Правильная проверка контрольных точек геометрии кузова
Контрольные точки геометрии кузова автомобиля — как проверить размеры в домашних условиях
Причины нарушения
Правильное расстояние между всеми конкретными технологическими отверстиями на кузове автомобиля называется геометрией кузова. Расстояние определяется заводом-изготовителем. Его неизменность обеспечивает оптимальную работу всех узлов и агрегатов автомобиля, установленных на кузове. Места проверки:
- Диагональ дверных проемов.
- Расстояние между опорными точками кузова, к которым крепятся двигатель и ходовая.
- Диагональ между лонжеронами и стаканами.
- Диагональ капота, багажного отделения.
- Расстояние между контрольной точкой на крыше и передним бампером.
Любое повреждение транспортного средства, годовая эксплуатация приводят к нарушению геометрии кузова. Расстояния изменяются, деформируя размер колесной базы, смещая внутренние детали.
Геометрия нарушается в следующих случаях:
- Авария. Иногда достаточно задеть бампером забор.
- Частая езда по ухабам, переезд ж/д путей на высокой скорости.
- Заводские недоработки — недостаточно жестко прикрученные болты.
В двух последних случаях 70 % нагрузки берет на себя подвеска автомобиля, автомобилист же сталкивается с такой проблемой, как растянутые пружины и сломанные амортизаторы. Кузовная геометрия в этом случае изменяется постепенно.
После ДТП на кузов приходится 100 % нагрузки, геометрия изменяется моментально, необходимо проводить диагностику на стапеле в СТО или нивелиром (можно в гараже).
Первые признаки нарушения
Больше половины водителей не проводят регулярные замеры между технологическими отверстиями даже самостоятельно после кузовного ремонта. Приобретая автомобиль на вторичном рынке, для проверки необходимо ехать на специализированное СТО, часто информация о заводских размерах конкретной марки недоступна. Осмотр платный, однако экономия средств может вылиться в крупный ремонт уже через несколько месяцев. Признаки, что геометрия кузова нарушена:
- Тяжело закрываются двери в салон, крышка капота, багажник.
В автомобилях ВАЗ багажник может плохо закрываться не по причине нарушенной геометрии, а при неисправностях с замками. Это характерная и знакомая многим поломка ВАЗ.
- Проседание деталей в 80 % связано с деформацией стоек, а не с поломками в крепежах.
- На скорости более 80 км/ч автомобиль «кидает» из стороны в сторону, появляется вибрация кузова. При осмотре комплектующих все агрегаты работают исправно, вибрация кузова отсутствует.
- Частые поломки в ходовой части — признак деформации стаканов и лонжеронов.
Порванная подушка двигателя — первый признак нарушенной конструкции, даже если не было ДТП.
Что значат контрольные точки геометрии кузова
Чтобы получить представление о рассматриваемой характеристике, следует, прежде всего, разобраться с таким понятием как контрольные точки, которые необходимы для правильного проведения измерений.
Большая часть контрольных точек автомобиля являются технологическими отверстиями в элементах его кузова. В принципе, контрольными точками могут выступать все стационарные элементы на структурных кузовных деталях. Например, можно проводить замеры расстояний между симметричными углами кузова.
Необходимо, чтобы контрольные точки находились в горизонтальной или вертикальной плоскостях. Место их нахождения у разных моделей машин может отличаться (обычно, это указывается в руководстве по ремонту авто, где также приведено расстояние между конкретными контрольными точками).
При проверке геометрии кузова размеры учитываются между центрами или краями контрольных отверстий.
Как правило, это расстояние между центрами стационарных отверстий, которые находятся на противоположных участках кузова машины. В случае, когда такие отверстия имеют достаточно большой диаметр, нужно измерять расстояние между их краями.
Что такое геометрия кузова автомобиля
Что входит в понятие геометрии кузова машины? Как и с помощью каких приспособлений проводятся измерения этой геометрии? Рассматриваемое в нашей статье понятие можно охарактеризовать как установленную производителем систему расположения контрольных точек кузова друг относительно друга. Другими словами, геометрия кузова определяет точное расположение кузовных деталей, обеспечивающее слаженную работу узлов и агрегатов, закрепленных на кузове. Расположение таких деталей может определяться по размерам диагоналей проемов дверей, подкапотной части и багажника.
Наиболее важные контрольные размеры геометрии кузова показывают удаленность элементов, выполняющих несущую функцию по отношению к узлам подвески (расстояние между лонжеронами, стаканами и другими кузовными деталями, к которым крепится подвеска).
Таким образом, можно сделать вывод, что геометрия кузова влияет на колесную базу машины, размер колес и другие характеристики, являющиеся важной составляющей комфортной и безопасной езды. В связи с этим необходимо внимательно относиться к этому параметру. Какие факторы приводят к нарушению геометрии кузова?
К таким последствиям могут привести:
- дефекты дорожного покрытия;
- препятствия на дорогах;
- ДТП и последствия стихийных бедствий.
Факторы, которые приводят к нарушению геометрии кузова, могут оказывать различное по силе воздействие, что влияет на степень изменения расстояний между контрольными точками.
К примеру, все неровности дорожного покрытия и нагрузку, возникающую при случайном наезде на препятствия, в основном принимает на себя ходовая часть машины, но при этом и кузов может получать незаметные, на первый взгляд, деформации, которые накапливаются со временем.
Зачем проводить проверку геометрии кузова автомобиля
Диагностика геометрии кузова входит в число основных проверок, которые эксперты рекомендуют проводить перед тем, как купить машину с пробегом. Это позволит потенциальному покупателю выяснить, попадал ли автомобиль в ДТП, в каких условиях он эксплуатировался и насколько качественно выполнялся его ремонт.
