Диагностика и ремонт задней подвески автомобиля

Диагностика и ремонт задней подвески автомобиля

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как устроена задняя подвеска
  • Какие бывают задние подвески
  • Каковы типичные неисправности задней подвески
  • Как понять, что нужен ремонт задней подвески автомобиля
  • Как отремонтировать заднюю подвеску

Автомобильная подвеска не только нужна для обеспечения комфорта во время движения, но и влияет на управляемость машины. Очень важно своевременно выполнять техническое обслуживание и ремонт задней подвески автомобиля. Подвеска передней оси машины не менее важна. Каждому водителю следует знать устройство автомобильной подвески, особенно те узлы, что чаще других выходят из строя.

Устройство задней подвески автомобиля

Подавляющее число автомобилей сегодня оборудованы многорычажной независимой задней подвеской. Задние колеса в таком оснащении не зависят друг от друга. Это позволило уменьшить риск боковых заносов и в целом повысить устойчивость автомобиля.

Задняя подвеска состоит из следующих деталей:

  • продольные рычаги каждого колеса;
  • поперечные рычаги (по 2 на каждую ступицу);
  • стабилизатор поперечной устойчивости;
  • опоры стабилизатора;
  • амортизатор.

Чаще всего под ремонтом подвески подразумевают замену амортизаторов. Операцию необходимо выполнять попарно, то есть на левом и правом колесе сразу. Такое требование связано с тем, что в ходе манипуляций нельзя допустить смещения центра тяжести кузова. При замене только одного амортизатора кузов может перекосить в одну из сторон, что повлечет за собой смещение центра тяжести автомобиля. Задняя ось машины обычно испытывает меньшие нагрузки во время движения, чем передняя. Поэтому амортизаторы задней подвески меняются реже, чем передние.

Существует три основных типа конструкции задней подвески автомобиля. В основе подвески могут быть рессоры, пружины с амортизаторами или пневматический амортизатор.

После замены задних амортизаторов необходимо отрегулировать пневмоподвеску. В гаражных условиях это сделать не получится – необходимо специальное оборудование.

Второй часто встречающийся вид ремонта подвески – замена втулок стабилизатора.

Стабилизатор согласует работу рычагов задних колес. Кроме того, благодаря стабилизатору автомобиль более устойчив при движении на неровной дороге. Стойки стабилизатора задних рычагов можно поменять самостоятельно, специальных инструментов и большого опыта тут не требуется. Работа займет 1-2 часа при условии, что не закисли гайки опор. Если же они заржавели, потребуется еще некоторое время на их откручивание.

Рычаги к кузову и ступице крепятся посредством сайлентблоков. Это металлические втулки с резиновой или полиуретановой прокладкой. Благодаря этому слою происходит компенсация ударов подвески. Однако дорожные условия – влага, реагенты, температурные колебания – оказывают разрушающее воздействие на сайлентблоки. Спустя некоторое время работы сайлентблоки уже не справляются с компенсацией ударов.

Работа по замене сайлентблока достаточно трудоемка и сложна для неквалифицированного механика. Поэтому эту операцию лучше отдать профессионалам.

Что будет, если эксплуатировать неисправные сайлентблоки? Изношенные втулки могут вызвать целый ряд дефектов, среди которых нарушение углов установки (схода-развала) колес, неравномерный износ шин и ухудшение управляемости автомобиля. Длительное игнорирование неисправности приведет к выработке в рычагах. Если ситуацию дотянуть до такого явления, то придется менять задний рычаг целиком, в сборе.

Рекомендуем

Виды задней подвески автомобиля

В зависимости от конструкции подвески выделяют характерные неисправности и методы их устранения. Перечислим основные типы задних подвесок легковых машин.

1. Зависимая

Колеса одной оси связаны друг с другом. То есть перемещение одного колеса вызывает перемещение другого. Примером может служить подвеска с винтовыми цилиндрическими пружинами, служащими элементами упругости. К примеру, задняя подвеска «Жигулей» имеет такую конструкцию. К пружинам крепится балка заднего моста. Кроме пружин, балку удерживают четыре продольных рычага. Лучшей управляемости добиваются установкой поперечной реактивной тяги, которая также снижает крен корпуса на поворотах и повышает плавность движения автомобиля.

Главный недостаток такой подвески – ее большой вес. Если же задний мост является ведущим, то масса возрастает еще больше. Ведь к балке крепится также картер передачи. В итоге увеличивается неподрессоренная масса, влияющая на появление вибраций и ухудшение плавности движения.

2. Подвеска типа «Де Дион»

Конструкторы автомобильной промышленности многих стран стремились уменьшить вес заднего моста. Результатом этих стремлений стала подвеска «Де Дион», названная в честь своего французского создателя Альберта Де Диона. Принципиальным ее отличием является отделенный от балки моста картер главной передачи. Картер крепится к кузову автомобиля.

Чтобы передать крутящий момент от двигателя к колесам, используются полуоси, прикрепленные к шарнирам угловых скоростей. Такая конструкция применяется как в зависимых, так и в независимых подвесках. Например, передние подвески полноприводных автомобилей часто выполняются по типу «Де Дион».

Как бы ни старались инженеры усовершенствовать конструкцию зависимой задней подвески, самый главный характерный для них минус остается – старт и торможение автомобиля вызывают негативные явления в подвеске. Во время разгона автомобиль «приседает», а при торможении нос машины «клюет». Чтобы повысить плавность разгона и торможения, в конструкцию подвесок добавляют дополнительные направляющие.

