Ока, двигатель: описание, объем, ремонт
«Ока», двигатель: описание, объем, ремонт
Автомобильные двигатели отличаются друг от друга не только техническими и конструктивными особенностями, но и моделями машин, на которые они, собственно, и устанавливаются. Довольно необычным мотором является двигатель «Оки» — автомобиля, невероятно распространенного и популярного как в советское, так и в настоящее время.
Описание
Автомобиль «Ока» оснащается двигателем на карбюраторной основе четырехтактного типа. Отличительной чертой его конструкции является распределительный вал, размещенный в верхней части мотора.
Двигатель обладает неплохим техническим потенциалом благодаря цилиндрам с рядным расположением. Система охлаждения двигателя представлена жидкостной циркуляцией закрытого типа, благодаря чему функционирование поддерживается в любых климатических условиях. Комбинированная смазочная система двигателя ВАЗ «Ока» обеспечивает бесперебойную работу механизмов и прочих деталей.
Конструкция
Двигатель «Оки» представляет собой видоизмененный мотор от ВАЗ-21083. Вес силового агрегата удалось уменьшить в два раза, благодаря чему обеспечивается высокий КПД и небольшой расход топлива.
Двигатель основан на классическом четырехтактном силовом агрегате, работающем на бензине. Основные особенности — рядное расположение цилиндров и размещение распределительного вала в верхней части, что позволило повысить мощность.
Смазочная система двигателя комбинированная — под давление и разбрызгивание. Использование такой системы обеспечивает постоянное снабжение деталей и механизмов маслом и исключает масляное голодание. Система охлаждения жидкостная, благодаря чему автомобиль не перегревается при высокой температуре окружающей среды.
На сегодняшний день двигатели «Оки» по объему представлены в двух типах:
- 650 кубических сантиметров;
- 750 кубических сантиметров.
Обслуживание двигателя
Техническое обслуживание мотора «Оки» включает в себя замену смазочных материалов и регулировку зазоров клапанов.
Для замены моторного масла требуются следующие инструменты:
- емкость для слива отработанной жидкости;
- ключ на 17;
- новое моторное масло;
- отвертка.
Процедура замены моторного масла
При необходимости смены типа моторного масла в двигателе ВАЗ «Ока» производятся следующие манипуляции:
- В систему заливается промывочное масло до минимальной отметки, после чего запускается мотор. Проработать в холостом режиме двигатель «Оки» должен в течение 10 минут — за это время жидкость очистит систему и уберет накопившуюся грязь.
- Промывающая жидкость сливается и производится замена масляного фильтра. Делается это для того, чтобы в новое масло не попала грязь из фильтра.
- В двигатель на «Оку» новое моторное масло заливается до максимальной отметки. По истечении 10 минут смазочная жидкость при необходимости доливается.
Регулировка зазоров цилиндров
Между стержнем и кулачком клапана в двигателе «Оки» предусмотрен зазор, который компенсирует расширение деталей во время работы. Размер зазора влияет на открытие и закрытие клапана, поэтому за этим необходимо следить каждый день.
Проверка зазора осуществляется только на холодном двигателе «Оки» — все детали в таком случае находятся в стандартном состоянии. Минимальный зазор выпускного клапана должен составлять 0,35 миллиметра, впускного клапана — 0,2 миллиметра. При несоблюдении данных параметров наблюдается нестабильная работа двигателя «Оки».
Счет клапанов осуществляется от распределительного вала: выпускными являются первый и четвертый клапаны, впускными — второй и третий. Регулировка клапанов может проводиться в любой последовательности — соблюдать порядок нет необходимости.
Возможные неисправности двигателя
Владельцы автомобилей «Ока» с двигателями объемом 650 кубических сантиметров чаще всего сталкиваются с вибрацией и повышенным шумом при работе. Причиной этого являются балансирные валы, шум от которых проявляется при прогреве мотора. Несмотря на то что многие автовладельцы, столкнувшиеся с такой проблемой, пытаются осуществить ремонт двигателя «Оки», такой уровень шума считается нормальным.
Увеличенные зазоры клапанов также могут стать причиной появления дополнительного шума. Устраняются они регулировкой клапанов. Причина вибрации конструктивная и объясняется наличием только двух поршней, рабочий ход которых составляет 2 оборота коленвала, соответственно, один поршень в процессе работы проворачивает коленвал на 360 о .
Деформация прокладки ГБЦ
Основная причина прогара прокладки — неточность размеров прокладок, изготавливаемых на заводе, и неправильная затяжка головки блока, что приводит к неполному обжатию прокладки. При ремонте двигателя «Оки» повторно использовать уплотняющий элемент запрещается — прокладка обязательно должна быть заменена, при этом особое внимание должно уделяться ее качеству, поскольку детали с задирами и прочими дефектами устанавливать не стоит.
Сложности с запуском
Причиной сложного запуска мотора «Оки» объемом 750 кубических сантиметров является компоновка моторного отсека и диафрагма топливного насоса. В полостях насоса образуются топливные пары под воздействием высоких рабочих температур блока двигателя, что приводит к проблемам с запуском, поскольку силовой агрегат не рассчитан на перекачивание газообразной среды.
Устранить такую неисправность можно довольно просто — достаточно разместить на корпусе насоса влажную тряпку. Таких мер достаточно для того, чтобы доехать до ближайшего СТО и произвести замену диафрагмы.
Отсутствие искры
Искра в цилиндрах двигателя «Оки» образуется посредством катушки зажигания по бесконтактной схеме. Катушка расположена в моторном отсеке таким образом, что при прохождении автомобилем луж на нее может попадать вода, что приводит к ее отказу, невозможности повысить напряжение и запустить двигатель.
Система охлаждения
Неисправности системы охлаждения стандартны для всех двигателей ВАЗ. Чаще всего автовладельцам приходится сталкиваться с перегревом двигателя из-за отказа помпы ввиду ее низкого качества. Аналогичная проблема с термостатом. Возникшие неисправности устраняются только заменой всех элементов.
Проблемы с электроникой
Чаще всего из строя выходят электронные датчики, причиной чего становится низкое качество российской автомобильной электроники в целом и плохой монтаж самих датчиков на двигатели.
Тюнинг двигателя
Многие автовладельцы для повышения технических характеристик, мощности и проходимости прибегают к тюнингу двигателя. Спектр соответствующих процедур весьма широк и может выполняться автолюбителем самостоятельно при наличии определенного инструментария и опыта.
Тюнинг двигателя автомобиля «Ока» включает в себя следующие процедуры:
- Замена воздушного фильтра и головки блока цилиндров, карбюратора и распределительного вала. Перечисленные работы представляют собой минимум, который входит в первый этап тюнинга.
- Двигатели, устанавливаемые на автомобили «Ока», отличаются небольшим объемом, что исправить невозможно. Единственный выход — установка другого силового агрегата, однако данная процедура затратная и трудоемкая. Можно прибегнуть к чип-тюнингу, который позволяет повысить компрессию и крутящий момент, снизив при этом расход топлива.
- Некоторые специалисты рекомендуют проводить шлифовку толкателя, коллектора и распределительного вала. Такие работы позволяют повысить мощность двигателя и сделать его работу бесперебойной.
Нюансы сборки двигателя
При сборке мотора «Оки» необходимо обращать внимание на некоторые нюансы:
- При сборке двигателя обязательно меняются расходные материалы — прокладки клапанной крышки, поддона, ГБЦ, выпускных труб.
- Болты головки блока цилиндров затягиваются в определенной последовательности.
- В конце проводится регулировка двигателя: совмещаются метки распредвала и коленвала, проверяются тепловые зазоры и натягиваются приводные ремни. Расположение меток распредвала и коленвала можно посмотреть на фото двигателя «Оки» в руководстве по эксплуатации.
Стоимость двигателя
Приобрести б/у мотор автомобиля «Ока» можно за небольшую сумму — от 6 до 20 тысяч рублей. Новый двигатель обойдется в два-три раза дороже — порядка 50 тысяч рублей. Минимальная цена автомобиля «Ока» в базовой комплектации составляет двести шестьдесят тысяч рублей. Приобретать машину лучше всего в салонах официальных дилеров, поскольку в сторонних магазинах стоимость может варьироваться.
Автомобиль «Ока» — неплохое транспортное средство, оснащаемое надежным двигателем средней мощности, ремонт и техническое обслуживание которого не потребуют от автовладельца значительных капиталовложений.
Как работает двигатель ока
Устройство двигателя ОКА
За время производства и конвейеров сошло три модели СеАЗ «Ока», с разными модификациями силовых установок, одна из которых была китайского производства («Ока»-11116). Две другие версии этой малолитражки – 1111 и 11113 комплектовались двигателями отечественного производства.
Общее устройство отечественных силовых агрегатов было идентичным, разница между ними была в некоторых конструктивных особенностях, которые оказывали на технические характеристики установок.
Общее описание
Двигатель ВАЗ-1111 – рядный, двухцилиндровый, с поперечным расположением. Благодаря такой компоновке моторный отсек получился компактным, что позволило уменьшить общие габариты авто. Мотор получил жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией, карбюраторную систему питания и электронную систему зажигания.
Такую же конструкцию силового агрегата имеет и модель 11113. Разница между моторами этих модификаций – основа. Версия 1111 – это, по сути, «половина» 1,3-литровой установки ВАЗ-2108, а 11113 – мотора на 1,5 литра той же «Восьмерки». Из-за этого у моторов отличается объем двигателя и мощность.
