Российский мотор V12 для «Кортежа»: все подробности

Стенд НАМИ на Московском автосалоне был далеко не самый большой и пафосный. Однако для любителей техники там приготовили кое-что интересное: совершенно новый 12-цилиндровый мотор, который уже скоро встанет под капот президентского лимузина и других автомобилей проекта «Кортеж». Характеристики впечатляют: с объема в 6,6 литра обещают «снять» 856 л. с. и 1 000 Нм — такой отдачи нет ни у Mercedes-Benz, ни у BMW, ни у Ferrari с Aston Martin.
В ообще, когда речь заходит о каких-то перспективных разработках отечественного автопрома, губы бывалых автожурналистов непроизвольно искривляются в скептическую гримасу. Каких только мертворожденных проектов мы не видели за последние 25 лет: и лимузины Москвич, и Волги с V8, и Лады на топливных элементах, и гибридные Ё-мобили, и суперкары Маруся. Все это, помелькав в прессе, со временем благополучно почило в бозе.
К выставочному образцу мотора V12 я поначалу тоже отнесся со скепсисом. Но пока мы общались с сотрудниками НАМИ на стенде, скепсис постепенно таял. Потому что если «сказочники» из «Ё-авто» про свой фэнтезийный роторно-поршневой мотор рассказывали очень туманно, избегая деталей, московские инженеры охотно комментировали каждое техническое решение, применяемое в отечественном V12.
Итак, все известные подробности о моторе по состоянию на конец августа 2016 года.
Блок цилиндров
Выставочный образец — с 12-цилиндровым V-образным блоком с углом развала 60 градусов. На его основе планируется также создать целую серию: V8, V6 и рядную «четверку». Предполагается, что у всех моторов линейки будет одинаковый диаметр цилиндра (88 мм), но ход поршня (у V12 он равен 90 мм) будет варьироваться. Сами поршни, предположительно, тоже будут унифицированы.
Мотор — «цельноалюминиевый», из легкого сплава выполнены и блок, и головка блока — в итоге «сухая» масса без жидкостей составляет 310 килограмм. В НАМИ говорят, что состав сплава — их собственное ноу-хау, и литейное оборудование для выпуска блоков — тоже свое.

Цилиндры — с вполне традиционными «сухими» тонкостенными чугунными гильзами. Была идея отказаться от гильз вообще и нанести на стенки цилиндров «никасиловое» покрытие для сокращения потерь на трение. Однако от нее отказались, так как «никасил» очень хрупок и от детонации после заправки топливом с недостаточным октановым числом просто разрушается.
Газораспределительный механизм
Клапанная конструкция более-менее традиционная: четыре клапана на цилиндр, по два распредвала на ряд, то есть в сумме 48 клапанов и четыре распредвала. На каждом установлен фазовращатель, корректирующий время открытия в зависимости от оборотов, по аналогии с «тойотовской» системой VVT и многими другими. Регулировка высоты подъема клапанов, по примеру «хондовской» VTEC, не предусмотрена. Привод распредвалов — цепной.

Система питания, наддува и охлаждения
Впрыск — непосредственный, причем на каждые три цилиндра работает отдельный ТНВД. Давление в топливной рампе достигает 250 атмосфер. Систему наддува в НАМИ называют «Quadro turbo». Турбин действительно четыре, опять же по одной на три цилиндра. Производитель уже определен — это не BorgWarner и не KKK, а российский завод «Турботехника» из города Протвино Московской области.
Локализация
В НАМИ особо подчеркивают, что все проектирование целиком и полностью выполнено своими силами, без привлечения зарубежных инжиниринговых компаний и каких-либо наработок. Что касается комплектущих, то на прототипе «А», который и показали на ММАС, пока иностранных деталей довольно много: это и система питания, и все датчики, и катушки зажигания, и даже поршни с кольцами. Однако к моменту старта серийного производства стоит цель повысить долю локализации до 85%.

Заявленный ресурс
Срок службы мотора, который закладывается в него при проектировании — 350 000 километров. Капремонт техдокументацией не предусматривается в принципе, однако чисто теоретически гильзы можно перепрессовать — так неофициально поясняют в НАМИ.

