Опора двигателя: что это и как работает,виды,фото
Опора двигателя: что это и как работает,виды,фото
Основным предназначением опоры двигателя является компенсация вибрационных и колебательных движений, передаваемых работающим механизмом кузову автомобиля. Без нее невозможна комфортная поездка, процесс будет напоминать полет на старом «кукурузнике».
Следует отметить, что подушка двигателя представляет собой специальную прокладку, отделяющую мотор от элементов кузова. Старые советские легковые машины оснащались таким изделием, выполненным из цельного отрезка резины, дополненного крепежными деталями на противолежащих сторонах. К тому же, к выпуску автомобилей с передним приводом производители приступили только в 1985 году.
Сегодня опора двигателя — это чаще всего резинометаллическая прокладка. Существуют и гидравлические изделия, но благодаря ощутимой стоимости их применяют лишь для дорогих машин.
Устройство и назначение опор двигателя «десятки»
За многие годы накопился огромный практический опыт по теме, как поменять подушки двигателя ВАЗ 2110 и видео процессов ремонта тоже можно найти в количестве. Однако мало кто уделяет внимание особенностям детали. И, нужно сказать, напрасно, потому что такие знания помогут точно определить источник вибраций и приобрести нужную запчасть для ремонта.
Основное назначение опоры ДВС – снижение уровня вибрации, передающейся от силового агрегата кузову автомобиля. Резинометаллическая конструкция представляет собой стальное основание с толстой резиновой подушкой. Устройство неплохо себя зарекомендовало, поскольку довольно надежно и по деньгам стоит сущие пустяки.
Восьмиклапанные моторы Lada 2110 крепятся к кузову в трех точках: справа, слева и сзади. Боковые опоры через сквозные отверстия соединяют кузов с моторным блоком. Задняя опора крепится двумя болтами к коробке передач, и двумя гайками к кузову. Значение этой демпферной детали весьма существенно – она предотвращает продольные колебания ДВС при торможении и разгоне.
Подушка двигателя: на что влияет и как устроена
На разных отечественных и иностранных автомобилях до 80-х годов опора двигателя фактически представляла собой плотную резину, которая прикручивалась к двигателю и кузову. Такое решение повсеместно использовалось на автомобилях, которые в то время были в подавляющем большинстве с задним приводом. При этом простые опоры неплохо справлялись со своими задачами.
Однако в дальнейшем кузова стали легче, уменьшилась толщина стали, изменились требования к пассивной безопасности и т.д. В результате подушки превратились в более сложное изделие из металла и резины. На элитных моделях авто появились гидравлические опоры двигателя, которые способны обеспечить максимум комфорта по сравнению с другими аналогами.
Что касается ДВС, принято выделять правую подушку, а также переднюю и заднюю. Правая подушка двигателя закреплена на переднем правом лонжероне. Такая опора располагается сверху. Передняя подушка двигателя зачастую крепится к передней балке, расположена снизу. Задняя подушка также находится внизу, может быть прикреплена к днищу или к подрамнику. Кстати, на многих моделях задняя опора конструктивно отсутствует.
Если говорить о конструкции, резинометаллические опоры двигателя могут отличаться по форме и материалам изготовления, однако зачастую в основе лежит металлический цилиндр, в который впрессован сайлент-блок.
Основной задачей является надежная, но не жесткая фиксация ДВС, при этом подушка одновременно поглощает вибрации и гасит возникающие колебания. В результате улучшается управляемость ТС, сам двигатель получается менее вибронагруженным, от вибраций в меньшей степени страдает навесное оборудование, колебания не сильно передаются на кузов автомобиля и т.д.
Когда следует менять опоры силового агрегата на ВАЗ 2110: признаки и причины
Перед тем, как поменять подушки двигателя автомобиля ВАЗ 2110 и посмотреть видео этого процесса, нужно изучить признаки, которые указывают на поломку резинометаллических опор. Основные симптомы, характеризующие неполадки с демпферными узлами:
- Вибрации, передающиеся на рулевое колесо и блок педалей при холостом ходу.
- Посторонний шум в салоне при передвижении по неровной поверхности.
- Характерный стук в подкапотном пространстве при разгоне и торможении.
Делая выводы после своих наблюдений, нельзя путать вибрации на руле при торможении, которые связаны с дефектами тормозных дисков или колодок. Для большей убедительности нужно открыть капот, и осмотреть опоры силового агрегата. Если положить ладонь на работающий ДВС, то можно почувствовать изменения в его работе.
Многолетний опыт эксплуатации Lada 2110 позволяет утверждать, что причинами выхода из строя демпферных подушек являются следующие факторы:
- Деформационные явления на резиновой опоре вследствие механических и температурных воздействий, а также по причине выработанного ресурса.
- Растрескивание и расслаивание резины от воздействия химически активных компонентов.
- Утрата эластичности, вызванная температурными перепадами.
Преждевременный выход из строя демпферной опоры может быть вызван чрезмерным увлечением владельца такими экстремальными приемами, как резким стартом и экстренным торможением. Детали подвески и так испытывают серьезные нагрузки во время движения, а спортивный стиль вождения еще более увеличивает риск их поломки.
Признаки неисправности
Когда при пересечении препятствий в районе коробки передач наблюдается характерный стук, нарушающий шумоизоляцию в салоне, скорее всего, следует уделить внимание замене подушки двигателя. Кроме того, о дефекте такой прокладки свидетельствует сильная вибрация, передающаяся на корпус легкового автомобиля. Если работающий мотор начинает стучать о раму, значит, необходима срочная замена опоры двигателя.