Силовая установка фиксируется в моторном отсеке на специальном подрамнике. Защита двигателя «Ока» заводом-изготовителем не предусматривалась.
Несмотря на то, что за основу установки взяли 4-цилиндровый мотор, агрегат «Ока» имеет одну очень интересную особенность – синхронный ход поршней. Если посмотреть на двигатель «Ока» в разрезе, то поршни располагаются на одном уровне и «ходят» вместе, но при этом цилиндры функционируют раздельно.
Принцип работы двигателя с такой конструктивной особенностью достаточно прост – в цилиндрах смещены такты. То есть, если в 1-м цилиндре происходит такт сжатия, то во 2-м – выпуск. И так по всем тактам, поэтому цилиндры в этом моторе работают поочередно.
Блок цилиндров
Картер силовой установки вылит из чугуна. Как и на всех ВАЗ-овских моделях, цилиндры не вставные, а расточены в блоке. По всему блоку проходят каналы системы охлаждения (так называемая «рубашка).
Поскольку силовой агрегат – двухцилиндровый, рядный, то в нижней части блока располагается только три опоры для коренных шеек коленвала. В процессе производства высокоточная обработка рабочих поверхностей этих опор выполняется заодно с крышками.
В результате каждой опоре соответствует своя крышка и менять их местами нельзя, иначе возможен разрыв коленчатого вала во время эксплуатации авто. Чтобы исключить вероятность установки крышки на не свое место при ремонте силового агрегата, на них нанесены метки.
Головка блока цилиндров – цельнолитая, алюминиевая. Поскольку ГРМ у мотора – с верхним размещением распредвала, то в ГБЦ предусмотрены постели для вала. Для установки распредвала сделано три постели с крышками. Подшипники вала отсутствуют, их роль играют рабочие поверхности постели и крышки (поэтому при сильном износе опор замене подлежит головка целиком).
В ГБЦ также располагаются и клапаны ГРМ (по 2 на каждый цилиндр). Как обычно, впускной клапан, для обеспечения лучшей наполняемости цилиндра горючей смесью, обладает большим диаметром, чем выпускной.
Фиксация ГБЦ к блоку осуществляется 6-ю болтами. При затяжке крепежей используется определенная схема, что исключает вероятность «перекоса» головки.
Болты требуют этапного закручивания с повышением момента затяжки. Усилие на болтах крепления ГБЦ имеет строго определенные величины, поэтому затягивание необходимо выполнять динамометрическим ключом.
Распределительный вал изготовлен из чугуна, имеет высокую степень обработки рабочих поверхностей – опорных шеек и кулачков. Помимо воздействия на клапана, распредвал также приводит в действие вакуумный бензонасос, для чего на задней его части имеется эксцентрик.
Регулировка тепловых зазоров на моторах «Ока» осуществляется специальными шайбами, устанавливаемыми между кулачками распредвала и клапанами.
Коленчатый вал представляет собой отливку из магниевого чугуна с последующей высокоточной обработкой рабочих поверхностей. Он имеет 3 коренных шейки и 2 – шатунных. 4 щеки вала, находящиеся между шейками, выполняют роль противовесов, снижающих вибрацию мотора при работе. Смазка рабочих поверхностей коленвала осуществляется посредством масляных каналов, проделанных внутри вала.
В передней части коленвала предусмотрены посадочные места под шестерню привода ГРМ и приводного шкива генератора. Сзади помимо фланца для крепления маховика располагается шестерня уравновешивающих валов.
Маховик – отлит из чугуна, зубчатый венец на него посажен «на горячую».
Особенностью маховика является возможность его «переворота». То есть, при сильном износе венца с одной стороны, маховик можно перевернуть, чтобы начать использовать неизношенную часть зубьев.
Подшипники трения коренных и шатунных шеек изготовлены из мягких оловосодержащих сплавов. У опорных элементов коренных шеек на рабочей поверхности проделаны специальные канавки для подачи смазки. Для правильной установки подшипников на их краях имеются специальные засечки.
Уравновешивающие валы предназначены для снижения вибрации силовой установки (а вибрирует он значительно из-за синхронного хода поршней). Представляют они собой два вала, установленные параллельно коленвалу и взаимодействующие с ним посредством шестерен.
Примечательно, что шестерни изготовлены не из металла, а из текстолита или пластика. Поскольку особой нагрузки при работе эти шестерни не испытывают, то особая прочность им не требуется. К тому же использование текстолита и пластика позволило снизить общий вес силового агрегата.
Нижние головки шатуна, как и опоры коленвала, обрабатываются вместе с крышками. Чтобы при сборке не перепутать крышки и не установить их неправильно, имеются метки.
Цилиндро-поршневая группа
Материалом изготовления поршня выступает жаростойкий алюминиевый сплав, деталь в процессе изготовления подвергается дополнительно термообработке.
Днище поршня – плоское (что делает двигатель «втыковым»), но существует возможность установки поршней от ВАЗ-2108 с проточками на днище под клапаны.
Количество колец – 3. Два верхних – компрессионные, 3-е – маслосъемное. В проточке для маслосъемного кольца проделано отверстие для стока смазки, снятой со стенок цилиндра.
Компрессионные кольца обеспечивают герметизацию камеры сгорания (в цилиндрах создается необходимая компрессия). Дополнительно они участвуют в теплообмене – отводят тепло от верхней части поршня и передают его на стенки цилиндра. Маслосъемное кольцо оснащено радиальным расширителем для повышения площади соприкосновения со стенками.
Палец — деталь круглого сечения, пустотелая. Палец является «плавающим», то есть в процессе работы он вращается в бобышках.
Отличия, технические показатели
Немного о том, чем отличаются двигатели «Оки» отечественного производства касательно устройства. В целом, общая конструкция у них идентична. Разница лишь в:
- Параметрах деталей цилиндро-поршневой группы (диаметр поршня и цилиндра);
- Диаметрах седел клапанов;
- Прокладке ГБЦ;
- Величинах баланса уравновешивающих валов;
Что касается рабочих параметров, то они приведены ниже:
Характеристики силовых агрегатов «Ока» 1111 и 11113 | |||
Параметр | «Ока» 1111 | «Ока» 11113 | «Ока» 11116 |
Рабочий объем двигателя | 649 куб. см. | 750 куб. см. | 993 куб.см. |
Мощность двигателя | 29,3 л. с. | 33 л.с. | 53 л.с. |
Крутящий момент | 44 Нм | 50 Нм | 77 Нм |
Компрессия двигателя | 9,9 | 9,9 | 9,9 |
Тип системы охлаждения, объем | Жидкостная, 4,8 л | Жидкостная, 4,8 л | Жидкостная, 4,8 л |
Тип системы смазки, объем масла | Комбинированная, 2,5 л | Комбинированная, 2,5 л | Комбинированная, 2,5 л |
Тип системы питания | карбюраторная | карбюраторная | карбюраторная |
Тип системы зажигания | электронная | электронная | электронная |
Все модификации силовой установки «Ока» агрегатировались исключительно с 4-ступенчатой механической коробкой передач.
«Ока»-11116
На последнем этапе производства малолитражка стала комплектоваться силовым агрегатом китайского производства, что несколько «оживило» авто, но от сворачивания производства не спасло.
Китайская установка была трехцилиндровой, общим объемом 1,0 литра. Мощностный показатель ее составлял 53 л. с. Этот мотор уже оснащался инжектроной системой питания.
Также «Ока» с этим мотором получила 5-ступ. МКПП.
Как разобрать двигатель ВАЗ Ока
Двигатель Ока
Ока создавалась как народный автомобиль, призванный удовлетворить спрос не только молодежи, но закрыть образовавшуюся нишу транспортных- мобильных средств для людей с ограниченными возможностями.
Исходя из технических требований и задания, выдвинутого конструкторам, весь автомобиль и в частности силовой агрегат, должен был быть выполнен из широко распространенных комплектующих изделий, иметь возможность выполнять техническое обслуживание и ремонт своими руками без привлечения квалифицированных услуг сертифицированной станции технического обслуживания.
История развития семейства автомобилей Ока видела применение различных силовых агрегатов. Изначально при «прототипировании» на автомобиль был установлен оригинальный мотор Daihatsu Cuore серии AB, имевший 2 цилиндра и развивавший мощность 26-30 л.с. Было изготовлено несколько первых автомобилей для проведения испытаний.
Несмотря на то, что конструкция двигателя была полностью отработана конструкторами Toyota, данный мотор не был скопирован советскими конструкторами, так как при анализе конструкции выявились повышенные требования к качеству изготовления деталей и сборки самого мотора.
Кроме того, установка такого силового агрегата потребовала бы полностью создать производство двигателей с «0», что повлияло бы на конечную стоимость автомобиля и сроки выхода авто в серию.
К моменту утверждения концепции «молодежного» или «народного» автомобиля на конвейер тольяттинского автозавода был поставлен автомобиль ВАЗ 2108, что и определило судьбу силового агрегата для малышки.
К 1979 году конструкторы силовых агрегатов ВАЗа полностью отработали двигатель 2108 и уже были готовы перейти к смене линейки 1,1 л экспортных двигателей ВАЗ 2108-1 на 1300 кубовый мотор 2108, который шел на внутренний рынок. Поэтому было принято решение разрабатывать свой 2-х цилиндровый мотор на базе нового силового агрегата, который составлял основу производственной линейки ВАЗа.