Испытания и производство
Если этот V12 все-таки дойдет до серийного выпуска, это будет один из самых быстро созданных моторов в мире. Работа над ним началась всего 1,5 года назад, и уже через год мотор, по планам НАМИ, будет готов к испытаниям в составе автомобиля. В данный момент полным ходом идут стендовые испытания двигателя, и конструкция постепенно дорабатывается. Хочется надеяться, что темпы в духе «первых пятилеток» на качество продукта негативно не повлияют.
Быть или не быть?
На мой вопрос, почему все эти годы создать конкурентные в мировом масштабе моторы и коробки никак не получалось, а теперь вдруг получится, в НАМИ ответили сразу и без раздумий: «теперь есть заказчик». От себя добавлю, что заказчик у НАМИ вполне персонифицированный – V12 строят, в первую очередь, для президента Путина, который пожелал сменить свой S600 Pullman на отечественную машину. Что ж, раз ставки столь высоки, то и результат должен получиться достойным. Во всяком случае, будем держать пальцы скрещенными.
Аналоги
Выпуском моторов V12 серийно занимаются всего пять компаний в мире: Daimler AG, BMW, Volkswagen (если точнее — принадлежащий ему Lamborghini, и только для себя любимых), а также FCA для своих Ferrari и Maserati и независимый английский Aston Martin, который, впрочем, сотрудничает с Daimler, покупая у немцев кое-какую электрику.

«Новый отечественный мотор, на первый взгляд, вызывает радостное «могут же». Но если присмотреться к конструкции, возникает множество каверзных вопросов.
Во-первых, внушительные цифры мощности не стоит воспринимать как знак тотального превосходства технологий. Для турбированного мотора такого объема цифры совсем не запредельные, конкуренты с легким чип-тюнингом имеют и лучшие параметры. Просто весь вопрос в экологичности, ресурсе и качестве работы системы на промежуточных режимах.
Конструкция умеренно сложна и весьма консервативна. Я только приветствую сухие чугунные гильзы, но вот насчет возможности их замены есть сомнения. Гарантированный ресурс выглядит не очень внушительным, 350 тысяч километров для большого и консервативного мотора – это немного, а что ограничивает ресурс, пока непонятно. Впрочем, если это цифры гарантийного пробега (понятия эти совершенно разные), то результат очень хорош.
Система питания и наддува выглядит чрезмерно переусложненной, пока не становится понятно, что по сути этот V 12 – это два V 6, скомпонованные самым незамысловатым образом. Прежде всего на это намекает угол развала блоков 60 градусов — это идеальный параметр для шестицилиндрового мотора, при котором для нейтрализации вибраций не требуется установка балансирных валов. Соответственно, и «квадро-наддув» с четырьмя турбинами, и наличие четырех ТНВД (притом что для мощных V12 обычно «за глаза» хватает двух помощнее ). В общем, в конструкцию изначально заложена возможность не очень дорогого и относительно несложного масштабирования, что неплохо.
Самые известные внедорожники с двигателем V12 под капотом
Установить мотор V12 во внедорожник. А почему бы и нет.