3. Полунезависимая задняя подвеска

Основу подвески составляют два продольных рычага, соединенные посередине. Такая конструкция устанавливается только на заднюю ось автомобиля. Полунезависимая подвеска нашла широкое применение в переднеприводных машинах. Конструкция обладает рядом плюсов: несложный монтаж, легкость и компактный размер, что в совокупности уменьшило неподрессоренную массу. В результате при использовании полунезависимой задней подвески кинематика колеса наиболее оптимальна. Недостаток у такого типа подвески лишь в том, что она может устанавливаться только на заднем мосту, если он не ведущий.

Если амортизатор и пружина смонтированы отдельно, то пружину возможно заменить на пневмоэлемент. Дорожный просвет в таком случае можно регулировать при помощи проставок нужной толщины.

Если же пружина и амортизатор собраны в один блок, как на передней стойке авто, то пневмоэлемент монтируется прямо на шток амортизатора.

4. Двухрычажная

Двухрычажная подвеска имеет в конструкции два рычага, что и понятно из названия. Верхний рычаг короткий, нижний – длинный. Применение такой конструкции позволяет минимизировать поперечные движения колеса, которые приводят к ускоренному износу шин и снижают боковую устойчивость автомобиля. При движении колеса вверх-вниз двухрычажная подвеска допускает лишь небольшие угловые его наклоны.

Поперечный рычаг выполнен таким образом, чтобы каждое колесо реагировало на дорожные неровности самостоятельно, оставаясь при этом в вертикальном положении. Практическая польза от подобного инженерного решения – это хорошее сцепление с дорожным полотном.

5. McPherson

Подвеску сконструировал инженер Эрл Мак-Ферсон в 1960 году. Основные конструктивные элементы – рычаг, стабилизатор поперечной устойчивости и блок амортизатора с пружиной. В подвеске применяются телескопические амортизаторы типа «качающаяся свеча». Такое название появилось потому, что амортизатор крепится к кузову при помощи шарнира, и качается во время перемещения колеса по вертикали.

Подвеска Мак-Ферсон уступает в кинематическом плане конструкции на двух рычагах. Это проявляется в отклонении угла наклона колеса от вертикали при работе подвески. Однако благодаря более дешевому и технологичному производству подвеска Мак-Ферсон часто устанавливается в современных автомобилях.

6. Многорычажная

Многорычажная подвеска – это, по сути, улучшенный вариант двухрычажной, со всеми присущими преимуществами. Увеличение числа рычагов и других элементов конструкции привело к повышению стоимости. Возросла конструктивная сложность.

Однако плюсы конструкции весьма существенны – это и плавность хода автомобиля, и хорошая управляемость. Сайлентблоки и шаровые шарниры, применяемые в подвеске, отлично компенсируют удары при проезде препятствий. Многорычажная подвеска достаточно тихая, так как сайлентблоки, посредством которых рычаги крепятся к подрамнику, уменьшают шум от колес.

Выдающиеся ходовые качества многорычажной подвески завоевали ей место в автомобилях бизнес-класса. Применение этой подвески наделяет машину плавным ходом, четкой управляемостью при маневрах и проезде любых препятствий.

Основные плюсы многорычажной подвески:

  • колеса работают независимо друг от друга;
  • низкая неподрессоренная масса;
  • регулировки в продольном и поперечном направлении осуществляются независимо;
  • хорошая поворачиваемость;
  • отлично подходит для полноприводных автомобилей.

Два существенных недостатка многорычажной подвески – цена и стоимость. Ранее она использовалась только в дорогих машинах. Но в последнее время даже некоторые бюджетные автомобили имеют заднюю многорычажную подвеску.

Пневмоэлемент на подвесках, описанных ранее, устанавливается примерно похожим способом, одеваясь на шток амортизатора. Благодаря применению сальников обеспечивается герметичность конструкции. Крепление пневмоэлемента к стойке также защищается от воздействия влаги.

Рекомендуем

Распространенные неисправности задней подвески автомобиля

Все автопроизводители сегодня стремятся сделать подвеску выпускаемых автомобилей максимально комфортной и надежной. Более того, машины, произведенные для российского рынка, оснащаются усиленным вариантом подвески. Усиление это достигается увеличением дорожного просвета и применением более жестких пружин. Но эксплуатация на отечественных дорогах рано или поздно вызывает неисправности даже усиленной ходовой, что ставит владельца автомобиля перед необходимостью ремонта.

Перечислим основные неполадки, возникающие в конструкции подвески:

  • нарушение развала-схождения (углов установки колес);
  • деформация рычагов подвески;
  • ослабление или разрушение пружин;
  • различные повреждения амортизатора;
  • износ опоры амортизатора;
  • износ втулок или повреждение стабилизатора поперечной устойчивости;
  • повреждение резинометаллических или шаровых элементов крепления подвески.

Главная причина износа подвески – это низкое качество дорог. Однако есть и другие факторы, влияющие на долговечность деталей ходовой. Например, стиль и мастерство вождения, особенно при проезде неровностей. Важное значение имеет квалификация мастеров автосервиса, обслуживающих подвески. А также многое зависит от качества комплектующих, которые применяются при ремонте.

Неполадки в подвеске возникают или постепенно, или одномоментно. Такое случается при проезде неровностей и препятствий. Игнорирование одних неисправностей может повлечь выход из строя других деталей, так как в подвеске все взаимосвязано.

