ГОСТ 10150-2014: Двигатели внутреннего сгорания поршневые
ГОСТ 10150-2014
Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия
Купить ГОСТ 10150-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Распространяется на судовые, тепловозные и промышленные поршневые двигатели внутреннего сгорания, работающие на жидком и/или газообразном топливе, в том числе конвертированные.
Оглавление
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Обозначения и сокращения
5 Классификация и обозначение двигателей
6 Технические требования
6.1 Общие требования
6.2 Требования к параметрам и режимам работы двигателя
6.2.1 Требования к объявлению мощности
6.2.2 Требования к объявлению частоты вращения
6.2.3 Стандартные исходные условия
6.2.4 Режимы работы двигателей
6.2.5 Объявление расхода топлива
6.2.6 Объявление расхода смазочного масла
6.3 Пересчет мощности и удельного расхода топлива
6.3.1 Методы приведения мощности и пересчета удельного расхода топлива
6.3.2 Методы корректировки мощности
6.4 Требования к условиям работы
6.5 Требования к пусковым и реверсивным свойствам двигателей
6.6 Требования к конструктивному исполнению
6.7 Требования к автоматизации
6.8 Требования к показателям надежности двигателей
6.9 Требования технической эстетики и эргономики
6.10 Требования к комплектности
6.11 Требования к маркировке и упаковке
6.12 Требования безопасности
7 Приемка и методы испытаний
8 Транспортирование и хранение
9 Гарантии изготовителя
Приложение А (рекомендуемое) Вспомогательное оборудование, которое может быть установлено на двигателе
Приложение Б (рекомендуемое) Поле допустимых нагрузок двигателя
Приложение В (рекомендуемое) Определение давления водяного пара, коэффициентов и отношений
Приложение Г (справочное) Примеры приведения мощности и пересчета удельного расхода топлива от стандартных или заменяющих исходных условий к местным окружающим условиям
Приложение Д (справочное) Пример приведения мощности от местных окружающих условий к окружающим условиям при испытаниях и заменяющим местные окружающие условия для регулируемых двигателей
Приложение Е (справочное) Примеры корректировки мощности для нерегулируемых двигателей.
Дата введения | 01.01.2016 |
---|---|
Добавлен в базу | 12.02.2016 |
Актуализация | 01.02.2020 |
Этот ГОСТ находится в:
- Раздел Электроэнергия
- Раздел 27 ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА
- Раздел 27.020 Двигатели внутреннего сгорания
- Раздел 27 ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА
- Раздел Экология
- Раздел 27 ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА
- Раздел 27.020 Двигатели внутреннего сгорания
- Раздел 27 ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА
Организации:
14.11.2014 | Утвержден | Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации | 72-П |
---|---|---|---|
11.08.2015 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 1128-ст |
Разработан | ООО ЦНИДИ | ||
Издан | Стандартинформ | 2015 г. |
Reciprocating internal combustion engines. General specifications
- ГОСТ 10448-2014Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний
- ГОСТ Р 55437-2013Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Классификация по объему автоматизации и технические требования к автоматизации
- ГОСТ 31966-2012Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Общие требования безопасности
- ГОСТ Р 55231-2012Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных двигателей внутреннего сгорания. Общие технические условия
- ГОСТ 2.601-2006Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы. Заменен на ГОСТ 2.601-2013.
- ГОСТ 8581-78Масла моторные для автотракторных дизелей. Технические условия
- ГОСТ 4.367-85Система показателей качества продукции. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Номенклатура показателей
- ГОСТ 30575-98Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Методы измерения и оценки воздушного шума
- ГОСТ 28577.3-90Нефтепродукты. Топлива (Класс F). Классификация. Часть 3. Группа L. Сжиженные нефтяные газы
- ГОСТ 28577.2-90Нефтепродукты. Топлива (Класс F). Классификация. Часть 2. Категории газотурбинных топлив для применения в промышленности и для морских двигателей
- ГОСТ 28577.1-90Нефтепродукты. Топлива (Класс F). Классификация. Часть 1. Категории топлив для морских двигателей
- ГОСТ 28577.0-90Нефтепродукты. Топлива (Класс F). Классификация. Часть 0. Общая классификация
- ГОСТ 26828-86Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка
- ГОСТ 23550-79Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Обозначение и нумерация цилиндров
- ГОСТ 22836-77Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Определение направления вращения
- ГОСТ 17479.1-85Масла моторные. Классификация и обозначение. Заменен на ГОСТ 17479.1-2015.
- ГОСТ 14228-80Дизели и газовые двигатели автоматизированные. Классификация по объему автоматизации
- ГОСТ 12337-84Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия
- ГОСТ 11729-78Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Воздухоочистители. Общие технические условия
- ГОСТ 10511-83Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Общие технические требования
- ГОСТ 10433-75Топливо нефтяное для газотурбинных установок. Технические условия
- ГОСТ 27577-2000Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия
- ГОСТ 305-82Топливо дизельное. Технические условия. Заменен на ГОСТ 305-2013.
- ГОСТ 21443-75Газы углеводородные сжиженные, поставляемые на экспорт. Технические условия
- ГОСТ 20448-90Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия. Заменен на ГОСТ 20448-2018.
- ГОСТ 5542-87Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия. Заменен на ГОСТ 5542-2014.
- ГОСТ 10585-99Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия. Заменен на ГОСТ 10585-2013.
- ГОСТ 9.014-78Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
- ГОСТ 23170-78Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
- ГОСТ 14192-96Маркировка грузов
- ГОСТ 1667-68Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей. Технические условия
- ГОСТ 18322-78Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. Заменен на ГОСТ 18322-2016.
- ГОСТ 27.002-89Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. Заменен на ГОСТ 27.002-2015.
- ГОСТ 15150-69Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
- Показать все
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
- Сканы страниц ГОСТа
- Текст ГОСТа
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
Общие технические условия
(ISO 3046-1:2002, NEQ) (ISO 3046-4:2009, NEQ) (ISO 3046-5:2001, NEQ) (ISO 15550:2002, NEQ)
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения,обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Центральный научно-исследовательский дизельный институт» (ООО «ЦНИДИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 235 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2014 г. № 72-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004—97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. № 1128-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10150-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.
5 Настоящий стандарт соответствует следующим международным стандартам:
ISO 3046-1:2002 Reciprocating internal combustion engines — Performance — Part 1: Declarations of power, fuel and lubricating oil consumptions, and test method — Additional requirements for engines for general use (Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть. 1. Объявление мощности, расхода топлива и смазочного масла, и методы испытаний. Дополнительные требования для двигателей общего применения);
ISO 3046-4:2009 Reciprocating internal combustion engines — Performance — Part 4: Speed (Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 4. Регулирование скорости);
ISO 3046-5:2001 Reciprocating internal combustion engines — Performance — Part 5: Torsional vibrations (Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 5. Крутильные колебания);
ISO 15550:2002 Internal combustion engines — Determination and method for the measurement of engine power — General requirement (Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Определение и метод измерения мощности двигателя. Общие требования).
Степень соответствия — NEQ
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ГОСТ 10150-2014
Таа — заменяющая исходная абсолютная температура охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха, К;
Тг— стандартная исходная абсолютная температура окружающего воздуха, К;
Тт — заменяющая исходная абсолютная температура окружающего воздуха, К;
Тх — абсолютная температура окружающего воздуха при местных условиях, К;
Тсх — температура охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха при местных условиях, К;
Ту — абсолютная температура окружающего воздуха при испытаниях, К;
Тсу — температура охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха при испытаниях, К;
а — коэффициент приведения мощности;
Од — коэффициент корректировки мощности для двигателей с искровым зажиганием; ас — коэффициент корректировки мощности для двигателей с воспламенением от сжатия; ат — коэффициент корректировки мощности для коэффициента полезного действия (КПД) трансмиссии (передачи);
Р — коэффициент пересчета расхода топлива; г|,- — КПД каждого из элементов трансмиссии (передачи); цт — механический КПД;
r|f— КПД трансмиссии (передачи), размещенной между коленчатым валом и местом измерения; Фг— стандартная исходная относительная влажность окружающего воздуха, %;
Фх — относительная влажность окружающего воздуха при местных условиях, %;
Фу — относительная влажность окружающего воздуха при испытаниях, %.
4.2 В настоящем стандарте использованы следующие индексы: а — атмосферный;
с — двигатель с воспламенением от сжатия; с — охлаждающая среда наддувочного воздуха; с — корректированный; d — сухой;
/ — каждый элемент; m — механический; max — максимальный; о — стандартные исходные условия; г— стандартные исходные условия;
га — заменяющие исходные условия; s — насыщенный (в зависимости от применения); t— полная; х — местные условия; у — условия при испытаниях.
