ЭБУ BOSCH EDC16C8 для грузовика Iveco Daily: ремонт методом научного тыка; Журнал практической электроники Датагор (Datagor Practical Electronics Magazine)
ЭБУ BOSCH EDC16C8 для грузовика Iveco Daily: ремонт методом научного тыка
Содержание / Contents
- 1 Как все начиналось
- 2 Прошел месяц
- 3 Что я натворил?
- 4 Работа над ошибками
- 5 Как организована память в ЭБУ BOSCH EDC16C8
- 6 Подведём итоги
- 7 P.S.
- 8 Файлы и ссылки
↑ Как все начиналось
Я не знаю, как и где, но этот знакомый нашел новый (!) чип в течение пары дней. Микросхема была успешно заменена и, конечно же, результат остался неизменным – она грелась, как и предыдущая.
При дальнейших попытках пробились управляющие ключи и выгорели печатные дорожки массы.
↑ Прошел месяц
Знакомый купил бэушный блок с разборки. Его поставили – замигал «ключик». Это значит, что штатный иммобилайзер не принял ЭБУ. Ах, если бы я тогда знал, что код иммобилайзера прописан в маленькой восьминогой микросхеме… А, впрочем, все случилось так, как и должно было случиться.
Дело в том, что блок залит герметиком, кроме того, и плата тоже подклеена к корпусу через теплоотводящий кремний-содержащий герметик. Алюминиевая крышка снимается довольно легко, достаточно поддеть её широкой отверткой, и подрезать герметик скальпелем. А вот при отклеивании платы могли возникнуть сложности.
К тому же были и другие ограничения. Владелец сказал, чтобы блок не вскрывали. Как все, наверное, догадались, позже это вылезло боком.
К этому времени я завершил все дела на прошлой работе и перешел в эту контору. Опять эти блоки попали ко мне. Было понятно, чтобы машина заработала, нужно прошить ЭБУ без иммобилайзера. Тут вдруг возник вопрос — а какой конкретно это блок? На блоке наклеено две наклейки.
На одной указан номер и штрих-код производителя, в данном случае «BOSCH 0 281 011 228». На второй — данные прошивки под конкретный двигатель. Вот на второй-то и было написано «IVECO EDC16». Это уже что-то. Порывшись в интернете, почему-то решил, что это EDC16C39. Три дня я разбирался как его перешить. А когда, наконец, догадался проверить блок по номеру на сайте BOSCH, вздрогнул от того, что блок-то оказывается EDC16C8.
Порывшись в интернете и скачав распиновку блока, решил шить через разъём. На форумах были найдены прошивки без иммобилайзера конкретно под этот блок.
Из «оружия» имелись китайские клоны KESS и K-TAG — видимо, наследство от предыдущих электриков. Подключив K-TAG к K-line и нажав в программе кнопку «Read» вдруг понял, что случилось непоправимое – блок ушел в мир иной. Как я это понял? Да всё просто – блок был подключен к лабораторному блоку питания, потребляемый ток вдруг вырос и больше не менялся.
↑ Что я натворил?
Как и предполагалось, процессор ушел в мир иной. Опять греется знакомая микросхема 30460 и сам процессор MPC556LF8MZP40 . Непонятно, правда, почему это случилось. Ведь подключил K-line и питание правильно. Начал думать, что китайцы перепутали цвета проводов, такое действительно бывает. Но нет, провода распаяны правильно, видно что-то другое.
При дальнейшем изучении форумов, понял, что K-TAG может шить только по BDM. А на видео, которое я нашел на просторах паутины шили по K-line, только программатор там был вроде Galetto v.54 , видно он может и так. И, возможно, получилось бы с помощью KESS-а , только в моей версии программы все равно не было грузовиков.
↑ Работа над ошибками
Что же дальше? Как, наверное, уже догадались мои более опытные коллеги, подключение блоков в автомобиль ничего нового не дало. А между прочим, уже два месяца машина стоит, глаза мозолит.
Опять полез в интернет учить матчасть. Процессор – это, вообще-то, контроллер, а поэтому там тоже должна быть прошивка. А в новом, понятное дело, ничего нет. И вот теперь я начал что-то понимать.
↑ Как организована память в ЭБУ BOSCH EDC16C8
Кроме него есть микросхема флеш-памяти AM29BL802CB , там хранятся калибровки двигателя.
