Самостоятельная замена задней подушки (опоры) двигателя на автомобиле Ваз-2109 | Школа авторемонта — Ремонт автомобиля своими руками
Школа авторемонта – Ремонт автомобиля своими руками
В данной статье будет описан процесс замены задней подушки двигателя на автомобиле Ваз-2109. На автомобилях Ваз 2108, 2109, 2109 и Ваз 2113-2115 замена задней подушки проходит аналогично. Но, сначала, перечислю причины, по которым следует задуматься о замене подушек или подушки двигателя. Износ, обрыв и разрушение резиновой или металлической составляющей любой подушки двигателя влечёт за собой появление вибрации и зуда во время движения, и ударов при трогании с места и остановки автомобиля. Поэтому если в Вашем авто появились выше перечисленные симптомы, то обратите внимание на состояние подушек или как их ещё называют опор двигателя. При обнаружение крупных трещин, обрывов или отслоений резиновой части подушки (фото 1) – замените деталь. Если лопнула или надломилось металлическая часть подушки – меняйте деталь как можно скорей. Думаю, что в этой части проблем будет. А вот вопросы по работе связанные с заменой могу возникнуть! Верно? Поэтому продолжаем читать дальше и в конце этого материала ответы на вопросы будут найдены)))
Запчасти. Заднюю подушку двигателя для автомобилей Ваз 2108, 2109, 2109 и Ваз 2113-2115 можно найти в интернете и купить, используя каталожный номер – 2108-1001033-10. По фирме производителю всё просто – покупаем подушку от БРТ или СЭВИ. Другие варианты – не варианты…
Инструмент необходимый для работы по замене задней подушки двигателя: торцовый ключ на 17, пара накидных ключей на 19, домкрат трапеция для фиксации двигателя. Работу по замене выполняем на смотровой яме.
Порядок замены задней подушки (опоры) двигателя на автомобиле Ваз-2109:
Загоняем автомобиль на смотровую яму. Снимаем защиту двигателя, если она есть.
Ставим домкрат под коробку передач и немного приподнимаем КПП вверх (фото 2)
Откручиваем гайки крепежных болтов подушки к КПП (фото 3)
Торцовым ключом на 17 откручиваем гайки кузовных шпилек (фото 4)
Вытаскиваем болты и снимаем подушку. И на её место ставим новую (фото 5)
Затягиваем все гайки и убираем домкрат. Всё! Замена задней подушки двигателя на автомобиле Ваз-2109 закончена! Всем спасибо за внимание;)
При использование статьи или фотографий активная прямая гиперссылка на сайт www.avtorem.info обязательна!
Понравилась статья? Поделись ею на своей странице!
Читайте также:
- Замена топливного фильтра на Ваз 2113-2115, Ваз 2110-2112, Ваз 2710 Приора, Ваз 21099
- Замена крана отопителя на автомобилях Ваз-2108, Ваз-2109, Ваз-21099, Ваз-2114, Ваз-2115
- Замена сальника штока переключения передач на автомобилях Ваз-2108, Ваз-2109, Ваз-21099, Ваз-2110, Ваз-2114, Ваз-2115
Комментарии
(
0
)
Показано комментариев: 0 .
Всего: 0 .
Самостоятельная замена подушек двигателя ВАЗ 2109
Некоторые особенности опор мотора на авто ВАЗ 2109
При разработке конструкций подушек для уменьшения вибраций силового агрегата производители руководствуются величинами нагрузок, которые воспринимают опоры. Эти устройства постоянно воспринимают нагрузки, которые периодически меняются. Одна действует когда автомобиль стоит – вес агрегата, при старте – другая. При движении авто назад подушки воспринимают отрицательные силы. Резкое ускорение, неожиданное торможение, встреча с препятствием или попадание в выбоину колеса вызывают действие отрицательных сил. Погасить их должны установленные задние, передние и боковые опоры. Для изготовления элементов берут натуральный каучук, резина высокого сорта марки СКИ-3, высококачественная сталь и специальный клей. От (-45) до (+70) градусов по Цельсию могут выдержать подушки для двигателя. Это указывает на то, что для ВАЗ 2109 подушка двигателя боковая левая и правая, передние и задние должны использоваться только выпускаемые заводом-изготовителем. В этом случае они будут соответствовать всем требованиям технологии изготовления, поставляются в специализированные магазины. Автовладельцы должны приобретать изделия у надежных поставщиков, хорошо зарекомендовавших себя и имеющих хорошие отзывы от покупателей.
