Справочная информация Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте Республики Беларусь
Почему двигатель ест масло и что делать?
Как рассчитывается расход масла в двигателе
Для определения нормы в расчет берется не величина пробега, а именно расход топливного ресурса. Такой показатель является более точным, нежели пройденное расстояние, ведь когда вы стоите в пробках, масло истощается еще больше, а одометр не меняет своего значения.
Расхода масла в двигателе принято рассчитывать по его объему затраченного на сжигание 100 литров топлива.
Чтобы узнать норму расхода масла в двигателе вашего автомобиля нужно воспользоваться расчетной формулой и калькулятором или же используйте эту онлайн форму. Она предполагает подсчет допустимого количества масла на угар согласно типу двигателя, объему работающего масла и количества расходуемого топлива с учетом состояния поршневой группы.
Расчетные формулы расхода масла
Общий фактический расход масла на угар за цикл его работы (от замены до замены) можно рассчитать по формуле:
Где ∑q — масло, долитое в течение цикла (между ТО); Qз — залитое при заправке; Qсл – слитое при замене.
А вот расход залитого масла в литрах на 100 литров топлива определяют так:
Где V — емкость системы смазки двигателя; P – расходуемое топливо k — коэффициент, учитывающий износ поршневой группы (k – для дизельного авто 1,25; бензинового 1,15; турбо 1,3).
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более 5 лет.
Нормы расхода смазочных материалов и специальных жидкостей
Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — соответственно в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50% для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до трех лет.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных и охлаждающих жидкостей определяется в количествах заправок на один автомобильный транспорт.
Индивидуальные нормы расхода масел в литрах (смазок в кг) на 100 л общего расхода топлива автомобилем
Модель автомобиля | Моторные масла | Трансмиссионные масла | Специальные масла | Пластичные смазки |
Тягачи | ||||
БелАЗ-6411, -7421 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
Самосвалы | ||||
БелАЗ-540, -540А, -7510, -7522, -7526 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
БелАЗ-548, -548А, -549, — 7509, -7519, -7521, -7523, -7525, -7527, -75401, -7548 (всех модификаций) | 4,3 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены временные нормы расхода масел и смазок. Так для внедорожных автомобилей-самосвалов, работающих на дизельном топливе, установлены следующие временные нормы:
Временные нормы расхода масел в литрах (смазок в кг) на 100 л общего расхода топлива для внедорожных автомобилем
Виды и сорта масел (смазок) | Временная норма расхода масел в литрах (смазок в кг) на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам |
Моторные масла | 5,0 |
Трансмиссионные масла | 0,5 |
Специальные масла | 1,0 |
Пластичные (консистентные) смазки | 0,2 |
Раздел.2. Методики расчета эксплуатационного расхода дизельного топлива
В настоящее время потребители покупают новые модели карьерных самосвалов, для которых не определены нормы расхода дизельного топлива, поэтому существует ряд методик, позволяющих произвести расчет данных расходов применительно к конкретным условиям эксплуатации. В данном разделе приводятся две методики: расчетный метод определения эксплуатационного расхода дизельного топлива карьерным самосвалом (методика профессора А.А. Кулешова) и расчетный метод определения эксплуатационного расхода дизельного топлива карьерными самосвалами (методика БелАЗ).
Расчетный метод определения эксплуатационного расхода дизельного топлива карьерным самосвалом
Проведенные в Санкт-Петербургском горном институте исследования позволили установить многофакторные зависимости расхода топлива карьерными самосвалами от горно-технических и других условий, которые позволяют с достаточной точностью определять расход топлива для конкретных условий эксплуатации, по следующей методике (методика профессора Кулешова А.А.).
· Определить удельный расход топлива самосвалом на единицу транспортной работы, т.е. на 1 т.км (л/т.км) .
На основании соотношения часового расхода топлива и часовой производительности самосвала выведена формула для определения удельного расхода топлива на единицу транспортной работы (л/т.км) при перемещении груженого самосвала по горизонтали и подъема по вертикали.
где — удельный расход топлива двигателем самосвала при номинальной мощности (определяется по характеристике двигателя), г/кВт.ч.
— плотность дизельного топлива при температуре 20°С (г/см3), принимается 0,83 г/см3.
— КПД трансмиссии самосвала, принимается для двухосных самосвалов — 0,85.
· Определить расход топлива (л/100 км) при перемещении груженого самосвала по горизонтали.
