Электронные устройства своими руками

Электронные устройства своими руками. Радиолюбительские схемы. Электроника в автомобиле

Для тех, кто только начинает делать первые шаги в электронике, важно с чего-то начать. Что ж, предлагаем вам ознакомиться с идеями, которые могут пригодиться в будущем и одновременно дадут представление о том, как что-то следует делать. Что выбрать, если есть желание сделать простые своими руками? Здесь представлены варианты, которые могут быть использованы в повседневной жизни.

Простой регулятор мощности для плавного включения ламп

Данный вид устройств нашел широкое применение. Самый простой — это обычный диод, который включается последовательно с нагрузкой. Подобное регулирование может применяться для продления срока функционирования лампы накаливания, а также для предотвращения перегрева паяльника. Также могут их применять, чтобы изменять мощность в широком диапазоне значений. Сначала будут самые простые электронные самоделки своими руками. Схемы вы можете видеть здесь же.

Как защититься от колебаний сетевого напряжения

Данное устройство отключает нагрузку, если сетевое напряжение выходит за допустимые пределы. Как правило, в рамках нормального считается отклонение до 10% от нормативного. Но в связи с особенностями системы энергоснабжения в нашем отечестве такие рамки не всегда соблюдаются. Так, напряжение может быть выше в 1,5 раза, или намного ниже, чем надо. Результат часто оказывается неприятным — аппаратура выходит из строя. Поэтому и есть необходимость в устройстве, которое будет отключать нагрузку раньше, чем что-то успеет сгореть. Но при создании такой самоделки необходимо быть осторожным, поскольку работа будет вестись со значительным напряжением.

Как изготовить трансформатор безопасности

В различных электронных конструкциях часто используют бестрансформаторные источники питания. Обычно у таких устройств небольшая мощность, а чтобы избежать электротравм, они помещаются в изоляционный пластмассовый корпус. Но иногда их необходимо настраивать, и тогда происходит вскрытие защиты. Чтобы избежать возможных травм, используют развязывающий трансформатор безопасности. Полезен он также будет и при ремонте таких устройств. Конструктивно они состоят из двух одинаковых обмоток, каждая из которых рассчитана на сети. Как правило, мощность трансформаторов подобного типа колеблется в диапазоне 60-100 Вт, это оптимальные параметры для настройки различной электроники.

Простой источник аварийного освещения

Что делать, если необходимо, чтобы в случае отключения электроснабжения сохранялась освещенность какого-то участка? Ответом на подобные вызовы может послужить аварийный светильник, выполненный на базе стандартной энергосберегающей лампы, мощность которой не превышает 11 Ватт. Так что если необходимо, чтобы свет был где-то в коридоре, подсобном помещении или на рабочем месте, эта самоделка придётся к месту. Обычно при наличии напряжения они работают напрямую от сети. Когда оно пропадает, лампа начинает функционировать на энергии аккумулятора. При восстановлении напряжения в сети и лампа будет работать, и автоматически заряжаться аккумулятор. Лучшие электронные самоделки своими руками были оставлены на конец статьи.

Повышающий регулятор мощности для паяльника

В случаях, когда необходимо паять массивные детали или часто понижается сетевое напряжение, использование паяльника становится проблематичным. И выручить из данной ситуации может повышающий регулятор мощности. В данных случаях нагрузку (т.е. паяльник) питают с помощью выпрямленного сетевого напряжения. Изменение осуществляется с помощью электролитического конденсатора, емкость которого позволяет получить напряжение больше в 1,41 сетевого. Так, при стандартном значении напряжения в 220 В он будет давать 310 В. А если произойдёт падение, скажем, до 160 В, то получится, что 160 * 1,41=225,6 В, что позволит оптимально действовать. Но это только пример. Вы имеете возможность сделать схему, подходящую именно для ваших условий.

Самый простой сумеречный выключатель (фотореле)

По мере создания новых деталей теперь необходимо всё меньше компонентов, чтобы сделать какой-то прибор. Так, для обычного сумеречного выключателя их необходимо всего 3. Причем благодаря универсальности конструкции возможно и многоцелевое применение: в многоквартирном доме; для освещения крыльца или двора частного жилища, или даже отдельной комнаты. Указывая на особенности такой конструкции как сумеречный выключатель, называют его ещё «фотореле». Можно найти много схем реализации, которые были сделаны или любителями, или промышленниками. Они обладают своим набором положительных и отрицательных свойств. В качестве отрицательных свойств обычно называют или необходимость наличия источника постоянного напряжения, или сложность самой схемы. Также при покупке дешевых и простых деталей или целых комплектов часто жалуются на то, что они попросту обгорают. Функционал схемы базируется на трех компонентах:

  1. Фотоэлемент. Обычно под ним понимают фоторезисторы, фототранзисторы и фотодиоды.
  2. Компаратор.
  3. Симистор, или реле.

Когда есть дневное освещение, сопротивление у фотоэлемента невелико, и не превышает порог срабатывания. Но стоит только потемнеть — как в сей же момент будет включена конструкция.

Заключение

Вот какие интересные электронные самоделки своими руками можно сделать. Главное в случаях, когда что-то не получается — продолжать пытаться, и тогда всё удастся. А набравшись опыта, можно будет переходить на более сложные схемы.

Электронные самоделки, на сегодня, являются доступным способом изготовления полезных механизмов, способных облегчить жизнь и разнообразить досуг. Современные умельцы способны своими руками собирать как простые игрушки, так и сложные, многозадачные механизмы. О том, как просто и быстро сделать электронные игрушки, интересные и полезные электронные самоделки для дома и автомобиля своими руками – читайте ниже!

Простая электроника своими руками: делаем спиннер

Электротехника, сегодня, повсеместно используется для реализации как практических, так и развлекательных целей. Некоторые изобретения (такие, как например система “умный дом”) сделать новичку будет достаточно сложно. Они требуют опыта и углубленных знаний по физике. Другие же конструкции являются простыми и доступными для начинающих радиолюбителей. Так, например, своими руками можно сделать интересные игрушки – спиннеры, продажи которых невероятно возросли в этом году.

Чтобы собрать игрушку необходимо будет запастись:

  • Деревянной заготовкой размером 9x4x1,2 см;
  • Подшипником размером 2,2Х0,8х0,7 см (с резиновым уплотнителем);
  • Двумя светодиодами RGB;
  • Двумя батарейками и держателями CR2032;
  • Болтом из нержавейки 0,8х2 см;
  • Колпачковыми гайками М8.

После этого можно приступать к работе. Прежде всего, необходимо будет найти схему конструкции в интернете, и перенести ее на необработанный брусок – заготовку. Чтобы правильно наметить технологические отверстия (их будет три) понадобится линейка.

После чего следует:

  1. Посередине заготовки высверлить сквозное отверстие диаметром 2,2 см под подшипник;
  2. Просверлить по бокам заготовки два отверстия диаметром в 2,5 см и глубиной в 7,5 мм;
  3. При помощи сверла проделать посередине двух несквозных два отверстия диаметром по 6 мм под светодиоды;
  4. Обработать отверстия зенковкой;
  5. Придать игрушке закругленную форму при помощи электролобзика, ленточной пилы или лобзикового станка;
  6. Зашкурить заготовку наждачной бумагой, и покрыть ее лаком;
  7. Припаять светодиоды к батарейкодержателям;
  8. Проверить светодиоды, и установить их в посадочные отверстия, зафиксировав на супер-клей;
  9. Очистить подшипник, и обработать его внутренности WD 40;
  10. Отрезать шляпку болта, и закрепить ось в подшипнике с двух сторон гайками;
  11. Установить подшипник в посадочное отверстие.

