Интернет-магазин и СТО Мир Матизов
Ходовая часть автомобиля дэу матиз
Форма
Довольно часто в нашу редакцию приходят вопросы про привод Матиз и входящие в него элементы.
Дороги нашей страны далеки от совершенства, потому регулярно читаем мы строчки вроде “Завыл внутренний шрус Матиз, что делать?”, “Рассыпался правый привод Матиз 0.8, как собрать обратно (к сожалению, нашли не все части. )?” или “Как впихнуть шрус Matiz 0.8 с механической коробкой в Matiz-автомат?”, “Какая нужна граната на Матиз?”.
Окончательно разорвал все шаблоны нашего сознания такой вопрос: “Недавно появились небольшие вибрации и гул на скорости выше 160 км/ч — в чем может быть проблема?”.
Кроме того, у заказчиков происходит постоянная путаница с внутренними и внешними шрусами — такова уж особенность это интересного узла. Итак, сегодня предлагаем обсудить колесный привод Матиз и его составляющих, их классификацию, привычки и повадки, особенности выбора и ремонта.
Привод передних колес Матиз: общее устройство и назначение.
Приводы передних колес предназначаются для передачи вращения от шестерен КПП к ведущим колесам (они же передние, они же поворотные). Задача привода состоит в том, чтобы независимо от положения подвески и угла поворота колеса передавать на него постоянный крутящий момент.
Для решения этой непростой задачи каждый привод Матиз содержит два шарнира равных угловых скоростей (сокращенно — ШРУС), соединенных валом привода и защищенных от внешней среды прочными и герметичными пыльниками.
Принцип работы ШРУС
Этот довольно большой раздел я включил специально для любознательных, сугубые рационалисты могут его пропустить. А вот пытливые умы приглашаю в увлекательное путешествие по теории и принципам работы шарниров равных угловых скоростей. Нас ждут карданы и триподы, молибденовые сплавы и сепараторы. Разве это не здорово? Итак, я начинаю.
Давным-давно, когда автомобили были заднеприводными, ШРУС был попросту не нужен. Ведущие колеса не было необходимости поворачивать, они всегда работали в одной оси вращения, а перемещения подвески компенсировались карданной передачей. Еще в 16 веке Джераломо Кардано описал работу такой конструкции — вращение передается между валами, соединенными крестовиной и способными перемещаться относительно оси вращения другого вала на определенный угол.
Надеюсь, пока не сильно занудно?
Общую идею смотрите на картинке, а я лишь добавлю, что у данной конструкции есть ряд недостатков, делающих невозможным ее использование в автомобилях с передним приводом. Это малый угол отклонения (не более 10-12 градусов), большие потери мощности, высокая нагрузка на шарниры и связанный с этим недолгий срок службы. Главным же недостатком карданной передачи стала неравномерность передаваемого вращения не больших углах.
Очевидным решением стала попытка совместить два кардана в одной конструкции — так появился спаренный или двойной кардан. Хотя углы поворота такого соединения существенно возросли, от принципиальных недостатков это не избавило. Но кардан успешно используется до сих пор — в том числе и на Вашем Matiz! Рулевой вал нашего любимого автомобиля представляет собой ничто иное как карданное соединение. Однако, я отвлекся.
Для устранения описанных проблем кардана и был изобретен ШРУС в том виде, в каком он используется сейчас, в том числе и ШРУС Matiz. Принципиальным отличием его от кардана стало распределение нагрузки при изгибе за счет шариков или роликов, катающихся по направляющим в соответствующих частях шарнира.
Первые подобные конструкции были крайне ненадежны и служили недолго — на металле шарнира даже в среде обильной смазки появлялись задиры, канавки протачивались и разбивались элементами качения. Окончательно впустило ШРУСы в нашу жизнь открытие смазочных свойств дисульфида молибдена, которые сделали шарнир долговечным и прочным.