Автовладелец может по косвенным признакам понять, что в подвеске начинаются проблемы. Перечислим эти признаки:

  • автомобиль не держит дорогу (норовит уйти в сторону);
  • повороты и торможение сопровождаются раскачиванием кузова машины;
  • движение автомобиля сопровождается вибрацией;
  • подвеска стучит во время езды;
  • «пробои» или возросшая жесткость во время проезда неровностей;
  • шины изнашиваются быстро или неравномерно.

Однако следует знать, что подобные признаки характерны и для неполадок рулевого управления. Поэтому конкретно установить, какой же узел автомобиля нуждается в ремонте, можно только после тщательного осмотра и проверки всех элементов подвески.

Вышеперечисленные признаки могут быть вызваны совсем не неисправностями в подвеске, а нарушениями номинальных рабочих параметров колес. Например, при недокачанных шинах автомобиль может не держать дорогу, отклоняться в сторону. Вибрация также вызывается недостаточным давлением воздуха в шинах. Если колесо не отбалансировано, то при движении ожидаемо возникновение биений и стуков в подвеске. Поэтому при диагностике состояния подвески в первую очередь исключают версии, связанные с несоответствием рабочих параметров колес.

Некоторые автомобилисты игнорируют неисправности и передвигаются на автомобиле с неисправной подвеской. Но делать этого категорически не рекомендуется, так как любая неисправность в ходовой может вызвать аварию.

Систематизируем в таблице неисправности подвески и признаки, которые о них свидетельствуют:

Увод в сторону при движении

Нарушение развала-схождения передних колес;

нарушение геометрии рычагов подвески;

потеря жесткости пружины;

поломка верхней опоры амортизатора;

выход из строя стабилизатора поперечной устойчивости.

Раскачивание при поворотах и торможении

выработка втулок или поломка стабилизатора поперечной устойчивости.

Вибрация в движении

нарушение угла установки передних колес;

амортизатор утратил свои характеристики.

Стук при движении

требуют замены резинометаллические или шаровые элементы подвески

Деформация рычага подвески;

снижение жесткости пружины;

требуют замены резинометаллические или шаровые элементы подвески.

Неравномерный или повышенный износ шин

Нарушение угла установки передних колес;

деформация рычага подвески;

требуют замены резинометаллические или шаровые элементы подвески

8 поводов для ремонта задней подвески автомобиля

  1. Раскачка кузова

При возникновении явления раскачки можно с уверенностью сделать вывод, что существует неисправность в амортизационных стойках. Езда на автомобиле с таким дефектом в первую очередь несет дискомфорт для водителя и пассажиров. Кроме того, неизбежно теряется управляемость, соседствующие элементы подвески и трансмиссии начинают быстрее изнашиваться. Особенно это чувствительно для небогатых российских автомобилистов. Езда с раскачивающимся кузовом почти гарантированно выводит из строя рычажные и амортизационные сайлентблоки, верхние опоры и отбойники хода сжатия.

Увеличение длины тормозного пути

Чрезмерные качания и клевки подвески вызывают ложные срабатывания систем ABS и ESP. Игнорировать проблему не получится, потому что в итоге страдает качество торможения и снижается управляемость машины. А это уже угрожает безопасности участников дорожного движения. Исследования показывают, что изношенные амортизаторы часто увеличивают тормозной путь автомобиля. В случае экстренного торможения неисправные амортизаторы не могут обеспечить качественное сцепление с дорогой, задние колеса машины «танцуют», что в целом снижает эффективность тормозов.

Потеря устойчивости

Снижение эффективности торможения – это не единственная проблема, которая возникает при неисправности амортизатора. Утративший свои функции амортизатор не может обеспечить качественный и постоянный контакт колеса с дорогой. При движении автомобиля возникают маневры, когда он будет касаться земли не всеми колесами. Такие ситуации потенциально опасны. Если имели место срывы в скольжение колес любой оси автомобиля, то это веский повод провести диагностику шин, подвески и особенно амортизаторов.

Клевки кузова

Качания и клевки кузова во время движения вызывают у некоторых водителей ухудшение самочувствия, что ведет к снижению внимания во время вождения. Неисправные амортизаторы не могут гасить динамические крены автомобиля. Поэтому при разгоне и торможении кузов наклоняется взад-вперед, а при поворотах раскачивается из стороны в сторону.

Кроме влияния на управляемость, раскачивание кузова повышает нагрузку на отдельные элементы подвески. Также нередко при качании кузов автомобиля контактирует с неровностями дороги, что приводит к образованию вмятин и дыр в нем.

Стуки при работе подвески

Проезд неровностей автомобилем с исправной подвеской должен происходить тихо. Если при преодолении препятствий слышится стук, значит, как минимум вышли из строя некоторые детали подвески. Неисправность нужно устранить оперативно, так как дефект одного элемента влечет повышенный износ соседних, еще исправных, узлов. Кроме того, вождение автомобиля с неисправной подвеской нельзя назвать комфортным и безопасным.

Сокращение дорожного просвета

Опасный сигнал – если автомобиль опустился к земле. При условии, когда дорожный просвет не занижался намеренно как дань моде. Обычно проседание автомобиля свидетельствует об изношенных пружинах подвески. Даже качественный металл со временем устает. Плюс неизбежная коррозия – и в итоге пружина проседает, а иногда ломаются отдельные витки. Причем ломается пружина часто во время движения, что может вызвать затруднения в управляемости машины. Просевшая или изломанная пружина повышает износ других деталей подвески и сокращает ее ход на сжатие.

