Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Марки дизельного топлива: в чем принципиальная разница?

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

В сегодняшней статье мы выясним, какие существуют марки дизельного топлива, а также, что оно, вообще, из себя представляет.

Дизельное топливо — это разновидность жидкого углеводородного топлива, получаемого из нефтепродуктов, методом перегонки и сортировки отдельных фракций (керосиново-газойлевых). Существует более 160 лет (с 1857-го!), его также называют соляркой, солнечным маслом, дизелем, дизтопливом. К слову этилированный бензин появился в 20х годах XX века.

Фракция – часть какого-либо вещества.

На самом деле, называть дизельное топливо «соляркой», не совсем корректно. Последняя является продуктом прямой перегонки. Она более вязкая, имеет более высокую температуру кипения, низкое цетановое число, содержит серу в большем количестве. Дизель же – это комплекс парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов, очищенный, экологичный, с различными присадками.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Сегодня дизель занимает вторую строчку в мировом рейтинге моторных горючих жидкостей для легковых автомобилей (после бензина).

Область применения

Рассмотрим, в каких сферах используется дизтопливо:

  1. В качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания железнодорожного и грузового транспорта (автобусы, грузовики, военная техника, тяжелые машины в промышленности);
  2. В сельском хозяйстве для заправки техники, электрогенераторов;
  3. Как топливо для дизельных легковых автомобилей, строительной техники, судов;
  4. Солярку применяют в качестве котельного горючего, для пропитки кож, обработки металлов (термической, механической), в смазочно-охлаждающих продуктах и т.д.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Виды дизтоплива

Далее, рассмотрим основные марки дизельного топлива и их характеристики. К слову, тут легко запутаться, поскольку производители и потребители сегодня имеют право руководствоваться разными стандартами и техническими руководствами, принятыми официально. Но, обо всем по порядку!

Ключевые виды

Если не углубляться в маркировку и расшифровку, можно выделить следующие виды дизтоплива:

  1. Летнее. Используется при температуре до 0°С, при более низкой – густеет, при -10°С – застывает;
  2. Зимнее. Имеет предельный температурный уровень применения -25/-30°С (зависит от присадок);
  3. Арктическое. Застывает при -55°С.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Важнейшие свойства

Указанные выше три базовые разновидности определяют важнейшие характеристики дизеля:

  • Температурный предел воспламенения от давления (в камере внутреннего сгорания дизель воспламеняется не от искры, а в результате сжатия кислорода и последующего впрыска горючего);
  • Предельная температура использования;
  • Температура загустевания и застывания.
  • Также важным параметром является цетановое число (показатель качества воспламенения). Оно означает скорость возгорания смеси в цилиндрах мотора. Чем меньше цетановое число, тем медленнее происходит взрыв, и наоборот. Соответственно, большее цетановое число предполагает более эффективную работу ДВС. Другими словами, дизель, при поступлении в двигатель, быстрее воспламенится от сжатия. Цетановое число можно повысить путем добавления специальных присадок, ускоряющих детонацию.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Солярка обычно имеет цетановое число менее 40. Качественный же дизель – от 48 и до 56. К слову, слишком высокий показатель (более 60) – тоже не есть хорошо. Это значит, горючее не успеет сгореть полностью, следовательно, выхлоп будет более дымным, увеличится расход.

Дизтопливо имеет желтый или светло-коричневый оттенок, оно прозрачное, слегка вязкое по консистенции. Не смешивается с водой. Легко воспламеняется. Токсичное (4 класс опасности для человека).

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Маркировка ДТ и ее расшифровка

Далее, переходим к маркам дизельного топлива и их характеристикам, а также подробным расшифровкам ГОСТов.

Согласно ГОСТу «305-2013. ДТ. Технические Условия», выделяют следующие коды марок дизельного топлива:

  • Л – летнее. Дизельное топливо марки Л эксплуатируется при t не ниже -5°С;
  • Е – межсезонное. Эксплуатируется при t до -15°С;
  • З – зимнее. Рекомендовано к использованию при t до -30°С;
  • А – арктическое. Применяется при t от -30°С до -55°С.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Данные марки топлива ДТ были выделены еще в советское время. Сегодня Россия больше придерживается европейских стандартов.

Согласно ГОСТу 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», в России используются следующие сорта и марки дизельного топлива:

  1. Марка Л делится на сорта A, B (Б), C, D (Д);
  2. Марка Е на E, F;
  3. Марка З делится на классы 0-3;
  4. Марка А имеет класс 4.

Сорт и класс марки дизельного топлива по данному стандарту отражает температурный предел и условия сферы применения: от +5°С (и выше) до — 44°С (и ниже).

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Также существует ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия». Гост делит марки зимних дизельных топлив на классы в зависимости от климатических условий использования и t фильтруемости:

  • З-32;
  • З-38;
  • А-44;
  • А-48;
  • А-52.

Это еще не все! Сегодня в России также функционирует государственный стандарт на дизельное топливо «ГОСТ Р 52368-2005». Он ограничивает содержание в горючем серы:

  1. Вид I – не более 350 мг/кг;
  2. Вид II – не более 50 мг/кг;
  3. Вид III – не более 10 мг/кг.

В 2011 году, в связи с образованием Таможенного Союза на территории России, Беларуси и Казахстана, был принят Технический Регламент обозначения марок дизельных топлив и области их применения, согласно которому горючее обозначают группой знаков через дефис:

  • ДТ;
  • Климатическое условие применения: Л, Е, З, А;
  • Экологический класс: К2 (сера не более 500 мг/кг), К3 (до 350 мг/кг), К4 (до 50 мг/кг), К5 (до 10 мг/кг).

Таким образом, группа знаков ДТ-Е-К5 означает, что перед вами межсезонное дизтопливо (применяется при t до -15°С) экологического класса 5 (Евро 5).

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Большое количество разных стандартов и ГОСТов привело к путанице и смешиванию понятий, марок, классов, сортов и видов дизельного топлива. Некоторые производители даже указывают разные виды маркировок в технических паспортах горючего. Надеемся, с нашими расшифровками, вы сумеете разобраться!

Требования к дизелю

Ну что же, выше мы рассмотрели распространенные маркировки дизелей по ГОСТу и их основные понятия.

Далее, кратко обозначим ключевые требования к дизелю, в обязательном порядке указываемые в паспортах качества каждой марки:

  • Температурные условия применения;
  • Цетановое число;
  • Содержание серы в мг/кг (экологический класс);
  • Смазывающая способность;
  • Предельная t фильтруемости;
  • Температура вспышки;
  • Содержание водорастворимых кислот и щелочей, йода, воды, зол;
  • Плотность субстанции;
  • И др. параметры.