Спиннер готов! Игрушка будет интересной не только для детей. Такую электронку смогут использовать и взрослые: прибор, вращаясь, поможет расслабиться или отвлечься.

Несложные схемы электронных самоделок: делаем электрозвонок

Достаточно просто и быстро своими руками можно сделать электрозвонок.

Такой звонок прослужит долго, и будет радовать ухо. Ведь, при нажатии, он сможет создавать сигналы различной частоты и тональности.

Так, электрозвонок может быть однотональным и многотональным.

На способность звонка воспроизводить звук в одной или нескольких тональностях будет влиять наличие в схеме радиоконструкции мультивибратора с двумя биполярными транзисторами. Рассмотрим подробно схему электронного звонка со сложным звуковым сигналом.

Так, электронная самодельная схема будет состоять из таких радиодеталей:

  • Понижающего трансформатора серии ТА;
  • Звонковой кнопки;
  • Пяти сплавных кремниевых диодов;
  • Электролитического конденсатора емкостью в 1000 микрофарад
  • Двух электролитических конденсаторов емкостью в 10 микрофарад;
  • Двух подстроечных резисторов с сопротивлением в 470 килоом;
  • Двух МЛТ резисторов с сопротивлением 10 килоом;
  • Двух МЛТ резисторов с сопротивлением 33 килоом;
  • Резистора МЛТ на 1 килоом;
  • Резистора МЛТ на 470 килоом;
  • Трех кремниево-пленарных транзисторов типа 630Д
  • Кремниево-планарного транзистора типа 630Г.

Принцип работы устройства прост. Нажатие кнопки будет открывать третий транзистор типа 630Д, давая проход тока к четвертому транзистору типа 630Г. Это создаст первичный сигнал. При открытии второго транзистора типа 630Д запрутся третий и четвертый транзисторы, создавая сигнал другой тональности.

Самоделки своими руками для автомобиля

Автоэлектроника, на сегодня, имеет огромный спрос. При этом, самодельная автоматика, зачастую, имеет простые схемы, легкое исполнение и монтаж. Какие же электросамоделки можно самостоятельно сделать для своего авто?

Так, своими руками для автомобиля можно сделать:

  • Динамические поворотники, используя конструктор KIT DIY;
  • Универсальное зарядное устройство из старой электроники;
  • Кондиционер на основе водяного насоса;
  • Дворники с подогревом и многое другое.

Проще всего будет сконструировать подсветку для замков ремней безопасности. Для этого необходимо будет демонтировать, и разобрать замки с помощью плоской отвертки. После чего, при помощи термоклея в замках необходимо закрепить светодиоды.

Каждый светодиод можно включить через свой токоограничивающий резистор: это продлит срок службы полупроводникового светоизлучающего прибора.

После этого следует собрать замки, а провода, питающие светодиоды, протянуть под сидениями к зажиганию или кнопке габаритов через прикуриватель. По желанию владельца автомобильная подсветка салона может быть дополнена лампами, сигнализирующими о том, что ремень безопасности не пристегнут.

Необычные электронные самоделки: бинарные часы своими руками

Своими руками можно сделать прикольные бинарные часы для дома. Для этого понадобиться платформа Ардуино. Электросхемы на этой платформе отличаются простотой и удобством, используются для изготовления большинства электронных самоделок.

Кроме того, чтобы сделать бинарные часы вам понадобятся:

  • Модуль часов реального времени на микросхеме DS1302;
  • Диффузные светодиоды с диаметром 1 см (20 штук);
  • Резисторы с сопротивлением в 10 Ом (20 штук);
  • Резисторы с сопротивлением в 10 килоом (2 штуки);
  • Две тактовые кнопки;
  • Корпус.

Корпус часов должен состоять из двух половинок, которые можно сделать из дерева, пластика, металла. Это зависит от того в каком стиле будут ваши часы. Прежде, чем изготавливать корпус, нужно будет собрать светодиодную матрицу.

При этом, каждый светодиод необходимо подключать через свой токоограничивающий резистор.

После этого выводы от светодиодов необходимо подключить к платформе. Сам контроллер нужно будет соединить с модулем часов реального времени. После этого контакты от Ардуино и модуля необходимо провести к тактовым кнопкам для настройки времени через резисторы номиналом в 10 килоом. Они будут служить нагрузочными. Под конец следует подключить к схеме кабель питания.

Полезные самоделки своими руками: как делаются бытовые весы

Сегодня, практически в каждом доме есть напольные или кухонные весы. Для того, чтобы самостоятельно сделать этот полезный измерительный прибор, необходимо разобраться с его устройством и принципом работы.

Так, к внешним составным частям весов относят:

  • Весопроцессор;
  • Корпус;
  • Экран для показаний;
  • Платформу;
  • Ножки.

Принцип работы весов крайне прост. Груз, попадая на платформу, давит на нее за счет силы тяжести, активируя тензометрический датчик веса внутри прибора. Тензодатчик, в свою очередь, влияет на тензорезистор, меняя его сопротивление. Последний передает сигнал аналого-цифровому преобразователю. После этого АЦП переводит сигнал в цифровой и подает его на микроконтроллер, который делает выводы о массе груза на платформе, и выводит значения на экран.

При сборке схемы, необходимо обращать внимание на тип тензометрического датчика.

Так, для центрального расположения под платформой напольных, торговых и технических весов лучше выбирать одноточечный датчик. Для установки на изгиб используют блочный датчик. При этом, нужно следить за тем, чтобы тензодатчик имел надежное соединение с АЦП. Решить проблему подключения устройств поможет весопроцессор.

Радиосхемы своими руками для дома: делаем электронный замок

Электрика может служить и для защиты дома. Так, сегодня, сайты самодельщиков предлагают простые радиосхемы электронных замков для входной двери. Открыть такой замок, используя физический ключ, не получится.

Самая простая электросхема для изготовления замка, обычно, выполняется на основе четырехзначного счетчика Джонсона.

Эту схему можно реализовать в нескольких вариациях. Наиболее простая – с использованием микросхемы 4017. Принцип работы схемы достаточно прост: при вводе правильного кода, состоящего из четырех цифр, на входе микросхемы активируется логическая единица, которая открывает замок.

Рассмотрим работу устройства подробней:

  • При нажатие неверных клавиш, схема перезапускается без срабатывания механизма через ввод RESET.
  • Правильный сигнал, при нажатии клавиши, должен поступать на полевой транзистор VT1, который, после открытия, подает напряжение на соответствующий клавише вывод;
  • После полного введения правильного кода, с выхода, соответствующего последней верной клавише, сигнал подается на подключенный к реле транзистор VT2;
  • Транзистор активируется на время, которое определяет емкость конденсатора;
  • Реле открывает исполнительное устройство (например, защелку).

Для того, чтобы вскрыть такой замок понадобиться перебрать около десяти тысячи различных кодов. При этом, цифры на коде не должны повторяться. То есть, код 3355 будет невозможен, все цифровые значения должны быть разными.

Большинство электронных самоделок, которые изготавливают современные мастера, призваны выполнять обычные бытовые задачи быстрее и качественнее аутентичных приборов. Так, например, значительно ускорит процесс создания пряжи электропрялка. Быстро сделать электрическую прялку можно, поставив электродвижок на аутентичное устройство.

