Рейтинг 10 электрокаров из Японии | Поломки авто
Топ 10 самых популярных электромобилей из Японии
Последние несколько лет на мировом рынке автомобилестроения не утихают страсти вокруг более экологичных видов транспорта, способных составить достойную конкуренцию «классическим» ДВС на углеводородном топливе. Автоконструкторами предлагалось множество различных вариантов силовых установок, но наибольшее распространение получили автомобили, приводимые в движение за счет использования электродвигателей, получившие название «электрокары».
Первое, что приходит в голову при упоминании электромобилей, это знаменитое детище американского инженера и изобретателя Илона Маска, подарившего миру автомобили Tesla, которые за считанные годы перевернули представление об автомобилестроении в целом. Однако, данный стартап не является эксклюзивной разработкой американских инженеров, поскольку задолго до создания компании «Tesla» в Японии успешно разрабатывались и производились электромобили, которые можно свободно купить и сегодня.
В данной статье мы расскажем о 10-ти самых популярных электрокаров из Японии, а также поговорим об особенностях эксплуатации таких машин, их преимуществах перед обычными авто, правилах обслуживания и запасе хода каждого из них.
Главные преимущества
По сравнению с бензиновыми «собратьями», любой электромобиль может похвастаться:
- Значительной экономией средств владельца, поскольку электроэнергия намного дешевле углеводородных видов топлива;
- Практически полным отсутствием шума при работе;
- Нулевым уровнем выбросов в атмосферу;
- Увеличенным объемом полезного пространства автомобиля, т.к. электродвигатели намного компактнее ДВС;
- Низким центром тяжести, что положительно сказывается на управляемости;
- Возможность заряжать аккумуляторы от стандартной электрической сети.
Особенности эксплуатации электрокаров
Если проводить аналогию с «обычными» автомобилями, оборудованными ДВС, то передвижение на электромобиле вынуждает владельца постоянно контролировать расход заряда аккумулятора. Можно справедливо заметить, что и в бензиновых машинах количество залитого горючего строго ограничено и способно очень быстро заканчиваться, но в случае с ДВС вы можете легко и быстро восполнить запас топлива на ближайшей заправке, чего нельзя сказать об электрокарах, поскольку в нашей стране практически полностью отсутствует необходимая для этого инфраструктура.
Кроме того, эксплуатация электрокара в особо холодных регионах России также может вызвать некоторые сложности, поскольку при понижении температуры значительно падает и емкость аккумуляторов, что уменьшает дальность хода автомобиля.
Обслуживание электромобилей
Обслуживание автомобиля на электрической тяге, по большей части, мало чем отличается от «обычного» авто. Здесь применяется практически та же подвеска, система рулевого управления, торможения, освещения и т.д. По данным пунктам, периодичность и объем обслуживания практически не будет отличаться от авто с ДВС.
А вот если говорить о самом силовом агрегате и коробке передач, то отличия будут более чем ощутимы. Вместо двигателя внутреннего сгорания, имеющего множество изнашиваемых деталей, а также требующего периодической замены технических жидкостей и других «расходников», здесь используется конструктивно простой электромотор, что очень выгодно для автовладельца. К примеру, из списка регламентного обслуживания можно смело исключать следующие операции:
- Замена моторного и трансмиссионного масла;
- Замена воздушных, масляных и топливных фильтров;
- Проверка, регулировка, замена ремней системы ГРМ и (или) навесных агрегатов;
- Замена свечей и высоковольтных проводов системы зажигания;
- Диагностика и (или) замена компонентов топливной системы и многое другое.
По большому счету, список не нужных больше операций получится настолько велик, что намного проще перечислить те действия, которые входят в перечень регулярного технического обслуживания электромобилей. К ним относятся:
- Проверка уровня и, если это необходимо, замена технических жидкостей в тормозной системе, системе охлаждения аккумуляторов и редукторе;
- Проверка тормозных магистралей;
- Проверка состояния и замена тормозных колодок;
- Диагностика неисправностей и замена элементов подвески;
- Компьютерная диагностика состояния высоковольтной батареи;
- Обслуживание системы кондиционирования;
- Замена салонного фильтра.
Именно в отсутствии необходимости постоянного и, зачастую, дорогостоящего обслуживания (ремонта) и заключается основная экономия средств, которую получает владелец электрического автомобиля, по сравнению с бензиновым.