Двигатель ВАЗ 1111
Двигатель Оки объемом 650 куб.см. получился из половинки силового агрегата 2108. Выбор именно половины уже разработанного блока и самого двигателя обуславливался стоимостью разработки оснастки для изготовления 2-х цилиндрового двигателя. Особенностью конструкции этой рядной бензиновой двойки является верхнерасположенный распределительный вал, который управляет работой четырех клапанов — по 2 на каждый цилиндр.
Рабочий процесс в двигателе происходит за два оборота коленчатого вала, что обуславливает наличие вибраций при работе ДВС. Для компенсации дисбаланса установлены два уравновешивающих вала, гасящих вибрацию. Мощность движка составляет 29 л.с. Максимальный крутящий момент составляет 44,1Нм, который достигается при 3400 об/мин.
Система снабжения топливом выполнена по стандарту Евро-0 на базе карбюратора. Топливный насос имеет механический привод от агрегатов двигателя.
Масляная система выполнена аналогично оригинальному 2108 с применением шестеренчатого насоса. Забор масла производится из картера и направляется по внутренним каналам непосредственно к трущимся парам распределительного и коленчатого валов.
Стенки цилиндров смазываются масляным туманом, образовывающимся при вращении коленчатого вала. Штоки клапанов и детали механизма газорапределения за исключением собственно распредвала смазываются самотеком.
Двигатель ВАЗ 11113
Двигатель Ока 11113 (ВАЗ 11113) появился в процессе доработки силового агрегата ВАЗ 2108 и доведения его рабочего объема до 1500 л.с. Опять же использовалось половинчатое решение. Блоки двигателей и 650 и 750 кубового объема внешне были абсолютно идентичны. Изменения коснулись диаметра поршня, который был увеличен с 76 до 81 мм. Блок двигателя был изменен по внутренней конструкции.
Были утончены перегородки между цилиндрами и устранен дополнительный контур охлаждения камеры сгорания. Силовой агрегат стал более высоконагруженным в температурной части. Этот недостаток на первых этапах приводил к заклиниванию поршней, образованию задиров на стенках цилиндрах и прочих неисправностей, возникающих по причине недостаточного охлаждения.
За счет выполнения доработок мотор 11113 стал более мощным и выдавал уже 35 л.с. и 52 Нм тяги. Двигатель остался карбюраторным и соответствовал экологическим требованиям Евро-0.
Основные неисправности
К основным неисправностям и первых 650 кубовых движков и мотора 11113 можно отнести повышенный шум и вибрацию. Повышенный шум проявляется при прогреве двигателя и обуславливается наличием балансирных валов. Шум считается нормальным, хотя и вызывает беспокойство автовладельцев.
Дополнительный шум могут вызывать повышенные клапанные зазоры. Устраняется регулировкой. Вибрация же имеет причину конструктивную и обусловлена работой всего 2-х поршней, которые имеют рабочий ход только за 2 оборота КВ, то есть в процессе работы 1 поршень проворачивает КВ на 360 о .
Прогар прокладки головки цилиндров. Он вызван неточностью изготовления прокладок на заводах и неправильной затяжкой головки блока, допускающий неполное обжатие прокладки. При ремонте не допускается повторное использование этого уплотняющего элемента. Требуется обязательная замена, при этом стоит обращать внимание на поверхность прокладки и в случае обнаружения задиров не стоит ее использовать.
Сложности при запуске горячего 750 см 3 двигателя обусловлены диафрагмой топливного насоса и компоновкой моторного отсека. Повышенные рабочие температуры блока двигателя приводят к образованию топливных паров в полостях насоса, а агрегат не предназначен для перекачивания газообразной среды.
При возникновении неисправности на трассе достаточно положить смоченную тряпку на корпус насоса. Этого будет достаточно для того, чтобы доехать до места базирования и выполнить замену диафрагмы.
Потеря искры. Система искрообразования в цилиндрах выполнена по бесконтактной схеме с применением катушки зажигания. Расположение катушки допускает попадание воды при прохождении луж. Это вызывает отказ элемента, повышающего напряжение, и выражается в невозможности запустить двигатель.
Система охлаждения. Имеет те же проблемы, что и все двигатели ВАЗ. Низкое качество исполнение помпы приводит к ее отказу, что в свое время влечет перегрев двигателя. Тоже относится и к надежности термостата. При возникновении проблем требуется замена элементов.
Отказы электронных датчиков. Обусловлены некачественным исполнением электроники российскими производителями, а также низкой культурой сборки силовых агрегатов, допускающих неполную фиксацию датчиков на корпусе мотора.
Ремонт двигателя ОКА может быть выполнен в гаражных условиях при наличии опыта обслуживания и ремонта ДВС российского производства. За исключением специфических элемен6тов ремонт двигателя выполняется с применением комплектующих, используемых для ремонта двигателей ВАЗ 21083 и ВАЗ 21093.
ТО двигателей Ока
Двигатель Оки и первого и второго поколений достаточно надежен. И при соблюдении заводских требований по регламенту прохождения ТО имеет ресурс 120 000 км.
По паспорту транспортного средства и двигатель 11113 и двигатель 1111 имеют программу прохождения ТО каждые 15 000 км. Для прохождения ТО с таким интервалом рекомендуется использование полностью синтетического моторного масла. При использовании полусинтетики, а тем более минеральных моторных масел мотор Ока требует замены смазки в соответствии со сроком работоспособности масла, то есть не реже 10 000 км пробега.
При этом обязательно выполняется промывка масляной системы и замена фильтрующего элемента. Объем масла в двигателе Ока составляет 2,5 л, но при замене на стенках мотора остается 150-300 мл смазки, поэтому объем заливки контролируется по щупу. Перелив масла не допускается.
Система охлаждения двигателя ОКА 11113 требует замены жидкости при наработке 60 000 км. При этом ОЖ сохраняет смазывающие и антикоррозийные свойства и продлевает работу системы охлаждения.
Каждые 30 000 км требуется обязательная регулировка клапанов. Но по факту регулировка зазоров производится по техническому состоянию с контролем на данном пробеге.
К дополнительным работам, не актуальным на современных автомобилях, относится обязательная прочистка карбюратора каждые 30 000 км с регулировкой холостого хода при каждом очередном ТО.
На 60 000 км вне зависимости от технического состояния выполняется замена ремня привода ГРМ. Конструкция цилиндро-поршневой группы допускает загиб клапанов при обрыве ремня, поэтому данной процедурой пренебрегать не стоит.
Тюнинг и доработка двигателей Ока
Тюнинг двигателя Ока не представляет практического смысла в условиях обыкновенной эксплуатации. Повышение мощности и крутящего момента при перепрошивке блоков ЭСУД может дать прирост до 10% лошадиных сил, что при мощности около 30 л.с. будет не особо целесообразным.
В качестве гаражных доработок тюнинг двигателя Ока выполняется установкой инжектора от ВАЗ 21083i, но стоимость доработки может быть сравнима с установкой китайского литрового двигателя TJ376QE FAW (Daihatsu), который монтировался на автомобиль серпуховского производства СеАЗ Ока 11116-02 в 2007-08 гг.
Прочие мелкосерийные силовые агрегаты Ока
Серийно на автомобиль устанавливали только двигатели ВАЗ 1111 и ВАЗ 11113. Именно с такими силовыми агрегатами автомобиль поставлялся в торговые сети.
В качестве вариантов по спасению производства и обеспечения требований по экологичности и СеАЗ и КАМАЗ пробовали применять силовые агрегаты других производителей. Это было обусловлено тем, что АвтоВАЗ отказался от продолжения выпуска микролитражек и фактически прекратил поставку силовых агрегатов для комплектации автомобиля.
Так в 2004 г была выполнена произведена пробная серия авто с корейским двигателем Hyundai Atos. Было произведено 15 автомобилей для пробных испытаний, но программа не пошла в серию.
Также в этом году проводились мелкосерийные испытания на СеАЗ автомобилей с двигателями мелитопольского завода МеМЗ 245. Автомобиль имел название ОКА-Астро и впоследствии выпускался мелкой серией на базе камовского автосборочного завода. Другим вариантом украинского силового агрегата был МеМЗ 247.1 Этот мотор, соответствовавший требованиям Евро-2 не был поставлен для серийного производства, хотя на вторичным рынке редко встречается такая комплектация.
В 2007-2008 гг на серпуховском заводе устанавливали китайский трехцилиндровый инжекторный мотор, который развивал 53 л.с.
Спортивный вариант Оки использует двигатель от Приоры.
Гусеничный вездеход на базе Оки использует двигатель ВАЗ 2131.
Как вариант гаражного тюнинга, есть несколько экземпляров автомобилей применяющих трехцилиндровые дизели Фольксваген.
Двигатель автомобиля Ока: описание, характеристики и тюнинг
В настоящее время можно встретить огромное количество автомобилей и моторов. Все они отличаются не только стоимостью, но и техническими характеристиками. В данной статье мы поговорим про довольно необычный двигатель Ока, распространенный в советское и настоящее время.