Теперь вы разбираетесь в марках и видах дизельного топлива, не хуже технических мастеров на производстве. Отдельно упомянем про, так называемое, городское дизтопливо. В него добавляют специальные антидымные присадки, сокращающие токсичность выхлопов, минимум, на 30%. Также выделяют биодизель, близкий по свойствам к углеводородной смеси, но являющийся комплексом метиловых эфиров жирных кислот.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Надеемся, материал оказался для вас полезным!

ГОСТ Р 53174-2008 Установки электрогенераторные с дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания. Общие технические условия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
53174-2008

УСТАНОВКИ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРНЫЕ
С ДИЗЕЛЬНЫМИ И ГАЗОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Общие технические условия

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Стандартинформ

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) и открытым акционерным обществом (ОАО) «НИИЭлектроагрегат»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 47 «Передвижная энергетика»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. № 622-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ГОСТ Р 53174-2008

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСТАНОВКИ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРНЫЕ С ДИЗЕЛЬНЫМИ И ГАЗОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Общие технические условия

Electric generating plants with diesel and gas internal combustion engines.
General specifications

Дата введения -20100101

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на электрогенераторные установки мощностью до 5000 кВт с приводом от двигателей внутреннего сгорания, применяемые насушен море.

Настоящий стандарт не распространяется на электрогенераторные установки, используемые на летательных аппаратах или для привода наземных автотранспортных средств и локомотивов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 8528-1-2005 Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 1. Применение, рабочие характеристики и параметры

ГОСТ Р 51317.6.3-99 (СИСПР/МЭК 61000-6-3-96) Совместимость средств электромагнитная. Помехоэмиссия от технических средств, применяемых в жилых коммерческих зонах и производственных зонах с малым энергопотреблением. Нормы и методы испытаний

ГОСТ Р 53176-2008 Установки электрогенераторные с бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания. Показатели надежности. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 53178-2008 Установки электрогенераторные с бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания. Методы испытаний

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.049-80 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.4.040-78 Система стандартов безопасности труда. Органы управления производственным оборудованием. Обозначения

ГОСТ 10032-80 Дизель-генераторы стационарные, передвижные, судовые вспомогательные. Технические требования к автоматизации

ГОСТ 10150-88 Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия

ГОСТ 10511-83 Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Общие технические требования

ГОСТ 11828-86 Машины электрические вращающиеся. Общие методы испытаний

ГОСТ 14228-80 Дизели и газовые двигатели автоматизированные. Классификация по объему автоматизации

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 14965-80 Генераторы трехфазные синхронные мощностью свыше 100 кВт. Общие технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15543-70 Изделия электротехнические. Исполнения для различных климатических районов. Общие технические требования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16556-81 Заземлители для передвижных электроустановок. Общие технические условия

ГОСТ 20375-83 Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Термины и определения

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 22407-85 Машины электрические вращающиеся от 63 до 355 габарита включительно. Генераторы синхронные явно полюсные общего назначения. Общие технические условия

ГОСТ 23162-78 Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Система условных обозначений

ГОСТ 23377-84 Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические требования

ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ 26363-84 Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения

ГОСТ 27482-87 Устройства выходные для отбора электрической энергии электроагрегатов и передвижных электростанций с двигателями внутреннего сгорания. Типы и основные параметры

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

Термины и определения — по ГОСТ 20375.

4 Классификация

4.1 Электрогенераторные установки подразделяют на электроагрегаты и электростанции.

4.2 Классификация электроагрегатов и электростанций в соответствии с их типами приведена в таблице 1.

Переменного однофазного тока; переменного трехфазного тока; постоянного тока

Переменного однофазного тока; переменного трехфазного тока

По способу охлаждения первичного двигателя

С воздушной системой охлаждения;

с водовоздушной (радиаторной) системой охлаждения;

с водоводяной (двухконтурной) системой охлаждения

С воздушной системой охлаждения; с водовоздушной (радиаторной) системой охлаждения

По способу защищенности от атмосферных воздействий

Капотного исполнения; бескапотного исполнения; контейнерного исполнения

Капотного исполнения; кузовного исполнения; контейнерного исполнения

По степени подвижности

По способу перемещения

На прицепе(ах); полуприцепе; на автомобиле(ях); на раме-салазках; блочно-транспортабельные; на железнодорожной платформе (в вагоне)

По числу входящих в состав электроагрегатов или других источников электрической энергии

многоагрегатные, в том числе комбинированные

Классы G1; G 2; G3; G 4 ( ГОСТ РИСО 8528-1 )

Классы G 1; G2; G 3; G4 ( ГОСТ РИСО 8528-1 )

5 Основные параметры и размеры

5.1 Основные номинальные параметры электроагрегатов и электростанций должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.

Основные номинальные параметры электрогенераторных установок мощностью свыше 1000 кВт устанавливают в техническом задании (ТЗ) на их разработку и указывают в технических условиях (ТУ) на электрогенераторную установку конкретного типа.

5.2 Номинальный коэффициент мощности электрогенераторных установок переменного тока при индуктивной нагрузке — 0,8.

5.3 Номинальную частоту вращения валов генераторов электроагрегатов и электростанций следует выбирать из ряда 8,33 1) ; 12,5 1) ; 16,7 1) ; 25,0; 33,3; 50,0 с -1 (500 1) ; 750 1) ; 1000 1) ; 1500; 2000; 3000 об/мин).

1) Только для стационарных электроагрегатов мощностью не менее 315 кВт.

5.5 Условные обозначения электроагрегатов и электростанций по ГОСТ 23162 должны быть указаны в стандартах или ТУ на электроагрегаты и электростанции конкретных типов.

6 Технические требования

6.1 Электрогенераторные установки следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, стандартов или ТУ на электроагрегаты и электростанции конкретных типов по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

6.2 Требования к конструкции

6.2.1 Конструкцией электрогенераторных установок должна быть предусмотрена возможность доступа к элементам управления и обслуживания при эксплуатации, к элементам, требующим проверки и регулирования, а также удобство монтажа и демонтажа.

6.2.2 Конструкцией электрогенераторных установок должна быть предусмотрена возможность их перемещения подъемно-транспортными средствами, а также в зависимости от степени подвижности крепления на месте установки (к полу, фундаменту) монтаж на транспортном средстве.