Рейтинг самых лучших японских электрокаров
После того, как мы разобрались в основных преимуществах и недостатках современных электрокаров, предлагаем вашему вниманию топ десяти самых популярных представителей данного сегмента:
Японский автопроизводитель SIM-Drive в 2011 году представил свое творение, получившее имя SIM-WIL. Как и полагается японским авто, получившийся продукт имеет очень странный дизайн, но это не главное. Намного интереснее его технические характеристики, согласно которым этот необычный авто может пройти до 350 км. на одном заряде при максимальной скорости в 180 км/ч. Кроме того, первую «сотню» этот автомобиль способен развить за 5 секунд, что очень неплохо для столь малоизвестного бренда.
В 2011 году компания Toyota пополнила список своих электромобилей моделью iQ EV. Изначально он позиционировался как идеальный городской kei-car, хотя не мог похвастаться дальностью хода на одной зарядке. Аккумуляторов Toyota iQ EV хватит всего на 80-85 км., что не очень много для современного автомобиля. Кроме того, двигатель на 47 кВт не может показать и выдающихся динамических характеристик. Так, для этой модели максимальная скорость составляет всего 125 км/ч, а 0-100 машина разгоняется за 14 секунд.
От домашней сети в 220 вольт авто можно зарядить за 3 часа, а с помощью специальной «быстрой» зарядной станции емкость аккумуляторов до 80% можно восполнить всего за 15 минут.
Главным преимуществом этого автомобильчика является его высокая надежность и невысокая цена, за что он и полюбился многих жителям страны Восходящего Солнца.
Полностью электрическая версия достаточно знаменитой Honda Fit внешне ничем не отличается от своего бензинового собрата. Данная машина, имеющая под капотом электромотор на 92 кВт и литий-ионный аккумулятор на 20 кВт/ч, способна на одной зарядке пройти 200 км. по трассе или 125 км. в смешанном режиме, что значительно опережает показатели знаменитого Nissan Leaf. 240-вольтовая зарядная станция, которая является собственной разработкой компании Honda, способно восполнить заряд аккумуляторов всего за 3 часа, что также является несомненным плюсом.
Единственное, за что эта машина не получила пальму первенства на рынке бюджетных электрокаров — это достаточно высокая цена.
Выпущенный еще в 1997 году электрический кроссовер от Toyota перевернул все представление об автомобилестроении тех лет. Первое поколение этой модели было выпущено крайне ограниченным тиражом — 1485 экземпляров. Аккумулятор в 27 кВт/ч позволял разгоняться до 120 км/ч и обеспечивал дальность хода в 180 км., что весьма неплохо для электромобиля, построенного более 20 лет назад.
Второе поколение RAV4 EV уже разрабатывалось совместно с небезызвестной Tesla Motors и увидело свет в 2010 году. Оборудованный 30 кВт/ч литий-металлооксидным аккумулятором, данный кроссовер мог преодолеть расстояние в 160 км. на одном заряде, имея максимальную скорость в районе 160 км/ч.
Небольшая Японская автокомпания SIM-DRIVE недавно представила свое детище, получившее название SIM-HAL. Нельзя сказать, что эта машина пользуется большим спросом в своей стране, но ее впечатляющие характеристики стоят упоминания.
Четыре электромотора, встроенные во все ее колеса, имеют суммарную мощность в 355 л.с., что позволяет разгонять полноприводный SIM-HAL до 100 км/ч всего за 4.5 секунды при максимальной скорости в 180 км/ч.
Пока этот автомобиль выпускается исключительно для внутреннего рынка Японии, поэтому пока комплектуется только с левым рулем, но у руководства компании Mazda существуют амбициозные планы, согласно которым их первый электрический хэтчбек будет официально поставляться на рынок США уже в ближайшее время, после чего пойдет и на европейский.
У данного автомобиля есть все шансы на получение высокой популярности, ведь он может похвастаться:
- Электромотором на 100 л.с;
- Дальностью хода в 200 км. на одной зарядке;
- «Максималкой» в 140 км/ч;
- Зарядкой аккумуляторов от домашней сети за 5 часов;
- Достаточно демократичной ценой.
Данный субкомпактный автомобиль от компании Mitsubishi является единственным полноценным электромобилем, поставляемым на территорию России в настоящее время. Имея рекомендованную цену в 1.8 млн. руб. этот авто может предложить запас хода в 150 км., максимальную скорость не более 130 км.ч., а зарядка от домашней сети будет длиться в районе шести часов.