где 100 — означает 100 км пробега; — коэффициент сопротивления качению; — коэффициент тары самосвала; — грузоподъемность самосвала, т.
· Определить расход топлива (л/100 км) при перемещении груженого самосвала по вертикали.
где — высота перемещения груженого самосвала по вертикали, м.
· Определить суммарный расход топлива (л/100 км) при перемещении груженого самосвала на подъеме (по горизонтали и вертикали).
· Определить общий (эксплуатационный) расход топлива самосвалом
Определяем путем добавления к полученной величине еще 20 — 25% на движение порожнего самосвала, а также погрузку-разгрузку самосвала.
Необходимо иметь ввиду, что в случае определения общего (эксплуатационного) расхода топлива для самосвала с двигателем бывшим в эксплуатации и имеющем износ, величину — удельный расход топлива двигателем следует принимать с поправкой на упомянутый износ (нельзя брать по заводской характеристике для нового двигателя).
· На основании полученного общего (эксплуатационного) расхода дизельного топлива (л/100 км) определяется, при необходимости, часовой расход топлива самосвалом по следующей методике:
a) Определить удельную мощность двигателя для самосвала с грузом (кВт/т).
где — номинальная мощность двигателя самосвала, кВт; — полная масса самосвала с грузом, т.
b) Определить средний продольный уклон дороги на трассе движения самосвала (%).
c) По прилагаемому графику зависимости скорости движения самосвалов от удельной мощности и уклонов дорог (Рисунок VII‑1) определить максимальную скорость движения груженого самосвала на трассе (км/ч).
Для диапазона условий эксплуатации, которые не охватывают прилагаемый график, максимальная скорость движения самосвала на подъеме определяется по формуле:
где — удельная мощность двигателя для груженого самосвала, кВт/т; — коэффициент сопротивления качению; — продольный угол дороги, %.
Рисунок VII‑1. Скорость движения карьерных самосвалов на различных подъемах дорог в зависимости от удельной мощности двигателя
d) Определить максимальную скорость движения порожнего самосвала на спуске в карьер,исходя из конкретных условий (ограничения скорости по условиям безопасности движения вследствие недостаточной ширины дорог, наличия крутых поворотов, ограниченной видимости и т.д.).
e) Определить среднюю максимальную скорость движения самосвала за один рабочий цикл.
где и — максимальная скорость соответственно груженого и порожнего самосвала на подъемах карьерной дороги, км/ч;
f) Определить среднее время, за которое самосвал пройдет 100 км.
С учетом того, что кроме времени движения с максимальной скоростью, рабочее время двигателя включает в себя время на погрузку — разгрузку самосвала, на разгон и торможение, и на прохождение с малой скоростью опасных участков. Статистика показывает, что этот расход времени составляет, примерно, 50% от времени движения с максимальной скоростью; суммарное время принимается, как увеличенное в 1,5 раза времени движения с максимальной скоростью.
g) Определить среднечасовой расход топлива самосвалом
Норма расхода моторного масла на угар
Для легкового транспорта нормальным показателем угара является расход 0,005 — 0,025% на 100 литров топлива, что приблизительно составляет от 5 до 25 граммов масла на 1 тыс. км. В изношенном двигателе может достигаться до 0,1% и 100 гр. на 1000 км соответственно. Ну, а если авто работает на пределе или имеет турбированный или дизельный агрегат, то такая норма будет еще больше.
Для грузовых длинномеров норма расхода масла 0,3 — 0,4% от расхода топлива. В расчетной формуле используется количество спаленного топлива и долитого масла за этот период. Но такой расчет расхода масла, предполагаемый автопроизводителем Scania, актуален лишь для тяжелых авто с большим двигателем. Расчеты расхода смазочной жидкости в легковых машинах, как с дизельным так и бензиновым моторами, имеет несколько другой вид.
Норма расхода моторного масла на 100 л. топлива для легковых автомобилей
Тип двигателя | Допустимый угар | |||
В процентах, % 100 л. топлива | В граммах, г. на 1000 км | |||
Новый | Изношенный | Новый | Изношенный | |
Бензиновый | 0,005 – 0,025 | 0,025 – 0,1 | 5 до 25 | 25 – 100 |
Турбированный | 0,05 – 0,08 | 0,5 – 1 | до 100 | 100 – 300 |
Дизельный | 0,035 – 0,25 | 0,3 – 0,8 | 30 – 55 | до 200 |
Роторный | 0,5 – 1,2 | 1 – 2 | 500 – 1000 | до 2000 |
Для карбюраторных автомобилей ВАЗ нормой считается расход от 0,3 до 0,4 л. на 100л горючего.
