Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Изучение транспортного средства — грузового автомобиля ЗИЛ — 431410. Описание устройства ходовой части: рамы, передней оси, заднего моста, упругих элементов и амортизаторов подвески, колес и шин. Экологический и криогенный аспекты эксплуатации автомобиля.

РубрикаТранспорт
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления02.11.2011
Размер файла1015,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на Источник Источник http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНтСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«тюменский государственный нефтегазовый университет»

ФИЛИАЛ в г. ЯлуторовскЕ

Отделение высшего профессионального образования

по дисциплине: «Устройство автомобиля»

ТЕМА: «Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410»

1. Общее устройство ходовой части

1.2 Передняя ось

1.4.1 Упругие элементы

1.6 Автомобильные шины

2. Экологический аспект

3. Криогенный аспект

Список используемой литературы

Значительный рост всех отраслей народного хозяйства требует перемещения большого количества грузов и пассажиров. Высокая маневренность, проходимость и приспособленность для работы в различных условиях делает автомобиль одним из основных средств перевозки грузов и пассажиров. Автомобильный транспорт создан в результате развития новой отрасли народного хозяйства — автомобильной промышленности, которая на современном этапе является одним из основных звеньев отечественного машиностроения. Целями курсовой работы являются:

· изучение одной конкретной марки транспортного средства (грузового автомобиля ЗИЛ — 431410);

· систематизация и закрепление теоретических знаний по специальности, и применение этих знаний при решении практических задач;

· развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследований при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и задач.

Задачами курсовой работы являются:

· осмысление избранной темы;

· подбор изучаемой литературы, справочных и научных источников по теме включая зарубежные;

· самостоятельный анализ основных концепций по изучению проблемы, предлагаемые зарубежными и отечественными источниками;

· обоснование актуальности рассматриваемой проблемы;

· резюмированние полученных выводов, разработка вариантов решения проблем;

· оформление графической части на двух листах формата А1 в соответствии с заданием на курсовую работу.

1. Общее устройство ходовой части

Ходовая часть автомобиля ЗИЛ-431410 состоит из рамы, двух мостов соединённых с рамой подвеской, колёс и шин.

Рама представляет собой несущую систему балочной конструкции и изготовлена из двух продольных и нескольких поперечных балок. На ней закреплены все основные агрегаты и узлы. Балки корытообразного сечения штампуют из стали. Продольные балки в средней, наиболее нагруженной части имеют большее сечение. Продольные и поперечные балки соединены заклёпками, а для увеличения жёсткости рамы установлены косынки и угольники. Для крепления узлов и агрегатов на раме имеются кронштейны, к которым крепятся крылья, подножки, топливный бак, рессоры, передний буфер, буксирные крюки и буксирное приспособление сзади.

1.2 Передняя ось

На автомобиле передняя ось изготовлена в виде двутавровой балки с отогнутыми вверх концами. На концах оси к проушинам шкворнями закреплены шарнирно-поворотные цапфы. Шкворень закреплён в проушинах оси неподвижно коническим стопорным штифтом с гайкой. Поворотные цапфы имеют по две проушины с бронзовыми втулками и свободно поворачиваются на шкворне. Для облегчения поворота цапфы между её проушиной и концом оси установлен опорный подшипник. На оси цапф на двух конических роликовых подшипниках установлена ступица колеса.

Шкворни поворотных цапф имеют продольный и поперечный наклон, благодаря чему облегчается управление автомобилем, так как при движении колёса стремятся занять такое положение, которое соответствует движению по прямой. Ступицы передних колёс установлены на двух конических роликовых подшипниках и крепятся гайкой, которая затем шплинтуется или стопорится и закрывается колпаком. Для разгрузки наружного подшипника ступицы переднего колеса, уменьшения толчков колёс, передаваемых на рулевой механизм, оси цапф наклонены концами вниз.

Колёса автомобиля при движении по прямой должны катиться параллельно друг другу. Наличие хотя бы незначительных люфтов в сочленениях рулевых тяг, в подшипниках ступиц колёс и во втулках шкворней приводит к повороту каждого колеса на некоторый угол (правого — направо и левого — налево). Это вызывает проскальзывание покрышек и резкое увеличение их износа. Чтобы не допустить проскальзывания колёс при движении, их устанавливают с некоторым схождением, т. е. расстояние Б между ободами колёс спереди должно быть меньше, чем расстояние А сзади оси. Величина схождения колёс автомобиля ЗИЛ должна составлять 2,0…5,0 мм и регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги. Развал колёс и угол наклона шкворней на автомобиле не регулируются. Углы поворота передних колёс автомобиля регулируются и ограничиваются упорным болтом.

Задней осью у автомобиля ЗИЛ служит картер главной передачи с кожухами полуосей. Картер заднего моста отлит из ковкого чугуна.

Ступицы задних колёс устанавливают на двух роликовых конических подшипниках и крепятся гайкой, которая стопорится и удерживается контргайкой.

Подвеска автомобиля ЗИЛ состоит из упругих элементов (листовых рессор) и амортизаторов.

1.4.1 Упругие элементы

Передняя подвеска (графическая часть- лист №2) состоит из одной продольной полуэллиптической рессоры, работающая совместно с телескопическим амортизатором. Задняя подвеска (рис.1) автомобилей состоит из двух продольных полуэллиптических рессор с дополнительными рессорами.

Рис. 1. Задняя подвеска. 1 — передний кронштейн; 2 — кронштейн дополнительной рессоры; 3 — стремянка; 4 — накладка; 5 — дополнительная рессора; 6 — промежуточный лист; 7 — рессора; 8 — задний кронштейн; 9 — сухарь; 10 — проставка; 11 — подкладка стремянок ; 12 — стремянка ушка; 13 — подкладка ушка; 14 — ушко; 15 — втулка ушка; 16 — палец рессоры; 17 — масленка; 18 — палец сухаря; 19 — вкладыш; 20 — втулка стяжного болта; 21 — стяжной болт.

Рессоры служат для смягчения толчков при наезде на различные неровности дороги. На автомобиле ЗИЛ устанавливают листовые рессоры, которые состоят из пакета упругих стальных полос различной длины. На передних концах рессор прикреплены съёмные подушки, которыми рессоры закреплены к раме с помощью пальцев. Задние концы рессор опираются на съёмную подушку и при изменении длины скользят по ней.

На автомобиле ЗИЛ в листах рессор выштампованы продольные выступы и углубления, которые препятствуют смещению листов рессор во время работы.

Кроме основных задних рессор, установлены дополнительные рессоры 5, которые закреплены вместе с основной рессорой стремянками 3, а концы находятся против полок опорных кронштейнов 2. В разгруженном автомобиле дополнительные рессоры не работают, а при нагрузке, упираясь концами в кронштейны 1, несут нагрузку вместе с основными рессорами. В листовой рессоре между её отдельными листами возникает трение. Чтобы уменьшить величину этого трения, поверхность листов рессор смазывают графитной мазью. Пальцы рессор смазывают смазкой УС — 1 только в том случае, если втулки металлические. Резиновые втулки не смазывают.

Толчки, воспринимаемые рессорами, вызывают вертикальные колебания кузова автомобиля, которые продолжаются некоторое время после наезда на препятствие. Гашение колебаний осуществляют амортизаторы. На автомобиле применяют жидкостные амортизаторы, работа которых основана на сопротивлении перекачиванию жидкости из одной полости в другую через узкие каналы. Применяемые амортизаторы телескопические, двустороннего действия, оказывающие сопротивление при сжатии и отдаче рессор.