Для российского покупателя такие цифры являются более чем удручающими, но в Японии, где цена на эти автомобили значительно ниже, а также есть развитая сеть быстрых зарядных станций, Mitsubishi I-MiEV имеет большую армию поклонников.
Toyota Prius Plug-In Hybrid
По своей сути Prius является классическим гибридом, но т.к. в рассматриваемой версии существует еще и порт для зарядки, то его можно смело отнести с классу электромобилей. Небольшая батарея предоставляет хоть и теоретическую, но все-таки возможность ездить на машине только за счет электричества, не заливая в бак ни грамма топлива.
Но при езде в таком режиме придется планировать свой маршрут таким образом, чтобы пробег не превышал 20 километров, а в конечном пункте назначения имелась розетка.
Небольшой электрический минивэн от компании Nissan стал вторым по счету серийно выпускаемым электрокаром данной автопроизводителя и был разработан с применением технологий, использованных в небезызвестном Nissan LEAF. Главные отличия от своего «старшего брата» заключаются лишь в форме и размерах кузова, а также увеличенном клиренсе.
Электромотор на 80 кВ, работающий вместе с 24 кВт/ч батареей, способен обеспечить дальность хода в 180 километров. Чуть позже, производитель выпустил обновленную версию машины, в которую уже был интегрирован аккумулятор на 40 кВт/ч, что увеличило дальность хода до 250 км. на одном заряде.
А безоговорочным лидером на рынке Японских электрокаров является знаменитый Ниссан Лиф, который уже несколько лет подряд продолжает завоевывать различные награды по всему миру, в числе которых есть даже звание самого продаваемого электромобиля на планете. Дела идут настолько хорошо, что в 2017 году компанией Nissan был налажен выпуск уже второго поколения Leaf.
За более чем 7 лет с начала производства, Nissan Leaf разошелся по миру тиражом более чем 300 тыс. экземпляров, установив рекорд в своем сегменте.
Новое поколение получило увеличенную батарею, имеющую емкость в 40 кВт/ч., что обеспечило запас хода в 400 км. на одной зарядке, а 150-сильный электромотор разгоняет эту машинку до 100 км/ч за какие-то 7.5 секунд.
В заключении. Стоит ли приобретать электрокар?
Полноценное использование электрокара в повседневных поездках уже давно не является чем-то крайне неудобным. Даже нынешнее развитие технологий на этом рынке дает возможность немало экономить на топливе, совершая рядовые поездки без какого-либо дискомфорта, параллельно с этим делая свой город немного чище. И это еще не говоря о том, что разработка новых технологии в производстве электромоторов и высоковольтных аккумуляторов идет семимильными шагами, с каждым днем приближая человечество ближе к полному отказу от ДВС.
Глупо отрицать, что даже слабо посвященным в вопросы электротранспорта людям, с каждым днем, все больше становится понятно — за электромобилями стоит будущее. Так почему бы не пересесть на такой транспорт уже сегодня?
Как и чем торгуют японские магазины электроники?
По причине технологических достижений последних пяти десятилетий многим Япония кажется необычайной страной, в которой всё словно в фантастическом мире, и отчасти это действительно так. Однако кроме чудес техники здесь имеет место и исключительно национальная специфика, проявляемая во многих аспектах жизни, в частности, торговле. Коль скоро одним из самых впечатляющих в мире считается прогресс, достигнутый Японией в электронике и электротехнике, представляется интересам именно этот сегмент рынка. Что и как продают в этой стране? Есть ли смысл покупать японские товары тем, кто оказался в ней? Чем они отличаются от тех, что продаются в наших магазинах? Что в Японии продается такое, чего нет у нас?
Чисто японские товары
Помимо ноутбуков, планшетов, мобильных телефонов, телевизоров и прочих изделий, довольно широко представленных на российском рынке, в Японии есть собственный товарный ряд, почти незнакомый нашему потребителю. С тех пор, когда в быт широко вошла электрическая энергия, её тут же стали использовать для приготовления пищи, а в особенности главной здешней еды — риса. Круповарка есть в любом японском доме, и, кстати, некоторые теперь очень известные бренды начинали свою деятельность с производства именно этой продукции. Выбор столь же огромен, как и спрос на них: от самых простых моделей до продвинутых, с программным управлением.