Как заменить боковые опоры двигателя ВАЗ 2109
В автомобиле ВАЗ 2109 мотор крепится на три опоры: правую, которая крепится на кронштейн двигателя, левую и заднюю, фиксирующиеся на кронштейнах картера коробки передач. Инструкция предусматривает замену боковой подушки выполнять при снятом брызговике. Для работы понадобятся:
- Новая боковая подушка.
- Набор головок торцовых.
- Таль или домкрат.
- Накидные ключи.
- Вороток.
- Трещотка.
- Средство для удаления, при необходимости, ржавчины.
Совет: Разборку узла нужно начинать с удаления ржавчины со всех крепежных узлов, что поможет разобрать эти узлы.
- Нужно удалить брызговик.
- Откручивается накидным ключом на «17» гайка, фиксирующая опору к кузову.
Совет: При откручивании болта его нужно удерживать от проворачивания таким же ключом.
- Вытаскивается болт.
- Откручивается головкой «на 17» три гайки крепящие кронштейн опоры на коробке передач, как показано на фото.
- Опора снимается.
- После того как выполнена замена подушки на ВАЗ 2109 сборку нужно выполнять в обратной последовательности.
Как правильно выполняется замена подушки двигателя ВАЗ 2109 можно посмотреть на видео.
Подушка коробки передач ваз 2109
- Должна ли болтаться подушка КПП? – 2 ответа
На неё, подушку, надо посмотреть. И если внешний вид сильно отличается от новой, то да, надо менять.
По вибрации и постороннему стуку(глухому) на кочках.
на наш канал в
Я ндекс.Дзене
Еще больше полезных советов в удобном формате
Замена опор двигателя ваз 2109
Замена подушек двигателя ваз 2109
делается при их износе. В итоге износа возникает излишняя вибрация
двигателя
при перегазовках и резком старте с места. В данном случае поначалу нужно зрительно удостоверится в их повреждении и в предстоящем принимать решение по подмене резинометаллических опор
двигателя.
Двигатель ваз 2109
имеет три опоры
двигателя
: заднюю, левую и переднюю опору. Рассмотрим последовательную их замену.
Замена задней опоры силового агрегата ваз 2109
Работу нужно выполнять с ямы или эстакады. Подоприте коробку передач, чтобы она не опустилась при снятии опоры. Головкой на 17 открутите 2 гайки крепления подушки к кузову автомобиля.
Немного опустите упор и при помощи ключа на 19 отпустите и открутите две гайки крепления кронштейна
подушки
к кпп. Извлеките болты и снимите подушку.Установка производится в обратном порядке.
Замена левой подушки силового агрегата
опоры производится по причине ее износа, а также при снятии с автомобиля
двигателя или коробки передач. Работать также нужно на яме или эстакаде. Перед началом работ нужно снять левый брызговик двигателя
. Открутите двумя рожковыми ключами гайку на 17 болта крепления
подушки
к кузову автомобиля и вытащите болт.
Теперь при помощи трещотки с головкой на 17 открутите крепление подушки
к коробке передач.
Особенности опор двигателя на автомобиль ВАЗ 2109
При разработке конструкций подушек для уменьшения вибраций силового агрегата производители руководствуются величинами нагрузок, которые воспринимают опоры. Эти устройства постоянно воспринимают нагрузки, которые периодически меняются.Одна действует когда автомобиль стоит — вес агрегата, при старте — другая. При движении авто назад подушки воспринимают отрицательные силы.
Резкое ускорение, неожиданное торможение, встреча с препятствием или попадание в выбоину колеса вызывают действие отрицательных сил. Погасить их должны установленные задние, передние и боковые опоры.Для изготовления элементов берут натуральный каучук, резина высокого сорта марки СКИ-3, высококачественная сталь и специальный клей. От (-45) до (+70) градусов по Цельсию могут выдержать подушки для двигателя.
Это указывает на то, что для ВАЗ 2109 подушка двигателя боковая левая и правая, передние и задние должны использоваться только выпускаемые заводом-изготовителем. В этом случае они будут соответствовать всем требованиям технологии изготовления, поставляются в специализированные магазины.Владельцы автомобилей должны приобретать изделия у надежных поставщиков, хорошо зарекомендовавших себя и имеющих хорошие отзывы от покупателей.