Мы лично сами видели и наблюдали, как моторы V12 устанавливались на суперкары, а также на роскошные седаны и другие спортивные и полуспортивные автомобили от которых требовалась полная отдача мощности и не только. А как вам друзья идея установить такой огромный двигатель на дорогой и шикарный автомбиль внедорожник? Казалось бы, это полнейший абсурд. Зачем на внедорожнике двигатель таких габаритов и такой мощности? Однако не торопитесь господа, сегодня это стало реальностью!
Наверное, ветераны автомобильного фронта, следящие за развитием общемировой автомобильной культуры десятилетия к ряду, могут сегодня реально удивиться, до чего же дошел наш прогресс. В кроссоверы или во внедорожники, производители автокомпаний, которые никогда ранее не были уличены в производстве этого типа автомобилей, начинают ставить мощные V12 двигатели.
Во-первых, под капотом у некоторых моделей авто давно уже приютились могучие V12 моторы, а во-вторых, внедорожники других же автопроизводителей только-только получили для себя такую же самую опцию, и в третьих, уже на подходе авто-кроссоверы с 6.0 литровыми моторами. Уважаемые друзья, постоянные наши читатели, сегодня мы расскажем и покажем вам самые нашумевшие варианты машин с моторами V12, а именно, автомобили внедорожники с амбициями спорт-каров. И так господа, знакомьтесь, перед вами «Топ-7» самых-самых оригинальных авто.
Bentley Bentayga
![]()
Этот позиционируемый, как самый быстрый и самый мощный автомобиль внедорожник в мире Bentley Bentayga, был запущен в серию в прошлом году. Английский авто-кроссовер пока можно приобрести лишь исключительно с двенадцатицилиндровым мотором, и такой ограниченный выбор машин будет доступен по крайней мере на начальном этапе производства.
Под капотом у этого Bentley установлена совершенно новая 6,0-литровая твинтурбированная версия W12. Ее мощность составляет 600 л. с. с 900 Нм максимально крутящего момента. Вся мощность мотора уходит на четыре колеса через восьмиступенчатую автоматическую коробку передач. В результате чего этот многотонный кроссовер с крылатым логотипом на краю капота способен разогнаться до 100 км всего за 3,5 секунды, а его максимальная скорость составляет 300 км/час ровно. Неплохо для автомобиля массой более 2,5 тонны. Конечно же, что такая большая мощность в авто обойдется недешево, за нее придется выложить более $200 тыс. долларов США, и это за базовый экземпляр (комплектацию).
Mercedes-AMG G65
![]()
Компания «Mercedes» является одним из немногих автопроизводителей, которая до сих пор изготавливает и собирает двенадцатицилиндровые двигатели собственной конструкции. Ее (компании) 6,0-литровый твин-турбо V12 обладает еще более высокими мощностными показателями выдавая нереальные 621 л. с. и 1000 Нм крутящего момента. Инженеры из Аффальтербаха, более известной во всем мире компании как «AMG», установили такой мотор в тюнингованную версию SL родстера, а также и в различные версии автомобилей S-класса, а еще раньше в автомобиль купе серии CL. Они дошли до того, что несколько лет назад этот V12 был установлен в автомобиль Gelandwagen, модель получила индекс Mercedes-AMG G65. Стоимость автомобиля начиналась от $ 200 тыс. долларов США.
Разгон у машины достаточно быстрый, но не настолько конечно, как у Bentayga, ей требуется 5,2 секунды чтобы достичь скорости 100 км. час., а виновата во всем фирменная аэродинамика «квадрата» и естественно его немалый вес, который вплотную приближается к трем тоннам.
Volkswagen Touareg W12
![]()
Модель Bentayga не единственный внедорожник, который получил для себя W12 мотор от «Бентли». Самым мощным двигателем ставившимся когда-либо на Touareg в нашей стране, является 5,0-литровый мотор V10 TDI, хотя он был не единственным сумасшедшим мотором, который находился под капотом в то время у первого поколения городских автомобиляей внедорожников марки Volkswagen. С 2005 и по 2010 годы можно было приобрести автомобиль Touareg и с мотором W12 (этот же двигатель ставится и на авто-кроссовер Bentley) мощностью в 444 л. с. и с 600 Нм максимально крутящего момента. Такие показатели будут значительно ниже чем те, которые выдает двигатель сегодня, поэтому стандартное испытание данного авто по разгону с 0 до 100 км/ч показало и занимало почти-что в два раза больше времени, чем у того же авто Bentayga (скорость разгона- 5,9 секунды). Данная модель авто первоначально должна была выйти ограниченным тиражом, но сам спрос на машину, особенно из стран Ближнего Востока и ограниченного числа стран где стоимость топлива и богатство немногочисленного населения позволяют покупать подобные автомобили, изменили все планы, и производство этой модели авто продолжилось.