Бензиновый двигатель работающий на пределе своих возможностей может потреблять от 0,4 до 0,6%, при 100 л. израсходованного топлива, что приблизительно 400 – 600 граммов моторного масла на 1000 км пробега. С дизельным точно такая же ситуация, — потребления смазки двигателем увеличивается на 0,5%. Но если это форсированные турбодизели с двумя турбинами, то расход может достигать до 3% объема масла заливаемого в мотор.
Имейте в виду, что нормы расхода масел значительно увеличиваются для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Средний показатель расходуемого двигателем моторного масла после пробега 150 тыс. км составляет 0.35 — 0.55 л.
Методика определения расхода масла
Уровень масла по щупу
Определение действительного значения удельного расхода моторного масла на угар проводится пробегом 200-300 км. Автомобиль при проведении контрольного заезда должен быть технически исправен. Уровень масла в картере должен быть между метками «МАХ» и «MIN» щупа двигателя. Перед контрольным пробегом необходимо прогреть двигатель, температура масла должна быть 80-85°С. Слив масла производить на ровной площадке. Из поддона оно должно стекать в течение 15 мин. Для точности результата желательно определять не объем, а именно вес поскольку количество смазки оставшейся в фильтре можно узнать лишь взвесив его.
Утверждено Письмо Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 01.01.1999 |
НОРМЫ РАСХОДА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НОРМЫ РАСХОДА МАСЕЛ В ЛИТРАХ (СМАЗОК В КГ) НА 100 Л ОБЩЕГО РАСХОДА ТОПЛИВА АВТОМОБИЛЕМ Расход масел и смазок для автомобилей (в т.ч. иностранных марок) и тракторов, не вошедших в данный перечень, принимается по нижеуказанным временным нормам расхода.
Для автомобилей, оборудованных гидромеханическими коробками передач (кроме БелАЗ и МоАЗ), временная норма расхода специальных масел увеличивается до 0,3 л. Примечание. Нормы расходы смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них в автотранспортных предприятиях. Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 литров (куб.м СПГ) общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля: масел в литрах на 100 литров (куб.м СПГ) расхода топлива, а смазок в килограммах на 100 литров (куб.м СПГ) расхода топлива. Нормы увеличиваются до 20 процентов для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет. Указанные нормы включают в себя замену масла при технических обслуживаниях и доливку в процессе эксплуатации. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата. Нормы расхода масел и смазок не указанных выше специализированных автомобилей соответствуют базовым автомобилям с соответствующим двигателем. Как пользоваться калькуляторомОдну из основных ролей в данном расчете играет объем сжигаемого топлива и объем работающего масла, а также тип двигателя. Именно относительно этого объема и специфики работы ведется расчет удельного расхода масла. Для расчета удельного расхода масла в двигателе необходимы такие данные:
Учтите, что результаты, калькулятора расчета допустимой нормы расхода моторного масла, являются общим случаем и для некоторых двигателей (предполагаемых спецификой конструкции) могут быть неточными, и нуждаться в корректировке. Такой расчетный калькулятор может быть незаменимым помощником для расчета нормы расхода смазочных материалов предназначенной для оперативного учета удельного потребления моторного масла при обосновании потребности в них. Ведь если и не все, то многие автолюбители довольно настораживающее относятся к расходу масла в двигателе. Данный сервис покажет, укладываетесь ли вы в номинальные значения. Если нет, то у вас появится объективный повод искать причины и возможные неполадки. Каков итогТо есть если двигатель в порядке, то он масла практически не берет, и вам не потребуется доливать до следующей замены. Его уровень будет находится в допустимых границах на мерном щупе (в пределах отметок мин./мах.). Но есть случаи, когда производитель указывает нормы расхода для конкретного силового агрегата (некоторые моторы едят масло), тогда его доливка считается естественной и не является неисправностью, но она в среднем не превышает 1-2 стаканов от замены до замены. Важно понимать, что чем интенсивнее работает двигатель, тем больше масла сгорает в нем. Так, например, чем больше количество оборотов, тем больше масла будет оставаться в цилиндрах двигателя автомобиля. Хотя не стоит забывать не только о режиме работы двигателя, но и его