6.2.3 Уровень стандартизации и унификации устанавливается заказчиком и должен быть указан в ТУ на электроагрегаты и электростанции конкретных типов в виде коэффициентов межпроектной унификации и применяемости на уровне деталей по числу составных частей.

6.2.4 Питание цепей управления и исполнительных устройств электрогенераторных установок следует осуществлять от независимого источника по двухпроводной схеме постоянным током номинальным напряжением, выбранным из ряда: 12,24 (27), 110, 220 В.

Питание цепей управления и исполнительных устройств стационарных электроагрегатов допускается осуществлять переменным током напряжением 127, 220, 380 В, частотой 50 Гц, а также от других источников энергии: пневматического, гидравлического и комбинированного.

Допускается применять однопроводную схему для питания исполнительных устройств и приборов дизельной автоматики, а также цепей управления электроагрегатов и электростанций 1-й степени автоматизации.

6.2.7 Транспортные средства электростанций, предназначенных для перевозок воздушным транспортом, должны быть снабжены приспособлениями для отключения рессор и приспособлениями для закрепления.

6.2.8 Класс точности электроизмерительных приборов, устанавливаемых в силовых цепях электрогенераторных установок для измерения тока, напряжения и мощности, должен быть не ниже 2,5; для измерения частоты и сопротивления изоляции — не ниже 4,0.

6.2.9 На электрогенераторных установках мощностью не менее 8 кВт должны быть установлены счетчики моточасов.

6.2.10 Защитно-декоративные и лакокрасочные покрытия электрогенераторных установок должны обеспечивать сохранность поверхностей и коррозионную стойкость деталей и сборочных единиц при хранении и эксплуатации.

6.2.11 При наличии отсеков управления в электростанциях кузовного и контейнерного исполнений следует предусматривать рабочее место для оператора.

6.2.13 Электрогенераторные установки должны соответствовать требованиям технической эстетики в части целесообразного применения данной конструкции, гармоничности, целостности, масштабности и внешнего вида, размещения и оформления оборудования с учетом физиологических факторов. Окраска рабочей зоны органов управления должна обеспечивать хорошую ориентацию обслуживающего персонала.

В стандартах или ТУ на электроагрегаты и электростанции конкретных типов должны быть указаны следующие эргономические показатели:

— гигиенические показатели уровня освещенности; вентилируемости 1) ; температуры 1) ; токсичности 1) ; вибраций 1) ; шума 1) ;

1) Для электростанций в кузовном и контейнерном исполнениях при наличии рабочего места для оператора.

— антропометрический показатель соответствия размеров изделия или внутренних объемов рабочих мест размерам тела человека;

— физиологические и психофизиологические показатели соответствия изделия: силовым возможностям человека; зрительным психофизиологическим возможностям человека; психологический показатель соответствия изделия возможностям восприятия и переработки человеком информации.

Уровни эргономических показателей должны соответствовать требованиям безопасности, указанным в 7.11.

6.2.14 Имущество и все составные части электростанций следует равномерно размещать на транспортном средстве, при этом имущество должно быть надежно закреплено ремнями, скобами, растяжками, зажимами и т. п.

Масса отдельных укладок имущества, предназначенных для переноски вручную при эксплуатации электростанции, не должна превышать 60 кг.

Кабельная сеть при транспортировании должна размещаться на транспортном средстве электростанции. По согласованию с заказчиком допускается транспортирование кабельной сети на тягаче.

6.3 Требования к электрическим параметрам и режимам

а) электрогенераторных установок мощностью до 500 кВт включительно при атмосферном давлении 89,9 кПа (674 мм рт.ст.), температуре окружающего воздуха 313 К (40 °С) и относительной влажности воздуха 70 % или 98 % при 298 К (25 °С);

б) электрогенераторных установок мощностью свыше 500 кВт при атмосферном давлении 100 кПа (750 мм рт.ст.), температуре окружающего воздуха 300 К (27 °С) и относительной влажности воздуха 60 % или 98 % при 298 К (25 °С).

Суммарная наработка в режиме 10 %-ной перегрузки не должна превышать 10 % отработанного электрогенераторной установкой времени в пределах назначенного ресурса до капитального ремонта.

6.3.3 В стандартах или ТУ на электроагрегаты и электростанции конкретных типов должна быть указана минимальная мощность, развиваемая электроагрегатом или электростанцией без ограничения по времени непрерывной работы, в соответствии со стандартами на установленные в них дизельные или газопоршневые двигатели.

Норма для электрогенераторных установок типов

1 Установившееся отклонение напряжения при неизменной симметричной нагрузке, %, не более

2 Переходное отклонение напряжения, % не более

— при сбросе 100 % симметричной нагрузки

— при набросе 100 % симметричной нагрузки

3 Время восстановления напряжения при сбросе-набросе 100 % симметричной нагрузки, с

4 Переходное отклонение частоты, % не более

— при сбросе 100 % симметричной нагрузки

— при набросе 100 % симметричной нагрузки

5 Время восстановления частоты при сбросе-набросе

100 % симметричной нагрузки, с

6 Установившееся отклонение частоты при неизменной симметричной нагрузке, %, не более

7 Установившееся отклонение частоты при изменении

нагрузки, %, не более

8 Коэффициент амплитудной модуляции

9 Статизм по частоте, % не более

10 Коэффициент искажения несинусоидальности кривой напряжения, %, не более

11 Коэффициент небаланса линейных напряжений при несимметричной нагрузке фаз

Устанавливается по соглашению между изготовителем и потребителем

1) Для электрогенераторных установок с газовыми двигателями искрового зажигания.

2) Для электрогенераторных установок с одно- или двухцилиндровыми двигателями норма увеличивается до 2 5.

3) Для электрогенераторных установок с одно- или двухцилиндровыми двигателями норма увеличивается до 2.

Нормы качества электрической энергии указаны в процентах номинальных значений напряжения и частоты тока.

Для электроагрегатов и электростанций с первичными двигателями, имеющими турбонаддув, значение наброса нагрузки и изменения параметров при переходном процессе — в соответствии с ГОСТ 10511 .

Примечание — Нормы по всем показателям для электрогенераторных установок класса G 4 устанавливаются по соглашению между изготовителем и потребителем.

6.3.5 Нормы качества электрической энергии электроагрегатов постоянного тока устанавливают в стандартах или ТУ на электроагрегаты конкретных типов по ГОСТ 23377.

6.3.6 Температурное отклонение напряжения электрогенераторных установок, имеющих генераторы с корректорами напряжения, должно быть не более ± 1 % установленного в начале режима.