При этом, двигатель для электропрялки должен иметь мощность не менее 15 Вт.

В качестве двигателя можно будет использовать мотор от вентилятора, автоочистителя, проигрывателя. Для приведения двигателя в действие следует использовать педаль. Менять движения мотора можно будет, включив в схему тумблер ТП типа, обеспечивающий подключение конденсатора и сопротивления к разным обмоткам.

Полезной, простой в сборке и эксплуатации будет электромухобойка.

Для того, чтобы реализовать такой механизм нужно будет собрать стандартный блокинг-генератор. При этом, нужно будет не забыть изолировать ручку мухобойки.

Где найти радиолюбительские схемы и самоделки

Современные сайты радиолюбителей предлагают сделать не только полезные, но и необычные радиосамоделки. Так, например на сайте Мозгочины можно найти интересные радиоэлектронные схемы для изготовления напоминалок на холодильник, термометров, которые меняют цвет в зависимости от температуры и т. д.

Интересными и полезными будут электрические штучки для быта и поделки из подручных материалов для рыбалки с сайта “В гостях у Самоделкина”.

О том, как проектировать, отлаживать и изготавливать электронные механизмы в домашних условиях можно прочесть в книге “Занимательная радиоэлектроника”. Новинки среди радиосамоделок часто выкладывает сайт “Мастерская радиолюбителя”. Занятные и полезные технические материалы содержат новые выпуски журнала “Радиолюбители”.

Самоделки своими руками в домашних условиях (видео)

Радиолюбительские кружки пользуются, сегодня, популярностью как у школьников, так и взрослых. Мастер-классы и радиосхемы, представленные на различных сайтах, позволяют в домашних условиях собрать практически любые электроприборы. Главное – отыскать нужные схемы, четко следовать инструкциям, и придерживаться техники безопасности при работе с электричеством. И вы сможете собрать все, что захотите!

Многие электрические приборы можно отремонтировать или изготовить новые своими руками. Для этого дома всегда найдётся то, что можно переделать для выполнения новых функций: старые электронные часы, детское авто, вышедший из употребления компьютер и многое другое. Полезные поделки всегда можно отремонтировать или переделать. Для работы лучше иметь мастерскую с инструментами.

Оснащённая домашняя мастерская мастера

Блок питания

Самодельные электронные устройства нуждаются в питании разного напряжения. В частности, для пайки необходим регулируемый блок питания. Такую возможность может обеспечить микросхема LM-317, являющаяся стабилизатором напряжения.

Устройства на основе этой схемы позволяют изменять выходное напряжение в пределах 1,2-30 В, с помощью переменного резистора Р1. Допускаемый ток составляет 1,5 А, мощность прибора зависит от выбора трансформатора.

Наладка вольтметра производится подстроечным резистором Р2. Для этого следует выставить ток 1 мА при выходном напряжении схемы 30 В.

На микросхеме выделяется тем больше мощности, чем больше разница между входным и выходным сигналами. Для уменьшения нагрева для неё требуется радиатор с кулером.

Самодельная плата с микросхемой LM-317 помещается в корпус – блок питания компьютера. На передней панели из текстолита устанавливается вольтметр и зажимы к выходным проводам.

Простой автопробник

Пробник для авто и других целей должен быть всегда под рукой дома, в гараже или в пути. На рисунке ниже изображена схема самоделки, которая позволяет проверять электрические цепи с сопротивлением до 10 кОм и наличие напряжения 6-15 В.

Две цепи индикации подключены последовательно к батарее и параллельно друг к другу. Первая состоит из резистора R1 и светодиода HL1, который светится при проверке напряжения. Одновременно происходит подзарядка батареи.

Схема и конструкция: а) схема самоделки, которая позволяет проверять электрические цепи с сопротивлением до 10 кОм и наличие напряжения 6-15 В; б) самодельная конструкция автопробника

Когда проверяется цепь, ток течёт от батареи по цепи HL2, R2. При этом светится светодиод HL2. Его яркость будет тем больше, чем меньше сопротивление цепи.

Как и все самоделки, конструктивно пробник можно выполнить разными способами, например, поместить его в прозрачный пластиковый футляр, который легко склеить своими руками.

Такие устройства незаменимы при ремонте в домашних условиях электросети или бытового прибора. Поделки могут быть более сложными и иметь дополнительные функции.

Электрические приборы для термообработки мясных продуктов без применения топлива изготавливаются на небольшое количество порций и могут использоваться дома или на даче. Для приготовления шашлыка, с помощью электрошашлычницы, нет необходимости тратить дорогие часы отдыха, стоя на улице у мангала.

В специализированных магазинах можно выбрать любые устройства, но многое решает цена. Если иметь навыки обращения с электричеством, значительно дешевле будет изготовить электрошашлычницу своими руками.

Конструкции делаются в горизонтальном или вертикальном исполнении. Мощность прибора обычно не превышает 1,5 кВт. Мясо нагревается с помощью спирали с вольфрамовой или нихромовой нитью. Все металлические части изготавливаются из нержавейки.

Типовые устройства представляют собой вертикальные нагреватели в центре и шампура с продуктом вокруг. Крепятся они сверху. Целесообразно шампура изготовить в виде спиралей, с которых мясо не сползает вниз в процессе приготовления.

Вид электрошашлычницы вертикального исполнения

Для качественного приготовления шашлычницы своими руками шампура следует располагать как можно ближе к нагревателю, но так, чтобы продукт не касался спирали. При размещении на расстоянии мясо не поджарится, а будет сушиться.

Кусочки продукта, размером не более 40 мм, насаживаются на шампур, который вертикально размещается вокруг нагревателя. Затем производится включение электричества и нагрев спирали.

Основой нагревателя служит жаропрочная керамическая трубка, на которую намотана спираль. Крепление внизу производится с помощью специального патрона.

В круглом основании крепятся специальные чашки для сбора жира и каркас, служащий для удерживания шампуров вертикально.

Чашки изготавливают из нержавейки. Снизу они имеют крестообразные выступы, которыми вставляются в прорези основания. Внутри у них монтируются приспособления для крепления шампуров. Фиксация чашки с двух сторон позволяет им удерживать шампуры вертикально.

Соединение должно быть прочным и в то же время легко разбираться для чистки. Можно изготовить общий съёмный поддон для всех шампуров.

Подводящий провод по сечению подбирается под мощность нагревателя (2,5 или 4 мм 2). Дома или на даче для него должна быть розетка на 16 А.

Таймера для полива растений

Устройства с таймерами применяют для капельного полива участка из ёмкости в определённое время. Их можно подключить к клапанам с любой пропускной способностью.

Часто фирменные приборы не обеспечивают требуемой надёжности. Тогда на помощь приходят старые настенные часы, которые исправны, но дома уже не применяются. На концах минутной и часовой стрелок крепятся маленькие магниты, а на циферблате – 3 геркона.

Схема таймера для полива растений, в которой применены настенные часы

Как только часовая стрелка доходит до числа 7, а минутная – до 12, что соответствует времени 7 часов, герконы SA1 и SA3 срабатывают и сигнал открывает электроклапан. Через 2 часа стрелки переместятся на 9 и 12, и ток через контакты герконов SA1 и SA2 подастся на закрывание клапана.

На схеме изображён «датчик дождя», который в сырую погоду закрывает транзистор VT1 и клапан остаётся постоянно в закрытом состоянии. Также предусмотрено ручное управление электроклапаном через кнопки S1 и S2.

Можно настроить часы на любое время включения клапана.