Телескопический амортизатор (графическая часть №2) состоит из цилиндра 25, штока 26 с поршнем 27, цилиндрического кожуха 28 (резервуара) и клапанов.

В цилиндре находится поршень 27 со штоком 26. Шток в верхней части имеет проушину 29, которой соединён с кронштейном рамы. В поршне размещены перепускной клапан и клапан отдачи с пружиной. При прогибе рессоры происходит сжатие, поршень перемещается вниз и жидкость через перепускной клапан перетекает в полость над поршнем. Так как в полости над поршнем помещён шток, занимающий определённый объём, и вся жидкость поместиться не может, то часть жидкости из полости под поршнем, преодолевая сопротивление пружины, откроет клапан сжатия и перетечёт в полость между кожухом и стенкой цилиндра. Сопротивление перетеканию жидкости, создаваемое клапанами и каналами, обеспечивает необходимое сопротивление амортизатора при сжатии.

При отдаче рессоры амортизатор растягивается, и в полости над поршнем создаётся давление, под действием которого перепускной клапан закрывается и в поршне открывается клапан отдачи. Жидкость через отверстие в поршне и клапан отдачи поступает в полость под поршнем. Кроме того, часть жидкости через впускной клапан поступает из резервуара в ту же полость. Сопротивление перетеканию жидкости при амортизатор отдаче рессоры больше чем при сжатии.

Для заполнения амортизатора применяют амортизаторную жидкость АЖ-10, АЖ-12, масло веретённое АУ или смесь из 50% трансформаторного масла и 50% турбинного масла.

Колёса автомобиля (рис.3) состоят из диска и обода. Обод колёс 1 плоский, имеет два бортовых кольца 4. Съёмное бортовое кольцо 4 неразрезанное и закреплено на ободе разрезным замочным кольцом 2.

Рис. 3. Колесо и шина. 1 — диск и обод колеса; 2 — замочное кольцо; 3 — ободная лента; 4 — бортовое кольцо; 5 — камера; 6 — покрышка.

На дисках колёс выполнены конические отверстия, которыми колесо устанавливают на шпильки. Гайки колёс также имеют конус. Совпадением конусов гаек с конусными отверстиями на дисках обеспечивается точная установка колёс.

На заднюю ось с каждой стороны устанавливают по два колеса. Внутренние колёса закреплены на шпильках колпачковыми гайками с внутренней и наружной резьбой, а наружные колёса — гайками с конусом. Для предотвращения самоотворачивания гаек при ускорении и торможении автомобиля гайки левой стороны имеют левую резьбу, а гайки правой стороны — правую.

Запасное колесо устанавливают на откидном кронштейне на раме под передней частью грузовой платформы [3 стр.66].

1.6 Автомобильные шины

Рессоры и амортизаторы не предохраняют автомобиль от мелких толчков, возникающих при наезде на небольшие неровности. Для поглощения небольших толчков и смягчении ударов при наезде на препятствия применяют пневматические шины. Смягчение ударов и поглощение мелких толчков осуществляется за счёт сжатого воздуха в шинах и их упругости.

Пневматическая шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. Главной и наиболее сложной частью шины является покрышка, которая защищает камеру от повреждения и обеспечивает хорошее сцепление колеса с дорогой. Основными материалами, идущими на изготовление покрышки, являются резина и специальная ткань (корд) из очень прочных продольных нитей (основы) и разреженных поперечных (утка).

Покрышка состоит из каркаса, беговой дорожки (протектора), боковой и бортовой частей. Каркас изготовлен из нескольких слоёв тканей (корд) с резиновыми прослойками между ними. В покрышках диагонального построения нити корда расположены под углом друг к другу. Вдоль окружности по беговой части проложен протекторный слой из прочной износостойкой резины. Для хорошего зацепления колёс с дорогой по поверхности протектора сделаны углубления, образующие протекторный рисунок. Форма рисунка определяется условиями работы автомобиля. Для хороших дорог применяют шины с мелким дорожным рисунком, а для плохих дорог и бездорожья — с крупным направленным рисунком.

При установке колеса, шина которого имеет направленный рисунок протектора, необходимо следить, чтобы стрелка на боковине покрышки соответствовала направлению вращения колеса. Этим достигается лучшее зацепление с дорогой и уменьшение износа покрышки.

Между каркасом и протекторным слоем размещён подушечный слой, состоящий из разреженного корда и эластичной прочной резины. Подушечный слой служит для обеспечения хорошей связи каркаса с протектором.

В бортах каркаса заделаны сердечники, изготовленные из проволочного, тросового кольца и резиновой ткани, образующей крыло. Крыло покрышки не допускает растягивания бортов. По бокам покрышки нанесён слой резины, защищающий каркас от повреждения и попадания влаги.

В покрышках типа РС нити корда расположены по кратчайшему расстоянию между бортами; это расположение называется радиальным. При таком расположении нити в смежных слоях не перекрещиваются, нагрузка от внутреннего давления на нити уменьшается по сравнению с обычными шинами вдвое, уменьшается также их нагрев. Для увеличения прочности шин типа Р подушечный слой изготовляют из трёх-шести слоёв малорастяжимого металлического или вискозного корда, нити которого расположены вдоль окружности.

Камера изготовлена в виде кольцевого эластичного резинового рукава. Для наполнения камеры воздухом и удаления его в случае необходимости, камера имеет вентиль, который состоит из корпуса, золотника и колпачка. Корпус вентиля сделан из латуни в виде трубки с фланцем и закреплён в камере при помощи специальных шайбы и гайки.

Золотник — это клапан, пропускающий воздух только внутрь камеры; состоит он из ниппеля, клапана с резиновым кольцом, стержня и пружины. Золотник ввёрнут внутрь корпуса вентиля и сверху закрыт колпачком.

Ободную ленту применяют в основном в шинах грузовых автомобилей, изготовляют её из резины. Она имеет фигурную форму и служит для защиты камеры от повреждения ободом.

Размер шин определяется по диаметру профиля, внутреннему диаметру, соответствующему диаметру обода колеса, и внешнему диаметру шины. При маркировке шин вначале обозначается размер профиля, а затем через тире — внутренний диаметр. Эти размеры могут быть даны в дюймах (например, 8,25-20) или в миллиметрах (например, 260-508). Кроме размера шин, на покрышке поставлено клеймо с указанием завода, выпустившего шину, года и месяца выпуска, номера. Например, ДIII 790079384, где Д — Днепропетровский завод, III — март, 79 — год выпуска и затем номер покрышки. На морозостойких шинах наносится надпись «север», у шин, предназначенных к шипованию — Ш, на покрышках с радиальным расположением корда — Р.

Причины, вызывающие преждевременный износ шин. Подбирая новые шины для установки на автомобиль, необходимо следить, чтобы покрышки имели одинаковый рисунок протектора. Покрышки, бывшие в употреблении, нужно подбирать по рисунку протектора и по степени износа. Износ шин неодинаков, задние шины изнашиваются быстрее, чем передние, а левые меньше, чем правые. Чтобы износ шин был равномерным, их необходимо периодически, через каждые 5000-6000 км, переставлять, согласно схеме.

Допускается отклонение от норм давления в небольших пределах: для грузовых автомобилей ±0,02 МПа. Отклонения в сторону уменьшения или увеличения давления больше допустимого сокращает срок службы шин.