При этом изменение температуры окружающего воздуха не должно превышать 15 К (15 °С). Температурное отклонение напряжения электрогенераторных установок, имеющих генераторы без корректора напряжения, указывают в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов.

Предельные отклонения регулирования уставки напряжения в процентах от номинального напряжения для электроагрегатов и электростанций переменного тока мощностью:

± 5 — до 30 кВт включ.;

-5 — св. 4 кВт, комплектуемых генераторами переменного тока второго класса по ГОСТ 22407.

Предельные отклонения регулирования уставки напряжения в процентах от номинального напряжения для электрогенераторных установок постоянного тока указывают в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретного типа и выбирают из ряда: ± 5; ± 10; Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение ± 20.

Однотипные электрогенераторные установки переменного трехфазного тока, не имеющие первичных двигателей, обеспечивающих параллельную работу, должны допускать включение на кратковременную параллельную работу при ручной синхронизации на время, необходимое для перевода нагрузки с одной электрогенераторной установки на другую без перерыва питания потребителей электрической энергией. Необходимость этого требования указывают в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов.

Примечание — В технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком допускается не устанавливать на электрогенераторных установках устройства параллельной работы.

Неравномерность распределения реактивных нагрузок при параллельной работе электрогенераторных установок должно соответствовать:

— ГОСТ 22407 — при мощности до 100 кВт включительно;

— ГОСТ 14965 — при мощности свыше 100 кВт.

Степень рассогласования активных нагрузок между параллельно работающими электроагрегатами и электростанциями в диапазоне относительных нагрузок 20 % — 100 % не должна превышать 10 %.

Мощность асинхронного короткозамкнутого двигателя в процентах от номинальной мощности электрогенераторной установки

Св. 200 до 500 включ.

Устанавливают в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов

Значение и характер загрузки асинхронного короткозамкнутого двигателя по моменту на валу, а также параметры асинхронного короткозамкнутого двигателя частотой 400 Гц указывают в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов. При включении асинхронного короткозамкнутого двигателя не должно происходить отключение коммутационных аппаратов электрогенераторных установок.

дизель-генератора
по ГОСТ 10032 , дизеля —
по ГОСТ 14228

электроагрегата и электростанции

Стабилизация выходных электрических параметров.

Защита электрических цепей

Стабилизация выходных электрических параметров.

Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита.

Автоматическое поддержание нормальной работы после пуска и включения нагрузки, в том числе без обслуживания и наблюдения в течение 4 или 8 ч

Стабилизация выходных электрических параметров.

Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита.

Дистанционное и (или) автоматическое управление при пуске, работе и остановке со сроком необслуживаемой работы в течение 16 или 24 ч

Стабилизация выходных электрических параметров.

Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита.

Дистанционное и автоматическое или только автоматическое управление всеми технологическими процессами со сроком необслуживаемой работы в течение 150 или 240 ч

В зависимости от задач автоматизации, объема автоматизированных и/или автоматически выполняемых операций и времени необслуживаемой работы дизель-генераторы автоматизированных электрогенераторных установок в части степеней автоматизации и технических требований к автоматизации должны соответствовать ГОСТ 10032, а дизели — ГОСТ 14228.

Степень автоматизации электроагрегатов и электростанций указана в таблице 5.

В электрогенераторных установках, автоматизированных по 1 — 3-й степеням, защита электрических цепей входит в объем операций аварийной защиты.

а) сопротивления изоляции,

б) давления масла,

в) температуры охлаждающей жидкости и т. п.

Перечень и предельные значения параметров уточняют в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов. Кроме того, должно быть предусмотрено ручное отключение защиты и возможность работы при отключенной защите.

Аварийный останов должен сопровождаться световым сигналом на щите управления (по требованию заказчика и звуковым сигналом).

— 4 ч — для электроагрегатов и электростанций мощностью до 200 кВт включительно;

— 2 ч — для электроагрегатов и электростанций мощностью свыше 200 кВт.

Электрогенераторные установки допускается оборудовать двумя пусковыми устройствами, одно из которых является дублирующим.

Электрогенераторные установки мощностью не более 8 кВт допускается оборудовать механическим пусковым устройством.

Время разогрева от температуры 233 К (минус 40 °С) 1) до температуры, обеспечивающей пуск передвижного электроагрегата или электростанции и готовность к приему номинальной нагрузки, включая время пуска подогревательного устройства, должно быть не более приведенного в таблице 6.

1) По требованию заказчика в стандартах или технических условиях на электроагрегаты и электростанции конкретных типов должно быть установлено время разогрева от 223 К (минус 50 °С).

Св. 30 до 200 включ.

Устанавливают в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов

6.4 Требования к устойчивости при внешних воздействиях

— стационарные электроагрегаты — М7;

— передвижные злектроагрегаты и электростанции:

— не работающие на ходу (при транспортировании) — М18;

— работающие на ходу (при транспортировании) — М3О.

6.4.2 Электрогенераторные установки следует изготовлять в климатических исполнениях У, УХЛ и Т категорий размещения по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543 для работы при температурах воздуха, указанных в 6.4.3.

Климатическое исполнение устанавливают по требованию заказчика в ТЗ и указывают в стандартах или ТУ на электроагрегаты и электростанции конкретных типов.

6.4.3 Номинальные значения климатических факторов — по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543. Верхнее и нижнее значения температур и верхнее значение относительной влажности окружающего воздуха — в соответствии с таблицей 7.

Температура окружающего воздуха, К (°С)

Верхнее значение
относительной влажности
воздуха, %

Передвижные электроагрегаты и электростанции

98 1) при 298 К (25 °С)

Передвижные электроагрегаты и электростанции

98 1) при 308 К (35 °С)

98 1) при 298 К (25 °С)

1) Допускается работа электрогенераторных установок при относительной влажности 100 % с конденсацией влаги, если это указано в стандартах или ТУ на конкретный тип.

2) Температура воздуха, окружающего стационарный электроагрегат в помещении. Нижнее значение температуры наружного воздуха — 223 К (минус 50 °С).

Наибольшая высота над уровнем моря — в соответствии с таблицей 8.

Высота над уровнем моря, м, для электроагрегатов (электростанций)

1) По требованию заказчика передвижные электроагрегаты и электростанции мощностью до 200 кВт включительно допускается изготовлять для работы на высоте над уровнем моря до 4000 м.

6.4.4 Допускаются снижение мощности и увеличение удельного расхода топлива при температурах окружающего воздуха выше указанных и (или) атмосферном давлении ниже указанных в 6.3.1.