5 Классификация и обозначение двигателей
5.1 Двигатели классифицируются в соответствии с таблицей 1.
Способ расположения цилиндропоршневой группы
— С противоположно-движущимися поршнями
Вид используемого топлива
5.2 Условные обозначения двигателей должны состоять из нижеследующих букв и чисел:
С — с реверсивной муфтой;
П — с редукторной передачей;
А — автоматизированный по ГОСТ 14228.
Число перед буквами означает число цилиндров; число над чертой — диаметр цилиндра в сантиметрах; число под чертой — ход поршня в сантиметрах.
Отсутствие в условном обозначении:
— буквы К указывает, что двигатель тронковый;
— буквы Р указывает, что двигатель нереверсивный.
Пример условного обозначения тронкового двенадцатицилиндрового четырехтактного двигателя с наддувом, с реверсивной муфтой, с редукторной передачей, с диаметром цилиндра 18 см и ходом поршня 20 см:
6 Технические требования
6.1 Общие требования
6.1.1 Двигатели следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и техническим условиям на двигатели конкретного типа, а двигатели, строящиеся на класс морского и/или речного регистров, должны также соответствовать требованиям этих классификационных обществ. Классификационное общество должно быть заявлено потребителем до размещения заказа.
6.1.2 Дополнительные требования для неподнадзорных регистрам двигателей определяют по соглашению между изготовителем и потребителем.
6.2 Требования к параметрам и режимам работы двигателя
6.2.1 Требования к объявлению мощности:
6.2.1.1 Объявление мощности изготовителем требуется для:
а) информирования потребителя о величине мощности, которую будет развивать двигатель при заданных условиях;
б) проверки ее величины путем измерения мощности двигателя при тех же условиях или после соответствующего соглашения при измененных условиях.
6.2 1.2 При объявлении мощности должны быть указаны:
а) вид объявления мощности (мощность ИСО, эксплуатационная мощность) и, при необходимости, окружающие и рабочие условия;
б) вид применения мощности [длительная (номинальная) мощность, мощность перегрузки (максимальная мощность), мощность на упоре подачи топлива (полная мощность)];
в) вид мощности (индикаторная или тормозная);
г) объявленная частота вращения.
Способы определения мощности двигателя в соответствии с перечисленияи а)—в) приведены на рисунке 1.
Термины, используемые в перечислениях а)—в), можно комбинировать, например длительная тормозная мощность на упоре подачи топлива.
6.2.1.3 В зависимости от назначения двигателя в техническом задании и технических условиях на двигатели конкретного типа устанавливают следующие мощности:
Рисунок 1 —Диаграмма, показывающая способы определения мощности
— мощность перегрузки (максимальную);
— мощность на упоре подачи топлива (полную);
— минимальную, допускаемую при длительной работе двигателя;
— мощность, соответствующую минимально устойчивой частоте вращения;
— минимальную мощность заднего хода (для судовых двигателей).
Допускается по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) в технических заданиях и технических условиях на двигатели конкретного типа устанавливать дополнительные виды мощностей.
Для двигателей всех назначений в технических заданиях и технических условиях на двигатели конкретного типа устанавливают стандартную мощность ИСО.
6.2.1.4 В зависимости от назначения двигателя и условий его изготовления фактически полученная мощность может колебаться в пределах допуска на объявленную мощность. Наличие такого допуска и его значение должны быть указаны изготовителем.
6.2.1.5 Для двигателей с отбором мощности с помощью вала (валов) любая мощность, устанавливаемая настоящим стандартом, пропорциональна среднему расчетному или измеренному крутящему моменту и средней частоте вращения вала (валов), передающего этот крутящий момент.
6.2.2 Требования к объявлению частоты вращения
6.2.2.1 В зависимости от объявленной мощности двигателя объявляют:
— частоту вращения, соответствующую длительной мощности (номинальной), мощности перегрузки (максимальной) или мощности на упоре подачи топлива (полной);
— минимально устойчивую частоту вращения под нагрузкой;
— минимально устойчивую частоту вращения на холостом ходу;
— максимальную частоту вращения (при необходимости);
— частоту вращения, соответствующую мощности заднего хода.
6.2.2.2 При объявлении мощности двигателя со встроенной передачей должна быть указана частота вращения вала отбора мощности при объявленной частоте вращения двигателя.
6.2.3 Стандартные исходные условия
6.2.3.1 В качестве стандартных исходных условий для определения стандартной мощности ИСО и соответствующего ей удельного расхода топлива принимают следующие условия:
— полное атмосферное давление рг= 100 кПа;
— температура воздуха Тг = 298 К (tr = 25 °С);
— относительная влажность воздуха фг= 30 %;
— температура охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха Тс = 298 К (tcr = 25 °С);
— сопротивления на впуске и выпуске 0 мм рт. ст.
Относительная влажность воздуха 30 % при температуре 298 К (25 °С) соответствует давлению водяного пара 1 кПа. Соответствующее атмосферное давление сухого воздуха составляет 99 кПа.
Остальные виды мощностей, предусмотренные в пункте 6.2.1.3, а также соответствующие им удельные расходы топлива устанавливают при заданных в техническом задании и технических условиях потребителем (заказчиком) атмосферных условиях (температуре окружающего воздуха, атмосферном давлении и влажности) и рабочих условиях (давлении на впуске, противодавлении на выпуске, температуре охлаждающей среды на входе в охладитель надувочного воздуха, температуре топлива на входе в двигатель).
Для точного указания условий объявления мощности следует указать вспомогательное оборудование, влияющее на мощность двигателя, в соответствии с перечнем, приведенным в приложении А.
6.2.4 Режимы работы двигателей
6.2.4.1 Двигатели всех назначений, для которых установлена длительная (номинальная) мощность, должны развивать мощность перегрузки (максимальную мощность).
6.2.4.2 Продолжительность и периодичность использования допустимой мощности перегрузки (максимальной мощности) зависят от условий применения двигателя. При этом упор подачи топлива должен быть установлен в положение, позволяющее двигателю развивать мощность перегрузки (максимальную мощность). Мощность перегрузки (максимальная мощность) должна быть выражена в процентах от длительной (номинальной) мощности, при этом должны быть указаны допускаемые продолжительность и периодичность ее использования и соответствующая частота вращения двигателя.
Если нет иного указания, принято допускать мощность перегрузки (максимальную мощность) 110 % длительной (номинальной) мощности при частоте вращения, соответствующей применению двигателя, суммарной продолжительностью один час с перерывами или без них в течение двенадцати часов работы. Такую периодичность также применяют к некоторым мощностям с перегрузкой более 110 % длительной (номинальной) мощности.
Суммарная наработка на режиме мощности перегрузки (максимальной мощности) не должна превышать 10 % времени, отработанного двигателем с начала эксплуатации или после капитального ремонта.
6.2.4.3 Главные судовые реверсивные двигатели должны устойчиво работать на заднем ходу при мощности не менее 85 % длительной (номинальной) мощности или мощности на упоре подачи топлива (полной).
Мощность на валу основного отбора мощности главных судовых нереверсивных двигателей с реверсивной передачей при работе передачи «назад» должна быть не менее 70 % длительной (номинальной) мощности или мощности на упоре подачи топлива (полной).
По согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) и морским регистром судоходства и/или речным регистром допускается устанавливать меньшие значения мощности заднего хода.
6.2.4.4 Минимально устойчивая частота вращения двигателя под нагрузкой и допустимая продолжительность непрерывной работы на этой частоте должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.
Минимально устойчивая частота вращения от соответствующей при длительной (номинальной) или мощности на упоре подачи топлива (полной), %, не более
Допускамая продолжительность непрерывной работы, ч, не более
— с прямой передачей на винт фиксированного шага или через редуктор;
— с передачей на винт фиксированного шага, имеющей разобщительные устройства, или на винт регулируемого шага
— для нефтебуровых установок;
— для транспортных средств, экскаваторов, кранов и строительно-дорожных машин
1 Значения, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять, кроме случаев, когда это
требуется по условиям оборудования на установке.
2 Допускается по соглашению снижать продолжительность работы главных судовых звездообразных дви-
гателей на минимально устойчивой частоте вращения под нагрузкой до 0,5 ч.
3 Допускается по соглашению изготовителя с потребителем (заказчиком) повышать минимально устойчи-
вую частоту вращения двухтактных тронковых двигателей
6.2.4.5 Длительность непрерывной работы двигателя на холостом ходу и допустимую при этом частоту вращения устанавливают в технических условиях на двигатель конкретного типа в зависимости от конструктивных особенностей и назначения.
