Российский мотор V12 для «Кортежа»: все подробности — – автомобильный журнал
Российский мотор V12 для «Кортежа»: все подробности
Стенд НАМИ на Московском автосалоне был далеко не самый большой и пафосный. Однако для любителей техники там приготовили кое-что интересное: совершенно новый 12-цилиндровый мотор, который уже скоро встанет под капот президентского лимузина и других автомобилей проекта «Кортеж». Характеристики впечатляют: с объема в 6,6 литра обещают «снять» 856 л. с. и 1 000 Нм — такой отдачи нет ни у Mercedes-Benz, ни у BMW, ни у Ferrari с Aston Martin.
В ообще, когда речь заходит о каких-то перспективных разработках отечественного автопрома, губы бывалых автожурналистов непроизвольно искривляются в скептическую гримасу. Каких только мертворожденных проектов мы не видели за последние 25 лет: и лимузины Москвич, и Волги с V8, и Лады на топливных элементах, и гибридные Ё-мобили, и суперкары Маруся. Все это, помелькав в прессе, со временем благополучно почило в бозе.
К выставочному образцу мотора V12 я поначалу тоже отнесся со скепсисом. Но пока мы общались с сотрудниками НАМИ на стенде, скепсис постепенно таял. Потому что если «сказочники» из «Ё-авто» про свой фэнтезийный роторно-поршневой мотор рассказывали очень туманно, избегая деталей, московские инженеры охотно комментировали каждое техническое решение, применяемое в отечественном V12.
Итак, все известные подробности о моторе по состоянию на конец августа 2016 года.
Блок цилиндров
Выставочный образец — с 12-цилиндровым V-образным блоком с углом развала 60 градусов. На его основе планируется также создать целую серию: V8, V6 и рядную «четверку». Предполагается, что у всех моторов линейки будет одинаковый диаметр цилиндра (88 мм), но ход поршня (у V12 он равен 90 мм) будет варьироваться. Сами поршни, предположительно, тоже будут унифицированы.
Мотор — «цельноалюминиевый», из легкого сплава выполнены и блок, и головка блока — в итоге «сухая» масса без жидкостей составляет 310 килограмм. В НАМИ говорят, что состав сплава — их собственное ноу-хау, и литейное оборудование для выпуска блоков — тоже свое.
Цилиндры — с вполне традиционными «сухими» тонкостенными чугунными гильзами. Была идея отказаться от гильз вообще и нанести на стенки цилиндров «никасиловое» покрытие для сокращения потерь на трение. Однако от нее отказались, так как «никасил» очень хрупок и от детонации после заправки топливом с недостаточным октановым числом просто разрушается.
Газораспределительный механизм
Клапанная конструкция более-менее традиционная: четыре клапана на цилиндр, по два распредвала на ряд, то есть в сумме 48 клапанов и четыре распредвала. На каждом установлен фазовращатель, корректирующий время открытия в зависимости от оборотов, по аналогии с «тойотовской» системой VVT и многими другими. Регулировка высоты подъема клапанов, по примеру «хондовской» VTEC, не предусмотрена. Привод распредвалов — цепной.
Система питания, наддува и охлаждения
Впрыск — непосредственный, причем на каждые три цилиндра работает отдельный ТНВД. Давление в топливной рампе достигает 250 атмосфер. Систему наддува в НАМИ называют «Quadro turbo». Турбин действительно четыре, опять же по одной на три цилиндра. Производитель уже определен — это не BorgWarner и не KKK, а российский завод «Турботехника» из города Протвино Московской области.
Локализация
В НАМИ особо подчеркивают, что все проектирование целиком и полностью выполнено своими силами, без привлечения зарубежных инжиниринговых компаний и каких-либо наработок. Что касается комплектущих, то на прототипе «А», который и показали на ММАС, пока иностранных деталей довольно много: это и система питания, и все датчики, и катушки зажигания, и даже поршни с кольцами. Однако к моменту старта серийного производства стоит цель повысить долю локализации до 85%.
Заявленный ресурс
Срок службы мотора, который закладывается в него при проектировании — 350 000 километров. Капремонт техдокументацией не предусматривается в принципе, однако чисто теоретически гильзы можно перепрессовать — так неофициально поясняют в НАМИ.