Значение снижения мощности и увеличения удельного расхода топлива должны быть указаны в стандартах или ТУ и инструкциях по эксплуатации на электрогенераторные установки конкретных типов.

— дождя 1) — с интенсивностью 3 мм/мин для электроагрегатов и электростанций в исполнениях У и УХЛ, с интенсивностью 5 мм/мин — в исполнении Т;

— снега 1) , росы и инея — для электроагрегатов и электростанций в исполнениях У и УХЛ;

— солнечной радиации 1) с расчетной интегральной плотностью теплового потока (верхнее значение) до 1125 Вт/м 2 (0,027 кал/см 2 × с), в том числе с плотностью потока ультрафиолетовой части спектра (длина волн 280 — 400 нм) — 68 Вт/м 2 (0,0016 кал/см 2 × с) — для электроагрегатов и электростанций в исполнениях У, УХЛ и Т;

1) Кроме электроагрегатов бескапотного исполнения.

— соляного тумана и плесневых грибов — для электроагрегатов и электростанций в исполнении Т;

— воздушного потока максимальной скоростью до 50 м/с;

— пыли (статического и динамического воздействий), если это указано в стандартах или ТУ на электроагрегаты и электростанции конкретных типов в исполнениях У, УХЛ и Т, с запыленностью воздуха, г/м 3 , не более:

— 2,5 — для работающих на ходу;

— 0,5 — для не работающих на ходу;

— 0,01 -для стационарных электроагрегатов.

Время непрерывной работы, размер частиц, состав частиц пылевой смеси и скорость (при динамическом воздействии) указывают в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов.

Электроагрегаты, предназначенные для работы при транспортировании, и электростанции, предназначенные для работы во время движения мощностью до 30 кВт включительно, должны обеспечивать устойчивую работу также во время преодоления препятствий при транспортировании или при движении по пересеченной местности со следующими наклонами относительно продольной оси первичного двигателя: поперечным до 28,5°, продольным до 15°.

6.5 Требования надежности

Электрогенераторные установки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53176.

6.6.1 Первичные двигатели, генераторы и другие комплектующие изделия электрогенераторных установок должны соответствовать требованиям, установленным в стандартах или ТУ на конкретные комплектующие изделия и условиям их работы в составе электроагрегата или электростанции. Применяемые материалы должны соответствовать требованиям стандартов или ТУ на них, что должно быть подтверждено клеймами или сертификатами.

6.6.2 Регуляторы частоты вращения первичных двигателей электрогенераторных установок должны обеспечивать возможность установки номинальной частоты вращения при любой нагрузке от 10 % до 100 % номинальной мощности.

6.6.3 Параметры системы автоматического регулирования частоты вращения первичных двигателей электрогенераторных установок, автоматизированных по 1 — 3-й степеням автоматизации в соответствии с таблицей 5, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 10511 к системам регулирования скорости не ниже 3-го класса точности. При этом номинальный наклон регуляторной характеристики первичного двигателя должен соответствовать классу применения по ГОСТ Р 8528-1.

6.6.4 Топлива, масла, смазочные материалы и специальные жидкости для первичных двигателей электрогенераторных установок должны соответствовать требованиям стандартов или ТУ на двигатели конкретных типов. Составы и характеристики горючесмазочных материалов и охлаждающих жидкостей должны соответствовать требованиям соответствующих стандартов на них.

6.6.5 Выходные устройства для отбора электрической энергии напряжением до 230 и 400 В должны соответствовать ГОСТ 27482.

6.6.6 Устройства постоянного контроля изоляции должны иметь аппараты для проверки их исправности.

6.6.7 Первичные двигатели электрогенераторных установок, автоматизированных по 1 — 3-й степеням автоматизации в соответствии с таблицей 5, должны быть оборудованы соответствующими датчиками и вспомогательными механизмами, а регуляторы частоты вращения — приводами, обеспечивающими выполнение задач, соответствующих степени автоматизации.

7 Требования безопасности и охраны окружающей среды

Конструкция электростанций и передвижных электроагрегатов капотного и контейнерного исполнений должна соответствовать требованиям степени защиты IP23, а конструкция передвижных электроагрегатов бескапотного исполнения и стационарных электроагрегатов — степени защиты IP2X по ГОСТ 14254.

7.3 Схема электрических соединений электрогенераторных установок переменного трехфазного тока должна иметь изолированную нейтраль (при соединении обмоток генератора по схеме «звезда» с выведенной нулевой точкой). В электрогенераторных установках переменного трехфазного тока напряжением 230 В нуль генератора выводится на панель отбора мощности только по требованию заказчика.

Не допускается применять какие-либо устройства, создающие электрическую связь фазных проводов или нейтрали с корпусом либо землей как непосредственно, так и через искусственную нулевую точку (кроме устройства для подавления помех радиоприему).

Режим нейтрали электрогенераторных установок при эксплуатации в составе конкретной системы электроснабжения объектов и защитные меры безопасности определяются правилами (см. 7.1).

Примечание — По требованию заказчика стационарные электроагрегаты переменного трехфазного тока допускается изготовлять с глухозаземленной нейтралью.

Не допускается применять приборы постоянного контроля изоляции, работающие на принципе асимметрии напряжения.

По требованию заказчика приборы постоянного контроля изоляции должны быть снабжены световой или звуковой сигнализацией о снижении сопротивления изоляции ниже допускаемого значения.

7.5 Все металлические нетоковедущие части электрооборудования, которые могут оказаться под опасным напряжением вследствие повреждения изоляции, должны иметь электрическое соединение с корпусом электрогенераторной установки, а при наличии, и с рамой транспортного средства.

7.6 Электрогенераторные установки должны иметь заземляющие зажимы для подключения защитного и рабочих заземлений и знаки заземлений, выполненные по ГОСТ 21130.

Количество стержневых заземлителей устанавливают в стандартах или ТУ на конкретные типы.

При этом в эксплуатационной документации должно быть указано максимальное значение удельного сопротивления грунта, при котором обеспечивается требуемое [3] сопротивление заземляющего устройства с помощью стержневых заземлителей, входящих в комплект электрогенераторных установок.