Авто с пультом управления

Самодельные модели на радиоуправлении захватывают не только детей, но и взрослых. Их можно применять для игры дома или устраивать настоящие соревнования во дворе. Для сборки своими руками понадобятся шасси с колёсами, электромотор и корпус.

В продаже существует большой ассортимент, но прежде всего надо определиться, какую машинку лучше сделать. Пульт управления может быть проводным или с радиоуправлением.

При выборе деталей следует обратить внимание на их качество. На пластике не должно быть зазубрин, вкраплений и других механических дефектов. Колёса продаются вместе с шасси и должны легко поворачиваться. Сцепление с поверхностью лучше обеспечивается резиной. Пластмассовые колёса в этом плане значительно хуже.

Новичку лучше взять электродвигатель, который дешевле и проще в обслуживании, чем ДВС. Корпус можно выбрать любой или изготовить по своему эскизу.

Мотор, аккумулятор и радиоблок с антенной устанавливаются на шасси мини-авто. Если приобретается набор с комплектующими, к нему прилагается инструкция по сборке.

После установки деталей, регулируется работа мотора. Корпус на шасси устанавливается после того, как всё заработает.

Сборку мини-копий можно производить дома следующим образом:

  • авто собирается тщательно и общими усилиями;
  • материалы деталей модели могут отличаться от оригинала;
  • мелкие и незначительные детали можно опустить.

Модель может быть изготовлена без зацикливания на определённой марке авто. Многое зависит от финансов и наличия свободного времени. Сборка мини-автомобиля в домашних условиях вместе с ребёнком имеет большое воспитательное значение.

Работа по сборке модели авто производится по плану. Некоторые детали необходимо купить, но можно использовать старые игрушки.

Мотор должен по мощности соответствовать весу устройства. Для питания применяются свежие батарейки или аккумулятор.

Если использовать специальный автоконструктор, поделки могут быть самыми разнообразными. Последовательность сборки:

  • первой собирается рама;
  • крепится и регулируется мотор;
  • устанавливается источник питания;
  • закрепляется антенна с радиоблоком ;
  • устанавливаются и регулируются колёса.

Виды радиоуправляемых автомобильных моделей

Многие хитрости самоделок раскрыты в этом видео.

Электронные самоделки позволяют сделать жизнь комфортней и сэкономить немало средств. Кроме того, можно найти применение старым электроприборам, чтобы они не пылились в кладовке без цели. Полезные поделки своими руками часто оказываются лучше изделий заводского производства.

Схемы самодельных измерительных приборов

Схема прибора, разработанная на основе классического мультивибратора, но вместо нагрузочных резисторов в коллекторные цепи мультивибратора включены транзисторы противоположной основным проводимостью.

Хорошо, если в вашей лаборатории есть осциллограф. Ну а если его нет и купить его по тем или иным причинам не представляется возможным, не огорчайтесь. В большинстве случаев его с успехом может заменить логический пробник, позволяющий проконтролировать логические уровни сигналов на входах и выходах цифровых интегральных схем, определить наличие импульсов в контролируемой цепи и отразить полученную информацию в визуальной (свето-цветовой или цифровой) или звуковой (тональными сигналами различной частоты) формах. При налаживании и ремонте конструкций на цифровых интегральных схемах далеко не всегда так уж необходимо знать характеристики импульсов или точные значения уровней напряжения. Поэтому логические пробники облегчают процесс налаживания, даже если есть осциллограф.

Представлена огромная подборка разичных схем генераторов импульсов. Одни из них формируют на выходе одиночный импульс, длительность которого не зависит от длительности запускающего (входного) импульса. Применяются такие генераторы в самых разнообразных целях: имитации входных сигналов цифровых устройств, при проверке работоспособности цифровых интегральных схем, необходимости подачи на какое-то устройство определенного числа импульсов с визуальным контролем процессов и т. д. Другие генерируют пилообразные и прямоугольные импульсы различной частоты, скважности и амплитуды

Ремонт различных узлов и устройств низкочастотной радиоэлектронной аппаратуры и техники можно значительно упростить, если использовать в качестве помощника функциональный генератор, который дает возможность исследовать амплитудно-частотные характеристики любого низкочастотного устройства, переходные процессы и нелинейные характеристики любых аналоговых приборов, а также обладает возможностью генерации импульсов прямоугольной формы и упрощения процесса наладки цифровых схем.

При наладке цифровых устройств обязательно нужен еще один прибор — генератор импульсов. Промышленный генератор — прибор достаточно дорогой и редко бывает в продаже, но его аналог, пусть не такой точный и стабильный, можно собрать из доступных радиоэлементов в домашних условиях

Однако создание звукового генератора, вырабатывающего синусоидальный сигнал, дело непростое и довольно кропотливое, особенно в части налаживания. Дело в том, что любой генератор содержит, по крайней мере, два элемента: усилитель и частотнозависимую цепь, определяющую частоту колебаний. Обычно она включается между выходом и входом усилителя, создавая положительную обратную связь (ПОС). В случае ВЧ-генератора все просто — достаточно усилителя на одном транзисторе и колебательного контура, определяющего частоту. Для диапазона звуковых частот наматывать катушку сложно, да и добротность ее получается низкой. Поэтому в диапазоне звуковых частот используют RC-элементы — резисторы и конденсаторы. Они довольно плохо фильтруют основную гармонику колебаний, и потому синусоидальный сигнал оказывается искаженным, например, ограниченным по пикам. Для устранения искажений применяют цепи стабилизации амплитуды, поддерживающие низкий уровень генерируемого сигнала, когда искажения еще незаметны. Именно создание хорошей стабилизирующей цепи, не искажающей синусоидальный сигнал, и вызывает основные трудности.

Часто, собрав конструкцию, радиолюбитель видит, что устройство не работает. У человека ведь нет органов чувств, позволяющих видеть электрический ток, электромагнитное поле или процессы, происходящие в электронных схемах. Помогают это сделать радиоизмерительные приборы — глаза и уши радиолюбителя.

Поэтому нужно какое-то средство испытания и проверки телефонов и громкоговорителей, усилителей звуковой частоты, различных звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств. Такое средство — это радиолюбительские схемы генераторов сигналов звуковой частоты, или, говоря проще, звуковой генератор. Традиционно он вырабатывает непрерывный синусоидальный сигнал, частоту и амплитуду которого можно изменять. Это позволяет проверять все каскады УНЧ, находить неисправности, определять коэффициент усиления, снимать амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) и много всего другого.

Рассмотрена несложная радиолюбительская самодельная приставка превращающая ваш мультиметр в универсальный прибор проверки стабилитронов и динисторов. Имеются чертежи печатной платы

Радиолюбительские схемы и самоделки, собранные своими руками

Кто занимается радиоэлектроникой дома, обычно очень любознателен. Радиолюбительские схемы и самоделки помогут найти новое направление в творчестве. Возможно, кто-то найдет для себя оригинальное решение той или иной проблемы. Некоторые самоделки используют уже готовые устройства, соединяя их различным образом. Для других нужно самому полностью создавать схему и производить необходимые регулировки.

  • Электронная игрушка
  • Самоделки для автомобилей
    • Зарядка для аккумулятора
    • Простые обогреватели
  • Реле времени для дома

Электронная игрушка

Одна из самых простых самоделок. Больше подходит тем, кто только начинает мастерить. Если есть старый, но рабочий сотовый кнопочный телефон с кнопкой включения плеера, из него можно сделать, например, дверной звонок в свою комнату. Преимущества такого звонка:

  • можно менять мелодию;
  • регулировать громкость звонка вплоть до отключения (и такое может понадобиться);
  • звонок будет работать и при отсутствии электричества в сети;
  • собрать такой звонок может каждый, кто хоть немного может пользоваться паяльником и отвертками.