Обратить внимание на состояние подушек следует, когда при торможении и в начале движения машины появляются щелчки и прочие посторонние звуки спереди. Беспокойство должно вызывать, если в салоне возникает грохот при преодолении ям и выбоин на дороге. Если движение по пересеченной местности сопровождается отдачей на рычаг переключения скоростей, опора подлежит немедленной замене.
А также свидетельством признаков неисправности подушек двигателя является значительное возрастание уровня вибрации при запуске или выключении механизма. Игнорировать подобные симптомы категорически не рекомендуется. Последствия могут оказаться весьма неприятными, в конечном итоге выражаясь деформацией подвески и кузова, преждевременным износом трансмиссии.
Поэтому, если в автомобиле наблюдаются признаки неисправности подушек двигателя, то вышедшие из строя прокладки подлежат замене.
Замена правой демпферной опоры
Прежде, как поменять по примеру видео правую подушку двигателя автомобиля ВАЗ 2110, следует установить противооткатные упоры, а также отсоединить «минусовую» клемму от АКБ. Дальнейший процесс выполняется по схеме:
- Ослабить крепеж генератора гаечным ключом «на 13» и снять ременную передачу.
- Ослабить болт натяжителя.
- Поддомкратить правую часть автомобиля.
- Ключом «на 15» отвернуть гайку крепления опоры.
- Ключом «на 13» открутить два болта, крепящих опору к кронштейну.
- Отвернуть при помощи головки «на 17» три болта крепления кронштейна к правому лонжерону.
- Демонтировать кронштейн и установить новую опору в обратном порядке.
Самостоятельная замена опор двигателя
Для того, чтобы содержать свой автомобиль в идеальном порядке, необходимо регулярно проверять техническое состояние. Поскольку поломка одной детали способна вывести из строя весь дорогостоящий агрегат, необходимо своевременно заменять неисправный механизм.
Предлагаем вам подробную инструкцию, как поменять непригодные подушки двигателя своими руками:
- обесточив аккумулятор снятием клемм, автомобиль приподнимают на достаточную высоту для обеспечения комфортного доступа к мотору. После применения домкрата машину надежно фиксируют деревянными брусками;
- используя то же подъемное устройство, поднимают мотор, освобождая от нагрузки требуемую деталь;
- крепление подушек двигателя осуществляется определенным количеством болтов, которые надлежит снять, предварительно раскрутив;
- после удаления негодной детали, новая запчасть устанавливается на подходящее место. Крепежными элементами в виде болтов надежно фиксируют гидроопору двигателя. Следует отметить, что работающий мотор во время затягивания крепежа позволит обезопасить автомобиль от последующей чрезмерной вибрации;
- завершение установки подушки опоры двигателя сопровождается возвращением на положенные места всех демонтированных деталей.
Замена левой демпферной опоры
Процедура смены демпфера двигателя с левой стороны автомобиля выполняется в следующем порядке:
- Демонтировать защиту картера автомобиля.
- Поставить домкрат под машину в районе КПП, подложить деревянный брус и приподнять авто, снимая нагрузку с опоры.
- При помощи торцовой головки «на 15» и воротка открутить крепеж опорной шпильки.
- Освободить ограничитель опоры.
- Немного опустить домкрат, чтобы свободно снять опорную шпильку.
- При помощи головки «на 13» снять крепеж опоры ДВС к кузову.
- Вытянуть опору в сторону мотора.
- Демонтировать нижний ограничитель опоры и установить новую деталь в обратном порядке.
Замена задней демпферной опоры
Прочитать, как поменять задние подушки двигателя на автомобиле ВАЗ 2110 и просмотреть видео – это еще полдела. Важно точно придерживаться порядка выполнения ремонтных работ:
- Демонтировать защиту картера двигателя.
- Открутить при помощи головки «на 17» две гайки, фиксирующие опору к кузову авто.
- Используя два гаечных ключа «на 19» открутить два болта крепления к КПП и снять опору.
- Зажать снятый кронштейн в тиски и ключом «на 19» открутить болт, фиксирующий опору.
- Вынуть болт и установить в кронштейн новую резиновую опору.
- Сборка узла выполняется в обратной последовательности при соблюдении перпендикулярности привалочных плоскостей.
На основании практического опыта можно утверждать, что процесс замены демпферных опор силового агрегата на «десятке», не представляет особой сложности. Обычно после ремонта вибрации исчезают, но, если все осталось без изменений, то решение вопроса может лежать в другой плоскости. Есть смысл искать тогда проблему в подвеске или в компонентах ШРУС.
Опора двигателя – крепежное устройство, с помощью которого силовой агрегат прикреплён к кузову авто. Также она выполняет функцию амортизатора, отсюда и второе название — подушка двигателя. Кроме того, в зависимости от конструкции, опору могут называть и «гитарой», поскольку форма напоминает этот музыкальный инструмент.
Некоторых владельцев подержанных автомашин ВАЗ 2110 всерьез беспокоят глухие стуки, вибрации и непонятный гул, доносящийся из моторного отсека. Что может быть причиной такой ненормальной шумности? Скорей всего, износилась или повредилась одна из опор. Чтобы мотор не оторвался совсем, необходима своевременная замена подушек двигателя ВАЗ 2110.