Испытания и производство
Если этот V12 все-таки дойдет до серийного выпуска, это будет один из самых быстро созданных моторов в мире. Работа над ним началась всего 1,5 года назад, и уже через год мотор, по планам НАМИ, будет готов к испытаниям в составе автомобиля. В данный момент полным ходом идут стендовые испытания двигателя, и конструкция постепенно дорабатывается. Хочется надеяться, что темпы в духе «первых пятилеток» на качество продукта негативно не повлияют.
Быть или не быть?
На мой вопрос, почему все эти годы создать конкурентные в мировом масштабе моторы и коробки никак не получалось, а теперь вдруг получится, в НАМИ ответили сразу и без раздумий: «теперь есть заказчик». От себя добавлю, что заказчик у НАМИ вполне персонифицированный – V12 строят, в первую очередь, для президента Путина, который пожелал сменить свой S600 Pullman на отечественную машину. Что ж, раз ставки столь высоки, то и результат должен получиться достойным. Во всяком случае, будем держать пальцы скрещенными.
Аналоги
Выпуском моторов V12 серийно занимаются всего пять компаний в мире: Daimler AG, BMW, Volkswagen (если точнее — принадлежащий ему Lamborghini, и только для себя любимых), а также FCA для своих Ferrari и Maserati и независимый английский Aston Martin, который, впрочем, сотрудничает с Daimler, покупая у немцев кое-какую электрику.
«Новый отечественный мотор, на первый взгляд, вызывает радостное «могут же». Но если присмотреться к конструкции, возникает множество каверзных вопросов.
Во-первых, внушительные цифры мощности не стоит воспринимать как знак тотального превосходства технологий. Для турбированного мотора такого объема цифры совсем не запредельные, конкуренты с легким чип-тюнингом имеют и лучшие параметры. Просто весь вопрос в экологичности, ресурсе и качестве работы системы на промежуточных режимах.
Конструкция умеренно сложна и весьма консервативна. Я только приветствую сухие чугунные гильзы, но вот насчет возможности их замены есть сомнения. Гарантированный ресурс выглядит не очень внушительным, 350 тысяч километров для большого и консервативного мотора – это немного, а что ограничивает ресурс, пока непонятно. Впрочем, если это цифры гарантийного пробега (понятия эти совершенно разные), то результат очень хорош.
Система питания и наддува выглядит чрезмерно переусложненной, пока не становится понятно, что по сути этот V 12 – это два V 6, скомпонованные самым незамысловатым образом. Прежде всего на это намекает угол развала блоков 60 градусов — это идеальный параметр для шестицилиндрового мотора, при котором для нейтрализации вибраций не требуется установка балансирных валов. Соответственно, и «квадро-наддув» с четырьмя турбинами, и наличие четырех ТНВД (притом что для мощных V12 обычно «за глаза» хватает двух помощнее ). В общем, в конструкцию изначально заложена возможность не очень дорогого и относительно несложного масштабирования, что неплохо.
Самые известные внедорожники с двигателем V12 под капотом
Установить мотор V12 во внедорожник. А почему бы и нет.
Мы лично сами видели и наблюдали, как моторы V12 устанавливались на суперкары, а также на роскошные седаны и другие спортивные и полуспортивные автомобили от которых требовалась полная отдача мощности и не только. А как вам друзья идея установить такой огромный двигатель на дорогой и шикарный автомбиль внедорожник? Казалось бы, это полнейший абсурд. Зачем на внедорожнике двигатель таких габаритов и такой мощности? Однако не торопитесь господа, сегодня это стало реальностью!
Наверное, ветераны автомобильного фронта, следящие за развитием общемировой автомобильной культуры десятилетия к ряду, могут сегодня реально удивиться, до чего же дошел наш прогресс. В кроссоверы или во внедорожники, производители автокомпаний, которые никогда ранее не были уличены в производстве этого типа автомобилей, начинают ставить мощные V12 двигатели.
Во-первых, под капотом у некоторых моделей авто давно уже приютились могучие V12 моторы, а во-вторых, внедорожники других же автопроизводителей только-только получили для себя такую же самую опцию, и в третьих, уже на подходе авто-кроссоверы с 6.0 литровыми моторами. Уважаемые друзья, постоянные наши читатели, сегодня мы расскажем и покажем вам самые нашумевшие варианты машин с моторами V12, а именно, автомобили внедорожники с амбициями спорт-каров. И так господа, знакомьтесь, перед вами «Топ-7» самых-самых оригинальных авто.