Audi Q7 6.0 TDI
![]()
Компания «Audi» выбрала для себя кардинально иной подход ПО установке на свой кроссовер Q7 мотора V12. Построенный на той же платформе что и модель Touareg, автомодель Ауди Q7 также предлагается с 6,0-литровым твин-турбо мотором V12, а отличием в нем стало то, что он работает на дизельном топливе вместо благородного и привычного всем бензина. С 493 л.с. мощность Q7 стала еще выше, чем у того же автомобиля W12 Touareg, и сам крутящий момент естественно также возрос и сравнялся с показателями модели Мерседес G65, т.е. стал равен 1000 Нм. В результате спринт-разгон с 0 до 100 км/ч автомобиль делает всего за 5,5 секунды. Двигатель в машине был настолько мощным, что компания «Audi» решилась его установить даже на свой супер-кар Ауди R8, но к сожалению, дальше самих концептов этот проект так и не пошел, и был положен пылиться на полку.
Lamborghini LM002
![]()
Под капот у данной модели Urus планируется упаковать твин-турбо двигатель V8, хотя сам его предшественник был по-проще, но значительно круче. Прежде под капотом у брутальной модели LM002 стоял именно мотор V12. Известная в свое время автомодель действительно была определенным новаторством в чистом виде. Под стать ей был и сам двигатель. Его мощность была 444 л.с., а сам крутящий момент двигателя, разработанного изначально для спортивного автомобиля, снизился до 500 Нм. Разгон этого гиганта с массой стремящейся почти к 2.7 тоннам составлял 7,7 секунды, а максимальная скорость ограничивалась 190 км/ч. Эти показатели меркнут по сравнению с тем, на что способны сегодня современные авто-кроссоверы с двенадцатью цилиндрами. Но, тем не менее, это были потрясающие числа по сравнению с автомобилями Range Rover и Hammer своих лет. Им было просто не догнать автомобиль марки Lamborghini. Всего с 1986 и по 1993 годы было произведено 328 штук автомобилей джипов.
Прекрасная идея. В Концепции
![]()
Ряд автопроизводителей сегодня вынашивает идею строительства двенадцатицилиндрового внедорожника. Для многих из них эти концептуальные разработки так и остаются просто концепциями. К примеру, возьмем модель BMW с 700-силовым двигателем от прототипа V12 LMR, победителя гонок Ле-Ман на выносливость. Это единственный в своем роде автомобиль кроссовер X5 LM. Он установил рекорд прохождения круга на трассе в Нюрбургринге. Время круга составило 7 минут 50 секунд, и это самый быстрый показатель в мире, быстрее любого автомобиля кроссовера до него и после него.
Версия концепт-кара Spyker D8 Peking-to-Paris так же предполагала установку у себя W12 мотора от «VW Group». Прошло десять лет, но данная концепция до сих пор еще не материализовалась.
В 2009 году компания «Aston Martin» представила свою концепцию кроссовера Lagonda, в котором планировалось также установить 6,0-литровый V12 мотор собственной разработки. Но после негативной реакции общественности данный проект был в конечном итоге изменен в пользу автомодели Lagonda Taraf. Тот же двигатель быстренько перекочевал в автомобиль седан.
Несколько слов о будущем
![]()
И в последнюю очередь о планах других автопроизводителей.
Планируется, что компания «Aston Martin» может создать и построить свой двенадцатицилиндровый кроссовер под своим собственным именем, а возможно и под брендом Lagonda.
Над кроссовером с V12 мотором работает и компания «Rolls-Royce». О самом проекте известно мало, разве что то, что он поучил название- Project Cullinan. Также как и для «Bentley» с его Bentayga, этот Cullinan для «Rolls-Royce» станет первой пробой пера в данном сегменте машин. Скорее всего автомобиль будет питаться от 6,6-литрового твин-турбированного V12 мотора, который сейчас ставится под широкие капоты автомобилей Ghost, Wraith и Dawn.
Если компания «Mercedes» не захочет отставать и в конечном счете идти вперед в ногу со своими конкурентами, то разрабатываемый ими автомобиль Maybach GLS также должен обзавестись в будущем мощным V12 мотором. Что скорее всего и будет ими осуществлено.
ТОП лучших автомобилей с двигателем V12