Технические характеристики
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Модель | ВАЗ — 1111 |
Тип | Четырехтактный, бензиновый, карбюраторный |
Число и расположение цилиндров | Два цилиндра расположены в ряд |
Диаметр цилиндра и ход поршня | Диаметр равен 76 мм, ход поршня равен 71 мм |
Объем двигателей, л | 0.649 |
Степень сжатия | 9.9 |
Номинальная мощность двигателей при 5600 оборотах | 21,5 кВт, или 29,3 лошадиные силы |
Максимальная мощность при 3200 оборотах | 44 кВт, или 4,5 лошадиные силы |
Октановое число | От 92 до 95 |
Система зажигания | Бесконтактная |
Система подачи топлива | Карбюратор |
Свечи зажигания | А17ДВРМ, FE65CPR |
Вес, кг | 63.5 |
Расход в городском цикле, л | 6 |
Расход в смешанном цикле, л | 3.9 |
Двигатель устанавливается на ВАЗ – 1111, ВАЗ — 1113
Описание
Представленная модель относится к типу четырехтактных моторов на карбюраторной основе.
Его отличительная черта состоит в том, что распределительный вал находится в верхней части двигателя от Оки. Не все современные и прошедшие свою жизнь силовые агрегаты оснащены такой изюминкой.
Стоит отметить, что все цилиндры имеют рядное расположение, что позволяет получать очень хороший технический потенциал. Конструкторы автомобиля Ока взяли одну половину от всеми известного ВАЗ 21083 и сделали ее основой. Из этого следует, что некоторые детали и механизмы не отличаются от своего старшего собрата.
Что касается системы охлаждения , то тут стоит жидкостная циркуляция закрытого типа. Поэтому двигатель от Оки сможет работать в любых погодных условиях, что очень хорошо. Он не боится лютых морозов и жары. Благодаря комбинированной системе смазки все детали и механизмы будут работать практически без сбоев.
Конструкция
По сути, это стандартный мотор от ВАЗ 21083, который пользуется большой популярностью. Двигатель Ока немного видоизменен и имеет вес в два раза меньший. За счет этого удалось получить небольшой расход топлива и высокий КПД.
В основе лежит простой четырехтактный силовой агрегат, работающий на бензиновом топливе. К главной особенности относится верхнее расположение распределительного вала и рядное расположение цилиндров. Благодаря этому удалось получить высокую мощность.
В стандартной комплектации водитель получает комбинированную систему смазки:
За счет этого все детали и механизмы получат свою порцию масла и не будут выходить из строя. Что касается системы охлаждения, то тут все стандартно. Конструкторы установили жидкостную систему, которая циркулирует жидкость по всему контуру. Благодаря этому двигатель Ока не будет перегреваться под солнцем.
Сейчас можно встретить всего две модификации двигателя:
Обслуживание
В данный раздел входит не только замена масла, но и регулировка зазоров в клапанном механизме.
Первым делом стоит рассказать про самое простое, замена моторного масла.
Для этого вам потребуются следующие инструменты:
- ключ на 17;
- небольшая емкость под отработавшую жидкость;
- новое масло;
- отвертка.
Перед началом работ нужно заглушить мотор автомобиля и установить опоры под колеса. Это нужно для безопасности, чтобы во время работ не приключилось неожиданностей.
Замена масла
Если вы хотите полностью заменить тип масла (если тип масла остается прежним, то ниже указанные действия проводить не нужно):
- сначала промойте всю систему промывочным маслом;
- Для этого нужно немного влить жидкость до нижней отметки и запустить двигатель от Оки. Специалисты рекомендуют дать ему поработать в течение 10 минут. За это время специальная жидкость пройдет несколько раз по всей системе и соберет весь шлак.
- После этого можно слить ее и заменить масляный фильтр. Это нужно для того, чтобы новое масло не получило неизвестных веществ во время прохождения фильтра.
- Заливать моторное масло следует до верхней отметки, до максимума. Далее ждем около 10 минут и при необходимости доливаем моторную жидкость.
- Повернуть крышку горловины и снять ее;
- Убрать пробку сливного отверстия под двигателем автомобиля. Это нужно для того, чтобы старое масло слилось в специальную емкость;
- Завернуть пробку обратно;
- Стоит помнить, что во время сливания масло очень горячее. Далее можно отвернуть масляный фильтр и убрать его в сторону. Больше он не понадобится;
- Для откручивания фильтра лучше использовать специальный ключ;
- Заполняем новое масло в полость фильтра до середины;
- Не нужно забывать про смазывание уплотнительного кольца, которое располагается на фильтре;
- Заливаем новое моторное масло в горловину до максимума и заворачиваем крышку;
- Запускаем мотор и даем ему поработать в течение нескольких секунд. За это время можно проверить наличие подтеканий и уровень масла. При необходимости его можно увеличить.
Регулировка зазора
Для компенсации расширения деталей во время работы конструкторы предусмотрели специальный зазор между стержнем клапана и самим кулачком. При увеличении зазора клапана могут не открываться, а при уменьшении не закрываться. За этим нужно следить практически каждый день.
Проверять зазор нужно только на холодном двигателе, когда все детали находятся в стандартном состоянии. Минимальный зазор впускного клапана должен быть 0,2 миллиметра, а выпускного 0,35 миллиметра. Если этого не соблюдать, то двигатель Ока будет работать нестабильно, с некоторым шумом и свистом.
Клапана нужно считать от ремня распределительного вала: 1-й и 4-й клапаны выпускные, а 2-й и 3-й впускные. Стоит отметить, что порядок регулировки не важен. То есть проводить регулировку можно в любой последовательности.
Для данной работы вам потребуется ключ на 10, набор отверток, щупов и приспособления для регулировки зазоров. Если прокрутить коленчатый вал не получается, то можно использовать следующий совет. Включите четвертую передачу и очень медленно прокатите транспортное средство до того момента, пока кулачок не займет свое положение.
- Снять воздушный фильтр;
- Прикрыть карбюратор специальной тряпкой, чтобы ничего туда не попадало;
- Открутить крышку головки блока цилиндров;
- Несколько раз провернуть коленчатый вал специальным ключом. Для упрощения данного действия можно включить передачу и вывернуть свечи зажигания;
- Метки шкива генератора и передней крышки должны совпасть. Если этого не случилось, значит, вы не до конца провернули колесо. Во время данного действия можно приступать к регулировке клапанов автомобиля. Стоит обратить свое внимание на то, что на крышке находятся две метки. Ориентироваться надо только на длинную метку;
- Далее следует измерить тепловой зазор при помощи плоского щупа. Эти значения можно записать в тетрадку и сравнить с номинальными в специальном руководстве;
- Прикрепить на крышку специальное устройство;
- Надеть шайбы и провернуть их;
- Нажать на рычаг и утопить толкатель. Вставить фиксатор под распределительный вал так, чтобы выступ зафиксировал толкатель;
- Далее можно поддеть регулировочную шайбу и вынуть ее. Записать толщину шайбы;
- Рассчитываем толщину новой шайбы по формуле: H = B + A — C,
где H — толщина новой шайбы;
B — толщина старой шайбы;
A — значение измеренного зазора;
C — номинальный зазор; - Устанавливаем ее в толкатель и производим действия в обратном порядке;
- Проворачиваем коленчатый вал на 360 градусов и регулируем тепловой зазор;
- Устанавливаем детали в обратном порядке, чтобы двигатель Оки был в прежнем состоянии.
Неисправности
Неисправность | Причина |
---|---|
Перегрев силового агрегата | Плохая система охлаждения |
Дрожит рычаг коробки | Износ подушек крепления мотора |
Стук авто Ока с китайским двигателем | Неотрегулированные клапана |
Тюнинг
Многие водители хотят сделать из своего железного коня настоящего монстра. Это касается и небольшого автомобиля Ока.
Если вы хотите увеличить мощность, то можно сделать тюнинг двигателя Оки.
Для этого нужен специальный инструмент, мастерская и опыт:
- Первым делом можно заменить головку блока цилиндров, воздушный фильтр, купить новый распределительный вал и карбюратор. По сути, это самый минимум, что можно сделать на первом этапе.
- Вы знаете, что у автомобиля Ока объем двигателя не очень большой, и это никак не исправить. Конечно, можно попробовать установить другой двигатель, но это очень сложно и трудоемко. К менее затратному относится чип тюнинг, который позволяет немного увеличить крутящий момент и компрессию. К тому же уменьшается расход топлива, что очень хорошо.
- Многие специалисты рекомендуют отшлифовать коллектор, толкатель и распределительный вал. Данные действия относятся к основному тюнингу двигателя Ока. При помощи этого можно не только увеличить мощность, но и сделать работу двигателя бесперебойной.
- Многие водители задают вопрос: какие двигатели можно поставить на автомобиль Ока? И ответ очень простой. Только стандартный или немного измененный от ВАЗ 21083.
Мотор ВАЗ Ока
На ВАЗ Ока образца 1988 года устанавливался двигатель объемом 0.65 л. Первый малолитражный автомобиль первоначально разрабатывался на Серпуховском автомобильном заводе в режиме жесткой экономии. Пробные партии малолитражек планировалось выпускать небольшим тиражом — по 50 тысяч экземпляров в год, что значительно повлияло на технические данные автомобиля.
Технические характеристики
Первый вариант двигателя с обозначением ВАЗ-1101 был выпущен в конце 1984 небольшой серией. Массовый выпуск Оки был параллельно запущен в Серпухове и Набережных Челнах с 1988 года. С этого года Ока продолжает оставаться одной из популярных моделей российских автомобилей.
Вид двигателя
С 1995 года на Оку устанавливается новый двигатель объемом 0.75 литров. Считается, что это модификация обладает высокой экономичностью. Благодаря небольшой рабочей частоте вращения двигатель микролитражки «съедает» всего 6 литров бензина при передвижению на 100 км в городе. Максимальная скорость ВАЗ-11113 Ока — 130 км/ч.