В некоторых случаях измерение расстояний между контрольными точками осуществляется для проверки качества рихтовки и ремонта кузова. Не всегда владелец авто, которое было отремонтировано после ДТП, уделяет должное внимание проверке качества выполненных работ. На первый взгляд, все может выглядеть достаточно хорошо, но не всегда можно восстановить кузов после аварии методом простой рихтовки и вытягивания вмятин. В некоторых случаях необходимо проводить замену отдельных кузовных элементов, осуществлять «холодное» или «горячее» вытягивание деталей. Некачественное восстановление геометрии кузова может в будущем привести к серьезным неприятностям.
Автовладельцы, которые ответственно относятся к состоянию своего авто, стараются регулярно проверять правильность геометрии кузова. Можно встретить рекомендации специалистов относительно ежегодного проведения измерения расстояний между контрольными точками. Более того, некоторые автосервисы предлагают своим клиентам проверять геометрию кузова каждые полгода. Если учитывать состояние отечественных автомагистралей, то такие рекомендации можно считать вполне резонными.
Некоторые автовладельцы, даже не уточняя, сколько стоит геометрия кузова, утверждают, что это бессмысленные расходы. Таким водителям следует знать о существовании ряда признаков, при которых следует поскорее провести такую диагностику. Чем скорее они обратятся в автосервис, тем меньше нужно будет заплатить за устранение дефектов.
- Первым признаком нарушения геометрии кузова авто является плохое закрывание капота, багажника или дверей. Если причиной затрудненного закрывания дверок не являются просевшие петли, значит, имеет место деформация стоек или других кузовных элементов.
- Второй признак значительной деформации кузова будет куда более опасным. Он связан с нестабильным поведением машины на высоких скоростях. Она может «рыскать» в разные стороны, вибрировать в движении или автомобиль будет сильно тянуть в одну сторону. Если причина такого поведения авто не заключается в неисправной подвеске, значит, присутствует серьезная проблема с лонжеронами, стаканами или другими несущими элементами.
Правила измерения геометрии кузова авто
- Для правильного проведения замеров расстояний между контрольными точками нужно установить машину на ровной поверхности и проверить давление в колесах (оно должно быть одинаковым). Некоторые измерительные линейки имеют встроенный уровень, позволяющий осуществлять измерения параллельно плоскости авто (параллельное положение линей часто является необходимым условием, чтобы точно сравнить полученные данные с точными данными относительно расстояния между контрольными точками). Следует отметить, что некоторые руководства по ремонту могут содержать сведения по расстояниям, выраженные в значениях шкалы измерительной линейки, а в другой документации могут приводиться фактические расстояния между контрольными точками (это, как правило, совершенно разные данные).Чтобы провести измерение расстояний в шкале линейки, измерительный прибор нужно в обязательном порядке располагать параллельно кузову. В противном случае показания будут некорректными. Чтобы удовлетворить требование параллельности, указатели измерительной линейки нужно выдвинуть на разную длину. В таком случае показания по шкале линейки будут отличаться от тех, которые можно получить с помощью рулетки (фактические показатели расстояния между контрольными точками). Если же указатели линейки при проведении измерений выдвинуты на одинаковое расстояние, то значение на ее шкале будет таким же, как и фактическое расстояние от одной точки до другой.
- Замеры следует проводить между фиксированным точкам кузова (технологические отверстия, крепежные разъемы, болты и т.д.).
- Каждый замер нужно проверить с использованием 2-х вспомогательных контрольных точек.Предпочтительнее проводить измерение расстояний между наиболее удаленными контрольными точками. При таких замерах картина смещения конструкционных элементов кузова будет более достоверной.
- Иногда проведение замеров между аналогичными контрольными точками, которые расположены с противоположных сторон кузова, позволяет получить более объективную информацию относительно наличия деформаций, чем замеры по диагонали. Диагональные измерения необходимо дополнять замерами по длине кузова.
- Проверка расстояний между контрольными точками приемлет суммарный допуск, не превышающий 3 мм (именно такая погрешность длительное время была допустимой для автопроизводителей). Современные технологии дают возможность выпускать кузова автомобилей с нулевой погрешностью.
Как проверяют геометрию кузова автомобиля
Мнение о том, что отсутствие отклонений в показателях развала схождения колес машины может служить подтверждением правильной геометрии кузова, является ошибочным. Диагностика кузова – это отдельная процедура, для которой необходимы специальные стенды и стапели.
С помощью таких устройств по контрольным точкам можно проверить соответствие размеров и диагоналей подкапотной части, багажника, дверных проемов, а также расстояние между лонжеронами, усилителями, несущими деталями кузова и т.д.
Существуют три варианта проверки геометрии кузова:
- Проведение замеров расстояний между контрольными точками. Этот вид диагностики позволяет быстро проверить правильность геометрии как перед началом ремонтных работ, так и в процессе их выполнения. Выполняют такие замеры с помощью обычной рулетки или специальной линейки.
- В ходе сравнительных измерений проводится анализ соответствия расстояний между симметричными точками, расположенными на противоположных сторонах кузова. Это вид проверки отличается универсальностью и простотой проведения диагностики кузовных повреждений. Как правило, специалисты сравнивают длину диагоналей между симметричными точками кузова. В этом случае можно сравнить данные замеров на поврежденной и целой стороне автомобиля.
- При трехмерном измерении производится определение пространственное расположения контрольных точек по отношению к базовым плоскостям кузова. Для такой диагностики необходимо иметь специальное оборудование.
В ходе проведения замеров специалист может установить степень основных повреждений, определить наличие второстепенных дефектов и наметить план восстановительных работ.
Для измерения геометрии кузова применяют мерные линейки или используют стационарное оборудование, стапель, который позволяет выполнить проверку расстояний между контрольными точками по специальным меткам или по электронным маячкам.
