Поиск неисправностей в электронике | Практическая электроника
Поиск неисправностей в электронике
Методы поиска неисправностей
Негласно среди ремонтников в любой отрасли существуют два метода:
- Обезьяний метод. Это метод, при котором проверяется каждый узел сломанного устройства визуально или “методом тыка”. “А что будет, если я сделаю так и эдак?”. То есть ставим опыты и смотрим на реакцию сломанного устройства. Чаще всего такой метод очень сильно экономит время и нервы.
- Метод умного специалиста. Надеваем очки и делаем умный вид). Берем книжки с инструкциями и описаниями, измерительные приборы, схемы, карты Таро и тд))). Сначала внимательно изучаем схемы, читаем книги, все анализируем в голове и только уже потом начинаем ковырять устройство. Этот метод очень длительный и муторный, но со временем дает хороший результат. Он в основном применяется интеллектуалами. Его также используют и простые ремонтники, после того, как не сработал первый метод)
Алгоритм поиска неисправности
Анализируем ситуацию
Анализ ситуации предполагает обзор и исследование возникшей проблемы. Будьте Шерлоками Холмсами! Ответьте себе на все вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, зачем. Нужно внимательно осмотреть пациента, перед тем как его вскрывать. Может кто смотрел сериал Доктор Хаус? Всю серию они анализируют ситуацию, и только уже потом лечат. Если вы все-таки не знаете с чего начать, вот вам небольшой план:
- обсудите неисправность с владельцем данного электронного устройства
- может вы раньше ремонтировали что то подобное, вспомните что-нибудь похожее из своей практики, бывает так, что узлы радиоэлектронных устройств строятся по одинаковому принципу.
- а если все-таки неисправности нет, просто у владельца нет толка общения с данным устройством. Помню как то у мужичка громкость не добавлялась на мобиле, так он оказывается ее не теми кнопками пытался добавить))).
- определите различия между поломанным устройством и с тем какое оно должно быть при правильной работе.
- оцените ситуацию и сделайте правильные выводы из всего выше сказанного
Определяем причину
Самый большой по времени и серьезный шаг. Начните с подготовки соответствующих схем. Не старайтесь сократить этот этап, бросаясь сразу работать и тратя много времени на исправление устройства, в то время как простое чтение руководства по техническому обслуживанию может способствовать скорейшему решению проблемы. Когда вы подготовились, выполните следующие операции:
- опишите проблему про себя
- сравните ситуацию с условиями работы устройства до возникновения неисправности
- вспомните различные симптомы которые были замечены при возникновении дефекта. Это может быть какой-то шум, запах, искры, дым и тд.
- сравните компоненты. Какие компоненты в порядке, а какие нет. Например, большой резистор во включенной аппаратуре должен быть чуть нагретый.
- сделайте тестирование оборудования с помощью мультика и других приборов.
Принимаем решение
На этом этапе рассматриваем различные варианты решения проблем. Ремонтировать его или выкинуть? Что дешевле и проще? Покупать микросхему или выпаять ее из другого устройства? Смотрим, что будет экономнее по времени и по деньгам. Решать вам.
Помните о необходимости всегда выполнять эти три фазы. Для того, чтобы стать первоклассным специалистом, нужно строго им следовать.
Поиск неисправности лабораторного блока питания
Анализ ситуации
Поиск неисправностей начинаем с анализа ситуации.
Итак, у нас в ремонте лабораторный блок питания. Ну что, ситуацию я проанализировал. Перегрузка по питанию, в результате чего он стал выдавать 24 Вольта, вместо положенных 0-15 Вольт. Напряжение не регулируется. Значит, помер какой-то радиоэлемент. Для того, чтобы определить причину возникновения неисправности, мы должны найти на него схему и вскрыть наш блок питания. Как говорится, “вскрытие покажет”.