6.2.4.6 Двигатели должны обеспечивать устойчивую и надежную работу на любых режимах, определяемых полем допустимых нагрузок, заключенных между верхней и нижней ограничительными характеристиками, в диапазоне от минимально устойчивой частоты вращения до частоты вращения, соответствующей длительной (номинальной) мощности или мощности на упоре подачи топлива (полной), по приложению Б.
По соглашению изготовителя с потребителем (заказчиком) допускается ограничивать продолжительность работы на отдельных режимах.
6.2.4.7 Двигатели не должны иметь запретных зон частот вращения, обусловленных крутильными колебаниями, в рабочем диапазоне от минимально устойчивой частоты вращения до максимальной или частоты вращения, соответствующей мощности на упоре подачи топлива (полной мощности).
Зоны опасных крутильных колебаний должны отстоять не менее чем на 3 % от минимально устойчивой и максимальной частоты вращения или частоты вращения, соответствующей мощности на упоре подачи топлива (полной мощности).
Для двигателей в составе энергетической установки допускается наличие запретных зон в рабочем диапазоне частот вращения по соглашению изготовителя с потребителем (заказчиком), а для судовых двигателей, кроме того, — с морским регистром судоходства и/или речным регистром.
6.2.4.8 В установке при обнаружении запретных зон опасных крутильных колебаний в рабочем диапазоне частоты вращения поставщик установки совместно с изготовителями двигателя и приводимых устройств принимают по соглашению меры по устранению этих опасных крутильных колебаний или избежание этих зон.
Переход через запретную зону допускается, если возникающие напряжения не превышают значений напряжений, допускаемых для быстрого перехода.
6.2.5 Объявление расхода топлива
6.2.5.1 Удельный расход топлива двигателя следует устанавливать в технических заданиях и технических условиях на двигатели конкретного типа:
а) при стандартной мощности ИСО;
б) при любой другой объявленной мощности и заданной частоте вращения двигателя, соответствующей конкретному применению двигателя (если требуется по специальному соглашению).
6.2.5.2 Объявленный удельный расход топлива считают удельным расходом топлива ИСО, если нет иного указания изготовителя.
6.2.5.3 Любой объявленный удельный расход топлива двигателя, работающего на жидком топливе, выраженный в единицах массы, должен быть приведен к низшей теплотворной способности топлива 42700 кДж/кг.
Любой объявленный расход топлива газового двигателя должен быть приведен к заявленной теплотворной способности газа. Вид газа должен быть указан.
6.2.5.4 Допускается, если не указано иное, указывать удельный расход топлива с допуском плюс 5 % для объявленной мощности.
6.2.6 Объявление расхода смазочного масла
6.2.6.1 Расход смазочного масла устанавливают в технических заданиях и технических условиях на двигатели конкретного типа в литрах или килограммах за час работы двигателя при объявленных значениях мощности и частоты вращения двигателя.
6.2.6.2 Расход смазочного масла следует объявлять для двигателя, прошедшего установленную обкатку.
6.2.6.3 Смазочное масло, сливаемое во время его замены в двигателе, не должно быть учтено в объявленном расходе смазочного масла.
6.3 Пересчет мощности и удельного расхода топлива
Пересчет объявленной мощности и удельного расхода топлива на атмосферные и рабочие условия, отличные от заданных, проводят в соответствии с нижеследующими требованиями по методике изготовителя.
6.3.1 Методы приведения мощности и пересчета удельного расхода топлива
6.3.1.1 Если требуется, чтобы двигатель работал при условиях, отличных от стандартных исходных условий, указанных в 6.2.3, и чтобы выходная мощность была приведена к (или от) стандартным^) исходным(х) условиям(й), то должны быть использованы следующие формулы, если другие методы не установлены изготовителем:
где а—коэффициент приведения мощности, определяемый по формуле
где к — коэффициент индикаторной мощности, определяемый по формуле
Рх а ФxPsx 1 ( 7Г 1 С Tsr )
а ЧVPsr J V Тх J V Tsx )
Примеры приведения мощности даны в приложениях Г и Д.
6.3.1.2 Если у двигателя с турбонаддувом значения частоты вращения турбокомпрессора, температуры газа на входе в турбину турбокомпрессора и максимального давления сгорания при объявленной мощности и стандартных исходных условиях не достигают предельных значений, то изготовитель может объявить заменяющие их исходные условия, к которым или от которых должна быть приведена мощность.
Формулы (5) и (6) следует использовать вместо формулы (3).
При замене коэффициента давления сухого воздуха в формуле (3) на коэффициент полного атмосферного давления коэффициент индикаторной мощности определяют как
где — заменяющее исходное полное атмосферное давление:
Значения коэффициента а и показателей степени т, п и s— по таблице 3.
Дизельные двигатели и двухтопливные двигатели с воспламенением от сжатия, работающие на жидком топливе
Мощность, ограниченная соотношением воздух-топливо
Мощность, ограниченная термической нагрузкой
С турбонаддувом без охлаждения наддувочного воздуха
Мало- и среднеоборотные четырехтактные двигатели
С турбонаддувом с охлаждением наддувочного воздуха
Двигатели (дизели) с воспламенением от сжатия
С турбонаддувом с охлаждением наддувочного воздуха
Малооборотные двухтактные двигатели
Газовые двигатели с пилотным впрыском (двухтопливные или газодизели)
Газообразное топливо с пилотным топливом
Мало- и среднеоборотные четырехтактные двигатели
Малооборотные двухтактные двигатели
Двигатели с воспламенением от искры
Бензин, сжиженный нефтяной газ, газообразное топливо
Высокооборотные четырехтактные двигатели
С турбонаддувом с охлаждением наддувочного воздуха
Мало- и среднеоборотные четырехтактные двигатели
1 Обозначения условий и показатели степени были предоставлены СИМАС (International Council on Combustion Engines).
2 Коэффициенты и показатели степени были установлены в результате испытаний на ряде двигателей определенных типов. Они могут быть приняты как рекомендуемые. Изготовитель двигателя может в качестве альтернативы предложить свои значения, соответствующие конкретной конструкции двигателя.
3 Значения показателя степени s применяют для приведения мощности, основываясь на температуре охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха. Там, где наддувочный воздух охлаждается в одном контуре с водяной рубашкой двигателя при номинальной постоянной температуре, значение s может быть принято равным нулю
4 Условия А и D соответствуют примерам, приведенным в приложениях Г и Д.
5 Высокооборотные четырехтактные двигатели, требующие приведения мощности, не представлены в данной таблице. Корректирующие коэффициенты и показатели степени должны быть определены изготовителем двигателя.
6 пг— рекомендуемые значения отсутствуют. Изготовитель двигателя должен использовать свои собственные значения для конкретных конструкций двигателя.
Определение давления водяного пара, степени повышения давления сухого воздуха, коэффициента индикаторной мощности и коэффициента приведения мощности — по таблицам В.1—В.5 приложения В.
6.3.1.3 Если условия испытаний или местные окружающие условия более благоприятные, чем стандартные исходные условия или заменяющие исходные условия, то объявленная мощность при испытаниях или местных окружающих условиях может быть ограничена изготовителем объявленной мощностью при стандартных исходных условиях или заменяющих исходных условиях.
6.3.1.4 Если относительная влажность воздуха неизвестна, то для условий А по таблице 3 в формулах принимают значение, равное 30 %.
Во всех остальных случаях приведение мощности не зависит от влажности воздуха (а = 0).
6.3.1.5 Значение механического КПД должно быть указано изготовителем двигателя. При отсутствии какого-либо указания принимают цт= 0,80.
6.3.1.6 При объявлении стандартной мощности ИСО изготовитель двигателя должен указать, какое из условий в таблице 3 является применимым для данного двигателя.
6.3.1.7 Если двигатель должен работать при окружающих условиях при испытаниях или на месте установки, отличных от стандартных исходных условий, указанных в 6.2.3, удельный расход топлива будет отличаться от объявленного при стандартных исходных условиях и должен быть приведен к (или от) стандартным исходным условиям.
Пересчет расхода топлива к окружающим условиям при испытаниях или к местным окружающим условиям для регулируемых двигателей проводят с использованием нижеследующих формул, если изготовитель не указывает других методов:
6.3.2 Методы корректировки мощности
6.3.2.1 Метод корректировки мощности подтвержден испытаниями репрезентативного числа нерегулируемых двигателей с частотой вращения 2000 об/мин и более. Изготовитель может применить этот метод (если считает его подходящим) или отказаться от него, если обладает собственными опытными данными.
Этот метод корректировки мощности следует применять для расчета мощности при стандартных исходных условиях, указанных в 6.2.3, основываясь на мощности, измеренной (определенной) при окружающих условиях при испытании.