Увеличение давления воздуха приводит к перегрузке нитей каркаса и их разрушению, протектор при этом изнашивается неравномерно. Особенно опасно уменьшение давления. Так, например, уменьшение давления на 25% сокращает срок службы шины на 50%. Особенно недопустима езда на спущенных шинах даже на незначительное расстояние, так как может полностью разрушиться покрышка. Перед выездом из гаража и в пути нужно следить за давлением воздуха в шинах. Давление воздуха необходимо проверять только при помощи манометра. Проверка давления «на глаз» не разрешается. Воздух в шины накачивают при помощи стационарной компрессорной установки — компрессора, установленного на автомобиле, или ручного насоса.

Увеличение нагрузки приводит к увеличению прогиба шины, вследствие этого при работе шины происходит перегрев, расслаивание каркаса и отслаивание протектора. Перегруженная шина при наезде на различные предметы легко разрушается. Перегрузка шин может произойти от перевозки груза, превышающего норму нагрузки на автомобиль, неправильного размещения груза в кузове (смещение груза на одну сторону или назад), езды на одной шине при спаренных шинах, использование шин неодинакового диаметра и др.[1.стр. 4].

2. Экологический аспект

Воздействие шин на окружающую среду и человека

Одним из показателей качества автомобильных шин является характеристика их экологической безопасности в течение всего «жизненного цикла» (производство, эксплуатация, утилизация). Проблема обеспечения экологической безопасности шин при эксплуатации во многом сходна с проблемой охраны труда и окружающей среды в резиновой промышленности, производстве шин, но имеет и существенные особенности. Выделяющиеся из автомобильных шин химические вещества, твердые продукты истирания протектора негативно влияют на окружающую среду, здоровье людей.

Исследованиями, проведенными в Никтайр ЛэбОТ, установлено, что высокая экологическая опасность шин обусловлена, с одной стороны, токсическими свойствами применяемых при их изготовлении материалов и содержащихся в них примесей, а с другой стороны — свойствами более ста видов химических веществ, выделяющихся в воздушную и водную среды при эксплуатации, обслуживании, ремонте и хранении шин.

В числе химических веществ, выделяющихся в наибольших количествах из шинных резин при комнатной и повышенной температурах: продукты деструкции каучуков (мономеры) чрезвычайно реакционноспособные и токсичные химические соединения; ароматические углеводороды — бензол, ксилол, стирол, толуол; предшественники канцерогенов — алифатические амины; соканцерогены — сероуглерод, формальдегид, фенолы; промоторы канцерогенов — диоксид серы, углеводороды неароматического ряда (последние аналогичны углеводородам (СНх), содержащимся в выхлопных газах двигателя как продукты неполного сгорания топлива). В составе полной гаммы идентифицированных нами летучих веществ из шин не обнаружены, например, продукты горения — СО , СО2 , NOx , являющиеся основой газообразной части выхлопа двигателя.

Химические соединения, продукты их превращения и взаимодействия, но наиболее опасны выделяющиеся из шин канцерогены: бенз(а)пирен и другие полиароматические углеводороды (нами обнаружено в шинах 15 соединений этого класса из 18 известных), а также N-нитрозамины (обнаружено 4 вида этих веществ из 12 известных). Все эти вещества входят в список приоритетных токсикантов, утвержденный Международной организацией по исследованию рака (IARC) и Агентством по охране окружающей среды (США).

Суммарное количество выделяющихся из шин приоритетных токсикантов (канцерогенов) на 2-3 порядка меньше величины миграции других летучих. Однако существующие отечественные и зарубежные нормы этих веществ значительно ниже норм других летучих соединений.

За рубежом работы по уменьшению негативных воздействий шин на окружающую среду и человека ведутся в соответствии с Международными экологическими стандартами серии ISO 14000. Многие зарубежные страны, такие как Англия, Германия, Голландия, Дания, Канада, США, Швейцария уже ввели национальные нормы содержания канцерогенных веществ в резиновых изделиях, окружающей среде, ведутся работы по нормированию углеродсодержащей пыли.

С учетом перспективы введения этих стандартов на территории России и СНГ очевидна актуальность экологических испытаний и экологической сертификации шин, эксплуатируемых в черте мегаполисов России и СНГ. Результатом анализа экологического воздействия шин на окружающую среду и человека в течение всего «жизненного цикла» шин должна стать экологическая сертификация шин и экологический контроль на автотранспортных и шиноремонтных предприятиях, а также на заводах-изготовителях шин[2 стр.3].

3. Криогенный аспект

автомобиль ходовая амортизатор экологический

При низких температурах могут наблюдаться хрупкие разрушения в металле из которого сделана ходовая часть при напряжениях ниже предела текучести металла. Это происходит потому, что в металле всегда имеются трещины или трещиноподобные дефекты. Они являются концентраторами напряжений и инициируют разрушения.

Материалы средней и низкой прочности при комнатной температуре обычно имеют более высокие значения, чем высокопрочные. С понижением температуры вязкость разрушения резко падает, например при загрузки автомобиля может сломаться рессора.

Влияние конструктивных концентраторов напряжений (надрезы, выточки, переходы и т. д.) оказывают существенное влияние на прочность, характер разрушения и надежность деталей ходовой части.

Анализ причин хрупких разрушений показывает, что трещины обычно начинаются от надрезов, являющихся концентраторами напряжений. Надрезом является любое нарушение непрерывности металла. К надрезам относятся дефекты сварных соединений (пористость, непровар, пустоты по сечению шва), поверхностные царапины, неметаллические включения, газовые раковины. В месте надреза пластическая деформация стеснена, что приводит к увеличению сопротивления пластической деформации, т. е. к росту ут. Чем острее и глубже надрез, тем больше стеснена пластическая деформация, тем выше ут. Чем острее надрез, тем выше концентрация напряжений, тем больше опасность хрупкого разрушения.

Склонность к хрупкому разрушению при низких температурах зависит от кристаллической структуры металла.

Металлы с кристаллической решеткой объемноцентрированного куба (стали на основе б-железа, вольфрам, хром, молибден и др.), а также некоторые металлы с гексагональной плотноупакованной решеткой (цинк, кадмий, магний) относятся к хладноломким металлам.

Холодная температура влияет на состояние колес автомобиля тем, что шина и камера твердеют на морозе, а при эксплуатации появляются микро — трещины и через некоторое время колеса быстро изнашивается.

Ходовая часть автомобиля ЗИЛ — 431410 морально устарела для нашего времени. Нужно разрабатывать и вводить новые технологии по производству рам, колес для этого автомобиля, а также производство новых сталей, из которых производят детали автомобиля.

При эксплуатации автомобиля в районах с низкой температурой, необходимо установить морозостойкие шины. Такие шины предназначены для работы в районах с температурой ниже — 45°С., изготовляют их из морозостойких материалов.

Зимний рисунок отличается крупными шашками, имеющими пилообразные края и большое количество тонких прорезей внутри. Каналы между шашками достаточно крупные, чтобы не забиваться снегом. Многие из зимних шин рассчитаны на установку шипов противоскольжения. От рисунка протектора зависит сцепление шины с дорогой.

Также в районах с низкой температурой используют низкотемпературные пластичные смазки, работоспособные при температуре до -60 градусов. В телескопическом амортизаторе применяется всесезонная амортизаторная жидкость «АЖ-12Т». Требования к амортизаторным жидкостям многообразны. Основным показателем является вязкость. Так, при -20 градусах вязкость не должна превышать 88 мм/с. Желательно, чтобы во всём интервале встречающихся на практике отрицательных температур вязкость амортизаторной жидкости не превышала 2000 мм/с. При более высокой вязкости работа амортизаторов резко ухудшается и происходит блокировка подвески. С этим часто встречаются на практике, т.к. уже при -30 градусах вязкость товарных амортизаторных жидкостей превышает 200 мм/с и при -40 градусах достигает 5000-10000 мм/с. Обеспечить требуемую вязкость (при температурах ниже -30 градусах) могут амортизаторные жидкости на синтетической основе.