Такой ШРУС оказался крайне удачным изобретением, посудите сами: углы поворота колес до 75 (!) градусов, высокая равномерность вращения, долгий срок службы, относительная простота изготовления и дешевизна — вот только краткий перечень его достоинств! Справедливости ради замечу, что и у ШРУС имеется и принципиальный недостаток — его конструкция не терпит грязи и пыли, попадание посторонних частиц быстро выводит его элементы из строя. А работать шарниру приходится в нескольких сантиметрах от дорожной грязи! Именно поэтому ШРУС закрывают прочным пыльником, внутрь набивают долговечную смазку, а сам пыльник накрепко затягивают хомутами.
Повреждение пыльника — одна из основных причин выхода ШРУСа из строя. Для решения отдельных инженерных задач были сконструированы некоторые разновидности шарниров, например таких как используемый в Матиз ШРУС на основе трипоида — при конструкции, похожей на обычный шариковый ШРУС он позволяет не только передавать вращение, но и допускает смещение оси в продольном направлении.
ШРУС Матиз: давайте познакомимся.
Если рассмотреть предыдущий раздел применительно к Daewoo Matiz, можно узнать что на его борту есть целых четыре ШРУСа — два внешних и два внутренних, попарно объединенных в приводы:
Привод (полуось) в сборе
Приводы в сборе поставляются в оригинальной поставке, вот их особенности:
Левый привод Матиз 0.8 МКПП — 96257885 (альтернативный код — 96568772)
Короче правого, может быть использован только в автомобилях с механической КПП, не оснащенных системой АБС.
Правый привод Matiz 0.8 МКПП (с АБС) — 96298502
Из-за несимметричной компоновки силового агрегата правый привод длиннее левого, для предотвращения динамических колебаний и изгиба вала на нем размещен динамический демпфер. Используемые ШРУСы на левом и на правом приводах аналогичны.
Левый привод Matiz 1.0 МКПП — 96287811
Правый привод Матиз 1.0 МКПП — 96287812
Выполненные специально под “литровую” коробку без АБС, данные приводы отличаются от аналогичный приводов Матиз 0.8 лишь конструкцией полуосевого вала, у Matiz 1.0 MPI он немного короче. Сами шарниры универсальны и взаимозаменяемы.
Правый привод Матиз 1.0 МКПП с АБС имеет номер 96287814.
Левый привод Матиз 0.8 АКПП — 96562185
Правый привод Матиз 0.8 АКПП — 96562168
Вот с автоматами ситуация немного другая. Приводы на Matiz с АКПП короче чем на МКПП, но не за счет более короткого вала, а за счет иной конструкции внутреннего ШРУСа. Автоматическая КПП имеет другие посадочные диаметры дифференциала, радиус полуосевых сальников также отличается по размеру от МКПП. Привод на Матиз — автомат в сборе крайне редкая штука, даже на складах запчастей федерального уровня их обычно нет в наличии, хотя доставка под заказ труда обычно не представляет. Исходя из срочности ремонта чаще имеет смысл либо замена только внутреннего ШРУС, либо сборка привода из отдельных элементов — их достать проще. Надеюсь, насчет приводов в сборе все понтяно?
Тогда давайте вместе разберемся с их отдельными элементами.
ШРУС наружный
Располагается у колеса, состоит из обоймы, корпуса, сепаратора и шести стальных шариков, в народе называется “граната на Матиз” — из-за характерной формы. Представляет собой классический шариковый ШРУС, в автомобилях с АБС содержит зубчатое кольцо, с которого соответствующий датчик считывает скорость вращения колеса. Шрус наружный Матиз хвостовиком входит в ступицу колеса, и фиксируется ступичной гайкой, ободок которой запрессовывается в проточку хвостовика.
Другая сторона ШРУС закреплена на соединительном валу, а вся конструкция шарнира закрывается пыльником — от полуосевого вала до хвостовика.
Вот коды наружного ШРУС по каталогу:
ШРУС Матиз наружный без АБС — 96564143 (альтернативные коды — 96273570 и 512394)
ШРУС Матиз наружный с АБС — 96564144 (альтернативный код 93741015)
С АБС, без АБС. Давайте разбираться.