Для начала нужно убедиться, что выбранный телефон способен выдавать достаточно громкую мелодию, после чего его необходимо полностью разобрать. В основном детали крепятся винтами или скобами, которые осторожно отгибаются. При разборке нужно будет запомнить, что за чем идет, чтобы потом можно было все собрать.

На плате отпаивается кнопка включения плеера, а вместо нее припаиваются два коротких провода. Затем эти провода приклеиваются к плате, чтобы не оторвать пайку. Телефон собирается. Осталось соединить телефон с кнопкой звонка через двужильный провод.

Самоделки для автомобилей

Современные автомобили снабжены всем необходимым. Однако бывают случаи, когда просто необходимы самодельные устройства. Например, что-то сломалось, отдали другу и тому подобное. Вот тогда умение создавать электронику своими руками в домашних условиях будет очень полезно.

Зарядка для аккумулятора

Первое, во что можно вмешаться, не боясь навредить авто, — это аккумулятор. Если в нужный момент зарядки для аккумулятора не оказалось под рукой, ее можно быстро собрать самостоятельно. Для этого потребуется:

  • мощный трансформатор;
  • четыре диода;
  • четыре радиатора на диоды;
  • электроизоляционная пластина;
  • шнур питания.

Идеально подходит трансформатор от лампового телевизора. Поэтому те, кто увлекается самодельной электроникой, никогда не выбрасывают электроприборы, в надежде, что они когда-нибудь понадобятся. К сожалению, трансформаторы использовались двух видов: с одной и с двумя катушками. Для зарядки аккумулятора на 6 вольт пойдет любой, а для 12 вольт только с двумя.

На оберточной бумаге такого трансформатора показаны выводы обмоток, напряжение для каждой обмотки и рабочий ток. Для питания нитей накаливания электронных ламп используется напряжение 6,3 В с большим током. Трансформатор можно переделать, убрав лишние вторичные обмотки, или оставить все как есть. В этом случае первичные и вторичные обмотки соединяют последовательно. Каждая первичная рассчитана на напряжение 127 В, поэтому, объединяя их, получают 220 В. Вторичные соединяют последовательно, чтобы получить на выходе 12,6 В.

Диоды должны выдерживать ток не менее 10 А. Для каждого диода необходим радиатор площадью не менее 25 квадратных сантиметров. Соединяются они в диодный мост. Для крепления подойдет любая электроизоляционная пластина. В первичную цепь включается предохранитель на 0,5 А, во вторичную — 10 А. Устройство не переносит короткого замыкания, поэтому при подключении аккумулятора нельзя путать полярность.

Простые обогреватели

В холодное время года бывает необходимо подогреть двигатель. Если автомобиль стоит там, где есть электрический ток, эту проблему можно решить с помощью тепловой пушки. Для ее изготовления потребуется:

  • асбестовая труба;
  • нихромовая проволока;
  • вентилятор;
  • выключатель.

Диаметр асбестовой трубы выбирается по размеру вентилятора, который будет использоваться. От его мощности будет зависеть производительность обогревателя. Длина трубы — предпочтение каждого. Можно в ней собрать нагревательный элемент и вентилятор, можно только нагреватель. При выборе последнего варианта придется продумать, как пустить воздушный поток на обогревательный элемент. Это можно сделать, например, поместив все составляющие в герметичный корпус.

Нихромовую проволоку также подбирают по вентилятору. Чем мощнее последний, тем большего диаметра можно использовать нихром. Проволока скручивается в спираль и размещается внутри трубы. Для крепления используются болты, которые вставляются в заранее просверленные отверстия в трубе. Длина спирали и их количество выбираются опытным путем. Желательно, чтобы спираль при работающем вентиляторе не нагревалась докрасна.

От выбора вентилятора будет зависеть, какое напряжение нужно подать на обогреватель. При использовании электровентилятора на 220 В не нужно будет использовать дополнительный источник питания.

Весь обогреватель подключается к сети через шнур с вилкой, но он сам должен иметь свой выключатель. Это может быть как просто тумблер, так и автомат. Второй вариант более предпочтителен, он позволяет защищать общую сеть. Для этого ток срабатывания автомата должен быть меньше тока срабатывания автомата помещения. Выключатель еще нужен для быстрого отключения обогревателя в случае неполадок, например, если вентилятор не будет работать. У такого обогревателя есть свои минусы:

  • вредность для организма от асбестовой трубы;
  • шум от работающего вентилятора;
  • запах от пыли, попадающей на нагретую спираль;
  • пожароопасность.

Некоторые проблемы можно решить, применив другую самоделку. Вместо асбестовой трубы, можно использовать банку из-под кофе. Чтобы спираль не замыкалась на банку, ее крепят к текстолитовой рамке, которую фиксируют с помощью клея. В качестве вентилятора используется кулер. Для его питания нужно будет собрать еще одно электронное устройство — небольшой выпрямитель.

Реле времени для дома

Самоделки приносят тому, кто ими занимается, не только удовлетворение, но и пользу. С их помощью можно экономить электроэнергию, например, отключая электроприборы, которые забыли отключить. Для этой цели можно использовать реле времени.

Самый простой способ создать задающий время элемент — это использовать время заряда или разряда конденсатора через резистор. Такая цепочка включается в базу транзистора. Для схемы потребуются следующие детали:

  • электролитический конденсатор большой емкости;
  • транзистор типа p-n-p;
  • электромагнитное реле;
  • диод;
  • переменный резистор;
  • постоянные резисторы;
  • источник постоянного тока.

Для начала необходимо определить, какой ток будет коммутироваться через реле. Если нагрузка очень мощная, для ее подключения понадобится магнитный пускатель. Катушку пускателя можно подключать через реле. Важно, чтобы контакты реле могли работать свободно не залипая. По выбранному реле подбирается транзистор, определяется, с каким током и напряжением он может работать. Ориентироваться можно на КТ973А.

База транзистора соединяется через ограничительный резистор с конденсатором, который, в свою очередь, подключается через двухполярный выключатель. Свободный контакт выключателя соединяется через резистор с минусом питания. Это необходимо для разряда конденсатора. Резистор исполняет роль ограничителя тока.

Сам конденсатор подключается к положительной шине источника питания через переменный резистор с большим сопротивлением. Подбирая емкость конденсатора и сопротивление резистора, можно менять интервал времени задержки. Катушка реле шунтируется диодом, который включается в обратном направлении. В этой схеме используется КД 105 Б. Он замыкает цепь при обесточивании реле, защищая транзистор от пробоя.

Работает схема следующим образом. В исходном состоянии база транзистора отключена от конденсатора, и транзистор закрыт. При включении выключателя база соединяется с разряженным конденсатором, транзистор открывается и подает напряжение на реле. Реле срабатывает, замыкает свои контакты и подает напряжение на нагрузку.

Конденсатор начинает заряжаться через резистор, подключенный к положительной клемме источника питания. По мере того как конденсатор заряжается, напряжение на базе начинает расти. При определенном значении напряжения транзистор закрывается, обесточивая реле. Реле отключает нагрузку. Чтобы схема снова заработала, нужно разрядить конденсатор, для этого переключают выключатель.