Для корректировки мощности измеренную (определенную) мощность вычисляют путем умножения на соответствующий коэффициент корректировки мощности по формулам:
— для двигателей с воспламенением от сжатия (дизелей)
— для двигателей с принудительным зажиганием
Примеры, показывающие, как коэффициенты корректировки мощности применяют во время испытаний нерегулируемых двигателей, приведены в приложении Е.
6.3.2.2 Коэффициенты корректировки мощности определяют при следующих атмосферных условиях:
по температуре Ту:
— для двигателей с воспламенением от сжатия (дизелей) 283 К т . (11)
где fg — атмосферный коэффициент;
fm — коэффициент двигателя (характерный параметр для двигателя каждого типа).
ГОСТ 10150-2014
Формула (11) применима, если значение коэффициента корректировки ас находится в пределах 0,96 0 — 7
6.3.2.5 Коэффициент двигателя fm зависит от типа двигателя и коэффициента избытка воздуха на сгорание, соответствующего установленной топливоподаче.
Коэффициент двигателя fm, представляющий собой функцию от корректируемой удельной подачи топлива qc, рассчитывают по формуле
где q — удельная цикловая подача, мг/(л/цикл), рассчитываемая по формуле
где z = 120000 для четырехтактных двигателей; z = 60000 для двухтактных двигателей;
В — расход топлива, г/с; vm — рабочий объем двигателя, л; п — частота вращения, об/мин;
гг — степень повышения давления в агрегате наддува при стандартных исходных условиях.
Для двухступенчатого турбонаддува гг есть суммарная степень повышения давления (rr = 1 для двигателей без наддува).
Формула (15) применима для диапазона 37,2 мг/(л цикл) 65 мг/(л/цикл) должно быть принято постоянное значение fm = 1,2 (рисунок 2).
6.3.2.6 Для двигателей других типов коэффициент корректировки ас должен быть принят равным 1, если плотность окружающего воздуха не отличается более чем на ± 2 % от плотности при стандартных исходных условиях. Если плотность окружающего воздуха превышает эти пределы, то корректировку не применяют, но условия испытаний должны быть указаны в отчете об испытаниях.
6.3.2.7 Коэффициент корректировки cl, для двигателей с принудительным зажиганием без наддува и с наддувом (без охлаждения наддувочного воздуха и с охлаждением) рассчитывают по формуле
Рисунок 2 — Коэффициент двигателя fm как функция корректированной удельной цикловой подачи топлива qc
Формулу (18) применяют для двигателей с карбюраторами либо для двигателей с системами то-пливоподачи, поддерживающими постоянное топливовоздушное соотношение при изменении окружающих условий. Для иных двигателей применяют требования 6.3.2.6.
Формулу (18) для определения коэффициента корректировки сь, применяют в тех случаях, когда 0,96 3 , должна быть предусмотрена установка на объекте воздухоочистителей по ГОСТ 11729.
Допускается по соглашению с потребителем (заказчиком) применять смеси топлив и другие сорта топлив, в том числе зарубежные.
ГОСТ 10150-2014
Содержание
1 Область применения. 1
2 Нормативные ссылки. 1
3 Термины и определения. 2
4 Обозначения и сокращения. 6
5 Классификация и обозначение двигателей. 7
6 Технические требования. 8
6.1 Общие требования. 8
6.2 Требования к параметрам и режимам работы двигателя. 8
6.2.1 Требования к объявлению мощности. 8
6.2.2 Требования к объявлению частоты вращения. 9
6.2.3 Стандартные исходные условия. 10
6.2.4 Режимы работы двигателей. 10
6.2.5 Объявление расхода топлива. 11
6.2.6 Объявление расхода смазочного масла. 12
6.3 Пересчет мощности и удельного расхода топлива. 12
6.3.1 Методы приведения мощности и пересчета удельного расхода топлива. 12
6.3.2 Методы корректировки мощности. 14
6.4 Требования к условиям работы. 16
6.5 Требования к пусковым и реверсивным свойствам двигателей. 18
6.6 Требования к конструктивному исполнению. 18
6.7 Требования к автоматизации. 19
6.8 Требования к показателям надежности двигателей. 19
6.9 Требования технической эстетики и эргономики. 20
6.10 Требования к комплектности. 20
6.11 Требования к маркировке и упаковке. 20
6.12 Требования безопасности. 20
7 Приемка и методы испытаний. 21
8 Транспортирование и хранение. 21
9 Гарантии изготовителя. 21
Приложение А (рекомендуемое) Вспомогательное оборудование, которое может быть установлено
на двигателе. 22
Приложение Б (рекомендуемое) Поле допустимых нагрузок двигателя. 23
Приложение В (рекомендуемое) Определение давления водяного пара, коэффициентов
Приложение Г (справочное) Примеры приведения мощности и пересчета удельного расхода
топлива от стандартных или заменяющих исходных условий к местным окружающим
Приложение Д (справочное) Пример приведения мощности от местных окружающих условий к окружающим условиям при испытаниях и заменяющим местные окружающие
условия для регулируемых двигателей. 33
Приложение Е (справочное) Примеры корректировки мощности для нерегулируемых двигателей. .35
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ Общие технические условия
Reciprocating internal combustion engines. General specifications
Дата введения — 2016—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные поршневые двигатели внутреннего сгорания, работающие на жидком и/или газообразном топливе (далее — двигатели), в том числе конвертированные.
Настоящий стандарт не распространяется на двигатели многотопливные и малотоксичные, двигатели для спасательных шлюпок, а также на двигатели, используемые для привода тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей, самолетов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 4.367-85 Система показателей качества продукции. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Номенклатура показателей
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия
ГОСТ 1667-68 Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотныхдизелей. Технические условия
ГОСТ 5542-87 Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия
ГОСТ 8581-78 Масла моторные для автотракторных дизелей. Технические условия ГОСТ 10433-75 Топливо нефтяное для газотурбинных установок. Технические условия ГОСТ 10448-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний ГОСТ 10511-83 1 ) Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Общие технические требования ГОСТ 10585-99 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия
ГОСТ 11729-78 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Воздухоочистители. Общие технические условия
ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 14228-80 1 ) Дизели и газовые двигатели автоматизированные. Классификация по объему автоматизации
^ На территории Российской федерации действует ГОСТ Р 55231-2012. 2 ) На территории Российской федерации действует ГОСТ Р 55437-2013.
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения ГОСТ 20448-90 Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия
ГОСТ 21443-75 Газы углеводородные сжиженные, поставляемые на экспорт. Технические условия ГОСТ 22836-77 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Направление вращения ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования ГОСТ 23550-79 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Обозначение и нумерация цилиндров (ISO 1204—90 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Определение вращения. Обозначение и нумерация цилиндров и клапанов в крышке цилиндра. Определение правостороннего и левостороннего однорядного двигателя и определение сторон двигателя, NEQ)
ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка ГОСТ 27577-2000 Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия
ГОСТ 28577.0-90 (ИСО 8216-0—86) Нефтепродукты. Топлива. (Класс F). Классификация. Часть 0. Общая классификация
ГОСТ 28577.1-90 (ИСО 8216-1—86) Нефтепродукты. Топлива. (Класс F). Классификация. Часть 1. Категории топлив для морских двигателей
ГОСТ 28577.2-90 (ИСО 8216-2—86) Нефтепродукты. Топлива. (Класс F). Классификация. Часть 2. Категории газотурбинных топлив для применения в промышленности и для морских двигателей ГОСТ 28577.3-90 (ИСО 8216-3—87) Нефтепродукты. Топлива. (Класс F). Классификация. Часть 3. Группа L. Сжиженные нефтяные газы
ГОСТ 30575-98 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Методы измерения и оценки воздушного шума
ГОСТ 31966-2012 Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Общие требования безопасности
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями
3.1 двигатель газовый: Двигатель, который работает на газообразном топливе.
3.2 двигатель газодизельный: Двигатель газовый, в котором основным топливом является газообразное, а жидкое топливо в небольшом количестве используется для воспламенения.
3.3 промышленный двигатель: Двигатель, предназначенный для использования в стационарных или передвижных установках (электроагрегатах, электростанциях, холодильных секциях рефрижераторных поездов, насосно-перекачивающих или компрессорных станциях, узлах радиосвязи, электросварочных агрегатах и др.), а также карьерных автосамосвалах, автотягачах, буровых установках, строительно-дорожных, землеройных машинах, подъемных кранах и других аналогичных агрегатах.
3.4 конвертированный двигатель: Любой двигатель, подвергшийся конструктивным изменениям и приспособленный для работы в других условиях, например, в качестве судового двигателя.