И, наконец, маленькая микросхемка EEPROM 95640 от ST, в ней хранится VIN и коды иммобилайзера.
Если ошибаюсь, поправьте в комментариях.
То есть, возвращаясь к ранее написанному, если бы я сразу просто перепаял флеш и EEPROM, машина бы уехала в тот же день!
Но легкий путь – это не для нас. Отважные пираты всегда идут в обход! В интернете был найден и куплен еще один б/у блок, третий по счету. Спасибо продавцу, блок быстро доехал в Крым из Минска.
Нашёл заграничные хелпы для K-TAG-а . Когда распаковал архив, там оказалось множество MHTML-документов, которые открываются с отображение всех внедрённых картинок только через Internet Explorer. Нашел нужный документ по названию, разрешил активное содержимое на странице и увидел, как правильно блок подключить.
Наученный горьким опытом, сначала подключил второй блок, чтобы, в случае чего, не потерять последний шанс. Ура! Блок считался! Был вечер пятницы и я поспешил домой.
На следующее утро я был в предвкушении того, что автомобиль запустится. Считал и первый, оригинальный ЭБУ. Хоть периферия была сгоревшей, но основные микросхемы живы – считались и флеш и EEPROM.
Теперь, не вскрывая третий блок, а только выпилив небольшое окно в области BDM-разъёма, считал прошивку последнего ЭБУ.
Снова взял второй блок, залил в него загрузчик из третьего, а флеш и EEPROM с первого. Собрав на два винта бегу к машине и подключаю. Включаю зажигание – ключик не мигает. Завожу и с пол-оборота машина заводится! Фух! Неужели?
Да, это случилось. Сразу появился хозяин машины, как чувствовал. Прибежали СТО-шники. Не верят.
А мне даже немного грустно, что все закончилось — машина стала мне как родная.
↑ Подведём итоги
Понимаю, что ошибок было допущено много, даже не так — ОЧЕНЬ МНОГО. Мною двигало тщеславие, хотел по-быстрому запустить блок и показать, что являюсь крутым электронщиком. И кто-то там наверху решил меня проучить. Зато теперь я изучил довольно много нового, чего раньше не приходилось касаться.
Стоила ли игра свеч? Однозначно стоила! По деньгам вышло на треть дешевле буэшного комплекта «ЭБУ + иммобилайзер + ключ» и значительно дешевле нового такого комплекта. А приобретенные знания и вообще бесценны.
Сроки, конечно, подзатянул, но на самом деле я дольше ждал, пока придут запчасти. К тому же, сразу обжегшись, я больше не спешил, осторожно изучал все нюансы.
В моем случае на первом блоке было около 90 Ом, на втором около 120 Ом. В нормальном режиме там более 600 Ом.
Блоки покупались по номеру BOSCH. Хотя литраж был разный, это особой роли не играет, калибровки находятся во флеше, данные с которой удалось считать и сохранить.
Немного по K-TAG-у . Он может сохранять полный дамп в своем формате — файл без расширения, судя по размеру, еще и архивированный. Также, при желании, может сохранить дампы каждой отдельной микросхемы. Тогда у каждого типа дампа будет свое расширение. Я использовал второй вариант — собрал итоговый дамп из трех отдельных. Подключение к ЭБУ согласно мануалам, там указано, где разъем, какой кабель необходим, и как подключить к программатору. Все довольно подробно расписано, разобраться не составит труда, несмотря на английский.
↑ Файлы и ссылки
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Ремонт ЭБУ двигателя
Найдите специалиста по чип-тюнингу
Сделайте чип-тюнинг у проверенного специалиста с выдачей сертификата и возможностью манибэка.
АДАКТ против удаления корректно работающего катализатора.
Узнайте про возможные последствия для автомобиля.
Электронный блок управления двигателя (ЭБУ, ECU или, если точнее, ECM и PCM) является центром, объединяющим различные подсистемы автомобиля. От корректного функционирования данного блока зависит «жизнеспособность» всего авто: именно он управляет работой двигателя, чтобы тот выдавал оптимальную производительность. Поэтому и говорят, что двигатель является сердцем автомобиля, а ЭБУ — его мозгами.
Внешний вид ЭБУ Январь 7.2
Принцип работы ЭБУ
Блок управления представляет собой микросхему с микропроцессором и программным обеспечением. Задача ЭБУ собирать данные, обрабатывать их и отдавать команды исполнительным механизмам.