Для этого машину с помощью цепей фиксируют на платформе и на определенные точки кузова навешивают измерительные датчики. Достаточно часто мастера сталкиваются с ситуацией, когда контрольные точки спрятаны под обшивкой панелей кузова, под бамперами, под защитными элементами, поэтому приходится проводить частичную разборку кузова, чтобы обеспечить доступ к скрытым местам.
Чтобы провести в отношении геометрии кузова восстановление исходных параметров, в автосервисе проводят рихтовочные работы. Это достаточно сложная и многоэтапная работа, которая должна выполняться квалифицированными мастера, которые имеют соответствующее образование, опыт и хорошо чувствуют металл.
Гаражные специалисты могут рассказывать, что без проблем восстановят ваш автомобиль после аварии с помощью специальной сертифицированной линейки. Но доверять таким заверениям не стоит. Без такого оборудования, как стапель, геометрию кузова после серьезной аварии в полной мере восстановить не получится. Машины, отремонтированные в кустарных условиях, как правило, имеют отклонения в геометрии кузова.
На СТО
Проверка геометрии на специализированной автостанции становится неизбежной, если после диагностики колес на развал и схождение слесарь говорит, что отрегулировать посадку уже невозможно и необходимо проверить кузов на точное соотношение расстояний.
Первичная диагностика на СТО проводится с помощью нивелира. Прибор показывает, как отклонились колеса от заданного размера. Эта процедура лишь определяет, есть ли нарушение геометрии в принципе или нет.
Дальнейшая диагностика проводится на стенде. Автомобиль закрепляется на стапеле, предварительно с машины снимаются вся навесная облицовка: бампера, обвесы. В редких случаях необходим демонтаж агрегатов ходовой.
Дальнейшее диагностирование проводится электронными датчиками. Слесарь устанавливает их на контрольные точки, а устройства посылают трехмерный сигнал своего местонахождения на монитор.
Если СТО не имеет современного оборудования, мастер может использовать линейку для измерения геометрии кузова. Но это кустарный метод, дающий отклонение в размерах ± 5 мм.
На стапеле по контрольным точкам проводят следующие замеры:
- проем багажника;
- моторный отсек;
- передние, задние лонжероны;
- проем переднего, заднего стекла;
- проем всех дверей авто;
- срезы передней, средней, задней части автомобиля.
Каркас выправляют с помощью гидравлического оборудования и вакуумных присосок. После серьезной аварии кузов выравнивают растяжкой только при условии, что металл сохранил свои свойства.
Если в СТО предложат компьютерную проверку геометрии с помощью диодной указки, то разбирать авто на составляющие не потребуется — достаточно поставить машину на стенд. Программа проведет замеры и наложит их на шаблон модели. Буквально 10 минут диагностики, и распечатка кузова со всеми проблемами готова. Допустимая норма отклонений ± 5 мм.
В домашних условиях
Проверка кузова автомобиля в гараже необходима, если водитель замечает сложности с управлением без видимых причин. Для этого понадобится:
- линейка геометрическая, рулетка;
- масштабная рейка;
- циркуль;
- штангенциркуль.
Необходимые расстояния между контрольными точками находят в техдокументации на авто. Можно воспользоваться подсказками в интернете. Необходимо брать официальные сайты производителя. Японские бренды размещают техдокументацию на свои модели в свободном доступе, европейские комплектации придется поискать. Что проверять самостоятельно:
- Визуально проверить, насколько плотно и равномерно закрываются двери, багажник и капот. Посмотреть расстояние от крышки, проема двери до кузова.
- Загнать авто на яму, снизу проверить межосевое расстояние, используя рулетку.
- Расстояние между колесами на оси поперечное.
- Найти по инструкции все контрольные точки (технические отверстия, болты).
- Снять элементы обшивки, если они мешают провести замеры и перекрывают доступ.
- Начинать замер от центральной части основания кузова или рамы.
- Проверить диагонали между точками в моторном отсеке.
- Провести замер по контрольным отверстиям и болтам между направляющими рамы, от них к крепежам силового блока.
- Каждый замер проверять дополнительными измерениями.
- Проверить диагональ крыши.
Расхождения на 0,5 см указывают на среднюю степень изменения геометрии, более 1 см — на значительные отклонения в расстоянии.
Проверка геометрии кузова рулеткой
Рулетка используется, когда нет препятствий между измеряемыми точками. При измерении рулеткой нужно, чтобы лента не была изогнута. Смотреть на шкалу нужно только под углом 90 градусов и каждый раз с одинакового места, чтобы не ошибиться в значении. Нужно, чтобы фиксатор ленты не имел излишнего люфта. Лента рулетки должна лежать ровно между точками, чтобы измерение было корректным. Для удобства работы с небольшими отверстиями, фиксатор ленты можно доработать (см. рисунок).
Линейка для измерения геометрии кузова автомобиля
Раскладная измерительная линейка является наиболее часто применяемым устройством для проверки геометрии кузова.
Измерительная линейка способна мерить расстояние между двумя точками. Каждое расстояние должно проверяться двумя дополнительными контрольными точками.
Современная линейка для измерения геометрии кузова является телескопическим устройством с регулируемыми по высоте указателями. Даже при раскладывании на полную длину, она не даёт погрешности. В зависимости от типа используемой линейки может потребоваться дополнительный замер между указателями. К дополнительным аксессуарам относятся насадки и расширения для плотного размещения в отверстиях.
Линейка позволяет производить измерения при наличии препятствий между измеряемыми точками.
Все автомобили симметричны относительно воображаемой центральной плоскости, расположенной вдоль центра машины. Однако, бывает несколько точек на некоторых авто, которые, по разным причинам, не симметричны, но они не делают всю машину ассиметричной. Без симметрии автомобиль было бы очень сложно изготовить, да и продать.
Важно, чтобы указатели были плотно вставлены в отверстия.