3.5 малотоксичный двигатель: Двигатель, предназначенный для использования в подземных выработках (например, в шахтах), уровень выбросов вредных веществ которого удовлетворяет требованиям национальных органов технадзора.
3.6 многотопливный двигатель: Двигатель, конструкция которого обеспечивает возможность его работы помимо основного вида топлива (дизельного или природного газа) также на керосинах, бен- 1
зинах и других видах жидкого или газообразного топлива или их смесях, соответствуя при этом требованиям, установленным техническими условиями на двигатели конкретного типа.
3.7 зависимое вспомогательное оборудование: Любое оборудование, наличие или отсутствие которого влияет на выходную мощность двигателя.
3.8 независимое вспомогательное оборудование: Любое оборудование, для привода которого используется мощность от постороннего источника, а не от двигателя.
3.9 существенное вспомогательное оборудование: Любое оборудование, необходимое для продолжения или возобновления работы двигателя.
3.10 несущественное вспомогательное оборудование: Любое оборудование, которое является необязательным для продолжения или возобновления работы двигателя.
3.11 регулирование двигателя: Физическая процедура настройки двигателя для получения на нем мощности, соответствующей различным сочетаниям параметров окружающей среды путем изменения угла опережения подачи топлива, перемещения упора подачи топлива, перенастройки турбокомпрессора или других физических процедур. Двигатель, конструкция которого допускает подобные настройки, является регулируемым двигателем.
3.12 нерегулируемый двигатель: Двигатель, в конструкции которого не предусмотрены регулировки применительно к измененным условиям окружающей среды.
3.13 объявленная мощность: Мощность, объявленная изготовителем двигателя, которую будет вырабатывать двигатель при заданных окружающих условиях. Для некоторых применений такой мощностью может называться номинальная или полная мощность.
3.14 объявленная мощность на коленчатом валу: Мощность, объявленная изготовителем на выходном валу двигателя, поставляемого без редуктора и/или реверсивной передачи.
3.15 объявленная мощность на валу отбора мощности: Мощность, объявленная изготовителем на валу отбора мощности двигателя, поставляемого в комплекте с редуктором и/или реверсивной передачей.
3.16 индикаторная мощность: Мощность, развиваемая в рабочих цилиндрах в результате давления рабочего тела, действующего на поршень.
3.17 тормозная мощность: Мощность или сумма мощностей, снимаемая на конце коленчатого вала или его эквивалента, с учетом мощности вспомогательного оборудования и механизмов, установленных для конкретного применения.
3.18 длительная мощность (номинальная мощность): Мощность, которую двигатель может развивать без ограничения времени в период между техническими обслуживаниями, указанными изготовителем, при заданных частоте вращения и окружающих условиях при соблюдении правил технического обслуживания, установленных изготовителем, с учетом возможности развития мощности перегрузки (максимальной мощности).
3.19 мощность перегрузки (максимальная мощность): Кратковременная мощность, превышающая длительную (номинальную), которую двигатель может развивать с продолжительностью и частотой использования, зависящими от условий применения двигателя при заданных окружающих условиях, сразу после работы при длительной (номинальной) мощности.
3.20 мощность на упоре подачи топлива (полная мощность): Мощность, которую может развивать двигатель в течение установленного периода времени, зависящего от его применения, при заданной частоте вращения и заданных окружающих условиях, при таком ограничении подачи топлива, чтобы не было превышено значение этой мощности. Устанавливается, если не назначена длительная (номинальная) мощность.
3.21 мощность ИСО: Мощность, определяемая в рабочих условиях на испытательном стенде изготовителя, приведенная (или откорректированная) к стандартным исходным условиям, указанным в 6.2.3, в соответствии с требованиями изготовителя.
3.22 стандартная мощность ИСО: Длительная тормозная мощность, объявленная изготовителем, которую двигатель может развивать, используя только существенное зависимое вспомогательное оборудование, в период между техническими обслуживаниями при следующих условиях:
а) при заданной частоте вращения в рабочих условиях на испытательном стенде изготовителя;
б) при объявленной мощности, приведенной (или откорректированной) к стандартным исходным условиям, указанным в 6.2.3, в соответствии с требованиями изготовителя;
в) при соблюдении правил технического обслуживания, указанных изготовителем.
3.23 эксплуатационная мощность (расчетная): Мощность, определяемая при окружающих и рабочих условиях применения двигателя.
3.24 стандартная эксплуатационная мощность: Длительная тормозная мощность, объявленная изготовителем, которую двигатель может развивать, используя только существенное зависимое вспомогательное оборудование, в период между техническими обслуживаниями при следующих условиях:
а) при заданной частоте вращения, окружающих и рабочих условиях применения двигателя;
б) при объявленной мощности, приведенной (или откорректированной) в соответствии с требованиями изготовителя к заданным окружающим и рабочим условиям применения двигателя;
в) при соблюдении правил технического обслуживания, указанных изготовителем.
3.25 приведение мощности: Методика расчета, позволяющая значение мощности, измеренное при одних условиях окружающей среды, изменить так, чтобы показать ожидаемое значение мощности при других условиях окружающей среды при сохранении приблизительно постоянными термических и (или) механических нагрузок в критических узлах двигателя.
3.26 корректировка мощности: Методика расчета, позволяющая значение мощности, измеренное при одних условиях окружающей среды, изменить так, чтобы показать ожидаемое значение мощности при других рабочих или исходных условиях без какой-либо регулировки двигателя. В этом случае мощность и другие характеристики двигателя могут изменяться как функции от условий окружающей среды.
3.27 нагрузка: Общий термин для обозначения «мощности» или «крутящего момента», используемый для двигателей, приводящих в действие оборудование, и обычно соответствующий объявленной мощности или крутящему моменту.
Примечание — Термин «нагрузка» является физически неоднозначным, его необходимо избегать. Для количественных целей взамен термина «нагрузка» должен быть использован термин «мощность» или «крутящий момент» с указанием частоты вращения.
3.28 частота вращения двигателя: Частота вращения коленчатого вала двигателя в единицу времени.
3.29 объявленная частота вращения двигателя: Частота вращения двигателя, соответствующая объявленной мощности. Для некоторых применений двигателей объявленная частота вращения называется номинальной частотой вращения.
3.30 объявленная промежуточная частота вращения двигателя: Частота вращения двигателя, составляющая менее 100 % объявленной частоты вращения, заявленной изготовителем, с учетом требований, установленных для конкретного применения двигателя.
3.31 минимально устойчивая частота вращения двигателя на холостом ходу: Минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, допустимая в эксплуатации.
3.32 частота вращения двигателя, соответствующая максимальному крутящему моменту: Частота вращения двигателя, соответствующая максимальному крутящему моменту, на упоре подачи топлива, включающая в себя дополнительный крутящий момент, создаваемый корректором топливопо-дачи, если таковой имеется.
3.33 расход топлива: Количество топлива, расходуемого двигателем в единицу времени при заданных мощности и окружающих условиях.
3.34 удельный расход топлива: Расход топлива, отнесенный к единице мощности в единицу времени.
3.35 удельный расход топлива ИСО: Удельный расход топлива при стандартной мощности
3.36 цикловая подача топлива: Дозированный объем (масса) топлива, подаваемого системой подачи топлива в течение одного рабочего цикла.
3.37 удельная цикловая подача топлива: Дозированный объем (масса) топлива, подаваемого системой подачи топлива в течение одного рабочего цикла на литр рабочего объема двигателя.
3.38 расход смазочного масла: Количество смазочного масла, расходуемого двигателем в единицу времени.
3.39 крутильные колебания: Колебательные угловые деформации (скручивание) валопровода при вращении
3.40 запретная зона: Диапазон частоты вращения, в котором напряжения, вызванные крутильными колебаниями, превосходят значения, допускаемые для длительной работы.
Примечание — Несмотря на то что длительная работа в этом диапазоне запрещена, переход через него допустим при условии, что он не представляет опасности для валопровода.
ГОСТ 10150-2014
3.41 валопровод (система валов): Совокупность элементов установки для передачи крутящего момента, соединение которых допускает возможность их вращения.
Примечание — В расчетах крутильных колебаний валопровод рассматривается как единое целое.
3.42 установка: Совокупность механизмов, включающая в себя один или несколько двигателей и приводимых ими устройств.
3.43 назначенный ресурс до переборки, полной переборки, капитального ремонта: Суммарная наработка двигателя, при достижении которой эксплуатация двигателя должна быть прекращена независимо от его состояния для проведения переборки, полной переборки, капитального ремонта.
Примечани е — Допускается назначать ресурсы до первой, второй и т.д. переборок (полной переборки), первого и второго капитальных ремонтов.