Факторы, влияющие на замену подушек под двигатель ВАЗ 2109
Все, выпускаемые изделия имеют гарантийный срок, после которого они могут выйти со строя. Это касается и опор под силовой агрегат автомобиля ВАЗ 2109.Идет естественное старение резины, она может потрескаться от долгого использования. Помимо этого бывают и механические поломки, связанные с последствиями аварии, неожиданным столкновением с препятствием, встречей на пути с канализационным люком и многими другими причинами.
Что влияет на замену
Есть два основных фактора, которые вынуждают автомобилистов выполнять замену подушек.
- Естественный износ. У каждой подушки есть свой эксплуатационный срок, превзойти который — большая редкость. Зачастую они его не отрабатывают по второй причине.
- Механические воздействия, приводящие к поломкам. Это наши дороги, выбоины, аварии, наезды на люки, столкновения и пр.
Статья в тему: Дворники сами включаются ВАЗ 2114? Решение проблемы
Когда требуется замена
Есть несколько факторов, которые вам следует знать относительно замены компонентов двигателя.
Ситуация | Особенности |
Вибрация кузова | Почувствовав вибрацию кузова, следует обязательно проверить состояние опор. Такой эффект может быть вызван различными причинами, но подушки — одна из основных |
Замена ремня ГРМ | При замене ремня удалить его крышку бывает очень сложно, поскольку к правому брызговику переднего колеса практически вплотную прижат двигатель. Приходится снимать подушку, чтобы полноценно провести ремонтные мероприятия |
Двигатель проседает, нагружает ШРУСы | Из-за воздействия массы двигателя на ШРУСы у них меняется геометрия, что приводит к существенному снижению эксплуатационного срока элементов. Ресурс сокращается, приходится выполнять замену раньше положенного срока |
В районе кулисы наблюдается стук | Он может быть едва заметным. Но его наличие говорит о том, что двигатель просел. Следовательно, опоры не отрабатывают должным образом, и им требуется замена |
Если своевременно не выполнить замену опор, это приведет к более серьезным последствиям и дорогому устранению поломки. Потому лучше заменить подушки при обнаружении первичных признаков износа. Для этого дополнительно рекомендуем проводить периодический осмотр узла.
Когда нужно менять подушки двигателя ВАЗ 2109?
— Вибрации кузова.- Стука, возникающего при старте машины или ее торможении, затрудненном переключении передач или неожиданном ускорении.- Замена ремня ГРМ сопровождается большими трудностями. Это связано с тем, что к правому брызговику почти вплотную «подходит» просевший двигатель, и он может помешать удалить крышку ремня ГРМ, а обслуживание мотора будет затруднено.- От сильного проседания агрегата увеличиваются нагрузки на ШРУСы. На них может измениться геометрия работы, что сократит ресурс конструкций.- Появление в районе кулисы чуть уловимого стука. Это происходит из-за проседания двигателя.- В этом случае ползун КПП может начать задевать за наружную поверхность стабилизатора поперечной устойчивости.- В том случае, когда замена подушки двигателя на ВАЗ 2109 будет произведена не своевременно, то цена дальнейшего ремонта значительно повысится.
Как поменять подушки двигателя своими руками
Если бы вибрации мотора, даже нового, исправного, передавались в салон автомобиля, водителю наверняка было бы очень неприятно. Благо, что от этого спасают специальные резиновые подкладки в местах соединения поршневого агрегата с кузовом автомобиля.
Но не только людей в машине они защищают от вибраций, подкладные конструкции спасают сам поршневой агрегат от воздействия неровностей дорожного покрытия. Сами эти элементы состоят из резиновых подставок, металлических частей и резьбовых креплений. Ломаются они из-за естественных факторов, таких как:
- повышенная влажность, масляные следы, содержание силового агрегата в грязи;
- естественный износ, наступающий примерно через 80 – 100 тыс. км пробега;
- неисправный «троящий» поршневой агрегат с повышенными вибрациями.
- Снимаем ремень генератора.
- Ослабив резьбовые соединения, отодвигаем генератор.
- Установив домкрат под поддон картера, одновременно проложив дощечку между домкратом и поддоном, чуть приподнимаем силовую установку, чтобы разгрузить подпирающие мотор сайлентблоки.
- Осматриваем внешний вид подставных конструкций мотора, ощупываем их для окончательной диагностики. Есть ли расслоения резины? Твердая ли резина? Легко ли отделяется от подложки? Заметен ли люфт всего элемента? Если все нормально, наблюдается только люфт, достаточно подтянуть гайки, возможно, удастся обойтись без переустановки детали. Если же обойтись без переустановки не получается, двигаемся дальше.