Список используемой литературы

3. Автомобили ЗИЛ-431410, ЗИЛ-138 и их модификации: Руководство по эксплуатации/Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева. — М.: Машиностроение, 1985. — 280 с., ил.

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

Грузовой автомобиль ЗИЛ-4331 – один из наиболее распространенных у нас и в странах бывшего СНГ среднетоннажных (класс от 6 до 8 тонн) грузовиков. Начиная с 1987-го года Завод им. Лихачёва суммарно поставил 1,6 млн самосвалов, тентованных и бортовых грузовиков семейства ЗИЛ 4331. Подавляющая доля этих износостойких и выносливых грузовиков до сих пор остается на ходу вопреки серьезным нагрузкам и уже весьма солидному пробегу.

История создания ЗИЛ-4331

Прототипом ЗИЛ-4331 был самый знаменитый грузовик автопредприятия– ЗИЛ-130. Его производство было настолько массовым, что за годы работы конвейера было выпущено свыше 3,5 млн экземпляров. К середине 70-х годов стало понятно, что 130-й, который был разработан в конце 50-х, устарел морально, в экономическом и техническом плане. В первую очередь, это касалось катастрофического расхода бензина, который на 100 км составлял свыше 30 л. При этом ЗИЛ 130 не отличался хорошей грузоподъемностью — она доходила всего до 6-ти тонн.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410ЗИЛ 4331 и 130

Грузовой ЗИЛ-4331 должен был перенять лучшие черты от ЗИЛ-130, но стать значительно более мощным и производительным, а также улучшить экономические показатели эксплуатации. Так как уже в 1970-х годах была очевидна несостоятельность бензиновых движков, установленных на средних и тяжёлых грузовых авто, ЗИЛ-4331 должен был получить абсолютно новые моторы — дизельные.

Разработка и запуск в серию грузового ЗИЛ 4331 заняли слишком много лет. Это связано с тем, что немало времени ушло у инженеров предприятия на создание принципиально новых дизельных грузовиков. Второй причиной промедления являлось то, что грузовик предполагалось оснащать разработанной с нуля дизельной силовой установкой, которая бы выпускалась на том же заводе.

Тестовые образцы грузовых ЗИЛ 4331 создавались, начиная с 1977 года на протяжении восьми лет. Еще два года ушло на то, чтобы запустить серийное производство новых грузовиков. Таким образом, первые грузовые автомобили ЗИЛ-4331 появились лишь в 1987м году.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410 Бортовой ЗИЛ 4331

Примечательно, что первые модели оснащались вовсе не дизельными движками — а бензиновыми моторами ЗИЛ-508.10 (позднее их заменили на ЗИЛ-508300). Через некоторое время все таки удалось наладить производство авто с собственными дизелями ЗИЛ 4331 645.

Выпуск грузового ЗИЛ-4331 закончился в начале 2000-х годов. Последний грузовик этой серии сошел с конвейера в 2003-м году.

Изначально, когда на предприятии еще не знали о планах Правительства Москвы закрыть завод и отдать территорию под застройку, инженеры разрабатывали новое авто – ЗИЛ-432940.

Где используется ЗИЛ-4331

Этот грузовой автомобиль разрабатывался в 70-х годах, поэтому получил соответствующую внешность. Кабина ЗИЛ-4331 существенно отличалась от той, которая была у ЗИЛ-130, и имела угловатые, заостренные очертания. Капот, декоративные накладки радиатора и крылья соединялись в цельный узел. Этот модуль откидывался вверх и вперед, если была необходимость добраться до мотора.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410Грузовой ЗИЛ 4331 с удлиненной базой и тентованным кузовом

По задумке конструкторов, такая конструкция кабины ЗИЛ 4331 значительно бы упрощала любые работы по техобслуживанию и ремонту узлов движка. Головная оптика при этом была встроена в передний бампер.

На бумаге идея с доступом к мотору казалась новаторской и удобной, но в процессе эксплуатации оказалось, что при любом перекосе рамы закрыть крышку было невозможно. Не закрывалась она и при сильных морозах. Поэтому в 90-х годах на ЗИЛ-4331 начали монтировать стандартный капот с крышкой, открывающейся наверх.

Грузовой ЗИЛ-4331, как и его прототип ЗИЛ 130, был универсальным автомобилем. Главной сферой применения стали региональные перевозки и транспортировки на небольшие расстояния. Грузовик отличает надежность и простота конструкции, легкость технического обслуживания и ремонта. Эксплуатационные расходы на содержание весьма незначительные, что, безусловно, добавляет ему популярности. Грузовик можно не кривя душой назвать настоящей «рабочей лошадкой», которая прекрасно зарекомендовала себя в различных сферах промышленности, начиная от сельского хозяйства и лесозаготовки и заканчивая областью ЖКХ.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410Самосвал ЗИЛ 4331

Грузовой автомобиль ЗИЛ 4331 уверенно маневрирует на вязких грунтах и уверенно держит скорость на крутых подъемах. Он отлично зарекомендовал себя при работе в самых разных климатических зонах РФ. Без проблем эксплуатируется грузовик и в условиях тропиков и субтропиков. ЗИЛ-4331 в равной степени надежен как на равнинных участках, так и в горных областях.

На шасси с короткой и длинной базой ЗИЛ 4331 изготавливали в следующих вариациях:

  • бортовые и тентованные;
  • самосвалы;
  • разнообразные фургоны (обычные, изотермы, рефрижераторы);
  • цистерны;
  • пожарная спецтехника;
  • седельные тягачи;
  • погрузчики и КМУ;
  • автомобили высокой проходимости.

Достоинства и недостатки

Главными преимуществами грузового автомобиля ЗИЛ-4331 считают его превосходную проходимость и достойную грузоподъемность. Среди прочих достоинств можно отметить следующие:

  1. Сокращенное число точек смазки шасси и автоматизированная регулировка тормозной системы сокращают сроки проведения сервисных работ и затраты на них.
  2. Несмотря на то, что многие запчасти уже не производятся, купить их можно без проблем и недорого.
  3. Кабина была достаточно герметичной.
  4. На всех сидениях были предустановленные ремни безопасности.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410Автомобили ЗИЛ 4331 в сельском хозяйстве

Несмотря на в целом хорошие отзывы и объективно большое количество положительных моментов, грузовой ЗИЛ 4331 не пользуется такой уж массовой популярностью в нашей стране, как, например, его предшественник ЗИЛ-130. Но простота ремонта и техобслуживания, а также стартовая низкая цена делают грузовик вполне конкрутентным. И в некоторых сферах промышленности он выигрывает у зарубежных аналогов.

Модификации грузового ЗИЛ-4331

Грузовик выпускался много лет и за это время получил множество модификаций, которые позволяли лучше приспособить его для выполнения конкретных задач.