Как было упомянуто ранее, если указатели были выставлены на разную высоту, то значение на шкале линейки может отличаться от фактического расстояния между измеряемыми точками. Для корректного значения нужно дополнительно мерить расстояние между указателями рулеткой.
Линейка и указатели должны быть ровными. Указатели должны располагаться на 90 градусов относительно линейки и не иметь люфта.
Важно, чтобы при измерении длина указателей была выставлена на одинаковом расстоянии.
Если не требуется получить точные значения, а производится сравнение одной стороны с другой, то линейка не обязательно должна располагаться параллельно плоскости машины. Можно сравнивать расстояния с противоположной частью, а также с подобными точками такого же целого авто.
Указатели не нужно надавливать при измерении, чтобы они не гнулись и показания не искажались. Данную линейку можно изготовить самому (см. статью).
В дополнение к диагональным измерениям необходимо делать замеры длины и ширины. Это даст более точное представление о правильности расположения контрольных точек. Диагональные измерения могут совпадать, даже если есть смещение обеих сторон.
Измерение днища кузова
На днище производятся как диагональные измерения, так и проверка на скручивание и смещение относительно центральной линии.
Скручивание или смещение относительно центра можно проверить на центральной секции кузова.
Для такой проверки существует метод подвешивания центрирующих линеек в контрольные отверстия на днище. Места, на которые подвешиваются линейки, не должны быть деформированы. Подвешивается несколько линеек вдоль силовых элементов днища. Если они параллельны, то скручивания нет, если не параллельны, то скручивание присутствует. Центр линеек также должен совпадать, иначе существует смещение относительно центральной плоскости.
Сравнительное измерение геометрии кузова автомобиля
Самый быстрый метод измерения повреждённой части кузова – сравнительное измерение. Для этих целей хорошо подходит специальный циркуль, но также можно использовать и измерительную линейку. Если, к примеру, делать замеры пространства под капотом, то одна часть циркуля вставляется в одно из болтовых отверстий, расположенных у лобового стекла, а другая ставиться к любому месту, которое нужно сравнить с противоположной стороной. Далее циркуль фиксируется специальным механизмом и переставляется на такие же точки с противоположного места. Таким образом можно быстро проверить несколько симметричных точек и понять куда произошло смещение структурных элементов. Подобным образом циркулем можно измерять любую часть машины. Такое сравнение можно делать множество раз в процессе ремонта для контроля.
Циркуль для сравнительного измерения геометрии кузова
Циркуль для сравнительного измерения геометрии кузова напоминает по конструкции обычный циркуль. Два указателя соединены вместе и не имеют какой-либо шкалы. Для сравнительного замера необходимо каждый из указателей поместить в отверстие контрольных точек, расстояние между которыми необходимо проверить. Далее указатели фиксируются специальным фиксатором, входящим в конструкцию устройства, и циркуль переставляется на точки, расположенные с противоположной части, для сравнения. При необходимости можно замерить расстояние между указателями при помощи рулетки. Такой циркуль хорош тем, что можно очень быстро сделать сравнение двух сторон автомобиля для определения степени несоответствия. Им можно сравнивать самые труднодоступные места. Такой инструмент несложно изготовить самому.
Можно ли провести диагностику геометрии кузова в домашних условиях
Если восстановление геометрии кузова в автосервисе вам не подходит, то при необходимости (к примеру, если стали появляться проблемы с управляемостью авто без видимых причин) такую процедуру можно выполнить самостоятельно в гараже. Для измерения понадобятся следующие приспособления:
- раскладная измерительная линейка;
- рулетка без дополнительных люфтов;
- масштабная рейка;
- циркуль;
- штангенциркуль.
Определить точное расположение контрольных точек можно с помощью технической документации для вашего автомобиля. Если под рукой таких документов нет, можно посмотреть в интернете. Рекомендуем пользоваться официальными сайтами от производителя вашей модели. На японские машины найти техдокументацию легче (она есть в свободном доступе), чем на европейские модели.
Как проверяется геометрия кузова своими руками:
- На глаз посмотреть, если двери автомобиля, багажная крышка и капот закрываются неплотно. Проверить расстояние проемов дверей.
- С помощью рулетки измерить расстояние между осями. Для этого машину нужно поставить на яму.
- Измерить поперечное расстояние между колесными осями.
- Определить, где находятся контрольные точки с помощью техдокументации.
- При возникновении проблем с доступом к контрольным точкам необходимо снять обшивку.
- Замер начинается от центральной части кузова.
- Измерить расстояние по диагонали между контрольными точками моторного отсека.
- Измерить расстояние между контрольными точками, болтами, направляющими рамы и контрольным точкам на силовом блоке.
- После каждого замера проводить дополнительные измерения, чтобы удостовериться в корректности данных.
- Проверить крышу по диагонали.
Расхождения на 0,5 см указывают на среднюю степень изменения геометрии, более 1 см — на значительные отклонения в расстоянии.
- Измерение геометрии кузова рулеткойПри использовании рулетки необходимо руководствоваться несколькими правилами: отсутствие препятствий для проведения замеров между контрольными точками; измеряемые значения на шкале нужно смотреть под углом в 90 градусов и с одного и того же места (это важно для получения максимально корректных данных); фиксатор ленты рулетки должен быть без дополнительных люфтов.
Трёхмерная электронная диагностика геометрии кузова
Диагностика геометрии кузова в трехмерном виде включает в себя данные о длине, ширине и высоте частей кузова. Такое измерение происходит с помощью специальных трехмерных систем.
Принцип работы измерительной системы: данные поступают от воображаемых частей кузова, которые дают представление о расстоянии между его плоскостями.
Трехмерная система измеряет и использует полученные воображаемые плоскости для создания полной картины о состоянии автомобиля.
Основные измерения: от центральной плоскости измеряется ширина, от нулевой плоскости — длина, а от основной плоскости (параллельно днищу) — высота.