Сопротивление изоляции, МОм, для
электрических цепей номинальным
напряжением, В

Нормальные климатические условия испытаний по ГОСТ 15150 :

— холодное состояние изоляции

— горячее состояние изоляции (после работы в установившемся номинальном режиме)

Относительная влажность воздуха 98 % (100 %) 1) при 298 К (25 °С) и более низких температурах без конденсации влаги

Относительная влажность воздуха 98 % (100 %) 1) при 308 К (35 °С) (тропическое исполнение)

1) Устанавливают по требованию заказчика (100 % с конденсацией влаги). При этом минимально допускаемое сопротивление изоляции для электрических цепей номинальным напряжением 230 и 400 В в холодном состоянии перед включением нагрузки должно быть не ниже 0,015 МОм.

Примечание — Если испытанию подвергают электроагрегат или электростанцию, состоящие из элементов (электрических машин и аппаратов), уже прошедших испытания на электрическую прочность в соответствии с требованиями стандартов, то испытательное напряжение не должно превышать 85 % испытательного напряжения того элемента, у которого это напряжение наименьшее.

7.10 Электрогенераторные установки должны отвечать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004.

Передвижные электроагрегаты и электростанции должны иметь средства пожаротушения, указанные в стандартах или ТУ на электроагрегаты и электростанции конкретных типов.

Топливные баки и топливопроводы не допускается располагать вблизи источников тепла (глушителей, выхлопных труб, подогревательных устройств и т. п.), а также вблизи коммутационной аппаратуры, и, кроме того, они должны быть защищены от нагрева выше допускаемого.

В электрогенераторных установках мощностью до 8 кВт включительно вместо удаления топливного бака от источников тепла и коммутационной аппаратуры допускается применять теплоизоляцию.

7.11 Электрогенераторные установки должны соответствовать эргономическим требованиям по ГОСТ 12.2.049. Конкретные эргономические требования к зонам обслуживания устанавливают в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов.

7.11.1 Символы органов управления электрогенераторных установок должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.040.

7.11.2 Уплотнения разъемных соединений не должны допускать выбрасывание и подтекание смазочных материалов, топлива, охлаждающей жидкости, а также пропуск отработанных газов.

— 20 — окись углерода и отработанные газы;

— 100 — пары дизельного топлива;

— 1 — туман серной кислоты;

В автоматизированных электростанциях в кузовном исполнении, в которых не предусмотрено постоянное пребывание персонала, допускается увеличение концентрации вредных веществ в соответствии с ГОСТ 12.1.005.

7.11.4 Передвижные электроагрегаты и электростанции должны быть оборудованы электроосвещением. При этом уровень освещенности в местах управления, обслуживания и на приборных панелях щитов должен быть не менее 20 лк.

По требованию заказчика в электростанциях в кузовном исполнении уровень освещенности должен быть не менее значений, указанных в таблице 11.

при комбинированном освещении

при общем освещении

Панели приборных щитов

На высоте 0,8 м от пола

7.11.5 Допускаемые значения уровней шума (уровней звукового давления и уровней звука) на рабочем месте оператора электростанций в кузовном исполнении не должны превышать значений, предусмотренных ГОСТ 12.1.003.

При уровнях звукового давления, превышающих предельные значения ГОСТ 12.1.003, следует применять индивидуальные средства защиты от шума.

7.13 Уровень шума, создаваемый электрогенераторными установками, не должен превышать требований ГОСТ 12.1.003.

7.14 Выброс отработавших газов не должен превышать норм, установленных на территории Российской Федерации.

8 Комплектность

— одиночный комплект ЗИП (ЗИП-0);

— стержневые заземлители в соответствии с 7.7;

— эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601.

В зависимости от назначения электростанции дополнительную комплектность (выхлопные металлорукава, шанцевый инструмент, кабели для присоединения нагрузок, комплект специального оборудования и средств) указывают в эксплуатационной документации на электростанцию конкретного типа.

8.2 В комплект поставки группы электрогенераторных установок должен входить групповой комплект ЗИП (ЗИП-Г), поставляемый по отдельным заказам:

— ЗИП-Г5 — для пяти электроагрегатов или электростанций;

— ЗИП-Г10 — для десяти электроагрегатов или электростанций.

9 Правила приемки

9.1 Общие положения

9.1.2 Электрогенераторные установки, предъявляемые на испытания и (или) приемку, должны быть полностью укомплектованы. По согласованию с заказчиком электроагрегаты и электростанции, предъявляемые на испытания, допускается укомплектовывать частично (без ЗИП-0 и дополнительного оборудования).

Составные части, используемые для комплектации, перед установкой (монтажом) на электрогенераторные установки должны пройти входной контроль в соответствии с требованиями ГОСТ 24297. Перечень составных частей, проходящих входной контроль, устанавливают по согласованию с заказчиком.

9.1.3 Результаты испытаний считают положительными, а электрогенераторные установки выдержавшими испытания, если они испытаны в полном объеме, установленном в настоящем стандарте, и соответствуют требованиям стандартов и на электрогенераторные установки конкретных типов.

9.1.4 Результаты испытаний считают отрицательными, а электрогенераторные установки не выдержавшими испытания, если по результатам испытаний будет обнаружено их несоответствие, хотя бы по одному требованию, установленному в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов, проверяемому при этих испытаниях.

9.1.5 Положительные результаты приемо-сдаточных и периодических испытаний, проведенных в сроки, установленные в настоящем стандарте, являются основанием для принятия решения о приемке электрогенераторных установок.

Приемке электрогенераторных установок, выпуск которых предприятием-изготовителем начат впервые или возобновлен после перерыва на время, превышающее срок периодичности, установленный для периодических испытаний данных электрогенераторных установок, должны предшествовать периодические испытания, если дополнительный объем испытаний или специальные категории испытаний не предусмотрены в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов.

9.1.6 Перед началом испытаний электрогенераторные установки должны быть приведены в рабочее положение в соответствии с инструкцией по эксплуатации на испытуемые установки.

В процессе испытаний запрещается подстраивать, регулировать и заменять части электрогенераторных установок, если это не оговорено стандартами или ТУ.

9.1.7 Испытания по 9.1.1 проводят в климатических условиях (температура, относительная влажность, атмосферное давление) испытательной станции предприятия-изготовителя, за исключением испытаний, для которых условия установлены особо.

9.1.8 При невозможности проведения каких-либо испытаний на предприятии-изготовителе эти испытания должны быть проведены на других предприятиях или местах эксплуатации, оснащенных необходимым оборудованием.

9.1.9 Метрологическое обеспечение испытаний осуществляют в соответствии с национальными стандартами, положениями и другими нормативными документами по метрологическому обеспечению. При проведении испытаний следует применять средства измерений, прошедшие метрологическую аттестацию (поверку) в соответствии с [4], испытательное оборудование, прошедшее аттестацию, — по ГОСТ Р 8.568.