Отопительные приборы
Кроме всеобщего технологического прогресса Япония славится и своими древними традициями, касающимися повседневного быта. К одной из них относится отсутствие в домах центрального отопления. Считается, что так здоровее, и вообще, раз у предков не было паровых батарей, то и потомкам они не положены. В связи с этим обстоятельством необходимы какие-то средства обогрева. Традиционно японцы подходят к очагу, установленному посреди дома, и протягивают к нему конечности, но теперь появились и современные электрические ковры, одеяла и простыни, очень прочные и не боящиеся механических нагрузок. Эти устройства популярны, однако потребителям предлагаются и керосиновые обогреватели, похожие на небольшие печки, но работающие на жидком топливе. Иногда они снабжены индикацией температуры, однако этим применение знаменитых японских технологий и ограничивается. Устройство хорошо тем, что почти не производит неприятного запаха, тепла даёт много, но и расход велик: самые экономные конструкции сжигают около половины литра в час.
Другие удивительные продукты
Отдельных слов заслуживают функциональные японские унитазы и приставки к ним, которых, наверное, нет ни в одной другой стране. В Японии, в отличие от всего остального мира, об этой деликатной стороне человеческой физиологии говорить принято открыто и откровенно, а бизнес, обслуживающий её, считается очень престижным.
В России и других странах СНГ потребители имеют представление о роботах-чистильщиках, их активно предлагают, но большой популярностью такая техника почему-то не пользуется. И дело, вероятно, не только в цене, а и в том, что машина, самостоятельно в отсутствие хозяина пылесосящая ковры и паркет, не обеспечивает качественной уборки других поверхностей. В Японии же пол, возможно, главный предмет интерьера. По нему ходят без обуви, и его чистота предельно важна.
В любом магазине удивляет огромное количество сувениров и безделушек, смысл которых понятен только японцам. Иностранцев пытаются просветить, но это удаётся не всегда.
Но довольно о специфических местных товарах. Пора переходить к привычным нам изделиям, а также методам торговли.
Торговые сети
Крупные ритейлы, предлагающие электронику и бытовую технику, представлены брендами Yamada denki, Sakuraya, Big camera, Yodobashi camera и несколькими другими, помельче. Располагаются большие магазины в основном в районах транспортных хабов и станций метро, чтобы покупателям было легче их находить. Трогать, включать, рассматривать со всех сторон и вообще производить произвольные манипуляции можно с любым товаром. Иностранцы могут просить скидку в размере 5 % практически на всё, предъявляя свой паспорт (налог на продажу для них не действует), но только если оставшийся срок действия визы не превышает 90 дней. Кроме этого, во всех крупных торговых сетях действует система бонусов, предусматривающая зачисление на выдаваемую карточку не менее 10 % суммы чека. Этот нюанс важно учитывать при кратковременном пребывании в стране. Если планируется более одной покупки, то рациональным будет сначала оплатить более дорогую, получить дисконтную карту, а потом может выясниться, что второй товар будет бесплатным. Срок использования накопленной бонусной суммы не органичен.
Почему-то считается, что если технику делают в какой-то стране, то там она непременно дёшево стоит. Это не всегда так. К примеру, цена продукции марки SONY во всём мире примерно одинакова, а аппаратуру Panasonic действительно покупать в Японии выгодно. В среднем же в России высокотехнологические товары действительно несколько дороже, а на некоторые позиции цена отличается значительно, и даже в разы.
Специфика
Многие обращают внимание на то, что японская техника, произведенная для внутреннего рынка, внешне отличается от экспортируемых моделей. Это действительно так, а разница обусловлена особенностями национального эстетического восприятия. Японцы в силу культурологических традиций не любят равновесной симметрии, характерной для западной школы дизайна. Но кроме внешности, следует обращать внимание и на технические особенности аппаратуры, изготовленной японцами «для себя». В некоторых случаях она рассчитана на напряжение питания 110 V и частоту 60 Hz, и следует уточнять наличие переключателя на принятые в России параметры. Это же касается стандартов телевизионного вещания: цветность у «чистых японцев» не всегда мультисистемная. Разъёмы электрических вилок другие, такие, как в США, но это как раз не страшно — переходники продаются. В сложной аппаратуре, в том числе в смартфонах и фотоаппаратах, меню может быть только иероглифическое, и на это тоже нужно обращать внимание. Гарантия, выписанная в Японии, в России не действует даже в авторизированных сервисных центрах. Мобильный телефон вообще нет смысла покупать, а впрочем, его и не продадут без подключения к оператору, а для этого иностранцу требуется паспорт и долговременная виза.