- Центральная плоскостьЦентральная линия (или плоскость) разделяет авто на две одинаковые половины (разделять нужно вдоль). Некоторые автомобили имеют метки, помогающие определить центр машины. Обычно их можно найти на верхней или нижней металлической части кузова. Такой меткой можно воспользоваться при наличии специальной линейки или рулетки. Это позволит сэкономить время при замерах. Симметрия будет проявляться в расстояниях между центром и определенной точкой с правой или левой сторон. Расстояния должны быть одинаковы. В большинстве случаев автомобили имеют лишь несколько асимметричных точек, а в остальном они полностью симметричны. Части кузова должны быть зеркальны друг другу.
- Измерение днища кузоваНа основной плоскости кузова проводятся два вида измерений: замеры расстояния до контрольных точек по диагонали, а также диагностика на наличие скручивания или смешения по центральной плоскости.
Наличие/отсутствие скручивания и смещения проверяется по центральной плоскости кузова.
Проведение такого рода проверки происходит на днище за счет подвешивания в контрольные отверстия центрирующих линеек. Места для подвешивания линеек должны быть без изгибов и деформаций. Вдоль силовых элементов днища крепятся центрирующие линейки. Если присутствует скручивание, значит, линейки не будут расположены параллельно. Совпадать должен и центр измерительных устройств, в противном случае можно говорить о наличии смещения по центральной плоскости.
К чему может привести эксплуатация автомобиля, у которого нарушена геометрия кузова
Ранее мы отмечали, что правильные параметры геометрии кузова являются важным фактором обеспечения безопасности водителя и пассажиров. Угол наклона колес и их расположение задаются относительно несущих кузовных элементов. Другими словами, нарушенная геометрия кузова не позволит нормально отрегулировать развал-схождение. При небольшом изменении расстояний между контрольными точками специалист сможет выставить нужное положение колес, но это будет временная мера.
Нарушение геометрии способствует постепенной деформации днища автомобиля. Изменения происходят между сварными соединениями, и в длинномерных кузовных деталях могут формироваться складки. Все эти изменения снижают характеристики безопасности кузовной конструкции.
Конструкторы рассчитывают геометрию кузова автомобилей таким образом, чтобы в случае лобового столкновения мотор проваливался под днище. При нарушенной геометрии кузова двигатель в результате удара может влететь в салон авто, что на 25% увеличивает риск смерти водителя и на 50% — пассажиров.
Гаражные рихтовщики, восстанавливая дефекты кузова авто, выполняют простую рихтовку кузовных деталей и подтяжку крепежных болтов. Для проверки расстояний между контрольными точками чаще всего используется обычная рулетка. Если деформация кузова вызвана длительным сроком службы машины, следует проверить все соединения, включая сварные швы.
Для восстановления кузова после аварии необходимо специальное оборудование. Даже, если точность измерений будет очень высокой, то для восстановления параметров кузова нужно не выравнивать деформированные кузовные детали, а заменить их новыми. Если выявлена деформация несущей ямы, то кузов нужно вытягивать на специальном стенде.
Возможные последствия
Правильные геометрические параметры автомобиля — это безопасность водителя и пассажиров. Относительно положения силовых элементов кузова задается угол расположения каждого из колес автомобиля. При нарушении геометрии измерительная система развала-схождения никогда не будет соответствовать норме. Если кузов «повело» относительно мало, мастер настроит положение колес, но ненадолго.
Изменения геометрии приводят к тому, что постепенно деформируется днище, в промежутках между точками сварки в длинномерных элементах кузова появляются складки, характеристики безопасности конструкции заметно снижаются.
При лобовом столкновении двигатель должен провалиться под днище. Если размеры кузова нарушены, мотор влетит в салон, риск смертельного исхода для водителя и пассажира увеличивается на 50 %.
Как восстановить геометрию
Восстановление геометрии в гараже сводится к рихтовке кузовных элементов и подтяжке всех болтов, если авто не стало участником аварии. Рулеткой проверяются замеры между технологическими отверстиями. Если геометрия нарушена незначительно из-за долгой эксплуатации, рекомендуется проверить все крепежи кузова и сварочные швы.
Основательно восстановить кузов после ДТП самостоятельно, без специального оборудования, практически невозможно. Даже если с точностью до миллиметра провести замеры, выровнять кузовные элементы часто нельзя, необходимо менять их на новые. При деформации рамы потребуется устанавливать авто на стенд и проводить вытяжку.
Как проверить геометрию кузова автомобиля
Перед покупкой подержанного автомобиля важно суметь грамотно проверить (рассчитать) контрольные точки геометрии кузова. Если этого не сделать, можно получить во владение средство с деформированными кузовными элементами. На такой машине ездить очень опасно, так как снижается её пассивная безопасность, ухудшается управляемость, изменяются рабочие свойства.
Зачем проверять геометрию кузова автомобиля
Геометрическая диагностика является основной процедурой, которую рекомендуют проводить перед выбором автомобиля с вторичного рынка. Это позволяет узнать состояние машины — не попадала ли она в ДТП, как эксплуатировалась, как проверялась, проводился ли текущий ремонт.
Дополнительная причина — проверка уровня проведения рихтовки бампера, капота, крыши или другой части кузова. После столкновения автомобиль восстанавливается в сервисах. Однако мало кто из владельцев уделяет внимание качеству обслуживания, недостаткам. Со своей стороны, каждая третья СТО в Москве предлагает услугу проверки геометрии раз в 6 месяцев. Такие рекомендации являются вполне оправданными, учитывая состояние нынешних российских дорог.
Машина на стапеле для диагностики геометрии кузова
Геометрия кузова автомобиля — это система изначальной дислокации проверочных точек между собой. Её устанавливает производитель на стадии проектирования, выпуска транспортного средства. Таким образом, это точнейшая экспозиция панелей. Благодаря такой схеме гарантируется слаженная работа всех узлов, агрегатов автомобиля.