Неравномерный износ шин

Виновником неравномерного износа шин тоже может быть неисправность в подвеске. Например, если углы установки колес плавают или, в случае подвески типа McPherson, в стойках образовались люфты, а также при проседании пружин. В результате владелец несет дополнительные расходы на содержание транспортного средства.

Пробои или излишняя жесткость

Подвеска должна вести себя стабильно в любой ситуации. Если работа ее сопровождается пробоями или подвеска, наоборот, становится слишком жесткой, практически дубовой – это верный признак того, что с амортизаторами есть проблемы. Далее неисправности нарастают лавинообразно. Это износ всех соседних элементов подвески, в особо запущенных случаях даже повреждение кузова. Ведь эти элементы станут испытывать дополнительные нагрузки, на которые просто не рассчитаны.

Комфортность поездки на автомобиле с такими дефектами весьма сомнительна. Как и безопасность, ведь нарушается контакт колес с дорогой. В случае заклинивания штока амортизатора подвеска становится ощутимо жестче, напоминая подвеску спортивных машин.

Прогресс в мире науки и техники привел к появлению новых модификаций подвесок, оснащенный множеством электронных и гидравлических систем. Функциональность новейших подвесок находится на новом качественном уровне. Некоторые модели способны изменять жесткость амортизаторов и сайлентблоков. Стабилизаторы и рычаги поперечной устойчивости также теперь способны контролируемо изменять свои параметры. Регулируется дорожный просвет. Задние колеса оснащаются системами подруливания, как пассивного, так и активного. Совершенствуют автопроизводители и классические схемы подвесок.

Диагностика и ремонт таких сложных подвесок требуют наличия специализированного оборудования. Да и навыки персонала играют немалую роль. Содержание профильного парка оборудования доступно только для профессиональных станций техобслуживания. В таких местах обычно и к персоналу предъявляются строгие требования.

Однако в процентном отношении сложными и современными подвесками оборудуется еще небольшая доля автомобильного парка. Это спортивные модели и автомобили представительского сегмента. Эти машины обычно обслуживают на СТО официальных дилеров. А значит, в отрасли нет острой проблемы нехватки специального оборудования для диагностики подвески, а также дефицита соответствующих профессионалов.

Как это ни парадоксально, с течением времени конструкция новых типов подвесок становится более ремонтопригодной. Прогресс идет по следующим направлениям: уменьшается вес деталей, сокращается их количество, снижается трудоемкость ремонтных работ. В первую очередь тенденция выгодна самим автопроизводителям. Ведь чем меньше деталей в подвеске, чем проще ее собрать – тем меньше будет себестоимость автомобиля.

К примеру, в 1960–1970-х годах практически все производители автомобилей изменили конструкцию передней подвески своих новых моделей машин. На смену подвеске с двойными поперечными рычагами пришла подвеска на шаровых опорах и сайлентблоках. Позже и этот тип подвески был заменен конструкцией типа McPherson. Это позволило сократить количество деталей в подвеске на порядок. А чем меньше составляющих – тем проще диагностика и ремонт.

Старые типы подвесок требовали периодического контроля массы соединений и параметров, смазки всех подвижных элементов, регулировки подшипников. Соответственно, приходилось часто проверять сход-развал колес. Современные конструкции подвесок не требуют никакого обслуживания до того момента, пока не производится замена отдельных деталей. Причем углы установки колес нужно корректировать при замене лишь некоторых элементов подвески.

Отсюда можно сделать вывод, что подвеска автомобилей для массового рынка в современности стала сложнее в производстве, но ремонтопригоднее. Поэтому станции техобслуживания, профилированные на ремонт подвески, оснащены проще и дешевле, чем, например, станции по ремонту двигателей. В сфере ремонта подвесок решающим фактором является квалификация персонала и соблюдение технологии выполнения работ.

Рекомендуем

Проверка состояния задней подвески автомобиля

Чтобы продлить срок работы задней подвески автомобиля, нужно следовать определенным правилам. Каждые 20 тыс. километров пробега необходимо произвести осмотр подвески. Внеочередную проверку рекомендуется проводить каждый раз после наезда на большое препятствие или попадания в яму.

Разработаны подробные инструкции, призванные помочь владельцу автомобиля самостоятельно диагностировать состояние подвески:

  1. Поднять заднюю часть автомобиля при помощи подъемника или домкратов. Затем, вращая заднее колесо вручную, прислушаться – не издает ли оно посторонних звуков при вращении. Посмотреть, насколько легко вращается колесо.
  2. Надавливая снизу и сверху, раскачать колесо по вертикали. Внимательно прислушаться – не сопровождается ли движение колеса стуком, нет ли люфтов. Если указанные явления присутствуют, необходимо повторить операцию с зажатой педалью тормоза. Тут понадобится помощник. Если стук прекратился, с высокой долей вероятности дело в подшипнике ступицы. Иначе нужно продолжать диагностику.
  3. Вставить отвертку между поворотным кулаком и рычагом. Наличие люфта указывает на необходимость замены шаровой опоры. Если же поврежден только чехол, можно обойтись его заменой.
  4. Отверткой или небольшой монтировкой пошевелить проушину, вставив инструмент между рычагом и подрамником. Если шевелится легко, сайлентблок рычага выработал свой ресурс и нуждается в замене.
  5. Двигая шаровые шарниры, оценить наличие люфта. Если выявлен люфт, стойки шаровых шарниров должны быть заменены. Осмотреть чехлы шаровых шарниров и рулевого механизма. Не должно быть трещин и других повреждений. Осмотреть амортизатор на наличие подтеков масла. Подтеки указывают на необходимость замены амортизатора. Осмотреть втулки, пружины и буфер движения.
Рекомендуем

Ремонт задней и передней подвески автомобиля своими руками

Ремонт задней подвески вполне по силам выполнить самостоятельно. Процесс достаточно трудоемкий, однако не требующий специальных навыков и знаний.