Анти-блокировочная система устанавливается на некоторую часть Daewoo Matiz, и требует особого исполнения некоторых элементов ходовой части. В отдельной статье мы подробно разберем принципиальные отличия автомобилей с АБС и без, а применительно к теме статьи могу отметить, что для работы АБС необходим наружный ШРУС с зубчатым кольцом, и это единственное его отличие.
К слову — данное кольцо может быть легко снято с шарнира, и легким движением руки (правда, с молотком) он превращается в самый обычный ШРУС Матиз без АБС.
На этой фотографии Вы можете увидеть разницу (слева — ШРУС Матиз с АБС, справа — без АБС):
Проще говоря — ШРУС с АБС можно легко превратить в ШРУС без АБС. Наоборот, к сожалению, не получится.
Внутренний ШРУС Матиз
Входит хвостовиком непосредственно в коробку передач, выполнен по типу “трипод”, допускает как изгиб соединения, так и продольное перемещение вала на расстояние около 50 мм. — этим компенсируется изменение длины привода при повороте колес. Достигается эта универсальность следующей конструкцией — в рубашке шарнира выполнены три паза, по которым передвигается на роликах ключевой элемент шарнира — трехшиповик.
Именно этот крошечный элемент принимает на себя всю нагрузку шарнира и толкает вперед всю массу автомобиля — подумайте об этом, когда в следующий раз с пробуксовкой будете рвать с перекрестка! 🙂
Сам трехшиповик зафиксирован на полуосевом валу стопорным кольцом, а все элементы шарнира закрыты пыльником, содержащим смазку, рассчитанную на весь срок службы шарнира.
Хвостовик шарнира входит шлицами в шестерню дифференциала КПП, а их соединение герметизировано сальником. Как уже говорилось выше, для Матиз с АКПП нужен отдельный ШРУС, конструкция его отличается от ШРУС МАтиз с МКПП.
Вот коды внутреннего ШРУС по каталогу:
ШРУС Матиз внутренний МКПП — 96567442 (альтернативный код 512229)
ШРУС Матиз внутренний АКПП — 96564146 (альтернативный код 512594)
Пыльники ШРУСов
Пыльники защищают тонкую душевную организацию шарниров от пыле-грязи, битумо-гравия, и щебне-песка, заменяющих в нашей стране большую часть дорог. Нужно ли говорить, что к рабочим качествам пыльников предъявляются очень серьезные требования? Выполненные из прочной маслостойкой технической резины, они способны сохранять свою герметичность очень долго, и повреждаются обычно сугубо механическим воздействием — наездами на препятствия или инструментами при неаккуратном обслуживании.
Коды пыльников по каталогу:
ВНИМАНИЕ! Хотя пыльники и очень схожи по внешнему виду — они не взаимозаменяемы!
Пыльник внутреннего шрус имеет по внутренней окружности соответствующие приливы, которые повторяют форму корпуса шарнира:
Валы приводов
Служат для соединения шарниров, фиксируются в ШРУСах стопорными кольцами. Одинаковы для АКПП и МКПП, а для Matiz Best 1.0 MPI являются отдельной позицией, вот их номера:
Вал полуосевой левый Матиз 0.8 — 511009
Вал полуосевой правый Матиз 0.8 — 511010
Вал полуосевой левый Матиз 1.0 — 511009-1
Вал полуосевой правый Матиз 1.0 — 511010-1
Хочу заметить, что полуосевые валы в отдельности встречаются достаточно редко — в основном меняются в составе привода в сборе.
Сальники: полуосевые и ступичные
В месте, где хвостовик внутреннего шарнира входит в КПП, находится полуосевой сальник.
Его задача — герметизировать это соединение и не допускать утечек трансмиссионного масла из коробки переключения передач. Износ полуосевого сальника и вызванная этим течь масла весьма частая причина выхода уз строя коробки передач, так что если уж занимаетесь заменой ШРУС или меняете привод на Матиз в сборе — советуем заменить сразу и сальники.
Левый и правый сальники отличаются между собой по размеру — сальник левого привода больше по наружному диаметру.