Вид в разрезе двигателя
В 2006 году ВАЗ свернул производство двигателя для Оки, так как его адаптация под введенные нормы Евро-2 требовало значительных изменений в конструкции. Автомобили продолжали выпускать компанией СеАЗ с китайским 3-цилиндровым двигателем объемом 1 л.
Размеры поршневой
Дефектовка деталей двигателя
При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по диаметру и массе, а также поршневые пальцы к поршням по диаметру и шатуны по массе.
На днище поршня выбиты следующие данные:
1 — класс поршня по отверстию под палец (1, 2, 3)
2 — класс поршня по диаметру (А, B, C, D, E)
3 — стрелка, показывающая направление установки поршня
4 — группа по массе (нормальная — «Г», увеличенная на 5 г — «+», уменьшенная на 5 г — «-«)
5 — ремонтный размер (диаметр увеличен на 0,4 мм — D, на 0,8 — Е)
Класс цилиндров (А, B, C, D, E) выбит на нижней плоскости блока (привалочной плоскости под масляный картер).
Для удобства подбора поршней к цилиндрам по диаметру те и другие делятся на пять классов: A, B, C, D, E (через 0,1 мм). В запасные части поставляются поршни номинального размера трех классов A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер – увеличенный на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм.
По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы.
Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляются кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,4 и 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.
Номинальные размеры диаметров цилиндров и поршней, мм
При подборе поршней к цилиндрам определите зазор между ними как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра.
Номинальный зазор установлен 0,025- 0,045 мм, предельно допустимый — 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Под ремонтный размер растачивают оба цилиндра, даже если зазор между поршнем и цилиндром превышает предельно допустимый только в одном цилиндре.
Поршневые пальцы делятся по диаметру на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской. Класс поршня по пальцу выбит на днище поршня, а класс шатуна по пальцу – на крышке шатуна.
Размерные классы поршневых пальцев и поршней
Подбор вкладышей коленчатого вала
Номинальный диаметр шеек коленчатого вала, мм:
коренных 50,799-50,819
шатунных 47,830-47,850
Шейки коленчатого вала можно прошлифовать до одного из четырех ремонтных размеров с уменьшением номинального диаметра шеек, мм:
первого на 0,25 третьего на 0,75
второго на 0,5 четвертого на 1,00
Номинальная толщина вкладышей, мм:
коренных 1,824-1,831
шатунных 1,723-1,730
Вкладыши поставляются в запасные части также четырех ремонтных размеров, увеличенной толщины, мм:
первого на 0,25 третьего на 0,75
второго на 0,5 четвертого на 1,00
Зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала, мм:
для коренных подшипников: номинальный — 0,026-0,073, предельно допустимый — 0,11;
для шатунных подшипников: номинальный — 0,02-0,07, предельно допустимый — 0,1.
Биение коленчатого вала должно составлять, мм:
по средней коренной шейке и посадочной поверхности под ведущую шестерню масляного насоса — не более 0,03;
по посадочной поверхности под маховик — не более 0,04;
по посадочной поверхности под шкивы и сальники и под шестерню привода уравновешивающих валов — не более 0,05.
Размеры полуколец, поставляемых в запчасти: номинальный — 2,31-2,36 мм и ремонтный (увеличенный на 0,127 мм) — 2,437-2,487 мм.
Осевой зазор коленчатого вала: номинальный — 0,06-0,26 мм, предельно допустимый — 0,35 мм.
Типичные поломки ВАЗ 11113 ОКА
- Проблемы со стартером
- Неисправности карбюратора
- Проблемы холостого хода
- «Выстрелы» из выхлопной трубы
- Запах бензина
- Повышенный расход топлива
- Повышенный расход масла
- Горит контрольная лампочка давления масла
- Перегрев двигателя
- Посторонние шумы при движении
- Проблемы с тормозной системой
Руководство по эксплуатации скачать
ОКА 11113: инжекторный двухцилиндровый двигатель
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади
Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать, отпал сам собой. От этой бешеной табуретки действительно подгорает мягкое место! Это какой-то конь, выпивший бутылку палёной водки! Эта Ока летает, как чёртова ступа бабы Яги, которую заправили чистейшим обогащённым ураном. Притом там, куда другие просто не доедут.
Безумству храбрых…
Как вы уже поняли, главная “фишка” этой Оки спрятана у неё в… сзади.
У любого нормального человека (то есть, не джипера) возникает вопрос: почему именно так? Ведь есть вполне человеческие способы тюнинга. Например, воткнуть в “окурик” мотор от Приоры и/или трансмиссию от Нивы (да-да, то, что кому-то кажется дичью, другими успешно практикуется). Ответ прост: это — слишком лёгкий путь, который проложили уже давно. А правильные парни такими дорогами не ходят, они стараются придумать что-то своё. Что ж, это похвально. Тем более что трансмиссия от Нивы — штука не столько тяжёлая, сколько слишком мощная для кузова Оки. Его бы пришлось полностью профилировать, иначе есть риск завязать его узлом. А такая Ока внешне уже не будет так похожа на обычную Оку. Получится какой-то корч, а корч строить как раз и не хотелось.
Поэтому Александру Иванову пришла в голову такая интересная идея: а не сделать ли Оку с двумя моторами и, разумеется, с полным приводом? В августе 2018 года идею начали воплощать, в сентябре уже сделали первый выезд. Если честно, темпы впечатляют. С другой стороны, как ещё могло быть, если на несчастные донорские “окурики” набросилась сразу целая толпа людей, каждый из которых на подготовке внедорожников съел не одну собаку (разумеется, лифтованную)? Правда, в первой мастерской работа закончилась на переварке кузова: она переезжала на другое место, и машину передали в руки её, можно сказать, техническому отцу — Андрею Морковкину. Вот как раз он и рассказал, как из обычной Оки получилось сделать необычную Океллу (да-да, имя этой машине поменяли тоже!).
Итак, кузов переварили. Зачем? Затем, что сзади должен стоять силовой агрегат от ещё одной Оки. Именно силовой агрегат — мотор, коробка и сцепление. Ну, а кроме них — и приводы. Для этого в багажник Оки вварили переднюю часть кузова донорского автомобиля. После этого можно было ставить второй двигатель. Который, правда, сначала пришлось “откапиталить” — он бессовестно жрал масло. Больше ничего с моторами не делали, они так и остались теми же 0,75-литровыми ВАЗ-11113 с 33 л.с. в недрах двухцилиндрового блока.
Ну а теперь начинается рубрика очевидное-невероятное: у каждого мотора есть своё собственное навесное оборудование и даже коробка передач. То есть, и спереди, и сзади есть по одному генератору, по одному аккумулятору (второй аккумулятор встал за сиденьем водителя), по независимой системе охлаждения, питания и, само собой, зажигания. И у такой схемы есть свои преимущества.
Во-первых, каждый из моторов абсолютно автономен. Можно запустить только передний и ехать, как на обычной Оке. Можно — только задний, и тогда на этой машине можно “валить боком” — привод получается задним. Ну а можно заставить машину жужжать обоими моторами и гонять на полном приводе.
Во-вторых, всем известно, что дополнительные агрегаты забирают часть мощности двигателя. И если всё оборудование “повесить” на один мотор, добиться более-менее синхронной работы двух двигателей будет невозможно (особенно когда у них и так небольшие мощность и объём).
Так как работает такой тандем?
Сам по себе
Признаюсь, меня больше всего интересовало, как это всё синхронизируется. Оказалось, что никак. Вообще никак.
Мы уже определились, что каждый из моторов можно запустить отдельно, и даже на каждом из них можно ездить по отдельности. Остаётся непонятным, как же работают вместе две коробки передач? Да никак не работают! В полу торчат два рычага, и каждый из них позволяет выбрать любую передачу. «А» — автономность. Ясно, что вождение этой машины потребует некоторой ловкости, но к этому мы ещё вернёмся.
Я бы не удивился, если бы увидел в ногах две педали сцепления. Но безумство любой идеи имеет свои границы, поэтому педаль всё-таки одна. Правда, пришлось отказаться от штатного тросового привода и собрать гидравлический привод с цилиндрами от вазовской “классики”.
Педаль акселератора тоже общая, и на этом синхронизация заканчивается.
У машины получились сравнительно небольшие ходы подвесок, и её не слишком сложно вывесить диагонально. Поэтому тут не обошлось без межколёсных блокировок. Сзади дифференциал просто заварен, а вот спереди стоит самоблок “Вал-Рейсинг” — рулить с заваренным дифференциалом было бы сложно. Этого оказалось достаточно для вполне серьёзного бездорожья.
Рулевое управление осталось штатным. Кстати, так как задняя подвеска — это не что иное как передняя, то она получилась вроде как типа МакФерсон, но без рулевой рейки, которую просто убрали. Ну, а тяги заварили. В принципе, её можно сделать подруливающей (конструкция-то позволяет), но пока руки до неё не дошли.
Любой тюнинг Оки начинается с установки на неё колёс от Жигулей. Тут помимо 13-дюймовых колёс есть ещё и лифт на 12 см (как-никак, машину строили для бездорожья). А чтобы колёса не задевали арки, пришлось немного изменить кастор. Простой регулировкой удалось увеличить базу на 4 см, сдвинув обе оси на 2 см друг от друга. Снаружи этого почти не заметно, и то, что этот автомобиль — порождение группы очень креативных техников, выдают в основном как раз-таки колёса. Две выхлопные трубы, выведенные в пороги, заметят не все, а наклейку “4х4” некоторые принимают как шутку. А зря.