Вскрываем наш блок питания
Находим причину возникновения неисправности
На этом этапе мы должны определить причину возникновения поломки, а также параллельно анализировать ситуацию. Как обычно, начинаем осмотр с источника питания. Трансформатор у нас в норме, как и по схеме, он выдает нам переменное напряжение 20 Вольт. После диодного моста на конденсаторе напряжение 35 Вольт. Идем таким путем, проверяя все элементы на своем пути. Для того, чтобы научиться проверять радиоэлементы, нужно прочитать статьи:
а лучше вообще прочитать все статьи сайта)
Ваши органы чувств – ваши помощники
Для того, чтобы определить неисправность, очень часто помогают наши пять чувств, но будем пользоваться четырьмя:
- Зрение (глаза)
- Осязание (кожа)
- Обоняние (запах)
- Слух (уши)
Используйте их как можно чаще. Визуальный осмотр может дать Вам 80% нахождения неисправности. Это может быть сгоревший элемент, или печатная дорожка, а также обрыв или наоборот короткое замыкание. Не поленитесь, осмотрите хорошенько со всех сторон сломанную вещь.
Осязание может также сильно помочь вам в поиске неисправности. Если прибор включить в сеть и потрогать большие резисторы ( их мощность рассеивания, как правило, большая), то они должны быть теплые или даже чуток горячие. Если холодные, значит или в резисторах обрыв, либо напряжение до них не доходит. Микросхемы должны быть холодноватые или чуточку теплые. Процессоры или мощные микросхемы горяченькие. Если уж слишком горячие – то следовательно микросхеме или процессору хана. Холодными должны быть конденсаторы и катушки индуктивности.
Все это приходит с опытом. Используйте осязание как можно чаще, но будьте очень осторожны. Если коснетесь выводов элементов, то вас хорошенько может “дернуть” током, ну смотря, конечно, в какой цепи какой ток.
Настоящий электронщик должен знать запах горелого кремния, проводов, запах горелого трансформатора, горелой платы и тд наизусть. Напрягите свой нюх и попробуйте уловить “аромат” неисправности. Если аппаратура сгорела при вас, то сразу принюхивайтесь и визуально осмотрите ее.
Прислушайтесь к работе неисправной аппаратуры. Может слышится какое-то потрескивание, писк, гудение или еще что-то. Например, гудение асинхронного двигателя говорит о том, что может быть оборвана одна из фаз или не крутятся подшипники. Если гудит трансформатор, то это может значить короткое замыкание в обмотках.
Определяем дефектный узел
Вскрыв блок питания, я обнаружил, что у меня микросхема греется очень сильно при включении блока питания в сеть и нажатия кнопки POWER на самом блоке. Скорее всего в ней возникло короткое замыкание. Находим в интернете даташит на эту микросхему. В моем случае – это LM723. Она является регулятором напряжения.
Но беда не приходит одна. Сгорел еще и транзистор – BD140.
Принимаем решение
Пошел в магазин за новыми запчастями. Итого, микросхема 20 рублей, транзистор – 10 рублей. Вместе 30 рублей.
Ну что же, надо отпаять микросхему, для этого используем наш оловоотсос. На фото вид платы снизу микросхемы.
Выдергиваем микросхему с помощью нехитрого инструмента экстрактора
Подготавливаем новую микросхему, и лудим ее выводы флюсом ЛТИ-120
Вставляем ее в наши отверстия, где находилась микросхема. Вставляйте точно также, как стояла дохлая микросхема! Кто не помнит, как она стояла, производители аппаратуры часто рисуют ее образ на плате. Получается, что выемка микросхемы должна быть справа.
Вставляем ее как надо
И запаиваем по очереди каждую контактную площадку капелькой припоя на кончике паяльника.
Все те же самые операции проводим и с транзистором.
Блок питания у меня заработал как надо. Можно, конечно, его доработать, но на это требуется время и соответствующие знания. Но меня пока что вполне устраивает.
Заключение
Поиск неисправностей приходит с опытом и с годами. Следуйте этим простым этапам определять работоспособность компонентов, и вы никогда не будете носить аппаратуру мастеру-электронику, который сдерет с вас ого-го! Во-первых, вы сэкономите деньги, во-вторых, свою репутацию, ну и в-третьих, получите реальные знания на опыте.
Ремонт пультов от сигнализации автомобиля
Статья о том, как отремонтировать пульт сигнализации машины: основные виды неисправностей и способы их устранения. В конце статьи — видео про ремонт брелка сигнализации своими руками.