3.44 назначенный ресурс до списания: Суммарная наработка двигателя, при достижении которой эксплуатация двигателя должна быть прекращена независимо от его состояния и двигатель должен быть списан и выведен из эксплуатации с последующей утилизацией.
3.45 назначенный срок службы: По ГОСТ 27.002.
3.46 средний ресурс (срок службы): По ГОСТ 27.002.
3.47 техническое обслуживание: По ГОСТ 18322.
3.48 установленная безотказная наработка (назначенный ресурс непрерывной работы): Минимальное значение наработки, в течение которой изготовитель гарантирует безотказную работу двигателя без технического обслуживания, требующего его остановку.
1 Данный показатель используют для назначения минимальной наработки, при достижении которой эксплуатация двигателя должна быть прекращена для проведения первого технического обслуживания, требующего остановку двигателя.
2 В случае прерывистого режима работы данный показатель определяют как суммарную наработку без учета остановок, не связанных с отказом двигателя.
3.49 переборка двигателя: Текущий ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для поддержания и восстановления работоспособности двигателя и состоящий из разборки с выемом комплекта поршней, заменой (при необходимости) деталей поршневой группы, последующих сборки и регулировки.
Примечание — Объем работ по замене и ремонту деталей и сборочных единиц определяется их техническим состоянием.
3.50 полная переборка: Текущий ремонт, осуществляемый для восстановления работоспособности двигателя и состоящий из полной разборки с освидетельствованием всех деталей и сборочных единиц с частичной заменой (при необходимости) деталей и последующей сборкой и регулировкой.
Примечание — Объем работ по замене и ремонту деталей и сборочных единиц определяется их техническим состоянием.
3.51 капитальный ремонт: Ремонт, осуществляемый с целью восстановления исправного состояния и полного или близкого к полному восстановлению ресурса двигателя с восстановлением изношенных поверхностей базовых деталей и коленчатого вала и переукладкой его в новые подшипники в соответствии с требованиями ремонтной документации.
3.52 отказ двигателя: Событие, заключающееся в нарушении работоспособности двигателя.
3.53 продолжительность пуска двигателя: Время от момента включения пускового устройства (начала перемещения органа управления или подачи сигнала на пуск) до начала устойчивой работы двигателя на топливе.
Примечание — Время на предпусковую прокачку маслом и прогрев пусковых свечей в продолжительность пуска двигателя не входит.
3.54 продолжительность реверсирования двигателя: Время от момента начала выполнения операции (начала перемещения органа управления или подачи сигнала на реверс) реверсирования работающего двигателя до начала устойчивой работы двигателя на топливе при вращении коленчатого вала в обратном направлении.
3.55 продолжительность переключения реверсивной муфты: Время от момента начала выполнения операции переключения реверсивной муфты (начала перемещения органа управления или подачи сигнала на переключение) при работающем двигателе до начала вращения выходного фланца реверсивной муфты в обратном направлении.
3.56 стандартная масса двигателя: Масса двигателя, не заправленного водой, топливом и маслом, без учета маховика, подмоторной рамы (не являющейся неотъемлемой частью остова), присоединенных и навешенных агрегатов, элементов систем топливоподачи, смазки, охлаждения, возду-хоснабжения, автоматизации и пуска за исключением топливных насосов высокого давления, турбокомпрессоров и охладителей надувочного воздуха.
3.57 стандартная удельная масса: Отношение стандартной массы к стандартной мощности
4 Обозначения и сокращения
4.1 В настоящем стандарте применяются следующие обозначения: а — коэффициент влажности;
Ьг— удельный расход топлива при стандартных исходных условиях, г/(кВт-ч);
Ьх— удельный расход топлива при местных окружающих условиях, г/(кВт-ч);
Ьу— удельный расход топлива при окружающих условиях во время испытаний, г/(кВт ч); fg — атмосферный коэффициент;
fm— коэффициент двигателя (характерный параметр для двигателя каждого типа); к— коэффициент индикаторной мощности;
т — показатель степени отношения давлений сухого воздуха или отношения полных атмосферных давлений;
п — показатель степени отношения абсолютных температур окружающего воздуха;
pd— сухое атмосферное давление при окружающих условиях при испытаниях, кПа;
рг— стандартное исходное полное атмосферное давление, кПа;
рт — заменяющее исходное полное атмосферное давление, кПа;
psr — давление насыщения водяного пара при стандартных исходных условиях, кПа;
psx — давление насыщения водяного пара при местных окружающих условиях, кПа;
psy — давление насыщения водяного пара при испытаниях, кПа;
рх — полное атмосферное давление при местных окружающих условиях, кПа;
ру— полное атмосферное давление при испытаниях, кПа;
Р— мощность, измеренная на конце коленчатого вала или его эквивалента, кВт;
Рг — тормозная мощность при стандартных исходных условиях, кВт;
Рга —тормозная мощность при заменяющих исходных условиях, кВт;
Рх — тормозная мощность при местных окружающих условиях, кВт;
Ру — тормозная мощность при окружающих условиях при испытаниях, кВт; q — удельная цикловая подача топлива на 1 л рабочего объема двигателя за цикл, мг/(л цикл); qc — удельная цикловая подача топлива на 1 л подаваемого в цилиндры воздуха, используемого для сгорания за рабочий цикл, мг/(л цикл);
г— степень повышения давления в агрегате наддува (отношение абсолютных давлений воздуха на выходе из компрессора и входе в него);
гг— степень повышения давления в агрегате наддува при стандартных исходных условиях; гг тах — максимально возможная степень повышения давления в агрегате наддува при стандартных исходных условиях;
s — показатель степени отношения абсолютных температур воздуха в охладителе; tcr— стандартная исходная температура охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха, К;
tcx — температура охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха при местных условиях, К;
tr— стандартная исходная температура окружающего воздуха, К; tx — температура окружающего воздуха при местных условиях, К;
Тсг — стандартная исходная абсолютная температура охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха, К;
Текущий и капитальный ремонт электродвигателя
Подписка на рассылку
- ВКонтакте
- ok
- YouTube
- Яндекс.Дзен
- TikTok
Детали электродвигателей (далее ЭД), как и любых электрических машин, со временем изнашиваются и приходят в негодность. Чтобы восстановить их работоспособность и изначальные эксплуатационные параметры, проводят ремонтные работы.
В зависимости от степени вмешательства и периодичности различают текущий, капитальный и плановый ремонты.
Текущий ремонт электродвигателя
При текущем ремонте ЭД проверяют уровень износа машины. Сама эта операция направлена на замедление общего износа и устранение мелких неисправностей, которые в дальнейшем могут привести к более серьёзным поломкам.
Так, при текущем ремонте:
- очищают корпус машины от различных загрязнений, включая масляные следы и пылевой налёт;
- меняют – при необходимости – подшипники;
- проверяют, насколько правильно подключено заземление и работу его цепей в целом;
- восстанавливают изоляцию на выводных концах;
- измеряют с помощью мегаомметра сопротивление на изоляции обмоток;
- проверяют правильность выбора и установки плавких вставок;
- оценивают количество и качество смазочных материалов в подшипниках;
- проверяют целостность и наличие щитков для зажимов;
- оценивают надёжность фиксации электродвигателя;
- проверяют соответствие ширины радиального и осевого зазоров нормативам;
- проверяют плавность вращения и общую работу смазочного кольца.
Разумеется, полный набор сервисных операций, проводимых при текущем ремонте, зависит от множества внешних факторов. На него влияют условия использования ЭД, тип машины, место установки и другие явления. Например, у ЭД постоянного тока также проверяют щеточно-коллекторный механизм.
Текущий ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки машины, так и в специальном цеху.
Капитальный ремонт электродвигателя
При капитальном ремонте проводят сервисные операции, затрагивающие основные функциональные части машины. Кроме того, во время такого вмешательства может быть целесообразно провести модернизацию электродвигателя.
Так, при капитальном ремонте:
- меняют обмотки – частично или полностью;
- меняют вал ротора;
- балансируют ротор;
- меняют вентилятор и подшипниковые щиты;
- очищают электродвигатель изнутри, разбирая, собирая и испытывая его под нагрузкой.
По завершению капитального ремонта составляется акт, в котором описываются все проведённые сервисные процедуры. Этот документ прикладывается к паспорту электродвигателя.
Капитальный ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки, так и в специальном ремонтном цеху.
Плановый технический ремонт электродвигателя
Также целесообразно рассмотреть плановый ремонт электродвигателя. Этот комплекс сервисных операций направлен на поддержание машины в нормальном рабочем состоянии. В плановый ремонт входят все процедуры из текущего, а также:
- покрытие обмоток лаком;
- замена изоляции обмоток;
- промывка металлических деталей машины и подшипников;
- замена прокладок на подшипниковых щитах;
- заварка и проточка заточек у щитов ЭД.