Как самостоятельно сделать электромобиль: чертежи, агрегаты, расчет затрат

В наше время на дорогах все чаще появляются электрические виды транспорта. Многие крупные производители с мировым именем уже наладили производство серийных электрокаров, а в городах активно развиваются сети электрозаправочных станций. Но, как показывает практика, электромобиль – это не самое дешевое и доступное удовольствие, поэтому многие энтузиасты и любители создавать что-либо своими руками задумываются о том, как сделать электромобиль своими руками.

  1. Что такое электромобиль
  2. Почему люди пытаются сделать электромобиль самостоятельно
  3. Стоит ли делать электрокар самостоятельно
  4. Как сделать электрокар своими руками
  5. Необходимые чертежи
  6. Выбираем кузов
  7. Выбор электропривода
  8. Трансмиссия
  9. Салон
  10. Поиск и покупка необходимых запчастей
  11. Подбор аккумулятора и зарядки
  12. Дополнительные комплектующие
  13. Сборка электрокара с асинхронным двигателем
  14. Самодельная электротележка
  15. Как рассчитать количество денег и времени для сборки
  16. Подведем итоги
  17. Собираю Электро Оку за 1 видео. Электромобиль своими руками: Видео

Что такое электромобиль

Прежде чем переходить к вопросам построения электрокара, следует понять, что это вообще такое. Электромобиль – это тот же автомобиль, но в движение его приводит электрический привод, а вместо бака для жидкого топлива в электрокарах установлены батареи, которые питают электрический мотор.

Но это лишь поверхностное представление. Ведь для работы электропривода используются соответствующие контроллеры и драйверы. Для регулировки заряда/разряда батареи также используются контроллеры. Также изменения касаются и самой конструкции кузова, шасси и многих других частей автомобиля.

Почему люди пытаются сделать электромобиль самостоятельно

Вопрос, почему кто-то решил сделать электромобиль своими руками, имеет множество ответов. Ведь у каждого могут быть свои мотивы. Кому-то просто интересно сделать что-то самостоятельно, другие пытаются сэкономить, третьи не доверяют производителям и так далее. Поэтому вопрос изготовления электрокара самостоятельно является сугубо личным.

При этом важно отметить один довольно важный фактор: современные электромобили, как правило, имеют стоимость приблизительно на 30% выше, чем альтернативная модель с двигателем внутреннего сгорания.

Завышенная стоимость объясняется тем, что в электрокары устанавливаются дорогие батареи, а также недешевое электрооборудование (силовая установка с контроллерами). Поэтому когда в гараже стоит довольно старая машина, которую в принципе уже и не жалко, многие решаются сделать из нее дешевый электромобиль, сэкономив значительную сумму на кузове и большинстве кузовных деталей, а также на шасси.

Стоит ли делать электрокар самостоятельно

Ответ на вопрос, стоит ли создавать самодельный электромобиль, зависит от наличия у вас свободного времени, свободных финансов, а также достаточной мотивации.

Как бы вы ни старались сэкономить, даже при наличии подходящего для переделки автомобиля вам потребуется серьёзно потратиться на покупку комплектующих (по большей части для электрической силовой установки)

И если есть заинтересованность и средства для данного мероприятия, то вполне возможно создать авто с электроприводом, с неплохим запасом хода и ходовыми характеристиками. Причем ходовые качества будут напрямую зависеть от выбранного «донора» (автомобиля для переделки).

Как сделать электрокар своими руками

Итак, прежде чем переходить к действиям, следует продумать их порядок. И в первую очередь, чтобы собрать электрокар в России своими руками, вам потребуется подготовить следующее:

  • найти подходящие чертежи;
  • подобрать подходящий кузов;
  • приобрести соответствующий электропривод;
  • определиться с трансмиссией (прямой привод от электромотора или установить редуктор);
  • продумать салон;
  • найти и подготовить запчасти;
  • выбрать аккумулятор;
  • приобрести узлы управления (контроллеры).

Кроме этого, следует определить, какие именно требования у вас будут к будущему электрокару, будет это авто для загородных поездок или мини-электромобиль, либо же вам нужна просто электрическая тележка для определенных целей.

Помимо всего прочего, для подобного мероприятия вам потребуются определенные навыки и знания об устройстве автомобиля и о его ремонте.

Итак, давайте рассмотрим все эти пункты подробнее. Ведь именно от этого будет зависеть и сам процесс, как сделать электромобиль самому.

Необходимые чертежи

Чертежи представляют собой схему подключения электрооборудования, контроллеров и прочих электронных частей к электроприводу, а также к элементам управления автомобилем. Придется произвести некоторые расчеты, которые будут учитывать вес выбранного кузова, максимальную скорость и подбор оптимальной мощности. Для этого существуют определенные формулы.

В наше время существуют готовые наборы, в комплект которых входит:

  • электропривод (мощность можно выбрать самостоятельно);
  • блок управления (контроллер) – они также бывают разными, и выбор будет зависеть от мощности привода и емкости батареи;
  • АКБ – собранная из отдельных ячеек, подключенных к плате БМС (плата управления заряда/разряда – по сути, контроллер АКБ);
  • элементы управления – педаль (или ручка) газа, тормозные рычаги (электронный тормоз), круиз-контроль, реверс (задний ход) и так далее. При этом обязательными являются только педаль газа и кнопка реверса. Все остальное – уже по желанию.

Чертежи по подключению таких наборов прилагаются в комплекте. Например:

Весь этот комплект можно подобрать и самостоятельно из отдельных комплектующих. Но важно понимать, что при покупке готового набора производитель предлагает оптимизированный комплект со схемой подключения, что избавляет вас от множества вычислений и возможных проблем.

Также потребуется переделать и сам кузов автомобиля, чтобы вместо двигателя внутреннего сгорания установить электрическую силовую установку, которая имеет другие размеры и способы крепления.

Выбираем кузов

При выборе кузова для переделки в электромобиль следует учитывать два важных параметра:

  • вес – чем меньше вес, тем лучше;
  • размеры – в этом вопросе важным является место для размещения батареи, которая будет питать электропривод. Батарея должна иметь довольно большую емкость и мощность, а это означает, что АКБ будет иметь серьезные габариты и вес.

Также не стоит забывать и об аэродинамических характеристиках. Чем лучше аэродинамика автомобиля, тем меньше сопротивляемость ветру, а следовательно, тем меньше автомобиль будет тратить мощности при езде.

Это, в свою очередь, влияет на запас хода. Как правило, в самодельных электромобилях батареи размещаются в багажнике, так как это наиболее оптимальный вариант, который не требует переделки салона. Но в этом случае меняется центр тяжести, а из-за большого веса батареи придется увеличить жесткость пружин подвески.

В остальном подойдет практически любой кузов, который придется немного доработать. И это будет зависеть от того, какой именно привод вы выберете, как именно он будет размещаться и так далее. Ведь есть разные варианты, вплоть до того, чтобы оставить ДВС на своем месте, а электропривод установить на задние колеса. К этому вопросу мы вернемся немного ниже.

Еще один немаловажный фактор заключается в том, чтобы подобрать машину с передним приводом в качестве «донора», чтобы не терять часть мощности на трущихся деталях в крестовине карданного вала.

В идеале вес «донора» должен быть в пределах 600-700 кг. Но такой вариант найти довольно сложно. И если даже автомобиль для переделки будет более тяжелым, стоит обратить внимание на модели с хорошим накатом.