Подушки двигателей ВАЗ 2110/2111/2112 представляют собой резинометаллические детали, состоящие из пары пластин из стали или другого металла с не большой прокладкой, выполненной из хорошей износостойкой резины.
Двигатель (8 клапанов) ВАЗ 2110/2111 поддерживают три подушки: левая (с коротким болтом), правая и задняя. А на ВАЗ 2112 есть пять опор, добавляются ещё две дополнительные подушки типа «гитара» для поддержания 16-клапанного двигателя. Старайтесь ставить только оригинальные заводские детали, либо качественный дубликат. К слову, цена на оригинал боковой опоры двигателя от ВАЗ с артикулом 21100100124200 составит 550 р., а на заднюю опору двигателя с артикулом 21100100128600 – 500 р.
Цена указана на весну 2020 года по Москве и области. Подушки рвутся в основном от резкой и дерганой манерой езды у тех, кто не обращает внимания на ухабы. Небрежный стиль вождения по принципу «больше газа — меньше ям» быстро убивает опоры.
- Сильный гул в салоне во время работы двигателя, зачастую, свидетельствует о жестком контакте силового агрегата с элементами кузова. Такое явление обычно указывают на разрушение одной из опор, на которых должны покоиться связанные воедино мотор и коробка передач. Если их резина трескается или вовсе отрывается от металлической основы, то силовой агрегат получает дополнительную нежелательную степень свободы, создавая при этом шум.
- Глухой удар также может раздаваться при резком трогании с места, из-за перекоса двигателя на разорванных подушках.
- В свою очередь надорванную опору «выдаёт» глухой стук, при каждом нажатии на акселератор и при каждом сбросе газа с переходом в режим торможения двигателем.
Иногда проблема посторонних звуков кроется в прижатой деформированной защите картера. В зазор между соседними защитным листом и поддоном, после выезда на природу, может набиться грязь, что тоже ведет к появлению постороннего гула. - Критичным считается также появление так называемых усталостных трещин опоры двигателя, которые образуются со временем. Обычно их выявляют путем внимательного осмотра подушек.
1Поддомкрачиваем двигатель автомобиля. Ключом с головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления задней опоры к кузову. Затем при помощи ключа «на 19» отсоединяем крепления опоры к коробке передач, отвернув два болта.
3Берем новую подушку двигателя.
4Ключом «на 19» прикручиваем два болта крепления опоры к коробке передач.
5Затеи ключом с головкой «на 17» прикручиваем два болта крепления задней опоры к кузову.
6Ключом с головкой «на 15» отворачиваем гайку правой опоры силового агрегата…
7… и снимаем верхний ограничитель подушки.
8Ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления подушки к кузову.
9Снимаем подушку. Устанавливаем новую, собираем всё в обратной последовательности.
10Аналогично меняем левую подушку кузова, отвернув ключом «на 15» гайку крепления подушки. Затем ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления подушки к кронштейну.
11Меняем подушку на новую. Собираем всё обратно.
Подушка – это элемент опоры двигателя, которая служит для крепления мотора к кузову автомобиля. Опора представляет собой резинометаллическую конструкцию, состоящую из стального корпуса и толстой каучуковой подушки.
Основная роль подушки заключается в гашении вибрации, идущей от мотора. На автомобилях ВАЗ 2110 восьмиклапанные двигатели крепятся к кузову 3 опорами (двумя боковыми и задней), а шестнадцатиклапанные – 4-мя (двумя боковыми, нижней передней и верхней передней).
Порванная подушка двигателя: признаки
Как и любая другая деталь, опора силовой установки также имеет ограниченный срок службы и со временем выходит из строя. В среднем, подушки на современных авто рассчитаны как минимум на 100-120 тыс. км, хотя на практике данные элементы могут нуждаться в замене как раньше, так и намного позже данного срока.
Обычно причиной проблем становится резиновая вставка, которая попросту растрескивается и рвется от нагрузки. Реже трещины появляются в металлической части опоры, разбиваются места установки крепежей и т.д.
Так или иначе, на неисправность подушек мотора обычно указывают такие симптомы:
- Сам двигатель работает ровно, однако водитель ощущает явное усиление вибраций по кузову, на руле, на ручке КПП и т.д.;
- В момент начала движения с места, а также во время торможения можно услышать пощелкивание или приглушенные стуки в подкапотном пространстве;
- При езде по неровной дороге слышны удары спереди автомобиля, такие удары во многих случаях ощущаются на рычаге КПП, переключение передач на «механике» в этот момент может быть затруднено;
Чтобы проверить подушки двигателя, не обязательно сразу обращаться на СТО и загонять автомобиль на стенд. Обычно неисправность можно установить и локализовать самостоятельно даже при наличии не слишком богатого опыта по ремонту и обслуживанию авто.
Самым простым способом первичной диагностики является раскачивание двигателя руками в подкапотном пространстве, после чего по стуку можно локализовать порванную или треснувшую опору.
Чтобы провести более тонкую проверку, сначала необходимо заранее выяснить, где точно расположены опоры на конкретной модели. Затем потребуется доступные для обзора элементы предварительно осмотреть. Трещины, разрывы и другие повреждения обычно видны и хорошо просматриваются.
Для полноценной визуальной оценки нижних подушек нужно быть готовым к тому, что машину нужно будет поставить в гараж со смотровой ямой, заехать на эстакаду или воспользоваться подъемником.