Bentley Bentayga
Этот позиционируемый, как самый быстрый и самый мощный автомобиль внедорожник в мире Bentley Bentayga, был запущен в серию в прошлом году. Английский авто-кроссовер пока можно приобрести лишь исключительно с двенадцатицилиндровым мотором, и такой ограниченный выбор машин будет доступен по крайней мере на начальном этапе производства.
Под капотом у этого Bentley установлена совершенно новая 6,0-литровая твинтурбированная версия W12. Ее мощность составляет 600 л. с. с 900 Нм максимально крутящего момента. Вся мощность мотора уходит на четыре колеса через восьмиступенчатую автоматическую коробку передач. В результате чего этот многотонный кроссовер с крылатым логотипом на краю капота способен разогнаться до 100 км всего за 3,5 секунды, а его максимальная скорость составляет 300 км/час ровно. Неплохо для автомобиля массой более 2,5 тонны. Конечно же, что такая большая мощность в авто обойдется недешево, за нее придется выложить более $200 тыс. долларов США, и это за базовый экземпляр (комплектацию).
Mercedes-AMG G65
Компания «Mercedes» является одним из немногих автопроизводителей, которая до сих пор изготавливает и собирает двенадцатицилиндровые двигатели собственной конструкции. Ее (компании) 6,0-литровый твин-турбо V12 обладает еще более высокими мощностными показателями выдавая нереальные 621 л. с. и 1000 Нм крутящего момента. Инженеры из Аффальтербаха, более известной во всем мире компании как «AMG», установили такой мотор в тюнингованную версию SL родстера, а также и в различные версии автомобилей S-класса, а еще раньше в автомобиль купе серии CL. Они дошли до того, что несколько лет назад этот V12 был установлен в автомобиль Gelandwagen, модель получила индекс Mercedes-AMG G65. Стоимость автомобиля начиналась от $ 200 тыс. долларов США.
Разгон у машины достаточно быстрый, но не настолько конечно, как у Bentayga, ей требуется 5,2 секунды чтобы достичь скорости 100 км. час., а виновата во всем фирменная аэродинамика «квадрата» и естественно его немалый вес, который вплотную приближается к трем тоннам.
Volkswagen Touareg W12
Модель Bentayga не единственный внедорожник, который получил для себя W12 мотор от «Бентли». Самым мощным двигателем ставившимся когда-либо на Touareg в нашей стране, является 5,0-литровый мотор V10 TDI, хотя он был не единственным сумасшедшим мотором, который находился под капотом в то время у первого поколения городских автомобиляей внедорожников марки Volkswagen. С 2005 и по 2010 годы можно было приобрести автомобиль Touareg и с мотором W12 (этот же двигатель ставится и на авто-кроссовер Bentley) мощностью в 444 л. с. и с 600 Нм максимально крутящего момента. Такие показатели будут значительно ниже чем те, которые выдает двигатель сегодня, поэтому стандартное испытание данного авто по разгону с 0 до 100 км/ч показало и занимало почти-что в два раза больше времени, чем у того же авто Bentayga (скорость разгона- 5,9 секунды). Данная модель авто первоначально должна была выйти ограниченным тиражом, но сам спрос на машину, особенно из стран Ближнего Востока и ограниченного числа стран где стоимость топлива и богатство немногочисленного населения позволяют покупать подобные автомобили, изменили все планы, и производство этой модели авто продолжилось.
Audi Q7 6.0 TDI
Компания «Audi» выбрала для себя кардинально иной подход ПО установке на свой кроссовер Q7 мотора V12. Построенный на той же платформе что и модель Touareg, автомодель Ауди Q7 также предлагается с 6,0-литровым твин-турбо мотором V12, а отличием в нем стало то, что он работает на дизельном топливе вместо благородного и привычного всем бензина. С 493 л.с. мощность Q7 стала еще выше, чем у того же автомобиля W12 Touareg, и сам крутящий момент естественно также возрос и сравнялся с показателями модели Мерседес G65, т.е. стал равен 1000 Нм. В результате спринт-разгон с 0 до 100 км/ч автомобиль делает всего за 5,5 секунды. Двигатель в машине был настолько мощным, что компания «Audi» решилась его установить даже на свой супер-кар Ауди R8, но к сожалению, дальше самих концептов этот проект так и не пошел, и был положен пылиться на полку.