Наиболее важными считаются расстояния между самыми удалёнными точками панелей, несущих агрегаты ходовой части. Имеются в виду лонжероны, балки, подрамники, брызговики.
Тем самым, геометрия влияет на колёсную базу авто, размер колёс, а также другие характеристики, обеспечивающие безопасное и комфортное передвижение.
Причины и признаки нарушения
Кузовная геометрия может нарушиться не только после аварии. Вот несколько примеров, почему такое происходит: неровное дорожное полотно, высокая скорость езды, преграды на асфальте.
От конкретного фактора зависит и сила воздействия на панели, степень повреждения. Например, при наездах на «лежачие полицейские», корпус авто получает незначительные удары. Однако частые столкновения с барьерами со временем приводят к ощутимым изменениям, что подтверждается проверками.
Нарушение геометрии кузова заметно по различным признакам. При наличии следующих симптомов, надо поскорее отвезти машину на профессиональную диагностику:
- плохо закрывается капот, багажник, двери — при условии, что петли находятся в нормальном состоянии;
- машину уводит в сторону по трассе, она «рыскает» и вибрирует на высоких скоростях — при этом не наблюдается никаких проблем с элементами подвески.
Как определить (проверить) смещение знают только специалисты, разбирающиеся в конструкции определённой марки и модели автомобиля.
Как проверить геометрию кузова автомобиля
Проверка геометрии кузова возможна несколькими различными способами. Машина ставится обязательно ровно, воздух в колёсах — доводится до нормальных пределов (стандартные заводские значения). Замеры проводятся на основании неизменных точек остова (предпочтительно самых удалённых), с использованием не менее двух вспомогательных контрольных отверстий. Это даёт возможность получить наиболее достоверную картину смещения.
Проверка контрольных точек на кузове
Визуально
Подобным методом сначала проверяют стёкла. Если на них имеются горизонтальные трещины, это один из явных признаков нарушения. После этого специалист приседает на корточки, осматривая борта — продольную часть машины. Таким способом лучше выявляются все зазоры и неровности, образовавшиеся между панелями. Очевидно, что визуально оценить корпус способен только мастер. Неопытный человек, даже при большом желании ничего обнаружить не сумеет.
Рулеткой
Как проверить кузов рулеткой — сначала находят заводские данные по удалённым контрольным точкам. При выполнении расчётов обязательно учитывают их диаметр, чтобы правильно провести измерение — беря за основу середину или крайние части отверстий. Если штатные величины геометрии отсутствуют, в качестве эталона используют параметры такого же автомобиля, только неповреждённого.
Инструментами
Безусловно, одним из эффективных инструментов для замера проверочных точек помимо линейки является уровень. Им оснащаются также некоторые измерительные рулетки, позволяющие одновременно диагностировать состояние плоскостей автомобиля. Также замеры осуществляются штангенциркулем и масштабной телескопической рейкой. Первый инструмент вычисляет правильность расположения колёс относительно друг друга, а второй — проверяет наличие деформации кузова.
В автосервисе
Однако какими идеальными не были инструменты, до качества стационарного оборудования им далеко.
В специализированных центрах применяют компьютеры, точно рассчитывающие малейшее смещение панелей по электронным датчикам.
Показания передаются на большой экран, где создаётся трёхмерная модель и данные сравниваются со штатными величинами. Таким способом удаётся выявить дефекты с 99-процентной точностью.
Что значат контрольные точки геометрии кузова
Контрольные мерки нужны для правильного измерения геометрии. Большая их часть — это технологические отверстия. Находятся они в тех или иных частях кузова. Часто в такой роли выступают базовые структурные элементы: рамка радиатора, фартуки, брызговики, днище, рамка номера. Главное — они должны находиться в горизонтальной или вертикальной плоскости.
Обычно при проверке геометрии за основу берут центры контрольных точек. Однако это касается только мелких, средних отверстий. Если же диаметр их чересчур большой, мерилом выступают крайние части. В некоторых случаях измеряют расстояние между апексами крепления элементов подвески, которые влияют на показатели развала-схождения. Для получения более точного результата возможна также фиксация углов положения колёс.
Схема контрольных точек и углов геометрии кузова автомобиля
Если кузов автомобиля после ДТП сильно деформировался, в качестве точек используют неповреждённые части автомобиля. Отталкиваясь от ровной плоскости, специалисты быстрее выявляют несоответствия, отклонения. Длина замеряется между отметками, находящимися на диаметральных зонах машины.
Эксплуатация автомобиля с нарушенной геометрией: возможные последствия
Эксплуатировать машину со смещённым корпусом опасно! Касается это повреждения лонжеронов, балки, рам, подрамников. Кроме того, что это повышает ежедневный расход владения машиной, приводя к увеличению потребления горючего, ещё существенно влияет на безопасность.
Если по кузову есть недочеты, это приводит к неравномерному износу шин. Объясняется такая ситуация тем, что шасси крепится к интегрированному силовому каркасу. Корпус, таким образом, задаёт точность расположения узлов ходовой части машины. После серьёзной аварии точки отклоняются от стандарта, что не позволяет выставить правильные углы схода/развала.
Как восстановить геометрию кузова
А возможно ли самостоятельное восстановление — ни в коем случае. Ремонт под силу только опытным кузовщикам. Если при диагностике выявляются нарушения, исправления дефектов возможно только на специальном стенде. После окончания ремонта специалист на компьютере измерит соответствие по всем точкам, отвечающим нормам производителя.
Цена проверки смещения кузовных панелей в автосервисе зависит от обширности нанесённого урона и конструкции конкретной модели ТС. Есть машины, где существуют скрытые точки, до которых невозможно добраться без сложной разборки двигателя, коробки. Такая операция занимает больше времени, поэтому стоимость работ автоматически увеличивается.