Выбор электропривода

Наверное, самый важный вопрос – какой электродвигатель для электромобиля выбрать. И здесь имеется масса вариантов:

  • прямой электропривод;
  • привод через редуктор;
  • мотор-колесо – двигателем являются сами колеса.

Также существует множество вариантов по мощности, от самых простых и слабых до весьма мощных, которые превосходят по мощности ДВС. И если у вас есть знания в этой области, вы вполне сможете сделать самодельный электродвигатель.

Но самостоятельно создать довольно мощный и при этом компактный двигатель довольно сложно, и для этого требуется наличие соответствующих комплектующих и знаний в электротехнике.

Если речь идет о мини-электромобиле, детском электрокаре или электрической тележке, то вполне может подойти двигатель от бытовой техники, например, от стиральной машинки.

Маленький и легкий мини-электромобиль вполне сможет передвигаться и с двигателем от стиральной машины. Конечно, важно понимать, что полноценный автомобиль с электротягой с таким приводом вы не сделаете, но для детской игрушки или для тележки для перевозки грузов этого будет вполне достаточно.

Еще одним довольно неплохим вариантов является мотор-колесо. В этом случае автомобиль будет подвержен минимальным переделкам. Более того, вы сможете даже оставить двигатель внутреннего сгорания, собрав настоящий гибрид. Причем здесь возможны два варианта:

  • оставить ДВС для движения автомобиля при разряженной батарее;
  • вместо ДВС установит электрогенератор, который будет питать электропривод и заряжать батарею.

В любом случае, какую бы компоновку вы ни выбрали, следует рассчитать оптимальную мощность двигателя. Для этого расчета имеется довольно сложная формула, которая учитывает:

  • коэффициент аэродинамического сопротивления;
  • площадь поперечного сечения;
  • массу автомобиля;
  • силу трения асфальта;
  • максимальную скорость;
  • угол наклона дорожного полотна и многое другое.

Это довольно сложно, да и не все показатели возможно найти. Ведь мы не сможем высчитать силу сопротивления аэродинамики, например, у советского автомобиля ВАЗ 2107.

Поэтому для упрощения вычислений вам нужно знать, что достаточной мощностью для каждой тонны веса автомобиля будет 7,5 кВт. Такая мощность позволит ездить со скоростью 60 км/ч.

Конечно же, лучше делать электрокар с запасом мощности, поэтому при полной массе авто (с учетом батареи, электрической силовой установки и так далее) в одну тонну стоит использовать электропривод минимум на 10 кВт. И это при условии подключения электромотора к КПП автомобиля через соответствующий переходник (ниже мы подробнее рассмотрим этот вопрос).

Если рассчитывать мощность электромотора по параметру лошадиных сил, то 0,75 кВт приравнивается к 1 л. с. Это означает, что для получения, например, 100 л. с. вам потребуется электромотор на 75 кВт.

При этом важно знать, что электропривод имеет более высокий крутящий момент, поэтому такая мощность не обязательна. Также стоит учитывать, что электрические двигатели бывают разных типов:

  • синхронный;
  • асинхронный.

Первый вариант работает от постоянного тока и имеет довольно высокую мощность. Но такие приводы устанавливаются через КПП, так как они имеют ограничения по количеству оборотов в минуту.

Асинхронные же приводы работают от переменного тока, и их скорость вращения значительно выше. Поэтому такие приводы можно использовать без КПП, посредством прямого привода.

В первом случае (синхронный мотор) должен иметь выходной вал со шлицами для присоединения к КПП. Кроме этого, любой электропривод должен иметь ребра для охлаждения, так как при высоких нагрузках они нагреваются.

Трансмиссия

Как уже было сказано выше, электропривод можно подключать к уже имеющейся коробке переключения передач автомобиля-«донора». В этом случае привод должен иметь вал со шлицами. Но даже при таком условии потребуется соответствующий переходник, посредством которого электромотор и будет соединяться с КПП.

Это один из наиболее простых и эффективных вариантов, так как потребуется минимум переделок. А задний ход будет включать сама коробка передач, управление которой остается неизменным (рычаг переключения передач в салоне).

Как правило, при использовании набора для переделки авто в электромобиль переходник для подключения электромотора к коробке передач прилагается в комплекте

Если же использовать прямой привод (без КПП), то придется предусмотреть кнопку реверса, при нажатии на которую двигатель будет крутиться в обратную сторону, тем самым обеспечивая задний ход.

Салон

Салон абсолютно не важен для переделки машины в электромобиль. Единственное, что потребуется переделать, – это место для вывода информации о состоянии батареи (напряжение, емкость и так далее).

Врезать информативные экраны можно как в приборную панель, так и отдельно в любом месте на торпеде. Также, если вы планируете расположить батарею в салоне, вам потребуется подходящее для этого место.

Поиск и покупка необходимых запчастей

Как уже говорилось выше, вы можете приобрести уже готовый набор для переделки. Найти такой довольно просто: в интернете достаточно магазинов, предлагающих подобные товары.

Если же вы решили самостоятельно собрать нужные детали, то потребуется найти оптимальный комплект, который состоит из:

  • электродвигателя:
  • блока управления.
  • рычагов управления (педаль акселерометра и так далее).

Также потребуется переходник для подключения мотора к коробке передач, АКБ и контроллер заряда/разряда. Подобрать все это самостоятельно довольно сложно, так как комплектующие должны быть оптимизированы между собой.

Намного проще, быстрее и зачастую дешевле купить готовый набор, в котором производитель уже подобрал подходящие компоненты. Цены на такие комплекты могут довольно сильно варьироваться и зависят от производителя, а также от максимальной мощности. Например, комплект МОТОР SOLECTRIA AC42 с контроллером SOLECTRIA UMOC 440 с максимальной мощностью 80 кВт обойдет приблизительно в 360 000 рублей.

Относительно недавно в продаже появился KIT-комплект для электромобиля от Tesla Motors. Стоимость такого набора следует уточнять у продавца.

Существуют и менее дорогие альтернативы, например, китайские. Обойдутся они значительно дешевле. Но и по качеству, а также по мощности они хуже.

Подбор аккумулятора и зарядки

Аккумулятор для самодельного электромобиля является одним из важнейших компонентов. Ведь именно от АКБ зависит запас хода, а также частично – мощность привода. В первую очередь батарея должна соответствовать двум параметрам:

  • напряжение должно соответствовать требованиям электромотора;
  • АКБ должен выдавать большую силу тока, около 400 ампер.

Эти требования обязательны для того, чтобы система вообще смогла работать. А вот запас хода уже зависит от емкости аккумулятора, которая измеряется в кВт/ч. Чем больше кВт/ч (больше емкость), тем больший запас хода мы получим. Но при этом важно понимать, что увеличение емкости влечет за собой увеличение массы АКБ. Поэтому здесь важно соблюсти оптимальный баланс.

Кроме этого, существуют различные типы АКБ:

  • Свинцово-щелочной – те АКБ, которые используются в обычных машинах. Они способны выдавать большую силу тока, но при этом довольно быстро расходуют свой заряд и имеют большую массу. Поэтому это не самый лучший выбор для электрокара.
  • Li-ion – самые распространенные батареи, которые используются практически во всех областях – от фонариков до электромобилей. Именно такие батареи используются в автомобилях Tesla. Обычно это небольшие элементы (стандарта 18650), которые объединяются в группы, создавая большие батареи с нужной емкостью и напряжением.
  • Гелиевые – относительно новый тип батарей. Они также подходят для электромобилей по своим техническим характеристикам, но стоят несколько дороже Литий-ионных. Поэтому применяются в данной области реже, и, как правило, только в детских электрокарах или в складской технике, где пробег не столь важен.