Там, где пехота не пройдет, не проберутся и танкисты
Тестировать этот автомобиль лучше было бы в грязи, но она, подлая, не только замёрзла, но и накрылась снегом. Так что Андрей повёз меня в поля и овраги. Там хотя бы есть много снега и крутые склоны. Когда мы свернули на наш полигон, я немного расстроился: он оказался для Оки очень интересным, а трактора вблизи я не видел. Что ж, в крайнем случае эта машина весит всего 760 кг, примерно на 100 кг тяжелее обычной Оки, так что вытолкаем.
Интерьер описывать не буду — тут почти всё, как у старой раздолбанной Оки. Правда, на панели, справа от руля, есть два дополнительных выключателя: зажигание и кнопка стартера для заднего мотора. Ну и самый цимес — два рычага КП. Один — на штатном месте, другой — чуть сдвинут назад. Как ими работать? Тут есть три варианта.
Первый — ехать, как на обычной Оке. Можно даже не запускать задний мотор. В этом случае машина едет практически так же, как гружёная серийная Ока. Ничего интересного.
Второй вариант — запустить задний мотор, а передний заглушить. Или просто оставить его коробку на нейтральной передаче. И тогда Ока едет как… Ну, приблизительно как жигулёвская “классика” — не очень шустро, но в поворотах на снегу можно подрифтить.
Третий вариант — самый интересный. Запускаем оба мотора, выжимаем сцепление, включаем первую передачу на первой коробке, потом включаем на второй, потом сцепление отпускаем. И теперь под нами маленький трактор, который, однако, очень любит гонять на высоких оборотах. Разумеется, чтобы перейти на любую другую передачу, операцию с переводом обоих рычагов двух КПП придётся повторить. И сделать это нужно быстро, чтобы не потерять скорость.
Если полный привод не нужен, отключить его легко — переключить одну из коробок в нейтраль. Какую именно — зависит от настроения. Но замечу, что на крутых подъёмах задний привод оказался заметно эффективнее переднего.
По глубокому снегу машина едет очень уверенно! В общем-то, обычная переднеприводная Ока там тоже чувствует себя неплохо — помогает небольшой вес, но Окелла, конечно, может намного больше. Всё-таки она не только полноприводная, но и стоит выше, и диаметр колёс у нее больше. По словам Андрея, в грязи она не уступает не только кроссоверам, но и настоящим внедорожникам. К тому же у неё есть дополнительное преимущество: её колея не попадает в колею более тяжёлых и крупных машин. Так что многие внедорожники смотрят на Океллу, как на лысого из Brazzers в его получасовых роликах: да ладно, такого не может быть! За себя обидно, но. может.
«Ока», двигатель: описание, объем, ремонт
Автомобильные двигатели отличаются друг от друга не только техническими и конструктивными особенностями, но и моделями машин, на которые они, собственно, и устанавливаются. Довольно необычным мотором является двигатель «Оки» — автомобиля, невероятно распространенного и популярного как в советское, так и в настоящее время.
Описание
Автомобиль «Ока» оснащается двигателем на карбюраторной основе четырехтактного типа. Отличительной чертой его конструкции является распределительный вал, размещенный в верхней части мотора.
Двигатель обладает неплохим техническим потенциалом благодаря цилиндрам с рядным расположением. Система охлаждения двигателя представлена жидкостной циркуляцией закрытого типа, благодаря чему функционирование поддерживается в любых климатических условиях. Комбинированная смазочная система двигателя ВАЗ «Ока» обеспечивает бесперебойную работу механизмов и прочих деталей.
Конструкция
Двигатель «Оки» представляет собой видоизмененный мотор от ВАЗ-21083. Вес силового агрегата удалось уменьшить в два раза, благодаря чему обеспечивается высокий КПД и небольшой расход топлива.
Двигатель основан на классическом четырехтактном силовом агрегате, работающем на бензине. Основные особенности — рядное расположение цилиндров и размещение распределительного вала в верхней части, что позволило повысить мощность.
Смазочная система двигателя комбинированная — под давление и разбрызгивание. Использование такой системы обеспечивает постоянное снабжение деталей и механизмов маслом и исключает масляное голодание. Система охлаждения жидкостная, благодаря чему автомобиль не перегревается при высокой температуре окружающей среды.
На сегодняшний день двигатели «Оки» по объему представлены в двух типах:
- 650 кубических сантиметров;
- 750 кубических сантиметров.
Обслуживание двигателя
Техническое обслуживание мотора «Оки» включает в себя замену смазочных материалов и регулировку зазоров клапанов.
Для замены моторного масла требуются следующие инструменты:
- емкость для слива отработанной жидкости;
- ключ на 17;
- новое моторное масло;
- отвертка.
Процедура замены моторного масла
При необходимости смены типа моторного масла в двигателе ВАЗ «Ока» производятся следующие манипуляции:
- В систему заливается промывочное масло до минимальной отметки, после чего запускается мотор. Проработать в холостом режиме двигатель «Оки» должен в течение 10 минут — за это время жидкость очистит систему и уберет накопившуюся грязь.
- Промывающая жидкость сливается и производится замена масляного фильтра. Делается это для того, чтобы в новое масло не попала грязь из фильтра.
- В двигатель на «Оку» новое моторное масло заливается до максимальной отметки. По истечении 10 минут смазочная жидкость при необходимости доливается.
Регулировка зазоров цилиндров
Между стержнем и кулачком клапана в двигателе «Оки» предусмотрен зазор, который компенсирует расширение деталей во время работы. Размер зазора влияет на открытие и закрытие клапана, поэтому за этим необходимо следить каждый день.
Проверка зазора осуществляется только на холодном двигателе «Оки» — все детали в таком случае находятся в стандартном состоянии. Минимальный зазор выпускного клапана должен составлять 0,35 миллиметра, впускного клапана — 0,2 миллиметра. При несоблюдении данных параметров наблюдается нестабильная работа двигателя «Оки».
Счет клапанов осуществляется от распределительного вала: выпускными являются первый и четвертый клапаны, впускными — второй и третий. Регулировка клапанов может проводиться в любой последовательности — соблюдать порядок нет необходимости.
Возможные неисправности двигателя
Владельцы автомобилей «Ока» с двигателями объемом 650 кубических сантиметров чаще всего сталкиваются с вибрацией и повышенным шумом при работе. Причиной этого являются балансирные валы, шум от которых проявляется при прогреве мотора. Несмотря на то что многие автовладельцы, столкнувшиеся с такой проблемой, пытаются осуществить ремонт двигателя «Оки», такой уровень шума считается нормальным.
Увеличенные зазоры клапанов также могут стать причиной появления дополнительного шума. Устраняются они регулировкой клапанов. Причина вибрации конструктивная и объясняется наличием только двух поршней, рабочий ход которых составляет 2 оборота коленвала, соответственно, один поршень в процессе работы проворачивает коленвал на 360 о .
Деформация прокладки ГБЦ
Основная причина прогара прокладки — неточность размеров прокладок, изготавливаемых на заводе, и неправильная затяжка головки блока, что приводит к неполному обжатию прокладки. При ремонте двигателя «Оки» повторно использовать уплотняющий элемент запрещается — прокладка обязательно должна быть заменена, при этом особое внимание должно уделяться ее качеству, поскольку детали с задирами и прочими дефектами устанавливать не стоит.
Сложности с запуском
Причиной сложного запуска мотора «Оки» объемом 750 кубических сантиметров является компоновка моторного отсека и диафрагма топливного насоса. В полостях насоса образуются топливные пары под воздействием высоких рабочих температур блока двигателя, что приводит к проблемам с запуском, поскольку силовой агрегат не рассчитан на перекачивание газообразной среды.
Устранить такую неисправность можно довольно просто — достаточно разместить на корпусе насоса влажную тряпку. Таких мер достаточно для того, чтобы доехать до ближайшего СТО и произвести замену диафрагмы.
Отсутствие искры
Искра в цилиндрах двигателя «Оки» образуется посредством катушки зажигания по бесконтактной схеме. Катушка расположена в моторном отсеке таким образом, что при прохождении автомобилем луж на нее может попадать вода, что приводит к ее отказу, невозможности повысить напряжение и запустить двигатель.
Система охлаждения
Неисправности системы охлаждения стандартны для всех двигателей ВАЗ. Чаще всего автовладельцам приходится сталкиваться с перегревом двигателя из-за отказа помпы ввиду ее низкого качества. Аналогичная проблема с термостатом. Возникшие неисправности устраняются только заменой всех элементов.
Проблемы с электроникой
Чаще всего из строя выходят электронные датчики, причиной чего становится низкое качество российской автомобильной электроники в целом и плохой монтаж самих датчиков на двигатели.
Тюнинг двигателя
Многие автовладельцы для повышения технических характеристик, мощности и проходимости прибегают к тюнингу двигателя. Спектр соответствующих процедур весьма широк и может выполняться автолюбителем самостоятельно при наличии определенного инструментария и опыта.
Тюнинг двигателя автомобиля «Ока» включает в себя следующие процедуры:
- Замена воздушного фильтра и головки блока цилиндров, карбюратора и распределительного вала. Перечисленные работы представляют собой минимум, который входит в первый этап тюнинга.
- Двигатели, устанавливаемые на автомобили «Ока», отличаются небольшим объемом, что исправить невозможно. Единственный выход — установка другого силового агрегата, однако данная процедура затратная и трудоемкая. Можно прибегнуть к чип-тюнингу, который позволяет повысить компрессию и крутящий момент, снизив при этом расход топлива.