Также при плановом ремонте проверяют чертежи, снимают эскизы, тестируют отдельные узлы электродвигателя. Эти операции могут проводиться как по месту установки машины, так и в ремонтном цеху, если размеры и крепление позволяют переместить ЭД.
Периодичность текущих и капитальных ремонтов электродвигателя
Периодичность текущих, плановых (средних) и капитальных ремонтов электродвигателя устанавливается главным энергетиком предприятия. Основанием для её принятия являются условия использования машин, техническая документация ЭД, климатические факторы и требования заводов-изготовителей оборудования.
В среднем текущий ремонт электродвигателей проводится 1-2 раза в год. Но в некоторых случаях эта частота может быть увеличена или уменьшена – например, до 1 раза в 2 года.
Плановый ремонт электродвигателей в среднем проводится 1 раз в 2 года.
Для определения периодичности капитального ремонта используют значение ресурса устройства. В паспорте электродвигателя указывается норматив выработки в часах, после которого и требуется произвести капитальный ремонт. Затем это число делится на фактическое время использования.
Например, если указано, что норматив ресурса электродвигателя составляет 103680 часов, а сама машина работает круглосуточно (то есть 8640 часов в год), то свой ресурс она выработает за 12 лет. И капитальный ремонт должен проводиться через каждые 12 лет.
ГОСТ 24408-80* Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Правила сдачи в капитальный ремонт и выдачи из капитального ремонта машин и их составных частей. Общие требования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
ПРАВИЛА СДАЧИ В КАПИТАЛЬНЫЙ
РЕМОНТ И ВЫДАЧИ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО
РЕМОНТА МАШИН И ИХ
СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 24408-80
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по делам строительства
ИСПОЛНИТЕЛИ
С.П. Епифанов , канд. техн. наук; Г.К. Башков , канд. техн. наук; В.В. Колесниченко ; В.Г. Вердников , канд. техн. наук; В.М. Зотова; А.С. Розенсон; В.И. Кириллов; В.П. Кушнер; В.Н. Шафранский; Ю.С. Востриков; Д.М. Соловьев; Е.Г. Гологорский , канд. техн. наук; А.Е. Куликов; Б.Ф. Хазов ; канд. техн. наук; Л.А. Лифшиц; В.В. Рогач; Н.Ф. Бороздна
ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по делам строительства
Начальник Отдела механизации строительства П. И. Моисеев
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5033
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система технического обслуживания и ремонта
строительных машин
ПРАВИЛА СДАЧИ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАЧИ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
Общие требования
Maintenance and repair system of building machinery. Rules of passing machines and their companents for general overhaul and its returning. General requirements
ГОСТ
24408-80
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5033 срок действия установлен
с 01.01 1982 г.
до 01.01 1985 г.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к строительным машинам (далее — машины) и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее — ремонт) и выдаваемым из ремонта, а также порядок сдачи их в ремонт и выдачи из ремонта.
Стандарт не распространяется на железнодорожные краны и плавучие земснаряды и землесосы
(Измененная редакция. Изм. № 1)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сдача в ремонт машин и их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ-19504-74, настоящего стандарта и стандартов на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта машин отдельных видов.
1.2. Сельскохозяйственные тракторы, включая тракторы, на базе которых созданы машины, сдают в ремонт и выдают из ремонта в соответствии с требованиями ГОСТ 18524-80, а дизельные двигатели тракторного типа, применяемые на машинах по ГОСТ 18523-79. При этом гарантии, установленные ГОСТ 18524-80, не распространяются на строительные машины, созданные па базе тракторов.
1.3. Автомобили, на шасси которых созданы машины, и двигатели автомобильного типа, применяемые на машинах, сдают в первый ремонт в соответствии с требованиями ГОСТ 18506-73, выдают из ремонта по ГОСТ 22581-77 первой комплектностью, установленной ГОСТ 18505-73 (кроме запасного колеса). Сдачу их в последующие ремонты и выдачу из ремонта производят согласно нормативно-технической документации, утверждаемой в установленном порядке.
1.4. При первом ремонте машин не допускается обезличивать их базовые детали. Перечень необезличиваемых базовых деталей приводят в технических условиях на ремонт соответствующих машин.
1.5. Составные части сдают в ремонт для последующего их использования при различных видах ремонта машин агрегатным методом в условиях эксплуатации.
Хранение машин (составных частей), выдаваемых из ремонта, — в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ремонтных документов на машины конкретных марок.
Подготовка к транспортированию машин (составных частей) в ремонт или из ремонта транспортом любого вида — в соответствии с требованиями, настоящего стандарта, эксплуатационных и ремонтных документов на машины конкретных марок и с правилами, действующими на транспорте соответствующего вида.
1.7. Допускается сдавать в ремонт и выдавать из ремонта машины без огнетушителя, средств индивидуальной защиты, питьевого бачка, напольного коврика, светозащитного козырька и других составных частей, перечень которых устанавливается в отраслевой нормативно-технической документацией.
1.6, 1.7. (Введены дополнительно. Изм. № 1)
2. ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ
2.1. В ремонт разрешается сдавать машины, выработавшие установленный нормативно-технической документацией ресурс до первого или очередного ремонта и достигшие предельного состояния. Критерии предельного состояния машин конкретных марок и их составных частей устанавливаются соответствующей нормативно-технической документацией.
Допускается сдавать в ремонт машины, не выработавшие ресурс, установленный нормативно-технической документацией, но достигшие предельного состояния, а также в случае аварийных повреждений. В первом случае заказчик совместно с представителем незаинтересованной организации составляет акт о техническом состоянии машины, в котором указывает причину неполной выработки ресурса, а во втором — аварийный акт. Акты направляют вышестоящей организации по подчиненности.
Если причиной неполной выработки ресурса явилось несовершенство конструкции машины или низкое качество ее изготовления, в составлении технического акта должны принимать участие соответственно представители разработчика и изготовителя машины.
Номенклатуру машин, на которые составляют технический акт с участием разработчика (изготовителя), определяют по согласованию между министерством-изготовителем и основным потребителем.
В техническом акте указывают номер машины по системе нумерации предприятия-изготовителя, ее наработку с начала эксплуатации или от капитального ремонта и причины неполной выработки ресурса. Копии технических актов направляют предприятию-изготовителю, головной организации разработчика, головной организации потребителя, занимающейся оценкой качества машин.
Примечание. Порядок направления в ремонт импортных машин, не выработавших ресурс вследствие несовершенства конструкции, определяется отраслевой нормативно-технической документацией.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
2.2. Машины, сдаваемые в ремонт, должны быть полностью укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией, за исключением инструмента, и иметь один вид рабочего оборудования.
Все сборочные единицы, детали и приборы должны быть закреплены, как это предусмотрено конструкцией машины.
Машины на пневмоколесном и автомобильном ходу сдают в ремонт с укомплектованными колесами, кроме запасного с накачанными и годными к эксплуатации шинами. Машины, конструкцией которых предусмотрено применение аккумуляторных батарей, сдают в ремонт с годными к эксплуатации аккумуляторными батареями.
Допускается для машин, сдаваемых в ремонт, отсутствие до 10 % крепежных деталей (болтов, гаек, винтов, шплинтов) от их числа, предусмотренного конструкторской документацией, и отдельных мелких деталей (крышек баков и радиаторов, дверных ручек, запоров капотов, головок рычагов управления).
Комплектность составных частей машин, сдаваемых в ремонт отдельно, должна соответствовать требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному методу ремонта машин.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
2.3. Машины и их составные части, сдаваемые в ремонт, должны быть очищены заказчиком от загрязнений, наружные неокрашиваемые поверхности (штоки гидроцилиндров, пневмоцилиндров и др.) покрыты консервирующей смазкой, отверстия внутренних полостей сборочных единиц (впускные и выпускные каналы двигателей, гидронасосов, гидромоторов и др.) закрыты.
У машин, направляемых в ремонт автомобильным, железнодорожным или водным транспортом, должны быть слиты охлаждающая жидкость и топливо, кабина и капот опломбированы.
Допускается снятие с машины отдельных сборочных единиц и деталей (фары, рычаги, щетки стеклоочистителей и др.). Снятые сборочные единицы и детали должны быть упакованы в ящики. На них должна быть составлена опись. Форма описи приведена в рекомендуемом приложении 1.
Из картеров составных частей машин, сдаваемых в ремонт отдельно, должно быть слито масло.
2.4. Машины и их составные части не принимают в ремонт при наличии:
несоответствия комплектности требованиям пп. 1.2, 1.3 и 2.2;
неустранимых дефектов базовых деталей, указанных в нормативно-технической документации;
сборочных единиц и деталей, отремонтированных способом, исключающим возможность последующего их использования или ремонта (сварка вместо предусмотренного крепления болтами и т.п.).