Необходимо лишь обзавестись следующими инструментами:

  • домкраты;
  • подъемник или яма;
  • набор шестигранников;
  • рожковые ключи и головки;
  • молоток;
  • съемник;
  • пружинные стяжки;
  • проникающая смазка типа ВД-40;
  • смазка «Литол»;
  • болгарка – в некоторых случаях без нее не обойтись.

При наличии такого набора инструментов можно смело приступать к самостоятельному ремонту задней подвески.

Передние колеса легковых машин обычно оборудуют независимой подвеской. Комфортность передвижения в таком случае на высоте, ведь каждое колесо надежно сцеплено с дорогой.

А вот задняя подвеска зависимая, колеса соединены балкой. То есть колебания одного колеса передаются другому, снижая его сцепление с дорожным покрытием.

Определить исправность амортизаторов и пружин можно, нажав и отпустив угол кузова машины. Исправный амортизатор должен вернуть кузов в исходное положение без колебаний. В случае наличия колебаний необходимо тщательно обследовать амортизатор, пружину, верхнюю и нижнюю опоры стойки. Визуально оценивают геометрию задних колес. Если углы их наклона не одинаковые или колеса располагаются на разной высоте от корпуса, это свидетельствует о дефекте балки, которую нужно заменить.

Движение по плохой дороге с ямами сопровождается стуком в подвеске.

Стуки появляются из-за износа и старения сайлентблоков. Итог разрушительных процессов – появление зазоров в сайлентблоках, люфт балки и рычага друг относительно друга. Если движение автомобиля сопровождается необычным гулом в колесе, нужно проверить люфт ступичного подшипника.

Опишем процедуру замены заднего амортизатора. Предварительно, за несколько часов до работы, неплохо обработать все болтовые соединения смазкой ВД-40. Если амортизатор находится внутри пружины, для его замены нужно эту пружину сжать. Делается это при помощи пружинной стяжки. Откручивают крепление амортизатора к подвеске. Если гайки «прикипели», используют усилители ключей или нагрев болтовых соединений. После откручивания гаек вынимают болты из проушин и снимают неисправный амортизатор.

Установка нового амортизатора производится в обратной последовательности. Чтобы совместить нижнее крепление амортизатора с проушиной в подвеске, нужно приподнять машину домкратом. Затяжку всех гаек надо проводить динамометрическим ключом, соблюдая момент затяжки, приведенный в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Рекомендуем

Замена балки автомобиля

Необходимо поднять заднюю часть автомобиля, надежно заблокировав передние колеса. После чего снимают задние колеса. Отсоединяют амортизаторы и пружины от балки. Освобождают балку от троса ручного тормоза. Частично разбирают также магистрали тормозной системы, отсоединяя их от наконечника шланга. В этот момент из системы может начать вытекать тормозная жидкость. Чтобы предотвратить нежелательное явление, нужно заглушить тормозные шланги любым подручным средством. Например, хорошо подходят колпачки от отверстий выпуска воздуха из системы торможения.

Далее откручивают болтовые соединения крепления балки к кузову и демонтируют балку. Монтаж новой детали производят в обратной последовательности. Единственный нюанс – после опускания автомобиля на колеса необходимо еще раз затянуть болтовые соединения, крепящие балку к корпусу машины.

Диагностика и ремонт ходовой части автомобиля — все об авто

Любой узел в составе современной автомашины имеет большое значение при возникновении любых неисправностей транспортное средство может потерять способность к передвижению.

  • 1 Диагностика ходовой части автомобиля
  • 2 Ремонт ходовой части автомобиля
  • 3 Диагностика и замена амортизаторов
  • 4 Диагностика и замена шаровой опоры
  • 5 Диагностика и замена подшипников ступицы
  • 6 Диагностика и ремонт рычагов передней подвески
  • 7 Диагностика и замена пружин

    Ходовая часть автомобиля – это совокупность узлов, которые позволяют передвигаться по дороге с комфортом, и если в передней или задней подвеске происходят поломки, на машине не только неудобно становится ездить, но и в некоторых ситуациях даже опасно. Именно поэтому в обязательном порядке необходимо следит за состоянием ходовой части:

  • с необходимой регулярностью проводить техобслуживание;
  • диагностировать подвеску;
  • по мере надобности менять вышедшие из строя детали.

    Диагностика ходовой части автомобиля

    Любой современный легковой авто имеет две оси колесных, соответственно, каждая ось (мост) оснащается системой рычагов и амортизационных устройств, обеспечивающих плавность хода транспортного средства по дороге. Один из мостов на машине обязательно является ведущим – он передает крутящий момент от двигателя на колеса, также есть автомобили, у которых ведущими являются оба моста.