- Некоторые специалисты рекомендуют проводить шлифовку толкателя, коллектора и распределительного вала. Такие работы позволяют повысить мощность двигателя и сделать его работу бесперебойной.
Нюансы сборки двигателя
При сборке мотора «Оки» необходимо обращать внимание на некоторые нюансы:
- При сборке двигателя обязательно меняются расходные материалы — прокладки клапанной крышки, поддона, ГБЦ, выпускных труб.
- Болты головки блока цилиндров затягиваются в определенной последовательности.
- В конце проводится регулировка двигателя: совмещаются метки распредвала и коленвала, проверяются тепловые зазоры и натягиваются приводные ремни. Расположение меток распредвала и коленвала можно посмотреть на фото двигателя «Оки» в руководстве по эксплуатации.
Стоимость двигателя
Приобрести б/у мотор автомобиля «Ока» можно за небольшую сумму — от 6 до 20 тысяч рублей. Новый двигатель обойдется в два-три раза дороже — порядка 50 тысяч рублей. Минимальная цена автомобиля «Ока» в базовой комплектации составляет двести шестьдесят тысяч рублей. Приобретать машину лучше всего в салонах официальных дилеров, поскольку в сторонних магазинах стоимость может варьироваться.
Автомобиль «Ока» — неплохое транспортное средство, оснащаемое надежным двигателем средней мощности, ремонт и техническое обслуживание которого не потребуют от автовладельца значительных капиталовложений.
Двс ока – Двигатель ОКА 11113: Технические характеристики . Моторан.ру
стандартный силовой агрегат, тюнинг и свап
Модель Ваз-1111 «Ока» изначально проектировалась в качестве доступного бюджетного авто для начинающих водителей и людей с инвалидностью. Главной задачей конструкторов стал выпуск такого транспортного средства, которое владелец сможет обслуживать самостоятельно, то есть без обращения на СТО. По этой причине силовой агрегат и другие узлы были выполнены из массовых и полностью доступных комплектующих.
В этой статье мы намерены поговорить о том, какие ДВС устанавливались на Ваз-1111, в чем особенности силовых установок для данной модели, а также на что можно заменить штатный двигатель Ока при необходимости такой доработки автомобиля.
Читайте в этой статье
Двигатели Ваз «Ока»
Сразу отметим, модель Ока в разное время получала разные силовые установки. На этапе разработок авто планировали оснастить японским двигателем, который был предназначен для субкомпактов Daihatsu. Данный силовой агрегат 2-х цилиндровый, мощность около 30 л.с. Немного позже с таким мотором появились первые предсерийные версии Оки, рассчитанные для тестов и испытаний.
- Хотя двигатель был проверен и «обкатан» инженерами Toyota, отечественные конструкторы удачно скопировать его не смогли. Дело в том, что основным препятствием стали высокие требования к качеству изготовления деталей, а также последующей сборки самого ДВС.
Также автозавод не стремился запускать производство абсолютно нового двигателя, что неизбежно повлияло бы на конечную цену Оки и отодвинуло бы сроки начала серийного выпуска автомобиля. Результат — японский двигатель так и не попал под капот компакта.
При этом от идеи построить машину «для народа» отказываться никто не собирался. Судьбоносным моментом стало появление на конвейере ВАЗ 2108. Двигатель для «восьмерки» с объемом 1.1 был давно обкатан, также успешно завершились испытания более «свежего» мотора 1.3. Далее было принято решение разработать собственный 2-х цилиндровый ДВС на базе основного агрегата в линейке ВАЗ. Так появился ВАЗ 1111.
Указанный двигатель Ока имеет рабочий объем 650 «кубиков» и фактически является половиной двигателя ВАЗ 2108. Такой подход позволил избежать расходов на разработки нового блока и ГРМ для малокубатурного мотора. Итак, двигатель рядный, бензиновый, двухцилиндровый, с верхним расположением распредвала и 2 клапанами на цилиндр.
Примечательно то, что рабочий процесс реализован за 2 оборота коленвала, то есть такой двигатель достаточно сильно вибронагружен. Чтобы компенсировать этот недостаток, в конструкцию внедрены целых 2 уравновешивающих вала для уменьшения вибраций.
Мощность такого агрегата составляет почти 30 л.с., моментная характеристика 44.1 Нм при 3400 об/мин. Мотор карбюраторный, топливный насос с механическим приводом.
- Далее появился мотор ВАЗ 11113. Появление этой версии обусловлено тем, что «основу», то есть базовый двигатель на ВАЗ 2108 доработали и увеличили объем до 1.5 литра. При этом для Оки снова использовали половину нового ДВС, что привело к увеличению объема малолитражки до 750 «кубиков». Также изменился и диаметр поршня (с 76 до 81 мм), блок двигателя и т.д.
Примечательно то, что этот мотор хоть и стал более современным и мощным, выдавая 35 л.с. и 52 «ньютона» крутящего момента, у него также возникли проблемы с охлаждением. После появления первых версий поршни могло заклинить от перегрева, на стенках цилиндров появлялись задиры и т.д.
Основные неисправности двигателей Ваз «Ока»
Что касается частых проблем как первой, так и второй версии (на 650 и 750 «кубиков»), следует выделить вибрацию и уровень шума. При этом шум является нормой, особенно на холодном моторе при прогреве. Также шумит клапанный механизм, особенно если тепловые зазоры клапанов не отрегулированы.
Идем далее. На таких моторах нередко прогорает прокладка ГБЦ. Дело как в качестве самих прокладок, так и в неправильной затяжке головки при ремонте двигателя. Еще встречается проблема с запуском горячего 750-кубового ДВС, которая напрямую связана с диафрагмой топливного насоса и особенностями компоновки подкапотного пространства.
Как уже было сказано, эта версия мотора склонна к перегреву, что и приводит к усиленному испарению топлива в полостях насоса, который не способен затем перекачивать пары. Для решения насос нужно охладить (на устройство кладут тряпку, смоченную водой). Далее производится замена диафрагмы насоса.
Еще на этих двигателях отмечается то, что пропадает искра зажигания. Причина — бесконтактная схема с катушкой зажигания, при этом расположение катушки выполнено так, что при езде по лужам туда может попасть вода.
Что касается системы охлаждения, из строя часто выходит помпа, возникает перегрев двигателя. Не блещет надежностью и термостат. Также возможны отказы температурных и других датчиков по причине их низкого качества и плохой сборки, когда датчики ненадежно закреплены на двигателе.
Однако даже с учетом всех минусов мотор достаточно надежен, имеет ресурс около 120 тыс. км., а ремонт двигателя ОКА вполне реально выполнить своими руками. Для данной модели подходит много комплектующих от моторов ВАЗ 21083 и ВАЗ 21093.
Чтобы силовая установка исправно работала, нужно своевременно менять масло и фильтры по регламенту (каждые 10 тыс. км), регулировать клапана (каждые 30 тыс. км), осуществлять замену помпы и ремня/роликов ГРМ (каждые 50-60 тыс.км.), так как его обрыв на данном типе ДВС приводит к загибу клапанов. Также каждые 30 тыс. км. нужно чистить и регулировать карбюратор.
Тюнинг двигателя «Ока» и свап
Существует группа автолюбителей, для которых модель Ока благодаря ряду особенностей представляет особый интерес в плане тюнинга. Так как эта машина маленькая и легкая, при этом имеет слабый двигатель, не удивительно, что увеличение мощности такого мотора становится вопросом номер один.
Сразу отметим, что-либо делать со штатным карбюраторным двигателем Оки на практике нецелесообразно, так как даже его возможное форсирование на 10% на практике не дает никаких результатов. По этой причине тюнинг двигателя Ока начинается с установки инжектора от ВАЗ 21083. При этом замена карбюратора на инжектор и стоимость такой доработки достаточно высока.
Не трудно догадаться, что куда более эффективным решением в данном случае будет свап, то есть полная замена ДВС, а не попытка увеличить мощность имеющейся заводской версии. Чтобы понять, какой двигатель можно поставить на Оку, нужно проанализировать информацию о тех агрегатах, которые ставились на данную модель, но по тем или иным причинам в серию так и не попали.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какой двигатель стоит на Лада Икс Рей. Из этой статьи вы узнаете о линейке ДВС для модели Lada X Ray, в чем их основные преимущества и недостатки, а также с каким двигателем Лада Иксрей лучше выбрать.
Также в 2008 г. модель получила трехцилиндровый инжекторный двигатель с объемом 1.0 литра и мощностью 53 л.с. китайского производства. Этот мотор являлся доработанной версией упомянутого выше двигателя Daihatsu. Еще встречались варианты, когда Ока в версии «спорт» получала двигатель от Лада Приора.
В качестве итога отметим, что как и в случае с дизельной Нивой, автомобиль Ока также при желании можно оснастить другим мотором. Самым легким путем будет поставить такой мотор, который в качестве пробной версии уже устанавливал на данную модель сам производитель.
Если же говорить о настоящем свопе и установке такого ДВС, который на этой модели никогда не стоял, на практике на Оку хорошо подходят компактные 3-х цилиндровые дизельные двигатели Volkswagen. Еще в единичных экземплярах тюнеры устанавливали МеМЗ 245 или МеМЗ 247.1, после чего этот двигатель получал дополнительный турбонаддув.