В наше время в электромобилях преимущественно используются Li-ion батареи. Благодаря небольшим размерам элементов появляется возможность собирать батареи с любым напряжением и емкостью.

Из школьной программы физики мы помним, что при последовательном соединении суммируется напряжение, а при параллельном – емкость. Таким образом, можно даже самостоятельно собрать батарею с необходимыми параметрами. Важно: для создания больших батарей из элементов 18650 потребуется точечная сварка.

Как уже говорилось выше, существует вариант электромобиля без батареи. По сути, это гибрид с питанием от генератора.

Что касается зарядки для АКБ, то независимо от того, какие батареи вы будете использовать, зарядное устройство (ЗУ) должно также соответствовать двум параметрам:

  • напряжению;
  • силе тока.

Для зарядки АКБ используется соответствующий контроллер, который управляет зарядом/разрядом каждой ячейки, выравнивания показатели к общему знаменателю. Именно этот контроллер и будет задавать параметры ЗУ – напряжение и максимальную силу тока.

Для подключения зарядки к электромобилю используются соответствующие коннекторы, которые способны выдерживать высокое напряжение и силу тока.

В самодельном варианте вы можете использовать эти же стандарты либо использовать любой другой вид разъема. Главное, чтобы он смог выдерживать большие токи.

Дополнительные комплектующие

Блок управления (он же контроллер) в электромобиле выполняет чуть ли не главную роль. Именно он контролирует работу электромотора, оценивает емкость батареи и запас хода, позволяет вам управлять оборотами двигателя и так далее.

Собрать контроллер своими руками в принципе возможно, имея соответствующие знания в радиоэлектронике. Но даже в этом случае сделать это крайне сложно. А так как от контроллера зависит ваша безопасность, то лучше приобрести уже готовый от производителя.

Блок управления должен быть совместим с выбранным электроприводом и отвечать всем техническим характеристикам (причем с запасом мощности).

Еще один важный элемент – контроллер заряда/разряда батареи. Без него существует высокий риск перегрева батареи и выхода ее из строя. Поэтому наличие такого контроллера обязательно.

Называется он BMS – плата защиты АКБ от перезаряда/переразряда) и стоит около 300 долларов США. При этом стоимость может варьироваться в зависимости от технических параметров, а также от того, какое количество ячеек вы будете использовать.

Сборка электрокара с асинхронным двигателем

Как уже говорилось выше, преимуществом асинхронных двигателей является высокое количество оборотов, благодаря чему можно избавиться от КПП полностью, сделав прямой привод на колеса. Кроме того, такие приводы имеют максимально простую конструкцию. Так как они работают от переменного тока, то используются в основном в гибридных транспортных средствах, где источником питания является бензиновый или дизельный генератор.

Однако все это сопровождается определенными трудностями. Так как батарея электромобиля выдает постоянный ток, при построении электромобиля с асинхронным двигателем вам придется дополнительно установить инвертор, который преобразует постоянный ток в переменный. А это влечёт дополнительные затраты.

Такой вариант будет актуален только в некоторых случаях. Например, если вы хотите создать машину с гибридной силовой установкой. Несмотря на все особенности асинхронного двигателя, его можно использовать и в стандартной компоновке, через КПП. Но в любом случае придется предусмотреть устройство для преобразования постоянного тока в переменный для работы привода.

Самодельная электротележка

Если вы хотите изготовить самодельную электрическую тележку для перевоза грузов, то задача значительно упрощается. Для этого достаточно сварить простую раму с платформой, на которую будет помещен груз, продумать крепеж колес и привод.

Мощный электромотор в этом случае не потребуется, вполне достаточно двигателя на 1-5 кВт. Самодельная электротележка нуждается во все тех же компонентах:

  • электроприводе;
  • блоке управления с рычагами (ручками управления);
  • батарее;
  • контроллере заряда/разряда (БМС плата).

Но, в отличие от электромобиля, в данном случае высокая мощность не нужна. Главное – придумать расположение всех этих элементов и вывод для рычагов управления, а также подключить все по определенной схеме.

Как рассчитать количество денег и времени для сборки

Рассчитать, сколько времени потребуется для сборки электромобиля, довольно сложно, ведь все зависит от личных умений и знаний. Опытный автомеханик при наличии нужных инструментов и запчастей способен переделать машину в электрокар за одну неделю. В гаражных условиях это время значительно увеличивается.

Рассчитать количество средств, которое потребуется для данного мероприятия, проще: всё упирается в стоимость запчастей и комплектующих. Выше мы уже приводили приблизительную стоимость комплекта для переоборудования, который может стоить около 360 000 рублей. Если вы самостоятельно подбираете каждый компонент, то все будет зависеть от выбранных деталей.

Самые большие затраты идут на батарею. И здесь все зависит от того, какой тип АКБ вы выбрали. Li-ion батарею можно собрать приблизительно за 1000-5000 долларов США (в зависимости от емкости батареи). К этой стоимости нужно добавить цену на BMS-плату, которая обойдется приблизительно в 300 долларов

Указать точные суммы нет возможности, так как в этом деле слишком много переменных. Все зависит от выбранного донора, комплектующих, мощности привода и так далее. Например, чтобы построить мини-электромобиль, уйдет меньше финансов, чем при сборке полноценного авто, так как потребуется меньше мощности силовой установки, а также меньше емкости батареи.

Подведем итоги

Указать точно, что потребуется для переоборудования авто в электромобиль, а также сколько денег на это потребуется, крайне сложно. Но с полной уверенностью можно сказать, что сделать это вполне реально, а конечный результат (при правильном подходе) будет иметь меньшую стоимость по сравнению с новым электромобилем от производителя.

Конечно, для этого нужны соответствующие знания в электротехнике, радиоэлектронике и автомеханике, а также достаточно свободного времени и средств. Стоит ли этим заниматься, зависит только от вас.

Это весьма кропотливое занятие, которое, возможно, лучше доверить опытным специалистам. Более того, в наше время электромобили пользуются все большим распространением, цены на них постепенно снижаются, делая их доступными.

http://droidd.ru/elektronnye-ustroistva-svoimi-rukami-radiolyubitelskie-shemy.html
http://220v.guru/samodelki/radiolyubitelskie-shemy-i-samodelki-sobrannye-svoimi-rukami.html

Как самостоятельно сделать электромобиль: чертежи, агрегаты, расчет затрат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Из-за чего разряжается автомобильный аккумулятор в зимнее время?

С наступлением холодов, автомобильный аккумулятор в свою очередь испытывает очень значительную нагрузку. Возникают даже ситуации, когда даже новая аккумуляторная батарея полностью разряжается в довольно быстрые сроки. Это все происходит из-за отрицательного энергобаланса, проще говоря, во время езды непосредственно от генератора поступает минимальное количество энергии, которой совсем не хватает большому количеству потребителей в автомобиле, а вот […]

Правильный выбор автомобильного аккумулятора

Аккумулятор — это та часть автомобиля, которая рано или поздно требует замены. Чтобы покупка данного устройства обошлась без нестыковок и проблем, необходимо подготовиться, определив для себя некоторые нюансы выбора. Габариты устройства и его полярность Посадочное место аккумулятора определяется стандартами, прописанными производителями. Для подбора АКБ можно измерить все необходимые параметры (длина, ширина, высота) или обратиться к […]

X

Яндекс.Метрика