Lamborghini LM002
Под капот у данной модели Urus планируется упаковать твин-турбо двигатель V8, хотя сам его предшественник был по-проще, но значительно круче. Прежде под капотом у брутальной модели LM002 стоял именно мотор V12. Известная в свое время автомодель действительно была определенным новаторством в чистом виде. Под стать ей был и сам двигатель. Его мощность была 444 л.с., а сам крутящий момент двигателя, разработанного изначально для спортивного автомобиля, снизился до 500 Нм. Разгон этого гиганта с массой стремящейся почти к 2.7 тоннам составлял 7,7 секунды, а максимальная скорость ограничивалась 190 км/ч. Эти показатели меркнут по сравнению с тем, на что способны сегодня современные авто-кроссоверы с двенадцатью цилиндрами. Но, тем не менее, это были потрясающие числа по сравнению с автомобилями Range Rover и Hammer своих лет. Им было просто не догнать автомобиль марки Lamborghini. Всего с 1986 и по 1993 годы было произведено 328 штук автомобилей джипов.
Прекрасная идея. В Концепции
Ряд автопроизводителей сегодня вынашивает идею строительства двенадцатицилиндрового внедорожника. Для многих из них эти концептуальные разработки так и остаются просто концепциями. К примеру, возьмем модель BMW с 700-силовым двигателем от прототипа V12 LMR, победителя гонок Ле-Ман на выносливость. Это единственный в своем роде автомобиль кроссовер X5 LM. Он установил рекорд прохождения круга на трассе в Нюрбургринге. Время круга составило 7 минут 50 секунд, и это самый быстрый показатель в мире, быстрее любого автомобиля кроссовера до него и после него.
Версия концепт-кара Spyker D8 Peking-to-Paris так же предполагала установку у себя W12 мотора от «VW Group». Прошло десять лет, но данная концепция до сих пор еще не материализовалась.
В 2009 году компания «Aston Martin» представила свою концепцию кроссовера Lagonda, в котором планировалось также установить 6,0-литровый V12 мотор собственной разработки. Но после негативной реакции общественности данный проект был в конечном итоге изменен в пользу автомодели Lagonda Taraf. Тот же двигатель быстренько перекочевал в автомобиль седан.
Несколько слов о будущем
И в последнюю очередь о планах других автопроизводителей.
Планируется, что компания «Aston Martin» может создать и построить свой двенадцатицилиндровый кроссовер под своим собственным именем, а возможно и под брендом Lagonda.
Над кроссовером с V12 мотором работает и компания «Rolls-Royce». О самом проекте известно мало, разве что то, что он поучил название- Project Cullinan. Также как и для «Bentley» с его Bentayga, этот Cullinan для «Rolls-Royce» станет первой пробой пера в данном сегменте машин. Скорее всего автомобиль будет питаться от 6,6-литрового твин-турбированного V12 мотора, который сейчас ставится под широкие капоты автомобилей Ghost, Wraith и Dawn.
Если компания «Mercedes» не захочет отставать и в конечном счете идти вперед в ногу со своими конкурентами, то разрабатываемый ими автомобиль Maybach GLS также должен обзавестись в будущем мощным V12 мотором. Что скорее всего и будет ими осуществлено.
ТОП лучших автомобилей с двигателем V12
Несмотря на мировую тенденцию, культовый V12 все еще можно получить в серийных автомобилях компаний BMW, Aston Martin, Ferrari, Lamborghini, Rolls-Royce, Mercedes-Benz и Bentley. Однако в ближайшее время и эти производители предложат своим клиентам что-то более экологичное.
Авто Информатор со ссылкой на Autocar подготовил подборку автомобилей с культовым V12 на борту.
Packard Twin-Six (1915)
В далеких 1990-х годах компания Rolls-Royce выпустил три автомобиля с двигателем V12, первым из которых был Packard. 6,9-литровый двигатель выдавал мощность 88 л.с., что позволяло развить скорость до 96 км/ч. Модель пользовалась спросом и выпускалась до 1923 года.
Packard Twin-Six (1915)
Ferrari 250 (1953)
Компания Ferrari получила свое имя, создавая дорожные и гоночные автомобили с V12. Изначально их рабочий объем был всего 1,5-литра, а с 1953 года его увеличили до 2953 куб.см. Такой двигатель получили 250 моделей компании, включая GTO, Monza, LM, Mille Miglia, California Spyder и GT SWB.