конструкции. А еще не следует пренебрегать допусками моторных масел и заливать горюче-смазочные материалы сомнительного качества. Часто задаваемые вопросыФормула расчета расхода маслаРасчет расхода масла можно проводить на угар, за цикл его работы между ТО и расход на 100 литров спаленного топлива. Формулы для этих двух вариантов расчета будут отличаться. Угар моторного масла от замены до замены считается по формуле: Qy = ∑q + (Qз-Qсл), где ∑q – это количество доливаемого масла, Qз – масло что заливалось в мотор при замене, Qсл – количество масла которые слилось. Чтобы подсчитать расход залитого масла, которое понадобилось долить лишь за период 100 литров спаленного автомобилем топлива формула расчета имеет вид: Mз = V / (P*k), где V – это емкость всей системы смазки двигателя, P – израсходованное топливо, k – коэффициент износа поршневой (отличается в зависимости от двигателя, если дизельный, то используется — 1,25; бензиновый — 1,15; турбо — 1,3). Расчет расхода масла на 100 л топливаЧтобы выполнить расчет расхода масла на 100 л. топлива нужно полный объем масляной системы двигателя (указывается в технической документации автомобиля) разделить на произведение потраченного топлива и коэффициент износа. Так, например, если в двигатель необходимо заливать 4,7 литров масла, то при 100 литрах топлива потребленных двигателем допускается 30 граммов расхода масла. Таким образом можно посчитать расход масла двигателя и своего автомобиля используя формулу. Норма расхода моторного масла на 100 л. топливаВ двигателе легкового автомобиля расход масла может считаться нормальным в количестве 0,005 – 0,0025% на 100 л. топлива, что равно 5 – 25 г. на 1 тыс. км. Количество необходимого масла для долива в мотор со значительным пробегом считается нормой даже при 0,1% на сто литров израсходованного топлива. Если это автомобиль с карбюраторной системой питания допустимый показатель может быть еще выше на 0,2%. Для грузовиков норма расхода моторного масла в пределах 0,3 – 0,4% от расхода топлива. Литр на тысячу. Какие машины потребляют больше всего масла?Если двигатель потребляет слишком много масла, то это всегда считается признаком серьезной поломки: износа поршневых колец, прокладок или иных деталей. И если на приборной панели загоралась желтая лампа долива, то это всегда настораживало водителя. Однако на современных машинах с турбированными силовыми агрегатами этот сигнализатор срабатывает слишком часто. Какой же «масляный аппетит» можно считать нормальным и какие моторы показывают самый большой расход смазывающей жидкости? Нормальный расходКлассические атмосферные двигатели без сложных систем непосредственного впрыска и турбонаддува потребляют не очень много масла. Водители еще помнят те времена, когда 1,6-литровые силовые агрегаты на популярных моделях Volkswagen могли вообще не требовать долива смазывающей жидкости в течение года. В период между плановым техническим обслуживаниям при 15 тыс. км пробега уходило менее одного литра масла, что эквивалентно 5-25 г на 100 л расходуемого бензина. Для моторов V6 или V8 среднестатистический расход повышается уже до 30-40 г на 100 л топлива. Однако сейчас времена изменились. Вступили в силу новые экологические требования, заставившие автопроизводителей отойти от практичности в сторону усовершенствования технических систем, необходимых для повышения КПД. А они потребовали дополнительной смазки. В первую очередь появился турбонаддув, а также система «Старт-Стоп», замыкающая на себя практически все технические устройства силового агрегата. В итоге нормой стал расход 1л/1000 км пробега. VolkswagenКонцерн Volkswagen AG делает моторы для брендов Volkswagen, Seat, Audi и Skoda. Больше всего масла потребляют бензиновые турбированные двигатели объемом 1,8 и 2 л серии EA888, выпускавшиеся с 2008 года. Они шли практически на всю линейку концерна, включая Passat, Tiguan и другие машины. Из-за несовершенной конструкции поршневой группы и маслосъемных колец при малых нагрузках такие моторы вбрасывают масло в систему выпуска. Масло также уходит через турбину при высоких оборотах. Большой расход показывают и V-образные бензиновые агрегаты серии EA837 объемом 3 л, выпускавшиеся с 2008 по 2017 год и использовавшиеся преимущественно на Audi. Масло расходуется по причине работы механического нагнетателя Eaton. Такие моторы шли в основном на автомобили Audi A6 и Q5. Однако все они укладывались в регламент 1 л на 1000 км пробега. Среди баварских моторов