  • ЗИЛ-433100 и ЗИЛ-433102 – базовый автомобиль длиной 4,5 м, главным движком был дизельный мотор ЗИЛ-645;
  • ЗИЛ-433104 – спецверсия с двойной кабиной, которая использовалась в качестве техники для тушения пожаров;

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410Пожарная машина ЗИЛ 4331

  • ЗИЛ-433110 – бензиновая вариация грузового автомобиля, оснащается карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.10;
  • ЗИЛ-433116 – версия для экспорта является бензиновой комплектацией, она работает на движке ЗИЛ-509.10;
  • ЗИЛ-43314Б – грузовой автомобиль с удлинённой базой в 6,1м, версия оснащалась увеличенной кабиной, оборудованной двумя спальными местами;
  • ЗИЛ-433360 и ЗИЛ-433362 – модификации грузового автомобиля не получили широкого распространения, они имеют короткую базу 3,8 м и оснащались бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10;
  • ЗИЛ-442100 – седельный тягач, который имеет колёсную базу 3,8 м, агрегатировался дизельным мотором ЗИЛ-645;
  • ЗИЛ-442160 – относительно редко встречающийся седельный тягач на бензиновой тяге с базой 3,3 м;
  • ЗИЛ-442300 – седельный тягач с колеей 4,5 м, грузовик оснащается удлиненной кабиной со спальным местом и движком ЗИЛ-645;
  • ЗИЛ-432900 – грузовой автомобиль, относящийся к короткобазным, его «сердцем» является дизельный мотор Д–245.29 мощностью 150 л.с.;
  • ЗИЛ-432930 – еще одно авто на короткой базе, на него монтировались работающие на дизеле двигатели ММЗ-245.9 (136 л.с.) и ММЗ-245.9 (130 л.с.) — Евро 2 и 3 соответственно;
  • ЗИЛ-432920 – последний в этом списке короткобазный грузовик с колеей 3,8 м, который оборудовался мощным восьмицилиндровым дизельным двигателем ЗИЛ-0550.

При выпуске всех комплектаций грузового автомобиля ЗИЛ-4331 использовалась одинаковая компоновка с установленным спереди двигателем, задним приводом и колесной формулой 4х2.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410Грузовик ЗИЛ 4331 с цистерной

Самая популярная модификация

Речь про ЗИЛ-4333. Грузовик с короткой колесной базой комплектовался 3-мя силовыми установками:

  • ЗИЛ-645;
  • ЗИЛ-508.10;
  • ЗИЛ-508.300.

Внешность и архитектура были идентичны с базовой версией, отличалась только длина: вместо 6370 мм — 3800 мм. «Обрезанные» модели стремительно обрели популярность именно за счет практичности. В черте города управлять ими намного удобнее, и получалось быстрее доставлять груз.

Технические характеристики ЗИЛ-4331

Несмотря на то, что первоначально ЗИЛ-4331 планировался именно как дизельный грузовик, в производство он пошел с тремя моторами, два из которых – бензиновые с карбюратором. Другие двигатели устанавливались на эти грузовые автомобили в единичных экземплярах, и вряд ли о них можно говорить как о серийном оснащении.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410Технические характеристики ЗИЛ 4331

Известный факт: задуманные как дизельные грузовики, ЗИЛы 4331 поступили в производство с бензиновыми моторами. Дизельная установка оригинальной конструкции, которая «подоспела» позже, по отзывам имеющих опыт работы водителей оказалась неудачной.

Расход топлива ЗИЛ 4331

В ненагруженном состоянии средний расход топлива ЗИЛ 4331 с бензиновым двигателем составляет 18 л на 100 км. Грузовик с самосвальным кузовом расходует в комбинированном цикле на «сотню» 36 л А-76. 8,74-литровый дизельный мотор ЗИЛ-645 имеет средний расход топлива 30 л/100 км.

Доступ к мотору обеспечивается при помощи подъема всей конструкции вверх. Также на шарнирах, закрепленных за передним бампером, агрегат можно выдвинуть вперед. Благодаря этому технологическому решению ремонтировать движок стало более удобно, ведь доступ открывается к механизму со всех сторон. Несмотря на это, такой способ доступа к двигателю был упразднён через несколько лет. Это связано с появившимися неудобствами в эксплуатации.

Капот в более поздних версиях грузового ЗИЛ 4331 открывался традиционным способом. На передней части грузовика установлен обновленный бампер с интегрированными передними фарами и поворотными огнями. Инженеры продумали конструкцию таким образом, чтобы при ДТП фары практически не повреждались.

Технические характеристики двигателя ЗИЛ-508.10

Это 16-тиклапанный карбюраторный бензиновый движок с восемью цилиндрами был разработан и собран на заводе им. Лихачёва. Его спецификации следующие:

  • V-образная компоновка.
  • Рабочий объем шесть литров.
  • Радиус цилиндра 5 см.
  • Ход поршня составляет 9,5 см.
  • Производительность 150 л. с. (при 3 200 мин-1).
  • Степень сжатия бензина: 7,1.
  • Max. крутящий момент: 402 Нм (при 1 800—2 000 об/мин).
  • Потребление в комбинированном цикле: 36 л на 100 км.
  • Бензин А-76.

Технические характеристики двигателя ЗИЛ-508300

  • Восемь цилиндров, шестнадцать клапанов.
  • Объем камеры равен 6-ти л.
  • V-образно расположенные цилиндры.
  • Отвечает экостандарту «Евро3».
  • Пиковая производительность: 134 л.с.
  • Max. крутящий момент: 377 Нм, при 2 000 мин-1.
  • Расходует 30 л/100 км в смешанном цикле.

Технические характеристики двигателя ЗИЛ-645

Коробка передач грузовика ЗИЛ-4331

Грузовой автомобиль ЗИЛ 4331 относится к заднеприводным. На нем устанавливалось однодисковое сцепление с вынесенными по краям пружинами. Привод выключения сцепления ЗИЛ 4331 оборудован усилителем на пневмогидравлике.

Подавляющее большинство грузовых ЗИЛ-4331 оснащались механической КПП на 9 ступеней. Трансмиссия является синхронизированной (за исключением первой скорости и задней передачи) и оснащается планетарным демультипликатором. Существуют комплектации ЗИЛ 4331 с трансмиссией, имеющей 5 или 8 скоростей. Но все без исключения коробки — механические.

Схема переключения передач ЗИЛ-4331

Коробка передач ЗИЛ 4331 считается надежной и не имеет конструктивных дефектов. Главными причинами выхода из строя являются следующие:

  • износ или поломка выжимного подшипника;
  • снижение упругости демпферных пружин;
  • износ фрикционных накладок муфты сцепления;
  • нарушение геометрии нажимного диска.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410Схема коробки передач ЗИЛ-4331

Чтобы сохранить балансировку запчастей коробки передач ЗИЛ 4331 после ремонта, перед разборкой стоит нанести отметки на корпусе, дисках и других деталях. Если ведомый диск износился и его толщина меньше допустимой, необходимо установить новые фрикционные накладки или поменять диск сцепления в сборке.

Нажимной диск (корзину) коробки передач ЗИЛ-4331 меняют, если появились:

  • задиры,
  • трещины,
  • глубокие порезы.

Незначительные, поверхностные дефекты корзины коробки ЗИЛ 4331 легко устранить шлифовкой.

Ходовая часть и подвеска ЗИЛ 4331

В передней части грузовика или самосвала ЗИЛ 4331 установлена пара рессор, которые имеют две амортизаторные пружины. Для задней оси инженеры предложили по две главных и доп. рессоры такой же конструкции.

Основные проблемы, возникающие с задним мостом ЗИЛ 4331, связаны с повреждением подшипников, уплотнительных колец и разрушением зубцов шестеренок. Большинство поломок заднего моста и редукторов можно устранить без демонтажа, непосредственно на машине. Достаточно лишь обеспечить доступ к дефектному узлу.