Неисправности подушек
Понять, что подушки пришли в негодность можно по величине вибрации двигателя. Если он работает в нормальном режиме, а кузов начинает дребезжать, передавая вибрацию на рулевую рейку, блок педалей, панель приборов, можете быть уверены, что причиной этому является именно износ подушек.
Наибольшая вибрация, обычно, наблюдается при старте двигателя, а также при его выключении. При полном износе резиновых подушек может появиться стук, вызванный соприкосновением элементов мотора и его опор. Для большей убедительности запустите двигатель, откройте капот и визуально осмотрите опоры двигателя и сами подушки. Положив ладонь на мотор, почувствуйте, насколько сильно он вибрирует.
Причинами выхода из строя подушек двигателя могут быть:
- деформация вследствие отработанного ресурса, механического или температурного воздействия;
- утрата эластичности из-за «старения» резины и перепадов температур;
- расслаивание или растрескивание, вызванное воздействием химически активных жидкостей.
Нужно ли менять
Каких-либо рекомендаций по замене подушек в зависимости от их ресурса нет, но определив их неисправность, тянуть с заменой не стоит. Вибрационные процессы способны не только ухудшить комфорт водителя и пассажиров, но и привести к деструктивным процессам в самом двигателе или КПП.
Решив отремонтировать элементы крепления двигателя, нужно определиться с тем, будете ли вы менять сами подушки, или опоры в сборе. В принципе, если сама металлическая опора не повреждена, ее можно оставить, заменив лишь подушку. Цена комплекта подушек для ВАЗ 2110 стоит в пределах 1300 рублей. Стоимость набора опор в сборе составляет около 2500 рублей.
За работу по замене опор или подушек двигателя на станции техобслуживания с вас возьмут не менее 300 рублей за каждую.
Особенности креплений разных двигателей
В зависимости от автомобиля и технологических его особенностей, силовая установка может иметь от трех до пяти подушек. Функция опор заключается в гашении вибрации на холостых оборотах, а также во время выхода мотора на максимальный уровень нагрузки.
На автомобилях ВАЗ 2110, как правило, устанавливаются резинометаллические подушки. Причем их количество напрямую зависит от количества клапанов: для 8-клапанных предусмотрено 3 подушки (две по бокам и одна сзади), а для 16-клаппаных «десяток» – 4 (две боковых и 2 спереди: сверху и снизу).
В электромобилях, крепления электродвигателей представляют собой три бюджетных подушки – левая, правая и центральная. На всех машинах на электрической тяге их количество одинаково.
На автомобилях КамАЗ двигатель крепится на четырех опорах: по две спереди и сзади. Передние опоры состоят из 2-х кронштейнов и резиновой подушки. Один кронштейн прикрепляется к крышке блока, а второй к лонжерону рамы. Кронштейны левой и правой опор соединен стяжкой.
На двигателях Рено Логан крепления внешне напоминают гитару, выполненную из резины с металлическими вставками. Подушек в Логанах три – по бокам и снизу. Причем нижнюю не так просто и обнаружить, поэтому ее часто путают с другими деталями. Чтобы ее разглядеть, необходимо поднять автомобиль либо спуститься в смотровую яму.
На ВАЗ 2170 Приора, как и на других представителей Волжского автозавода, с ДВС, оснащенными 16-ю клапанами, устанавливаются 4 резиновых подушки. Передняя и задняя крепятся через кронштейны на картере и двигателе. Они передают вес силовой установки на кузов и ограничивают его продольные перемещения. Левая и правая подушки установлены со штангами, которые ограничивают поперченные перемещения мотора.
Для восьмиклапанников
- Подготовьте автомобиль к ремонту: установите его на ровной поверхности, подложите под задние колеса упоры, снимите защиту двигателя.
- Отверните болт натяжителя ремня генератора, и снимите ремень (ключ на 13).
- Домкрат установите под двигатель, подложите под его верхнюю часть толстый деревянный брус или доску. Приподнимите двигатель так чтобы снять нагрузку на его опоры.
- Открутите гайку центрального крепления правой подушки (ключ на 15).
- Отверните болты фиксации подушки к кронштейну (ключ на 13).
- Снизу со стороны правой арки открутите 3 болта крепления кронштейна к лонжерону (ключ на 17).
- Снимите кронштейн и замените старую подушку на новую.
- Монтаж произведите в обратном порядке.
- Передвиньте домкрат под КПП, и приподнимите ее.
- Отверните гайку центрального крепления левой подушки (ключ на 15).
- Отверните два болта крепления опоры, и снимите ее (ключ на 13).
- Замените ее и соберите конструкцию в обратном порядке.
- Отверните две гайки на 17, крепящие подушку к кузову, а затем еще две гайки ее крепления к КПП (работы по снятию и замене задней опоры проводятся со стороны днища автомобиля).
- Снимите заднюю опору.
- Открутите гайку крепления подушки к кронштейну (ключ на 19). Снимите старую подушку, поставьте новую.
- Установите заднюю опору в обратном порядке.
Самостоятельная диагностика подвески
При невозможности или нежелании посещения автосервиса существует возможность собственноручного определения неисправности. Самостоятельная проверка состояния подушек двигателя выполняется с использованием следующих приспособлений:
- гидравлического или пневматического домкрата. Это устройство способствует облегчению доступа к проверяемым подушкам;
- специальной страховочной опоры. В подобном качестве чаще всего применяют деревянный брусок;
- монтировки или достаточно прочной палки, выполняющей роль рычага.