Акихабара
Если уж кто-то приехал в Токио и непременно хочет купить себе какую-то технику местного производства, то района Акихабара ему, скорее всего, не миновать. Это приблизительный аналог отечественных радиорынков, только ещё более масштабный. Здесь продаётся всё и намного дешевле, чем в крупных торговых сетях, и хотя некоторые модели уже сняты с производства, а иной товар уже побывал в употреблении, но демократические цены компенсируют эти нюансы. В этом «электронном раю» есть филиалы крупных сетей, и, что очень важно, продавцы иногда разговаривают и понимают по-русски, хотя, конечно, не все. На Акихабаре ещё в конце сороковых торговали лампами и другими радиодеталями. Теперь район развился и превратился в крупный торговый узел, привлекающий иностранцев со всего мира.
Компьютеры
В принципе, ноутбуки, произведённые для Японии, почти ничем не отличаются от любых других. Их блоки питания рассчитаны не только на 110, но и на 220 Вольт, правда Windows обычно на японском и на клавиатуре есть дополнительные кнопки, обусловленные возможностью ввода иероглифов. Если есть желание возиться с переустановкой системы и нанесением русских символов на «клаву», то, в случае очень хорошего ценового предложения, возможно, целесообразно прибрести такой аппарат, хотя чаще всего большого смысла в этом нет.
Автомобильная электроника
Содержание
Volkswagen заявила об острой нехватке чипов для автомобилей
В середине декабря 2020 года Volkswagen предупредила о нарушении цепочки поставок электронных запчастей для автомобилей. Немецкий автопроизводитель сообщил, что столкнулся с замедлением увеличения производства из-за масштабного дефицита поставок, который вызван нехваткой полупроводниковых компонентов для автомобильной электроники. Это связано с восстановлением мировых автомобильных рынков после спада продаж во время пандемии коронавируса COVID-19.
В Volkswagen заявили, что производители полупроводников переориентировали производство на бытовую электронику во время наихудшего спада продаж из-за пандемии.
В заявлении компании говорится:
Предполагается, что нехватка полупроводников окажет влияние на производство на заводах в Китае, Европе, а также Северной Америке в первом квартале 2021 года. Корректировка производства окажет влияние на выпуск моделей Volkswagen, Audi, Skoda и Seat на базе платформы MQB VW Group. Завод Volkswagen в немецком городе Вольфсбург входит в число заводов группы, наиболее пострадавших от дефицита.
Руководитель отдела закупок Volkswagen Мурат Аксель отметил, что компания делает все возможное, чтобы свести к минимуму потери производства и гарантировать, что нормальные поставки клиентам можно будет возобновить как можно быстрее.
Резкий спад продажи автомобилей начал наблюдаться во время первой волны ограничений на фоне распространения COVID-19. Продажи автомобилей в Европе за первые 11 месяцев 2020 года сократились на 25,5% по сравнению с тем же периодом в 2019 году. [1]
На электронику приходится 40% расходов на производство автомобиля (Deloitte)
В конце апреля 2020 года Deloitte опубликовала результаты исследования полупроводникового рынка. Одним из направлений этой работы стало изучение ситуации в сегменте автомобильных чипов и электроники.
По оценкам экспертов, в 2020 году на электронику приходится примерно 40% расходов на производство транспортных средств против 27% в 2010 году и 18% в 2000-м. При этом суммарная стоимость полупроводниковых компонентов (микроконтроллеры, сенсоры, камеры, модули памяти и т. п.), используемых в одной машине, в 2020 году достигла $475 против $150 в начале XXI века.
Растущему внедрению электроники и чипов в автомобилях способствуют масштабная электрификация (гибриды плюс чистые электромобили) силовых установок и создание более продвинутых систем автономного движения, а также расширение коммуникационных возможностей машин за счет связи технологий V2X и 5G.
Системы беспилотного управления уровня 2.0 и 2.5 используют в среднем около шести датчиков. К ним относятся ультразвуковые сенсоры, радары и камеры кругового обзора. Для реализации третьего уровня, то есть с пробочным автопилотом, как, например, на Audi A8, необходимы порядка 13 датчиков; четвертого — 29, а максимального пятого — 32 датчика. В их числе тепловые камеры, оптические дальномеры и лазерные инерциальные навигационные системы.