- Откручиваем гайку резьбового соединения дефектного элемента.
- Откручиваем два болта крепления его к металлическому держателю.
- Достаем всю конструкцию в сборе с металлической частью, переустанавливаем резиновую деталь. Затем пристраиваем узел обратно, на свое штатное место. Производим полную сборку по обратному пути.
Так происходит замена правой подушки двигателя. Рассмотрим обновление подкладной конструкции сзади мотора на примере другой марки ВАЗ.
Замена подушек у ВАЗ 2114 напоминает процесс на «десятке». Во всяком случае, инструменты берутся подобные:
- ключи гаечные;
- домкрат;
- дощечка.
Далее делается так.
- Домкрат с дощечкой устанавливают под коробку передач.
- Слегка приподнимают эту часть поршневого агрегата.
- Откручивают гайку дефектной детали.
- После выкручивания гаек соединений с кронштейном узел достается наружу, затем осуществляется переустановка резиновой детали в металлическом держателе. При этом последний можно зажать в тисках, если есть под рукой тиски.
Получается, что в основных чертах на всех подставках под мотор работы производятся похожим образом. Замена задней подушки двигателя у ВАЗ 2109 происходит точно так же.
Смена у Приоры сопровождается снятием штатного брызговика мотора. В остальном операция проходит так же, как замена подушек двигателя у ВАЗ 2110.
Что делать с моторами иномарок
А теперь определимся, как делается замена дефектной подушки у Форд Фокус 2. У данного автомобиля весь узел опоры неразборный. Для работы понадобятся:
- ключи гаечные;
- отвертки;
- лебедка.
При переустановке правой детали действия таковы.
- Снимаем и отодвигаем вбок расширительный бачок, не сдергивая шлангов.
- Приподнимаем силовой агрегат, находясь, например, в гараже с лебедкой.
- Откручиваем две гайки крепления к кронштейну.
- Отворачиваем два резьбовых соединения, крепящих к лонжерону кузова.
- Производим переустановку узла.
- Собираем все обратно.
В таком ключе проходит замена подушек у Форд Фокус. Легко заметить, что особых сложностей процесс не вызывает. Ремонт у Мазды 3 производят аналогичным путем. Если это замена правой дефектной подушки, то также придется снять расширительный бачок. Далее перенесем свой взгляд на другие иномарки. Замена любой подушки двигателя у Фольксваген Пассат Б3 осуществляется по сценарию, похожему на уже описанные. Кстати, у данного автомобиля кронштейны опор выполнены в сборе с маленькими амортизаторами. Приготовим для работ следующие принадлежности:
- ключи гаечные;
- домкрат, баллонник;
- отвертки;
- дополнительный домкрат и дощечка.
Производим замену сломанной задней подушки.
- Для этого сначала снимаем правое колесо.
- Откручиваем амортизатор в сборе с ШРУС.
- Подпираем силовую установку, точнее, масляный поддон домкратом с дощечкой.
- Отворачиваем гайки на крепежах опоры.
- Производим полную переустановку детали в кронштейне и собираем все обратно.
На этом все. Добавим, что есть еще иномарки, у которых по 4 опоры. Например, Тойота Ипсум. Причем, смена подушек двигателя у Ипсум делается так: правая меняется полностью, а у трех остальных переустанавливают только картридж.
Чтобы поменять левую подушку двигателя у Шевроле Ланос, необходимо подпереть домкратом бок коробки передач, ближний к колесу. В остальном все делается без дополнительного демонтажа каких-либо узлов.
Цена процедуры описанного ремонта
Из описанного заметно, что данная операция – хоть и грязная работа, но ее трудоемкость невелика. Стоимость (в среднем) работы по России указана в таблице ниже.
Город | Стоимость за 1 шт. |
Москва | 900 руб. |
С-Петербург | 900 руб. |
Екатеринбург | 800 руб. |
Самара | 700 руб. |
Теперь смотрите закон на тюнинг для внедорожников 2020 и как осуществляется замена цепи ГРМ.
Здесь приведены цены на операцию замены подушек двигателя у популярных иномарок, причем, со средней сложностью ремонта. Для ВАЗ величина будет меньше процентов на тридцать.
Вообще же мы рассмотрели разные варианты ремонтных работ применительно к самым различным машинам. Вся расписанная информация должна помочь автолюбителям определиться: либо сделать все самому, либо поехать к мастерам.