Параметры двигателей автомобиля
Сердце автомобиля – ДВС или двигатель внутреннего сгорания, сложный технологический узел, обладающий множеством параметров. Их необходимо знать автолюбителю , чтобы ориентироваться при выборе автомобиля и ориентироваться во время эксплуатации и при ремонте. Наиболее значимыми параметрами являются:
- Объем камер сгорания – определяет показатель расхода топлива и в значительной степени мощности;
- Мощность – измеряется в киловаттах, но чаще используются лошадиные силы;
- Крутящий момент – тяговое усилие;
- Расход топлива – показатель указывается в литрах на 100 км. При этом учитываются дорожные условия: город, шоссе, смешанный режим;
- Расход масла — тут важно учитывать тип, а порой и марку потребляемого масла.
Типовые параметры работы двигателей
Существует разделение ДВС на такие типы:
- Бензиновые – часто используются в гражданском автомобилестроении, наиболее распространенный тип;
- Дизельные – эти агрегаты отличаются надежностью и экономичностью. При этом несколько уступают бензиновым аналогам в динамике (набор скорости), но выигрывают по показателям проходимости. Широко используются военными, распространены в гражданском автомобилестроении;
- Газовые – используют в качестве топлива сжиженный, природный, сжатый газ, который закачивается в специальные баллоны;
В список можно включить гибридные газодизельные агрегаты и роторно-поршневые. Последний тип широко использовался авиацией до середины XX века, в современных условиях встречается редко.
Количество цилиндров двигателя
Количество цилиндров в ДВС определяют его мощность. В процессе технической и технологической эволюции их количество постепенно увеличилось с 1 до 16. С увеличением количества цилиндров сами агрегаты становились больше. Решением в части экономии пространства стала концепция расположения цилиндров.
Расположение цилиндров
Существует такое понятие, как конфигурация двигателя, она определяется компоновкой цилиндров, их расположением. Можно выделить 2 основных типа – рядный, когда цилиндры расположены в ряд и V-образный. Второй тип наиболее часто используется в современном автопроме. В этом случае цилиндры располагаются под углом и соединяются с коленчатым валом, образуя латинскую букву V. Такая компоновка имеет подвиды:
- W-образное расположение цилиндров;
- Y-образное расположение цилиндров.
Реже применяются компоновки, образующие форму латинских букв U и H.
Объем двигателя
Рабочий объем ДВС определяет его мощность. Этот параметр измеряется в см3, но чаще в литрах. Он определяется путем суммирования внутреннего объема всех цилиндров силового агрегата. За основу в вычислениях берется поперечное сечение цилиндра и умножается на длину хода по нему поршня. В результате получается рабочий объем.
Параметр также определяет во многих странах мира сумму сборов. Соответственно чем больше объем, тем мощнее двигатель, а значит, его владелец заплатит больший взнос. Перспективным направлением разработок современности являются ДВС с изменяемым объемом. Это технология, когда при определенных условиях цилиндры отключаются.
Материал, из которого изготавливается двигатель
Основным материалом в производстве двигателей являются металлы и их сплавы:
- Чугун – обеспечивает надежность и прочность, но минусом является внушительный вес;
- Алюминиевые сплавы – дают неплохую прочность, при этом легкие. Недостаток – большая стоимость;
- Магниевые сплавы – наиболее дорогостоящий материал, отличается высокой прочностью.
Многие производители автомобилей комбинируют материалы. Это во многом диктуется принадлежностью модели к тому или иному классу, что ставит ее в определенные ценовые рамки.
Мощность двигателя
Основополагающий параметр ДВС. Он измеряется в лошадиных силах, реже в кВт (киловатты). Мощность определяет скоростной предел и динамику разгона. Это еще один важный момент в условиях высокой конкуренции между производителями. Серьезная борьба идет в сегменте премиумных, спортивных автомобилей, а также в классе роадстеров и мускулкаров. Здесь разгон от 0 до 100 км/ч играет важную роль и может быть меньше 4 секунд.
Крутящий момент
Крутящий момент – параметр, определяющий тяговую силу мотора, обозначается Н/м (Ньютоны на метр). Значение непосредственно связано с мощностью и динамикой, хотя и не является для них определяющим. В значительной степени крутящий момент влияет на «эластичность» силового агрегата. Под этим словом подразумевается возможность ускоряться при низких оборотах. Соответственно, чем больше ускорение, тем эластичней мотор.
Расход топлива
Показатель потребления топлива двигателем зависит от его рабочего объема, а соответственно мощности. Основополагающую роль играет тип топливной системы:
- Карбюраторная;
- Инжекторная.
Измеряется показатель в литрах на 100 км. Техническая документация современных автомобилей предоставляет данные о расходе топлива при нескольких режимах движения: езда по городу, трассе, смешанный тип. В некоторых моделях, преимущественно внедорожниках, указывается расход при движении в условиях бездорожья, так как задействуются все 4 колеса и потребление бензина, дизеля значительно возрастает.
Тип топлива
ДВС могут потреблять разные виды топлива, но в основном используются:
- Бензин – продукт переработки нефти-сырца или вторичной перегонки нефтепродуктов. Основополагающим показателем является октановое число, которое указывается в цифрах. Буквенное сочетание, стоящее перед цифрами «АИ» означает:
А – бензин автомобильный;
И – октановое число определено исследовательским способом. Если этой буквы в маркировки нет, значит, октановое число выведено моторным методом.
Российские стандарты предусматривают такие марки бензина: А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95, АИ-98. Наиболее востребованными в настоящее время являются марки с октановым числом 92,95,98; - Дизель или дизельное топливо – получается путем промышленного перегона нефти. В его состав входят 2 вещества:
1. Цетан – легковоспламеняющийся компонент, чем его содержание больше, тем выше качество топлива;
2. Метилнафталин – не горючий компонент.
