районе задних сидений она – тканевая или металлическая, но убираемая.

Брогам – полная противоположность ландо. То есть, у водителя крыша тентовая съемная, а у пассажиров – жесткая, металлическая.

Тарга – тот же родстер, но с металлическим каркасом жесткости позади сидений и жесткой съемной крышей.

Спайдер – еще один представитель родстеров, у авто с таким кузовом лобовое стекло либо вовсе отсутствует, или оно небольшое по высоте (ниже уровня глаз водителя).

Тудор – вариация седана, отличается от него наличием только двух дверей.

хардтоп Хардтоп Mercedes Benz S-Class Coupe родстер Родстер Bugatti Veyron купе-кабриолет Купе-кабриолет BMW 435i
ландо Ландо Maybach Landaulet тарга Тарга Porsche 911 спайдер Спайдер Mazda MX5 Speedster

Как видно, вариаций кузовов – очень много, и вполне возможно, что количество их будет пополняться новыми видами. Но стоит отметить, что если новые типы и будут созданы, то в любом случае основой для них выступят наиболее распространенные варианты – седаны, купе, хэтчбеки и универсалы.

Источник http://alfarail.ru/info/gryzovie-kritie-vagoni.htm
Источник http://autoleek.ru/nesushhaja-sistema/kuzov-avtomobilja/vidy-kuzovov-avtomobilya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Керамика для авто: преимущества покрытия

Керамика для авто: преимущества покрытия

Керамика для авто– это инновационное средство защиты кузова автомобиля, которое становится все более популярным среди автолюбителей. Оно представляет собой тонкий слой нанокерамики, который наносится на лакокрасочное покрытие, образуя прочную, стойкую к повреждениям пленку. Керамическое покрытие обеспечивает не только долговременную защиту, но и придает автомобилю яркий, глубокий блеск. Разберемся, в чем основные преимущества керамического покрытия, как […]

Двери из стеклопластика для Volkswagen Crafter: Преимущества и особенности

Двери из стеклопластика для Volkswagen Crafter: Преимущества и особенности

Volkswagen Crafter — это один из самых популярных фургонов, используемых для коммерческих перевозок и грузовых работ. Его надежность, вместимость и универсальность делают его идеальным выбором для бизнеса. Однако, как и любой другой транспорт, Crafter требует регулярного обновления и улучшения различных компонентов, включая двери. Одним из наиболее интересных решений в этом плане являются двери из стеклопластика. […]