Номера полуосевых сальников по каталогу:
Поскольку внутренние ШРУС на автоматическую коробку отличаются от ШРУСов МКПП, сальники также имеют свой размер и номер по каталогу:
Сальник полуосевой Матиз с АКПП правый — 96567756 (альтернативный код — 96980163)
Сальник полуосевой Матиз с АКПП левый — 96567757
Также необходимо отметить что сальники на Матиз-автомат значительно дороже сальников на МКПП — вызвано это тем, что они производятся малыми партиями по заказам Daewoo в далекой Японии, и в силу специфики АКПП ним предъявляются намного более высокие технологические требования.
Со ступичными сальниками все проще — одна-единственная позиция подходит абсолютно на любой Матиз. Задачей ступичного сальника является герметизация соединения между наружным ШРУС и ступичным подшипником и сохранение смазки в подшипнике. На фото — внутренний сальник передней ступицы Матиз, запрессованный в поворотный кулак.
Привод Матиз: практические рекомендации по эксплуатации и ремонту.
Никакого особого ухода ШРУСы и приводы в процессе эксплуатации не требуют, но соблюдение нескольких простых правил позволят существенно продлить жизнь приводов и этим сэкономить немалые деньги.
1. При всяком удобном случае осматривайте пыльники ШРУС на предмет повреждений и протечек смазки, и при наличии таковых немедленно меняйте пыльник! Поверьте, ШРУС с поврежденным пыльником живет очень недолго — а намного проще и дешевле заменить пыльник за 500 рублей чем ШРУС за 5000 руб. Пыльники встречаются и в неоригинальном исполнении, но экономить на такой важной вещи не рекомендую.
2. Избегайте больших нагрузок на приводы, особенно на больших углах поворота колес. Это камушек в огород стритрейсеров, любителей поотжигать резину, покрутиться “на пятачке” с пробуксовкой и так далее. Подобные маневры “убивают” ШРУС намного быстрее чем нормальная езда с плавным ускорением и торможением. То же относится и к проезду неровностей — гонки по пересеченной местности, грунтовкам и железнодорожным переездам здоровья приводам не добавляют.
3. В случае ремонта заменяйте ШРУС в сборе, а не отдельные его элементы. Например, часто при выходе из строя трехшиповика на внутреннем ШРУС некоторые несознательные (или просто ленивые) мастера меняют только трехшиповик, а корпус шарнира в лучшем случае очищают от смазки и частиц рассыпавшегося трипоида, и даже не извлекая из КПП собирают с трипоидом из комплекта нового ШРУС. Такая несложная операция позволяем им избежать необходимости сливать масло из КПП, но сказывается на долговечности “обновленного” ШРУС. Все элементы шарнира тщательно подгоняются друг к другу, изнашиваются равномерно, и требуют одновременной замены. Потому очень простое правило — ШРУС меняется только в целиком.
4. Обращайте внимание на посторонние звуки и вибрации. Стук при троганьи с места, щелчки и скрежет при повороте колес, вибрация — все это симптомы скорой замены ШРУС.
5. При замене вышедшего из строя ШРУС одновременно советуем заменить и ступичный подшипник. Логика очень проста: когда шарнир или привод Матиз потихоньку выходят из строя это проявляется в сильной вибрации как в продольной, так и в поперечной оси. Эти вибрации разбивают обойму ступичного подшипника и повреждают его элементы. И если ездить с такими вибрациями определенное время, подшипник гарантированно повреждается, так или иначе его придется все равно менять — не сейчас, так через пару месяцев.
6. Из предыдущего совета следует простое правило — не запускайте “болячки” приводов Вашего Matiz. С поврежденным шрусом автомобиль способен ездить довольно долго, а ленивый владелец зачастую готов мириться с вибрациями и диким гулом. И если откладывать посещение СТО и ждать пока привод наконец-то оборвется, можно “попасть” на очень серьезный и дорогостоящий ремонт. Про вопросы безопасности передвижения на подобном автомобиле умолчу вовсе.