Правила замены опор двигателя ВАЗ 2109
В автомобиле ВАЗ 2109 мотор крепится на три опоры: правую, которая крепится на кронштейн двигателя, левую и заднюю, фиксирующиеся на кронштейнах картера коробки передач. Инструкция предусматривает замену боковой подушки выполнять при снятом брызговике.
Для работы понадобятся:
— Новая боковая подушка.- Набор головок торцовых.- Таль или домкрат.- Накидные ключи.- Вороток.- Трещотка.- Средство для удаления, при необходимости, ржавчины.
Порядок работ:
Совет: Разборку узла нужно начинать с удаления ржавчины со всех крепежных узлов, что поможет разобрать эти узлы.Нужно удалить брызговик.Откручивается накидным ключом на «17» гайка, фиксирующая опору к кузову.Совет: При откручивании болта его нужно удерживать от проворачивания таким же ключом.Вытаскивается болт.Откручивается головкой «на 17» три гайки крепящие кронштейн опоры на коробке передач, как показано на фото.Опора снимается.После того как выполнена замена подушки на ВАЗ 2109 сборку нужно выполнять в обратной последовательности.Как правильно выполняется замена подушки двигателя ВАЗ 2109 можно посмотреть на видео.
Замена
Теперь переходим к замене элементов. Делать это своими руками или обращаться в автосервис, сугубо ваше личное решение.
Для ВАЗ 2109 предусмотрено использование трех опор:
- Передняя;
- Задняя;
- Левая боковая.
Про замену каждой из них следует рассказать отдельно, поскольку процессы отличаются между собой.
Замена задней подушки
- Отыщите подходящее место для выполнения ремонта. Вам потребуется яма или эстакада.
- Установите туда автомобиль, зафиксируйте его упорами, поставьте машину на ручной тормоз.
- Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи автомобиля.
- С помощью накидного ключа на 17 открутите гайку, которая удерживает подушку на кузове.
- Используя головку на 17, демонтируйте крепежные гайки кронштейна опор к коробке переключения передач. Всего их там 3 штуки.
- Достаньте все болты, извлеките старую подушку двигателя.
- Установите новый элемент мотора и выполните обратную сборку узла.
Статья в тему: Особенности проверки и замены датчика фаз ВАЗ 2114: пошаговые инструкции
Демонтажные работы
Боковая левая подушка
Левый элемент
- Обеспечьте себе наличие свободного доступа к днищу своего ВАЗ 2109.
- Зафиксируйте автомобиль опорами и ручным тормозом.
- Отключите минус от аккумулятора.
- Снимите левый брызговик двигателя.
- С помощью накидного ключа на 17 снимите гайку, которая удерживает подушку на кузове.
- Головкой на 17 открутите 3 крепежные гайки кронштейна опоры, демонтировав их от коробки переключения передач.
- Достав крепежные болты, замените изношенную опору двигателя на новую.
- Проведите процедуру обратной сборки. Придерживайтесь строгой последовательности.
Способы увеличения жесткости фиксации двигателя на кузове ВАЗ 2109
Чтобы замена подушки ваз 2109 не производилась часто, а жесткость силового агрегата увеличилась, устанавливают вместо штатной опоры более совершенную деталь, имеющую жесткий корпус и резиновую деталь внутри.
Максимально уменьшить перемещение мотора при торможении им, наезде на неровности на дорогах, резком старте автомобиля.С его помощью можно избежать самовыключения передачи.Увеличит ресурс в системе выпуска и приводе ведущих колес.Улучшить дизайн подкапотного пространства.Усилить жесткость мотора можно, установив дополнительно четвертую опору. Ее назначение соединить картер сцепления с поперечиной передней подвески ВАЗ 2109.При монтаже устройства необходимо установить новый кронштейн и найти место для модуля зажигания.Порядок работ включает в себя:Демонтаж ВП для свечей зажигания.Отсоединение разъемов проводов от модуля зажигания машины.Отсоединяется картер сцепления этого модуля от блока цилиндров.Отвинчиваются оставшиеся три гайки, фиксирующие модуль, который после этого удаляется.Модуль зажигания занимает другое место и ставится новый крепеж.На поперечину передней подвески крепится кронштейн для монтажа четвертой опоры.В отверстие, имеющееся на клеммном зажиме, устанавливается болт, ставится и наворачивается гайка первоначально на два витка.В проушину фиксации опоры вставляется нижняя головка штанги.Устанавливается болт в проушину и опору, закручивается гайка.Выполняется регулировка размера штанги до совпадения отверстий в картере сцепления и на верхней головке.ставится еще один болт.