Передний мост грузовика рассчитан на нагрузку 4 тонны, а задний мост способен выдержать до 8 тонн. Это необходимо, чтобы выдержать увеличенное давление при разгрузке ЗИЛ 4331 с кузовом самосвал.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410Ходовая и подвеска ЗИЛ 4331

На грузовых автомобилях ЗИЛ-4331 монтировались колёса диаметром R20. В зависимости от модификации протектор мог быть с обычным или вездеходным рисунком. Давление в камерах составляет 6 кг/см2.

Колесная база имеет весьма скромные показатели для автомобиля такого класса:

  • между передними колесами расстояние составляет 1930 мм;
  • задние колеса отстоят друг от друга на 1850 мм.

Безусловное преимущество грузового ЗИЛ 4331 — высокий клиренс. Большой дорожный просвет позволяет без проблем совершать транспортировки даже по самым неблагоустроенным дорогам. Клиренс грузовика — 330 мм.

Тормозная система ЗИЛ 4331

Тормозная система сконструирована по двухконтурной схеме и оснащена пневматическим приводом. Сами тормоза барабанного типа:

  • радиус 21 см,
  • ширина передних накладок 10 см,
  • ширина задних накладок 14 см.

Дополнительный контур тормозов совмещен с контуром ручника. Предусмотрен специальный предохранитель, предотвращающий блокировку при отрицательных температурах. Средний тормозной путь грузовика — 36 м.

Тормозная схема ЗИЛ 4331

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410Тормозная схема ЗИЛ 4331

  1. Компрессор.
  2. Стеклоомыватель.
  3. Пневмобаллоны.
  4. Задние тормозные камеры.
  5. Соединительная головка.
  6. Кран.
  7. Шланг.
  8. Тормозной кран.
  9. Передние тормозные камеры.

Замена тормозных колодок ЗИЛ 4331

Главным рабочим элементом барабанных тормозов являются тормозные колодки. Они принимают на себя огромные нагрузки и имеют трущиеся детали, поэтому периодически их нужно менять. Передние колодки устанавливаются на переднем мосту ЗИЛ 4331, а задние тормозные колодки — на заднем. Меняются колодки всегда в паре — слева и справа. Для ЗИЛ 4331 подходят тормозные колодки с ЗИЛ 130. Сами детали, чаще всего, идут в сборе с накладками. Ширина накладок на передних колодках ЗИЛ 4331 — 70 мм.

Кабина ЗИЛ-4331: характеристики и оборудование

Кабина грузового ЗИЛ 4331 стала значительно более вместительной. Перед существенно отличается от ЗИЛ 130, который имел скругленные формы. У ЗИЛ 4331 они, напротив, стали угловатые, с четко обозначенной геометрией.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410Кабина ЗИЛ 4331

Каркас кабины целиком выполнен из металла и для большей прочности и надежности имеет цельное днище. Также единым элементом выступают капот, крылья и радиаторная решетка, что является довольно необычным решением.

Несмотря на увеличенные размеры — и, как следствие, большую просторность, кабина ЗИЛ 4331 комфортом похвастать все таки не может. Производитель предложил три посадочных места: водительское и два пассажирских, которые выполнены в форме дивана. Кресло водителя можно регулировать в нескольких направлениях, что, безусловно, добавляет удобства. Среднее (пассажирское) сиденье поднимается — получается небольшой столик.

Кабина ЗИЛ 4331 может похвастаться прекрасной обзорностью за счет большой площади остекления. Из прочих достоинств — хорошие тепло- и звукоизоляция, а также мощная печка, которой хватает даже на сильные морозы. Одной из наиболее популярных комплектаций грузовика стала та, которая оборудована полноценным спальным местом.

Легендарный ЗИЛ-130: обзор и технические характеристики советского среднетоннажного грузовика

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Автомобильная промышленность выпускает разные машины. Какие-то из них получаются откровенно неудачными, пользуются дурной славой у водителей и снимаются с конвейера. А другие настолько приходятся ко двору, что не просто годами, а целыми десятилетиями верой и правдой служат стране и людям. Одной из таких автолегенд является ЗИЛ-130, технические характеристики которой вписаны в книгу почёта автопрома СССР.

История появления и развития модели

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Ранний прототип ЗИЛ-130

До появления нового в своём классе грузовика основным «извозчиком» в СССР был ЗИС-150. Начал он разрабатываться ещё до войны, выпускался долго и обладал целым рядом недостатков. Его модернизация в виде модели ЗИЛ-164 по сути, являлась тем же самым автомобилем и не могла решить поставленных перед перспективной машиной задач.

В результате этого первому в России предприятию, начавшему когда-то выпуск серийных машин, доверили новое проектное задание. Главным конструктором стал А. М. Кригер, который специализировался именно на разработке грузовых авто. Г. А. Феста осуществлял руководство группой, непосредственно работавшей над образцом. Над внешним видом, который должен был быть непохож на всё, созданное ранее, работал юный художник-конструктор Э. В. Сабо, а окончательную доработку осуществляла Т. П. Киселёва, бывшая на заводе главным художником.

Существует мнение, что новый ЗИЛ копировали с американского грузовика. Действительно, пиетет к автопрому США был велик, особенно со стороны вождей, будь то Сталин или Брежнев. Однако мнения о том, какая именно модель легла в основу прототипа, расходятся. Одни говорят о Dodge СЗ-ТА8, другие — о модели Ford F-600 1960 года.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Dodge C3 1956 года

Однако о прямом копировании речь не идёт. Думается, советские конструкторы просто придерживались автомобильной моды тех лет.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Ford F600 1960 года

В 1956 году вышел первый опытный образец. Вплоть до начала 60-х машину обкатывали и совершенствовали, менялся как внешний вид, так и начинка. В частности, столь долгая разработка связана с введением в широкомасштабное производство нового двигателя — V-образной восьмёрки, который должен был быть прост в изготовлении, но технологичен и обладать хорошими характеристиками.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Одна из ранних версий ЗИЛ-130

В 1959 году прототипы экспонировались на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, вызывав оживлённый интерес своей нестандартностью. С 1961 по 1963 год проводилась интенсивная обкатка. По несколько экземпляров участвовали в пробегах по всей территории страны, для того чтобы выявить возможные недостатки.

С 1964 года налажен серийный выпуск. Завод имени Лихачёва к тому времени прошёл масштабную модернизацию, чтобы быть готовым к выпуску больших объёмов продукции. И не зря: уже к 1974 году изготовлен миллион машин, а на момент прекращения выпуска в 1994 году общее количество выпущенных экземпляров превысило 3,5 миллиона.

Обзор и технические характеристики ЗИЛ-130

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Автомобиль относился к классу среднетоннажных. Грузоподъёмность его составляла 5–6 тонн, то есть он занимал промежуточное положение между более лёгким ГАЗ-53 и тяжёлыми МАЗ, КрАЗ и другими. Эта ниша оказалась очень востребованной в народном хозяйстве, а удачное сочетание характеристик позволило «стотридцатому» продержаться на конвейере 30 лет.

Новую модель оснастили бензиновым карбюраторным двигателем, что на долгое время определило характерные черты автомобиля, его плюсы и минусы. Это плавность работы и лёгкость в ремонте и регулировке с одной стороны, и неумеренная прожорливость относительно горючего с другой.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

ЗИЛ мог везти груз больше, чем весил сам, что по тем временам считалось очень хорошим показателем. Масса буксируемого прицепа у седельных тягачей составляла 8 тонн, а максимальная скорость — 90 км/ч (конечно же, пустого). С такими скоростями тогда никто и на легковушках не ездил.

Сравнительно короткая база позволяла грузовику разворачиваться в круге радиусом меньше 9 м. Двускатные задние шины, крепкая рама и мост позволяли иногда в разумных пределах перегружать автомобиль практически без потери эксплуатационных качеств.