Кроме того, растущее использование электроники в автомобилях связано с совершенствованием информационно-развлекательных систем и технологий безопасности. В первую очередь это касается так называемых подключенных машин (Connected Car), которые получают новые функции по беспроводной интернет-связи и обмениваются данными через облачные сервисы, указано в отчете.
Аналитики также приводят статистику, согласно которой в 2004 году менее 20% автомобилей в мире оснащались системой стабилизации и около 1% — датчиками давления в шинах. К 2017-му ситуация кардинально изменилась и показатели стали следующие: 100% и более 80% соответственно. Доля авто с подушками безопасности за это время выросла с 20% до 90%, с датчиками контроля «слепых» зон в зеркалах — с 0% до 40%.
К 2020 году автомобили имеют гораздо более сложные системы на борту. К ним относятся адаптивный круиз-контроль, автоматически затемняющиеся зеркала, развлекательные системы и бесключевой доступ. Кроме того, более распространенными стали функции, позволяющие экономить топливо: деактивация цилиндров, системы старт-стоп, а также гибридные или полностью электрические силовые установки, отмечают исследователи.
Еще один фактор, влияющий на увеличение количества чипов и электронных систем в автомобилях, связан с безопасностью. Все чаще можно слышать, что машины могут подвергаться хакерским взломам. Автопроизводители знают об этом, поэтому стремятся защищать свои продукты при помощи более совершенных программных и аппаратных систем. Ситуация осложняется отсутствием единой политики в этом направлении и стандартов кибербезопасности, считают в Deloitte.
В 2020 году на рынке автомобильных полупроводниковых решений появился новый лидер благодаря закрытию в апреле сделки по слиянию Infineon Technologies и Cypress Semiconductor. В 2018 году Infineon продала чипы для автомобильной электроники на сумму $4,2 млрд, что соответствует 9,9% в общем объеме рынка. Это второй показатель после NXP, которая заработала $4,5 млрд (10,8%).
Cypress заняла 14-е место в этом рейтинге с годовыми доходами в $808 млн и рыночной долей в размере 1,9%. Таким образом, сложив доли Infineon и Cypress, получается 11,8%, что превосходит результат Infineon. [2]
2017: Объем рынка автомобильных чипов — $35,7 млрд (Digitimes Research)
29 марта 2018 года аналитическая компания Digitimes Research обнародовала результаты исследования глобального рынка автомобильных полупроводниковых решений. Их продажи в 2017 году выросли до $35,7 млрд c $32,2 млрд годом ранее.
По данным экспертов, большая часть продаж чипов, используемых в автомобилях в 2017 году, пришлась на продукцию четырех компаний: NXP Semiconductors (Голландия), Renesas Electronics (Япония), Infineon Technologies (Германия) и STMicroelectronics (Франция). Они сделали акцент на нескольких сегментах, таких как автомобильные коммуникации и сенсоры, а также системы электропитания.
В категории решений для коммуникаций аналитики отмечают сотрудничество NXP Semiconductors и STMicroelectronics, которые совместными усилиями развивают технологии V2X (vehicle-to-everything) на базе выделенных сетей малого радиуса действия (Dedicated Short-Range Communications, DSRC). Концепция V2X предполагает сетевое взаимодействие транспортного средства с чем-либо — с другими машинами, объектами дорожной инфраструктуры или пешеходами.
В сегменте датчиков производители сделали акцент на радарные сенсоры с частотой 77 ГГц, чтобы расширять возможности систем помощи водителям ADAS (Advanced Driver Assistance Systems).
Что касается энергетических систем, то постепенный отказ автопроизводителей от двигателей внутреннего сгорания в пользу электромоторов будет сопровождаться увеличением выходной мощности и сложности систем питания. Это, в свою очередь, приведет к переменам в области полупроводниковых материалов и архитектур чипсетов, говорится в исследовании Digitimes Research.
По прогнозам аналитиков, в 2018 году объем мирового рынка микросхем, предназначенных для автомобильной электроники, вырастет до $40 млрд, то есть на 11% относительно 2017-го. [3]
Источник Источник http://polomkiauto.ru/top-10-samyh-populyarnyh-elektromobilej-iz-yaponii.html
Источник Источник Источник http://businessman.ru/news/kak-i-chem-torguyut-yaponskie-magazinyi-elektroniki.html
Источник Источник Источник http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0