Как это происходит:
- С момента пуска двигателя и до его остановки в ЭБУ поступают показания от датчиков в моторном отсеке, выпускном коллекторе и от других подсистем. Например, по датчику детонации происходит корректировка угла опережения зажигания, по датчику кислорода — корректировка количества впрыскиваемого топлива и т. д.
- Программа ЭБУ анализирует полученные данные по заложенным в память картам производительности (топливные карты, карты зажигания, моментные модели и т. п.) и рассчитывает, например, какое количество топлива необходимо впрыснуть при данном режиме работы ДВС.
- Затем ЭБУ формирует управляющие команды и передает их на различные исполнительные устройства (форсунки, модуль зажигания, бензонасос, регулятор ХХ, клапан рециркуляции выхлопных газов, клапан продувки адсорбера и др.). В примере с впрыском топлива, ЭБУ передает на форсунки электрический импульс нужной длительности.
Весь этот процесс проходит в режиме реального времени и с учетом большого количества переменных.
Микропрограммы современных ЭБУ можно считывать, перепрограммировать и записывать обратно, подменяя штатную. Это дает возможность вносить значительные изменения в работу всего авто: от отключения определенных систем до установки новых (например, чтобы установить на атмосферный мотор турбокомпрессор так, чтобы ДВС при этом работал корректно).
Неисправности ЭБУ двигателя
Проблемы с блоком обычно принято делить на два типа:
- Штатные неисправности.
Неисправности такого рода часто возникают из-за замыкания проводки и выхода из строя датчиков. К этому же типу неисправностей можно отнести недоработку с завода. Например, на некоторых отечественных авто распространены случаи заполнения ЭБУ тосолом из-за неудачного расположения блока в автомобиле:
Неудачное расположение ЭБУ на Ладе Калине часто приводило к попаданию в него тосола
К этому типу относятся неудачные попытки прошить или отремонтировать ЭБУ. Такие неисправности намного серьезней, так как возникают проблемы несвойственные конкретному блоку. Анализ и дефектовка может занять много времени.
Частые причины выхода из строя ЭБУ
- Короткое замыкание соленоидов;
- Трещины на плате, особенно в местах спайки;
- Перегрев блока;
- Коррозия от попадания влаги или техжидкостей, длительного воздействия влажности, перепадов температур (актуально не для всех блоков и автомобилей).
В целом даже несложный с виду ремонт ЭБУ может привести к большим проблемам для автовладельцев. Например, при замене обыкновенного транзистора, который вышел из строя, можно случайно или по неопытности установить транзистор не того типа, что приведет к перегреву других элементов платы. Обычно это влечет за собой выход из строя процессора и блока в целом.
Сгоревший транзистор на контроллере Автэл М73
Также мастера, берущиеся за работу по ремонту блоков управления и не имеющие достаточного опыта и умения работы с нежной электроникой, в процессе пайки могут перегреть элементы или неверно их установить.
Признаки возможных проблем с ЭБУ
Слабых мест у блока двигателя достаточно, но также часто бывает, что проблема не в самом ЭБУ. Здесь поможет комплексная диагностика машины и проверка опытным автоэлектриком.
Что может указывать на неисправность блока двигателя:
- загорелся Check Engine,
- проблемы с зажиганием, пропуски,
- двигатель глохнет после запуска, вообще не заводится, троит,
- неадекватное поведение при нажатии педали газа,
- произвольные включения системы охлаждения мотора.
Более явные симптомы можно определить диагностическим оборудованием: например, если появились нестираемые ошибки, перестали поступать данные от датчиков или связь с блоком вообще отсутствует.
Ремонт ЭБУ
Как указали выше, по одним только симптомам точно установить поломку блока нельзя. Поэтому перед ремонтом обязательно проводится диагностика ЭБУ, других блоков, систем и датчиков, проверка проводки. Когда точно установлено, что причина в ЭБУ и она носит не программный характер, производится ремонт:
- Снятие блока, прозвонка контактов.
- Вскрытие и внешний осмотр платы для обнаружения физических неисправностей: обрывы, поврежденные детали и т. д.
- Замена поврежденных элементов, восстановление пайки, дорожек и др. подобные работы.
- Замеры напряжения, диагностика.
- Сборка и герметизация.