Последующие манипуляции рекомендуется осуществлять в такой очередности:
- машину загоняют в гараж или другое помещение. Необходимым условием считается ровная поверхность пола;
- домкратом, установленным под передним колесом, приподнимают автомобиль. Для заднеприводных машин подъемное устройство располагают под задним колесом;
- опора устанавливается под мотором так, чтобы обеспечить отсутствие нагрузки на крепления двигателя. Убедившись в устойчивости положения автомобиля, домкрат опускают.
Используя подкат, устраиваются под машиной и проводят визуальный осмотр. Такой способ осмотра позволяет легко обследовать подушки двигателей на признаки неисправности, приобретенные подушками двигателя в процессе эксплуатации.
Даже неопытный автолюбитель способен увидеть симптомы расслоения опоры, трещины и разрывы на изделии, а также самостоятельно определить, что прокладка вышла из строя в результате чрезмерного затвердевания резины. В таких случаях настоятельно рекомендуется срочно произвести замену подушки двигателя.
Для обнаружения возможного люфта в месте соединения мотора с передней балкой машины или кузовом визуального осмотра недостаточно. Здесь понадобится использование монтировки. Подобный рычаг применяют для того, чтобы двигатель отклонять в разные стороны. Отсутствие люфта свидетельствует об исправности опор, ремонт подушек не требуется.
Устранить подобный симптом можно следующим образом:
- снова поднять автомобиль домкратом;
- удалить страховочную опору;
- проверить качество фиксации подушки двигателя и, при необходимости, затянуть крепление гаечным ключом или трещоткой.
Таким путем избавляются от люфта.
Для шестнадцатиклапанников
Снятие и замена боковых подушек производится так же, как и у 8-клапанных двигателях. Работы по замене передней нижней подушки осуществляются исподнизу машины.
- Отверните болт, фиксирующий штангу передней нижней опоры к поперечине передней подвески (ключ на 15).
- Отверните гайку болта фиксации опоры к кронштейну двигателя (2 ключа на 15). Извлеките болт.
- Снимите опору, замените подушку или всю конструкцию.
- Произведите монтаж в обратном порядке.
- В моторном отсеке выкрутите болт крепления верхней передней опоры к кузову, придерживая его гайку рукой (ключ на 17).
- Извлеките болт и гайку.
- Открутите болт крепления передней верхней опоры к кронштейну двигателя (ключ на 15). Извлеките болт и гайку.
- Снимите опору, замените подушку или всю конструкцию.
- Произведите ее монтаж в обратном порядке.
Крепление двигателя к раме или кузову автомобиля
Проф. Е. ЧУДАКОВ
Статья третья
КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
НА всех приведенных выше фигурах показаны были цилиндры, выполненные по первому образцу, т.-е. цилиндрическая часть, в которой движется поршень, выполнена в одно целое с водяной рубашкой.
Цилиндры со вставными гильзами стали применяться для автомобильных двигателей сравнительно недавно и широкого распространения еще не получили. Имеется два основных типа такой конструкции: в первом вставная гильза не омывается водой, а во втором — омывается.
Фиг. 29
На фиг. 29 показан первый тип конструкции. Здесь представлены общий вид блока и вынутая гильза и дан схематический разрез через цилиндры; все цилиндры двигателя исполнены в одном блоке и в одно целое с верхней половиной картера; крышка выполнена от’емной. Вставные гильзы А, как это показано на отдельном схематическом рисунке, опираются своей боковой частью на стенки цилиндра и с водой совсем не соприкасаются. Таким образом, здесь цилиндры имеют двойную стенку, а всего, вместе с водяной рубашкой, получается 3 стенки.
Такая конструкция применяется для того, чтобы все тело цилиндра можно было выполнить из легкого сплава — алюминия; а та рабочая часть цилиндра, по которой движется поршень и которая благодаря этому подвержена максимальному износу, при этом выполняется из твердого металла (чугун или сталь).
Для получения более плотного соприкосновения между вставными гильзами и стенками цилиндра блок двигателя перед посадкой гильз нагревается до температуры около 100°. Плотная посадка и хорошее прилегание гильз к цилиндру здесь необходимы для того, чтобы получить хорошее охлаждение гильз.
Фиг. 30
На фиг. 30 представлен разрез двигателя, имеющего цилиндры со вставными гильзами А, омываемыми водой. Цилиндры здесь также выполнены в одно целое с верхней половиной картера, а крышка — от’емная. При этой конструкции особое внимание должно быть обращено на уплотнение Б, препятствующее проникновению воды в картер двигателя. Для этого уплотнения применяется или резина, или особым образом обработанная пробка. Так как посадка гильз в этой конструкции не очень тугая, то смена гильз производится очень легко без предварительного подогрева блока, пользуясь лишь весьма простым приспособлением.
Все рассмотренные выше конструкции двигателя имели водяное охлаждение, которое почти исключительно и применяется для автомобильных двигателей. Воздушное охлаждение употребляется очень редко и преимущественно для двухцилиндровых двигателей малой мощности.
Фиг. 31
На фиг. 31 представлен общий вид двигателя, цилиндры которого имеют воздушное охлаждение: двигатель двухцилиндровый мотоциклетного типа с цилиндрами, расположенными под углом; для лучшего охлаждения цилиндры двигателя снабжены ребрами и обдуваются воздухом при помощи специального вентилятора.