    Практически на всех современных легковых авто передняя подвеска независимого типа, в состав которой входят:

  • амортизаторы;
  • рычаги;
  • поворотные цапфы (кулаки);
  • шаровые опоры;
  • опорные подшипники;
  • пружины;
  • стабилизатор поперечной устойчивости;
  • стойки стабилизатора;
  • стабилизаторные втулки;
  • балка;
  • ступицы;
  • ступичные подшипники.

    Самые распространенные типы задних подвесок:

  • зависимая (задний мост);
  • полузависимая (балка);
  • независимая (многорычажная).

    Независимо от конструкции задней подвески в ней присутствуют амортизаторы, колесные ступицы с подшипниками, устанавливаются пружины или рессоры, которые смягчают удары при прохождении машины по неровной дороге, обеспечивая плавность хода. Также на задней подвеске часто устанавливаются;

  • рычаги;
  • реактивные тяги;
  • балка;
  • задний стабилизатор;
  • втулки стабилизатора.

    В процессе эксплуатации детали ходовой части изнашиваются и в подвеске появляются различные стуки и шумы. Характер возникающих стуков может быть разным, и с некоторыми неисправностями ездить не допускается. Для выяснения причины появления дефекта проводится диагностика ходовой части автомобиля.

    Наиболее распространенный вид диагностики ходовой в автосервисах – внешний осмотр деталей «ходовки» с проверкой соединений элементов подвески на люфты. Также во многих современных автотехцентрах для диагностики используется специальное оборудование (люфт детекторы, вибростенды), с помощью современной техники неисправности выявляются быстро и с высокой точностью.

    Ремонт ходовой части автомобиля

    После выявления дефектов с помощью диагностики проводится ремонт ходовой части автомобиля, в основном он заключается в замене деталей подвески, но некоторые элементы ремонтируют, например, в рычагах перепрессовывают сайлент-блоки. Все детали ходовой имеют свой определенный ресурс и требуют замены по мере износа. В некоторых случаях элементы подвески ломаются раньше установленного срока, основные причины выхода деталей из строя:

  • деформация вследствие удара или наезда на препятствие;
  • низкое качество устанавливаемых деталей;
  • эксплуатация автомобиля с повышенными нагрузками или в тяжелых дорожных условиях.

    С ремонтом ходовой части затягивать не следует, и если возникли какие-либо неисправности в «ходовке», их необходимо немедленно устранять. Например, недопустимо ездить с люфтами шаровых опор, рулевых тяг и наконечников – если шаровая разлетится, последствия могут оказаться непредсказуемыми, так как машина совсем перестанет слушаться руля.

    Диагностика и замена амортизаторов

    Амортизаторы в автомобиле предназначены гасить вертикальные колебания, без них автомобиль будет сильно раскачиваться при прохождении неровных участков дороги. Неисправный амортизатор может проявлять себя по-разному:

  • при заклинившем амортизаторном штоке автомобиль будет очень жестко ехать по дороге;
  • если амортизатор потеряет упругость, машину будет сильно раскачивать на дороге вверх и вниз.

    В любом случае с плохими амортизаторами ездить нельзя:

  • при раскачивании авто заметно ухудшается управляемость транспортного средства, увеличивается тормозной путь;
  • если амортизатор заклинит, машина будет ехать очень жестко, «соберет» все кочки на дороге, в салоне пассажиры почувствуют удары подвески.

    Диагностику амортизаторов сделать несложно, достаточно поставить машину на ровную площадку и попробовать раскачать ее вверх-вниз. Если кузов при раскачке сразу гасит колебания, то, скорее всего, детали в порядке. Когда авто продолжает некоторое время раскачиваться, вероятно, амортизаторы не выполняют свою функцию – они не имеют необходимой упругости. Убедиться в правильности диагностики можно внешним осмотром этих деталей – если неисправны амортизаторы, в районе штока будут заметны следы масла.

    Амортизаторы ремонтируют очень редко, так как стоят они в основном недорого, и меняются довольно просто, но многое зависит от типа подвески. Очень легко провести замену этих деталей на заднеприводных автомобилях, таких как ВАЗ-классика или Волга – для этого нужно отвернуть гайки крепления сверху и снизу и демонтировать устройство. На переднеприводных автомобилях замена производится чуть сложнее – приходится отсоединять амортизаторную стойку от поворотного кулака, а также снимать пружину.

    Диагностика и замена шаровой опоры

    Износ шаровой опоры можно определить по признакам:

  • в районе передней подвески появляется стук;
  • увеличивается люфт в рулевом колесе;
  • управляемость автомобиля становится хуже.

    Диагностировать опоры удобно на автоподъемнике, но можно и просто на земле, на ровной площадке. Проверяется состояние шаровой внешним осмотром, поворотом колеса руками. Также проверяют наличие люфта с помощью арматуру, которую устанавливают между рычагом и ступицей передней подвески. Если люфт есть, при перемещении монтирования он будет сразу заметен.

    Шаровые опоры имеют свой определенный ресурс, в среднем на легковых автомобилях они служат от 50 до 100 тыс. км пробега. Но детали могут выйти из строя раньше, наиболее часто распространенная причина преждевременного износа шаровой – порван пыльник. Чтобы шаровые опоры прослужили дольше, необходимо периодически проводить техобслуживание – проверять состояние пыльников.