Если проблема по программной части, разборка блока может и не потребоваться. В некоторых случаях помогает перепрошивка ЭБУ или наоборот откат к заводским настройкам. Но в любом случае точную причину можно обнаружить только после качественной диагностики и проверки осциллографом.
Если у вас возникли подозрения, что ЭБУ сбоит, обращайтесь на диагностику к нашим партнерам. Специалисты установят причину проблем и при необходимости сделают ремонт ЭБУ (как программной, так и аппаратной части). Найти ближайших партнеров АДАКТ можно на карте ниже.
От «Мазды» и «Форда» – до МАН ТГА: ремонт блока управления двигателем популярных марок машин
Эффективность работы автомобиля зависит от слаженности устройств, формирующих общую систему функций. Ремонт блока управления двигателем Bosch , МАЗ , Мазда , МАН ТГА , Ивеко Мерседес Актрос и т.д. – один из наиболее частых запросов, скоторыми водители обращаются в сервисную службу.Из-за выхода из строя важного конструктивного элемента буквально «глохнет» двигатель, который в обычном рабочем режиме:
- получает информацию от различных датчиков;
- обрабатывает данные, согласно алгоритму управления;
- передает задачу на исполнительные устройства и системы, т.д.
Электронный блок управления (ЭБУ) контролирует ряд важных функций двигателя, как:
- силовую мощность;
- объем расхода топлива;
- зажигание;
- регулировка температуры жидкости охлаждения;
- управление газораспределением;
- крутящий момент и т.д.
Блоку управления двигателем подконтрольно программное и аппаратное обеспечение, а потому выход из строя оборудования влечет общий технический коллапс.
Актуальность диагностики и ремонта блока управления двигателем
Ремонт ЭБУ двигателя – мера крайняя и реализуется после констатации поломки, аравно и установления ее причины. Поводов для выхода из строя электронной системы сигналов и датчиков достаточно: от механических (короткое замыкание, неисправность свечей) – до банальных программных сбоев.
Чтобы риск неожиданного отказа двигателя не был велик, необходимо проводить плановую диагностику блока управления двигателем с привлечением профессиональных специалистов.
Ремонт блока управления двигателем Нисан,Тойота,Опель, Ситроен, Фольксваген, Пежо, Форд, Эбу УАЗ Хантер и других марок авто отличается особенностями устройства конкретной электронной системы и носит индивидуальный характер.
Осуществить самостоятельно ремонт ЭБУ двигателем нереально – и не безопасно.Определить причину сбоя электроники и ликвидировать поломку способны только профи, имеющие опыт починки системы конкретной марки авто.
«АвтоБлоки»: наши преимущества в отрасли ремонта блока управления двигателем
Комплексный или локальный ремонт блока управления двигателем МАЗ, JSB, Мерседес, Опель, Форд и других брендов авто начинается с диагностики, в ходе которой:
- определяется исходное состояние предохранителей и реле;
- подаются входящие сигналы датчиков
- выполняет сопоставление данных с технической документацией на авто;
- исключается или подтверждается выход из строя именно системы электроники.
Если отсутствуют импульсы на форсунки и катушку зажигания, проблемным остается обозначенный блок управления двигателем (на что часто указывают такие неполадки, как не санкционированная активация кондиционера, непроизвольное отключение аудиосистемы и т.д.)
Риск деформации электроники усиливается в период межсезонья (при воздействии климатических факторов) и в результате ударов, ДТП, поэтому диагностика блока управления двигателем необходима как мера исключающая поломку при внешне рабочих датчиках.
После диагностики, когда зона и тип повреждения определены, начинается ремонт. Цена процедуры зависит от глобальности проблемы. При аппаратной поломке производится очистка и замена плат, контактов, тогда как программный сбой требует, например, перепрограммирования или перепрошивки.
Мы гарантируем недорогой и качественный ремонт электронных модулей управления двигателем для грузовых и легковых авто в максимально сжатые сроки, потому что:
- в нашем штате сотрудников – только квалифицированные специалисты;
- мы оперируем собственным парком диагностического и ремонтного оборудования;
- у нас большой опыт работы с машинами все возможных марок;
- мы действуем на результат.
Источник Источник http://datagor.ru/practice/car-electronics/2944-ecu-bosch-edc16c8-iveco-repair.html
Источник http://adact2.ru/remont-ebu
Источник http://xn--80acczjftc6a.xn--p1ai/services