Класс точности электроизмерительных приборов — по ГОСТ 11828.

9.1.10 Объем испытаний, установленных в настоящем стандарте, по согласованию с заказчиком допускается уточнять в стандартах или ТУ на электрогенераторные установки конкретных типов.

9.1.11 Испытания на воздействие пониженного атмосферного давления, пыли, испытание на холодоустойчивость, испытание маркировки и на соответствие требованиям 5.4, 6.3.17, 6.4.1, 6.4.5 , 6.4.6, 6.6, 7.2, 7.11.3 — 7.11.6 проводят при приемочных испытаниях опытных образцов. Испытания не проводят, если соответствие электрогенераторных установок указанным требованиям гарантирует предприятие-разработчик.

9.1.12 При проведении испытаний и приемке на предприятии-изготовителе материально-техническое и метрологическое обеспечение (необходимая нормативно-техническая и технологическая документация, справочные материалы и др.), выделение обслуживающего персонала, охраны, транспортных средств и т. п. осуществляет предприятие-изготовитель.

При проведении испытаний в организациях заказчика или промышленности (на полигонах, в специализированных институтах, испытательных центрах и т.п.) материально-техническое, метрологическое и бытовое обеспечение, выделение обслуживающего персонала, охраны, транспортных средств осуществляют указанные организации и предприятие-изготовитель по заключенным договорам.

9.2 Приемо-сдаточные испытания

9.2.1 Испытаниям подвергают каждую выпускаемую электрогенераторную установку с целью определения возможности ее приемки и поставки.

При установившемся крупносерийном производстве устанавливают объем выборки по согласованию с заказчиком.

9.2.2 Испытания и приемку проводит отдел технического контроля (ОТК) предприятия-изготовителя в последовательности, приведенной в таблице 12, на электрогенераторных установках, предъявленных изготовителем. Результаты испытаний оформляют протоколом (протоколами).

Дизтопливо: ГОСТ 305-82. Характеристики дизтоплива по ГОСТу

На качество работы двигателя и всей топливной системы не в последнюю очередь влияют свойства топлива. Сегодня производители в России предлагают и дизтопливо ГОСТ 305-82. Государственный стандарт, разработанный еще в 1982 году, уже устарел, как, впрочем, и само топливо, которое по нему до недавнего времени изготавливали.

ГОСТ 305-82

Созданный еще в Советском Союзе, этот стандарт, который регламентирует изготовление ДТ, является межгосударственным. Он определяет как технические условия производства, так и характеристики топлива, которое предназначалось для автомобилей, промышленных агрегатов и судов с быстроходными дизельными двигателями.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Современное топливо, изготовленное по международным европейским стандартам, практически вытеснило с рынка солярку, для производства которой использовался старый ГОСТ. Дизтопливо ЕВРО, кроме того что имеет значительно более высокие эксплуатационные характеристики, еще и намного экологичнее.

Впрочем, и сегодня считается (по крайней мере на постсоветском пространстве), что горючее, в котором можно применять различные разрешенные присадки, имеет некоторые преимущества из-за своей универсальности и широкого диапазона рабочих температур.

Область применения

Дизтопливо (ГОСТ 305-82) использовалось до недавнего времени для военной, сельскохозяйственной техники, дизельных судов и грузовых автомобилей старого образца.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Этим топливом пользовались для отопления малоэтажных зданий, расположенных далеко от центрального теплоснабжения. Сочетание низкой цены и достаточно высокой энергоэффективности позволяло экономить затраты на содержание домов.

Почему в прошлом? Государственный стандарт 1982 года заменен на ГОСТ 305-2013, вступивший в действие с января 2015 года. И в нем четко указано, что дизтопливо ГОСТ 305-2013 не реализуется через АЗС общего пользования и предназначено для быстроходных и газотурбинных двигателей как внутри страны, так и в странах Таможенного союза (Казахстане и Белоруссии).

Основные преимущества

Итак, главные достоинства – это универсальность и рабочие температуры. Кроме того, преимуществами старой доброй солярки считают ее эксплуатационную надежность, проверенную десятилетиями; возможность длительного хранения без ухудшения технических характеристик; повышение мощности двигателя.

Дизтопливо ГОСТ 305-82 легко фильтруется, содержит незначительное количество сернистых соединений и не разрушает детали двигателя.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Бесспорным преимуществом солярки является ее низкая цена по сравнению с другими видами жидкого топлива.

Главный недостаток

Главным недостатком горючего, из-за которого, собственно, и ограничено его использование, является низкий класс экологичности. Дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013) принадлежит к классу К2. А на сегодняшний день на территории РФ запрещены к обращению даже виды топлива с классом экологичности К3 и К4.

Марки дизтоплива

Старый ГОСТ устанавливал три марки топлива, новый же — четыре. Также несколько отличаются температурные диапазоны их использования и характеристики.

Параметры (ГОСТ) дизтоплива летнего (Л): эксплуатационная температура — от минус 5 °С, температура вспышки для дизельных двигателей общего назначения – 40°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных — 62°С.

Такая же температура вспышки у межсезонного топлива (Е), рабочие температуры которого начинаются с минус 15°С.

Зимнее топливо (З) используется при температурах до минус 35°С и до минус 25°С. И если в технических условиях 1982 года диапазон рабочих температур определялся температурой застывания топлива, то в новом документе речь идет о температуре фильтрации – минус 35°С и минус 25°С соответственно.

Арктическое (А) дизтопливо ГОСТ 305-82 можно было использовать, начиная с температуры минус 50°С. В новом документе этот предел подняли на пять градусов, называется уже рекомендованная температура от 45°С и выше.

Виды дизтоплива

Дизтопливо ГОСТ 52368-2005 (ЕВРО) делится по массовому содержанию серы на три вида:

  • I – 350 мг;
  • II – 50 мг;
  • III – 10 мг на один кг горючего.

В ГОСТ 305-82 дизтопливо в зависимости от процентного содержания серы делится на виды:

  • I — топливо всех марок, в котором доля серы не больше 0,2%;
  • II — дизтопливо с содержанием серы для марок Л и З — 0,5%, а для марки А — 0,4%.

Новый ГОСТ 305-2013, приближаясь к международным стандартам, делит топливо на два вида по массовому содержанию серы вне зависимости от марки. К виду I относится горючее с содержанием серы 2,0 г, а к виду II – 500 мг на килограмм топлива.