Ferrari 250 (1953)
Jaguar XJ13 (1966)
Jaguar неоднократно становился победителем гонки «24 часа Ле-Мана», а впервые он занял вершину пьедестала в 1951 году. В 1960-х компания разработала новый автомобиль, под капотом которого располагался 5,0-литровый двигатель V12. Дебютировал XJ13 в 1966 года, однако до участия в гонках так и не дошел. В 1971 году автомобиль был полностью разрушен в ДТП, а восстановлен в 1973 году. Теперь единственный экземпляр XJ13 находится в Британском автомобильном музее в Гайдоне.
Jaguar XJ13 (1966)
Lamborghini Miura (1966)
Компания Lamborghini представила серийный суперкар со средним расположением двигателя Miura в 1966 году. Изначально производитель планировал выпустить всего несколько авто. Однако с конвейера завода сошло 764 экземпляра Miura, оснащенных двигателем V12 объемом 3929 куб.см.
Lamborghini Miura (1966)
Ferrari Daytona (1968)
Ferrari 365 GTB/4, более известный под названием Daytona, выпускался с 1968 по 1973 год. Свое неофициальное название автомобиль получил после победы в 1967 году в гонке «24 часа Дайтоны». Всего было выпущено 1406 экземпляров Daytona.
Ferrari Daytona (1968)
Jaguar XJ12 (1972)
В 1972 году Jaguar выпустил первый в мире четырехдверный седан с двигателем V12, который получил название XJ12. Позже британцы заменили мотор 2,8-литра на более мощный 3,4-литра. Всего в течение 20 лет было выпущено более 318 000 XJ12.
Jaguar XJ12 (1972)
Panther De Ville (1974)
Компания Panther выпустила модель De Ville в 1974 году. Ее дизайн напоминал марку Bugatti, а двери были позаимствованы у Landcrab BMC. Под капотом авто расположился 5,3-литровый двигатель V12 от Jaguar. Однако, несмотря на такой симбиоз стиля и мощности, автомобиль не стал популярен.
Panther De Ville (1974)
Lamborghini LM002 (1986)
В 1986 году компания Lamborghini представила свой первый серийный внедорожник LM002 с 5,2-литровым двигателем V12. Позже появилась комплектация с 7,2-литровым двигателем. За все годы производства было выпущено 328 единиц LM002.
Lamborghini LM002 (1986)
BMW 850 (1990)
В течение многих лет BMW E31 8-series не был востребован, несмотря на идеальное сочетание производительности и стиля. При этом 4,4-литровые версии V8 и 5,0-литровые V12 пользовались спросом.
Bugatti EB110 (1991)
Bugatti EB110 был создан в честь 110-летия со дня рождения Этторе Бугатти. Он поставлялся с турбодвигателем V12 мощностью 550 л.с., что позволяло разгоняться до первой «сотни» за 3,2 секунды.
Bugatti EB110 (1991)
Mercedes S600 (1991)
Компания Mercedes представила свой первый автомобиль с двигателем V12 только в 1991 году. Изначально такой мотор был установлен на W140 S-class, а затем уже модификации с V12 получила линейка SL и CL, а также G-Wagens.
Mercedes S600 (1991)
McLaren F1 (1992)
В 1992 году британская компания McLaren выпустила серийный спорткар F1, который с 1993 по 2005 год считался самым быстрым в мире. Всего было построено 106 спорткаров, которые оснащались двигателем BMW V12 и развивали скорость до 380 км/ч.
McLaren F1 (1992)
Lister Storm (1993)
Lister Storm был разработан и построен, как гоночный автомобиль. Storm оснащался 7,0-литровым двигателем V12 мощностью 546 л.с., который позволял разгоняться от 0 до 100 км/ч за 4,1 секунды.
Lister Storm (1993)
Vector M12 (1995)
Автомобиль Vector W8 был одной из провальных моделей 1980-х годов. В 1994 году компанию Vector приобрел автопроизводитель Lamborghini и предложил выпустить новый Diablo под названием M12. Модель представили в 1995 году, однако и она не пользовалась успехом. Всего было продано 14 экземпляров M12.
Vector M12 (1995)
Toyota Century (1997)
Toyota Century является одним из самых интригующих автомобилей. Изначально Century комплектовалась двигателем V8 и только в 1997 году седан получил 5,0-литровый V12. Это был первый серийный автомобиль японской компании с V12.