В Союзе новый ЗИЛ привлекал внимание своей окраской — небесно-голубой кабиной и белым передком.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Фирменная окраска ЗИЛ-130

Все предыдущие грузовики, трудившиеся в народном хозяйстве, имели защитный цвет, тёмный хаки, для того чтобы их можно было использовать в военных целях, не перекрашивая. Таким образом, роль 130-й модели изначально была мирной, а для армии была впоследствии создана полноприводная модель ЗИЛ-131 с совершенно иными характеристиками. Бело-голубая комбинация надолго стала визитной карточкой «стотридцатого».

Двигатель и трансмиссия

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Моторный отсек ЗИЛ-130

«Сердце» нового грузовика нужно было располагать продольно — другой системы тогда не знали. Это приводило к тому, что старые грузовики имели длинный передок с капотом (за это, к примеру, ЗИЛ-157 получил прозвище «крокодил»). В отношении новой разработки решили уменьшить длину за счёт развала блока цилиндров на 90 градусов. Так мотор ЗИЛ-130 стал V-образным. Восемь цилиндров составляли объём 6 л, а вот компрессия была невелика: степень сжатия составила всего 6,5. Даже для того времени этот показатель был не самым лучшим, а сегодняшние двигатели при таком объёме вообще должны были бы иметь эквивалентную мощность в 300 «лошадей», в отличие от паспортных 150 л. с. у ЗИЛа.

Подобные характеристики были обусловлены двумя соображениями. Двигатель должен был быть простым. Для серийного грузовика середины 60-х не нужны были ни рекордные скорости, ни супер-тяга. Кроме того, заправлять машину планировали 72-ым или 76-ым бензином, а для них более высокая компрессия порождала риск детонации. Что же касается высокого расхода топлива (около 29 л/100 км), то экономичность тогда никого не заботило: нефть в стране была, плановая экономика ни в чём не отказывала народному хозяйству, и только в 80-х годах была предпринята попытка «пересадить» ЗИЛ-130 на дизель. Но успехом она не увенчалась, поэтому современные владельцы чаще всего устанавливают газобалонное оборудование.

Конструктивно новый движок грузовой машины был сходен с таковым от правительственного лимузина ЗИЛ-111. Однако общими у них были лишь объём да чертежи — в легковом авто стояли задачи мощности и быстрого разгона, которые «рабочей лошадке» были явно ни к чему. Поэтому на двигателе стояла отсечка оборотов, блокировавшая раскрутку до 3200 об/мин. К тому же, в отличие от четырёхкамерного карбюратора в лимузине, в грузовик обзавёлся двухкамерным агрегатом К-88 с падающим потоком и сбалансированной поплавковой камерой.

Смазка двигателя была комбинированной: одна часть масла разбрызгивалась, другая подавалась к узлам под давлением. Жидкостное охлаждение было рассчитано на применение обычной воды, так как тосол в автомобили никто массово не лил, а об антифризе ещё не слышали.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Что касается трансмиссии ЗИЛ-130, то она была довольно хороша, давала авто хороший ход и эргономичность в управлении. Механическая пятиступенчатая коробка передач была оснащена синхронизаторами на всех передачах, кроме первой. Грузовик уверенно стартовал на второй, и даже на третьей скорости. Первая применялась в основном для движения в гору или по сильно пересечённой местности. Передаточное число главной передачи составляло 6,32.

Сухое однодисковое сцепление передавало крутящий момент на заднюю ось через карданный вал. У стандартных и длиннобазных моделей он был двойным, с промежуточной опорой на раме. А вот укороченные варианты обходились одним цельным карданом, что, впрочем никак не сказывалось на поведении и надёжности машины.

Стандартный размер шин на 130-м — 260 на 508. Задние сдвоенные баллоны хотя и вызывали сложности при смене внутренней камеры или её подкачке, всё же имели значительно больше плюсов, чем минусов. К примеру, при проколе внешнего колеса шофёр просто наезжал внутренним на кирпич, избегая необходимости вручную домкратить машину.

Тормоза всех колёс были барабанными, с приводом от пневмосистемы. Накачивал воздух в неё специальный компрессор с жидкостным охлаждением, а запас хранился в двух 20-литровых баллонах.

Рама и подвеска

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Детали рамы на ЗИЛ-130 изготавливались методом штамповки, а затем склёпывались между собой. Лонжероны, выполненные в форме швеллера, соединялись пятью поперечинами. Постоянная ширина рамы и особенность её конструкции были более совершенными, чем у предшественников, исключали разрыв лонжеронов в месте перехода при скручивании. Поскольку грузовик предназначался для работы в самых разных условиях, он оснащался открытыми буксирными крюками спереди на бампере, а также сцепным устройством с защёлкой сзади.

Подвеска и грузовика была зависимая, так особые внедорожные качества ему были не нужны, а конструкцию и изготовление значительно упрощали. Амортизация происходила за счёт продольных листовых полуэллиптических рессор. Их передние концы на переднем и заднем мостах зафиксированы с помощью ушек и пальцев, а задние сделаны скользящими, обеспечивая гашение колебаний при езде и компенсируюя загрузку кузова.

На переднем мосту стоят гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, тем самым повышая комфорт едущих в кабине.

Кабина и кузов

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Герой обзора сделан по классической капотной схеме, кабина расположена сразу за двигателем. Однако совершенствование силового агрегата изменило пропорции: моторный отсек стал короче, но шире, то же касается и кабины: в ней свободно могут разместиться три человека, в ЗИС-150 им было значительно теснее. К тому же, кабину стали делать не сборную, а цельнометаллическую, что повышало её прочность и сокращало время на производство.

Обстановку внутри современные дальнобойщики могут назвать спартанской, но не стоит забывать о времени постановки на конвейер: тогда ни в одном грузовике не было такого продуманного салона. Конструкторы постарались, чтобы водителю было удобно рулить и переключать скорости. Мощный отопитель, омыватель стекла, двойные дворники обеспечивали комфорт во время езды, а водительское сидение впервые в истории советского грузового автопрома обзавелось регулировками горизонтального и вертикального положения.

В крыше кабины имелись вентиляционные лючки для доступа свежего воздуха внутрь. Один из них находился над водителем, другой над пассажиром. Ещё одна заслонка была прорезана рядом с педалью сцепления. В процессе выпуска постепенно отказались от всех — сперва от нижней, а затем и от верхних. Несмотря на высокую заводскую культуру хорошее качество сборки, кабина и так неплохо продувалась, а для вентиляции достаточно было боковых опускающихся стёкол.

Обзорность у ЗИЛ-130 была по тем временам хорошей, этому способствовало гнутое панорамное стекло (у предшественников оно было намного меньше и разделялось надвое вертикальной стойкой). У современного водителя были бы нарекания на высокие объёмные крылья и выступающий капот, но при том уровне движения новый вариант устраивал всех.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Аскетично и брутально

Внешний вид «стотридцатого» определялся расположением осветительных агрегатов и конфигурацией радиаторной решётки. На первом этапе серийного выпуска на передке красовался один ряд мелких горизонтальных щелей, фары были вверху, а подфарники — внизу. В 1977 их поменяли местами, а на решётку установили второй пояс «медуниц».

Стандартный кузов грузовика был деревянным, с откидывающимся задним бортом и возможностью трансформации в пассажирский. Для этого часть боковых стенок опускалась и превращалась в лавки. Позже получили распространение металлические кузова, а также всевозможные модификации вроде самосвала и сельхоз-версии с откидыванием вбок.