Ремонт ВАЗ Ваз ОКА : Раздел 2.ДВИГАТЕЛЬ
- Руководства по ремонту
- ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008
- Раздел 2.ДВИГАТЕЛЬ
Замена выпускной трубы
Замена основного глушителя
Замена дополнительного глушителя
Замена приемной трубы
Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра
Снятие и установка воздушного фильтра
Промывка топливного фильтра карбюратора и сетчатого фильтра топливного насоса
Регулировка приводов заслонок карбюратора
Регулировка холостого хода двигателя
Проверка топливного насоса на автомобиле
Снятие и установка топливного насоса
Ремонт топливного насоса
Замена троса привода дроссельной заслонки
Замена тяги привода воздушной заслонки
Снятие и установка карбюратора
Промывка карбюратора и очистка дозирующих элементов
Регулировка пускового устройства карбюратора
Регулировка поплавкового механизма карбюратора
Снятие и установка топливного бака
Замена датчика указателя уровня топлива
Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения
* Перед поиском неисправности убедитесь в исправности указателя температуры охлаждающей жидкости и его датчика (см. подраздел «Контрольные приборы»).
Полезные советы
При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление — признак сильного износа деталей цилиндроп.
Замена охлаждающей жидкости
Согласно рекомендации завода-изготовителя охлаждающую жидкость следует заменять через два года эксплуатации или же через 60 тыс. км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Кроме того, если охлаждающая жидкость изменила цвет на рыжеватый, немедленно замените ее, так как такое изме.
Замена масла в двигателе и масляного фильтра
Вам потребуются: ключ «на 17», отвертка, емкость для слива масла, моторное масло, специальный ключ для снятия масляного фильтра.Так расположен масляный фильтр на двигателе. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Масло сливайте после поездки, пока двигатель не остыл. Если двигатель холодный, пустите и прогрейте ег.
Очистка системы вентиляции картера
Со временем в системе вентиляции картера двигателя накапливаются смолистые отложения из картерных газов, затрудняющие отвод этих газов в цилиндры двигателя для сжигания. Из-за этого давление газов внутри двигателя повышается, и появляются течи масла через уплотнения. Чтобы избежать этого, пер.
Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
Поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) такта сжатия устанавливают для того, чтобы при проведении работ, связанных со снятием ремня привода распределительного вала, не нарушалась установка фаз газораспределения. При нарушении фаз газораспределения двигатель не будет норм.
Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала
Слишком сильное натяжение ремня приводит к повышенному износу подшипников водяного насоса и натяжного ролика.При слабом натяжении ремня возможно нарушение фаз газораспределения из-за перескакивания ремня по зубьям на шкиве распределительного вала. Кроме того, нарушение регулировки в любую сто.
Замена натяжного ролика
Если слышен шум в месте установки ремня привода распределительного вала, есть вероятность, что вышел из строя подшипник натяжного ролика 2. Снимите ролик, проверьте работоспособность его подшипника и при необходимости замените ролик.Вам потребуется ключ «на 17». 1. Отсоедините провод от клем.
Замена ремня привода распределительного вала
Замените ремень привода распределительного вала, если при осмотре вы обнаружите:– следы масла на любой поверхности ремня;– следы износа зубчатой поверхности, трещины, подрезы, складки и отслоение ткани от резины;– трещины, складки, углубления или выпуклости на наружной поверхности ремня;– раз.
Снятие, установка и дефектовка маховика
Предварительно снимите коробку передач и сцепление (см. раздел 3 «Трансмиссия»).Вам потребуется торцовый ключ (головка) «на 17», большая отвертка. 1. Выверните шесть болтов крепления маховика. При этом с помощью отвертки удерживайте маховик от проворачивания, ввернув предварительно один из б.
Замена деталей уплотнения двигателя
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
Головка блока цилиндров
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
Регулировка зазоров в приводе клапанов
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном — полностью закрываться.Зазор измеряют щупом на холодном двигателе (при те.
Снятие и установка двигателя
Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат, закрепленный на подрамнике автомобиля на трех эластичных опорах. Опоры воспринимают как массу силового агрегата, так и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Опоры расположены с .
Ремонт двигателя
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
Система смазки
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
Система охлаждения
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
Система выпуска отработавших газов
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
Система питания
(Категория). Список материалов смотрите внутри.
↓ Комментарии ↓
Двигатель ока: описание, характеристики и тюнинг
В настоящее время можно встретить огромное количество автомобилей и моторов. Все они отличаются не только стоимостью, но и техническими характеристиками. В данной статье мы поговорим про довольно необычный двигатель Ока, распространенный в советское и настоящее время.
Технические характеристики
Отправить на email
Модель | ВАЗ — 1111 |
Тип | Четырехтактный, бензиновый, карбюраторный |
Число и расположение цилиндров | Два цилиндра расположены в ряд |
Диаметр цилиндра и ход поршня | Диаметр равен 76 мм, ход поршня равен 71 мм |
Объем двигателей, л | 0.649 |
Степень сжатия | 9.9 |
Номинальная мощность двигателей при 5600 оборотах | 21,5 кВт, или 29,3 лошадиные силы |
Максимальная мощность при 3200 оборотах | 44 кВт, или 4,5 лошадиные силы |
Октановое число | От 92 до 95 |
Система зажигания | Бесконтактная |
Система подачи топлива | Карбюратор |
Свечи зажигания | А17ДВРМ, FE65CPR |
Вес, кг | 63.5 |
Расход в городском цикле, л | 6 |
Расход в смешанном цикле, л | 3.9 |
Двигатель устанавливается на ВАЗ – 1111, ВАЗ — 1113
Описание
Представленная модель относится к типу четырехтактных моторов на карбюраторной основе.
Его отличительная черта состоит в том, что распределительный вал находится в верхней части двигателя от Оки. Не все современные и прошедшие свою жизнь силовые агрегаты оснащены такой изюминкой.
Стоит отметить, что все цилиндры имеют рядное расположение, что позволяет получать очень хороший технический потенциал. Конструкторы автомобиля Ока взяли одну половину от всеми известного ВАЗ 21083 и сделали ее основой. Из этого следует, что некоторые детали и механизмы не отличаются от своего старшего собрата.
Что касается системы охлаждения, то тут стоит жидкостная циркуляция закрытого типа. Поэтому двигатель от Оки сможет работать в любых погодных условиях, что очень хорошо. Он не боится лютых морозов и жары. Благодаря комбинированной системе смазки все детали и механизмы будут работать практически без сбоев.
Двигатель Ока: характеристики, особенности, тюнинг
Ока создавалась как народный автомобиль, призванный удовлетворить спрос не только молодежи, но закрыть образовавшуюся нишу транспортных- мобильных средств для людей с ограниченными возможностями.
Исходя из технических требований и задания, выдвинутого конструкторам, весь автомобиль и в частности силовой агрегат, должен был быть выполнен из широко распространенных комплектующих изделий, иметь возможность выполнять техническое обслуживание и ремонт своими руками без привлечения квалифицированных услуг сертифицированной станции технического обслуживания.
История развития семейства автомобилей Ока видела применение различных силовых агрегатов. Изначально при «прототипировании» на автомобиль был установлен оригинальный мотор Daihatsu Cuore серии AB, имевший 2 цилиндра и развивавший мощность 26-30 л.с. Было изготовлено несколько первых автомобилей для проведения испытаний.
Несмотря на то, что конструкция двигателя была полностью отработана конструкторами Toyota, данный мотор не был скопирован советскими конструкторами, так как при анализе конструкции выявились повышенные требования к качеству изготовления деталей и сборки самого мотора.
Кроме того, установка такого силового агрегата потребовала бы полностью создать производство двигателей с «0», что повлияло бы на конечную стоимость автомобиля и сроки выхода авто в серию.
К моменту утверждения концепции «молодежного» или «народного» автомобиля на конвейер тольяттинского автозавода был поставлен автомобиль ВАЗ 2108, что и определило судьбу силового агрегата для малышки.
К 1979 году конструкторы силовых агрегатов ВАЗа полностью отработали двигатель 2108 и уже были готовы перейти к смене линейки 1,1 л экспортных двигателей ВАЗ 2108-1 на 1300 кубовый мотор 2108, который шел на внутренний рынок. Поэтому было принято решение разрабатывать свой 2-х цилиндровый мотор на базе нового силового агрегата, который составлял основу производственной линейки ВАЗа.
Двигатель ВАЗ 1111
Двигатель Оки объемом 650 куб.см. получился из половинки силового агрегата 2108. Выбор именно половины уже разработанного блока и самого двигателя обуславливался стоимостью разработки оснастки для изготовления 2-х цилиндрового двигателя. Особенностью конструкции этой рядной бензиновой двойки является верхнерасположенный распределительный вал, который управляет работой четырех клапанов — по 2 на каждый цилиндр.
Рабочий процесс в двигателе происходит за два оборота коленчатого вала, что обуславливает наличие вибраций при работе ДВС. Для компенсации дисбаланса установлены два уравновешивающих вала, гасящих вибрацию. Мощность движка составляет 29 л.с. Максимальный крутящий момент составляет 44,1Нм, который достигается при 3400 об/мин.
Источник Источник http://fb.ru/article/367997/oka-dvigatel-opisanie-obyem-remont
Источник http://alians-avto96.ru/obsluzhivanie/kak-rabotaet-dvigatel-oka-2.html
Источник Источник http://rallysale.ru/raznoe/dvs-oka-dvigatel-oka-11113-texnicheskie-xarakteristiki-motoran-ru.html