Несмотря на мировую тенденцию, культовый V12 все еще можно получить в серийных автомобилях компаний BMW, Aston Martin, Ferrari, Lamborghini, Rolls-Royce, Mercedes-Benz и Bentley. Однако в ближайшее время и эти производители предложат своим клиентам что-то более экологичное.
Авто Информатор со ссылкой на Autocar подготовил подборку автомобилей с культовым V12 на борту.
Packard Twin-Six (1915)
В далеких 1990-х годах компания Rolls-Royce выпустил три автомобиля с двигателем V12, первым из которых был Packard. 6,9-литровый двигатель выдавал мощность 88 л.с., что позволяло развить скорость до 96 км/ч. Модель пользовалась спросом и выпускалась до 1923 года.

Packard Twin-Six (1915)
Ferrari 250 (1953)
Компания Ferrari получила свое имя, создавая дорожные и гоночные автомобили с V12. Изначально их рабочий объем был всего 1,5-литра, а с 1953 года его увеличили до 2953 куб.см. Такой двигатель получили 250 моделей компании, включая GTO, Monza, LM, Mille Miglia, California Spyder и GT SWB.

Ferrari 250 (1953)
Jaguar XJ13 (1966)
Jaguar неоднократно становился победителем гонки «24 часа Ле-Мана», а впервые он занял вершину пьедестала в 1951 году. В 1960-х компания разработала новый автомобиль, под капотом которого располагался 5,0-литровый двигатель V12. Дебютировал XJ13 в 1966 года, однако до участия в гонках так и не дошел. В 1971 году автомобиль был полностью разрушен в ДТП, а восстановлен в 1973 году. Теперь единственный экземпляр XJ13 находится в Британском автомобильном музее в Гайдоне.

Jaguar XJ13 (1966)
Lamborghini Miura (1966)
Компания Lamborghini представила серийный суперкар со средним расположением двигателя Miura в 1966 году. Изначально производитель планировал выпустить всего несколько авто. Однако с конвейера завода сошло 764 экземпляра Miura, оснащенных двигателем V12 объемом 3929 куб.см.

Lamborghini Miura (1966)
Ferrari Daytona (1968)
Ferrari 365 GTB/4, более известный под названием Daytona, выпускался с 1968 по 1973 год. Свое неофициальное название автомобиль получил после победы в 1967 году в гонке «24 часа Дайтоны». Всего было выпущено 1406 экземпляров Daytona.

Ferrari Daytona (1968)
Jaguar XJ12 (1972)
В 1972 году Jaguar выпустил первый в мире четырехдверный седан с двигателем V12, который получил название XJ12. Позже британцы заменили мотор 2,8-литра на более мощный 3,4-литра. Всего в течение 20 лет было выпущено более 318 000 XJ12.

Jaguar XJ12 (1972)
Panther De Ville (1974)
Компания Panther выпустила модель De Ville в 1974 году. Ее дизайн напоминал марку Bugatti, а двери были позаимствованы у Landcrab BMC. Под капотом авто расположился 5,3-литровый двигатель V12 от Jaguar. Однако, несмотря на такой симбиоз стиля и мощности, автомобиль не стал популярен.

Panther De Ville (1974)
Lamborghini LM002 (1986)
В 1986 году компания Lamborghini представила свой первый серийный внедорожник LM002 с 5,2-литровым двигателем V12. Позже появилась комплектация с 7,2-литровым двигателем. За все годы производства было выпущено 328 единиц LM002.

Lamborghini LM002 (1986)
BMW 850 (1990)
В течение многих лет BMW E31 8-series не был востребован, несмотря на идеальное сочетание производительности и стиля. При этом 4,4-литровые версии V8 и 5,0-литровые V12 пользовались спросом.

Bugatti EB110 (1991)
Bugatti EB110 был создан в честь 110-летия со дня рождения Этторе Бугатти. Он поставлялся с турбодвигателем V12 мощностью 550 л.с., что позволяло разгоняться до первой «сотни» за 3,2 секунды.

Bugatti EB110 (1991)
Mercedes S600 (1991)
Компания Mercedes представила свой первый автомобиль с двигателем V12 только в 1991 году. Изначально такой мотор был установлен на W140 S-class, а затем уже модификации с V12 получила линейка SL и CL, а также G-Wagens.

Mercedes S600 (1991)
McLaren F1 (1992)
В 1992 году британская компания McLaren выпустила серийный спорткар F1, который с 1993 по 2005 год считался самым быстрым в мире. Всего было построено 106 спорткаров, которые оснащались двигателем BMW V12 и развивали скорость до 380 км/ч.

McLaren F1 (1992)
Lister Storm (1993)
Lister Storm был разработан и построен, как гоночный автомобиль. Storm оснащался 7,0-литровым двигателем V12 мощностью 546 л.с., который позволял разгоняться от 0 до 100 км/ч за 4,1 секунды.

Lister Storm (1993)
Vector M12 (1995)
Автомобиль Vector W8 был одной из провальных моделей 1980-х годов. В 1994 году компанию Vector приобрел автопроизводитель Lamborghini и предложил выпустить новый Diablo под названием M12. Модель представили в 1995 году, однако и она не пользовалась успехом. Всего было продано 14 экземпляров M12.

Vector M12 (1995)
Toyota Century (1997)
Toyota Century является одним из самых интригующих автомобилей. Изначально Century комплектовалась двигателем V8 и только в 1997 году седан получил 5,0-литровый V12. Это был первый серийный автомобиль японской компании с V12.