2 Схемы
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Схема ВАЗ-2109
Автомобиль ВАЗ-2109 выпускался на АвтоВАЗе с 1987 по 1997 год. Годы производства 21099: 1990—2004 — в России, 2004—2011 — на Украине. Здесь приводятся цветные схемы проводки (на инжектор и карбюратор) с описанием всех элементов для различных модификаций. Информация предназначена для самостоятельного ремонта авто. Электрические схемы разделены для удобства просмотра через компьютер или смартфон на несколько блоков, также имеются схемы в виде единой картинки с описанием элементов — для распечатки на принтере.
Как и весь автомобиль, его электрооборудование было на среднем уровне, поэтому владельцы девяток должны знать схему электропроводки досконально для текущих ремонтов своими руками.
Модификации ВАЗ-2109
ВАЗ-2109. Базовая модель, которая выпускалась с 1987 по 1997 год, оснащалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2108 объемом 1,3 литра и мощностью 64 лошадиные силы.
ВАЗ-21091. Модификация автомобиля с дефорсированным двигателем ВАЗ-21081, объемом 1,1 литр и мощностью 54 лошадиные силы. Выпускалась серийно с 1987 по 1997 год.
ВАЗ-21093. Модификация автомобиля с карбюраторным двигателем ВАЗ-21083, объемом 1,5 литра и мощностью 73,4 лошадиные силы. Серийно выпускалась с 1988 по 2006 год.
ВАЗ-21093i. Модификация с инжекторным двигателем ВАЗ-2111-80, объемом 1,5 литра. первый опытный образец появился в 1994, серийное производство было начато с ноября 1998 года.
ВАЗ 21093-22. Модель изготовленная специально для Финского рынка. Отличается улучшенной отделкой салона, предустановленными «литыми» дисками и новой торпедо. На автомобиль устанавливался инжекторный двигатель объемом 1,5 литра. Выпускался с 1995 по 1998 год.
ВАЗ-210934. Полноприводный внедорожник с кузовом ВАЗ-21093 поставленный на раму «Нивы», на которую уже были установлены подвеска, рулевое управление, двигатель, коробка передач и раздатка от той же модели ВАЗ-2121 «Нива».
ВАЗ 2109-90. Вариант автомобиля, который оснащался компактным двухсекционным роторно-поршневым двигателем Ванкеля объемом 654 см3.
ВАЗ-21096. Экспортная модификация ВАЗ-2109 для стран с левосторонним движением, рулевая колонка располагалась справа.
ВАЗ 21097. Экспортная модификация ВАЗ 21091 с правым рулем.
ВАЗ 21098. Еще одна экспортная модификация, но уже модели ВАЗ 21093 с правосторонним расположением рулевой колонки.
ВАЗ-2109 Carlota. Автомобиль, производимый с 1991 по 1996 год в Бельгии фирмой Scaldia-Volga.
ВАЗ-21099. Следующая самостоятельная модель автомобиля, которая является модификацией «девятки». Этот автомобиль имел 4-дверный, 5-местный кузов типа седан и удлиненный на 200 мм задний свес.
Схема ВАЗ-2109 старые версии
Схема ВАЗ-2109 новые версии
Тут нет датчика износа тормозных колодок (раньше лампа ручного тормоза мигала при поднятом рычаге, и загоралась постоянно при срабатывании датчиков на тормозных колодках).
Схема ВАЗ-2109, 21099 «люкс»
Схема ВАЗ-21099 с европанелью
Схема комбинации приборов для низкой панели
Схемы комбинаций приборов для высокой панели
Схема подключения фароочистителей
Схема подключения фароочистителей на низкой и высокой панелях автомобилей выпуска после 1989 года
Электрооборудование с роторным двигателем
Схема проводки ВАЗ-2109 карбюратор
- Головная фара.
- Электродвигатель системы очистки стекол фар. Опциональная деталь, применялась в основном на экспортных машинах.
- Концевой переключатель для питания лампы освещения моторного отсека.
- Клаксон.
- Электрический двигатель привода вентилятора, установленного на радиаторе системы охлаждения.
- Температурный индикатор, подающий управляющий сигнал для электропривода крыльчатки вентилятора.
- Генератор переменного тока.
- Клапан подачи жидкости на стекла фар. Применяется совместно с п. 2.