Вот какие последствия способна вызвать эксплуатация автомобиля с неисправным ШРУС, доведенная до критической точки:
— выход из строя ступичного подшипника
— выход из строя второго ШРУСа в приводе и/или полуосевого вала, необходимость замены привода в сборе вместо одного шарнира.
— разбитый поворотный кулак и/или ступица
— изношенная амортизационная стойка.
Наконец, что намного хуже всего перечисленного:
— выход из строя шестерен дифференциала, долгая и дорогостоящая переборка КПП.
Здесь, как с любой болезнью — профилактика обойдется значительно дешевле.
Если же оценивать приводы и шарниры Daewoo Matiz в сравнении с другими автомобилями — заверяю, что ШРУС Матиз очень долговечная и надежная конструкция, ничем не уступающая по качеству изготовления даже самым серьезным авто-концернам.
Все обращения в “Мир Матизов”, связанные с заменой ШРУСов или приводов имеют в своей основе четкие причины — либо выход из строя пыльника и связанное с этим загрязнение шарнира, либо неаккуратное вождение.
При нормальной эксплуатации приводы Daewoo Matiz выхаживают по 120-150 тыс. км и более.
Daewoo Matiz: цена, фото
Матиз – недорогой узбекистанский автомобиль А-Класса, стремительно за все время набравший популярность на Российском рынке. Небольшая цена обычно отпугивает из-за возможного низкого качества, но получилось, что именно это и повлияло на высокие продажи.
Хэтчбек впервые появился в 1998 году, а через два года подвергся рестайлингу и в таком виде выпускался до 2015 году. За все время машина собрала многочисленную армию поклонников и владельцев, преимущественно женского пола. Кстати, именно Дэу Матиз является первой машиной девушки из-за нехватки денег на покупку более подходящей машины.
Содержание:
Дизайн
Визуальная часть многими считается некрасивой, хотя если смотреть объективно автомобиль симпатичный. Дизайн разработан студией ItalDesign для компании Фиат, впоследствии отказавшейся от нее. После компания продала дизайн Дэу.
Передняя часть Матиза обзавелась плавной формой спереди с приподнятой линией, сводящаяся к круглыми галогенным фонарям. Под основной оптикой расположены круглые маленькие фонари сигнала поворотов. Бампер экземпляра с широкой выдавленной формой, окрашенной в черный цвет в минимальной комплектации. Внизу интегрированные круглые противотуманки.
Сбоку удивительно для такого класса раздутые колесные арки, над которыми горизонтальная углубленная линия. Ниже черный молдинг на базовых комплектациях, топовые получает окрашенный в цвет кузова молдинг. Зеркала заднего вида установлены на ножку. В колесные арки интегрированы 13-дюймовые диски, что смотрится мило.
Сзади ровная форма с интегрированными овальными формами. Массивный по сравнению с передним бампер Матиза обзавелся приподнятой формой, окрашенной либо в цвет кузова, либо в черный. Ниже небольшая защитная вставка, под которой слева один патрубок выпускной системы.
Понять, что машина маленькая можно по размерам:
- длина – 3497 мм;
- ширина – 1495 мм;
- высота – 1485 мм;
- колесная база – 2340 мм;
- дорожный просвет – 150 мм.
Интерьер
Салон хэтчбека не выделяется качеством, используется обычный пластик и тканевая обшивка. Также архитектура салона не порадует изяществом – простота бюджетного класса.
Располагаться пассажиры будут на простых тканевых сиденьях с механическими регулировками. Сзади обычный диван для троих человек. Несмотря на небольшие размеры салон просторный, что поражает каждого пассажира, севшего в машину. Даже 185-сантиметровый рост человека не затруднит нахождение в салоне Матиза.
Руки водителя лежат на 2-спицевой баранке с двумя рычагами за ним. Панель приборов состоит из аналогового спидометра, уровня топлива и давления масла. Также установлено несколько мест с индикаторами открытых дверей, сигналов поворота, непристегнутого ремня безопасности и недостатка масла.