большое потребление масла показывали силовые агрегаты серии N производства 2000-х годов. На седаны 3 серии и даже 5 серии шли четырехцилиндровые турбированные агрегаты N45 и N46. Позднее они применялись на кроссоверах Х3. У этих моторов к 80 000 км пробега изнашивались маслосъемные колпачки. Ради сокращения потерь на трение поршни были сделаны Т-образными, из-за чего оставалось мало места для уплотнительных колец. ToyotaПотребление масла в 1 л/1000 км показывают и японские автомобили. В 1998 году началось производство 1,8-литрового агрегата 1ZZ-FE, который устанавливался на Toyota Corolla, Toyota Avensis и другие модели. К 50 000 км пробега мотор начинал часто просить долива смазывающей жидкости из-за того, что кольца в поршнях имели минимальный зазор. Появлялась выработка, и масло выбивалось в систему выпуска. Мотор мог потреблять 1,5-2 л на 1000 км пробега. В результате кольца постепенно закоксовывались и залегали. Требовался ремонт. В начале 2000-х японцы стали хромировать и азотировать кольца и повысили ресурс силового агрегата. Однако и в этом случае при активной езде мотор может «съесть» установленные 1 л/1000 км. Hyundai-KiaКорейский концерн Hyundai-Kia в начале 2000-х годов изготавливал 2-литровые атмосферные двигатели серии G4KA/G4KD, которые затем стали родоначальниками современных агрегатов семейства G4NA, дебютировавших в 2010 году. Силовые агрегаты шли на Hyundai Elantra, ix35, Creta, Tucson. Моторы активно ставятся и на машины бренда Kia, такие как Optima, Cerato, Soul, Sportage и др. Эти моторы конструктивно не предполагали высокого потребления масла, однако из-за поломок начинали выбрасывать масло в выхлопную трубу. Примерно в промежуток от 50 до 150 тыс. км пробега на стенках цилиндров могли образовываться задиры, вызванные локальным перегревом поршней при активной езде. Через задиры масло пробивалось в камеры сгорания. Высокое потребление масла было приговором. Мотор необходимо было ремонтировать. Нормальным для атмосферных моторов считается расход масла в районе 0,5% от расхода бензина. Если в межсервисный интервал длиной 15 000 км мотор потреблял 1200 литров бензина, то масла на доливку ему потребуется в районе шести литров. Это примерно 0,4 л на 1000 км пробега. Нормальный расход масла на 1000 кмОценить состояние двигателя автомобиля помогают определенные параметры, к примеру, расход масла на угар. Для силовых агрегатов разного типа показатели нормального уровня отличаются, кроме того, затраты масла определяются изношенностью деталей. Когда отмечается превышение параметров, это повод провести диагностику или проверить, насколько качественные смазочные материалы применяются.
Причины увеличения расхода масла в двигателеНеисправности – частая причина превышения установленных норм. Автовладельцу стоит насторожиться, обнаружив возросший расход моторного масла: подобное свидетельствует об износе мотора, а значит и о возможных предстоящих ремонтных работах. Показатели, от которых зависит возрастание выгорания масла, таковы:
Возрастание расхода моторного масла естественно – двигатель изнашивается во время эксплуатации. Повышения показателя расхода моторного масла от нормы может крыться как в изменившихся условиях, в которых эксплуатируется транспортное средство, так и в появлении неисправностей ДВС. Например, увеличение нагрузки или избыточный уровень смазки в системе.
Однако есть и другие причины отклонений расхода от нормы:
В некоторых случаях износ некритичен, однако устранить причину поможет лишь капитальный ремонт. Иные проблемы говорят о неисправностях, требующих немедленного устранения, иначе силовой агрегат может отказать:
Установка турбокомпрессора всегда приводит к значительному увеличению затрат смазки. До двухсот граммов на тысячу км пробега выгорает в турбированных моторах. Видео про причины расхода маслаКакой расход масла в двигателе считается нормальнымОпределять норму расхода масла необходимо по объему, истраченному на сотню литров горючего. Обкатка нового двигателя до пяти тысяч километров обеспечивает трату масла до 1 л/1000 км в среднем. Аналогичное количество израсходуется при смене поршневых колец. Границы расходования смазочного материала при пробеге от пяти до ста пятидесяти тысяч километров в л/1000 км:
Если пробег более ста пятидесяти тысяч, нормальный показатель изменится и составит от 0,35 до 0,55 л/1000 км из-за износа деталей. Источник http://avtokart.ru/dvigateli/povyshennyj-rashod-masla-v-dvigatele-prichiny.html |