- Клапан подачи жидкости на стекло пятой двери.
- Клапан подачи жидкости на переднее стекло.
- Свечи системы зажигания.
- Датчик Холла, служащий для распределения импульсов зажигания.
- Катушка.
- Концевой выключатель огней включенной передачи заднего хода.
- Измеритель температуры жидкости в системе охлаждения.
- Стартер.
- Аккумуляторная батарея.
- Датчик, замеряющий уровень жидкости в усилителе тормозов.
- Коммутатор, управляющий системой зажигания.
- Датчик определения положения верхней мертвой точки поршня первого цилиндра. Ставился на некоторые экспортные ВАЗ 2109 с системой диагностики. Встречается только на машинах до 1995 года.
- Диагностическая колодка. Опциональный элемент, устанавливается совместно с п. 20.
- Контроллер управления электромагнитным клапаном, установленным в карбюраторе.
- Блок контактов включения стартера.
- Концевой переключатель на карбюраторе.
- Клапан экономайзера.
- Датчик, сигнализирующий об аварийном снижении давления масла.
- Привод насоса омывателя.
- Двигатель крыльчатки вентилятора системы вентиляции и отопления.
- Сопротивление, обеспечивающее дополнительные скорости вращения вентилятора.
- Переключатель скоростей.
- Привод очистителя ветрового стекла.
- Прикуриватель.
- Система подсветки рычажков регулировки параметров работы отопителя.
- Розетка для дополнительного оборудования.
- Лампа вспомогательного освещения моторного отсека.
- Система подсветки перчаточного ящика на панели приборов.
- Монтажный блок реле и плавких вставок.
- Переключатель освещения панели приборов.
- Концевик лампы стояночного тормоза.
- Концевик ламп торможения.
- Блок рычагов подрулевого переключателя.
- Переключатель ламп наружного света.
- Переключатель аварийной сигнализации.
- Включение задней противотуманной фары.
- Биметаллический предохранитель противотуманной фары.
- Переключатель обогрева стекла на пятой двери.
- Повторители поворотов на передних крыльях.
- Центральный плафон салонной подсветки.
- Индивидуальный плафон подсветки.
- Переключатели работы подсветки на средних стойках.
- Коммутационный блок зажигания.
- Замок зажигания.
- Комбинация приборов «низкого» типа.
- Концевик «подсоса» на карбюраторе.
- Задние фонари.
- Измеритель уровня топлива в баке.
- Обогрев стекла.
- Привод заднего дворника.
- Два плафона подсветки номера.
Электросхема ВАЗ-2109 карбюратор — полный вид:
На всех карбюраторных «девятках» применяется одинаковая система бесконтактного зажигания, построенная на основе электронного коммутатора и датчика Холла.
Характерная для девятки поломка блока управления электроникой возникает из-за того, что корпус пропускает воду, пыль и влагу в виде конденсата. Завод предусмотрел крошечную канавку для стока воды из корпуса, но она постоянно забивается, корпус наполняется водой, и блок управления медленно выходит из строя.
Схема оборудования ВАЗ-2109 инжектор
Электропроводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет множество разъемов для подключения датчиков к ЭБУ.
- ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки);
- ДПКВ (датчик положения коленчатого вала);
- ДТ (датчик температуры);
- ДСА (датчик скорости автомобиля);
- Клапан продувки адсорбера;
- ДМРВ (датчик массового расхода воздуха);
- ДД (датчик детонации) и другие.
Слабое место жгутов — силовая проводка на нижней полке радиатора, что постоянно подвергается воздействию высоких температур и в этом месте она никак не защищена от воды и грязи. Другая проблема — жгут под ковриком рядом с сиденьем водителя. Там постоянно накапливается влага, а чтобы ее удалить, нужно просушивать пол, неизбежно дергая этот жгут.
С середины 90-х годов на ВАЗ 2109 стали применяться двигатели с системой впрыска, что сильно изменило электрический план моторного отсека и панели приборов. Ниже представлена схема электрики машины 1999 года с ЭСУД типа GM ISFI-2S и Январь 4/4.1.