Центральную консоль оснастили двумя круглыми патрубками выпускной системы, под которыми три кнопки аварийной сигнализации Дэу Матиза, дальнего света. Ниже три крутилки управления печкой и кондиционером с рычагом перекрытия вентиляции салона. К климату относится наличие электрического обогревателя заднего стекла. Центр консоли оснащен штатной магнитолой, часто заменяемой на другую. Еще установлена полочка для мелочей, прикуриватель и пепельница.
В разделительном тоннеле Матиза минимум всего – два подстаканника, селектор коробки передач и механический ручник стояночного тормоза. Багажник из-за габаритов автомобиля небольшой – 155 литров, а со сложенным задним диваном 480 литров.
С обзором в салоне проблем нет, стойки тонкие и не создают мертвые зоны.
Общий вывод по системам:
- акустическая система с 4 динамиками;
- центральный замок;
- электрорегулировка правого зеркала заднего вида;
- электростеклоподъемники спереди и сзади (опция);
- кнопка открытия багажника изнутри;
- подсветка багажника.
Технические характеристики Daewoo Matiz
Тип | Объем | Мощность | Крутящий момент | Разгон | Максимальная скорость | Количество цилиндров |
---|---|---|---|---|---|---|
Бензин | 0.8 л | 51 л.с. | 69 H*m | 17 сек. | 144 км/ч | 4 |
Бензин | 1.0 л | 64 л.с. | 87 H*m | — | 145 км/ч | 4 |
Подробнее
Хэтчбек приводится в движение одним 0,8-литровым двигателем на 3 цилиндра с 2 клапанами на каждый. Атмосферная установка с многоточечным впрыском выдает 52 лошадиные силы при 5900 об/мин и 69 H*m крутящего момента на 4600 оборотах.
Раньше устанавливался 1-литровый двигатель на 63 лошади с 4-ступенчатой автоматической КПП. Так как компания принадлежит General Motors, решили убрать этот мотор, чтобы не создавать Матизом конкуренцию Chevrolet Spark.
Парой основному двигателю служит 5-ступенчатая механика, либо 4-ступенчатый автомат. АКПП после убрана и осталась только МКПП. Хэтчбек разгоняется до 100 км/ч за целых 17 секунд с максимальной скоростью в 144 км/ч. По паспорту расход топлива равен 7 литрам АИ-92, выезжая за город сокращается до 6 литров.
Простая подвеска на Макферсоне спереди, сзади независимая торсионная схема. Ходовая Matiz не самая выдающаяся, комфорта много не добьешься. Машина уверенно глотает трещины асфальта, но ямы по сильнее отрабатываются с сильным ударом.
Тормозная система 4-канальная с АБС дисковая на передней оси, сзади стоят барабаны. Чтобы улучшить торможение установлен 7-дюймовый вакуумный усилитель тормозов. Рулевое управление дополнено гидроусилителем.
Безопасность Матиза
Компания EuroNCAP проверила безопасность автомобиля, дав ей 3 звезды из 5. Причина в материалах кузова, его жесткости и остальных нюансов. Двери и крышу усилили чтобы после аварии дать возможность выйти из машины.
Бак не протекает, из-за разработанной технологии для этого, даже при перевернутом автомобиле. Сзади нет подголовников, что ведет к перелому шейного позвонка. Также российские версии Дэу Матиза не оснащаются подушками безопасности.
Цена и комплектации
Машина уже снята с производства и с продаж. Минимальная ранняя цена составляла 300 000 рублей за Standard. Самая дорогая модификация Люкс стоит 500 000 рублей, оснащаясь:
- гидроусилителем;
- противотуманными фарами;
- центральным замком;
- аудиосистемой с CD-дисками;
- кондиционером;
- литыми дисками;
- стеклоподъемниками.
Сейчас хэтчбек можно купить на вторичном рынке в среднем за 150 000 рублей. Матиз в принципе неплохой бюджетный автомобиль с удивительным ресурсом для такого класса. По отзывам агрегаты ходят максимум 300 тысяч километров, что немало.
Видео обзор
Основной автор сайта и основатель нескольких автомобильных интернет-проектов
Источник Источник http://www.mirmatizov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=137&Itemid=135
http://autoiwc.ru/daewoo/daewoo-matiz.html