    Диагностика и замена подшипников ступицы

    В отличие от шаровой опоры подшипник ступицы колеса не стучит, а гудит при движении автомобиля. Причем, шум усиливается по нарастающей при разгоне, а при уменьшении скорости соответственно уменьшается. Проверить шумящий подшипник можно на месте, для этого нужно поднять автомобиль на домкрате и прокрутить колесо – неисправная деталь издает слегка неприятный скрипучий звук. Следует отметить, что если подшипник гудит долго, потом он уже начинает хрустеть и щелкать, а в дальнейшем может и заклинить. Когда на ходу «клинит» колесо – это очень опасно, так как автомобиль теряет управление и может попасть в аварию, поэтому с такой неисправностью эксплуатировать машину нельзя.

    Срок службы подшипника ступицы зависит от модели автомашины, и в среднем составляет 50-100 тыс. км. заблаговременно детали выходят из строя, если в ступицах недостаточно смазки, поэтому при техническом обслуживании необходимо проверять ее наличие, и при необходимости смазывать ступицы. Хотя существуют различные марки автомобилей, принцип замены этих деталей на всех моделях авто примерно одинаков, разница заключается лишь в том, что на одних автомашинах подшипники снимаются и устанавливаются легко, а на некоторых автомобилях они запрессовываются под давлением. Снять подшипник легче – его внешнюю обойму можно расколоть, а вот для запрессовки понадобится пресс, и поэтому такую работу выполняют в условиях технически оснащенного автосервиса.

    Диагностика и ремонт рычагов передней подвески

    Рычаги подвески могут быть разными по конструкции – с запрессованными в них сайлент-блоками или с шаровыми опорами. На некоторых рычаги опоры устанавливаются на заклепках, на других крепятся гайками с болтами. Как правило, рычаги передней подвески к балке крепятся через салент-блоки, которые обеспечивают мягкую работу подвески.

    Со временем салент-блоки (металло-резиновые втулки) изнашиваются, и в соединениях появляется люфт, который сопровождается стуком в подвеске. Диагностируются втулки рычагов так же, как и шаровые опоры, и при обнаружении люфтов в них требуют замены. Следует отметить, что перепрессовать втулки можно не на всех рычагах – на некоторых моделях авто эти детали меняются только полностью в сборе. Еще одна довольно частая причина замены рычагов – деформация этих деталей при наезде на препятствие или при аварии.

    Диагностика и замена пружин

    Поломка пружин в ходовой части автомобиля – явление достаточно частое, детали выходят из строя по нескольким причинам:

  • автомобиль часто эксплуатируется по плохим дорогам;
  • машина регулярно перегружается;
  • установлены детали плохого качества.

    Характерные неисправности этих элементов подвески – проседание самой или излом пружины пружинного витка. От перегрузки обычно страдают задние пружины, при этом задняя ось становится ниже передней по высоте. Чтобы поднять багажник, используют различные методы:

  • ставят под пружины дополнительные проставки;
  • меняют стандартные пружины на усиленные.

    Если ломается одна из пружин, появляется стук в подвеске, а машина проседает в том месте, где пружинный виток лопнул.

    Как отремонтировать подвеску автомобиля

    Ремонт подвески, один из наиболее распространённых видов восстановления машины. Без преувеличения можно сказать, что обслуживание и реставрация подвески процедура неизбежная. Периодичность и масштаб ремонта подвески во многом определяются условиями эксплуатации транспортного средства и количеством пробега, которая прошла машина. Восстановление подвески достаточно сложная процедура, требующая большого количества внимания и соответствующих знаний. В связи с этим ремонт подвески в условиях профессиональной мастерской отличается предельно высокой ценой. Немалая часть автолюбителей узнав, стоимость работ по ремонту автомобиля принимает решения восстановить подвеску своими руками.

    Сложность ремонта подвески определяет характер и масштаб поражения подвесной части транспортного средства. Мелкомасштабные повреждения ходовой части транспортного средства успешно устраняются руками автолюбителя. Для капитального ремонта подвески, потребуется наличие профессионального оборудования и хороший опыт в сфере ремонта автомобилей. Поэтому перед тем как приступить к восстановлению ходовой части своими руками, необходимо провести тщательную диагностику и разобрать распространённые неисправности подвески.

    В ходе эксплуатации легковых автомобилей в первую очередь приходит в неисправность передняя часть подвески. Дело в том, что при езде, передняя подвеска авто принимает на себя большую часть нагрузки. Плохое состояние российских дорог, неизбежно приводит к износу подвесной части автомобиля. Как известно, передняя подвеска является основной системой управления транспортным средством. Поэтому, при возникновении неисправности в передней части подвески необходимо своевременно приступить к диагностике и восстановлению для сохранения безопасности участников движения.

    Подготовка

    Итак, если на вашей машине произошло такое, что требуется срочный ремонт ходовой части, причем и передней, и задней, то перед вами станет выбор. Он заключается в том, чтобы выбрать, как ремонтировать ходовую часть машины. Первый вариант – это ремонт на станции технического обслуживания автомобиля. В этом случае вы лишаете себя всех ремонтных работ, но это стоит немалых денег. Если было решено сохранить некоторую сумму, то есть второй вариант, в этом случае ремонт подвески придется производить своими руками.
    Дело в том, что ходовая часть машины считается важным механизмом во всем устройстве автомобиля. От работоспособности ходовой части напрямую зависит управляемость и устойчивость всей машины. Кроме того, что нужно производить ремонт подвески машины, нужно систематически производить и диагностику ходовой части, других узлов и агрегатов машины. Это очень важно для того, чтобы уберечь себя и пассажиров от дорожно-транспортного происшествия.