Содержание статьи:
- Основные виды неисправностей
- Способы устранения неисправностей пульта сигнализации
- Видео про ремонт брелка сигнализации своими руками
Сигнализация – один из неотъемлемых атрибутов современного автомобиля, так как с её помощью обеспечивается защита от взлома и угона. Управление системой сигнализации зачастую осуществляется посредством специального брелка, на котором обычно располагается небольшой дисплей и несколько кнопок, отвечающих за постановку и снятие автомобиля с охраны.
Кроме того, пульт продвинутых систем сигнализации может быть укомплектован кнопкой открытия багажника, активации/деактивации двигателя и прочими функциями.
Но, как и любое другое оборудования, пульт сигнализации может выйти из строя, поэтому давайте попробуем разобраться, что необходимо делать в таких случаях.
Основные виды неисправностей
Все неисправности пульта сигнализации можно условно поделить на системные и механические. К числу системных можно отнести следующие:
- Подвисание охранной системы;
- Потеря сигнала;
- Рассинхронизация пульта и блока сигнализации;
- Неисправность батареи питания и т.п.
К механическим неисправностям относятся:
- Разбитый экран;
- Западающие кнопки;
- Повреждение корпуса пульта сигнализации;
- Повреждение внутренней платы и другие.
Тут же стоит оговориться, что большинство неисправностей возникают по причине механического (удары, падения) или термического воздействия (сильный нагрев, переохлаждение).
В отдельных случаях виной неисправностей может стать заводской брак, который может проявиться как сразу после покупки охранной системы, так и спустя некоторое время после её использования на автомобиле.
Способы устранения неисправностей пульта сигнализации
Несмотря на достаточную сложность систем охранной сигнализации автомобиля, некоторые виды неисправностей автовладелец в состоянии исправить самостоятельно. К числу таких неисправностей можно отнести:
- Зависание – для устранения данной неполадки рекомендуется перезапустить устройство, если такая функция предусмотрена компанией-производителем. Чаще всего сброс осуществляется одновременным нажатием и удержанием нескольких кнопок либо при помощи специальной кнопки, сильно утопленной в корпус брелка. Кроме того, систему можно перезагрузить путём обычного изъятия источника питания.
Рассинхронизация – чтобы справиться с этой проблемой, необходимо просто-напросто произвести повторную настройку брелка сигнализации. Иными словами, заново добавить его в память охранной системы. Информацию о том, как это сделать, можно найти в инструкции к охранной системе, идущей с ней в комплекте.
Не реагирование брелка на нажатия ввиду присутствия сильных помех в виде крупных промышленных объектов или специализированных «глушилок». Решением проблемы в данном случае станет устранение источника помех, а если это не видится возможным, требуется установка специального защитного экрана. Кроме того, можно попробовать усилить сигнал путём обычной замены элемента питания.
Замена таких элементов зачастую не требует каких-то особых навыков и знаний, так что с этим сможет справиться даже «чайник».
Также часто бывает, что брелок перестаёт работать по причине банального разряда элемента питания – в таком случае проблема решается заменой батарейки.
Однако бывают случаи, когда справиться с проблемой самостоятельно не получается. В таких ситуациях рекомендуется обходиться без героизма и сразу отправляться в специализированные мастерские, в список услуг которых входит:
- Замена разбитых экранов;
- Замена шлейфа;
- Перепайка микросхем;
- Перепрошивка брелка и т.п.
Конечно, если вы находитесь с техникой на «ты», можно попробовать осуществить сложный ремонт самостоятельно, воспользовавшись одной из множества видео-инструкций на YouTube, вот только в данном случае все операции будут выполняться исключительно на свой страх и риск.
Также стоит отметить, что иногда цена ремонта брелка может быть сравнимой со стоимостью покупки нового устройства – что из этого выбрать, надеемся, объяснять не стоит.
Заключение
Как видим, с большинством неисправностей пульта сигнализации автомобиля автовладелец может справиться самостоятельно. В противном случае стоит обращаться в специализированные мастерские и сервисные центры.
Видео про ремонт брелка сигнализации своими руками:
Источник Источник Источник http://www.ruselectronic.com/rjemont-bloka-pitanija/
Источник Источник http://fastmb.ru/autoremont/3375-remont-pultov-ot-signalizacii-avtomobilya.html