Toyota Century (1997)
Aston Martin DB7 Vantage (1999)
Оригинальный Aston Martin DB7 оснащался турбодвигателем L6 мощностью 335 л.с., но в 1999 году появился DB7 Vantage с 5,9-литровым двигателем V12 мощностью 420 л.с.

Aston Martin DB7 Vantage (1999)
Pagani Zonda (1999)
Компания Pagani представила свой первый суперкар Zonda в 1999 году. Модель сразу приглянулась автолюбителям, ведь она была не только экстравагантна, а и производительна. На протяжении 12 лет Zonda претерпела несколько модификаций, самой мощной из которой стала версия 2013 года мощность 789 л.с.

Pagani Zonda (1999)
Rolls-Royce Phantom (2003)
В 2003 году компания Rolls-Royce выпустила Phantom седьмого поколения, который был оснащен 6,75-литровым двигателем V12. Однако это был не первый Roller с мощным V12 на борту, так как Phantom III, выпущенный между 1936 и 1939 годами, также имел двигатель объемом 1240 куб.см.

Rolls-Royce Phantom (2003)
Maserati MC12 (2004)
Компания Maserati представила свой первый автомобиль с двигателем V12 лишь в 2004 году. Он получил название MC12 и был создан на базе Ferrari Enzo.

Maserati MC12 (2004)
Tramontana R (2007)
В 2005 году появилась компания Tramontana , которая решила создать конкуренцию мировым автопроизводителям. В 2007 году она представила гиперкар Tramontana R стоимостью 385 тысяч фунтов стерлингов. Он получил двигатель V12 мощностью 720 л.с., который позволял разгоняться до первой «сотни» менее чем за 4 секунды.

Tramontana R (2007)
Audi Q7 TDi (2008)
Компания Audi выпустила серийный автомобиль Q7 TDi не с бензиновым, а с дизельным двигателем V12 мощностью 493 л.с. и крутящим моментом в 1000 Нм. Внедорожник способен разогнаться от 0 до 100 км/ч за 5,5 секунды.

Audi Q7 TDi (2008)
Aston Martin One-77 (2011)
Компания Aston Martin выпустила свой элитный суперкар One-77 в 2011 году. Он оснащался 7,3-литровым двигателем V12 мощностью 760 л.с. и, несмотря на свой вес в 1630 килограмм, мог разогнаться до первой «сотни» за 3,5 секунды. Всего с конвейера сошло 77 экземпляров модели.

Aston Martin One-77 (2011)
Lamborghini Aventador (2011)
Спорткар Lamborghini Aventador пришел на смену Murciélago в 2011 году. Он был оснащен 6,5-литровым двигателем V12 мощностью 700 л.с., что позволяло разогнаться от 0 до 100 км/ч за 2,9 секунды. Максимальная скорость составляла 350 км/ч. Всего было собрано 4 тысячи экземпляров Aventador.

Lamborghini Aventador (2011)
Pagani Huayra (2012)
Pagani Huayra появился спустя 13 лет после модели Zonda и стал не менее популярен. В движение суперкар приводит 6,0-литровый двигатель V12 мощностью 720 л.с. и крутящим моментом в 1000 Нм. Стоимость модели стартует от 1 миллиона евро.

Pagani Huayra (2012)
Ferrari LaFerrari (2013)
Ferrari LaFerrari стал первым серийным гибридным гиперкаром компании. LaFerrari оснащался 6,3-литровым двигателем V12, который работал в комплекте с электромотором. Суммарная мощность составляла 950 л.с. Гиперкар был выпущен в количестве 500 единиц, а его стоимость стартовала от 1,15 миллиона фунтов стерлингов.

Ferrari LaFerrari (2013)
Lagonda Taraf (2015)
Роскошный четырехдверный седан Lagonda Taraf с 6,0-литровым двигателем V12 и максимальной скоростью в 310 км/ч был построен британским автопроизводителем Aston Martin. Изначально он проектировался для рынка Ближнего Востока, но затем его стали предлагать и на других рынках. Всего было выпущено 120 автомобилей, стоимостью в 600 тысяч фунтов стерлингов каждый.
Источник Источник http://www.kolesa.ru/article/rossijskij-motor-v12-dlya-kortezha-vse-podrobnosti
Источник http://1gai.ru/vnedorozhniki/517269-samye-izvestnye-vnedorozhniki-s-dvigatelem-v12-pod-kapotom.html
http://avto.informator.ua/2019/08/12/top-luchshih-avtomobilej-s-dvigatelem-v12/