- 1 — система форсунок;
- 2 — свечи;
- 3 — управляющий модуль зажигания;
- 4 — диагностический разъем;
- 5 — контроллер Дженерал Моторс или Январь;
- 6 — разъем для подключения комбинации приборов;
- 7 — главное реле системы;
- 8 — предохранитель проводки питания контроллера и модуля системы зажигания;
- 9 — защита цепей датчиков замера скорости и расходомера воздуха;
- 10 — защита питания насоса подачи топлива;
- 11 — контроллер бензонасоса;
- 12 — измеритель температуры двигателя;
- 13 — система холостого хода;
- 14 — измеритель детонации;
- 15 — система продувки емкости для улавливания паров топлива;
- 16 — измеритель положения коленчатого вала;
- 17 — измеритель скорости;
- 18 — измеритель расхода воздуха;
- 19 — лямбда-зонд;
- 20 — измеритель угла положения дроссельной заслонки;
- 21 — электрический насос топлива в комплекте с датчиком уровня топлива;
- 22 — подключение системы зажигания;
- 23 — контрольная лампа;
- 24 — замок зажигания;
- 25 — коммутационный блок;
- 26 — вентилятор охлаждения радиатора.
Начиная с 2002 года все ВАЗ 2109 стали комплектоваться только моторами с системой впрыска. На схеме представлена разводка жгутов электрики ЭСУД Bosch MP7.0 (нормы Евро 2) на машине 2003 года с двигателем ВАЗ 2111.
- 1 — четыре форсунки;
- 2 — свечи 2109;
- 3 — модуль распределения зажигания;
- 4 — диагностический разъем, выведенный в салон автомобиля;
- 5 — разъем контроллера Бош;
- 6 — разъем комбинации ламп и приборов;
- 7 — основной коммутационный прибор системы;
- 8 — плавкая вставка основного прибора;
- 9 — контроллер управления параметрами работы вентилятора на радиаторе охлаждения;
- 10 — предохранитель контроллера вентилятора;
- 11 — управляющее реле бензонасоса;
- 12 — предохранитель электропроводки бензонасоса;
- 13 — датчик замера расхода воздуха на впуске;
- 14 — датчик угла открытия дросселя;
- 15 — измеритель температуры двигателя;
- 16 — регулятор параметров холостого хода;
- 17 — датчик замера детонации в цилиндрах;
- 18 — датчик положения коленчатого вала;
- 19 — лямбда-зонд;
- 20 — блок управления иммобилайзером;
- 21 — индикатор состояния иммобилайзера;
- 22 — датчик замера скорости;
- 23 — электрический мотор привода бензонасоса, в одном модуле с ним находится прибор для замера остатка топлива в баке;
- 24 — клапан продувки системы улавливания паров бензина;
- 25 — разъем косы системы зажигания;
- 26 — комбинация приборов с контрольной и предупредительной лампой Check Engine;
- 27 — реле запуска системы зажигания;
- 28 — замок;
- 29 — монтажный и коммутационный блок;
- 30 — вентилятор системы охлаждения.
Схема блока реле и предохранителей 2109
Блоки предохранителей не зависят от используемой системы впрыска топлива — карбюратор или инжектор. БП будут отличаться только по году выпуска авто. То есть монтажные блоки у карбюратора и инжектора одинаковые. Блок предохранителей ВАЗ 2109-099 (карбюратор, инжектор) расположен под капотом, в отсеке перед ветровым стеклом с левой стороны.
Блок предохранителей 2114-3722010-18
K1-реле включения очистителей фар; K2-реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; K3-реле стеклоочистителя ветрового окна; K4-реле контроля исправности ламп; K5-реле включения стеклоподъемников; K6 — реле включения звуковых сигналов; K7-реле включения электрообогрева заднего стекла; K8-реле включения дальнего света фар; K9-реле включения ближнего света фар; F1-F16 — плавкие предохранители.
Блок предохранителей 2114-3722010-60
K1 — Реле включения очистителей фар, K2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, K3 — Реле очистителя ветрового стекла, K4 — Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней, K5 — Реле включения стеклоподъёмников, K6 — Реле включения звукового сигнала, K7 — Реле включения обогрева заднего стекла, K8 — Реле включения дальнего света фар, K9 — Реле включения ближнего света фар, F1 — F16 — Плавкие предохранители, F1 — F20 — Запасные предохранители.
Внимание! Силовые клеммы на генераторе часто разбалтываются, нагреваются, искрят и плавят проводку. Уделите внимание этому моменту при самостоятельном поиске возможных неисправностей.
http://www.avtorem.info/stati/vaz-2108-vaz-2109-vaz-2110/zamena-zadnej-podushki-dvigatelya-vaz-2109.html
http://7road.ru/drugoe/podushka-vaz-2109.html
http://2shemi.ru/shema-vaz-2109/