    Диагностика

    Всем понятно, что перед тем, как начинать производить ремонт подвески автомобиля, нужно произвести диагностику. Как сказано выше, кроме того, что нужно производить диагностику перед ремонтом, ее нужно производить несколько раз в год. Это поможет предотвратить серьезные поломки. Кроме того, как производить диагностику ходовой части, следует сделать диагностику и других агрегатов и механизмов.
    На самом деле диагностика передней и задней подвески практически не отличается друг от друга, независимо от того, какая марка и модель транспортного средства. Основным отличием считается то, что в устройство передней подвески входят не только амортизирующие устройства, но и устройства, которые позволяют управлять автомобилем. Мало кто знает, но существует три основных вида диагностики транспортного средства. Первый тип – это компьютерная диагностика. К сожалению, воспользоваться такими услугами могут только водители, у которых установлены системы электронного управления.

    Это означает, что водители старых машин не могут пользоваться этим типом диагностики. Для водителей старых машин подойдут остальные два варианта диагностики. Второй вариант идеально подойдет для транспортных средств абсолютно всех марок, моделей и комплектаций. Диагностика в этом случае производится на специальном стенде, который имитирует суровые дорожные условия. Это устройство, которое позволяет проверить автомобиль, называется вибростенд. На самом деле этот способ диагностики автомобилей самый распространенный и с помощью этого метода можно обнаружить все неисправности в передней и задней подвеске. Существует еще один метод, но для того, чтобы воспользоваться им, нужно найти действительно хорошую станцию технического обслуживания, где работает такой мастер, который сможет определить все поломки лишь прокатившись на машине, после чего осуществить качественный ремонт подвески. Только такого мастера в наши дни очень редко где можно встретить, поэтому таким способом диагностики уже никто не пользуется.

    Ремонт

    Если все-таки было решено производить ремонт подвески своими руками, то нужно обратить внимание на те агрегаты, которые чаще всего приходят в негодность и в первую очередь проверить именно их. Ремонт передней подвески автомобиля производится чаще всего. Поэтому перед тем, как производить ремонт передней подвески автомобиля, нужно знать, что в первую очередь чаще всего приходит в негодность. Самой часто ломающейся деталью считаются амортизаторы. Кроме них часто в негодность приходят пружины и опорные стаканы. Исходя из этого, нужно менять или ремонтировать стойки. В последнее время водители все чаще производят ремонт стоек самостоятельно.

    Дело в том, что это экономичнее и практичнее. Многие ремонтируют даже амортизаторы, если это возможно. Кроме амортизаторов в передней подвеске часто ломаются шаровые опоры, ШРУСы и наконечники. Дело в том, что со временем на этих устройствах появляется люфт. Проверить его можно без труда на подвешенной машине. Следующее, что часто ломается, — это резинотехнические изделия. В этот список входят различные сальники, прокладки и пыльники. Их нужно менять в первую очередь, потому что без защиты от грязи и пыли многие устройства не смогут долго работать. Последнее, что ломается в устройстве передней подвески автомобиля, так это рычаги подвески.

    На самом деле они выходят из строя реже всего, поэтому они последние в этом списке. Разобравшись с тем, что может часто ломаться в подвеске, нужно найти неисправные части и заменить их или произвести ремонт подвески. Как известно, кроме передней ходовой части, в автомобиле есть и задняя. На самом деле для того, чтобы произвести ремонт задней подвески автомобиля, не потребуется проверять такое большое количество устройств и агрегатов. В задней ходовой части практически всех современных автомобилей нет ничего кроме амортизирующих устройств. Поэтому для того, чтобы начать производить ремонт задней подвески автомобиля, нужно всего лишь проверить амортизатор, пружину и стаканы крепления. Лучшим ремонтом считается замена сломанной детали. Даже после ремонта стоек через некоторое время они все равно придут в негодность, и все равно потребуется замена.

    Подводим итоги

    Как всем известно, по весне вместе со снегом тает и асфальт на дорогах, по которым в дальнейшем придется ездить автомобилистам. Конечно же, за время движения по разбитым дорогам в негодность приходит ходовая часть автомобиля, устройство которой предполагает большие расходы на ремонт. На самом деле, подвеска автомобиля считается важным узлом всего устройства автомобиля, и подвеску нужно ремонтировать сразу же после обнаружения неисправности, это поможет предотвратить серьезное дорожно-транспортное происшествие.

    http://rad-star.ru/pressroom/articles/diagnostika-remont-zadney-podveski/

    Диагностика и ремонт ходовой части автомобиля — все об авто

    Как отремонтировать подвеску автомобиля

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожее

    Ремонт своими руками дэу нексия

    Ремонт своими руками дэу нексия Ремонт Daewoo Nexia своими руками Сайт etlib.ru предоставляет доступ к обширному каталогу материалов, который делает ремонт Дэу Нексия своими руками доступным каждому. Здесь имеются различные видео, фотоотчеты, инструкции и советы по обслуживанию, ремонту и эксплуатации Дэу Нексия. Информация постоянно дополняется и умножается, представляя таким образом лучшую альтернативу руководства по ремонту […]

    Ремонт и замена chery amulet своими руками

    Ремонт и замена chery amulet своими руками Ремонт Чери Амулет своими руками Компания Chery изрядно удивила автомобилистов в начале 2000х годов, когда на дорогах стали появляться автомобили, копирующие внешность Seat Toledo, но с характерным китайским акцентом. Так компания впервые появилась на автомобильном рынке стран СНГ. До 99го года они не могли получить лицензию на продажу, […]