На фиг. 32 дан общий вид сравнительно мощного (40 л. с.) автомобильного двигателя с воздушным охлаждением («Франклин»). 3десь впереди двигателя расположен мощный вентилятор, который через видимый на фигуре кожух гонит воздух мимо всех шести цилиндров сверху вниз. Цилиндры исполнены порознь, а не в блоке; такое раздельное расположение цилиндров обычно выполняется в двигателях с воздушным охлаждением, так как в противном случае затруднительно обеспечить надлежащее их охлаждение. На фиг. 33 отдельно представлен общий вид цилиндра двигателя «Франклин»; здесь ребра отсутствуют, и вместо них цилиндр снабжен гнутыми пластинками, залитыми в стенках цилиндра и образующими большое число ходов, через которые и продувается вентилятором воздух.
Фиг. 32
В последнее время появилось несколько новых марок автомобилей с двигателями воздушного охлаждения, мощностью около 30—35 л. с. и с 4—6 цилиндрами. Охлаждение у них достигается при помощи обдува специальным вентилятором, и цилиндры снабжены нормальными ребрами.
Материалом для изготовления цилиндров служит преимущественно чугун; в случае же конструкции со вставными гильзами употребляется легкий сплав алюминия. Цилиндры двигателя изготовляются при помощи отливки с последующей механической обработкой. Цилиндрическая поверхность, по которой движется поршень и которая часто называется зеркалом цилиндра, после обточки подвергается шлифовке для получения особенно ровной поверхности.
Фиг. 33
При длительной работе двигателя цилиндр начинает снашиваться в том направлении, в котором поршень прижимается с наибольшей силой; в результате появляется значительный овал и начинается пропуск газа. Для исправления двигателя такие цилиндры необходимо вновь расшлифовать или расточить до такого размера, чтобы вывести эллипс и затем поставить новые поршни, увеличенные против нормального размера на величину расточки цилиндров. Такую расточку можно производить раза два, так как обычно стенки цилиндра по своей толщине имеют достаточный для этого запас; но уменьшать толщину стенки ниже 5 мм. нежелательно, по соображениям ее механической крепости.
7. Картер автомобильного двигателя
Картером двигателя называется деталь, на которую крепятся цилиндры и другие части двигателя. В собранном виде картер представляет собой закрытую со всех сторон коробку, соединенную с окружающим воздухом лишь через особую трубку. Это соединение с наружным воздухом необходимо для того, чтобы при работе двигателя в картере не получилось избыточного давления. Через эту трубку, называемую обычно сапуном, происходит чаще всего и налив масла в картер; на фиг. 1 в статье второй это соединение с воздухом обозначено буквой Я.
В большинстве конструкций автомобильных двигателей картер образуется из двух половинок, свертываемых болтами в горизонтальной плоскости.
На фиг. 1 статьи второй видно внешнее очертание двух половинок картера, свернутых между собой посредине в плоскости оси коленчатого вала.
На фиг. 1 настоящей статьи раз’ем картера также происходит в плоскости оси коленчатого вала, но здесь верхняя половина картера исполнена в одно целое с цилиндрами двигателя.
Наконец, такой же раз’ем картера в плоскости оси коленчатого вала представлен на фиг. 4 и 25.
Фиг. 34
В современных конструкциях автомобильных двигателей раз’ем картера начинают часто делать ниже плоскости оси коленчатого вала; этим значительно увеличивается жесткость верхней половины картера, а нижняя половина в этом случае выполняется совсем простой и легкой и служит лишь как сборник масла. Такой тип картера имеет двигатель, представленный на фиг. 2; полный вид этого картера в разрезе дан на отдельной фигуре 34; здесь нижняя часть картера является простым днищем к верхней половине и служит помещением для масла. В этом случае нижняя половина картера, — или, как ее правильнее называть, днище картера, — обычно выполняется не литой, а штампованной из тонкой листовой стали, чем достигается облегчение ее и удешевление.
Такой же тип конструкции нижней половины картера представлен и на фиг. 30.
В случае двухцилиндрового двигателя мотоциклетного типа, который представлен на фиг. 31, картер обычно имеет раз’ем не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости.
Фиг. 35
Наконец, иногда, главным образом в случае установки коленчатого вала на шариковых подшипниках, — картер совсем не имеет раз’ема в горизонтальной плоскости, и коленчатый вал без шатунов с надетыми шариковыми подшипниками закладывается сбоку со стороны маховика, шатуны же укрепляются на коленчатом валу через люки, которыми в этом случае должен быть снабжен картер двигателя или сбоку, или снизу. На фиг. 35 представлен общий вид моторной группы автомобиля «Штейер» двигатель которого имеет нераз’емный картер и коленчатый вал на шариковых подшипниках. Для выемки последнего необходимо отнять коробку скоростей, снять цилиндры и через видимые на фиг. 35 три круглых люка отвернуть шатуны; после этого освобожденный коленчатый вал может быть вынут вместе с маховиком. На фиг. 36 показано снятие шатуна и его надевание при помощи бокового люка.
Фиг. 36
При нормальной конструкции картера с раз’емом в горизонтальной плоскости коленчатый вал устанавливается в картере в собранном виде с надетыми на него шатунами. Для этой цели верхняя половина картера повертывается своим верхом вниз, и вал опускается на коренные подшипники.