Даже вид II содержит серы в полтора раза больше, чем топливо вида I, соответствующее международным стандартам.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Большое количество серы – это вредные выбросы в атмосферу, но и хорошие смазывающие свойства топлива при этом.

Условные обозначения

В ГОСТ 305-82 топливо маркировалось заглавной буквой Л, З или А (летнее, зимнее или арктическое соответственно), массовой долей серы, температурой вспышки летнего и температурой застывания зимнего топлива. Например, З-0,5 минус 45. Сорта высший, первый или без него, характеризующие качество топлива, указываются в паспорте на партию.

Дизтопливо (ГОСТ Р 52368-2005) маркируется буквами ДТ, указывается сорт или класс в зависимости от значения температур фильтруемости и помутнения, а также вид топлива I, II или III.

Для Таможенного союза существует свой документ, регламентирующий требования к топливу, в том числе и его условное обозначение. Он включает буквенное обозначение ДТ, марку (Л, З, Е или А) и коэффициент экологичности от К2 до К5, показывающий содержание серы.

Поскольку документов много, понятие сортности в них разное, а характеристики более подробно указываются в паспорте качества, то сегодня не редкость объявления типа «Продажа дизтоплива трубного сорт 1 ГОСТ 30582005». То есть все параметры и качество горючего соответствуют указанному стандарту, кроме содержания серы.

Основные характеристики дизтоплива

Самыми важными эксплуатационными показателями, которыми характеризуется дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013), являются: цетановое число, фракционный состав, плотность и вязкость, температурные характеристики, массовые доли различных примесей.

Цетановое число характеризует воспламеняемость топлива. Чем выше этот показатель, тем меньше времени проходит от впрыска топлива в рабочий цилиндр до начала его горения, а следовательно, меньше длительность прогрева двигателя.

От фракционного состава зависит полнота сгорания топлива, а также токсичность отработанных газов. При перегонке дизельного топлива фиксируется момент полного выкипания определенного количества горючего (50% ли 95%). Чем тяжелее фрикционный состав, тем уже диапазон температур и выше нижний порог кипения, а значит, позднее происходит самовоспламенение горючего в камере сгорания.

Плотность и вязкость влияют на процессы подачи и впрыска топлива, его фильтрование и эффективность.

Примеси влияют на износ двигателя, коррозионную стойкость топливной системы, появление в ней налета гари.

Предельная температура фильтруемости – это такая низкая температура, при которой загустевшее топливо перестает проходить через фильтр с ячейками определенного размера. Еще один температурный показатель – это температура помутнения, при которой начинает кристаллизоваться парафин, то есть мутнеет дизтопливо.

Характеристики ГОСТ 305-2013 устанавливает для всех марок одинаковые: цетановое число, массовую долю серы, кислотность, йодное число, зольность, коксуемость, загрязнение, содержание воды. Отличия касаются температурных показателей, вязкости и плотности топлива. В ГОСТ 305-82 были отличия еще и по коксуемости.

Технические требования к дизтопливу

Итак, цетановое число для всех марок топлива равно 45, содержание серы — либо 2,0 г, либо 500 мг на один кг. Это самые важные показатели, характеризующие горючее.

Плотность дизтоплива по ГОСТ меняется от 863,4 кг/куб. м для горючего марок Л и Е до 833,5 кг/куб. м для марки А, кинематическая вязкость – от 3,0-6,0 кв. мм/с до 1,5-4,0 кв. мм/с соответственно.

Фракционный состав характеризуется диапазоном температур от 280°С до 360°С для топлива всех марок, за исключением арктического, для которого температуры выкипания находятся в пределах от 255°С до 360°С.

Характеристики (новый ГОСТ) дизтоплива летнего ничем не отличаются от характеристик межсезонного горючего, за исключением предельной температуры фильтруемости.

Температура вспышки зимнего топлива для дизельных двигателей общего назначения – 30°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных — 40°С, арктического – 30°С и 35°С соответственно.

Отличия дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) и ЕВРО

Еще в 1993 году европейские стандарты качества устанавливали цетановое число не ниже 49. Спустя семь лет стандарт, который определял технические характеристики топлива ЕВРО 3, установил более жесткие показатели. Цетановое число должно быть более 51, массовая доля серы – меньше 0,035%, а плотность – меньше 845 кг/куб. м. Стандарты ужесточились в 2005 году, а сегодня действуют международные, установленные в 2009 году.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Сегодня в РФ производится дизтопливо ГОСТ Р 52368-2005 с цетановым числом выше 51, содержанием серы меньше 10 мг/кг, температурой вспышки от 55°С, плотностью в пределах от 820 до 845 кг/куб. м и температурой фильтруемости от плюс 5 до минус 20°С.

Даже сравнивая первые два показателя, можно сделать вывод о несоответствии дизтоплива ГОСТ 305-2013 современным требованиям экологии.

Требования безопасности

Поскольку дизельное топливо — жидкость горючая, то меры безопасности касаются, прежде всего, защиты от возникновения пожара. Достаточно всего 3% его паров в общем объеме воздуха в помещении для того, чтобы спровоцировать взрыв. Поэтому высокие требования предъявляются к герметизации оборудования и аппаратуры. Защищенными выполняются электропроводка и осветительные приборы, инструменты используются только те, которые не высекают даже случайно искру.

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

Важными для соблюдения техники безопасности и условий хранения дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) являются температурные показатели, касающиеся способности к горению.

Источник http://avtodigitals.ru/marki-dizelnogo-topliva/
Источник Источник http://docplan.ru/Data2/1/4293829/4293829835.htm
Источник Источник http://fb.ru/article/242408/diztoplivo-gost—harakteristiki-diztopliva-po-gostu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Автомобильные аккумуляторы - все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы — все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы являются одним из наиболее важных компонентов любого транспортного средства. Они обеспечивают энергией все электрические устройства автомобиля, от запуска двигателя до подачи энергии на освещение и радио. В данной статье мы рассмотрим значимость аккумуляторов для автомобилей, их основные характеристики и важность правильного выбора, а также узнаем о предложениях по приобретению аккумуляторов в городе Казань. […]

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

В мире автомобильного тюнинга существует множество способов улучшить производительность автомобиля. Один из самых важных аспектов тюнинга — это оптимизация впускной системы. В этой статье мы рассмотрим значимость тюнинга впускной системы, основные компоненты этого процесса и преимущества, которые он может принести владельцу автомобиля. Значение впускной системы в автомобильном тюнинге Впускная система играет ключевую роль в работе […]

Яндекс.Метрика