Обзор модификаций

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Самый массовый грузовик в истории СССР использовался практически везде, что породило несколько базовых модификаций, серийно производившихся на протяжении всего периода, пока автомобиль был актуальным. Наиболее известные из них:

    ЗИЛ-130А. От базовой модели отличался приспособлениями для постоянной работы с прицепом, для чего имелись выводы для подключения тормозов и электросистемы буксируемого устройства. На практике было произведено множество более детализированных модификаций, которые часто шли на экспорт и оснащались экранированным электрооборудованием.

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

ЗИЛ-130Г — удлинённый ЗИЛ-130

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Также были распространены автокраны, бензовозы и разнообразные пожарные автомобили на базе ЗИЛ-130.

Достоинства и недостатки модели

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Ничто в этом мире неидеально, даже у автолегенд. Так и «стотридцатого» есть не только достоинства, продержавшие его на конвейере 30 лет, но и недостатки, которые объективно оцениваются его пользователями. Среди положительных качеств стоит перечислить следующее:

  1. Надёжность. У советских авто бывали разные недостатки, но в надёжности им точно не откажешь. Годами ЗИЛ-130 прилежно таскал грузы как по ровной дороге, так и по кочкам с ухабами, не напоминая своему шофёру о своём изношенном состоянии. Сравнивая отечественный и зарубежный автопром, сторонники первого забывают о тяжёлых условиях эксплуатации и отношении многих сидевших за «баранкой» шофёров к «колхозному» имуществу.
  2. Ремонтопригодность. То, что «зилок» можно было отремонтировать «на коленке», то есть в полевых условиях, отмечали с благодарностью многие застрявшие где-то в дороге. Единственное, что бы не помешало — это напарник, так как ворочать запчасти среднетоннажника не так просто, как у легковушки.
  3. Простота конструкции. Сказывалась как в ремонте, так и в производстве. Именно благодаря гениальной простоте удалось довести поставки ЗИЛа до максимальных по стране значений вплоть до миллионных отметок.
  4. Цена на запчасти. Этот параметр не был актуален в условиях плановой экономики СССР, зато сегодня владельцы «старичка» с удовольствием отмечают, что комплектующих к их пожилым помощникам стоят копейки, особенно по сравнению с зарубежными аналогами.

Для справедливого анализа приведём и недостатки:

  1. Высокий расход топлива. Самая популярная претензия отечественному автомобилю. Действительно, большой объём и малая степень сжатия ведут к неумеренной прожорливости около 40 л/100 км. Поэтому сегодня наиболее популярны экземпляры на сжиженном газе или с дизельным двигателем от других машин.
  2. Неважная обзорность. Тоже преимущественно современное требование, ведь на момент появления ЗИЛ-130 мог похвастаться панорамным стеклом с гнутыми боковинами. За десятилетия плотность потока и его скорость на дороге так выросли, что сегодня водитель с непривычки может не раз облиться холодным потом при рулёжке и обгоне.
  3. Плохая пассивная безопасность. К сожалению, этот фактор стал учитываться в СССР намного позже того, как первые экземпляры сошли с конвейера. Да и после радикальной модернизации в этом направлении почти не было проведено. Единственное, что остаётся сегодня владельцу — аккуратная езда.

Достижения, рекорды, награды

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

Быть самым массовым автомобилем в грузовом исполнении — уже важное достижение для 130-го. А учитывая, что помимо Москвы он производился ещё и на других заводах СССР, а в России — до 1994 года, общее количество перевалит за 4 миллиона экземпляров.

ЗИЛ-130 был удостоен Государственного знака качества СССР в 1973 году по решению аттестационной комиссии. С тех пор гордый шильдик красовался на каждом выпущенном автомобиле, напоминая о всенародном признании.

Благодаря приёмистости и хорошей тяговооружённости «зилок» после незначительных модификаций активнее других грузовиков использовался в автокроссе. Усовершенствования сводились в основном установкой модифицированных шин, форсированием двигателя, сменой карбюратора для создания более обогащённой смеси. Внешне машины были почти полностью идентичны заводским, лишь иногда ставились рёбра жёсткости позади кабины для предотвращения сминания крыши при опрокидывании.

В соревнованиях ЗИЛ упорно держал первые места, обставляя большинство одноклассников, в том числе и на международной арене.

Отзывы владельцев и водителей

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

По словам людей, эксплуатировавших легендарную машину, ездить на ней было приятно. Матёрые советские шофёры, нажившие опыт на старых ЗИСах и ГАЗах, были в восторге от гидроусилителя — раньше он ставился только на армейские автомобили намного большего тоннажа. Говорили, что компрессор в «стотридцатом» работает громче, чем двигатель, шелест которого для привычного уха перестаёт быть различим.

Современные водители используют грузовик для двух целей: коммерческого использования и в подсобном хозяйстве. В первом случае пользователи сходятся на том, что приобретённая машины окупается довольно быстро, от 9 месяцев до года. В кузов при установке наставок вмещается 5 кубометров песка или щебня.

В хозяйстве неприхотливый грузовик успешно используется в качестве фермерского. Речь идёт о более экономичной газобалонной версии.

Актуальная стоимость

Устройство ходовой части автомобиля ЗиЛ-431410

На данный момент приобрести ЗИЛ-130 на вторичном рынке в хорошем состоянии не так уж просто. Цена стартует от 50 000 рублей, но за такие деньги вам скорее достанется головная боль, требующая вложений. А вот за 100 тысяч можно найти автомобиль на ходу. Хороший внешний вид, перебранная ходовка и двигатель обойдутся тысяч в триста. Дороже идут кастом-модели — это уже эксклюзив.

ЗИЛ-130 не собирается уступать славу народного автомобиля и продолжает разъезжать по дорогам, особенно вдали от столиц и областных центров. Верно несёт свою службу он и в коммунальных предприятиях. Видя в потоке иномарок знакомую бело-голубую кабину, мы уже воспринимаем её как анахронизм и раритет, но продолжаем гордиться успехами этого автомобиля.

Источник Источник Источник Источник http://otherreferats.allbest.ru/transport/00149121_0.html
Источник Источник http://pedcollkomi.ru/zil-4331-avtomobili-harakteristiki-dvigateli-kabina-kpp-sceplenie-rama/
Источник Источник http://dispetcher-gruzoperevozok.biz/zil-130-tehnicheskie-harakteristiki/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Замена сайлентблоков полуприцепов: что важно знать для безопасной эксплуатации

Замена сайлентблоков полуприцепов: что важно знать для безопасной эксплуатации

Сайлентблоки — важные элементы подвески полуприцепов, отвечающие за плавность хода и снижение вибраций. Они играют ключевую роль в обеспечении безопасности на дороге и комфорта при транспортировке грузов. Со временем, как и любые другие части подвески, изнашиваются и требуют замены. Замена сайлентблоков полуприцепов — это процесс, который нужно проводить своевременно, чтобы избежать повреждений подвески и других […]

Сайлентблоки подвески: когда их нужно менять и как выбрать надежные запчасти

Сайлентблоки подвески: когда их нужно менять и как выбрать надежные запчасти

Сайлентблок представляет собой резинометаллический шарнир, состоящий из двух металлических втулок, между которыми находится специальная резиновая вставка. Этот небольшой компонент используется для соединения деталей подвески авто, и его основная функция заключается в поглощении вибраций и ударов, которые возникают при движении машины. Благодаря этому сайлентблоки предотвращают передачу колебаний от одной детали к другой, обеспечивая комфорт и стабильность […]