Коренные подшипники для коленчатого вала употребляются преимущественно простые, скользящие, и реже — шариковые. Пример шариковых коренных подшипников был уже дан на фиг. 6 этой статьи, простые же подшипники имеют конструкцию, весьма схожую с шатунными подшипниками; здесь имеется два вкладыша, обычно бронзовых, залитых баббитом, в которых и лежат коренные шейки коленчатого вала. Общее устройство таких подшипников видно на фиг. 26.
Коренные подшипники крепятся в картере двигателя двумя способами: они или укреплены целиком в верхней половине картера, так что нижняя половина совсем разгружена от усилий коленчатого вала, или подшипники составляются свертыванием обеих половин картера.
Первый способ установки коренных подшипников значительно лучше; помимо некоторого облегчения в производстве этот способ дает большое упрощение при ремонте двигателя, — сборка вала в подшипниках и пришабровка последних при этом значительно облегчается. Поэтому в современных автомобильных двигателях почти исключительно применяется подвеска коленчатого вала в подшипниках, укрепленных в верхней половине картера. На фиг. 1, 26, 30 и 34 представлен именно такой способ крепления коренных подшипников.
При расположении двигателя в одном блоке с коробкой скоростей картер двигателя свертывается в одно жесткое целое с картером последней, как это, например, показано на фиг. 6, 25 и 35. Иногда же нижняя половина картера делается общей для обоих механизмов.
В качестве материала для картера двигателя обычно служит алюминий; в случае отливки цилиндрового блока в одно целое с верхней половиной картера, для последней употребляется тот же материал, что и для цилиндров, т.-е. чугун, — если нет вставных гильз. В последнем же случае цилиндры двигателя и картер выполняются из алюминия.
Нижняя половина картера выполняется или из алюминиевого сплава, или штампуется из листовой стали.
8. Крепление автомобильного двигателя на раме
Автомобильный двигатель крепится на раме при помощи специальных приспособлений, устанавливаемых на картере. Так как способ крепления двигателя на раме отражается на конструкции картера, то он должен быть рассмотрен в настоящей статье.
Фиг. 37
В современных автомобилях употребляются следующие способы крепления двигателя на раме: а) на подрамнике, б) на четырех лапах, в) в трех точках.
Для установки двигателя на подрамнике на автомобильной раме укрепляются две коротких дополнительных балочки А, как это показано на фиг. 37, на которые и устанавливается двигатель. Картер двигателя крепится к балочкам А или при помощи длинной полки, идущей на всю длину картера, или при помощи четырех коротких лап, отлитых в верхней половине картера и выступающих по две с каждой стороны. На фиг. 4 видны такие лапы, обозначенные буквой В.
В случае крепления картера непосредственно на раме на четырех лапах последние выполняются в одно целое с верхней половиной картера и делаются настолько длинными, чтобы их можно было опереть на главные продольные балки автомобильной рамы. На фиг. 1 статьи второй видны такие длинные выступающие лапы, по две с каждой стороны.
Такой способ крепления двигателя является самым неудовлетворительным, так как при перекосах рамы, получающихся при езде по неровной дороге, весьма часто должна иметь место поломка длинных лап.
Фиг. 38
Способ крепления двигателя в трех точках показан на фиг. 38; здесь в задней части картера имеются две лапы А, по одной с каждой стороны, которыми он жестко или шарнирно крепится непосредственно к автомобильной раме. Передок картера заканчивается крышкой, закрывающей передачу к распределительному валику; выступ на этой крышке образует шип, на который надевается подшипник В. Последний устанавливается на поперечной балке, связывающей главные продольные балки рамы. Таким образом, двигатель крепится в одной точке спереди и в двух точках сзади; благодаря такому креплению при перекосах рамы не будет наблюдаться скручивания картера, и поломка его задних лап не должна иметь место.
Помимо указанных трех основных типов крепления картера к раме автомобиля, имеется еще целый ряд специальных способов, менее употребительных; число опорных точек картера иногда увеличивается до 5, вместо лап, отлитых в одно целое с картером, на последнем крепятся стальные кронштейны или трубы, которые и опираются на продольные балки автомобильной рамы.
Опора двигателя: что это и как работает,виды,фото
Работа любого двигателя сопровождается динамическими вибрациями. Они распространяются по всему кузову и передаются в салон автомобиля. Сделать езду комфортной помогают опоры (подушки) двигателя. Кроме того, данные элементы конструкции предназначены для фиксации деталей, а также защиты их от деформации и раскачивания в процессе движения транспортного средства.
Что такое опора двигателя (подушка) и для чего она предназначена
Опоры двигателя – это специальные узлы, с помощью которых двигатель и коробка передач закрепляется на раме, подрамнике или кузове автомобиля. Чтобы надежно выполнять свою работу, опора должна обладать высокой износостойкостью и прочностью. Поэтому конструкция детали представляет собой основу из стали, оснащенной в областях стыка с мотором резиновыми подушками. Именно последние гасят колебания, производимые работающим двигателем. Помимо поглощения вибраций, опора служит амортизатором двигателя, предотвращая его механическое повреждение после наезда на неровности дорожной поверхности.
Главные функции опор двигателя: Погасить удары и толчки, которые возникают при движении транспортного средства. Обеспечить эффективную виброизоляцию салона на холостом ходу. Обеспечить меньший износ деталей за счет снижения раскачивания двигателя.