Toyota Century (1997)
Aston Martin DB7 Vantage (1999)
Оригинальный Aston Martin DB7 оснащался турбодвигателем L6 мощностью 335 л.с., но в 1999 году появился DB7 Vantage с 5,9-литровым двигателем V12 мощностью 420 л.с.
Aston Martin DB7 Vantage (1999)
Pagani Zonda (1999)
Компания Pagani представила свой первый суперкар Zonda в 1999 году. Модель сразу приглянулась автолюбителям, ведь она была не только экстравагантна, а и производительна. На протяжении 12 лет Zonda претерпела несколько модификаций, самой мощной из которой стала версия 2013 года мощность 789 л.с.
Pagani Zonda (1999)
Rolls-Royce Phantom (2003)
В 2003 году компания Rolls-Royce выпустила Phantom седьмого поколения, который был оснащен 6,75-литровым двигателем V12. Однако это был не первый Roller с мощным V12 на борту, так как Phantom III, выпущенный между 1936 и 1939 годами, также имел двигатель объемом 1240 куб.см.
Rolls-Royce Phantom (2003)
Maserati MC12 (2004)
Компания Maserati представила свой первый автомобиль с двигателем V12 лишь в 2004 году. Он получил название MC12 и был создан на базе Ferrari Enzo.
Maserati MC12 (2004)
Tramontana R (2007)
В 2005 году появилась компания Tramontana , которая решила создать конкуренцию мировым автопроизводителям. В 2007 году она представила гиперкар Tramontana R стоимостью 385 тысяч фунтов стерлингов. Он получил двигатель V12 мощностью 720 л.с., который позволял разгоняться до первой «сотни» менее чем за 4 секунды.
Tramontana R (2007)
Audi Q7 TDi (2008)
Компания Audi выпустила серийный автомобиль Q7 TDi не с бензиновым, а с дизельным двигателем V12 мощностью 493 л.с. и крутящим моментом в 1000 Нм. Внедорожник способен разогнаться от 0 до 100 км/ч за 5,5 секунды.
Audi Q7 TDi (2008)
Aston Martin One-77 (2011)
Компания Aston Martin выпустила свой элитный суперкар One-77 в 2011 году. Он оснащался 7,3-литровым двигателем V12 мощностью 760 л.с. и, несмотря на свой вес в 1630 килограмм, мог разогнаться до первой «сотни» за 3,5 секунды. Всего с конвейера сошло 77 экземпляров модели.
Aston Martin One-77 (2011)
Lamborghini Aventador (2011)
Спорткар Lamborghini Aventador пришел на смену Murciélago в 2011 году. Он был оснащен 6,5-литровым двигателем V12 мощностью 700 л.с., что позволяло разогнаться от 0 до 100 км/ч за 2,9 секунды. Максимальная скорость составляла 350 км/ч. Всего было собрано 4 тысячи экземпляров Aventador.
Lamborghini Aventador (2011)
Pagani Huayra (2012)
Pagani Huayra появился спустя 13 лет после модели Zonda и стал не менее популярен. В движение суперкар приводит 6,0-литровый двигатель V12 мощностью 720 л.с. и крутящим моментом в 1000 Нм. Стоимость модели стартует от 1 миллиона евро.
Pagani Huayra (2012)
Ferrari LaFerrari (2013)
Ferrari LaFerrari стал первым серийным гибридным гиперкаром компании. LaFerrari оснащался 6,3-литровым двигателем V12, который работал в комплекте с электромотором. Суммарная мощность составляла 950 л.с. Гиперкар был выпущен в количестве 500 единиц, а его стоимость стартовала от 1,15 миллиона фунтов стерлингов.
Ferrari LaFerrari (2013)
Lagonda Taraf (2015)
Роскошный четырехдверный седан Lagonda Taraf с 6,0-литровым двигателем V12 и максимальной скоростью в 310 км/ч был построен британским автопроизводителем Aston Martin. Изначально он проектировался для рынка Ближнего Востока, но затем его стали предлагать и на других рынках. Всего было выпущено 120 автомобилей, стоимостью в 600 тысяч фунтов стерлингов каждый.
Источник Источник http://www.kolesa.ru/article/rossijskij-motor-v12-dlya-kortezha-vse-podrobnosti
Источник http://1gai.ru/vnedorozhniki/517269-samye-izvestnye-vnedorozhniki-s-dvigatelem-v12-pod-kapotom.html
http://avto.informator.ua/2019/08/12/top-luchshih-avtomobilej-s-dvigatelem-v12/