Машины (составные части) не принимают в ремонт также при отсутствии документации, которая должна направляться вместе с ними , или при неправильном ее оформлении.
Машины с дефектами базовых деталей, устранение которых не предусмотрено действующей нормативно-технической документацией, а также с дефектами, возникшими в результате аварии, могут быть приняты в ремонт по соглашению между заказчиком и исполнителем.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
3. ПОРЯДОК СДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ В РЕМОНТ
3.1. Вместе с машиной заказчик направляет исполнителю:
а) формуляр или паспорт машины предприятия-изготовителя;
б) аварийный акт, если машину направляют в ремонт вследствие аварии ;
в) акт о техническом состоянии, если в ремонт направляют машину, не выработавшую ресурс.
При сдаче в ремонт отдельной составной части заказчик направляет паспорт (если он предусмотрен предприятием-изготовителем), а при его отсутствии — справку о ее техническом состоянии. Форма справки приведена в рекомендуемом приложении 2. При одновременной отправке нескольких составных частей в одном упаковочном месте на них составляют опись. Форма описи приведена в рекомендуемом приложении 1.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
3.2. Документация, отправляемая вместе с машинами или составными частями, должна быть упакована заказчиком в пакет из водонепроницаемой бумаги или полиэтиленовой пленки, закреплена и опломбирована на пульте управления машины или на составной части, если ее направляют в ремонт отдельно.
3.3. При приемке поступившей в ремонт машины или составной части исполнитель проверяет:
а) комплектность машины (составной части) внешним осмотром;
б) техническое состояние машины (составной части) внешним осмотром, при помощи средств технической диагностики или путем разборки отдельных составных частей (сборочных единиц);
в) наличие документации в соответствии с требованиями п. 3.1 и правильность оформления формуляра (паспорта).
(Измененная редакция. Изм. № 1)
3.4. На принятую в ремонт машину или составную часть исполнитель составляет акт. Форма акта приведена в рекомендуемом приложении 1 к ГОСТ 19504-74.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ
4.1. Отремонтированные машины (составные части) должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на их ремонт, разработанной в соответствии с ГОСТ 2.602-68. Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных машин (составных частей) должны быть на уровне новых машин (составных частей). Показатели послеремонтного ресурса машин устанавливают в стандартах на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта или в технических условиях на ремонт конкретных видов машин.
4.2. Каждая отремонтированная машина и составная часть должны быть испытаны в соответствии с техническими условиями на их ремонт, приняты службой технического контроля исполнителя, в формуляре (паспорте) машины (составной части) должна быть произведена запись о проведенном ремонте, а на составную часть, не имеющую паспорта, нанесено клеймо службы технического контроля.
4.3. Приемо-сдаточные испытания отремонтированных машин (составных частей) должны производиться с учетом требований ГОСТ 24826-81 и соответствующих документов на конкретные виды машин.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
4.4. Счетчик учета наработки при его монтаже на машину должен быть установлен исполнителем на начало отсчета и опломбирован.
4.5. Отремонтированная машина должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.011-75. На машине исполнителем должны быть восстановлены все надписи, предусмотренные конструкторской документацией на новую машину, в том числе табличка предприятия-изготовителя при ее повреждении.
4.6. На отремонтированной машине исполнитель должен закрепить табличку, соответствующую требованиям ГОСТ 12969-67 и содержащую следующие данные:
а) наименование и товарный знак ремонтного предприятия;
б) наименование и индекс (марку) машины;
в) год и месяц проведения ремонта;
г) обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.
4.7. К отремонтированной составной части исполнитель должен прикрепить этикетку размером 60×40 мм, указав на ней следующие данные:
а) наименование и товарный знак ремонтного предприятия;
б) наименование составной части;
в) наименование и индекс (марку) машины, на которой ее устанавливают;
д) год и месяц проведения ремонта;
е) обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.
4.8. Отремонтированные машины должны быть полностью заправлены, маслами (смазками) и рабочей жидкостью, в соответствие с требованиями, указанными в инструкции по эксплуатации.
Кроме того, машина, отправляемая заказчику своим ходом, должна быть заправлена топливом в объеме, согласованном с заказчиком с учетом обязательной возможности передвижения машин до ближайшего пункта заправки топливо — смазочными материалами.
Составные части машин, выдаваемые из ремонта отдельно, должны быть полностью заправлены смазкой, кроме жидкой смазки картеров
(Измененная редакция. Изм. № 1)
4.9. Кабина и капот машины, отправляемой после ремонта заказчику автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, должны быть опломбированы. Давление в шинах у машин на пневмоколесном или автомобильном ходу должно быть снижено до 70-80 % от номинального. Документация упакована и опломбирована согласно требованиям п. 3.2.
4.10. Машина, отправляемая заказчику после ремонта транспортом любого вида, должна быть подвергнута исполнителем консервации. Вид консервации должен соответствовать ремонтным документам на машины конкретных марок в зависимости от срока хранения (включая время транспортирования) .
(Измененная редакция. Изм. № 1)
4.12. Стрелы, рукояти, ходовые тележки, передние и задние мосты, лебедки, редукторы после ремонта транспортируют без упаковки.
4.13. Комплектность выдаваемых из ремонта машин должна соответствовать конструкторской документации предприятия-изготовителя (без комплекта ЗИП).
Примечание. Допускается отсутствие некоторых мелких составных частей машины, которые не были представлены заказчиком при сдаче машины в ремонт в соответствии с п. 1.7.
Комплектность составных частей, выдаваемых из ремонта отдельно, должна соответствовать требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному методу ремонта машин
4.13. (Введен дополнительно. Изм. № 1)
5. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ИЗ РЕМОНТА
5.1. Выдачу машин и составных частей из ремонта оформляют актом. Форма акта на выдачу машин из ремонта приведена в рекомендуемом приложении 2 к ГОСТ 19504-74.
5.2. К выдаваемой из ремонта машине исполнитель должен прилагать:
формуляр (паспорт) машины предприятия-изготовителя с соответствующими записями в нем о проведенном ремонте, а для грузоподъемных машин и компрессоров записью о первом техническом освидетельствовании;
акт на выдачу машины (составной части) из ремонта.
паспорта отдельных составных частей, представленные заказчиком с машиной;
К составной части, выдаваемой из ремонта отдельно, исполнитель должен прилагать паспорт (если он представлен заказчиком).
Примечание. Допускается вместо документа о консервации и упаковке выполнять соответствующие записи в формуляре (паспорте) машины составной части).
(Измененная редакция. Изм. № 1)
5.3. Получая машину (составную часть) из ремонта, заказчик проверяет:
наличие формуляра (паспорта) и записей в нем о проведенном ремонте и первом послеремонтном техническом освидетельствовании машин, техническое состояние которых контролирует Госгортехнадзор;
комплектность и техническое состояние машины (составной части);
правильность оформления акта на выдачу машины (составной части) из ремонта.
6. ГАРАНТИИ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. Исполнитель должен гарантировать соответствие качества отремонтированной машины (составной части) требованиям нормативно-технической документации на ее ремонт при соблюдении правил эксплуатации машины (составной части).
6.2. Конкретные значения гарантийных сроков и наработок машин устанавливают в стандартах на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта конкретных видов машин или в другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке и указываются исполнителем в акте на выдачу их из ремонта.
6.3. Гарантийный срок исчисляют с момента получения отремонтированной машины (составной части) заказчиком, а гарантийную наработку — с момента ввода отремонтированной машины (составной части) в эксплуатацию. Показания счетчика до начала эксплуатации должны быть занесены в формуляр (паспорт) заказчиком.
6.4. Если в период гарантийного срока машина (составная часть) находилась в ремонте по вине исполнителя, то гарантийный срок продлевают на продолжительность простоя машины (составной части) в ремонте, о чем исполнитель производит соответствующую запись в формуляре (паспорте).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
ОПИСЬ № ____________________ упакованных составных частей машины, направляемых
(наименование, тип, марка и номер машины по системе нумерации
предприятия — изготовителя), направляемой
(наименование владельца машины)
(наименование ремонтного предприятия)
Составные части сняты, проверены, покрыты предохраняющей от коррозии смазкой и упакованы в ___________________________________________________________________
(наименование упаковки и число мест)
Копия описи вложена в ящик № _________
Перечень и число составных частей, упакованных в ящике (ящиках)
Источник Источник http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_10150-2014
Источник Источник Источник Источник http://cable.ru/articles/id-1991.php
Источник http://www.vashdom.ru/gost/24408-80/