Где находится опора двигателя
Многие авто владельцы даже не знают как выглядят опоры не то что где находятся. Поскольку если не лазить под автомобиль, то опорные подушки скрыты от глаз, из под капота хорошо видно разве что верхнюю. Места установки и количество точек опор под двигатель на кузове автомобиля зависит от типа и расположения под капотом мотора и коробки передач, а также самой марки авто. Главной задачей установки крепления – надежность и минимальные смещения по сторонам во время работы. Классическая схема установки двигателя на опорах в 3-х точках снизу и 2-х точках сверху. К стати не только ДВС машины смонтирован на таких подушка, а и коробка передач также крепится на резинометаллических опорах. По этому нужно четко разделять где двигатель, а где коробка.
Виды опор, их преимущества и недостатки
Современные опоры двигателя – резинометаллические и гидравлические.
Механизм резинометаллических опор прост – две металлические пластины и резиновая подушка между ними. Такой вид опор самый распространенный и бюджетный. На некоторых автомобилях внутри подушек есть пружины для большей жесткости и буферы для смягчения сильных ударов. Вместо резины некоторые производители используют полиуретан – как более износостойкий материал. Также подушки с использованием полиуретана часто используют на спортивных авто, для увеличения жесткости. Резинометаллические опоры могут быть разборной и неразборной конструкции.
Гидравлические опоры – более прогрессивный механизм. Такие опоры могут подстраиваться под разные обороты двигателя и эффективно гасить вибрации на малых и больших скоростях. Опоры состоят из двух камер, с мембраной между ними. Камеры заполненны пропиленгликолем (антифризом) либо специальной гидравлической жидкостью.
Подвижная мембрана гасит колебания на холостом ходу двигателя. На больших скоростях или при неровной дороге в работу включается гидравлическая жидкость. Под давлением, через специальные каналы она перетекает из одной камеры в другую, делая опору жесткой. Жесткая опора гасит сильные вибрации.
Гидроопоры могут быть:
✔С механическим управлением. Конструкция таких опор рассчитывается специально для каждой модели автомобиля. Уже на стадии разработки той или иной модели автомобиля решается вопрос: какая задача для опоры будет основной – комфортная шумоизоляция на холостом ходу или эффективное демпфирование вибраций на скорости;
✔С электронным управлением. Такие опоры быстрее реагируют на изменения режима вибрации двигателя, жесткость опоры изменяется электроникой в зависимости от дорожной ситуации. Это опоры нового поколения, которые способны обеспечивать одинаковый комфорт при холостой работе двигателя и на высоких скоростях.
Стоит выделить так называемые динамические опоры, в которых используется жидкость с магнитными свойствами (с частичками металла) – она меняет свою вязкость под действием магнитного поля. Электронные датчики следят за поворотами рулевого колеса и ускорениями. В зависимости от стиля вождения и состояния дорожного покрытия изменяется жесткость опор.
От гидроопор с электронным управлением, динамические опоры отличаются уникальной электромагнитной системой. Это относительно новое изобретение американской компании Delphi, передовую технологию уже адаптировала для спортивной версии своего автомобиля 911 GT3 компания Porsche в 2011 году.
Особенности эксплуатации
При возникновении излишней вибрации двигателя проверьте целостность подушки опоры двигателя.
Подушка двигателя является деталью, подверженной износу, так как она работает всегда, когда запущен мотор. Наибольшим испытанием для опор является запуск двигателя, трогание с места, а также остановка авто. В такие моменты нагрузка на опоры является самой большой. Износ или поломка данной детали ведет к повышению нагрузки на двигатель и повышению вероятности его поломки.
Трещины и порывы на опорной подушке видны если для этого специально производить плановый осмотр, но такие симптомы как повышенная вибрация с отдачей в руль при работе двигателя или переключение передач с толчками, а если износится подушка та что возле КПП, то и выбивать скорость может. То тут явные факты на лицо, нужно в строчном порядке нужно покупать комплект новых опор и приступать к замене.
Имея под рукой набор ключей, домкрат и смотровую яму в принципе поменять можно и самостоятельно без особых навыков, хотя встречаются случаи где процедура по замене опор двигателя весьма занятное дело.
Следить за состоянием резинометаллических опор несложно: нужно просто проверять целостность резиновой прокладки и регулярно удалять с нее грязь и масло, подтягивать болты крепления.
Если автомобиль оборудован гидравлическими опорами, для их тестирования необходимо открыть капот и завести двигатель. Далее необходимо проехать пару сантиметров вперед и назад. Если с опорами что-то не так, двигатель сместится с места при старте и вернется на место при остановке, что будет сопровождаться хорошо слышимыми звуками.
В не зависимости от того какие опорные подушки держат двигатель на вашем автомобиле, совет для всех общий. Не стоит резко рушать, давая тем самым максимальную нагрузку на опоры, пересекать выбоины и горбы на не больших скоростях, дабы колебания мотора были минимальными, а следовательно и вибрации нуждающиеся в поглощении опорами двигателя, будут не значительными.
http://xn—-8sban6b6a.xn--p1ai/remont/zadnyaya-podushka-dvigatelya.html
Источник http://sergeyhry.narod.ru/zr/zr1928_06_09.htm
Источник http://seite1.ru/zapchasti/opora-dvigatelya-chto-eto-i-kak-rabotaetvidyfoto/.html