Основополагающими характеристиками дизеля являются: прокачиваемость и воспламеняемость. В зависимости от спецификации подразделяется на: летнее, зимнее, арктическое (ориентировано на использование при экстремально низких температурах).
Также ДВС в качестве топлива может использовать газы: метан, пропан, бутан. Для этого на автомобиль устанавливаются специальные системы.
Расход масла
Показатель расхода масла указывается производителем автомобиля в технической документации к нему. Нормальным считается потребление смазки в соотношении 0,8–3% от потребляемого количества топлива. Также на этот показатель влияет размер двигателя, он увеличивается на больших, мощных агрегатах, особенно дизельных.
Различают расход масла:
- Штатный – испарение смазочного материала с цилиндров, выдавливание через картер газами, смазка компрессора турбины;
- Нештатный – течи уплотнений, потеря масла через сальники коленвала, маслосъемные поршневые кольца, перемычки поршня, когда происходит их разрушение.
К чрезмерному расходу приводит использование масла низкого качества и несоответствующей требованиям технической эксплуатации марки.
Ресурсная прочность
Ресурсная прочность – показатель, определяющий частоту проведения ТО. Измеряется пробегом. Оптимальное количество пройденных километров от 5000 до 30 000. Этот показатель дает возможность рассчитать максимальный срок эксплуатации силового агрегата.
Тип топливной системы
На бензиновые и дизельные моторы устанавливаются разные типы топливных систем. Бензиновые агрегаты могут оснащаться карбюраторной или инжекторной системой. Первая основана на механическом принципе, подача топлива регулируется дроссельной заслонкой. Второй тип – инжекторный позволяет осуществлять настройки с помощью электронных средств. Это значительно увеличивает КПД двигателя, сокращает расход топлива.
Дизельные агрегаты оснащаются ТНВД (топливными насосами высокого давления). Это устройство считается устаревшим и ненадежным. Чаще всего оно используется совместно с форсунками, обладающими функциями насоса. Но сами по себе они не могут обеспечить стабильную работу двигателя.
Тип бензиновой системы впуска
Существует 2 разновидности топливных бензиновых систем: карбюраторная, инжекторная. Они отличаются конструктивным устройством, а также принципами подачи топлива в цилиндры:
- Карбюратор вливает бензин сплошным потоком, что затрудняет его смешивание с воздухом и детонацию. Это приводит к увеличенному расходу топлива, снижению технических характеристик мотора;
- Инжекторная система превращает топливо в мелкодисперсную субстанцию – распыляет его. Это дает ему возможность быстро смешиваться с воздухом внутри цилиндра и приводит к увеличению характеристик двигателя и уменьшению расхода топлива.
Тип бензиновой системы впрыска
Существует одноточечная и многоточечная система впрыска. Первая не используется на современных моторах, вторая, в свою очередь, многоточечная система бывает:
- Распределенной . Она обеспечивает стабильную работу силового агрегата, но не обеспечивает высокую динамику и не увеличивает мощность;
- Прямой . В этом случае обеспечивается оптимальный расход топлива, увеличивается мощность двигателя и его ресурсная прочность. Недостатком системы является нестабильность работы на малых оборотах. Также минусом можно считать высокую требовательность к качеству бензина.
Дизельная система впрыска
Классическая схема впрыска топлива дизельного ДВС выглядит так:
- ТНВД – топливный насос высокого давления подает горючее в рампу;
- В рампе дизельное топливо нагнетается и с помощью форсунок-насосов подается в камеру сгорания.
На сегодняшний день это наиболее надежная схема впрыска дизельного топлива.
Форсунки впрыска
По принципу работы форсунки впрыска бывают:
- Механические;
- Пьезотронные.
Последние обеспечивают плавную работу двигателя. Больше ни на какие характеристики мотора форсунки впрыска не влияют.
Количество клапанов
Клапана, их количество влияет на показатель мощности мотора. Считается, что при большем количестве клапанов, работа двигателя становится плавнее. Устанавливаются они на впуск и выпуск цилиндра от 2 до 5 штук. Недостатком большого количества клапанов является увеличенный расход топлива.
Компрессор
Главная функция компрессора – повышение мощности ДВС без увеличения его размеров. Это делается с помощью нагнетания в камеру сгорания большего объема воздуха, что позволяет делать взрыв топливной смеси более мощным. Устанавливается компрессор на впускную систему автомобиля.
Компрессор приводится в движение механическим способом через соединение с коленвалом. Это делается посредством ремня или цепи. Турбокомпрессор нагнетает воздух под действием потока газов, которые крутят турбину, отвечающую за подачу дополнительной порции атмосферной массы.
Компрессоры по принципу подачи воздуха делятся на:
- Центробежные – простая конструкция, где нагнетателем является крыльчатка;
- Роторные – воздух нагнетается кулачковыми валами;
- Двухвинтовые – функции нагнетателей выполняют винты, расположенные параллельно друг другу.
Система газораспределения
ГРМ или газораспределительный механизм отвечает за потоками газов в цилиндре. Он также выполняет функцию переключателя фаз процесса распределения. Принцип действия основан на блокировании и открывании впускных и выпускных отверстий камер сгораний. Это делается при помощи регулировочных элементов:
- Клапанов;
- Валов с приводами;
- Толкателей;
- Коромысел;
- Шлангов.
По принципу управления процессом распределения газов ГРМ разделяются на:
- Клапанные;
- Золотниковые;
- Поршневые.
Источник Источник http://avto-idea.ru/sovety/kontrolnye-tochki-geometrii-kuzova-avtomobilya-kak-proverit-razmery-v-domashnih-usloviyah/
Источник Источник http://ddcar.ru/blog/diagnostika/kak-proverit-geometriyu-kuzova-avtomobilya
Источник http://gearavto.ru/parametry-dvigatelej-avtomobilya/